Крым в годы первой мировой войны

Содержание

Первая мировая и Крым

11 ноября весь мир отмечает окончание Первой мировой войны – страшной бойни, навсегда отделившей галантный 19 век от кровавого 20 века. Не обошла она стороной и Крымский полуостров. Незаслуженно забытый, но оттого не менее важный в нашей истории конфликт – в новом материале на Крым.Реалии.

Россия вступила в Первую мировую войну 1 августа (19 июля) 1914 года, а уже на следующий день указом Николая II Таврическая губерния была объявлена на военном положении. Дислоцированные в Крыму 49-й Брестский и 50-й Белостокский пехотный полк вместе с 13-й артиллерийской бригадой были отправлены на фронт, дополнительно на полуострове сформировали 246-й Бахчисарайский пехотный полк и мобилизовали еще 15 тыс. человек. В Севастополе ввели комендантский час, на Южном берегу – светомаскировку. Было развернуто 30 баз для гидросамолетов.

3 августа (21 июля) 1914 года появились первые госпитали в частных имениях, 25 (12) сентября 1914 года на фронт отправился сформированный в губернии лазарет на 200 коек, а в Симферополе был развернут стационарный госпиталь на полтысячи мест.

9 августа (27 июля) губернатор Николай Лавриновский издал обращение к населению Тавриды, в котором говорилось:

се силы нашего Отечества напряжены для борьбы с врагами. По призыву царя народ русский встал как один человек Николай Лавриновский

​»Все силы нашего Отечества напряжены для борьбы с врагами. По призыву царя народ русский встал как один человек, и наши доблестные войска пошли в бой с германцами и австрийцами на защиту Престола и Родины. Святое дело народной войны потребует от нас многих жертв. Свою жизнь и кровь принесут на алтарь Отечества наши воины. Мы же, все те, кого не коснулись непосредственно тягости войны, обязаны исполнить свой первый и священный долг – оказать посильную помощь больным и раненым воинам».

Созданный тогда же губернский комитет в течение месяца собрал для войск пожертвований на сумму в 126,5 тыс. рублей, не считая теплых вещей и предметов первой необходимости.

Начало войны привело к росту патриотических настроений: в Симферополе и Ялте состоялись шествия в честь России и императора, в Карасубазаре (Белогорске) случилась стихийная манифестация в честь британских союзников. Одновременно в губернии был ужесточен полицейский режим. Телеграммой министра внутренних дел Николая Маклакова предписывалось

«Следить за настроением населения и за деятельностью злонамеренных лиц, сеющих в его среде ложные и возбуждающие слухи… пресекать в зародыше все аграрные и погромные движения, нарушающие общественный порядок», а главнокомандующий великий князь Николай Николаевич велел «подавлять всякие народные беспорядки быстро и решительно в самом их начале, для чего войскам предписано самое энергичное содействие гражданской власти».

В сложном положении оказалось 6% немецкого населения Крыма. В июле-августе императорским указом были выселены с полуострова вначале германские и австрийские подданные, а затем – все немцы призывного возраста

В сложном положении оказалось 6% немецкого населения Крыма. В июле-августе императорским указом были выселены с полуострова вначале германские и австрийские подданные, а затем – все немцы призывного возраста. За оставшимися установлен жандармский надзор. Начался бойкот немецких товаров. Позже, после заседания Таврического губернского правления 12 марта (27 февраля) 1916 года, было принято решение о ликвидации землевладения «австрийских, венгерских или германских выходцев», что вскоре привело к упадку сельского хозяйства на севере Крыма. Кроме них подлежали выселению подданные других враждебных России государств, однако им предлагалась альтернатива – получение российского гражданства. После вступления в войну Османской империи под подозрением оказались единоверные туркам крымские татары.

Боевые действия в Крыму начались на рассвете 29(16) октября 1914 года с обстрела немецким линейным крейсером «Гёбен» (под турецким флагом и с двумя турецкими миноносцами) Севастополя. На обратном пути крейсер утопил российский минный заградитель, повредил один из трех миноносцев, идущих ему на помощь, а также захватил один пароход. Эти события вошли в историю как «Севастопольская побудка». Еще раньше ночью немецкий крейсер «Бреслау» (под турецким флагом) поставил в Керченском проливе мины, на которых погибли два российских парохода. Утром турецкий крейсер «Гамидие» бомбардировал Феодосию и утопил у мыса Меганом близ Алушты один парусник и один пароход. Турецкий заградитель «Нулуфер» возле Севастополя также уничтожил один российский пароход. Город был объявлен на осадном положении, полуостров – прифронтовой зоной.

2 ноября (20 октября) Николай II подписал манифест об объявлении войны Турции.

«В безуспешной доселе борьбе с Россией, стремясь всеми способами умножить свои силы, Германия и Австро-Венгрия прибегли к помощи оттоманского правительства и вовлекли в войну с нами ослепленную ими Турцию. Предводимый германцами турецкий флот осмелился напасть на наше Черноморское побережье… С полным спокойствием и упованием на помощь Божию примет Россия это новое против нее выступление старого угнетателя христианской веры и всех славянских народов. Не впервые доблестному русскому оружию одолевать турецкие полчища – покарает он и на сей раз дерзкого врага нашей Родины. Вместе со всем народом русским Мы непреклонно верим, что нынешнее безрассудное вмешательство Турции в военные действия только ускорит роковой для нее исход событий и откроет России путь к разрешению завещанных ей предками исторических задач на берегах Черного моря».

Сухопутные боевые действия развернулись на Кавказе, где российская армия медленно, но уверенно следующие три года продвигалась в глубь турецкой территории. Крым превратился в тыл Кавказского фронта. Из крымских портов в действующую армию перевозили войска, амуницию и технику, а многочисленные санатории стали госпиталями для раненых.

Не меньшее значение имели боевые действия на море. Российский Черноморский флот, пользуясь численным преимуществом в небольших кораблях, осуществлял перманентную блокаду угольных терминалов на турецком побережье, а также оказывал поддержку войскам на Кавказе. Однако качественно превосходство «Гёбена» не позволяло России завоевать господство на море. Обе стороны проводили рейдерские атаки на торговые суда противника и массово минировали территориальные воды друг друга.

Командующим российским Черноморским флотом с 1911 года был адмирал Андрей Эбергард, человек чрезвычайно опытный, но и чрезмерно осторожный

Командующим российским Черноморским флотом с 1911 года был адмирал Андрей Эбергард, человек чрезвычайно опытный, но и чрезмерно осторожный. Его противником был немецкий контр-адмирал Вильгельм Сушон, командовавший изначально «Гебеном» и «Бреслау», а с 1914 года – всем турецким флотом на Черном море.

Вступление Османской империи в войну существенно ухудшило положение империи Российской. Стамбул не был в силах нанести военное поражение Петербургу (в то время Петрограду), но перекрыв черноморские проливы, заблокировал 70% товарооборота России с союзниками, прежде всего экспорт зерна и импорт вооружений. Это в итоге привело к «снарядному голоду» российской армии и росту долгов империи перед союзниками. Ответные действия России спровоцировали угольный дефицит в Турции.

18 (5) ноября 1914 года у мыса Сарыч (на полпути между Алупкой и Севастополем) российская эскадра из 5 броненосцев, 3 крейсеров и 12 эсминцев и миноносцев вступила в бой с обоими немецкими крейсерами, но не смогла их уничтожить. Уже 7 декабря (24 ноября) «Бреслау» обстрелял тральщики неподалеку от Севастополя, а 25 (12) декабря близ Севастополя вступил в перестрелку с российскими эсминцами.

8 февраля (26 января) 1915 года «Бреслау» бомбардировал Ялту, 18 (5) марта в сопровождении двух турецких миноносцев – Феодосию. 3 апреля немецкие крейсеры близ Севастополя потопили 2 парохода.

В это же время войска Антанты готовились вывести Турцию из войны, высадив в черноморских проливах десант и захватив Стамбул. Во исполнение этого плана в марте и мае 1915 года Черноморский флот дважды бомбардировал укрепления Босфора. В конечном итоге союзная Дарданелльская операция полностью провалилась, и Турция продолжила войну.

В июле и октябре 1915 года были введены в строй новейшие российские дредноуты, соответственно «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», которые могли противостоять немецким крейсерам

В июле и октябре 1915 года были введены в строй новейшие российские дредноуты, соответственно «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», которые могли противостоять немецким крейсерам. Корабли Черноморского флота были разделены на три группы, каждая из которых была сильнее «Гебена», что позволило России захватить стратегическую инициативу на море. Участились атаки на турецкое побережье.

