Рельсовая пушка принцип

Рельсотрон

Не следует путать с пушкой Гаусса.

Рельсотро́н (англ. railgun — рельсовая пушка) — электромагнитный ускоритель масс, разгоняющий токопроводящий снаряд вдоль двух металлических направляющих с помощью силы Лоренца.

Испытания рельсотрона в Naval Surface Warfare Center, ВМС США.
Январь 2008 года

Принцип действия

Принцип действия сил Ампера (F) в рельсотроне

Рельсотрон состоит из двух параллельных электродов, называемых рельсами, подключённых к источнику мощного постоянного тока. Разгоняемая электропроводная масса располагается между рельсами, замыкая электрическую цепь, и приобретает ускорение вследствие силы Ампера, действующей на замкнутый проводник с током в его собственном магнитном поле. Сила Ампера действует и на рельсы, приводя их к взаимному отталкиванию.

История

Термин рельсотрон был предложен в конце 1950-х годов советским академиком Львом Арцимовичем для замены существовавшего громоздкого названия «электродинамический ускоритель массы». Причиной разработки подобных устройств, являющихся перспективным оружием, стало то, что, по оценкам экспертов, использование порохов для стрельб достигло своего предела — скорость выпущенного с их помощью заряда ограничена 2,5 км/сек.

В 1970-х годах рельсотрон был спроектирован и построен Джоном П. Барбером из Канады и его научным руководителем Ричардом А. Маршаллом из Новой Зеландии в Исследовательской школе физических наук Австралийского национального университета.

Теория

В физике рельсотрона модуль вектора силы может быть вычислен через закон Био — Савара — Лапласа и формулу силы Ампера. Для вычисления потребуются:

  • μ 0 {\displaystyle \mu _{0}} — магнитная постоянная,
  • d {\displaystyle d} — диаметр рельсов (подразумевается круглое сечение),
  • r {\displaystyle r} — расстояние между осями рельсов,
  • I {\displaystyle I} — сила протекающего в системе тока.

Из закона Био — Савара — Лапласа следует, что магнитное поле на определённой дистанции ( s {\displaystyle s} ) от бесконечного провода с током вычисляется как:

B ( s ) = μ 0 I 2 π s {\displaystyle \mathbf {B} (s)={\frac {\mu _{0}I}{2\pi s}}}

Следовательно, в пространстве между двумя бесконечными проводами, расположенными на расстоянии r {\displaystyle r} друг от друга, модуль магнитного поля может быть выражен формулой:

B ( s ) = μ 0 I 2 π ( 1 s + 1 r − s ) {\displaystyle B(s)={\frac {\mu _{0}I}{2\pi }}\left({\frac {1}{s}}+{\frac {1}{r-s}}\right)}

Для того, чтобы уточнить среднее значение для магнитного поля на арматуре рельсотрона, предположим, что диаметр рельса d {\displaystyle d} намного меньше расстояния r {\displaystyle r} и, считая, что рельсы могут считаться парой полубесконечных проводников, мы можем вычислить следующий интеграл:

B avg = 1 r ∫ d r − d B ( s ) d s = μ 0 I 2 π r ∫ d r − d ( 1 s + 1 r − s ) d s = μ 0 I π r ln ⁡ r − d d ≈ μ 0 I π r ln ⁡ r d {\displaystyle B_{\text{avg}}={\frac {1}{r}}\int _{d}^{r-d}B(s){\text{d}}s={\frac {\mu _{0}I}{2\pi r}}\int _{d}^{r-d}\left({\frac {1}{s}}+{\frac {1}{r-s}}\right){\text{d}}s={\frac {\mu _{0}I}{\pi r}}\ln {\frac {r-d}{d}}\approx {\frac {\mu _{0}I}{\pi r}}\ln {\frac {r}{d}}}

По закону Ампера, магнитная сила на проводе с током равна I d B {\displaystyle IdB} ; предполагая ширину снаряда-проводника r {\displaystyle r} , мы получим:

F = I r B avg = μ 0 I 2 π ln ⁡ r d {\displaystyle F=IrB_{\text{avg}}={\frac {\mu _{0}I^{2}}{\pi }}\ln {\frac {r}{d}}}

Формула основывается на допущении, что расстояние l {\displaystyle l} между точкой, в которой измеряется сила F {\displaystyle F} , и началом рельсов больше, чем расстояние между рельсами ( r {\displaystyle r} ) в 3-4 раза ( l > 3 r {\displaystyle l>3r} ). Также были сделаны некоторые другие допущения; чтобы описать силу более точно, требуется учитывать геометрию рельсов и снаряда.

Конструкция

С изготовлением рельсотрона связан ряд серьёзных проблем: импульс тока должен быть настолько мощным и резким, чтобы снаряд не успел испариться и разлететься, но возникла бы ускоряющая сила, разгоняющая его вперёд. На снаряд или плазму действует сила Ампера, поэтому сила тока важна для достижения необходимой индукции магнитного поля, и важен ток, протекающий через снаряд перпендикулярно силовым линиям индукции магнитного поля. При протекании тока через снаряд материал снаряда (часто используется ионизированный газ сзади лёгкого полимерного снаряда) и рельсы должны обладать:

  • как можно более высокой проводимостью,
  • снаряд — как можно меньшей массой,
  • источник тока — как можно большей мощностью и меньшей индуктивностью.

Однако особенность рельсового ускорителя в том, что он способен разгонять сверхмалые массы до сверхбольших скоростей (скорость снаряда в огнестрельном оружии ограничивается кинетикой проходящей в оружии химической реакции). На практике рельсы изготавливают из бескислородной меди, покрытой серебром, в качестве снарядов используют алюминиевые брусочки или проволоку, может использоваться полимер в сочетании с проводящей средой, в качестве источника питания — батарею высоковольтных электрических конденсаторов, которая заряжается от ударных униполярных генераторов, компульсаторов, и прочих источников электрического питания с высоким рабочим напряжением, а самому снаряду перед вхождением на рельсы стараются придать как можно большую начальную скорость, используя для этого пневматические или огнестрельные пушки. В тех рельсотронах, где снарядом является проводящая среда, после подачи напряжения на рельсы снаряд разогревается и сгорает, превращаясь в токопроводную плазму, которая далее также разгоняется. Таким образом, рельсотрон может стрелять плазмой, однако вследствие её неустойчивости она быстро дезинтегрируется. При этом необходимо учитывать, что движение плазмы, точнее, движение разряда (катодные, анодные пятна), под действием силы Ампера возможно только в воздушной или иной газовой среде не ниже определённого давления, так как в противном случае, например, в вакууме, плазменная перемычка рельсов движется в направлении, обратном силе — так называемое обратное движение дуги.

