Танки Италии второй мировой войны

Тяжёлый танк по-итальянски

Тяжёлые танки в середине XX века в определённом смысле являлись свидетельством принадлежности к элитарному клубу ведущих танкостроительных держав. Во многих странах пытались их делать, но далеко не у всех они получались. И даже если кому-то удавалось выпустить тяжёлый танк, далеко не всегда он попадал на войну. Так случилось, например, с американским Heavy Tank M6. В годы Второй мировой войны тяжёлые танки, использовавшиеся в боевых действиях, серийно выпускали всего четыре страны: СССР, Германия, Великобритания и Италия. При этом английский Churchill официально на родине обозначался как «пехотный танк», а итальянский Carro Armato P 40 тяжёлым являлся лишь на бумаге. Кроме того, сами итальянцы свои тяжёлые танки в боях не применяли — они достались немцам.

(Если вас заинтересовало итальянское танкостроение, предлагаем Armato Р26/40. Там же можно найти гайд по сборке).

Увеличенный Carro M

Италия оказалась четвёртой страной, сумевшей построить танк собственной разработки. Как и англичане с немцами, итальянцы работали, прежде всего, над тяжёлым танком. Появившийся в результате FIAT 2000 оказался вполне удачной машиной, отягощённой типичными для тяжёлого танка проблемами. Он получился не только хорошо защищённым, но и медленным, а главное — дорогим. В результате его серийное производство ограничилось постройкой двух экземпляров.

Первый вариант проекта Carro P, представленный C.S.M. 18 июля 1940 года

Выпускать небольшие, но дешёвые лёгкие танки вроде FIAT 3000 было разумнее. Почти на два десятка лет про тяжёлые танки в Италии забыли. Впрочем, не только здесь. Англичане после неудачного опыта с A1E1 Independent прекратили попытки сделать танк прорыва, да и французы в межвоенный период не сделали ни одного по-настоящему тяжёлого танка. А японские танки тяжёлыми были только по названию.

Только СССР смог в этот период начать серийное производство тяжёлых танков Т-35, к которым, правда, имелась масса вопросов. Машина больше подходила для парадов, да и выпускалась она мизерными партиями. При этом изначально командование РККА хотело гораздо более тяжёлый танк. Но Т-39 получился чересчур тяжёлым, а цена в три миллиона рублей отпугнула от постройки даже опытного образца. Этот танк, кстати, имел итальянские корни: он базировался на проекте 65-тонного танка, который спроектировала для советской стороны итальянская фирма Ansaldo.

К созданию тяжёлых танков итальянцы вернулись во второй половине 30-х годов. При этом поначалу более важной задачей для C.S.M. (Centro Studi Motorizzazione, ведомство, ответственное за разработку новых типов военной техники для итальянской армии) была разработка более совершенной версии среднего танка, реализованной в виде Carro Armato M 13-40. Разработка тяжёлого танка фактически велась в кильватере программы среднего танка. Это хорошо видно и по первой спецификации на Carro P (Carro Pesante, или тяжёлый танк). Согласно документу от 1 декабря 1938 года предполагалось получить боевую машину массой 20–25 тонн, вооружённую одной 47-мм пушкой и тремя пулемётами. Экипаж должен был состоять из 6–8 человек, максимальная скорость — 32 км/ч, запас топлива — на 10 часов движения. Конструкторы ориентировались, скорее, не на создание нового танка, а на постройку увеличенного Carro Armato M 13-40 с более крепкой бронёй.

До поры до времени работа шла исключительно на бумаге. Впрочем, в 1939 году ситуация поменялась. В феврале немцы впервые показали средний танк Nb.Fz. К тому моменту программу разработки Nb.Fz. давно закрыли, но построенные танки успешно использовались в целях пропаганды. Интересно, что даже в советских документах Nb.Fz. в то время упоминался как тяжёлый танк.

Второй вариант, носивший обозначение Carro P 75, 18 августа 1940 года. Основное вооружение переместилось в основную башню, а от малой башни конструкторы отказались

Появление Nb.Fz. существенно повлияло на разработку Carro P. Вместо 47-мм пушки основным вооружением теперь должна была стать 75-мм гаубица. Ходили разговоры и об установке более тяжёлого 90-мм орудия. Carro P стал всё больше напоминать помесь Carro M и Nb.Fz. Это справедливо и в отношении проекта CSM, датированного 25 июля 1940 года. Танк с боевой массой 30 тонн должен был иметь две башни: помимо основной с 75-мм гаубицей и спаренным с ней пулемётом, позади находилась малая башня со спаркой пулемётов. Также в лобовом листе подбашенной коробки устанавливалась 20-мм автоматическая пушка Breda 35. Толщина лба корпуса и главной башни достигала 40 мм, что позволяло противостоять огню орудий калибра 25–37 мм на дальних и средних дистанциях. Предполагалось, что танк получит 420-сильный мотор, способный разогнать танк до 32 км/ч.

Полноразмерный макет первого варианта Carro P 75. Он во многом базировался на конструкции августа 1940 года

В таком виде проект танка, также обозначавшийся как Carro P 75 (тяжёлый танк с 75-мм орудием), существовал недолго. Итальянские военные не считали, что тяжёлый танк должен быть большой неповоротливой машиной с тяжёлой бронёй, выполняющей роль своеобразного тарана. По их мнению, тяжёлый танк должен был сохранять подвижность как минимум на уровне среднего, а в идеале он должен был иметь возможность разгоняться до 40–50 км/ч. Критике подвергся состав вооружения, а сам танк признали чересчур большим и тяжёлым.

К 18 августа 1940 года Ansaldo представила существенно доработанный вариант Carro P 75. От малой башни конструкторы отказались, боевая масса уменьшилась до 25 тонн, сама машина стала короче, а число опорных катков сократилось до семи на борт. 20-мм автоматическую пушку перенесли в башню, а пулемёты поставили по периметру подбашенной коробки. Экипаж уменьшился до пяти человек, место механика-водителя сместилось к центру отделения управления, чтобы он не мешал работе пулемётчиков в корпусе.

Оригинально выглядела не только носовая, но и кормовая часть машины

Этот вариант был принят военными более благосклонно. Впрочем, это мало повлияло на сроки постройки опытного образца. Италия вступила во Вторую мировую войну, стало ясно, что танкам требуется более толстая броня. В декабре 1940 года появилась изменённая спецификация. Carro P 75 с боевой массой на уровне 23–25 тонн должен был иметь 330-сильный двигатель. С ним максимальная скорость оценивалась в 35–40 км/ч, то есть выше, чем у Carro Armato M 13-40. Толщина лба увеличилась до 50 мм, а бортов — до 40 мм: тем самым обеспечивалась защита от огня 2-фунтовой (40 мм) пушки, главного средства борьбы англичан против итальянских танков. Основное вооружение оставалось прежним, число пулемётов в корпусе уменьшилось до двух. В обновлённой спецификации предусматривалось поставить в башню спаренный пулемёт, но в проекте там всё ещё оставалась 20-мм автоматическая пушка, спаренная с 75-мм орудием.

Первый и второй вариант Carro P 75. Предпочтение было отдано второй машине

Существенной проблемой была силовая установка. В связи с этим Ansaldo стала проектировать два варианта Carro P 75. Первый из них больше напоминал развитие проекта от августа 1940 года. Как и раньше, механик-водитель располагался по центру подбашенной коробки в специальной рубке. По бокам от него находились два пулемёта Breda 38. Было хорошо заметно, что на развитие конструкции большое влияние оказывает Carro Armato M 13-40. Схожей была конструкция корпуса и башни. Этот вариант довели до стадии изготовления полноразмерного макета, построенного к середине 1941 года.

Хорошо заметно, что тяжёлый танк всё больше напоминал Carro Armato M 13-40

Ещё в октябре 1940 года был подготовлен первый эскиз другого варианта тяжёлого танка. Он ещё больше напоминал Carro Armato M 13-40. Эта машина была легче: её боевая масса оценивалась в 23 тонны. Приводить в движение её планировалось 330-сильным дизельным двигателем SPA Tipo 432, при этом итальянцы всерьёз подумывали об альтернативе в виде немецкого Maybach HL 120. Экипаж сократился до четырёх человек: число пулемётчиков в корпусе уменьшилось до одного. При этом количество пулемётов в корпусе не изменилось, их объединили в спаренную установку по типу Caro Armato M 13-40. Да и сам танк всё больше напоминал Carro Armato M 13-40. На полноразмерном макете была установлена и спаренная 20-мм автоматическая пушка Breda 35, но в спецификации от мая 1941 года её убрали.

