2 Рим

Почему Москву называют третьим Римом?

В 455 году пала великая Римская империя, а в 1453 году не стало её наследницы — Византии. Православная церковь была вынуждена искать новый «дом». Нашла она его на Руси. С этого момента именно Русь становится оплотом веры для православных христиан.

Москва, как и вся Русь, была названа третьим Римом не просто из-за размеров и внушительной боевой мощи. Это выражение имеет философский, духовный и исторический подтекст. Москва — не просто третий Рим, а последний.

Откуда берёт свои корни знаменитое выражение «Москва — третий Рим» и кто придумал это сравнение? Фактрум расставил по местам основные факты об известном крылатом выражении.

Герб Священной Римской империи

Для того, чтобы понять, почему Москва — это третий Рим, необходимо вспомнить первые два. Римская империя, подарившая миру классическое право, архитектуру и искусство войны, была грозным противником вплоть до V века. Рим считался оплотом культуры и образования. В 313 году официальной религией римлян становится христианство, что положило конец религиозным распрям. Через сто лет Римская империя потерпела поражение. В 455 году, после длительной осады Рим был разграблен и разрушен.

В V веке на мировой арене появилась новая великая империя — Византийская. Именно она «приютила» православное христианство. Византия не просто перенимает духовные ценности Рима. Новая империя наследует также и историю, и достижения науки, и культуру. Константинополь стал мировым центром православного христианства, византийские патриархи считались наиболее почитаемыми. Второй Рим просуществовал тысячу лет, а в 1453 году Византия пала под натиском турецко-османских войск.

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Суть теории «Москва — третий Рим»

Герб Российской империи

«Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать», — так в письме русскому князю выразился Филофей Псковский. Преемственность была подкреплена царскими брачными узами между князем Иваном III и византийской принцессой Софьей Палеолог. Таким образом Палеологи и Рюриковичи в 1472 году официально объединяют свои династии. Русь на весь мир заявляет о своём желании следовать за Римской и Византийской империями.

«Москва — третий Рим» — не просто красивое выражение. В XV веке эта фраза отражала главную политическую линию страны. Русь считалась непобедимой. Правящая элита верила, что стране уготована великая и светлая судьба. Святая Русь (как её называли православные) была призвана защищать православное христианство от вражеских нападок.

Как известно, Иван Грозный укрепил статус Руси как непобедимой державы, хранимой Богом. Православная Церковь перестаёт быть просто церковью, она возведена в ранг патриаршества, то есть практически поставлена на один уровень с Византией. На Руси стараются придерживаться её традиций. Так, в 1515 году в Москве под руководством итальянских архитекторов заканчивается модернизация Кремля — на византийский манер.

Третий Рим и православие

Общенациональная идея о том, что Россия — третий Рим, сплотила народ духовно. На политическом уровне это убеждение активно продвигалось именно из-за своей объединяющей силы. Правящей элите было выгодно поддерживать позицию, которая фактически укрепляла самодержавие (власть царя едина с властью Бога).

В XX веке идею начали активно переосмысливать. Некоторые историки намекали, что концепция имеет тоталитаристский подтекст и пропагандируется исключительно для политических нужд. Фраза «Москва — третий Рим» активно использовалась Западом во время холодной войны. С помощью этой идеи европейские страны как бы подчёркивали культурные и духовные различия между Россией и Западом. Следует отметить, что за пять веков меткое выражение Филофея своей актуальности не потеряло, и Россия до сих пор остаётся надёжным оплотом христианской веры.

Читайте также: 10 малоизвестных фактов о Древнем Риме, которые могут шокировать

Ещё: 10 малоизвестных фактов о Древнем Риме, которые могут шокировать

Конец Второго Рима

29 мая 1453 года под натиском османских войск пал Константинополь – столица и последний оплот Византийской империи. Под ударами османских войск султана Мехмеда II закончилась многовековая история «второго Рима». Византия, Восточная Римская империя, которая много веков назад унаследовала огромные территории в Восточном Средиземноморье, на Балканах и в Северной Африке, прекратила свое существование. Впрочем, к моменту штурма Константинополя в 1453 году Византия оставалась империей лишь номинально. Кроме одного крупного города Константинополя и нескольких окрестных территорий византийский император Константин XI Драгаш не контролировал больше ничего. Ко времени описываемых событий Византия была практически со всех сторон окружена турецкими владениями.


Для турок Константинополь представлял собой «лакомый кусок», который рано или поздно стоило бы захватить. Османские султаны видели в существовании христианского анклава на территории Малой Азии большую опасность для своей власти, поскольку Константинополь в случае определенных политических изменений мог превратиться в плацдарм для европейско-христианской экспансии. Еще в 1396 году, за 57 лет до осады Константинополя войсками султана Мехмеда II, византийскую столицу осаждал султан Баязид I. Но тогда Византию спасла война между османами и среднеазиатским эмиром Тимуром. Войска султана Баязида I были отвлечены нападением войск Тимура, а после того, как в 1402 году османская армия потерпела сокрушительное поражение в битве при Ангоре (Анкаре), сил для захвата византийской столицы у нее уже не оставалось.
Мехмед II Фатих («Завоеватель») родился в 1432 году и был четвертым сыном султана Мурада II и его наложницы Хюмы Хатун. К моменту штурма Константинополя ему был всего 21 год. Тем не менее, в 1451 году, после смерти Мурада II, Мехмед II взошел на султанский престол. Несмотря на свою молодость, он уже имел определенный опыт политической деятельности и одной из главных своих целей считал взятие Константинополя. Однако, до определенного времени османский султан опасался, что за византийскую столицу заступятся государства Восточной и Южной Европы – Венгрия, Венеция, Генуя. Слабым местом османской армии к этому времени была артиллерия. Поэтому султан Мехмед II основное внимание уделял усилению артиллерийских подразделений своей армии, прекрасно понимая, что к моменту штурма византийской столицы его воинство должно обладать соответствующим количеством артиллерийских орудий. В противном случае штурм крепости мог оказаться безрезультативным.
В 1452 году османы завершили строительство крепости Румелихисар или Богаз-кесен, орудия которой могли обстреливать византийские корабли, следовавшие через пролив Босфор в Черное море. Вскоре османы начали досматривать византийские суда, следовавшие через Босфор. Если капитаны кораблей пытались уклониться от таможенного досмотра, османская артиллерия их безжалостно уничтожала. Так, был уничтожен артиллерийским огнем большой корабль, принадлежавший Венеции, а его экипаж османы казнили за непослушание султанским приказам. Попытки Византии противостоять таким действиям османов не завершились успехом. Византийских послов османы обезглавили, что фактически означало объявление войны Византийской империи. Незадолго до нападения на сам Константинополь, войска Мехмеда II вторглись в пределы «материковой» Греции, где отрезали находившиеся на Пелопоннесе византийские войска. Зимой 1452-1453 гг. османы начали готовиться к самому штурму османской столицы, захватив все византийские города на фракийском побережье. Март 1453 года отметился взятием сразу нескольких укрепленных пунктов византийцев, а в апреле 1453 года, подойдя к стенам Константинополя, османские войска начали приготовления к штурму.
Необходимо обратить внимание на соотношение сил сторон. Османские войска к моменту начала штурма Константинополя состояли из регулярной армии, башибузуков и вспомогательных войск. В распоряжении султана находился и достаточно внушительный флот, включавший 6 трирем, 10 бирем, 20 гребных галер, 75 фуст (небольшие корабли) и 20 парандарий (грузовые баржи, использовавшиеся османами для нужд тылового обеспечения флота и сухопутных войск). Общее командование флотом осуществлял Сулейман Балтоглу – славянин, принявший ислам и получивший пост правителя Галлиполи.
Византийская империя ко времени описываемых событий серьезно уступала османам в военной мощи. Единственной надеждой византийцев были древние крепостные стены Константинополя. Главным преимуществом Константинополя было его географическое положение. Город находился на полуострове, образованным Мраморным морем и заливом Золотой Рог, причем береговую линию защищали городские стены и башни. Сильное течение не позволяло противнику высаживать десант под стенами византийской столицы, поэтому основное внимание византийские стратеги уделили Золотому Рогу, в районе которого была протянута специальная цепь, препятствовавшая входу турецкого флота.
Главной проблемой защитников Константинополя была малая численность войск, которые могли участвовать в обороне византийской столицы. В распоряжении императора Константина находилось всего около 7 тысяч византийских солдат. Кроме того, в Константинополе находились и подразделения союзников, также весьма немногочисленные. Из Генуи прибыло около 700 человек под командованием Джованни Джустиниани Лонго. Примерно 600 человек прибыло в Константинополь во главе с Шехзаде Орханом Челеби – внуком османского султана Сулеймана Челеби и претендентом на османский трон, который добровольно явился на помощь защитникам Константинополя, желая сразиться с войсками своего конкурента.