При использовании в рельсотронных пушках непроводящих снарядов снаряд помещается между рельсами, сзади снаряда тем или иным способом между рельсами зажигается дуговой разряд, и тело начинает ускоряться вдоль рельсов. Механизм ускорения в этом случае отличается от вышеизложенного: сила Ампера прижимает разряд к задней части тела, которая, интенсивно испаряясь, образует реактивную струю, под действием которой и происходит основное ускорение тела.

Преимущества и недостатки

  • Использование рельсотрона исключает необходимость хранить на кораблях боезапас обычных снарядов, что повышает живучесть корабля.
  • Сравнительно небольшие размеры снарядов для рельсотрона позволяют увеличить боезапас. Однако размер системы в целом при том весьма не мал, и как минимум занимает места не меньше, чем несколько ПКР средних размеров.
  • Дальность эффективного огня рельсотрона — до 200 км, однако на это можно возразить, что наибольшей эффективной дальностью для артиллерии является 20-40 км, а на большей дистанции приходится или использовать корректируемый в полёте снаряд, или же многократно возрастёт расход боеприпасов.
  • Высокая скорость снаряда позволяет использовать рельсотрон в качестве средства ПВО. Скорость снаряда перспективной пушки, испытания которой планировались на 2016 год, должна была составить 6 М, что существенно ниже многих зенитных ракет (9 М для одной из ракет С-300В4), маневрирование снаряда невозможно; на практике удалось достичь лишь скорости 3,6 М.
  • Никаких доказательств эффективности не предъявлено за много лет, особенно в смысле точности и разрушительной силы. Более того, при сверхдальней стрельбе возникает проблема неоднородной кривизны Земли, гравитационные неравномерности, перепад температур и соответственно плотности воздуха, как и влажности и многие другие проблемы, ограничивающие точную стрельбу артиллерии некорректируемыми снарядами дальностью в считанные десятки км.
  • Пробиваемость, в частности (на больших дальностях), и воздействие в целом при попадании не превышает показатели артиллерии средних калибров (скорость в несколько раз больше, но масса в несколько раз меньше, взрывчатого вещества вместо многих килограмм — ноль, единственная разница — в росте дальности из-за сочетания массы, скорости и, в первую очередь, сократившихся размеров, что снижает аэродинамическое сопротивление).

Преимущества

Экономия: стоимость выстрела рельсотрона существенно ниже таковой для аналогичной по дальности ракеты корабельного базирования: 25 тыс. долл. США против 1 млн долл..

  • При условии решения всех задач, связанных с реальным применением, такие орудия могут обеспечивать тактическую стационарную ПРО против никак не маневрирующих баллистических ракет, либо расширить горизонт дальности стрельбы.

Программа ВМС США

В 2005 году ВМС США запустили программу по разработке рельсовых орудий под названием Velocitas Eradico. В программе участвуют корпорации General Atomics и BAE Systems.

  • General Atomics разработала орудие, способное доставлять снаряд весом в 10 кг на расстояние более 200 км со средней скоростью около 2000 м/с. По мнению экспертов, такое орудие имеет настильную траекторию на расстоянии до 30 км.
  • В феврале 2008 года было продемонстрировано орудие с дульной энергией 10 МДж и дульной скоростью 2520 м/с (9000 км/час). 10 декабря 2010 года в Центре разработки надводного вооружения ВМС США в Дальгрене, штат Вирджиния, было проведено успешное испытание рельсотрона с дульной энергией 33 МДж. Масса используемых в тестах снарядов варьировалась между 2 и 3,2 кг. В феврале 2012 года близкий к серийному образцу прототип промышленного рельсотрона от BAE Systems был доставлен в Дальгрен и испытан на 32 мДж. Серийный образец этой системы должен иметь дальность стрельбы до 180 км, а в перспективе — до 400 км; инженеры разрабатывают системы автоматической подачи снарядов, охлаждения и питания установки.
  • В 2015 году планировалось произвести первые испытания на корабле.
  • К 2020 году эти орудия должны поступить на вооружение строящихся в США эсминцев типа «Замволт», их модульная конструкция и электрическая трансмиссия рассчитывались с учётом перспективного электромагнитного вооружения.
  • К 2025 году планируется достичь дульной энергии 64 МДж. С длиной около 10 метров и скоростью полета снаряда около 2000 метров в секунду.

Разработки в России

По данным первого зампреда комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франца Клинцевича, работа по созданию электромагнитной пушки (рельсотрона) активно ведётся и в России. Предполагается его использование в космонавтике для вывода на орбиту полезных грузов, но кроме этих слов никаких достоверных фактов пока не было.

> См. также

  • Космическая пушка
  • Пусковая петля

Примечания

  1. 1 2 Александр Агеев Электромагнитная пушка: оружие будущего // Сайт Техкульт, 21 августа 2014
  2. Пентагон решил выпустить на поле боя рельсотрон // Взгляд
  3. Реактивное движение при газовом разряде от внешнего токоподвода (рус.) // Письма в ЖТФ. — 1989. — Т. 13, № 15.
  4. 1 2 3 4 5 «Advanced weapons:Rail strike», The Economist, May 9th 2015
  5. the economist
  6. Business Insider: ВМС США испытают электромагнитную пушку в 2016 году // РИА Новости
  7. Задача трудная, но решаемая Архивная копия от 13 декабря 2015 на Wayback Machine // Журнал «Воздушно-космическая оборона»
  8. Julian E. Barnes A First Look at America’s Supergun // The Wall Street Journal, May 29, 2016
  9. Электромагнитный «развод»: реальность и домыслы об американском рельсотроне // ТК Звезда, 1 июня 2016
  10. 1 2 «Catapulting ahead», The Economist, Mar 8th 2014
  11. U.S. Navy Demonstrates World’s Most Powerful EMRG at 10 Megajoules. Дата обращения 10 декабря 2008. Архивировано 1 июня 2012 года.
  12. В США испытали «пушку будущего» // Вести. Ru
  13. Электромагнитная пушка выстрелила с максимальной энергией // Мембрана
  14. Военные получили первую промышленную рельсовую пушку // Мембрана
  15. Олег Титков. Магнитные войны // Популярная механика. — 2017. — № 7. — С. 76-80.
  16. В Совфеде сообщили о разработке Россией электромагнитной пушки. Lenta.ru (30 мая 2016).
  17. Российские ученые впервые испытали электромагнитную пушку-рельсотрон. Defence.ru (12 июля 2016).

