Немецкая бронетехника второй мировой войны фото

Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, Вимутье, Франция

***
Оригинал взят у yuripasholok в его псто
На территории Франции к настоящему времени сохранилось два «Тигра». Первый из них находится в Самюре, второй же стоит в Вимутье. История этой машины описана .

Если кратко — танк из состава s.SS.Pz.Abt 102, предположительно носил башенный номер 231. Подорван собственным экипажем 21 августа 1944 года. После войны оказался на свалке, откуда вытащен в 1975 году. Танк сварили, при перевозке он потерял полки, зато не стал источником для гвоздей. Ныне он украшает дорогу возле Вимутье.







Смотровое забрало
Танк относится к поздней производстчвенной серии, ее характерный признак — цельнометаллические катки.
Несмотря на то, что танк проектировался в 1942 году, и два года спустя это было сочетание брони и огневой мощи, которое внушало танкистам Союзников если не ужас, то по меньшей мере большое опасение.
Внимание на нижнюю кромку бортовых листов. Военный выпуск — этим все сказано. И да, танк без торсионов, посему сидит на бетонном основании.
А вот это не баг, а фича. Нижняя кромка борта сначала идет параллельно земле, а потом под углом.
Башня пострадала сильнее, чем корпус, ее пришлось сваривать. Особое внимание на конструкцию бортов и кормы. Одна гнутая деталь, на Krupp работали еще те затейники.
На ранних башнях пистолетные порты были с обоих сторон башни, с начала 1943 года справа появился эвакуационный люк.
8.8 cm KwK 36 L/56, главный аргумент «Тигра». У союзников до конца войны так и не появилось достойной защиты от этой пушки.
Исходно «Тигры» оснащались бинокулярными прицелами TZF 9b, на поздней серии Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E стоял монокулярный прицел.
Сверху виднее, насколько время не пожалело танк. На надмоторную плиту пошли запчасти с Pz.Kpfw.IV и большой лист металла.
Люков мехвода и стрелка-радиста также не сохранилось.
При подрыве вырвало листы крыши.
Сверху виднее, насколько сильно пострадала башня. По сути ее порвало пополам.
Бомбомет, сменивший в середине 1943 года мортирки по бокам башни.
Летом 1943 года была также введена новая командирская башенка.
Крепление пушки по походному.
Крепление запасных траков
Крышка башенного вентилятора
На крыше башни есть ее серийный номер — 251 113. Если исходить из него, то танк всего на один номер раньше самюрского — его серийный номер 251 114.
Орудие и маска, вид сверху

Тяжелый танк «Тигр». Великий и ужасный? Часть 1

Этот танк играет главные роли вражеских машин во множестве фильмов — от «Аты-баты шли солдаты» до спилберговского «Спасения рядового Райа­на» (стоит заметить, что почти нигде в фильмах не показаны «правильные» «Тигры», обычно их роль играют другие танки). В этой статье автор попытается выяснить, насколько обосновано такое воспевание данной машины немецки­ми военными и боязнь ее солдатами государств-противников Германии.

Первые прототипы

В 1937 году немецкий генштаб тре­бовал более тяжелый и мощный танк, чем серийные Pz III и Pz IV — и он же должен был выполнять роль танка прорыва. Согласно требованиям, мас­са нового танка должна была быть око­ло 30 т, броня — около 50 мм.

Прототип VK4501 (H) Henschel

В результате фирмой „Хеншель” (Henschel) был создан прототип тан­ка DW I (Durchbruchwagen — машина прорыва). Ходовая часть состояла из пяти катков на сторону на торсионной подвеске. Бортовая броня корпуса из­готавливалась из двух частей, соеди­нявшихся позади боевого отделения (металлургические заводы еще не мог­ли в то время изготовить катаные бро­невые листы большого размера толщи­ной 50 мм).

DW II, заказанный в 1938 г., по су­ществу был улучшенным DW I с дру­гими гусеницами и бортовой броней корпуса из одного листа. Двигатель «Майбах» HL 120 вместе с восьмиско­ростной КП «Майбах» Variorex сооб­щал танку скорость 35 км/ч. На танк предполагалось установить башню от Pz.Kpfw.lV с 75-мм пушкой и спарен­ным пулеметом MG 34. Второй пу­лемет должен был устанавливаться в лобовом листе корпуса справа. Как и в первом случае, дело ограничилось постройкой и испытаниями шасси.

Аналогичная конструкция корпуса была сохранена и на следующей модели VK3001(H). 9 сентября 1938 г. управле­ние вооружения выдало фирме «Хен­шель» запрос на танк VK3001. Фирма за основу взяла свой прототип DW III, заменив лишь конструкцию гусеницы. В начале 1940 г. провели первые испы­тания, после чего последовал заказ на 8 шасси. Первый VK3001(H) был готов в марте 1941 г., но уже в мае решено было отказаться от этого проекта в пользу более тяжелого VK3601. Еще два шасси VK3001(H) были изготовлены в октяб­ре 1941 г. Они подверглись тщатель­ным испытаниям вместе с VK3601, а в последствии и с VK4501(H). После окончания войны шасси VK300I было обнаружено на испытательном поли­гоне «Хеншель» в состоянии «на ходу». Фирма «Крупп» (Krupp) изготовила 12 башен, 6 из которых — с пушкой KwK L/24 — были установлены на форти­фикационных сооружениях. VK3001 применялся лишь в школах для води­телей танков, всего было изготовлено 4 экземпляра.

В начале 1942 года два шасси были переделаны в тяжелый истребитель тан­ков, вооруженный 128-мм пушкой фир­мы «Райнметалл» (Rheinmetall). Полное название машины — Selbstfahrlafette L/61. Эти САУ действовали на восточ­ном фронте под Сталинградом. Одна из них в конце 1943 года была захваче­на невредимой советскими войсками, затем выставлялась как трофей на вы­ставке в 1944 г., сейчас эту уникальную САУ можно увидеть в музее в подмос­ковной Кубинке.

Прототип VK4501 (P) Porsche

26 мая 1941 года фирмам «Хеншель» и «Порше» (Porsche) был выдан заказ на производство прототипа тяжелого танка, вооруженного пушкой, снаряд которой пробивал бы 100-мм брони с расстояния 1500 м. Сам же танк должен был быть защищен от обстрела такой же пушкой. «Хеншель» взял за основу свою машину VK3001(H), но поставил в ходовую часть восемь катков большого диаметра, а «Порше» воспользовался проектом VK3001-Leopard. Новый танк «Хеншель» получил индекс VK3601(H).

Боевая масса VK3601 (Н) составляла 32 тонны, экипаж — 5 человек. Двигатель HL174 позволял развивать максималь­ную скорость 40 км/ч. VK 3601 (H) с са­мого начала рассматривался в качестве промежуточной модели, как ступенька к следующей, более мощной боевой ма­шине. Именно поэтому планируемый выпуск этого танка был ограничен 172 экземплярами. В конце июля 1941 г. работы над танком должны были быть отменены, ввиду того, что нельзя было завершить работы над танковой пушкой Gerat 0725, — для ее боепри­пасов нехватало вольфрама. Тогда ре­шено было использовать 88-мм пушку KwK 36 (пушка была разработана с ис­пользованием качающейся части зна­менитого зенитного орудия Flak-18/36, получившего также дульный тормоз и электроспуск), уже подготовленную для танка «Порше» VK4501 (Р). Эти баш­ни были сделаны фирмой «Крупп». Для установки крупповской башни потре­бовалось увеличить диаметр башенно­го погона в свету с 1650 до 1850 мм, что вызвало изменение верхней части кор­пуса. У VK 3601(Н) появились надгусе- ничные ниши, а масса возросла до 45 т. Конструктивные изменения повлекли за собой и смену индекса: танк стал на­зываться VK 4501 (Н). Теперь после не­большой модернизации крупповской башни проект VK360l быстро перера­ботали под проект VK4501 (Н). Шесть башен, изготовленных для VK3601 (Н) также были переданы для установки на фортификационных сооружени­ях. В середине 1941 года «Хеншель» построил следующих два прототипа: VK4501(H)H1 и VK4501(H)H2. Модель H1 была вооружена 88-мм орудием KwK 36 L/56, установленным в моди­фицированной башне, которую компа­ния «Крупп» построила для прототипа «Порше» VK4501 (Р).

Модель H2 была вооружена 75-мм орудием KwK 42 L/70 (Производство фирмы «Райнметалл»), установленным в новой, специально разработанной, башне. Впоследствии эти башни были установлены на некоторых модифика­циях «Пантер». H2 существовал лишь в виде деревянной модели.

