Аэростат в войну для чего?

Хорошо забытое старое. Aэростаты заграждения против крылатых ракет.


По состоянию на сегодняшний день, крылатые ракеты (КР) массированно применялись всего четыре раза (материал от 1999 года):
— фашистской Германией в 1944-1945 годах против городов Великобритании в качестве оружия «возмездия» за бомбардировки немецких городов английской авиацией;
— США в 1991 г. в ходе воздушно-наступательной операции «Буря в пустыне» по объектам Ирака в качестве «наказания» этой страны за агрессию против Кувейта;
— США и Великобританией в 1998 г. в ходе воздушно-наступательной операции «Лис пустыни» в качестве «наказания» Саддама Хусейна;
— США и Великобританией в 1999 г. в ходе воздушно-наступательной операции «Союзническая сила» для «наказания» неугодного НАТО и США Слободана Милошевича, а вместе с ним и всего народа Югославии.
Очевидно, что во всех этих случаях применение крылатых ракет диктовалось не столько военной необходимостью, сколько политическими мотивами. Крылатые ракеты, как наступательное оружие, полностью сохранили идеологию применения «оружия возмездия», заложенную в них еще пропагандистами Третьего Рейха. При этом, по мнению многих военных специалистов, боевые возможности КР сильно преувеличиваются пропагандой нападающей стороны. Таким образом, обладание КР превращается в политический козырь. Для того, чтобы побить этот козырь, любое государство должно иметь на вооружении менее или более эффективные средства противодействия крылатым ракетам.
Аэростаты заграждения в годы Второй мировой войны были одним из самых эффективных средств противодействия германским крылатым ракетам V-1 («Фау-1»).
Эти КР, как и баллистические ракеты V-2 («Фау-2») стали орудием ведения тотальной войны, теория которой была разработана фашистскими военными экспертами. Новое «чудо-оружие» сразу стало оружием государственного терроризма, так как ракеты запускались не по военным объектам и группировкам войск, а по большим городам: Лондон, Париж, Манчестер, Антверпен, Льеж и Брюссель. Летом 1944 г. командование войск СС планировало нанести удар ракетами V-1 по Ленинграду, Москве, Куйбышеву, Челябинску, Магнитогорску. В январе 1945 г. германское руководство пригрозило Швеции, что применит V-1 против Стокгольма, если страна вступит в войну против Германии.
Когда англичане столкнулись с проблемой ракет V-1, то сначала всем казалось, что способов борьбы с ними не существует. Однако, впоследствии были выработаны довольно эффективные меры борьбы против крылатых ракет. В целом, систему ПВО преодолело только 33% V-1. Что касается V-2, то проблема борьбы с ними не была решена вплоть до тех пор, пока англо-американские войска не оттеснили немцев на расстояние, превышающее дальность полета ракет.
Ныне ситуация кардинально изменилась: защищающаяся сторона достаточно эффективно научилась бороться с баллистическими ракетами, а задача уничтожения современных крылатых ракет считается недостаточно решенной. Следовательно, опыт борьбы с V-1, в том числе и с помощью аэростатов заграждения, является весьма актуальным.

Что же собой представляла крылатая ракета (самолет-снаряд) V-1? Фюзеляж V-1 имел длину 7,6 м и диаметр – 0,82 м. Общая масса самолета-снаряда составляла 2750 кг. В носовой части помещалась фугасная боеголовка с 1000 кг (по другим данным – 700 кг) взрывчатого вещества. За боеголовкой размещался бак с 80-октановым бензином. Затем шли два оплетенных проволокой сферических стальных баллона сжатого воздуха для обеспечения работы рулей и других механизмов. Хвостовую часть занимал упрощенный автопилот. Размах крыльев достигал 5,4 м. Высота полета составляла от 200 до 2000 метров, скорость — до 800 километров в час.
При необходимости боеголовка V-1 могла содержать химические отравляющие вещества. Боевая часть V-1, возможно, предполагала и ядерное оснащение — в последние 2 года войны немецкие ученые активно работали над атомной бомбой.
Устройство крылатой ракеты V-1
16 мая 1944 г. верховное главнокомандование вермахта отдало приказ на боевое применение V-1. Вечером 12 июня 1944 г. немецкие дальнобойные пушки, расположенные в районе Кале, начали необычайно сильный обстрел английской территории через Ла-Манш, отвлекая внимание англичан от подготовки запуска самолетов-снарядов. В 4 часа ночи обстрел прекратился. Спустя несколько минут наблюдательным пунктом в Кенте был замечен странный «самолет», издававший резкий свистящий звук и испускавший яркий свет из хвостовой части. «Самолет» не спикировал на Кент, а продолжал полет над Даунсом. Он упал на землю с оглушительным взрывом в Суонскоуме, близ Грейвсенда, в 4 часа 18 мин. В течение последующего часа еще три таких «самолета» упали в Какфилде, Бетнал-Грине и в Плэтте. Это было началом так называемого «Роботоблица» – войны механизмов.
Крылатая ракета V-1 в полёте
Главные свои усилия англичане срочно перенесли на организацию противовоздушной обороны Лондона, Бристоля и районов сосредоточения основных сил союзников для вторжения в Нормандию от самолетов-снарядов. Еще в декабре 1943 г. командование ПВО Великобритании приступило к разработке детального плана обороны от V-1 – «Дайвер». Вскоре обстоятельства потребовали составления другого плана, который предусматривал оборону английских городов и прикрытие с воздуха уже начавшейся подготовки десантной операции союзников.
Планом предусматривалось создание трех рубежей ПВО: на первом внешнем рубеже V-1 должны были уничтожаться истребителями; на втором – зенитной артиллерией; на третьем – аэростатами заграждения (АЗ). Для обнаружения V-1 планировалось использовать уже существующую сеть радиолокационных станций и наземных наблюдателей.
Система противоракетной обороны Лондона
АЗ предусматривалось развернуть сразу за линией зенитной артиллерии в количестве 500 постов. Линия аэростатных постов была перпендикулярна маршрутам полетов V-1.
Вскоре для английского командования стало очевидным, что выделенного количества наземных средств борьбы с V-1 недостаточно. ПВО Лондона усилили батареями, снятыми с обороны других городов. 28 июня в отражении налета V-1 участвовало 363 тяжелых и 522 легких зенитных орудия. Развертывались легкие зенитные пушки, зенитные танки королевского механизированного корпуса и ракетные установки. Были приняты срочные меры по увеличению в 2 раза числа АЗ.

