Ракетный двигатель рд

Двигатели «несоюзнического производства»: ВВС США ищут альтернативу российским РД-180

ВВС США ищут подрядчиков на новые космические разработки в рамках Программы запусков космических спутников системы национальной безопасности.

Планируется, что данный запрос должен будет обеспечить Военно-воздушным силам США «гарантированный» доступ к космосу, а также поможет Вашингтону отказаться от двигательных систем «несоюзнического производства», в том числе российских РД-180.

Цель запроса — «обеспечить вывод спутников системы национальной безопасности на желаемую орбиту в срок и с высокой надёжностью».

«Приоритеты данного подхода: получение гарантированного доступа к космосу, обеспечение успешного выполнения заданий, уход от двигательных систем несоюзнического производства (к примеру, российских РД-180), удешевление программ, развитие устойчивой конкурентной среды на внутреннем рынке, уменьшение затрат на интеграцию спутников и количества трудностей, связанных с модификациями, а также своевременные выделение средств и закупка пусковых услуг», — говорится в документе, с текстом которого ознакомился RT.

Согласно запросу ВВС США, в ходе работы над альтернативным двигателем подрядчикам предстоит подготовить методологию и систему оценки по основным параметрам двигательных установок: траектория, загрузка и распределение топлива, тяга, скорость, влияние давления и температуры на корпус установки, а также возможные причины поломки двигателя.

Как отмечается в документе, в рамках программы заключат два контракта, срок действия которых — с 2020 бюджетного года до 2024-го.

«Постоянные трения вокруг РД-180»

Российские двигатели РД-180 используются для разгона первой ступени одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя Atlas V. Договор о поставке был заключён между странами ещё в 1997 году. В 2014-м США был введён запрет на закупки российских двигателей, однако позже он был отменён из-за невозможности найти им замену.

Кроме того, ещё в 2015 году Военно-воздушные силы США объявили о тендере на разработку новых двигателей для ракет-носителей на замену российским РД-180. Общая стоимость контракта составляла $160 млн. Тогда подобный запрос был также продиктован позднее отменённым запретом на использование российских двигателей после 2019 года.

В 2018 году российское НПО «Энергомаш» и американская компания United Launch Alliance (ULA) подписали новый контракт на поставку двигателей РД-180 сроком до 2020 года.

  • 12 апреля 2019 года. Сборка ракетного двигателя РД-180 для РН Atlas V в цехе НПО энергетического машиностроения имени академика В.П. Глушко
  • © Сергей Гунеев / РИА Новости

Военный аналитик журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков в разговоре с RT отметил, что на протяжении последних лет в США неоднократно поднимался вопрос о прекращении использования РД-180, однако пока Вашингтон не может себе позволить отказаться от них.

«Вокруг нашего двигателя РД-180 постоянно идут трения о том, чтобы Соединённые Штаты ушли от его использования и сделали что-то своё. Но двигатель, который они делали на замену, к их сожалению, они создать не смогли. В то же время это не отменяет множества космических программ, которые они делают», — отметил эксперт.

На сегодняшний день известно, что несколько компаний занимаются разработкой двигателей для замены российских РД-180. Так, частная компания Blue Origin начала разработку аналога РД-180 ещё в 2011 году, успешные испытания двигателя BE-4 состоялись в 2018-м. Двигатель BE-4 предназначен для ракеты-носителя Vulcan, которая в будущем должна заменить Atlas V и Delta IV. Однако первый старт ракет с новым двигателем ожидается не ранее 2021 года.

Разработкой альтернативы РД-180 также занимается SpaceX Илона Маска. Согласно контракту между компанией и Пентагоном, SpaceX взяла на себя обязательство вывести на орбиту в 2020 году военный спутник AFSPC-52 при помощи тяжёлой ракеты Falcon Heavy.

Политика введения запретов на использование российских двигателей в США проводится уже на протяжении нескольких лет, подчеркнул в разговоре с RT член Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков, отметив, что Соединённые Штаты продолжают использовать российские двигатели.

«Разговоры о том, чтобы отказаться от использования российских двигателей при запусках спутников, в США ведутся давно. И очень сильны позиции сторонников американских ракетных двигателей как раз в конгрессе. Именно из-за этого появляются подобные запросы, различные законопроекты, касающиеся отказа от российских двигателей», — отметил эксперт.