В распоряжении византийского императора находилось 26 кораблей, в том числе 10 кораблей византийского флота, 5 венецианских кораблей, 5 генуэзских кораблей, 3 корабля с острова Крит, 1 корабль из города Анконы, 1 корабль из Каталонии и 1 корабль из Прованса. Общее командование всеми силами защитников Константинополя осуществлял сам император Константин XI Палеолог, которому к моменту штурма византийской столицы было уже 48 лет. Хотя Константин был наполовину сербом, сыном Мануила II и Елены Драгаш, дочери сербского князя Константина Драгаша, к моменту штурма Константинополя Сербия уже находилась в вассальной зависимости от османов, поэтому сербская конница участвовала в штурме византийской столицы на стороне султана. Именно Константин Драгаш возглавил основные силы византийцев, которые были сосредоточены на Месотихионе – в самом уязвимом месте византийской столицы. Вскоре к войскам императора присоединился отряд Джустиниани Лонго, а правый фланг обороны заняли генуэзцы под командованием братьев Боккиарди. На защиту Константинополя встали отряды венецианской общины под командованием Минотто, генуэзской общины под командованием Каттанео, греческий отряд Феофила Палеолога, еще один венецианский отряд Контарини и греческий отряд под командованием Дмитрия Кантакузина. На защите крепостных стен, смотревших на Мраморное море, находился отряд под командованием венецианского офицера Джакобо Контарини и греческие монахи, которые для защиты христианской столицы тоже были вынуждены взять в руки оружие. Также в защите города участвовали отряды каталонского офицера Пере Хулиа, кардинала Исидора, моряки Габриеле Тревизано. Общее командование флотом осуществлял Альвизо Диедо, а резервной флотилией в 10 кораблей, сосредоточенных у Золотого Рога, командовал Солиго.

Осада Константинополя началась 6 апреля. В районе к северу от Золотого Рога сосредоточились османские войска под командованием Заганос-паши – османского визиря, человека неясного происхождения, который родился или в греческой, или в албанской семье. Главной задачей, которую поставил Мехмед перед Заганос-пашой, была нейтрализация кораблей византийского флота с тем, чтобы они не могли оказать поддержки защитникам Константинополя. Кроме того, войска Заганос-паши должны были препятствовать генуэзцам, находившимся в квартале Пера, чтобы они не могли выступить на помощь византийцам.
Южнее армии Заганос-паши сосредоточились отряды, которыми командовал Караджа-паша. В распоряжении этого османского военачальника находилась сильная артиллерия, которая должна была обстреливать кварталы византийской столицы. Далее расположилась янычарская гвардия султана Мехмеда, затем – отряды Исхак-паши, прибывшие из восточных земель Анатолии. Особую роль в штурме Константинополя предстояло сыграть башибузукам – отрядам, набранным из «солдат удачи», готовых сражаться за свою долю добычи. Наконец, на Босфоре остановился османский флот, который должен был атаковать Золотой Рог и блокировать Константинополь, не допуская возможного прибытия войск союзников – генуэзцев и венецианцев.
Незадолго до начала штурма султан Мехмед II отправил делегатов с предложением о сдаче города. Жителям Константинополя властитель османов предлагал в случае сдачи города сохранить жизнь и имущество. Однако, Константин Драгаш отказался сдавать город, при этом выражая готовность платить османам любую дань и уступить любые территории, кроме «второго Рима». Мехмед II не был удовлетворен таким ответом византийского императора и приказал османским войскам начать подготовку к штурму города. В отличие от защитников Константинополя, османское войско было куда более боеспособным, а главное – мотивированным на победу. Выше был и боевой дух османских воинов, которые готовились взять штурмом византийскую столицу.
6 апреля 1453 года османские войска полностью блокировали Константинополь, а 9 апреля турецкий флот предпринял попытку прорыва оборонительной цепи на Золотом Роге, но потерпел поражение и был вынужден отойти. 11 апреля началась османская бомбардировка Константинополя, которая длилась около 6 недель. Очередная попытка османов прорвать 12 апреля оборону Золотого Рога опять окончилась неудачей. 20 апреля к Константинополю подошли три галеры, которые были наняты папой римским. Турецким кораблям, вступившим в морское сражение с папскими, генуэзскими и венецианскими кораблями, не удалось добиться успеха. Однако, 22 апреля османы предприняли беспрецедентную операцию – они смогли протащить по суше военные корабли, в результате чего в заливе оказалось 70 турецких кораблей. Кроме того, османам удалось создать понтонный мост из винных бочек, по которому началась переправа войск. 7 мая османские войска предприняли попытку ночного нападения на город, но атака турок была отбита.
21 мая султан Мехмед II вновь выдвинул предложение о сдаче Константинополя, однако император Константин соглашался на любые размеры дани, только не на сдачу «второго Рима». Примерно в это же время соратники стали советовать императору Константину тайно выбраться за пределы столицы и возглавить византийские войска в каком-либо другом месте, но монарх отказался, полагая, что с его исчезновением из города столица Второй Римской империи падет. 26 и 27 мая османы вновь подвергли Константинополь сильнейшей бомбардировке, а в ночь с 28 на 29 мая османские войска двинулись на штурм византийской столицы. В первых рядах осаждающих были башибузуки – настоящий «сброд» из представителей самых разных наций, который рассчитывал поживиться богатой добычей после взятия города. Среди «головорезов» были турки и славяне, греки и венгры, немцы и итальянцы. Примерно такой же национальный состав имели и защитники «Второго Рима».

