1 русский пароход

История пароходства в России (стр. 1 из 5)

Введение………………………………………………………3

§1. Первый русский пароход……………………………..4

§2. Первый пароход в Волжском бассейне на Каме…….6

§3. Развитие пароходства в Петербурге…………………8

§4. Начало строительства пароходов на Днепре, Оке,

Каме…………………………………………………..11

§5. Появление теплоходов на реках Сибири…………..13

§6. Развитие военно –морского флота………………….17

Заключение……………………………………………………19

Список литературы…………………………………………..19

Введение

В экономическом развитии России XIX век примечателен важнейшими техническими открытиями, которые внесли коренные изменения в организацию промышленного производства и транспорта. Начало этим преобразованиям было положено изобретением паровой машины. Первая попытка применить паровую машину в речном судоходстве была предпринята Робертом Фултоном в Америке, где испытания построенного им для перевозки грузов и пассажиров стимбота (т. е. судна с паровой машиной) 11 августа 1807 г. дали положительные результаты.

В 1813 г. Фултон обратился к русскому правительству с просьбой предоставить ему привилегию на постройку изобретенного им парохода и употребление его на реках Российской империи. 10 декабря 1813 г. в ответ на эту просьбу было дано такое высочайшее предписание министру внутренних дел:

“Во уважение пользы, каковой можно ожидать от сего избретения… выдать ему (Фултону — прим. авт.), или поверенному от него, таковую привилегию… В случае если бы Фултон сам, или поверенный его в течение трех первых лет не успели ввести в употребление в России, хотя одного судна, — данная привилегия считается недействительной”.
Но три льготных года прошло, однако в России пароходов Фултон не создал. В 1815 г. он скончался, а в 1816 г. выданная ему привилегия была аннулирована. Для использования паровой машины в качестве судового двигателя созрели все необходимые исторические предпосылки, и в России независимо от Фултона начались самостоятельные работы в этом направлении. Велись они параллельно, но независимо и почти одновременно в Петербурге и на Урале.

§1. Первый русский пароход

Первый русский пароход был построен на Неве в 1815 г. владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом. Постройка парохода состояла в том, что в деревянную тихвинку была установлена изготовленная на заводе балансирная паровая машина Уатта мощностью 4 л. с. и паровой котел, приводившие в действие бортовые колеса.

В газете “Сын Отечества” № 38 за 1815 г. в статье “Стимбот па Неве” дано подробное описание созданного Бердом парохода, где, в частности, приводятся его размеры: корпус длиной 60 футов (18, 29 м), шириной 15 футов (4,57 м) и осадкой 2 фута (0,61 м). Гребные колеса диаметром 8 футов (2,44 м), имели шесть. лопастей длиной 4 фута (1,22 м), закрепленных на спицах.

Машина делала 40 оборотов в минуту. В статье говорится: “К. Берд не построил для приложения паровой машины к судам нового судна, а только вделал сию машину в обыкновенную Тихвинскую лодку… По середине судна возвышается железная труба диаметром около фута и вышиною футов двадцать пять. При попутном ветре труба сия служит вместо мачты для поднятия паруса”.
Осенью 1815 г. проходили испытания этого судна на Неве, а 3 ноября 1815 г. был совершен рейс из Петербурга до Кронштадта. Весь путь был пройден за 5 ч 20 мин со средней скоростью около 9,3 км/ч. Путешествие это описано в статье морского офицера, в будущем адмирала Рикорда также в газете “Сын Отечества” № 46 за 1815 г., где он впервые применил в печати термин “пароход”, нашедший всеобщее распространение. Название этого первого парохода в точности не установлено: по одним данным он назывался “Елизавета”, по другим “Фультон”, по третьим вообще не имел названия.

В какой степени проект парохода был разработан лично Бердом, сказать сейчас невозможно. Известно лишь, что в 20-х годах XIX в. для него проектировали и строили пароходы адмиралтейские мастера К. А. Глазырин и А. С. Михельсон. При постройке был, по-видимому, учтен и зарубежный опыт.