  • Reuters
  • © Leah Millis

«Долго и очень дорого»

В апреле глава космического командования ВВС США Джон Реймонд в ходе слушаний в комитете по делам Вооружённых сил Соединённых Штатов палаты представителей заявил о планах Вашингтона отказаться от российских ракетных двигателей РД-180 к 2022 году.

Отвечая на вопрос конгрессмена, имеется ли в виду прекращение покупок РД-180 в рамках бюджета 2019 года, Реймонд заявил, что «согласно закону эти закупки должны прекратиться в 2022-м».

По мнению гендиректора совместного российско-американского предприятия RD AMROSS Майкла Бейкера, бывшего астронавта NASA, поставки в США российского двигателя РД-180 продолжатся по меньшей мере до 2023—2024 годов.

Как отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт, сроки отказа от российских двигателей, заявленные Вашингтоном, выглядят мобилизационными.

«Это долго и очень дорого, и эти причины до сих пор были главным препятствием для того, чтобы американцы позволили себе отказаться от РД-180. Были даже попытки использовать ту документацию по двигателям, которая была изначально им предоставлена, и они закончились неудачей. Это оказалось труднее, чем они думали», — отметил эксперт.

Он также добавил, что решение Вашингтона о дальнейшей закупке российских двигателей не только оправданно, но и выгодно обеим странам.

«Решение относительно дальнейшего использования РД-180 является оправданным. Это выгодно и для России, и, конечно, для Соединённых Штатов. Если завтра они перестают получать эти двигатели, то Atlas V закрывается, программа запусков аппаратов откладывается. То есть это большие потери для всех», — считает Эйсмонт.

РД-180

Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.

РД-180


Модель двигателя РД-180

Тип

жидкостный ракетный двигатель

Топливо

керосин

Окислитель

жидкий кислород

Камер сгорания

Страна

Россия

Использование

Время эксплуатации

2000 год — настоящее время

Применение

«Атлас III и Атлас V» (первая ступень)

Производство

Конструктор

НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко

Время создания

1994—1999

Производилось

1999—2014

Массогабаритные
характеристики

Полная масса

5950 кг

Сухая масса

5480 кг

Высота

3 600 мм

Диаметр

3 200 мм

Рабочие характеристики

Тяга

Вакуум: 423,4 тс
Уровень моря: 390,2 тс

Удельный импульс

Вакуум: 338,4 c
Уровень моря: 311,9 с

Время работы

270 c

Давление в камере сгорания

261,7 кгс/см2 (253,3 атм)

Степень расширения

36,87:1

Тяговооружённость

77,3

Медиафайлы на Викискладе

РД-180 — Российский двухкомпонентный (горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород) жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащён двумя камерами сгорания и двумя соплами. Разработан в середине 1990-х годов, на основе мощнейшего советского двигателя РД-170, производится «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко». Проект двигателя РД-180 был разработан под руководством Б. И. Каторгина.

История

РД-180 был создан в середине 1990-х годов на основе мощнейшего в мире жидкостного ракетного двигателя двигателя РД-170 под руководством Бориса Ивановича Каторгина, в 1996 году проект РД-180 выиграл конкурс на создание и продажу двигателей для РН США «Атлас-3» и «Атлас-5».

В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics. Ею он был впервые использован 24 мая 2000 года в качестве первой ступени РН «Атлас IIA-R» — модификации ракеты «Атлас IIA»; в дальнейшем ракета была переименована в «Атлас III». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле (англ. Common Booster Core) основной ступени ракеты «Атлас-5». Цена одного двигателя по состоянию на 2010 год составляла 9 млн долл. Таким образом, с начала 1999 года двигатель РД-180 используются в РН «Атлас-3» и «Атлас-5». К 01.02.2008 было совершено 6 пусков РН «Атлас-3» и 12 пусков РН «Атлас-5», во всех них двигатель РД-180 работал безошибочно.

РД-180, который использовался на испытательном стенде, был показан на 23-й встрече Большой восьмёрки (июнь 1997 года, Денвер, США).

Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. При этом, несмотря на распространяемые в интернет-СМИ и блогах многочисленные слухи, патентные права на конструкцию двигателя принадлежат НПО «Энергомаш» (срок действия закончился 06.11.2019); на конец 2018 года всё производство двигателя сосредоточено в России. Продажа осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (англ. RD AMROSS); приобретение и монтаж производились United Launch Alliance (ULA). C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда, в связи с иском конкурента — компании SpaceX; поставки двигателей по старым контрактам продолжаются.

