Анатолий папанов биография личная жизнь дети фото

Анатолий Папанов — биография

Анатолия Папанова очень любила публика. Он сыграл достаточно много ролей в кинематографе и на театральных подмостках. Но почему же тогда остается щемящее чувство недосказанности, какой-то незавершенности в его судьбе. Кажется, что он мог и хотел сказать еще очень много, что-то самое важное, но не смог, просто не успел. Ушел.

Огромный успех пришел к артисту после съемок в картине «Живые и мертвые», хоть до этого в его фильмографии было немало успешных проектов.

Родной город Анатолия Папанова Вязьма, под Смоленском. Именно здесь, в семье военного Дмитрия Папанова и модистки Елены Росковской 31 октября 1922 года родился Анатолий Папанов. Отец мальчика был кадровым военным, мама работала в ателье по пошиву платьев и женских шляпок, по национальности была полькой, сменившей католичество на православие. Родители Толи были людьми интеллигентными, им не нравилось многое из того, что творилось в те годы в стране. Они были глубоко верующими людьми, и эту веру прививали своим детям.

Анатолий Папанов в детстве

Толик очень любил своих родителей, особенно тянулся к отцу, и во всем ему подражал. Дмитрий Папанов обладал отличными актерскими данными, посещал театральную самодеятельность в гарнизоне, руководила которой актриса Лучезарская. Она была бывшей актрисой в императорском театре, и женой тогдашнего командира гарнизона в Вязьме. Старшего Папанова часто задействовали в любительских постановках, а он приводил своего сына и дочь, когда по сценарию нужно было присутствие детей.

В 1930-м Папановы поселились в Москве, где им выделили квартиру на улице Малые Кочки. Анатолия отправили в школу, однако никакого интереса к учебе у мальчика не было. Он постоянно хулиганничал, самой высокой оценкой для него была тройка. С трудом доучившись в школе, парень даже и не собирался в институт, потому что с такими оценками в вуз дорога закрыта. После школы Папанов нашел себе работу литейщика в заводской ремонтной мастерской, а по вечерам посещал театральную студию на заводе «Каучук». Азы актерского мастерства Анатолий постигал под руководством актеров Театра им.Вахтангова, а руководил студией Василий Куза, которого Папанов всегда считал своим самым первым и самым главным наставником.

На фото Анатолий Папанов в молодости

Однажды друг Анатолия предложил ему пройти прослушивание в Театре рабочей молодежи. Папанов был не уверен в своих силах, но все же согласился. Приемная комиссия рассмотрела в нем актерские задатки, и дала ему добро. Анатолий достаточно быстро освоился, стал одним из ведущих артистов, и мечтал о карьере артиста.

Война

Очень скоро о мечтах пришлось забыть, потому что началась война. Буквально с первых дней Папанов ушел на фронт. На протяжении трех месяцев он осваивал зенитные орудия, а потом оказался на фронте, вместе с такими же новобранцами. В его памяти на всю жизнь остались воспоминания о той ужасной войне, о том, как в одном из боев полегла почти вся рота, а его спасло какое-то чудо. Под Харьковом он получил тяжелое ранение, ему ампутировали два пальца на ноге, дали третью группу и комиссовали.

Анатолий Папанов в военное время

Однако Папанов не спешил отправляться в тыл, вместе с творческим коллективом, который сам же и создал, он объездил бесчисленное количество фронтовых госпиталей. Своими выступлениями артисты старались поддержать боевых товарищей, они читали стихи, пели песни, разыгрывали сценки, и получали за это шквал аплодисментов от благодарных зрителей. Именно тогда Папанову пришла мысль о том, что возможно в этом и есть его предназначение. Вернувшись в Москву, Анатолий Папанов решил осуществить свою мечту – стать артистом.

Он приехал в ГИТИС,когда вступительные испытания были уже далеко позади. Но в тот год вуз не добрал нужного количества студентов, поэтому у Анатолия появился шанс поступить. Он попал на прием к ректору Михаилу Тарханову, который предложил настойчивому молодому человеку продемонстрировать свои способности прямо сейчас. Папанов прочел стих, и очень понравился Тарханову. После краткого собеседования Анатолий Папанов был принят в вуз, причем на второй курс.

В первое время Папанов не выделялся из общей массы своих однокурсников, но буквально с первой репетиции показал себя с самой лучшей стороны. Педагоги в один голос твердили о его выдающемся таланте. Диплом об окончании вуза Анатолий взял в руки в 1946-м, и получил сразу несколько приглашений в самые лучшие столичные театры. Его хотели видеть во МХАТе, в Малом театре, и еще ряде других, но он ответил отказом. Забрал жену и вместе с другими однокурсниками поехал в Литву, хоть и пробыл там всего два года.

В 1948-м Папанов и его жена получили приглашение от Андрея Гончарова, который звал их в Театр сатиры. Супруги долго не думали, и вернулись в столицу. На сцене этого театра поначалу Папанов исполнял только эпизоды или роли второго плана. Первая заметная роль досталась артисту в 1954-м, когда его поставили вместо заболевшего артиста.

После того, как состоялась премьера этого спектакля, режиссеры наконец-то поняли, какой потенциал скрыт в этом актере. Но должно было пройти еще три года, прежде чем ему доверили роль главного героя. Успех этой постановки был просто невероятным, у артиста появился свой зритель, который «ходил на Папанова». Его Киса Воробьянинов перестал быть жалким и вызывающим насмешки. В исполнении Папанова он приобрел глубину и трагедию, и зрители уже совершенно по другому относились к этому персонажу.

Анатолий Папанов в театре

В 1962-м Папанов получил роль в спектакле «Дом, где разбиваются сердца» по произведению Б.Шоу. Это достаточно сложная пьеса, немногим режиссерам удается ее поставить. Но артисты Театра сатиры справились с этой задачей, и даже сняли телевизионную версию этой постановки. Анатолию Папанову пришлось перевоплотиться в Мангана. Театральная биография артиста очень насыщенна, с его участием вышло много спектаклей, которые получили достаточно высокую оценку зрительской аудитории и театральных критиков.

Анатолий Папанов попробовал свои силы и в режиссерстве. В 1987-м на сцене родного театра он поставил спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького.

Анатолий Папанов был выдающимся артистом, просто успех приходил к нему далеко не сразу. Так было в театре, точно такая же ситуация сложилась и в кинематографе. Первое время Папанов просто замирал перед камерой, не в состоянии ни пошевелиться, ни заговорить. Ему никак не удавалось преодолеть это своеобразный гипноз, поэтому вначале он мог рассчитывать только на роли второго плана.

Анатолий Папанов в фильме «Ленин в Октябре»

Дебютной работой Папанова в кино стала лента «Ленин в Октябре», которая вышла до войны. Через два года после этого артист засветился в картине «Подкидыш». По настоящему раскрыться таланту Папанова удалось гораздо позже, спустя несколько десятков лет, когда он получил приглашение на съемки фильмов «Приходите завтра…», «Человек идет за солнцем», «Яблоко раздора».

В 1963-м Папанову позвонил режиссер Александр Столпер, который набирал артистов для съемок ленты «Живые и мертвые». Он предложил Анатолию роль генерала Федора Серпилина, но Папанов настолько сомневался в своих силах, что наотрез отказывался от этой работы.