Закончив постройку первого парохода, Берд в мае 1815 г. подал прошение в Министерство внутренних дел о выдаче ему привилегии, но в этой просьбе ему было отказано, так как еще действовала выданная ранее привилегия Фултону.
Добиваясь привилегии, Берд принял меры для широкой рекламы своего парохода, устраивая кратковременные рейсы по Неве, а 2 сентября 1815 г. демонстрировал его в пруде у Таврического дворца.
Установленная на деревянном корпусе тихвинки паровая машина была далека от совершенства, хотя, по словам Берда, она отличалась от обыкновенных: “почему на них коромысло устраивается не на верху, а внизу самой машины… чтобы приведением своей тяжести машины как можно ближе ко дну судна, сие было бы тем более неудобоопровергаемым и безопасным”.

Однако в целом это первое паровое “судно с печкой” было довольно неуклюже и примитивно. Получив на его постройке и испытаниях некоторый опыт, Берд в 1816 г. построил второй, несколько улучшенный пароход, который описывает так: “Судно… длиною от кормы до носового конца в 60, шириною чрез бимс в 15, а глубиною от бортов до дна в 8 футов, а со всею машиною и прибором опустится от поверхности воды на 2 фута. Паровая машина устроена силою против 16 лошадей, и предполагается, что поведет судно по 15 верст в час. Механизм состоит из паровой машины с паровым котлом и двух коленчатых валов с маховым колесом, которые посредством зубчатых колес приводят в кругообращение водяные железные колеса… Паровой котел нагревается из внутри, и топка окружена везде водой…, а дым топки проходит в железную трубу, вышиною имеющую 35 футов и могущую служить при попутном ветре мачтою для употребления парусов”.

Вторичное ходатайство на получение привилегии Берд направил в декабре 1816 г., когда права Фултона уже утратили силу. Привилегию он получил 9 июня 1817 г., которая давала ему на 10 лет права производить паровые суда, потреблять, продавать, дарить в залог и отдавать в собственность наследникам, а действие ее распространялось на Финский залив, Черное, Азовское и Каспийское моря и на все реки России.

§2. Первый пароход в Волжском бассейне на Каме

Первый пароход в Волжском бассейне появился на Каме в июне 1816 г.

Его построил уже упоминавшийся Пожвинский чугунолитейный и

железоделательный завод В. А. Всеволожского. Имея мощность 24 л. с.,

пароход совершил несколько опытных рейсов по Каме.
В подтверждение сделанного выше замечания о параллельной и почти одновременной работе по сооружению пароходов на Урале и в Петербурге приведем некоторые данные Центрального государственного исторического архива (ЦГИА).

Владелец Пожвинского завода В. А. Всеволожский писал своему сыну 23 мая 1816 г.: “…Бот мой почти совсем готов и я начинаю устанавливать паровую машину на 24 лошади новой конструкции…”. 27 июня 1816 г.: “…строение парового бота, где я занимаюсь целые дни, другую уже почту отнимает у меня время писать к тебе. Сейчас еду делать на Каме пробу и по сделанию сего опыта надеюсь 2-го или 3-го июля отсюда пуститься в путь”. 3 октября 1816 г. В. А. Всеволожский просит сына достать и прислать рисунок паровой машины Берда “дабы сделать сравнение той и другой”.

Яз этих документов можно сделать определенный вывод, что если уже к весне 1816 г. судно и машина в Пожве были “почти совсем” готовы, то строить их начали не позднее, чем летом 1815 г. Паровая машина, подготовленная к установке, была “новой конструкции”, создатели ее не знали, что из себя представляет машина Берда, иначе не было бы надобности просить прислать ее рисунок для “сравнения той и другой”.
Испытания парохода, построенного на Пожвинском заводе, выявили его многочисленные конструктивные недостатки, не позволившие ввести судно в нормальную эксплуатацию. Зимой 1816 г. была начата постройка еще двух пароходов мощностью 36 и 6 л. с., которые к середине лета 1817 г. были построены, испытаны и 17 августа вышли из Пожвы в Нижний Новгород. Но дошли они только до Казани, откуда и направились обратно: у с. Тихие горы движение пароходов остановил ледостав. Весной с примерзших к грунту и затопленных водой пароходов машины сняли и увезли в Пожву. Причинами неудачного рейса этих пароходов, наряду с недостатками конструкции, была малая мощность одного из них, который своей низкой скоростью сдерживал движение другого судна, а также частые и длительные остановки для погрузки дров.