Нужда и выбор

22 июня 1941 года Германия всту­пила в войну с Советским Союзом, не имея на вооружении серийного тяже­лого танка (не считая нескольких тро­фейных французских и британских машин, которые на Восточном фронте не воевали). При этом Советский Союз имел большое количество тяжелых танков КВ и средних Т-34, которые сво­ими 76,2-мм орудиями с легкостью по­ражали любой немецкий танк при том, что немецкие танки практически были бессильны против брони КВ и Т-34. Приходилось немцам применять 88-мм тяжелые зенитные орудия и 105-мм по­левые пушки. Ну и конечно вездесущие «Люфтваффе» помогали… Как видите, превосходство советских танков было нивелировано тактическим превос­ходством немцев. Но это совершенно другая тема.

Эти танки погрузили на платформы с утановленным вторым рядом колес и с широкими гусеницами. Транспортные узкие гусеницы лежат возле танка. Это редкий случай такой транспортировки, вероятно, предусматривается доставка танков непосредственно в район ведения боевых дейтсвий

В конце 1941 года «Хеншель» скон­центрировал усилия на разработке прототипа Н1. Проект был окончен 17 апреля 1942 года. 19 апреля 1942 года оба прототипа (Р — «Порше» и Н — «Хеншель») прибыли на железно­дорожную станцию рядом с Растенбургом и затем отправились своим ходом в Растенбург. До города было всего 11 км, но обе машины за время поездки успе­ли сломаться по несколько раз. Прото­типы были показаны Адольфу Гитлеру в день его рождения, 20 апреля 1942 года. На следующий день обе машины прибыли в ставку. После торжествен­ной части (Фердинанду Порше вручили «Крест за военные заслуги I класса») Гитлер около получаса осматривал ма­шину Порше, внимательно выслуши­вая объяснения конструкторов. Танку «Хеншель» он уделил всего 2-3 минуты. После обеда прибыл Геринг. В присутс­твии его и министра вооружений Шпе­ера состоялись испытания на скорость. На участке 1000 м VК 4501 (Р) развил максимальную скорость 50 км/ч, а его конкурент на участке 850 м — 45 км/ч. При этом двигатель VК 4501(Н) пере­грелся настолько, что возникла угроза пожара. После охлаждения двигателя танк был вновь готов к действию. Глав­ный инженер фирмы «Хеншель» Курт Арнольд предложил Шпееру сравни­тельные испытания на маневренность, судя по всему, не без тайного умысла: он хорошо знал слабые места машины Порше. Сырая, не доведенная «до ума» электротрансмиссия серьезно затруд­няла маневрирование. Танк VК 4501(Р), например, с огромным трудом совер­шал повороты на 900. На этом фоне VК 4501(Н) показал себя с самой лучшей стороны — многотонная машина кру­тилась буквально на пятачке, приводя в восторг зрителей. Впрочем, эта де­монстрация танков, по сути, ничего не решала — впереди были настоящие ис­пытания на полигоне Берка, куда в мае 1942 года прибыли два VК 4501 (Р) и один VК 4501 (Н). В результате у танка фирмы Porsche, как и в случае с VК 3001 (Р), выявили низкую надежность элек­тротрансмиссии. Кроме того, машина имела неудовлетворительную проходи­мость и маленький запас хода — всего в 50 км. Поскольку Гитлер хотел ис­пользовать новые танки и в Северной Африке, этот показатель должен был равняться как минимум 150 км. Раз­местить же дополнительное количес­тво топлива в танке оказалось невоз­можно из-за отсутствия места. Легко было предвидеть и многочисленные трудности, которые могли возникнуть при эксплуатации боевой машины на фронте. Необычная трансмиссия тре­бовала переподготовки механиков-водителей и специалистов ремонтных служб. Взвесив все «за» и «против», не­смотря на особое расположение Гитле­ра к доктору Порше, проводившая ис­пытания комиссия приняла решение в пользу танка фирмы «Хеншель». Гитлер вынужден был согласиться. Машина получила обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd. Kfz.181) Tiger Ausf.H1, а после принятия на вооружение в 1944 году танка Tiger II название изменили на Tiger Ausf.E или Tiger I.

Уже изготовленные на заводе Nibelungenwerke 90 шасси VK 4501 (Р) было решено использовать в качестве базы для тяжелых штурмовых ору­дий, вооруженных 88-мм противо­танковой пушкой, созданной на базе зенитки Flak 41 с длиной ствола в 71 калибр, — будущих “Фердинандов”. Но об этом — далее.

Путевка в жизнь. На Восточный фронт

В июле 1942 года «Тигр» Henschel — VK4501 (H) был принят на вооружение и начал собираться на заводах Henschel в Касселе (Германия). Выпуск танков предполагалось начать в июле 1942 г. с тем, чтобы к 12 мая 1943 г. — сро­ку планируемого летнего наступле­ния — иметь 285 новых танков. В связи с прекращением работ по VK4501 (Р) количество планируемых VK4501 (Н) было увеличено на 50 единиц. В нача­ле августа 1942 года началось серийное производство нового тяжелого танка, что, впрочем, не означало конец испы­таний. Они продолжались, но уже на главном танковом полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Первый танк прошел к тому времени 960 км. По среднепере­сеченной местности машина развивала скорость до 18 км/ч, расход топлива со­ставлял при этом 430 л на 100 км. Опыт, полученный при разработках VK3001 и VK3601, был использован и при созда­нии модели VK4501 (Н). Компоновка как самого танка, так и моторно-транс­миссионного отделения осталась такой же, как у VK 3001 (Р). Два расположен­ных параллельно друг другу 10-цилин­дровых V-образных карбюраторных двигателя воздушного охлаждения Турe 101/1 мощностью 320 л.с. каждый с помощью клиноременной передачи приводили во вращение роторы двух генераторов. От последних электро­энергия подавалась на два электромо­тора, вращавших ведущие колеса танка. Всю электрическую часть трансмиссии поставила фирма Siemens-Schuckert.

Замена ведущих колес. Как видно, процесс ремонта очень тяжелых деталей требовал серьезной помощи и был делом крайне нелегким

Компоновка и корпус. Компоновка танка «Тигр» представляла собой клас­сический вариант с передним располо­жением трансмиссии. В передней час­ти находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управле­ния, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа). Боевое отделение за­нимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и при­целивания, механизмы наводки и си­денья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни разме­щался боекомплект. На днище танка — гидропривод поворота башни. В мотор­ном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой.

Шахматное расположение катков

Корпус танка имел довольно про­стые очертания и выполнялся из ката­ной стали. Лобовой лист подбашенной коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист кор­пуса — под углом 77°, нижний — под углом 27°. Бортовые листы — верти­кальные, кормовой лист наклонен под углом 8° . В передней части крыши под­башенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Люки закрывались круглыми крыш­ками, откидывающимися на петлях. В каждой крышке был смонтирован перископический прибор наблюдения. Между люками имелось вентиляцион­ное отверстие, прикрытое броневым колпаком. Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми перегородками. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд могли заливать­ся водой; центральный, в котором рас­полагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывались сверху массивными литыми решетками. Две передние решетки служили для притока воздуха, охлаждающего радиа­торы, а задние — для его отвода. Надмоторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверстием, при­крытым броневым колпаком. В днище танка были предусмотрены люки для доступа к генератору и топливному на­сосу, к спускным кранам систем пита­ния, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач. Отсутствие углов рациональ­ного наклона брони компенсировалось ее толщиной: лобовая броня — 100 мм, бортовая — 80 мм, верх корпуса — 26 мм. Корпус и надстройка сварены вме­сте так, что бортовые полки надстрой­ки приходились над гусеницами, что позволило иметь широкий погон под башню. Начиная с середины 1943 года «Тигры», в основном, обрабатывались пастой «Циммерит», которая спасала корпус от магнитных мин. Парадокс за­ключался в том, что противники Герма­нии не применяли подобных мин.

Ремонт опорных катков в грязи. Вес одного опорного катка 77 кг.

Трансмиссия. «Тигр» имел 24 рас­положенных в шахматном порядке в четыре ряда катка (размер катка 800х95мм) на борт на торсионной под­веске для своих 57 тонн. Эта система с торсионной подвеской обеспечивала плавный ход машины и относительное удобство экипажа. Однако при эксплу­атации танков на Восточном фронте в зимнее время между катками набива­лись грязь и снег, которые замерзали за ночь и к утру блокировали ходовую часть «Тигров». Конструкцию ходовой части разработал советник имперско­го управления вооружений инженер Г. Книпкамп — активный участник проектирования целого ряда герман­ских бронированных машин. Подвес­ка — индивидуальная, торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса. Веду­щие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Ахиллесовой пятой ходовой части «Тигра», от которого ни­как не удавалось избавиться, был быст­рый износ и последующее разрушение резиновых бандажей опорных катков. Именно поэтому с января 1944 г., танки оборудовались стальными катками с внутренней амортизацией, такими же, как на «Тигр II» (800 танков было пере­оборудовано).