Анатолий Папанов в фильме «Живые и мертвые»

Настойчивость режиссера победила, и буквально на следующий день после проката всем стало понятно, что он не прогадал. Папанов получил всесоюзную известность, лента побила все рекорды просмотров, количество зрителей, посетивших кинотеатры, перевалило за сорок один миллион. Фотография артиста в образе Серпилина красовалась на обложке «Советского экрана» и на почтовой марке, выпущенной в 1966 году. Эта работа получила приз Первого всесоюзного кинофестиваля, как лучшая мужская роль.

У режиссеров как будто открылись глаза, и они начали наперебой предлагать Папанову роли в своих фильмах. Иногда Папанов отказывался, ссылаясь на занятость в театре. Но в основном соглашался, и вскоре зрители могли оценить целый ряд картин с его участием. В эти годы выходят ленты «Стежки-дорожки». «Родная кровь», «Дети Дон Кихота» и «Дайте жалобную книгу». В образах главных героев Папанов предстал в картинах «Возмездие» и «Наш дом».

По приглашению Эльдара Рязанова Анатолий Папанов попал в комедию «Берегись автомобиля», где его партнерами стали блистательные советские актеры.

Потом были съемки в «Белорусском вокзале», «12 стульях» и «Джентльменах удачи», в которых очень ярко и сильно проявился и драматический и комический талант артиста.

Анатолий Папанов в фильме «12 стульев»

В фильмографии Анатолия Папанова есть две картины, которые пользуются большой популярностью у зрителей. Первая – комедия «Бриллиантовая рука», в которой Папанову довелось перевоплотиться в контрабандиста Лёлика. Худсовет страны Советов негативно воспринял эту ленту, но зато зрители были от нее просто без ума. Многие выражения папановского героя ушли в народ, их цитируют и до настоящего времени. После выхода этой картины Папанов не мог спокойно ходить по улицам – его узнавали везде.

Вторая картина называлась «Холодное лето пятьдесят третьего…», и именно она показала всем силу драматического таланта Анатолия Папанова. Его герой – политический ссыльный Копалыч, пришелся по душе не только зрителям, но и придирчивым критикам. Очень жаль, что сам артист не дожил до выхода фильма на экраны.

Помнят Анатолия Папанова и как мастера озвучивания. Его голос звучал в самых любимых советских мультиках – «Паровозик из Ромашкова», «Рикки-Тикки-Тави», «Золотой мальчик».

Однако прославился Папанов после озвучивания Волка в мультфильме «Ну, погоди!». Его партнершей стала Клара Румянова – именно ее тоненьким голоском говорит мультяшный Заец. После того, как мультфильм вышел на экраны, он буквально завоевал сердца не только детей, но и взрослых. Детишки засыпали Папанова мешками писем, а Папанов всегда говорил, что его Волк совсем не страшный и коварный, ему просто немного не везет.

С личной жизнью у Анатолия Папанова все было просто отлично. 20 мая 1945 года он женился на актрисе Надежде Каратаевой, с которой учился месте в ГИТИСе. Она тоже была бывшей фронтовичкой, многое повидала за годы войны, которую прошла медсестрой. Они прожили вместе более четырех десятков лет, и за это время практически не ссорились. Они умели выходить из конфликтов без громких сцен и выяснений отношений, в их семье царили любовь и уважение до самой смерти супруга.

Анатолий Папанов и его жена Надежда Каратаева

В 1954-м супруги стали родителями единственной дочери Елены, которая продолжила семейную династию. В 1976 году она поступила на службу в театр им.Ермоловой, и служит там до сих пор. У нее родились две дочери – Мария и Надежда, которые и сами уже стали мамами. На сегодняшний день у Анатолия Папанова подрастают трое правнуков.

Анатолий Папанов ушел резко и внезапно. Это случилось 5 августа 1987-го, после возвращения из Карелии, где закончились съемки картины «Холодное лето пятьдесят третьего…». У него появилось свободное время, и артист хотел поехать в Ригу, где в тот момент его супруга гастролировала со своим театром. Папанов решил помыться с дороги, но в это время в доме не было горячей воды. Он принял холодный душ, который и стал толчком для сбоя в работе сердца. У Папанова начался сердечный приступ, повлекший за собой смерть. В это время артист был дома совершенно один, и остался без медицинской помощи. Только спустя несколько дней его тело было обнаружено. Даже точную дату смерти пришлось устанавливать судмедэкспертам.

Могила Анатолия Папанова

Местом вечного упокоения артиста стало Новодевичье кладбище. Прошло буквально несколько дней после его погребения, и умер Андрей Миронов, его коллега и лучший друг. Все это время он подменял Папанова во время гастрольного тура Театра сатиры.

Памятник на могиле Анатолия Папанова появился в 1992-м, его создателями стали скульптор Д.Народицкий и архитектор Ю.Воскресенский.

Избранная фильмография

  • 1937 — Ленин в Октябре
  • 1952 — Композитор Глинка
  • 1961 — Человек ниоткуда
  • 1962 — Яблоко раздора
  • 1963 — Порожний рейс
  • 1964 — Живые и мёртвые
  • 1965 — Зелёный огонёк
  • 1965 — Мать и мачеха
  • 1966 — В городе С.
  • 1967 — Возмездие
  • 1968 — Виринея
  • 1968 — В тринадцатом часу ночи
  • 1969 — Семейное счастье
  • 1970 — Сохранившие огонь
  • 1970 — Любовь Яровая
  • 1973 — Дача
  • 1973 — Дела сердечные
  • 1974 — Одиножды один
  • 1975 — Одиннадцать надежд
  • 1976 — 12 стульев
  • 1976 — Мама, я жив
  • 1978 — Всё решает мгновение
  • 1979 — Инженер Графтио
  • 1982 — Отцы и деды
  • 1984 — Время желаний
  • 1987 — Холодное лето пятьдесят третьего…

Ссылки

  • Полная фильмография
  • Интервью Анатолия Папанова
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Папанов Анатолий Дмитриевич

За время работы в кино и театре артист удостоился множества наград, отмечающих его заслуги, а в 1976 году советский астроном Людмила Чёрных назвала в честь актера открытый ею астероид №2480. В 2012-м, через 25 лет после смерти артиста, Анатолию Дмитриевичу поставили памятник на малой родине – в городе Вязьме.

Детство и юность

Анатолий Папанов родился в Вязьме Смоленской губернии 31 октября 1922 года, в переломный для государства период. Отец Анатолия – офицер Дмитрий Филиппович, а мать – модистка Елена Болеславовна, полька по национальности, тайно перешедшая из католичества в православие. Родители были людьми имперской закалки и к переменам вокруг себя относились с неодобрением. Кроме того, супруги являлись верующими христианами и детей воспитывали в религиозных традициях.

Юный Папанов обожал родителей, в особенности строгого, но внимательного отца, и стремился быть на него похожим. Любовь к театральному искусству Папанов-младший тоже перенял от родителей. Дмитрий Филиппович увлекался актерством с молодости, постоянно участвовал в любительских спектаклях и организовывал некоторые из них.

В конце 20-х годов семья Папановых переехала в Москву. Там Толик пошел в школу, но учеба не привлекала мальчика. Юный Папанов хулиганил, перебивался с двойки на тройку и в итоге учебное заведение окончил с трудом. С такими отметками юноша и не помышлял о высшем образовании. Он устроился литейщиком в ремонтную мастерскую завода и занялся актерской деятельностью.

