Психологический отбор на военную службу

Служба по контракту

Главная Карьера Служба по контракту Служба по контракту Информация для кандидата Требования Профессионально-психологические

Профессионально-психологические требования

Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах Российской Федерации является одним из видов профессионального отбора и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на вероятностную оценку профессиональной пригодности гражданина, а также на установление пределов возможности овладения им военно-учетной специальностью на требуемом уровне, эффективного исполнения профессиональных обязанностей, цель которых заключается в достижении максимально качественного комплектования воинских должностей.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан (иностранных граждан).

Профессиональная пригодность гражданина (иностранного гражданина) определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется данный гражданин (иностранный гражданин).

Информацию о месте и времени проведения мероприятий
по профессиональному психологическому отбору кандидату сообщает инструктор пункта отбора.

Результаты профессионального психологического отбора отражаются
в карте профессионального психологического отбора по установленной форме.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина):

  • рекомендуется в первую очередь — первая категория;
  • рекомендуется — вторая категория;
  • рекомендуется условно — третья категория;
  • не рекомендуется — четвертая категория.

Граждане (иностранные граждане), отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории, не могут быть приняты на военную службу по контракту.

Дума приняла закон о психологическом отборе при поступлении на военную службу

Госдума окончательно приняла закон, который вводит профессиональный психологический отбор при приеме на военную службу. Это касается службы по призыву и по контракту, а также поступления в военные вузы и в мобилизационный резерв.

Документом устанавливаются категории профессиональной пригодности. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору будут определяться министром обороны РФ.

По результатам отбора будет выноситься одно из заключений о профессиональной пригодности: «рекомендуется в первую очередь» (первая категория), «рекомендуется» (вторая категория), «рекомендуется условно» (третья категория) и «не рекомендуется» (четвертая категория). В частности, граждане, отнесенные к последней категории, не могут быть приняты на военную службу по контракту или поступить в мобилизационный людской резерв.
Требования к профессиональной психологической пригодности гражданина будут устанавливаться министром обороны РФ либо руководителем иного государственного органа, где предусмотрена военная служба.
Устанавливается, что призывная комиссия организует контрольные мероприятия профессионального психологического отбора и выносит решение с учетом его результатов.
В думском комитете по обороне отметили, что законопроект направлен на «повышение качества комплектования воинских должностей за счет прохождения гражданами профессионального психологического отбора». Предлагаемые новации «позволят наиболее эффективно определить уровень и особенности подготовки каждого гражданина, призываемого на военную службу», считают парламентарии, передает ТАСС

Урок 11-12 Профессионально-психологический отбор в Вооружённых Силах РФ 14.10.2013 12537 0

Цели урока. Познакомить учащихся и изучить правила профессионального психологического от­бора при первоначальной постановке на воинский учет; ознако­мить с психологической классификацией воинских должностей.

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Одним из основных мероприятий первоначальной постанов­ки гражданина на воинский учет является профессиональный психологический отбор. Именно он даёт ответ на главный вопрос о дальнейшем выполнении гражданином воинской обязанности — в каком качестве и в каких войсках будет служить гражданин РФ.

Многие из ребят уже прошли первоначальную постановку на во­инский учет и имеют довольно четкое представление о том, что пред­ставляет из себя професси­ональный психологический отбор. На сегодняшнем уроке мы с вами подробно рассмотрим порядок прохождения профессионального психологического отбора, еще и некоторые важные теоретические вопросы, касающиеся этих мероп­риятий.

Вопросы для активизации знаний.

1. В чем состоит цель проведения профессионального психологи­ческого отбора при первоначальной постановке на воинский учет?

2. Как влияют итоги профессионального психологического отбора на то, каким образом гражданин будет исполнять воинскую обязанность?

3. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Действительно, не одними только духовными и нравственными силами воина достигается победа в бою. Нужна еще и сила физиче­ская. Да и не только сила, но и ловкость, выносливость, другие фи­зические качества, без которых невозможно представить настоящего военного.

Обратимся к руководству «По профессиональному психологиче­скому отбору в Вооруженных силах Российской Федерации» (фраг­менты).

I. Общие положения

3. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору прово­дятся штатными и нештатными подразделениями профессионального психо­логического отбора (далее именуются — подразделения профотбора) и специ­алистами по профессиональному психологическому отбору.

4. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах являет­ся одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологи­ческих качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на во­енную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

5. Задачами профессионального психологического отбора являются: военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями солдат, матросов, сержантов старшин (далее именуются — военно-учетные специальности), обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на военную службу по контракту;

определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и определению по воинским должностям;

9.По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее
именуется — профессиональная пригодность):

а)рекомендуется в первую очередь — первая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

б)рекомендуется — вторая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

в)рекомендуется условно — третья категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

г)не рекомендуется — четвертая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей).