У берегов Крыма возросла активность германского подводного флота. «UB-8» уничтожила 9 сентября 1915 года у горы Аю-Даг 3 шхуны, 11 сентября у Феодосии – еще одну. В этот же день субмарина обстреляла артиллерийским огнем торпедную станцию у мыса Киик-Атлама близ Орджоникидзе (Кайгадора). 7 октября у Севастополя «UB-14» остановила и потопила пароход.

А вскоре в войну на стороне Германии вступила Болгария…

(Продолжение следует)

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции

Императорский Черноморский флот России

У этого термина существуют и другие значения, см. Черноморский флот.

Черноморский флот Российской империи


Черноморский флот в Феодосии накануне Крымской войны. Полотно Ивана Айвазовского

Годы существования

1783—1856
конец XIX века—1918

Страна

  • Российская империя

Входит в

Российский императорский флот

Тип

Военно-морской флот

Дислокация

  • Севастополь

Участие в

Русско-турецкая война 1787—1792
Война Второй коалиции
Русско-турецкая война 1806—1812
Русско-турецкая война 1828—1829
Крымская война
Первая русская революция
Первая мировая война

Преемник

Черноморский флот ВМФ СССР

Командиры

Известные командиры

Григорий Потёмкин
Марко Войнович
Фёдор Ушаков
Павел Чичагов
Михаил Лазарев
Владимир Корнилов
Павел Нахимов
Андрей Эбергард
Александр Колчак
Роберт Вирен

Черноморский флот Российской империи был создан на Чёрном море после присоединения Крыма к России. Официальной датой создания считается 2 (13) мая 1783 года, когда 11 кораблей Азовской флотилии впервые вошли в Ахтиарскую бухту. Однако основное ядро флота в это время только строилось, и фактически флот был образован только после объединения кораблей Азовской военной флотилии с присоединившейся к ней позже вновь созданной Днепровской военной флотилией.

Создание флота

2 (13) мая 1783 года Азовская флотилия (11 кораблей) вошла в Ахтиарскую бухту (Крымский полуостров), где на месте поселения Ахтиар ещё через год была заложена крепость и город Севастополь, ставший главной базой флота (с 1804 года — главным военным портом).

2 (13) мая 1783 года в Ахтиарскую (впоследствии Севастопольская) бухту прибыл для постоянного базирования первый отряд из 11 судов Азовской флотилии под флагом вице-адмирала Ф. А. Клокачева, который 11.01.1783 г. был назначен командующим «флотом, заводимым на Чёрном и Азовском морях».

В 1785 году строящийся Черноморский флот императорским указом Екатерины был выведен из подчинения у находившейся в Петербурге Адмиралтейств-Коллегии и подчинён Потемкину.

В этом же году для непосредственного управления флотом в Херсоне было создано особое Черноморское адмиралтейское правление, устроенное наподобие петербургской Адмиралтейств-Коллегии, и был утвержден штат этого правления: председателем Адмиралтейского Правления был «флагман, командующий флотом из адмиралов или вице-адмиралов», и при нём капитан над портом из капитанов 1-ранга. Членами правления были обер-кригс-комиссар, цейхмейстер, казначей и контролер. Центральными органами управления были Канцелярия при правлении и шесть экспедиций Кригсрехтских дел, Экипажская и интендантская, Контрольная, Казначейская, Комиссариатская и Артиллерийская. Всего по штату 1785 г. в Правлении и Экспедициях должно было состоять 145 человек, с годовым жалованием 17758 рублей 50 копеек.

В этом же году был утвержден и первый штат Черноморского флота в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судов, личного состава — 13,5 тысяч человек.

C 1785 года был утверждён первый штат ЧФ в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судов. Личный состав насчитывал 13,5 тыс. человек. Для управления флотом в Херсоне было создано Черноморское адмиралтейское управление.

В 1787 году сама российская императрица Екатерина II вместе с австрийским императором Иосифом II побывала на церемонии спуска достраиваемых кораблей флота в Херсоне.

Позднее на главную базу прибыли 17 кораблей вновь созданной Днепровской флотилии, уже успевшей в 1788 году разгромить османский флот под Очаковым. Эти корабли составили ядро нового флота.

Вскоре прибыл второй отряд Днепровской флотилии (17 судов), которые совместно с первым отрядом составили ядро Черноморского флота. До этого времени русские военные суда ходили и вели боевые действия с неприятелем на Чёрном море, но постоянно на его берегах не базировались. На берегу бухты началось строительство казарм, верфи, складов.

Председателем Черноморского адмиралтейского правления в 1792—1799 был Н. С. Мордвинова.

Парусный флот — развитие и боевое использование

В XVIII—XIX веках Черноморский флот успешно действовал в войнах России с Османской империей, Францией и другими государствами.

Строительство и победы Черноморского флота связаны с именами выдающихся флотоводцев: Г. А. Потёмкина, Джон Пол Джонса, Нассау-Зигена, Ф. Ф. Ушакова, Д. Н. Сенявина, М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, М. И. Войновича и других.

Русско-турецкая война 1787—1791

Основная статья: Русско-турецкая война 1787—1791

Несмотря на численное превосходство турецкого флота, российский Черноморский флот нанёс ему крупные поражения в сражениях в днепровском Лимане (1788 год), у Фидониси (1788 год), в Керченском сражении (1790 год), у Тендры (1790 год) и у мыса Калиакрия (1791 год).

В войне ярко проявилось флотоводческое искусство контр-адмиралов Джон Пол Джонса, Нассау-Зигена, Н. С. Мордвинова, М. И. Войновича и Ф. Ф. Ушакова.

В 1789 году в Николаеве была заложена кораблестроительная верфь, и сюда из Херсона было переведено Черноморское адмиралтейство.

Война с Францией

Основная статья: Средиземноморский поход Ушакова

Во время войны с Францией эскадра Черноморского флота под командованием Ушакова вела в 1798—1800 годах боевые действия в Средиземном море, освободила Ионические острова, штурмом овладев островом Корфу.

Русско-турецкая война 1806—1812

Основная статья: Русско-турецкая война 1806—1812

В 1807 году эскадра под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина, действуя в Эгейском море, разгромила турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях.

Русско-турецкая война 1828—1829

Основная статья: Русско-турецкая война 1828—1829

Черноморский флот содействовал наступлению войск на Балканском и Кавказском театрах военных действий. Неувядаемой славой покрыл себя бриг «Меркурий», одержавший победу в бою с двумя турецкими линейными кораблями. В период командования ад. Лазарева М.П., к середине XIX века Черноморский флот был лучшим парусным флотом в мире и включал 14 парусных линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 6 пароходофрегатов и др.

Крымская война

Основная статья: Крымская война

Крымская война 1853—1856 велась Россией с коалицией Франции, Османской империи, Великобритании и Сардинии за господство на Балканах, в бассейне Чёрного моря, на Кавказе.

18 (30) ноября эскадра под командованием вице-адмирала Нахимова в ходе Синопского сражения уничтожила турецкую эскадру Османа-паши. «Синопский инцидент» послужил формальным основанием для вступления Англии и Франции в войну против России.

Во время Севастопольской обороны 1854—1855 большая часть судов Черноморского флота была затоплена на Севастопольском рейде, черноморским морякам под руководством адмирала В. А. Корнилова, вице-адмирала П. С. Нахимова и В. И. Истомина пришлось сражаться на суше.

После Крымской войны

По Парижскому мирному договору 1856 года Россия была лишена права держать военный флот на Чёрном море.

Согласно отдельной русско-турецкой конвенции, подписанной по окончанию Крымской войны, каждая из черноморских держав могла иметь для береговой службы по шесть паровых судов длиной до 50 метров по ватерлинии и водоизмещением до 800 тонн, а также по четыре легких паровых или парусных судна водоизмещением до 200 тонн. Однако, в результате того, что во время войны Россия потеряла большую часть Черноморского флота, на Чёрном море не было даже установленного количества судов. По этой причине сюда были переведены шесть корветов Балтийского флота. В сентябре 1857 года из Кронштадта в Николаев под командованием капитана 1-го ранга И. Ф. Лихачева прибыл отряд из корветов «Зубр», «Рысь» и «Удав», а к концу апреля 1858 года прибыл второй отряд, состоящий из корветов «Буйвол», «Вепрь» и «Волк», под командованием капитана 1-го ранга А. Х. Винка. Позже для нужд флота уже в Николаеве были построены парусно винтовые корветы «Сокол», «Ястреб», «Кречет», «Львица» и «Память Меркурия». Заложенный в Николаевском адмиралтействе до окончания войны корвет «Воин» не проходил по требованиям к водоизмещению и после спуска на воду был введен в состав флота в качестве транспорта.

