33 камня викинги

Древняя письменность на Сибири: читаем по наскальным рисункам

Ранее упоминая о находках 17-го столетия, сделанных в сибирских краях, а также о разрушенных городищах Даурии. Я пользовалась информацией из книги Н.Витсена «Севертная и Восточная Тартария». Также в качестве достоверных источников может быть представлен альбом Г.Спасского, в котором приводятся чертежи сооружений и архаичных надписей региона, показаны раскопки древних поселений в области. Этот альбом прилагается к фундаментальному труду историка «О древних развалинах Сибири», напечатанному в периодическом издании «Сибирский вестник» от 1818 году. Статья Спасского содержит детальное описание наскальных изображений и надписей, которые были найдены в Сибири за последнее время. К сожалению, к тексту статьи упомянутые картинки не прилагались, поэтому я собственноручно искала и восполняла отсутствующие детали.

Хочу отдельно рассмотреть надписи, описанные Спасским. Так, с его слов древнейшие цивилизации ловко укрылись от всевидящего ока Истории, не оставив точных следов и доказательств своего существования (за исключением нескольких памятников). Последние были раскиданы в самых разных уголках сибирского края, но наибольшая часть раскопок была произведена в полуденной части: там археологи исследовали древние начертания, изображения и прототипы первой письменности. Исторические факты добывались из могил и курганов, разноплановых и неизведанных помещений, военно-оборонительных сооружений. Также ценность представляют собой незавершенные площадки горных и других промышленных работ, в том числе Чудских копей, которые предназначались для добывания руд.

Ученый акцентирует внимание, что именно красочные картинки на каменных уступах и высеченные знаки составляют основу истории древних времен. По ним можно было определить географическое положение ближайших окрестностей. Знаки на курганах и могильных надгробиях демонстрировали высокоразвитую культуру и образованность.

Затем в своих записках Г.Спасский переходит к описанию изображений, найденных в сибирских регионах в крайне труднодоступных местах. Он указывает, что картинки были очень разнообразны в своем начертании, а трудность их исполнения поражает и пугает. Например, некоторые изображения были высечены на неприступных крутых утесах, поэтому праздный путешественник может только задумчиво чесать затылок, размышляя, кто же мог позабавиться много веков назад таким образом. Остаётся предполагать, что целью создания наскальных рисунков в Сибири было желание первобытными общинами передать будущим поколениям освоенную информацию и жизненных опыт.

Лично мое мнение об этом вопросе сформировалось. Я не считаю, что примитивные люди со всей силой энтузиазма и заботы могли думать о наследниках и памяти, которую они оставят после себя. Так, все знаки и изображения могли действительно создаваться предками людей, но уж никак не для своих наследников, а для удовлетворения текущих потребностей и решения задач. А еще можно рассмотреть ситуацию, что творцы наскальной живописи и вовсе относились к высокоразвитой цивилизации, которая смотрела стратегически на столетия вперед. Сейчас досконально не известно, чем руководствовались древние люди в своей жизнедеятельности.

Все древние памятки и сооружения историки предложили поделить на 3 традиционных вида: оборонительные, захоронительные, культовые. Дополнительно эти поселения «заряжены» утилитарной функцией, которая позволяло оперативно реагировать на изменяющиеся потребности народа.

Петроглифы древней Сибири

Все древнейшие иссечения и надписи выполнены на «писаном камне», расположенном над речкой Томью (недалеко от Томска). Внешне они выглядят вполне изящно, что позволяет достоверно установить характер, смысл и ценность такой находки. Сам «писаный камень» (утес) представляет собой породу, содержащую зеленоватый сланец. В высоту он может достигать более 20 метров, при этом начертания располагаются только на гладких боках утеса и на высоте от его подошвы к верхней крайней точки порядка 13 метров.

На рисунке можно в уменьшенном масштабе рассмотреть точность выполнения наскальных надписей. Так, нижняя область утеса плавно переходит в уступ, который местные жители прозвали «залавок». На этом месте картинки изображены наиболее отчетливо.

Далее по тексту говорится, что знаковые изображения найдены на скале левобережья Енисея, который находится с противоположной стороны от Абаканского острога и возле левого берега реки Чарыш и поперечного ручья. Следующей памяткой выступает камень, возведенный над огромным курганом или освоенной старинной могилой на юго-востоке этого кургана. В его состав входит пещанниковая плита, которая не подвергалась обработке и имеет габариты: высота до 5 аршин, ширина около 2, толщина не более 0,5. Изображения и знаки также высекались на внешнем гладком слое камня. Ко времени раскопок они, конечно, успели зарасти мхом и даже полостью скрыться от глаз исследователей и археологов. Но прощупать эти высечки на скале можно отчетливо и по сей день. Автор представил найденные памятки истории в первичном виде, который только смог воссоздать.

Судя по описанию выше, речь идет не о простых насечках на камнях, а о петроглифах Минусинской котловины, где подобных знаков достаточно много. Огромное количество наскальных изображений археологии открыли в горном Алтае и урочище Калбак Таш.

Писанец в Верхотурье

Г. Спасский продолжает наблюдать за ходом проведения раскопок сибирских регионов и определяет, что наскальные изображения чаще наносились на большую высоту, чем аналогичные надписи и знаки. И если на секундочку подумать о факте, что изображения и подписи должны были наноситься с поверхности воды, то остается только гадать, почему так катастрофически упал уровень в реках. Примечательно, что петроглифы чаще находили на высоте аж 13 метров от водной глади, при этом обычные наскальные надписи могли располагаться и на высоте 3 метров.

Об аналогичных цифрах заявляет и исследователь Витсен в вышеупомянутом труде. Так, он отмечает, что в Сибири в области Верхотурья была изучена древнейшая каменная скала с нанесенными изображениями, имитирующими неизвестные археологам буквы и слоги. Самые древние жители региона сообщают, что наскальные рисунки красовались на каменной поверхности еще до попадания в регион московитов, то есть как минимум более века назад. То есть на данный момент достоверно неизвестно, кто же выполнил эти сложные и замысловатые рисунки в желто-коричневом оттенке. Высота каждого изображения достигала 7 пядей, а вглубь насчитывали порядка 6. Высекались они в основном на самой гладкой части камня – область в 1,5 саженях над водной гладью. Ранее в этой области обитали вогулы и язычники, проводя свои обряды жертвоприношения божествам. Сама скала постепенно суживается кверху, достигая в ширину 7 саженей. Также рядом с памятным местом протекает речка Ирбит, куда ходят местные жители из деревни Писанец. Одноименное название имеет и само каменное изваяние.

Витсен упоминает, что секретарь Коим зарисовывал каменную скалу веткой дерева прямо на месте, при этом сохранял ее естественную величину. Исследователь сохранил этот рисунок и рассказал, что для высечения изображения на скале должна была применяться коричнево-жёлтая краска, которую можно было добыть в местных землях.

Почитаешь, прямо детектив вырисовывается. Деревню назвали в честь скалы-Писаницы, для зарисовки последней не нашлось подходящего инструмента под рукой. Что это за мистика? Примечательно, что Г. Миллер привел в своей работе по истории Сибири единственное описание скалы с высеченным изображением, переведя исследования Витсена. И правильно, ведь книги последнего официально русифицировали только в начале нашего века.

Ныне существует рисунок скалы-писаницы с пояснением, что в 1699 году царь Петр I повелел снять изображения с древних знаков, рассоложенных на скалах Сибири и Урала. Приказ государя привел в действие подьячий Верхотурской приказной избы по имени Я. Лососев. А затем, по всей видимости, копии изображений уже попали в руки Витсена.

Приводится еще ряд рисунков из этого труда, изображающие древние символы и знаки, найденные в сибирском регионе. К ним также дано пояснение. Труды исследователей А. Андреева и Л. Багрова сообщают, что эти начертания впервые были открыты в 1703 году историком Семеном Ремезовым и произошло это в Ледяной пещере близ Урала.

С высокой долей вероятности можно отметить, что Витсен стал первым европейцем, хранившим копии изображений Ремезова, так и не успев их добавить в редакцию второго издания своего труда от 1705 года.

Так, изображения похожих знаков впервые опубликовал западный исследователь Страленберг в 1730 году. И как всегда зарубежные исследователи опередили отечественных, а, если быть точнее, у нас оригинальные рисунки Ремезова до сих пор не опубликовали.