Важно отметить, что на одном из этих пароходов были установлены две одноцилиндровые машины, работавшие на один вал. Это дало возможность пускать их в ход независимо от положения кривошипов, освободиться от громоздких маховиков, обеспечивало сравнительно плавный ход судна и явилось важным достижением на пути создания специальной судовой паровой машины. По этому поводу петербургская “Коммерческая” газета в 1835 г. писала: “Самое значительное улучшение и устройство — употребление двух паровых машин на судно — было сделано прежде всего в России в 1816 г.” Машина была приводной, и вращение гребного вала осуществлялось через шестеренную передачу-
Проекты и рабочие чертежи машины как для первого, так и двух следующих пароходов были разработаны на Пожвинском заводе горным инженером П. Г. Соболевским. Он же руководил и постройкой, в которой деятельное участие принимали мастера Семен Истомин, Петр Карпович и Иван Григорьевич Казанцевы, Данила Вешняков, Павел Чистяков, Николай Беспалов и Георгий Шестаков.

ТЕЛИ

Первый пароход построил француз маркиз Жуфруа д’Аббану, который в начале XIX cтолетия продемонстрировал его императору Наполеону ( рис. 1.65 ).

Тот сказал: «мне нет до этого дела. Ваша чадящая бочка не имеет будущего».

Ну, что ж, и императоры ошибаются.

Рис. 1.65. Первый в мире пароход француза Жуфруа д’Аббану

Одновременно предпринимались попытки создания пароходов в США ( 1785 — 1787 г.г., паровая лодка в Филадельфии ) и в Англии ( 1801 г. ).

Больше других повезло анг­личанину Роберту Фултону.

В 1803 году Роберт Фултон (1765-1815) на реке Сене во Фран­ции продемонстриро-вал первое паровое судно, но изобретение не получило одобрения французского прави-

тельства.

Обиженный Фултон в 1806 году переехал в США, но перед отъездом заказал у из-

вестной бирмингемской фирмы «Бултон энд Уатт» паровую машину.

В Америке при финан­совой поддержке своего друга Р. Ливингстона, путешествен-

ника и исследователя Центральной Африки, Фултон строит ко­рабль и устанавливает на

нём приве­зенный из Англии паровой двигатель.

Весной 1807 года судно было спущено на воду. Оно называлось «Пароход Север-

ной реки Клермонт», но в истории и памяти людей сохранился только «Клермонт» — горо-

док, где родился Ливингстон ( рис. 1.66 ).

Рис. 1.66. Роберт Фултон и его колёсный пароход «Клермонт»

В августе 1807 года «Клермонт» осуществил первый рейс по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани.

Через десять лет после спуска на воду «Клермонта» в США началась подготовка парохода к преодолению Атлантики.

Прав­да, немногие верили, что колесное судно окажется сильнее оке­анской волны. Высказывались и опасения, что не хватит запа­сов угля. Поэтому пароходная компания города Саванна, кото­рая взялась за это тяжелое дело, так и не осмелилась расстаться с парусами.

Рис. 1.67. Первый трансатланический пароход «Саванна» ( США )

24 мая 1819 года фрегат-пароход «Саванна» вышел в море под парусами и с работа

ющей машиной. В рейс не взяли ни пассажиров, ни груза. Три недели спустя «Саванна» прибыла в английский порт Ливерпуль.

Не обошлось без курьеза. К берегам Ирландии пароход подошел в сопровождении таможенного крейсера. Нет, это был не почетный эскорт — просто морской патруль принял «Саванну» за судно, которое горит, и поспешил на помощь.

Из 22 суток океанского перехода только 14 судно шло под па­ром. Потом кончился уголь. Владельцы решили продать паро­ход для эксплуатации на коротких рейсах. Из Анг-

лии «Саванна» перешла в Копенгаген, потом в Стокгольм. От посетителей не было отбою, но предложений на куплю не поступало.

В Кронш­тадте на борт парохода поднялся Александр I. Потом судно по­шло в Нор-

вегию, а оттуда в США. Однако американское прави­тельство также отказалось купить па-

роход. Тогда с него сняли паровую машину, и парусник ходил как почтовый.

В 1821 году он сел на мель. Такой незавидной оказалась судьба первого побе­дителя Атлантики.

Тогда же, в 1821 г., был построен первый пароход с металлическим корпусом

» Аарон Манби» ( рис. 1.68 ).

Рис. 1.68. Первый пароход с металлическим корпусом » Аарон Манби»

Плавания через Атлантику требовали большого расхода угля, что не давало воз-

можности перевозить на судах полезные грузы.