Ссылки

  • На орбиту — на «Электровозе». (недоступная ссылка) Журнал «Российский космос» № 9, 2011.
  • Электромагнитная пушка BAE (февраль 2012 года) на YouTube
  • «The Future of the Navy’s Electromagnetic Railgun Could Be a Big Step Backwards» — проблемы и перспективы применения рельсотронных орудий в ВМС США (англ.)

Испытания российского рельсотрона прошли успешно

Согласно официальным данным, прошедший этап испытания в очередной раз подтвердил высокие характеристики и потенциал рельсотрона. Так, запущенный в ходе тестирования пластиковый цилиндр весом всего 15 граммов пробил алюминиевую заготовку толщиной в несколько сантиметров. Как сообщают разработчики, новейшее устройство позволяет выпущенному снаряду пробивать практически любую броню.

Рельсотрон представляет собой электромагнитный ускоритель, который разгоняет токопроводящий снаряд вдоль двух металлических направляющих; в основе принципа работы установки лежит использование так называемой «силы Лоренца» — силы, действующей на точечную заряженную частицу, движущуюся в магнитном поле. В результате этого создаваемое между направляющими силовое поле придает запускаемому «ядру» огромную скорость. Эта же сила за счет энергии постоянного тока заставляет работать электродвигатели. Так, во время прошедших испытаний снаряд был разогнан до скорость 3 километра в секунду (примерно 11 тысяч километров в час). И разработчики утверждают, что это далеко не предел — при обеспечении аппарата соответствующим оборудованием он сможет выводить полезную нагрузку в космос.

Прошедшие испытания уже не первые — ранее предварительный этап тестирования рельсотрона проводился в Лаборатории импульсных энергетических воздействий на вещество во всей той же Шатуре. Как отметил тогда президент РАН Владимир Фортов, одной из задач разработки можно всерьез считать получение системы с большим давлением и исследование с ее помощью Вселенной. Не стоит забывать также и о защите Земли от высокоскоростных космических тел, в том числе космического мусора и комет. Имеется и план-максимум — вывод спутников на орбиту.

Конечно, разработчики отдают себе полный отчет в том, что до достижения запланированных вершин пока далеко — присутствуют и некоторые проблемы. Так, энергия, затрачиваемая на запуск ядра настолько высока, что детали выходят из строя в кратчайшие сроки, а посему на первый план выходит решение проблемы износа компонентов. Еще одна первостепенная задача для разработчиков — поиск компактных источников энергии, способных обеспечить требуемые параметры работы аппарата.

Впрочем, если с покорением Вселенной стоит пока подождать, то с точки зрения оборонной промышленности дела обстоят очень и очень неплохо. Дело в том, что разработка оружия, основанного на принципе рельсотрона, в последнее время является своеобразным трендом для ВПК ведущих мировых держав. Так, в США уже практически приступили к созданию сверхмощной электромагнитной пушки RailGun, способной придавать ускорение снаряду до 7,5 Маха. Дальность полета снарядов заявленной разработки при этом должна составить порядка 400 километров. На данный момент на практическое внедрение RailGun в оборонном бюджете США уже выделена кругленькая сумма, составляющая 1,3 миллиарда долларов. Тем не менее, все прошедший испытания нового американского вооружения пока указывают лишь на полную недоработанность системы — энергопортебление пушки превышает 25 МВт на один выстрел, что сводит ее эксплуатацию к минимуму.

Как отмечает известный политолог, кандидат исторических наук Михаил Ургалкин, испытания российского рельсотрона выглядят гораздо разумнее по сравнению с американскими коллегами. Ведь в отличие от RailGun, в отечественной разработке уже решена проблема падения кинетической скорости снаряда, что позволяет избежать ослабления удара на дальних расстояниях.

Сообщается, что испытания, проводимые Объединенным институтом высоких температур, еще не став «оружейным прорывом», уже заняли свое место в истории. Эксперты отнесли их к числу наиболее крупных достижений российской науки за 2016 год. Это отмечают и сторонние наблюдатели — так, ряд стран уже делают ставку на применение российского рельсотрона в качестве оружия.


Другие названия: : рельса, рэйл-ган (Reil Gan).

Рельсотрон, как и гаусс-пушка, относится к электромагнитным ускорителям масс (или, если мыслить понятиями военных, пуль и снарядов). Правда рассчитывать на применение рельсотрона в легком стрелковом вооружении пока не приходится, этот вопрос так и остается прерогативой писателей-фантастов. Однако если говорить об оснащении им тяжелой боевой техники и кораблей ВМФ, то здесь дела обстоят совершенно иначе. Уже через какие-то 5–6 лет боевые рельсотроны могут быть запущены в серию, после чего интенсивно начнут вытеснять пороховые артиллерийские системы.


Но начнем все по порядку, для чего выясним, что именно представляет собой рельсотрон и как он работает.

Основными частями установки являются:
1. Источник электропитания. Он представляет собой батарею конденсаторов, которая создает короткий токовый импульс огромной мощности (Речь идет о сотнях или даже тысячах килоджоулей).
2. Коммутирующая аппаратура. Иными словами это десятки толстенных кабелей, способных передать накопленную энергию и при этом не расплавиться.
3. Пусковая установка. Устройство напоминает орудийный ствол, стянутый многочисленными усилителями прочности. Они необходимы чтобы система могла выдержать внутреннее давление более 1000 атмосфер и температуру 20000–30000 градусов. Внутри ствола, вдоль всей его длины, расположены два длинных параллельных электрода или рельса (Отсюда и название).

Принцип действия:
На рельсы подается мощнейший токовый импульс. Сила разряда превышает энергию молнии более чем в сотню раз. Между рельсами (электродами) тут же загорается плазменная дуга. Некоторые разработчики предлагают перед подачей напряжения помещать в ствол легкоплавкую металлическую вставку. Она поспособствует зажиганию дуги, а расплавившись, превратится в плазму, чем значительно увеличит ее количество. От одного рельса к другому через плазму потечет ток. Ток вызывает возникновение мощнейшего электромагнитного поля, которое будет воздействовать на все устройство. Так как рельсы закреплены жестко, то единственным подвижным элементом системы окажется плазма, через которую, словно через обычный металлический проводник, продолжает течь ток. Под действием силы Лоренца этот самый проводник (плазма) начнет быстро перемещаться вдоль ствола.
Сгусток плазмы называют «плазменным поршнем», он как бы является аналогом порохового заряда в огнестрельном оружии. Если впереди поршня был размещен метательный снаряд, то его скорость при выходе из ствола может составить до 13–15 км/с (Для справки, современные артиллерийские орудия способны разгонять снаряд максимум до 2 км/с). Любопытно, что рельсотрон может оставаться смертоносным оружием и без применения снарядов. В этом случае установка сможет стрелять плазменными сгустками, и скорость их будет воистину фантастической ― порядка 50 км/с.