10.При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем уровням:

—высокая нервно-психическая устойчивость;

—хорошая нервно-психическая устойчивость;

—удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

—неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость.

12. Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профес­сиональной пригодности, не могут быть:

—направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в об­щественные объединения и учебные воинские части;

—направлены на обучение в военно-учебные заведения;

—приняты на военную службу по контракту на соответствующие воин­ские должности.

Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию професси­ональной пригодности по классам основных сходных воинских, должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), ус­тановленные Психологической классификацией воинских должностей, за­мещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 1 к настоящему Руководству).

14. Заключения о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих учитываются:

военными комиссарами — при направлении граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;

призывными комиссиями — при принятии решений о направлении граждан для сдачи конкурсных вступительных экзаменов в военно-учебные заведения.

15. Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной при­годности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответ­ствующие разделы карты профессионального психологического отбора.

29. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с гражданами, подлежащими призыву на военную службу, осуществляются поэтапно: в период первоначальной постановки граждан на воинский учет; в период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до их явки на заседание призывной комиссии.

30. Военные комиссары после составления списков граждан, подлежа­щих первоначальной постановке на воинский учет, направляют по месту учебы или работы этих граждан анкету и запрос на сведения о личностных качествах.

31. В период первоначальной постановки граждан на воинский учет не­штатная группа профотбора военного комиссариата проводит их военно-про­фессиональную ориентацию, социально-психологическое изучение, психо­логическое и психофизиологическое обследование.

Результаты социально-психологического изучения, психологиче­ского и психофизиологического обследования, заключение о профес­сиональной пригодности и решение о предназначении заносятся в разделы I — III, V, VI карты профессионального психологического отбора и журнал учета работы нештатной группы профотбора воен­ного комиссариата (по форме, приложение № 4 к настоящему Руководству). Карта профессионального психологического отбора, подписанная военным комиссаром, вместе с другими документами граж­данина, призванного на военную службу, направляется на сборный пункт субъекта Российской Федерации.

Психологическая классификация воинских должностей, занимаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами

Основные профессионально важные психологические качества

Примеры воинских должностей

Командные (организаторские)

Развитые организаторские и позна­вательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентиро­ваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правиль­ные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, самостоятельность. Ясная и раз­борчивая речь

Командир боевой машины. Командир орудия

Командир отделения.

Командир танка

Командир установки.

Командир боевого поста

Начальник команды.

Начальник мастерской

Начальник поста

Начальник пункта

Начальник радиостанции

Начальник станции

Старшина команды

Операторские (сенсорно-гностические)

Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость и концент­рация. Опера­тивная память. Быстрота мышле­ния, умение выделить в информа­ции главное. Координация движений руками

Оператор (РЛС, ЗРК, ПТРК, энергосистем, постов управления, АСУ, ЭВТ и др).

Наводчик орудия (танка, САО и др.)

Наводчик-оператор (БМП, БМД, противолодочных бомбовых установок и др.)

Радиометрист. Снайпер и др.

Связи и наблюдения (сенсорные)

Острый слух (зрение). Точность слухового (зрительного) восприя­тия. Устойчивость внимания. Опе­ративная память. Развито чувство ритма, выносливость и подвиж­ность нервной системы. Правиль­ная дикция, разборчивый почерк. Подвижность кистей и пальцев рук

Радиотелеграфист, радист, радио­телефонист. Телеграфист. Наблю­датель. Акустик, гидроакустик. Сигнальщик

Водительские (сенсомоторные)

Распределение и устойчивость вни­мания. Быстрая сенсомоторная ре­акция. Подвижность нервных про­цессов. Двигательная память. Ко­ординация движений руками и ногами

Водитель. Механик-водитель (тан­ка, БМП, БМД, САУ и др.) Машинист тепловоза. Рулевой. Крановщик и др.

Специального назначения (моторно-волевые)

Координация движений, ловкость, физическая сила и выносливость, решительность, смелость, самооб­ладание.

Специалисты воздушно-десант­ных, десантно-штурмовых, разве­дывательных подразделений, мор­ской пехоты и др.

Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники)

Развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Об­щеобразовательная и техническая грамотность

Аккумуляторщик. Дизелист. Мо­торист. Механик. Мастер (радио­мастер, телефонный мастер и др.) Электрик. Электромонтер и др.

Прочие

Особых профессионально важных психологических качеств не требу­ется

Стрелок. Помощник гранатометчи­ка. Заряжающий и др.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Какие нормативно-правовые акты регламентируют проведение профессионального психологического отбора?

