Корея после второй мировой войны

Разделение Кореи

Основная статья: История Кореи Разделённая Корея

Разделение Кореи на КНДР и Республику Корея произошло в 1945 году после поражения Японии, до этого правившей Кореей, во Второй мировой войне. США и СССР подписали соглашение о совместном управлении страной. Линия раздела зон влияния двух сверхдержав прошла по 38-й параллели (англ.)русск.. После Корейской войны (1950—1953) два молодых государства были разделены демилитаризованной зоной.

Исторические предпосылки

Аннексия Кореи Японией (1910—1945 годы)

Основная статья: Корея под управлением Японии

После окончания Русско-японской войны в 1905 году Корея попала под протекторат Японии и в 1910 году была ею аннексирована.

Вторая мировая война (1939—1945 годы)

Основная статья: Вторая мировая война

В ноябре 1943 года Ф. Рузвельт, У. Черчилль и Чан Кайши встретились на Каирской конференции для обсуждения судьбы японских колоний и пришли к договорённости, что Япония должна лишиться всех территорий (в том числе и Кореи), захваченных ею с помощью военного вмешательства.

В конце Второй мировой войны в августе 1945 года судьба Кореи ещё не была ясна. Однако в США видели попытки СССР распространить влияние в Республике Корея и установить там своё правительство. Опасаясь этого, американцы решили ускорить меры по распространению своего влияния. 10 августа 1945 года двум молодым офицерам — Дину Раску и Чарльзу Бонстилу было дано задание создать американскую оккупационную зону. Было принято решение, что её границей с КНДР будет 38 параллель северной широты (англ.)русск.. Это решение было записано в приказ номер один по послевоенной Японии.

В это время жители Кореи пытались заполнить административный вакуум в стране. 6 сентября 1945 года в Сеуле был созван конгресс представителей как высший законодательный орган страны. В правительство вошли в основном левые силы.

После Второй мировой войны

См. также: Московская конференция 1945 года

Республика Корея

Основная статья: Американское военное правительство в Корее

7 сентября 1945 года генерал Макартур объявил Джона Ходжа военным представителем США в Республике Корея, на следующий день войска Ходжа высадились в Инчхоне. «Временное правительство Республики Корея» послало навстречу им делегацию с тремя переводчиками, однако делегация принята не была.

Управление страной, в отличие от Японии, перешло в руки военных. В административной системе страны с приходом американцев изменилось немного — чиновники, работавшие ещё во время японской оккупации, остались на своих постах. Японские официальные лица продолжали работать в стране до 1946 года.

Американские власти с подозрением относились к самопровозглашённому Временному правительству, считая его чересчур левым, поэтому благосклонно относились к антикоммунистическому движению в стране. В августе 1948 года его лидер, Ли Сын Ман, стал президентом Республики Корея, и американские войска покинули полуостров.

КНДР

Основные статьи: Советская зона оккупации Кореи и Временный Народный Комитет Северной Кореи

В августе 1945 года в КНДР было установлено «Советское гражданское управление». В феврале 1946 года было сформировано временное правительство (Временный Народный Комитет Северной Кореи) во главе с Ким Ир Сеном. Советские войска покинули полуостров в 1948 году.

Спорная территория Жёлтого моря

Сухопутная линия разграничения была согласована и признана сторонами конфликта. Однако в Жёлтом море линия разграничения не была согласована. Республика Корея контролирует ряд островов вдоль побережья КНДР и считает воды вокруг островов своими. Северная Корея не оспаривает принадлежность островов Республике Корея, но считает морскую зону вокруг островов своей. Как следствие обе стороны считают нахождение кораблей другого государства в этом районе нарушением границы с соответствующими последствиями в виде конфликтов, доходящих до боевых столкновений. Ситуация осложняется регулярными военными учениями южнокорейских сил и ВМФ США в спорном регионе. КНДР воспринимает учебные стрельбы как обстрелы своей суверенной территории.

Перспективы объединения

Основная статья: Объединение Кореи

В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать некое подобие объединённого корейского государства — Демократическую Конфедеративную Республику Корё.

В декабре 1991 года в Сеуле было подписано Соглашение о примирении и ненападении, сотрудничестве и обмене между Севером и Югом. В этом Соглашении особо отмечалось, что отношения между КНДР и Республикой Корея не обычные межгосударственные, а временно сложившиеся в ходе продвижения к воссоединению. Стороны взяли на себя обязательство отказаться от военно-политической конфронтации, обеспечить разрядку и мир, содействовать общенациональным интересам. Было решено сформировать Совместную военную комиссию Севера и Юга по разработке мер военного доверия. Соглашение предусматривало экономическое сотрудничество, прежде всего в освоении ресурсов, товарообмене, совместных инвестициях с целью пропорционального развития национальной экономики и повышения благосостояния всей корейской нации. Было выражено намерение сторон обеспечить свободное передвижение и контакты людей, переписку, встречи, воссоединение разделенных семей и родственников. Предлагалось также восстановить прерванные железнодорожные и шоссейные дороги, открыть водные и воздушные пути.

