Новейший су 57

Что известно об оружии для Су-57

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации включает в себя не только истребитель пятого поколения Су-57. Для решения боевых задач самолет должен будет использовать различное вооружение всех основных классов и типов. Точный список вооружений для нового истребителя остается неизвестным, однако время от времени появляются различные сообщения на этот счет.


Истребитель Су-57. Фото ОАК / uacrussia.ru

Большие планы

Несколько месяцев назад был подписан контракт на серийное производство самолетов Су-57 для российских ВКС. Примерно в то же время появились новости о производстве авиационных средств поражения для этой техники. Часть необходимых работ в этом направлении уже выполнена, а другие будут проведены в ближайшее время.
В середине июня «Красная Звезда» опубликовала важные заявления начальника Главного управления вооружений российской армии генерал-лейтенанта Анатолия Гуляева. Он рассказал, что для самолетов Су-57 будут приобретаться различные АСП, в т.ч. предназначенные для применения из внутренних грузоотсеков. Объемы закупок такой продукции соответствуют размерам заказа на истребители.
Уже имеется ряд контрактов на поставку части АСП для перспективных истребителей. Прочие изделия в следующем году должны будут пройти государственные испытания, после чего тоже станут предметом контракта. Часть номенклатуры боеприпасов из состава ПАК ФА прошла проверку не только на полигонах, но и в ходе сирийской операции.
Вскоре гендиректор Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов подтвердил, что в скором времени появятся новые контракты на производство авиационного вооружения специально для Су-57.

Ракета «воздух-воздух» сверхбольшой дальности КС-172. Фото Wikimedia Commons
Таким образом, к моменту передачи первых серийных Су-57 в ВКС появятся и новые средства поражения для такой техники. При этом подробности таких поставок остаются неизвестными. В последних новостях, как и ранее, не фигурировали конкретные индексы, объемы закупок и их стоимость. Впрочем, новости последнего времени позволяют примерно представить часть номенклатуры АСП для новейших истребителей.

Бортовые средства

Су-57 имеет встроенное вооружение. В этом качестве используется новая 30-мм автоматическая пушка 9А1-4071К – модернизированный вариант известной и заслуженной ГШ-30-1. Основные тактико-технические характеристики орудия при модернизации не изменились. Пушка использует ленточное питание и показывает скорострельность в 1500 выстр./мин. С ее помощью можно атаковать наземные и воздушные цели.
В связи с необходимостью снижения радиолокационной заметности Су-57 получил внутренние отсеки вооружений. Основные объемы для оружия расположены в центральной и хвостовой частях фюзеляжа и прикрыты створками. По разным данным, в двух отсеках имеется место для подвески 8 единиц вооружения. Для применения оружия требуется кратковременное открытие «бомболюка», что не оказывает существенного влияния на заметность самолета.
При необходимости АСП могут размещаться на внешней подвеске. Для этого под крылом и фюзеляжем предусматриваются съемные держатели. С их помощью общее количество точек подвески увеличивается вдвое.


Ракета «вохдух-поверхность» семейства Х-38М. Фото Russianarms.ru

Совместимые вооружения

В прошлом отечественные СМИ сообщали, что в рамках ПАК ФА создается 14 новых образцов АСП различных типов и разного назначения. В это число входили ракеты «воздух-воздух» от малой до сверхбольшой дальности, а также ракеты «воздух-поверхность» и управляемые бомбы. Некоторые из этих проектов уже получили известность, тогда как состояние других не уточняется.
Согласно разным данным, основная масса АСП будет перевозиться во внутренних отсеках. Возможно, некоторые ракеты, отличающиеся большими размерами, придется нести только на внешней подвеске.
Су-57 рассматривается в качестве многоцелевого истребителя-бомбардировщика, что приводит к необходимости использования широкого спектра АСП. При помощи подвесного вооружения самолет сможет атаковать воздушные цели в большом диапазоне дальностей, а также атаковать наземные или надводные объекты.

