Тунгусское восстание 1924

Тунгусское восстание

Тунгусское восстание
Основной конфликт: последствия Гражданская война в России
Дата май 1924 — 1925
Место Хабаровский край
Причина налоговая политика Советской власти
Итог мирное соглашение, амнистия повстанцев
Противники

СССР

Тунгусская Народная Республика

Командующие

П. Г. Карамзин

Силы сторон

нет данных

около 1000 чел.

Потери

нет данных

неизвестно

Общие потери

нет данных

Тунгусское восстание 1924—1925 годов — вооружённое выступление повстанцев из представителей коренных народов Севера в Якутии и районах Северо-Востока.

Ход событий

Восстание было вызвано отделением от Якутии ее восточных территорий, в том числе порта Аян (Айан-путь на якутском яз.) и неоправданными действиями местных властей: закрытием портов для иностранной торговли, ограничением торговли, перебоями с завозом товаров с материка, конфискацией оленей у частных владельцев, изъятием обширных пастбищ под промышленные новостройки.

В мае 1924 года восставшие заняли населённый пункт Нелькан, который стал базой повстанцев. Здесь разместилась группировка численностью до 300 вооружённых человек. В июне взят порт Аян.

На съезде аяно-нельканских, охотско-аянских и маймаканских тунгусов и якутов было избрано Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление, решившее отделиться от РСФСР. Начальником штаба вооружённых отрядов стал М. К. Артемьев, начальником отрядов — тунгус П. Г. Карамзин из видного эвенкийского княжеского рода.

Повстанческие отряды якутов, тунгусов (эвенков) и частично русских действовали в Аяно-Нелькано-Алданском, Охотском, Оймяконо-Верхоянском районах Якутии, в Абые.

В 1925 году восставшие заключили перемирие с советскими властями и сложили оружие. Многие видные повстанцы были включены в состав советских руководящих органов.

В 1927 году началась политика «закручивания гаек», в результате которой в течение года бывшие руководители восстания были репрессированы, многие казнены.

> См. также

  • Якутские восстания

> Примечания

  1. Тунгусская Республика 1924—1925 — Сайт «Флаги России».

Литература

  • Ковлеков С. И., Боякова С. И. Тунгусское восстание 1924—1925 гг.. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. — ISBN 5-8176-0051-X, ISBN 978-5-8176-0051-3.

Руководители восстаний

Организации, участвовавшие в восстаниях

  • Белое движение
  • Движение конфедералистов (перенаправление на «Якутские восстания», на эту тему нужна отдельная статья)

Восстания

Это заготовка статьи о Советском Союзе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

ЛЕГЕНДЫ БОТУРУССКОГО УЛУСА

№ 147. Омогон-Баайи Эр-Киси-Эллэй-Боотур

В древности, 500 лет тому назад, около озера Байкал жил старик из племени ураангхай по имени Омогон-Баай. Он сказал одному шаману.

«Отсюда на север течет большая, многоводная река. Своим ясновидящим взором опиши мне страну, по которой течет она!»

Шаман, совершив камлание, передал свое провидение в сле­дующих словах:

«Эта река впадает на севере в Ледовитое море; приблизи­тельно в середине ее, по левую руку, возвышаются две горы. Когда я спросил, как их именуют, они ответили:

«Нас зовут Ытык-Хаялар».

Между этими горами расстилается прекрасная равнина. Дух- госпожа равнины Киэнг-Киллэм осталась, простирая ко мне руки. Она молила:

«Оскудела я людьми и скотом, пригони ко мне их!»

На восток от нее есть плодоносная речка, текущая по равнине с 12 ветвями-притоками. На вопрос об ее имени она ответила:

«Я — сочная Татта! Я тоже хотела бы воспитать людей и воз­растить скот».

На севере от этих мест были обширные «алаасы». На вопрос, как их зовут, они ответили:

«Я Кыыс-Ханга, я Киэнг-Мюрю, я Киэнг-Тюнгюлю!»

В этих местах тоже могли бы размножиться и люди и скот. На восток от них я увидел очень красивую реку с широкой до­линой, окаймленной скалистыми горами. Она назвалась Амгой. Еще далее к востоку одна великая река, стекающая со скалистых гор, назвалась старшим притоком — Алданом. Тоже место очень удобное для поселения. Сидя на утесах хребта величайших гор, увидел я на востоке талое море. Кроме названных, других удоб­ных мест я не заметил».