Гусеницы танка были стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая. «Тигры» оснащались двумя типами гусениц: узкими (520 мм.), использовавшимися для транс­портировки, и широкими (720 мм.), использовавшимися при выполнении боевых заданий. Также были разрабо­таны специальные железнодорожные платформы для перевозки и быстрой выгрузки танков.

При использовании транспортных гусениц удельное давле­ние на грунт возрастало до 1,53 кг/см2.

Вооружение. 88-мм пушка в спарке с пулеметом МО-34 крепилась на вне­шней маске. Ствол пушки имел длину 56 калибров — 4928 мм; вместе с дуль­ным тормозом — 5316 мм. Масса пуш­ки — 1310 кг. Вертикальная наводка — в пределах от -6,5° до +17°. Предельная длина отката — 580 мм. В боекомп­лект входили бронебойные снаряды РzGr 39 (масса — 10,16 кг, начальная скорость — 810 м/с, бронепробивае­мость вертикальной стальной плиты на расстоянии 500 м — 130 мм, 1000 м — 119 мм), подкалиберные снаряды РzGr 40 (масса- 7,5 кг., начальная ско­рость — 930 м/с, бронепробиваемость на расстоянии 500 м — 156 мм), а также осколочно-фугасные снаряды (масса — 7,65 кг, начальная скорость — 600 м/с, бронепробиваемость на расстоянии 500 м — 90 мм). Скорострельность пуш­ки — 6…8 выстрелов в минуту. Пушка уравновешивалась с помощью специ­ального гидравлического устройства, расположенного под ее казенной час­тью. Имелась система продувки ство­ла от пороховых газов для снижения загазованности боевого отделения. Для наведения пушки на танках первых серий использовались бинокулярные телескопические прицелы ТZF 9а, пос­ледующие серии оборудовались усо­вершенствованными монокулярными ТZF 9с. Отличные немецкие прицелы позволяли хорошо обученному навод­чику поражать цели на больших дис­танциях с первого выстрела.

Тигр ранней серии 502 батальона увяз в грязи

Башня. Толщина маски пушки до­стигала 110 мм, и она служила проти­вовесом длинному орудийному стволу танка. Башня собиралась с броневой плитой, изогнутой в виде подковы. На танках первых выпусков башня имела две пистолетных амбразуры в кормо­вой части и цилиндрическую смотро­вую башенку со смотровыми щелями. У первых же серийных машин был из­менен ящик для снаряжения и ЗИПа, крепившийся на корме башни — на прототипах использовался ящик, по­заимствованный у Pz.III. Для само­обороны от вражеской пехоты по пе­риметру корпуса были смонтированы мортирки для противопехотных мин типа «S». Эта мина, боевая часть кото­рой включала 360 стальных шариков, выстреливалась на небольшую высоту и разрывалась. Кроме того, на башнях танков ранних выпусков устанавли­вались дымовые гранатометы NbК 39 калибра 90 мм (по три с каждой сторо­ны). Последние также можно было ис­пользовать для стрельбы минами типа «S». На машинах поздних выпусков для этой цели служило «оружие ближней обороны» — Nahverteidigungswaffe — мортирка, установленная внутри тан­ка, и стрелявшая через амбразуру, расположенную на крыше башни за люком заряжающего. В декабре 1942 г. правую пистолетную амбразуру в баш­не заменили на эвакуационный люк, а в июле 1943 г. (с 391-й машины) на башне установили новую командирскую ба­шенку, унифицированную с башенкой «Пантеры» и имевшую устройство для крепления зенитного пулемета МG-34, а также перископический прибор на­блюдения перед люком заряжающего. Были внесены изменения в спуско­вой механизм пушки, в стопор пушки по-походному, крепление спаренного пулемета, сиденья членов экипажа и др. На ее бортах разместили укладку запасных траков, которые до этого рас­полагались только на нижнем лобовом листе корпуса. Пять траков крепились с левой, а три — с правой стороны. Вращение башни обеспечивалось гид­равлическим приводом мощностью 4кВт, который приводился в действие от коробки передач. Скорость пово­рота зависела от частоты вращения коленчатого вала. Отбор мощности производился от коробки передач с по­мощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала по­ворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. Когда двигатель танка не рабо­тал, вращение башни осуществлялось вручную. Башня, вследствие большого вылета пушки и тяжелой броневой мас­ки, была неуравновешена, что делало невозможным ее поворот вручную при крене в 5°. В 1942 году фирма «Рейнметалл-Борзиг» разработала новый тип башни с 75-мм пушкой КwК 42L/70. Го­товилось также перевооружение «Тиг­ров» 88-мм пушкой КwК 43 L/71. Но в это время уже шла разработка танка VК 4503 — будущего «Королевского тигра», размеры башни которого куда больше подходили для нового орудия.

Двигатель и коробка передач. На первых 250 танках (произведенных до мая 1943 года) в качестве силовой установки применялись двигатели «Майбах» HL 210P30 мощностью 650 л.с. Остальные машины оснащались 700-сильными двигателями «Майбах» HL 230Р45. И те, и другие силовые уста­новки представляли собой 12-цилинд­ровые V-образные рядные карбюратор­ные моторы жидкостного охлаждения. Сухая масса двигателей 1200…1300 кг. Следует подчеркнуть, что двигатель HL 230P45 был практически идентичен двигателю HL 230РЗО танка «Пантера». Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Ем­кость четырех бензобаков 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе — 270 л, по бездорожью — 480 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырех топливных насосов Solex. Карбюраторов — четыре, марки Solex 52FFJIID. Система охлаждения — жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располага­лись сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воз­духопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специ­альный обдув выхлопных коллекторов и генератора. Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых пере­дач и дисковых тормозов. По паспорту «Тигр» мог развивать максимальную скорость в 38 км/ч. Есть данные, что это заниженный показатель, а в пас­порте он был прописан, дабы продлить срок службы малонадежного мотора фирмы «Майбах», а в полевых услови­ях танкисты, которые прошли не один бой, снимали ограничитель, и танк мог развить скорость до 45,5 км/час.

Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16А продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене — безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальны­ми тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особен­ностью являлось отсутствие общих ва­лов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась ав­томатическим гидравлическим серво­приводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикци­она. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную пере­дачу, производил синхронизацию уг­ловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.

В случае порчи гидравлической аппара­туры переключение шестерен и выклю­чение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен — струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере. Фрикционно-шестерен­чатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал тан­ку по два фиксированных радиуса по­ворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 165 м, минимальный — 3,44 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечива­лись. Для эксплуатации в африканской пустыне и в южных районах России на кормовом листе корпуса монтирова­лись воздушные фильтры типа Feifel, которые перестали устанавливать на более поздние версии танка.

Электрооборудование. Было вы­полнено по однопроводной схеме. На­пряжение 12В. Источники: генератор Bosch GULN 1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch ем­костью 150 Ач. Потребители: элект­ростартер Bosch BPD 6/24 мощностью 4,4 кВт, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пу­леметов. Все танки «Тигр» оснащались радиостанцией Fu 5, имевшей даль­ность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом. На танках стояла авто­матическая система пожаротушения, срабатывавшая при температуре более 120°С. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

Дополнительное оборудование. 84 «Тигра» были оборудованы в качест­ве командирских машин с установкой второй радиостанции, но с уменьшени­ем боекомплекта до 66 пушечных вы­стрелов и 4050 пулеметных патронов. Всего было произведено 1354 единицы с июня 1942 года по август 1944. В зави­симости от назначения командирские танки Pz.Bef.Wg. Tiger Ausf.E существо­вали в двух вариантах, отличавшихся набором радиостанций. Sd.Kfz.267 с радиостанциями Fu 5 и Fu 8 предна­значался для дивизионного звена, а Sd.Kfz.268 с Fu 5 и Fu 7 — для команди­ров рот и батальонов.