2. Кто проводит профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет?

3. Каким образом и где отражаются итоги профессионального психологического отбора?

4. Как влияют результаты профессионального психологического отбора на определение порядка прохождения военной службы гражданином?

Домашнее задание.

1. Ситуационная задача. Используя психологическую классификацию воинских должностей, определите, на какие должности может быть назначен гражданин И., если он не имеет развитых организаторских способностей, но в его профессионально-психологической характеристике указано что его психологические качества следующие: «Точность и быстрота зри­тельного (слухового) восприятия, точный глазомер. Оперативная память. Быстрота мышления, умение выделить в информации главное. Координация движений руками».

Страницы учебника 50—53.

Профессионально важные качества и профессиональная пригодность к военной службе как объект профессионального психологического отбора

В соответствии с системным видением субъекта боевой деятельности в качестве такового мы рассматриваем не отдельного воина, воинский коллектив и деятельность, а систему «военнослужащий — среда — деятельность». В связи с этим становится очевидно, что эффективность воинской, прежде всего боевой, деятельности может быть достигнута лишь тогда, когда будет в максимальной степени обеспечено взаимное соответствие требований деятельности, психологических и личностных качеств военнослужащих и социально-психологических параметров воинского коллектива. Другими словами, военнослужащий должен обладать достаточным психологическим ресурсом для осуществления конкретной воинской деятельности.

В интересах обеспечения такого соответствия в ВС РФ создана целостная система профессионального психологического отбора, включающая силы, средства, систему научно-методического обеспечения профессионального психологического отбора и подразделения подготовки специалистов профессионального психологического отбора. Общая логика профессионального психологического отбора отражена на рис. 16.1.

Рис. 16.1. Система военного профессионального психологического отбора

Главной миссией представленной системы военного профессионального психологического отбора является обеспечение максимального взаимного соответствия военной специальности и военного специалиста.

Видный россиийский психолог Е. Л. Климов сформулировал «золотое правило» психологии труда и, одновременно, центральную проблему человековедческих областей знания, обслуживающих решение этой задачи, состоящие в установлении наилучшего взаимного соответствия (взаимосо- образности) человека как субъекта труда, с одной стороны, и объективных требований социально фиксированного трудового поста — с другой.

В отечественной военной профессиологии сложилось ясное представление о том, что проблема соответствия личности и профессии может быть адекватно решена только в том случае, если учитывается весь комплекс требований: требования личности к деятельности и, наоборот, требования профессиональной деятельности к личности. Реализация данного подхода на практике — важное условие и предпосылка совершенствования всей системы профессиональной подготовки высококвалифицированных военных специалистов.

В научной и практикоориентированной литературе, документах по вопросам профессионального психологического отбора используется несколько терминов для описания различных сторон взаимного соответствия личности и деятельности: «профессиональная пригодность», «профессиональная подготовленность», «профессиональная готовность» (рис. 16.2).

Рис. 16.2. Структура профессиональной пригодности

В отечественной психологической литературе под психологической готовностью к труду обычно понимается установка на труд, состояние мобилизации всех психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное (и при необходимости экстренное) выполнение определенных действий (мотивационная сфера профессиональной деятельности). Профессиональная подготовленность традиционно рассматривается как совокупность специальных знаний, умений, навыков, обусловливающих способность человека выполнять определенную профессиональную деятельность с тем или иным качеством (операциональная сфера профессиональной деятельности). Удовлетворенность трудом — эмоционально-оценочное отношение личности к выполняемой работе и условиям ее протекания (эмоциональная сфера деятельности). Совокупность перечисленных качеств и состояний военнослужащего характеризуют его профессиональную пригодность.

Чаще всего под «профессиональной пригодностью» подразумевают «степень соответствия свойств конкретного человека требованиям профессии, конкретного трудового поста». При этом подчеркивается, что высокая степень пригодности проявляется в высокой производительности и качестве выполняемых работником трудовых функций (или высокой эффективности труда). Успешность выполнения круга порученных обязанностей, пригодность работника могут зависеть от ряда его качеств (наличие способности к профессиональному развитию, хорошей обучаемости в данной профессиональной области, коммуникативности, лояльности работника к организации, дисциплинированности, честности, устойчивости неблагоприятным факторам и т.д.), а также предполагают позитивное отношение работника к профессии, к выполняемым обязанностям, профессиональной среде.