Приятель Папанова как-то позвал его с собой на прослушивание в Театр рабочей молодежи, и грубоватый, искренний юноша чем-то приглянулся приемной комиссии. Он быстро стал звездой в труппе, и казалось, что у него впереди безоблачное будущее.

Однако вскоре грянула Великая Отечественная война, и молодого рабочего в первый же ее день призвали к оружию. Три месяца Папанов учился управлять зенитными орудиями, после чего весь состав группы отправили на фронт. Позже великий актер вспоминал, сквозь какой ужас ему пришлось пройти. Был случай, когда большая часть роты, состоящей из таких же юнцов, как и Папанов, погибла под обстрелом. Сам Анатолий чудом выбрался живым, хотя и раненым, юноше пришлось ампутировать 2 пальца на ноге. Нормально ходить после этого Папанов не мог, а потому был демобилизован.

Впрочем, домой молодой человек поехал далеко не сразу. Несколько месяцев солдат в составе собранного им творческого коллектива колесил по фронтовым госпиталям, поддерживая собратьев по несчастью песнями, стихами и импровизированными выступлениями, которые неизменно имели успех. Тогда Папанов задумался о том, что, возможно, творческая, актерская деятельность – это его призвание. Снова оказавшись в Москве, молодой человек решил поступить в театральный институт.

Театр

В ГИТИС Анатолий пришел уже тогда, когда закончились вступительные экзамены. Но поскольку в учреждении был недобор студентов, ректор института Михаил Тарханов предложил будущему актеру попробовать поступить прямо сейчас, прочитав что-нибудь из стихотворений. Послушав, Михаил Михайлович был удивлен профессионализмом абитуриента. В результате короткого разговора Папанов был принят в вуз и зачислен сразу на 2-й курс.

Изначально актер ничем не выделялся среди студентов, но как только начались репетиции, стало понятно, что этот юноша – человек выдающегося таланта. Когда в 1946 году молодой актер вышел из стен учебного заведения, он был уже известен в театральных кругах Москвы. Папанова приглашали во МХАТ и Малый театр, получал юноша и другие престижные предложения. Однако Анатолий отказался и вместе с остальным курсом и молодой женой уехал в Литву, впрочем, надолго актер там не задержался.

В 1948 году режиссер Андрей Гончаров предложил Папанову и его жене место в Театре сатиры, и пара переехала обратно в Москву. Это предложение повлияло на всю дальнейшую жизнь супружеской четы. В молодости актер играл только эпизодические и второстепенные роли. Лишь в 1954 году ему доверили существенную роль – срочно понадобилось заменить заболевшего коллегу.

После премьеры режиссеры, наконец, разглядели в мужчине потенциал. Через 3 года артист получил первую центральную роль. Успех спектакля с его участием был настолько громким, что в театральных кругах появилось выражение «ходить на Папанова». Даже из знаменитого Кисы Воробьянинова Папанов сумел сделать глубокую, трагическую фигуру, изменив для рядового театрала восприятие этого образа.

В 1962 году артист поучаствовал в постановке пьесы «Дом, где разбиваются сердца» Бернард Шоу Это произведение исключительной сложности мало кто решался ставить.

Актеры Театра сатиры сделали больше, создав телеверсию спектакля. Папанов сыграл роль Мангана. За время творческой биографии Папанов поучаствовал во множестве спектаклей, в том числе и в постановках «Доходное место» по Александру Одоевскому, «Ревизор» по Николаю Гоголю, «Горе от ума» по Александру Грибоедову и других. В 1987 году дебютировал в родном театре как режиссер со спектаклем «Последние» по Максиму Горькому.

Фильмы

Анатолий Дмитриевич был актером высочайшего уровня, но с киноиндустрией у него отношения наладились далеко не сразу. По словам коллег, Папанова просто гипнотизировала камера, и он долго не мог полноценно раскрыться на съемочной площадке, поэтому первое время появлялся в основном во второстепенных ролях.

Первый раз молодой Анатолий Папанов появился на экране еще до войны, в киноленте «Ленин в Октябре». Через 2 года фильмография начинающего артиста пополнилась эпизодом в комедии «Подкидыш». Комедийный талант артиста стал раскрываться в кино спустя десятилетия в лентах «Человек идет за солнцем», «Приходите завтра…», «Яблоко раздора».

В 1963 году Анатолию Дмитриевичу поступило предложение от режиссера Александра Столпера, который готовил к выпуску военную драму «Живые и мертвые». Папанову предстояло сыграть генерала, но сам артист не верил в свой драматический талант и несколько раз отказывал постановщику.

После премьеры фильма актер проснулся знаменитым. Киноленту посмотрел 41 млн зрителей. Фото Папанова-генерала попало на обложку выпуска журнала «Советский экран» и на почтовую марку СССР 1966 года. Эта роль была отмечена на 1-м ВКФ премией за лучшую мужскую роль.

Кинорежиссеры также обратили внимание на главное открытие года, и уже спустя время Анатолий Папанов блистал в разноплановых образах в фильмах «Родная кровь», «Стежки-дорожки», «Дайте жалобную книгу», «Дети Дон-Кихота». Главные роли артист исполнил в драме «Наш дом», в военном фильме «Возмездие».

Анатолий Папанов появился и в популярной комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где сыграл в актерском ансамбле с Иннокентием Смоктуновским, Олегом Ефремовым, Ольгой Аросьевой, Андреем Мироновым

Среди громких работ актера числятся роли в кинолентах «Белорусский вокзал», «Джентельмены удачи», «12 стульев».

У артиста есть 2 роли в кино, которые особенно запомнились и полюбились советским зрителям. Первый образ — контрабандист Лёлик из комедии «Бриллиантовая рука». Художественному совету СССР картина не понравилась, но народ социалистических республик в нее просто влюбился. Многие фразы обаятельного злодея стали крылатыми, а Папанова до конца жизни узнавали на улицах благодаря роли в «Бриллиантовой руке».

Второй образ помог Анатолию Дмитриевичу раскрыть на экране свой драматический талант. В фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» актер сыграл политического ссыльного Копалыча, тогда мастерство артиста было высоко оценено критиками и коллегами. К сожалению, сам артист скончался до того, как успел пожать плоды заслуженной славы.

Запомнился Анатолий Папанов и своими работами на студии озвучивания. Голосом народного артиста говорят герои советских мультфильмов «Рикки-Тикки-Тави», «Паровозик из Ромашкова», «Золотой мальчик».

Самым популярным героем в исполнении Папанова стал Волк из анимационного альманаха «Ну, погоди!». Творческий тандем Анатолия Дмитриевича с партнершей по цеху озвучивания Кларой Румяновой стал одним из самых знаменитых дуэтов советской анимации.

После выхода мультфильма на экраны Анатолий Папанов получал мешки писем от маленьких зрителей. В интервью актер пояснял, что вовсе не считает своего героя страшным и коварным, а со временем Волк и вовсе приобретает черты благородства.

Личная жизнь

Личная жизнь актера сложилась счастливо. Более 40 лет актер прожил в браке с Надеждой Каратаевой, коллегой по сцене.

С Надеждой Юрьевной артист познакомился в ГИТИСе, молодых людей сблизило фронтовое прошлое, так как девушка тоже успела повидать ужасы войны, когда работала медсестрой.

Их брак был практически образцовым. Папановы умели решать конфликты без шумных скандалов, сцен и любили друг друга до самой смерти Анатолия Дмитриевича.