Конструкция

Двигатель состоит из:

  • двух камер сгорания,
  • турбонасосного агрегата,
  • бустерного насосного агрегата горючего,
  • бустерного насосного агрегата окислителя,
  • газогенератора,
  • регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего,
  • блока баллонов, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка.
  • системы рулевых приводов, системы приводов автоматики, блока управления автоматикой и датчиков системы аварийной защиты,
  • рамы двигателя, донного экрана, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя.

Массовое соотношение окислителя и горючего — 2,72, дросселирование возможно в диапазоне 40—100 %.

Использование

Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом Центре Маршалла (США)

Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне LRO (2009), аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу MRO (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011), MAVEN (2013) и InSight (2018), миссию за грунтом астероида OSIRIS-REx (2016).

В конце 2018 года проект носителя с шестью боковыми блоками, оснащенными РД-171, и одним центральным, снабженным РД-180, был выбран в качестве базового облика новой российской сверхтяжелой ракеты. Готовность ракеты планируется на 2027 год, а пуск носителя — на 2028 год с космодрома «Восточный».

Ситуация с американским рынком сбыта

В 2008—2009 годах чистый убыток «Энергомаша» от поставок двигателей РД-180 в США составил 880 миллионов рублей или почти 68% всех убытков компании. Счётная палата России выявила, что двигатели продавались только за половину стоимости затрат на их производство. По словам исполнительного директора НПО «Энергомаш» Владимира Солнцева, до 2010 года ракетные двигатели продавались с убытком, поскольку себестоимость производства росла более высокими темпами, чем цена, по которой удавалось наладить сбыт. В 2010—2011 годах был принят ряд мер, и ситуацию удалось выправить.

В связи с ухудшением российско-американских отношений (с 2014) политики обеих стран выдвигали предложения о прекращении поставок двигателя, используемых американцами. В частности, запрет на закупки двигателя введён поправкой Джона Маккейна. С инициативой запрета использования двигателя для военных запусков США выступал зам. председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин.

В качестве замены РД-180 в США рассматривался новый двигатель, на разработку которого Пентагоном выделено 160 млн долларов. Однако, ожидается, что он будет готов к использованию не ранее 2019 (или 2025) года. Альтернативным вариантом является разворачивание производства РД-180, по имеющейся у США лицензии (до 2030 года), на заводе ULA в Декейтере.

В 2014 году был заключён контракт с частной компанией Blue Origin на создание аналога российского РД-180; их новый двигатель BE-4 (в качестве горючего используется метан) был представлен в начале 2017 года; сообщается об успешном продвижении работ. Её конкурент, Aerojet Rocketdyne, в мае 2017 года провела первые огневые испытания предкамеры своего двигателя AR1.

В августе 2018 директор НАСА Джим Брайденстайн в интервью телеканалу C-Span заявил, что американские разработчики трудятся над тем, чтобы создать альтернативу российским двигателям РД-180.

В январе 2018 года Financial Times со ссылкой на представителей НПО «Энергомаш» заявило о том, что китайская компания Great Wall Industry ведет переговоры о покупке технологии ракетных двигателей; издание отмечало, что РД-180 развивает в три раза большую тягу, чем самый мощный китайский двигатель YF-100, который создан на основе более раннего двигателя РД-120.

В декабре 2018 года глава SpaceX Илон Маск заявил о неловкости факта, что Boeing/Lockheed вынуждены использовать российский двигатель на ракете Atlas, а сам двигатель назвал великолепным.

11 февраля 2019 года Илон Маск сообщил в своём микроблоге в Twitter об удачном испытании двигателя Raptor, сконструированного компанией SpaceX. На испытаниях двигатель показал давление в 268,9 бар, что превышает номинал аналогичной характеристики российского РД-180.

12 февраля 2019 года главный конструктор НПО «Энергомаш» Пётр Левочкин отметил, что двигатель РД-180 сертифицирован с 10% запасом, а это значит, что давление в его камере сгорания может быть выше 280 атмосфер. Raptor спроектирован по схеме «газ-газ», для подобных двигателей такой уровень давления в камере сгорания не является чем-то из ряда вон выходящим.

Модификация

Русь-М

РД-180В для первой ступени планировалось использовать в новой разработке — серии российских ракет-носителей «Русь-М»; в различных модификациях ракеты могло использоваться от 1 до 5 двигателей. Но в 2013 году НПО «Энергомаш» прекратило работу над этим двигателем, так как ранее «Роскосмос» отказался от самой ракеты.

