Кто такой каманин?

Аркадий Каманин

Аркадий Николаевич Каманин самый юный летчик ВОВ.

Став в свои 15 лет действующим летчиком красной армии, он подал пример мужественности и патриотизма. Причем не только для своих сверстников, но и для более старших товарищей по оружию.

За свои 18 лет жизни он успел оставить свой след в истории, будучи самым молодым летчиком войны 1941-1945г и храбро сражаясь за свое Отечество.

Являясь сыном знаменитого и прославленного летчика и полковника авиации Николая Петровича Каманина, Аркадий доказал, что преемственность поколений в рядах русской армии имеет очень важное значение.

Получив от сослуживцев прозвище «Летунок», Аркадий не по – детски относился к ратному делу и совершил несколько подвигов, о которых полезно было бы узнать современному подрастающему поколению.

Биография А.Н. Каманина

Аркадий Николаевич Каманин родился 2 ноября 1928 года на Дальнем Востоке. Понятно, что семья военного офицера Николая Каманина не задерживается на одном месте, постоянные переезды. Маленькому сыну Аркадию нравится папина работа, он много времени проводит на аэродроме.

Учился он хорошо, играл на баяне и много читал. Был смелым и серьезным, никогда не отступал, активно занимался спортом. В возрасте тринадцать лет Аркадий, с помощью отца устроился летом работать на авиационной завод. Очень ему хотелось освоить работу механика и связать свою жизнь с самолетами.

Военное время

В мирную, размеренную жизнь советского мальчишки без спроса ворвалась война. Николая Каманина отправили в Ташкент, семья конечно же с ним. Сначала сына хотели отправить в безопасное место, но парень настоял, чтобы его оставили. Аркадия взяли работать в авиационный корпус механиком, командовал которым его отец.

Все события происходили на Калининском фронте. Быстро овладев матчастью, и блестяще сдав все экзамены по теории, Аркадий рвался в небо и мечтал самостоятельно пилотировать. Мечта юного летчика осуществилась на самолете У-2, который имел гибридное управление и мог управляться обоими пилотами.

Вскоре, в июле 1943 года был допущен к самостоятельным полетам. Первые «настоящие» вылеты носили, скорее, обучающий характер. Задания были просты и осуществлялись между аэродромами корпуса. Но это и понятно, потому что даже для того сурового времени, ситуация, при которой управление боевой техникой доверялась столь молодому пилоту была нетипична.

Аркадий Каманин фото

Естественно, что «Летунка» хотели оградить от реальных боев с немецкими асами. Но Аркадий был не из тех, кто отсиживается в тылу за влиятельной отцовской спиной. Он доказал, что обладает непреходящим талантом, когда мастерски оторвался от немецкого истребителя. А потом и вовсе проявил героизм во время спасения из горящего самолета советского пилота.

Лейтенант Бердников вез на своем самолете секретные разведданные, когда попал под артиллерийский огонь неприятеля. В результате штурмовик ИЛ-2 упал на нейтральной территории, а Бердников потерял сознание. К нему сразу же устремились немецкие солдаты, но Аркадий их опередил и забрал с собой секретную документацию и пилота, находящегося в бессознательном состоянии. А ведь молодому бойцу было всего 15 лет. За этот героический поступок Аркадий получил свою первую награду – орден Красной Звезды.

Следующая награда не заставила себя долго ждать — орден Красной Звезды получил в 1944 году, когда на штаб фронта напал отряд неприятеля, Аркадий умудрился взлететь на своем У-2 под плотным вражеским огнем. Он сумел забросать нападавших гранатами, вызвал подкрепление, и атака была отбита.

Весной 1945 года Аркадий Николаевич был удостоен своей главной награды – ордена Красного Знамени. За доставку электропитания для рации отряду партизан, располагавшемуся вблизи чешского города Брно. Основная сложность и опасность этого задания заключались в том, что оно проходило в неизведанной местности и в глубоком тылу врага. К тому же, как утверждают историки, в сложных погодных условиях. Но, несмотря на все эти препятствия, «Летунок» с блеском выполнил поручение и целый и невредимый вернулся на базу.

Аркадий за время войны совершил более 650 вылетов и налетал около 300 часов.

Награды Аркадия Каманина

  • Орден Красного знамени
  • Два ордена Красной звезды
  • Медаль «За взятие Будапешта»
  • Медаль «За взятие Вены»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»

Последние годы жизни Аркадия Каманина

К сожалению, мирной жизнью Аркадий насладиться не успел. Сразу же после войны он поступил в военно-воздушную академию имени Жуковского, где прилежно учился. Но в 18 лет заболел менингитом и скоропостижно скончался. Он умер 13 апреля 1947 года. Конечно же, можно только предполагать, каких высот добился бы этот смелый человек, имея такой послужной список и опыт в столь юные годы. Случилось так, что героя не стало на самом взлете его жизни. Он не погиб в бою, а умер на родной земле в окружении близких людей. Но его ратные подвиги и юношеское бесстрашие навсегда вписаны в страницы истории той Великой войны.

Летунок-орденоносец

В эскадрилье Аркадий из-за своего юного возраста получил прозвище Летунок. Но несмотря на детский «позывной», Каманин очень скоро доказал, что в мастерстве не уступает взрослым летчикам. Произошло это во время его встречи в воздухе с немецким истребителем «Мессершмидт». Немец сел на хвост биплану Каманина, когда тот совершал рейс между двумя аэродромами. На выручку к юному пилоту бросились его старшие товарищи, однако Аркадий справился самостоятельно, выполнив несколько лихих виражей и уйдя от атаки.

Ещё один случай принес молодому летчику орден Красной Звезды. Возвращаясь в эскадрилью с задания, 15-летний Аркадий заметил на вражеской территории дымящийся советский штурмовик Ил-2. Машину подбили, пилот не смог дотянуть до аэродрома, но, каким-то чудом, посадил подбитую машину в поле. Приземлившись возле поврежденного самолета, Каманин вытащил из кабины тяжело раненого пилота, документы и фототехнику, усадил летчика на место штурмана и успел подняться в воздух до прихода немцев, а потом благополучно вернулся в расположение своей части.

Годом позже, в боях на 2-м Украинском фронте, Аркадий спас штаб фронта, в одиночку отбив атаку сил украинской повстанческой армии*. Под огнем врага Летунок на своем У-2 поднялся в воздух и прямо из кабины забросал врагов гранатами, после чего вызвал по рации подкрепление.

Штаб был спасен, и командование посчитало юного героя достойным второго ордена Красной Звезды.

Каманин, Николай Петрович

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Каманин.