В 1954 году у супружеской четы родилась дочь Елена, которая потом пошла по стопам родителей и стала актрисой, с 1976-го служит в театре имени М. Ермоловой. Дочь подарила родителям двух внучек – Марию и Надежду, которые сейчас воспитывают трех правнуков Анатолия Папанова.

Смерть

Жизнь артиста внезапно оборвалась 5 августа 1987 года. Мужчина приехал в Москву после съемок картины «Холодное лето пятьдесят третьего…» в Карелии. Он собирался навестить жену в Риге, где у нее в то время были гастроли с театром. После дороги Анатолию Дмитриевичу необходима была ванная, но в доме в этот момент отсутствовала горячая вода. Холодный душ негативно повлиял на сердечно-сосудистую систему Папанова, спровоцировав сердечный приступ, который и стал причиной смерти артиста.

В доме не было никого, кто смог бы вызвать скорую и предотвратить гибель Анатолия Дмитриевича. Тело актера было обнаружено спустя несколько дней.

Могила Анатолия Папанова находится на Новодевичьем кладбище Москвы. Спустя несколько дней после похорон артиста скончался его друг и коллега Андрей Миронов, который заменил Папанова в гастрольных спектаклях Театра сатиры.

Отец

Отец будущего актера Дмитрий Филиппович Папанов родился в 1897 году. Он был военнослужащим. Однако в молодые годы Дмитрий Филиппович занимался художественной самодеятельностью: он не просто выступал на сцене, но еще и сам ставил любительские спектакли. Так что в некоторой степени своим актерским даром Анатолий обязан именно отцу.

Одно время Дмитрий Филиппович был членом труппы актеров, которую организовал известный советский артист Николай Плотников, исполнивший множество ролей в театре и кино (в частности, Плотников сыграл Ленина в фильме 1956 года «Пролог»). В те годы семья Папановых жила в городе Вязьме, где располагалась военная часть. При ней, кстати, супругой командира тамошнего гарнизона актрисой Лучезарской была создана театральная студия. Лучезарская не раз хвалила Дмитрия Филипповича за его игру на сцене.

Маленький Толя впервые вышел на сцену именно благодаря отцу. Когда в какой-нибудь постановке на определенную роль требовался ребенок, Папанов-старший часто рекомендовал своих сына или дочь.

Анатолий Папанов

Папанов Анатолий Дмитриевич

Anatoliy Papanov

Родился 31 октября 1922 года в Вязьме (Смоленская область), в простой рабочей семье.
Заслуженный артист РСФСР (30.09.1958).
Народный артист РСФСР (17.11.1966).
Народный артист СССР (5.10.1973).
Отец — Дмитрий Филиппович Папанов, мать — полька Елена Болеславовна Росковская.
В конце 1920-х годов семья Папановых переехала в Москву, и Анатолий пошёл в первый класс.
После окончания школы в 1939 году Папанов устроился литейщиком в ремонтные мастерские 2-го Московского шарикоподшипникового завода.
Участвовал в художественной самодеятельности — в театральной студии клуба завода «Каучук».
Когда началась война ушёл на фронт, где был тяжело ранен в ногу на Юго-западном фронте. После чего был демобилизован и осенью 1942 года прибыл инвалидом третьей группы домой, в Москву к родителям.
Поступил в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, на актёрский факультет.
В 1946 году, после окончания института, вместе со своим курсом отправился создавать новый театр в Клайпеде, где им была сыграна первая театральная роль Сергея Тюленина в поставленном к тридцатилетию годовщины Октября, спектакле «Молодая гвардия».
С 1948 года — актёр Театра Сатиры в Москве.
В 1987 году — поставил спектакль по пьесе Максима Горького «Последние».
В 1967 году впервые озвучил Волка в знаменитом мультсериале «Ну, погоди!» и стал кумиром многих поколений ребятишек.
3 августа 1987 года — последний кадр в жизни актёра на съёмках фильма «Холодное лето 53-го» в Карелии. Вечером того же дня Папанов уехал в Москву.
Анатолий Дмитриевич скончался 5 августа 1987 года в своей московской квартире от остановки сердца, принимая холодный душ. Похороны актёра состоялись 11 августа на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 10).
Жена — заслуженная артистка РСФСР Надежда Каратаева (род. 1924).
Дочь — актриса Елена Папанова (род. 1954). театральные работыАшот Мисьян, матрос; «Вас вызывает Таймыр» А.А. Галича, К.Ф. Исаева; постановка А.А. Гончарова (1948)
Сыромятов; «Женитьба Белугина» А.Н. Островского; постановка А.А. Гончарова (1948)
Джек Холидей; «Мешок соблазнов» Марка Твена, постановка Н. Петрова (1949)
Лыжиков; «Роковое наследство» Л. Шейнина, постановка Н. Петрова (1949)
*Забелин; «Кто виноват?» Г.Д. Мдивани, постановка Э. Краснянского (1949)
Гржимайло, Лапин, «Положение обязывает» Г.Н. Мунблита, постановка А.А. Гончарова (1949)
Пустославцев, Нептун, Помощник режиссёра, «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди (по А. Ленскому), постановка Э. Краснянского (1949)
Первый купец «Комедия ошибок» Вильяма Шекспира постановка Э. Краснянского (1949)
Муравьев, Пирогов, «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова, постановка Б.И. Равенских (1950)
Яков, «Не ваше дело» В. Полякова, постановка В.Н. Плучека (1951)
Мытыл, «Женихи» А. Токаева, В. Шкваркина, постановка А.А. Гончарова (1951)
Ионеску, «Потерянное письмо» И. Кораджале, постановка Н. Петрова и В.Н. Плучека (1952)
Алупкин, «Страницы минувшего» (вечер русской классической сатиры). «Завтрак у предводителя» И.С. Тургенева, постановка В.Н. Плучека (1953)
Завгар, «Где эта улица, где этот дом?» В.А. Дыховичного, М.Р. Слободского, постановка Э. Краснянского (1953)
Констебль, «Судья в ловушке» Г. Филдинга, постановка С. Колосова (1954)
Бушмен, «Последняя сенсация» М. Себастьяна, постановка Э. Краснянского (1955)
Шафер, двуполое четвероногое — «Клоп» В.В. Маяковского, постановка В.Н. Плучека и С.И. Юткевича (1955)
Директор фабрики игрушек Синицын — «Поцелуй феи» З.Е. Гердта, М.Г. Львовского, постановка Э. Краснянского (1955)
Гобле — «Жорж де Валера» («Только правда») Ж.-П. Сартра, постановка В.Н. Плучека (1956)
Емельян Черноземский — «Квадратура круга» В.П. Катаева, постановка Г. Зелинского (1957)
Иван Иванович — «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета, постановка В.Н. Плучека (1957)
Англичанин Вельзевул — «Мистерия-буфф» В.В. Маяковского, постановка В.Н. Плучека (1957)
Корейко — «Золотой телёнок» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, постановка Э. Краснянского (1958)
Почесухин — «Памятник себе» С.В. Михалкова, постановка В.Н. Плучека (1959)
Боксёр — «Дамоклов меч» Н. Хикмета, постановка В.Н. Плучека (1959)
Киса Воробьянинов — «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, постановка Эраста Гарина и Хеси Локшиной (1960)
Фабрис — «Обнажённая со скрипкой» Н. Куарда, постановка В.Н. Плучека (1960)
Крячка — «Яблоко раздора» М. Бирюкова, постановка В.Н. Плучека (1961)
Манган — «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу, постановка В.Н. Плучека (1962)
Полотёр — «Гурий Львович Синичкин» В.А. Дыховичного, М.Р. Слободского, В.З. Масса, М.А. Червинского, постановка Д.В. Тункеля (1963)
Василий Тёркин — «Тёркин на том свете» А.Т. Твардовского, постановка В.Н. Плучека (1966)
Бродский — «Интервенция» Л.И. Славина, постановка В.Н. Плучека (1967)
Юсов — «Доходное место» А.Н. Островского, постановка М.А. Захарова (1967)
Яблоков — «Банкет» Аркадия Арканова и Григория Горина, постановка М.А. Захарова (1968)
Снежин — «Последний парад» А. Тейна, постановка В.Н. Плучека (1968)
Сысоев — «У времени в плену» А. Штейна, постановка В.Н. Плучека (1970)
Городничий — «Ревизор» Н.В. Гоголя, постановка В.Н. Плучека (1972)
Дед Цыбулька — «Таблетку под язык» А.Е. Макаенка, постановка В.Н. Плучека (1972)
Шубин — «Маленькие комедии большого дома» Аркадия Арканова и Григория Горина, постановка А.А. Миронова и А.А. Ширвиндта (1973)
Шафер — «Клоп» В.В. Маяковского, постановка 1955 года В.Н. Плучека и С.И. Юткевича. Сценическая редакция 1974 года В.Н. Плучека (1974)
Макарыч — «Ремонт» М.М. Рощина, постановка В.Н. Плучека (1975)
Фамусов — «Горе от ума» А.С. Грибоедова, постановка В.Н. Плучека (1976)
Хлудов — «Бег» М.А. Булгакова, постановка В.Н. Плучека (1977)
Судаков — «Гнездо глухаря» В.С. Розова, постановка В.Н. Плучека (1980)
Пожарный — «Концерт для театра с оркестром» Григория Горина и Александра Ширвиндта, постановка А.А. Ширвиндта (1982)
Гаев — «Вишнёвый сад» А.П. Чехова, постановка В.Н. Плучека (1984)
Тесть — «Родненькие мои» А. Смирнова, постановка В.Н. Плучека (1985)
Гицэ — «Рыжая кобыла с колокольчиком» И.П. Друцэ, постановка В.Н. Плучека (1986) призы и награды Премия I-го Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актёрам» за образы, созданные в фильмах «Живые и мертвые, «Родная кровь», «Приходите завтра» (Ленинград, 1964 год).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1966, за роль Серпилина в фильме «Живые и мёртвые»).
Государственная премия СССР (посмертно) (1989, за роль Копалыча в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего», последняя роль в кино).
Орден Отечественной войны I ст. (1985)
Орден Трудового Красного знамени (1981)
Орден Октябрьской революции (1986)
Орден Отечественной войны II степени (1975)