> См. также

  • РД-170
  • РД-191

Примечания

  1. 1 2 3 Каторгин Б. И., Стернин Л. Е. Главный конструктор ракетных двигателей и систем // Вестник Российской академии наук. — 2008. — № 8. — С. 738.
  2. Каторгин Борис Иванович. МГТУ имени Баумана.
  3. 1 2 Международная энергетическая премия «Глобальная энергия» 2012 года // Вестник Российской академии наук. — 2012. — № 8. — С. 772.
  4. Atlas V // Reuters, 13.03.2008
  5. Почему «российский двигатель РД-180» в природе не существует. АРГУМЕНТ. Дата обращения 2 августа 2018.
  6. Работа над ашипками. «российские двигатели РД-180» | Back in the USSR (неопр.). maxpark.com. Дата обращения 2 августа 2018.
  7. Liquid-propellant rocket engine chamber and its casing. Дата обращения 2 августа 2018.
  8. Liquid-propellant rocket engine with turbine gas afterburning. Дата обращения 2 августа 2018.
  9. Combustion chamber casing of a liquid-fuel rocket engine. Дата обращения 2 августа 2018.
  10. В Совфеде не исключили прекращения поставок США двигателей РД-180 в качестве ответных мер‍, РИА Новости (20180413T1317+0300Z). Дата обращения 18 апреля 2018.
  11. Суд в США запретил Lockheed и Boeing покупать российские двигатели // «Взгляд»
  12. Российская сверхтяжелая ракета получит РД-180. lenta.ru. Дата обращения 25 декабря 2018.
  13. Ракетные двигатели РД-180 продавали в США за полцены — Счетная палата. «РИА Новости» (11 мая 2011).
  14. Россия поставит в США 29 ракетных двигателей. «Взгляд» (11 сентября 2012).
  15. 1 2 Олег Одноколенко. Сенатор Маккейн применил санкции и против США. Независимая газета (04.06.2015). Дата обращения 23 июня 2015., однако он не коснулся уже приобретённых двигателей
  16. Рогозин: Россия может прекратить поставку ракетных двигателей в США. РИА Новости (13.05.2014). Дата обращения 23 июня 2015.
  17. ULA’s CEO talks challenges, engine plant plans for Decatur, Decatur Daily (7 February 2015). Дата обращения 9 февраля 2015.
  18. Котов, Михаил. И батуты свои забирайте! США больше не нужны российские ракетные двигатели, Life.ru. Дата обращения 11 марта 2017.
  19. // Военное обозрение, 21 мая 2017
  20. Глава NASA заявил об «усердной» работе по отказу от российских РД-180. РБК. Дата обращения 13 августа 2018.
  21. FT: «ракетные переговоры» России и Китая не понравятся Вашингтону — ИноТВ, ИноТВ. Дата обращения 26 апреля 2018.
  22. США уличили Россию в сливе Китаю технологии РД-180. Дата обращения 26 апреля 2018.
  23. It’s embarrassing that Boeing/Lockheed need to use a Russian engine on Atlas, but that engine design is brilliant. Дата обращения 19 февраля 2019.
  24. Маск заявил, что двигатель Raptor побил рекорд РД-180. «Аргументы и факты» (11 февраля 2019).
  25. В «Энергомаше» ответили на заявление Маска о российском двигателе РД-180. РИА Новости (11 февраля 2019).
  26. Разработка двигателя для ракеты «Русь-М» полностью приостановлена // Лента. Ру, 19 июня 2013

Ссылки

  • РД-180. ракетный двигатель носителя «Атлас». НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко.
  • RD-180 (англ.) (недоступная ссылка). Pratt & Whitney. Архивировано 12 октября 2007 года.
  • ЖРД РД-180. LPRE.DE.
  • RD-180 (англ.) (недоступная ссылка). Astronautix.com. Архивировано 27 января 2019 года.
  • RD-180. Specifications (англ.). SpaceAndTech.com. Дата обращения 1 июня 2019. Архивировано 15 мая 2013 года.
  • Жидкостный РД-180: стендовые испытания. — видео.
низковысотные ЖРД