Первый опытный образец Carro Armato P 40. Машина существенно отличалась от исходного проекта, больше напоминая средний танк

Рассмотрев полноразмерные макеты, C.S.M. выбрала второй вариант. Летом 1941 года танк сменил обозначение на Carro Armato P 40. В это же время, наконец, приняли решение о постройке опытного образца. Кроме того, летом 1941 года наметилась тенденция к росту огневой мощи итальянского тяжёлого танка. Дело в том, что для борьбы с танками вроде Matilda даже 75-мм гаубицы было недостаточно. По этой причине в спецификации появилась новая пушка, с длиной ствола 32 калибра. Теоретически на ближних дистанциях она уже могла бороться с толстобронными английскими танками. Также в спецификации боевую массу Carro Armato P 40 увеличили до 24 тонн. Конечно, к тому времени даже такая масса выглядела странно для машины тяжёлого класса, но у итальянских военных было своё представление о тяжёлых танках. Они, кстати, были не одиноки: шведский Strv m/42, который по национальной классификации также относился к тяжёлым танкам, оказался ещё легче.

В сравнении со средним танком эта машина выглядела уже не столь внушительно, как ранние разработки

Опытный образец Carro Armato P 40 вышел на испытания в начале декабря 1941 года. Если считать его не тяжёлым, а средним танком, выглядел он весьма неплохо. Брони вполне хватало для защиты от малокалиберной противотанковой артиллерии, а 75-мм гаубица справлялась с большей частью английских танков и лёгкими укреплениями.

После перевооружения 32-калиберной пушкой

12 декабря 1941 года машина получила 32-калиберную пушку, благодаря чему её огневая мощь существенно выросла. Орудие по ТТХ было близким к системам вроде советской Ф-32 и американской M2, даже чуть превосходя их по пробитию. Правда, к тому моменту итальянцы стали относиться к своему тяжёлому танку с сомнениями. Причиной тому стали донесения с советско-германского фронта.

Советский след в итальянском танкостроении

О влиянии итальянской оборонной промышленности на советское танкостроение изредка, но всё же вспоминают. Кроме относительно известных случаев вроде проекта тяжёлого танка Ansaldo и закупки Советским Союзом трёх FIAT 3000, след в отечественном танкостроении оставило и 100-мм итальянское корабельное орудие Ansaldo. На его основе была создана сначала 100-мм морская пушка Б-24, а затем более совершенная Б-34. В свою очередь, на её базе сделали 100-мм полевую пушку БС-3 и системы семейства Д-10. Самоходная Д-10С ставилась в САУ СУ-100, а танковой Д-10Т вооружались танки семейства Т-54/Т-55. Эти орудия вместе с танками до сих пор воюют в различных конфликтах.

А вот с Carro Armato P 40 случилась обратная ситуация. На этот раз советская техника радикально повлияла на итальянское танкостроение.

Второй опытный образец Carro Armato P 40, июль 1942 года

Среди прочих трофеев на советско-германском фронте немцы захватили и средние танки Т-34. Танк с орудием Л-11 выпуска 1940 года имелся и на полигоне в Куммерсдорфе. Итальянцы смогли выпросить у своих союзников эту машину «на прокат»: в 1942 году её испытывали на полигоне возле Неттуно. Но ещё до этого итальянцы начали работу над серьёзной переделкой Carro Armato P 40.

Он же после доработки, осень 1942 года

Само шасси существенно перерабатывать не стали, поскольку это грозило дальнейшим затягиванием разработки. А вот корпус изменился довольно существенно. Лобовая часть и подбашенная коробка получили рациональные углы наклона брони, толщина которой не изменилась. Правда, выполнить верхний лобовой лист монолитным не получилось: трансмиссия у P 40 находилась в носовой части, и для её обслуживания были нужны люки в крыше. Получилась ступенчатая лобовая часть, позже похожую для Jagdpanzer IV сделали немцы. От спарки курсовых пулемётов отказались, поскольку они ослабляли лобовую броню. Это не помешало сделать довольно большой смотровой лючок для механика-водителя. Довольно сильно переделали и башню: она стала более низкой, сзади появился ящик ЗИП, количество люков выросло до двух. Ещё одним нововведением стало орудие: Carro Armato P 40 получил новую 75-мм пушку с длиной ствола 34 калибра.

Серийный образец Carro Armato P 40, 1943 год

На испытания второй опытный образец Carro Armato P 40, масса которого увеличилась до 25 тонн, вышел в июле 1942 года. Благодаря 24-литровому мотору SPA Tipo 342 его максимальная скорость составила вполне приличные 40 км/ч. Существенным недостатком была сборка корпуса и башни на рейках и заклёпках, но и тут есть нюанс. Английские танки, главные противники итальянских боевых машин, собирались на тех же рейках, заклёпках и болтах, причём аж до 1944 года включительно!

В целом итальянская машина получилась вполне адекватной, хоть и задержавшейся на год. По совокупности характеристик она как минимум не уступала Crusader III, английский танк лишь немного превосходил её по подвижности и вооружению. Правда, встретиться на полях сражений им уже не довелось. После завершения африканской кампании большинство английских танков вывели из первой линии, а англичане пересели на американский Medium Tank M4 (английское обозначение — Sherman). Впрочем, и в сравнении с американскими танками Carro Armato P 40 выглядел вполне конкурентоспособным, конечно, если считать его средним, а не тяжёлым.

Двигатель SPA Tipo 342. Перебои с их поставками существенно повлияли на выпуск танка

На вооружение королевской итальянской армии танк приняли 25 ноября 1942 года. Часто его называют Carro Armato P 26-40, но использовалось ли итальянцами в реальности это обозначение — большой вопрос. Практически везде в документах используется индекс P 40, хотя, возможно, в каких-то материалах за 1942 год и могло проскочить другое обозначение.

26-тонной стала уже серийная версия машины. В ходе подготовки к серийному производству конструкцию машины вновь переделали. Существенно изменились кормовая часть корпуса и надмоторная плита, вместо двух маленьких люков на башне появился один большой. Благодаря довольно сложной кинематике проблем с открытием люка не было: он откидывался назад, и для этого не требовалось чрезмерных усилий, как на Т-34. На корме появились ящики ЗИП и крепление для запасного опорного катка. Как и в Т-34, в башне итальянской машины находились два члена экипажа. Это было минусом: командир танка отвлекался от своих прямых обязанностей.

Производство Pz.Kpfw.P40 (i) для немцев, 1944 год

Первый заказ на тяжёлые танки составил 125 машин. Правда, завод Ansaldo был перегружен производством средних танков Carro Armato M 43 и САУ на их базе. Ещё большей проблемой стал выпуск двигателей. В результате выпуск P 40 шёл очень медленно. На 1 августа 1943 года было выпущено всего три танка, а к моменту, когда немцы конфисковали матчасть у итальянской армии, количество сданных P 40 увеличилось до пяти. На этом история производства тяжёлого итальянского танка могла закончиться, но у немцев были другие планы. Они изучили Р 40 и пришли к выводу, что это вполне адекватная боевая машина, примерно соответствующая Pz.Kpfw.IV Ausf.G ранних выпусков (с лобовой бронёй 50 мм). В немецкой армии машина получила обозначение Pz.Kpfw.P40 (i).

Танк, который испытывался на полигоне в Куммерсдорфе. На броне указаны толщина и углы наклона брони

9 ноября 1943 года был утверждён план выпуска Pz.Kpfw.P40 (i). С этого месяца планировалось выпускать машины в двух вариантах: с мотором и без него. Лишённые моторов машины предназначались для установки на фортификационных линиях. Связано это было с тем, что у производителей имелся задел по корпусам, но отсутствовал задел по моторам. Танков каждого варианта предполагалось выпустить по 75 штук. Фактически же танков без двигателей за 1944 год изготовили 38 штук, а полноценных Pz.Kpfw.P40 (i) — 61 штуку. Всего же было выпущено, по разным данным, от 104 до 105 танков этого типа. Цифры разнятся из-за машин, выпущенных до 9 сентября 1943 года.

В 1945 году этот танк использовался для вооружения импровизированного бронепоезда

Основным местом службы Pz.Kpfw.P40 (i) стали танковые полицейские роты СС. Всего в подчинении HSSPF Italien оказалось 42 таких танка, два из которых немцы сразу списали. Оставшиеся машины применялись в составе 10-й и 15-й полицейских танковых рот, действовавших в Италии. По состоянию на 9 апреля 1945 года в 10-й роте всё ещё имелось 15, а в 15-й роте — 13 Pz.Kpfw.P40 (i).

Остальные машины разошлись незначительными партиями по другим частям. Один танк, направленный на полигон в Куммерсдорфе, использовался для комплектации импровизированного бронепоезда. Кроме этой машины все оставшиеся Pz.Kpfw.P40 (i) воевали исключительно на итальянской территории.