Из приведенного определения видно, что в понятие профессиональной пригодности, наряду с соответствием свойств конкретного человека требованиям конкретной профессии, включаются отношение человека к профессии, удовлетворенность человека процессом труда и оценкой его результатов. Следовательно, профессиональная пригодность оценивается как по объективному критерию — степени успешности овладения профессией, так и по субъективному — степени удовлетворенности трудом, отношению к своей профессиональной деятельности. Она захватывает операциональную, мотивационную и эмоциональную сферы труда. Таким образом, профессионально пригодным можно считать военнослужащего, успешно овладевающего и реализующего возложенные на него обязанности, связанные с профессиональной деятельностью, положительно оценивающего свою профессию (специальность, деятельность) и удовлетворенного процессом и результатами этой деятельности.

Вопрос о профессиональной пригодности, по мнению известного советского психолога Н. Д. Левитова, становится актуальным: 1) при подборе и отборе кадров (определении пригодности кандидата к данной работе); 2) при выборе профессии (определении, к какой профессии человек наиболее пригоден); 3) при обучении профессии (формировании пригодности человека к той или другой работе).

Левитов выделяет факторы профпригодности, т.е. некоторые особенности личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности:

  • 1) способности или предрасположения к той или иной работе. Эти способности могут быть чисто физическими или психическими (память, реакция, внимание, общая одаренность и др.). Качества, определяемые этими способностями, называют профессионально важными (значимыми) качествами;
  • 2) знания, умения и навыки, необходимые для выполнения данной работы, т.е. необходимая профессиональная подготовленность;
  • 3) склонность и желание работать, т.е. определенный волевой настрой на работу. Большое значение здесь имеет также и мотивация, предопределяющая желание работать. При этом мотивы могут быть как внутреннего (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству), так и внешнего характера (заработная плата, конкуренция и др.) .

Для оценки субъектных компонентов профессиональной пригодности применяется специальная матрица «ГОДЕН» (табл. 16.1).

Таблица 16.1

Субъектные компоненты профессиональной пригодности2

Обозначение

Название

Примеры

Г

Гражданские

качества

Просоциальная направленность личности, честность, ответственность и пр.

О

Отношение к профессии

Положительное эмоциональное отношение к профессии, профессиональные склонности, интересы

д

Дееспособность

Здоровье (соматическое и психическое), общая трудоспособность, профессиональная работоспособность

Е

Единичные (профессиональные) и общие способности

Профессиональные способности: развитая психомоторика (гибкость, физическая сила, координация движений и т.д.); музыкальные способности; общительность; технический интеллект и т.д. Сюда относятся также свойства индивидные (пол, возраст и пр.)

Н

Навыки, умения, знания

Обладание требуемым уровнем общего образования, воспитания и профессиональной квалификации, умение выполнять профессиональные задачи на требуемом уровне; обучаемость в определенной области

Речь идет не о том, чтобы разделить людей на лучших и худших, а о том, чтобы создать условия для выбора военнослужащим того вида профессиональной деятельности, в которой его индивидуально-психологические и личностные качества могут реализоваться оптимально как для него самого, так и для воинского подразделения (части). При этом учитывается принцип «презумпции» пригодности специалиста: кандидат считается пригодным к деятельности до тех пор, пока не будет доказано иное.

Однажды оцененный уровень профессиональной пригодности не является мандатом, свидетельствующим о вечном соответствии человека и профессии или штампом о его постоянной непригодности к конкретной деятельности. Дело в том, что индивидуально-психологические и личностные качества человека, содержание профессиональной деятельности, критерии ее эффективности — феномены развивающиеся. Сегодня несоответствующие качества военнослужащего могут быть развиты или, напротив, утрачены. Требования со стороны воинской специальности к нему могут меняться. Оценочные шкалы, отражающие степень профессиональной пригодности человека, могут корректироваться. Профпригодность личности и требования профессии могут оказывать влияние друг на друга. Сформировавшаяся профпригодность отражается на внешнем облике, психомоторике, стереотипах речи и мышления, установках и ценностных ориентациях личности.

В связи с этим считается, что делать окончательный вывод о профессиональной пригодности человека к деятельности до того, как он начал заниматься ею, весьма сложно или невозможно. В этом случае целесообразно говорить о прогнозировании профессиональной пригодности.

Таким образом, целесообразно рассматривать профессиональную пригодность не как простое соответствие некоторых свойств организма определенным требованиям профессии, а результат некоторого процесса, в ходе которого психологические качества человека, сталкиваясь с препятствиями, выдвигаемыми профессией, претерпевают ряд изменений, так или иначе формирующих профессиональный тип; если профпригодность рассматривать как категорию динамическую, то она оказывается близка к понятию профприспособляемость .

Однако возможности формирования профессиональной пригодности не всегда безграничны. Формирование профпригодности происходит по-разному у различных людей в зависимости от их возможностей компенсации, от пластичности способностей. В связи с этим мы вправе говорить о профпригодности только конкретного человека, в конкретное время, в конкретной специальности.