Достоинства оружия:
1. Огромная скорость снаряда. В боевых системах она должна составлять до 10 км/с. Как говорилось выше, рельсотрон может обеспечить и гораздо большую скорость разгона, но из-за резко возрастающего сопротивления воздуха, которое будет буквально останавливать выпущенный снаряд, добиваться этого не имеет смысла. Огромная скорость ускоряемого тела ― это основное свойство рельсотрона, ради которого он и создавался. Из этого свойства и вытекают большинство других достоинств данного оружия.
2. Огромная пробивная сила. На лабораторных испытаниях, проведенных на настольном экземпляре рельсотрона, двухграммовая мягкая полимерная пулька пробивала толстые металлические пластины. При этом часть металла превращалась в плазму и просто испарялась. Из этого примера отчетливо видно, что настоящий боевой рельсотрон способен пробивать любые ныне существующие материалы и виды брони. От него практически нет защиты. Не спасет даже мощная активная защита, так как гексоген, используемый в ней, просто не успеет взорваться.
3. Большая дальность прямого выстрела. Она может составлять 8–9 км, причем это расстояние снаряд преодолевает меньше, чем за секунду. Само собой увернуться от такого удара практически невозможно. Кроме того значительно упрощается прицеливание. При стрельбе из рельсотрона не требуется давать поправки на упреждение, силу ветра и т. д. Бей в то, что видишь и не промахнешься.
4. Большая дальность стрельбы. Снаряд, выпущенный из рельсотрона, может преодолеть до 400 километров. Понятно, что с такими показателями это оружие отправляет в прошлое не только традиционную артиллерию, но и все виды тактических ракет.
5. Дешевизна, простота изготовления, безопасность хранения боеприпасов. Рельсотроны, предназначенные для боя в прямой видимости (например, танковые или зенитные), будут оснащаться снарядами без взрывчатого вещества. По своей сути это просто болванки. Дело в том, что при скорости 4 км/с и выше снаряд уже не нуждается во взрывчатке. Его кинетическая энергия столь велика, что при попадании в цель происходит не удар, а настоящий взрыв, по своей мощи превышающий взрыв любого из ныне существующих взрывчатых веществ.

Недостатки и проблемы современных рельсотронов:
1. Огромные размеры и недостаточная мощность источников питания. Для питания ныне существующих рельсотронов используются батареи конденсаторов, занимающие целые комнаты. Именно поэтому они могут устанавливаться лишь на боевых кораблях и в укрепрайонах. Однако американская компания General Atomics уже ведет разработку передвижного сухопутного комплекса Blitzer, который будет размещаться на базе грузового автомобиля. Правда для питания этой пушки планируется применять мобильные электростанции, которые займут еще два грузовика.
2. Быстрый износ ствола. Гигантские перегрузки и воздействие плазмы практически уничтожают ствол. Его ресурс пока удалось довести лишь до тысячи выстрелов. Стоимость одного выстрела (с учетом стоимости износа ствола) по некоторым данным составляет 25000 долларов. Чтобы продлить жизнь дорогостоящему орудию, конструкторы экспериментируют с передовыми композитными материалами, разрабатывают новые системы охлаждения.
3. Нагрузка на боеприпасы в момент выстрела. Эта проблема особо касается боеприпасов, содержащих взрывчатое вещество.
4. Мощный шумовой эффект. При выстреле рельсотрона грохот сравним с раскатом грома. Возникает он, когда вырвавшаяся из ствола плазма оказывается на открытом воздухе и резко расширяется.
5. Низкая скорострельность. Пока по всем перечисленным выше причинам говорить о скорострельности рельсотрона не приходится. Но американские военные поставили перед разработчиками задачу: в ближайшие пять лет довести скорострельность установки до 6–10 выстрелов в минуту.

Подводя итог, хочется сказать, что современные рельсотроны еще далеки от совершенства, но они уже существуют и не просто существуют, а развиваются, модернизируются семимильными шагами. Над ними работают крупнейшие мировые производители оружия, и результат этого должен сказаться уже в самое ближайшее время. Так ВМФ США уже в 2020 году планирует оснастить боевыми рельсотронами специально спроектированные для этого эсминцы серии DDG-1000 «Zumwalt». Израильские танкостроители спят и видят, как поставят «рельсы» на свои новые боевые машины, чем сделают их практически непобедимыми. Так же существуют проекты размещения электромагнитных пушек на орбите. Что ж, поживем ― увидим, не так уж и долго осталось.

Гаусс (корабль)

Гаусс

Gauß


«Гаусс» в гавани Киля

Флаг

Класс и тип судна

парусно-моторная баркентина

Изготовитель

Howaldtswerke-Deutsche Werft

Спущен на воду

2 апреля 1901

Введён в эксплуатацию

Выведен из состава флота

Статус

заброшен и сгнил

Основные характеристики

Водоизмещение

1465 тонн

Длина

150,11 футов (46 м)

Ширина

36 футов (11 м)

Осадка

15 футов (4,8 м)

Двигатели

паровая машина

Мощность

325 л. с.

Площадь парусности

1000 м²

Скорость хода

7 узлов

Автономность плавания

в режиме дрейфа до 3 лет

Экипаж

30 человек

Регистровый тоннаж

700 рег. т.

Медиафайлы на Викискладе

«Га́усс» (нем. Gauß ) — германское полярное судно (баркентина), специально построенное для нужд полярных исследований. На нём в 1901—1903 годах проходила первая Германская антарктическая экспедиция под началом Эриха фон Дригальского. Кайзер Германии Вильгельм II был недоволен результатами похода, и в 1904 году судно было продано Канаде и переименовано в «Арктик». Канадские власти активно использовали баркентину для исследований и снабжения северных территорий. В 1925 году окончательно изношенный «Арктик» был брошен и сгнил у причала.

Постройка и конструкция

В 1899 году рейхстаг утвердил планы и бюджет национальной антарктической экспедиции, ассигновав на неё 1 200 000 золотых марок. Проект разработал Отто Кречмер по заказу Управления военно-морского флота Германской империи. Проект создавался по образцу норвежского ледового судна «Фрам», но поскольку предполагались исследования Антарктиды, новое судно должно было иметь большую мореходность и вместимость. Стоимость постройки составила 500 000 марок. 2 апреля 1901 года состоялся спуск на воду, церемонию крещения проводил Фердинанд фон Рихтгофен, он же нарёк корабль «Гауссом» в честь Карла Фридриха Гаусса, который впервые теоретически рассчитал положение Южного магнитного полюса.