Известные ракеты

По всей видимости, Су-57 сможет применять управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-73, Р-77 и Р-37, уже состоящие на вооружении. Ожидается появление новой ракеты большой дальности «810». Впервые в боекомплект отечественного истребителя может войти ракета сверхбольшой дальности. Изделие КС-172, способное лететь на 400 км, пока находится на стадии опытно-конструкторских работ.

Противокорабельная ракета Х-35Э. Фото Wikimedia Commons
Для ПАК ФА и другой авиационной техники разработано семейство ракет «воздух-поверхность» Х-38М. Семейство основано на общей платформе с унифицированным планером, силовой установкой и средствами управления. Четыре ракеты этой линейки отличаются головками самонаведения и боевой нагрузкой. Все ГСН имеют инерциальную навигацию, а для конечного наведения применяются полуактивная лазерная, активная радиолокационная, телевизионная или спутниковая системы. Ракета в последней конфигурации (Х-38МК) несет кассетную боевую часть, все прочие – осколочно-фугасную или проникающую.
Максимальная дальность стрельбы ракетами Х-38М достигает 80 км. Скорость на траектории – до М=2,2. Вероятность поражения цели – 0,8. Все ракеты имеют длину 4,2 м и стартовый вес 520 кг. Изделия Х-38М смогут применять не только Су-57, но и другие современные самолеты и вертолеты тактической авиации.
В мае этого года стало известно о разработке новой противокорабельной ракеты для Су-57. Ее облик и характеристики неизвестны. Сообщалось только то, что для нее разрабатывается новая АРГСН. Вероятно, истребитель сможет использовать и более старые ПКР, такие как Х-35У.
На уровне самых общих идей в недавнем прошлом упоминалась возможность оснащения Су-57 перспективным гиперзвуковым ракетным комплексом. Однако такой проект относят к отдаленному будущему, и его реальные перспективы еще долго будут оставаться неясными.

Перспективные бомбы

В арсеналах ВКС России имеются неуправляемые и корректируемые бомбы большого количества типов и разных калибров. Очевидно, что многоцелевой истребитель Су-57 сможет нести и применять, как минимум, часть этих изделий. Однако пока официально в контексте программы ПАК ФА упомянули лишь один конкретный образец бомбового вооружения.


Бомба КАБ-250 для размещения в грузоотсеках Су-57. Фото Arms-expo.ru
В мае ГНПП «Регион» (входит в КТРВ) сообщило, что номенклатуру АСП Су-57 пополнит управляемая бомба КАБ-250. Такое изделие уже прошло все необходимые испытания и готовится к серийному производству. КАБ-250 для Су-57 отличается от других бомб удлиненной формой и соответствует ограничениям внутренних грузоотсеков самолета. Изделие имеет длину 3,2 м, весит 250 кг и несет 127 кг взрывчатого вещества. Бомба оснащена инерциальной и спутниковой навигационными системами и тепловой ГСН.

Самолет и вооружение

Летные испытания истребителей Су-57 продолжались с 2010 г. За прошедшее время неоднократно публиковались фото- и видеоматериалы, однако пуски ракет или сброс бомб пока не демонстрировались. Более того, основная масса информации о вооружении до сих пор остается неизвестной, а доступные данные носят отрывочный характер.
В прошлом в СМИ упоминались планы по созданию 14 образцов новых АСП специально для программы ПАК ФА. Какая часть этих планов выполнена – неизвестно. Также неясно, как могли измениться планы армии за прошедшие годы. Нельзя исключить, что запланированная номенклатура вооружений Су-57 изменилась в сторону уменьшения или увеличения.
Впрочем, соблюдение необходимой секретности и отсутствие информации в свободном доступе ничуть не мешает продолжению работ. В последние месяцы появились несколько контрактов на поставку нового оружия, и вскоре серийные изделия поступят в ВКС. После этого можно ожидать появление новой открытой информации, представляющей большой интерес.