Ограничения Парижского мира были сняты в 1871 году.

Возрождение флота

Спуск броненосца «Чесма» в Севастополе. 1886 год (А. К. Беггров).

В конце XIX века Черноморский флот был возрождён как паровой броненосный флот, причем строящиеся в Николаеве и Севастополе броненосцы были более мощными и крупными, чем корабли аналогичного класса на Балтике. Причина этого кроется в том, что международные соглашения запрещали проход военных кораблей через Босфор и Дарданеллы, и в штабах регулярно строились планы по их захвату, а контролирующая их Османская империя и стоящая за ней Великобритания считались более вероятными противниками, чем весьма удаленная Япония или дружественная Германия. К тому же на Балтике значительная часть средств уходила на строительство крейсеров — истребителей торговли, а броненосцы долго не могли избавиться от ярлыка кораблей береговой обороны.

Таким образом, вплоть до конца 90-х годов Черноморский флот располагал куда более полноценными линкорами, чем Балтийский, и всего к началу XX века в составе Черноморского флота было уже 7 эскадренных броненосцев, 1 крейсер, 3 минных крейсера, 6 канонерских лодок, 22 миноносца и др.

1905—1907

Основная статья: Революция 1905—1907 годов в России

В 1905 году на флоте имели место беспорядки на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» и крейсере «Очаков» (Севастопольское восстание).

По состоянию на 1906 год ЧФ состоял из: 8-ми броненосцев («Чесма», «Синоп», «Екатерина II, «Георгий Победоносец», «XII Апостолов», «Ростислав», «3 Святителя», «Пантелеймон»), 2-х крейсеров («Кагул» и «Очаков».), 1-го крейсера («Память Меркурия»), 3-х минных крейсеров («Капитан Сакен», «Гридень», «Козарский».), 13-ти эскадренных миноносцев, 10-ти миноносцев, 2-х минных транспортов, 6-ти канонерских лодок и 10-ти транспортов. Строились 2 эскадренных броненосца («Евстафий» и «Иоанн Златоуст») и 4 минных крейсера типа «Капитан Баранов».

В мае 1906 года снаряду с Главным морским штабом был организован Морской генеральный штаб, взявший на себя функции оперативного органа.

В этот период разрабатывалась и активно обсуждалась новая программа военного кораблестроения — «Программа развития и реформ вооружённых сил России», известная как «Малая судостроительная программа», которая была утверждена императором Николаем II 6 июня 1907 года, но впоследствии размер ассигнований был сокращён, а сама программа получила название «Распределение ассигнований на судостроение» (до 1911 года планировалось достроить уже начатые суда и заложить для ЧФ 14 эскадренных миноносцев и 3 подводные лодки) и была частично утверждена Государственной Думой весной 1908 года.

Предвоенный период и Первая мировая война

Начиная с 1909 года шла активная подготовка и обсуждение новой судостроительной программы — «Десятилетней программы судостроения (1910—1920 гг.)» — так называемой «Большой судостроительной программы», которая в конечном своём варианте предусматривала строительство для ЧФ: 9-ти эскадренных миноносцев типа «Новик» и 6-ти подводных лодок; судов для БФ и Флотилии Тихого океана, а также перевооружение и модернизацию нескольких линейных кораблей — Три Святителя, XII апостолов, Георгий Победоносец. Программа была утверждена 25 марта 1910 года императором Николаем II, однако до 1911 года Государственной Думой не рассматривалась.

17 января 1911 года Государственная Дума выделила средства на строительство 3-х линейных кораблей типа «Императрица Мария», закладка которых была предусмотрена по программе Морского министерства «Об ассигновании средств на усиление черноморского флота», а также на сокращение сроков закладки кораблей, предусмотренных программой 1910 год.

В 1911 году Морским министерством и Морским генеральным штабом начался пересмотр программы 1910 года. В конечном счёте их работа привела к тому, что 25 апреля 1911 года Николай II утвердил «Законопроект о военно-морском флоте» совместно с первоочередной его частью — «Программой спешного усиления Балтийского флота». Закон предусматривал иметь к 1930 года две действующие и одну резервную эскадры в составе БФ; одну действующую и одну резервную в составе ЧФ; а состав Флотилии Тихого океана рассматривался отдельно). После некоторых задержек, небольших корректировок, утверждения Совета министров, Государственного совета, 6 июня 1912 года Государственной Думой данная программа и Закон о флоте были утверждены. Она предусматривала строительство с 1912 по 1916(7) годы для Черноморского флота 2-х лёгких крейсеров типа «Светлана» («Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев») и значительного числа кораблей и подводных лодок для БФ.

К середине 1914 года была одобрена и утверждена «Программа нового усиления Черноморского флота», предусматривающая строительство четвёртого линкора из серии «Императрица Мария» — Император Николай I, 2-х лёгких крейсеров типа «Светлана» («Адмирал Истомин», «Адмирал Нахимов»), 8-ми эскадренных миноносцев типа «Новик», а также 6-ти подводных лодок, в дополнении к предыдущим программам.

К началу Первой мировой войны в составе Черноморского флота имелось: флагман флота «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон» (бывший «Князь Потёмкин-Таврический»), «Ростислав», «Три Святителя», «Синоп»; 2 крейсера типа «Богатырь», 17 эскадренных миноносцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки.

Дредноуты Черноморского флота

«Императрица Мария» на якорной стоянке, 12 мая 1916 годаЛинейный корабль «Воля», бывший «Император Александр III» в Севастополе.

Военные действия первых лет войны показали, что линкоры додредноутного типа не могут эффективно противостоять кораблям нового типа: бригада старых русских броненосцев не могла пресечь действия в Чёрном море германского линейного крейсера «Гёбен», формально проданного Турции и получившего на турецкой службе новое название «Султан Явуз Селим». Более того, наличие у противника дредноута сковывало действия всего ЧФ: эскадра опасалась выхода в море иначе как в полном составе. Тогда как корабли противника, хотя избегали прямого столкновения с превосходящими силами, при всей их немногочисленности и слабости обеспечивали достаточно эффективный контроль над акваторией малыми группами или поодиночке. Так, с 29 по 30 октября германо-турецкий флот нанёс удар по нескольким Российским городам: Севастополю, Феодосии, Одессе и Новороссийску.

5 (18) ноября 1914 год вблизи Ялты произошло боевое столкновение российской Черноморской эскадры с «Гебеном» и «Бреслау», известное как бой у мыса Сарыч. Бой свёлся к скоротечной перестрелке между «Евстафием» и «Гебеном». Оба корабля получили повреждения, однако, пользуясь преимуществом в скорости хода, германские крейсера смогли оторваться и уйти. Общие потери немцев, по разным оценкам, составили от 112 до 172 человек, русских — 58.

26 декабря «Гёбен» наскочил на минное поле, установленное русскими кораблями вблизи входа в пролив Босфор, после чего смог выйти в море только в начале апреля 1915 года.

Уже во время войны в строй вступили линкоры дредноутного типа: «Императрица Мария» и «Екатерина Великая». Третий дредноут «Император Александр III» был введен в строй уже после Февральской революции. А четвёртый дредноут «Император Николай I» был спущен на воду, но в состав флота до конца войны не вошёл из-за резко обострившейся обстановки после Февральской революции. За годы войны в состав флота были введены 9 эсминцев, 10 подводных лодок, 2 авиатранспорта (прообразы авианосцев) и ряд других кораблей.

8 января 1916 года произошло боевое столкновение «Гёбена» с Екатериной Великой (немцы ошибочно полагали, что встретились с линкоре «Императрицей Марией»). Несмотря на сильную на тот момент изношенность, «]» все ещё имел преимущество в скорости и смог уйти. Но активность германского крейсера сохранялась: вскоре после этого столкновения он прикрывал транспорты с войсками, а летом даже обстреливал Туапсе. Немцы увеличили угол возвышения своих орудий, чтобы увеличить их дальность и быть способными к ответу новым русским линкорам на предельной для них дистанции.

3 апреля бронепалубный крейсер «Меджидие», шедший в сторону Николаева, наскочил на мину и затонул, что сорвало т. н. «Одесскую операцию», ставящей целью бомбардировку Одессы. Примечательно, что через год данный крейсер после капитального ремонта и модернизации вошел в состав ЧФ под названием «Прут».

15 июля 1916 года вице-адмирал А. В. Колчак принял командование над Черноморским флотом Российской Империи. Основной стратегической задачей Александр Васильевич считал полное минирование выхода из Босфора в Чёрное море.

7 (20) октября 1916 года на линкоре «Императрица Мария» произошёл взрыв порохового погреба, корабль затонул (225 погибших, 85 тяжелораненых). А. В. Колчак лично руководил операцией по спасению моряков и тушению пожара, он сильнейшим образом переживал за случившееся.