Иностранных государств:

Николай Петрович Каманин
Дата рождения 18 октября 1908
Место рождения Меленки, Владимирская губерния,
Российская империя
Дата смерти 11 марта 1982 (73 года)
Место смерти Москва, СССР
Принадлежность Российская империя→
СССР
Род войск Военно-воздушные силы
Годы службы 1927—1972
Звание генерал-полковник авиации
Командовал 292-я штурмовая авиационная дивизия (1942), 8-й смешанный и 5-й штурмовой авиационные корпусы (1943—1945)
Сражения/войны Советско-финская война,
Великая Отечественная война
Награды и премии
Связи Каманин, Аркадий Николаевич
В отставке с августа 1971 г.
Медиафайлы на Викискладе

Никола́й Петро́вич Кама́нин (1908—1982) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации (25.10.1967), один из семёрки первых Героев Советского Союза (1934). Участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» (1934). Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов (1960—1971).

Ранние годы

Родился 18 октября 1908 года в городе Меленки Владимирской губернии (ныне Владимирской области) в многодетной семье, где было семеро детей. Русский. Отец, Пётр Иванович (1871—1919), работал сапожником в артели, а в 1917 году был избран на должность заведующего уездным отделом продовольственного снабжения. Умер от тифа. Мать, Стефанида Даниловна (1879—1964) была домохозяйкой, а после смерти мужа работала ткачихой на текстильной фабрике. Будучи вдовой, она в годы гражданской войны, разрухи и голода сумела вырастить детей и дать всем им образование.

Окончил в 1927 году местную среднюю школу-девятилетку.

Сам Каманин в своей повести «Моя биография только начинается», изданной «Молодой гвардией» в 1935 году, пишет о том, как в семнадцатилетнем возрасте он «исправил ошибку природы», переправив в документах для поступления в лётную школу последнюю цифру года своего рождения с «девятки» на «восьмёрку», приписав себе один год. Поэтому во всех документах указано, что он родился в 1908 году, хотя на самом деле он родился 18 октября 1909 года.

Военное обучение. Служба на Дальнем Востоке

В Красной Армии служил с июля 1927 года. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде в 1928 году. В 1929 году окончил 2-ю военную школу лётчиков имени Осоавиахима (г. Борисоглебск), по окончании которой ему было присвоено звание младшего лётчика. С ноября 1929 года служил в 40-й особой авиационной эскадрилье им. Ленина ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии на Дальнем Востоке (г. Спасск Дальневосточного края, ныне закрытый аэродром «Хвалынка»), где был младшим лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена. В июле 1933 года был назначен командиром отряда 28-й ОАЭ, базировавшейся близ озера Ханка в селе Черниговка (станция Мучная Уссурийской железной дороги) ныне Приморского края. В 1932 году вступил в ВКП(б).

Спасение челюскинцев

Почтовая марка СССР, 1935 годПочтовый конверт России к 70-летию челюскинской эпопеи (2004): Первые Герои Советского Союза: А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, М. В. Водопьянов, В. С. Молоков, И. В. Доронин, М. Т. Слепнёв, Н. П. Каманин

В феврале 1934 года Н. П. Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин»:

Начали полёт по-военному, клином. Вскоре нас догнал Бастанжиев. Мой самолёт шёл впереди, две машины справа, две — слева. Итак, в воздухе был авиационный отряд в составе: Николай Каманин, Борис Пивенштейн, Василий Молоков, Иван Демиров, Борис Бастанжиев, Матвей Шелыганов, Герман Грибакин, Пётр Пилютов, Леонид Осипов, Анатолий Разин, Константин Анисимов, Пётр Кулыгин, Иван Девятников, Сергей Астахов, Юрий Романовский. Пять лётчиков, один штурман, восемь техников и один корреспондент.

Группа самолётов под командованием Каманина в сложных метеоусловиях совершила перелёт Олюторка — Ванкарем протяжённостью около 1500 км. В девяти полётах на льдину на двухместном самолёте Р-5 Каманин вывез из ледового лагеря 34 полярника (из 104-х, находившихся в ледовом лагере), приспособив для размещения пассажиров подвешенные под крыльями парашютные ящики. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Н. П. Каманину 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения в 1939 году особого знака отличия Героев Советского Союза ему была вручена медаль «Золотая Звезда» за № 2.

В январе 1935 года Героя направили учиться в Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н. Е. Жуковского, которую он окончил с отличием. В декабре 1938 года назначен командиром 19-й легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона (102 самолёта).

В 1937 году был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Советско-финская война

Во главе 19-й легкобомбардировочной бригады принимал участие в советско-финской войне 1939—1940 гг. в составе ВВС 9-й и 15-й армий.

Служба в Средней Азии

В октябре 1940 года полковника Каманина назначили командиром 3-й отдельной авиабригады ВВС Среднеазиатского военного округа в Ташкенте. Ввиду отсутствия командующего, некоторое время одновременно временно исполнял должность командующего ВВС округа. С марта 1941 — командир 4-й авиационной бригады в том же округе (Ашхабад). Во главе бригады участвовал в Иранской операции в августе 1941 года. После урегулирования положения в Иране в сентябре 1941 года Каманин был назначен заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа, а с октября исполнял должность командующего ВВС САВО. Занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для фронта.

На фронтах Великой Отечественной войны

С июля 1942 года и до окончания Великой Отечественной войны Н. П. Каманин находился на фронте. С июля 1942 года командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией в 3-й воздушной армии на Калининском фронте. С февраля 1943 — командир 8-го смешанного авиационного и 5-го штурмового авиационного корпусов (Степной, Воронежский, 1-й Украинский и 2-й Украинский фронты). Внёс весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-2. Соединения под его командованием участвовали в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях; освобождали от гитлеровских захватчиков Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию.

На фронте получил воинские звания генерал-майора авиации (17.03.1943) и генерал-лейтенанта авиации (20.04.1945).

За годы Великой Отечественной войны Н. П. Каманин 29 раз был удостоен персональной благодарности в приказах Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина.

Участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года (командир сводного батальона лётчиков в составе сводного полка 2-го Украинского фронта).

Сын Николая Петровича, Аркадий, вместе с отцом также участвовал в боевых действиях в качестве лётчика эскадрильи связи. Его имя известно в числе пионеров-героев.

Послевоенные годы

После войны первоначально продолжал командовать 5-м штурмовым авиакорпусом. В июне 1946 года назначен командиром 3-го гвардейского штурмового авиационного корпуса в Южной группе войск. С ноября 1947 года работал в Главном управлении Гражданского воздушного флота заместителем начальника Главного управления по оборонным вопросам. С марта 1948 года был председателем Организационного бюро ДОСААФ, а с июня 1951 года — заместитель председателя ДОСААФ по авиации, с декабря 1955 по февраль 1956 года был заместителем председателя Центрального комитета ДОСААФ.

В 1956 году окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова.

С января 1957 года — командующий 73-й воздушной армией (Туркестанский военный округ, Ташкент). В 1958 году по поручению советского правительства оказал помощь королю Афганистана в организации и проведении воздушного парада над Кабулом, в котором участвовало около 100 самолётов 73-й воздушной армии СССР и около 30 самолётов Афганистана.

С апреля 1958 — заместитель начальника Главного штаба ВВС.

Являлся членом редакционной коллегии журнала «Авиация и космонавтика».