Начался серийный выпуск истребителя пятого поколения Су-57

В России началось серийное производство малозаметного истребителя пятого поколения Су-57. Об этом пишет РИА Новости со ссылкой на брошюру, выпущенную к 80-летию ОКБ Сухого.

В документе сказано, что многофункциональный авиационный комплекс, обладающий высоким интеллектом бортового оборудования, большими рубежами перехвата воздушных и уничтожения наземных целей, запущен в серийное производство в 2019 году. С Минобороны РФ подписан долгосрочный контракт на поставку более 70 самолетов.

Ранее глава Минпромторга России Денис Мантуров рассказал, что военное ведомство заказало 76 истребителей пятого поколения. Выпуском самолетов занимается авиазавод имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Пока строевые машины будут отправяться в войска с двигателями первого этапа — им штатно оснащают Су-35, готовится вариант и для Су-30, — однако на госиспытания истребитель выйдет уже с новыми моторами. Они сейчас завершают программу тестов. После успешных испытаний новые двигатели получат все строевые Су-57.

Новый двигатель с плазменной системой зажигания для Су-57. «Изделие 30» и искусство компромиссов

Речь идет о двигателе пятого поколения под кодовым названием «Изделие 30», который создавался с учетом российского и зарубежного опыта. Новые силовые установки будут мощнее и дешевле предыдущих. Тяга мотора в 10 раз выше собственного веса.

Евгений Марчуков, генеральный конструктор-директор «ОКБ им. А. Люльки»: «Создание двигателя – это искусство компромиссов, когда стоит задача сделать самый лучший в мире двигатель, а для решения этой задачи собраны лучшие конструкторы мира. каждый из них делает свой узел, но если затем собрать все это воедино — двигатель попросту не будет работать. Нужно где-то что-то убавить, в другом месте прибавить, и от этого выбора зависит очень многое. Создание каждого нового двигателя — это многократный перебор подобных комбинаций».

По словам Марчукова, созданный в РФ двигатель станет ответом спецам, которые раньше нашли у Су-57 «ахиллесову пяту». Ранее, иностранные военные аналитики отмечали высокую радиолокационную заметность истребителя из-за тепловой отдачи мотора. «Изделие 30» будет собрано принципиально иным образом. В агрегат встроят плазменную систему зажигания и управления вектором тяги. Модернизированные форсунки обеспечат зажигание плазменной дуги одновременно с подачей керосина. Это поможет избежать «факеления» — выброса огненного столба из сопла из-за избытка топлива в камере сгорания. Таким образом, заметность истребителя в инфракрасном и радиоволновом диапазоне заметно снизится.

Пока перспективный ТРДДФ «Изделие 30» остается на стадии летных испытаний и проверяется
на опытных самолетах Т-50 / Су-57.

Еще одним важным новшеством «Изделия 30» является изменяемая степень двухконтурности. Двигатель истребителя будет способен адаптироваться под любые условия полета лишь «приказами» летчика. Управлять самолетом станет в несколько раз проще. Важно, что эта функция даст Су-57 возможность крейсерского сверхзвукового движения.

«Изделие 30» будет собрано принципиально иным образом. В агрегат встроят плазменную систему зажигания и управления вектором тяги.

Два этапа

Су-57 будет принят на вооружение в два этапа. На первом этапе в войска начнут поступать боевые самолеты с двигателями АЛ-41Ф1 («изделие 117») — похожие двигатели устанавливаются сегодня на истребители Су-35С. На втором этапе Су-57 получат двигатели уже пятого поколения, сегодня обозначаемые как «Изделие 30».

Удельным весом в авиации принято называть отношение массы двигателя к его полной тяге. Для перспективного «Изделия 30» этот показатель составляет менее 0,1, то есть двигатель будет способен выдавать более чем в 10 раз больше тяги, чем весит сам.