Вступление в строй новых линейных кораблей позволило флоту установить блокаду угольного района в Анатолии (порты Зунгулдак, Козлу, Эрегли, Килимли), служившего единственным источником местного угля для Константинополя, а также турецкого флота и железнодорожного транспорта. К октябрю 1916 подвоз угля из Зунгулдака в Константинополь практически прекратился. Блокада привела к резкому сокращению операций турецкого флота, в том числе прекращению тральных работ в устье Босфора. Из-за отсутствия угля в 1917 году «Гебен» ни разу не вышел в море.

С 1914 по 1917 годы Черноморский флот активно содействовал сухопутным войскам Кавказского фронта на приморских направлениях (подвоз продовольствия и боеприпасов, высадка десантов и т. д.). На протяжении всего 1916 и вплоть до весны 1917 года шла активная подготовка к Босфорской операции.

По мнению некоторых исследователей, активная и грамотная деятельность А. В. Колчака по минированию выхода из Босфора и порта Варна, привела к установлению полного господства Черноморского флота и «ни одно неприятельское судно» вплоть до лета 1917 года не появлялось в акватории Чёрного моря.

После Октябрьской революции. Ликвидация флота

Несмотря на разложение дисциплины, к концу 1917 года Черноморский флот оставался грозной силой — только в Севастополе на кораблях и в крепости находилось 2294 офицера и 25028 матросов и солдат.. К этому моменту на иных кораблях сложились отношения, мало чем отличающиеся от отношений в преступных сообществах.

После Октябрьской революции в Петрограде централизованное управление флотом было нарушено: 16 декабря 1917 года в Севастополе был создан Военно-революционный комитет, который взял управление флотом в свои руки. Были образованы и иные революционные органы управления — Севастопольский совет, и Черноморский центрофлот. В декабре 1917 — феврале 1918 гг. на Флоте прокатилась волна бессудных убийств офицеров — было убито до 1000 офицеров (в том числе отставных, проживавших в Крыму). Оставшиеся офицеры были запуганы или дезертировали. Такие чудовищные потери офицерского состава привели к тому, что Черноморский флот фактически прекратил своё существование в качестве цельной боевой единицы. К этому нужно добавить, что после заключения перемирия на Восточном фронте на Флоте началась тотальная демобилизация личного состава, приведшая к тому, что к моменту заключения Брестского мира Флот оставило две трети его состава военного времени.

По Брестскому мирному договору база флота в Севастополе и полуостров Крым не подпадали под территории, отходящие под контроль Центральных держав, однако позднее Крым был включён в сферу интересов Германии по секретному соглашению с Австро-Венгрией, подписанному 29 марта 1918 года в Бадене. Воспользовавшись как предлогом для вторжения в Крым тем, что сухопутные отряды, состоящие из матросов Черноморского флота, вступили в бои с продвигающимися по Украине германо-австрийскими войсками, Германия начала вторжение в Крым 18 апреля 1918 года. 22 апреля 1918 года Народный комиссар иностранных дел Советской России Г. В. Чичерин направил ноту протеста германскому правительству: «Продвижение в Крым является существенным нарушением Брестского мира, так как является вторжением в пределы Советской Республики. Вторжение угрожает нашему Черноморскому флоту, что может повести к столкновениям, вызываемым интересами самосохранения флота…», на что посол Германии в Москве граф Мирбах ответил: «Императорское правительство считает себя вынужденным, ввиду нападения флота из Севастополя против Херсона и Николаева, продвинуть туда войска и занять Севастополь».

Хотя ещё 22 марта 1918 года коллегия наркомата по морским делам подготовила для советского правительства доклад в котором предлагалось принять меры к переводу флота из Севастополя в Новороссийск и к уничтожению того имущества, которое вывезено быть не может, никаких мер для реализации этих предложений советское руководство не предприняло.

29 апреля 1918 г. командующий флотом контр-адмирал М. П. Саблин отдал приказ о переводе флота в Новороссийск. Для того, чтобы уберечь корабли от огня немецкой артиллерии Саблин дал распоряжение поднять на кораблях флаг украинских националистов, но бригада эсминцев и ряд других кораблей отказались выполнить это распоряжение. 29 апреля в 23:30, первая группа кораблей Черноморского флота начала прорыв в Новороссийск. 30 апреля Севастополь покинули основные силы, в том числе линкоры «Воля» (бывший «Император Александр III») и «Свободная Россия» (бывшая «Императрица Екатерина Великая»).

23 мая 1918 года немцы потребовали возвращения флота в Севастополь, угрожая в противном случае возобновлением наступления. Это наступление началось 9 июня, причём снова было выдвинуто требование о переводе кораблей из Новороссийска в Севастополь. Не имея возможности противостоять немецкому наступлению, и не имея сил воевать с немцами Советское правительство ещё 6 июня по приказу Ленина решило затопить корабли в Новороссийске: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)». Однако экипажи части кораблей во главе с линкором «Воля», отказались выполнять этот приказ и 17 июня вышли из Новороссийска в Севастополь, где немцы захватили корабли и увели их в турецкие порты. Впоследствии, эти корабли были возвращены Антантой Белому флоту и стали ядром Русской эскадры.

Суда, где были сильны организации большевиков и сочувствующих, решили остаться, на них были вывешены сигналы: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России». Вечером 17 июня командиры оставшихся кораблей В. А. Кукель, В. А. Алексеев, С. В. Анненский, Е. С. Гернет и др. выработали план потопления Красного Черноморского флота, к реализации которого и приступили с утра 18 июня.

Эсминцы «Керчь» (командир Кукель) и «Лейтенант Шестаков» начали буксировку покинутых матросами кораблей в открытое море. На эсминце «Гаджибей» был поднят сигнал «Погибаю, но не сдаюсь». В 15:45 началось затопление флота в Цемесской бухте. Эсминец «Керчь», торпедировавший корабли на рейде Новороссийска, ушёл к Туапсе, где и затопился сам.

> Командующие флотом Основная статья: Командующие Черноморским флотом > См. также

  • История Черноморского флота
  • Черноморский флот ВМФ СССР
  • Черноморский флот ВМФ России
  • Военно-морские силы Украины

Примечания

  1. 1 2 3 4 Г. А. Аммон. Морские памятные даты. Москва. Воениздат. 1987 г. стр.79
  2. 1 2 Из фондов РГА ВМФ (избранное)
  3. John Sweetman. Crimean War, Essential Histories 2. — Osprey Publishing, 2001. — ISBN 1-84176-186-9.
  4. Correspondent. In the House of Lords, The Morning Chronicle (28 марта 1854), С. 4.
  5. Парижский мир. «Военная Литература». Дата обращения 29 ноября 2013.
  6. Русский флот выходит в океан. «Военная Литература». Дата обращения 29 ноября 2013.
  7. Корветы Черноморского флота. randewy.ru. Дата обращения 29 ноября 2013.
  8. Петров, 1926, с. 104—105.
  9. Петров, 1926, с. 122.
  10. Петров, 1926, с. 134.
  11. 1 2 Петров, 1926, с. 139.
  12. 1 2 Шацилло К. Ф. Последняя военно-морская программа царского правительства // Отечественная история. 1994. Отечественная история. № 2, С. 161—165.
  13. Петров, 1926, с. 148.
  14. Петров, 1926, с. 148—149.
  15. Петров, 1926, с. 173—176.
  16. Больных А. Морские битвы первой мировой: Трагедия ошибок. М., 2002. — С. 247—249.
  17. Гессен Г. В. Протоколы допроса адмирала А. В. Колчака чрезвычайной следственной комиссией в Иркутске 21 января — 7 февраля 1920 г. // Архив Русской Революции. — 1-е изд. — Berlin: Slowo-Verlag, 1923. — Т. X. — 324 с.
  18. Утренние взрывы в Северной бухте (Гибель «Императрицы Марии») // Тайны истории
  19. 1 2 Бубнов А. Д. В царской ставке: Воспоминания адмирала Бубнова. — Нью-Йорк: изд-во им. Чехова, 1955. — 405 с. — С. 232—233
  20. 1 2 Новиков Н. «Операции флота против берега на Чёрном море в 1914—1917 гг.» — М.: Воениздат НКО СССР, 1937., глава III (militera.lib.ru/h/novikov_n/index.html)
  21. «German Battlecruisers 1914-18» стр. 19
  22. Мультатули П. В. «Господь да благословит решение мое…» Император Николай II во главе действующей армии и заговор генералов. — СПб.:Сатисъ, 2002. — Тираж 4000 экз. Часть 2. Николай II во главе армии: Глава 7. Николай II и вопрос о черноморских проливах.
  23. Айрапетов О. Р. Участие Российской империи в Первой мировой войне (1914—1917). Том 3. 1916 год. Сверхнапряжение. М. Кучково поле. 2015. — 650 с. ISBN 978-5-9950-0479-0, 978-5-9904362-6-8
  24. Аллен У., Муратов П. Битвы за Кавказ. История войн на турецко-кавказском фронте. 1828—1921 / Пер. с англ. Е. В. Ламановой. — М.: Центрполиграф, 2016. — 606 с. — ISBN 978-5-9524-5203-9.
  25. Демократизация Черноморского флота в 1917—1918 гг. (недоступная ссылка). Дата обращения 4 мая 2015. Архивировано 14 апреля 2018 года.
  26. 1 2 Зарубин А. Г., Зарубин В. Г. Без победителей. Из истории Гражданской войны в Крыму. — Симферополь: Антиква, 2008. — 728 с. — 800 экз. — ISBN 978-966-2930-47-4.
  27. Крестьянников В. В. Варфоломеевские ночи в Севастополе в феврале 1918 г. Сайт Севастопольского государственного архива. Архивировано 29 декабря 2012 года.
  28. Зарубин В. Г. Крым в 1918—1919 гг.: интервенты, местные власти и население // Историческое наследие Крыма : журнал. — 2004. — № 5.
  29. 1 2 3 Гутан, 1992.
  30. Эсминец «Керчь» выполнил приказ председателя Совнаркома В. Ульянова (Ленина): «Флот уничтожить немедленно»…

