5 флот СССР

Содержание

Военно-Морской Флот СССР

Военно-Морской Флот ВС СССР
ВМФ ВС СССР


Флаг ВМФ ВС СССР

Годы существования

реорганизован 1918 года — реорганизован 14 февраля 1992 года

Страна

РСФСР → СССР

Входит в

Вооружённых Сил СССР

Дислокация

СССР, пункты базирования за рубежом.

Участие в

Гражданская война в России
Вторая мировая война
Корейская война
Война за Огаден (1977—1978)

Командиры

Известные командиры

См. ниже

Старшина второй статьи ВМФ ВС СССР, восстанавливающий связь. Сталинградская битваСоветские моряки, 1982 год

Военно-Морской Флот СССР (ВМФ СССР) — один из видов Советских вооружённых сил.

В 1918—1924 и 1937—1946 годах носил название Рабоче-Крестьянский Красный флот, РККФ; в 1924—1937 и 1950—1953 годы — Военно-Морские Силы, ВМС РККА.

С 1946 года — в составе единых Вооружённых Сил СССР.

Состояние ВМС РККА на момент окончания Гражданской войны

Гражданская война в России привела к резкому сокращению корабельного состава Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). Из-за огромной убыли боевых кораблей (потопленных, захваченных противником, интернированных Антантой, или полностью утративших боеспособность) общее водоизмещение кораблей РККФ на начало 1921 года составляло всего лишь 16,2 % от суммарного водоизмещения Российского императорского флота. В 1921 году по сравнению с 1917 годом в боевом составе флота оставалось всего 5,5 % линейных кораблей, 0 % крейсеров, 10 % эскадренных миноносцев, 5,8 % подводных лодок, 2,7 % минных и сетевых заградителей, 4,9 % канонерских лодок, 7,2 % посыльных и сторожевых судов. Потери противоминных кораблей и катеров были наименее чувствительными, а наиболее тяжёлыми — в классе крейсеров.

Общая деградация затронула и другие рода сил флота. Так, число батарей береговой артиллерии на Балтике сократилось в три раза, на Чёрном море — в два раза, а на Русском Севере система береговой обороны перестала вообще существовать. Авиационные части РККФ были ликвидированы в 1920 году, и в оперативном подчинении флотских командиров остались лишь немногочисленные воздушные отряды, в составе которых к началу 1921 года было всего 36 устаревших самолётов с высокой степенью физического износа.

Взятый советским правительством курс на сокращение флота привёл к тому, что с марта 1921 по декабрь 1922 года численность личного состава РККФ была сокращена с 86 580 до 36 929 человек, а объём ассигнований на военное судостроение и судоремонт — сокращены примерно в 3,3 раза.

Развитие ВМС РККА в 1922—1927 гг

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

РККФ в предвоенные годы (1937—1941)

В предвоенные и военные (1937—1946) годы носил название Рабоче-Крестьянский Красный флот (РККФ).

29 апреля 1939 года народным комиссаром РККФ был назначен 34-летний Н. Г. Кузнецов, он стал самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Все предвоенные годы Кузнецов продолжал готовить флот к войне, сообразуясь с опытом войны с Финляндией. В 1940—1941 годах была разработана и введена в действие система оперативных готовностей флотов и флотилий, целесообразность которой оправдалась в начале Великой Отечественной войны. Приказ 1941 года, вышедший из Наркомата РККФ, требовал открывать огонь зенитных батарей при появлении иностранных самолетов над нашими базами — в марте над Либавой и Полярным обстреляли немецкие самолеты-разведчики (это вызвало недовольство Сталина и Кузнецов получил выговор).

К началу Великой Отечественной войны корабельный состав РККФ насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка.

  • Северный флот имел 8 эсминцев, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 15 охотников за подводными лодками и 15 подводных лодок. Береговая оборона находилась в стадии строительства. В её составе было всего 70 орудий калибром от 45 до 180 мм. Противовоздушная оборона включала несколько зенитных дивизионов.
  • Балтийский и Черноморский флоты насчитывали по 200 кораблей различных классов и более чем по 600 самолетов, в числе которых были новые истребители МиГ-3 и торпедоносцы. Эти флоты располагали развитой сетью баз и аэродромов. В составе береговой обороны флотов было: 424 орудия крупного (до 305 мм) и среднего калибров, зенитные дивизионы, а также железнодорожная артиллерия.
  • Тихоокеанский флот имел самое большое из всех флотов число подводных лодок (91), торпедных катеров (135) и самолетов (1183). Однако здесь, как и на Северном морском театре, наиболее крупными кораблями были эскадренные миноносцы. Два крейсера находились в постройке.

Кроме флотов, в составе ВМФ СССР имелись пять речных и озерных флотилий.

В целом к началу Великой Отечественной войны был создан военно-морской флот, способный выполнять важнейшие тактические и стратегические задачи как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно в прилегающих морях в целях обороны побережья и срыва морских перевозок. Однако в оперативной и тактической подготовке Флота имелись и некоторые недостатки. Так, например, наблюдалось повышенное внимание к отработке боя в море, в ущерб подготовке к совместным действиям с армией. Отсюда относительно мало внимания уделялось артиллерийским стрельбам по береговым целям. Также совершенно недостаточно велась подготовка к противолодочной и несколько упрощенно — к противоминной обороне. Ведь, по предвоенным планам, на флот возлагались задачи обороны своего побережья от нападения противника с моря и отражения высадки десантов, борьба на морских коммуникациях и уничтожение сил противника в море и военно-морских базах и портах. Основными объектами уничтожения считались крупные надводные корабли, против которых предполагалось действовать силами надводных кораблей, подводных лодок, авиации, то есть всё было нацелено на борьбу с противником на морском направлении.

РККФ СССР во время Великой Отечественной войны

Военно-Морской Флот СССР, марка 1948 г.