В результате мощного натиска османским войскам все же удалось прорвать оборону великого города. Император Константин Драгаш пал смертью храбрых, сражаясь вместе с рядовыми защитниками Константинополя. Его тело осталось на улице среди прочих трупов убиенных византийских солдат. Как пишут историки, последними словами императора стали слова «Город пал, а я еще жив». Как бы там ни было, но османам удалось открыть городские ворота, после чего в Константинополь хлынули тысячи осаждавших его османских воинов. Сопротивляться туркам продолжали венецианские и генуэзские отряды, рассредоточенные в разных концах города, однако силы были слишком неравными. Большая часть защитников Константинополя героически погибла во время его обороны. Впрочем, многим греческим, венецианским и генуэзским морякам удалось отступить на свои корабли и быстро выйти в море. Смогли отплыть от захваченного города 7 генуэзских, 5 византийских и большая часть венецианских кораблей.
Со взятием Константинополя и смертью императора Константина Драгаша Византийская империя прекратила свое существование. Примечательно, что османские султаны вплоть до распада Османской империи в 1918 году носили титул «Кайзер-и Рум (Цезарь Рима)» в знак преемственности по отношению к византийским императорам. Константинополь на долгие столетия стал столицей Османской империи, а в настоящее время остается городом Стамбулом в составе турецкого государства.

Второй Рим

У этого термина существуют и другие значения, см. Константинополь (значения). Запрос «Царьград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья об истории Стамбула до захвата города османами в 1453 году. Константинополь в византийскую эпоху

Византийский Константинополь, находившийся на стратегическом мысе между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи — наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.

Среди имён города — Византий (греч. Βυζάντιον, лат. Byzantium), Новый Рим (греч. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma) (входит в состав титула патриарха), Константинополь, Царьград (у славян; перевод греческого названия «Царственный град» — Βασιλεύουσα Πόλις — Василевуса Полис, город Василевса) и Стамбул. Название «Константинополь» сохраняется в современном греческом языке, «Царьград» — в южнославянских. В IX—XII веках использовалось и пышное название «Византида» (греч. Βυζαντίς). Город был официально переименован в Стамбул в 1930 году в ходе реформ Ататюрка.

История

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует раздел согласно стилистическим правилам Википедии. (12 июня 2016)

Основная статья: История Константинополя

Константин Великий (306—337)

Церковь святых Апостолов

В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство — перестроен ипподром, построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов, строятся крепостные стены, со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

Многими исследователями считается, что 11 мая 330 года Константин официально перенёс столицу Римской империи в город на Босфоре и нарёк его Новым Римом, Константинополем. Но как показал В. В. Серов, столичный статус развивался постепенно, пройдя несколько этапов — от города Константина до столицы ранней Византии.

В последующем город так стремительно рос и развивался, что уже через полвека, при правлении императора Феодосия, возводятся новые городские стены. Новые стены города, сохранившиеся до наших дней, заключили в себя уже семь холмов — столько же, сколько в Риме.

Разделённая империя (395—527)

После смерти Феодосия в 395 году Римская империя окончательно делится на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. После гибели Западной Римской империи (476) Восточная империя традиционно называется западным термином Византийская империя или просто Византия, хотя самоназванием это никогда не было, и до конца существования Византии империя называлась Ромейской (то есть Римской), а её жители — ромеями (римлянами).

Город Юстиниана (527—565)

Во времена правления императора Юстиниана в 527—565 годах для Константинополя наступает «золотой век». Через пять лет его правления в 532 году в городе вспыхнуло крупнейшее восстание «Ника» — город был существенно разрушен, собор Святой Софии сгорел.

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира. Его даже стали называть просто Город. В период расцвета площадь города составляла 30 тыс. гектаров, а население — сотни тысяч человек, что в примерно десять раз превышало типичный размер крупнейших городов Европы.

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( — иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul — ыста́мбул) появляются в арабских, а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν), «ис тин пόлин» — «в город» или «к городу» — является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

Стены Константинополя

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов, болгар и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в 717—741 годах начинается период иконоборчества, который продлится до середины IX века, уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонянинах и Комнинах

Историческая карта-реконструкция «Церкви и монастыри Константинополя и „Хожения“ Новгородского архиепископа св. Антония в 1200 году по святыням». И. К. Фоменко

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии (856—1071). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами — болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами, расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа — своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия.

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в 1054 г. произошло разделение христианской церкви, а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия, в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года, когда началось нашествие турок-сельджуков, империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов (1081—1185) Константинополь переживает последний расцвет — правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек. Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате.

Падение

Новый дворец во Влахерне Основные статьи: Четвёртый крестовый поход и Падение Константинополя (1204)

13 апреля 1204 года Константинополь захватывается рыцарями Четвёртого крестового похода, которые его сжигают и практически полностью разоряют. Город становится столицей Латинской империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. В июле 1261 византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоёвывают город, и власть вновь переходит к византийской династии Палеологов.

До середины XIV века Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в городе захватили венецианцы и генуэзцы. С конца XIV века Константинополем не раз пытались овладеть османские турки. После строительства султаном Мехмедом Завоевателем в 1452 году Румельской крепости судьба города была решена, и 29 мая 1453 года после длительной осады город пал.

Константинополь стал столицей нового сильного государства — Османской империи.

Царьград

У этого термина существуют и другие значения, см. Царьград (значения).Ротонда Айя Софии

Царьград — славянское название города или земли Константинополя, столицы Восточно-Римской (Византийской) Империи и современного Стамбула в Турции. Он представляется несколькими способами в зависимости от языка, например, старославянский: Цѣсарьградъ; церковнославянский; Царьгра̀дъ, русский: рус. Царьгра́д; южнославянские языки: Кариград или Цариград, в зависимости от их алфавитов; словацк. Carihrad; чеш. Cařihrad; польск. Carogród; укр. Царгород; также Czargrad и Tzargrad; см. Царь.

Царьград — древнеславянский перевод греческого Βασιλὶς Πόλις. Объединив славянские слова царь для «Цезаря/Императора» и град для «города», это означало «Город Цезаря». По словам Пера Томсена, древнерусская форма повлияла на древнескандинавское название Константинополя Miklagard (Мikligarðr).

Болгары также применили это слово к Велико-Тырново (Царевградский Тырнов, «Имперский город Тырнов»), одной из столиц болгарских царей, но после того, как Балканы попали под власть Османской империи, болгарское слово использовалось исключительно как другое имя Константинополя.

Слово «Царьград» теперь является архаичным термином на русском языке. Однако он по-прежнему используется в болгарском языке, особенно в историческом контексте. Основная транспортная артерия в столице Болгарии Софии носит имя Цариградско шосе («Цариградская дорога»); дорога начинается как бульвар Царя Освободителя и продолжается до главного шоссе, ведущего на юго-восток в Стамбул. Название Царьград также сохранилось в таких группах слов, как цариградское грозде («Царский виноград», что означает «крыжовник»), блюдо цариградский кюфтенца («маленькая цариградская кюфта») или высказывания вроде «Можно даже попасть в Цариград, спросив». В словенском языке это название по-прежнему используется и часто предпочитается официальному. Люди также понимают и иногда используют название Carigrad в Боснии, Хорватии, Черногории и Сербии.

Карты

На путевой певтингеровой карте (табуле) из Атласа, изданного Яном Янсониусом в Амстердаме в первой половине XVII века на листах 199—206 (копия дорожной карты Римской Империи I—V вв.) Константинополь показан в виде персонифицированной фигуры, восседающей на троне в царских одеждах и с инсигниями власти (отождествление городов с антропоморфной фигурой было характерно для эпохи античности), увенчанной шлемом с султаном из перьев, похожих на павлиньи. На других копиях певтингеровых карт голова фигуры увенчана пернатым триумфальным шлемом-туфой с военной атрибутикой. На карте монаха-копииста из монастыря Райхенау фигура Константина-Константинополя (лат. Constantinopolis) показана со знаковыми инсигниями императорской власти. Римско-византийский континуитет показан в виде щита, который имеет такую же форму, как у Рима и облачения фигуры в тогу пурпурного императорского цвета, такую же как и у лат. Roma. На карте правая рука персонификации Константинополя указывает на триумфальную колонну с фигурой (возможно, это колонна Аркадия, построенная в 402—403 гг. или «столп» форума Тавра со статуей Феодосия Великого), которая держит державу и скипетр-копьё.