Тигр из 502 батальона тяжелых танков. Район Ленинграда, 1943 год

Первые 495 танков оснащались оборудованием для подводного вожде­ния, позволявшим преодолевать своим ходом по дну водные преграды глуби­ной до 4 м. Над специальным лючком в крыше моторного отделения уста­навливалась трехметровая телескопи­ческая труба (шнорхель, подобные ис­пользовались на немецких подводных лодках) для подачи воздуха в двигатель. Выхлоп производился непосредствен­но в воду. Все люки танка имели рези­новые уплотнения. С особой тщатель­ностью герметизировалась моторная перегородка, чтобы выхлопные газы не проникали в обитаемые отделения танка. В ходе испытаний на заводском полигоне, где для этой цели был пост­роен специальный бассейн, танк с ра­ботающим двигателем находился под водой до 2,5 часа. В то время “Тигр” был единственным серийным танком в мире, оснащенным в массовом порядке оборудованием подводного вождения, которое нашло широкое применение в танкостроении лишь в 50-е годы. Прав­да, в войсках это оборудование прак­тически не использовалось, и от него со временем отказались. Без подобного оборудования танк преодолевал вод­ные преграды глубиной до 1,2 метра.

Главные немецкие танки Второй мировой войны

Проиграв Первую мировую войну, Германия по условиям Версальского мирного договора не имела права строить танки. У немецких конструкторов не было и опыта для создания гусеничных бронированных машин. Первые «Панцеры» (Panzer Kampfwagen) Pz.Kpfw I и II являлись лёгкими танками, их вооружение и бронирование было слабым, а проходимость оставалась на уровне гусеничного трактора. В отечественной литературе долгие годы не принято было называть немецкие танки «Панцерами». Обычно перед их порядковым номером ставили букву «Т» (танк). Для облегчения чтения в дальнейшем читатель будет встречать в тексте подобные названия.

В серийное производство первые «панцеры» запускались как сельскохозяйственные тракторы. Танк Т-I, вооружённый двумя пулемётами, считался учебной машиной

На первых германских танках готовили экипажи, отрабатывали тактику и стратегию использования танковых частей, учились воевать. К разработке боевых танков немцы приступили в середине 1930-х гг., после прихода к власти Гитлера. В те годы считалось, что главную ударную силу должны составлять два основных танка. Один — скоростной, с хорошей бронезащитой и лёгким вооружением. Ему предстояло прорывать оборону противника и развивать успех — это Т-III. Второй танк, Т-IV, не столь быстрый, но с более мощным орудием, должен поддерживать огнём действия первого. Военные потребовали, чтобы броня «тройки» смогла защищать экипаж от огня противотанковых ружей противника со всех направлений.

В 1943 г. танк Т-III сняли с производства, а ходовая часть пригодилась для выпуска более мощных штурмовых орудий

На более тяжёлом Т-IV более толстую броню ставили в лобовой части, тонкую — по бортам и в корме. Экипаж состоял из пяти человек: командира, стрелка, заряжающего, механика-водителя, стрелка-радиста. В то время большинство лёгких и средних танков имели экипаж из 2-3 человек, и нагрузка на них была высокой. Командир, помимо выполнения прямых обязанностей, искал цели, наводил орудие, производил выстрел. Ему помогал заряжающий, а механик-водитель управлял боевой машиной. Увеличение численности экипажа на T-III и Т-IV позволило снизить нагрузку на танкистов.

Первоначально вооружение Т-III состояло из 37-мм пушки, потом её заменили 50-мм пушкой (для начала Второй мировой войны такой калибр считался достаточным). Но летом 1941 г. выявилась неспособность 50-мм пушки бороться с советскими танками Т-34 и КВ. Даже новейшая длинноствольная 50-мм пушка не могла пробить их лобовую броню. Поставить более мощную 75-мм пушку немцам так и не удалось. Запас «тройки» оказался исчерпан.

На Т-III немцы разместили двигатель в кормовой части корпуса, а коробку передач и ведущие колёса – в передней. Вал, передающий крутящий момент от двигателя к трансмиссии, проходил под полом боевого отделения, из-за чего танк получился высоким.

Главный танк вермахта

Накануне войны в германской армии задача огневой поддержки и уничтожения расчётов противотанковых орудий, дотов и прочих опорных пунктов противника возлагалась на средние танки Pz.Kpfw IV (Т-IV). Конструктивно «четвёрка» была подобна «тройке»: корпус со множеством люков и лючков, что было удобно для эксплуатации боевой машины. Двигатель стоял в корме, трансмиссия размещалась спереди, башня — в средней части. Но «четвёрка» была больше из-за установки более мощного 75-мм орудия. В те годы на поле боя не было целей, которые могли бы устоять под его огнём.

Т-IV был вооружён 75-мм короткоствольной пушкой, в боекомплект входили фугасные и осколочные снаряды. Их поражающая мощь была выше бронебойных 37- и 50-мм снарядов

Т-IV не должен был «лезть» на вражеские окопы. Эта задача возлагалась на более «шустрый» Т-III. «Четвёрка», медленно продвигаясь за «тройкой», выискивая важные цели и уничтожая их фугасными снарядами, обеспечивала надёжное огневое прикрытие Т-III. От огня противника «четвёрка» прикрывалась мощной лобовой бронёй, которая была толще, чем броня бортов и кормы. По сути, танк Т-IV в бою выполнял функции самоходного орудия.

Всё изменилось летом 1941 г. Гитлеровские танкисты испытали шок, видя, как их 75-мм снаряды словно горох отскакивают от брони советских боевых машин. Проблема восстановления паритета приобрела исключительную важность. Поскольку башенный погон «четвёрки» имел больший диаметр, чем погон «тройки» (танк был больше по размерам), то на боевую машину поставили мощную длинноствольную 75-мм пушку, снаряд которой пробивал 90-мм броню. Но бронирование «четвёрки» по меркам Восточного фронта было недостаточным. Ведь немецкие конструкторы сделали в борту башни танка дверцы, через которые танкисты загружали боезапас. Да и забираться в танк так было удобнее. Но любой вырез в броне ослабляет её защитные качества. А если снаряд попадёт в «дверцу», висящую на петлях, то тут добра не жди. Немцы об этом знали. Но они создавали Т-IV как танк огневой поддержки. Он должен был следовать за танком прорыва Т-III и уничтожать огнём мощной пушки противотанковые средства противника.

Т-IV образца 1943 г.

В бою Т-IV не мог подставить противнику борта, где находились люки-дверцы. Когда немцы сняли с производства Т-III, танк Т-IV стал основным танком вермахта. Для дополнительной защиты на борта корпуса и на башню Т-IV установили съёмные стальные 5-мм экраны. В это же время руководство Германии задумалось о прекращении выпуска Т-IV в пользу более мощной «Пантеры».

Специалисты сомневались в возможности массового производства сложных «Пантер», поэтому танк T-IV выпускался до конца Второй мировой войны, став самым массовым танком вермахта. Всего было построено 9,5 тыс. T-IV. размерам

«Пантера»

Сегодня никто не отрицает того факта, что германский тяжёлый танк Pz. Kpfw V «Пантера» был создан по образу и подобию советской «тридцатьчетвёрки». Достаточно посмотреть на форму их корпуса и башни. Уже в первые дни войны потрясённый мощью и неуязвимостью советских танков командующий бронетанковыми войсками Германии генерал Гейнц Гудериан потребовал от немецких конструкторов внимательно изучить танк Т-34 и немедленно начать его серийный выпуск в Германии. По предложению Гудериана была срочно создана специальная комиссия, которая занялась изучением трофейных русских танков. Комиссия подтвердила мнение Гудериана о выдающихся конструктивных особенностях Т-34. При этом она отметила, что русские сумели создать столь совершенные танки и дизельные двигатели к ним, что скопировать их на немецких заводах будет невозможно. Единственное, что оставалось немцам, это сделать хотя бы нечто похожее. Так начались работы над будущей «Пантерой».

До конца войны немцы выпустили 6 тыс. «Пантер». Это был второй по массовости (после Т-IV) танк вермахта

В ходе проектирования нового танка немцы постарались оснастить его наиболее мощной пушкой из всех орудий, имеющих калибр 75 мм, и прикрыть непробиваемой бронёй, толщина которой почти вдвое превышала толщину брони танка Т-34 и доходила в лобовой части корпуса до 80 мм. В итоге получился не средний танк, каким его хотел видеть Гудериан, а самый настоящий, 45-тонный тяжёлый танк. Немцы считали «Пантеру» своим лучшим танком, а потому бросили все силы на развёртывание его массового производства.

В ходе боевых действий выяснилось, что для наступления «Пантера» не очень годится. Относительно маленький калибр её пушки не давал возможности разрушать мощные оборонительные сооружения противника. Слишком мало взрывчатки помещалось в 75-мм снаряде. Зато длинноствольная пушка «Пантеры» была хороша для стрельбы по вражеским танкам. Выпущенный из неё бронебойный снаряд, летящий с огромной скоростью, поражал в лоб танки типа Т-34 с двух километров.