Незадолго до этого, в сентябре 1991 года, обе страны были приняты в ООН.

Начиная с этого времени, КНДР и Республика Корея делают очень небольшие шаги к объединению в виде ограниченных представительских и культурных контактов между населением, решения технических вопросов по стыковке инфраструктур, совместного выступления в некоторых видах большого спорта (на Чемпионате мира по настольному теннису 1991 года выступала объединенная корейская команда), на культурных мероприятиях и тому подобное.

5 февраля 2014 года, в результате встречи представителей правительств КНДР и Республики Корея в пограничной деревне Пханмунджом, было достигнуто соглашение организовать воссоединение семей на территории Северной Кореи в период с 20 по 25 февраля 2014 года.

По официальным данным Республики Кореи, воссоединения семей ожидают 73 тыс. южнокорейских граждан, и только несколько сотен семей смогут сделать это во время запланированной встречи.

Корейский вопрос в период 1945-1948 гг.

Корейский вопрос в современное время является одной из узловых проблем, создающий серьезную напряженность во всем мире. Разделение корейского народа и полуострова на два государства имеет исторические корни, уходящие в глубь послевоенного устройства в период 1945-1948 гг. Изучение корней корейской проблемы необходимо для правильного понимания современной ситуации на Корейском полуострове.

Впервые в годы Второй Мировой Войны вопрос о Корее официально был поставлен в Каирской декларации США, Англии и Китая, подписанный Рузвельтом, Черчиллем и Чан Кайши в декабре 1943 г. В декларации указывалось, что Япония будет лишена всех территорий, захваченных или оккупированных ею с начала первой мировой войны, и специально подчеркивалось: «Вышеуказанные три великие державы (США, Англия, Китай), помня о порабощенном народе Кореи, решили, чтобы «в должное время» Корея стала свободной и независимой» /1, 7/. Недостаточно четкая формулировка «в должное время», принятая еще принятая по предложению британской делегации, вместо первоначального варианта «в самое ближайшее время», измененного затем Ф. Рузвельтом на формулировку «подходящий момент», означала на деле, что для Кореи после войны не исключалось какая-либо иная форма контроля и опеки на неопределенный срок /2/.

Советский Союз впоследствии присоединился к Каирской декларации. Это было сделано после того, как Декларация была подтверждена в июле 1945 г. на Потсдамской встрече представителей союзных держав /3, 11/.

Когда Советский Союз 8 августа 1945 года вступил в войну против Японии, и советская армия стала успешно и стремительно продвигаться по территории Кореи, правительство США весьма поспешно вернулось к вопросу о создании зон ответственности на Корейском полуострове. В связи с этим военное ведомство США срочно подготовило предложение о разделении Кореи примерно по 38 параллели /3, 13/. В зону ответственности советского командования вошли районы севернее 38 параллели общей площадью более 120 тысяч кв. км; в зону ответственности американского командования вошли районы к югу от 38 параллели общей площадью около 100 тыс. кв. км. Населения распределилось примерно следующим образом: в северной части страны, где его относительная плотность всегда была меньшей, она составляла 40%, а на юге – 60% от общего числа 29 488 тыс. человек /1, 9/. До полной капитуляции Японии ответственность за гражданское управление возлагалось на соответствующие военные командования в двух зонах. Имелось в виду, что «как только будет полностью завершена капитуляция, должна быть образована гражданская администрация с тем, чтобы вся Корея представляла из себя централизованную территорию под управлением Комитета, состоящею из Верховных командующих офицеров США, СССР и других сил, участвующих в оккупации Кореи» этот пункт 13 августа 1945 г. был президентам США Г.Трумэном и направлен правительствам СССР, Великобритании и гоминдановского Китая. Помимо разделения зон по принятию японкой капитуляции между советским и американским командованием проект содержал важное, с точки зрения будущего, положения: до тех пор, пока капитуляция не будет полной, гражданская управление должно осуществляться соответствующим командованием в зонах Кореи, т.е. устанавливались также и гражданские функции военной администрации /3, 13/.

Советское и американское руководства не имели достаточно ясного представления о внутреннем политическом положении в Корее, оно столкнулось здесь с очень однообразной ситуацией. Корею нельзя было рассматривать как побежденную страну, но и для утверждения самостоятельной государственности не было условий. Это было консервативное, экономически и политически отсталое общество с преобладанием феодально-конфуцианской психологии, с низким образовательным уровнем населения /4/. Следовало бы иметь в виду, что большинство политических эмигрантов, активно возвращавшихся в Корею в 1945 г., покинули страну 20-30 лет назад и были во многом изолированы от внутренней ситуации в Корее. Сознательно или нет, за это время они успели усвоить ценности, поведенческие установки страны пребывания, оказавшись, частично американизированы, китаизированы или советизированы. В душе они оставались корейцами, но их политическая культура более не являлось типично корейской /5, 146-147/.