Один из очень немногих Carro Armato P 40, который использовался частями RSI. Данная машина была брошена в конце мая 1945 года в Милане

Кроме упомянутых выше танков без двигателей, имевших штатное вооружение, имелся и другой вариант использования Pz.Kpfw.P40 (i) на оборонительных линиях. Назывался он F.Pz.DT 4814: это была башня танка, причём построенная с нуля. Вместо штатного орудия их планировалось вооружать 75-мм немецкими пушками Kw.K. L/24. Всего Ansaldo заказали 100 башен для использования на F.Pz.DT 4814. В реальности же удалось построить одну такую башню, которую испытали на полигоне, где она и осталась.

Опытный образец башенной установки для фортификационных сооружений. В башне стоит немецкая пушка

Послевоенная карьера итальянских тяжёлых танков не задалась. В связи с этим до наших дней дожили всего две машины, обе находятся в музеях при военных частях, что усложняет доступ к ним обычных посетителей. Несмотря на то, что в итальянской армии Carro Armato P 40 так и не повоевал, плохой эту машину назвать сложно. В отличие от итальянских средних танков, которые безнадёжно устарели ещё в 1942 году, Carro Armato P 40 получился вполне адекватным для своего времени. Кроме того, конструкция машины имела резервы для дальнейшего усовершенствования.

Перспектива по-итальянски

Carro Armato P 40 стал самым тяжёлым серийным итальянским танком военного периода, но не самым тяжёлым из проектировавшихся. О тех машинах, что разрабатывались итальянскими конструкторами, но так и не вышли из стадии макетов, стоит поговорить отдельно. Несмотря на то, что они не были построены в металле, по ним хорошо видно, в каком направлении двигалось итальянское танкостроение.

Макеты Carro Armato P 40 и Carro Armato P 43. Разница в размерах небольшая

Принимая Carro Armato P 40 на вооружение, итальянские военные понимали, что машина постепенно устаревает. Ещё в конце 1942 года началась работа по проектированию улучшенной версии танка, получившей обозначение Carro Armato P 43. В значительной степени эту машину можно считать работой над ошибками. Оставаясь примерно в габаритах P 40, Р 43 выглядела гораздо более современно. Её башня стала трёхместной, и командир здесь мог заниматься исключительно своими обязанностями. Это стало возможным за счёт увеличения размеров башни. Как и в башнях Pz.Kpw.III и Pz.Kpfw.IV командира здесь разместили позади орудия, снабдив командирской башенкой. Наводчик и заряжающий получили отдельные люки в крыше башни.

Carro Armato P 43 во многом выглядит как доработанная версия P 40

Вооружение осталось прежним: 75-мм пушка с длиной ствола 34 калибра. Правда, рассматривался и альтернативный вариант в виде 105-мм гаубицы с длиной ствола 25 калибров. Это орудие имело не только более мощный осколочно-фугасный, но и кумулятивный снаряд, пробивавший 100-мм броню. Более внушительной оказалась и защита: лобовую часть усилили до 80 мм, а борта до 50 мм.

Боевая масса выросла не сильно — до 30 тонн. Тем не менее это грозило снижением подвижности. Для решения этой проблемы на базе дизельного двигателя SPA Tipo 342 разработали бензиновый вариант — Tipo 242. Он развивал мощность 430 лошадиных сил, и с ним подвижность танка должна была даже вырасти. Ожидалось, что максимальная скорость P 43 составит 40–42 км/ч, хотя с удельной мощностью 14,3 л.с. на тонну можно было ожидать и более высоких показателей. Ограничивать её, впрочем, могла ходовая часть. Да, её усиливали, но подвеска по типу Vickers Mk.E имела свои пределы.

Эти же макеты в сравнении с Pz.Kpfw.Panther Ausf.D. На «Пантеру» итальянцы тоже заглядывались, но хотели машину со своими оружием и моторами

Работы по Carro Armato P 43 дошли до стадии изготовления макета. Одновременно в Италии прорабатывался вопрос о лицензионном производстве Pz.Kpfw.Panther Ausf.D. Правда, эта машина в оригинальном виде была слишком сложной для итальянской промышленности. Кроме того, итальянцам хотелось максимально адаптировать её к своей производственной базе. Возможно, что именно для оснащения немецкого танка итальянской силовой установкой разрабатывался 700-сильный дизельный двигатель SPA Tipo 344.

Проект Carro Armato P 43 bis, конец апреля 1943 года

Результатом дальнейшего развития проекта Carro Armato P 43 стал вариант, получивший обозначение Carro Armato P 43 bis. Проектная документация по нему датирована апрелем 1943 года. Несмотря на схожий индекс, это был во многом другой танк, гораздо более совершенный. При том же уровне защиты он имел более прогрессивные по конструкции корпус и башню. От ступенчатой носовой детали отказались, теперь лоб танка защищала единая деталь под большим углом наклона. Её несколько ослаблял смотровой лючок, но в целом по уровню защиты P 43 ter оказался близким к «Пантере». И это при боевой массе всего в 34 тонны!

До наших дней сохранилась одна модель Carro Armato P 43 bis, хранится она в военном музее, что в Риме

Конструкция башни была разработана практически с нуля, ведь в неё предполагалось ставить гораздо более тяжёлое орудие — 90-мм пушку с длиной ствола 44 калибра. Его создали на базе 90-мм зенитной пушки. По ТТХ орудие было близко к пушке Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, что делало Carro Armato P 43 bis очень опасным противником. Башня получилась довольно широкой и низкой. Благодаря этому общая высота танка должна была составить всего 2367 мм, что меньше, чем высота P 40.

Carro Armato P 43 bis мог стать хорошим средним танком, но времени для его постройки уже не оставалось

Как и в случае с P 43, разработка P 43 bis продвинулась до стадии изготовления макета в масштабе 1:10. Имелись наработки и по дальнейшему развитию машины. Речь идёт об усилении вооружения (90-мм пушка с длиной ствола 53 калибра) и брони, а также переделке подвески. Поскольку возможности ходовой части с подвеской по типу Vickers Mk.E были исчерпаны, даже её усиление и более широкие гусеничные ленты уже не особо помогали. В связи с этим появилась идея использовать торсионную подвеску по типу Carro Celero Sahariano. Впрочем, достоверность этой информации под вопросом.

В любом случае, проект P 43 bis показывает, что итальянское танкостроение не было столь уж безнадёжным. На бумаге у конструкторов получался вполне адекватный танк. Главной его проблемой было то, что к моменту запуска программы P 43 участие Италии в войне на стороне Германии уже подходило к концу.

Автор выражает признательность Джорджо Верга (Giorgio Verga), Италия, за помощь в подготовке данного материала.

Источники и литература:

Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 5. Итальянская «тридцатьчетвёрка» P26/40

Завершая рассказ о малоизвестных танках Второй мировой войны, стоит рассказать об итальянском танке P26/40, который должен был занять в итальянских вооруженных силах ту же нишу, что и Т-34 в Красной Армии. История данного танка интересна хотя бы тем, что работы над ним начались еще в 1940 году, однако в серийное производство танк пошел только в 1943 году, когда новое правительство Италии уже решило выйти из Второй мировой войны. В результате боевая машина была выпушена мелкой серией (не более 100 танков), но уже по заказу немецких оккупационных войск и принимала участие в боях с англо-американскими войсками в Италии на стороне Вермахта. Немцы приняли данный танк на вооружение под обозначением Panzerkampfwagen P40 737(i).
Полное наименование танка Carro Armato Pesante P26/40 – по итальянской классификации он считался тяжелым, но по массе был средним танком. P расшифровывается как Pesante – тяжелый, 26 – масса танка, 40 – год начала разработки – 1940. К созданию танка P26/40 итальянские конструкторы приступили в конце 1940 года, когда командование итальянских бронетанковых войск сформулировало технические требования для танка нового типа, который должен был получить более мощное бронирование и вооружение. Хотя работы начались еще в 1940 году, продвигались они с переменным успехом, что затянуло принятие танка на вооружение.

