Авианесущий крейсер и авианосец разница

Авианосец «Адмирал Кузнецов» и корабли СФ отразили атаки
«противника»

Ничего подобного.
Авианосец — это корабль, основным вооружением которого являются самолеты и вертолеты. Точка. Заметьте — ни слова о количестве ЛА в определении нет.
Так же ни слова нет о другом (не основном) вооружении.
Вот например французский Шарль де Голль.

Сие авианосец. Не смотря на то, что ЛА на борту он может нести не больше чем Кузнецов.
Или вот еще британские корабли типа Инвизбл

Тоже авианосцы. Не смотря на авиакрыло втрое меньшее чем у Кузи
Это было по вопросу количества ЛА.
Теперь о вооружении.
Внимание, авианесущий крейсер:

Это итальянский Джузеппе Гарибальди.
По количеству ЛА — близнец Инвизибла. Крейсерское вооружение — отсутсвует (так же как на Инвизибле). Но Инвизибл — авианосец, а вот Гарибальди — крейсер. Авианесущий. Почему-то…
А дело то все в том, что Италии было запрещено иметь свои авианосцы. Вот и пришлось строить «авианесущий крейсер». Вот и вся разница.
С «Кузнецовым» ситуация аналогичная. Турция имеет право запретить авианосцу проход через Босфор и Дарданеллы. А Кузю строили на Черном море, и как минимум один раз через проливы пришлось бы пройти. Вот и назвали его «крейсером», чтобы не нарываться. Тем более авианесущими крейсерами были корабли проекта 1143 (вот это были действительно АК, ибо авиациооное вооружение у них было мягко говоря слабовато, а усилить его — было невозможно ввиду отсутствия сквозной полетной палубы) и в какой то мере класс достался Кузе по наследству.
Резюме.
Формально — да Кузнецов это ТАВКР. Под таким обозначением он числится в нашем флоте.
Реально — это авианосец. С некоторыми особенностями конструкции, но не более того.
Абсолютно достойный соперник для Де Голля, не говоря уже о прочих. Уступает только Нимицам.

Битва за Мидуэй

Сражение у атолла Мидуэй КРТ Mikuma, потерянный в ходе сражения за Мидуэй

ТВД Тихий океан
Место Атолл Мидуэй
Период Вторая Мировая война
Характер сражения Генеральное сражение

Противники


США

Япония

Командующие силами сторон Силы сторон

4 авианосца, 7 тяжелых крейсеров, 1 легкий крейсер, 15 эсминцев, 19 подводных лодок, 352 самолета. 190 кораблей, в том числе 11 линкоров, 8 авианосцев, 23 крейсера и 65 эскадренных миноносцев. Более 700 самолетов авианосного и берегового базирования (на авианосцах Нагумо — 261 самолет). Около 100 000 моряков, 20 адмиралов

Потери

1 тяжёлый авианосец, 1 эсминец, 150 самолётов, 307 человек. 4 тяжелых авианосца, 1 тяжелый крейсер, 248 самолетов и около 2500 человек личного состава (по другим данным — более 3 тысяч), в том числе наиболее опытных пилотов палубной авиации.

Сражение у атолла Мидуэй — крупное морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане, произошедшее в июне 1942 года. Решительная победа флота США над Объединённым флотом Японии стала поворотной точкой в войне на Тихом океане. Японский флот, потерявший 4 тяжёлых авианосца, 248 самолётов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Общие данные

Атолл Мидуэй расположен в центральной части Тихого океана, в 1 136 милях к северо-западу от Гавайских островов, и занимает очень выгодное стратегическое положение, находясь примерно в центре треугольника, образованного японской базой на Уэйке и американскими — в Датч-Харборе и Перл-Харборе. Захват его открывал большие возможности для планирования и осуществления дальнейших операций японского флота.

Расстановка сил и маневрирование противников накануне сражения за Мидуэй.

Идея захвата Мидуэя родилась еще в феврале 1942 года, однако вплоть до середины апреля не были разработаны детали плана и сам он в целом утвержден не был.

Рейд 16 сухопутных бомбардировщиков В-25В Mitchell подполковника Джеймса Дулиттла на Токио с борта USS Hornet, состоявшийся 18 апреля 1942 года, поставил точку во всех спорах вокруг дальнейших военных действий Японии на Тихом океане. Штаб Объединенного флота Японии уже не сомневался, что задуманную операцию следует провести как можно быстрее.

Главная цель операции со стороны Японии — уничтожение флота противника. Прикрытие и поддержка высадки десанта на атолл Мидуэй — вторая по важности задача.

Важное примечание, в мае 1942 года криптографы военной разведки США взломали японский военно-морской код JN-25, и о готовящейся японцами операции стало известно заранее, включая точное место удара и состав атакующих сил.

Карта-схема действий авианосцев в ходе сражения за Мидуэй, 4 июня 1942 года.

Характеристика участвующих сторон

ВМС Японии

Силы Объединенного японского флота были сведены в четыре соединения, каждое из которых выполняло конкретную боевую задачу.

Японские корабли предполагалось развернуть следующим образом:

  • ядро Главных сил Ямамото — в 600 милях к северо-западу от о. Мидуэй;
  • соединение Такасу — в 500 милях к северу от сил Ямамото;
  • соединение Нагумо — в 300 милях к востоку от сил Ямамото;
  • соединение Какута — в 300 милях к востоку от соединения Такасу.

Соединение подводных лодок к 2 июня должно было развернуться в три завесы с задачей обнаружить приближение противника. Завесы предполагалось расположить следующим образом:

Экипажи эскадрильи VT-6 осматривают свои торпедоносцы Douglas TBD-1 Devastator перед началом битвы за атолл Мидуэй, июнь 1942 года. ВМС США

Из четырех авианосцев на Тихом океане в Перл-Харборе находились только USS Enterprise и USS Hornet 16-го оперативно-тактического соединения вице-адмирала Уильяма Хэлси. 27 мая в базу вернулся поврежденный бомбами в Коралловом море USS Yorktown, который удалось привести в порядок и подготовить к ведению действий в удивительно короткий срок.

USS Enterprise и USS Hornet (под командованием контр-адмирала Реймонда Спрюэнса) действовали совместно с АВ Yorktown контр-адмирала Фрэнка Флетчера и, не замеченные противником, ожидали на позиции примерно в 550 км на северо-восток от атолла.

Хронология подготовки и хода сражения

Бой велся на дальней дистанции — основные участники не приближались друг к другу менее чем на 150 км.

Дата Событие Примечание
5 мая 1942 года Императорская ставка Японии издает директиву № 18, в которой приказывает Объединенному флоту, взаимодействуя с армией, обеспечить захват атолла Мидуэй и западной гряды Алеутских островов.

Вся операция была закодирована как «Операция MJ», Алеутские острова обозначались «АО», а сам Мидуэй — «AF».

15 мая 1942 года Японские транспорты с морскими пехотинцами капитана 1-го ранга Ота на борту вышли в район сосредоточения сил вторжения у острова Сайпан,

Командующий Тихоокеанским флотом ВМС США адмирал Честер У. Нимиц начал собирать силы для отражения японского удара. 16- и 17-му оперативным соединениям приказано немедленно возвращаться в Перл-Харбор.