22 июня 1941 года, в три часа ночи, фашистская авиация совершила налеты на главную базу Черноморского флота в Севастополе и на Измаил. В Севастополе были сброшены, с целью заблокировать ЧФ, на входной фарватер базы и в Северной бухте электромагнитные мины. Авиацию противника встретил огонь зенитной артиллерии и кораблей Дунайской флотилии. Воздушным атакам подверглись также Лиепайская и Рижская военно-морские базы. Магнитные мины были сброшены с самолетов в районе Кронштадта. Бомбили и главную базу Северного флота— Полярный. Тогда, в три часа ночи 22 июня, доложив в Кремль о налете на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: «Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия».

Главным противником флота с началом войны стали не морские, а воздушные и сухопутные силы противника. Главным в боевой деятельности флота стало содействие приморскому флангу сухопутных войск в обороне и наступлении (за годы войны до 85 % боезапаса корабельной артиллерии было израсходовано по береговым целям и до 40 % самолето-вылетов морской авиации было произведено для нанесения ударов по сухопутным войскам).

Вторая по значимости группа задач — нарушение морских коммуникаций противника, защита своих коммуникаций, уничтожение сил противника в море, нанесение ударов по объектам на его побережье и территории. Решая эти задачи, РККФ провел 88 операций, из них 23 раза привлекался к участию в армейских и фронтовых операциях.

Судьба Второй мировой и Великой Отечественной войн решалась на сухопутном фронте, поэтому планы флота и его действия подчинялись зачастую интересам группировок сухопутных войск на приморских направлениях. В годы войны Военно-морской Флот направил на сухопутные фронты свыше 400 тыс. человек.

Многие транспортные и вспомогательные суда, переоборудованные в боевые корабли, вошли в состав РККФ.

Баренцево и Белое моря Основная статья: Северный флот СССР во время Великой Отечественной войны Балтийское море Основная статья: Балтийский флот СССР во время Великой Отечественной войны Чёрное море Основная статья: Черноморский флот во время Великой Отечественной войны

Состояние ВМФ СССР на конец 1980-х годов

В состав сил флота (стратегических и общего назначения) входило более 100 эскадр и дивизий, а общая численность личного состава ВМФ СССР составляла около 450 000 (в том числе 12,6 тыс. в морской пехоте). Расходы на ВМФ СССР в 1989 году составили 12,08 млрд рублей (при общем военном бюджете в 77,294 млрд рублей), из них 2993 млн рублей на закупку кораблей и катеров и 6531 млн на техническое оснащение). В боевом строю флота находилось 160 надводных кораблей океанской и дальней морской зоны, 83 стратегических атомных подводных ракетоносцев второго поколения, 113 многоцелевых атомных подводных лодок и 254 дизель-электрических.

Пункты базирования ВМФ СССР, 1984 год

А. С. Павлов приводит следующие данные по составу ВМФ СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).

На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и др..

Состав

ВМФ СССР организационно состоял из родов сил:

  • подводных,
  • надводных,
  • морской авиации,
  • береговых ракетно-артиллерийских войск
  • морской пехоты.

В его состав входили также корабли и суда вспомогательного флота, подразделения и части специального назначения (СпН) и различные службы.

Главными родами сил являлись подводные силы и морская авиация. Кроме того имелись в ВМФ ВС СССР части и учреждения тыла.

Главный штаб ВМФ — город Москва.

Объединения

  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот
  • Краснознаменный Северный флот
  • Краснознаменный Тихоокеанский флот
  • Краснознаменный Черноморский флот
  • Краснознаменная Каспийская флотилия
  • Краснознаменная Ленинградская военно-морская база

Командующие

Возглавлял ВМФ СССР главнокомандующий (командующий, начальник Морских Сил Республики, народный комиссар, министр) являвшийся заместителем Министра обороны СССР. Ему подчинялись Главный штаб и управления ВМФ ВС СССР.

  • Дыбенко, Павел Ефимович (1917—1918)
  • Иванов, Модест Васильевич (1918)
  • Альтфатер, Василий Михайлович (1918—1919)
  • Беренс, Евгений Андреевич (1919—1920)
  • Нёмитц, Александр Васильевич (1920—1921)
  • Панцержанский, Эдуард Самуилович (1921—1924)
  • Зоф, Вячеслав Иванович (1924—1926)
  • Муклевич, Ромуальд Адамович (1926—1931)
  • Орлов, Владимир Митрофанович (1931—1937)
  • Викторов, Михаил Владимирович (1937—1938)
  • Смирнов, Пётр Александрович (1938)
  • Смирнов-Светловский, Пётр Иванович (1938, и. о.)
  • Фриновский, Михаил Петрович (1938—1939)
  • Кузнецов, Николай Герасимович (1939—1947, 1951—1956)
  • Юмашев, Иван Степанович (1947—1951)
  • Горшков, Сергей Георгиевич (1956—1985)
  • Чернавин, Владимир Николаевич (1985—1992)

Начальники Главного штаба ВМФ

  • Галлер, Лев Михайлович (1938—1940)
  • Исаков, Иван Степанович (1940—1942, 1946—1947)
  • Алафузов, Владимир Антонович (1942—1943 — и. о., 1944—1945)
  • Степанов, Георгий Андреевич (1943—1944 — и. о.)
  • Кучеров, Степан Григорьевич (1945—1946)
  • Головко, Арсений Григорьевич (1947—1952)
  • Фокин, Виталий Алексеевич (1952—1958)
  • Зозуля, Фёдор Владимирович (1958—1964)
  • Сергеев, Николай Дмитриевич (1964—1977)
  • Егоров, Георгий Михайлович (1977—1981)
  • Чернавин, Владимир Николаевич (1981—1985)
  • Макаров, Константин Валентинович (1985—1992)

Флаг

Основная статья: Военно-морской флаг СССР

Военно-морской флаг СССР представлял собой прямоугольное полотнище белого цвета с соотношением сторон 2:3, с узкой полосой синего цвета вдоль нижней кромки. Над синей полосой в левой части флага изображалась красная звезда, а в правой — красные серп и молот. Флаг был принят 27 мая 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР № 1982/341 «О военно-морских флагах Союза ССР».