Вопрос о будущем устройстве Кореи остро встал на Московском совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г. Правительство США пыталось добиться решения, в соответствии с которым Корея, прежде чем получить самостоятельность, должна пройти две стадии иностранного управления: вначале-военных администраций, а затем четырехсторонней (США, СССР, Великобритания и Китай) опеки, при которой каждая из сторон действовало бы в зоне своей ответственности посредством военных администраций. До установления опеки власть передавалось единой администрации во главе с двумя военными командующими. Участие корейцев в органах администрации военных командующих разрешалось только в качестве администраторов, консультантов и советников. О том, чтобы допустить к управлению самих корейцев, не говорилось ни слова /3, 16/.

Правительство СССР выдвинуло принципиально иной проект, направленный на обеспечение независимости корейского народа. В ходе острой борьбы советские предложения с незначительными изменениями были одобрены совещанием. Главным итогам соглашения было решения о создании Временного демократического правительства корейского народа. Для формирования Временного правительства было решено создать совместную комиссию из представителей советского и американского командований в Корее. При выработке своих предложений комиссия обязано была консультироваться с корейскими демократическими партиями и общественными организациями. Совместной Комиссии поручалось с участием Временного правительства и с привлечением корейских демократических организаций разработать также меры по содействию политическому и социальному прогрессу корейского народа, развитию демократического самоуправления и установлению государственной независимости Кореи /6, 6-7/.

Решения Московского совещания, состоявшегося в декабре 1945 года, вызвали кратковременное объединения все корейских политических сил на юге, которые единогласно выступали против установления режима иностранной опеки. 27 декабря при Временном правительстве срочно создается комитет по борьбе с опекой, а 31 декабря в Сеуле и других крупных городах Кореи вспыхнули массовые демонстрации против решения Московского совещания /5,152/.

Второе заседание Совместной советско-американской комиссии открылось в мае 1947 г. Корейские партии, а также советская и американская военные администрации, вновь не смогли договориться по вопросу о представительстве в общем корейском правительстве. В такой ситуации советская делегация вносит предложение об одновременном выводе из Кореи войск США и СССР и предоставлении право самим корейцам решать свои проблемы. Американская сторона отвечает отказом и в качестве контрмеры решает передать корейский вопрос на рассмотрение в ООН /5, 154/. Генеральная Ассамблея приняла предложение США, сформировала Временную Комиссию ООН по Корее, в которую входили 9 государств, и одобрили проект резолюции, по которой в Северной и Южной Корее под наблюдением этой комиссии осуществляются всеобщие выборы и за короткое время формируется объединенное независимое правительство. Однако по причине того, что советская сторона отказала Временной Комиссии ООН по Корее во въезде на территорию севернее 38-ой параллели, ее деятельность на территории Северной Кореи оказалось невозможной. В ответ ООН приняла решение провести всеобщие выборы и сформировать правительство на территории южнее 38-ой параллели. Ким Гу, Ким Гю Сик и другие, стремившееся к созданию объединенного правительства, выступили против проведения выборов только в Южной Корее и за заключение соглашения между Северной и Южной Кореей. Они предлагали политическим лидерам Северной и Южной Кореи собраться в одном месте и обсудить проблему объединения. В апреле 1948 года в Пхеньяне открылось собрание по соглашению Северной и Южной Кореи, однако оно добилось никаких результатов /7, 168-169/.

В мае 1948 года выборы все же состоялись, но только на территории южной части Корейского полуострова. На их основе на Юге была образована Республика Корея и сформирована правительство во главе с Ли Сын Маном. В августе-сентябре того же года последовали выборы в Северной Кореи, образовано Корейская народно-демократическая Республика и сформировано её правительство во главе с Ким Ир Сеном. Раскол Кореи стал фактом? /4/.

В результате противостояния СССР и США деятельность ООН на Корейском полуострове в период 1945-1948 гг. была не эффективной. Историческую ответственность за разделение корейского народа и полуострова несут как СССР и США, так и формировавшиеся в то время элиты Северной и Южной Кореи. В конечном итоге корейская проблема долгое время была и остается одной из узловых проблем в системе международных отношений, у которой в ближайшие годы не видно путей разрешения.

***

1.Самсонов Г.Е. Борьба за мирное демократическое решение корейского вопроса М- 1960. – 141с.