НК-9 • НК-15 • НК-31 • НК-33 • НК-39 • РД-107 • РД-108 • РД-170 • РД-171 • РД-173 • РД-171МВ • РД-175 • РД-180 • РД-191 • РД-193 • РД-253 (РД-275) • РД-270 • РД-701 • С2.253

высотные ЖРД

НК-43 • РД-8 • РД-0110 • РД-0120 • РД-0124 • РД-0146 • РД-0150 • РД-0237 • РД-210 • РД-211 • РД-213 • РД-214 • РД-120 • РД-250 • РД-301 • КДУ-414 • РД-857

ЯРД

budidich

Опубликовано соглашение между российским Энергомашем и Орбитал Сайенсиз Корпорэйшн (Orbital Sciences Corporation) о поставке 20 двигателей РД-181 по цене $11,225 млн. http://bmpd.livejournal.com/2222627.html
Для справки:
-в 2013 году цена за РД-191 (Практически аналог РД-181) для ракеты Ангара А-5 была 250 млн руб. ($7,5 млн по курсу 33 руб/$) и это было ужасно дорого, делало ракету нерентабельной. На одну ракету Ангара А5 нужно 5 двигателей РД-191.
-последняя цена двигателя РД-180 — $13 млн при том, что РД-180 это аналог 2-х двигателей РД-181
-последняя цена двигателя РД-170 для ракеты Зенит (фактически это счетверённый РД-181) была $14 млн и украинский Южмаш отказался покупать двигатель по такой цене.
-последняя озвученная цена двигательной установки из 9 двигателей Merlin для ракеты Falcon-9 = $11 млн.
-последняя известная цена двигателя (древнего и неэффективного) РД-107 от ракеты Союз = 30 млн. руб (2011 год)
-озвученная предполагаемая цена двигателя НК-33 который должны были производить на новом заводе $4,5 млн. (но это вилами по воде писано, т.к. производства нет)
Вывод: если Энергомаш попытается выставить хотя бы похожую цену для российских заказчиков их никто покупать не будет. Завод Хруничева для ракеты Ангара А5 будет делать двигатели РД-191 на собственном заводе, чтобы снизить себестоимость.

Tags: Космос

Вчера гендиректор химкинского НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов заявил о подписании с американской компанией United Launch Alliance (ULA) нового контракта, согласно которому в 2020 году планируется поставить в США шесть жидкостных ракетных двигателей РД-180. Переговоры проходили тяжело. По сведениям “Ъ”, с российской стороны в целесообразности такой сделки сомневались Минобороны РФ и Совбез, с американской — давление оказывалось конгрессменами. Но соглашение тем не менее подписано. Для «Энергомаша» это означает дополнительную загрузку мощностей, а для ULA — наличие двигателей для реализации космических программ.

Первая информация о закрытых переговорах, ведущихся между «Энергомашем» и ULA, появилась еще в сентябре 2017 года. Как сообщал “Ъ”, тогда стороны обсуждали закупку дополнительной партии РД-180, причем российские специалисты настаивали на закупке десяти двигателей, а американские были готовы взять только пять (см. “Ъ” от 6 сентября 2017 года). Вчера гендиректор «Энергомаша» Игорь Арбузов не только подтвердил факт ведения переговоров, но и заявил о подписании нового соглашения. «По РД-180 у нас был заключен контракт на поставку двигателей до 2019 года. Недавно ситуация изменилась, мы подписали контракт уже на 2020 год, в рамках которого поставим нашим партнерам еще шесть двигателей»,— рассказал гендиректор «Энергомаша» «РИА Новости». Сумму сделки он раскрывать не стал: по словам источника “Ъ” в космической отрасли, это связано с требованием американской стороны о неразглашении финансовой стороны сделки. «Здесь важна не столько стоимость, сколько сам прецедент»,— говорит источник “Ъ”, близкий к руководству госкорпорации «Роскосмос».

Первый российско-американский контракт стоимостью почти $1 млрд был подписан в 1997 году и предусматривал поставку 101 двигателя РД-180.

После событий 2014 года (вхождение Крыма в состав России и последующего введения санкций в отношении РФ) Конгресс США постоянно критиковал Пентагон за использование российских двигателей на американских ракетах, дошло даже до введения запрета на их использование после 2019 года. Затем, впрочем, Пентагон добился отмены ограничений, поскольку свои двигатели в ближайшее время США создать не удастся. Сразу после этого консорциум ULA по просьбе американских военных заказал у «Энергомаша» 20 дополнительных РД-180, которые устанавливаются на ракеты-носители типа Atlas. Американские двигатели, по оценке российских специалистов, смогут вытеснить российские не ранее 2025 года, а в случае возникновения каких-либо сложностей — и вовсе не ранее 2028 года.