Начатая в 1940 году в Италии программа создания нового танка среднего типа подразумевала разработку более совершенной боевой машины, которая должна была по своим характеристикам превзойти недавно принятый на вооружение «танк поддержки» М11/39. В данном случае конструкторы компании Ansaldo решили идти по пути наименьшего сопротивления, использовав уже имеющуюся ходовую часть под размещение нового корпуса и башни с вооружением. Построенный в 1940 году прототип М13/40 не устроил в полном объеме представителей Верховного командования итальянской армии (Commando Supremo). На их взгляд максимальное бронирование в 42 мм и 47-мм пушка были не достаточно адекватным ответом на массовое появление на полях сражений британских танков Matilda II и первых американских танков М3. Итальянские военные были заинтересованы в более мощном танке.
Прототип танка P26/40 в Германии, на заднем плане деревянный макет Ягдтигра
В итоге были начаты работы над проектом, получившим обозначение Р26. Как и в случае с танком М13/40 для данного проекта была выбрана стандартная ходовая часть, однако корпус и башню начали разрабатывать заново. Согласно техническому заданию боевая масса танка ограничивалась примерно 25 тоннами, в качестве основного вооружения предполагалось использовать 75-мм орудие.
Осенью 1941 года, когда в СССР уже находился итальянский экспедиционный корпус в России (CSIR), итальянцы познакомились с конструкцией и особенностями советского среднего танка Т-34, который произвел на них сильное впечатление, это знакомство дало итальянским конструкторам новую пищу для размышлений. Основное внимание они уделили рациональным углам наклона брони у советской «тридцатьчетверки», данного решения в то время не хватало не только итальянским, но и немецким танкам. Помимо этого их неподдельный интерес вызвал дизельный двигатель В-2. Как и в случае с немцами, итальянцы сначала собирались даже заняться выпуском полностью аналогичного Т-34 танка, однако затем остановились на отечественном проекте, в котором решили использовать некоторые конструктивные особенности «тридцатьчетверки».
В конце 1941 года представителям итальянского Генштаба был показан макет будущего танка Р26. Внешне он все еще очень сильно напоминал другие итальянские средние танки, отличаясь от них главным образом лобовыми листами корпуса, которые были установлены под существенным углом наклона и более приземистой башней. Военные потребовали от промышленности доработать проект и в обязательном порядке обеспечить установку дизельного двигателя, аналогичного советскому. Сложность положения была в том, что в то время в Италии просто не существовало ни танкового дизеля, ни бензинового мотора мощностью более 300 л.с. Работы над новым дизельным двигателем мощностью 420 л.с. только стартовали.
Танки P26/40 внутри завода Ansaldo
Первый прототип нового танка был готов в начале 1942 года. Летом он уже был передан для испытаний. Задержка практически в два года была связана с отсутствием подходящего дизельного двигателя и сменой вооружения. Так первый прототип был вооружен короткоствольной 75-мм пушкой с длиной ствола всего 18 калибров, второй получил пушку 75/32, а четвертый получил модифицированные корпус и башню и новое орудие, на этот раз 75-мм пушку с длиной ствола 34 калибра.
Новый танк сохранил ходовую часть от проекта М13/40. Применительно к каждому борту она состояла из 8 сдвоенных опорных катков с резиновым бандажом, которые были сблокированы друг с другом в 4 тележки. Каждая пара таких тележек собиралась в единый блок с общей амортизацией на пластинчатых рессорах. Данная система подвески для 26-тонной боевой машины была уже достаточно архаичной, но в то же время признавалась итальянцами приемлемым решением. Остальные элементы ходовой части включали также по 4 поддерживающих катка на борт, передние ведущие и задние направляющие колеса.
Корпус нового итальянского танка отдаленно напоминал своей конструкцией советскую «тридцатьчетверку», особенно сходство было заметно в лобовой части. Верхняя лобовая деталь была установлена под большим углом наклона, в ней располагался прямоугольный люк механика-водителя, однако борта корпуса были установлены под небольшими углами. По толщине бронирования танк P26/40 практически полностью повторял Т-34, бронирование лба корпуса – 50 мм, бортов и кормы – 40 м, бронирование лба башни – 60 мм, бортов и кормы 45 мм. Самое слабое бронирование имели днище и крыша корпуса – 14 мм. Если формируя внешний облик, итальянцы действительно постарались учесть влияние советского танка, компоновку они явно заимствовали у немцев, разместив трансмиссию и отделение управления в носовой части. В целом компоновка была классической с расположением боевого отделения в средней части танка, а моторного отсека в корме. По причине того, что 420-сильный дизельный двигатель к намеченному сроку так и не был готов, на танк пришлось установить 12-цилиндровый дизельный двигатель SPA 342, развивавший максимальную мощность 330 л.с. при 2100 оборотах в минуту. Экипаж танка состоял из четырех человек: командира боевой машины (выполнял также функции наводчика), заряжающего, механика-водителя и радиста. На танке была размещена радиостанция RF 1 CA.


Достаточно быстро итальянские конструкторы отказались от короткоствольной 75-мм пушки, заменив ее на более совершенное орудие с длиной ствола 34 калибра. Точно такая же артиллерийская система была размещена ими на самоходном орудии Semovente da 75/34, данная установка отлично проявила себя во время сражений в пустынях Северной Африки. При этом скорострельность нового орудия доходила до 6-8 выстрелов в минуту, а выпущенный из пушки бронебойный снаряд развивал скорость 620 м/с. Пробивная способность данного орудия была аналогична советской танковой пушке Ф-34 или орудию американского танка «Шерман» выпуска 1942 года. Дополнительное вооружение было представлено двумя 8-мм пулеметами Breda 38, один из которых можно было разместить на башне и использовать в качестве зенитного.
Представленный в июле 1942 года на испытания прототип танка, известный как Carro Pesante P.40 или P26/40, уже незначительно отличался от серийных машин, несмотря на разницу в деталях внешний облик танка больше не менялся. Для итальянского танкостроения данная боевая машина была значительным шагом вперед: танк получил противоснарядное бронирование с рациональными наклонами броневых листов, неплохое по итальянским меркам вооружение и хорошие, современные приборы наблюдения. Однако итальянской армии новый танк помочь уже не мог. Серийное производство танка было развернуто лишь весной 1943 года и шло очень медленно. К тому моменту Италия уже потеряла все свои колонии в Северной Африке, где главным противником на полях сражений становился американский танк М4 Sherman, который по толщине бронирования превосходил все итальянские не только серийные, но и опытные танки. Однако особых вариантов у компании Ansaldo на тот момент просто не существовало, P26/40 все равно был запущен в серийное производство, так как в противном случае итальянские вооруженные силы рисковали остаться совсем без новой боевой техники.
По своему классу новый итальянский танк P26/40 был аналогичен советской «тридцатьчетверке» и немецкому танку Pz.IV. Но при этом значительно уступал обоим танкам, в первую очередь своей ходовой, которая была построена на архаичной к тому моменту подвеске, а также клепаной броней корпуса. Но даже несмотря на эти недостатки по сравнению с остальными моделями серийных танков итальянского производства это был значительный шаг вперед. По своим основным характеристикам – защищенности, огневой мощи, подвижности его можно было сравнить с иностранными аналогами, но с поправкой на использование устаревших решений. К тому же итальянские конструкторы сделали башню танка двухместной, в такой ситуации командир боевой машины выполнял еще и функции наводчика, а это снижало боевые возможности всего танка, проблемой было и отсутствие командирской башенки. Надежность выбранного дизельного двигателя также вызывала вопросы.

Всего с 1943 по 1945 год в Италии было выпущено чуть более 100 танков данного типа, считается, что до 103 единиц. При этом часть из них и достаточно существенная даже не получила двигателей, но и такие боевые машины нашли себе применение. Серийное производство танков стартовало весной 1943 года, однако к моменту капитуляции Италии в сентябре 1943 года ни один из танков не покинул заводских стен. В результате немцами на заводе было захвачено 5 предсерийных машин, а также порядка 200 комплектов для производства серийных танков. На состоявшемся 23 сентября 1943 года совещании у Гитлера, на котором обсуждалась судьба захваченной итальянской техники, было отмечено, что танк P26/40 обладает лучшим бронированием, но его орудие будет недостаточно эффективным для борьбы с современными танками союзников. Несмотря на это, танк было решено принять на вооружение, его неспешный выпуск продолжался вплоть до марта 1945 года.
Самым крупным эксплуататором итальянских псевдотяжелых танков стала 24-я войсковая горно-егерская бригада СС «Karstjager», которая получила 20 или 22 танка P26/40 в октябре 1944 года. Из них удалось сформировать полноценную танковую роту, данные боевые машины немцы использовали против Югославской армии на Балканах, а также против итальянских партизан на севере Италии. В начале мая 1945 года данная рота вела бои в проходе Тарвисио, где потеряла два танка. После капитуляции немецкой армии, все сохранившиеся в строю танки были просто брошены на дороге недалеко от населенного пункта Виллах в Австрии.
В середине ноября 1944 года, 13 танков данного типа пополнили состав 15-й полицейской танковой роты. Данные танки применялись немцами на северо-западе Италии. В конце войны рота сдалась итальянским партизанам, танки остались в Новаре. В декабре 1944 года 15 танков P26/40 получила 10-я полицейская танковая рота, которая была расквартирована в Вероне. В конце апреля 1945 года данная рота сдалась в плен американцам возле Больцано.
Итальянские партизаны на броне танка P26/40
Около 40 танков, которые так и не получили двигателей, немцы использовали в качестве неподвижных огневых точек. Такие импровизированные ДОТы были расположены на реке Анцио, а также на Готской линии обороны в северной части Италии. Как отмечали итальянские исследователи, немецкие войска использовали итальянские танки P26/40 главным образом во второстепенных воинских формированиях, которые действовали против партизан. Во многом это было связано с дизельным двигателем танка и трудностями снабжения (все немецкие танки имели бензиновые двигатели), технического несовершенства, сложностей с обслуживанием, скромного бронирования и вооружения, отсутствия командирской башенки. Несмотря на все перечисленное Carro Armato Pesante P26/40 был наиболее мощным танком, который был спроектирован и воплощен в металле итальянской оборонной промышленностью в годы Второй мировой войны.
Тактико-технические характеристики Carro Armato Pesante P26/40:
Габаритные размеры: длина корпуса – 5800 мм, ширина – 2800 мм, высота – 2500 мм.
Боевая масса – 26 тонн.
Силовая установка – 12-цилиндровый дизельный двигатель SPA 342 мощностью 330 л.с.
Максимальная скорость – до 40 км/ч (по шоссе), до 25 км/ч по пересеченной местности.
Запас хода – 280 км (по шоссе).
Вооружение – 75-мм пушка Ansaldo L/34 и 2х8-мм пулемета Breda 38.
Боекомплект – 74 снаряда.
Экипаж – 4 человека.
Источники информации:

Танк M13/40 (М14/41)

Carro Armato M13/40 и М14/41

Основные образцы вооружения итальянских бронетанковых соединений и частей периода Второй мировой войны. Разработаны фирмой Fiat-Ansaldo в 1939- 1940 годах, выпускались большой (по итальянским масштабам) серией. С 1940 по 1942 год изготовлено 1405 линейных и 64 командирских танка.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
M13/40 (Carro Armato) – первая серийная модель. Корпус и башня клепаные, с рациональными углами наклона. Входной люк на левом борту. Основное вооружение размещено во вращающейся башне. Машины раннего выпуска не имели радиостанции. Изготовлено 710 единиц.

M13/40 (Carro Comando) – безбашенный командирский вариант для танковых и самоходно-артиллерийских частей. Курсовой и зенитный 8-мм пулеметы Breda 38. Две радиостанции: RF.1CA и RF.2CA. Изготовлено 30 единиц.

М14/41 (Carro Armato) – от M13/40 отличался конструкцией воздушных фильтров и улучшенным дизельным двигателем Spa 15TM41 мощностью 145 л.с. при 1900 об/мин. Изготовлено 695 единиц.

М14/41 (Carro Comando) – безбашенный командирский вариант, идентичный по конструкции Carro Comando M13/40. В качестве основного вооружения установлен 13,2-мм пулемет. Изготовлено 34 единицы.

В итальянской армии танки M13/40 и М14/41 применялись на всех театрах военных действий, кроме советско-герман-ского фронта. В Северной Африке M13/40 появились 17 января 1940 года, когда был сформирован 21-й отдельный батальон двухротного состава. В дальнейшем сформировали еще 14 танковых батальонов, вооруженных танками этого типа. Часть батальонов имела смешанный состав из танков М 13/40 и М 14/41. В ходе боевых действий и подразделения, и боевую технику нередко перебрасывали из соединения в соединение и переподчиняли разным дивизиям и корпусам. На Балканах дислоцировался смешанный танковый полк из батальона М 13/40 и бронеавтомобилей АВ 40/41. В составе войск, контролирующих острова Эгейского моря (о. Крит и прилегающий к нему архипелаг), числился смешанный танковый батальон из М13/40 и танкеток L3. На Сардинии находился 16-й батальон танков М14/41. После капитуляции Италии в сентябре 1943 года к германским войскам попало 22 танка М13/40, 1 – М14/41 и 16 командирских машин. Танки, находившиеся на Балканах, немцы включили в состав бронетанкового батальона горной дивизии СС “Принц Евгений”, а захваченные в Италии – в 26-ю танковую и 22-ю кавалерийскую дивизии СС “Мария Терезия”.

Танки семейства М 13/40 и М 14/41 были надежными и неприхотливыми машинами, однако их вооружение и бронирование к концу 1942 года не соответствовало уровню развития бронетанковой техники в странах антигитлеровской коалиции.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА М13/40
БОЕВАЯ МАССА,т: 14.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 4915,
ширина – 2280,
высота – 2370.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Mod. 47/32 калибра 47 мм, 3 пулемета Breda 38 калибра 8 мм, 1 зенитный пулемет Breda 38 калибра 8 мм (устанавливался не на всех танках).
БОЕКОМПЛЕКТ: 87 выстрелов, 2592 патрона.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб – 30,
борт – 25,
корма – 25,
башня – 42.
ДВИГАТЕЛЬ: Spa 8TM40, дизельный, 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 125 л.с. при 1800 об/мин, рабочий объем 11140 см3.
ТРАНСМИССИЯ: дисковый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь опорных обрезиненных катков на борт, сблокированных по четыре в две тележки, три поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения, подвеска на полуэллиптических рессорах.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 30.
ЗАПАС ХОДА, км: 210.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
высота cтенки, М – 0,8;
ширина рва, м – 2,1;
глубина брода, м – 1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция RF.1CA или RF.2CA.

Итальянский средний танк М13/40

На рассвете 10 июля 1942 года английские позиции на высоте 33 в районе Эль-Аламейна в Египте атаковали 19 окрашенных в желтый цвет танков. Они принадлежали 3-й роте 11 -го танкового батальона Королевской итальянской армии. Прежде, чем достичь высоты, им пришлось преодолеть почти 3 км по ровному дну высохшего озера. И тут их встретил огонь английских противотанковых пушек. Танки тем не менее продвигались вперед, непрерывно маневрируя, чтобы затруднить англичанам ведение прицельного огня. Но уже за полтора километра до цели многие машины были подбиты. Оставшиеся разделились: часть пошла в обход высоты по руслу высохшей реки, остальные продолжали двигаться прямо на английские пушки. Один за другим неказистые, выглядевшие старомодно танки выходили из строя, замирали, заваливались на бок. Огонь и дым вырывались из их корпусов, взрывы боекомплекта сносили башни. Лишь один достиг холма, перевалил вершину и там, за английскими позициями, был уничтожен со всем экипажем. Там он и стоит до сих пор с пушкой, нацеленной на Каир, превращенный в памятник войны.

Так описывает итальянский автор печальный результат атаки танков, которые уже тогда явно не годились для боевых действий – слишком они были уязвимы подогнем артиллерии и слишком слабо было их вооружение. Поэтому неудивительно, что из 19 атаковавших танков 17 были уничтожены, И тем не менее эта машина являлась основной в итальянской армии во второй мировой войне. Это М13/40, что значит средний, 13-тонный, образца 1940 года. То есть недавно созданная машина с самого начала оказалась безнадежно устаревшей. Ее история началась в 1938 году, когда было решено создать средний танк, первый образец которого М11 /39 имел 37-мм пушку в корпусе и пулемет в башне. Калибр пушки признали недостаточным, а ее размещение неудовлетворительным. В 1940 году появился прототип с пушкой в башне и под маркой М13/40 в том же году пошел в производство.

Моторное отделение – сзади, боевое – в середине, управления – впереди. На стальной каркас корпуса и башни болтами крепились броневые листы. Носовая часть корпуса – закругленная, 47-мм полуавтоматическая пушка «Ансальдо» со стволом длиной 32 калибра устанавливалась в башне вместе со спаренным 8-мм пулеметом. Сдвоенная пулеметная установка была в выступе лобовой части корпуса. Танк оборудовали 8-цилиндровым дизель-мотором и планетарным механизмом поворота. Ходовая часть состояла из двух тележек по четыре сблокированных опорных катка, имевших в качестве упругого элемента полуэллиптические листовые расходы.

Итальянский танк М13/40

Итальянский танк М13/40

Итальянская САУ DA 75/18

В 1941 году все танки оснастили радиостанцией. С середине 1941 года выпускались М14/41 с дизелем большей мощности (125 л.с.). Скорость возросла до 38 км/ч, а запас хода до 280 км.

Последняя модификация М15/42 в 1943 году получила новую 47-мм пушку со стволом длиной 40 калибров и бензиновый мотор в 192 л.с. Скорость достигла 40 км/ч, толщина брони возросла до 40 мм.

Несмотря на ряд новшеств, М13/40 оказались ненадежными и слабыми. Но их 47-мм пушка была довольно мощным оружием в борьбе со слабобронированными английскими крейсерскими танками.

На базе М13/40 в 1941 – 1942 годах создали несколько типов самоходных установок «Земовен- те». Наиболее эффективными были «Земовенте» 75/18 и 65/46, которые использовались на советско-германском фронте. Внешне они весьма напоминали немецкие штурмовые орудия – полностью бронированы. Интересно отметить, что выпуск продолжался и после оккупации Италии немцами (1943 – 1945 гг.) – машины поступали к немцам.