  • Персонификация Константинополя на «Певтингеровой карте» (римская дорожная карта ок. IV в.) в средневековой копии XII-XIII вв. Подпись сделана чернилами лат. rubrum, которыми иператоры-ромеи подписывали документы

  • Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

  • Карта Константинополя (1422) флорентийского картографа Буондельмонти является старейшей картой города и только одна, которая предшествует турецкому завоеванию города в 1453 году

  • Страница с изображением Константинополя в Нюрнбергской хронике, опубликованная в 1493, сорок лет спустя после падения города

  • Монументальный центр Константинополя.

  • Окончательная осада Константинополя, французская миниатюра XV века

Архитектура

Городское пространство Константинополя («Царицы городов») задумывался как отражение Небесного Иерусалима на Земле. Это священное пространство изучает иеротопия — наука на стыке истории, богословия, искусствоведения и других дисциплин. Очертания градостроительной программы Нового Рима до сих пор можно увидеть в городе, например, мраморные колонны (и их обломки) с декором, напоминающим «павлиний глаз» на бывшем форуме Феодосия (ныне — площадь Баязид); на обочине Месы (лат. Via Triumphalis, ныне Диванйолу); во дворе Археологического музея Стамбула (с форума Тавра); в подземной цистерне VI в. «Йери Эребатан сарай» в качестве опор свода. Сероватый мрамор добывали и обрабатывали в каменоломнях острова Мармара в Пропонтиде. Колонны из болоснежного мрамора цистерны происходят из остатков храма «Геры Акры» и не похожи ни на один классический ордер: их конструкция имитирует перо птицы Геры и сильно сужаются кверху.

Три главных форума города: Константина, Августион и Феодосия (реплика форума Трояна в Риме) в древности были отмечены символами Геры — небесной царицы античности. В первом форуме располагалась огромная бронзовая статуя Геры, возможно работы прославленного скульптора Лисиппа (до 1204 года), на форуме Феодосии были построены «звёздные врата» — триумфальная арка из трёх пролётов и 16 столбов, украшенная «глазами Аргуса».

Между храмом Святой Софии и Большим дворцом на гигантской колонне в западной части форума Августеон в 543 году была установлена конная статуя императора Юстиниана (в 1492 году, через 40 лет после падения Константинополя, монумент обрушился из-за грозы). Создана современная реконструкция статуи.

Во время июльских календ император отправлялся в храм районе Павлин северо-западного угла города (византийский район Влахерны, средневековый Балат). Первое упоминание храма Богородицы Балину (Павлина, лат. Theotokos Baigle) — в 1583 году. Церковь сохранилась и поныне по адресу Mahkeme Alti Cad. № 38.

В константинопольском монастыре Хора (Кахирие-Джами) сохранились мозаичные работы Богородичного цикла, выполненные в 1316—1321 годах.

В легенде к гравюре «Главный Султанский Город Константинополь, расположенный во Фракии» и в указателях из «Космографии» Себастьяна Мюнстера (отпечатанной в Базеле около 1570 года), рассказывается о достопримечательностях Нового Рима:

Вот древние памятники Города Константинополя, многие из которых в настоящее время лежат в руинах, как это можно видеть на данной Картине: отметим те постройки, которые еще сохранились, в особенности же Центральный Храм Святой Софии, Дворец Императора Константина и, кроме того, еще один круглый Дворец; таким образом, этот Император возвел также еще один близ Храма Святой Софии, который имел большие размеры, но ныне он разрушен.
Некоторые достопримечательные места Столичного Града Константинополя.
A Вот в извилинах Колонна, камни которой искусно между собой соединены, а высоту она имеет 24 сажени B Есть там также Колонна, которую именуют «Историческая Колонна»: а называется она так потому, что внутри колонны создавались исторические хроники C Вот местность, где расположена резиденция Патриарха Константинопольского, откуда можно проследовать в близлежащий район Балат; и все это можно увидеть D Церковь Святого Евангелиста Луки E Церковь Св. Петра ПЕРА. В Константинополе, как уже упоминалось, есть (район) Пера, или (как говорят Турки) «Галата», есть там также Широкий Залив, который впадает в Море, есть там Турецкое, а также и Иудейское кладбища, а за пределами города находятся повсеместно другие кладбища, и все это можно видеть по изображённым (надгробным) камням (на плане) F Вот регион в правом углу, где Море соединяется с Заливом, где Турки выделили Грекам (местность) Вайссенбург, а также там в настоящее время имеется литейное производство (пушек).

  • Этот огромный камень-ключ в Чемберлиташе (Фатих), возможно, принадлежал к триумфальной арке на Форуме Константина; форум был построен Константином I в квартале современного Чемберлиташа

  • Колонна Константина, построенная Константином I в 330 году нашей эры в честь провозглашения Константинополя в качестве новой столицы Римской империи

  • Феодосий I был последним римским императором, правившим неделимой империей (деталь от Обелиска на Ипподроме Константинополя).

  • Сегодняшняя Айя София была заказана императором Юстинианом I после предыдущей, которая была уничтожена в ходе восстания Ника 532 года. Она была превращена в мечеть в 1453 году, когда Османская империя утвердилась, и стала музеем в 1935 году

  • Мозаика XII века из верхней галереи Айя Софии, Константинополь. Император Иоанн II (1118–1143) показан слева, с Девой Марией и младенцем Иисусом в центре и супруга Иоанна императрица Ирина справа.

  • Интерьер Айя Софии, в настоящее время музей.

  • Фрагмент Милиона (греч.: Μίλ(λ)ιον) — памятник, обозначающий милю

Монеты

  • Монета, выпущенная Константином I в честь основания Константинополя

  • Монета, выпущенная Константином I в 330-333 г. н. э. в честь основания Константинополя и Рима

Живопись и мозаика

  • Константин Великий приносит Город в дар Богородице (мозаика). Айя София, около 1000

  • Император Лев VI (886–912) поклоняется Христу. Мозаика наверху императорских ворот в Айя Софие.

  • Мозаика XII века из верхней галереи Айя Софии, Константинополь. Император Иоанн II (1118–1143) показан слева, с Девой Марией и младенцем Иисусом в центре и супруга Иоанна императрица Ирина справа.

  • Крестоносцы в Константинополе. Картина Делакруа.

  • Мехмед Завоеватель входит в Константинополь, картина Фаусто Зонаро

  • Орёл и змея, мозаика VI века на полу, Константинополь, Большой дворец.

Примечания

Литература

На русском языке На других языках

Ссылки

В родственных проектах

  • Значения в Викисловаре
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

Константинополь второй рим или город, которого нет

Сегодня Константинополь — понятие скорее историческое, чем географическое. Есть на карте мира город Александрия и город Иерусалим, есть Россия и Грузия, Сербия и Польша, и даже Антиохия в Сирии. Города Константинополя нет ни на одной географической карте. Патриархат есть, а города нет. Есть турецкий город Стамбул. В этом городе есть квартал Фанар, в котором обитает капитан турецкой армии (в отставке) грек Варфоломей, экуменист, обучавшийся у папистов, рукоположенный масоном и прерывающий служение Господу во время намаза, тем самым показывая, что светское доля него главнее духовного, а мирское — вечного.
Но так было не всегда. Были времена, когда город Константинополь на карте был. Более того, он был столицей великой Византийской империи. Константинопольский патриархат был основан апостолами Андреем Первозванным и Иоанном Богословом, а сам город – императором Константином. История Константинопольского патриархата прерывается двумя катастрофами: падением Константинополя в 1453 году и геноцидом христиан в Турции в 1915-1923 годах. Важнейшими историческими вехами стали также Халкидонский собор 451 года и 1054-год великой схизмы. На Халкидоне от Православия откололись копты и армяне, причем и те, и другие по трагическому стечению обстоятельств: коптов обидело ущемление прав Александрийской Церкви, к которой они принадлежат, а у армян просто не было физической возможности приехать на тот собор: когда он проходил, армянские священники воевали с персами. Реально садились на коней, брали в руки мечи и отстаивали независимость своей Родины, первой в мире принявшей христианство как официальную религию. А раскол с Римом — это следствие гордыни латинских прелатов, забывших, что глава церкви — Христос, и объявивших папу «наместником Бога на земле». Через тысячу лет без малого константинопольский патриарх захотел сам стать неким «восточным папой» и попытался замутить «великую схизму-2». Но об этом позже. Так вот, период становления и расцвета Константинопольского патриархата закончился в 1453 году падением великой империи. Он длился тысячу лет и включал много чего: захват Константинополя крестоносцами в 1204 году и отвоевание его Михаилом Палеологом в 1261 году, борьбу с иконоборчеством, ересями и гегемонией Рима, крестовые походы и Вселенские соборы.Были великие православные учители святой Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, были святой Герман, боровшийся за почитание святых икон, и святой Фотий Великий, одним из первых противоставший изменениям в традиции литургической и церковной практики и искажению учения Церкви. «Диптих Святейших Патриархов Константинопольских», — напоминает Владыка Кирилл,- числит в себе десятки имен великих богословов, подвижников и учителей благочестия. Но были и те, кто ее позорили». Владыка высказывает опасение, что к этому не почётному ряду может присоединиться и ныне действующий константинопольский патриарх. Но самая позорная страница истории Константинополя была написана в 1452 году.12 декабря 1452 года в Святой Софии в Константинополе была провозглашена флорентийская уния, отдающая православные церкви под власть римского папы, и отслужена совместная служба с католиками. А менее чем через полгода Константинополь был захвачен турками. Храм Святой Софии стал мечетью. Падение великой империи было предрешено в тот момент, как византийские священники предали православие и отступили от 1 заповеди, подписав унию с католиками. Такова была цена за сослужение с еретиками.
Вторая катастрофа настигла Константинопольский патриархат в 1915 году. Пришедшие в 1908 году к власти младотурки приняли решение о «депортации в целях уничтожения» армян, греков и других подданных Османской империи христианского вероисповедания. Это уничтожение и эта депортация велись такими зверскими методами и в таких промышленных масштабах, что сподобились названия первого в истории геноцида. Геноцида армян. Но пострадали и другие османские подданные -христиане. В результате этой т.н. «Великой катастрофы» Константинопольский Патриархат потерял почти всю свою прежнюю паству. Теперь подавляющая часть паствы Константинопольского Патриархата находится вне ее канонической территории. Константинопольский патриарх стал стремиться восполнить свои потери посредством распространения своего влияния над всей землей вне пределов формально закрепленных за одной из поместных Православных Церквей. Но стремления Константинопольского престола с 1920-х годов доходили до попыток отторжения частей в первую очередь Русской, а также Сербской Церквей.
В 2018 году было прервано евхаристическое общение Русской Православной Церкви с Константинополем после того, как патриарх Варфоломей, невзирая на все увещевания упорно начал раскалывать православную церковь.Вмешательство турецкоподданного патриарха из города, которого нет, пораженного змиёй сребролюбия и гордыни, делает всю ситуацию поводом к расколу мирового православия, а это уже серьёзно. Грех раскола не смывается даже мученической кровью, а сослужение с раскольниками и с униатами — повод для отлучения от церкви. Это по канонам. Кроме того, по тем же канонам, снять анафему имеет право только тот, кто её наложил. И уж точно не представитель другой поместной церкви, пусть и трижды древней и титулованной. И пап, обладающих властью раздавать наспех состряпанные «томосы» направо и налево и отбирать их, если пришла очередная вожжа под мантию, в православии нет. Православные патриархи равны перед Богом и друг перед другом, и никто из них не имеет права лезть на чужую территорию со своими томосами, экзархами и претензиями на чужую собственность. Глава Церкви — Христос, и все храмы и монастыри принадлежат прежде всего Ему, как и святые мощи, и каждый камень на земле, и каждый глоток воздуха и воды, как и сама наша жизнь. Это у Него Варфоломей собрался отбирать и присваивать?! На Него возвысил голос? думаю, да. Это история богоборчества, старая, как мир. Это борьба против Бога и против России, являющейся символом мирового Православия, традиционных человеческих ценностей и нормальности вообще. Если брать шире — борьба неканонического православия с каноническим. Что такое неканоническое «православие»? А это туда, где священникам можно жениться 2 раза, а мирянам 22, в том числе на гражданах своего пола, домашних животных , несовершеннолетних, чайниках и на самих себе. Это там, где перевернутые елки и женщины – «епископы». Это там, где нормально прерывание служения на время намаза и сослужение с раскольниками, католиками и униатами, а в перспективе, вполне вероятно, — с буддистами, мусульманами, язычниками и сатанистами. Это там, где переписывают Библию, историю и церковные каноны. Это там, где пренебрегают истиной как таковой. Словом, это мир, поставленный с ног на голову. Вы знаете, я в Ветхом Завете читала целые страницы in folio, посвященные мудрости, справедливости и истине. Книги Премудрости, рассказывающие с азов, что такое хорошо и что такое плохо. Читала, перечитывала и думала: почему так много об этом? это же очевидно… Теперь поняла: Библия, как всегда хотела предупредить…..
Митрополит Илларион заявил, что последние решения патриарха Варфоломея лежат вне канонического поля, что, встав на путь раскола, Константинопольский патриарх противопоставил себя полноте Православной церкви. Но Варфоломеем история Константинопольского патриархата не началась и им, надо думать, не окончится. Раскол, думаю, с Божьей помощью нам удастся остановить. Самому Варфоломею, думаю, уже поздно пить боржоми: он запятнан сотрудничеством с анафематствованными раскольниками и, кроме этого, его деяния могут повлечь за собою большую кровь, о чем его прямо предупреждал в своем письме Владыка Кирилл. Но Варфоломей уже не юноша, у него будет преемник или преемники, и судьба Константинопольского патриархата зависит уже от них: смогут ли они отречься от ереси папизма и практики загонять под своей омофор силой, хитростью и тех, кто не спрятался, вспомнят ли, что в Православии все добровольно, что все патриархи и патриархаты равны, что быть «первым по чести» не значит быть всем начальником. Вспомнят, что глава церкви — Христос, а не папа, восточный или западный, вспомнят и слова Христа, сказанные Им Его ученикам, когда они спорили, кто из них больше. Тогда у великого Патриархата будет шанс остаться в православии, а не уйти в ересь папизма и в раскол. И кстати, снова стать и уважаемыми, и почитаемыми. Таково моё скромное мнение. Знаете, в самом начале моего воцерковления, когда я пришла на первую в моей жизни Пасхальную Всенощную, я была потрясена величием и красотой службы, возвышенностью происходящего. А знаете, что тогда потрясло меня больше всего? Порядок, в котором люди шли на Крестный ход. Первыми шли люди с хоругвями, то есть символически впереди шли святые, Сам Господь и Божья Матерь, затем шли люди, служащие Господу: впереди певчие, за ними священники. От младших к старшим! самым последним-ПОСЛЕДНИМ!!!- в клире шел настоятель храма… И мне вспомнились слова: «И БУДУТ ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДНИМИ, А ПОСЛЕДНИЕ-ПЕРВЫМИ…» И я поняла тогда, что мне стоит идти за этими людьми,потому что они идут правильной дорогой.
За Христом…..