Услышав это, Омогон-Баай с женой и двумя дочерьми поплыл па плоту вниз по реке и поселился на равнине между двух Священных гор. Привезенный им скот очень быстро распло­дился, и он стал богатым человеком.

Говорят, что после прибытия Омогопа в течение трех лет пе­реселились с верховьев реки около 60 семейств со скотом и имуществом. Омогон, как первый засельщик и хозяин страны, всем вновь прибывшим отводил места для поселений, оставив в своём владении только названную равнину между двух Свя­щенных гор.

Через три года после того прибыл к Омогону один парень из татар по имени Эр-Киси-Эллэй-Боотур и несколько лет прослу­жил у него в работниках. Этот Эллэй по энергии, исполнитель­ности, трудолюбию и умению справляться со всяким делом не имел соперников. Омогон, будучи очень доволен им и полюбив его, предложил ему в жены любую из двух дочерей. Эллэй по­просил время на размышление.

Эллэй-Боотур, прогнанный Омогоном, поселился недалеко от него на Кильдемской равнине. Здесь он развел дымокуры. Весь скот Омогона, привлеченный широко расстилающимся дымом, стал собираться около дома Эллэя. Старик Омогон пытался про­гонять свой скот обратно, однако это не помогло. Наконец он решил, что сама судьба покровительствует Эллэю, давая ему воз­можность этой уловкой привлечь к себе скот и выйти в люди. Поэтому он прекратил заботу о своем скоте.

Кладкин Филипп Мэтэк-Уола, 52 лет, 2-го Хатылинского наслега.

№ 148. Намылга-Сююрюк — устроитель первого ысыаха

Через два года от Эллэя родился сын, которому дали имя Намылга-Сююрюк. Ребенок с тех пор, как научился говорить, все время лепетал:

«Наверху существуют Юрюнг-Айыы-Тойон, Джёсёгёй-Айыы- Тойон, Эджээн-Иэйэхсит, Нэлбэй-Иэйэхсит-Хотун, дух изначаль­ной земли Аан-Алахчы-Хотун, дух темного леса Тюптэ-Кутурук- Тёгюрюк-Тэллэх, дух синих вод Кюекэрийэ-Сююрюк, духи растительности Тынгкыраччыт-Кыыс и Элбэрээкчит-Уол, дух священного огня Осох-Боотур…»

Кроме того, болтал еще:

«Во сне я вижу человека в белой пыжиковой дохе и с белым шестом в руках, который показывает мне различные сосуды, го­ворит, как они называются, и рассказывает об их назначении: кёгюёр с подставкой о трех перекладинах, „хамнатар“ с резьбой в трех местах, с тремя обручами „сылгы-чабычага“, с тремя коль­цами „кэриэн-аньах“, увешанная конской гривой, пестро-узорча­тая „эбир-хамыйах“, ложка для взывания благодати с восточной стороны, с тремя поясными узорами чороонная чаша, с девятью поясными узорами еловый чороон, в три ряда увешанный гривой „чорохой», с круглыми узорами „маарха»…» .

Дедушка Омогон, услышав слова внука, как рассказывают, взял его к себе на воспитание.

Намылга-Сююрюк, став взрослым и самостоятельным хозяи­ном, приготовил всю посуду, виденную им во сне, и впервые устроил кумысный праздник ысыах. Говорят, на этом празднике тот человек, который являлся ему во сне, въяве показался па облаках и, стоя там, выслушал его молитвенное восхваление. Кроме того, зримо, для всех падал с неба, как хлопья снега, конский и коровий волос. Омогон, присутствовавший на празд­нике, во время распития кумыса умер от удушья. Перед смертью он будто бы успел сказать, что умирает за грех проклятия до­чери и зятя.

Паспортные данные те же, что и у текста № 147.

№ 149. Предки якутских улусов

Намылга-Сююрюк имел пять сыновей, которые считаются предками пяти главных якутских улусов. Старший сын Дэли- Дархан — прародитель трех Таттинских улусов. Следующий, Маган-Хотогой, — предок Намского улуса, третий сын, Барта-Баатыр, — предок Кангаласского улуса, четвертый, Мархай, — предок Мегинского улуса и, наконец, Молотой — предок Борогонского и Дюпсюнского улусов. До недавнего времени на сходе десяти улусов таттинский голова садился на первое место.

У Дэли-Дархана был сын по имени Хара-Огонньор. От пос­леднего родился Батас-Мёндююкээн, праотец якутов Хатылинских наслегов. Он имел трех сыновей: Алчагар-Ньамньаха, Кытаанах-Баллыра и Юрюнг-Бас-Болтонго.