25 мая 1942 года Разведка ВМС США в Перл-Харборе перехватывает и дешифрует длинное донесение японцев, в котором перечислялись все боевые соединения, принимающие участие в операции, корабли, командиры кораблей, курсы, время выхода. Главная новость — в соединение Нагумо больше не входят авианосцы IJN Shōkaku и IJN Zuikaku, а начало операции отложено на более поздний срок, примерно — на 3-5 июня. IJN Shōkaku поврежден в сражении в Коралловом море, IJN Zuikaku в сражении в Коралловом море лишился большей части своей авиагруппы.
26 мая 1942 года, полдень Главную базу японского флота покинули минные заградители, охотники за подводными лодками и сторожевики, рассчитав свои маршруты так, чтобы иметь возможность заправиться топливом на острове Уэйк. На севере из военно-морской базы Оминато вышло 2-е ударное авианосное соединение контр-адмирала Какута (легкие авианосцы IJN Ryūjō и IJN Jun’yō), назначенное для атаки Алеутских островов.
27 мая 1942 года На рейде Хасира в 6 часов утра флагманский авианосец Akagi поднял сигнал: «Выход согласно ордеру No 5». Первым вышел из гавани легкий крейсер IJN Nagara (флагманский корабль 11-ти эсминцев охранения), затем тяжелые крейсеры IJN Tone и Chikuma, за ними линейные корабли IJN Haruna и IJN Kirishima и, наконец, в строю двух кильватерных колонн базу покинули авианосцы Akagi, Kaga, Sōryū и Hiryū.

На борт авианосца Enterprise в Перл-Харборе поднялся адмирал Нимиц, чтобы вручить награды летчикам, отличившимся в прошлых боях. Прикрепляя крест «За летные боевые заслуги» к груди лейтенанта Роже Меле, адмирал, взглянув в глаза офицеру, сказал: «Мне кажется, что в ближайшие дни у вас будет шанс заслужить еще один орден».

После полудня в Перл-Харбор вернулось 17-е оперативное соединение адмирала Флетчера (USS Yorktown). Флагман соединения, минуя причальную стенку, сразу был поставлен в сухой док No 1 для осмотра повреждений и ремонта. «Корабль должен быть введен в строй через три дня», — приказал Нимиц.

На этот момент 17-е оперативное соединение (USS Yorktown) уже 101 день провело в море, командам требовался отдых, который они, в связи со складывающейся обстановкой, естественно не получили.
28 мая 1942 года На рассвете эсминцы 16-го оперативного соединения Тихоокеанского флота ВМС США снялись с якорей и, пройдя кильватерной колонной входной канал Перл-Харбора, вышли в открытое море. За ними вышла пара танкеров, затем крейсеры и позади всех авианосцы USS Enterprise и USS Hornet.
29 мая 1942 года В 6 часов утра главные силы Объединенного флота Японии покинули базу на о. Хасира. Первыми вышли главные силы Соединения вторжения на атолл Мидуэй под командованием вице-адмирала Кондо: легкий крейсер IJN Yura и семь эскадренных миноносцев 4-й эскадры; за ними следовали 4-я дивизия тяжелых крейсеров (IJN Atago, IJN Chōkai), 5-я дивизия тяжелых крейсеров (IJN Myōkō, IJN Haguro), 1-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей (IJN Hiei, IJN Kongō), легкий авианосец IJN Zuihō и эскадренный миноносец. Адмирал Кондо держал свой флаг на тяжелом крейсере IJN Atago.

Главные силы флота, насчитывавшие 32 корабля, вышли вслед за кораблями Кондо. Первыми шли легкий крейсер IJN Sendai и 20 эскадренных миноносцев под командованием контрадмирала Хасимото (командир 3-й эскадры эскадренных миноносцев); за ними следовали 9-я дивизия легких крейсеров (IJN Kitakami и IJN Ōi; командир — контр-адмирала Киси), 1-я дивизия линейных кораблей (IJN Yamato, IJN Nagato, IJN Mutsu) под непосредственным командованием адмирала Ямамото и 2-я дивизия линейных кораблей (IJN Ise, IJN Hyūga, IJN Fusō, IJN Yamashiro; командир — вице-адмирала Такасу). Замыкали строй легкий авианосец IJN Hōshō и один эскадренный миноносец.

Продвигаясь на восток через Тихий океан, громадный флот растянулся огромной дугой от Курил до Гуама, тратя в сутки топлива больше, чем за год мирного времени.

В море одновременно находились 190 кораблей японского флота, в том числе 11 линкоров, 8 авианосцев, 23 крейсера и 65 эскадренных миноносцев. Более 700 самолетов авианосного и берегового базирования прикрывали эту армаду с воздуха. Всего около 100 000 японских моряков вышли в море, ведомые 20 адмиралами.
3 июня Около 9-00 утра адмирал Ямамото получил донесение с флагманского корабля контр-адмирала Танака легкого крейсера IJN Jintsū, который находился в непосредственном охранении транспортов с десантом. В донесении сообщалось, что «в 09.00 разведывательный самолет противника обнаружил наши транспорты в 600 милях к западу от атолла Мидуэй».

Соединение Нагумо, держа курс на юго-восток, со скоростью 24 узла направлялось к атоллу Мидуэй. В центре боевого порядка шли четыре авианосца, а линейные корабли IJN Haruna и IJN Kirishima, тяжелые крейсера IJN Tone и IJN Chikuma, легкий крейсер IJN Nagara и 12 эскадренных миноносцев осуществляли ближнее и дальнее круговое охранение.

4 июня, 04.30 Вице-адмирал Нагумо отправил в первый налет на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей (точные данные о численности группы Томонаги во время налета на Мидуэй будут получены только после войны: 36 пикирующих бомбардировщиков D3A Val, 36 горизонтальных бомбардировщиков B5N Kate, 36 истребителей A6M Zero). Соединение Нагумо находилось приблизительно в 400 км от цели и продолжал приближаться к ней на высокой скорости.
4 июня, 07.05 Эскадренный миноносец, находившийся впереди соединения Нагумо, поднял сигнал: «Вижу самолеты противника!» Дублируя предупреждение, он выпустил облако черного дыма и открыл огонь из зенитных орудий. Это были 6 бомбардировщиков-торпедоносцев Grumman TBF Avenger. Японские истребители атаковали и три из них сбили. Последний самолет отказался от атаки и повернул назад, преследуемый истребителями. Минуту спустя на горизонте появились шесть средних бомбардировщиков береговой авиации.
4 июня, 8:45 С авианосца USS Yorktown начали взлёт 12 торпедоносцев Douglas TBD Devastator капитана 3 ранга Месси. Его эскадрилья была перехвачена в 15 км от японских авианосцев. Самолеты прорвались к японским кораблям, идя на высоте 50 метров, и разделились на две группы для атаки с двух сторон. Четыре самолёта сбросили торпеды, из них два были сразу сбиты, а два вернулись на авианосец. Это была восьмая американская атака за утро. В 10:15 бо́льшая часть атакующих самолётов была уничтожена. Капитан 3 ранга Месси был сбит в самом начале атаки, командование группой принял на себя старшина Эдерс.
4 июня, 16.49 Линейному кораблю IJN Haruna пришлось выдержать атаку четырех бомбардировщиков, а 19 минут спустя — еще двух. Но ни одна из бомб не попала в цель, и линейный корабль остался невредимым.
4 июня, 17.20 Тяжелый крейсер IJN Tone атаковали три пикирующих бомбардировщика, в 17.28 — еще девять и затем в 18.18 три бомбардировщика базовой авиации, но крейсер остался невредимым.
4 июня, 17.32 IJN Chikuma уклонился от атаки девяти пикирующих бомбардировщиков, в 17.45 — от атаки одного и в 18.10 — трех бомбардировщиков базовой авиации.
4 июня, 18.26 ЛК IJN Haruna атаковали бомбардировщики базовой авиации, но и на этот раз он избежал попаданий.
5 июня 1942 года В 02.55 отдан приказ о прекращении операции по захвату атолла Мидуэй. В это время адмирал Ямамото, пользуясь последними часами темноты, продолжал вести свои линейные корабли на восток, чтобы соединиться с силами Нагумо и Кондо, выходящими из района боя.