Литература

  • Черноморский флот // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бубнов А. Д. В царской ставке: Воспоминания адмирала Бубнова. — Нью-Йорк: изд-во им. Чехова, 1955. — 405 с.
  • Гутан Н. Р. От Севастополя до Новороссийска : / подгот. публ. Л. А. Кузнецова, археограф. обр. и комм. А. Е. Иоффе // Гангут . — СПб. : Гангут, 1992. — № 4. — С. 98—111 ; 1993 ; № 5. — С. 80—88 ; № 6. — С. 127—143.
  • Войнович П. В. «Воин под Андреевским флагом», М., 2011
  • Корольков М. Я. Шпион Робеспьера в Черноморском флоте // Голос минувшего, 1916. — № 10. — С. 72-80.
  • Лебедев А. А. «К походу и бою готовы? Боевые возможности корабельных эскадр русского парусного флота XVIII — середины XIX вв. с точки зрения состояния их личного состава.» — СПб., 2015. ISBN 978-5-904180-94-2
  • Лебедев А. А. «У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768—1783 гг.)» СПб. — ИПК Гангут 2011—832 с. ISBN 978-5-904180-22-5
  • Лебедев А. А. «От Фидониси до Корфу. За кулисами больших побед Ф. Ф. Ушакова» // Гангут 2011—2012. № 66—67
  • Мязговский Е. А. История Черноморского флота, 1696—1912
  • Петров М. А. Подготовка России к мировой войне на море / С предисловием М. Павловича. Штаб РККА. Управление по исследованию и использованию опыта войн. — М-Л.: Государственное военное издательство, 1926. — 272 с. — 3,000 экз.
  • Шацилло К. Ф. Последняя военно-морская программа царского правительства // Отечественная история. 1994. № 2. С. 161—165.

Черноморский флот в годы Первой Мировой войны

В Первую Мировую войну (1914-1918), супротивником Российской империи на Черном море был германо-турецкий флот. И хотя младотурецкое правительство долго сомневалось с кем ратиться, а с кем дружить и придерживалось нейтралитета. Русское Министерство Иностранных дел (МИД) и разведка, внимательно наблюдали за внутриполитическими событиями в Турции: военный министр Энвер-паша и министр внутренних дел Талаат-паша выступали за союз с Германской империей, а морской министр, начальник гарнизона Стамбула Джемаль-паша за сотрудничество с Францией. Они информировали командующего Черноморским флотом А. А. Эбергарда о состоянии турецкого флота и армии, их приготовлениях, чтобы он мог правильно отреагировать на действия потенциального противника.
С началом войны (1 августа 1914 года Германия объявила войну России), правительство дало адмиралу А. А. Эбергарду указание избегать агрессивных действий, которые могут вызвать войну с Османской империей, укрепив доводы турецкой «партии войны». Черноморский флот имел право начать боевые действия только по распоряжению Верховного главнокомандующего (им был Великий князь Николай Николаевич (младший) с 20 июля 1914 по 23 августа 1915), или по сообщению русского посла в Стамбуле. Хотя русско-японская война (1904-1905) и показала ошибочность подобной позиции, когда японский флот внезапно атаковал Русский Порт-Артурскую эскадру и временно парализовал её деятельность, что позволило японцам провести беспрепятственную высадку сухопутных армий. Имперское правительство, спустя 10 лет «наступило на те же грабли», командующий флотом был связан директивой правительства, указаниями высшего военного командования и не смог осуществить все меры по повышению боеготовности флота, включая возможность превентивного удара. В итоге Черноморский флот, хоть и был существенно сильнее турецких морских сил, был вынужден пассивно ждать нападения противника.

Соотношение сил: Русский Черноморский флот и Германо-турецкий флот
Перед войной Черноморский флот, по всем статьям, имел полное превосходство над врагом: и по количеству вымпелов, по огневой мощи, по боевой подготовке, выучке офицеров и матросов. В его состав входили: 6 линейных кораблей старого типа (т. н. броненосцы, или додредноуты) – флагман флота «Евстафий», «Иоанн Златоуст» (1904-1911 гг. постройки), «Пантелеймон» (бывший печально знаменитый «Князь Потёмкин-Таврический», 1898-1905 гг. постройки), «Ростислав» (1894-1900 гг. постройки), «Три Святителя» (построен в 1891-1895 гг.), «Синоп» (1883-1889 гг. постройки); 2 крейсера типа «Богатырь», 17 эскадренных миноносцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки. Основной базой был Севастополь, флот имел свои верфи в Севастополе и Николаеве. Строились еще 4 мощных линейных корабля современного образца (дредноуты): «Императрица Мария» (1911-июль 1915 г.), «Императрица Екатерина Великая» (1911-октябрь 1915 г.), «Император Александр III» (1911-июнь 1917 г.), «Император Николай I» (с 1914 г., незавершен из-за резкого ухудшения политической и финансово-экономической обстановки после Февральской революции 1917 г.). Также уже в ходе войны Черноморский флот получил – 9 эсминцев, 2 авиатранспорта (прообразы авианосцев), 10 подводных лодок.