Так, Е. А. Климов выделяет четыре степени выраженности профессиональной пригодности.

  • 1. Непригодность к профессии — временная или практически непреодолимая, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с точки зрения медицины с работой в данной области.
  • 2. Годность к профессии (или группе профессий) — в этом случае говорят: нет противопоказаний, но нет и показаний.
  • 3. Соответствие данной области деятельности — противопоказаний к профессии нет, присутствуют некоторые личностные качества и интересы, способности.
  • 4. Призвание — налицо явные признаки соответствия человека всем основным требованиям профессии. В этом случае говорят: «В этой и именно в этой области деятельности ты будешь наиболее нужным людям».

Как показывает практика, не каждый человек может овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к таким профессиям может сформироваться лишь при наличии определенных природных данных, являющихся профессионально важными.

Специалисты в области психологии труда предлагают модель принятия кадровых решений по результатам оценочных процедур в ходе отбора кадров, которая вполне подходит для процедур отбора кандидатов на контрактную службу в ВС РФ (табл. 16.2).

Таблица 16.2

Модель четырех грейдов — четырехступенчатая модель принятия кадровых решений по результатам оценочных процедур

в ходе отбора кадров1

Оценочная

категория

Словесная

интерпретация

Управленческое решение

А

Безусловно пригоден

Допуск к работе (испытательному сроку) после мин и м ал ы I ого и нстру ктажа

В

Условно пригоден

Допуск к испытательному сроку под наблюдением или производственному обучению

С

Условно не пригоден

Сохранение контакта на случай резкого повышения спроса в кадрах

Безусловно не пригоден

Удаление из базы данных (или сохранение исключительно в исследовательских целях)

Следует отметить, что при отборе военнослужащих на контрактную службу целесообразно в полной мере использовать солидные наработки в области психологии кадрового менеджмента.

В некоторых профессиях требования к профпригодности велики, так как имеют место некоторые абсолютные противопоказания к профессии. Например, профессия водителя всех видов транспорта абсолютно противопоказана людям с повышенной сонливостью в монотонной обстановке. Людям неуравновешенным, забывчивым противопоказаны профессии, требующие самообладания, такие как профессии учителя, пилота, хирурга, пожарного, спасателя и др. Абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности. Для определения соответствия людей требованиям подобных групп профессий используется профессиональный отбор. Это в полной мере относится к профессиям и специальностям, связанным с воинской деятельностью. Большинство же видов профессионального труда может осуществляться при относительной профпригодности, т.е. при менее жестком перечне необходимых психических качеств и свойств .

В ВС РФ вопросы профессиональной пригодности находят практическое воплощение в процессе военно-профессиональной ориентации граждан, профессионального отбора граждан на военную службу по призыву и по контракту и профессионально-психологического сопровождения боевой подготовки.

Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы



Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы

Кисель Алексей Юрьевич, магистрант

Современная гуманитарная академия (г. Москва)

На современном этапе развития научно-технического прогресса проблема профессионального отбора и подготовки квалифицированных кадров составляет неотъемлемую часть социально-экономической политики в большинстве передовых стран мира. Это диктуется объективной необходимостью повышения эффективности и надежности использования дорогостоящего оборудования и энергоемкой техники, дальнейшего роста производительности труда и рациональной расстановки кадров, снижения уровня профпатологии, травматизма и аварийности.

Общая профессиональная пригодность кандидатов к обучению или работе на том или ином производстве оценивается по образовательному цензу, медицинским показателям, физической подготовке и др. Профессиональный психологический отбор, являясь составной частью профессионального отбора, направлен на выявление лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психологическим качествам соответствуют требованиям конкретных специальностей .

Сущность профессионального психологического отбора состоит в определении степени пригодности кандидатов к обучению и последующей деятельности на основании научно-обоснованных норм и критериев оценки индивидуально-психологических качеств и социально-психологических свойств личности .

Известно, что условия жизни, воспитание, трудовая деятельность существенно влияют на формирование и развитие многих качеств личности, однако некоторые из них имеют природную обусловленность. В связи с этим в процессе психологического отбора дается оценка как достаточно биологически устойчивых функций, так и изменяющихся в процессе жизнедеятельности индивида .

Важно, что психологические свойства человека могут являться профессионально важными качествами, обусловливающими успешность его профессиональной деятельности. Это, в первую очередь, относится к тем категориям специалистов, деятельность которых сопровождается высоким нервно-психическим напряжением, гиподинамией, нарушением естественного режима сна и бодрствования, повышенными требованиями к анализаторным системам, возможностью возникновения стрессовых ситуаций и т. п.