«Гаусс» был оснащён как баркентина, имел также паровую машину тройного расширения, обеспечивающую также выработку электроэнергии и отопление. Под парусами и под машиной судно развивало скорость 7 узлов. Судно имело цельнодеревянную конструкцию, обшивка тройная — из дуба, ели и американского гринхарта. Носовая и кормовая конструкция была усилена металлическими элементами, внутренние бимсы и кницы были изготовлены из корневой части хвойных пород дерева, имеющую наибольшую упругость. Поперечное сечение корпуса соответствовало половине кокосового ореха, что обеспечивало выжимание судна наверх под давлением льдов. Винт и рулевое перо могли быть быстро подняты в специальных колодцах, чтобы их не повредил лёд.

При оборудовании судна был учтён опыт «Фрама». «Гаусс» имел две паровых лебёдки для глубоководных промеров, опреснитель морской воды, на палубе были сооружены конуры для перевозки 77 сибирских лаек — ездовых собак. Также имелись два привязных аэростата для воздушной разведки, их наполняли водородом, который хранился в 455 стальных баллонах. Имелся также прожектор, набор физических приборов и оборудование для рыбной ловли. Паровой котёл питался нефтью, баки для которой также использовались как успокоители качки.

Жилые помещения включали отдельные каюты для 5 исследователей и 5 офицеров, 22 рядовых члена команды размещались в кубриках.

История эксплуатации

11 августа 1901 года «Гаусс» отплыл из Киля. В начале 1902 года судно было зажато льдами в 50 милях от побережья Моря Уэдделла и почти 14 месяцев находился в ледовом плену. Благодаря округлой форме корпуса «Гаусс» не был повреждён. Несмотря на это, с февраля 1902 до февраля 1903 года экспедиция обнаружила и обследовала новые территории в Антарктике, была открыта Земля Вильгельма II (координаты 87° 43′ в. д. 91° 54′ в. д.) и вулкан Гауссберг высотой 371 м.

Экспедиция возвратилась в Киль 23 ноября 1903 года, кайзер Вильгельм II, однако, не был удовлетворен её результатами, так как немецкая экспедиция достигла лишь 66° 2′ южной широты в то время, как британцы в ходе своего южнополярного похода — 82° 11′ ю. ш.

В 1904 году «Гаусс» был продан Канаде и переименован в «Арктик». Его передали команде Жозефа Бернье, который в 1904—1911 годах совершил ряд исследований в Канадском Арктическом архипелаге, и в 1909 году официально включил архипелаг в состав Канадской федерации. Далее «Арктик» использовался как судно снабжения для гарнизонов и исследовательских отрядов на севере Канады. В 1922 году он вновь использовался Бернье, однако деревянная конструкция была сильно изношена. В 1925 году судно было брошено и сгнило на приколе.

Гаусс (корабль) —
Gauss (ship)

CGS Arctic на якоре в Pond Inlet в 1923 году
история
Германия
Название: гаусс
Тезка: Гаусс
Строитель: Howaldtswerke-Deutsche Werft , Киль
Стоимость: 500000 марок
Запущенный: 2 апреля 1901
В сервисе: 1901
Из службы: 1903
Судьба: Продан в Канаде, 1904
Канада
Название: Арктический
Приобретенные: путем покупки, 1904
В сервисе: 1904
Из службы: 1925
Судьба: Заброшенный, 1925
Общие характеристики
Тип: Полярная разведка судно
Водоизмещение: 762 GRT
Водоизмещение: 1442 длинных тонн (1465 т )
Длина: 46 м (150 футов) в 11
Луч: 11 м (36 футов) в 1
Проект: 4,8 м (15 футов 9 дюймов)
Ледовый класс: A1
Привод: 1 × 325 л.с. (242 кВт) вспомогательного тройного расширения паровой двигатель, один винт
План Sail:
  • баркентина -rigged
  • Площадь: 1000 м 2 (11000 квадратных футов)
Скорость: 7 узлов (13 км / ч; 8,1 миль / ч)
Вместимость: 700 тонн магазинов
Экипаж: 30

Гаусс был кораблемпостроенный в Германии специально для полярных исследований, названныйчесть математика и физических ученый Карл Фридрих Гаусс . Приобретенные в Канаде в 1904 году, судно было переименовано РКУ Арктику . В Арктике , судно сделал ежегодные поездки в канадской Арктике до 1925 года судьба корабля не оспаривается среди источников, но все утверждаютчто к середине 1920-х годов, судно было из эксплуатации.

Корабль строительства

Открытка, показывающая конструкцию корабля Гаусса

Корабль был построен Howaldtswerke-Deutsche Werft верфи в Киле стоимостью 500000 марок . Запущенные 2 апреля 1901 года она была смоделирована на Фритьоф Нансен судового Фрама , и фальсификации как баркентина . Вытеснение 1442 длинных тонн (1,465 г), Гаусс имел тоннаж 762 тонн брутто регистра (GRT) . Судно было 46 м (150 футов 11 дюйма) длиной, 11 м (36 футов 1 дюйм) в пучке , с осадкой 4,8 м (15 футов 9 дюймов). С 325 л.с. (242 кВт) тройного расширения паровой двигатель вождения один винт , чтобы увеличить паруса, она была способна 7 узлов (13 км / ч; 8,1 миль в час).

Оценен «A1» по Германским Ллойдом , она была разработана , чтобы нести 700 тонн магазинов, достаточно , чтобы сделать ее самодостаточной на срок до трех лет с экипажем из 30 на борту. Корпус был исключительно сильным, а руль и пропеллер были разработаны , чтобы быть поднят на борт для осмотра или ремонта.

История корабля

Аэрофотосъемка Гаусс во льде во время немецкой антарктической экспедиции , выполненного с использованием привязного аэростата

Между 1901 и 1903 Гаусс исследовал Антарктику в экспедиции Гаусс под руководством Эриха фон Дригальского .

В начале 1904 года корабль был куплен правительством Канады по совету Жозеф-Elzear Бернье , который обследуемого корабль до приобретения. Корабль был переименован в Арктику и под командованием Бернье она исследовала арктический архипелаг . Бернье и Arctic сделали ежегодные экспедиции на север Канады. С 1 июля 1909 года Бернье, без одобрения правительства, утверждал весь район между восточной и западной границ Канады весь путь к Северному полюсу . Бернье только покинули судно во время Первой мировой войны , вернувшись в команду Арктику снова от 1922-1925. Конец судна не согласован. По schiffe-und-mehr.com , Арктика была оставлена в 1925 году и оставил гнить в ее причалами. Maginley и Collin утверждают , что судно было нарушено в 1926 году в то время как индекс Мирамар корабля говорит судно было оставлено в 1927 году.