Древний Константинополь – в далеком прошлом Византий, ныне Стамбул — лежит на берегах пролива Босфор, разделяющего Европу и Азию, или как говорили в старину – «при устье Понта», то есть Черного моря. Название пролива переводится с древнегреческого как «Коровий брод»: по преданию, через этот пролив переправилась Ио – возлюбленная Зевса, превращенная в корову ревнивой богиней Герой. Центр Стамбула, а точнее, его исторические районы, и прежде всего район Султанахмет, является вместилищем целого созвездия уникальных архитектурных памятников и достопримечательностей Турции и включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

От Константинополя до Стамбула

По свидетельствам античных историков, Византий был основан выходцами из Мегары – греческого города на Коринфском перешейке. Дату этого события называют разную – от 660 до 657 г. до н. э. Благоприятные природные условия и выгодное местоположение позволили Византию стать одной из наиболее значительных греческих колоний. Однако звездный час города наступил только девять столетий спустя. Его значение резко возросло в эпоху римских завоеваний, когда город стал настоящим мостом между западными и восточными провинциями империи. В 330 г. император Константин перенес сюда столицу Римской империи и нарек город Новым Римом. Через несколько лет он был переименован в Константинополь – «город Константина», а в 395 г. Римская империя разделилась на Западную империю со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе.

Столица Восточной империи на Босфоре ничем не должна была уступать старой столице на Тибре. Еще при жизни ее «второго основателя» – императора Константина – здесь было сооружено около 30 великолепных дворцов и храмов, около 4 тысяч домов, цирк, два театра, более 150 бань, примерно столько же хлебопекарен, восемь акведуков и ипподром. В 1-й пол. V в. по приказу императора Феодосия были возведены мощные крепостные стены.

Наивысшего расцвета Константинополь достиг в VI в., при императоре Юстиниане. Именно тогда город украсили храм Св. Софии, Большой императорский дворец, конная статуя императора Юстиниана и другие архитектурные памятники.

В 1204 г. Константинополь был захвачен крестоносцами и жестоко разграблен. Короткое (1261–1453) возрождение Византии было омрачено предчувствием скорой гибели империи. Ни само государство, ни его столица так и не смогли вернуть былого могущества. Уже за несколько лет до турецкого завоевания Константинополь представлял собой лишь тень прежнего величия.

29 мая 1453 г. турки штурмом взяли город. «Второй Рим», переименованный в Стамбул (Истанбул), стал столицей Османской империи. На протяжении многих веков турецкие султаны всячески украшали и благоустраивали свою резиденцию. Сегодня в мире вряд ли найдется город, который может соперничать со Стамбулом по количеству исторических памятников разных эпох.

Архитектурные памятники Стамбула: Обелиски и цистерны

Один из самых древних памятников Константинополя – колонна Готов, установленная почти на самой оконечности Босфорского мыса, в саду бывшего султанского дворца. По преданию, эта колонна воздвигнута в память о победах над готами, и когда-то ее увенчивала статуя легендарного основателя города Византа.

Еще при жизни Константина Великого в столицу Восточной империи начали свозить замечательные произведения античного искусства. Так на площади ипподрома (ныне площадь Атмейдан) появилась знаменитая Змеиная колонна, привезенная из Дельф, которая когда-то являлась подножием золотого треножника в храме.

Обелиск Феодосия Великого, возвышающийся на площади Атмейдан, был привезен в Константинополь из Египта в 390 г. при императоре Феодосии и установлен в центре ипподрома в память о победе Феодосия над соперником Максимином.

На улице Диван-Йолу высится колонна императора Константина. Она была привезена из Рима. Когда-то колонну увенчивала фигура Аполлона, но Константин Великий установил вместо нее свою собственную статую, что должно было символизировать победу христианства над язычеством. По преданию, в основании колонны были замурованы щит и меч Константина.

Следуя традициям Римской империи, византийцы сооружали водопроводы и резервуары питьевой воды. Акведук Валента сегодня является одной из самых древних византийских построек, сохранившихся в Стамбуле. Его строительство было начато во II в., при императоре Адриане, и закончено при императоре Валенте (364–378). Когда-то этот двухъярусный арочный акведук тянулся из одного конца города до другого, возвышаясь над домами и улицами. Его сохранившийся участок имеет длину 625 м и состоит из двух ярусов полукруглых арок высотой около 23 м.

Частые осады, которым подвергался город, и отсутствие на его территории природных источников питьевой воды потребовали сооружения подземных резервуаров для воды – цистерн. Это были сложные инженерные сооружения, обладающие при этом несомненными архитектурными достоинствами. Одно из сооружений подобного рода, цистерна Филоксена, считалась вторым после храма Св. Софии чудом средневекового Константинополя.

Турки называют ее «Тысяча и одна колонна» – «Бин бир дирек». Цистерна была сооружена в 528 г. и названа именем сенатора Филоксена, по инициативе которого ее построили. Она имеет 60 м в длину 50 м в ширину и углублена в землю на 15 м. Цистерна выглядит как зал огромного дворца: арки, на которые опирается перекрытие этого подземного водохранилища, поддерживаются пятнадцатью рядами колонн с мраморными капителями.

Цистерна Базилики находится рядом со всемирно известным собором Св. Софии. Он был построен в правление императора Юстиниана, который желал видеть в своей столице храм, который превзошел бы величием и роскошью все, когда-либо построенное в мире. Главными строителями храма хроники называют Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. В подчинении у Исидора и Анфимия работало еще сто архитекторов.

Айя-София, собор Святой Софии

Над строительством Айя-Софии ежедневно трудилось около 10 тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни, из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Рима были привезены колонны из порфира, из Эфеса – колонны из зеленого мрамора. Другие колонны и мрамор, использованные в соборе, были взяты из прочих древних городов Сирии и Анатолии, таких как Аспендос, Баальбек и Тарса. Строительство храма продолжалось пять лет – с 532 по 537 г.

Когда оно окончилось, мир был ошеломлен: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Казалось, что купол Св. Софии «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес». Входящий в него чувствовал, что это «не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества», и душа молящегося в храме чувствовала, что «Бог здесь, близко от нее, и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя».

Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен, его главный строитель воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!».

Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на «парусах» — треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Длина храма составляет 81 м, ширина — 72 м, высота — 55 м, а диаметр купола превышает 31 м. Сложная система полукуполов придает собору стройное единство.

Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветного мрамора. Вместо иконостаса в нем были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями. Эти колонны служили основанием для икон.