Заграждение из аэростатов Mk-VII на подступах к Лондону
Военно-морской флот оказывал помощь ПВО, высылая корабли к французскому берегу. Они находились в 7 милях от побережья с интервалом в 3 мили. Наблюдатели с кораблей предупреждали истребительную авиацию о приближении V-1 сигнальными ракетами и осветительными снарядами. Время полета V-1 от побережья до зоны зенитного огня составляло 5 минут, а от зоны зенитного огня до линии АЗ – 1 минуту.
Для повышения эффективности применения АЗ были испробованы различные приспособления к ним: сети, воздушные змеи, усы. Но эти приспособления затрудняли работу аэростатного поста и от них пришлось отказаться.
Самым удачным мероприятием, направленным на повышение эффективности ПВО от самолетов-снарядов, стала перегруппировка зенитной артиллерии из окрестностей Лондона непосредственно на побережье. АЗ остались на своих местах. В результате этого зона действий разделилась на две части: перед зенитно-артиллерийским поясом над морем и между тем же поясом и аэростатами заграждения над сушей.
После перегруппировки ПВО за одну неделю было сбито большее число КР, чем за любую предыдущую неделю. 28 августа явилось переломным днем: из 97 КР, пересекших Ла-Манш, 92 было уничтожено, 4 достигли Лондона, а 3 упали, не долетев до города. Таким образом, в августе 1944 г., когда обстрел Лондона V-1 достиг предела, ПВО добилась наивысшего успеха: к столице прорывались только отдельные КР. 29 марта 1945 г. на Англию упал последний самолет-снаряд Фау-1.
Немецкие крылатые ракеты V-1 нанесли Англии большой ущерб: было уничтожено 24491 жилое здание, 52293 постройки стали непригодны для жилья. Было убито 5864 человека, тяжело ранено 17197 и легко ранено 23174 человека. В среднем на один самолет-снаряд, достигший Лондона и его окрестностей, приходилось 10 убитых и тяжелораненых. Кроме Лондона, бомбардировке подверглись Портсмут, Саутгемптон, Манчестер и другие города Англии. Несмотря на то, что только половина V-1 достигла цели, удары КР оказывали большой морально-психологический эффект на население Англии.
Аэростаты заграждения были, по существу, последним рубежом защиты Лондона от V-1. Несмотря на пассивную природу их противодействия, об их тросы разбился 231 самолет-снаряд. Причем большее их число приходится на период, когда интенсивность бомбардировок была наибольшей, а авиационно-зенитные средства ПВО перегруппировывались.
Трос аэростата Mk-VII выдержал удар крылатой ракеты (обломки рядом)
Крыло самолёта-снаряда V-1, как консервным ножом вскрытое тросом аэростата заграждения…
.. и перерубленный тросом фюзеляж
Как в СССР, так и в Великобритании в частях аэростатов заграждения в основном служили женщины-добровольцы
Американские военные специалисты считали, что если бы немцам удалось усовершенствовать свои V-1 на 6 месяцев раньше и применить их в районах сосредоточения десантных сил и средств, то это чрезвычайно затруднило бы или даже сделало бы невозможным вторжение англо-американских сил во Францию.
Советскому командованию в 1944 г. стало известно, что войска СС планируют нанести удар ракетами V-1 по некоторым городам. При этом для увеличения дальности полета, сокращения потерь от средств ПВО и повышения точности удара, гитлеровское командование предполагало использовать пилотируемый вариант крылатой ракеты Fi 103 и летчиков-смертников. Знаменитый специалист по террористическим операциям Отто Скорцени уже отдал приказ набрать и подготовить 250 таких пилотов.
19 июля 1944 г. Военный совет артиллерии утвердил и направил в Войска ПВО «Предварительные указания по борьбе с самолетами-снарядами». 10 августа 1944 г. Военным советом Ленинградской армии ПВО был утвержден план развертывания авиационных и зенитных средств на случай применения V-1 противником. 22 сентября в части ПВО были разосланы «Указания по борьбе с самолетами-снарядами «Фау-1».
В зоне ответственности Ленинградской армии ПВО были созданы два сектора: северо-западный и юго-западный. Средства ПВО располагались по зонам: первая – зенитная артиллерия, вторая – аэростаты заграждения и третья – истребительная авиация. Против V-1 выделялось четыре полка истребительной авиации, свыше 100 батарей зенитной авиации, свыше 100 батарей зенитной артиллерии (418 орудий) и более 2000 АЗ. Общая глубина зоны ПВО составляла 70-100 км.
АЗ развертывались по новой, необычной схеме. Посты выдвигались за город и уплотнялись. Их интервал составлял 300-400 м, высота подъема – до 2 км. Таким образом, плотность заграждения была 6-7 тросов на километр фронта при общей глубине аэростатной зоны 8 км. Аэростаты поднимались в пригородах Ленинграда и на баржах в Финском заливе. В отличие от обычного защитного ряда АЗ, применявшегося для защиты Лондона, советские аэростаты помимо основного привязного троса имели две боковых расчалки, повышающие вероятность налета КР на поражающие элементы АЗ. Привязной трос оснащался миной фугасного действия. Были значительно уплотнены боевые порядки системы ВНОС. 86 наблюдательных и ротных постов и 5 РЛС оповещали о подлете V-1 на удалении 120 км от Ленинграда. Фашистские войска не успели применить самолеты-снаряды против Советского Союза.
Весьма интересным представляется сравнительный анализ английской и советской аэростатных систем для противодействия V-1. Во-первых, в обоих случаях аэростаты заграждения применялись в тесном взаимодействии с истребительной авиацией и зенитной артиллерией. Единым было то, что ПВО Лондона и Ленинграда предусматривала создание рубежей трех разнородных сил: авиации, артиллерии и аэростатов. И в Англии, и в СССР для обнаружения и оповещения о налете V-1 использовались радиолокационные станции, а также наземные наблюдатели.
Система противоракетной обороны Ленинграда
Отличие – для защиты Лондона на внешнем (первом) рубеже V-1 должны были уничтожаться истребителями; на втором – зенитной артиллерией; на третьем – аэростатами заграждения. Для защиты Ленинграда на третьем рубеже разворачивалась зенитная артиллерия, на втором — аэростаты заграждения и на первом – истребительная авиация. Каждый боевой порядок имел свои достоинства и недостатки. В английском способе аэростатам отводилась роль своеобразного последнего заслона крылатым ракетам, все-таки прорвавшимся к городу. Это было связано с тем, что зенитной артиллерии запрещалось сбивать V-1 над городом (сбитые ракеты своим взрывом также наносили ущерб). В советском способе аэростаты играли роль своеобразного сита. На прошедших через него крылатых ракетах должен был сосредотачиваться зенитно-артиллерийский огонь.