200 первых «Пантер» участвовали в последней крупной наступательной операции вермахта 1943 г. на Курской дуге, после этого германская армия всё время отступала. Основными целями для «Пантер» до конца войны были лишь наступающие танки противника.

Попытка оснастить «Пантеру» более мощной 88-мм пушкой привела к созданию безбашенного танка-истребителя «Ягд-пантера». Нельзя также не упомянуть и то, что на «Пантере» стояли самые совершенные по тем временам оптические приборы наблюдения и прицел.

Хорошие оптические приборы наблюдения и прицел позволяли поражать танки даже с очень большого расстояния

«Тигр»

Самым известным германским тяжёлым танком, созданным в годы Второй мировой войны, был «Тигр». Он появился в начале 1942 г. в результате конкурса двух известных фирм – «Порше» и «Хеншель». Правда, конструкторы фирм «Хеншель» и «Порше» проектировали не танк в целом, а только ходовую часть и корпус. Башню разработала знаменитая оружейная фирма «Крупп».

Установка мощной и тяжёлой пушки, а также толстая броня резко увеличили массу танка «Тигр»: она превысила 50 т

Профессор Фердинанд Порше был настолько уверен в превосходстве своего проекта, что даже отдал распоряжение начать серийное производство тяжёлых танков. Но просчитался. Победила фирма «Хеншель», и именно её танк пошёл в производство под индексом Pz.Kpfw VI и персональным наименованием «Тигр». А 90 готовых шасси фирмы «Порше» впоследствии использовали при создании не менее знаменитого танка-истребителя «Фердинанд».

На поле боя «Тигр» невозможно было спутать с советскими танками. Формы его получились необычными. Конструкторы в сжатые сроки должны были сделать машину с очень толстой бронёй и мощной пушкой. Времени на отработку новой технологии у немцев не было. Толстые бронелисты, а их толщина в лобовой части доходила до 100 мм, очень сложно соединять. Поэтому для упрощения сборки бронелисты ставили вертикально. Это позволило сделать верхний бронелист очень широким и на нём разместить огромную башню с мощной 88-мм пушкой, способной поражать танки Т-34 и КВ с любых дистанций. «Тигр» весил почти как два танка «Панцер» IV. Чтобы обеспечить танку приемлемую проходимость, на него поставили очень широкие гусеницы.

С Западного фронта пошла легенда союзников о немецком «Тигре» как о самом мощном и неуязвимом танке мира

Впервые в большом количестве «Тигры» вышли на поля сражений в 1943 г. на Курской дуге, где продемонстрировали свою мощь над нашими танками, вооружёнными 45- и 76-мм пушками. Превосходство «Тигров» над советскими боевыми машинами длилось недолго. В 1944 г. 100-мм броня уже не могла защитить немцев от снарядов новых советских танков ИС-2 и Т-34-85, а также мощных самоходных установок Су-100, ИСУ-122 и ИСУ-152. На Западном фронте, у союзников, танков, подобных ИС-2, не было. Американцы и англичане, впервые столкнувшись в боях с «Тиграми», были поражены их боевой мощью. Сами немцы так не считали и прекратили производство этих танков в августе 1944 г. Главной причиной было то, что советским новейшим тяжёлым танкам «Тигр» был уже не страшен. На замену «Тигру» пришёл «Королевский Тигр» или «Тигр II».

«Королевский Тигр»

Внешне «Тигр II» (его ещё называют «Королевским Тигром») разительно отличался от своего предшественника. В конфигурации «Королевского Тигра» ощущалось влияние Т-34 с его расположенными под наклоном бронелистами корпуса и башни. Однако размеры и масса «Королевского Тигра» были намного больше: советский Т-34 весил 32 т, а немецкий танк – 68! Это был самый тяжёлый серийный танк в мире. Но главное, на «Королевском Тигре» стояла ещё более мощная пушка. Лобовая броня «Королевского Тигра» была просто фантастической по тем временам – 150 мм в корпусе и 180 мм в башне!

Даже днище корпуса «Королевского Тигра» имело 40-мм толщину – почти как лобовая броня Т-34 (на нашем танке толщина лобовой и бортовой брони была 45 мм). Борта нового танка были в два раза толще

В 1943 г., когда «Королевский Тигр» ещё создавался, на поле боя главным калибром танковых и противотанковых пушек был калибр 76 мм. Тогда броня «Королевского Тигра» казалась непробиваемой. Но на войне всё меняется очень быстро. И когда в 1944 г. «супертигры» пошли в бой, их было чем встретить: Т-34-85, ИС-2 и тяжёлые САУ били «Королевских Тигров» с таким же успехом, что и «Тигров» обычных. Так, попадания 122-мм снаряда танка ИС-2 не мог выдержать вообще ни один танк в мире. К примеру, башню «Королевского Тигра» такой снаряд пробивал насквозь чуть ли не с полутора километров. А тут у немцев начались новые проблемы.

Первый «Тигр» предназначался для наступления. «Тигр» второго поколения должен был решать оборонительные задачи – сдерживать наступление советских танков. Он был лучше защищён и вооружён, но менее подвижен.

К концу войны Германия потеряла базы, снабжавшие сталелитейную промышленность таким важным для производства брони элементом, как молибден. В результате этого броня для танков стала не такой прочной, как ранее. Но главным недостатком «Королевского Тигра» оказалась его большая масса. Эти танки практически невозможно было быстро перебросить с одного участка фронта на другой. К тому же этих чудо-танков было слишком мало (всего было построено менее 500 штук), и они не оказали никакого влияния на исход Второй мировой войны. Советские «тридцатьчетвёрки» и американские «Шерманы» в конце войны обычно применялись в больших количествах, им не составляло особого труда обойти и расстрелять противника с разных направлений. Тут немцам спасения не было. Известно немало примеров, как экипажи «Королевских Тигров», видя, что их обходят сбоку, бросали свои танки и спасались бегством вскоре после начала боя. Так несколько германских супертанков достались нашим войскам в качестве трофеев.

Запас хода «Королевского Тигра» при полной заправке даже по шоссе не превышал 100 км, а специальных тягачей-трейлеров у немцев не было. Застрявший танк-гигант нельзя было сдвинуть с места

Танки Германии периода Второй мировой войны

С середины 1930-х годов немецкие военные в соответствии с принятой ими концепцией ведения войны («блицкригом») при определении требований на разработку танков основной упор делали не на огневую мощь танка, а на его маневренность с целью обеспечения глубоких прорывов, окружения и уничтожения противника. С этой целью началась разработка и производство легких танков Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II и несколько позже средних танков Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV.


С началом Второй мировой войны немецкие танки успешно боролись с танками противников, но с появлением у стран антигитлеровской коалиции более совершенных танков Германии пришлось отказаться от легких танков и сосредоточить силы на разработке сначала средних, а затем и тяжелых танков.

Средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.(G, H, J, L, M)

Средний танк Pz.Kpfw.III был разработан в 1935 году в рамках принятой концепции ведения войны как эффективное средство борьбы с танками противника и до 1943 года был основным танком вермахта. Производился с 1937по 1943 годы, всего было выпущен 5691 танк. До начала войны выпускались модификации танка Pz.Kpfw.III Ausf. (А, В, С, D, E, F). А в военный период 1940-1943 годы модификации Pz.Kpfw.III Ausf. (G, H, J, L, M).
Танки первой партии Pz.Kpfw.III Ausf.А были «классической немецкой» компоновки с размещением трансмиссии в носу танка, весом 15,4 тонны, экипажем пять человек, с противопульной защитой с толщиной брони 10-15 мм, с короткоствольной 37-мм пушкой KwK 36 L/46,5 и тремя 7,92-мм пулеметами MG-34, двигателем мощностью 250 л.с., обеспечивающим скорость по шоссе 35 км/час и запас хода 165 км. Перед войной и во время войны он претерпел ряд модификаций. Из основных изменений до войны на модификации Ausf.Е основное бронирование было доведено до 30 мм и установлен двигатель мощностью 300 л.с.