Подготовка космонавтов

С 1960 года Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. С января 1961 годах осуществлял эту работу официально, находясь в должности начальника отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС. В 1966—1971 годах занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу.

В январе 1961 года приказом Главнокомандующего ВВС была сформирована комиссия для приёма выпускных экзаменов у первых шести слушателей-космонавтов, подготовленных в течение девяти месяцев 1960 года в Центре подготовки космонавтов ВВС (ЦПК): генерал-лейтенант авиации Н. П. Каманин (председатель), генерал-майор А. Н. Бабийчук (начальник медицинской службы ВВС), генерал-лейтенант Ю. М. Волынкин (начальник Института авиационной и космической медицины Министерства обороны — ИАКМ), генерал-лейтенант В. Я. Клоков (заместитель начальника ИАКМ по политчасти), полковники медицинской службы В. И. Яздовский (заместитель начальника ИАКМ) и Е. А. Карпов (начальник ЦПК), академик Н. М. Сисакян (Институт биохимии АН СССР), кандидат технических наук К. П. Феоктистов (ОКБ-1), Главный конструктор завода № 918 Госкомитета по авиационной технике (ГКАТ) С. М. Алексеев и заслуженный лётчик-испытатель М. Л. Галлай (Лётно-исследовательский институт — ЛИИ ГКАТ). 17 и 18 января 1961 года в присутствии начальника ЛИИ Н. С. Строева прошли экзамены, на которых все слушатели показали отличные знания. После окончания экзаменов Н. П. Каманин в присутствии членов комиссии объявил экзаменуемым, что комиссия рекомендует следующую очерёдность использования космонавтов в полётах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович.

В 1961—1962 гг. Н. П. Каманин вместе с космонавтами принимал участие в полётах на летающей лаборатории Ту-104А в условиях невесомости.

6 апреля 1961 года С. П. Королёв, М. В. Келдыш и Н. П. Каманин на космодроме Байконур подписали задание космонавту на одновитковый полёт вокруг Земли — первое в истории задание человеку на космический полёт. В нём были указаны цели полёта и действия космонавта при нормальном его ходе, а также в нештатных ситуациях. 8 апреля 1961 года на расширенном заседании Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток», которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Руднев, это задание было утверждено.

8 апреля 1961 года на закрытом заседании, где присутствовали только члены Государственной комиссии, Н. П. Каманин от имени ВВС предложил первым кандидатом на полёт считать Ю. А. Гагарина, а запасным — Г. С. Титова. Комиссия согласилась с этим предложением. Также было принято решение о порядке аварийного катапультирования космонавта на старте: до 40-й секунды полёта команду на катапультирование подаёт С. П. Королёв или Н. П. Каманин, а после 40-й секунды космонавт катапультируется автоматически. 9 апреля 1961 года Н. П. Каманин сообщил Ю. А. Гагарину и Г. С. Титову об их ролях в первом полёте.

10 апреля 1961 г. в зале монтажного корпуса космодрома Байконур на «торжественном» заседании Государственной комиссии, проводившемся с киносъёмкой, Н. П. Каманин официально представил комиссии и присутствующим (всего в зале было около 70 человек) шесть первых космонавтов, отлично сдавших выпускные государственные экзамены и впервые в нашей стране официально получивших звание пилотов-космонавтов ВВС — Ю. А. Гагарина, Г. С. Титова, Г. Г. Нелюбова, А. Г. Николаева, В. Ф. Быковского, П. Р. Поповича. После этого Каманин сообщил, что по мнению командования ВВС, первым можно утвердить Гагарина, а запасным — Титова. Государственная комиссия единогласно утвердила предложенное назначение.

12 апреля 1961 года в 8 часов утра, за час до прибытия космонавтов, Н. П. Каманин вместе с ведущим инженером корабля О. Г. Ивановским поднялись на лифте к верху ракеты, проверили шифр логического замка, необходимый космонавту для переключения на ручное управление, и удостоверились в нормальной работе замка.

С 27 апреля по 7 августа 1961 года Н. П. Каманин, сопровождая Ю. А. Гагарина, посетил Чехословакию, Финляндию, Англию, Исландию, Кубу, Бразилию, Канаду и Венгрию. В июле 1961 года выезжал в Париж на заседание ФАИ, где рассматривались рекорды Гагарина и Шепарда. С 28 ноября по 15 декабря 1961 года вместе с Ю. А. Гагариным совершил поездку в Индию, на Цейлон (ныне Шри-Ланка), в Афганистан, а также в столицу Узбекской ССР Ташкент.

С 30 апреля по 11 мая 1962 года сопровождал Г. С. Титова в поездке по США, во время которой они посетили Нью-Йорк, Вашингтон, Балтимор, Сан-Франциско и Сиэтл, участвовали в работе научной ассамблеи КОСПАР в Вашингтоне, Всемирной выставки «21 век» в Сиэтле, были приняты исполняющим обязанности Генерального секретаря ООН У Таном в Нью-Йорке.

Каманин был активным сторонником отправки женщины в космос, добившись космического полёта В. В. Терешковой.

25 октября 1967 года Каманину присвоено звание генерал-полковника авиации.

Полёт «Союза-11» в июне 1971 года стал последним для Каманина в должности помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, которую он занимал с 1966 года. О том, что он уходит в отставку, было известно ещё до гибели космонавтов, осуществивших первый полёт на орбитальную станцию «Салют-1».

9 июня 1970 года участвовал в шахматной партии «Космос — Земля» — первой в истории шахматной партии, сыгранной между космонавтами в полёте и «представителями Земли». На Земле в паре играли Н. П. Каманин и космонавт В. В. Горбатко, а в космосе — экипаж космического корабля «Союз-9» — А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов. Все участники были приняты в почётные члены Центрального шахматного клуба СССР.

Последние годы

С августа 1971 года — в отставке. Жил в Москве. Умер 12 марта 1982 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

  • Звание «Герой Советского Союза» (1934) — «за умелое использование достижений советской авиации в малоизученных условиях Ледовитого океана, за исключительно инициативную, чёткую и самоотверженную работу, обеспечившую успешное выполнение операции по спасению челюскинцев»
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1939, № 2)
  • Орден Ленина (трижды: 1934, № 414; 1953; 1961)
  • Орден Октябрьской Революции (1978)
  • Орден Красного Знамени (дважды)
  • Орден Суворова 2 степени (дважды)
  • Орден Кутузова 2 степени
  • Орден Красной Звезды
  • Медали
  • Иностранные ордена
  • Памятная настольная медаль о первом полёте человека в космос (1961; награждены только 75 военных, в том числе Н. П. Каманин)

Почётные звания

  • Почётный гражданин Братиславы, Пловдива, Риги, Калуги, Байконура, Винницы и Карл-Маркс-Штадта
  • Почётный член Центрального шахматного клуба СССР (1970)