См. также

  • Военно-Морской Флот Российской Федерации
  • Российский императорский флот
  • Белый флот
  • Руководители флота СССР и России
  • Список военно-морских флагов СССР
  • Программа «Большой флот»
  • День Военно-Морского Флота

Примечания

Литература

Ссылки

Военно-Морской Флот СССР (1935—1950)
Объединения Флота: Балтийский флот • Черноморский флот • Северный флот • Тихоокеанский флот • 4-й флот ВМФ СССР (Юго-Балтийский флот)• 8-й флот ВМФ СССР (Северо-Балтийский флот) • 5-й флот ВМФ СССР (Юго-Тихоокеанский флот) • 7-й флот ВМФ СССР (Северо-Тихоокеанский флот)
Флотилии: Амурская военная флотилия • Беломорская военная флотилия • Днепровская военная флотилия • Дунайская военная флотилия • Камчатская военная флотилия • Каспийская военная флотилия • Лиепайская военная флотилия • Лужская военная флотилия
Эскадры: Эскадра Балтийского флота • Эскадра Черноморского флота • Эскадра Северного флота
Военно-морские базы Северный флот: Беломорская ВМБ • Иоканьгская ВМБ • Карская ВМБ • Новоземельская ВМБ • Печенгская ВМБ
Балтийский флот: ВМБ Балтийск • Кронштадтская ВМБ • Ленинградская ВМБ • Лиепайская ВМБ • Лужская ВМБ • ВМБ Палдиски • ВМБ Порккала-Удд • Рижская ВМБ • Таллинская ВМБ
Черноморский флот: Батумская ВМБ • Керченская ВМБ • Керченско-Феодосийская ВМБ • Констанцская ВМБ • Николаевская ВМБ • Новороссийская ВМБ • Одесская ВМБ • Очаковская ВМБ • Потийская ВМБ • Севастопольская ВМБ • Туапсинская ВМБ
Тихоокеанский флот: Владимиро-Ольгинская ВМБ • Находкинская ВМБ • Порт-Артурская ВМБ • Совгаваньская ВМБ • Южно-Сахалинская ВМБ
Соединения кораблей
Бригады крейсеров
Бригады эскадренных миноносцев
Бригады ОВРа
Бригады торпедных катеров
Бригады подводных лодок Балтийский флот: 1-я бригада подводных лодок Балтийского флота • 2-я бригада подводных лодок Балтийского флота • 3-я бригада подводных лодок Балтийского флота
Черноморский флот: 1-я бригада подводных лодок Черноморского флота • 2-я бригада подводных лодок Черноморского флота
Тихоокеанский флот:
Северный флот:
Бригады речных кораблей
См. также:{{ВМФ СССР (1951—1991)}}
{{Надводные корабли ВМФ СССР в послевоенный период}}
Военно-Морской Флот СССР (1951—1991)
Объединения Флота: Балтийский флот • Черноморский флот • Северный флот • Тихоокеанский флот
Флотилии: Каспийская флотилия • Камчатская флотилия разнородных сил • Приморская флотилия разнородных сил
Оперативные эскадры: 5-я Средиземноморская эскадра кораблей ВМФ • 7-я оперативная эскадра • 8-я оперативная эскадра • 10-я оперативная эскадра • 17-я оперативная эскадра (она же 15-я)
Военно-морские базы Северный флот: Беломорская ВМБ • Иоканьгская ВМБ • Карская ВМБ • Новоземельская ВМБ • Печенгская ВМБ
Балтийский флот: ВМБ Балтийск • Ленинградская ВМБ • Лиепайская ВМБ • Рижская ВМБ • Таллинская ВМБ • ВМБ Свиноустье
Черноморский флот: Керченская ВМБ • Керченско-Феодосийская ВМБ • Крымская ВМБ • Николаевская ВМБ • Новороссийская ВМБ • Одесская ВМБ • Очаковская ВМБ • Потийская ВМБ • Севастопольская ВМБ • Туапсинская ВМБ
Тихоокеанский флот: Владимиро-Ольгинская ВМБ • Находкинская ВМБ • Порт-Артурская ВМБ • Совгаваньская ВМБ • Южно-Сахалинская ВМБ
Надводные силы
Дивизии и бригады крейсеров 2-я • 5-я • 12-я • 14-я • 15-я • 32-я • 44-я • 50-я • 82-я
Дивизии ракетных кораблей 6-я • 12-я
Дивизии противолодочных кораблей 2-я • 9-я • 30-я
Дивизии эскадренных миноносцев 20-я • 32-я
Дивизии морских десантных сил 22-я • 37-я • 39-я
Дивизии ОВРа 19-я • 20-я • 23-я • 24-я • 30-я • 64-я
Дивизии торпедных катеров 41-я • 51-я
Дивизии и бригады
строящихся и ремонтируемых
кораблей
55-я • 101-я • 146-я
Бригады ракетных кораблей 128-я • 150-я • 175-я
Бригады противолодочных кораблей 11-я • 17-я • 21-я • 70-я • 173-я • 193-я • 201-я
Бригады эскадренных миноносцев 21-я • 56-я • 76-я • 120-я • 121-я • 122-я • 128-я • 150-я • 170-я отдельная • 172-я • 173-я • 175-я • 178-я • 187-я • 188-я
Бригады ракетных катеров 26-я • 36-я • 41-я • 55-я • 89-я • 165-я
Бригады десантных кораблей 14-я • 71-я •120-я • 121-я • 197-я
Бригады ОВРа 18-я • 68-я • 78-я • 98-я • 108-я • 109-я • 141-я • 184-я
Бригады вспомогательных судов 16-я
Подводные силы
Флотилии подводных лодок 1-я • 2-я • 3-я • 11-я
Эскадры подводных лодок 4-я • 9-я • 11-я • 12-я • 14-я • 20-я
Дивизии подводных лодок 3-я • 6-я • 7-я (первого формирования) • 7-я (второго формирования) • 8-я •11-я • 13-я • 14-я • 16-я • 17-я • 18-я • 19-я • 20-я • 21-я • 24-я • 27-я • 31-я • 33-я (первого формирования) • 35-я • 37-я отдельная • 40-я • 41-я • 50-я
Бригады подводных лодок 8-я отдельная • 14-я отдельная • 18-я отдельная • 22-я • 25-я • 27-я отдельная • 28-я отдельная • 29-я отдельная • 37-я отдельная • 40-я отдельная • 42-я отдельная • 46-я • 49-я отдельная • 58-я • 69-я • 96-я • 140-я отдельная • 151-я • 152-я отдельная • 153-я • 154-я отдельная • 155-я отдельная • 156-я • 157-я отдельная • 158-я • 159-я • 161-я • 162-я отдельная • 187-я • 211-я • 212-я • 297-я
Бригады строящихся, ремонтирующихся и учебных подводных лодок: 39-я • 48-я отдельная • 68-я отдельная • 85-я • 104-я • 119-я • 180-я • 203-я отдельная • 206-я отдельная • 339-я отдельная
См. также: {{Надводные корабли ВМФ СССР в послевоенный период}}