С практической стороны проблема профессионального психологического отбора сводится к двум основным аспектам: к определению требований, предъявляемых к человеку той или иной деятельностью, и к оценке уровня развития его профессионально важных качеств и способностей, позволяющих успешно осуществлять эту деятельность .

Возможность проведения профессионального психологического отбора в значительной степени обусловлена индивидуальными различиями между людьми. Поэтому его теоретической базой является дифференциальная психология и психофизиология. Основным принципом и конечной целью профессионального психологического отбора является ранняя диагностика способностей и предоставление каждой личности возможностей для их оптимального проявления, развития и экономически целесообразного использования с учетом сформировавшейся мотивации (склонности) к той или иной деятельности, а также задач, стоящих перед обществом в целом .

Все упомянутое выше присуще и военному профессиональному психологическому отбору, основное предназначение которого заключается в проведении мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

В последние годы система профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Республики Беларусь активно совершенствуется. Рост востребованности мероприятий по военному профессиональному психологическому отбору обусловлен переходом к смешанному (по призыву и контракту) способу комплектования войск личным составом, сокращением численности военнослужащих и одновременным повышением требований к их профессионализму, ухудшением качественных характеристик граждан, призываемых на военную службу .

В сложившихся условиях необходимо более эффективное функционирование системы профессионального психологического отбора и, прежде всего, за счет существенного улучшения подготовки соответствующих специалистов.

Всё вышеуказанное подтверждает актуальность проведенного нами исследования, направленного на определение особенностей профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы в подразделения охраны государственной границы Республики Беларусь. Психологическое и психофизиологическое обследование проводилось в войсковой части № ХХХХ в первой половине дня, что связано с естественным физиологическим циклом активности и физиологической готовности человека, в групповой форме. В обследовании принял участие 75 человек, которые были разделены на три подгруппы — по 25 человек, размещенных по одному человеку за столом.

Непосредственно перед началом обследования проведен опрос обследуемых о самочувствии и состоянии здоровья. Лица, предъявившие жалобы на состояние здоровья или недостаточный отдых после наряда или работ, к обследованию не допускались.

Для снижения влияния процессов утомления на конечный результат обследование вначале проводилось по психофизиологическим, а затем по психологическим тестам.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:1)Предварительная подготовка к проведению психологического и психофизиологического обследования заключалась в определении последовательности применения необходимых методов (методик) обследования, планировании перерывов в работе; 2) Подобраны следующие психодиагностические методики: тестовая батарея «РАЗВЕДЧИК», которая включала в себя: а) методику «Подбор слов»; буквенно-числовую методику оценки подвижности нервных процессов; адаптированный 16-факторный личностный опросник (Р. Кеттелла); б) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина; 3) Проведен профессионально-психологический отбор военнослужащих срочной военной службы на должности по специальности (группе специальностей) в подразделения охраны государственной границы; 4) Проведена обработка данных; 5) Проанализированы результаты проведения профессионально-психологического отбора.

В рамках данного исследования были использованы определенные психодиагностические методы, определившие особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной службы на должность по специальности «Разведчик» в подразделения охраны государственной границы. Применение данных методов позволило выявить личностные особенности военнослужащих и выработать конкретные рекомендации относительно профессиональной пригодности каждого кандидата на должность.

Так, по результатам психофизиологического обследования, кандидаты разделились на три категории профессиональной пригодности:

1-я категория профессиональной пригодности — 19 человек (25,33 %) рекомендуются в 1-ю очередь (далее Р-1). Лица, отнесенные к данной категории, полностью соответствуют требованиям воинской специальности. Такие кандидаты способны успешно овладеть специальностью в установленные сроки и в дальнейшем успешно выполнять служебные обязанности, в том числе, и в экстремальных условиях профессиональной деятельности;

2-я категория профессиональной пригодности — 53 человека (70,67 %) рекомендуются во 2-ю очередь (далее Р-2). Лица, отнесенные к данной группе, минимально соответствуют требованиям, предъявляемым воинской специальностью. Прогноз успешности профессиональной деятельности — неопределенный. Для таких лиц возможна корректировка программ обучения. Отнесенные к данной группе профессиональной пригодности лица допускаются к обучению и непосредственной деятельности в ПОГГ только в случае дефицита людских ресурсов;

3-я категория профессиональной пригодности — 3 человека (4 %) не рекомендуются (далее НР). Уровень развития профессионально значимых свойств и качеств не соответствует требованиям, предъявляемым воинской специальностью. Данная категория кандидатов не может назначаться на должности. Вопрос использования их в подразделениях обеспечения определяется индивидуально после всестороннего рассмотрения на заседании мандатной комиссии соединения (части).

Обследования при помощи многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» позволило зафиксировать следующие результаты.