последнее обновление информации: 31.01.20

Анатолий Папанов — биография, информация, личная жизнь

Анатолий Дмитриевич Папанов. 31 октября 1922 года, Вязьма — 5 августа 1987 года, Москва. Советский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1989 — посмертно). Участник Великой Отечественной войны.

Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме (ныне — в Смоленской области).

Отец — Дмитрий Филиппович Папанов (1897-1982) был военным.

Мать — полька Елена Болеславовна Росковская (1901-1973), модистка.

Отец будущего актёра участвовал в театральной самодеятельности: играл в труппе, организатором которой был Николай Сергеевич Плотников, а руководителем — бывшая актриса императорских театров Лучезарская (жена командира вяземского гарнизона).

Как вспоминал Анатолий Дмитриевич, Лучезарская выделяла актёрские способности его отца. К этому времени и относятся первые появления юного Папанова на сцене, его (как и сестру), вводили в спектакль, если по сюжету там были нужны дети.

В 1930 году вместе с родителями он переехал в Москву, где семья поселилась на улице Малые Кочки (ныне улица Доватора), работал в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода (литейщиком), одновременно занимался в популярной театральной студии при заводе «Каучук». Этим полупрофессиональным театральным коллективом руководили в то время актёры Театра им. Вахтангова во главе с Василием Кузой — его Анатолий Папанов и считал своим первым учителем.

В 1937 году впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре».

С первых дней войны находился на фронте. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии.

Анатолий Папанов в 1941 году

В июне 1942 года получил тяжёлое ранение под Харьковом, несколько месяцев провёл в госпитале и в 21 год стал инвалидом третьей группы.

Вернувшись в Москву, поступил на актёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую артистов МХАТа Марии Орловой и Василия Орлова. Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года, сыграв молодого Константина в «Детях Ванюшина» Сергея Найдёнова и глубокого старика в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль — Зелёные Штаны».

Анатолий Папанов в молодости

После окончания ГИТИСа получил приглашения и во МХАТ, и в Малый театр, но вместе со всем курсом уехал в Клайпеду, создавать новый театр.

С 1946 года был актёром Клайпедского русского драматического театра, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева.

В 1948 году по предложению режиссёра Андрея Гончарова перешёл в Театр Сатиры в Москве. Всего в этом театре Анатолий Дмитриевич за 40 лет создал 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Давида Тухманова.

В 1955 году Эльдар Рязанов предложил Папанову попробоваться на роль Огурцова в фильме «Карнавальная ночь», однако пробы прошли неудачно, и на роль Огурцова был утвержден Игорь Ильинский.

На спектакле Театра сатиры «Домоклов меч» писатель Константин Симонов был настолько поражен игрой Папанова, что предложил кинорежиссеру А. Столперу, который в 1963 году решил экранизировать его роман «Живые и мертвые», взять этого актера на роль генерала Федора Серпилина.

Поначалу Столпер сомневался. Он знал Папанова как исполнителя, в основном, комедийных ролей. Здесь же предстояло сыграть роль героическую. Долго сомневался в своих способностях сыграть героя и сам Папанов.

Жена актера Надежда Каратаева вспоминала: «У нас в общежитии был длинный коридор, и в нем стоял общий телефон. Мужу несколько раз звонили, уговаривали, а мы стояли и слушали, как он отказывался: «Ну какой я генерал? Да нет, ну что вы, я не могу». А уже после выхода картины, после ее грандиозного успеха он меня часто спрашивал: «Что это все восторгаются? Чего там особенного я сыграл?»».

С выходом фильма на широкий экран к Папанову пришла всесоюзная слава, и спрос на артиста возрос неимоверно. На «Ленфильме» были запущены в производство десять картин, и в восемь (!) из них пригласили Анатолия Папанова. В ответ он принял все предложения и был утвержден на все восемь ролей одновременно. А позднее, через дирекцию театра, дал всем вежливый отказ: мол, не могу, занят в спектаклях.

В 60-70-е годы он много снимается в самых разных ролях и жанрах. Психологическая драма «Наш дом», киноповесть об ученых «Иду на грозу», лирические комедии «Приходите завтра» и «Дети Дон-Кихота», сатирическая комедия «Дайте жалобную книгу», в ставших культовыми картинах «Берегись автомобиля», «12 стульев» и «Бриллиантовая рука».

Анатолий Папанов в фильме «Берегись автомобиля»

Анатолий Папанов в фильме «Дайте жалобную книгу»

Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука»

Анатолий Папанов в фильме «12 стульев»

Анатолий Папанов в фильме «Инкогнито из Петербурга»

Кроме огромного количества ролей в кинолентах озвучивал мультфильмы. Так, именно его голосом говорит Волк из мультсериала «Ну, погоди!».

