Армата на вооружении

Содержание

Т-90М и «Армата» в госпрограмме вооружений до 2027 года

По словам близкого к Министерству обороны России человека, которые приводят Иван Сафонов и Алексей Никольский в материале «Минобороны определилось с планами развития танковых войск» опубликованном в газете «Ведомости», объём поставок танков Т-90М и Т-14 в новой государственной программе вооружения будет равен девятистам боевым машинам. Планируется модернизировать четыреста танков Т-90, до уровня Т-90М. Объём закупок новых танков Т-14 на платформе «Армата» оценивается собеседником «Ведомостей» в пятьсот единиц.

Ранее в своей статье «Путь в новое десятилетие», опубликованной журналом «Радиоэлектронные технологии», заместитель министра обороны Алексей Криворучко отметил приоритетность обновления танкового парка Сухопутных войск Вооруженных сил России и рассказал о работах по танкам Т-90М и Т-14.

Т-90М «Прорыв-3» отличают непробиваемая защита, автоматизированная система управления огнём и форсированный двигатель. Первые танки уже поступают в войска. Сейчас в Сухопутных войсках находится около 400 танков Т-90 различных модификаций. В соответствии с госконтрактом, подписанным летом 2019 года, все они будут модернизированы. В целом полное обновление танкового парка рассматривается военным ведомством, как один из приоритетов закупочной политики на ближайшие пять лет.

Минобороны по-прежнему много внимания уделяет проекту «Армата» и танку Т-14, построенному на его основе. Перспективная машина пока находится в опытной эксплуатации. В 2020 году планируется начать её госиспытания», — написал Алексей Криворучко в своей статье.

Государственные испытания новейшего российского танка Т-90М «Прорыв» успешно завершены. Контракты между «Уралвагонзаводом» и Минобороны РФ на поставку партий танков Т-90М находятся в стадии выполнения. Два контракта на производство и модернизацию танков Т-90 были заключены в рамках международных военно-технических форумов «Армия-2017» и «Армия-2018». В рамках первого контракта предусматривалась постройка десяти новых танков Т-90М и доведения двадцати строевых танков Т-90А, после капитального ремонта и модернизации, до уровня Т-90М. В рамках второго контракта предусмотрена постройка ещё трёх десятков новых танков Т-90М. На форуме «Армия-2019» был подписан ещё один контракт на модернизацию, предположительно, ста единиц танков Т-90А из наличия до уровня Т-90М.

Новейший российский танк Т-14 на платформе «Армата» вышел на завершающий этап заводских испытаний, принципиальных изменений в его конструкцию вносить уже не будут. После завершения заводских испытаний первая опытно-производственная партия танков будет передана в войсковую эксплуатацию. Поступление первой партии танков Т-14 ожидалось ещё в 2018 году, но этого не произошло и в 2019 году. Осенью Сергей Чемезов, глава корпорации «Ростех», в которую входит «Уралвагонзавод», обозначил новый срок поступления первой партии Т-14 в войска началом 2020 года. В рамках предыдущих сроков поступления первой партии техники в войска, выполнение контракта, ожидалось в 2021 году. На текущий момент неизвестно повлияет ли сдвиг сроков отправки в войска первой партии танков на исполнение контракта до конца 2021 года.

Производство танков Т-14. Когда и сколько?

В 2015 г. общественности впервые показали перспективный основной танк Т-14, построенный на унифицированной платформе «Армата». Позже появились первые сообщения о запуске массового производства такой техники в тех или иных целях. Промышленность выполняет полученные заказы, а военное ведомство занято испытаниями техники. Тем не менее, некоторые особенности программы «Армата» могут выглядеть как поводы для беспокойства. Кроме того, из известных фактов порой пытаются сделать нездоровые сенсации.


ОБТ Т-14

В процессе производства

К маю 2015 г. НПК «Уралвагонзавод» построила для проведения испытаний сразу несколько ОБТ Т-14. Эти машины приняли участие в параде на Красной площади и затем вернулись на полигон для испытаний. Вероятно, именно их в дальнейшем неоднократно показывали в различных репортажах, на выставках и т.д.
Весной 2016 г. в отечественных СМИ появились новости о закупке 100 новых танков для проведения войсковых испытаний. В начале сентября того же года руководство НПК «УВЗ» уточнило информацию о выпуске техники. Действительно, производство танков стартовало, и первые машины были переданы заказчику. В общей сложности планировалось построить для нашей армии 2300 танков. На выполнение такого заказа могло уйти несколько лет. Такое строительство могло завершиться в 2020 или 2025 г. – в зависимости от разных факторов.
Новая информация о закупках бронетехники на платформе «Армата» появилась только в августе 2018 г. В рамках форума «Армия-2018» Минобороны заключило контракт на покупку установочной партии из 132 единиц техники. В это число входили ОБТ Т-14, тяжелые БМП Т-15 и ремонтно-эвакуационные машины Т-16. Первые девять машин должны были отправиться к заказчику уже в прошлом году. Завершение контракта запланировано на 2021 г.
В самом конце прошлого года было объявлено о завершении заводских испытаний и скором начале государственных. Этот этап работ должен был начаться в 2019 г. и занять некоторое время. По его результатам ожидалось принятие решения о дальнейшей судьбе танков и другой техники.
Новые сообщения о контрактах на производство ОБТ Т-14 пока не поступали. Кроме того, промышленность и армия пока не спешат раскрывать подробности выполнения имеющихся контрактов. По всей видимости, заказчик уже получил определенное количество танков и других бронемашин на унифицированной платформе. При этом новые образцы пока не приняты на вооружение официально.

Известные образцы

Точное количество уже построенных танков Т-14 неизвестно. То же касается и другой техники на платформе «Армата». Однако доступные данные позволяют определить, как минимум, нижнюю границу количества готовой техники. Кроме того, известно и возможное максимальное число требуемых танков. Все это позволяет строить предположения и делать оценки.

Известно, что к моменту проведения парада на Красной площади НПК «УВЗ» построила не менее 20 опытных ОБТ и ТБМП. 10 танков и 10 боевых машин пехоты участвовали в праздничных мероприятиях, после чего вернулись на испытания.
Статус опытной партии из 100 машин, о которой сообщалось в 2016 г., до сих пор остается неясным. Отсутствие точной информации не позволяет отнести эту партию к известным и использовать в подсчетах.

Прошлогодний контракт предусматривает поставку 132 бронемашин, причем 9 планировалось построить до начала 2019 г. По известным данным, на текущий год запланирована сдача 44 единиц. Таким образом, по этому контракту уже готово не менее десятка машин, а примерно 120 будут построены не позднее 2021 г.
К настоящему времени с достаточной уверенностью можно говорить о выпуске не менее 20 танков Т-14. Не менее сотни новых машин предусматривается существующим и выполняемым контрактом. В ближайшее время могут появиться новые заказы на сотни танков и других бронемашин. Однако перед этим существующая техника должна завершить государственные испытания и получить необходимую оценку.
Следует отметить, что реальное количество перспективной бронетехники на испытательных полигонах и в частях может быть существенно больше известного. Высокий приоритет проекта «Армата» приводит к соответствующей секретности. Далеко не все новости о выпуске или проверках такой техники доходят до прессы и общественности.

Планы и производство

В ходе обсуждений состояния и перспектив ОБТ Т-14 нередко вспоминают о заявлениях прошлого и сопоставляют их с последними новостями. Так, в 2016 г. руководство «Уралвагонзавода» упоминало необходимость строительства 2300 танков нового типа к 2020-25 гг. При этом реальные контракты предусматривают поставку более скромных партий – 132 машины к 2021-му.
Такое расхождение заявлений и действий может трактоваться разными способами. Вполне ожидаемо из него пытаются сделать нездоровую сенсацию. Несоответствие цифр и сроков называют провалом всей программы, угрозой обороноспособности страны, стратегическим просчетом и т.д.
В то же время, хорошо известны заявления официальных лиц о существующих планах по производству техники. Они объясняют текущее положение дел и раскрывают ожидаемые события ближайшего будущего. Также имеются основания для различных правдоподобных оценок. Впрочем, все официальные объяснения и реалистичные оценки вряд ли могут стать поводом для громких публикаций.