Основным аэростатом, применявшимся в Англии против V-1, был МК-VII. Его конструкцию разработали незадолго до Второй мировой войны на базе английского аэростата артиллерийского наблюдения. В советских системах воздушного заграждения против V-1 действовали аэростаты КО-1, КТН и БАЗ-136.
Советский способ применения аэростатов заграждения против самолётов-снарядов
Аэростатный барраж на защите Ленинграда (аэростаты КО-1)
Таким образом, первый опыт борьбы с крылатыми ракетами показывает: аэростаты заграждения применялись как самостоятельный рубеж обороны. Однако достигнутый англичанами результат в борьбе с V-1 был обеспечен комплексным применением всех противовоздушных средств. При этом исключительную роль сыграло взаимодействие разведки и средств поражения, а также маневр средствами ПВО.
Только за неполных четыре месяца налетов немецких КР на Лондон аэростатами заграждения, как отмечено выше, достоверно была уничтожена 231 ракета. Это составляет около 3% от всех выпущенных ракет (при этом необходимо учитывать, что значительная часть ракет вообще не долетела до Лондона) и более 8% от числа всех сбитых ракет.
Количество КР, поврежденных тросами АЗ, вероятно, было существенно большим. Это можно предположить из того, что 231 КР была достоверно уничтожена только системой аэростатного заграждения Лондона. Аэростатные же заграждения развертывались для защиты многих городов, в том числе и тех, по которым гитлеровцы наносили удар КР вплоть до 29 марта 1945 г. Несомненно, был также и определенный процент КР, поврежденный тросами АЗ и добитый зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Кроме того, поскольку V-1 было оружием площадного действия, то не поддается анализу количество КР, отклонившихся от первоначального маршрута и не поразивших цель после столкновения с тросами АЗ.
«Оружие возмездия» поновее — крылатая ракета BGM-109 «Томагавк»
Интересно, что современная КР отличается от V-1 только использованием новых материалов, более совершенных двигателей, большей дальностью полета и более высокой точностью наведения. Ни по скорости полета, ни по геометрическим размерам германские КР практически не отличаются от того же «Томагавка» или отечественной КР Х-55.
Сравнительные размеры крылатых ракет Х-55 (1984) и V-1 (1944)
Следовательно, можно сделать уверенный вывод, что аэростатные заграждения будут не менее эффективны и в борьбе с современными крылатыми ракетами.

Кондратенко Анна Геннадьевна

Возраст:17 лет Место учебы: г. Москва Лицей № 1550 Город, регион: Москва Руководитель (Ф.И.О., место работы) Жилякова Анна Викторовна, Лицей №1550

Проектно-исследовательская работа по теме:

Применение аэростатов в годы войны

План:

I. Введение

II. Основная часть

1. Понятие аэростата и механизм его применения в военных целях

2. Способы использования аэростатов во время I мировой войны

3. Применение аэростатов заграждения в годы II мировой войны на Западном фронте и способы борьбы с ними

4. Применение аэростатов в период Великой Отечественной войны

5. Аэростатчики в годы Великой Отечественной войны III. Заключение IV. Источники информации

Введение

Вторая мировая война стала испытательным полигоном для многих изобретений и существенно продвинула вперёд разнообразные технологии. В области одной только авиации рывок произошёл колоссальный.

Сравните довоенные самолёты и послевоенные — земля и небо. И даже немного удивительно, что против авиации, против этого динамично развивавшегося технологичного рода войск почти все воюющие стороны использовали изобретение XVIII века — аэростаты. Однако факт — использовали.

Предлагаемое исследование рассматриваются вопросы использования аэростатов для защиты воздушного пространства в период Второй мировой войны. Особое внимание будет уделено их применению в годы Великой Отечественной войны.

Задачи исследования:

1. Установить, где (на Западном или Восточном фронте) аэростаты заграждения использовались наиболее интенсивно?

2. Выявить, в каких сражениях аэростаты сыграли наиболее заметную роль?

3. Изучить механизм использования аэростатов заграждения.

4. Выявить способы защиты самолетов от аэростатов.

Проблемный вопрос:

Насколько эффективной была защита городов с помощью аэростатов?

Основная часть

Понятие аэростата и механизм его применения в военных целях

Так что же такое аэростаты?