внешняя ссылка

Викискладе есть медиафайлы по теме Гаусс (корабль, 1901) .
Викискладе есть медиафайлы по теме Арктики (судов, 1901) .

Американский рельсотрон

Новейшему оружию под названием рельсотрон в прошлом году исполнилось 100 лет. То есть новейшим, инновационным, перспективным и высокотехнологичным это оружие стало не сразу после изобретения. А именно в 2005 году – когда крупные корпорации американского и британского ВПК получили заказ на создание рельсотрона для новых кораблей ВМС США.
Инновационной разработкой планировалось оснастить серию знаменитых стелс-эсминцев «Zumwalt». Чья программа разработки уже перевалила за 4.4 млрд. $ бюджетных расходов, в то время как единственный построенный эсминец переваливается на волнах с утиной грацией и после первого выхода в море ремонтируется второй год. Так что серийный выпуск эсминцев-невидимок уже находится под вопросом. По рельсотрону для американского флота все вопросы сняты с повестки дня.

В теоретическом виде идея электромагнитного оружия корабельного базирования имеет массу преимуществ. Всего два электрода подключаются к мощному источнику постоянного тока и разгоняют помещённый между ними снаряд до сверхвысокой скорости. Тем самым позволяя:

  • Вести огонь из рельсотрона на расстояние более 200 км (дальность поражения самой современной корабельной артиллерии – порядка 30 км);
  • Обстреливать не только надводные, но береговые и воздушные цели;
  • Убедительно усилить живучесть корабля ввиду отсутствия взрывчатого вещества в снарядах для рельсотрона;
  • Увеличить боезапас в десятки раз (!) за счёт малых габаритов и размеров снарядов;
  • Уменьшить стоимость выстрела на несколько порядков (!!). Правда, создатели электромагнитной чудо-пушки вывели такое соотношение (1 млн. $ против 25 тыс. $) при сравнении рельсотрона и тяжёлой противокорабельной ракеты. Хотя ранее преспокойно сопоставляли своё детище и корабельную артиллерию, чьи стандартные боеприпасы всего в несколько раз дороже инновационного чудо-выстрела.

С 2005 года работа по созданию военно-морских рельсотронов закипела сразу в двух оружейных концернах – в американской General Atomics и в британской BAE Systems. Вдохновенные доклады и яркие демонстрационные ролики конкурировали друг с другом в красочной успешности:

  • General Atomics продемонстрировала рельсотрон с дальностью стрельбы 200 км снарядами весом до 10 кг!
  • BAE Systems ответила выстрелом на 180 км – но в перспективе та же установка сможет бить на 400 км!
  • General Atomics увеличила скорость инновационного снаряда (вернее, монолитной болванки) до 9.000 км/час! Правда, вес снаряда уменьшился до 3 кг, зато какая скорость!
  • BAE Systems парировала разработкой автоматизированной перезарядки чудо-оружия, новой охлаждающей схемой и увеличением КПД источника питания!

Последние годы обе фирмы благоразумно соревновались в теоретических построениях и в виртуальных презентациях. Периодически рапортуя о единственном (почти единственном) показателе своей деятельности. Описывали рост дульной энергии экспериментальных образцов. Сначала до 10 мегаджоулей, потом до 24 МДж, потом до 32 МДж.
В 2015 году планировались корабельные испытания рельсотронов, к 2025 году ожидался рост дульной энергии выстрела до 64 МДж. Видимо, любой потенциальный враг должен был утопить корабли в собственных бухтах, в ужасе перед неумолимым ростом мегаджоулей.

На деле пошёл ко дну весь проект военно-морского рельсотрона. Что было ясно уже в 2011 году, когда эсминец «Замволт» начал строиться без электромагнитных пушек. И был спущен на воду в 2013 году с другим инновационным вооружением, о чём стоит сказать отдельно. Рельсотронным фирмам при этом крупно повезло – они продолжали исправно осваивать ассигнования из американского военного бюджета. Прекрасно осознавая, что их разработки так и останутся тупиковым ответвлением военно-инженерного развития.
Объём освоения к концу 2017 года достиг 500.000.000 $.

В начале декабря 2017 года Конгресс США решил свернуть все рельсотронные работы для исключительных ВМФ. Как поясняют рачительные законодатели, General Atomics и BAE Systems не выполнили технического задания по трём важнейшим показателям. За 12 лет и за полмиллиарда долларов ВПК-фирмы не смогли обеспечить:

  • Выстрела на дистанцию в 160 км;
  • Разгона снаряда до 8.000 км/час;
  • Скорострельности 10 выстрелов в минуту.

Причём частота перезарядки и скорость снаряда вдвое уступают требуемым значениям, а дальность полёта – втрое. То есть с 2009-2011 гг. подрядчики Пентагона специально перешли к отчётам о «дульной энергии». Для маскировки принципиальной неспособности забросить снаряд необходимой массы на заданную дистанцию с заданной первоначальной скоростью и оперативностью перезарядки.

Блестящая идея рельсотрона на поверку оказалась ярко сверкающей мишурой. Оказалась стрельбой миниатюрными и некорректируемыми в полёте болванками из сверхдорогой, громоздкой, сложной и медленной установки. Даже при идеальном попадании в мишень произойдёт не разрушение, а сквозное пробитие цели без существенного ущерба для неё. Кроме того, какая реальная военно-морская цель будет покорно ждать выстрела с дистанции 160 км?! Современные корабли обладают приличной скоростью и активно маневрируют в боевом ордере/походе/дежурстве.

Зенитные и ударные характеристики рельсотрона оказались хуже, чем у корабельных ракет и артиллерии 20-30-летней давности. Отрицательный результат – тоже результат, как говорят учёные. «500 млн. $ – вот это результат!», — возражают учёным (обыкновенные мошенники) эффективные менеджеры от ВПК и законодательного лобби. Умело диверсифицируя источники прибыли.

Та же фирма BAE Systems, которая не сделала для «Замволта» рельсотрон, сделала для эсминца уникальную пушку LRLAP (англ. аббревиатура термина Снаряды большой дальности для обстрела береговых целей).
Пушка LRLAP имеет калибр 155 миллиметров, теоретическую дальность огня до 148 км, из-за этого весьма габаритный ствол и как следствие – орудие для перезарядки каждый раз занимает вертикальную позицию, задирая ствол на 70 градусов вверх. Чрезвычайно перспективно и высокотехнологично, устрашает не хуже мегаджоулей.