Вооружённые Силы СССР
РВСН Сухопутные войска Военно-воздушные силы Войска ПВО Военно-морской флот Пограничные войска Внутренние войска

Коготок увяз — всей птичке пропасть. Теоретический предел флотофобии

Всё сами.

Слово «флотофобия» мне не нравится, однако термин этот устоявшийся, и возможные альтернативы — вроде антинавализма — могут, скорее, запутать дело. Несмотря на то, что слово употребляется широко, нелишним будет попробовать дать точное определение. Итак, флотофобия — это теория, в соответствии с которой континентальная держава должна сводить расходы на флот к минимуму.
Следует — как показала минувшая дискуссия — оговориться: флотофобия не является аналогом теории малой «войны на море». Последнюю можно было бы назвать мининавализмом, основная идея которой формулируется так: страна, не способная сравняться с потенциальным противником в размере морского бюджета, должна найти возможность максимально эффективного использования имеющихся средств. Это отнюдь не аналог сказанного в предыдущем абзаце. Французский мининавализм второй половины XIX в. привёл к появлению jeune ecole, давшей теоретический рецепт победы над Англией за счёт новых технологий и цинизма. Французская флотофобия того же периода, если таковая существовала в развитом виде, должна была бы оперировать иными понятиями: «броненосцы королевского флота обстрелять Париж не могут, пушки немецкой армии — наоборот, а потому — к чёрту Англию, все на Эльзас!» Иными словами, флотофобия предполагает изменение целей, в то время как мининавализм работает со средствами.
Впрочем, обсуждение построений невидимых оппонентов — дело не очень полезное, поэтому используем в качестве путеводителя текст Центра АСТ, на который нам указал ув. timokhin_a_a в комментариях к предыдущей записи. В этом тексте, думается, есть всё необходимое — целевая формулировка, подкрепляющая аргументация и практические рекомендации. Словом, это хороший, грамотно построенный и неплохо написанный текст.
Начнём с цели:
…расходы на военно-морское строительство представляют собой главный резерв для «бюджетного маневра» при дальнейшей реализации действующей ГПВ-2020 и разработке перспективной ГПВ. Ситуация, когда в ГПВ-2020 на приобретение техники и вооружения для ВМФ планируется израсходовать почти вдвое больше средств (около 5 трлн руб.), чем на технику и вооружение Сухопутных и Воздушно-десантных войск (суммарно 2,6 трлн руб.), является абсолютно ненормальной как с точки зрения геополитического положения Российской Федерации, так и всего исторического опыта развития российских Вооруженных сил и их участия в войнах и вооруженных конфликтах.
Такая постановка вопроса представляется разумной, соответствующей здравому смыслу — и, всё же, содержащей в себе назметные на первый взгляд, но крупные изъяны. Понятно, что марксистская теория стоимости появилась сравнительно недавно, и не стоит ожидать широкого использования её основных положений в таких дискуссий, однако со временем, очевидно, её идеи могут проникнуть в общественное сознание. Возможно, будет использован классический пример, приведённый самим Марксом — с бесплатным воздухом и плантным Интернетом, возможно, аргументация будет более изощрённой. Так или иначе, следует понимать уже сейчас, что между стоимостью и ценностью нет прямой связи. Самым ценным государственным институтом является система среднего образования — результаты её работы сказываются на всей территории государства, во всех сферах государственной деятельности, ежеминунто. Однако в мире не так много стран, в бюджете которых среднее образование занимает первую строчку. Просто потому, что для создания эффективной системы среднего образования не требуются расходы, которые требуются, скажем, для построения конкурентоспосбной армии или полётов в космос. Поэтому прямое противопоставление расходов на флот и армию лишено надёжного экономического основания, и аргументацию следует менять на иную.
За этим теоретическим изъяном следует другой, ещё более крупный. Авторы доклада используют классическую «историческую» аргументацию. Попытаемся избежать избыточного цитирования, приведём два ключевых абзаца:
…мы наблюдаем избранный государственными властями России курс на приоритетное ускоренное развитие ВМФ — курс, никак не обоснованный серьезно с доктринальной точки зрения и являющийся повторением неоднократных в нашей истории чисто субъективистских «увлечений» флотом, которому отдали дань многие правители нашей страны.
С исторической точки зрения никогда «увлечение» флотом верховной властью за последние 200 лет не оправдывало себя, но наоборот — всегда оно являлось источником нерациональной растраты крупных средств, создавало диспропорции в развитии Вооруженных сил по отношению к армии (а то и просто вело к недофинансированию последней), и ни в одном случае не привело к достижению каких-либо значимых политических и военных целей.
