Ковровые бомбардировки Германии

Англо-американская стратегия бомбардировок Германии


В период Второй мировой войны Великобритания и США придавали огромное значение стратегическим бомбардировкам Германии. Серьезным вопросом при этом стало планирование боевых действий стратегических ВВС. Прежде всего требовалось собрать обширную информацию о военной экономике противника, выявить объекты бомбардировок и из большого их числа определить наиболее «ключевые». Предстояло проанализировать полученные данные и решить, какие объекты и в какой последовательности подвергать бомбардировкам.
Цели стратегических бомбардировок намечались на основе разведывательной информации. В решении этой задачи важную роль играло Министерство экономической войны, представлявшее необходимые сведения и свои соображения по ним. По материалам министерства в сочетании с данными разведывательных отделов военных штабов в управлении бомбардировочной авиации составлялся список целей по степени их важности. Этот документ за подписью авиационного министра являлся основой планирования боевых действий бомбардировочного командования штабом ВВС, который составлял перечень объектов, определял их очередность.
Надо отметить, что бомбардировки военно-промышленных объектов не принесли ожидаемых результатов. В связи с этим английское командование основные усилия авиации сосредоточило на бомбардировке жилых кварталов германских городов с целью подавить моральный дух гражданского населения. К 22 сентября 1941 года штаб английских ВВС разработал план разрушения 43 немецких городов по итогам налетов немецкой авиации на Англию, в частности на Ковентри 14 ноября 1940 года. По подсчетам экспертов тонна бомб оказала воздействие на 800 человек, уровень активности населения утром следующего дня снизился на 33%, его восстановление потребовало 35 дней. Англичане предполагали, что после четырех или пяти успешных атак на Ковентри индекс активности населения сократится до нуля, а шестая атака не оставит надежды на его восстановление. В результате был сделан вывод, что на город необходимо произвести шесть налетов через равные интервалы в течение шести месяцев и сбросить в каждом из них по 1 т бомб на 800 человек жителей.

Директива штаба ВВС требовала сосредоточиться «на подавлении морального духа гражданского населения противника, и особенно промышленных рабочих». Но в тот период удары по городам преследовали и другую цель — уверить Советский Союз в том, что «бомбардировочное наступление» является достойной заменой открытия второго фронта и, оправдывает долгие отсрочки вторжения союзников во Францию. «Налеты нашей бомбардировочной авиации, — писал маршал авиации Харрис, — приобретали большое политическое значение как способ уверить русских в том, что мы делаем все возможное, чтобы прийти к ним на помощь».
Как видим, в основе расчетов лежали общая площадь населенного пункта и численность его населения. Исполнителем стратегических бомбардировок английских ВВС являлось бомбардировочное командование. Получив директиву и перечень объектов, подлежащих бомбардировке в порядке, установленном степенью их важности, штаб начинал детальное планирование налета.

Бомбардировочная авиация США боевую работу в Западной Европе начала с августа 1942 года. Ответственным за выбор объектов являлся командующий 8-й воздушной армией. С января 1944 года эту задачу решал штаб стратегических ВВС армии США в Европе. Первое время американское командование в организации бомбардировок пользовалось опытом англичан.

Американское и британское командования по-разному подходили к выбору целей стратегических бомбардировок. Американцы в отличие от англичан уделяли больше внимания разрушению промышленных объектов и транспорта. Так, с лета 1943 года и до конца войны 8-я воздушная армия США на промышленные объекты и транспортные коммуникации израсходовала 384073 т бомб (56,5%), 15-я воздушная армия — 231 306 т бомб (75,2%), в то время как англичане — 251 172 т бомб (29,8%).
Американцам в большей мере были присущи поиск «ключевых» объектов и стремление разработать перспективный план стратегических бомбардировок. Еще 11 сентября 1941 года штаб авиационного корпуса армии США по заданию президента Рузвельта представил перспективный план развития американских ВВС в ходе войны, известный как план АВПД-1. Наряду с данными об увеличении численности авиации, в нем выражалась идея о необходимости развернуть стратегические бомбардировки Германии. При этом указывалась последовательность вывода из строя следующих объектов: электростанций, транспорта, предприятии жидкого топлива, а также важность подавления морального духа германского населения. Уточненный план АВПД-2, представленный штабом ВВС армии США в сентябре 1942 года, подвергся серьезной критике со стороны американского объединенного разведывательного комитета, особенно рекомендации авторов по объектам стратегических бомбардировок Германии.
9 декабря 1942 года по указанию командующего ВВС армии США был организован комитет экспертов по анализу воздушных бомбардировок (в него вошли офицеры отдела планирования штаба ВВС и гражданские советники). Он получил задачу подготовить доклад об ущербе, который могут причинить Германии воздушные бомбардировки, и времени, необходимом, чтобы ослабить Германию стратегическими бомбардировками и создать наиболее благоприятные условия для начала вторжения в Западную Европу союзнических войск. Указанный орган в декабре 1942 года выработал основы анализа целей и их отбора.
Принципы анализа целей сводились к следующему. Во-первых, надо было рассмотреть экономику Германии с точки зрения стратегических бомбардировок, расчленить ее, определить взаимозависимость отраслей. Во-вторых, требовалось уменьшить, насколько возможно, количество предприятий в перечне объектов, подлежащих бомбардировке, найдя необходимое основание для исключения одного объекта и включения другого. В-третьих, каждая отрасль промышленности должна быть детально рассмотрена с точки зрения возможности разрушения ее в любом масштабе. В-четвертых, каждая отрасль промышленности, как и ее объект, могла быть внесена в перечень очередности бомбардировок.

Выбор объектов определялся такими принципами: наиболее уязвимые места экономики противника; соотношение между возможностями и минимальными потребностями; расположение заводов и процент вырабатываемой продукции; физические характеристики сооружений; потребность фугасных и зажигательных бомб для их разрушения; влияние каждого завода на боеспособность войск; потребность сил и средств для достижения необходимых результатов.

Доклад специалистов по анализу воздушных бомбардировок был завершен весной 1943 года, утвержден советническим комитетом Арнольда и направлен в Великобританию для согласования с английскими экспертами и командованием 8-й воздушной армии. В нем рассмотрено около 500 объектов, разделенных на 19 групп.
На основании доклада и поступивших при его обсуждении предложений был окончательно составлен список 76 объектов, разделенных на 6 групп: верфи и базы субмарин, авиапромышленность, шарикоподшипниковые заводы, объекты жидкого топлива, объекты по производству синтетической резины и автошин, объекты военного транспорта. После определения принципиальной системы объектов началась разработка операционного плана реализации стратегических бомбардировок. Этим занималась комиссия, назначенная командующим 8-й воздушной армией генералом Икером. В ее состав вошли генералы и офицеры штаба этой армии и начальник управления бомбардировочной авиации английских ВВС Сидней Бафтон.
План начинался с изложения цели бомбардировок Германии — создать наиболее благоприятные условия для начала вторжения союзнических войск в Европу. Для этого предусматривался вывод 6 типов объектов, обеспечивающий снижение производства подводных лодок на 89%, самолетов-истребителей — на 43%, бомбардировщиков — на 65%, шарикоподшипников — на 76%, жидкого топлива — на 48%, синтетического каучука — на 50%, автопокрышек — почти на 100% и уничтожение семи автомобильных заводов. В плане на опыте боевых действий 8-й воздушной армии приводились расчетные данные для выделения необходимых сил бомбардировщиков на объект. Для разрушения цели, расположенной в круге радиусом порядка 300 м, предусматривалось выделить 100 тяжелых бомбардировщиков. Считалось, что 300 бомбардировщиков составят минимум сил, необходимых для преодоления противодействия истребительной авиации противника.

В зависимости от задач, глубины проникновения на территорию противника, характеристики объектов и возможностей бомбардировочной авиации операционный план делился на четыре фазы. В первой (апрель — июнь 1943 г.), главная задача заключалась в уничтожении верфей и баз германских подводных лодок при малом проникновении бомбардировщиков на территорию противника. Во второй (с июля по сентябрь 1943-го), планировалось ослабить германскую истребительную авиацию на Западе. Для этих целей выделялось около 75% бомбардировщиков и лишь 25% — для ударов по верфям и базам подводных лодок. Удаление объектов от английских баз достигало 640 км. В течение третьей (с октября по декабрь 1943 года) предусматривалось окончательное истощение сил немецкой авиации на Западе и подрыв ключевых промышленных отраслей Германии. В четвертой, заключительной фазе (январь-март 1944 г.) бомбардировочная авиация должна была проложить путь вторжения войск на континент».
Как видно из документа, первоочередными объектами ударов авиации намечались предприятия судостроительной и авиационной промышленности. Танковые же заводы почти не подвергались ее воздействию, хотя с весны 1943 года немцы основное внимание уделяли строительству танков, а производство кораблей сворачивали. Не случайно выпуск танков в Германии в 1944 году возрос в 4,4 раза по сравнению с 1942 годом. Не сказались существенно удары союзной авиации и на работе авиазаводов Германии. Производство авиационных машин в 1944 году увеличилось почти в 3 раза в сравнении с 1942 годом. В этот же период в Германии продолжало увеличиваться производство орудий и боеприпасов. Таким образом, стратегические бомбардировки не помешали сухопутным и воздушным силам вермахта, основная масса которых действовала на восточном фронте, наращивать мощь.
Операционный план совместно со списком объектов известен как план объединенного бомбардировочного наступления с Британских островов (ОБН) «Пойнтблэнк». 18 мая 1943 года он был одобрен и стал исходным документом для определения направлений действий стратегической авиации США и Англии.
Создание общего перспективного плана стратегических бомбардировок способствовало налаживанию взаимодействия авиации двух государств, облегчало планирование воздушных операций. Однако план ОБН имел серьезные недостатки. Основной из них заключался в нереальности цели, поставленной перед стратегической авиации, — подорвать способность фашистской Германии к сопротивлению. Стратегические ВВС не обладали такой разрушительной силой.
Из-за недооценки способности противника устранять повреждения, вызванные бомбардировками, разработчики плана в 1943 году не сознавали необходимости проводить через несколько недель на большинство объектов повторные налеты. В декабре 1943 года американо-английское командование признало целесообразным сократить количество объектов, чтобы повысить эффективность ударов. Тем не менее ни одной из шести систем объектов, намеченных к разрушению за 12 месяцев (с апреля 1943 года по март 1944-го), стратегическая авиация не причинила ущерба в предусмотренных масштабах. По всем важнейшим показателям германская промышленность наращивала производство.
Неудачен и выбор шести систем объектов. Как отмечается в американской литературе, они не были самым уязвимым местом немецкой военной экономики. Им противопоставлен отбор объектов в плане АВПД-1 (электростанции, транспорт, нефть, моральный дух германского населения). И в самом деле, как показал опыт стратегических бомбардировок Германии, наиболее результативными оказались действия по объектам железнодорожного транспорта и предприятиям жидкого топлива. Но в плане ОБН транспортная система даже не включалась в шесть систем объектов, избранных для стратегических бомбардировок, а объекты жидкого топлива значились на четвертом месте. Некоторые объекты стратегической важности ВВС союзников не подвергали ударам вообще, стремясь сохранить их для использования после войны.

Таким образом, в период войны США и Англия накопили значительный опыт планирования боевых действий стратегической авиации, выбора ключевых объектов военной экономики противника, определения очередности их бомбардировок, разработки общего плана стратегических бомбардировок и планов текущих воздушных операций.
Однако практика показала, что не все проблемы, связанные с планированием боевой работы стратегических ВВС, решались в годы второй мировой войны. Наиболее сложным оказался выбор ключевых объектов в экономике противника. В этом американо-английское командование так и не добилось успеха, чему в значительной мере мешало желание руководства США и Англии ослабить в ходе войны СССР. Из поля зрения планирующих органов всегда выпадали ключевые объекты, связанные с боеспособностью германских войск на советском фронте. Это вело к тому, что действия стратегических ВВС союзников расходились с усилиями нашей страны в борьбе с Германией.


Если руководство Советского Союза принимало все меры по усилению борьбы с основной ударной силой врага — бронетанковыми войсками. Для этого бойцы и командиры проходили специальную подготовку, совершенствовалось применение артиллерии, танков и авиации, разрабатывались новые образцы противотанковых пушек, танков, САУ и боеприпасов к ним, противотанковых средств авиации. Развивалась система противотанковой обороны. Самолеты-штурмовики оснащались противотанковыми бомбами, создавались специальные самолеты-истребители для борьбы с бронетехникой (ЯК-9т). В это же время американо-английское командование даже не рассматривало танковую промышленность Германии как возможную систему объектов ударов ВВС.
При составлении планов стратегических бомбардировок допускались серьезные ошибки в расчетах потребных сил и средств, которые в подавляющем большинстве производились на основе завышенных возможностей бомбардировочной авиации. Просчеты и ошибки в плане ОБН указывают на то, что перспективное планирование стратегических бомбардировок не было полностью освоено соответствующими органами. Не получила успешного развития проблема планирования совместных действий ВВС двух государств.
Ранее на Западе, а последнее время и в нашей стране, существует тенденция различным образом преувеличивать значимость массированных бомбардировок территории Германии стратегическими бомбардировщиками США и Великобритании. Однако эти массированные бомбовые удары, которые сыграли определенную роль в нарушении работы тыла и транспорта Германии, в разрушении немецких городов и уничтожение их мирного населения, не стали решающим фактором поражения третьего рейха. Немецкий историк генерал К. Типпельскирх указывает, что «устрашающие налеты авиации против мирного населения и с целью уничтожения германских городов не содействовали ни достижению, ни ускорению победы западных держав. Военного значения, даже в самом широком смысле слова, эти налеты не имели». Факт остается фактом. В течение долгих трех лет наша страна вела тяжелое единоборство с гигантской военной машиной фашистского блока на всем протяжении огромного советско-германском фронта. Именно Советская Армия разгромила главные силы фашистских войск и дошла до Берлина, поставив точку в существовании фашистской империи.

Ричардс Д, Сондерс Х. Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне 1939—1945 гг. М.: Воениздат, 1963. С. 15, 505-512.
Орлов А. За кулисами второго фронта. М.: Вече, 2001. С. 163-177.
Веракса Е. Воздушные операции стратегической авиации США и Англии в Западной Европе в 1943-1945 гг. // Военно-исторический журнал. 1976. №8. С. 73-78.
Веракса Е. Планирование боевых действий стратегических ВВС США и Англией в годы второй мировой войны // Военно-исторический журнал. 1979. №8. С. 87-92.
Б. Лиддел Гарт. Вторая мировая война. Перевод с английского. М.: Воениздат, 1976. С. 573—577.

Оружие Второй мировой. Тяжёлые бомбардировщики

Итак, тяжелые монстры, несущие тонны бомб на огромные расстояния. Да, это они. Четырёхмоторные махины, ощетинившиеся стволами, с большими экипажами, бронированные и вообще – краса и гордость любой авиации.


Далеко не все страны смогли создать такую авиацию. Французы, например. У них был весьма и весьма приличный проект от «Брегета» Br.482 и даже собранные экземпляры «Блох» МВ.162, но дальше одного-двух экземпляров дело не пошло. Увы, у «Брегета» бомбардировщик очень даже солидно смотрелся.

«Брегет» Br.482

«Блох» МВ.162
Потому мы будем рассматривать те самолеты, которые реально воевали на фронтах Второй мировой войны. Не важно, с каким успехом, но воевали.

1. Heinkel He.177 «Greif». Германия, 1939

Не знаю, как правильно относиться к выводам доморощенных экспертов, которые называют «Грифон» неудачей. Причем совершенно не важно, неудачей Хейнкеля, министерства авиации, Геринга, Гитлера… Главное – неудачей.

Между тем «неудача» была выпущена в количестве больше 1000 единиц, воевала, а по сути самолет был замечательный. Вообще, в нем банда Хейнкеля умудрилась реализовать абсолютно все технические новинки того времени, вот в мирных бы целях их энергию…
Но никакие гениальные конструкторские решения не помогут, если сами авиационные круги погрязают в подковерных играх. Ну а то, что дальняя/стратегическая авиация оказалась неподъемным грузом для промышленности Германии… Так оно и в СССР выпустить больше сотни Пе-8 не смогли по разным причинам.
И что же такого необычного было в «Грифоне»?
Спаренная двигательная установка. Да, в начале я сказал, что речь сегодня пойдет о четырехмоторных тяжелых бомбардировщиках. Не соврал, моторов у Не-177 было четыре. Точнее, два 12-цилиндровых V-образных агрегата, созданных на базе DB 601, монтировались рядом и работали на общий вал через редуктор, связывающий оба коленвала. И это называлось DB 606.
Дистанционное управление стрелковыми установками, имевшими значительно меньшее аэродинамическое сопротивление по сравнению с башнями с ручным наведением. Очень полезно.
Не.177 считался опасным и недоведенным самолетом из-за проблем с двигателями, но пилоты из специально созданной «испытательной эскадрильи 177» были иного мнения. Они весьма хорошо приняли приятный в управлении бомбардировщик.
Не.177A-3/R3 стал первым носителем управляемого оружия — управляемой бомбы «Хеншель» Hs 293. Он мог тащить три таких бомбы, две под консолями и одну под фюзеляжем. Кстати, по итальянским кораблям УАБами успешно отработали именно «Грифоны».
Достоинства: хорошие летные и боевые качества.
Недостатки: общая недоработанность машины.

2. Piaggio P.108B/A. Италия, 1939

Красиво жить не запретишь, даже в такой откровенно небогатой стране, как Италия. В целом, зачем им тяжелые бомбардировщики, сказать сложно. Но – для престижа дуче Муссолини хотел иметь хотя бы одну авиагруппу, а там, глядишь, пригодится…
Разрабатывали проекты несколько форм, дошло даже до того, что хотели лицензионно строить американский В-17, но не случилось. Но в итоге более-менее внятный тяжелый бомбардировщик получился у фирмы «Пьяджо». Хотя – ну очень похожий на В-17…

Несмотря на явное заимствование отдельных частей, итальянская «летающая крепость» оказалась тяжелей в управлении и ЛТХ были изрядно похуже. А в общем, это был достаточно современный самолет, выполненный по передовой технологии.
Вообще, итальянцы смотрели на применение немцами FW-200 «Кондор» в качестве патрульных и противолодочных самолетов. Было с чего, извечного соперника Францию никто не отменял, а в Средиземном море и англичане сидели, как у себя дома.
Горячие итальянские парни собирались подвешивать к самолету аж три торпеды. Одну в бомболюке, и две на наружных узлах. Подразделение получило громкое имя (а как иначе в той Италии) «Рыцари океана», а командиром стал сын дуче, Бруно Муссолини.
Правда, командовал «Рыцарями» Бруно недолго. При отказе гидравлической системы в одном из учебных полетов, самолет упал и Муссолини-младший погиб.
Катастрофа и смерть сына дуче сильно подорвали доверие к новому бомбардировщику. Выпуск Р.108В, и без того шедший ни шатко, ни валко, еще больше замедлился. Но некоторая часть оборудования была заменена более надежным, немецким.
Бомбардировщик Р.108В оставался на вооружении итальянских ВВС до выхода Италии из войны, а его транспортный вариант прослужил в Люфтваффе до капитуляции Германии. Но боевую карьеру самолета удачной не назовешь, применялся он совсем уж эпизодически и без особого рвения итальянских пилотов.
В целом Р.108В можно назвать вполне современным самолетом, но его так из-за войны не довели до ума. Ненадежные двигатели и оборудование, весьма посредственное и тяжелое управление
Содержать многочисленную стратегическую авиацию Италия была не в состоянии, а считанные боевые вылеты единственной эскадрильи Р.108В никакого влияния на ход военных действий оказать, естественно, не могли.
Но можно просто поставить «галочку»: итальянцы смогли создать и серийно построить тяжелый дальний бомбардировщик.
Достоинства: не нашел.
Недостатки: в целом «сырой» самолет.

3. Петляков Пе-8. СССР, 1941

О Пе-8 мы буквально недавно поговорили, остается только сделать короткий «дубль». Это была весьма хорошая машина, со своей «изюминкой». Единственным минусом ее была извечная чехарда с двигателями и небольшое количество выпущенных самолетов.
В принципе, целей для Пе-8 не было. Работать в прифронтовой зоне бомбардировщик не мог, так как с одной стороны, этим было кому заняться, с другой – бомбардировки точечных объектов с большой высоты вообще смысла не имели.
В итоге реально точечное применение Пе-8 единичными вылетами не сыграло никакой роли в войне. Но – как «гол престижа» вполне.
Мне кажется, большую пользу Пе-8 принес, перевозя экипажи для перегонки самолетов в Великобританию.
Достоинства: хорошие ЛТХ, неплохое вооружение и бомбовая нагрузка.
Недостатки: слабое место – разномастные двигатели и небольшая серия.

4. Boeing B-17 «Flying Fortress». США, 1936

«Летающая крепость». Что еще можно добавить? Действительно, крепость. Действительно, летающая. Единственной проблемой В-17 всю его службу была уязвимость от лобовых атак.
Самолет был создан как сухопутный бомбардировщик, ориентированный на работу по кораблям. То есть, способный причинить урон кораблю любого класса, включая самые крупные.
«Летающая крепость» сразу стала легендой благодаря своей способности возвращаться на аэродром даже при значительных повреждениях. Действительно, прочность и надежность стали визитной карточкой В-17. Были зафиксированы случаи, когда измолоченные немецкими истребителями «Крепости» приползали на двух (в лучшем случае) моторах из четырех. А бывало что и на одном.
Вступили В-17 в войну в 1941 году в рядах Королевских ВВС. И занимались они дневными бомбардировками немецких заводов.
«Крепости» сбросили только в Европе 650 195 тонн бомб. Для сравнения, В-24 сбросили 451 690 тонн, а все остальные американские самолеты – еще 420 500 тонн.
Соответственно, и немцы лупили по «Крепостям» так, что только дюраль клочьями летел. Только признанные потери ВВС США составили 4 752 единицы В-17, что фактически треть от общего числа.
Только 14 октября 1943 года, в «Чёрный четверг», немецкие истребители и ПВО сбили 59 машин из 291 атаковавших заводы в германии. Еще одна «Крепость» утонула в Ла-Манше, 5 разбилось в Англии и 12 были списаны из-за боевых повреждений или повреждений при посадке. Всего потеряно 77 машин. 122 бомбардировщика были отделаны так, что нуждались в капитальном ремонте. Только 33 B-17 вернулись без повреждений.
Достойный самолет. Прошел всю войну, и прошел достойно.
Достоинства: живучесть, летные качества, вооружение.
Недостатки: уязвим для атак с фронта.

5. Consolidated B-24 «Liberator»

История началась в 1939 году, когда в ВВС США начали прикидывать, чем будут менять В-17. В итоге получился самолет несколько меньших размеров, зато с большей дальностью полета и скоростью.
Воевать «Либерейторы», как и «Крепости», начали в Британии. Более того, их даже вооружали как английские самолеты, то есть, вооружение В-24 состояло из шести 7,69-мм пулеметов: два в хвосте, один в носу, по одному в обеих бортовых точках и один в люке снизу.
Маловато, если по-моему. «Браунинги» 12,7-мм – это все-таки более уверенные агрегаты.
Британцы начали массово переделывать В-24 в противолодочные самолеты, парни Деница уже реально начали доставать империю своими «волчьими стаями».
Под передней частью фюзеляжа разместили контейнер с 20-мм пушками, поставили на машины РЛС, антенны которых смонтировали в носу и на крыльях, предусмотрели подвеску в бомбоотсеке глубинных бомб.
Но в основной своей массе В-24 занимался тем же самым, что и В-17. То есть, таскал тонны бомб и вываливал их на немецкие города. Ну или на острова, занятые японцами.
Однако пилоты немецких и японских истребителей быстро обнаружили, что «Либерейтор», как и «Крепость», совершенно не защищен от фронтальных атак. И если у немцев с лобовыми было так себе, то вот японцы начали сбивать В-24 так, что пришлось довооружать самолет.
Не сильно помогло, правда. Хоть и были установлены еще два пулемета 12,7-мм, стрелявшие вперед, но они имели весьма большие мертвые зоны.
Но тем не менее, остановить Штаты, которые взяли разбег в производстве самолетов, уже оказалось невозможно. И модернизации следовали одна за другой, и количество четырехмоторных монстров было просто ошеломительным.

И здесь есть такой нюанс: именно выпуском огромного количества дальних тяжелых бомбардировщиков, которых потом сменили стратегические бомбардировщики, зародилась новая военная доктрина США.
В целом же В-24 так же как его предшественник прошел всю войну на всех фронтах, где принимали участие авиация и США, и Великобритании.
Достоинства: скорость, живучесть, дальность.
Недостатки: уязвим для атак с фронта.

6. Handley Page «Halifax». Великобритания, 1941

«Галифакс», хоть и опоздал к началу войны, тем не менее, отпахал ее до самого последнего дня. Причем, не только в Королевских ВВС. Бомбардировщик состоял на вооружении ВВС Австралии, Новой Зеландии, Канады.
«Галифаксы» очень своевременно сменили «Стирлинги», которые явно были мишенями для немецких истребителей и фактически ничего не могли им противопоставить.
Первый свой рейд «Галифаксы» совершили в ночь с 11 на 12 марта 1941 года на захваченный немцами французский порт Гавр. Это был дебют, за которым последовало множество других операций, суть которых была классической бомбардировкой.
За время службы в Королевских ВВС «Галифаксы» совершили 82 773 самолёто-вылета и сбросили 224 000 тонн авиабомб.
Всего было построено 6178 «Галифаксов» различных модификаций потери составили 1833 самолета.
Вообще, из «Галифакса» получился очень неплохой многоцелевой самолет. Он боролся с подводными лодками в противолодочной комплектации, буксировал планеры, сбрасывал грузы партизанам в Югославии и Польше, высаживал десанты.
И это один из немногих самолетов, чья карьера продолжилась и после войны в качестве грузового и пассажирского самолета.
Достоинства: крепкий середнячок.
Недостатки: дальность действия и вооружение.

7. Avro «Lancaster». Великобритания, 1941

Вот тут британские инженеры могут воскликнуть: «Мы не специально! Так вышло!»
Действительно, «Ланкастер» появился из проекта среднего бомбардировщика и однозначно стал самым-самым британским бомбардировщиком.
Его разработка началась, когда в Европе уже три месяца шла война, но к тому времени, когда война кончилась, «Ланкастеров» было построено уже около 7300. Причем, использовались они так интенсивно, что около половины (3345) были официально потеряны при выполнении боевых заданий.
«Ланкастеры» сбросили на противника более 600 000 тонн бомб. Немудрено, что и потери соответствующие. Вообще для второй половины войны оборонительное вооружение было откровенно слабовато. Понятно, почему британское воздушное командование перешло на ночные полеты. Воевать пулеметами винтовочного калибра против бронированных немецких истребителей с каждым годом становилось все сложнее.
А появился «Ланкастер» как компромисс. С одной стороны, проект фирмы «Авро» «Манчестер» был забракован. Потому в конструкции «четырехмоторного «Манчестера» были использованы элементы серийного «Манчестера» по полной программе. Хвостовое оперение, шайбы стабилизатора, носовую (FN5) и хвостовую (FN4A) турели «Фрэзер-Нэш» и многое другое.
«Ланкастер» строился в больших количествах, но существовал только в четырех серийных вариантах: двух основных и двух менее важных.
Это весьма разумный подход в условиях войны. Выпускался один и тот же самолет, улучшение характеристик происходило только путем модернизации двигателя «Мерлин».
С середины 1942 г. до конца войны «Ланкастер» был главным оружием Бомбардировочного командования. На его счету уничтожение предприятий Рура, в том числе и приснопамятная операция по разрушению плотин. И именно «Ланкастеры» в итоге доконали «Тирпитца» и тем самым избавили Адмиралтейство от проблемы замены памперсов. Наконец-то Британия снова могла спокойно «править» морями.
Большая часть «Ланкастеров», переживших войну, была пущена на слом, но небольшая часть была продана в другие страны и использовалась в качестве мирных самолетов.
Французские «Ланкастеры» служили в Северной Африке до 1961 г., а в южной части Тихого океана, в Нумеа, до 1964 г.
Достоинства: хорошие летные качества, беспримерная бомбовая нагрузка.
Недостатки: слабое оборонительное вооружение.
Они действительно были в некотором роде высшей точкой развития бомбардировочной авиации, далее настала пора реактивных бомбардировщиков, но эти самолеты были именно тем, чем они были: символом тотального уничтожения всего на земле.