В начале 1914 года выход турецкого флота из Босфорского пролива на бой с русским флотом казался фантастикой. Османская империя уже почти два столетия была в упадке, и к 20 веку процессы разложения только усилились. Турция проиграла России в XIX веке три войны (1806-1812 гг., 1828-1829 гг., 1877-1878 гг.), оказалась победителем в Крымской войне (1853-1856 гг.), но только за счёт союза с Англией и Францией; уже в XX столетии была разгромлена Италией в войне за Триполитанию (1911-1912 гг.), и в Балканской войне (1912-1913 гг.). Россия же входила в пятерку мировых лидеров (Великобритания, Германия, США, Франция, Россия). К началу столетия турецкие военно-морские силы представляли собой жалкое зрелище – сборище морально и технически устаревших кораблей. Одна из главных причин этого полное банкротство Турции, денег в казне не было. У турков было всего несколько более или менее боеспособных кораблей: 2 бронепалубных крейсера «Меджидие» (построен в США 1903 г.) и «Гамидие» (Англия 1904 г.), 2 эскадренных броненосца » Торгут Рейс» и «Хайреддин Барбаросса» (броненосцы типа «Бранденбург», куплены в Германии в 1910 г.), 4 построенных во Франции эскадренных миноносца (1907 г. типа «Дюрандаль»), 4 эсминца немецкой постройки (закуплены в Германии в 1910 г., тип «S 165»). Отличительной особенностью турецких морских сил было практически полное отсутствие боевой подготовки.
Нельзя сказать, что турецкое правительство не пыталось изменить ситуацию в свою пользу: так в 1908 году была принята грандиозная программа обновления флота, было решено закупить 6 линкоров новейшего образца, 12 эсминцев, 12 миноносцев, 6 подводных лодок и ряд вспомогательных судов. Но война с Италией, две Балканские войны опустошили казну, заказы были сорваны. Турция заказала ещё корабли во Франции и Англии (что интересно – союзники России по Антанте, но строили корабли для Турции, потенциального противника России на Чёрном море), так в Англии строились линкор, 4 эсминца и 2 подлодки. Это пополнение могло серьёзно изменить баланс сил в пользу Османской империи, но как только началась война Англия конфисковала корабли в пользу своего флота. Только приход из Средиземного моря 10 августа 1914 года двух новейших немецких крейсеров: тяжёлого «Гебена» (назвали «Султан Селим») и легкого «»Бреслау» («Мидилли»), они вошли в состав турецкого флота вместе с экипажами, позволил Турции вести боевые действия в бассейне Чёрного моря. Командир германской Средиземноморской дивизии контр-адмирал В. Сушон возглавил объединённые германо-турецкие силы. «Гебен» был мощнее любого русского линкора старого типа, но вместе русские броненосцы его бы уничтожили, поэтому при столкновении со всей эскадрой «Гебен» уходил, пользуясь своей высокой скоростью.
Справка: Сушон Вильгельм (1864-1946), возглавлял германо-турецкий флот в 1914-1917 гг. В 17 лет стал офицером, служил на различных кораблях, командовал канонеркой «Адлер», принимал участие в аннексии Германией островов Самоа, командир броненосца «Веттин», начштаба Германского Балтийского флота, с 1911 года контр-адмирал, с октября 1913 года командир Средиземноморского дивизиона. С началом войны смог осуществить прорыв в Дарданеллы, при полном превосходстве английского флота, до этого обстрелял француские порты в Северной Африке, задержав прибытие экспедиционного корпуса на три дня, что имело важное значение, при наступлении германских армий на Париж. Своими действиями («Севастопольская побудка») втянул Османскую империю в войну. Довольно успешно действовал против превосходящих сил Антанты, сковал своими действиями Русский Черноморский флот, в сентябре 1917 года переведён на Балтику, возглавил 4-ю эскадру флота. Принимал участие в захвате Рижского залива и Моонзундского архипелага. В марте 1919 года ушёл в отставку, на службу не вернулся, спокойно дожил свои дни, увидев возрождение и повторную гибель германского флота.
Планы сторон
Главной целью Черноморского флота был полное господство на Чёрном море, чтобы надежно защитить стратегически важные объекты у моря, прикрыть фланг Кавказской армии, обеспечить переброску войск и припасов морем. Одновременно нарушить судоходство Турции вдоль её Черноморского побережья. При появлении турецкого флота у Севастополя, русский флот должен был его уничтожить. Кроме того, при необходимости, Черноморский флот готовился провести Босфорскую операцию – по захвату пролива Босфор, силами Черноморского флота и десантных подразделений. Но появление у Турции немецких крейсеров, планы русского командования были спутаны, адмирал Сушон не собирался вступать в бой с главными силами русского флота, а пользуясь своей скорость наносил точечные удары и уходил до подхода основных сил Черноморского флота.
В 1915 году, когда во флот вошли новейшие линкоры типа «Императрица Мария», перед флотом была поставлена задача всеми силами срывать подвоз угля и прочих припасов в район Босфора и оказывать помощь войскам Кавказского фронта. С этой целью были созданы 3 корабельные группы, каждая из которых была мощнее немецкого крейсера «Гебен». Они должны были, меняя друг друга, постоянно находиться у турецкого берега и тем самым выполнять основную задачу флота.
Стратегический умысел командующего объединённым германо-турецким флотом контр-адмирала Сушона заключался в том, чтобы нанести внезапный удар почти одновременно по главной базе русского флота Севастополю, портам Одессе, Феодосии и Новороссийску. Потопить или серьёзно повредить находившиеся там боевые корабли и торговые суда, а также наиболее существенные военные и промышленные объекты на берегу и, тем ослабив русский Черноморский флот, добиться возможности полного превосходства на море. Тем самым немецкий адмирал планировал повторить опыт японцев в 1904 году. Но несмотря на успех операции, Русский флот серьёзных потерь не понёс, у Сушона просто не хватило огневой мощи. Будь флот турок помощнее, Черноморский флот мог получить тяжелейший удар, что резко ухудшило положение Русской Кавказской армии и нарушило черноморские коммуникации.
Начало боевых действий: «Севастопольская побудка»
Вице-адмирал А. А. Эбергард получил известие о выходе 27 октября германо-турецкой эскадры из Босфора, он вывел Черноморский флот в море, целый день прождал на подходах к Севастополю в надежде встретить врага. Но 28-го в штаб флота поступило распоряжение Верховного командования «не искать встречи с турецким флотом и вступать с ним в бой лишь в случае крайней необходимости». Черноморский флот вернулся на базу и больше не предпринимал активных действий. Адмирал А. А. Эбергард хоть и действовал по приказу свыше, но это не снимает с него вины за пассивность, думаю адмирал С. О. Макаров бы не стал считаться с чинами, если речь шла о чести Русского флота.
Конечно, командование флота принимало действия, чтобы не допустить внезапного удара турецкого флота. Велась разведка, на подходах к Севастополю в дозоре находилось три миноносца (которые проморгали германский крейсер), главные силы флота находились в базе в полной готовности. Но всего этого оказалось мало. Командование не сделало никаких распоряжений о подготовке сил флота, включая и Севастопольскую крепость, к отражению атаки врага. Начальник охраны рейдов хотел включить минное поле, но А.А.Эбергард запретил это делать, так как ожидал подход минзага «Прут». Но начальник рейда всё же предупредил командира артиллерии крепости о возможном приходе вражеской эскадры. И береговая артиллерия более или менее выполнила свою задачу.
В итоге Черноморский флот не выполнил своей главной задачи – не смог защитить русское побережье, упустил вражеский флот, который спокойно ушёл к Босфору. 29-30 октября германо-турецкий флот нанёс артиллерийский удар по Севастополю, Одессе, Феодосии, Новороссийску. Это событие получило название – «Севастопольская побудка». В Одессе эсминцы “Муавенет-и Миллет” и “Гайрет-и-Ватание” утопили канонерку “Донец”, обстреляли город и порт. Линейный крейсер «Гебен» подошел к Севастополю и в течение 15 минут беспрепятственно ходил по нашему минному полю, без противодействия, обстреливая город, порт и корабли, стоявшие на внешнем рейде. Электрическая цепь минного поля была выключена, и без приказа никто не включал её. Константиновская батарея молчала, ждала когда немецкий крейсер войдет в пристрелянный квадрат, но открыв огонь, сразу трижды поразила цель. «Гебен» немедленно дал полный ход и ретировался в море. На обратном пути он встретил минный заградитель «Прут», которого с полным грузом мин ждали в Севастополе. Пытаясь спасти «Прут», три бывших в дозоре старых миноносца («Лейтенант Пущин», «Жаркий» и «Живучий») пошли в атаку на «Гебен». У них не было ни одного шанса на успех, но и «Гебен» не смог их утопить, «разошлись миром». Артиллеристы «Гебена» легко отбили эту атаку. Командир минного заградителя капитан 2 ранга Г. А. Быков затопил корабль, что интересно «Гебен» вел по нему огонь – 1 час 5 минут, по практически безоружному кораблю. Но это был успех, т. к. «Прут» вёз большую часть флотских морских мин. Крейсер “Бреслау” поставил мины в Керченском проливе, на которых подорвались и затонули пароходы “Ялта” и “Казбек”. В этом большая вина командующего и его штаба, особенно виноват Верховный командующий, который своими указаниями связал инициативу А. А. Эбергарда . Но в итоге германо-турецкий план всё равно не сработал: слишком были распылены силы первого удара, да и не хватало огневой мощи.
Так Турция вступила в первую мировую войну и в последнию войну с Россией. В этот же день русские корабли начали походы к берегам врага. Огнем крейсера «Кагул» были уничтожены огромные угольные хранилища в Зонгулдаке, а броненосец «Пантелеймон» и миноносцы потопили три груженых войсковых транспорта. Турки были поражены такой активностью русского флота, они просчитались, мня себе, что выиграли время, Черноморский флот был жив и действовал.

Вас как, простите, зовут?

16 августа 1914 года на линейном крейсере «Гёбен» и лёгком крейсере «Бреслау» посреди Константинополя шла торжественная церемония. Вместо германских чёрно-белых флагов с орлом на флагштоках разворачивались красные с полумесяцем. Формально корабли продали Османской империи, однако их немецкие команды остались на своих местах. Разве что офицеры стали носить красные фески.

Начало войны застало эту пару в Средиземном море, но маленькой немецкой эскадре во главе с адмиралом Сушоном удалось ускользнуть от британцев в нейтральный (пока что) турецкий Константинополь.