Выделяя две противоречивые тенденции — регулярные попытки строительства «большого флота» и регулярные неудачи на этом пути — авторы доклада, в известном смысле, прячут голову в песок, считая вторую тенденцию объективной, а первую объявляя «субъективистской». Если такие непохожие друг на друга люди, как Николай II, Сталин и даже Хрущёв наступали на трезубец навализма — то едва ли стоит говорить об увлечениях. Более того, если в тот же грех впадало высшее политическое руководство «Третьей республики», Германской империи и Китайской Народной Республики — значит, речь идёт о чём-то более страшным, чем «увлечения» двух-трёх человек. Очевидно, приступы континентальной флотофилии — результат деяний демона. То ли Максвелла, то ли Врубеля — пока с этим не удастся разобраться, успеха в борьбе не будет.
В какой же момент увязает заглавный коготок? В тот момент, когда флотофоб вынужденно проявляет интеллектуальную честность, признавая, что флот может быть полезен. Альфред фон Тирпиц не погубил бы Второй рейх, если бы за двадцать пять лет до пришествия Тирпица к власти честный генерал Гельмут фон Мольтке не сформулировал задачи немецкого флота, предполагающие конкурнецию с флотами России и Франции. Красный Китай не пошёл бы по вывешенной за борт доске, если бы когда-то давно руководство КПК не поставило перед ним задачу обеспечения решения проблемы территориальной целостности страны.
И ту же самую ошибку допускают авторы доклада Центра АСТ, пытаясь сформулировать задачи ройсского флота:
В области морских сил общего назначения представляется целесообразным на ближайшие годы сосредоточиться на развитии сил ближней и в меньшей степени дальней морской зоны для эффективного господства на прилегающих морских театрах — в Баренцевом и Белом морях, на Балтийском, Черном, в Японском и Охотском морях.
Трудно представить себе иной рецепт создания «большого флота». Авторы используют термин «господство на море», который современная отечественная наука определяет так:
ГОСПОДСТВО НА МОРЕ состояние противоборствующих сторон в ходе военных действий, при к-ром в определённом (назначенном) мор. или океан. районе отсутствуют военные гр-ки одной стороны или они лишены возможности вести военные действия, а силы противоположной стороны надёжно (гарантированно) обеспечивают боевую устойчивость любых своих гр-к сил и войск, систем управления, базирования и всех видов обеспечения, а также защиту от воздействия пр-ка всех видов производств. деятельности гражд. ведомств. Может быть постоянным и временным. Г. на м. предусматри-вает господство под водой, над водой и в воздухе. Зона господства должна находиться в пределах районов господства в воздухе, объявленных районов военных действий на море, полного контроля за операт. режимом и обстановкой. Для завоевания и удержания господства создаются соответственно наступат. и оборонит. разнородные гр-ки сил и войск.
Иными словами, авторы доклада считают, что России нужен флот, который способен во время войны сделать так, чтобы в Баренцевом или Охотском море не плавали вражеские корабли и, более того, чтобы над ними не летали вражеские самолёты, ракеты и квадрокоптеры. Серьёзный претендент на всё это один — тот самый, от противостояния с которым сотрудники Центра АСТ предостерегают. И к противостоянию с которым подталкивают, когда формулируют задачи отечественных сил общего назначения.
Иными словами, вот он, этот самый демон — демон пользы. Как же с ним быть? Пожалуй, наиболее эффективный рецепти экзорсизма — из реально использованных — был предложен во Франции после 1871 г. Тогда если не единственным, то главным назначением флота было объявлено «поддержание престижа», а его роль в системе безопасности страны фактически отрицалась. Таким образом, за флотом доктринально закреплялось клеймо «дорогой игрушки», что уберегло Францию от эксцессов, сравнимых с теми, что случились в царской России накануне войны с Японией или в Германии — перед Первой мировой. Во всяком случае, французский рецепт работал дольше, чем идеология «береговой обороны» в СССР или КНР.
Если отнестись к этим вопросам чуть более серьёзно, то можно отослать интересующегося всё к той же книге Пола Кеннеди. В которой крушение британского морского могущества, как ни странно, увязывается с крушением главного постулата флотофобии: с развитием железнодорожного транспорта и индустриализацией континентальных масс, по мнению Кеннеди, классическое противопоставление флота и армии утратило свой смысл — у достаточно крупных и богатых континентальных держав появилась возможность одновременно иметь и то, и другое. А Британии пришлось отойти в сторону.
Если же пытаться вернуться к практическим рекомендациям для флотофобов, то можно предложить две альтернативных стратегии. Первая — условно «французская», требующая таланта Макиавелли. Трудность её практической реализации связана с тем, что флотофобу придётся преодолеть животный страх перед «большими горшками» — придётся понять, что стоимость флота определяется не стоимостью отдельных его кораблей, а объёмностью стоящих перед ним задач. Эскадра для заморских экспедиций, демонстрации флага и помощи жертвам землетрясений, с авианосцем и «мистралем», будет дешевле «разумных» сил береговой обороны, размазанных тонким слоем по недосягаемым берегам нашей Родины. Вторая — стратегия радикального отрицания полезности флота. Она является единственной внутренне непротиворечивой, поскольку логическим итогом «минимизации расходов на флот» как выбранной целевой функции является уничтожение флота как такового. Иными словами, птичке, чтобы не увязать, нужно отрубить себе коготки — все до единого. Но на это тоже надо решиться.