В России в 1825 году со стапелей Соломбальской верфи ( Архангельск ) было спу-

щено на воду первое паровое судно — 60-сильный колес­ный речной пароход «Легкий», по-

строенный известным корабель­ным мастером А. М. Курочкиным.

Первый пароход на Черном море «Надежда» 4 июля 1827 г. вышел в рейс Одесса — Херсон.

В 1830 г. построенный в Петербурге пароход «Нева» (длиной 34 м, шириной 7 м, грузоподъемностью 225 т, 50 пассажиров, машина 320 л.с. скорость 11 узлов) совершил первый в истории рейс вокруг Европы из Петербурга в Одессу и в дальнейшем работал на линии Одесса -Константинополь.

В XIX столетии активно строились военные корабли.

На протяжении десятилетий французские адмиралы готовились к сражениям с английским флотом, а судостроители разрабатыва­ли корабли, каждый из которых как бы заранее предназначался для боя с соответствующим ему английским кораблем.

Занявшись пароходостроением почти на десять лет позже своих соперников, фран-

цузы, надо отдать им должное, очень скоро наверстали упу­щенное и стали даже кое в чем обгонять «владычицу морей».

Так, «Ардент», первый деревянный колесный вооруженный пароход-авизо (тип, аналогичный шлюпу или клиперу), французы построили в 1830 году — на семь лет раньше английской «Горгоны».

Их де­ревянные колесные пароходофрегаты «Гомер» и «Асмодей» со­шли со стапе

лей на год раньше британского «Файрбэнда».

Даже в железном судостроении — области традиционного превосходства корабелов «туманного Альбиона» — французы ухитрились обогнать своих островных конкурентов: железный колесный авизо «Тенар» они спустили на воду в 1840 году — на три года раньше английской го «Трайдента» ( в переводе с английского «трайдент» – трезубец, намёк на трезубец владыки морей – Нептуна ).

В 1838 году английская почта договорилась с судоходной компанией «Кунард» о регулярной перевозке английских почтовых грузов на линии Ливерпуль — Бостон.

Первый рейс из Европы в Америку на английском пароходе «Грейт Вестерн» про-

должался 14 су­ток и 8 часов.

Регулярные же почтово-пассажирские перевозки начались в 1840 году рейсами па-

рохода «Британия» ( рис. 1.69 ).

Рис. 1.69. Первый трансатлантический почтово-пассажирский пароход «Британия»

В середине XIX столетия успехи разных стран в судостроении позволили начать строить крупные суда.

Рис. 1.70. Парусный пароход «Грейт Истерн» ( «Великий Запад» ) слева; его строи-

тель И. Брюннель — справа

Так, английский шестимачтовый парусный пароход «Грейт Истерн», построенный в 1857 г., имел водоизмещение 18915 рег.т., длину 210 м, ширину 25 м, осадку 14,5 м, перевозил 4000 пассажиров и 6000 т груза.

ние бортовые гребные колеса диаметром 16,5 м, Расход угля в сутки составлял 350 т, при скорости 15 узлов. Пароход имел также парусное вооружение на 6 мачтах. Команда составляла 418 человек.

Спроектировал и руководил постройкой молодой инженер Изамбар Брюннель, ко-

торого назвали «Леонардо да Винчи XIX века» ( намек на настоящего Леонардо да Винчи, итальянского скульптора, художника, инженера, разработавшего, например, чертежи будущего геликоптера – вертолёта, и многое другое )

Конкурентная борьба парусников и пароходов длилась до начала XX века.

В 1900 г. в мире было 16000 пароходов суммарным водоизмещением 22 млн. бр.

рег.т., парусников 12000, суммарным водоизмещением 6,5 млн. бр.рег.т.

Революционный переворот в многих отраслях мировой экономики, в том числе и в судостроении, произвёл немецкий инженер Рудольф Дизель ( 1858-1913 гг. ), который в 1897 г. изобрёл двигатель внутреннего сгорания, названный его именем.

Дизели работают на жидком топливе на самовоспламенении, т.е. не требуют запаль

ных устройств, как например, бензиновые двигатели. Они гораздо экономичнее всех ос-

тальных типов двигателей.

Первый в мире речной теплоход «Вандал», имевший в качестве энергетического средства, обеспечивавшего движение судна, двигатели внутреннего сгорания, был построен на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1903 г. по предложению инженера — кораблестроителя К.П. Баклевского.