Это «ускользновение» вызвало огромный скандал в британском адмиралтействе и обществе в целом. Инцидент в итоге стоил должности командующему Средиземноморским флотом адмиралу Арчибальду Милну, который был снят с должности. Командующий эскадрой крейсеров контр-адмирал Трубридж был отдан под трибунал (впрочем, оправдан, в виду точного следования приказам). А «Гёбен» получил прозвище «Немезиды Трубриджа» — Troubridge’s nemesis.

Перед османами стоял тяжёлый выбор. Две страны — Англия и Франция — которые на протяжении предыдущих ста лет гарантировали само существование их империи (правда, отщипывая по кусочку себе), оказались в союзе с главным врагом турок — Российской империей.

Союз с Германией тоже не казался панацеей. Многие считали: если в разгорающейся войне победит Антанта, то союзники просто поделят Османскую империю. А если Германия, Константинополь станет её колонией.

«Гебен» под турецким флагом

Прибытие кораблей и их фиктивная продажа сильно укрепили немецкие позиции. Тем более что британское правительство официально реквизировало и ввело в строй собственного флота дредноуты, строившиеся по турецкому заказу в Англии.

Корабли Его Величества «Эрин» и «Эджинкорт» — бывшие «Решадие» и «Султан Осман I» соответственно. Первый был заказан турками исходно, второй — перекуплен ими на стапеле у Бразилии, ранее заказавшей корабль для себя. Пожертвования на постройку двух дредноутов собирали по всей Османской империи, и удар по национальной гордости был очень сильным.

В сентябре кораблям дали турецкие названия: «Гёбен» превратился в «Явуз Султан Селим», а «Бреслау» стал «Мидилли». Немецкий адмирал Вильгельм Сушон стал официально главкомом турецкого флота, превратившись в Сушона-пашу.

Вместе с германским послом Гансом фон Вангенгеймом — а также главой младотурков (правящей партии) и военным министром Исмаилом Энвер-пашой — они решили втянуть Турцию в войну самым бесповоротным образом.

«Ходит по Одесскому порту и взрывает суда!»

Энверу хотелось какого-нибудь «морского инцидента» для объявления войны. Но Сушон мыслил широко и решил скудными силами подчинённого ему флота одновременно атаковать почти всё черноморское побережье Российской империи.

Лёгкий крейсер «Бреслау»

27 октября 1914 турецкие корабли покинули якорную стоянку и разошлись к своим целям. С «Гёбена» им на прощание передали: «Сделайте всё возможное во имя будущего Турции».

Несколько российских торговых судов заметили османские отряды и сообщили о них по радио. Тем не менее, туркам удалось добиться почти полной внезапности.

Первой под удар попал Одесса. Миноносцы «Муавенет» и «Гайрет» подошли к городу около четырёх утра 29-го октября.

Сушон планировал, что силы атакуют почти одновременно. Однако миноносцы обогнали график операции и решили не ждать, пока остальные корабли достигнут своих целей. Они воспользовались тем, что из гавани выходили суда, включили ходовые огни и незамеченными прошмыгнули внутрь.

Технология «в темноте включить огни и сойти за мирного торгаша» работает даже сейчас, в пору радаров и AIS (автоматизированных идентификационных систем). В мешанине отметок на электронном планшете зачастую очень трудно понять, кто же это лезет в порт, а тем более соотнести неопознанную стрелочку на мониторе с тёмным-по-тёмному силуэтом с положенным набором ходовых огней.

Их первой жертвой стала канонерская лодка «Донец», получившая торпеду в упор. Повалившись на левый борт, она затонула. Минзаг «Бештау» прикинулся торговым судном и уцелел.

Канонерская лодка «Донец»

Ещё одна канонерская лодка, «Кубанец», начала отстреливаться и спугнула турок. Которые растворились в ночи вместе с минзагом «Самсун», выставившим 28 мин на входе в порт.

От турецкого огня пострадали трамвайная станция, сахарный завод и нефтехранилище. В 4:15 утра один из одесских пароходов открытым текстом послал радиограмму: «Турецкий миноносец взорвал „Донец“, ходит в Одесском порту и взрывает суда». Это стало первым сообщением о новой войне на Чёрном море.

«Раскалённый кратер»

Крейсер «Хамидие» подошёл к Феодосии в 6:30 утра. Тут состоялся один из последних рыцарских актов.

Турецкий и немецкий офицеры высадились на набережной и официально предупредили об обстреле. Жителям давалось два часа на то, чтобы покинуть опасную зону.

Что они в панике немедленно и сделали. В 9 утра крейсер открыл огонь. И уничтожил вокзал, склады и портовые краны.

Затем турецкий крейсер направился к Ялте. По дороге он потопил пароход и шхуну, после чего обстрелял свою «цель» и без происшествий вернулся в Константинополь.

Крейсер «Бреслау» сначала выставил в Керченском проливе 60 мин (на которых почти сразу подорвались два парохода). И вместе с крейсером «Берк» проследовал к Новороссийску.

Там тоже сначала высадился офицер с предупреждением, но его арестовали. Турки в ответ пригрозили обстрелом жилых кварталов, и османского моряка отпустили. А «Берк» с «Бреслау» открыли огонь по порту. Один пароход затонул, а семь судов получили повреждения. Вспыхнули нефтяные и зерновые склады. Над городом, «похожим на раскалённый кратер», повисло тяжёлое чёрное облако. А вражеские корабли вновь растворились за горизонтом.

Главная база

Сам «Гёбен» в сопровождении двух миноносцев пошёл прямо к Севастополю, главной базе Черноморского флота. Там получили сообщение из Одессы и объявили боевую тревогу.

Береговые посты обнаружили «Гёбен» около половины шестого утра. А в шесть часов османский корабль заметила и группа тральщиков. Моряки радировали о нём и на полной скорости двинулись к Севастополю.

В 6:30 вражеский крейсер открыл огонь по Севастополю. Однако почти сразу ему ответили береговые батареи. А затем и присоединившийся к ним броненосец «Георгий Победоносец».

Эскадренный броненосец «Георгий Победоносец»

За двадцать минут активно петлявший линейный крейсер получил три попадания (в том числе один не разорвавшийся 10-дюймовый снаряд) и начал отходить.

Самое досадное, что всё это время он крутился на выключенном крепостном минном заграждении, которое из-за неразберихи и обилия начальников так и не успели активировать.

Большинство снарядов «Гёбена» упали в район угольных складов, не причинив особого ущерба.

Отходя, «Гёбен» обнаружил три миноносца: «Лейтенант Пущин», «Живучий» и «Жаркий». Они были в дозоре, а теперь спешили на помощь идущему в Севастополь минному заградителю «Прут».

Командовавший миноносцами капитан 1-го ранга князь Владимир Трубецкой решился атаковать линейный крейсер, чтобы попытаться защитить «Прут».

Атака на «Гёбен» в ясный день была равна самоубийству. Однако прежде чем силы Трубецкого смогли выйти на дальность пуска торпед, шедший головным «Лейтенант Пущин» получил тяжёлые повреждения от немецких снарядов. Атаку прекратили.

Минный заградитель «Прут»

Оказавшийся в безвыходной ситуации «Прут», нёсший на борту семь сотен морских мин, не имел никаких шансов. Командир принял решение затопить корабль ещё до того, как немцы открыли огонь. В 7:35 противник добился попаданий и минный заградитель вспыхнул.

С собой в пучину он унёс половину запаса мин Черноморского флота.

Никем не преследуемый «Гёбен» спокойно покинул враждебные воды, а по пути домой ещё и захватил один русский пароход.

Последствия

Акцию Сушона невозможно было трактовать иначе, как вероломное нападение без объявления войны. Все три страны Антанты объявили войну туркам.

С военной точки зрения, урон от турко-немецкого набега был невелик. Самой серьёзной потерей стал «Прут» со своими минами. «Донец» подняли и ввели обратно в строй. В остальном флот не пострадал. Ущерб береговой инфраструктуре и судам тоже не был катастрофой.

Однако для считавшего себя властителем окрестных вод Черноморского флота и его командования действия турок стали крайне неприятным ударом по самолюбию.

Противник провёл внезапную, скоординированную атаку вдоль всего побережья и ушёл невредимым.

Черноморцы начали кампанию на минорной ноте, но очень хотели дать сдачи. Войне ещё только предстояло разгореться всерьёз…

Первой мировой войны военно-морские корабли Османской империи — World War I naval ships of the Ottoman Empire

Морская гонка была разработана в Эгейском после конца войны на Балканах , с Османским правительством заказав несколько судов, в том числе двух дредноутов , в Великобритании. В случае, с началом Первой мировой войны , эти корабли, в том числе дополнительно два скаутских крейсеров и четырех эсминцев , были конфискованы и прессуют на вооружение Королевских ВМС . Это разочаровало осман, способствуя их присоединением к центральным державам в Великой войне .

Несмотря на эти недостатки, во время Первой мировой войны Османского флот видел много действий против русских , британских и французских флотов в Черном море , Эгейское море и Мраморное море .

Корабли османского флота в Первой мировой войне

Дредноуты

Основные статьи: Решадие класса линкор и Османская линкор султан Осман-ı Evvel

Два дредноута, Решадие и султан Осман-ı Evvel , которые были заказанные османским правительством, не были переданы , несмотря на то , что они оба были завершены в Великобритании. До этого случая, султан Осман-ı Evvel был построен Armstrong Whitworth для бразильского военно — морского флота в 1911 году под названием Рио — де — Жанейро из — за военно — морское соперничество с Аргентиной . Они были в конечном итоге решены в 1913 году после конфликта Бразилии отклоненной своего заказа, но компания Armstrong Whitworth не лом судна , как это могло быть продано другими потенциальными клиентами, среди которых Османской империи. В августе 1915 года они оба были переданы в Королевском флоте . Они были переименованы в британском флоте , как HMS Erin и HMS Азенкуре .

Боевые крейсеры

Основная статья: Османская крейсер Явуз султан Селим

Немецкий крейсер SMS Goeben был переведен в Османскую ВМФ в ноябре 1914 г. и переименован в Явуз султан Селим . Она принимала участие с 29 октября 1914 до конца войны в бомбардировать российские порты на черноморском побережье. Во время Великой войны, она по — прежнему в значительной степени пилотируемых и командованием немецкого императорского флота . Она оставалась в ВМС Турции после войны был переименован в Явуз Селим в 1930 , а затем Явуз в 1936 году переоборудована дважды вскоре после этого в 1938 и 1941 годах и слом в 1971 году.

Pre-дредноут линкоры

Основные статьи: Османская линкор Варвар Хайреддин и Османская линкор Тургут Рейса

Два предварительно дредноут линкоры , Варвар Хайреддин и Тургут Рейса , и играет важную роль в защите Дарданелл во время кампании Галлиполи. Варвар Хайреддин был потоплен британской подводной лодки HMS E11 во время патрулирования с двумя эсминцами.

Береговой обороны кораблей

Основная статья: Османская броненосец Mesudiye

Mesudiye , только береговой обороны корабля османского флота, был торпедирован и потоплен британской подводной лодки HMS B11 ,командует лейтенант Норман Холбрук , 13 декабря 1914 от Чанак в Дарданеллы. Когда подводная лодка вернулась на базу, Холбрук был награжден Крестом Виктории .

Защищенные крейсеры

Основные статьи: Османская крейсер Хамидие и Османская крейсер Mecidiye

Два Османская охраняемых крейсеров , Хамидие и Mecidiye , оба около 10 лет. Mecidiye был потоплен в Черном море недалеко от Одессы , а в компании с Hamidiye и четырех торпедных катеров из одного российского рудника . Она была мели русскими и переименована Прут в июне 1915 года, а затем возвращаются в Османских ВМС в мае 1918 года после того, как немцы захватили Украину.

Легкие крейсеры

SMS Бреслау Основная статья: Османская крейсер Мидилли

Османский флот приобрел во время Великой войны легкий крейсер Мидилли (бывший немецкий SMS Бреслау ). Она подается с SMS Goeben во многих рейдах против русского судоходства и портов с концом октября 1914 года Мидилли был потоплен в Эгейском море на 20 января 1918 года в то время как с SMS Goeben пять союзной мин.

Разрушители

Muâvenet-Миллие

Османский флот имел восемь эсминцев — четыре Самсун класса ( Басра , Самсун , Taşoz , Yarhisar ) и четыре Muâvenet-Миллие класса (известный как Schishau класс, экс-немецкий S 165 класс: Gayret-я Vatâniye , Ядигар-ı Просо , Muâvenet -i Milliye и Nümûne-я Hamiyet ) судов.

Yarhisar был потоплен британской подводной лодки HMS E11 декабря 1915, Gayret-я Vataniye сел на мель октября 1916 и был оставлен, Ядигар-ı Просо бомбили британские самолеты июля 1917 года, вырос и утилизированы.

Торпеды лодки

Османский флот обладал старый миноносец Berk Efşân .

Субмарины

В 1910 годе первая и до сих пор только (современная) подводная лодка управляется османским флотом, Абдул Хамид (также AbdulHamid), была списана. Османская империя не имела каких — либо подводных лодок , идущие в Первой мировой войне , но получила одну эксплуатационную подводную лодку во время войны. Müstecip Onbaşı , был бывший французский Turquoise , который сел на мель в Дарданеллах 30 октября 1915 года и был захвачен турками. Она вернулась во Францию в 1918 году.

минеров

Османский флот также имел несколько заградителей , Nusret является наиболее известными. Ее мины , установленные на 8 марта 1915 потопили три союзные корабли в небольшом минном поле 20 мин 18 марта 1915 г. Британские предварительно дредноут линкора HMS Irresistible и HMS Ocean и французский линкор Буве были потоплены. Британский крейсер HMS негибкий также был сильно поврежден.

Бронированные штурмовики

Муин-я Зафер в Салониках в 1911 году

Броненосец Муин-я Зафер был построен в 1867-71 в Блэкуоллу, один из группы из 7 судов. Перестроен в 1904-07 итальянским судоверфь Ансальдо в Генуе , она была маленькой военной ценности от 1914 года сестра единица, Avnillâh была погружена в Бейруте во время итало-турецкой войны .

Боевое, 1914

Военно — морской министр Османская (10 марта 1914-14 октября 1918) Ferik Джемаль — паша (P. 1309).

27 октября 1914 года, главные военно-морские корабли Османской ВМС была организована следующим образом:

  • Военно — морской министр Ferik Джемаль — паша
  • Командующий флотом : адмирал Вильгельм Souchon
  • Начальник штаба: Адмирал Arif
1-й дивизион 2-й дивизион 1-й дивизион Destroyer Отдел второй Destroyer Первая лодка дивизия Торпедо Вторая лодка дивизия Торпедо Рудоуправление
( Корвет Kaptanı Kasımpaşalı Nazmi Emin)
Явуз султан Селим
( Кальон Kaptanı Ричард Ackermann)
Мидилли
( Fırkateyn Kaptanı Paul Кеттнер)
Nümûne-я Hamiyet
(вышел из строя)
Самсун
( Yzb. Üsküdarlı Незир Абдулла)
Драк
(Yzb. Азиз Махмуд Али)
Султанхисар
(Yzb. Beşiktaşlı Риза Мехмед)
Юнуса
(Yzb. Kasimpaşalı Ахмед Махмуд)
Варвар Хайреддин
(Кальон Kaptanı Mustafapaşalı Музафер)
Хамидие
(Yzb. Kasımpaşalı Васиф Мухиддин)
Muâvenet-Миллие
(Кальон Kaptanı Ayasofyalı Ахмед Saffed )
Taşoz
(Yzb. Тевфиком Халид)
Кютахья
(Yzb. Kasimpaşalı Ибрагим Халил)
Демир-Хисар
(Yzb. Istanbullu Ахмед Хасан Сефик)
Нусрет
(Yzb. Tophaneli Хакки)
Тургут Рейса
(Yzb. Sultanselimli Намик Hasan)
TCG PEYK-я Шевкет
(Кальон Kaptanı Üsküdarlı Ибрагим Джеват)
Gayret-я Vatâniye
(Yzb. Kasımpaşalı Джемилев Али)
Басра
(из заказа)
Mûsul
(Yzb. Piyaleli Ахмед Наим Hüsnü)
Сиврихисар
(Yzb. Kasımpaşalı Мехмед Сабри)
İntibah
(Корвет Kaptanı Ахмед Халид Бекир)
Mesudiye
(Корвет Kaptanı Beşiktaşlı Ариф Nebi)
Берк-я Satvet
(Корвет Kaptanı Küçükmustafapaşalı Хамди)
Ядигар-ı Просо
(Yzb. Yeniçeşmeli Рауф Саид)
Yarhisar
(Yzb. Ахмед Хасан Hulusi)
Акхисар
(вышел из строя)
Hamidâbad
(Yzb. Ибрагим Рыза Керим)
Nilüfer
(Yzb. Cibalili Хасан Мурад)

Ссылки и источники

  • Османский флот в Первой мировой войне, из Naval-History.net
  • Война на море, от SparkNotes — Еще одна хорошая ссылка для Первой мировой войны морской войны.
  • Турецкий флот в WW1
  • Джейн, Фред Т. е изд., Боевых кораблей Джейн 1914 , переиздана Арко, Нью — Йорк, 1969.