Аэростаты (от аэро… и греч. statos- стоящий, неподвижный) — это летательный аппарат легче воздуха, подъемная сила которого создается с помощью заключенного в оболочке (баллоне) более легкого, чем атмосферный воздух, газа (водорода, гелия, нагретого воздуха). Различают следующие виды аэростатов

Для военных целей применяют аэростаты свободного полета (пилотируемые с экипажем, автоматические, радио-зонды, шары-пилоты и др.) и привязанные аэростаты, которые используются для воздушного заграждения и корректирования огня артиллерии и для полета в стратосферу.Привязные аэростаты

Конечно, аэростат не истребитель и представить себе воздушный бой, в котором с одной стороны участвует самолёт, а с другой, грубо говоря, воздушный шар, затруднительно, но в реальности таких боёв не было, если не считать расстрелов самолётами аэростатов наблюдения и их пилотов. Аэростаты можно сравнить не с боевыми машинами, а скорее с морскими якорными минами. Как и те, они были заякорены и плавали, правда, не в воде, а воздухе, ожидая, когда враг сам на них натолкнётся.

Способы использования аэростатов во время I мировой войны

Первыми, ещё в Первую мировую, аэростаты заграждения стали использовать англичане. Это были группы по три аэростата, отдалённых друг от друга на 450 метров и соединенных тросами. С их помощью британцы защищали Лондон от немецких аэропланов.

Использовались аэростаты и для разведывательных целей. В конце XIX века, начале ХХ-го воздушное фотографирование, как новый способ разведки и решения многих народнохозайственных задач, вызывало живой интерес в среде научно-технической и военной интеллигенции России. Создаются фотоаппараты, специально предназначенные для фотографирования с воздушных шаров и змеев, разрабатываются способы дешифрирования и фотограмметрических измерений воздушных снимков.

В 1910 г., когда во всем мире внимание все еще было приковано к летательным аппаратам легче воздуха, в частности большие надежды возлагались на дирижабли и аэростаты, в том числе и в России. В 1911 г. подполковником В.Потте создается первый в мире полуавтоматический аэрофотоаппарат. На учениях и маневрах отрабатывается методика и организация аэрофоторазведки.

Работа аэростатчиков-наблюдателей была не менее опасной, чем у военных летчиков. Аэростаты уничтожались аэропланами, при этом, на заре применения аэростатов, во многих случаях наблюдатели сгорали вместе с ними (в случае воспламенения водородный аэростат горит тысячеградусным факелом в течение 30 секунд) или разбивались, падая с огромной высоты. И надо воздать аэростатам должное — именно они заставили изменить мировоззрение пилотов «фарманов» и «ньюпортов»: те стали применять спасительные парашюты, хотя до этого брать их с собой в полет считалось трусостью, как у …пехотных генералов, так и у стратегов воздушного боя. Так что массовое применение парашютов началось именно с аэростатов, о чем будет сказано ниже.

Там, где должным образом велась аэрофоторазведка, войскам сопутствовал успех (Эрзерумская операция, Брусиловский прорыв и др.).

Применение аэростатов заграждения в годы II мировой войны на Западном фронтеи способы борьбы с ними

Обобщив опыт, полученный в Первую мировую, во Второй мировой англичане стали использовать аэростаты заграждения массово, поднимая их в воздух до двух тысяч штук за раз. Над наиболее важными объектами аэростаты висели постоянно.

Вот, например, аэростат над Тауэр Бридж:

Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.

Многие бомбардировщики были оснащены устройствами для разрезания тросов аэростатов заграждения. Чего только ни придумывали: и пиропатроны на крыльях, и подвижные лезвия. Но наиболее надёжными считались, так называемые, параваны — штуки из натянутых от носа фюзеляжа к концу крыла тросов или конструкции из гладких металлических прутьев, не позволяющие тросу аэростата за что-нибудь зацепиться, сбрасывающие его. Помогало это, впрочем, слабо, потому что, когда летящий самолёт сталкивается с чем-то, пусть даже и по касательной, хорошего от этого самолёту было мало. Вот, например, бомбардировщик Heinkel, оборудованный параваном, но всё равно получивший в столкновении серьёзные повреждения:

Во время боевых действий между Великобританией и Германией, Великобритания использовала большое количество аэростатов заграждения, и в ответ Германия разработала весьма эффективные устройства для их обезвреживания. Немецкое устройство состояло из небольших C-образных приспособлений, установленных на ведущей кромке крыла. Когда трос аэростата попадал внутрь устройства, то после скольжения вниз крыла он приводил в действие небольшие пиропатроны, которые, сработав, в свою очередь приводили в действие лезвия, перерубавшие трос. Британские бомбардировщики также были оснащены подобными резаками, хотя немцы использовали сравнительно незначительное количество аэростатов заграждения.

Применение аэростатов в период Великой Отечественной войны

Наиболее эффективно аэростатная противовоздушная защита была реализована советскими войсками в Москве и Ленинграде. Наши увешивали аэростатами всё небо над главными городами страны в шахматном порядке. Чтобы поднять «потолок» (максимальную высоту подъёма), аэростаты пускали по два — тандемами. Дело в том, что трос, к которому привязан аэростат, имеет вес. И, скажем, три километра троса — это очень много и тяжело. Неся на себе такую тяжесть, аэростат не может подняться слишком высоко. Три километра — предел. А наши делали так: два километра троса несёт один аэростат, а над ним — ещё два километра — второй. Таким образом, потолок сети аэростатного заграждения подняли до четырёх километров. А для верности на каждый аэростатный трос вешали мину. Когда самолёт сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу и — бам! — до свидания. Некоторые аэростаты были также оборудованы тормозным парашютом: когда в трос влетал фашист, аэростат от троса отшибало и швыряло в свободный полёт. Одновременно открывался широкий тормозной парашют, который и создавал то самое сопротивление, которое резало самолёту крыло. Улетевший аэростат продолжал мешать самолётам противника маневрировать, а когда из него утекала часть водорода, приземлялся и мог, в принципе, быть использован повторно.Аэростаты заграждения в осажденном Ленинграде

Во время Великой Отечественной войны система противовоздушной защиты, например, Москвы к началу налетов Люфтваффе на город включала 602 боевых самолета ПВО, 1044 зенитных орудия среднего и малого калибров, 336 счетверенных пулеметов, 618 зенитных прожекторов, свыше 600 постов воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также 124 аэростата заграждения. Как видно, даже такому виду борьбы с вражескими самолетами, как боевые аэростаты, отводилась весьма весомая роль в системе защиты ПВО.