В 1940 – 1943 годах было выпущено около 1800 танков трех модификаций. В основном они воевали в Африке (1940 – 1943 гг.). Некоторое количество использовалось на итальянском фронте немцами после капитуляции Италии в сентябре 1943 года.

Итальянская CAYDA 90/53

Итальянская CAYDA 149/40

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Современные итальянские танки

В конце 70-х годов танкостроители европейских стран увлеклись идеей постройки относительно недорогих танков, предназначенных для экспорта в третьи страны, главным образом, в государства Ближнего и Среднего Востока. Во Франции таким танком стал АМХ-32, в Англии — «Вэлиэнт», а в Италии — OF-40.

Проектно-исследовательские работы по созданию танка OF-40 фирмами ОТО Мелара и ФИАТ начались в 1977 г. (OF-40: О — начальная буква названия фирмы ОТО Мелара, F — ФИАТ, 40 — примерная масса танка в тоннах). Первый прототип был готов уже в 1980 г. Фирма ОТО Мелара уже имела опыт производства современных основных боевых танков — на ее заводах изготавливали по лицензии для вооруженных сил Италии западногерманские танки «Леопард-1». Кроме того, совместно с немецкими танкостроителями разрабатывался танк «Лайон» — вариант «Леопарда-1», предназначенный для экспортных поставок в страны третьего мира. В конструкции танка OF-40 широко применяются узлы, агрегаты и системы немецкой машины.

OF-40 стал первым танком, спроектированным в Италии после окончания Второй мировой войны. Руководство фирмы ОТО Мелара полагало, что заказы на современный, но в то же время недорогой танк позволят загрузить завод в Специи после окончания производства «Леопардов». Потребность рынка в таких танках, по мнению руководства фирмы, оценивалась в 500 машин. Данный прогноз оказался в корне неверным. Большинство платежеспособных государств третьего мира исповедовало принцип «лучше меньше, да лучше», сделав ставку на действительно современные основные танки, а страны неплатежеспособные довольствовались подержанными машинами, начиная от Т- 34 и заканчивая М 48. Из трех европейских «экспортных» танков только англичанам и итальянцам удалось «пристроить» незначительное число машин.

В 1981 г. фирма ОТО Мелара заключила контракт на поставку первых танков OF- 40 в Объединенные Арабские Эмираты. Первоначально намечалось поставить 25 машин, однако условия контракта были уточнены, и ОАЭ получили итальянские танки двумя партиями по 18 машин в каждой. Танки первой партии — OF-40 Мк.1 — были поставлены в 1981 г. В 1982–1983 гг. в ОАЭ была поставлена вторая партия из 18 модернизированных OF-40 Мк.2 и трех БРЭМ на его базе.

Танк OF-4Q демонстрирует ходовые качества

Танк спроектирован по классической схеме: отделение управления в передней части корпуса, боевое отделение и вращающаяся башня с пушкой — в средней, МТО — в корме.

Корпус танка сварной, из стальных катаных броневых листов. Броня изготовлена во Франции. Борта корпуса выполнены вертикальными, лобовая часть включает два верхних бронелиста, установленных с большими углами наклона. Толщина лобовых бронелистов 50 мм.

Место механика-водителя смещено вправо от оси корпуса. В верхнем бронелисте над местом механика-водителя имеется сдвижной люк. Перед люком установлены три неподвижных перископических наблюдательных прибора: средний взаимозаменяем с прибором ночного видения Аэриталиа LI.

Форма башни скопирована с башни танка «Леопард-1 АЗ». Маска пушки по сравнению с маской пушки танка «Леопард» имеет большие размеры, за счет чего нижняя часть маски перекрывает пространство между корпусом танка и башней, защищая барбет башни от попадания снарядов. Когда пушка развернута вперед, маска орудия частично перекрывает люк механика-водителя и не позволяет ему управлять танком из положения «по-походному» с открытым люком, поэтому при совершении марша башню танка разворачивают на 10–15 град, влево от оси танка.

В башне установлена 105-мм нарезная пушка, разработанная в Италии на базе английского орудия L7. Модернизации подвергся главным образом затвор и противооткатное устройство. Дистанция отката итальянской пушки — 425 мм. Масса орудия 2800 кг. На ствол пушки монтируется термоизоляционный кожух. В боекомплект входят выстрелы, разработанные специалистами фирмы ОТО Мелара: подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном, кумулятивный и снаряд с пластическим ВВ; возможно использование всех боеприпасов от английской пушки L7. Боекомплект — 61 выстрел, 19изниххранятся в башне. Практическая скорострельность 9 выстрелов/мин. Углы наведения в вертикальной плоскости от -9 град, до + 20 град. Орудие не стабилизировано, хотя возможность установки системы стабилизации в двух плоскостях предусмотрена. Приводы разворота башни и наведения орудия — электрогидравлические, аварийные — ручные. Максимальная скорость разворота башни — 22,5 град/с, максимальная скорость наведения орудия в вертикальной плоскости — 7 град/ с.

С левой стороны от пушки установлен спаренный с ней 7,62-мм пулемет бельгийской фирмы FN; еще один такой же пулемет монтируется на крыше башни рядом с люком командира. Общий боезапас к пулеметам — 5500 патронов. По бортам башни, в ее кормовой части, установлено по четыре гранатомета, предназначенных для стрельбы дымовыми гранатами.

В башне находятся рабочие места трех членов экипажа. Командир располагается справа от пушки, наводчик — перед ним, а заряжающий — слева от командира. У командира имеется нестабилизированный панорамный перископический оптический прицел SFIM с 8-кратным увеличением; прицел имеет ночной канал с электронно-оптическим усилением изображения. Для определения дальности до цели командир пользуется стадиометрической шкалой. Вокруг командирского люка установлено восемь неподвижных перископических наблюдательных приборов, дающих суммарный круговой обзор. Наводчик использует телескопический прицел фирмы Аэриталиа с 10-кратным увеличением. Оптическая ось неподвижно установленного прицела наводчика параллельна оси канала ствола. Отверстие оптического канала телескопа расположено в маске пушки, справа от ствола. Для измерения расстояния до цели у наводчика установлен лазерный дальномер, ось дальномера также параллельна оси орудия. В системе управления огнем Оффичине Галлилео OG-14LR2 используется аналоговый баллистический вычислитель. Для наблюдения за местностью наводчик может пользоваться перископическим смотровым прибором, еще два таких прибора установлены у заряжающего.

Танк OF-40. Вид 3/4сзади.

Первый серийный танк OF-40 на испытательном полигоне фирмы ОТО Мелара

На башне сохранены посадочные места под оптический дальномер, имевшиеся на башне «Леопарда-1», однако сам дальномер не используется.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен дизельный двигатель жидкостного охлаждения MTU МВ838 СаМ500 V10 мощностью 830 л. с. Автоматическая гидромеханическая трансмиссия ZF 4НР250 монтируется в едином блоке с дизелем. Двигательная установка в основном аналогична применяемой на танке «Леопард-1 АЗ». Модернизация коснулась лишь системы охлаждения, поскольку танк OF-40 предназначался для продажи в страны с жарким климатом. Увеличена площадь радиаторов системы охлаждения двигателя, и установлены дополнительные фильтры типа «Циклон». Замена блока двигателя и трансмиссии в полевых условиях может быть осуществлена за 45 мин., причем на демонтаж блока по нормативу отводится 19 мин.

Справа и слева от двигательной установки расположены топливные баки. Автоматическая система пожаротушения имеется только в МТО.

Подвеска — торсионная. С каждого борта установлено по семь обрезиненных опорных катков и по пять поддерживающих. На 1, 2, 3, 6 и 7-м узлах подвески опорных катков установлены гидравлические амортизаторы. Динамический ход катков — 340 мм. Расположение поддерживающих катков необычное: три катка смещены ближе к задней части корпуса, два — к передней. Гусеница с резинометаллическими шарнирами набрана из 88 стальных траков. Резиновые асфальтоходные подушки траков — несъемные. Ресурс траков — 2500 км.

Ходовая часть прикрыта четырехсекционными двухслойными резиновыми экранами (суммарная толщина — 15 мм), центральные части экранов усилены стальными полосами. Секции экранов откидываются вверх для обеспечения доступа к элементам подвески.

На танке имеется система защиты от оружия массового поражения. Фильтровентиляционная установка находится в отделении управления. Имеется возимый комплект оборудования для форсирования вброд водных преград глубиной до 2,25 м; возможна установка ОПВТ, в этом случае танк может преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 м.

Танк OF-40 (на переднем плане) и ЗСУ с двумя 35-мм пушками (на заднем плане).