Поставки ракетных двигателей в США являются крайне чувствительной темой не только для американских конгрессменов, но и для российских госструктур. По сведениям “Ъ”, для заключения нового контракта «Роскосмосу» пришлось доказывать необходимость дальнейшего сотрудничества с ULA своим коллегам из Совбеза РФ и Минобороны РФ, выступавшим против заключения новых соглашений с американцами. Основной упор был сделан на то, что дополнительный заказ позволит дозагрузить мощности химкинского НПО, которое, в свою очередь, за счет полученных средств сможет приступить к серийному производству двигателей РД-171МВ (планируются к использованию на сверхтяжелой ракете «Энергия-5») и РД-191 (устанавливаются на носителях семейства «Ангара»).

Господин Арбузов вчера также заявил, что NASA и ВВС США сертифицировали российские ракетные двигатели РД-180, используемые на первой ступени ракет Atlas 5, для полетов американских астронавтов в космос. Он также подтвердил информацию “Ъ” о том, что в 2017 году американские специалисты провели на «Энергомаше» «аудит соответствия технологических процессов и системы менеджмента качества американским требованиям». «Выдано заключение, что наша система обеспечивает выполнение требований для проведения пилотируемых миссий»,— сказал господин Арбузов. Он пояснил, что первый полет ракеты Atlas 5, на первой ступени которой устанавливаются российские двигатели РД-180, с кораблем Starliner и экипажем на борту должен состояться в феврале 2019 года, а в ноябре нынешнего года должен быть проведен тестовый беспилотный старт.

Иван Сафронов, Александра Джорджевич

РД-180. О ракетных потоках лжи

Не знаю, заметил кто, или нет, но случилось у нас очередное событие типа «кровавой гэбни» с массовыми расстрелами посетителей. От посещения сайта было отказано сразу нескольким читателям, вставшим на путь оплевывания всего, до чего смогут дотянуться. Половина — под американским флагом.
Но не во флаге дело, и из числа обладателей российского триколора нашлось некоторое количество яростно плюсовавших.

Речь шла, как понятно из названия, о двигателе РД-180. И о статейке умного Андрея Шипилова, который в своем пасквиле, размещённом бывшими читателями в комментариях, рассказывал «правду» об этом двигателе.
Ну что же, давайте пройдемся и расставим точки над буквой латиницы. Чтобы стало понятно, за что «народ пострадал».
Итак, ракетный двигатель РД-180 — он чей? Российский или американский?
Если по Шипилову, то американский.
«Времена в России были тяжелые, приходилось демпинговать. Но главное, у «Энергомаша» был хороший задел. Для того, чтобы получить двигатель с нужными американцам характеристиками, надо было лишь «уполовинить» уже имеющийся двигатель от ракеты «Энергия», сделать вместо четырех камер только две.
В результате «Энергомаш» «разработал» нужный двигатель, который получил название РД-180, передал все права и всю документацию на его производство американцам, а те, в соответствии с условиями тендера, разместили производство двигателя в России на заводах Энергомаша, поскольку там уже была вся необходимая технологическая оснастка».
Как общеизвестно, лучшая ложь — это где есть частичка правды. Так же и у Шипилова, готового пойти на все, лишь бы плюнуть в сторону России.
«Так что все американские Атлас 5 сейчас имеют первую ступень, оснащенную двигателем РД-180 компании Pratt & Whitney, который собирается в России».
Начнем с того, что для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 действительно считается «Pratt & Whitney». Шипилов намеренно пропустил слово «совместным», а я его подчеркнул.
Производитель двигателя — НПО «Энергомаш». И «Pratt & Whitney» тут никаким боком не стоит, поскольку 100% двигателя собирается в России и из российских материалов.
Продажа РД-180 осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (RD-AMROSS). Продажа.
Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. Это «Боинг» + «Локхид». И да, у ULA эксклюзивное право на монтаж РД-180 в США.
Насчет «передачи всех прав и всей документации», которые по Шипилову делают РД-180 американским двигателем, который только собирают в России.
С правами мы разобрались: РД-180 — это экспортный вариант, который создан для «Атласа» и может эксплуатироваться только на нем при участии альянса ULA.
Техническая документация действительно была передана. Но не потому, что это «спешил фор ЮЭсЭй». В рамках лицензии на производство, действующей до 2030 года, американцы имели полное право на выпуск этого двигателя у себя. Но не смогли.