Аэростатчики в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война — это и подвиги советских аэростатчиков. Многие красноармейцы аэростатных постов, рискуя своей жизнью, пытались спасти сорвавшиеся с земли в небо аэростаты, цепляясь за стальные троса и улетая вместе с ними в небо. Среди них были и девушки, рисковавшие собой ради спасения своего «беглеца». Бывали случаи приземления аэростатов или со сработавшими предохранительными клапанами, или с продырявленным с помощью перочинного ножа корпусом, если улетевшему на аэростате бойцу удавалось это сделать. Многие разбивались, не сумев удержаться на стропах. Многие до полусмерти замерзали, поднимаясь на несколько километров ввысь.Аэростатная команда в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война вновь подтвердила негативную сторону аэростата для наблюдателя — при поджоге гондолы красноармейцы-наблюдатели, выпрыгнув с парашютом, иногда долетали до земли мертвыми — у нацистских летчиков попасть в спускающегося на парашюте человека было делом весьма увлекательным. Кроме всего прочего, гондола с наблюдателями под напором воздушных масс качалась как вместе с аэростатом, так и относительно него, при этом качка могла по силе сравниться с морской. Поэтому наблюдателей для аэростатов тщательно подбирали и обучали, ибо от них требовались устойчивость к «морской болезни», смелость, знание парашюта и, конечно же, умение вести разведку на территории противника, выявлять его огневые и другие средства, управлять артиллерийским огнем. Бывали случаи, когда профессиональных летчиков, поднявшихся в воздух на привязном аэростате, укачивало до безобразного состояния.

Гибли аэростатчики и на земле — от попадания снаряда или бомбы на позицию поста, от диверсантов, ну и, конечно же, от возгорания водорода при обслуживании аэростата.

Так что нереально беззаботный полет Виталия Соломина и Надежды Румянцевой на аэростате в комедии «Крепкий орешек» (современной молодежи не путать с американским блокбастером!) надо рассматривать, прежде всего, как художественный фильм. Хотя такой случай, как говорится, из жизни.Надежда Румянцева в фильме «Крепкий орешек»

Данный рисунок был помешен к статье фронтового журналиста за 1941 г. о действиях личного состава одного из аэростатных постов под Москвой по спасению сорвавшегося в небо аэростата: за стропы улетающего «беглеца» уцепились старшина и рядовой, но удержаться смог только последний — вскоре старшина сорвался и разбился. Сработавший на многокилометровой высоте предохранительный клапан позволил окоченевшему от холода рядовому спуститься вместе со своим аэростатом на территорию наших войск. В случае попадания в лапы к врагу этот боец планировал порезать аэростат карманным ножом.

И все же маршал Советского Союза ГК. Жуков в своих знаменитых «Воспоминаниях и размышлениях» отмечал, что аэростатов к началу обороны столицы имелось в два раза меньше расчетного. А надежная защита неба потребовала еще большего увеличения их количества — за один раз по всей системе обороны Москвы приходилось поднимать в воздух одновременно около 300 аэростатов.

Заключение

Вы думаете, с окончанием Второй мировой войны аэростаты стали историей, музейным экспонатом? Ничего подобного! Ведущие страны Западной Европы и США предметно и настойчиво занимались вопросами арофоторазведки. Так в пятидесятые годы США создали и стали запускать на территорию СССР дрейфующие аэростаты – разведчики. Аэростат на прозрачной для радиолокационного излучения пленке нес контейнер с аэрофотоаппаратом, имевшим высокоинформативные объектив и фотопленку. Существующие в атмосфере на высоте 20 — 40 км устойчивые, протянувшиеся на тысячи километров, струйные течения, имеющие скорость 200-300 км/час, позволяли аэростатам, запущенным у западных границ стран Варшавского договора, пролетать над всей Европейской частью Советского Союза и приземляться где-либо в Иране или Пакистане. На контейнере аэростата имелись надписи на английском, персидском и арабском языках, содержащие просьбу к нашедшему контейнер передать его ближайшим властям, за что обещалось вознаграждение. Для неграмотных была нарисована картинка: местный житель передает контейнер офицеру, тот протягивает мешочек с деньгами. Таким образом, архаичный на первый взгляд аэростат и в современном техногенном мире продолжает иметь своё практическое значение. Подведем итоги исследования. Аэростаты начали систематически использоваться в военных целях в годы Первой мировой войны. Тогда их использовали прежде всего для воздушной разведки. В меньшей степени для заграждения. В период Второй мировой аэростаты стали более активно применяться для защиты воздушного пространства. Аэростатам заграждения отводилась большая роль в случае затяжной обороны больших городов, когда противник активно использовал авиацию. Таким образом, аэростаты заграждения сыграли большую роль в «Битве за Англию» и в первые периоды Великой Отечественной войны, при обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда. Конечно, решающую роль в борьбе с вражескими самолетами сыграла истребительная авиация, зенитная артиллерия. Но и аэростаты сыграли свою роль, хотя и «второго плана». Изобретаемые нападающей стороной многочисленные способы борьбы с аэростатами заграждения подтверждают, насколько эффективен был этот способ защиты воздушного пространства.

Источники информации

1. Матиясевич Л.М. У истоков космической разведки. — М.: Министерство обороны РФ;

2. Аэростаты. //Военный энциклопедический словарь под редакцией Н.В.Огаркова.