Тактико-технические характеристики танка OF-40 и машин на его базе

Мк.1 Мк.2 «Палмария» БРЭМ
Экипаж, чел. 4 4 5 4
Длина с пушкой вперед, м 9,22 9,22 11,47 7,68
Длина по корпусу, м 8,11 8,11 7,26
Ширина, м 3,51 3,51 3,51 3,51
Высота по крыше башни, м 2,45 2,45 2,87 2,35
Клиренс, м 0,44 0,44 0,44 0,44
Боевая масса, т 45,5 45,5 46 45
Масса пустого, т 43,1 43,1 43,1 43
Удельная мощность, л. с,/т 18,24 18,24 16,3 18,24
Удельное давление на грунт, кг/кв. см 0,92 0,92
Ёмкость топливных баков, л 1000 1000 800 1000
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 60 60 60
Запас хода по шоссе, км 600 600 500 600
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 1.1 1.1 1.1 0,7
ширина траншеи, м 3 3 3 3
глубина брода, м 1,2 1.2 1,2 1,2
подьем 60% 60% 60% 60%

OF-40 Мк.2

Первый танк OF-40 Мк.2 был изготовлен в 1982 г. Модернизация коснулась в основном системы управления оружием. Несколько изменили форму люка над МТО с целью более удобного доступа к двигателю, особенно к местам стыковки дизеля и трубопровода горючего. В системе управления огнем Оффичине Галлилео OG14-LR2A вместо аналогового процессора установлен цифровой (СУО танков Мк.1 также была модернизирована). Прицел командира заменен французским стабилизированным панорамным прицелом SFIM VS- 580. Прицел имеет дневной (с 3- и 10- кратным увеличением) и ночной (с 8- кратным увеличением) каналы. У наводчика имеется два прицела. В основной прицел (с 7- и 14-кратным увеличением) интегрирован лазерный дальномер (определяемые дистанции до цели 400- 3500 м). В качестве вспомогательного используется телескопический прицел, спаренный с пушкой (на Мк.1 этот прицел применялся в качестве основного). Предусмотрена установка телевизионной системы, способной работать в условиях низкой освещенности. Камера монтируется на маске пушки, а видеоконтрольные устройства — рядом с местами командира и наводчика.

Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Боекомплект к пушке уменьшен до 57 выстрелов, 15 из них размещаются в башне. По требованию представителей армии ОАЭ на башне вместо пулемета винтовочного калибра установлен 12,7- мм пулемет «Браунинг» М2НВ. Блоки дымовых гранатометов перенесены в переднюю часть бортов башни. В ходе испытаний танка в Дубае вероятность поражения целей при стрельбе с ходу составила 50–60 %.

155-мм САУ «Палмария»

Разработка САУ велась параллельно с созданием танка. САУ также предназначалась для поставок на экспорт. Опытный образец построен в 1981 г., серийное производство началось в 1982 г. САУ «Палмария» находится на вооружении армий Ливии (158 установок) и Нигерии (25 САУ); 25 башен закупила Аргентина, где они были установлены на шасси танков ТАМ.

Корпус САУ аналогичен корпусу танка. Вместо башни танка OF-40 установлена башня кругового вращения, вооруженная 155-мм гаубицей. Применение автомата заряжения позволило добиться практической скорострельности 4 выстрела/мин. Углы наведения гаубицы в вертикальной плоскости — от -5 град, до +70 град. Максимальная дальность стрельбы 24 700 м. Боезапас — 30 выстрелов. На крыше башни возможна установка зенитного пулемета калибра 7,62 мм, боекомплект к пулемету — 1000 патронов. В передней части бортов башни смонтированы по четыре дымовых гранатомета.

На САУ установлен восьмицилиндровый дизель MTU МВ-837 Еа-500 мощностью 750 л.с.

БРЭМ на базе OF-40

Три БРЭМ на базе танка OF-40 поставлены вооруженным силам ОАЭ. Корпус, ходовая часть, двигательная установка аналогичны используемым на танке OF-40. Механик-водитель БРЭМ размещается так же, как и на танке, и имеет те же приборы и органы управления. Командир машины и два оператора оборудования располагаются в бронированной рубке, толщина стенок рубки 50 мм. Основным оборудованием БРЭМ являются лебедка, кран и бульдозерный отвал. Все механизмы имеют гидроприводы, продублированные ручными приводами. Резервуар для рабочей жидкости гидросистемы емкостью 540 л установлен в рубке. Тяговое усилие лебедки 36 т, с помощью шкива оно может быть увеличено до 72 т. Длина 32-мм троса — 80 м. Шестиметровая стрела крана смонтирована на поворотном основании в левой передней части корпуса БРЭМ. Максимальный угол поворота стрелы от транспортного положения 270 град. Максимальная грузоподъемность крана 18 т, в положении стрелы, перпендикулярном оси БРЭМ, грузоподъемность уменьшается до 5 т. Бульдозерный отвал монтируется в передней части корпуса. Кроме своего основного назначения, он используется в качестве дополнительной стабилизирующей опоры при работе крана или лебедки. В корпусе машины предусмотрено место для перевозки запасных частей к танкам, электросварочного аппарата и инструмента. Между люками командира и оператора установлен 7,62-мм пулемет на шкворневой турели. На левом переднем угле рубки смонтирован блок из шести дымовых гранатометов.

ЗСУ на шасси танка OF-40

Были изготовлены два опытных образца ЗСУ: один вооруженный двумя 35-мм автоматическим пушками в башне АТАК, другой — одной 76-мм пушкой «Отоматик».

Основной боевой танк С-1 «Ариете»

С-1 «Ариете»

В начале 80-х годов командование итальянской армией приступило к разработке амбициозной программы оснащения вооруженных сил бронетехникой отечественной конструкции. Для разработки и производства бронированных машин в 1984 г. был образован консорциум из двух крупнейших итальянских военно-промышленных групп ОТОБРЕДА и ИВЕКО-ФИАТ. Ведущую роль в создании гусеничных машин играла фирма ОТО Мелара, входящая в группу ОТОБРЕДА, колесных — ИВЕКО-ФИАТ.

Военные планировали снять с вооружения устаревшие морально и физически американские танки М47 и М60А1. Для замены 450 танков М47 предназначались колесные истребители танков «Кентавро», а на смену 250 М60 должен был прийти основной боевой танк итальянской конструкции. Кроме того, программа предусматривала создание гусеничной БМП (VCC-80) и бронеавтомобиля с колесной формулой 4×4 («Пума»). Рассматривалась возможность закупки в ФРГ танков «Леопард-2», но в начале 1984 г. командование итальянской армии решило заказать танк, предназначенный для замены М60, итальянской промышленности.

На принятие решения о разработке собственного танка вместо покупки лицензии повлияли следующие факторы:

• возможность более полного удовлетворения требований заказчика — командования итальянских вооруженных сил;

• большая вероятность экспортных заказов, чем в случае с разработками специальных «экспортных» танков;

• опыт итальянской промышленности, накопленный при лицензионном производстве американских танков М60А1 и западногерманских «Леопард-1», а также при разработке «экспортных» танков «Лайон» и OF-40.

При разработке ставилась задача свести к минимуму использование в конструкции и системах танка компонентов иностранного производства.

Первый прототип танка, получивший название OF-45, вскоре замененное на С- 1 «Ариете» («Таран»), был готов в 1986 г. К 1988 г. закончились заводские испытания шести опытных машин, и они были переданы на войсковые испытания. Официальная презентация нового танка состоялась 30 июня 1987 г. на полигоне Монтеромано.

Изначально не планировалось создания на базе «Ариете» БРЭМ, мостоукладчиков или каких-то других специальных машин. Дело в том, что на вооружении итальянской армии остаются танки «Леопард-1» и специализированные машины на их базе. Итальянские военные считают мостоукладчики и БРЭМ на базе «Леопарда-1» полностью удовлетворяющими их требованиям.

Танки «Ариете» состоят на вооружении только итальянской армии. Окончательная сборка танков производится на заводе фирмы ОТО Мелара в Специи. Вооруженные силы Италии заказали 200 танков С-1. Первые три серийных танка переданы армии в 1995 г. Предполагалось, что темп производства составит 20–30 машин в год, все 200 танков должны были быть переданы итальянской армии до 2001 г. Танки «Ариете» поступили в 132-ю танковую бригаду «Ариете», 32-ю танковую бригаду «Мамели» и 8-ю механизированную бригаду «Гарибальди». На вооружение подразделений первой линии поступили 150 машин, остальные 50 танков «Ариете» получили учебные и резервные части.

Вооруженные силы Испании рассматривали возможность закупки итальянских танков или покупки лицензии на их производство, но в конечном итоге остановили свой выбор на немецком «Леопарде-2». Надежды на получение экспортных заказов не оправдались, что не удивительно. В настоящее время на мировом рынке оружия доминируют проверенные временем и боями машины — американские «Абрамсы», германские «Леопарды-2», британские «Челленджеры», российские Т-80 и Т- 90. Не лишне будет напомнить — за любой крупной сделкой стоит политика. К примеру, у России не хватило политического веса (а может и желания лоббировать на самом высоком уровне), чтобы «продавить» контракт на поставку вооруженным силам Греции танков Т-80, которые с технической точки зрения оказались на полигонных испытаниях в Греции лучшими. Италия является вовсе не политическим «тяжеловесом», а, кроме того, еще и новичком в производстве современных танков. Сочетание двух таких печальных для «макаронников» факторов шансов для «Ариете» на мировом рынке оружия практически не оставляет.