Средний танк Pz.Kpfw.III
В 1940 году в серийное производство была запущена модификация танка Pz.Kpfw.III Ausf.G, при которой на танк устанавливалась короткоствольная 50-мм пушка KwK38 L/42, поскольку длинноствольная еще не была доведена и вместо двух спаренных пулеметов устанавливался один. Вес танка увеличился до 19,8 тонны.
На модификации Ausf.Н, выпускавшейся с конца 1940 года, основное отличие заключалось в усилении бронирования. Корма башни изготавливалась из цельной гнутой бронеплиты толщиной 30 мм и на лобовую часть корпуса наваривалась дополнительная бронеплита толщиной 30 мм, защищенность лба корпуса при этом увеличилась до 60 мм.
На модификация Ausf.J, выпускавшейся с марта 1941 года, основное отличие заключалось в повышении защищенности лба корпуса. Толщина основного броневого листа увеличена до 50 мм, а с декабря 1941 года устанавливается длинноствольная 50-мм пушка KwK 39 L/60 с повышенной бронепробиваемостью.
На модификации Ausf.L защита лба корпуса и башни увеличивается до 70 мм за счет установки дополнительных бронеплит толщиной 20 мм, вес танка увеличился до 22,7 тонны.
Модификация Ausf.М, выпускавшаяся с октября 1942 года, отличалась ненамного, на бортах башни устанавливается шесть мортир для запуска дымовых гранат, увеличили боекомплект пушки и на командирской башенке размещается установка для зенитного пулемета.
Модификации Ausf.N, выпускавшейся с июля 1943 года, устанавливается короткоствольная 75-мм пушка KwK 37 L/24, аналогично применявшейся на танках Pz. Kpfw.IV Ausf.(А — F1), вес танка увеличился до 23 тонн.
С началом войны Pz.Kpfw.III успешно противостоял французским легким танкам, средним D2, S35 и тяжёлым В1bis он проигрывал, его 37-мм пушки не могли пробить броню этих танков. Такая же ситуация была с английскими легкими и средними танками довоенного производства, обладающих недостаточным бронированием и оснащенных легким вооружением. Но с конца 1941 года английская армия в боях в Северной Африке уже насыщалась более совершенными танками Mk II Matilda II, Мк.III Valentine, Mk.VI Crusader и американскими М3/M5 General Stuart и Pz.Kpfw.III начал проигрывать им. Тем не менее, в танковых сражениях немецкая армия часто побеждала благодаря более грамотному сочетанию танков и артиллерии как в наступлении, так и в обороне.
На Восточном фронте в 1941 году танки Pz.Kpfw.III I в танковых дивизиях составляли от 25% до 34 % от общего числа танков и в целом они были равноценными противниками большинства советских танков. По вооружению, манёвренности и броневой защите он имел существенное превосходство только над Т-26, БТ-7 уступал ему в бронезащите, а Т-28 и КВ в манёвренности, но по всем характеристикам Pz.Kpfw.III был слабее Т-34.
При этом Pz.Kpfw.III превосходил все советские танки по лучшим условиям обзорности из танка, количеству и качеству приборов наблюдения, надёжности двигателя, трансмиссии и ходовой части, а также более удачным распределением обязанностей между членами экипажа. Эти обстоятельства при отсутствии превосходства в тактико-технических характеристиках позволяли Pz.Kpfw.III в большинстве случаев выходить победителем в танковых дуэлях. Однако при встречах с Т-34 и тем более с КВ-1 добиться этого нелегко, поскольку немецкая танковая пушка могла пробить броню советских танков только с дистанции не более 300 м.
Учитывая, что в 1941 году Pz.Kpfw.III составлял основу немецких танковых войск и по своим характеристикам далеко не превосходил советские танки, которых было в несколько раз больше, Германия сильно рисковала, нападая на СССР. И только тактическое превосходство в использовании танковых соединений позволяло немецкому командованию одерживать убедительные победы на начальном этапе войны. С 1943 года основная нагрузка в противоборстве с советскими танками перешла к Pz.Kpfw.IV с длинноствольной 75-мм пушкой, а Pz.Kpfw.III стали играть вспомогательную роль, при этом они ещё составляли примерно половину танков вермахта на Восточном фронте.
В целом Pz.Kpfw.III являлась надёжной легкоуправляемой машиной с высоким уровнем комфортности работы экипажа и его модернизационный потенциал в начале войны был вполне достаточен. Но, несмотря на надёжность и технологичность танка, объём его подбашенной коробки оказался недостаточным для размещения более мощной пушки, и в 1943 году он был снят с производства.

Средний танк Pz.Kpfw.IV

Танк Pz.Kpfw.IV разработан в 1937 году в дополнение к танку Pz.Kpfw.III как танк огневой поддержки с более дальнобойной пушкой с мощным осколочным снарядом, способным поражать противотанковую оборону за пределами досягаемости других танков. Самый массовый танк вермахта, серийно выпускался с 1937 по 1945 годы, всего было выпущено 8686 танков различных модификаций. Модификации танка Ausf.A,В,С выпускались до войны. модификации Ausf. (D, E, F, G, H, J) во время Второй мировой войны.
Танк Pz.Kpfw.IV также имел «классическую немецкую» компоновку с передним расположением трансмиссии и экипажем пять человек. При весе модификации танка Ausf.С 19,0 тонны он имел низкую броневую защиту, толщина брони лба корпуса и башни была 30 мм, а бортов всего лишь 15 мм.
Корпус и башня танка были сварными и не отличались рациональным наклоном бронелистов. Большое количество люков облегчало посадку экипажа и доступ к разным механизмам, но при этом снижало прочность корпуса. Башня была многогранной формы и давала возможность модернизировать вооружение танка. На крыше башни сзади устанавливалась командирская башенка с пятью смотровыми приборами. Башня могла поворачиваться вручную и с помощью электропривода. В танке были обеспечены хорошие условия обитаемости и обзорности экипажу танка, имелись совершенные на то время приборы наблюдения и прицеливания.
Основное вооружение на первых модификациях танка состояло из короткоствольной 75-мм пушки KwK.37 L /24 и дополнительного вооружение из двух 7,92-мм пулемета МГ-34, один спаренный с пушкой, другой курсовой в корпусе.
В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL 120TR мощностью 300 л. с., обеспечивающий скорость 40 км/час и запас хода 200 км.
Модификация танка Ausf.D, выпускавшаяся с 1940 года, отличалась усилением бронезащиты бортов до 20-мм и дополнительным 30-мм бронированием лба корпуса и башни.

Средний танк Pz.Kpfw.IV D
На модификации танка Ausf.Е, выпускавшейся с конца 1940 года, по результатам польской кампании толщина лобового листа была увеличена до 50 мм и на борта корпуса устанавливалась дополнительная 20-мм защита. Вес танка увеличился до 21 тонны.

На модификации танка Ausf. F, выпускавшейся с 1941 года, бронирование было изменено. Вместо навесной брони лба корпуса и башни толщина основных бронеплит была увеличена до 50 мм, а толщина бортов корпуса и башни — до 30 мм.
На модификации танка Ausf.G, выпускавшейся с 1942 года, короткоствольная 75-мм пушка была заменена на длинноствольную 75-мм пушку KwK 40 L/43 и лобовая броня корпуса была усилена дополнительными 30мм бронеплитами, вес танка при этом увеличился до 23,5 тонны. Это было связано с тем, что при столкновении на Восточном фронте с советскими Т-34 и КВ-1 немецкие противотанковые пушки не могли пробивать их броню, а 76-мм советские пушки пробивали броню немецких танков практически на любых реальных дистанциях боя.
На модификации танка Ausf.Н, выпускавшейся с весны 1943 года, изменилось бронирование, вместо дополнительных 30-мм бронеплит на лбу корпуса танка была увеличена толщина основных бронеплит до 80-мм и введены навесные противокумулятивные экраны из 5-мм броневых листов. Также была установлена более могущественная 75-мм пушка KwK 40 L/48.

Средний танк Pz.Kpfw.IV Н
Модификация танка Ausf.J, выпускавшаяся с июня 1944 года, была направлена на удешевление и упрощение производства танка. С танка был удален электропривод башни и вспомогательный двигатель с генератором, установлен дополнительный топливный бак и усилена крыша корпуса установкой дополнительных 16-мм бронеплит. вес танка при этом увеличился до 25 тонн.