Память

  • Табличкой с именем Н. П. Каманина начинается список Героев Советского Союза — выпускников Борисоглебской военной школы лётчиков на гранитной стене мемориального комплекса «Чкаловцы — герои Отечества», открытого в 2015 году (Борисоглебск, Воронежская область).
  • Бронзовый бюст Н. П. Каманина установлен в 2009 году в «Галерее первых Героев Советского Союза» в Центральном Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.
  • Бюст Н. П. Каманина был передан в 1964 году скульптором Г. Н. Постниковым в музей Центра подготовки космонавтов.
  • Имя Н. П. Каманина присвоено в 2008 году Меленковской средней общеобразовательной школе № 1, которую он окончил в 1927 году.
  • В музее боевой славы в Меленковской школе № 1 (Владимирская область) есть экспозиция, посвящённая Герою; на здании этой школы помещена мемориальная доска.
  • Бюст Н. П. Каманина установлен на одной из главных улиц его родного города Меленки (Владимирская область).
  • В Меленках проводятся спортивные турниры Каманина по хоккею и бильярду.
  • Мемориальная доска в Москве размещена в 1997 году внутри подъезда в доме, где с 1937 по 1982 гг. жил Н. П. Каманин (ул. Серафимовича, дом 2, подъезд 10).
  • Мемориальная доска в Москве открыта в 2015 году на доме № 2 по ул Серафимовича, где Н. П. Каманин жил с 1962 по 1982 гг..
  • Именем Каманина названы улицы в Москве, Владимире, Севастополе, Боровске (Калужская область), Кировграде (Свердловская область) и во многих других городах.
  • Почтовая марка с портретом Н. П. Каманина была выпущена Почтой СССР в 1935 году.
  • Почтовый конверт с портретами первых семи Героев Советского Союза выпущен Почтой России в 2004 году к 70-летию челюскинской эпопеи.

В кинематографе

  • Н. П. Каманин — один из персонажей художественного фильма «И ты увидишь небо» (1978), посвящённого рассказу о его сыне — лётчике Аркадии Каманине. Роль генерала Каманина исполнил актёр Александр Пороховщиков.
  • В художественном фильме «Челюскинцы» (1984) в роли Каманина снялся Владимир Осипчук
  • В художественном фильме «Гагарин. Первый в космосе» (2013) в роли Н. П. Каманина снялся актёр Владимир Стеклов.
  • В фильме «Главный» (2015) роль генерал-полковника Н. П. Каманина сыграл актёр А. Е. Кот.
  • В фильме «Время первых» (2017) роль генерала Каманина сыграл актёр Анатолий Котенёв. Образ Каманина в этом фильме очень далёк от истины. В реальности он никогда не поставил бы вопрос о том, чтобы пожертвовать жизнями космонавтов ради достижения цели.

Сочинения

  • Каманин, Николай. Моя биография только начинается. — В кн.: А. Ляпидевский и др. Как мы спасали челюскинцев. Под общ ред. О. Ю. Шмидта, И. Л. Баевского, Л. З. Мехлиса. М.: Изд. редакции «Правды», 1934.
  • Каманин Н. П.. Через неизведанные хребты. — В кн.: Герои воздуха. — Ташкент : Ср.-Аз. территориальное управление Гражд. Возд. Флота, 1934. С. 30—32.
  • Моя биография только начинается. — М.: Молодая гвардия, 1935.
  • Первый гражданин Вселенной. — М.: Молодая гвардия, 1962.
  • Экспериментальная космическая станция на орбите. — М.: Молодая гвардия, 1969. (О полёте космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5».)
  • Семеро на орбите. — М.: Молодая гвардия, 1969. (О полёте космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».) Соавтор М. Ф. Ребров.
  • Лётчики и космонавты. — М.: Политиздат, 1971.
  • Путь в космос начинается с зарядки. — М.: Физкультура и спорт, 1975.
  • Старты в небо. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1976.
  • Сотвори себя. — М.: Молодая гвардия, 1982.

Посмертно изданы дневники:

  • Скрытый космос: Книга 1. 1960—1963 гг. — М.: Инфортекст-ИФ, 1995. 400 с.
  • Скрытый космос: Книга 2. 1964—1966 гг. — М.: Инфортекст-ИФ, 1997. 444 с.
  • Скрытый космос: Книга 3. 1967—1968 гг. — М.: ИИД «Новости космонавтики», 1999. 351 с.
  • Скрытый космос: Книга 4. 1969—1978 гг. — М.: ИИД «Новости космонавтики», 2001. 383 с.
  • Скрытый космос: Космические дневники генерала Каманина (комплект их двух книг — том 1 и том 2). — М.: Космоскоп—РТСофт, 2013. 1548 с., илл. ISBN 978-5-903545-25-4 / ISBN 978-5-903545-27-8
  • На крылатых танках: Боевой путь 5-го штурмового корпуса, рассказанный его командиром. — СПб.: Гангут, 2015. ISBN 978-5-9906891-3-8
  • На крылатых танках: Фронтовой дневник командира штурмового авиакорпуса. — М.: Эксмо, 2016. 384 с. ISBN 978-5-699-88525-1.

Семья

  • Жена — Мария Михайловна Каманина, урождённая Мисюль (1909—1999), финка по национальности.
  • Двое сыновей:
    • Аркадий Николаевич Каманин (1928—1947),
    • Лев Николаевич Каманин (1934—2011).
  • Внуки:
  • Ольга,
  • Николай.

Аркадий Николаевич — самый молодой лётчик Великой Отечественной войны (свой первый самостоятельный вылет на самолёте У-2 он совершил в неполные пятнадцать лет), гвардии старшина, военный лётчик, пилот У-2 эскадрильи связи 5-го гвардейского штурмового авиакорпуса, в 14 лет был награждён орденом Красной Звезды за спасение пилота разбившегося штурмовика Ил-2 на нейтральной полосе. Позднее был удостоен второго ордена Красной Звезды и ордена Красного Знамени. После Великой Отечественной войны продолжил карьеру военного, поступив в 1946 году на подготовительные курсы Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, которую в своё время окончил его отец. Скоропостижно умер от менингита 13 апреля 1947 года.

Лев Николаевич — младший сын Н. П. Каманина. Полковник, доцент, кандидат технических наук. Окончил ВВИА им. Жуковского (1958). Работал в НИИ ВВС, затем преподавателем в ВВИА: сначала на кафедре теории авиадвигателей; после увольнения в запас в звании полковника (1987) — на кафедре инженерной графики. Награждён медалями. Умер 30 марта 2011 года. Написал краткие воспоминания об отце, подготовил к печати и опубликовал 4 тома дневников Н. П. Каманина («Скрытый космос»).