Большие противолодочные корабли ВМФ СССР


Главный штаб ВМФ СССР пронизывали скользкие щупальца ужаса: главкому везде мерещился атомный авианосец «Энтерпрайз», офицеры в панике выбрасывались из окон с криками «Авианосцы идут»! Щелкнул пистолетный выстрел – в своем кабинете застрелился замнач Главного штаба, из США поступают данные о закладке новых авианосцев типа «Нимиц»…
Если верить «журналистским расследованиям» последних лет, то Военно-морской флот СССР только и занимался тем, что гонялся за американскими авианосными группировками, для чего пачками строил «убийц авианосцев» — специальные надводные и подводные корабли, предназначенные для уничтожения «Энтерпрайзев», «Нимицев», «Китти Хоуков» и прочих плавучих аэродромов «вероятного противника».
Что и говорить, ударный авианосец «Энтерпрайз» — цель знатная. Крупная, с огромным боевым потенциалом. Но уж очень уязвимая – для «выхода из игры» авианосцу порой достаточно одной неразорвавшейся ракеты калибра 127 мм. Но что будет, если на полетную палубу «Энтерпрайза» обрушится огненный шквал из полсотни снарядов калибров 100 и 152 мм? – идущий в прямой видимости советский крейсер неустанно держит авианосец на прицеле. Постоянное слежение за «вероятным противником» непременный атрибут мирного времени. И уже не имеет значения, что боевой радиус палубных «Фантомов» в десятки раз больше, чем дальность стрельбы пушек старого крейсера — в случае начала войны первый ход будет за артиллеристами.
Веселый крейсер пр. 68-бис — это только разминка. В рукаве у советских главкомов спрятаны настоящие козыри – атомные подлодки проектов 949 и 949А, ракетоносцы Ту-22М, космические системы разведки и противокорабельные ракеты сверхбольшой дальности. Есть проблема – есть решение.

Но были у советского флота и Настоящие Проблемы. Ведь неслучайно большая часть надводных сил ВМФ СССР классифицировались, как «Большие противолодочные корабли». Советское руководство отлично понимало, от кого исходит главная угроза – один «Джордж Вашингтон» с БРПЛ «Полярис» мог нанести больше вреда, чем тысяча авианосцев «Энтерпрайз».
Совершенно верно, уважаемый читатель, — ВМФ СССР был ориентирован в первую очередь на поиск и борьбу с атомными подлодками противника. Особенно с «убийцами городов», несшими баллистические ракеты большой дальности. Океанскую поверхность непрерывно сканировали противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, в толще воды рыскали подводные киллеры пр. 705 и 671, а на противолодочных рубежах дежурили легендарные БПК – советские крейсера и эсминцы, ориентированные на выполнение противолодочных задач.
Поющие фрегаты
Большие противолодочные корабли проекта 61. Полное водоизмещение 4300 тонн. Экипаж 270 человек. Полный ход 35 узлов. Дальность плавания 3500 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— 2 пусковые установки ЗРК М-1 «Волна» (боекомплект 32 зенитные ракеты);
— 2 автоматизированные артустановки АК-726 калибра 76 мм;
— 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);
— 2 реактивные бомбометные установки РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
— пятитрубный торпедный аппарат калибра 533 мм;
— вертолетная площадка, хранилище авиатоплива (5 тонн), погреб для авиационных торпед и снаряжения.

Серия из двадцати* советских сторожевых кораблей начала 60-х годов, позднее отнесенных к классу БПК. Первые в мире боевые корабли с газотурбинной силовой установкой, предназначенной для всех режимов хода.
Проект 61 стал важным этапом в отечественном кораблестроении – впервые создавался корабль с алюминиевым корпусом и ГТУ. Два зенитных ракетных комплекса, универсальная артиллерия, реактивные глубинные бомбы и глубоководные торпеды – маленький славный корабль мог применять свое оружие даже в шторм: острые «курносые» обводы корпуса позволяли БПК легко идти против любой волны.
*еще 5 кораблей этого типа были впоследствии построены для ВМС Индии
Были и недостатки: моряки жаловались на высокую шумность в кубриках – мощный рев газовых турбин проникал в каждое помещение, делая службу на БПК пр. 61 довольно малоприятным событием. Но гораздо более серьезным был вопрос с живучесть корабля – опасения подтвердились в 1974 году, когда на рейде Севастополя погиб БПК «Отважный» — после взрыва ракетного погреба огонь быстро распространился по кораблю, круша на своем пути хлипкие переборки из алюминиево-магниевого сплава АМГ.
Впрочем, некоторые обстоятельства позволяют не согласиться с утверждением о низкой живучести «поющих фрегатов» — в кормовом погребе «Отважного» сдетонировало 480 кг взрывчатки и шесть тонн пороха, но маленький корабль продолжал бороться с огнем в течение 5 часов.
До сих пор в составе Черноморского флота ВМФ России числится один корабль этого типа.

БПК «Сметливый» в Средиземном море. На заднем плане — Иджис-эсминец ВМС США «Мэхэн»

Большие противолодочные корабли проекта 1134А (шифр «Беркут-А»)
Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 380 человек. Полный ход 33 узла. Дальность плавания 5500 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Метель»;
— 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боезапас 48 ракет);
— 2 универсальные автоматические артсистемы АК-725 калибра 57 мм;
— 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
— 2 РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);
— 2 РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
— 2х5 торпедных аппарата калибра 533 мм;
— противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, палубный ангар.

Серия из десяти БПК, построенных в период 1966 по 1977 гг. для ВМФ СССР. Просто хорошие корабли, без каких либо особых изысков. Обеспечивали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, регулярно несли службу в Атлантике, в Индийском и Тихом океанах. Оказывали военно-политическую поддержку «дружественным» режимам, патрулировали в зонах военных конфликтов, выводили на боевые позиции подводные стратегические ракетоносцы ВМФ СССР, обеспечивали боевую подготовку флота, принимали участие в стрельбах и военно-морских учениях. Словом, делали все то, что должен был делать военный корабль в годы Холодной войны.


Противолодочные крейсера проекта 1123 (шифр «Кондор»)
Полное водоизмещение 15 000 тонн. Экипаж 700 человек. Полный ход 28 узлов. Дальность плавания 6000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— авиагруппа из 14 вертолетов: противолодочные Ка-25ПЛ, вертолеты дальнего радиолокацинного обнаружения и целеуказания Ка-25ЦУ, поисково-спасательные машины Ка-25ПС.
— 4 вертолетные площадки, подпалубный ангар, малый ангар в кормовой части надстройки, два вертолетных подъемника;
— противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» (1 ПУ, 8 спецбоеприпасов с ЯБЧ);
— 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет);
— 2 РБУ-6000 (144 глубинные бомбы);
— 2 универсальные автоматические системы АК-725 калибра 57 мм.
— изначально на корабле имелось торпедное оружие и 30 мм скорострельные зенитки АК-230 (были сняты в ходе модернизации).

Противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» стали первыми авианосцами (вертолетоносцами) Военно-морского флота СССР. Поводом для появления этих крупных кораблей стал выход на боевое дежурство американских стратегических ракетоносцев типа «Джордж Вашингтон» — 16 баллистических ракет «Полярис А-1» с дальностью полета 2200 км изрядно напугали руководство СССР.
В результате появился «гибрид» с мощным ракетным вооружением, вся кормовая часть которого представляла собой взлетно-посадочную полосу с протяженным подпалубным ангаром. Для обнаружения вражеских подлодок, кроме 14 вертолетов Ка-25 на борту имелся подкилевой гидролокатор «Орион» и буксируемая гидроакустическая станция «Вега».
Проект 1123 не является БПК, но исходя из назначения противолодочного крейсера и его вооружения, он имеет право занимать место среди таких же как он «больших противолодочных кораблей» — чрезвычайно размытого определения, охватывающего различные по размерам и характеристикам корабли ВМФ СССР.
Главный недостаток «Москвы» и «Ленинграда» выяснился уже в ходе первых боевых служб на противолодочных рубежах. Всего 4 вертолетные площадки (пространство полетной палубы, где могут проводиться взлетно-посадочные операции) и 14 вертолетов оказалось слишком мало, чтобы обеспечить круглосуточный противолодочный патруль над заданным районом океана. Кроме того, ко времени вступления в строй головного крейсера-вертолетоносца «Москва» на вооружение ВМС США поступила новая баллистическая ракета «Полярис А-3» с дальностью стрельбы 4600 км – район боевого патрулирования «Вашингтонов» и «Этен Алленов» расширился, что сделало противодействие стратегическим ракетоносцам еще более сложной задачей.


Противолодочные крейсера прослужили почти тридцать лет в составе ВМФ СССР, совершили многочисленные визиты в порты дружественных государств… Куба, Ангола, Югославия, Йемен. Противолодочный крейсер «Ленинград» был флагманом отряда кораблей ВМФ СССР в ходе разминирования Суэцкого канала (1974 год).
Оба крейсера входили в состав Черноморского флота. «Ленинград» после двух капитальных ремонтов закончил службу в 1991 году, а «Москва» был выведен в резерв в 1983 г., а списан – в 1997 г.
Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник»)
Полное водоизмещение 3200 тонн. Экипаж 190 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 4000 миль на 14 узлах.
Вооружение:
— «пакетная» ПУ противолодочного комплекса «Метель» (4 ракетоторпеды);
— 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет);
— 2 автоматизированные артустановки АК-726 калибра 76 мм;
— 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб);
— восемь торпед калибра 533 мм;
— морские мины – до 20 шт. на верхней палубе.
Серия из 32 сторожевых кораблей (до 1977 года классифицировались как БПК II ранга) для решения широкого круга задач по обеспечению противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей в открытых морских районах и литоральной зоне, проводке конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных вод.
Проект 1135 отличался от предшественников не только изящным обликом, но и солидным вооружением, новейшими средствами обнаружения подлодок противника, высоким уровнем автоматизации – «Буревестники» вывели противолодочную оборону на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех флотах Военно-морских сил СССР, а два из них до сих пор остаются в составе ВМФ России.
СКР «Буревестник» и USS Yorktown (CG-48)
Объективно, из-за слабости ПВО и отсутствия вертолета, «Буревестник» проигрывал по возможностям своим знаменитым ровесникам – американским фрегатам «Нокс» и «Оливер Х. Перри». Но обстоятельства сложились таким образом, что ВМС США помнят «Буревестник» гораздо лучше своих «Ноксов» и «Перри» — в 1988 году сторожевой корабль «Беззаветный» в грубой форме вытеснил ракетный крейсер «Йорктаун» из советских территориальных вод. Сторожевик сломал американскому кораблю разъездной катер и пусковую установку ПКР «Гарпун», разорвал обшивку в районе надстройки, деформировал вертолетную площадку и снес все леерное ограждение по левому борту.
Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б (шифр «Беркут-Б»)
Полное водоизмещение 8500 тонн. Экипаж 430 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 7000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Метель»;
— 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боекомплект 80 ракет);
— 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет)
— 2 универсальные автоматические артсистемы АК-726 калибра 76 мм;
— 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
— 2 РБУ-6000 (144 глубинные бомбы);
— 2 РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
— 2х5 торпедных аппарата калибра 533 мм;
— противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, палубный ангар.