Так, анализ полученных результатов показал, что 4 человека (5,3 %) относятся к группе с низкой адаптацией. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра).

48 человек (64 %) относятся к группе с удовлетворительной адаптацией. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.

23 человека (30,7 %) составляют группу с высокой и нормальной адаптацией. Лица этой группы достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Результаты по основным шкалам методики «Адаптивность» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты по основным шкалам методики «Адаптивность»

Как видим из представленных выше данных, низкий уровень поведенческой регуляции выявлен у 2-х человек (2,6 %) обследуемых военнослужащих. Этим военнослужащим свойственна определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. 20 человек (26,7 %) военнослужащих имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокую адекватную самооценку и реальное восприятие действительности. У 53-х человек (70,7 %) эти показатели находятся на среднем уровне.

Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность обнаружен у 9 человек (12 %) обследованных военнослужащих. 13 человек (17,3 %) имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей, могут легко устанавливать контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтны. У 53-х человек (70,7 %) обследуемых военнослужащих коммуникативные способности находятся на среднем уровне.

Не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. 2 человека (2,6 %) обследуемых военнослужащих. Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения 20 человек (26,67) военнослужащих. 53 человек (70,7 %) имеют средние показатели по шкале «моральная нормативность»

По результатам проведенного, психологического и психофизиологического обследования вырабатываются рекомендации относительно профессиональной пригодности каждого кандидата на должность по специальности «Разведчик».

Неудовлетворительное заключение по одному из направлений профессиональных испытаний определяет итоговое отрицательное заключение в отношении обследуемого.

Итоговое заключение по результатам психофизиологического обследования группы военнослужащих срочной службы численностью семидесяти пяти человек представлено в таблице 2.

Таблица 2

Итоговое заключение

Итоговый результат

Количество респондентов

в абсолютных числах

в%

Р-1- рекомендуются в 1-ю очередь

25,3

Р-2 — рекомендуются во 2-ю очередь

69,3

НР — не рекомендуются

5,4

В ходе социально-психологического изучения группы обследуемых военнослужащих был проведен анализ учебной деятельности, который показал, что 7 человек (9,3 %) имеют высшее образование, 42 человека (56 %) среднее специальное образование, 25 человек (33,3 %) среднее образование, 1 человек (1,3 %) базовое образование.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы «Statistika 6.0» и Mikrosoft Excel, включая корреляционный анализ. Для установления достоверной статистической связи применялся метод ранговой корреляции Спирмена, поскольку он позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя иерархиями признаков.

Так, было получено, что между изученными нами в ходе эмпирического исследования показателями существуют следующие взаимосвязи:

 между образованием и общим развитием (методика подбор слов) (R=0,26; р ≤0,05), что означает, чем выше образование обследуемых военнослужащих, тем выше их уровень общего развития;

 между уровнем общего развития и коммуникативными способностями (R=0,24; р ≤0,05), показывающим, что военнослужащие имеющие более высокий уровень общего развития имеют более высокие коммуникативные способности;

 между образованием обследуемого и уровнем его интеллектуального развития (R=0,44; р ≤0,001), это показывает, что от полученного военнослужащим до призыва на военную службу образования зависит его уровень интеллектуального развития — чем выше полученное образование, тем выше уровень интеллектуального развития;

 военнослужащие имеющие высокий уровень интеллектуальных способностей имеют более высокий уровень функциональной подвижности нервных процессов (R=0,23; р ≤0,05), то есть более высокую скорость переработки информации, процесса принятия и исполнения решений;

 военнослужащие имеющие более высокий уровень функциональной подвижности нервных процессов имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокую адекватную самооценку и реальное восприятие (R=0,32; р ≤0,001);

 высокие показатели моральной нормативности зависят от уровня общего развития (R=0,51; р ≤0,001), интеллектуальных способностей (R=0,39; р ≤0,001), полученного обследуемым образования (R=0,37; р ≤0,001) — высокие результаты, полученные военнослужащим по данным шкалам обеспечивают более высокие показатели моральной нормативности;

Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что существует взаимосвязь между личностными особенностями военнослужащих срочной службы, необходимых для прохождения службы на должности по специальности «Разведчик» подразделения охраны государственной границы.