Длина судна составляла 74,5 м, ширина 9,7 м, осадка 1,8 м, грузоподъемностью 820 т. двигатели внутреннего сгорания работали на три электрогенератора, питающих электро

двигатели, приводящие во вращение гребные винты.

Таким образом, первый в мире теплоход был и первым в мире электроходом.

Теплоход «Вандал» по Мариинской системе был отбуксирован в Петербург, откуда стал совершать регулярные рейсы до Рыбинска ( б. Молотов ) и обратно.

Уже в следующем 1904 году в России был построен второй наливной теплоход «Сармат» с более совершенной и экономичной энергетической дизельной установкой.

Первый в мире морской теплоход — танкер «Дело», был построен в России на Коло-

менском заводе в 1908 г. Судно имело водоизмещение 5700 т.

Постройка первых в мире речного и морского теплоходов исторически закрепила за Россией приоритет в судостроении флота оснащенного двигателями внутреннего сгора

ния.

Первые теплоходы в Европе были построены несколько позднее — «Вулкан» в Гол-

ландии — в 1910 году и «Зеландия» в Дании — в 1911 году.

Первым теплоходом на Черном море был танкер «Степан Лиознов» грузоподъемно

стью 8000 т, построенный перед началом первой мировой войны.

И все же в начале XX в. мировой торговый флот в основном оставался паровым.

И только по прошествии ряда лет теплоходы стали занимать ведущее место в судо-

троении. В конце XX столетия финская фирма «Вяртсиля» построила судовой дизель мощ

ностью 88 400 кВт.

Первый юбилей

Светлана Васильева, редактор газеты «Адмиралтеец»

3 ноября 1815 года жители Санкт-Петербурга стали свидетелями поистине исторического события: отшвартовавшись от невской пристани, в свой дебютный регулярный рейс в Кронштадт отправился первый российский пароход «Елизавета»

Как показало время, новое судно, построенное на литейно-механическом заводе Берда, позже вошедшем в состав Адмиралтейских верфей, произвело настоящую техническую революцию в гражданском судостроении.До этого по водам Финского залива ходили только гребные и парусные суда – «пассажботы», тратившие в безветренную погоду на путь до Кронштадта около суток. «Елизавета», на борту которой было тринадцать пассажиров, развила скорость в пять узлов и благополучно завершила рейс за 3 часа 20 минут.

В Кронштадте состоялась торжественная встреча первенца российского пароходостроения. В присутствии главного командира Кронштадтского порта было устроено состязание на скорость между пароходом и лучшим «ходоком» среди судов Кронштадта – командирским гребным катером. Только при работе гребцов «на всю возможную силу» катер шел почти одним ходом с «Елизаветой», иногда даже опережая ее. Но при обычных усилиях матросов катер сильно отставал. Как подтвердили участники события, если бы гонка проходила вне пределов гавани или при волнении залива, катер просто не смог бы участвовать в состязании.

Первый рейс

Шотландец Чарльз Берд приехал в Россию в 1786 году. Будучи энергичным и образованным инженером, уже в 1792-м он получил право на строительство завода в Петербурге, на Матисовом острове в устье реки Фонтанки. В 1796 году стараниями товарищества Берда и заводчика Франца Моргана были возведены четыре каменных корпуса первого в городе частного литейно-механического предприятия, на котором было налажено производство паровых машин. В 1800 году на заводе построили первую паровую машину конструкции Берда, а к 1813-му было изготовлено уже около 200 паровых машин. В 1815 году на предприятии был спроектирован и построен первый в России пароход, получивший название «пароход Берда». Именно это судно, именуемое вначале на английский манер «пироскаф» или «стимбот», стало родоначальником российских пароходов.

В сентябре 1815-го оно прошло первые «ходовые испытания» в пруду Таврического сада. Вот как описывала это событие газета «Сын Отечества»: «Судно сие полтора часа ходило по разным направлениям в круглом, напротив дворца, бассейне, которого диаметр не превосходит сорока сажен. Удобное движение столь большого судна в таком малом пространстве воды представляло приятное зрелище и показывало, сколь оно удобно в управлении. Новость сего явления, местоположение и прекрасная того дня погода привлекли туда необыкновенное множество зрителей». В качестве двигателя на пароходе, впоследствии получившем название «Елизавета», применили балансирную паровую машину Уатта, мощность которой составила четыре лошадиные силы, а частота вращения вала – сорок оборотов в минуту. На пароходе установили шестилопастные бортовые колеса шириной 120 и диаметром 240 см.

Длина «Елизаветы» составила 18,3 м, ширина – 4,57, а осадка судна – 6,1 м. Паровой котел на одну топку работал на дровах, от нее шла дымовая труба из кирпича, которую позднее заменили на металлическую. Труба могла служить основой для паруса, ее высота составляла 7,62 м. «Елизавета» могла развивать скорость до 5,8 узла (почти 11 км/ч). При этом, как писали современники, «Берд не построил для приложения паровой машины к судам нового судна, а только вделал сию машину в обыкновенную Тихвинскую лодку…».

«Елизавета» ежедневно совершала рейсы между столицей и Кронштадтским портом, а английское название «стимбот» с легкой руки морского офицера, будущего российского адмирала Петра Рикорда, сменилось на русское «пароход».

Промышленник Берд умел обращаться с государственными чиновниками. Мемуарист Филипп Вигель описывал прогулку на пароходе «Елизавета», на которую Берд пригласил его в компании графа Михаила Вильегорского и влиятельного царедворца Августина Бетанкура, впоследствии ставшего министром путей сообщения. Маршрут прогулки проходил по Неве с посещением завода, затем по Ладожскому озеру. Семейство Берда развлекало и угощало приглашенных гостей на борту корабля.

В 1816-м был спущен на воду второй пароход, улучшенной конструкции, с машинной мощностью 16 лошадиных сил. С 1817-го регулярные пассажирские рейсы стали совершаться по два раза в день.Так в Санкт-Петербурге открылась первая в мире морская пароходная линия.

Как дела? Как у Берда!

В 1816 году в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий было заведено «Дело о выдаче привилегий владельцу литейного завода Чарльзу Берду на судно, приводимое в движение паром».

Благодаря успеху своего изобретения Чарльз Берд получил несколько больших государственных заказов и создал свое пароходство. Пятью годами позже на линии Санкт-Петербург – Кронштадт курсировало уже четыре парохода Берда. Два из них имели паровые машины в 35 лошадиных сил, один – 25, и еще один – 12.

С июня 1817 года пароходы Берда занимались уже и грузовыми перевозками. Конкуренция между парусными и паровыми судами была недолгой: последние оказались намного удобнее и быстрее.

Именно благодаря Чарльзу Берду Россия стала четвертой страной в мире по пароходостроению

В 1832 году с учетом опыта строительства малых пароходов, служивших для портовых нужд и перевозки грузов, был построен военный пароход «Геркулес». На нем была установлена первая в мире усовершенствованная пароходная машина без балансира, созданная русскими техниками-новаторами. В Англии такие машины появились только в конце 30-х годов XIX века. В 1836 году на Ижорском адмиралтейском заводе построили первый колесный 28-пушечный пароходофрегат «Богатырь» водоизмещением 1340 тонн с машиной мощностью 240 лошадиных сил.

Берд наладил пароходное сообщение между Петербургом и Ревелем, Ригой и другими городами. Он владел речным пароходостроением по всей России, имел право на монопольное строительство судов для Волги – частные лица без разрешения Берда не могли строить свои пароходы. Исключительная императорская привилегия принадлежала Берду почти 30 лет. По официальным данным, к 1820 году по русским рекам уже ходили или были готовы к спуску пятнадцать пароходов, а к 20-летнему юбилею первого рейса «Елизаветы» в России насчитывалось пятьдесят два парохода. За заслуги перед Россией, ставшей для него вторым отечеством (не случайно здесь его уважительно величали Карлом Николаевичем), Чарльз Берд был пожалован дворянским титулом и получил множество наград, в том числе орден Святого Владимира 3-й степени. Само имя Берда на десятилетия стало символом успеха. На вопрос «Как дела?» петербуржцы отвечали: «Как у Берда. Только труба пониже да дым пожиже».

Дело на полтора века…

Сегодня современное судостроение шагнуло далеко вперед и первые паровые машины Берда могут показаться слишком простыми. Но именно благодаря их строительству Россия стала четвертой страной в мире по пароходостроению. При этом пароходы, в основе конструкции которых лежал принцип, заложенный Бердом, строились в России вплоть до 1959 года.

А название первого из них – «Елизавета» – и имя его создателя навсегда вошли в историю Адмиралтейских верфей и в летопись отечественного судостроения.

Символично, что в здании, в котором более двух веков назад проживала семья Бердов, сегодня располагается отдел строителей надводных судов и кораблей.

История парохода

Первый в истории пароход, который можно было использовать в судоходстве, был изобретен ирландским инженером-механиком Робертом Фултоном, гениальным самоучкой, родившимся в семье бедных крестьян. Испытание своего первого, несовершенного парохода Фултон проводил в 1803 году на реке Сена в Париже. Можно было сказать, что опыт удался, судно продержалось на плаву 1,5 часа, скорость, которую развивал пароход, достигала 5 км/час.

Следующим был колесный пароход «Клермонт», его Фултон построил в 1807 году. На нем он установил паровой двигатель Уатта. Пароход был 43 метра длиной, мощность двигателя достигала 20 лошадиных сил, грузоподъемность составляла 15 тонн. Первый свой рейс «Клермонту» удалось совершить в 1807 году по Гудзону. Весь путь, протяженность которого 150 миль (270 км), от Нью-Йорка до Олбани, при встречном ветре и против течения, судно проделало за 32 часа. Именно благодаря «Клермонту» было положено начало паровому пароходству.

Строительство пароходов, после этого, началось и в других странах. Следом делаются попытки технического усовершенствования всех видов морского транспорта. Так на трансатлантической линии в 1819 году между Америкой и Европой свой путь начал пароход «Саванна». Он вез хлопок в Англию. В пути «Саванна» находился 26 дней. В 1819 году этот пароход побывал и в Петербургском порту. Это было первое иностранное судно, посетившее Россию.

В 1825 году путь от Лондона до Калькутты был проделан за 113 дней английским пароходом «Энтерпрайз». Судно «Кюрасо» из Голландии прошло расстояние от Голландии до Вест-Индии за 32 дня. Но в 40-х годах XIX века морское судостроение развивалось довольно медленно. Не было возможности сразу устранить недостатки в конструкции, которые выявлялись в процессе эксплуатации, и это тормозило строительство пароходов.

Стимулом для быстрого развития морского судостроения стали коренные изменения конструкций пароходов и двигателей. Немаловажную роль сыграло и применение новых строительных материалов для создания судов. Переход к строительству корпусов из железа и стали имел величайшее значение в судостроении.

Первый в истории пароход с гребневым винтом изобрел и построил в 1838 году английский инженер-изобретатель Смит. Свое детище он назвал «Архимед». Дальнейшие усовершенствования винтовых пароходов привели к тому, что к концу 40-х годов гребневый винт быстро начал вытеснять гребные колеса.

Появление первых пароходов, на которых стало возможно совершать регулярные океанские рейсы, следует отнести к началу тридцатых годов XIXстолетия. А в конце 30-х годов пароходы стали регулярно ходить по рейсам из Европы в Америку и обратно. Чуть позже на пароходе можно было попасть и на другие континенты. Впервые кругосветное путешествие на пароходе было совершено в 1842 году. Как и железные дороги, пароходные линии способны были обеспечить быстроту передвижения и ее регулярность, а также понизить стоимость перевозки грузов.

В каком году в России был построен первый пароход?

В каком году в России был построен первый пароход? В статье можно узнать правильный ответ на вопрос викторины «Вопрос дня» на сайте mnogo.ru за сегодня. «Вопрос дня» снова в деле, правда зачастую вопросы очень легкие. Кстати советуем не полагаться на ответы в интернете, так как иногда в викторине бывают ошибки. А значит верный ответ может оказаться неправильным.

На сайте Спринт-Ответ всегда даются нужные ответы, так как мы также отвечаем на эти вопросы. В этой же рубрике можно найти и ответы на другие вопросы викторины. Сегодня был задан очередной вопрос в этой занимательной викторине. Нам нужно выбрать верный вариант ответа о первом пароходе в России.

В каком году в России был построен первый пароход?

В качестве движителя пароходов первоначально использовались гребные колёса (если не брать в расчёт первых опытов Джона Фитча с вёслами, приводимыми в движение паровой машиной). Гребные колёса могли располагаться по бортам в районе мидель-шпангоута или за кормой. К XX веку гребные колёса вытеснил более прогрессивный гребной винт. В качестве энергоносителя в паровых машинах пароходов первоначально использовался уголь, позже нефтепродукты (мазут).

Первый рейс первого русского парохода состоялся 3 ноября 1815 г. Но у этого события была длинная предыстория.