Потери и итоги

За несколько дней военных действий Императорский флот Японии потерял 4 тяжелых авианосца, 1 тяжелый крейсер, 248 самолетов и около 2500 человек личного состава (по другим данным — более 3 тысяч), в том числе наиболее опытных пилотов палубной авиации.

Потери США составили 1 тяжёлый авианосец, 1 эсминец, 150 самолётов, 307 человек.

По итогам битвы за Мидуэй расклад сил на Тихом океане кардинально изменился. Япония перешла от наступательной тактики ведения боевых действий к стратегической обороне и ее поражение в войне было лишь вопросом времени.

Потери авиации при атаке ВМБ Мидуэй

Согласно американским отчетам, защитники острова считали, что во время атаки на атолл было сбито или повреждено до 67 японских самолетов: десять — огнем зенитных орудий, а остальные — в воздушном бою. Реальные потери японцев составили лишь пять самолетов.

Японские летчики заявили о том, что им удалось сбить 42 американских самолета. На самом деле всего в воздухе находилось 26 американских самолетов, из них только два вернулись на остров невредимыми. Остальные были или сбиты, или сильно повреждены.

Повреждения ВМБ Мидуэй, потери личного состава

В значительной степени повреждена взлетно-посадочная полоса; на аэродроме погибло более 20 человек. На о. Санд-Айленд уничтожены ангар для гидросамолетов и склад цистерн с горючим.

Повреждения и затопление USS Yorktown

Поврежденный во время сражения за атолл Мидуэй USS Yorktown.

После полудня пикирующие бомбардировщики с IJN Hiryū обнаружили USS Yorktown и нанесли по авианосцу три удара. В детальном отчёте о повреждениях корабля от 9 марта 1943 года сообщается, что первая бомба поразила полётную палубу в районе второго самолётоподъёмника; вторая бомба взорвалась в дымовой трубе; третья – пробила палубу в районе первого самолётоподъёмника и взорвалась на третьей палубе. Около 12.20 горящий корабль потерял ход. Авианосец получил серьёзные повреждения и смог дать 19-узловый ход только через два часа. В ходе налета второй ударной волны с IJN Hiryū около 14.45 USS Yorktown получил две торпеды. Последствия данных попаданий американские офицеры описывают в самых мрачных тонах: «Когда крен достиг 26 градусов, командир корабля и офицер по контролю за повреждениями считали, что корабль может перевернуться в течение нескольких минут». Покинутый командой, он все еще удерживался на плаву и был взят на буксир.

USS Yorktown был потоплен 7 июня 1942 года в результате действий противника во время и после битвы за Мидуэй. Военно-морское министерство, имея серьёзные основания полагать, что потеря USS Yorktown неизвестна врагу, удерживало информацию о данном событии, которое имело жизненно важное значение для операций, происходящих в южной части Тихого океана с начала августа.

Повреждения и гибель IJN Akagi

Я взглянул вверх и увидел три вражеских самолета, в крутом пике идущие прямо на наш корабль. Послышалось несколько торопливых очередей зенитных автоматов, но было уже поздно. Американские пикирующие бомбардировщики стремительно приближались. Вот несколько черных капель отделилось от их крыльев. Бомбы! Они летели прямо на меня! Инстинктивно я упал на палубу и пополз за щит управления.

Оглядевшись, я был потрясен разрушениями, произведенными в течение нескольких секунд. В полетной палубе, как раз позади центрального лифта, зияла огромная дыра. Сам лифт был скручен, как полоска фольги. Искореженные листы палубной обшивки причудливо свернулись. Самолеты горели, охваченные густым черным дымом. Пламя разрасталось все сильнее и сильнее.

Из воспоминаний Мицуо Футиды, командира авиагруппы авианосца IJN Akagi

IJN Akagi получил два прямых попадания: одно в задний срез центрального лифта, другое — в участок полетной палубы по левому борту. В обычных условиях ни одно из этих попаданий не смогло бы вывести из строя авианосец, но вызванные пожаром взрывы горючего и боеприпасов сделали свое дело. Пламя молниеносно распространялось по кормовой части полетной палубы, охватывая один за другим выстроенные крыло к крылу самолеты. Начали рваться торпеды, делая невозможной борьбу с огнем. В 18.00 командир корабля Аоки отдал приказ команде оставить авианосец. 5 июня в 03.50 адмирал Ямамото отдал приказ о затоплении авианосца, который был выполнен эсминцами эскорта. В течение 20 минут четыре эскадренных миноносца выпустили торпеды. Семь минут спустя авианосец скрылся под водой. Место гибели корабля находится на 30°30’сев. широты и 179°08′ зап. долготы. Время гибели — 04.55.

На IJN Akagi погибло 263 человека. Все остальные члены его команды были спасены.

Повреждения и гибель IJN Kaga

В 10.24 девять пикирующих бомбардировщиков атаковали авианосец. Каждый из них сбросил по одной бомбе. Первые три упали рядом с кораблем. Они не причинили никакого вреда. Однако следующие по меньшей мере четыре бомбы попали в носовую, среднюю и кормовую части полетной палубы. Бомба, попавшая в носовую часть корабля, как раз перед мостиком, взорвала стоявшую там небольшую цистерну с бензином. Высоко взметнувшееся пламя охватило мостик и прилегающие участки палубы. Командир корабля Окада и большинство других офицеров, находившихся на мостике, погибли на месте. Из старших офицеров в живых остался лишь командир авиационной боевой части капитан 2 ранга Амагаи. Он немедленно принял командование кораблем. IJN Kaga, который получил бомбовые попадания почти одновременно с IJN Akagi, оставался на плаву гораздо меньше времени. В 16.40 капитан 2 ранга Амагаи отдал приказ оставить корабль. Все, кому удалось уцелеть, были переправлены на эскадренные миноносцы. В 19.25 раздались два сильных взрыва и авианосец пошел ко дну. Место его гибели — 30°20′ сев. широты и 179° 17′ зап. долготы. В этом бою погибла треть команды авианосца — 800 человек.

Повреждения и гибель IJN Sōryū

В 10.25 IJN Sōryū был атакован 13 американскими пикирующими бомбардировщиками и получил в течение трех минут три попадания. Первая бомба разорвалась на полетной палубе перед носовым лифтом, а две следующие накрыли центральный, до неузнаваемости разворотив палубу. Вскоре огонь перекинулся на цистерны с бензином и погреб для боеприпасов. К 10.30 пылающий, окутанный клубами дыма корабль представлял собой ужасающее зрелище. Вызываемые огнем взрывы следовали один за другим.