Таким образом, проведенное теоретико-эмпирическое исследование позволило сформулировать основные выводы:

  1. Профессиональный психологический отбор, являясь составной частью профессионального отбора, направлен на выявление лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психологическим качествам соответствуют требованиям конкретных специальностей, возможность проведения, которого в значительной степени обусловлена индивидуальными различиями между людьми.
  2. Под военным профессиональным психологическим отбором следует понимать систему мероприятий, направленных на разработку рекомендаций по качественному комплектованию воинских должностей на основе выявления и вероятностной оценки у граждан, призываемых на военную службу, поступающих на нее добровольно, и военнослужащих профессионально важных качеств, определяющих успешное овладение военно-учетными специальностями и выполнение должностных обязанностей.
  3. Основными задачами профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы на должности по специальности (группе специальностей) в подразделения охраны государственной границы являются: социально-психологическое обследование граждан и военнослужащих, поступающих на военную службу; улучшение качества комплектования соединений, частей и подразделений охраны государственной границы личным составом, повышение качества исполнения профессиональных обязанностей и снижение количества военнослужащих, увольняемых по профессиональной непригодности; комплектование воинских коллективов с учетом психологической совместимости военнослужащих.
  1. 4.Существуют личностные особенности военнослужащих срочной службы, необходимые для прохождения службы на должности по специальности «Разведчик» в подразделении охраны государственной границы, а именно: личностные качества, позволяющие успешно овладеть конкретной специальностью в установленные сроки и в дальнейшем успешно выполнять служебные обязанности, в том числе, и в экстремальных условиях профессиональной деятельности: высокий уровень общего развития; высокая скорость функциональной подвижности нервных процессов; хорошая общая умственная способность; самодостаточность (независимость); хорошие коммуникативные способности; высокая моральная нормативность; нервно-психическая устойчивость; устойчивый личностный адаптивный потенциал.

  1. Существует взаимосвязь между личностными особенностями военнослужащих срочной службы, необходимых для прохождения службы на должности по специальности «Разведчик» подразделения охраны государственной границы, а именно:

 между образованием и общим развитием, что означает, чем выше образование обследуемых военнослужащих, тем выше их уровень общего развития;

 между уровнем общего развития и коммуникативными способностями, показывающим, что военнослужащие имеющие более высокий уровень общего развития имеют более высокие коммуникативные способности;

 между образованием обследуемого и уровнем его интеллектуального развития, это показывает, что от полученного военнослужащим до призыва на военную службу образования зависит его уровень интеллектуального развития — чем выше полученное образование, тем выше уровень интеллектуального развития;

 военнослужащие имеющие высокий уровень интеллектуальных способностей имеют более высокий уровень функциональной подвижности нервных процессов, то есть более высокую скорость переработки информации, процесса принятия и исполнения решений;

 военнослужащие имеющие более высокий уровень функциональной подвижности нервных процессов имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокую адекватную самооценку и реальное восприятие;

 высокая нервно-психическая устойчивость обеспечивается высокими показателями интеллектуального развития, общего развития, уровнем образования, и высоким уровнем моральной нормативности;

 высокие показатели моральной нормативности зависят от уровня общего развития, интеллектуальных способностей, полученного обследуемым образования — высокие результаты, полученные военнослужащим по данным шкалам обеспечивают более высокие показатели моральной нормативности;

 низкие показатели социабельности (групповой зависимости) обеспечиваются высокими показателями уровня образования, интеллектуальных способностей, моральной нормативности.

  1. При формировании итогового заключения обследуемые военнослужащие, получившие более высокий результат по всем применяемым методикам и отнесенные к 1-ой категории профессиональной пригодности (Р-1- рекомендованы в первую очередь), имеют более высокий уровень общего развития, интеллектуальных способностей, полученного образования, моральной нормативности, уровень функциональной подвижности нервных процессов, коммуникативных способностей, нервно-психическую устойчивость.

У военнослужащих, отнесенных ко 2-й категории профессиональной пригодности и рекомендованных во вторую (Р-2) очередь на должности по специальности «Разведчик» в подразделении охраны государственной границы, данные показатели находятся на среднем уровне.

Не рекомендованы (НР) для прохождения службы в должности по специальности «Разведчик» обследуемые военнослужащие срочной службы, имеющие низкие результаты по данным показателям.

Проведенное нами эмпирическое исследование доказывает, что проведение психофизиологического отбора является одним из средств повышения эффективности профессиональной деятельности военнослужащих срочной службы, и направленно на выявление лиц, которые по своим способностям, индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям конкретных специальностей, то есть наиболее пригодны к обучению и последующему успешному выполнению поставленных задач.

Таким образом, выдвинутая в нашем исследовании гипотеза о том, что проведение психофизиологического отбора является одним из средств повышения эффективности профессиональной деятельности военнослужащих срочной службы в подразделениях охраны государственной границы Республики Беларусь и направленно на выявление лиц, которые по своим способностям, индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям конкретных специальностей, то есть наиболее пригодны к обучению и последующему успешному выполнению поставленных задач, нашла свое эмпирическое подтверждение.

Литература: