Ленинский комсомол подводная лодка

Ленинский комсомол (подводная лодка)

У этого термина существуют и другие значения, см. Ленинский комсомол (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. К-3. У этого термина существуют и другие значения, см. Б-3.

Б-3 или «Ленинский комсомол»
ранее К-3

История корабля

Государство флага

СССР

Порт приписки

Западная Лица

Спуск на воду

9 августа 1957

Выведен из состава флота

Современный статус

Выведена из состава флота и ожидает восстановления в качестве музея
реактор выгружен и затоплен в Карском море в 2013 году

Основные характеристики

Тип корабля

ПЛАТ

Обозначение проекта

627 «Кит»

Разработчик проекта

СКБ № 143

Главный конструктор

В. Н. Перегудов

Кодификация НАТО

«November»

Скорость (надводная)

15,5 узлов

Скорость (подводная)

30 узлов

Рабочая глубина погружения

300 м

Автономность плавания

50—60 суток

Экипаж

104 человека

Размеры

Водоизмещение надводное

3065 т

Водоизмещение подводное

4750 т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

107,4 м

Ширина корпуса наиб.

7,96 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

5,65 м

Силовая установка

Атомная, двухвальная, два водо-водяных реактора типа ВМ-А. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.

Вооружение

Торпедно-
минное вооружение

8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн.

Медиафайлы на Викискладе

«Ленинский комсомол» или Б-3, первоначально К-3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии.

Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Именное наименование «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы была переклассифицирована из крейсерской в большую, сменив действительное наименование К-3 на Б-3.

История строительства

Основная статья: Подводные лодки проекта 627(А) «Кит»

Работа началась по постановлению Совмина СССР «О проектировании и строительстве объекта 627». Главный конструктор В. Н. Перегудов. Руководитель работ с 1953 г. — С. А. Базилевский. При этом в процессе проектирования с 1952 года разрабатывалось два варианта — вариант с водо-водяным реактором и реактором с жидкометаллическим теплоносителем. К-3 стало воплощением варианта с водо-водяным реактором, а альтернативный проект был создан позже под индексом К-27, учеником Перегудова А. К. Назаровым в корпусе этого проекта. Этот подход к разработке силовой установки полностью повторил тот путь, которым пошли американские разработчики, создавшие в 1954 году «Наутилус» и в 1955 году «Сивулф».

Однако в отличие от упомянутых американских проектов, использующих классические конструкции корпусов дизель-электрическиx лодок, корпус К-3 проектировался с нуля с упором на качество подводного хода. На общую компоновку лодки сильно повлиял опыт проекта 611. Лодка получилась быстроходнее «Наутилуса»: на испытаниях в погруженном состоянии был достигнут ход в 28 узлов без выхода реакторов на полную мощность. Изначально лодка предназначалась для атаки береговых военно-морских баз одиночной термоядерной торпедой очень большого калибра (Т-15), однако, за явной технической несостоятельностью подхода и обнаружившейся бессмысленностью с военной точки зрения, по ходу дела проект был пересмотрен в сторону более традиционного торпедного вооружения с возможностью использования на торпедах ядерных боеголовок.

Проект сильно отличался от предыдущих подлодок не только обводами корпуса и энергетической установкой. Первоначальный проект включал ряд сомнительных решений: лодка не несла полноценного оборонительного вооружения, не имела швартовых приспособлений (для манёвров на базе предполагался специальный буксир), не имела якорей и аварийных дизель-генераторов. Экипаж готовили и тренировали заранее, часть офицеров была привлечена на стадии проекта, что позволило качественно улучшить эргономику рабочих мест и условия жизни экипажа, устраняя наиболее вопиющие изъяны на специально построенных деревянных макетах. Впоследствии качественный подбор и тренировка экипажа на специально построенных стендах (в том числе и стенде атомной силовой установки на учебной базе в Обнинске) помогли начать службу лодки, которая вышла с завода «сырая», со множеством недоработок и проблем. Фактически, лодка оказалась опытовой.

Лодка была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко.

Реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 августа 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у оборонной промышленности под гарантию устранения недостатков.