О своем герое говорил: «По-моему, он совсем не страшный. Если сначала Волк действительно что-то замышлял против Зайца, то сейчас в нем появилось некоторое благородство. Посмотрите, что вытворяет этот Заяц, как он издевается над Волком! Волку ничего такого и в голову бы не пришло».

Анатолий Папанов. Короткие истории — Умелец

Преподавал в ГИТИСе, выпустил диск как исполнитель песен.

Последняя роль в театре — Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» Театра Сатиры.

Последняя кинороль — «Холодное лето пятьдесят третьего…».

В 1980 годы Папанов практически не снимался, но продолжал много работать в театре.

В 1986 году актера пригласили на роль Копалыча в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего». Друзья отговаривали Папанова от съемок, считая, что тот и без того сверх меры загружен в театре и в ГИТИСе. Но он сказал: «Меня эта тема волнует». Съемки проходили в Карелии, в глухой деревне, расположенной на полуострове.

Анатолий Папанов в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего»

Почти закончив съемки, режиссер просил актера остаться в деревне и отдохнуть. У них было еще два дня. Но Папанов настаивал на перелете в Москву: «Нет-нет-нет! Я обязан туда вырваться. Через месяц начинаются занятия моего курса в ГИТИСе. Надо пробивать общежитие и всякое такое… Чтобы ребятам нормально жилось!».

Работа в фильме осталась незавершенной. Роль А. Папанова озвучивал другой актер. Не сбылась и сокровенная мечта артиста: он, наконец-то, уговорил главного режиссера Театра сатиры В. Плучека дать ему возможность поставить спектакль. В качестве материала для своей первой режиссерской работы Папанов выбрал пьесу М. Горького «Последние».

Умер 5 августа 1987 года в своей квартире от сердечного приступа, принимая холодный душ (в это время в доме была отключена горячая вода).

В момент смерти никого не оказалось рядом.

Жена Надежда Каратаева рассказывала: «Он умер в ванной, принимая душ. Меня в это время дома не было, я была на гастролях в Риге. Муж приехал в Москву из Петрозаводска, где закончил сниматься в фильме «Холодное лето 53-го». Сначала он хотел сразу поехать в Ригу, но потом передумал. Решил на денек заехать в Москву. Он хотел посмотреть, как устроили в общежитии его студентов. Толя же начал преподавать в ГИТИСе, первый раз набрал себе курс. Беспокоился, как разместились ребята. Когда он приехал в Москву, то, естественно, захотел принять душ. Но в доме была отключена горячая вода. Он полез под холодную. И сосуды не выдержали. Врачи поставили диагноз: сердечно-сосудистая недостаточность. Толя не приехал в условленный день в Ригу. Я забеспокоилась, позвонила дочери и зятю. Зять полез через соседскую лоджию в нашу квартиру. И обнаружил Толю сидящим в ванной, его голова была уронена на колени, из душа лилась вода… Зять позвонил в милицию. Приехали милиционеры, врач, санитары. Толю вынесли на простынях. Почему-то на носилках не стали выносить».

Хоронили артиста в закрытом гробу. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

В 1992 году на могиле установлен памятник (скульптор Д. И. Народицкий, архитектор Ю. Н. Воскресенский).

Могила Анатолия Папанова

Анатолий Папанов об актерской профессии:

Каждая новая роль для артиста — «езда в незнаемое». Конечно, не следует обольщаться и думать, что возможностям нет границ. Но беда, когда режиссер постоянно использует лишь какие-то определенные грани актерского дарования, какие-то привычные краски. Это обкрадывает, обедняет артиста, да и режиссеру не приносит большой творческой радости. Какая уж тут радость — идти проторенной дорогой! Ведь искусство — это открытие. И, как всякое открытие, дается нелегко.

Мне кажется, жизнь артиста немыслима без арсенала средств, в основе которых лежат наблюдение и накапливание деталей. Неизвестно, в какой роли они пригодятся, но они всегда должны быть под рукой. Беден тот актер, который не наполнен деталями. В этом отношении актера можно сравнить с сапожником. Неизвестно, какие сапоги он будет тачать, но все необходимое всегда должно быть наготове. Вообще хороший мастер ценится по количеству и состоянию инструмента. Я как-то пригласил водопроводчика, а у него сверло не заточено, дюймового ключа нет. Что это за мастер? Он и не смог ничего починить.

Наблюдать жизнь очень интересно. А у актера увиденное возрождается в сценических образах. Вот обыденная ситуация — рыболов на реке. Но посмотрите, как он насаживает червяка, как держит удочку, как сидит, — и увидите характер. Я не пройду мимо, остановлюсь обязательно. Все собираю: жесты, взгляды, голоса.

Актер в любой момент готов что-то интересное схватить, перенять, запомнить — и зрительно, и эмоционально. Это становится действием автоматическим, даже не надо настраивать себя на волну наблюдения. Отправляясь на футбол, не нужно говорить себе: «Сегодня я буду искать на трибунах типаж для будущего фильма». Просто, выработав привычку наблюдать, невольно подмечаешь все увиденное.

Для исполнения комедийных ролей необходимо очень точно выверить все детали. Деталь решает судьбу характера. Вот, например, мне надо сыграть застенчивого человека. Как это показать? А оказывается, можно только приподнять бровь…

В фильме «Порожний рейс» я сыграл нудного, бесцветного человека. А он запоминается. И это одна из любимых моих работ. Когда я взялся за эту роль, у меня всплыли не только отдельные впечатления — вспомнился конкретный человек. В молодости я работал на дровяном складе, и начальник мой был страшный демагог. Вспомнилось, как веско он говорил, как смотрел в лицо собеседнику, как держал голову.

Смешным мне его и не пришлось делать. Он и в жизни был смешон. Что же касается бесцветных характеров, то актер может их расцветить. Вот, скажем, я читаю пьесу. Там сказано, что в кабинет начальника входит посетитель. И тут начинает работать фантазия. Как одет посетитель, как причесан, носит ли он усы? А может быть, он давно не ел? Тогда у него будет уже другое выражение лица. А может быть, он плохо воспитан и на ходу закусывает, хрустит огурцом? А может быть, начальник — женщина, и посетитель в нее влюблен?

У наблюдательного артиста появится целый список способов сделать этого человека выразительным…

Я думаю о «записной книжке» художника… Она должна быть у каждого актера. «Записная книжка», в которую мы должны записывать жизнь. И неважно, в памяти ли мы храним все факты, события, встречи или же заполняем записями чистые листки блокнота. Нельзя быть актером, нельзя быть художником без любопытства к жизни.

Помните, как начинается повесть Л. Толстого «Хаджи-Мурат», что заставило писателя вспомнить эту историю? Репей, растущий у дороги. Так иногда начинается творчество.

И когда артисты Художественного театра ходили в московские ночлежки, спускались на дно жизни, трудно и буднично готовясь к своему взлету, к постановке знаменитой горьковской пьесы, — это тоже было ремесло.

В Москве множество приезжих — из самых разных мест, самых разных профессий. Море индивидуальностей, море человеческих типов, море разных характеров. Почему же мы не всегда наблюдательны и любопытны?