Уникальность же управляемых снарядов LRLAP заключается в их стоимости. Партия из 100 боеприпасов обошлась Пентагону в 120 млн. $, что сопоставимо со стоимостью крылатых ракет «Томагавк». При этом «топоры» имеют дальнобойность до 2.500 км и боевую часть весом от 110 кг (в обычном, неядерном исполнении). Пушка «Замволта» испытывалась на дистанции 81 км, боевая часть снаряда весит 11 кг.
Показатели хуже, чем у серийных и испытанных крылатых ракет, в 10 и 30 раз. Зато коммерческие показатели BAE Systems, а также благосостояние ответственных чинов Пентагона и Конгресса лучше год от года.

В 2016 и 2017 гг. оборонное ведомство США новых снарядов для LRLAP не закупало. Предполагая либо вовсе отказаться от уже смонтированного орудия с вертикальной перезарядкой золотыми снарядами, либо стрелять из него обычными 155-миллиметровыми боеприпасами. Так что расставание с рельсотроном может быть ещё далеко не окончательным. Очередные 500 млн. $ лишними не будут.

5:02 / 02.05.19
Пушка Гаусса и рельсотрон — оружие очень далекого будущего

Уже, наверное, лет 50 все говорят о том, что век пороха подошел к концу, и дальше огнестрельное оружие уже не может развиваться. Несмотря на то, что с таким утверждением я абсолютно не согласен и считаю, что современному огнестрельному оружию, а точнее патронам, еще есть куда расти и совершенствоваться, не могу пройти мимо попыток замены пороха и вообще привычного принципа работы оружия. Понятно, что пока многое из придуманного просто невозможно, в основном по причине отсутствия компактного источника электрического тока или же из-за сложности производства и обслуживания, но при этом лежат на пыльной полке и ждут своего времени множество интереснейших проектов.
Пушка Гаусса

Принцып действия Пушки Гаусса / Изображение: ru.wikipedia.org

Начать именно с этого образца хочется по той причине, что он достаточно простой, ну и потому, что есть и собственный небольшой опыт в попытке создания такого оружия, и, надо сказать, не самой безуспешной.

Ускоритель Гаусса / Фото: sketchfab.com

Лично я узнал впервые об этом образце оружия вовсе не из игры «Сталкер», хотя именно благодаря ей об этом оружии знают миллионы, и даже не из игры Fallout, а из литературы, а именно из журнала ЮТ. Представленная в журнале пушка Гаусса было самой примитивной и позиционировалась как детская игрушка. Так, само «оружие» состояло из пластиковой трубки с намотанной на ней катушкой медной проволоки, которая играла роль электромагнита при подаче на нее электрического тока.

В трубку вкладывался металлический шарик, который при подаче тока стремился притянуть к себе электромагнит. Чтобы шарик не «завис» в электромагните, подача тока была кратковременной, с электролитического конденсатора. Таким образом, до электромагнита шарик разгонялся, а дальше при отключении электромагнита летел уже самостоятельно. К этому всему предлагалась электронная мишень, но не будем скатываться к теме о том, какая раньше была интересная, полезная и главное востребованная литература.

Винтовка Гаусса / Изображение: sketchfab.com

Собственно, описанное выше устройство и есть простейшая пушка Гаусса, но естественно, что подобное устройство явно не может быть оружием, разве что при очень большом и мощном единственном электромагните. Для достижения приемлемых скоростей метаемого снаряда необходимо использовать, если так можно выразиться, ступенчатую систему разгона, то есть на стволе должно быть установлено несколько электромагнитов один за одним. Главной проблемой при создании такого аппарата в домашних условиях является синхронизация работы электромагнитов, так как от этого напрямую зависит скорость метаемого снаряда.

Хотя прямые руки, паяльник и чердак или дача со старыми телевизорами, магнитофонами, грампроигрывателями и никакие трудности не страшны. На данный момент, пробежав глазами по сайтам, где люди демонстрируют свое творчество, я заметил, что практически все располагают катушки электромагнитов на самом стволе, грубо говоря, просто наматывают на него катушки. Судя по результатам испытаний таких образцов, далеко от нынешней общедоступной пневматике по эффективности такое оружие не ушло, но для развлекательной стрельбы вполне годное.

Самодельная винтовка Гаусса / Фото: www.quora.com

Собственно, больше всего меня мучает вопрос, почему катушки все стараются расположить на стволе, куда более эффективнее было бы использовать электромагниты с сердечниками, которые будут направлены этими самыми сердечниками к стволу. Таким образом, можно разместить, скажем, 6 электромагнитов на площади, которую занимал ранее один электромагнит, соответственно это даст больший прирост к скорости метаемого снаряда. Несколько секций таких электромагнитов по всей длине ствола смогут разогнать небольшой кусочек стали до приличных скоростей, правда весить установка будет немало даже без источника тока. Все почему-то стараются и высчитывают время разрядки конденсатора, питающего катушку, для того чтобы согласовать катушки между собой, чтобы они разгоняли снаряд, а не тормозили его.

Пистолет Гаусса (вид сверху) / Фото: topwar.ru

Согласен, сесть и посчитать занятие очень интересное, вообще физика и математика замечательные науки, но почему не согласовать катушки при помощи фото и светодиодов и простейшей схемки, вроде как дефицита особого нет и вполне за умеренную плату можно получить необходимые детали, хотя посчитать, конечно, дешевле. Ну, а источник питания электрическая сеть, трансформатор, диодный мост и несколько электролитических конденсаторов соединенных параллельно. Но даже при таком монстре весом килограмм под 20 без автономного источника электрического тока впечатляющих результатов навряд ли получиться добиться, хотя смотря у кого какая впечатлительность. И не не не, я ничего подобного не делал (опустив голову, водит ногой в тапочке по полу), я вот только ту игрушку из ЮТ мастерил с одной катушкой.