Параллельно, с заметным отставанием, проектировалась и строилась требуемая для поддержки АПЛ новая береговая инфраструктура.

12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок с базированием на Северодвинск.

История службы

В октябре 1959 года перешла в Западную Лицу для освоения пункта базирования.

В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награждён орденами и медалями.

Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуатация». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно. Именно опытный и готовый к ремонтам экипаж, по мнению Осипенко и Жильцова, был основной причиной того, что в поход на полюс пошла именно эта, пусть и не вполне исправная, лодка, а не более новые АПЛ того же проекта. Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. Их фактический ресурс, при бережном обращении, составлял примерно 3000 часов, после чего риск опасной течи сильно возрастал. Сказывался и повышенный, по сравнению с другими лодками проекта, уровень радиоактивности воды первого контура, и большое количество сварных швов, оставшихся из-за бессчетных переделок. По этой причине, переоблучение экипажа было нередким, однако оно считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля. Для снижения дозы облучения, получаемой экипажем в «грязных» отсеках, в подводном положении практиковалось периодическое перемешивание воздуха между отсеками для более равномерного распределения загрязнения, и, соответственно, доз по экипажу в целом — облучались даже коки. Лучевая болезнь и иные последствия облучения среди членов экипажа были почти обычным делом. Известен случай, когда после очередной течи парогенератора возвращающуюся лодку ждали на пирсе машины «скорой помощи». Из соображений секретности, многим пострадавшим в медицинскую историю записывались ложные диагнозы.

8 сентября 1967 года произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибло 39 человек. Взрыва торпед, а среди них были и торпеды с атомными боевыми частями, удалось избежать. Лодка самостоятельно вернулась в базу. Причиной аварии была плохая уплотнительная прокладка в штуцере гидравлической машинки. Вместо штатного медного кольца в системе, работающей под большим давлением, стояла прокладка из паронита (пластик с асбестом). Возникла утечка, вытекшая огнеопасная гидравлическая жидкость воспламенились, предположительно, от электрического фонаря, на лампочке которого не было штатного защитного колпака. После этих трагических событий командир субмарины Юрий Степанов был списан на берег, а новым командиром стал Анатолий Жуков.

Командиры

За 50 лет атомной подводной лодкой К-3 «Ленинский комсомол» командовали 11 командиров: Л. Г. Осипенко, Л. М. Жильцов, Г. С. Первушин, Ю. Ф. Степанов, А. Я. Жуков, А. Н. Базько, А. А. Растворов, О. В. Бурцев, С. В. Мурашов. Л. В. Бондаренко, Е. А. Фёдоров. А. В. Тищенко.

Леонид Осипенко и Лев Жильцов стали контр-адмиралами и Героями Советского Союза, Анатолий Жуков — начальником штаба 3-й дивизии подводных лодок Северного флота, а Олег Бурцев — вице-адмиралом.

Экипаж

За годы службы корабля 10 членов экипажа удостоены звания Героев Советского Союза, 13 стали кавалерами Ордена Ленина, 60 были награждены Орденом Красной Звезды.

Окончание службы

Почтовая марка из серии «Боевые корабли Военно-Морского Флота СССР», 1970

В 1991 году выведена из состава Северного флота. Потом по решению Морской коллегии при правительстве РФ под председательством министра транспорта Игоря Сергеевича Левитина первая советская атомная подводная лодка должна была быть переоборудована в музей. В КБ «Малахит» разработан проект переоборудования в плавучий музей.

Затем лодку решили утилизировать до конца 2013 года на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область). Такое решение было принято в Объединенной судостроительной корпорации в связи с отсутствием денег на восстановление лодки, а также из-за того, что стапельная площадка, на которой хранятся останки лодки, срочно нужна под другой проект — утилизацию опасного судна «Лепсе». Для сохранения лодки, для последующего переоборудования в музей, требуется 50 млн рублей.

Впоследствии было снова принято иное решение — подводная лодка будет законсервирована и спущена на воду в ожидании дальнейшего финансирования. Деньги для реализации первого этапа работ были выделены Министерством Обороны. По состоянию на конец 2013 года вырезанный реакторный отсек заменен другим, с выгруженным ядерным топливом.

По состоянию на 19 марта 2019 года, на лодке завершены работы по конвертации: заварены все забортные отверстия. Лодка спущена на воду в акватории судоремонтного завода «Нерпа». По состоянию на 20 августа 2019 года ожидает решения по финансированию для переоборудования в музей.

Примечания

  1. 1 2 Первую атомную подлодку К-3 разрежут на металл — Известия. Дата обращения 29 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  2. 1952 год (недоступная ссылка). Эпоха Aтомного проекта. Росэнергоатом. Дата обращения 15 октября 2010. Архивировано 31 января 2009 года.
  3. БАЗИЛЕВСКИЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — ЛИЧНОСТИ
  4. Мазуренко Вячеслав Николаевич. Глава 2. Атомная опытовая подводная лодка К-27 (проект 645) // К-27 «Жидкий Металл». — Библиотека Максима Мошкова.
  5. 1 2 А. М. Антонов. АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПР. 627
  6. 1 2 3 4 5 6 Л. Осипенко, Л. Жильцов, Н. Мормуль. Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы. — М.: БОРГЕС, 1994. — ISBN 5-85690-007-3.
  7. Так осталось и при постройке. Якорное устройство появилось на лодке не сразу, несколько лет лодка плавала без него.
  8. При отказе от большой торпеды, генераторы были установлены в освободившемся пространстве.
  9. Жильцов в приведенной здесь книге «Атомная подводная эпопея» приводит примеры таких изъянов. Так, рабочие места командира и штурмана располагались спиной по ходу. Офицерская кают-компания для опытной лодки, к тому же головной в серии, на борту которой ожидалась масса сверхштатных специалистов и начальства, имела только 8 мест и не имела холодильника, и т. п.
  10. Осипенко и Жильцов в приведенной здесь книге «Атомная подводная эпопея» упоминают о том, что присвоение звания Героев, в тот момент, было исключительной и неожиданной честью.
  11. 1 2 Николай Черкашин, Михаил Луканин. Триумф и трагедия «Ленинского комсомола». Описание капитаном Морозовым расследования причин пожара. flot.com»
  12. Смирнова Ирина Засекреченная трагедия лучшего атомохода СССР // «Свободная пресса», 19.03.2009 (интервью Александра Лескова, бывшего командира К-3)
  13. К-3, «Ленинский комсомол», Б-3, проект 627
  14. Родоначальница соединения многоцелевых атомных подводных лодок
  15. Проект переоборудования атомной подлодки Северного флота К-3 в музей выполнен, severnyflot.ru, 22.04.08 (недоступная ссылка). Дата обращения 24 декабря 2008. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  16. Вечная стоянка К-3, vdvsn.ru
  17. Быть или не быть — вот в чем вопрос
  18. Вести. Ru: Первую отечественную АПЛ планируют сделать музеем
  19. «Мир выжил, потому что смеялся» — Интересное интервью гендиректора «Звездочки»
  20. К-3. Первая атомная лодка. tvzvezda.ru. Телеканал «Звезда» (19 марта 2019). Дата обращения 15 сентября 2019.
  21. Первая советская атомная подлодка станет музеем. http://flot.com. Mil.Press FLOT (бывший Центральный Военно-Морской Портал) (21 апреля 2015). Дата обращения 15 сентября 2019.
  22. «Ленинский комсомол» возможно будет музеем. https://severpost.ru. Информационное агентство «СеверПост.ru» (3 декабря 2018). Дата обращения 15 сентября 2019.
  23. Превращение АПЛ «Ленинский Комсомол» в музей затягивается. https://severpost.ru. Информационное агентство «СеверПост.ru» (20 августа 2019). Дата обращения 15 сентября 2019.

Ссылки

  • deepstorm.ru // К-3, «Ленинский комсомол», Б-3, проект 627
  • Историческая справка «К-3» «Ленинский комсомол»
  • Подводная лодка Ленинский комсомол
  • Атомная подводная лодка

Литература

  • Мормуль Н., Жильцов Л., Осипенко Л. Первая советская атомная подлодка. — М.: Алгоритм, 2017. — 352 с. — (Гостайна). — ISBN 978-5-906979-65-0.
  • Осипенко Л., Жильцов Л., Мормуль Н. Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы. — М.: БОРГЕС, 1994. — ISBN 5-85690-007-3.

Подводные лодки проекта 627(А) «Кит» (November class)

Первая атомная подводная лодка СССР К-3 «Ленинский Комсомол»

«Ленинский комсомол» — первая советская атомная подводная лодка, головная в серии и единственная лодка проекта 627. Все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А.

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол» / «Севмаш», ПО ОАО

Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3).

Подводная лодка М-105 «Ленинский комсомолец» и М-106 «Ленинский комсомол» / Министерство обороны РФ

Заложили подводную лодку 24 сентября 1955 года в 42-м цехе завода №402 (ныне «Севмаш») под заводским номером №254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Строительство возглавляли конструкторы Владимир Перегудов и Сергей Базилевский. На невиданный корабль работали 350 предприятий во всем СССР.
По словам второго по счету командира «Ленинского комсомола» Льва Жильцова, попасть в число первых офицеров атомохода было почти так же престижно, как несколько лет спустя в отряд космонавтов, только славы меньше.

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол»

Реакторы «Ленинского Комсомола» запустили в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
Параллельно, с заметным отставанием, проектировалась и строилась требуемая для поддержки АПЛ новая береговая инфраструктура. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.
В 1961 году подлодка вышла на свою первую боевую службу в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского ВМФ она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса.

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол»

Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол» / «Википедия»

Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуатация». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно.

К-3 «Ленинский комсомол» / «Севмаш», ПО ОАО

Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. Сказывалось и большое количество переделок, доработок, новых сварных швов. По этой причине, переоблучение экипажа было нередким, однако оно считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля. Для снижения дозы облучения, получаемой экипажем в «грязных» отсеках, в подводном положении практиковалось периодическое перемешивание воздуха между отсеками для более равномерного распределения загрязнения, и, соответственно, доз по экипажу в целом.

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол» / Центр судоремонта «Звёздочка»

В 1991 году К-3 «Ленинский комсомол» вывели из состава флота. С того момента долгое время решалась её судьба: иголки или музей. Поворот в нужную сторону произошёл несколько лет назад, когда на судоремонтном заводе «Нерпа» начались работы по её ремонту для последующей музеефикации. Срок окончания работ — не известен.

Игры на Троих

Игры на 3 игрока – альтернативный вид отдыха для веселой компании. Что делать друзьям, когда уже нет сил носиться по улицам с мячом, надоели настолки и закончились темы для разговоров? Чем заняться дружной семье при длительных морозах или затяжном дожде? Выход есть всегда. Если все виды отдыха испробованы, значит, настало время погрузиться в мир компьютерных сражений, симуляций, гонок и развлечений. А чтобы участвовали все, надо просто включить игры на троих!

Игрушки для нескольких игроков подразумевают управление мышкой и с клавиатуры, но при этом клавиши разведены так, чтобы один пользователь не мешал другому. Конечно, соседство при прохождении игры у геймеров будет очень близкое, но это только добавит азарта. Кто быстрее? Кто ловчее? Кто удачливее?

Прохождение игры втроем чаще всего подразумевает наличие соревновательного момента. По мере выбывания игроков страсти накаляются, динамика и веселье возрастают. Если же соревноваться не хочется, то можно выбрать миссию для троих – бродилку, леталку, стратегию или что-то иное. При комплексной игре статистика всегда ведется по всем участникам, так что можно отслеживать успехи и свои, и друга, и решать, когда же стоит усилить нажим или чуть-чуть расслабиться и дать возможность выиграть другим!

Первая атомная подводная лодка СССР К-3 «Ленинский Комсомол».

«Ленинский комсомол», первоначально К-3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3). В этом посте будет много фотографий сегодняшнего состояния подводной лодки, может кто увидит и вспомнит что она ещё жива, но вряд ли это повлияет на её судьбу. Eверен она будет скоро утилизирована, так как внимание к ней только с стороны завода, на котором она стоит и никому не интересно её восстановление в роли музея.
Заложили подводную лодку 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Реакторы запустили в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
Параллельно, с заметным отставанием, проектировалась и строилась требуемая для поддержки АПЛ новая береговая инфраструктура. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.
Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.
В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.
Главный конструктор первой атомной подводной лодки СССР “К-3” Владимир Николаевич Перегудов.Главный конструктор подводной лодки К-3
Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуатация». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно.
Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. Сказывалось и большое количество переделок, доработок, новых сварных швов. По этой причине, переоблучение экипажа было нередким, однако оно считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля. Для снижения дозы облучения, получаемой экипажем в «грязных» отсеках, в подводном положении практиковалось периодическое перемешивание воздуха между отсеками для более равномерного распределения загрязнения, и, соответственно, доз по экипажу в целом. Лучевая болезнь и её последствия среди членов экипажа были почти обычным делом. Известны случаи, когда возвращающуюся лодку ждали на пирсе машины «скорой помощи». Ряд офицеров подвергся пересадке костного мозга, многие члены экипажа впоследствии умерли раньше времени. При этом из-за секретности в историях болезни указывались ложные диагнозы, что многим сломало карьеру.
8 сентября 1967 года произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибли 39 человек. Однако, лодка самостоятельно вернулась в базу. Вероятной причиной аварии была несанкционированная замена уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машинки. Возникла утечка, вытекшая гидравлическая жидкость не была собрана полностью, её остатки воспламенились.
В 1991 году выведена из состава Северного флота. Потом по решению Морской коллегии при правительстве РФ под председательством министра транспорта Игоря Левитина первая советская атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей. В КБ «Малахит» разработан проект переоборудования в плавучий музей. На данный момент подводная лодка находится уже много лет на стапеле судоремонтного предприятия «Нерпа» в ожидании своей участи. По последним данным, никакого переоборудования в музей не будет. Денег уже не найдут, и думаю, вопрос с музеем скоро закроют, корабль не вечен, корпусу скоро будет уже 55 лет.
На следующей неделе я расскажу вам о одном ветеране Севмаша, участнике строительства подводной лодки К-3.

Работа шла ускоренными темпами. В сентябре 1955 г. на судостроительном заводе № 402 в Северодвинске (так тогда называлось «Северное машиностроительное предприятие») состоялась закладка первой отечественной атомной подводной лодки. До дня ее передачи в опытную эксплуатацию ВМФ прошло менее трех с половиной лет!
В создании первенца советского атомного подводного флота приняли участие порядка 140 предприятий и организаций страны, в том числе 35 НИИ, 20 конструкторских бюро и около 80 заводов. Научное руководство этим сложнейшим технологическим проектом осуществлял Курчатовский институт.
В июле 1962 года экипаж советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» повторил достижение американцев, которые в 1958 году на своей атомной подлодке «USS Nautilus» совершили успешный поход к Северному полюсу, после чего повторили его на других атомных субмаринах. Лодка впервые в истории отечественного флота совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса. 17 июля 1962 года под командованием Льва Михайловича Жильцова она всплыла возле Северного полюса, недалеко от него был водружен государственный флаг СССР. На базе моряков-подводников встречал лично Никита Сергеевич Хрущев, который вручил им награды. Весь экипаж лодки был представлен к орденам, а капитан лодки Лев Жильцов стал Героем Советского Союза. Имена подводников стали известны всей стране.
Однако в истории лодки были и трагические моменты. 8 сентября 1967 года на лодке во время боевого дежурства в Норвежском море в I и II отсеках произошел пожар, в результате чего погибло 39 подводников. При этом экипажу лодки К-3 удалось своими силами справиться с пожаром, и подлодка самостоятельно вернулась домой. Вероятной причиной возникновения пожара потом назовут несанкционированную замену уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машины. Результатом этого стала потеря гидравлической жидкости, которую не удалось полностью собрать, в дальнейшем ее остатки воспламенились.
Всего за годы своей службы первая отечественная атомная подводная лодка успела совершить 14 дальних походов, в том числе первое плавание подо льдами в Гренландском и Карском морях. 15 июня 1991 года К-3 была выведена из состава Северного флота.