В течение десяти минут остановились главные машины, вышла из строя система рулевого управления, были уничтожены пожарные магистрали. Уже через 20 минут после попадания первой бомбы авианосец был охвачен таким сильным пламенем, что его командиру Янагимото пришлось отдать приказ покинуть корабль. Спасающихся японских моряков подбирали эскадренные миноносцы IJN Hamakaze и IJN Isokaze.

В 19.13 на глазах членов команды, которые находились на борту эскадренных миноносцев, IJN Sōryū погрузился под воду, унося с собой тела 718 человек и своего командира. Место погружения авианосца — 30°38′ сев. широты и 179°13′ зап. долготы.

Повреждения и гибель IJN Hiryū

IJN Hiryu уклоняется от атаки бомбардировщиков B-17.

IJN Hiryū действовал в отдалении от остальных кораблей соединения Нагумо и до времени избежал их печальной участи. Начиная с рассвета, корабль атаковало не менее 79 самолетов, но ему удалось уклониться от 26 торпед и 70 бомб. В 17.03 авианосец с юго-запада, со стороны солнца атаковали незамеченными 13 пикирующих бомбардировщиков с USS Hornet (по американским данным самолетов было около 40).

На IJN Hiryū открыли огонь и резко переложили руль на правый борт. Этот маневр позволил уклониться от первых трех бомб, но остальные бомбардировщики добились четырех прямых попаданий в палубу, которые вызвали пожары и взрывы на корабле, и еще четыре бомбы разорвались рядом с бортом, повредив обшивку и вызвав течь.

В 21.23 IJN Hiryū остановился и начал крениться. Пожарные помпы и рулевое устройство бездействовали. По мере заполнения отсеков водой, крен корабля увеличивался и в конце концов достиг 15°. Через некоторое время неподвижный авианосец был вновь атакован на этот раз бомбардировщиками В-17, но ни одна из бомб не попала в цель. В конце концов корабль был затоплен экипажем. Вместе с кораблем погиб отказавшийся покинуть его командир 2-й дивизии авианосцев контр-адмирал Тамон Ямагути.

Оценка события современниками

Читая о событиях 4 июня, я все больше убеждаюсь в том, что судьба играет иногда большую роль в морском сражении. Нас незаслуженно хвалят за то, что мы сумели выбрать наиболее подходящий момент для нападения на японские авианосцы, когда они находились в самом невыгодном положении. Раймонд А. Спрюэнс

Газетные публикации 9-13 июня 1942 года создавали в американском обществе неверное впечатление, что сражение было выиграно «летающими крепостями» и другими самолётами берегового базирования. Получалось, что «тяжёлые армейские бомбардировщики остановили японский флот, потопив и повредив, по данным генерала Арнольда, 33 корабля противника». В New York Times посчитали эту новость заслуживающей первой полосы, что сделало «подвиг» пилотов В-17 известным всей Америке.

6 июня 1942 года на первой полосе The New York Times публикуется статья одного из наиболее авторитетных обозревателей – Роберта Трамбулла: «Наши великолепные лётчики». В статье приводились слова адмирала Нимица о том, что 4–6 июня у о. Мидуэй «была одержана великолепная, впечатляющая победа», и «японский флот отступил, понеся тяжёлые потери, включая несколько повреждённых авианосцев, линкоров и крейсеров».

В периодической печати США за весь период реального хода сражения (с 4 по 6 июня 1942 года) так и не был обнародован состав японского флота; СМИ ограничились упоминаниями, что у противника было неизвестное число авианосцев, линкоров, крейсеров, транспортов. Противостоящие им американские силы оставались для общественности полной загадкой. Дело с командующими обстояло похожим образом: было известно, что Тихоокеанским флотом США руководит Нимиц, но кто командует японскими соединениями при Мидуэе – неизвестно.

Только 27 июля 1942 года в журнале Life публикуется подробная хронология сражения. Битва разделена на 12 фаз, и для каждой в издании представлена схема с детальными комментариями, из которых следует, что решающий вклад в сражение внесли палубные пикирующие бомбардировщики, сумевшие поразить в одной атаке 3 японских авианосца.

Примечания

Образ в искусстве

В репертуаре шведской пауэр-метал группы Sabaton, основная тематика которой является война и различные военные конфликты и эпизоды из них, есть песня «Midway».

Текст оригинала:

Send them over the waves
Our sentinels
They report in the news
Position of our foes

This battlefield´s been choosen, tactically in advance
Time to alert our fighters
We´re soon in range

Midway
We’ll meet at Midway
Naval War

Calling all men to deck
Got to be airborne
Head out into the sun
Descending on our foes

This is the crucial moment, in the heat of the war
To fly and hit our targets
Down in the waves

Far from shore, a pacific war
bombs are falling from the skies
Its a bombrun day, it the naval way
A bloodred sun is on the rise

По события битвы при Мидуэе был снят художественный фильм, также сражение упоминается или даже показывается в большинстве фильмов, посвящённых боевым действиям на Тихоокеанском ТВД.

Мидуэй(1976): Жанр: военный, история, боевик. Режиссёр: Джек Смайт. В ролях: Чарлтон Хестон, Генри Фонда, Джеймс Коберн

Также, финальной сюжетной аркой аниме-сериала Kantai Collection является «переигрывание» сражения за Мидуэй (Японская сторона сумела победить не без стараний главной героини — Фубуки).

Ссылки

Литература и источники

Интернет-ресурсы

Галерея изображений

  • Палуба АВ Yorktown после попадания трех японских бомб, 4 июня 1942 года.

  • Горящий японский АВ Hiryu

Авиаторы и их друзья

Это было одной из самых значительных морских битв на тихоокеанском театре действий Второй мировой войны. Оно произошло между соединениями императорского флота Японии и силами союзников из США и Австралии. Данное сражение было первым столкновением авианесущих группировок, а также первым случаем в истории, когда корабли не видели судов противника и не сделали ни одного выстрела друг по другу.

Продвижение японских сил с декабря 1941 по апрель 1942 года

К середине апреля, когда Первый Авианосный Флот адмирала Нагумо вернулся на свои базы в Японии, Великая Восточно-Азиатская империя была создана. Но оставались некоторые проблемы. Только 6 мая после капитуляции армии генерала Уэйнрайта на Коррегидоре были полностью завоеваны Филиппины. (Японцам пришлось позднее вызывать на помощь флот, чтобы ликвидировать узлы сопротивления на Себу и Замбоанге.) Острова Науру и Оушен не были оккупированы. Японская армия в Новой Гвинее обнаружила, что удерживать Лаэ и Саламауа очень трудно, так как климат там был просто ужасным, а на суше на было вообще никаких дорог. Разве что зверийые тропы в густых джунглях и непроходимых болотах.

Несмотря на замечательные успехи японцев в создании новой империи и строительстве оборонительного периметра, приобретении значительных запасов сырья для японской промышленности, адмирал Ямамото не был удовлетворен. Война тянулась уже 4 месяца а решающая битва была так же далека, как и в первый день. Он знал, что американская промышленность скоро создать флот, с которым японский просто не сможет состязаться. Военная мощь Австралии, США и Новой Зеландии устойчиво росла. 8 апреля самолеты Дулитла атаковали города Японии. Они причинили небольшой ущерб, но дали толчок планам Ямамото, как и остальные набеги американских авианосцев. Поэтому Ямамото начал думать, над операцией, которая обязательно приведет к решающей битве: захвату Мидуэя и отвлекающему налету на Датч-Харбор вместе с оккупацией Киски и Атту.

Адмирал Исороку Ямамото

Но военное положение не оставалось статичным. Японская армия хотела усилить оборонительный периметр против концентрируемых в Австралии сил. Поэтому началось новое наступление. Хотя японцы готовились к битве у Мидуэя, стало ясно, что приходится как-то учитывать угрозу из Австралии. Японцы, которые всегда продвигались под прикрытием своей базовой авиации, выбрали новые цели, исходя из этого критерия. Они решили, что Соломоновы острова — это улица с двусторонним движением, по которой союзники могут добраться до Рабаула.

Проблему следовало решить, захватив южные Соломоновы острова, а также Науру и Оушен. Это означало прекращение продвижения американцев вдоль цепи островных баз, которые они создали в начале 1942 года. Победная лихорадка делала эти шаги не только возможными, но и просто неизбежными. В результате, японцы выходили за рубежи, предусмотренные первоначальными военными планами. Они планировали наступление за пределами прикрытия базовой авиации и забыли основной принцип военного искусства: оборонительный периметр ослабляется по мере удаления от сильных баз. Чем дальше японская армия уходила от Рабаула, тем слабее она становилась, и тем сильнее становилось сопротивление врага.

Поэтому как раз в то время, когда японский флот готовился бросить все силы в битву у Мидуэя, армия потребовала от него поддержать операции в юго-западной части Тихого океана (операцию МО). Адмирал Ямамото совершенно не верил, что именно там разыграется решающая битва. Тем не менее, он рискнул ослабить свои силы на направлении главного удара, чтобы поддержать захват Порт-Морсби и оккупацию Тулаги. Адмиралу Ямамото отчаянно требовалась решающая битва с американским флотом. Но эта операция казалась ему такой легкой, что он разрешил ее. Кроме того, операцию проводила армия, от флота требовалось лишь поддержать ее. Хотя у Ямамото имелись определенные опасения, дух остальных японских морских офицеров был как никогда высок. Похоже, они уверовали в свою непобедимость.

Адмирал Честер Нимиц

Это были не самые легкие дни американского флота. Криптографы раскололи японский код, и адмирал Нимиц отлично знал, что его противники планируют битву в центре Тихого океана, возможно у Мидуэя. Однако он не мог игнорировать сообщения разведки об активности японцев в юго-западной части Тихого океана. Ему следовало отражать любую возникающую угрозу. Нельзя было пропустить ничего. Было ясно, что японцы планируют продвижение на юг по Соломоновым островам. Это было настолько очевидно, что 1 мая австралийцы эвакуировали крошечный гарнизон Тулаги.

Адмирал Ямамото остался верен японской доктрине экономии сил, когда планировал операцию МО — захват Порт-Морсби. В ее ходе предполагалось решить сразу несколько задач: захватить Порт-Морсби с моря, встретить и уничтожить американский флот, который выйдет в море, чтобы помешать японцам захватить Тулаги чтобы прикрыть восточный фланг японских войск в Новой Гвинее. Ямамото разделил свой флот на 7 соединений и поставил во главе операции вице-адмирала Сигеёси Иноуэ в Рабауле.

Сигэёси Иноуэ, командир 4-го флота японских ВМС

Для захвата Порт-Морсби было создано Транспортное Соединение Порт-Морсби из 12 транспортов, на которые были погружены армейские части и солдаты СМДЧ. Ими командовал контр-адмирал Косо Абэ. Его прикрывало Ударное Соединение Порт-Морсби из 1 легкого крейсера, 6 эсминцев и минного заградителя контр-адмирала Садамити Кадзиока. Соединение Прикрытия контр-адмирала Кунинори Марумо имело 2 легких крейсера, базу гидросамолетов и 3 канонерки. Соединение Поддержки, Главные Силы контр-адмирала Аритомо Гото делилось на Соединение Ближней Поддержки — 1 легкий авианосец, 1 эсминец — и Соединение Поддержки — 4 тяжелых крейсера. В случае необходимости оно должно было оказывать помощь соединениям захвата Порт-Морсби или Тулаги. Тактическим командующим операцией был назначен контр-адмирал Гото.

Для захвата Тулаги было создано Соединение Вторжения Тулаги под командой контр-адмирала Киёхидэ Сима: 2 эсминца из состава 6 эскадры, 2 минных заградителя, 1 транспорт, вспомогательные суда. Оно тоже находилось в подчинении Гото. Его тоже должны были прикрывать крейсера Гото, которые большую часть времени кружили в районе острова Нью-Джорджия.

Японцы ожидали ответной реакции противника на угрозу захвата Порт-Морсби. Для отражения удара американцев 1 мая Трук покинуло Ударное Авианосное соединение вице-адмирала Такео Такаги: 2 тяжелых авианосца, 2 тяжелых крейсера, 6 эсминцев. Оно должно было перехватить любые американские корабли и уничтожить их.

Операция МО имела несколько целей. Следовало захватить Тулаги, небольшой остров в южной части Соломоновых островов, чтобы создать там базу гидросамолетов. Таким образом база создавала барьер против воздушных налетов на Рабаул. После захвата Тулаги планировались высадки на Науру и Оушене. Потом крупное соединение должно было захватить Порт-Морсби, который лежал в пределах досягаемости самолетов из Австралии. (Между прочим, вопрос высадки в северной Австралии уже обсуждался японскими военными лидерами.) Порт-Морсби также был ценной базой для операции против Новой Каледонии, которая в свою очередь послужила бы опорой при захвате Самоа и Фиджи. Это полностью перерезало бы морские пути между Австралией и Соединенными Штатами. Непосредственным результатом захвата Порт-Морсби явилась бы прекращение воздушных налетов на Лаэ и Саламауа. Наконец, японское морское командование верило, что американский флот отреагирует на захват Порт-Морсби. Поэтому появлялась возможность уничтожить Тихоокеанский флот.

Соединение Вторжения Тулаги под командой контр-адмирала Киёхидэ Сима вышло из Рабаула 30 апреля в 8.30. Соединение Дальнего Прикрытия под командой контр-адмирала Аритомо Гото вышло с Трука 28 апреля и крейсировало южнее Нью Джорджии. Более слабое Соединение Поддержки адмирала Кунинори Марумо вышло из Рабаула 29 апреля и сейчас находилось в 60 милях к западу от Тулаги. Транспортное Соединение Порт-Морсби было относительно крупным, так как в него входили 12 транспортов. Оно покинуло Рабаул 4 мая, на следующий день к нему присоединилось Ударное Соединение Кадзиока. Его путь лежал через проход Жомар в архипелаге Луизиады, восточное бухты Милн и вокруг южной оконечности Новой Гвинеи.

Мощное Ударное Авианосное Соединение адмирала Такаги покинуло Трук утром 1 мая. Оно двигалось почти точно на S, а во второй половине дня 2 мая начало вертеться по квадрату. 5 мая Такаги оставил это занятие и пошел на SW-t-W. Теперь он был готов атаковать любые американские корабли, держась позади десантного соединения. Если японцы в этом бою в чем и уступали американцам, так это в работе разведки. Они почти ничего не знали о противнике. Конечно, после атаки Тулаги 4 мая Такаги мог предположить, что в этом районе имеется по крайней мере 1 авианосец. Кроме того от разведывательных самолетов было известно, что какие-то корабли вышли из портов Австралии.

Американская разведка действовала превосходно, и после того, как японский морской код был расколот, адмирал Нимиц точно знал что ждать и где ждать. Кроме того, в течение всей войны австралийцы жили на Соломоновых островах. Они имели связь с внешним миром с помощью мощных радиостанций, информируя союзников обо всех передвижениях японских кораблей. Они были известны, как “береговые наблюдатели”. Но знание японских намерений и диспозиции не гарантировало победу американцев. Все, что мог предпринять адмирал Нимиц — собрать наличные силы для контрудара.

Авианосец USS Yorktown (CV-5)

Чтобы встретить японское Ударное Авианосное Соединение он отправил Оперативное Соединение 17 контр-адмирала Обри У. Фитча авианосец “Лексингтон” и “Йорктаун” под командованием контр-адмирала Фрэнка Джека Флетчера. Им было приказано встретиться и выйти в точку атаки. 1 мая оба соединения находились в 250 милях на W от Эспириту Санто. Весь день 3 мая “Лексингтон” заправлялся с танкера “Типпеканоа”, в это время в 100 милях от него “Йорктаун” принимал топливо с танкера “Неошо”. Потом оба пошли к намеченной точке рандеву, куда должны были прибыть 4 мая в 8.00. Они также ожидали встречи с британским адмиралом Дж. Г. Крейсом, который вышел из Австралии с 3 крейсерами и 2 эсминцами. Однако все это перевернулось, когда самолет, вылетевший из Австралии, сообщил, что японское десантное соединение выгружается в гавани Тулаги. Адмирал Флетчер сразу послал “Неошо” и эсминец “Рассел” назад к “Лексингтону” и перенес встречу на утро 5 мая. После этого он приказал “Йорктауну” идти к Тулаги. Оперативные группы адмиралов Фитча и Крейса находились в 250 милях позади “Йорктауна”. Однако на “Лексингтоне” не знали об отважном броске одинокого “Йорктауна”, пока утром 4 мая не появились “Неошо” и “Рассел”. Впрочем, в это время адмирал Флетчер уже поднимал первую ударную волну.

Фрэнк Джек Флетчер, командующий тактической группой № 17

Вся эта деятельность была неизвестна японским офицерам, участвовавшим в операции МО. Они даже не подозревали, что где-то рядом находятся американские и австралийские корабли. Операция МО шла как планировалось. Соединение Дальнего Прикрытия адмирала Гото двигалось на N, а Соединение Вторжения Порт-Морсби еще стояло на якоре в Рабауле. Японские авианосцы пока находились севернее Бугенвилля.

По какой-то необъяснимой причине адмирал Фитч, соединившись с австралийскими кораблями, ухитрился 5 мая разминуться с “Йорктауном” на 50 миль, оставив авианосец в гордом одиночестве. Лишь несколько японских кораблей могли противодействовать атаке Тулаги, но адмирал Флетчер не мог быть в этом уверен, а поддержки у него не было. “Йорктаун” поднял первую волну 4 мая в 6.30 под покровом туч.

Это была идеальная погода для авианосца, желающего нанести удар и остаться незамеченным. (Холодный погодный фронт образовал 100-мильную полосу туч, которая держалась 5 дней. Равнодушные тучи поочередно укрывали то одного противника, то второго.) Первая волна состояла из 12 торпедоносцев, 28 пикировщиков и 6 истребителей.

В 7.30 в Тулаги минный заградитель “Окиносима” и эсминцы “Кикудзуки” и “Юдзуки” образовали защитный барьер на входе в гавань. Началась разгрузка. Внезапно в 8.20 над гаванью появились торпедоносцы “Йорктауна”. В 8.22 “Кикудзуки” получил попадание 500-фн бомбой, которая взорвалась в правом машинном отделении. Эсминец начал быстро крениться. Он сразу потерял ход. Одно из судов снабжения взяло “Кикудзуки” на буксир и вытащило на мель возле острова Гавуту. Однако на следующий день он соскользнул на глубину и затонул.

В итоге, во время первой атаки был потоплен “Кикудзуки” и поврежден “Окиносима”. Транспорты, минные заградители, уцелевший эсминец поспешно покинули гавань Тулаги. Приняв самолеты, “Йорктаун” отправил у Тулаги вторую волну. Она прибыла в 12.10, потопила 2 патрульных катера и повредила транспорт “Тама Мару”, который затонул 2 дня спустя. “Юдзуки” был возле острова Саво обстрелян самолетами и загорелся. Он потерял капитана и еще 9 человек, 20 человек были ранены. В 15.00 прибыла третья волна, которая еще надеялась найти в Тулаги достойные внимания цели. Она обнаружила только 1 транспорт. Всего японцы потеряли 1 эсминец, 2 патрульных катера и транспорт. 1 транспорт был тяжело поврежден, 20 человек десанта у него на борту погибли. Кроме того были повреждены 1 эсминец и 1 минный заградитель.

Потери были невелики, зато шок, испытанный японцами при появлении американских палубных самолетов, оказался ужасным. Его испытали все соединения, участвовавшие в операции МО, но особенно — Ударное Авианосное Соединение. Теперь игра пошла всерьез. На авианосцах знали, что им противостоит по крайней мере 1 вражеский авианосец. Американцы тоже знали, что японские авианосцы в море. Поэтому два флота должны были встретиться в первом в истории авианосном бою. Однако пока еще никто не знал, как именно следует вести такой бой. Ясно было лишь одно — желательно нанести удар первым. Приняв последние самолеты, “Йорктаун” повернул на S на рандеву с остальными кораблями ОС 17. Встреча произошла утром 5 мая.

Следующие 2 дня авианосные соединения противников кружили в море, пытаясь найти друг друга. Японцы выслали на поиски четырехмоторные летающие лодки из Рабаула. Истребители “Йорктауна” сбили днем 5 мая одну такую. Когда самолет не вернулся на базу, японцы поняли, что американский авианосец (авианосцы) находятся где-то в Коралловом море, но его точное положение пока не было известно. Адмирал Иноуэ, командовавший операцией МО, испытывал трудности с ведением авиаразведки, так как большая часть 25 Воздушной Флотилии, базирующейся в Рабауле, бомбила Порт-Морсби. Очевидно, адмирал Такаги не использовал свои авианосные самолеты для ведения дальней разведки, полагаясь только на гидросамолеты линкоров и крейсеров. 6 мая в середине утра японская летающая лодка из Рабаула обнаружила американское оперативное соединение и передала его точные координаты. Но адмирал Такаги получил эти сведения только 7 мая. К этому времени он обнаружил американцев сам. По крайпей мере он так полагал.

К несчастью для ОС 17, сектора поисков зияли дырами. Ответственность за воздушные операции в Коралловом море лежала на генерале МакАртуре, однако он не располагал достаточным количеством дальних разведчиков, чтобы обыскать все море. Адмиралу Нимицу постановлением Объединенного Комитета Начальников Штабов было запрещено вторгаться в зону ответственности МакАртура. Проведите прямую под углом 45° от точки 10° N, 165° О через всю южную часть Тихого океана. К северо-востоку от нее располагалась зона генерала МакАртура — Юго-Западная часть Тихого океана. С другой стороны находилась принадлежащая Нимицу Южная часть Тихого океана. 12 гидросамолетов в Нумеа не имели достаточную дальность полета, чтобы обыскать все Соломоновы острова. Более того, им было запрещено вторгаться во владения МакАртура. В результате некоторые районы остались без присмотра. Это означало, что ОС 17 должно вести воздушную разведку самостоятельно.

Пока неприятельские авианосцы отчаянно пытались хоть что-то разузнать о друг-друге, в остальном операция МО шла по графику. Транспортное Соединение покинуло Рабаул 4 мая и направилось к Луизиадам, планируя пройти пролив Жомар в полночь 6 мая. Соединение Прикрытия адмирала Марумо, состоящее из легких крейсеров “Тэнрю” и “Тацута” и базы гидросамолетов “Камикава Мару” шло впереди главных сил десанта. Марумо отправил плавбазу на остров Дебойн, чтобы ее самолеты могли 7 мая вести разведку. Остальные корабли Соединения Прикрытия шли на NO-t-N возле острова Д’Антркасто, чтобы прикрыть его правый фланг.

Соединение Дальнего Прикрытия адмирала Гото теперь шло к Соединению Вторжения Порт-Морсби, чтобы оказывать ему непосредственную поддержку. 6 мая в 10.30 оно было замечено в 60 милях южнее Бугенвилля В-17, вылетевшими из Порт-Морсби. Американские бомбардировщики атаковали легкий авианосец “Сёхо”, но повреждений не причинили. Все еще двигаясь на S, Соединение Дальнего Прикрытия было замечено разведывательными самолетами. Затем в 13.00 снова было замечено десантное соединение, направляющееся к проходу Жомар. Теперь адмирал Иноуэ знал, что по крайней мере 2 его соединения обнаружены противником. Тем не менее, он полагал, что американские авианосцы, следившие за десантом, пока не знают о присутствии авианосцев адмирала Такаги. Поэтому он не остановил операцию МО.

Но американское Оперативное Соединение 17 было не единственной эскадрой, действующей потаенно. Адмирал Такаги не знал позиции остальных японских соединений, как не знал точного положения ОС 17. 6 мая в 10.30 его авианосцы находились далеко на N от американских. Когда соединение Такаги повернуло на S, американцы двигались курсом NW-t-W. Они отреагировали на сообщение, что японские корабли подходят к Порт-Морсби. Соединение Такаги шло на S до 20.00, а потом повернуло обратно. Японцы шли на N до 1.15 7 мая, но потом снова повернули. Такаги опасался, что если он зайдет слишком далеко на запад, чтобы прикрыть остальные эскадры операции МО, американское соединение окажется в него в тылу на юге. Такаги хотел этого избежать. Он шел на S до 7.40. Чтобы проверить свои подозрения, на рассвете он отправил самолеты обыскать южные сектора.

В 7.30 Такаги решил, что сорвал банк, так как один из самолетов передал, что видит авианосец и крейсер. Такаги приказал обоим авианосцам атаковать всеми силами и повернул свою эскадру на О. К несчастью для обеих сторон были замечены эсминец “Симс” и танкер “Неошо”. Когда прибыла первая волна японских самолетов, “Симс” сделал все, что мог. Но через 2,5 часа эсминец получил 3 бомбы с пикирующих бомбардировщиков и мгновенно затонул. “Неошо” получил 7 прямых попаданий, 8 бомб разорвались рядом. Через 4 дня американские корабли нашли разбитый танкер, сняли остатки экипажа и добили танкер торпедами. Эта ошибка дорого обошлась японцам. Пока их самолеты занимались танкером и эсминцем, они упустили возможность атаковать ОС 17, которое в это время обнаружило Соединение Дальнего Прикрытия адмирала Гото.

“Йорктаун” и “Лексингтон” соединились только утром 5 мая. ОС 17 шло на NW-t-W с 20.00 5 мая до 7.25 7 мая, когда оказалось примерно в 100 милях к югу от острова Рассел, самого восточного в архипелаге Луизиады. На рассвете адмирал Флетчер приказал соединению адмирала Крейса продолжать идти на NW, чтобы помешать Соединению Вторжения Порт-Морсби обогнуть Новую Гвинею. Крейс попал под мощные атаки японской базовой авиации (и пару налетов американских ВВС), но его корабли повреждений не получили. Ночью 7 мая он узнал, что японские десантные силы повернули назад, и вернулся в Австралию.

Утром 7 мая ситуация была такой. Ударное Соединение адмирала Кадзиока сопровождало десантные силы операции МО к проходу Жомар, “Сёхо” в 6.30 поднял 4 истребителя и 1 торпедоносец для прикрытия сил вторжения; соединение прикрытия находилось в 35 милях восточнее острова Вудларк и в 30 милях на NW от конвоя; “Дзуйкаку” и “Сёкаку”, выславшие самолеты для атаки “Симса” и “Неошо”, находились в 175 милях на О от Оперативного Соединения 17 и только что узнали действительную позицию американских авианосцев.

В 6.25 ОС 17 повернуло на NNW и подняло разведывательные самолеты. В 8.15 самолет с “Йоркгауна” заметил 2 авианосца и 4 крейсера в 225 милях на NW от кораблей Флетчера. Адмирал решил немедленно атаковать всеми силами. “Лексингтон” начал поднимать самолеты в 8.26, а “Йорктаун” — около 9.00. Всего к цели было отправлено 93 самолета. Американцам повезло, и они вошли в холодный фронт, который укрыл американские авианосцы тучами. Зато соединение Гото яркое солнце выдало с головой. Когда американские самолеты были уже в воздухе, обнаружилось, что замечены не тяжелые авианосцы адмирала Такаги, а всего лишь Соединение Ближнего Прикрытия. Японцы спешно передали координаты ОС 17 всем своим содинениям. В 7.00 адмирал Иноуэ приказал Соединению Вторжения не входить в проход Жомар, а временно отступить. Адмирал Гото приказал ианосцу “Сёхо” поднять все оставшиеся самолеты и атаковать американские авианосцы.

Фортуна улыбнулась самолетам “Лексингтона”. В 9.50 они заметили “Сёхо” всего в 90 милях к северо-западу от собственного корабля и при атаке почти не встретили сопротивления. В 10.25 за ними последовали самолеты “Йорктауна”. Несмотря на маневр уклонения и плотный зенитный огонь у легкого авианосца не было ни единого шанса. 13 бомб и 7 торпед попали в цель, и “Сёхо” превратился в пылающую руину. В 10.31 был отдан приказ покинул корабль, и авианосец затонул в 10.35.

Из экипажа более чем в 800 человек спаслось только 225. Соединение Прикрытия адмирала Гото, в котором остались 4 тяжелых крейсера и 1 эсминец, отошло на NW. Они отправили свои гидросамолеты в бухту Дебойн на “Камикава Мару”.

Оперативное Соединение 17 добилось триумфа, потопив первый японский авианосец (хотя это был почти беззащитный легкий авианосец). Но американцам предстояла тревожная ночь. Адмирал Флетчер понял, что Такаги знает его координаты, тогда как сам он ничего не знал о положении Такаги. Чтобы предотвратить грозящую катастрофу и в то же время выполнить свои задачи перехвата японского десанта, ему предстояло тщательно выбрать курс своих авианосцев. Он пошел на W, чтобы сохранить возможность атаковать силы вторжения, если они пойдут через проход Жомар. (Конечно, он не знал, что те отозваны.) Такаги тоже предстояло принять кое-какие решения. Весь день 7 мая он гонял свои разведывательные самолеты, но так как ОС 17 находилось в зоне плохой погоды, поэтому донесения самолетов были обрывочными и неточными.

В любом случае, оба адмирала могли предположить, что их соединения достаточно близко, и весь вопрос в том, кто нанесет удар первым. В 22.00 японские авианосцы находились в 100 милях на О от американских. Оба командующих немного побаловались с идеей ночной атаки, но оба и отбросили ее. ОС 17 продолжало идти на W всю остальную часть ночи, а соединение Такаги направилось на N. Однако курс ОС 17 вывел его из-под плотного облачного покрывала, и на рассвете 8 мая заметить его уже не составляло труда. При дневном свете обе стороны занялись поисками противника. “Лексингтон”, двигаясь на W, поднял поисковую группу из 18 самолетов в 6.25. В 7.22 была замечено японское Ударное Авианосное Соединение. “Лексингтон” из перехваченных радиограмм знал, что его координаты известны японцам. Основываясь на донесении самолета-разведчика, адмирал Флетчер определил возможную позицию японцев ко времени подлета американских самолетов. В 7.38 оба авианосца получили приказ поднимать ударную волну. “Йорктаун”, начиная с 8.15, выслал 39 самолетов, “Лексингтон” — 43 самолета.

Торпедоносец Тип 97 «Кейт» садится на палубу авианосца «Сёкаку»

Самолеты “Йорктауна” нанесли удар первыми. Их пилоты заметили “Дзуйкаку” и “Сёкаку”, шедшие на расстоянии 8 миль друг от друга. Каждый авианосец прикрывал тяжелый крейсер и эсминцы. Пикировщики немного выждали, чтобы дать возможность торпедоносцам лечь на боевой курс. В это время под ними “Сёкаку” развернулся против ветра и начал поднимать истребители. Наконец в 10.00 самолеты “Йорктауна” начали атаку. Атака, естественно, получилась не такой удачной, какой могла бы стать. Правила авианосной войны еще не были известны, и этот бой стал уроком № 1. Торпедоносцы сбросили торпеды со слишком большого расстояния и попаданий не добились. Пикировщики всадили 2 бомбы в “Сёкаку”, повредив ему полетную палубу. На авианосце вспыхнули пожары. “Сёкаку” на час потерял возможность поднимать самолеты. Однако он по-прежнему мог их принимать. Самолеты “Лексингтона” добились еще меньшего. Прежде всего, они не смогли найти японские авианосцы, и многим из них пришлось возвращаться из-за нехватки топлива. В 10.40 те самолеты, которые остались (11 торпедоносцев, 4 пикировщика, 6 истребителей), атаковали “Сёкаку”. Торпеды в цель не попали, зато бомбы японец все-таки получил. Всего в “Сёкаку” попали 3 штуки: в носовую часть ближе к левому борту, справа от мостика, в среднюю часть корабля с правого борта. Опасности гибели корабля не было, но 109 человек погибли, а 114 были ранены. После того, как пожары были потушены, авианосец пошел в Японию на ремонт. 46 его самолетов сели на “Дзуйкаку”.

Авианосец «Дзуйкаку»

Пока летчики ОС 17 занимались “Сёкаку”, самолеты адмирала Такаги атаковали “Лексингтон” и “Йорктаун”. Хотя японцы выслали меньше самолетов (всего 69), они имели преимущество, так как их авиагруппа была лучше сбалансирована и точно знала, где находится противник. Кроме того, они имели боевой опыт. Американское истребительное прикрытие было слабым и находилось не там, где следовало бы. Около 10.10 японские торпедоносцы выполнили образцовую атаку на “Лексингтон”. Они зашли на авианосец под углом 45° с обоих крамболов, сбросив торпеды с расстояния 5 кабельтов. В результате, “Лексингтон” не мог уклониться от одной группы самолетов, не подставив борт другой. В 10.20 он получил торпеду в правый борт, вскоре в тот же борт под мостик попала вторая. Одновременно с торпедоносцами его атаковали пикировщики. Так как американских истребителей было мало, а зенитный огонь оказался слабым, японские пилоты сбрасывали бомбы с высоты 2500 футов со смертоносной точностью. Одна попала в кранцы первых выстрелов на левом крамболе, вторая влетела в дымовую трубу. Несколько близких разрывов повредили самолеты.

Не остался без внимания и “Йорктаун”. Он сумел уклониться от 3 торпед, сброшенных у него слева по носу. Но, когда его атаковали пикировщики, он получил 750-фн бомбу под основание острова. Начавшиеся пожары были быстро потушены, а способность проводить полеты не пострадала.

Сначала казалось, что “Лексингтон” удастся спасти. Но в 12.47 корабль потряс ужасный взрыв. Это искра воспламенила пары бензина, выходящие из поврежденные цистерн. Последовала еще серия взрывов. Хотя корабль еще мог дать 25 узлов, его внутренности были разворочены. В 13.45 новый взрыв уничтожил систему вентиляции. Наконец, в 16.07 был отдал приказ покинуть корабль. Авианосец был потоплен торпедами эсминца “Фелпс” в 20.00. “Йорктаун” добрался до Нумеа, а оттуда пошел в Пирл-Харбор. Оперативное Соединение 17 было распущено.

Вернувшиеся японские пилоты сообщили, что оба американских авианосца потоплены. Адмирал Иноуэ отправил “Сёкаку” в метрополию, а “Дзуйкаку” отослал на Трук. Вечером 8 мая он приказал отложить операцию МО до 3 июля. Хотя он и верил, что Оперативное Соединение 17 уничтожено, он не хотел, что его Соединение Вторжения Порт-Мореби двигалось к цели без авианосного прикрытия. Ведь еще 7 мая он мог оценить силу ударов американских ВВС.

Однако адмирал Ямамото отменил приказ Иноуэ. 8 мая в 0.00 он лично приказал Такаги завершить уничтожение американского флота. Несмотря на попытки соединения Гото и “Дзуйкаку” найти противника, бой завершился. 10 мая эскадра Гото соединилась с Такаги. Но 11 мая “Дзуйкаку” получил приказ все-таки возвращаться на Трук.

Карта сражения, 3-9 мая, показаны перемещения основных сил

Трудно сказать, кто именно победил в бою в Коралловом море. Потери американцев были больше. Они потеряли “Лексингтон”, “Симс” и “Неошо” против “Сёхо” у японцев. “Сёкаку” был поврежден, но хотя на “Дзуйкаку” еще оставались самолеты и летчики, он не вошел в строй до 12 июня. Таким образом к решающей битве у Мидуэя японцы лишились 2 тяжелых авианосцев 5 дивизии. Только одна эта потеря одна могла лишить их блистательной победы. Атаки японцев были эффективнее, но эффективность приносит опыт, который имели японские пилоты, и которого не было у американских. Японцы упустили многие возможности и совершили немало ошибок из-за плохой связи. Слишком плохой, если один адмирал не может сообщить другому о важнейших событиях, а разведывательная информация поступает с опозданием на сутки. Японцы в это время имели более совершенную службу управления полетами. Американскому флоту следовало улучшать свои методики, что показала неудача авиагруппы “Лексингтона”. Ведь большая ее часть не нашла японских авианосцев. Только после Мидуэя они достигли удовлетворительных (но не блестящих!) результатов.