  • Слепнёв М. Первые Герои Советского Союза. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1955. — 64 с. — (В б-ку школьнику).
  • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 2. — С. 387-389. — ISBN 5-901679-08-3.
  • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 576-578. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
  • Берег Вселенной / Под редакцией Болтенко А. С. — Киев: Феникс, 2014. — ISBN 978-966-136-169-9
  • Королёв С. П. Энциклопедия жизни и творчества / Под редакцией В. А. Лопота. — М.: РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014. — ISBN 978-5-906674-04-3
  • Пронякин К. А. Челюскинская эпопея: сб. очерков, посвященных 85-летию спасения челюскинской экспедиции. — Магадан: Охотник, 2018. — 64 с. (Музейный центр «Наследие Чукотки»).
  • Пронякин К. А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. Приветствия: Героя России Г. В. Жидко, С. И. Авакянца, С. И. Фургала, А. С. Николаева; предисл. Т. В. Барановой; послесл.: А. М. Будника, В. М. Куканова. — Хабаровск: ООО «МедиаМост»; РГО, 2019—160 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке), стр. 50-52.

  1. Музей «Дом на набережной»
  2. Н. П. Каманин — гордость земли Меленковской.
  3. В 1939 году родственникам С. А. Леваневского (1902—1937), сам он в то время числился пропавшим без вести, выдали медаль за № 4, а № 2 вручили Н. П. Каманину. В наградном Постановлении ЦИК СССР от 1934 года, Леваневский числился в списке за № 2, а Каманин за № 4. Из кн. К. А. Пронякин. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке), с. 21.
  4. Авиаторы Второй мировой
  5. Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны
  6. Парад Победы 1945 года на Красной площади в Москве: РИА Новости, #141194 (недоступная ссылка). Дата обращения 14 августа 2015. Архивировано 6 мая 2015 года.
  7. Ювеналий Михайлович Волынкин // Космический мемориал
  8. Евгений Анатольевич Карпов // Космический мемориал
  9. Гагариным… рискнули, а Титова приберегли до более сложного полёта // «Аргументы и Факты», № 15, 08 апреля 2009
  10. Китаев-Смык Л. А., Леонова М. Ф., Марченко С. Т., Филипенков С. Н. Подготовка первого пилотируемого космического корабля «Восток-3а» и первой группы космонавтов в Лётно-исследовательском институте (недоступная ссылка). Дата обращения 14 сентября 2015. Архивировано 6 марта 2016 года.
  11. Ивкин В. И., Успенская Л. В. Из истории осуществления первого полёта человека, гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина, в космическое пространство на корабле «Восток» 12 апреля 1961 г.
  12. Андрей Сидорчик От «Челюскина» до Гагарина. Невероятная жизнь генерала Каманина//»Аргументы и факты», газета. 2018-10-18.
  13. Космос атакует! О первых шахматах, побывавших в космосе, рассказывает Дмитрий Олейников // Сайт Российской шахматной федерации
  14. Известные люди, похороненные на Новодевичьем кладбище в Москве
  15. Хронология награждений орденом Ленина (СССР)
  16. Памятный комплекс «Чкаловцы — герои Отечества» открыли в Борисоглебске. РИА Новости, 30.05.2015
  17. В Москве увековечили память владимирского лётчика, regnum (2 ноября 2009).
  18. Герои Советского Союза / Меленковский район: Официальный сайт органов местного самоуправления. 21.01.2015
  19. Мемориальная доска в Москве (в подъезде дома)
  20. Мемориальная доска в Москве (на доме)
  21. Город Владимир: Улица Каманина (недоступная ссылка). Дата обращения 14 августа 2015. Архивировано 3 июля 2015 года.
  22. Улицы Севастополя: Улица Каманина
  23. Спутник/ Мой дом
  24. Улица Каманина в городе Кировграде
  25. Сидорчик А. От «Челюскина» до Гагарина. Невероятная жизнь генерала Каманина // Аргументы и факты, 18 октября 2918
  26. Вышел в свет двухтомник Н. П. Каманина «Скрытый космос»
  27. Каманин Л. Н. Героями не рождаются — героями становятся: Николай Петрович Каманин (1909—1982). (Воспоминания об отце). 2000
  28. Космический мемориал: Лев Николаевич Каманин

В родственных проектах

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Космический мемориал: Николай Петрович Каманин
  • Авиаторы — Герои Советского Союза 1934—1941.
  • Авиабаза — Николай Петрович Каманин.
  • Каманин Н. П. Лётчики и космонавты.
  • Наставник первых космонавтов. Сюжет. Телестудия Роскосмоса.
  • Официальный сайт администрации г. Байконур. Почётные граждане города.

От «Челюскина» до Гагарина. Невероятная жизнь генерала Каманина

​18 октября 1908 года родился Герой Советского Союза Николай Каманин.

В знаменитом советском фильме «Председатель» один из героев, сыгранный Иваном Лапиковым, бросает: «Что я тебе, генерал Каманин?».

Картина вышла в 1964 году, когда Советский Союз с энтузиазмом встречал достижения первых советских космонавтов. И рядом с именами Юрия Гагарина, Германа Титова, Андрияна Николаева и Павла Поповича звучало имя их «шефа» Николая Петровича Каманина.

Исправленному верить?

Для Каманина эта «минута славы» была далеко не первой. Впервые имя его прогремело в 1930-х годах во время спасения челюскинцев. А вообще, событий в его жизни было столько, что хватило бы на захватывающий сериал.

Николай Каманин в 1934 г. Фото: РИА Новости/ Владислав Микоша

Он появился на свет в городе Меленки Владимирской губернии 18 октября 1909 года. Да, именно 1909, а не 1908, как значится во всех документах. В своей первой книге «Моя биография только начинается», вышедшей в 1935 году, Каманин признался — в возрасте 17 лет он исправил дату рождения в документах, чтобы приняли в летную школу. Трюк удался, а Николай Петрович так и остался на всю жизнь на год старше.

Отец Николая, сапожник Петр Иванович Каманин, умер в 1919 году от тифа. Мать, Стефанида Даниловна, осталась с семью детьми на руках. У этой женщины оказался удивительно стойкий характер — несмотря на все сложности, она вырастила детей и добилась того, что они получили достойное образование.

Николай, как уже было сказано, в 17 лет, окончив 9 классов средней школы, стал учиться на летчика. В 1928 году он окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1929 — 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота, по окончании которой ему было присвоено звание младшего лётчика.

Спасение челюскинцев

Службу Каманин начал на Дальнем Востоке, в 40-й Особой авиационной эскадрилье имени Ленина.

Он прибыл в часть после завершения конфликта на КВЖД. Дальний Восток считался «горячей точкой», и начала большой войны здесь ждали в любой момент. Каманин оттачивал навыки, готовился идти в бой. В 1934 году, будучи уже командиром отряда 38-й Особой авиационной эскадрильи, он осуществил 11-часовой полет до расчетной точки в Японском море. Такая задача отрабатывалась ввиду возможных боевых действий с Японией, но внезапно талант Каманина был востребован для спасательной операции.

13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия был раздавлен льдами и затонул пароход «Челюскин», на борту которого находилась экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта. 104 человека разбили лагерь на льду, ожидая помощи.