Ниже приводятся еще некоторые наскальные изображения одного из регионов Сибири, которые не были упомянуты в статье Спасского. На них изображено урочище Сундуки, которое расположено в области реки Белый Июса (Хакасия).

Монгольские письменности

Если вновь вернуться к труду Спасского и описания найденных изображений, то по общепринятым нормам ценность древностей Сибири необходимо мерить их простотой. Так, по тексту читаем, что надписи были расположены на гранитном утесе, расположенным над руслом реки Смолянки, которая впадает в Иртыш неподалеку от Устькаменногорска. Приложенный к тексту IV вид наглядно демонстрирует, как указанный утес, так и само выполненную красной краской надпись. Интересно, что последняя не напоминает ни одну из известных букв.

Письменные памятки древности могут при первом исследовании ознакомить лишь с ныне известными восточными буквами, которые продемонстрированы на рисунке V. Они в свое время были сняты с утеса возле реки Енисея, который получил название Перевозная гора. Выполнены были черной краской, а в труде представлены в уменьшении в 4 раза и распределены по положению камней. Последние, как и сам названный утес, состоят из глинистого сланца. При этом камни расположены практически в ряд в отдалении от воды на 3 сажена. В отличие от других, они выдаются по большей части на внешнюю сторону.

Надписи на утесе, изображенные на рисунке VI, были сняты в пещере на правобережье речки Бухтармы в области ее пересечения с Иртышем и недалеко от одноименной крепости.

Еще немного информации о вышеуказанных изображениях.

— Знаки были начертаны сверху вниз, а также слева справа согласно образцу письменности манжур и монгол.

— Знаки на этом рисунки напоминают сочетание татарских и монгольских знаков, но при этом весьма поверхностное и даже грубое.

— В некоторых надписях отчетливо отслеживаются именного монгольские буквы без сочетания с татарскими. Но при этом даже высококомпетентные переводчики не сделали достаточно убедительно пояснения.

— Согласно заключению переводчиков, большая часть таких надписей была выполнена на татарском и трактуется ученым Бухарцом, который обознан и сведущ в татарских наречиях.

Указанные надписи не настолько древние, как высеченные на скалах знаки, так как изображены известными по сей день в истории восточными буквами. Несмотря на выполнение их с помощью краски, они умудрились остаться в неповрежденном виде. И тем не менее не стоит полагать, что они новее этапа покорения сибирских регионов русскими народами.

Внешне надписи могли выглядеть приблизительно так, как монгольский язык.

На изображении выше мы видим письмо, которое написал в 1290 году Аргун, монгольский хан, римскому папе Николаю IV. Читать его необходимо сверху вниз, так как выполнен он в стиле вертикального письма.

Что касается языка татаров, тут все немного сложнее, так как предположительно до 1927 года эта народность использовала арабские знаки, так как собственной письменности у них еще не существовало. Согласно этому факту, если найденные записи и были выполнены на татарском и монгольском, тогда зачем же их уничтожали? Такие памятки не вступают в противоречие официальной версии современной истории. Стало быть, разумнее их сберечь, чтобы в будущем не всплывали вопросы о том, что когда-то в области обитали татаро-монгольские племена. Лучшим доказательством было бы наличие многовековой или даже тысячелетней письменности, которая сохранилась на камнях.

Для дальнейшего исследования берем еще более древний источник – труд Николаса Витсена под названием «Северная и Восточная Тартария». Исследователь приводит изображение письменности народа Сибири, который в 17 столетии принадлежал еще Тартарии.

Письмо тартар из местной провинции Ниухе. Читать его необходимо сверху внизу.

Примечательно, что калмукское письмо, подразумевающее вертикальное прочтение, также применялось и западными мугалами, калмаками.

Кто же такие эти калмаки и мугалы

О калмаках я упоминала в работе под названием «Кто такие калмаки?». Сейчас только повторюсь вкратце, что калмаки и мугалы – это те же известные нам по истории скифы и тартары.

Согласно данным, мугальские государства и регионы, в каком бы неприятном месте планеты не находились, по сравнению снами были развиты и известны. Так, тартары и скифы прославились могущественными императорами, которые по своим победоносным шествиям могли дать фору Юлию Цезарю, Августу и другим историческим полководцам.

Те люди, которые жилы в стране мугалов в древние времена, больше известны нашему человеку под названием «скифы». Например, в других регионах, где воевал Порус, своды законов и других документов до сих пор носят название «пораны». Так, читаем из истории, что под предводительством Александра дачеры и скифы впервые осуществили нападение на индийцев. Последние имели богатую природу с густыми зелеными рощами и бьющими ключом ручьями. Такая обстановка замечательно подходила под разведение домашних животных, тем более, что можно было наблюдать, как это делают калмаки и мугалы – прямые потомки скифов.

Также мы встречаем информацию, что существовали скифы «абии», как их величал Куртиус. Они располагались на севере от истока Ганга и распространялись на восток от Каспийского моря. С ними Александр и предпочел вести переговоры. Доказательство факта проживания мугалов можно найти на наших древних картах.

Исследователь Мартини рассказывал, что синкские крестьяне, а также турецкие пастухи (скифы) по своей сути являлись тартарами. Об этом можно узнать из творений Насроина и других древних историков. Представители народности вели счет часов и самих дней, а также годов в 12 циклах. При этом также отводились определенные круги по именам животных. Так, каждому периоду и особенно году скифы-тартары приписывали особенный эффект или действие, которое свойственно определенноом животному.

Историк и философ Плиний также упоминал скифов, называя их тартарами или мугалами. Об их стране он упоминает в своем труде (Книга 4, гл. 12).

В Библии также можно найти упоминание о калмаках и мугалах. Так, в книге они упоминаются под названиями Магог и Го.

Сами мугалы провозгласили себя монголами. А вот греки назвали их «скуфе», а государство, где они проживают, «страной Скуф». Последняя описывалась как большая территория, разделенная множеством рек, которая простирается от истоков Днепра и Дуная, огибает землю нынешнего крымского полуострова вплоть до речки Дон, продолжается до рек Волга и Яик. Также граница территории проходит по диким полям вплоть до Синского государства с речкой Амур и до регионов нынешней Сибири.

Упоминается, что древние скифы были одним из самых густонаселенных народов древнего мира. Многие историки считают, что от них происходят другие древние государства, такие как Тюрки (Турция), Лигри, Булгария (Болгария) и многие другие.

Не удивительно, что скифов боялись не только мелкие князья и королевичи, но даже сам Александр Великий. И пусть у них надписи и знаки теперь отличались, но повадки, традиции и военный потенциал оставались прежними.

Письменность скифов

Историков не может не волновать вопрос, на каком все-таки языке говорили (и, как выяснилось, писали) скифы, населяющие одно из самых развитых и могущественных древних государств. И тут исследователями выдвигается теория, что древним языком воинственного народа был санскрит, что также находит подтверждение и в древних трудах.

Так, монгольский хан Юань Хубилай-хар как-то в разговоре с духовным просветителем из Тибета попросил его придумать уникальный и удобный алфавит для всей огромной империи. Монах Пагба-лама увлекся идеей и применил знания из классической индийской филологии, добавив элементы тибетского письма. В результате был получен санскрит, пригодный для построения на его базе монгольского, индийского и китайских языков.

Санскрит не был языком отдельной народности, но задавал определенную культуру, которая получила распространение лишь в области высших социальных классов еще со времен античного мира.

В первое время на санскрите могли говорить только жреческие касты, а правящие круги имели свой общий язык – пракриты. Со временем санскрит закрепился как язык правящих элит – это случилось в эпоху поздней античности (Гупты 4-6 веком до нашей эры). Об этом свидетельствует полное вытеснение практритов из обихода и, конечно, наскальной письменности в то время. Отметим, что расцвет литературы того периода также происходит на санскрите, о чем говорят в своих трудах исследователи Г. Ильин и Г. Бонгард-Левин. Конечно, доверять особенно этим источникам не стоит. Какой исследователь может позволить написать себе правду о том, что санскрит был языком общения у диких кочевых племен, которые прибыли с севера (бывшей Гипербореи или Даарии) в Индию и осевшие в ней кастой мудрых жрецов-брахманов, призванных управлять государством. Эти племена также назывались Велики Моголами, скифами или тартарами, являясь по своей сути потомками ариев.

Можем отметить для изучения еще один источник. На времена тартарского правителя Хана Хубилая санскрит выглядел особенным образом, о чем я упоминаю в цикле статей о «Неизвестной Тартарии».

Вышеуказанный шактийский текст произведения «Деви-махатмья» был начертан на пальмовых листьях, а стиль письма назывался «бхуджимол» (11 век, Непал).

В своих статьях я рассматривают возможную связь скифов с санскритом, и со мной согласны многие другие исследователи. Перед нами встают насущные вопросы, какие же все-таки были имена и названия у скифов? Как этот народ был связан с иранской группой, о чем упоминается в источниках 19 века? Сейчас мы можем сказать, что значение этих связей было недостаточно достоверно и, возможно, преувеличено. Так, современные исследования топонимов, имен и названий скифского народа свидетельствуют о том, что сильные связи были обнаружены не столько с иранскими языками, сколько с праиндийскими, а именно санскритом. На последнем, как мы помним, в свое время были написаны Веды – древние священные тексты.

Мы приходим к очень интересному выводу, что санскрит – это искусственно созданный язык индоариев, который в своей основе имеет словесность и письменность русов. Так, человек, свободно говорящий на санскрите, способен понимать русскую речь.

Возникает справедливый и интригующий вопрос о том, почему санскрит сохранил в себе языковые фрагменты русов в большем объеме и чистоте, чем «хинди». Ведь именно последний считался основным языком народа, а санскритом говорили только жрецы-брахманы, тщательно его оберегая от других и храня на сакральном уровне.

Можем отметить, что сохранившиеся варианты языка древних скифов (в том числе топонимы, имена нарицательные и т. д.) можно увидеть в религиозных текстах «Авесты» и «Вед». Тем не менее, они не передают в достоверности тот язык, с помощью которого общались «исторические» скифы того самого «железного века». Тексты относят к раннему периоду развития скифского языка, так как он имеет тысячелетнюю историю. Обе реликты, а в особенности «Веды», являются ключевым источником для изучения скифского языка. Они позволяют сформировать правильное представление о тех древних временах и условиях, в которых происходило становление письменности. Так, благодаря им бы узнали, что санскрит имеет тесную связь с индоевропейской группой, а в основу его положены именно языки славянских групп.

Стоит лишь взглянут на тексты санскрита, и с первого взгляда становится понятно, насколько глубоко он связан с русским языком. Примечательно, что один индийский санскритолог, впервые познакомившись с российской культурой, отметил, что весь народ тут говорит на древнем диалекте санскрита. Но он немного ошибся, перевернув факты. Это санскрит является формой древнего русского или скифского языка. Более дательную информацию об этом вопросе можно почерпнуть в труде Ю. Петухова и Н. Васильевой «Русы Великой Скифии».

Примечательно, что в определенный исторический период санскрит с русским разделились и пошли каждый по своему пути.

Оленные камни

Историков до сих пор интересует факт существования оленных камней, обнаруженных в Монголии в значительном количестве.

Исследователи сообщают, что на полях и лугах Монголии, а также южных регионов Сибири располагаются сотни вот таких удивительных мегалитов, на которые нанесены наскальные рисунки. При этом в большинстве прослеживаются изображение летающий оленей, в результате чего оленные камни и получили такое название. Каменные вертикальные глыбы в высоту достигали от 0,9 метров и в ширину до 4,5. Располагались в основном группами. Так, в центральной Азии и южных регионах Сибири уже исследовано порядка девятисот камней, при этом 700 их них расположены на территории Монголии.

Исследователи считают, что монументальные изваяния были возведены кочевыми племенами бронзового века, то есть порядка 3 тыс. лет тому назад. Другие же источники свидетельствуют, что такие камни можно найти и в области от Германии до Кавказа. А некоторые изображения «золотых оленей» находили на скифских курганах возрастом 6 век до нашей эры. У историков возник актуальный вопрос, почему воинственные племена скифов вместо того, чтобы фиксировать на камнях результаты сражений и боев высекали животных, да еще таких спокойный и грациозных? Примечательно, что картины сражений и баталий вовсе не были найдены в регионах нынешней Сибири.

Затем Спасский продолжает рассказывать о несохранившихся знаках Сибири. Речь идет об изображениях, которые были сняты с Бухтарминской пещеры еще в начала 19 века. На данный момент сохранились только места, где эти надписи были высечены – они представлены на рисунке Спасского. Конечно, изображения столетиями подвергались в пещере избыточной влаге, поэтому вряд ли могли сохраниться в первозданном виде, как это было со знаками, надежно спрятанными под навесившимися уступами. Подобная же участь ожидала и изображений, найденный на речке Енисей – некоторые строки и знаки уже размыты, а другие можно рассмотреть только после того, как смочить водой. Без сомнений, очевидно, что если надписи выполнялись только краской, то сохранить их столетиями было невозможно. Это какие же характеристики должны были бы быть у пигмента, чтобы они сохранялись веками и тысячелетиями? Тем не менее, в других местах изображения периода палеолита сохраниться умудрились. Стало быть, рука «вандалов» намерено стерла следы нашей истории по заказу или по собственному невежеству. Проделано это было ко всему прочему только в начале 19 столетия.

Оптимизм вселяет мысль, что в современном пресвященном мире мы все еще способны сохранить древние памятки и реликты, которые распределены по различным регионам России и Сибири в частности.

Викинги и рунные камни (часть 1)

Дел я знаю девять:
Добрый висописец,
Лих в игре тавлейной,
Лыжник я и книжник.
Лук, весло и славный
Склад мне рун подвластны.
Я искусен в ковке,
Как и в гуде гусель.
(Рёгнвальд Кали. «Поэзия скальдов». Перевод С. В. Петрова)
На протяжении многих тысяч лет человечество прекрасно обходилось без письменности. Ну, возможно, использовало для передачи информации рисунки. Но затем, где-то на рубеже бронзового и железного веков, объемы информации стали так велики, что памяти человеческой уже не хватало. Понадобились средства учета и контроля более информативные, чем камешки и палочки, средства идентификации, одним словом, все то, что точно передает информацию на расстояние и позволяет ее сохранить.
Библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала погибла в огне, но благодаря тому, что состояла из «глиняных книг», она чудесным образом сохранилась и дошла до нашего времени. То же самое касается и письменности скандинавских народов, обладавших так называемой рунической письменностью, то есть письменности при помощи рун, знаков, подобных нашему алфавиту, которые высекали или вырезали на камне, металле, дереве, и кости и которые поэтому имели специфическую угловатую форму, удобную для вырезания.

Рунные камни во дворе Еллингской церкви.
Важно отметить, что любой письменный текст представляет собой важнейший источник в изучении культуры прошлого, так как позволяет заглянуть в духовный мир народа, оставившего после себя свои письменные знаки и узнать много такого, что при помощи археологических находок выяснить очень сложно. Поэтому неудивительно, что дошедшие до нашего времени камни с нанесенными на них руническими надписями стали для ученых прямо-таки настоящим подарком судьбы.

Большой камень в Еллинге является своего рода «свидетельством о рождении» Дании. Он имеет высоту 2,43 метра, весит около 10 тонн и установлен королём Харальдом I Синезубым не ранее 965 года. Надпись на нем гласит: «Харальд король поставил этот камень в честь Горма, отца своего, и Тюры, матери своей. Харальд, покоривший всю Данию и Норвегию, кто крестил датчан».
К какому историческому времени они относятся? Считается, что древнейшие памятники рунической письменности датируются рубежом нашей эры. А вот о месте возникновения и самом ее возникновении до сих пор ведутся споры. «Старшая Эдда» (или «Эдда Сэмунда», или «Песенная Эдда») – поэтический сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии, рассказывает, что верховный бог Один заплатил своими страданиями на дереве Иггдрасиль лишь бы только познать руны. А вот в «Песне о Риге» сказано, что, что руны принадлежали богу Ригу, который научил им сына хёвдинга, ставшего предком первого конунга викингов. То есть даже в самой Скандинавии мнения по поводу происхождения рунической письменности сильно различались.
В любом случае руны стали характерным памятником эпохи Великого переселения народов и первых варварских королевств, причем сохранилось множество вещей, на которых есть надписи, сделанные рунами. Однако после принятия христианства и его распространения они постепенно были вытеснены из употребления латиницей, хотя в Швеции ими пользовались даже в XVIII – XIX веках.
Первые упоминания древних рун в литературе относятся к 1554 году. Тогда Иоханнес Магнус в своей «Истории готов и свевов» привел готский алфавит, годом позже его брат Олаф Магнус в «Истории северных народов» опубликовал рунический алфавит. Но поскольку множество рунических надписей было сделано на камнях, уже тогда появились книги с их рисунками, включая и обнаруженный на Готланде рунический календарь. Интересно, что так как ряд камней с того времени утрачен, то их изображения стали единственным на сегодня источником их изучения для современных исследователей.
Интерес к камням с руническими надписями вспыхнул лишь во второй половине XIX века, а многие камни стали известны специалистам уже в ХХ веке по фотографиям 1920-30-х годов и научным публикациям в начале 1940-х. Возможно, что причиной такого отношения к наследию викингов стало ее широкое использование в нацистской Германии в качестве средства пропаганды арийского духа и культуры. Ну, а затем на эти памятники скандинавской культуры прямо «набросились» различные мистики и оккультисты, которые рассматривали рунические камни как некие «места силы». Расцветшая пышным цветом мода на скандинавское неоязычество и мистицизм также внесла свою лепту в распространение псевдознаний о рунах и рунных камнях, вычитанных из оккультной литературы современных авторов. То же можно сказать и о популяризации рун и язычества в современном скандинавском роке: его яркие формы, сделанные под старину, сегодня просто вытесняют оригинальные фольклорные произведения прошлого.
Положение изменилось лишь только в начале 2000-х годов, среди ученых вновь возродился интерес к рунным камням. В целом ряде скандинавских университетов были организованы исследовательские группы, начали создаваться специализированные базы данных, в частности, такую базу создали в Норвегии при университете в городе Уппсала. Была собрана электронная библиотека «Рунеберг» — впечатляющее по своему объему вместилище мировой научной рунологической литературы. К 2009 году наконец-то удалось уладить и все юридические и технические вопросы, связанные с вопросами онлайн-публикации аккумулированной в ней информации, которая после этого сделалась доступной для специалистов всего мира. Сейчас в этой базе насчитывается более 900 рунических надписей, и она продолжает расширяться. Причем, в нее включены не только надписи, обнаруженные на рунических камнях на территории Дании, но и Германии, Швеции и Норвегии и других скандинавских стран. Вместе с раритетными фотографиями 1920-40-х годов там представлены и те из них, что были сделаны уже в наше время.

Фотография 1936 года. Камень рядом с домом в Херрестаде. Надпись на нем гласит: «Гудмунд сделал этот памятник в память о Ормаре, своём сыне».
Интересно, что в изучении рунических камней присутствует целый ряд специфических сложностей. Например, из-за текстуры камня, на котором выбиты сделанные на них надписи, многое при взгляде на них зависит от угла зрения наблюдателя и степени их освещенности. То же самое можно сказать и о методологии исследования этих камней: она носит междисциплинарный характер и включает как текстологические, так и филологические методы, данные археологических исследований, а также тексты древних саг и свидетельства хронистов. Один какой-то метод является однобоким и может негативно отразиться на результатах исследования.

Фотография 1937 года. Мужчины перетаскивают камень на острове Фарингсё. Надпись на нем гласит: «Стенфаст установил камень в память о Бьёрне, своём брате… в память о Бьёрне и Арнфасте».
Ну, а чтение самой рунической надписи на камне начинают с определения того направления, в котором резчик располагал свой текст. Так что, если сохранность надписи не очень хорошая, это может стать для исследователя довольно серьезной проблемой.
Известны три типа расположения строк в рунических надписях: когда они идут параллельно друг другу (самые древние надписи ориентированы при этом справа налево), по контуру камня или подобно греческому бустрофедону – то есть способу письма, при котором его направление чередуется в зависимости от четности строк. То есть если первая строка пишется слева направо, то вторая – справа налево. Кроме архаической Греции этот тип письма был распространен в Западном Средиземноморье и на Аравийском полуострове. Ну, а контурные надписи были характерны для камней, на которых рисунки сочетаются с надписями. В них рунами заполняется контур рисунка, обычно оформленный в виде тела гигантского змея.

Фотография 1944 года. Камень в Нёббельхольме. Содержание надписи: «Гуннкель установил этот камень в память о Гуннаре, отце, сыне Рода. Хельга положила его, своего брата, в каменный гроб в Бате, в Англии.»
То, что строки ранних (IV – VI веков) рунических надписей расположены справа налево, стало основой для гипотез о ближневосточном или даже древнеегипетском происхождении рунической письменности. Традиционное для Европы написание слева направо происходило постепенно, в результате контактов скандинавов со своими южными и западными соседями. Замечено, что ранние рунические надписи (сделанные до 800 года) обычно орнамента не имеют и часто содержат магические заклинания.
Большой проблемой чтения рунных камней стал язык, на котором на них делалась надпись. Уже к VII веку, то есть к тому времени, когда традиция установки рунических камней широко распространилась в Скандинавии, в них стали проявляться и диалектные особенности, и различия в языках разных скандинавских народов. Поэтому неудивительно, что многие рунические надписи на камнях многие специалисты читали совершенно по-разному. Во-первых, они имели дело с их некачественными изображениями и потому ошибочно принимали одни знаки за другие. А во-вторых, поскольку на камне высекать знаки совсем нелегко, их авторы часто прибегали к сокращениям, понятным в то время, но… увы, непонятным в наши дни.
На сегодня известно 6578 рунных камней, 3314 из которых являются поминальными. Больше половины находится в Швеции (3628), из которых 1468 сконцентрировано в одном ее регионе– Уппланде. В Норвегии 1649 и совсем мало в Дании – 962. Встречаются рунические камни на территории Британии, а также в Гренландии, Исландии и на Фарерских островах. Несколько таких камней есть даже в России, например, на Валааме. Но российские рунические камни исследованы недостаточно, в силу традиционно антинорманистских фобий, бытующих как в нашей отечественной историографии, как и в общественном мнении, но зато у местных мистиков и оккультистов они почитаются как «места силы».
Другой крайностью, свойственной сегодня нашим современным доморощенным рунологам-любителям, являются попытки «читать» рунические надписи на камнях при помощи лексики современного русского языка: ведь даже если предположить, что их, как, например, знаменитый камень из Рёка, и поставили славяне, их тексты ни в коем случае не могли быть написаны на языке, близком к нашему современному русскому. Хотя широкое распространение рун среди германских племен, в том числе и живших по нижнему и среднему течению Днепра, то есть готов, принадлежавших к Черняховской культуре, позволяет предположить, что гипотетическая раннеславянская письменность, известная как «четы и резы», как раз и сформировалась на основе тех рун, которые использовали готы.
Интересно, что кроме реальных рунных камней известен и целый ряд их подделок. Так, подделками, по мнению ученых, являются Хэйвнерский и Кенсингтонский камни, которые были найдены на территории США вне какого-либо археологического контекста, который хоть как-то говорил бы о скандинавском присутствии в этих местах. Объяснимо это «викингоманией», охватившей США в 1960-е годы прошлого века. Также подделкой является и находка двух камней в 1967 и 1969 годах, сделанная школьниками из Оклахомы. Все они оказались написанными на искусственной смеси рун старшего (II-VIII в.) и младшего (Х-ХII в.) футарков – то есть рунических алфавитов, а значит, не могли быть созданы людьми ни той, ни другой эпохи. Скорее всего эти школьники, не разбираясь в специфики различных алфавитов, просто срисовали их из какой-нибудь популярной книги о рунах.

Надпись на этом камне гласит:» Сандар установил камень в память об Юаре, своём родственнике. Никто не произведёт более талантливого сына. Может Тор защитит.»
Одним из самых частых поводов для установки рунных камней являлась смерть своего родственника. Вот, например, о чем говорит надпись на Гренстенском камне: «Токе поставил камень после Ревле, сына Эсге, сына Бьёрна. Да поможет Бог его душе». При этом совсем не обязательно, чтобы такие камни стояли именно на могилах. Скорее всего, такие камни ставили не столько на месте погребения данного человека, сколько в каких-то знаковых для него местах или же для всей общины в качестве вещественной «памяти»!
Надпись на Коллиндском камне свидетельствует, что их могли ставить на родине того, кто погибал в чужих землях, и были похоронены там: «Тосте поставил этот камень после Туэ, который погиб в восточном походе и его брата Асведса, кузнеца». То есть, следует считать рунные камни не памятниками усопшим, а прежде всего поминальными камнями.
Для таких поминальных камней характерна следующая манера подачи информации:
1. X поставил этот камень / вырезал эти руны после Y.
2. Описание обстоятельств смерти Y, и перечисление совершенных им подвигов.
3. Религиозное обращение к богам, например, «Тор освятил эти руны» или «Да поможет ему Бог».
Здесь надо иметь ввиду, что в скандинавском культе мертвых предполагалась, что душа умершего, если упомянуть его в надписи, может вселиться в этот камень, получать от живых жертвы, беседовать с ними и даже выполнять их просьбы. Неудивительно, что христианская церковь считала рунные камни творениями дьявола и боролась с ними как могла, вследствие чего на многих из них видны следы повреждений. С другой стороны, в народном сознании уважительное отношение к этим камням сохранялось вплоть до позднего Средневековья.

Фотография 1929 года. «Альрик, сын Сигрида, установил камень в память о своём отце Спьюте, который был на Западе и сражался в городках. Он знал пути ко всем крепостям.»
Сейчас мы не знаем, можно ли было поставить такой поминальный камень в память о любом человеке, или это должен быть «непростой человек», однако структура текста этих поминальных камней такова, что Х (человек ставивший такой камень) старался обычно указать достоинства Y (то есть того, кому его ставили). Это дает основание для предположения о том, что получали такие камни только лишь некие исключительные личности, обладающие «особой силой», способной помочь живым людям, которые обращались к этому человеку или же к этому памятному камню за помощью.
Неизвестно также, какая награда ожидала того, кто ставил этот камень, не говоря уже о том, что дело это было довольно затратным. Интересно, что в надписях на рунических памятных камнях очень часто перечисляется люди, поставившие этот камень, так что вполне возможно, что попасть в список помощников позволяло надеяться на некое благословение или получение магической помощи.

Фотография 1930 года. Надпись высечена на скале у дороги, ведущей к городу Сёдертелье. Написано: «Холмфаст очистил путь в память об Инге… своей доброй матери…. Холмфаст очистил дорогу и сделал мост в память о Гаммале, своём отце, который жил в Нэсби. Пусть Бог поможет его духу. Остен (вырезал)».
Исследователи рунных камней выделяют несколько их типов. Прежде всего, это «длинные камни», имеющие в высоту до трех и более метров, выполненные в традиции менгиров. К ним относится, например, богато орнаментированный Анундсхёгский камень, поставленный Фолквидом для своего сына Хедена. Причем в надписи этот Хеден называется братом Анунда. Поэтому историки считают, что этот Анунд есть никто иной, как шведский король Анунд, правивший в начале XI века. И пусть по историческим хроникам его отцом был Олаф Скётконунг, а Фолквид всего лишь дальним родственником, этого родства оказалось вполне достаточно для его упоминания на этом камне.
Продолжение следует…

masterok

Вы наверное помните, как мы с вами обсуждали, кто такие Викинги — факты и заблуждения. Вот вот в сагах о норвежских викингах содержатся упоминания о загадочном и волшебном «Солнечном камне», при помощи которого моряки могли определять положение солнца. В сказках о Святом Олафе – короле викингов, наряду с другими волшебными предметами упоминаются и некие загадочные кристаллы, поэтому возможность существования этих камней долго время была под сомнением.

Отважные мореходы викинги не знали магнитного компаса (который к тому же в приполярных областях бесполезен), но в то же время отлично ориентировались в море, доплывая до Гренландии и Северной Америки. В одной из древних исландских саг (конец IX — начало Х века) изложен эпизод плавания викингов при пасмурной погоде, когда ориентироваться по Солнцу не было возможности: “Погода стояла облачная и штормовая… Конунг осмотрелся и не нашел ни клочка голубого неба. Тогда он взял солнечный камень, поднял его к глазам и увидел, где Солнце шлет свой луч через камень”.

Ещё в 1967 году датский археолог Торкильд Рамскоу (Thorkild Ramskou) выдвинул объяснение данным легендам. Он предположил, что в древних текстах речь шла о прозрачных минералах, поляризующих проходящий через них свет.

Действительно, поляризационный фильтр, направленный на покрытое облаками небо, позволяет определить, где на небосводе поляризованность света максимальна и где минимальна, а отсюда понять, где находится Солнце. Сам солнечный свет не поляризован, но его поляризуют облака. Этот метод навигации был открыт только в ХХ веке и использовался в полярной авиации вплоть до появления радиокомпаса и спутниковой навигации, но, возможно, викинги знали его тысячелетие назад. Кстати, пчелы используют его в облачные дни, так как их глаза воспринимают поляризованный свет.

В 1969 и 1982 годах вышли книги Рамскоу, посвящённые солнечному камню и солнечной навигации викингов (иллюстрации с сайта nordskip.com).

Поскольку поток света от неба тоже поляризован в соответствии с моделью Релея (Rayleigh sky model), моряки могли бы глядеть вверх через камень, медленно поворачивая его в разные стороны.

Совпадение и несовпадение плоскостей поляризации у рассеянного атмосферой света и у кристалла выражалось бы в виде потемнения и просветления неба по мере разворота камня и наблюдателя. Ряд таких последовательных «замеров» помог бы с некой приличной точностью узнать — где Солнце.

Специалисты выдвинули несколько кандидатов на роль cолнечного камня — исландский шпат (прозрачный вариант кальцита), а также турмалин и иолит. Какой именно минерал использовали викинги — сказать сложно, все эти камни были им доступны.

Исландский шпат (слева) и иолит (справа, он отснят с двух сторон для демонстрации сильного плеохроизма) обладают нужными свойствами, чтобы попробовать научиться ориентироваться по скрытому Солнцу. Правда до сих пор никто не провёл убедительного опыта с самими камнями в безбрежном море, чтобы окончательно подтвердить красивую версию о хитроумной навигации у древних скандинавов (фотографии ArniEin/wikipedia.org, Gerdus Bronn).

Любопытно, что в двадцатом веке иолит попал в авиацию в качестве поляризационного фильтра в приборе, служащем для определения положения Солнца после заката.

Дело в том, что и в сумерках свечение небосвода поляризовано, и потому точное направление на скрывшееся светило можно легко узнать, обладая «поляроидным» зрением. Приём сработает, даже если Солнце уже опустилось на семь градусов ниже горизонта, то есть через десятки минут после заката. Об этом факте, кстати, прекрасно известно пчёлам, но к ним мы ещё вернёмся.

В общих чертах принцип работы компаса викингов был ясен давно, но большим вопросом была экспериментальная проверка идеи. Опытам и расчётам в этом направлении несколько последних лет посвятил исследователь Габор Хорват (Gábor Horváth) из университета Отвоса в Будапеште.

В частности, вместе с коллегами из Испании, Швеции, Германии, Финляндии и Швейцарии он изучал картины поляризации света под пасмурным небом (а также в тумане) в Тунисе, Венгрии, Финляндии и в пределах полярного круга.

Габор Хорват в Арктике в 2005 году (фото с сайта elte.hu).

«Измерения велись при помощи точных поляриметров», –информирует New Scientist. Теперь же Хорват со товарищи обобщили результаты экспериментов.

Говоря коротко: исходный (от так называемого рассеяния первого порядка) рисунок поляризации на небосводе всё ещё обнаружим даже под облаками, хотя он весьма слаб, и в него вносит «шум» сама облачность (либо туманная пелена).

В обеих ситуациях совпадение картины поляризации с идеальной (по релеевской модели) было тем лучшим, чем тоньше покров облаков или тумана и чем больше в нём разрывов, поставляющих хоть толику прямых солнечных лучей.

Арктическое небо (слева направо) в туманной дымке, чистое и облачное. Сверху вниз: цветной снимок «купола», различия в степени линейной поляризации по всему небосводу (темнее – больше), измеренный угол поляризации и теоретический угол по отношению к меридиану. Последние два ряда показывают хорошее совпадение (иллюстрация Gábor Horváth et al./ Philosophical Transactions of the Royal Society B).

Габор и его соратники смоделировали также навигацию в условиях полностью затянутого пеленой пасмурного неба. Выяснилось, что и в таком случае «отпечаток» поляризации сохраняется и, теоретически, по нему можно вычислить положение Солнца. Но степень поляризации света при этом получалась очень низкой.

На практике это означает, что вооружённые не поляриметрами, а солнечными камнями викинги едва ли могли заметить слабые колебания в яркости неба при взгляде через кристалл. Навигация под сплошной облачной пеленой, если и была возможной, оказывалась неточной, — сделали вывод учёные.

Тем не менее, расследование, предпринятое Хорватом, показало, что легенды о солнечном камне и объяснение его работы Торкильдом — вполне правдоподобны и научно обоснованы.

Учёные установили, что как при чистом небе (колонки слева), так и при облачном (справа) доля от общей площади неба, в которой поляризация совпадает с релеевской (закрашена серым) падает по мере подъёма Солнца (чёрная точка) над горизонтом (угол подъёма указан в скобках). Данная съёмка проводилась в Тунисе.

Это, кстати, означает, что «поляризационный» метод навигации более выгоден в высоких широтах, где и оттачивали своё мастерство викинги (иллюстрации Gábor Horváth et al./ Philosophical Transactions of the Royal Society B).

Кстати, о легендах. Хорват цитирует упоминание о «поляризационной навигации» в скандинавской саге: «Погода была облачная, шёл снег. Святой Олаф, король, послал кого-нибудь, чтобы осмотреться, но не было чистой точки на небе. Потом он попросил Сигурда сказать ему, где Солнце.

Сигурд взял солнечный камень, посмотрел на небо и увидел, откуда пришёл свет. Так он выяснил положение невидимого Солнца. Оказалось, что Сигурд был прав».

В наше время учёные описывают принцип навигации по поляризованному свету куда точнее древних сказителей. Сначала двоякопреломляющий кристалл (тот самый солнечный камень) нужно было «откалибровать». Рассматривая через него небо в ясную погоду, причём в стороне от светила, викинг должен был поворачивать камень, добиваясь наибольшей яркости. Тогда направление на Солнце следовало нацарапать на камне.

В следующий раз, стоило появиться хоть небольшому просвету в облаках, мореплаватель мог нацелить на него камень и повернуть до максимальной яркости неба. Линия на камне указала бы на Солнце. Об определении координат дневной звезды без всякого просвета мы уже говорили.

Археологи время от времени находят затонувшие корабли викингов, современные энтузиасты строят их копии (на видео внизу показана одна из таких реплик – судноGaia), но до сих пор не все тайны умелых мореплавателей прошлого раскрыты (иллюстрации с сайтов marineinsight.com, waterwaysnews.com, reefsafari.com.fj)

Ну а направление на географический север по положению Солнца узнать было проще. Для этого у викингов имелись особым образом размеченные солнечные часы, на которых резьбой были показаны крайние траектории тени от гномона (от рассвета до заката в равноденствие и летнее солнцестояние).

Если на небе присутствовало Солнце, часы можно было расположить определённым образом (чтобы тень попадала на нужную полосу), и определить стороны света по отметкам на диске.

Этот кусочек солнечных часов (a) археологи нашли в Гренландии (серым цветом на схеме (b) отмечена пропавшая часть); с – принцип определения положения тени, d – картина поляризации неба (стрелки).

Точность данных часов-компаса была велика, но, с поправкой: совершенно правильно они показывали север только с мая по август (как раз в парусный сезон у викингов) и только на широте 61 градус – как раз там, где проходил самый частый маршрут викингов через Атлантику – между Скандинавией и Гренландией (иллюстрации Gábor Horváth et al./ Philosophical Transactions of the Royal Society B).

А если на небе облачно – не беда. Авторы нового исследования предполагают, что, установив позицию Солнца по солнечному камню, навигаторы викингов могли заменить светило факелом и по тени на часах сориентироваться в пространстве.

Противники теории о «поляриметрической навигации» нередко говорят, что даже в пасмурную и туманную погоду, как правило, положение Солнца можно прикинуть и на глаз — по общей картине освещения, лучам, пробивающимся сквозь неравномерности в пелене, отсветам на облаках. И оттого, якобы, у викингов не было необходимости изобретать сложный метод с солнечным камнем.

Габор решил проверить и это предположение. Он отснял в нескольких точках мира множество полных панорам дневного неба с облачностью разной степени тяжести, а также вечернего неба в сумерках (близ морского горизонта). Затем эти снимки показали группе добровольцев — на мониторе в тёмной комнате. Мышкой их просили указать расположение Солнца.

Один из кадров, использованных в тесте на навигацию «на глазок». Попытки испытуемых показаны небольшими белыми точками, большой чёрной точкой с белым кантом отмечено «среднее» положение светила по мнению наблюдателей (иллюстрация Gábor Horváth et al./ Philosophical Transactions of the Royal Society B).

Сравнив выбор испытуемых с фактическим нахождением светила, учёные нашли, что по мере роста плотности облаков среднее расхождение между кажущимся и истинным положением Солнца заметно растёт, так что викингам вполне могла понадобиться дополнительная технология ориентации по сторонам света.

И к этому аргументу стоит добавить ещё один. Целый ряд насекомых чувствителен к линейной поляризации света и использует это преимущество для навигации (а иные ракообразные даже распознают свет с круговой поляризацией). Вряд ли эволюция изобрела бы такой механизм, если бы положение Солнца на небе всегда можно было бы увидеть обычным зрением.

Биологам известно, что пчёлы при содействии поляризованного света ориентируются в пространстве — они глядят на просветы в облаках. Об этом примере, кстати, вспоминает и Хорват, когда говорит о предпосылках к необычной навигации у викингов.

Есть даже вид пчёл (Magalopta genalis из семейства галиктид), представители которого и вовсе вылетают на работу за час до восхода (и успевают возвратиться домой до него) и потом уже — после заката. Эти пчёлы ориентируются в сумеречном свете по поляризационной картине на небосводе. Её создаёт Солнце, только собирающееся взойти или недавно закатившееся.

Мандиам Шринивашан (Mandyam Srinivasan) из университета Квинсленда и его коллеги из других университетов Австралии, а также Швеции и Швейцарии, провели эксперимент, который Шринивашан называет «окончательным доказательством» того, что теория о навигации пчёл по поляризованному свету верна.

Учёные построили простой лабиринт из пары перекрещивающихся коридоров. Так получился один вход и три возможных выхода. Коридоры освещались поляризованным светом, который нисходил с потолка, имитирующего небо. Свет мог быть поляризован вдоль оси коридора или перпендикулярно к ней.

Схема опыта Шринивашана (на врезке). Положение кормушки в серии экспериментов меняли, так что верным мог быть и прямой, и правый, и левый путь (иллюстрации P. Kraft, M. V. Srinivasan et al./ Philosophical Transactions of the Royal Society B, qbi.uq.edu.au).

Биологи обучили 40 пчёл, влетая в лабиринт определять поляризацию во входном коридоре и на перекрёстке выбирать коридор с аналогичной поляризацией (два других пути при этом подсвечивались светом иной «направленности»). В конце верного путешествия насекомых ждал сахар.

После того, как подопечные исследователей прочно связали подкормку с правильной поляризацией освещения, экспериментаторы удалили сахар. 74 процента пчёл продолжили сворачивать туда, где раньше лежало угощение.

Потом учёные переключили поляризационные фильтры, сначала на прямой выход вместо верного правого, а потом на левый. Большая часть пчёл (56% и 51%) последовала новым световым указателям. Оставшиеся — распределились между двумя неверными коридорами.

Опыт был обставлен так, чтобы полосатые испытуемые не могли использовать для ориентации в пространстве иные приметы — пахучие метки или простые световые блики. Да и самый простой способ достичь цели (следовать правилу «лететь до перекрёстка, затем повернуть направо»), далеко не обязательно срабатывал. Получилось, что именно поляризация лучей говорила насекомым — куда лететь за едой.

Опыт с пчёлами, конечно, ничего нам не скажет о секрете древних мореплавателей. Но зато он напоминает, что нередко для решения похожих задач и люди и животные выбирают сходную тактику. Результаты двух новых исследований опубликованы в одном номере Philosophical Transactions of the Royal Society B: «детективы» с викингами и с пчёлами удачно совпали во времени.

Недавно гипотезу датского археолога подтвердили ученые из лаборатории биологической оптики Будапештского университета. Они совершили экспедицию в Арктику и показали, что даже примитивный поляризатор действительно позволяет в туман и при сплошной облачности указать направление на Солнце. Метод действует и в то время, когда светило находится на несколько градусов ниже горизонта, но оттуда освещает небесный свод.

Каким камнем могли пользоваться викинги в своих плаваниях? В Норвегии имеются залежи минерала кордиерита, кристалл которого, сколотый по определенной плоскости, способен служить поляризационным фильтром. Направленный на Солнце, скрытое облаками, он при повороте окрашивает небо в желтоватый цвет, тогда как вдали от светила кристалл на просвет голубоват. Кроме того, в Исландии викинги могли добывать исландский шпат, известный своими поляризующими свойствами и применяющийся в оптических приборах до сих пор. Встречается в этих краях и турмалин, также обладающий подобными свойствами.

Какой из этих минералов древние мореходы называли “солнечным камнем”, оставался загадкой, пока ученые не установили, что кристалл, найденный несколько лет назад на месте кораблекрушения у острова Олдерни, действительно мог использоваться для навигации и по всей вероятности представляет собой знаменитый «солнечный камень» викингов. Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society A, а ее краткое содержание приводит ScienceNow.

Кристалл был найден дайверами в трюме английского корабля, затонувшего в 1592 году у побережья острова. В том же помещении корабля были найдены навигационные приборы.

Химический и физический анализ кристалла позволил установить, что он представляет собой разновидность кальцита (CaCO3), которая называется исландским шпатом. Несмотря на то, что потрескавшаяся и непрозрачная находка была сильно не похожа на минерал в своем обычном виде, ученые показали, что все эти дефекты были вызваны действием морской воды и песка. Для этого авторы провели искусственное моделирование старения шпата в воде с последующим лабораторным анализом.

Исландский шпат известен своим свойством двойного лучепреломления. Свет расщепляется в кристалле на два луча, имеющих разную поляризацию. Вращая кристалл, можно установить направление поляризации света, что позволяет определить направление на Солнце, даже если оно скрыто облаками или находится за горизонтом. Это может быть необходимо морякам как дополнительное средство навигации в местах, где наблюдаются магнитные аномалии. Авторы работы установили, что кристалл из Олдерни позволяет установить направление на Солнце с ошибкой, не превышающей одного градуса.

По словам ученых, собранные данные позволяют говорить о том, что кристалл из Олдерни является тем самым «солнечным камнем», который, согласно легендам, использовали для навигации викинги. Эта находка является пока единственным свидетельством того, что подобные кристаллы использовались гораздо позже — вплоть до начала XVII века.

Экспериментаторы объяснили теоретически и продемонстрировали на опыте, как древние мореплаватели использовали определённый минерал для навигации в пасмурную погоду.

Группа исследователей из Франции, США и Канады провела серию опытов, из которых следует, что легендарный cолнечный камень (sunstone) викингов представлял собой исландский шпат — поляризующий свет кристалл с двойным лучепреломлением.

Сама по себе мысль эта не нова, но исследователи постарались подвести под данное предположение максимально полную научную базу.

Из древних источников известно, что скандинавы могли определять своё положение в море даже в те моменты, когда небо затягивалось облаками и на глаз сложно было выявить положение солнца. Магнитный компас мореходам той эпохи был неизвестен. Наконец, на звёзды в летние месяцы да в высоких широтах (недалеко от полярного круга) рассчитывать, по понятным причинам, викингам было трудно.

В начале 2011 года другая группа специалистов провела обширные теоретические и практические исследования, показав, что целая серия минералов благодаря своим поляризующим свойствам могла сыграть роль cолнечного камня, выручавшего викингов во время путешествий в Америку.

Для определения сторон света, которое работало даже при солнце, находящемся у горизонта или даже чуть ниже него, викингам был необходим солнечный камень с заранее нанесёнными метками на верхней и нижней гранях кристалла, которые нужно было располагать определённым образом (иллюстрации с сайтов dmeijers.home.xs4all.nl, nasa.gov).

Наблюдая небо через такой минерал, вращая его, мореходы отслеживали колебания яркости лучей. Эти колебания вызваны тем фактом, что солнечный свет, даже профильтрованный туманом и облаками, сохраняет на небосводе специфическую картину поляризации, на которую реагирует кристалл-поляроид.

Теперь же, как сообщает BBC News, экспериментаторы нашли, что исландский шпат не просто замечательно подходит на роль солнечного камня, но и позволяет ориентироваться в пространстве с высокой точностью.

Учёные выяснили, что выравнивая интенсивность так называемых обыкновенного и необыкновенного пучков, прошедших сквозь кристалл, можно узнать направление на солнце с погрешностью в несколько градусов.

Косвенным признаком своей правоты авторы исследования называют пример если не из истории викингов, то во всяком случае из довольно давнего прошлого. На борту елизаветинского судна, затонувшего у острова Олдерни (Alderney Elizabethan Wreck) в конце XVI века, археологи нашли кусочек исландского шпата. Может быть, он тоже служил для целей навигации.

(Детали новой работы раскрывает статья в Proceedings of the Royal Society A.)

источники

Большинство из сохранившихся рунических камней Швеции датируются концом эпохи викингов, или 11-м веком нашей эры.

Рунные камни в первую очередь служили памятниками умершим родственникам, друзьям или близким. Но их использовали не в качестве надгробий, а расставляли вдоль дорог и троп, на виду у прохожих.

На большинстве камней нанесены надписи с помощью рунического алфавита «младший футарк» из 16 символов. Знаки вписывались в изгибающиеся полосы, которые иногда заканчивались головами драконов или других существ. В тексте указывали имя человека, которому посвящался камень, а также имена тех, кто устанавливал камень и кто вырезал надпись.

В некоторых древних надписях, высеченных на камнях, встречаются и более загадочные фигуры, линии и символы.

В Швеции насчитывают около 2500 рунных камней. На этих фотографиях, сделанных с 1899 по 1947 года, запечатлены раскопки, мероприятия по восстановлению и установке монолитов, хранящих следы былых культур.

1930 год. Девочка с плюшевым мишкой возле рунического камня в коммуне Ботчюрка. Надпись гласит: «Сиббе и Тчарве поставили камень в память о Торкеле, своём отце».

1917 год. Рунический камень на острове Адельсё. Надпись гласит: «Пусть этот камень стоит в памяти про Опир….».

1912 год. Дети помогают археологам, исследующим поселение каменного века в Мьёльби.

1922 год. Мужчина ищет артефакты в поселении каменного века в Калбекене, Бигдсильюм.

1915 год. Посетители археологических раскопок на могильнике времён железного века на высоких холмах Римфорша.

1930 год. Мужчины поднимают камень в Берге, Сорунда. Надпись гласит: «Свартинг и Коре и Гудмунд и Скоре и Кнут установили этот камень в память об Оригге, их отце, павшем в свите Гудве».

1937 год. Мужчины перетаскивают камень на острове Фарингсё. Надпись гласит: «Стенфаст установил камень в память о Бьёрне, своём брате… в память о Бьёрне и Арнфасте».

1929 год. Элиас Вессен и Харальд Фэйт-Елл наносят краску на руны, высеченные на камне, где написано: «Альрик, сын Сигрида, установил камень в память о своём отце Спьюте, который был на Западе и сражался в городках. Он знал пути ко всем крепостям».

1936 год. Рунический камень рядом с домом в Херрестаде. Надпись гласит: «Гудмунд сделал этот памятник в память о Ормаре, своём сыне».

1924 год. Мальчики на скале с надписями, датированными бронзовым веком (ок. 1800-500 гг. до н. э.).

1899 год. Упавший камень в Korpbron, Juresta. Надпись гласит: «Сандар установил камень в память об Юаре, своём родственнике. Никто не произведёт более талантливого сына. Может Тор защитит».

1934 год. Девочки позируют рядом со скалой возле фермы в Уппланде. Надпись гласит: «Кале на этой скале-плите высек в память о своём брате Рэрве и Мунде, в память о своём родственнике по жене».

1923 год. Гуннел Хамнер, дочь фотографа Дж.У. Хамнера, позирует с рунными камнями возле церкви на острове Готланд. На одном камне высечено: «Ботмунд и Ботраив, и Гуннват, они установили камень… И он встретил свой конец в Улвшале…». На другом камне: «Ботмунд и Ботраив, и Гуннват установили этот камень… своему отцу. Пусть Бог и Матерь Божья помогут его душе лучше, чем мы можем в молитвах…».

1934 год. Рунический камень на ферме в Тёрнби, Уппланд. Надпись гласит: «Офег и Зигмар и Фрёбёрн установили камень в память о Йёрунде, своём отце, муже Гунны. Эрнфаст вырезал эти руны».

1944 год. Камень «Nävelsjö» в Нёббельхольме. Надпись гласит: «Гуннкель установил этот камень в память о Гуннаре, отце, сыне Рода. Хельга положила его, своего брата, в каменный гроб в Бате, в Англии».

1925 год. Мужчина стоит возле рунического камня в Оденсале. Надпись гласит: «Ульв и Харбьёрн, и Насбьёрн, и Хаминг установили камень в память о Бьоргульве, их отце».

1931 год. Наскальное изображение, датированное бронзовым веком (ок. 1800-500 гг до н. э.) на гранитной скале в провинции Дальсланд.

1937 год. Камни при усадьбе на острове Готланд.

1936 год. Мужчина работает над восстановлением треснувшего камня в Сёдра Винг. Надпись: «Толе и Торни сделали эти памятники в память о Торе и Клакке, своих сыновьях».

1934 год. Это валун в Соллентуне. Надпись гласит: «Хэмминг и Ярлабанке расчищали пути и мосты, установили камень в память о своём отце; и Эстрид в память о своих сыновьях Ингефасте и Ингваре. Пусть Бог поможет их душам».

1930 год. Высечено вдоль дороги к городу Сёдертелье. Надпись: «Холмфаст очистил путь в память об Инге… своей доброй матери…. Холмфаст очистил дорогу и сделал мост в память о Гаммале, своём отце, который жил в Нэсби. Пусть Бог поможет его духу. Остен (вырезал)».

1918 год. Студент с руническим камнем в Анундсхоге. Надпись гласит: «Фолквид установил все эти камни в память о своём сыне Хедене, брате Анунда. Вред вырезал руны».

1928 год. Харальд Фейт-Элл и Элиас Вессен прорисовывают руны на камнях Сигурда (резьба Рамсунн). В резьбе времён викингов изображён древнескандинавский герой Сигурд, персонаж саги, который убил дракона Фафнира. Надпись гласит: «Сигрид, мать Алрикра, дочь Орма, сделала этот мост для душа Холмгера, отца Сигрёда, своего мужа».

1940 год. Камень с рунической надписью в Гранби, Оркеста. Написано: «Хаминг и Хэльве, и Йохан вырезали камень в память о своём отце Финнвиде и Варгасе, и Рагнфриде и их матери, и в память о Ингегарде, и в память о Калве и Гардаре и… Лишь он владеет всем изначально. Это были их родственники. Пусть Бог поможет их душам. Висате вырезал эти руны».

1926 год. Девочка с руническим камнем в Лейсте. Надпись гласит: «Вигдьярв и Йорунд и Сигбёрн установили камень в память о Свартунге, своём отце».

Ок. 1899 г. Руническая надпись на камне в Броби, Рунтуна. Надпись гласит: «Отригг, Агмунд, Сигрев вырезали камень в память о Бове, своём могучем отце».

1933 год. Фотография камня с высеченной картиной. Он датируется 8-ым веком нашей эры; находится на острове Готланд.

1923 год. Лингвист и специалист по рунам Отто фон Фризен стоит между средневековыми воротами на острове Готланд. На левом столбе написано: «Олав из Судеша сделал нас».

1945 год. Рунический камень в Эстергётланде. На камне, возможно, изображён фрагмент из мифа про Рагнарёк, когда чудовищный волк Фенрир побеждает Одина. Надпись с трёх сторон гласит: «Бисе установил этот камень в память о Торгёте… своём отце, и Гунна, вдвоём установили камень. Чертополох, омела, гроб».

1931 год. Девочка стоит на плоском камне с рунической надписью в Скиллинге. Надпись гласит: «Атфар и Торгилс вырезали руны в память о Хорсе, их отце, и в память о Видфаре, их брате».

1944 год. Камни с резьбой каменного и бронзового веков на реке Онгерманэльвен.

Источник фотографий: Шведский национальный совет по сохранению наследия.

В этом гайде по Vikings мы разберемся как следует бить захватчиков. На кого надо охотиться в первую очередь и что следует прокачивать, чтобы атаки Героя были эффективны.

Навыки Героя. Править

Для начала остановимся на распределении Навыков Героя, которые Против Захватчиков. Показатели во вкладке навыков Героя Захватчики напрямую влияют на эффективность.

Какие навыки обязательно следует прокачивать: Править

  1. Ослабление Захватчиков — чем слабее Захватчик, тем легче ему нанести урон, так как его защита снижена (максимум 30%);
  2. Расход энергии — чем ниже расход энергии Героя, тем меньше затрат будет на атаки, соответственно, чтобы набить сет потребуется меньше предметов Энергия Героя (банок с зеленкой).;
  3. Увеличение урона героя — чем выше этот показатель,чем больше будет урон, и, соответственно, эффективнее атаки против Захватчика;
  4. Серийная атака (максимально серию можно «разогнать» до 600%) — про нее не следует забывать, ведь каждая последующая атака одного Захватчика в течении часа будет добавлять +15% к урону. Не стоит забывать, что если игрок будет атаковать другого захватчика, то серия сбрасывается.

Какие навыки прокачивать не обязательно: Править

  1. Восстановление энергии Героя;
  2. Увеличение энергии Героя

Так как навыки Восстановление энергии Героя и Увеличения энергии Героя даже при максимальной прокачке не даст возможность эффективно атаковать серийной атакой захватчиков 5 и 6 уровня, игроку в любом случае потребуется использовать предметы Энергия Героя.

Вещи Героя. Править

Следует скрафтить Вещи, которые дают возможность получать больше опыта Герою, так как атаки на Захватчиков дают действительно большое количество опыта:

Бусты. Править

А теперь поговорим о показателях, которые напрямую не влияют на эффективность атак против Захватчиков, но они способствуют более быстрому получению результата. Когда вы будете атаковать Захватчиков, вы столкнетесь с тем, что этот процесс не такой быстрый, каким может показаться на первый взгляд.

Лучше всего использовать для наибольшей эффективности следующие бусты: Править

  • Скин Города Стан Зверя — в данном случае увеличивает скорость похода на 20%;
  • Ускорение Походов — 200% на 15 минут;
  • Урон Героя — атака Героя против Захватчиков увеличена на 20% на 1 час;
  • Ускорение подготовки — увеличивает получаемый Опыт Героя на 25% в течении 24 часа

Лучший сет Захватчиков для новичков. Править

Если Вы хотите прокачивать себя как мощного атакера, то конечно, лучше крафтить Вещи в Оружейной Гильдии, которая расположена в Цитадели Клана. На данный момент именно в Оружейной Гильдии находятся наиболее эффективные военные вещи, которые проще назвать спецшмот.

Следует оставить спецшмот на потом, потому что на него требуются как Материалы Захватчиков, так и уже созданные Вещи Захватчиков. Вещи в Оружейной Гильдии усиливают войска максимально, но только на один вид юнитов и требуют большое количество серебра.

В интернете неоднократно встречал информацию, что лучшие захватчики для новичков — это Рысь и Сарацин. В чем их преимущество? Они являются универсальными захватчиками, с точки зрения выбора типа войск.

Вещи Сарацина дают бонусы на все войска в атаке, а Вещи Рыси дают бонусы на все войска в обороне. Эти бонусы распространяются на все войска, независимо от их типа. Для начинающих атакеров это самый лучший вариант, потому что можно атаковать (Сарацин) или обороняться (Рысь) используя разные виды войск.

Где брать Энергию Героя? Править

В игре можно получать Энергию Героя несколькими способами:

  • Покупка за внутриигровую валюту Золото;
  • Получение в качестве награды за соревнования;
  • Покупка за донат.

Сейчас в игре Золото можно получить в большом количестве за участие в Соревнованиях, но при регулярных атаках на Захватчика покупка за Золото требует больших затрат Энергии Героя. Восполнить эти траты за счет наград в соревнованиях вряд ли получится. Энергии будет недостаточно для легендарного сета Захватчика.

Лучше Энергию Героя приобретать только в банковских предложениях. Скидки на хорошие Банковские предложения тоже появляются нормальной с периодичностью.

Источники Править

Если Вы захотите ознакомиться с данной темой более подробно, то можете посмотреть отличные гайды и . Большое спасибо авторам данных видео за хорошие материалы!