3. Бернштейн А. И. Аэростаты над Ленинградом. //Химия и Жизнь №5, 1983 г.; 4. http://ru.wikipedia.org/

Аэростаты воздушного заграждения в Москве

Постановление Реввоенсовета от декабря 1930 г. «О ПВО тыла» открыло новую страницу противовоздушной обороны, когда для защиты от авианалетов стали применяться специальные аэростаты заграждения. И уже с 1931-1932 гг. советская промышленность начала серийный выпуск аэростатов заграждения, боевые автолебедки, полевые установки газодобычи и другое воздухоплавательное имущество, а также было начато производство промышленным способом подъемного газа – водорода. К 1934 году были сформированы первые военные подразделения, специализирующиеся на аэростатных заграждениях. Впервые советские аэростаты заграждения в боевой обстановке были опробованы во время советско-финской войны 1939-40 гг. В состав 2-го корпуса ПВО (Ленинградский Военный округ) входили 3-й и 4-й полки аэростат заграждения. На вооружении полков стояли одиночные аэростаты заграждения и аэростаты заграждения системы тандем «КВ-КН» и «КТВ-КТН». Было также и несколько экспериментальных систем триплет «ТВ-ТС-ТН». Высота подъема одиночного аэростата заграждения составляла 2,5 км, а тандема — до 4,5 км.

Аэростаты заграждения после ночного дежурства возле Исаакиевского собора

К началу 1944 г. СССР имел уже 3026 постов. Пост – это место установки аэростата вместе с прикрепленной к нему командой, состоящей из 10-12 чел. Личный состав готовил площадку, разворачивал оболочки аэростатов, заполнял их водородом из баллонов или газгольдеров, устанавливал в откопанный котлован лебедки, создавал земляное убежище для бойцов, а также обеспечивал связь, маскировку, текущий ремонт аппаратов. На каждом посту аэростатов заграждения хранилось до 500 м3 водорода, заключенного в прорезиненные оболочки аэростата и газгольдеры. Доставляли водород к боевым позициям по воздуху – в газгольдерах, цилиндрических прорезиненных емкостях объемом 125 м3, а также на дирижаблях. На каждом посту находилось два одинаковых аэростата, которые – в зависимости от обстановки – поднимали в воздух по одиночке или тандемом, вытягивая трос с автомобильной лебедки. К тросу аэростат крепился системой строп. Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток, что объясняется довольно просто: при свете дня противнику легко было их уничтожить и бомбежки городов предпринимались фашистами чаще всего ночью. Незадолго до войны были созданы отдельные дивизионы и полки аэростатов заграждения. Полк состоял из 216 постов аэростатного заграждения, и мог обеспечивать прикрытие территории порядка 200 кв. км. В дивизион входило от 50 до 80 постов. Он мог прикрыть 75 кв. км.

Аэростаты заграждения ДКБА ПА-80

Аэростат заграждения БАЗ-136

Подъем аэростата КТН

Аэростаты заграждения были представлены тремя типами: триплет (три сцепленных аэростата – «один над другим»), тандем (два сцепленных аэростата – «один над другим») и одиночные системы. Триплет в боевых действиях применялся редко. Чаще аэростаты использовались для тандемов или одиночных комплексов, а третий аппарат служил в качестве запасного. Тандемы выпускались в таких моделях: «КВ-КН» (запущен в серию в 1932), «КТВ-КТН» (1938), «К6В-К6Н» (1940) и «БАЗ-136В-Н» (1942). Эти «двойки» использовались для прикрытия важных объектов: насосные станции, склады, железнодорожные узлы, промышленные предприятия, госпитали. Аэростаты-«одиночки» выпускались таких серий: «МАЗ-1» (1943), «БАЗ-136» (1942), «КО-1» (1942) и «КАЗ» (1945). Их запуск осуществлялся в считанные минуты, а простота эксплуатации позволяла привлекать к их обслуживанию неподготовленный персонал. Одиночные аэростаты могли дополняться минным вооружением. Их поднимали ночью, когда немецкие летчики не могли их обнаружить. Практиковалось использование нескольких схем ПВО с помощью аэростатов заграждения: «защитный ряд», «шахматный ряд», «кольцевая защита», «полевая защита». Посты научились поднимать аэростаты заграждения и с водных акваторий. Управлять подъемами воздухоплавательных средств ПВО удавалось даже в масштабах целых полков и дивизий аэростатов заграждения. Для выполнения специальных задач создавались небольшие маневренные подразделения, отряды и звенья аэростатов заграждения. Служили на постах аэростатов, в основном, женщины.

Aэростат наблюдения АН-540
Отделение взвода аэростатного заграждения

В период с конца 1941 по 1945 год аэростаты прикрывали города Москву, Ленинград, Баку, Одессу, Батуми, Севастополь, Куйбышев, Киев, Саратов, Запорожье, Харьков, Сталинград, Горький, Ярославль, Воронеж, Поти, Ростов-на-Дону, Мурманск, Архангельск, Ригу, Хабаровск, Владивосток, Плоешти. Наиболее эффективно аэростатная защита была реализована в Москве и Ленинграде. К концу первого года войны в Москве было 303 поста, имевших 445 аэростатов. Всего зафиксировано более 120 столкновений самолетов с тросами, 35 самолетов были разрушены подвешенными минами в воздухе. Ленинградские войска ПВО имели около 360 аэростатов.

Наблюдатель в корзине аэростата

Аэростат артиллерийского наблюдения состоял из оболочки (двухслойная прорезиненная материя с алюминированным покрытием), наполняемой водородом, такелажа и сплетенной из ивовых прутьев гондолы для двух наблюдателей. Поднимался и опускался аэростат на тросе с помощью лебедки, установленной на автомобиле. Боевая работа велась в основном ночью. Аэростаты наблюдения успешно применялись для артиллерийской разведки и корректирования огня артиллерии на Ленинградском, Волховском, Карельском, Прибалтийском фронтах, во время боёв под Москвой, в Карпатах и в завершающих боях в Берлинском сражении. Всего за время войны частями аэростатов наблюдения произведено 20 тысяч подъемов общей продолжительностью 20,1 тысяч часов. При этом разведано 4,6 тысяч артбатарей, 155 танковых колонн, 506 скоплений пехоты. Противником сожжено в воздухе 110 советских аэростатов наблюдения.