Совершенно уникальным произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была сделана из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка. Вокруг престола полукругом располагались колонны из яшмы и порфира.

Сорок окон, прорезанных в барабане купола, заливали украшенное мозаиками внутреннее пространство храма. Когда солнце заходило, Святая София освещалась серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, «огни которых казались цветками». Во мраке густой южной ночи храм, озаряя все вокруг подобно грандиозному пожару, возвещал мореплавателям о близости столицы византийских императоров.

Захватив Константинополь, турецкий султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) приказал превратить этот христианский храм в мечеть. Крест с купола Св. Софии был заменен на полумесяц, к церкви пристроили минареты. В царствование султана Селима II к внешним стенам храма пристроили грубые контрфорсы, совершенно изменившие первоначальные формы здания. В специальной пристройке к храму была устроена султанская усыпальница – здесь погребены султаны Мурад III, Селим I, Мехмед III, Мустафа I.

Восстановление интерьеров Св. Софии началось в 1932 г. А в 1934 г. мечеть в храме Св. Софии была упразднена и вместо нее был открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров.

Из необычных достопримечательностей Айя-Софии можно выделить также могильную плиту Энрико Дандоло, одного из великих дожей Венеции, который командовал 4 крестовым походом и умер в Стамбуле в 1205 году в возрасте 97 лет. На хорах храма Святой Софии сохранилась только надгробная плита. По одним данным, когда османы взяли Константинополь, то они достали останки Энрико Дандоло и бросили их собакам; по другим данным – после освобождения Константинополя от латинян в 1261 г. горожане выбросили останки дожа в Мраморное море.

Также внимательный путешественник может заметить на одном из перил в верхней галерее рунические надписи, датированные 9 веком, принадлежащие викингам. На одной из них написано «Хальвдан был здесь», что-то вроде нашего «здесь был Вася». Викинги (варяги) были частью византийского императорского гвардейского полка на протяжении 200 лет.

Другие христианские памятники Стамбула

В Стамбуле можно увидеть и множество других выдающихся построек византийской эпохи. Церковь Сергия и Вакха – самый ранний из сохранившихся храмов Константинополя, построенный около 525–527 гг. по заказу императора Юстиниана. Турки называют его Кючюк Айя-Софья – Малая София – из-за некоторого сходства с обликом храма Св. Софии; существует гипотеза, что его строителями были знаменитые создатели Большой Софии – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.

Церковь Св. Ирины (532 г.) расположена на холме, где когда-то был заложен античный Византий. После турецкого завоевания она долгое время использовалась как арсенал, а затем в ней был устроен военный музей. Здесь, в частности, хранились сабля завоевателя Константинополя султана Мехмеда II и цепь, некогда запиравшая вход в бухту Золотой Рог. Перед церковью установлено множество старинных пушек, захваченных турками в различных сражениях. Здесь же находятся саркофаги из порфира, в которых были погребены византийские императоры Константин Великий, Юлиан, Феодосий, Аркадий и др.

Церковь Пантократора (Вседержителя) была построена в 1124 г. на средства императрицы Ирины, жены императора Иоанна II Комнина. Когда-то это была одна из самых красивых и известных церквей Константинополя. Некогда в церкви хранился камень, на котором тело Иисуса Христа, по снятии с креста, было обвито плащаницею. Этот камень перевез из Эфеса в Константинополь император Мануил Комнин. Церковь Пантократора (сегодня турки называют ее «Зейрек джамиси») являлась усыпальницей многих византийских императоров и членов их семей. Часть саркофагов позднее была перенесена отсюда во двор церкви Св. Ирины.

Церковь Хора (турки называют ее «Кахрие Джами» – «Мечеть победы») славится своими мозаиками и фресками – признанными шедеврами мирового значения.

Сулейманийе, мечеть султана Сулеймана

Эпоха османского владычества добавила к облику Стамбула-Константинополя множество архитектурных щедевров. В их числе – всемирно известная мечеть султана Сулеймана (Сулейманийе). Она была построена в 1555–1566 гг. великим турецким зодчим Ходжой Мимар Синаном (1489–1578) в качестве личной мечети султана Сулеймана I Великолепного.

По размерам мечеть Сулейманийе приближается к своей знаменитой предшественнице, собору Святой Софии: высота купола — 53 м, диаметр — 26,5 м. В плане это прямоугольник размером 69 x 63 м. Высота здания от пола до вершины купола — 71 м.

Занимая вершину холма, господствующего над Золотым Рогом, она по справедливости считается лучшим украшением города. Во внешнем дворе мечети (его длина составляет 190 м, а ширина — 130 м) растут гигантские вековые платаны и кипарисы. По углам двора возвышаются четыре минарета. Это особенность мечети Сулейманийе: она стала первой стамбульской мечетью с четырьмя минаретами. По преданию, они возведены в знак того, что Сулейман был четвертым султаном после завоевания турками Константинополя. Десять балконов на минаретах символизируют другое число: Сулейман был десятым султаном с момента образования Османской империи.

Во внутренний двор ведут трое больших деревянных дверей, покрытых резьбой с перламутровыми вставками. Внутренний двор мечети, выложенный мраморными плитами, окружает галерея с 24 колоннами и стрельчатыми арками из белого и розового мрамора. Две колонны, обрамляющие вход в мечеть, высечены из красного порфира, десять колонн — из белого мрамора, а остальные двенадцать — из розового гранита. Все колонны увенчаны изящными капителями из резного мрамора. В центре двора расположен фонтан для омовений.

Внутреннее пространство мечети поражает своими размерами. Стены украшены орнаментом и изречениями из Корана. В окнах горят цветные витражи. Мраморный михраб обрамляют большие майоликовые розетки с белой арабской вязью на синем фоне. Минбар — кафедра для проповедника — так же как и михраб, изготовлен из резного мрамора и напоминает скорее искусно сплетенные кружева, чем холодный камень. Надписи из Корана на стенах мечети выполнены каллиграфом Хасаном из Карахисара, а витражи изготовлены мастером Ибрагимом, по прозвищу Серхош («Пьяница»).

Купол мечети покоится на четырех квадратных массивных столбах, между которыми установлены четыре гранитные колонны, увенчанные белыми мраморными капителями. Высота колонн — около 29 м, диаметр у основания — 4 м.

В саду за мечетью располагается кладбище, где находится мавзолей султана Сулеймана I Великолепного, также построенный по проекту Синана. На этом же кладбище погребены султаны Сулейман II и Ахмед II, а также легендарная Роксолана — жена Сулеймана I.

Мавзолей окружает крытая галерея с 29 тонкими, изящными колоннами. Купол опирается на восемь мраморных и порфировых колонн и расписан узорами, сплетающимися в сплошную изящную сетку.

Голубая мечеть Ахмедийе, мечеть султана Ахмеда

Голубая мечеть в Стамбуле была построена в 1609-1616 годах в период правления султана Ахмеда I. Считается одним из самых выдающихся образцов как исламской, так и мировой архитектуры. Находится величественное сооружение в исторической части города недалеко от собора Святой Софии. Используется в качестве действующей мечети. Голубая мечеть в Стамбуле стала символом турецкой столицы. Ее минареты и огромный купол возвышаются над Босфором, во многом определяя силуэт древнего города. Огромная и вместе с тем грациозная, окруженная шестью минаретами, она кажется легкой и изящной и считается одной из самых красивых мечетей города.