Танк С-1 «Ариете» имеет классическую компоновку; корпус и башня сварены из стальных бронелистов. В лобовой части башни и корпуса используется многослойная броня повышенной прочности, из такой же брони изготовлен бронелист, прикрывающий сверху отделение управления. Масса танка на этапе разработки была ограничена 48-ю тоннами, поэтому броня обеспечивает защиту только от снарядов калибра не выше 105 мм. Установка динамической защиты не предусмотрена.

Рабочее место механика-водителя смещено вправо от оси корпуса. В верхнем бронелисте корпуса над сиденьем механика-водителя имеется сдвижной (влево) люк. Впереди него установлены три неподвижных перископических наблюдательных прибора, средний может быть заменен бесподсветочным прибором ночного видения MES VG/DIL 186. Сиденье водителя регулируемое по высоте; подъемный механизм — гидравлический. Управление поворотом танка осуществляется с помощью рулевого колеса. Слева от места механика-водителя находится боеукладка, 8 которой размещаются до 27 выстрелов к пушке. Непосредственно за сиденьем в днище корпуса имеется аварийный люк для выхода экипажа из подбитого танка.

Борта башни выполнены вертикальными, но лобовая часть, подобно башням танков М1 и «Челленджер», имеет значительный наклон бронелистов. В башне установлена 120-мм гладкоствольная пушка, разработанная на фирме ОТО-Мелара, длиной 44 калибра. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости — от -9 град, до +20 град. В средней части ствола установлен эжектор, имеется термоизоляционный кожух и устройство выверки прицела, зеркало которого установлено на конце ствола. Стрельба из пушки возможна как боеприпасами итальянской конструкции, так и американскими или германскими. Боезапас — 42 выстрела, 15 из них хранятся в кормовой нише башни. Пополнение боекмплекта и выброс стреляных гильз осуществляется через люк в левом борту башни. В крыше башни, над боеукладкой, сделаны вышибные панели, предохраняющие экипаж от воздействия взрывной волны при детонации боезапаса. Приводы разворота башни и наведения пушки в вертикальной плоскости электрогидравлические, с ручным дублированием. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.

Слева от орудия установлен спаренный с ним пулемет MG42/59 калибра 7,62 мм, еще один такой же пулемет ставится на шкворневую турель, расположенную на крыше башни рядом с люком командира. Углы обстрела зенитного пулемета в вертикальной плоскости — от -9 град, до + 65 град. По бортам башни монтируются блоки дымовых гранатометов, по четыре в каждом.

Место командира находится справа от орудия, перед ним расположено место наводчика; заряжающий размещается слева от пушки. В крыше башни над местами командира и заряжающего имеются круглые люки, откидывающиеся назад. Перед люком командира установлен датчик предупреждения о лазерном облучении.

Система управления оружием OG-14L3 фирмы Оффичине Галлилео построена на базе)6-разрядного процессора Интел 8086 и математического сопроцессора 8087 и унифицирована с СУО БМП VCC-80 и бронеавтомобиля «Кентавро». Танковая система управления оружием разрабатывалась на основе корабельной СУО и имеет ряд дополнительных функций помимо выработки исходных данных для стрельбы. Модульный принцип построения СУО позволяет выбирать конфигурацию системы по желанию заказчика.

Панорамный стабилизированный оптический прицел командира Галлилео SP-T-694 имеет 2,5- и 10-кратное увеличение (поле зрения 20 и 5 град, соответственно). Прицел разработан совместно с французской фирмой SFIM на основе np 1- цела SFIM VS580. Оптическая головка прицела имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, а угол склонения может меняться в пределах от -10 град, до +60 град. Благодаря большому диапазону изменения углов наведения прицела в вертикальной плоскости возможно наведение пушки на воздушные цели, такие как вертолеты. При перемещениях оптической головки не требуется перемещения головы командира. Командир может «передавать» отмеченную цель наводчику.

Стабилизированный прицел наводчика имеет дневной (с 5-кратным увеличением) и ночной каналы. В ночном канале установлен тепловизор VTG-120, использующий модули прицельной системы ПТУР «ТОУ». Изображение ночного канала может выводиться на дисплей, установленный на приборной панели командира танка. В прицел интегрирован лазерный дальномер Селения MTL8, способный определять расстояние до цели на дальности до 10 км с точностью ± 10 м. Объектив при цела защищен от осколков снарядов и пуль двумя открывающимися бронированными створками. Вспомогательный прицел наводчика — Оффичине Галлилео С-102 — спарен с пушкой и имеет 8-кратное увеличение. Баллистический вычислитель вырабатывает данные для стрельбы с учетом угла крена цапф орудия, типа боеприпаса, атмосферного давления, температуры воздуха, скорости и направления ветра. Метеодатчики монтируются на крыше башни. СУО обеспечивает поражение движущихся и станционарных целей с места и с движения.

Дизель ФИАТ V-12 МТСА и трансмиссия ZF LSG-3000

Танк С-1 «Ариете» на автомобильном транспортере

Вокруг командирского люка установлены восемь неподвижных перископических наблюдательных прибора, два таких же прибора монтируются рядом с люком заряжающего и один имеется у наводчика.

Двигатель и трансмиссию разработала и изготавливает фирма ФИАТ. Дизель, трансмиссия и система охлаждения выполнены в виде единого съемного блока. Основной двигатель — 12-цилиндровый четырехтактный дизель непосредственного впрыска ФИАТУ-12 МТСА мощностью 1200 л с. Дизель имеет жидкостное охлаждение и турбонаддув. В задней части дизеля установлено по одному турбонагнетателю на каждый блок цилиндров. Воздухозаборник расположен на крыше МТО, выхлопные газы отводятся через решетки в бортах корпуса. Шестицилиндровые варианты этого дизеля ставятся на VCC-80 и «Кентавро». Трансмиссия автоматическая, немецкой конструкции, ZF LSG-3000, имеет четыре скорости переднего хода и две — заднего. Аналогичные трансмиссии устанавливаются на французский танк АМХ-40, бразильский ЕЕ-Т1/2 и южнокорейский «88».

Два топливных бака установлены по бортам танка в боевом отделении. Для подачи топлива в расходный бак и к дизелю применяется электрическая помпа.

Конструкция ходовой части во многом напоминает ходовую часть танка «Леопард-2». Подвеска опорных катков — торсионная. С каждого борта установлено по семь сдвоенных обрезиненных опорных катков и по четыре поддерживающих. На 1, 2, 3, 6 и 7-м узлах подвески опорных катков есть гидравлические амортизаторы. Все семь узлов подвески опорных катков имеют гидравлические ограничители хода. Гусеницы такие же, как и на танке OF-40. Ходовая часть танка прикрыта шестисекционными экранами. Экраны изготовлены из композиционных материалов на основе полимерных матриц, такие экраны имеет на 40–85 % меньшую массу, чем традиционные — из стали и резины. Рассматривалась возможность увеличения толщины экрана или применения специальной брони в зоне отделения управления (по типу экранов танка «Леопард-2»), однако эта идея реализована не была. Траки шириной 618 мм имеют съемные асфальтоходные резиновые подушки.

Питание электросистемы танка обеспечивают восемь аккумуляторных батарей емкостью 100 А. ч каждая и электрогенератор мощностью 15 Вт. Четыре батареи установлены с каждого борта в районе 5- го и 6-го узлов подвески опорных катков. Доступ к батареям осуществляется через съемные панели корпуса.

Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения.

Схема танка С-1 «Ариете»

ЗСУ «Отоматик» на базе танка С-1 «Ариете» (вверху справа);

Борта башни С-1 «Ариете» выполнены вертикальными, но лобовая часть, подобно башням танков М1 и «Челленджер», имеет значительный наклон бронелистов (справа).

Тактико-технические характеристики танка С-1 «Ариете»

Экипаж, чел. 4
Длина с пушкой вперед, м 9,67
Длина корпуса,м 7.59
Ширина, м 3,6
высота по крыше башни, м 2,5
Клиренс, м 0,44
Боевая масса,т 54
Удельная мощность, л.с./т 27,4
Удельное давление на фунт, кг/кв. см 0,85
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 550
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 2,1
ширина траншеи, м 3
глубина брода, м
без подготовки 1.2
с предварительной подготовкой 2,1
подъем 60%

Семён Федосеев

Поделитесь на страничке

Следующая глава >