Моторизованный аэростат «Малыш» 1944 г. в полете.
Моторизованный аэростат «Малыш» 1944 г. – гондола аэростата.

Весной 1944 г. в СССР были закончены испытания моторизованного аэростата «Малыш». Разработка моторизованного аэростата была обусловлена необходимостью частой перебазировки аэростата при непродолжительной его работе в одном месте, что вызывало проведение трудоемких работ, связанных с разоружением аэростата, выпуском /потерей/ газа, быстрым износом материальной части и транспортными перевозками по проселочным дорогам. Моторизованный аэростат решал проблему быстрой перебазировки без его разоружения и потери газа. Аэростат прилетал к месту работы, куда одновременно приходила автолебедка с обслуживающей командой, и, проработав необходимое время, улетал обратно на базу. Превращение аэростата из привязного состояния в моторизованный занимало не более 20 — 30 минут. Моторизованный аэростат состоял из типовой конструкции аэростата типа БД и фюзеляжа самолета У-2. ТТХ аэростата: газовый объем — 1030 м³; длина – 30 м; диаметр – 8,6 м; поверхность оболочки — 605 м2; двигатель воздушного охлаждения – М 11д мощностью 126 л.с.; максимальная скорость – 80 км/ч; дальность полета при одном пилоте – 365 км; максимальное время полета при одном пилоте – 5 часов; потолок высоты с одним пилотом – 2,2 км; подъемная сила – 1130 кг; мертвый вес – 910 кг; полезная нагрузка: экипаж – 80 кг, балласт – 45 кг, ГСМ – 85 кг. Раскрой оболочки трапециевидный, с разбивкой на 6 одинаковых полотнищ. Каждое полотнище состоит из 40 трапеций, расположенных по оболочке в шахматном порядке. На всех полотнищах основа направлена перпендикулярно меридианам. Трапеции между собой соединены двухрядным швом нитками №3 с пересклейкой 20 мм. Снаружи на швы наклеена одна лента, с внутренней стороны – 2 ленты. Гондола аэростата переделана из фюзеляжа самолета У-2 (убрана хвостовая часть). Разрез зашивался фанерной стенкой. К гондоле крепился бензобак емкостью 90 кг и маслобак на 10 кг. Вся винтомоторная группа взята от самолета У-2. Гондола снабжена пуфом диаметром 900 мм.

Воздушные аэростаты заграждения — новое вооружение СССР

Правительство СССР еще до нападения фашистской армии понимало необходимость развития и укрепления противовоздушной обороны близких к границам промышленных городов и других важных объектов и населенных пунктов для защиты их от вражеской бомбардировочной авиации агрессивных государств. В декабре 1930 года Реввоенсовет СССР принял постановление «О противовоздушной обороне тыла». В числе практических мер предусматривалось увеличение численности и качества истребительной авиации, особенно для Москвы, Ленинграда, Баку и других городов и пунктов ПВО, формирование отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов, пулеметных и прожекторных рот и отрядов аэростатов заграждения. Именно в этом постановлении впервые заходит речь о формировании частей аэростатов заграждения.

Аэростаты ПВО на подступах к Ленинграду

В Красной Армии аэростаты заграждения были новым видом вооружения. Что они представляли собой? Каковы были их роль, место в бою в составе сил противовоздушной обороны? По созвучию слов люди, не знакомые с этим вооружением, считали—да и сейчас порой считают,— что препятствием для полета самолета-бомбардировщика или разведчика, т. е. собственно заграждением, является сам аэростат, плавающий на определенной высоте. Ошибочно и другое предположение, что аэростаты заграждения, поднимаясь в воздух, связаны между собой и удерживают в воздухе стальные сети. Таких аэростатов заграждения в Красной Армии не было.

Что же представляли собой разработанные советскими конструкторами и изготовленные на наших заводах аэростаты заграждения?

По внешнему виду они похожи на маленькие дирижабли. Оболочка аэростата, сделанная из прорезиненной баллонной материи, алюминированная снаружи, имела яркий серебристый цвет. Аэростат наполнялся водородом, каждый кубический метр которого имел подъемную силу 1,1 кг/м3. Устойчивость аэростату в воздухе обеспечивали три кормовых пневматических стабилизатора, наполняемых встречным потоком воздуха. К тросу аэростат присоединялся системой бортовых спусков и веревочных строп. Крепление аэростата к земле осуществлялось бивачными веревками с каждого борта, закрепляемыми к наземным штопорам. Кроме этого, аэростат прижимали к земле загрузочным балластом.

Аэростат, имея сплавную силу, поднимаясь в воздух, вытягивает за собой с земли разматываемый с механизма автолебедки стальной высокопрочный трос. Аэростат уравновешивается на той высоте, на которой сплавная сила будет равна массе вертикально поднятого троса. Это статический потолок!

Масса оболочки аэростата 150-240 кг. Оболочка компактно складывается в чехол и переносится шестью бойцами. Наземная автолебедка ЛЗ-3 для сдачи аэростата была оборудована на шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Аэростат поднимался в воздух одиночно, а для достижения большего статического потолка высоты подъема применялся тандем — два аэростата, последовательно закрепленных на одном тросе. На земле аэростаты наполняют водородом на 50—70 % газовместилища. При подъеме на высоту за счет уменьшающегося наружного давления атмосферы примерно на 8— 10 % на каждый километр объем газа в аэростате автоматически увеличивается — за счет конструктивно упругого расширения оболочки или за счет вытеснения воздуха из баллонета. При выбирании (опускании) аэростата происходит явление обратное: газовый объем водорода сжимается, но аэростат сохраняет свои упругость и форму за счет стягивающей системы или наполнения воздухом баллонета. В первом случае речь идет об аэростате заграждения со стягивающей системой, во втором — о баллонетном.