И еще: я не верю в большого человека с маленькой эрудицией. Мне кажется, талант приносит плоды только в совокупности с опытом, культурой, постоянным расширением знаний… Примером может служить очень уважаемый мною С. Юрский, глубоко эрудированный, крайне пытливый, постоянно ищущий, постоянно недовольный собой художник. Актер с «записной книжкой».

Анатолий Папанов. Раскрывая тайны

Рост Анатолия Папанова: 184 сантиметра.

Личная жизнь Анатолия Папанова:

С 20 июня 1945 года Анатолий Папанов был женат на актрисе Надежде Юрьевне Каратаевой.

Они познакомились в ГИТИСе.

«Когда немцев отогнали от Москвы, начались занятия в ГИТИСе. Я стала учиться на втором курсе. В разгар учебы у нас появился новенький студент. Это был высокий молодой человек в линялой гимнастерке, в военной форме. Он был раненый, сильно хромал и ходил с палочкой. Студента звали Толя Папанов. Он вернулся с фронта», — рассказывала Надежда Юрьевна.

В этом браке в 1954 году родилась дочь — Елена Папанова, она окончила ГИТИС, стала актрисой Театра им. Ермоловой, снимается в кино.

Анатолий Папанов и Надежда Каратаева

Фильмография Анатолия Папанова:

1937 — Ленин в Октябре — эпизод
1939 — Подкидыш — прохожий
1952 — Композитор Глинка — адъютант Великого князя
1952 — Ревизор — чиновник
1960 — Совершенно серьёзно — редактор
1961 — Человек идёт за солнцем — администратор парка
1961 — Человек ниоткуда — Крохалев и ему подобные
1961 — Казаки — хорунжий
1962 — Яблоко раздора — Крячко
1962 — Бей, барабан! — поэт Безлошадных
1962 — Ход конём — Фонарев
1963 — Порожний рейс — Аким Севостьянович
1963 — Стёжки-дорожки — дежурный милиционер
1963 — Короткие истории — телемастер, умелец
1963 — Живые и мёртвые — комбриг Серпилин
1963 — Приходите завтра… — Николай Васильевич (озвучивал Евгений Ташков)
1964 — Родная кровь — муж Сони
1965 — Зелёный огонёк — Жмуркин
1965 — Дети Дон Кихота — Пётр Бондаренко, врач-педиатр
1965 — Наш дом — Иванов-отец
1965 — Иду на грозу — Аникеев
1965 — Дайте жалобную книгу — метрдотель Кутайцев
1965 — Мать и мачеха — Филипп
1966 — Весёлые расплюевские дни — Максим Вараввин и Полутатаринов
1966 — Берегись автомобиля — Сокол-Кружкин, тесть Семицветова
1966 — В городе С. — Дмитрий Ионович Старцев (Ионыч)
1967 — Возмездие — Серпилин
1968 — Семь стариков и одна девушка — юрисконсульт
1968 — Виринея — Магара
1968 — Служили два товарища — командир полка
1968 — Бриллиантовая рука — Лелик, контрабандист
1968 — Золотой телёнок — Васисуалий Лоханкин (роль вырезана при монтаже)
1969 — Адъютант его превосходительства — атаман Ангел
1969 — В тринадцатом часу ночи — Овинный
1969 — Вчера, сегодня и всегда — тетушка Бетти
1969 — Семейное счастье — Чубуков
1970 — Белорусский вокзал — Николай Иванович Дубинский
1970 — В тридевятом царстве… — собачий магнат
1969 — Штрихи к портрету В. И. Ленина — Рязанов, Давид Борисович
1970 — Сохранившие огонь — Крутов
1970 — Любовь Яровая — Горностаев
1971 — Вся королевская рать — Бёрден-старший
1971 — Джентльмены удачи — шахматист в гостинице
1971 — Разрешите взлёт! — Сахно
1972 — Ход белой королевы — отец Наташи
1973 — Дача — Павлик
1973 — Дела сердечные — Борис Иванович
1973 — Плохой хороший человек — Самойленко
1974 — День приёма по личным вопросам — Иванов
1974 — Одиножды один — Ваня Каретников
1975 — Страх высоты — Мазин
1975 — Одиннадцать надежд — Воронцов
1976 — 12 стульев — Ипполит Матвеевич (Киса) Воробьянинов
1977 — По семейным обстоятельствам — няня
1977 — Мама, я жив
1978 — Всё решает мгновение — Дед Нади
1978 — Инкогнито из Петербурга — городничий А. А. Сквозник-Дмухановский
1978 — Любовь моя, печаль моя — звездочёт
1979 — Инженер Графтио — Генрих Графтио
1979 — Пена — Махонин
1981 — Любовь моя вечная
1982 — Иван — Иван
1982 — Отцы и деды — дед Луков
1983 — Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа — Джон Фальстаф
1984 — Время желаний — Владимир Дмитриевич
1987 — Холодное лето пятьдесят третьего… — Копалыч / Старобогатов (озвучание — И. К. Ефимов)

Телеспектакли Анатолия Папанова:

1966 — Лабиринт — Бродяга
1969 — Швейк во Второй мировой войне — Адольф Гитлер

Радиоспектакли Анатолия Папанова:

1972 — Остров сокровищ (Билли Бонс)

Озвучивание мультфильмов Анатолия Папанова:

1960 — Машенька и медведь — Медведь
1960 — Про козла — Волк-вожак
1961 — Ключ — голова Змея Горыныча
1961 — Муравьишка-хвастунишка — старый муравей
1961 — Фунтик и огурцы — огородный сторож
1962 — Зелёный змий — Зелёный змий
1963 — Бабушкин козлик — Волк
1963 — Как котёнку построили дом — Бульдозер
1964 — Жизнь и страдания Ивана Семёнова — врач
1964 — Кот-рыболов — Медведь
1964 — Кто поедет на выставку? — игрушечное пугало
1964 — Лягушонок ищет папу — Крокодил
1965 — Ваше здоровье — спившийся здоровяк и его здоровье
1965 — Пастушка и трубочист — Козлоног
1965 — Приключения запятой и точки — клякса-атаман
1965 — Рикки-Тикки-Тави — Наг
1965 — Портрет — Осёл
1965 — Чьи в лесу шишки? — Волк
1966 — Происхождение вида — первый человек
1966 — Про злую мачеху — Петрушка-рассказчик
1966 — Хвосты — Волк
1966 — Зайдите, пожалуйста!
1967 — Кузнец-колдун — Гасту Одноглазый
1967 — Машинка времени — Хулиган
1967 — Ну и рыжик!
1967 — Межа — Змей Горыныч
1967 — Легенда о злом великане — великан
1967 — Паровозик из Ромашкова — Репродуктор
1967 — Раз, два — дружно! — хромоногий волк
1967 — Слонёнок — Крокодил
1967 — Честное крокодильское — Вулкан
1968 — Козлёнок, который считал до десяти — капитан Гусь
1968 — Кот в сапогах — Людоед
1968 — Маугли — тигр Шер-Хан
1968 — Осторожно, щука! — Рак
1968 — Русалочка — экскурсовод
1968 — Самый большой друг — Крокодил
1968 — Чуня — Пёс
1969 — В стране невыученных уроков — землекоп / Белый медведь
1969 — Капризная принцесса — Король
1969 — Лиса, медведь и мотоцикл с коляской — Медведь
1969 — Мы ищем кляксу — дворник дядя Федя
1969-1986 — Ну, погоди! (выпуск 1-16) — Волк
1969 — Солнечное зёрнышко — осьминог
1969 — Украденный месяц — диктор
1969 — Ну, погоди! — Волк
1970 — Ананси (Сказка джунглей) — царь-тигр Усатый-Полосатый Тринадцатый
1970 — Бобры идут по следу — Рак, Олень
1970 — Лесная хроника — Волк
1970 — Мой друг Мартын
1970 — Обезьяна с острова Саругасима — Дракон
1970 — Сказка сказывается — Королевич
1970 — Отважный Робин Гуд — Шериф Ноттингемский
1971 — Алло, Вас слышу! — все персонажи
1971 — Как ослик счастье искал — Гусь
1971 — Чужие следы — Волк
1971 — Лабиринт. Подвиги Тесея — Прокруст
1972 — Заветная мечта — дедушка Осёл
1972 — Коля, Оля и Архимед — римский центурион
1972 — Куда летишь, Витар? — птицелов Бенкан
1972 — Фока — на все руки дока — царь Балдей
1973 — Небылицы в лицах — Никодим
1973 — Часы с кукушкой — Лев
1974 — Мешок яблок — Волк
1974 — Молодильные яблоки — Серый волк
1977 — Как грибы с горохом воевали — царь Боровик, купец Дубовик
1977 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 182 «Руками не трогать») — Волк
1978 — Дед Мороз и серый волк — Волк
1978 — Подарок для самого слабого — Лев
1979 — Летучий корабль — Водяной
1980 — Мореплавание Солнышкина — штурман
1981 — Так сойдёт — Бобр
1982 — Травяная западёнка — приказчик Яков
1983 — Волчище — серый хвостище — Волчище
1984 — Медведь — липовая нога — волк
1985 — Козёл да баран — третий волк

Роли Анатолия Папанова в театре:

Русский драматический театр (г. Клайпеда):

1948 — «Молодая гвардия» по роману А. А. Фадеева — Сергей Тюленин
1948 — «Машенька» А. А. Афиногенова — Леонид Борисович
1948 — «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва — Рекало
1948 — «Собака на сене» Лопе де Вега — Тристан

Театр Сатиры:

1948 — «Вас вызывает Таймыр» А. А. Галича и К. Ф. Исаева. Режиссёр: Андрей Гончаров — Ашот Мисьян, Матрос
1948 — «Женитьба Белугина» А. Н. Островского. Режиссёр Андрей Гончаров — Сыромятов
1949 — «Мешок соблазнов» Марка Твена. Режиссёр Николай Петров — Джек Холидей
1949 — «Роковое наследство» Льва Шейнина. Режиссёр Николай Петров — Лыжиков
1949 — «Кто виноват?» Георгия Мдивани. Режиссёр: Э. Б. Краснянский — Забелин
1949 — «Положение обязывает» Г. Мунбилта. Режиссёр Андрей Гончаров — Гржимайло, Лапин
1949 — «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди (по водевилю Д. Т. Ленского). Режиссёр Э. Б. Краснянский — Пустославцев, Нептун, Помощник режиссёра
1949 — «Комедия ошибок» Шекспира. Режиссёр Эммануил Краснянский — первый купец
1950 — «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова. Постановка Борис Равенских — Муравьёв, Пирогов
1951 — «Не ваше дело» В. Поляков. Режиссёр: Валентин Плучек — Яков
1951 — «Женихи» А. И. Токаева, В. В. Шкваркина. Постановка Андрея Гончарова — Мытыл
1952 — «Потерянное письмо» И. Караджале. Постановка Николая Петрова и Валентина Плучека — Ионеску
1953 — «Страницы минувшего» (вечер русской классической сатиры). «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева. Постановка Валентина Плучека — Алупкин
1953 — «Где эта улица, где этот дом?» В. А. Дыховичного, М. Р. Слободского. Режиссёр Эммануил Краснянский — Завгар
1954 — «Судья в ловушке» Г. Филдинга. Режиссёр С. Колосов — Констебль
1955 — «Последняя сенсация» М. Себастьяна. Режиссёр: Эммануил Краснянский — Бушмен
1955 — «Клоп» В. В. Маяковского. Постановка Валентина Плучека и Сергея Юткевича — Шафер, Двуполое четвероногое
1955 — «Поцелуй феи» З. Е. Гердта, М. Львовского. Режиссёр: Эммануил Краснянский — Синицын
1956 — «Жорж де Валера» («Только правда») Ж.-П. Сартра. Постановка Валентина Плучека — Гобле
1957 — «Квадратура круга» В. П. Катаева постановка Г. Зелинского — Емельян Черноземский
1957 — «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета. Постановка Валентина Плучека — Иван Иванович
1957 — «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского. Постановка Валентина Плучека — Англичанин, Вельзевул
1957 — «Дамоклов меч» Назыма Хикмета постановка В. Плучека — Боксёр
1957 — «Обнажённая со скрипкой» Н. Куарда. Постановка Валентина Плучека — Фабрис
1958 — «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова. Режиссёр: Эммануил Краснянский — Корейко
1959 — «Памятник себе» С. В. Михалкова постановка В. Плучека — Почесухин
1960 — «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. Режиссёры: Эраст Гарин и Хеся Локшина — Воробьянинов
1961 — «Яблоко раздора» М. Бирюкова. Постановка В. Плучека — Крячка
1962 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу. Постановка В. Плучека — Манган
1963 — «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного, М. Слободского, В. Масса, М. Червинского постановка Д. Тункеля — Полотёр
1966 — «Тёркин на том свете» А. Т. Твардовского. Постановка В. Плучека — Василий Тёркин
1967 — «Интервенция» Л. Славина. Постановка В. Плучека — Бродский
1967 — «Доходное место» А. Н. Островского. Постановка Марк Захаров — Юсов
1968 — «Банкет» А. М. Арканова и Г. И. Горина. Режиссёр: Марк Захаров — Яблоков
1968 — «Последний парад» А. Штейна; постановка В. Плучека — Снежин
1970 — «У времени в плену» А. Штейна; постановка В. Плучека — Сысоев
1972 — «Ревизор» Н. В. Гоголя; постановка В. Плучека — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
1972 — «Таблетку под язык» А. Макаёнка; постановка В. Н. Плучека — Дед Цыбулька
1973 — «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина; постановка В. Плучека, А. А. Миронова и А. А. Ширвиндта — Шубин
1974 — «Клоп» В. Маяковского; постановка 1955 года В. Плучека и С. Юткевича. Сценическая редакция 1974 года В. Н. Плучека — Шафер
1975 — «Ремонт» М. Рощина; постановка В. Н. Плучека — Макарыч
1976 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; постановка В. Н. Плучека — Фамусов
1977 — «Бег» М. А. Булгакова; постановка В. Н. Плучека — Хлудов
1980 — «Гнездо глухаря» В. С. Розова; постановка В. Н. Плучека — Судаков
1982 — «Концерт для театра с оркестром» Г. И. Горина и А. А. Ширвиндта; постановка А. А. Ширвиндта — Пожарник
1984 — «Вишнёвый сад» А. Чехова; постановка В. Н. Плучека — Гаев
1985 — «Родненькие мои» А. Смирнова; постановка В. Н. Плучека — Тесть
1986 — «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ; постановка В. Н. Плучека — Гицэ
1987 — «Последние» М. Горького; постановка спектакля Анатолием Папановым