В двигателе второго этапа для Су-57 разработчики применили ряд новых конструкторских подходов и технологий, благодаря чему «Изделие 30» по удельному расходу топлива примерно соответствует двухконтурному двигателю АЛ-31Ф (670 граммов на килограмм-силы в час в крейсерском режиме), однако превосходит его по показателю удельной тяги. АЛ-31Ф и его варианты являются одними из самых экономичных двигателей для боевых самолетов в мире; такие двигатели ставятся на истребители Су-27, Су-30 и Су-34, а также на китайский истребитель J-20.

Двигатель пятого поколения под кодовым названием «Изделие 30», который создавали с учетом российского и зарубежного опыта.

Технические подробности

По известным данным, «Изделие 30» представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. На уровне некоторых основных идей он имеет сходство с более старыми двигателями семейств АЛ-31 и АЛ-41, но все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок. Результатом этого стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющий относить «Изделие 30» к следующему поколению ТРДДФ.

Двигатель имеет обычную для своего класса архитектуру с многоступенчатыми компрессорами высокого и низкого давления, камерой сгорания и многоступенчатыми турбинами. Позади турбин находятся форсажная камера и сопло с УВТ. На внешней поверхности двигателя помещены необходимые агрегаты того или иного назначения. Разработчики «Изделия 30» не спешат раскрывать все подробности конструкции, но часть особенностей нового проекта уже известна.

Компрессор обеспечивает сжатие поступающего воздуха со степенью 6,7, обеспечивая расход воздуха до 20-23 кг/с. Камера сгорания оснащается плазменной системой зажигания, устанавливаемой прямо на форсунках. Такие средства обеспечивают воспламенение топлива сразу после его попадания в камеру сгорания. Благодаря этому поддерживается оптимальный режим горения, а также исключается т.н. факеление. Температура газов перед турбиной находится в пределах от 1950 до 2100°K. Для сравнения, у серийного двигателя АЛ-31Ф этот параметр не превышает 1700°K.

Опытный Су-57 с двигателем «Изделие 30». russianplanes.net

«Изделия 30» комплектуется новым соплом, имеющим функции управления вектором тяги. Этот агрегат заметно меньше использовавшихся ранее и имеет иные обводы. В частности, задняя кромка сопла, образуемая отдельными створками, получает неровную форму.
Важной особенностью конструкции, обеспечивающей получение новых возможностей, является изменение степени двухконтурности. Также проект учитывал необходимость сокращения заметности двигателя и самолета в целом для радиолокационных и инфракрасных систем наблюдения. Такие задачи решались путем создания оптимальных конструкций воздухозаборника и сопла.
Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя. Получая команды от летчика, система управления выполняет их с учетом текущих параметров и различных факторов. Автоматика управления двигателем упрощает работу летчика, а также облегчает настройку силовой установки для работы в тех или иных условиях.

Все новые идеи и решения предназначаются для повышения основных характеристик двигателя. Согласно открытым данным, максимальная тяга двигателя «Изделие 30» достигает 11000 кгс, форсажная – 18000 кгс. Для сравнения, двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет тягу 9500 и 15000 кгс соответственно. Таким образом, самолет Су-57 даже при максимальной взлетной массе, превышающей 35 т, будет иметь тяговооруженность более единицы. При нормальном взлетном весе этот параметр достигнет 1,15-1,2.

Оптимизация основных параметров приводит к повышению летно-технических характеристик самолета. По разным оценкам, крейсерская сверхзвуковая скорость самолета Су-57 без применения форсажа, обеспечиваемая двумя двигателями с тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5. Наличие сопла с УВТ значительно улучшает маневренность на всех режимах.

Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя.

Планы

Пока перспективный ТРДДФ «Изделие 30» остается на стадии летных испытаний и проверяется на опытных самолетах Т-50 / Су-57. К настоящему времени изготовлено около двух десятков опытных двигателей, предназначенных для проверок на земле и в воздухе. Летные испытания двигателей продолжаются больше года и требуют еще времени. Так, в начале прошлого года сообщалось, что весь цикл летных испытаний может занять три года.