В годы плановой экономики остро стояли вопросы снабжения газово-воздушно смесью. При современном развитии никаких сложностей с поставкой газа нет — десятки частных компаний в короткие сроки выполнят поставку в любом объеме. Например «Инфраструктура и Производство» — заказ можно сделать даже онлайн http://www.infrapro.ru/

5 апреля 1932 года постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР была принята комплексная программа военно-технических мероприятий по совершенствованию противовоздушной обороны страны.

Заказанный промышленности в 1930 году первый аэростат-тандем «КВ-КН» был испытан, и в 1932 году в подразделениях ПВО Москвы, Ленинграда и Баку были сформированы и укомплектованы первые отряды аэростатов заграждения (AЗ).

В предвоенные годы и в годы войны разрабатывались и ставились на вооружение новые системы и типы AЗ, поэтому уместно сейчас показать их основные характеристики.

Из таблицы видно, что строительство аэростатов заграждения развивалось в направлении некоторого увеличения высоты подъема и аэродинамического сопротивления силе ветра. Малогабаритный, но устойчивый морской аэростат МАЗ хотя и имел небольшую высоту подъема, но допускал эксплуатацию при плохих погодных условиях и буксировку в поднятом состоянии за катером, что диктовалось боевой обстановкой на море. В войну был отработан также аэростат БАЗ-136, который мог использоваться в качестве верхнего, нижнего или одиночного, во фронтовых условиях это повышало степень его взаимозаменяемости.

ДИСЛОКАЦИЯ И БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ АЭРОСТАТОВ ЗАГРАЖДЕНИЯ В ПВО

Аэростаты заграждения при отражении атак авиации противника взаимодействовали с войсками ПВО, истребительной авиацией и зенитной артиллерией, дополняя их огневую мощь. Каждому роду войск ПВО отводилась своя зона боевых действий. В годы войны для истребительной авиации и зенитной артиллерии наиболее сложным было отражение внезапных налетов авиации противника на малых высотах и особенно ночью или в темное время суток, при тумане и облачности. Для авиации же противника, наоборот, наиболее эффективное бомбометание осуществлялось именно на малых высотах или при снижении с пикированием, причем в ночных условиях.

Часовой у аэростата заграждения

Истребительная авиация встречала противника в воздухе за 100—150 км от границ обороняемого объекта.

Зенитная артиллерия располагалась и вела огонь в зоне ближних подступов к границе объекта и непосредственно над объектом.

Аэростаты заграждения прикрывали воздушное пространство непосредственно над объектом, а также и на отдельных участках подступа к нему, сковывая действия воздушного противника на высотах 3000-4500 м и исключая его снижение над объектом и бомбометание с пикирования. Аэростаты заграждения выставлялись в одну или две линии в направлении наиболее вероятного подхода самолетов противника к объекту.

Для защиты таких крупных и особо ответственных объектов, как Москва, Ленинград, Баку, Киев и другие города, аэростаты заграждения планировалось выставлять внутри объекта (в шахматном порядке с интервалами 800— 1000 м друг от друга) и на отдельных подступах к нему.

К этому времени были выработаны нормы количества аэростатов заграждения. Корпус противовоздушной обороны должен был прикрывать аэростатами заграждения площадь в 200-400 квадратных километров, а дивизия ПВО — площадь до 75 квадратных километров. Аэростаты заграждения должны были прикрывать также отдельные небольшие по объему, но чрезвычайно важные в стратегическом отношении объекты, такие как ГЭС, мосты, железнодорожные узлы, тыловые базы и т. д.

В этом случае они располагались вокруг объекта по радиусу воронки бомбометания бомбардировщиков, расчет которой велся с учетом зависимости от высоты полета и скорости самолета.

Подъем аэростата заграждения у Михайловского замка Ленинграда (в наст. время — Санкт-Петербург).

В связи с возрастанием опасности агрессивных действий ряда западных стран против Советского Союза и необходимостью дальнейшего повышения обороноспособности руководство страны в 1937 году проводит ряд мероприятий по укреплению противовоздушной обороны. В том числе в состав ПВО крупнейших административных центров Советского Союза были введены уже не отряды, а полки аэростатов заграждения. В ряде городов (например, в Риге, Одессе, Вильнюсе, Киеве, Минске) были сформированы дивизии ПВО. В состав частей этих дивизий входили дивизионы AЗ. Аэростатами заграждения были снабжены и отдельные бригады ПВО.

«В целом советская система ПВО перед началом Великой Отечественной войны отвечала уровню средств воздушного нападения»,— такая оценка дается в книге «Войска ПВО страны» (Воениздат, 1968).

Заградительные аэростаты

Заградительные аэростаты Заградительные аэростаты противовоздушной обороны эпохи Второй мировой войны 1942

Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования. Многие бомбардировщики были оснащены устройствами для разрезания тросов аэростатов заграждения . Великобритания использовала большое количество аэростатов заграждения, и в ответ Германия разработала весьма эффективные устройства для их обезвреживания. Немецкое устройство состояла из небольших C-образных устройств установленных на ведущей кромке крыла. Когда трос аэростата попадал внутрь устройства то после скольжения вниз крыла, он приводил в действие небольшие пиро-патроны, которые сработав в свою очередь приводили в действие лезвия перерубавшие трос. Британские бомбардировщики также были оснащены подобными резаками, хотя немцы использовали сравнительно незначительное количество аэростатов заграждения .

См. также

параванами назывались устройства для отвода строп аэростатов заграждения, которым оборудовались самолёты. Устройство представляло собой тросы, натянутые от носа самолёта к концам крыльев.