Строительству мечети предшествовали неудачные войны, в результате которых авторитет Османской империи заметно упал. В мусульманском мире пошли разговоры, что виной всему гнев Аллаха. За последние 40 лет не было построено ни одной мечети, и Ахмед I решил задобрить Всевышнего. Он решил возвести величественное сооружение, которое бы искупило грехи всех турецких султанов.

Так как войны были неудачными, то и государственная казна не пополнялась. Поэтому османский владыка выделил деньги на строительные работы из собственной сокровищницы. Все организационные и строительные мероприятия тщательно записали, и получилось 6 томов. В настоящее время они хранятся во дворце Топкапы в библиотеке.

Строительную конструкцию возвели на месте дворца византийских императоров. Для этого использовали уже имеющийся фундамент. Были также разрушены ближайшие здания и зрительские места Ипподрома.

Главным архитектором строительных работ стал Седефкар Мехмет. Он происходи из янычар и приглянулся известному архитектору Синану. Тот сделал толкового молодого человека своим учеником. А ученик, набравшись опыта, решил превзойти учителя, воплотив в жизнь великий архитектурный шедевр.

Длина сооружения составляет 73 метра. Ширина равна 65 метрам. Высота купола достигает 43 метров. Внутренний диаметр купола равен 23,5 метров. Помимо главного купола имеется 8 вторичных куполов и 6 минаретов. Высота минарета составляет 64 метра.

Данная конструкция является кульминацией 200-летнего развития строительства османских мечетей. Она включает в себя не только традиционную исламскую архитектуру, но и некоторые элементы византийского зодчества.

Своё название Голубая мечеть в Стамбуле получила за счёт голубых и белых изразцов ручной работы. Применялись они в декорации интерьера. Главный купол накрывает центральный зал, размеры которого составляют 53 на 51 метр. Его поддерживают 4 колонны диаметром 5 метров. Все купола расписаны цитатами из Корана. Пол устлан коврами.

Дневной свет попадает в помещение через 260 окон. Второстепенные купола имеют по 14 окон, а главный 28, при этом 4 из них слепые. Вначале использовалось цветное стекло из Венеции. Но в настоящее время, практически, все стёкла заменены современными без художественной отделки.

Наиболее важным элементом является михраб (молитвенная ниша). Выполнен он из цельного куска мрамора и окружён множеством окон. Смежные стены выложены керамической плиткой. Справа от михраба находится амвон или минбар. Это место, на котором имам читает полуденные молитвы в полдень по пятницам и по праздникам. При этом акустика идеальная.

Султанская ложа располагается в юго-восточном углу здания на верхней галерее. Поддерживается она десятью мраморными колоннами и имеет свой михраб. Раньше он был украшен нефритом и позолотой. Многие лампы внутри когда-то были покрыты золотом и драгоценными камнями. Все эти украшения были либо украдены, либо удалены и спрятаны.

В западной части молитвенного комплекса имеется особый вход, перегороженный цепью. Через него во двор мечети мог въезжать на коне только султан. От земли цепь натягивали на такой высоте, чтобы владыка мог под ней проехать, опустив голову. Это был символичный жест, показывающий, что султан ниже Аллаха и кланяется ему.

Мечеть представляет собой не отдельное здание, а целый архитектурный комплекс. В него входят караван-сарай, медрес, больница, помещения для приготовления пищи. В XIX веке больницу и караван-сарай разрушили.

Минаретов насчитывается 6. За это мусульманский мир подверг султана жёсткой критике, так как такое количество минаретов имела только главная мечеть Аль-Харам в Мекке. Ахмед I решил эту проблему, приказав возвести 7-й минарет в Мекке.

Четыре минарета стоят по углам Голубой мечети. Каждый из них имеет по 3 балкона. Два минарета расположены в конце площади и имеют по 2 балкона. Рядом с мечетью находится мавзолей. В нём покоятся останки султана Ахмеда I.

Дворец Топкапы, резиденция султанов

Дворец Топкапы, расположенный в стамбульском районе Султанахмет на мысе Сарайбурну, некогда являлся главным дворцом Османской империи и поныне не утратил своего величия. С момента основания дворец имел другое имя — Сара-и-Джедиде-и-Амире, но затем название изменили. Топкапы на русский язык переводится как «пушечные ворота», это главные ворота дворца, имеющие пушечные сооружения для охраны. Еще из пушек стреляли всякий раз, как только султан покидал свою резиденцию.

План дворца Топкапы выглядит довольно своеобразно. Комплекс устроен по принципу разделенных 4 дворов, которые имеют протяженность по пять километров и окружены стеной. В первом дворе расположены служебные и подсобные помещения, во втором – канцелярия и казна. В третьем размещены внутренние покои и султанский гарем. Мечеть Софа, павильоны, башня, гардеробная – расположены в четвертом дворе. Сам дворец раскинулся на семьсот тысяч квадратных метров. В былые времена во дворце работало около пяти тысяч человек обслуживающего персонала.

Дворец Топкапы — поистине удивительный памятник, буквально дышащий духом того времени. Сложно просто представить, но около 55 тонн золота и серебра использованы для украшения интерьеров дворца. А замечательная коллекция картин не останется без внимания ценителей живописи. К тому же здесь собрано около двенадцати тысяч изделий фарфора, в том числе представлены экспонаты из белого фарфора, которому нет аналогов в Европе.

Среди экспонатов троны султанов, изготовленные из ценнейших пород дерева и украшенные драгоценными камнями, слоновой костью, золотом. Многочисленные украшения правителей и их женщин без преувеличения являются шедеврами ювелирной работы. Больше оставили только Романовы и Габсбурги. Помимо золота и бриллиантов здесь находятся Моисеев посох, меч Давида, жаровня Авраама, мощи Иоанна Крестителя.

Дворец султанов Топкапы имеет также роскошные парки, украшенные фонтанами и террасами. Даже искушенных туристов этот замечательный комплекс поражает своим величием и убранством. Здесь собрано огромное множество экспонатов. И лишь их малая часть, около 65 тыс. экземпляров, доступны для обозрения посетителей.

Едикуле, Семибашенный замок Стамбула

Оборонительные стены, опоясывавшие Константинополь, являлись подлинным чудом крепостного зодчества. На протяжении многих веков они выдерживали многочисленные нападения и осады. До наших дней от них дошли только руины. Но и сегодня остатки этих могучих оборонительных сооружений поражают своими размерами и искусством строивших их мастеров.

Одним из самых известных константинопольских фортов, входивших в систему оборонительных укреплений города, является знаменитый Семибашенный замок, «Константинопольская Бастилия». Во время штурма Константинополя в 1453 г. эта крепость была почти полностью разрушена. Турки восстановили ее, сохранив четыре башни из семи, но старое название, Семибашенный замок, за крепостью сохранилось – правда, теперь уже в турецком звучании: Едикуле.

Галатская башня

Галатская башня служила для наблюдения за пожарами в городе (поэтому ее еще называли «Большой пожарной башней»), а также за судами, появлявшимися в водах Босфора. Башня была построена в V в., но потом была заброшена и частично разрешена. После того как в XIII в. византийские императоры предоставили генуэзцам право поселиться на северной стороне Золотого Рога, ее восстановили, надстроили и башня получила название Галатской – по названию константинопольского пригорода Галата.

Башня расположена на берегу бухты Золотой Рог, приблизительно в 100 м от уреза воды. Ее высота сегодня составляет 68 м. С вершины башни открывается прекрасная панорама Золотого Рога и Стамбула.