Согласно нынешним планам, в ближайшие годы российские воздушно-космические силы получат несколько первых серийных истребителей Су-57. Первые машины этого типа будут оснащаться т.н. двигателями первого этапа – ТРДДФ АЛ-41Ф1. В 2020 году должен появиться второй контракт на поставку серийной техники. На этот раз речь идет о внедрении новых двигателей. Часть истребителей второй серии будет оснащаться «Изделиями 30». Серийное производство таких двигателей будет освоено предприятием «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение». В дальнейшем, ориентировочно в середине двадцатых годов, новый двигатель станет стандартным для всех серийных Су-57.

Министерство обороны тормозит истребитель пятого поколения на взлете

Массовых поставок в ВКС истребителей пятого поколения Су-57 в ближайшие годы не будет, заявил вице-премьер Юрий Борисов, совсем недавно занимавший пост заместителя министра обороны. Конкретная цифра поставок этого самолета, согласно подписанному контракту до 2027 года, удручает — 12 единиц. Тут бессмысленного говорить не только о массовости, но и о приемлемом количестве, необходимом даже не для освоения новой машины российской истребительной авиацией, а для ознакомления с ней.

Как правило, сообщения о количестве закупок Су-57 в рамках текущего гособоронзаказа на этом месте обрываются. Борисов же решил пояснить причину такого минимализма. Хоть она и очевидна — сокращение финансирования военных программ в связи с кризисом.

Однако Борисов решил объяснить. И лучше бы он этого не делал. Оказывается, Су-57, первый российский самолет пятого поколения, малозаметный, способный совершать сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме, оснащенный уникальным высокоточным вооружением и РЛС с активной фазированной антенной решеткой, ВКС не очень-то и нужен.

Этот вывод напрямую следует из интервью Юрия Борисова телеканалу «Россия-24»: «Вы знаете, что у нас сегодня Су-35 считается одним из самых лучших самолетов в мире, поэтому у нас нет смысла сегодня форсировать работы по массовому производству самолета пятого поколения. Это наш такой козырёк, который мы всегда сможем разыграть, когда самолёты предыдущего поколения будут отставать по своим характеристикам от аналогичных самолетов ведущих стран мира».

Чтобы разыграть этот «козырёк», необходим целый ряд условий. И прежде всего, нужно, чтобы было кому летать на новом самолете, существенно отличающемся от машин предыдущего поколения, если этот самый «козырек» вдруг понадобится. Когда Су-57 начнут выпускать более крупными сериями, пилотов в достаточном количестве взять будет негде. Они должны не только владеть всеми тонкостями пилотирования, а у Су-57, несомненно, есть множество секретов, неведомых летчикам, работающим на Су-30 и Су-35, но и быть натренированными в тактике воздушного боя, а также в нанесения ударов по наземным целям, прорыву системы ПВО противника и во взаимодействии с другими родами войск.

На двенадцати самолетах необходимое количество летчиков не подготовишь. Правда, есть еще 10 прототипов, которые частично переданы в ВКС. Но у половины из них уже не за горами исчерпанность ресурсов. К тому же у каждого из них есть свои особенности, отличные от «манеры поведения в воздухе» серийных машин.

На самолетах не только летают в небе, но их еще обслуживают на земле. Этим занимается технический состав авиационных баз, который должен обеспечивать подготовку к полетам, проводить регламентные работы и выполнять прочую необходимую работу. Его тоже необходимо готовить не только за счет штудирования эксплуатационной документации. Необходима работа с «живыми» машинами, чтобы все освоить на уровне тактильных ощущений и определения нюансов работы систем по звуку. Этому тоже за месяц не научиться.

Так что большее количество Су-57 необходимо для того, чтобы в будущем было кому на них летать и их обслуживать.