И здесь дело не в цене. Хотя и в цене тоже. Дело в стандартах (нет, наверное, надобности объяснять разницу), действующих в странах. Даже резьбы разные. Дело в материалах.
Все вот эти доводы в пользу нищих насчет того, что «в США есть все, просто купить в нищей России дешевле», — это за борт. Ставка на доллар — это хороший ход, не спорю. Однако же почему тогда, несмотря на завывания Маккейна и требования сенатора срочно послать РД-180 на свалку истории и оснастить ракеты «своими» движками ничего не вышло?
А нечем. И точка.
И прошел уже 21 год с момента заключения договора, а «свой» ЖРД в США так и не создали. Все еще невыгодно? Даже при наличии всей документации?
А может, потому, что в соответствии с советскими канонами, ракетную технику у нас делают всей страной? Да, полную сборку производят на НПО «Энергомаш». А камеры сгорания поставляются из Самары, специальная сталь приходит из Челябинска.
Самара — это в Оклахоме? А Челябинск — в Айдахо? И это тоже предприятия «Pratt & Whitney»? Видимо, нет. И это тот самый камешек, который и помешал американцам просто начать самим делать РД-180.
Ненавидящие нашу страну начнут, конечно, выступать по теме того, что «там могут все, просто не хотят». Еще как хотят. Но не могут. Китайцы тоже с радостью бы продавали свои копии «сушек», и у них бы их покупали. А вот турбины-то передрать не смогли.
Здесь все то же самое.
У американцев есть свои ЖРД, и они их используют. Не часто, но используют. Те же Дельта-4. Потому что опять же, вопрос цена/качество.
Так почему же РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах? У американцев ничего не получается с камерой сгорания. Это и есть главное достижение российской техники. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает около 600 кг топлива в секунду.
Эта камера — уникальное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счёт внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря оригинальному способу «выстилания» на них плёнки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку.
А Шипилов вещает о том, что для выпуска таких двигателей надо воссоздавать устаревшие технологии. Ну-ну… Отрабатываем «лизнуть» по полной программе.
«РД-180 — очень хороший двигатель, но — уже сильно устаревший, для его производства придется возрождать технологии, от которых во всем мире давно отказались. Наука и технологии не стоят на месте, и в самих США есть куча фирм, которые могут сделать то, что требуется, гораздо лучше, гораздо быстрее и главное — уже сильно дешевле по сравнению с «Энергомашем».
Что тут можно сказать? Аплодисменты. Оказывается, весь мир так ушел в своем развитии, что для производства ракетных двигателей надо даже возрождать устаревшие технологии. Интересно, как?
Вот как я в принципе понимаю, на заводе 21 века вполне можно выпускать автомобили середины 20-го. Но никак не наоборот. На ВАЗе в 1980 году собрать «Калину» — маловероятно. И тут примерно та же ситуация.
Какие древние технологии надо было бы возродить, чтобы наладить выпуск в США РД-180 — это тайна, покрытая мраком.