Пистолет Гаусса (вид сверху) / Фото: topwar.ru

В общем, даже при использовании как какое-то стационарное оружие, скажем тот же пулемет для защиты объекта, не меняющего свое местоположение, такое оружие будет достаточно дорогим, а главное тяжелым и не самым эффективным, если конечно речь идет о разумных габаритах, а не о монстре с пятиметровым стволом. С другой же стороны, очень высокая теоретическая скорострельность и боеприпасы по цене копейка за полтонны ну очень уж привлекательно выглядят.
Таким образом, для пушки Гаусса основной проблемой является то, что электромагниты имеют большой вес, ну и как всегда требуется источник электрического тока. В целом, разработку именно оружия на основе пушки Гаусса никто не ведет, есть проект по запуску небольших спутников, но он скорее теоретический и уже давно не развивается. Интерес к пушке Гаусса поддерживается только благодаря кинематографу и компьютерным играм, да еще и энтузиастам, любящим работать головой и руками, которых в наше время, к сожалению, не так много. Для оружия есть более практичное устройство, которое потребляет электрический ток, хотя о практичности тут можно поспорить, но в отличии от пушки Гаусса тут есть определенные сдвиги.
RailGun или по-нашему Рельсотрон
Это оружие не менее известно, чем пушка Гаусса, за что нужно сказать спасибо компьютерным играм и кинематографу, правда если с принципом работы пушки Гаусса знакомы все кто заинтересовался этим видом оружия, то с рельсотроном не все понятною.Попробуем разобраться что это за зверь, как он работает и какие у него перспективы.

Электромагнитная рельсовая пушка / Фото: www.olgino.info

Началось все в далеком 1920 году, именно в этом году был получен патент на данный образец оружия, причем оружия изначально, никто не планировал использовать изобретение в мирных целях. Автором рельсотрона, или более известного рэилгана, является француз – Андрэ Луи-Октав Фошон Виепле. Несмотря на то, что конструктору удалось достигнуть некоторого успеха по поражению живой силы противника, его изобретением никто не заинтересовался, уж очень громоздкой была конструкция, а результат был так себе и вполне сопоставимый с огнестрельным оружием.

Так почти двадцать лет изобретение было заброшено, до тех пор пока не нашлась страна, которая позволяла тратить себе огромные средства для развития науки, и особенно той части науки, которая могла убивать. Речь идет о фашисткой Германии. Именно там французским изобретением заинтересовался Иоахим Хэнслер. Под руководством ученого была создана значительно более эффективная установка, которая имела длину всего два метра, но разгоняла метаемый снаряд до скорости более 1200 метров в секунду, правда сам метаемый снаряд был выполнен из алюминиевого сплава и имел вес 10 грамм.

Выстрел из рельсотрона / Фото: pbs.twimg.com

Тем не менее, этого было более чем достаточно для ведения огня, как по живой силе противника, так и по небронированной технике. В частности свою разработку конструктор позиционировал как средство борьбы с воздушными целями. Более высокая скорость полета метаемого снаряда, в сравнении с огнестрельным оружием, делала работу конструктора весьма перспективной, так как вести огонь по движущимся, причем движущимся постоянно, целям было намного проще. Однако конструкция требовала доработки и конструктор проделал очень большой труд по совершенствованию данного образца, несколько изменив начальный принцип его работы.

Полигонные испытания электромагнитного рельсотрона ВМС США / Фото: www.techcult.ru

В первом образце все было более или менее понятно и ничего фантастического не было. Имелось две рельсы, которые были «стволом» оружия. Между ними укладывался сам метаемый снаряд, который изготавливался из пропускающего электрический ток материала, в результате при подаче тока на рельсы, под воздействием силы Лоренца, метаемый снаряд стремился вперед и в идеальных условиях, которых, естественно, никогда не добиться, его скорость могла приближаться к скорости света. Так как существовало множество факторов, которые мешали разогнать сметаемый снаряд до таких скоростей, то конструктор решил от некоторых из них избавиться. Главным достижением стало то, что в последних наработках уже не метаемый снаряд замыкал цепь, делало это электрическая дуга позади метаемого снаряда, собственно это решение используется до сих пор, только совершенствуясь.

Таким образом, конструктору удалось приблизиться к скорости полета метаемого снаряда равной 3 километрам в секунду, в это был 1944 год прошлого века. К счастью конструктору не хватило времени на то, чтобы завершить свою работу и решить те проблемы которые имело оружие, а их было не мало. Причем настолько не мало, что эту разработку спихнули американцам и работ в этом направлении в Советском Союзе не проводили. Только в семидесятых годах начали развивать у нас данное оружие и на данный момент мы, к сожалению, отстаем, ну по крайней мере по общедоступным данным. В США же уже давно достигли скорости в 7,5 километров в секунду и не собираются останавливаться. Работы на данный момент ведутся в направлении развития рельсотрона как средства противовоздушной обороны, так что как ручное огнестрельное оружие рельсотрон все еще фантастика или очень далекое будущее.

Полигонные испытания электромагнитного рельсотрона ВМС США / Фото: www.techcult.ru

Главной проблемой рельсотрона является то, что для достижения максимальной эффективности нужно использовать рельсы с очень малым сопротивлением. На данный момент они покрыты серебром, что вроде бы не так накладно в финансовом плане, однако с учетом того, что «ствол» оружия длиной совсем не один и не два метра, это уже существенные затраты. Кроме того, после нескольких выстрелов рельсы нужно менять и восстанавливать, что деньги, да и скорострельность такого оружия остается очень низкой. Кроме того, не стоит забывать о том, что сами рельсы стараются оттолкнуться друг от друга под воздействием все тех же сил, которые разгоняют метаемый снаряд. По этой причине конструкция должна обладать достаточной прочностью, но в тоже время сами рельсы должны иметь возможность быстрой замены. Но не это главная проблема. Для выстрела требуется огромное количество энергии, так что одним автомобильным аккумулятором за спиной не отделаешься, тут уже нужны более мощные источники электрического тока, что ставит под вопрос мобильность такой системы. Так в США планируют устанавливать подобные установки на эсминцах, причем уже говорят об автоматизации подачи метаемых снарядов, охлаждении и прочих прелестях цивилизации.

Рельсотрон оружие будущего / Фото: www.pinterest.ru

На данный момент заявленная дальность стрельбы по наземным целям составляет 180 километров, о воздушных пока молчат. Наши же конструкторы пока еще не определились с тем, где они будут применять свои наработки. Однако по обрывкам информации можно сделать вывод, что как самостоятельное оружие рельсотрон пока использоваться не будет, а вот как средство, которое дополняет уже существующее дальнобойное оружие, позволяя существенно добавить к скорости метаемого снаряда желаемые пару сотен метров в секунду, рельсотрон имеет хорошие перспективы, да и стоимость такой разработки будет куда ниже нежели какие-то мегапушки на собственных кораблях.
Остается только вопрос стоит ли считать нас в этом вопросе отставшими, так как обычно то, что работает плохо стараются пропиарить всеми возможными способами «шоб усе боялись», а вот то, что действительно эффективно, но его время еще не пришло, закрыто за семью замками. Ну, по крайней мере, в это хочется верить.

Источник: издание «Военное обозрение», Кирилл Карасик
1

Теги: Вооружение, стрелковое оружие, пушка Гаусса, рельсотрон, оружие далекого будущего