Ну, и, конечно же, тут есть момент, который человеку, мыслящему в системе классической логики, понять невозможно. Зачем делать самолет, по подавляющему большинству свидетельств, лучший в мире, чтобы тут же «положить его на полку»? При этом делали Су-57 стремительно, чтобы завершить работу пораньше. Действительно, с момента первого полета прошло меньше восьми лет. Циклы от первого полета до принятия на вооружение F-22 и F-35, также истребителей пятого поколения, были длиннее. И вдруг — мы в нем не нуждаемся!

Конечно, нас не слишком волнует то, что, несомненно, начнутся разговоры на тему «а товар-то с гнильцой». Первыми эту тему затронули индийцы, заявившие, что выходят из проекта совместной разработки истребителя пятого поколения на базе ПАК ФА, потому что у него и малозаметности не хватает, и все остальное не на должном уровне. Хоть у них были совсем другие мотивы. Теперь эту тему подхватят «эксперты», состоящие на службе у «Локхид Мартин» и «Боинга». На международном авиационном рынке законы суровые — надо топить конкурентов всеми правдами и неправдами. И пусть мы пока не собираемся никому продавать Су-57, но мазать будут и другие самолеты, поскольку российская авиационная промышленность «не обладает современными технологиями».

Справедливости ради следует сказать, что 12 первых серийных самолетов не дотягивают до уровня, который задуман конструкторами ОКБ Сухого. На них установлен двигатель первой очереди. Он полностью соответствует требованиям, предъявляемым к пятому поколению. И по управлению, и по ресурсу, и по экономичности, и по ремонтопригодности. Однако на следующих самолетах должен стоять двигатель второй очереди. Который с конца прошлого года проходит летные испытания на одном из прототипов. У этого двигателя более высокая тяга и в бесфорсажном режиме, и на форсаже, чем у двигателя первой очереди. Соотношение тут такое: 11000 кгс против 9500 кгс, и на форсаже 18000 кгс против 15000 кгс. При этом и двигателя первой очереди достаточно для обеспечения сверхзвукового полета в бесфорсажном режиме, что требуется от самолета пятого поколения.

Новый двигатель будет полностью готов через три года. И вот тогда можно было бы выпускать для ВКС новую серию Су-57, которые полностью соответствовали бы летно-техническим требованиям. Но — не судьба. Вероятно, это событие произойдет в рамках следующего гособоронзаказа, который начнется в 2028 году. И вот это совсем плохо. Потому что к этому моменту, по прошествии двадцати лет со времени первого полета, самолет уже нельзя будет считать новым, отвечающим вызовам времени, которые, несомненно, возникнут в 30-е годы.

Собственно, это сейчас можно наблюдать в отношении самого прямого конкурента Су-57 — американского истребителя пятого поколения F-22 Raptor, который в первую очередь тоже создан для завоевания господства в воздухе. Впрочем, вся нынешняя создаваемая авиатехника — многоцелевая. «Раптор», действительно, отличный истребитель. Но у него крайне ограниченные возможности работать в качестве ударного самолета. Он способен брать лишь две корректируемые 450-килограмовые бомбы типа JDAM, поскольку обязан иметь полный комплект ракет «воздух-воздух». Корректируемые бомбы имеют малую дальность полета, в связи с чем «Раптор» должен входить в зону действия ПВО противника. Правда, есть вариант вооружения шестью планирующими бомбами GBU-39 с дальностью 110 км. Но они не способны нанести большой урон противнику, поскольку масса их боевой части равна лишь 17 кг.

У F-22 в силу различных причин отсутствует ряд элементов бортового радиоэлектронного оборудования, без которых сложно считать самолет полностью современным. Например, нет оптико-локационной станции, которая работает при отключенном радаре, снижая заметность самолета. Нет также нашлемного целеуказателя, на что жалуются пилоты «Рапторов», выполняющие полеты в Сирии. Нам очень сложно отслеживать перемещения российских самолетов, утверждают они.

Так что затягивание с внедрением в войска новейшего Су-57 способно сделать его в будущем не таким уж и новым. Наверняка в авиации в будущем появятся новые тренды. И «золотое время» истребителя будет упущено.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/