Ну и эпический финал от Шипилова:
«Короче, выяснилось, что РД-180 больше не нужен.
Поэтому General Dynamic провело новый тендер, который выиграли две американские компании. United Launch Services которая, начиная с 2019 года начнет поставлять двигатель Vulcan BE-4, который заменит РД-180. И Aerojet Rocketdyne, которая разработает следующее поколение принципиально новых двигателей, которое в свою очередь заменит Vulcan BE-4.
Ну и чтобы было понятно, что произошло, упомяну только одну деталь — весь контракт с United Launch Services стоит 46 миллионов долларов — это стоимость всего пяти РД-180.
А конгресс США, чтобы подстраховаться и создать запас на переходный период разрешил Энергомашу выпустить еще 18 штук РД-180. Последних РД-180 в истории».
Здорово, да? Конгресс США разрешил «Энергомашу»… Ну ну.
Хотя чего еще можно ждать от лицемера и вруна, базирующегося на Кипре?
Очень любопытно было бы кроме голословных рассуждений увидеть хоть одну ссылку (уж не важно на каком языке) где было бы рассказано о собственности компании Pratt & Whitney на двигатель РД-180. И о РАЗРЕШЕНИИ от Конгресса США для «Энергомаша».
Резюме:
1. Так как США фактически облажались с производством ЖРД, то «Pratt & Whitney» купило право на использование на территории США российских РД-180.
2. Американскими фирмами было также куплено право на производство РД-180 на территории США. Смотрим п.1 и понимаем, что облажались два раза.
3. Двигатель РД-180 разработан российскими инженерами на базе советского двигателя РД-170.
4. РД-180 производится исключительно в России, российскими руками и из российских материалов. Единственный материал, который предоставляет США — это доллары, за которые РД-180 и производится.
5. Из пунктов 3 и 4 следует, что это российский двигатель. США в целом и «Pratt & Whitney» в частности могут идти лесом со своими правами в отношении РД-180 хотя бы потому, что уже было разработано следующее поколение двигателей.
6. В США сегодня делаются титанические усилия, чтобы уйти от российской зависимости в средних стартах.
«Blue Origin» представила новый двигатель, BE-4, который предположительно заменит РД-180 с 2020 года.
Ключевое слово — предположительно. Если заработает как надо — посмотрим.
ULА сообщила об успешном продвижении работ по созданию аналога РД-180.
Не вопрос, еще 13 лет спокойной работы, может, что и выгорит. Производство двух узлов уже освоили, молодцы.
«Aerojet Rocketdyne» провела первые огневые испытания предкамеры своего двигателя AR1.
Предкамера — еще не весь двигатель.
В целом же, конечно, свой ЖРД нового поколения на метане или керосине американцы создадут. Весь вопрос — как скоро.
Сомнительно, что проект стоимостью в 5 единиц РД-180 — панацея. И более того, мы-то в курсе, как в Америке все дорожает ближе к финалу. Доказано «Раптором» и «Лайтнингом».
Так что посмотрим, как все это осуществится.
Возвращаясь к началу. Уважаемые любители цитат и аплодисментов иностранным резидентам, плюющим в сторону России! Вы ошиблись, это несколько не та площадка, где можно вытворять подобное. И вам здесь не место, увы.
Мы пока еще в состоянии встать на защиту того, что было создано в нашей стране умами и руками наших соотечественников. И с треском вышвырнуть тех, кто мечтает унизить все советское и российское. Разумная дискуссия и критика — это нормально, цитирование шипиловых — моветон. Равно как и попытки доказать нам исконную убогость и второстепенность.
Примите к сведению, господа. Товарищи могут не беспокоиться.

RD Amross — RD Amross

RD АМРОСС , общество с ограниченной ответственностью , является США совместное предприятие между Pratt & Whitney из Уэст — Палм — Бич, штат Флорида , и НПО Энергомаш в Химках , Россия базируется в Юпитере, штат Флорида .

НПО Энергомаш производит РД-180 ракетного двигатель для RD АМРОССА и обеспечивает проектирование, изготовление, тестирование и другие услуги для жидких двигательных ракетных двигателей . РД-180 обеспечивает основную направленность на Атлас V ракеты — носителя , сделанного United Launch Alliance .

Первый РД-180 двигатель, произведенный НПО Энергомаш, был доставлен в Lockheed Martin астронавтики в Денвере, CO, в декабре 2000 года Lockheed Martin завершила испытания двигателя в декабре 2001 года жидкий кислород и керосин ( РП-1 ) двигатель мет все требования к рабочим характеристикам как государственных , так и коммерческих задач. Девичья запуск ракеты Atlas V , оснащенного двигателем РД-180 произошло в 2002 году.

Энергомаш обязательства по поставке в общей сложности 101 РД-180s по фиксированной цене одного миллиарда долларов.

Под РД АМРОСС, Pratt & Whitney лицензирован для производства РД-180 в США. Первоначально производство РД-180 в США планируется начать в 2008 году, но этого не произошло. По данным 2005 года ГАО оценки отдельных основных программ оружия, Pratt & Whitney планируется начать строить двигатель в Соединенных Штатах с первым военным запуском в 2012 году это тоже не произошло. В 2014 году Министерство обороны США подсчитали, что потребуется около $ 1 млрд, а через пять лет, чтобы начать собственное производство двигателя РД-180 США.

В конце апреля 2014 года SpaceX подал жалобу ищет судебный запрет на продолжение импорта российского производства ракетного двигателя в результате санкций США против России за ее политику и практику в Украине. В США федеральный апелляционный суд удовлетворил судебный запрет.