Средний танк Pz.Kpfw.IV J
В отличие от танка Pz.Kpfw.III, который создавался как эффективное противотанковое средство, танк Pz.Kpfw.IV создавался в дополнение к Pz.Kpfw.III и рассматривался как штурмовой танк артиллерийской поддержки, предназначенный для борьбы не с танками, а с огневыми точками противника.
Следует также отметить, что Pz.Kpfw.IV разрабатывался в рамках концепции «блицкрига» и основное внимание было уделено его подвижности, при этом огневая мощь и защищенность были недостаточными уже на время создания танка. Короткоствольная пушка с низкой начальной скоростью бронебойного снаряда и слабая толщина лобовой брони, на первых модификациях всего лишь 15 (30) мм, делала Pz.Kpfw.IV легкой добычей противотанковой артиллерии и танков противника.
Тем не менее, танк Pz.Kpfw.IV оказался долгожителем и пережил не только танки предвоенной разработки, но и целый ряд танков, разработанных и выпускавшихся серийно во время Второй мировой войны. Резко возросшие боевые характеристики танка в процессе его модернизации, приведшие к установке длинноствольной пушки и увеличению лобовой брони до 80 мм, сделали его универсальным танком, способным выполнять широкий спектр задач.
Он оказался надежной и легкоуправляемой машиной и активно использовался вермахтом с начала и до конца Второй мировой войны. Однако подвижность танка у последних переутяжеленных модификаций была явно неудовлетворительной и в итоге к концу войны Pz.Kpfw.IVсерьезно уступал по своим характеристикам основным средним танкам стран антигитлеровской коалиции. К тому немецкая промышленность не смогла организовать его массовое производство и количественном соотношении он также проигрывал. За время войны безвозвратные потери вермахта в танках Pz.Kpfw.IV составили 7636 танков.
До начала Второй мировой войны Pz.Kpfw.IV составляли менее 10 % от танкового парка вермахта, тем не менее он успешно боролся с танками стран антигитлеровской коалиции. С установкой длинноствольной 75-мм пушки он уверенно противостоял Т-34-76 и практически всем американским и английским танкам на большинстве реальных дистанций боя. С появлением в 1944 году Т-34-85 и модификаций американского М4 General Sherman с 76мм пушкой, значительно превосходивших Pz. IV и поражавших его с дистанции 1500-2000 метров, он окончательно стал проигрывать в танковом противостоянии.

Тяжелый танк Pz.Kpfw.V «Panther»

Танк Pz.Kpfw.V «Panther» разработан в 1941-1942 годах как ответ на появление советского танка Т-34. Серийно производился с 1943 года, всего было выпущено 5995 танков.
Компоновка танка была » классической немецкой» с передним расположением трансмиссии, внешне он был сильно похож на Т-34. Экипаж танка был 5 человек, конструкция корпуса и башни собиралась из броневых плит соединенных «в шип» и двойным сварным швом. Броневые плиты устанавливались под наклоном для увеличения бронестойкости аналогично, как на Т-34. На крыше башни была установлена командирская башенка, люки механика-водителя и радиста были размещены на крыше корпуса и не ослабляли верхний лобовой лист.

Тяжелый танк Pz.Kpfw.V «Panther»
При весе танка 44,8 тонны он имел хорошую защищенность, толщина брони лба корпуса верх 80 мм, низ 60 мм, бортов верх 50 мм, низ 40 мм, лба башни 110 мм, бортов и крыши башни 45 мм, крыши корпуса 17 мм, днища 17-30 мм.
Вооружение танка состояло из длинноствольной 75-мм пушки KwK 42 L/70 и двух 7,92-мм пулеметов MG-34, один спаренный с пушкой, другой курсовой.
В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL 230 P30 мощностью 700 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 55 км/час и запас хода 250 км. Прорабатывался вариант установки дизельного двигателя, но от него отказались из-за дефицита дизельного топлива, необходимого для подводных лодок.
Ходовая часть на каждый борт содержала восемь опорных катков, расположенных в «шахматном» порядке в два ряда с индивидуальной торсионной подвеской, передняя и задняя пары катков имели гидравлические амортизаторы, ведущее колесо было переднего расположения.
Концепция танка Pz.Kpfw.V отражала уже не концепцию «блицкрига», а оборонительную военную доктрину Германии. После боев на фронтах Великой Отечественной войны основное внимание стало уделяться защищенности танка и его огневой мощи при ограничении подвижности из-за большого веса танка.
Первый опыт боевого применения танков Pz.Kpfw.V на Курской дуге выявил как достоинства, так и недостатки этого танка. Эта партия танков отличались невысокой надёжностью и не боевые потери от неисправностей были очень высокими. В числе достоинств нового танка немецкие танкисты отмечали надёжную защиту лобовой проекции корпуса, на тот момент неуязвимую для всех танковых и противотанковых советских орудий, мощную пушку, позволявшую поражать все советские танки и САУ в лоб и хорошие прицельные устройства.

Однако защита остальных проекций танка была уязвима к огню 76,2-мм и 45-мм танковых и противотанковых орудий на основных дистанциях боя. Главной слабостью танка была его относительно тонкая бортовая броня. Лучше всего танк проявлял себя в активной обороне, действиях из засад, уничтожении наступающих танков противника с больших дистанций, контратаках, когда минимизировалось влияние слабости бортовой брони.
Танк имел ряд безусловных плюсов — хорошая плавность хода, большой объём боевого отделения, повышающий комфортность работы экипажа, качественная оптика, высокая скорострельность, большой возимый боезапас и высокая бронепробиваемость пушки KwK 42. В 1943 году бронепробиваемость снарядов пушки обеспечивала поражение любого воевавшего тогда танка стран антигитлеровской коалиции на дистанциях до 2000 м.
С другой стороны, в 1944 году ситуация изменилась, на вооружение армий СССР, США и Англии были приняты новые образцы танков и артиллерийских орудий калибров 100, 122 и 152 мм, которые буквально проламывали ставшую повышенно хрупкой броню Pz.Kpfw.V .
Недостатками танка была также больша́я высота из-за необходимости передачи крутящего момента от двигателя к агрегатам трансмиссии посредством карданных валов под полом боевого отделения, бо́льшая уязвимость узлов трансмиссии и ведущих колёс из-за их расположения в наиболее подверженной обстрелу лобовой части машины, сложность и ненадежность «шахматной» ходовой части. Грязь, набивавшаяся между опорными катками, зимой часто замерзала и полностью обездвиживала танк. Для замены повреждённых внутренних опорных катков из внутреннего ряда требовалось демонтировать от трети до половины внешних катков, что занимало несколько часов.
Аналогами Pz.Kpfw.V могут выступать только советские танки КВ-85, ИС-1, ИС-2 и американский M26 «Першинг». M26 был запоздалой реакцией на появление Pz.Kpfw.V, но по своим основным характеристикам он вполне соответствовал уровню Pz.Kpfw.V и мог противостоять ему на равных. Он начал поступать в войска в небольшом количестве только в феврале 1945 года и уже не играл серьезной роли в сражениях Второй мировой войны.

Американский танк M26 «Першинг»
Советский тяжёлый танк ИС-2 при всей внешней схожести его массогабаритных характеристик с «Пантерой» использовался не как основной танк, а как танк прорыва с иным балансом брони и вооружения. В частности, большое внимание уделялось хорошему бортовому бронированию и мощности огня против небронированных целей. Мощность 122-мм пушки у ИС-2 была почти вдвое выше, чем у 75-мм пушки KwK 42, но бронепробиваемость была вполне сравнима. В целом оба танка были хорошо приспособлены для поражения других танков.

Советский тяжелый танк ИС-2
В Англии только к концу войны смогли создать некую альтернативу Pz.Kpfw.V в виде танка А34 Comet. Выпущенный в конце 1944 года танк А34 Comet, вооруженный танковой 76,2-мм пушкой, уступая несколько в бронировании Pz.Kpfw.V, весил на 10 тонн меньше и обладал более высокой огневой мощью и манёвренностью.