Правительство СССР направляло для участия в операции по спасению самых опытных летчиков, имеющих опыт полетов в сложных метеоусловиях. Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов. Его группа в сложных метеоусловиях совершила перелёт Олюторка — Ванкарем протяжённостью около 1500 км.

На своем двухместном Р-5 Каманин совершил девять полетов в ледовый лагерь. Приспособив для размещения пассажиров подвешенные под крыльями парашютные ящики, пилот в общей сложности эвакуировал 34 человека.

Больше Каманина вывезенных челюскинцев только на счету Василия Молокова — 39 человек. Неудивительно, что Николай оказался в числе семи летчиков, которым весной 1934 года присвоили только что учрежденное звание «Герой Советского Союза».

Николай Петрович Каманин и Отто Юльевич Шмидт на встрече челюскинцев на Красной площади в Москве 19 июня 1934 года. Фото: Public Domain

На фронт

Каманин стал знаменитостью, гордостью страны. А ведь ему на тот момент было всего 25 лет. И, как правильно было сказано в первой книге летчика, биография только начиналась.

Каманина направили учиться в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского, которую он окончил с отличием в 1938 году.

Во время советско-финской войны 1939-1940 годов он командовал 19-й легкобомбардировочной авиабригадой. В 1940 году полковника Каманина направили командиром авиабригады в Ташкент.

В начале Великой Отечественной войны полковник командовал авиадивизией, принявшей участие в Иранской операции. Затем ему поручили подготовку новых авиасоединений для фронта.

Но Каманин сам рвался на фронт. И в июле 1942 года его просьба была удовлетворена — он возглавил 292-ю штурмовую авиационную дивизию Калининского фронта.

Два Каманина

В 1943 году Каманин получил погоны генерала и стал командиром 5-го штурмового авиакорпуса. «Илы» генерала Каманина громили танковые соединения и укрепленные пункты гитлеровцев.

А рядом с отцом воевал Аркадий Каманин, старший сын генерала, которому исполнилось всего 14 лет. Упрямый и талантливый, как отец, он добился официального разрешения пилотировать У-2 в составе эскадрильи связи. В 15 лет Аркадий получил первую награду — орден Красной Звезды. А концу войны на счету Каманина-младшего было 650 боевых вылетов, два ордена Красной Звезды и орден Красного Знамени.

На Параде Победы в июне 1945 года они шли вдвоем в составе сводного полка 2-го Украинского фронта — генерал-лейтенант Николай Каманин и старший сержант Аркадий Каманин.

Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Николай Петрович Каманин в рядах воинов 2 Украинского фронта на Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Фото: РИА Новости/ Сергей Лоскутов

После войны генерал Каманин пришелся не ко двору. Прямой опалой, наверное, это назвать нельзя, но боевой летчик оказался на второстепенных должностях. В 1947 году его отправили работать в Главное управление гражданского воздушного флота, а в 1951 году назначили заместителем председателя ДОСААФ по авиации.

Но самый страшный удар судьба нанесла на личном фронте. Аркадий, гордость отца, талантливый летчик, умер в возрасте 18 лет. Парня, уцелевшего на войне, убил менингит.

Космический отряд

Каманин-старший не сломался. Он продолжал работать там, куда направляли, считая, что не бывает несерьезного труда, а бывает только несерьезное к нему отношение.

В середине 1950-х Каманина направляют на обучение в Академию Генштаба, после окончания которой генерал командует 73-й воздушной армией Туркестанского военного округа. А в 1958 году он назначен заместителем начальника Главного штаба ВВС по боевой подготовке.

Когда в 1960 году был создан первый отряд советских космонавтов, состоявший из военных летчиков, отбор и подготовка кандидатов легли на плечи Каманина.

В какой-то степени он стал лицом советской космической программы. Космонавты становились известными лишь после полетов, а до этого их имена держались в секрете. Каманин же всегда оставался на виду, выступая в газетах на радио и телевидении.

Все годы работы в космической программе он вел дневники, которые были опубликованы в 1990-х годах под названием «Скрытый космос».

Советские летчики-космонавты: Константин Феоктистов, Валерий Быковский, Борис Егоров, Павел Беляев, Павел Попович, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Валентина Николаева-Терешкова, Юрий Гагарин, Андриян Николаев, Герман Титов. Третий слева в первом ряду — генерал-лейтенант Николай Каманин. 1965 г. Фото: РИА Новости/ Александр Моклецов

В них Каманин честно рассказал историю первых лет советской космической программы. Он не стеснялся критиковать Королева, которого при этом очень высоко ценил, не боялся говорить о неудачах и просчетах. И откровенно писал о своих подопечных, которые вовсе не походили в реальности на те безупречные портреты, которые рисовала государственная пропаганда. Космонавты курили, выпивали, скандалили с близкими, страдали «звездной болезнью», попадали в ДТП, а Каманину приходилось наводить порядок.

«Я отдал бы за него свою жизнь…»

Считается, что генерал был очень жестким человеком, когда речь заходила о дисциплине, но это не совсем так. Каманин многих из членов первого отряда ограждал от бед и неловких ситуаций, если считал, что человек просто оступился. Если же проступки превращались в систему, Николай Петрович становился беспощаден.

Образ Каманина в современных фильмах о космосе очень далек от истины. Реальный генерал никогда не поставил бы вопрос о том, чтобы пожертвовать жизнями космонавтов ради достижения цели. Гибель Владимира Комарова во время полета на «Союзе-1» стала для него личной болью.

Особые отношения у Каманина сложились с Гагариным. К первому космонавту Земли он относился как сыну, строго спрашивая с него, но и будучи готовым всегда ему помочь.

27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиакатастрофе. В своем дневнике Каманин написал: «Гибель Гагарина на всю жизнь останется для меня самым большим несчастьем… Я потерял лучшего из моих друзей, которому девять лет подряд постоянно передавал все лучшее, что имел сам. Десятки раз я спасал его от крупнейших неприятностей. Ни на секунду не задумываясь, я отдал бы за него свою жизнь…».

Он будто снова пережил смерть Аркадия. Каманин приложит огромные усилия для увековечения памяти первого космонавта Земли, пытаясь этими трудами заглушить ощущение невосполнимой потери.

Честный критик никому не нужен

Конец 1960-х — начало 1970-х годов были не лучшим временем в истории советской космической программы. Смерти Королева, Комарова, Гагарина, Павла Беляева, провал советской пилотируемой «лунной» программы и, наконец, гибель экипажа «Союза-11» в июне 1971 года.

Полет «Союза-11» стал последним для Каманина в должности помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, которую он занимал с 1966 года. О том, что он уходит в отставку, было известно еще до гибели космонавтов, осуществивших первый полет на орбитальную станцию «Салют-1».

Формально Каманина отправили в отставку по возрасту. В действительности 62-летний генерал находился в отличной форме и, по собственному признанию, мог поработать еще пять-шесть лет. Но человек, который без обиняков говорил о причинах неудач в космосе, невзирая на лица, стал неудобен как своему военному руководству, так и высокопоставленным представителям космической отрасли.

В отставке Николай Петрович писал книги, помогал создавать фильмы и передачи о космонавтах, часто к нему приезжали за советом и консультацией. Он ушел из жизни весной 1982 года. Героя Советского Союза похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Каманин Аркадий Николаевич — самый молодой лётчик Второй мировой войны. Сын известного летчика и военноначальника Н. П. Каманина

Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо.

В четырнадцать лет попал на Калининский фронт, в авиационный корпус, которым командовал его отец. Работал механиком по спецоборудованию, в эскадрилье связи штаба 5-го Гвардейского штурмового авиакорпуса. Затем на двухместном самолете связи У-2 начал летать в роли бортмеханика и штурмана-наблюдателя. Самолёт У-2 создавался как учебный и имел двойное управление в обеих кабинах. По просьбам Аркадия, после взлёта лётчики разрешали ему пилотировать. Таким образом он получал лётную практику.

Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

Ст. сержант Каманин А.Н. исполненный горячим желанием служить своей Родине в апреле месяце 1943 г. добровольно вступает в ряды Красной Армии. Не смотря на свой почти детский возраст (нет 16-ти лет), Аркадий Каманин в короткий срок теоретически и практически овладевает сложной авиационной техникой.

В июле 1943 года был выпущен в первый «официальный» самостоятельный полет на самолете У-2. После чего он назначается на должность летчика 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи. За весь период своей службы в АЭ А. Каманин произвел более 400 вылетов на задание по маршруту, при чем часть из них производилась в сложных метеоусловиях и в непосредственной близости от линии фронта.

Выполнял боевые задания: из штаба авиакорпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков, выполнял самые различные задания, в основном по связи. В числе прочих заданий выполнил полёт через линию фронта к партизанам для передачи элементов питания для радиостанции. В 1943 году вступил в Комсомол.

Воевал на фронтах: Калининский фронт — с марта 1943 г.; 1-й Украинский фронт — с июня 1943 г; 2-й Украинский фронт — с сентября 1944 г.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. За спасение пилота разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2 в 15 лет Аркадий был награждён орденом Красной Звезды. Позднее был удостоен второго ордена Красной Звезды за участие в боях с врагом и ордена Красного Знамени. К концу апреля 1945 года «совершил более 650 вылетов на связь с частями корпуса и с ВПУ и налетал 283 часа».

В октябре 1946 года старшина А. Н. Каманин был зачислен слушателем подготовительного курса Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского. Учился с большим старанием.

Умер в 18 лет от менингита. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

LiveInternetLiveInternet

Жизнь самого юного летчика Великой Отечественной войны трагически оборвалась уже в 18 лет. Аркадий Николаевич Каманин прожил короткую, но очень яркую жизнь. Того что ему удалось сделать за отмеренное на Земле время хватило бы на несколько героических жизней. Каманин стал самым молодым летчиком Великой Отечественной войны. Свой первый полет на знаменитом многоцелевом биплане У-2 он совершил уже в июле 1943 года, когда ему было всего 14 лет. В составе 423-й отдельной авиационной эскадрильи связи он воевал на Калининском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Уже в 15 лет он получил свой первый орден, а в 18-летнем возрасте, пережив войну, умер от менингита.

Аркадий Николаевич Каманин был сыном известного советского летчика и военачальника Николая Петровича Каманина, дослужившегося до звания генерал-полковника авиации. Отец Аркадия, помимо всего прочего, был одним из первых Героев Советского Союза, его награждение состоялось 20 апреля 1934 года. Он был награжден за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, получив медаль «Золотая Звезда» за №2. Всего Николай Каманин на самолете Р-5 выполнил 9 полетов, вывезя с дрейфующей льдины 34 человека, за спасением челюскинцев, конечно же, следили его жена и сын. Неудивительно, что имея перед глазами такой пример в лице своего отца, Аркадий сам увлекся авиацией и полюбил небо.

Аркадий Каманин родился 2 ноября 1928 года на Дальнем Востоке, где в тот момент служил его отец. Уже тогда, меняя место жительство: Спасское, Уссурийск, Воздвиженка, совсем юный Аркадий бывал на аэродромах, общался с летчиками. Сменив несколько мест жительства, что было связано с переменой мест службы Николая Петровича Каманина, Аркадий вместе с родителями оказался в Москве. Это было связано с тем, что осенью 1934 года Николай Каманин поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Семье прославленного летчика и Героя Советского союза выделили роскошную по тем временам квартиру, расположенную в знаменитом Доме на набережной.


Уже в достаточно юном возрасте Аркадий проявлял немалый интерес к службе отца и ко всему, что имело хоть какое-то отношение к авиации и авиационной промышленности, он с детства тянулся к самолетам и летному делу, занимался в авиамодельном кружке. Во время летних каникул в Москве он проводил время не на речке, не за игрой в футбол, не на подмосковных дачах, он буквально пропадал на военном аэродроме, где постигал нюансы и тонкости профессии авиационного механика. Работа на аэродроме помогла ему перед самой войной в 1941 году устроиться механиком на московский авиационный завод, где он проработал несколько месяцев. При этом круг интересов юноши не ограничивался одной лишь авиацией, мальчик любил заниматься спортом, старался много читать, он даже играл на музыкальных инструментах, среди которых были баян и аккордеон. Литература и музыка увлекали его не менее страстно, чем небо, ребенок рос всесторонне развитым, родители могли им гордиться уже тогда.

В 1941-1942 годах Аркадий Каманин жил в Ташкенте, куда перед самым началом Великой Отечественной войны перевели служить его отца. К моменту переезда в Ташкент Аркадий закончил только 6-й класс. Уже после начала войны, в Ташкент из столицы был эвакуирован авиационный завод. После занятий в школе Аркадий сразу же бежал в авимастерские, куда с фронта на ремонт прибывали подбитые и поврежденные самолеты. В мае 1942 года Николаю Каманину наконец-то разрешили отправиться на фронт. Перед отъездом он серьезно поговорил со своим сыном, позволив Аркадию работать в авиаремонтных мастерских в летнее время по 6 часов в день, а во время учебы – по 2-3 часа. На деле же, как позднее узнал Николай Петрович, его сын пропадал в мастерских по 10-12 часов в сутки, заскакивая в школу только на два урока. А уже в январе 1943 года он и вовсе бросил учебу, написав отцу о том, что доучиваться будет уже после войны.

К тому моменту Николай Каманин формировал на Калининском фронте авиационный корпус. Жена офицера Мария Михайловна, которая полтора военных года работала в госпитале в Ташкенте, также как и Аркадий Каманин, рвалась на фронт. Вместе они выдвинули главе семейства ультиматум: не возьмешь служить к себе в авиационный корпус, сами найдем путь на фронт. В итоге Николай Петрович уступил, Мария Михайловна стала работать делопроизводителем штаба корпуса, а Аркадий – механиком по спецоборудованию в эскадрильи связи штаба 5-го Гвардейского штурмового авиакорпуса.