Причины отставания

Главной причиной недостаточно высоких темпов производства Т-14 можно считать общую сложность проекта. В платформе «Армата» используется целый ряд новых для нашей промышленности решений, усложняющих проект. ОБТ на базе такой платформы тоже достаточно сложен. Все новые идеи нуждаются в отработке и доводке, для чего требуются время и деньги.
Сложность проектов нередко приводит к затягиванию работ и переносу новых этапов. Тем не менее, подобные проблемы обычно находят решение, и проект завершается с желаемыми результатами. ОБТ Т-14, имея новые необычные компоненты, действительно мог потребовать более длительной доводки, и в этом нет ничего удивительного. В соответствии с изменением графика работ сдвинулись сроки серийного производства.
В июле прошлого года интересные особенности проекта Т-14 раскрыл вице-премьер Юрий Борисов. Он указал, что перспективный танк дороже существующих образцов, прошедших модернизацию. При этом обновленная техника соответствует актуальным требованиям в части характеристик.

ТБМП Т-15 — другой образец на базе «Арматы»
Если бы танки Т-72Б3 уступали зарубежной технике – Минобороны начало бы полномасштабное строительство новых Т-14. Однако нынешнее положение дел позволяет не торопиться и спокойно завершать работы по «Армате». Таким образом, армия получит новый танк в нужных количествах – но произойдет это позже, зато машина будет полностью готова к службе.
Ранее в сообщениях об «Армате» фигурировали планы по строительству 2300 танков в обозримом будущем. По всей видимости, речь шла о максимально необходимом количестве техники, способном обеспечить перевооружение армии. По результатам такого серийного строительства сухопутные войска могли бы резко снизить долю старых и модернизированных машин, а новые Т-14 стали бы основой танкового парка.
Тем не менее, от срочного выполнения таких планов отказались. Строительство ОБТ «Армата» не будут форсировать, что позволит сэкономить, а обороноспособность поддержат модернизируемые танки старых моделей. Впрочем, такой подход не исключает строительство 2300 танков новой модели – но последние из них поступят в армию позже, чем предполагалось изначально.

Желания, возможности, планы и коррективы

Очевидно, что российской армии нужен совершенно новый танк, не являющийся переработкой существующей бронемашины. Такой образец техники уже создан и даже производится малой серией. Ориентировочно в 2020 г. некоторым частям армии предстоит начать опытную войсковую эксплуатацию танков Т-14, заказанных в 2018-м.
ОБТ Т-14 создается с прицелом на отдаленное будущее. Согласно нынешним оценкам и планам, такая техника будет эксплуатироваться чуть ли не до середины XXI века. Вследствие этого она должна не только соответствовать современным требованиям, но и иметь задел для модернизации в будущем. Выполнение таких требований связано с известными трудностями, и работа может затягиваться. Тем не менее, очевидно, что основные танки Т-14 в скором будущем пойдут в войска и официально поступят на вооружение. Вопрос только в точной дате и в точном количестве техники в каждой отдельной партии.

Новый российский танк «Армата» Т-14

Технологии

Новый танк России: общие сведения

Технические характеристики танка «Армата» Т-14

  • Пушка
  • Пулемет
  • Электронные системы
  • Платформа
  • Броня
  • Силовая установка
  • Дополнительное оборудование «Армата» Т-14

Корпус танка «Армата»

Новый танк «Армата» (видео)

Россия в ходе генеральной репетиции парада, посвященного Дню Победы, продемонстрировала свой самый мощный проект со времен окончания холодной войны – танк «Армата» Т-14.

Именно эта модель может по праву считаться прорывом в танкостроении, ведь аналога ей на сегодняшний день не существует.

Новый танк России: общие сведения

Танк «Армата» Т-14 станет настоящей изюминкой на праздновании 70-й годовщины победы над фашистской Германией. Так, в параде, который пройдет 9 мая на Красной площади, будет задействовано порядка двухсот единиц военной техники и 16 500 военнослужащих. Выпуск танков осуществляется ОАО «НПК «Уралвагонзавод».

Интересные факты! Министерство обороны России в апреле месяце приоткрыло завесу тайны и показало фотографии инновационного танка, только вот башню его покрыли тканью, поэтому можно было увидеть лишь его платформу. Сегодня увидеть танк «Армата» Т-14 можно на веб-сайте Министерства обороны РФ, где представлены и иные виды новой бронетехники. На генеральную репетицию танк прибыл полностью открытым.

Массовый выпуск нового российского танка

В ходе масштабной программы перевооружения уже к 2020 году планируется выпуск 2 300 танков Т-14, при этом начало эксплуатации этой машины намечено на 2016 год.

Благодаря такому количеству новых танков в российских сухопутных войсках будут заменены все устаревшие танки, которые остались еще с советских времен.

Но в чем же заключается особенность танка «Армата» Т-14?

Необитаемая башня

Основная особенность этой уникальной боевой машины – это необитаемая башня. Так, экипаж танка, состоящий из трех человек, располагается в обособленной капсуле, тогда как управление орудием осуществляется дистанционно.

Читайте также: Супер — оружие, которое никогда не существовало

Благодаря такой конструкции значительно увеличивается, во-первых, уровень безопасности самого экипажа, члены которого находятся в бронированной части машины; во-вторых, эффективность применения орудий.

Кроме того, новая необитаемая башня стала намного меньше, благодаря чему существенно уменьшился силуэт танка.

Технические характеристики танка «Армата» Т-14

Но на необитаемой башне новшества танка «Армата» Т-14 не заканчиваются.

Пушка

Гладкоствольная 125-милиметровая пушка производит огонь не только обычными снарядами, но и управляемыми ракетами.

Боекомплект пушки составляет 45 снарядов, при этом автомат заряжания – 32 снаряда. Скорострельность танка – 10 -12 выстрелов в минуту.

Боекомплект расположен в особом модуле, что значительно увеличивает «живучесть» танка. А все благодаря тому, что исключается возможность детонации боезапасов при попадании в корпус машины снаряда.

Важно! «Армата» может стрелять следующими видами снарядов:

  • осколочно-фугасными
  • ракетами «земля-воздух»
  • бронебойно-подкалиберными
  • ракетами «земля-земля»
  • кумулятивными.

Пулемет

Танк «Армата» оснащен спаренным (с двумя стволами) 7,62-милиметровым пулеметом, расположенным снаружи башни (боекомплект пулемета – 1000 патронов, при этом такое же количество патронов хранится в лентах на корме башни).

Танк оборудован дополнительной установкой с 12,7-милиметровым пулеметом под названием «Корд», который устанавливается вместе с командирской панорамой (боекомплект пулемета – 300 патронов в самой ленте, и еще столько же патронов хранится в ящике ЗИП непосредственно на корме башни).

Электронные системы

Танк оснащен электронными системами, осуществляющими сбор и анализ тактических данных из различных источников. Наличие новой электроники позволяет значительно сократить время между обнаружением цели и непосредственным ее поражением.

На танке «Армата» уменьшено так называемое «время реакции» с 5 – 6 секунд до 3 – 4 секунд, как у немецких и американских машин.

Улучшена и такая характеристика как дальность поражения цели, которая у «Арматы» составляет более 3,5 км. Для сравнения: у устаревших российских танков данный параметр не превышал отметки в 2,5 км, тогда как у современных американских и немецких машин он равен 3 – 3,5 км.

Платформа

Интересный факт! Согласно конструкторской задумке, платформа «Арматы» может использоваться для иных боевых машин, например, для боевой машины пехоты либо самоходной артиллерийской установки. Это поможет сократить расходы по изготовлению перечисленных видов боевых машин, а также упростит техническое их обслуживание и ремонт.

Платформа танка представлена в двух вариантах:

  • шасси с передним размещением моторно-трансмиссионного отделения (или ПМТО)
  • шасси с задним размещением моторно-трансмиссионного отделения (или ЗМТО).

Броня

Броня танка может выдержать попадание противотанковых ракет, тогда как активная защита помогает перехватывать снаряды непосредственно на подлете к танку. Стойкость брони – более 900 мм.

Силовая установка

Данная часть танка «Армата» – это мощный дизельный двигатель на 1500 л.с.

Моторесурс танка (количество часов, которое двигатель может проработать без ремонта) составляет 2 000 часов.

Масса установки – около 5 тонн.

Дополнительное оборудование «Армата» Т-14

Среди дополнительных систем танка «Армата» Т-14 можно отметить следующие:

  • кондиционер
  • радар самолетного типа, который может фиксировать динамические и аэродинамические цели
  • система ночного видения
  • новая броня, позволяющая уменьшить на 15% толщину корпуса, что никак не отразится на защитных характеристиках машины
  • защита от оружия так называемого массового поражения
  • ИУС шасси (или «цифровой борт»), с помощью которого можно будет реализовывать запуск, управление, а также диагностирование и регулировку машины
  • семикатковая подвеска, которая управляется при помощи лопастных амортизаторов;
  • 12-ступенчатая автоматическая коробка передач (возможно ручное переключение)
  • цифровые системы управления, упрощающие и ускоряющие работу танка.

Отметим, что танк «Армата», масса которого составляет порядка 50 тонн, оборудован мощным дизельным двигателем. Машина в состоянии развить скорость 80 – 90 км/ч.

Корпус танка «Армата»

Особого внимания заслуживает корпус танка «Армата», который изобилует видеокамерами высокого разрешения, позволяющими экипажу контролировать окружающую обстановку. Камеры функционируют независимо от времени суток и погодных условий.

САЗ (система активной защиты)

Танк оборудован системой активной защиты под названием «Афганит», благодаря которой стало возможным противостояние снарядам и ракетам противника на расстоянии, не превышающем 20 м.

Проще говоря, данная система представляет собой противоракетную и противоснарядную оборону танка, защищающую боевую машину от наземных и воздушных ударов.

Главная цель САЗ – осуществлять перехват не только высокоскоростных кинетических ракет, но и ударных ядер, скорость подлета которых составляет 2 500 – 3 000 м/с.

Динамическая защита

Помимо активной защиты, танк «Армата» (вернее башня машины) оборудован тремя блоками динамической защиты, представляющими собой контейнеры с предустановленными элементами динамической защиты, разделенными слоями наполнителя.

Читайте также: Американские военные представили новое нелетальное оружие

Следует отметить, что блоки снаряжаются элементами такой защиты тогда, когда намечаются боевые действия.

Надгусеничные полки тоже имеют динамическую защиту в виде семи блоков.

С целью усиления и защиты на переднюю зону корпуса танка крепятся дополнительные съемные блоки динамической защиты.

Кормовая часть боевой машины защищена решетчатыми экранами, устанавливающимися на корме башни, а также на кормовой части корпуса.

Вес таких защитных устройств составляет порядка одной тонны, что существенно не влияет на характеристики подвижности танка.

Система управления огнем

Основная комплектация прицельного комплекса включает:

  • главный прицел наводчика, оснащенный лазерным дальномером и каналом управления, многоканальным визирным, а также тепловизионным каналами
  • прицелом-дублером
  • баллистическим вычислителем, помогающим узнать метео- и топоусловия местности
  • комбинированным прицелом командира с панорамным телевизионным, а также тепловизионным каналами и лазерным дальномером.

Увеличить кратность визирного канала можно до 12 раз.

Распознать цель типа «танк» при помощи визирного канала «Армата» можно на расстоянии до 5 000 м, тогда как через ТП (тепловизионный) канал расстояние составляет не меньше 3 500 м.

Дальномер «видит» на расстоянии 7 500 м.

Кроме того, танк «Армата» может осуществлять автоматическое сопровождение цели как с места наводчика, так и с места командира.

Что происходит с танком «Армата»


Фото: Виталий Кузьмин
С перспективным российским танком «Армата» в последнее время происходит что-то невразумительное, обещанных поставок в войска нет, ссылки на отсутствие средств на финансирование этой программы выглядят неубедительно. С 2015 года времени прошло уже достаточно, а танк так и не появился в войсках.

Для танка нет двигателя

Всем было понято, что с танком серьезные проблемы, но их старались не афишировать. И вот «Лента.ру» со ссылкой на агентство «Mil.Press Военное» 6 февраля сообщила:
«Российский перспективный танк Т-14 «Армата» лишился возможности установки на него дизельного двигателя, создаваемого в рамках НИОКР «Чайка», поскольку последняя будет закрыта».
На обращение агентства на Челябинский тракторный завод (разработчик двигателя) был получен ответ:
«В результате стало очевидно, что постановка на серийное производство разработанного двигателя из-за его недоработок и технически недостижимых параметров нецелесообразна».
При этом научно-технический задел, появившийся при создании перспективного двигателя, будет использоваться в дальнейшем.
Так складывается, что в последнее время о проблемах с «Арматой» мы узнаём из публикаций зарубежных изданий. Так, американское издание «The Diplomat» 17 января сообщило (данные по сайту «Лента.ру»), что поставки танка «Армата» в войска задерживаются не только из-за необходимости подготовки производственных мощностей:
«Военные аналитики указывают на проблемы с силовой установкой, трансмиссией и прицельным комплексом Т-14 наряду с другими как причину очередных задержек».
В своей публикации «The Diplomat» ссылается на комментарий главы «Ростеха» Сергея Чемезова, который в январе текущего года сообщил, что поставки в российскую армию бронетехники на основе платформы «Армата» пока не начались, хотя в ноябре 2019 года он уверял, что первая опытная партия T-14 поступит в войска в конце 2019 года — начале 2020-го.

Как раздувалась эйфория с созданием танка «Армата»

Для понимания происходящего стоит вспомнить недавнюю историю появления этого танка. О начале работ по концепции танка «Армата» было сообщено в 2011 году, а уже в 2014 тогдашним вице-премьером Дмитрием Рогозиным, далеким от проблем создания военной техники, было объявлено о создании танка «Армата» и о возможном его показе 9 мая 2015 года на параде на Красной площади. На параде танк был продемонстрирован, и с тех пор его только регулярно показывают на парадах и никак не могут запустить в серийное производство.
В июле 2018 года сменивший Рогозина на посту вице-премьера Юрий Борисов заявил, что Вооруженные силы России не стремятся массово закупать танки Т-14 из-за их дороговизны, предпочитая повышать боевой потенциал имеющейся военной техники за счет ее модернизации.
В августе 2019 года «Военно-промышленный курьер» писал, что до конца прошлого года «Уралвагонзавод» поставит Минобороны всего 16 машин на базе универсальной гусеничной платформы «Армата», что объясняется необходимостью продолжения испытаний перспективного оружия и осторожностью российского военного ведомства в оценках его возможностей.

Издание напомнило, что, согласно контракту, «Уралвагонзавод» должен был до конца 2021 года поставить 132 машины на базе платформы «Армата» и выразило сомнение, что это может быть выполнено. Так оно и произошло.

По танку есть серьезные технические проблемы

Все это говорит о том, что по танку имеются как технические, так и организационные проблемы, показушная спешка с объявлением о создании этого танка принесла ему больше вреда, чем пользы. Создание такой сложной техники, как танк, требует усилий десятков специализированных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, испытаниями и производством узлов и систем танка. Для этого требуется сложнейшая кооперация всех участников проекта под руководством танкового КБ и строгое соблюдение определенных этапов разработки и испытаний. Достаточно провала работ по какому-то важному узлу или системе, и танка не будет.
Все составные части танка должны пройти на предприятиях-разработчиках эти этапы и по результатам испытаний быть рекомендованы для установки на танк. Танк также должен пройти сначала заводские (предварительные) испытания, затем проводимые военными государственные испытания в различных климатических зонах, опытную войсковую эксплуатацию и по результатам испытаний рекомендован к принятию на вооружение и серийному производству.
Было ли все это проведено? Наверняка нет, на этот цикл требуются годы при четкой последовательности работ. О каких испытаниях могла идти речь, если НИОКР на упомянутый танковый двигатель «Чайка» был объявлен только в 2014 году, а о создании танка объявили уже в 2015-м?
Представители промышленности и военные вместо вразумительных объяснений того, на каком этапе разработки и испытаний находится танк, все время только твердили, что он скоро поступит в войска. Конечно же, испытания танка не завершены, на каком этапе они находятся, это страшная тайна, но только без двигателя и (подозреваю) других систем танка не будет и говорить о серийном производстве просто бессмысленно.
Если уже официально объявлено о прекращении разработки для танка X-образного двигателя, то что вместо него будут ставить? За эти годы периодически появлялась информация о проблемах с этим двигателем и сложностями с его производством, но это преподносилось как мелкие решаемые проблемы. А оказалось, что эти проблемы принципиального характера. Остаются только надеяться на установку модификаций «вечно живого» двигателя В2. А насколько он будет приемлем для этой компоновки танка и какие характеристики он будет обеспечивать?
Предполагаю, что и другие узлы и системы танка не прошли необходимые этапы разработки и испытаний и не подтвердили заявленные характеристики, по ним также могут такие же серьезные проблемы. Танк насыщен сложнейшими системами, у него новая пушка, прицельный комплекс и активная защита нового поколения, радиолокационные системы, танковая информационно-управляющая система, система управления тактическим звеном. Ничего подобного раньше не было и требует серьезной отработки и испытаний у предприятий-разработчиков. В таких сложных системах всегда появляются проблемы, которые требуют времени для их решения.

Могу привести отрицательный пример работ смежников по этим системам. Для танка «Боксер» в 80-е годы вычислительную систему для управления движением танка разрабатывало Челябинское СКБ «Ротор», которое сейчас для танка «Армата» разрабатывает ТИУС, а Красногорский механический завод разрабатывал прицельный комплекс, по имеющейся информации, он разрабатывает его и для «Арматы». Две эти фирмы провалили работы по танку «Боксер», что стало одной из причин серьезных задержек с его разработкой. Сейчас ничего вразумительного они не могут дать по этим системам и для танка «Армата». Неужели за тридцать лет они так и не научились работать?

Что делать?

В прошлом году была вброшена какая-то безумная идея о возможности установки на танк «Армата» башни с танка Т-90М. Это что, готовится отступной вариант в связи с неудачами по «Армате»? А теперь выясняется, что и двигателя для танка нет.
За все приходится расплачиваться, эйфория в 2014-м с созданием нового танка оказалась во многом блефом, запущенным, по моему мнению, Дмитрием Рогозиным. Юрий Борисов этот эффект сгладил, сославшись на отсутствие финансовых средств, но технические проблемы по танку остались. При всех недостатках этой концепции танка это действительно танк нового поколения, в нем заложены многие прорывные идеи по узлам и системам танка, и будет обидно, если они так и не будут реализованы в связи с возможным закрытием проекта по танку, как это было с проектом «Боксер».
Вместо парадной шумихи необходимо спокойно признать неудачи и начать планомерную доработку концепции танка и его составных частей в соответствии с общепринятой методикой и этапами разработки бронетанковой техники. За эти годы накоплен колоссальный опыт, это признано и за рубежом, такой задел не должен бесследно исчезнуть, он должен быть использован в дальнейшем развитии советской и российской школы танкостроения.

Танк Т-14 «Армата» — три года спустя

Как же обстоят дела с выпуском Т-14 на сегодняшний день?

Т-14 «АРМАТА»

Еще в марте 2017 г. в связи с тяжелым финансовым положением, в которое попало руководимое им предприятие, полномочия Олега Сиенко были досрочно прекращены. А количество построенных здесь танков Т-14 исчисляется пока не тысячами, а всего лишь несколькими десятками машин. 12 танков насчитывалось в первой опытно-промышленной партии (они и прошли по Красной площади в 2015 году), после этого еще сто танков были заказаны для «войсковых испытаний».

В 2017 году вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял, что испытания танка Т-14 «Армата» закончатся в 2018 году, а со следующего 2019 года, начнётся его опытно-войсковая эксплуатация (для этого, по всей видимости, и предназначалась вышеупомянутая партия из сотни танков). Позже, в феврале 2018 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов (с марта 2018 г. вице-премьер по оборонно-промышленным вопросам), подтвердил, что у Минобороны есть контракт на поставку для испытаний двух батальонов танков Т-14. Более подробная информация прозвучала в выступлении замминистра обороны Алексея Криворучко на форуме «Армия-2018»: «… на сегодня подписан контракт на 132 машины Т-14 и Т-15. Первые девять машин мы получим уже в этом году, серийные машины. До конца 2021 года контракт будет выполнен».

Т-14 «Армата»

Это означает, что к 2022 году Российская армия будет иметь в своем распоряжении всего около сотни Т-14, и соответственно о тысячах «Армат» речь уже не идет. Эти танки, скорее всего, будут направлены в одну из тяжелых бригад (тип Б), в которой по штатам и полагается иметь танки на тяжелой платформе «Армата» (73 единицы) и тяжелые БМП.

Временная заморозка старта крупносерийного производства Т-14 подтверждается и другими заявлениями ответственных за «оборонку» лиц, которые отмечали, что танк Т-14 «Армата» является «слишком дорогим для массовых закупок». Так 30 июля 2018 года вице-премьер по оборонно-промышленным вопросам Юрий Борисов отметил:»Российская армия не испытывает большой нужды в танках «Армата», а текущие потребности закрываются модернизацией имеющейся военной техники… У нас особой нужды в этом нет, эти модели достаточно дорогостоящие по отношению к существующим. …если бы существующая бронетехника, в частности, обновленный Т-72, уступал потенциальному врагу, мы бы продвигали закупки нового вооружения. Но они не уступают, а значит покупать что-то нет необходимости».

Что касается стоимости Т-14, то точных цифр пока естественно нет. По информации гендиректора «Уралвагонзавода» Олега Сиенко, относящейся к 2015 году, стоимость одного танка Т-14 «Армата» составляла немногим более 250 миллионов рублей (по тогдашнему курсу около 3,7 млн. долл.), хотя некоторые эксперты оценивали ее в 8 млн. млн. долл. По более поздней информации стоимость танка «Армата» должна быть около 4 миллионов долларов (это на 2 млн. дешевле чем, например, стоит немецкий
«Леопард» или израильский танк «Меркава», а французский «Леклерк» вообще тянет на 8,5 млн. долл.), однако военные рассчитывали на удешевление танков Т-14 к 2020 году.

Т-14 «Армата»

В последний месяц в СМИ довольно оживленно обсуждается тема возможных поставок Т-14 на экспорт. Как сообщало индийское информационное издание «The Economic Times», Индия рассматривает возможность закупки танков Т-14 «Армата», для замены устаревших модификаций Т-72 в рамках программы «Multipurpose future ready combat vehicles». В то же время озвученная сумма вероятного соглашения в 4,5 миллиарда долл. (при ориентировочном объеме в 1770 танков), свидетельствует о том, что информация об экспорте «Арматы» вряд ли соответствует действительности. Если верить информации индийских СМИ, за один танк Дели планирует заплатить чуть больше 2,5 миллионов долларов, тогда как даже на внутреннем рынке цена на «Армату» превышает 3,7-4 млн. долл.

«Армата» приоткрыла личико

Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.