Английския танк А34 Comet

Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Tiger

В соответствии в концепцией «блицкрига» в немецrой армии на первом этапе не было места тяжелым танкам. Средние танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV вполне устраивали военных. С конца 30-х разработки такого танка велись, но в связи с невостребованностью танка такого класса ими никто особо не интересовался. С нападением на Советский Союз и столкновением с советскими Т-34 и КВ-1 стало понятно, что Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV серьезно уступают им и встала необходимость разработки более совершенного танка. Работы в этом направлении были интенсифицированы и в 1941 году был разработан танк Pz.Kpfw.VI, основным назначением которого являлась борьба с танками противника. В 1942 году он начал поступать в войска, за 1942-1944 годы было выпущено 1357 танков Pz.Kpfw.VI Tiger.
Танк был «классической немецкой» компоновки с передним расположением трансмиссии. Экипаж танка был 5 человек, механик-водитель и радист размещались впереди в корпусе. командир, наводчик и заряжающий в башне. На крыше башни устанавливалась командирская башенка.
Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Tiger
Корпус и башня были сварными из броневых плит, устанавливаемых в основном вертикально без углов наклона. Бронеплиты стыковались методом «ласточкин хвост» и соединялись сваркой. При весе 56,9 тонны танк имел высокую бронезащищенность, толщина брони лба корпуса верх и низ 100 мм, середины 63 мм, бортов низ 63 мм, верх 80 мм, лба башни 100 мм, бортов башни 80 мм и крыши башни 28 мм, бронемаски пушки 90-200 мм, крыши и днища 28 мм.
Вооружение танка состояло из длинноствольной 88-мм пушки KwK 36 L/56 и двух 7,92-мм пулеметов MG-34, один спаренный с пушкой, другой курсовой.
В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach мощностью 700 л.с. и полуавтоматическая коробка передач. Танк легко управлялся с помощью штурвала, без особых усилий производилось и переключение передач. Силовая установка обеспечивала скорость по шоссе 40 км /час и запас хода 170 км.
Ходовая часть на каждый борт содержала восемь «шахматно» расположенных в два ряда опорных катков большого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской и ведущее колесо переднего расположения. На танке были два вида гусеницы, транспортная шириной 520 мм и боевая шириной 725 мм.
Огневая мощь Pz.Kpfw.VI с 88мм пушкой до появления советского ИС-1 позволяла поражать любой танк стран антигитлеровской коалиции на любых дистанциях боя и только танки серии ИС-1 и ИС-2 имели бронирование, позволяющее выдержать обстрел из KwK 36 с лобовых ракурсов и средних дистанций.
Pz.Kpfw.VI в 1943 году имел самое мощное бронирование и его не мог поразить ни один танк. Советские 45-мм, английские 40-мм и американские 37-мм пушки не пробивали его даже на предельно близкой дистанции боя, 76,2-мм советские пушки могли пробить бортовую броню Pz.Kpfw.VI с дистанций, не превышающих 300 м. Т-34-85 пробивал его лобовую броню с дистанции 800-1000 метров. Только к концу войны насыщение армий стран антигитлеровской коалиции тяжёлыми 100-мм, 122-мм и 152-мм орудиями позволило эффективно бороться с Pz.Kpfw.VI .

К положительным сторонам танка можно отнести лёгкое управление очень тяжёлой машиной и хорошая плавность хода, обеспечиваемая торсионной подвеской с «шахматным» расположением опорных катков. При этом такая конструкция ходовой части в условиях зимы и бездорожья была ненадежной, набивавшаяся между катками грязь за ночь замерзала так, что обездвиживала танк, а замена повреждённых катков из внутренних рядов была утомительной и долгой процедурой. Большой вес существенно ограничивал возможности танка, поскольку вне дорог трансмиссия машины оказывалась перегруженной и достаточно быстро выходила из строя.
Танк был дорогим и сложным в производстве и обладал низкой ремонтопригодностью ходовой части. Из-за большого веса танк было трудно транспортировать по железной дороге, так как были опасения повреждения мостов, по которым двигались вагоны.
Среди танков стран антигитлеровской коалиции Pz.Kpfw.VI не было достойных противников. По огневой мощи и защищенности он превосходил советский КВ-1, а по подвижности они были примерно равны. Только в конце 1943 года с принятием на вооружение ИС-2 появился равноценный соперник. В целом, уступая ИС-2 по защищённости и огневой мощи, Pz.Kpfw.VI выигрывал у него в технической скорострельности на минимальных дистанциях боя.

Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Tiger II «Королевский тигр»

Танк Pz.Kpfw.VI Tiger II был разработан в 1943 года как истребитель танков и поступил в войска с января 1944 года. Это был самый мощный танк, принявший участие во Второй мировой войне. Всего до конца войны было выпущено 487 таких танков.
Tiger II сохранил компоновку танка Tiger I со всеми ее плюсами и минусами. Экипаж также остался в количестве пяти человек. Конструкция корпуса была изменена, использовалось наклонное расположением брони, как на танке «Пантера».
Вес танка увеличился до 69,8 тонны, при этом танк обладал отличной защищенностью, толщина брони лба корпуса верх 150 мм, низ 120 мм, бортов 80 мм, лба башни 180 мм, бортов башни 80 мм, крыши башни 40 мм, днища 25-40 мм, крыши корпуса 40 мм.
Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Tiger II «Королевский тигр»
Вооружение танка соcтояло из новой длинноствольной 88-мм пушки KwK 43 L/71 и двух 7,92-мм пулеметов MG-34.
Силовая установка была заимствована с танка Tiger I. Устанавливался двигатель Maybach мощностью 700 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 38 км/час и запас хода 170 км.
Ходовая часть также была заимствована с танка Tiger I, был только добавлен еще один опорный каток и ширина гусеницы увеличена до 818мм.
Бронепробиваемость 88-мм пушки KwK 43 обеспечивала Tiger II поражение любого танка в боях Второй мировой войны. Даже бронирование наиболее защищённых танков, таких как американский M26, английский «Черчиль» и советский ИС-2, не обеспечивало им практически никакой защиты на реальных дистанциях боя.
Лобовая проекция танка, несмотря на значительную толщину бронелистов и их наклонное расположение, отнюдь не являлась неуязвимой. Это было обусловлено снижением легирующих добавок в материале бронеплит вследствие потери Германией ряда месторождений цветных металлов, особенно никеля. Еще более уязвимыми являлись борта танка, 85-мм советские пушки Д-5Т и С-53 пробивали их с расстояния 1000—1500 м, американская 76-мм пушка M1 поражала в борт с расстояния 1000—1700 м, а советские 76,2-мм пушки ЗИС-3 и Ф-34 поражали его в борт в лучшем случае с 200 метров.
Tiger II в дуэльном бою превосходил все танки как по бронированию, так и по точности и бронепробиваемости орудий. Однако, подобные столкновения «лоб в лоб» были весьма редки и советские танкисты старались вести маневренный бой, для которого Tiger II подходил менее всего. Действуя в обороне, из засад, как истребитель танков он был для советских танкистов предельно опасен и мог уничтожить несколько танков прежде, чем сам будет обнаружен и обезврежен. Что же касается бронетехники союзников, то американские и английские танки не могли эффективно противостоять Tiger II и союзники чаще всего использовали против него авиацию.
Увеличение веса танка привело к крайней перегрузке силовой установки и ходовой части и резкому снижению их надёжности. Постоянные отказы приводили к тому, что около трети танков выходили из строя ещё на марше. Низкие ходовые качества и ненадёжность Tiger II практически полностью нивелировали его преимущества в огневой мощи и бронировании.
По огневая мощи и защищенности Tiger II был одним из сильнейших танков периода Второй мировой войны. Однако многочисленные недостатки его конструкции, особенно в силовой установке и ходовой части, огромный вес, низкая надёжность, а также оперативно-тактическая обстановка, не позволявшая в полной мере использовать преимущества танка, обусловили общий достаточно низкий потенциал машины.

Сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.VIII «Maus»

По инициативе Гитлера в 1943 году началась разработка сверхтяжелого танка прорыва с максимально возможной защитой. В конце 1943 года бы изготовлен первый экземпляр танка. который на удивление при пробеге по двору завода показал хорошую управляемость и принципиальную возможность создания такого супертанка. В связи с отсутствием мощностей для производства его серийное производство не началось, было изготовлено всего два экземпляра танка.
Сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.VIII «Maus»
Танк был классической компоновки весом 188 тонн с экипажем 6 человек, вооруженный двумя спаренными пушками в башне — 128-мм KwK-44 L/55 и 75-мм KwK-40 L/36,6 и одним 7,92-мм пулеметом MG-34.
Танк обладал мощным бронированием, толщина брони лба корпуса 200 мм, бортов корпуса низ 105 мм, верх 185 мм, лба башни 220 мм, бортов и кормы башни 210 мм, крыши и днища 50-105 мм.
Силовая установка состояла из авиационного двигателя «Даймлер-Бенц» МВ 509 мощностью 1250 л.с. и электрической трансмиссии с двумя генераторами и двумя электродвигателями, обеспечивающая скорость по шоссе 20 км/час и запас хода 160 км. Гусеницы шириной 1100 мм обеспечивали танку вполне приемлемое удельное давление на грунт 1,6 кг/кв. см.
В бою танк Pz.Kpfw.VIII «Maus» не испытывался. При приближении армии Советского Союза в апреле 1945 года два образца танка были взорваны, из двух образцов удалось собрать один и сейчас он экспонируется в Бронетанковом музее на Кубинке.
Во время Второй мировой войны немецкие конструкторы смогли разработать, а промышленность Германии организовать серийное производство линейки средних и тяжелых танков, по своим характеристикам не уступающих, а во многом и превосходящих танки стран антигитлеровской коалиции. На фронтах этой войны немецкие танки противостояли на равных танкам своих противников, а немецкие танкисты нередко выигрывали сражения при использовании танков с худшими характеристиками за счет более совершенной тактики их применения.