Созвездие из семи больших противолодочных кораблей ВМФ СССР. Крупные океанские БПК с потрясающим боевым потенциалом — противолодочные ракетоторпеды, четыре зенитных ракетных комплекса, универсальная и скорострельная артиллерия, глубинные бомбы и противолодочный вертолет. Выдающаяся мореходность, дальность плавания 6500 миль – достаточно на переход от Мурманска до Нью-Йорка и обратно. «Букари» (как ласково звали на флоте 1134-Б) действительно являлись лучшими БПК в составе советского военно-морского флота, наиболее сбалансированными по характеристикам и наиболее полно отвечающими задачам ВМФ.
Большинство БПК пр. 1134-Б несло службу на Тихом океане. Сведенные в несколько противолодочных групп, «Букари» непрерывно «прочесывали» Филиппинское море, где находился район боевого патрулирования американских стратегических подлодок, готовившихся нанести ракетный удар по Дальнему Востоку и Сибири.
Имелись большие планы по модернизации БПК пр. 1134-Б – модернизационный потенциал кораблей позволял смонтировать на их борту новый противолодочный ракетный комплекс «Раструб-Б» и даже зенитный комплекс С-300 большого радиуса действия! В порядке эксперимента один из БПК этого типа — «Азов» получил вместо кормового ЗРК «Шторм» две подпалубные пусковые установки и систему управления огнем ЗРК С-300Ф – получилось отлично. В перспективе, корабельный состав ВМФ СССР могли пополнить уникальные БПК, чьи зарубежные аналоги появились бы лишь спустя 10 лет. Но, увы…
Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр «Удалой»)
Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 220 человек. Полный ход 29 узлов. Дальность плавания 5000 миль на 14 узлах.
Вооружение:
— 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Раструб-Б»;
— 8 подпалубных ПУ барабанного типа ЗРК самообороны «Кинжал» (боекомплект 64 ракеты);
— 2 автоматизированных артиллерийских орудия калибра 100 мм;
— 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
— 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб)
— 2х4 торпедных аппарата калибра 533 мм
— 2 вертолета Ка-27ПЛ, 2 ангара.
«Удалой» был ошибкой руководства ВМФ СССР.
Нет, с первого взгляда БПК пр. 1155 настоящий шедевр кораблестроения, оснащенный 700-тонным гидроакустическим комплексом «Полином», многоканальным ЗРК «Кинжал» для отражения массированных атак противокорабельных ракет, двумя вертолетами и целым набором морского оружия – от универсальной артиллерии до самонаводящихся торпед.
«Удалой» стал бы несомненным шедевром…если бы не было его предшественника – 1134-Б. По сравнению с «Букарем», БПК пр. 1155 оказался шагом назад.
Из-за 30-метрового обтекателя ГАС «Полином» серьезно пострадали ходовые качества и мореходность нового корабля — комплекс оказался слишком тяжел для скромного БПК. Конечно, «Полином» давал большие возможности в плане обнаружения АПЛ противника, которых он засекал на дальности до 25 миль, что в какой-то степени компенсировало ухудшение мореходных качеств «Удалого». Но гораздо более серьезным недостатком стало полное отсутствие ЗРК средней или большой дальности – «Кинжал» имел дальность стрельбы всего 6,5 миль и мог бороться лишь с противокорабельными ракетами, но не с их носителями.
В остальном БПК пр. 1155 был замечательным кораблем с благородной линией полубака и мощным противолодочным вооружением. Всего до распада СССР флот успел получить 12 больших противолодочных кораблей этого типа.
В 90-е годы был построен всего один БПК по измененному проекту 11551 – единственный представитель этого проекта «Адмирал Чабаненко» сохранил все достоинства пр. 1155, но дополнительно получил артиллерийскую систему АК-130, зенитные комплексы «Кортик» и противокорабельные ракеты «Москит».
Заключение
Вышеперечисленные 90 больших противолодочных кораблей и противолодочных крейсеров – лишь «вершина айсберга» системы противолодочной обороны ВМФ СССР. Имелась целая система базовой патрульной авиации с сотнями противолодочных самолетов и вертолетов. Просторы океана бороздили обычные траулеры с необычными тралами – замаскированные противолодочные патрули с тянущейся за кормой многокилометровой низкочастнотной антенной (попробуй докажи, что это не трал!) потрепали немало нервов американским морякам.
Разрабатывались фантастические проекты, такие как атомный БПК проекта 1199 «Анчар». Более того, все четыре тяжелых авианесущих крейсера проекта 1143 несли на своих палубах эскадрилью противолодочных вертолетов и имели на борту солидный комплекс противолодочного оружия (грандиозный ГАК «Полином» и противолодочные ракеты «Вихрь» с ядерными боевыми частями). Так что, вопреки известному мифу, во время прохода через Босфор, советские моряки ничуть не обманывали турецких представителей, называя свои авианесущие крейсера противолодочными кораблями.
К слову, Военно-морские силы США развивались по точно такому же сценарию – американцы до смерти боялись советских подлодок, оттого планировали корабельный состав своего флота из расчета «один фрегат на одну русскую лодку». Всемирная гидроакустическая система SOSUS для слежения за подводными лодками, программы FRAMM по превращению сотен устаревших эсминцев в противолодочные корабли, огромные серии противолодочных фрегатов «Нокс» и «Оливер Х. Перри», уникальные эсминцы типа «Спрюэнс» с гипертрофированным противолодочным вооружением, но без систем зональной ПВО – просто американские «близнецы» БПК пр. 1155 «Удалой».
Остается добавить, что идея «большого противолодочного корабля» умерла с появлением межконтинентальных баллистических ракет морского базирования с дальностью полета 10 000 км. Отныне стратегические ракетоносцы могли запускать ракеты из территориальных вод своего государства.

Обновление российского рыболовного флота

  • Музыка в стиле DRUM’N’BASS ЯПовцем на суд! Только не… (1)

    Фафнир Инкубатор 01:57

  • В России планируют продлить режим самоизоляции (262)

    RealVor События 01:57

  • Вы точно уверены, что Вам не нужна шапочка из фольги? (0)

    CesareBorgia Инкубатор 01:57

  • И снова о коронавирусе! А что там у хохлов? (37)

    GIRNOHRUK Инкубатор 01:57

  • История повторяется или, точнее, рифмуется. (3)

    Ogre55 Инкубатор 01:56

  • «Трамп, @лядь, денег напечатал». (11)

    Kent595616 Инкубатор 01:56

  • Цена на WTI упала ниже 0.1$ (387)

    АймСкотмэн События 01:56

  • Танцующие африканцы уже не в тренде? (162)

    Steban Видео 01:56

  • Разница в фактах. (82)

    YurAn0379 Инкубатор 01:56

  • Запрещенная правда. (71)

    RealVor Инкубатор 01:55

  • Рогозин назвал многоразовые ракеты «невыгодными» (445)

    MnogoTochie События 01:55

  • Деревенская Америка — 7 (430)

    latggentl Фотопутешествия 01:55

  • Что ищут офтальмологи у пациентов с катарактой? (180)

    DrStorm2015 Картинки 01:55

  • «Яндекс» объяснил удаление меток участников виртуальных митингов (35)

    dreamtry Инкубатор 01:55

  • Медведев предложил продавать нефть по принципу take or pay (63)

    sborod Инкубатор 01:54