Аркадий Каманин со своим отцом


При этом Аркадий недолго проработал механиком. Он начал летать на двухместном самолете связи У-2 сначала в роли штурмана-наблюдателя и бортмеханика. К тому моменту он уже досконально знал устройство данного самолета. Биплан У-2 изначально проектировался как учебный, поэтому имел двойное управление в обеих кабинах. Сначала младший Каманин просил после взлета у летчиков разрешения самому пилотировать самолет, они разрешали. Так он понемногу получал настоящую летную практику. А уже в июле 1943 года был выпущен в свой первый «официальный» самостоятельный полет на самолете У-2. После этого в возрасте 14 лет Аркадий Каманин был назначен на должность летчика 423-й Отдельной эскадрильи связи, став самым юным пилотом Великой Отечественной войны. Этому предшествовали два месяца программы тренировочных полетов. А также сдача экзаменов по технике пилотирования, теории полетов, материальной части, аэронавигации. Принимал экзамены и проверял сына в полетах лично Николай Петрович Каманин.

То, что Аркадий был рожден для того чтобы летать, подтверждал и случай, произошедший с ним еще во время его полетов штурманом и бортмехаником. Во время выполнения одного из полетов шальная пуля угодила в козырек кабины пилота, осколки серьезно посекли летчику лицо, кровь мешала ему ориентироваться в пространстве. Чувствуя, что может потерять сознание, он передал управление Аркадию, переключив на него рацию. В итоге паренек привел самолет к аэродрому и доложил обстановку. С земли в небо поднялся командир эскадрильи, который давал Аркадию по рации указания, в результате тот смог самостоятельно посадить самолет, все остались живы.

В первое время новоиспеченный пилот летал на многоцелевом биплане У-2 (По-2) между аэродромами корпуса, а также в штаб воздушной армии и штаб фронта. После того как мастерски на виражах ему удалось уйти от преследовавшего его «мессершмитта», Аркадий начал летать к штабам наземных армий, а также на передовой командный пункт авиакорпуса. В некоторые дни он проводил в небе по 5-6 часов. На его самолете была изображена стрела, которая напоминала молнию. Пилоты эскадрильи связи ласково называли юного пилота – «Летунок».

Легендарный У-2 (По-2)


Однажды, возвращаясь на аэродром с задания, он увидел подбитый немцами штурмовик Ил-2, который находился на нейтральной полосе. Фонарь кабины штурмовика был закрыт. Аркадий предположил, что летчик ранен и не смог выбраться из самолета, он принял решение посадить свой биплан рядом с ним. Под минометным обстрелом противника он сумел посадить самолет рядом с поврежденной машиной и перетащил потерявшего сознание пилота в свой самолет. Помимо этого паренек забрали из Ил-2 фототехнику пилота вместе с отснятым материалом. Подняться в воздух ему помогли наши штурмовики и артиллеристы, которые обеспечивали поддержку, открыв огонь по противнику, отвлекая внимание немцев от взлетающего с «нейтралки» биплана. В результате Аркадий доставил раненого летчика в госпиталь, им оказался лейтенант Бердников, который вылетал к линии фронта с разведывательным заданием по фотосъемке. За спасение летчика Аркадий Каманин был награжден орденом Красной Звезды, на тот момент пареньку было всего 15 лет.

«Летунок» отличался настоящим бесстрашием. Однажды, возвращаясь с задания, он увидел на земле на опушке леса подбитый танк Т-34 – танкисты на земле колдовали над растянутой гусеницей. Приземлившись рядом с ними, Аркадий Каманин поинтересовался, нужна ли танкистам помощь. Выяснилось, что у танка были перебиты два трака, запасные звенья у танкистов были, но подходящих болтов для соединения не было. В результате летчик слетал за недостающими болтами и сбросил их танкистам с воздуха вместе с мазью от ожогов.

Второй орден Красной Звезды Аркадий получил в 1944 году, когда на штаб фронта напали бандеровцы. Взлетев под обстрелом противника, юный летчик с воздуха забросал нападавших ручными гранатами, а также вызвал подкрепление. Атака на штаб фронта была отбита, за этот подвиг, воевавший тогда на 2-м Украинском фронте Аркадий Каманин, был награжден вторым орденом Красной Звезды.


Со временем «летунок» все чаще совершал полеты над неизвестной местностью, в том числе летал в глубокий тыл противника. Так весной 1945 года он сумел успешно доставить элементы электропитания для рации и секретные документы членам отряда партизан, которые действовали в глубоком немецком тылу и скрывались в горной местности в районе чешского города Брно. За этот вылет Аркадий был представлен к ордену Красного Знамени. К концу апреля 1945 года он выполнил более 650 вылетов на связь с частями авиакорпуса и с выносным пунктом управления, налетав в общей сложности 283 часа. За все это время он не имел ни одного летного происшествия и ни одного случая потери ориентировки. Помимо двух орденов Красной Звезды и ордена Красного Знамени он был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В день исторического Парада Победы, который прошел в Москве 24 июня 1945 года, 17-летний Аркадий Каманин прошел по Красной площади в строю лучших летчиков 2-го Украинского фронта.

Во второй половине 1945 года авиакорпус, в котором служил Аркадий Каманин, был из Чехословакии возвращен на родину. Штаб корпуса обосновался в Тирасполе. Юный летчик решил поступать учиться в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, которую в свое время успешно закончил и его отец. Продолжая выполнять обязанности летчика эскадрильи связи корпуса, он засел за штудирование учебников. За полтора года он сумел пройти программу 8, 9 и 10 классов и осенью 1946 года экстерном сдал экзамены, став слушателем подготовительного отделения академии.

К тому моменту всем казалось, что самое страшно уже позади. Семья Каманиных пережила войну и собралась вместе в Москве, Николай Каманин был назначен заместителем начальника Главного управления гражданского воздушного флота СССР. Однако беда подстерегла семью в мирное время. Аркадий заболел гриппом, он не привык жаловаться и стойко переносил свалившуюся на него болезнь на ногах. 12 апреля 1947 года он вернулся к себе домой с лекции и, сказав, что у него болит голова, прилег отдохнуть. К вечеру, когда его стали будить к ужину, он уже не встал. Без сознания его доставили в больницу, всю ночь московские медики пытались вывести юношу из комы, но у них ничего не вышло. Утром Аркадия Каманина не стало, ему было всего 18 лет. Проведенное вскрытие показало, что причиной его смерти был менингит. Аркадия Каманина похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Аркадий Каманин со своим младшим братом Львом


Так трагично уже в мирное время оборвалась жизнь молодого человека, прошедшего войну, избежавшего ранений и травм. Он мог сделать отличную карьеру в авиации, в академии имени Жуковского он учился с большим старанием. В будущем он мог попасть и в первый отряд советских космонавтов, так как его отец стал организатором и руководителем их подготовки, но судьба распорядилась иначе, оборвав жизнь самого юного летчика Великой Отечественной войны буквально на взлете.

Юферев Сергей