2.The Permanent Mission of the Republic of Korea to the United Nations// un.int/korea/-2k

3.Тихомиров В.Д. Корейская проблема и международные факторы (1945-начало-80-х годов). М.: Восточная литература, 1998. – 280с.

4.Был ли неизбежным раскол Кореи// gorby.ru

5.Ким Н. Корея в поисках общенационального единения в условиях деколонизации 1945-1948гг.// Проблемы Дальнего Востока.- 2008. №4 – С.146-156

6.Денисов В.И. Корейская проблема: пути урегулирования 70-80-е годы- М.: Международные отношения, 1988 -144с.

7.История Кореи. Под ред. Ю Ёнг Нёнга. — Сеул: Национальный институт истории Кореи, 2007-240с.

Тема 1.2

Первые конфликты и кризисы «холодной войны»

План

1. Образование организации Североатлантического договора (НАТО).

2.Корейская война, как первый опыт «холодной войны».

3.Высадка войск ООН в Корее.

4.Перемирие и раскол Кореи.

1. Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, Северо-Атлантический Альянс — крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду.

Основан 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран — США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

НАТО является грандиозным военно-политическим блоком 28 государств, обладающим всей необходимой инфраструктурой и системой органов по её управлению. Это сотни комитетов, групп, служб, управлений или подразделений планирования, воинских и гражданских (транспортных, медицинских и т. д.) и даже учебных Центров по подготовке и переподготовке специалистов. НАТО — межправительственная организация, члены которой выделяют средства и ресурсы, необходимые для повседневного функционирования её в соответствии с Договором: проведения встреч, подготовки и принятия решений, реализации других задач в рамках общих интересов всех членов альянса. Основная часть военных сил и военной инфраструктуры, принадлежащих государствам-членам НАТО, остаются под их непосредственным управлением

2. Корейская война́ — конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей, длившийся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года (хотя официального окончания войны объявлено не было). Часто этот конфликт времён холодной войны рассматривается как опосредованная война между США c их союзниками и силами КНР и СССР. В состав северной коалиции входили: Северная Корея и её вооружённые силы; китайская армия (поскольку официально считалось, что КНР в конфликте не участвовала, регулярные китайские войска формально считались соединениями так называемых «китайских народных добровольцев»); СССР, который также официально не участвовал в войне, но во многом взял на себя её финансирование, а также отправил на Корейский полуостров части ВВС и многочисленных военных советников и специалистов. Со стороны Юга в войне принимали участие Южная Корея, США, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил ООН.

Корея с 1910 года до окончания Второй мировой войны в 1945 году была колонией Японии. 6 августа 1945 года Советский Союз, в соответствии с соглашением, заключённым с США, денонсировал акт о ненападении 1941 года, 8 августа объявил войну Японской империи, и советские войска вошли в Корею с севера. Американские же войска высадились на Корейский полуостров с юга.

10 августа 1945 года, в связи с неизбежной японской капитуляцией, США и СССР договорились разделить Корею по 38-й параллели, предполагая, что японские войска к северу от неё сдадутся Красной армии, а капитуляцию южных формирований примут США. Полуостров, таким образом, был разделён на северную, советскую, и южную, американскую, части. Предполагалось, что такое разделение является временным.

В предрассветные часы 25 июня северокорейские войска под прикрытием артиллерии перешли границу с южным соседом. Численность сухопутной группировки, обученной советскими военными советниками, составляла 135 тысяч человек, в её составе было 150 танков Т-34. Со стороны Южной Кореи численность сухопутной группировки, обученной американскими специалистами и вооружённой американским оружием, к началу войны составляла около 150 тысяч человек; южнокорейская армия почти не имела бронетехники и авиации. Правительство Северной Кореи заявило, что «изменник» Ли Сын Ман вероломно вторгся на территорию КНДР. Продвижение северокорейской армии в первые дни войны было весьма успешным. Уже 28 июня была захвачена столица Южной Кореи — город Сеул. Однако главная цель не была достигнута — молниеносной победы не получилось, Ли Сын Ману и значительной части южнокорейского руководства удалось спастись и покинуть город. Массового восстания, на которое рассчитывало северокорейское руководство, также не произошло. Тем не менее, к середине августа до 90 % территории Южной Кореи было занято армией КНДР.

Начало войны в Корее стало неожиданным для США и других западных стран.

25 июня в Нью-Йорке был созван Совет Безопасности ООН, на повестке дня которого стоял корейский вопрос.

Западные державы встали на сторону США и оказали военную помощь американским войскам, которые были посланы на помощь Южной Корее.

Несмотря на прибывшую помощь со стороны ООН, американским и южнокорейским войскам не удавалось выйти из окружения, известного как Пусанский периметр, они смогли лишь стабилизировать линию фронта по реке Нактонган. Казалось, что войскам КНДР не составит труда со временем занять весь Корейский полуостров. Однако силам союзников удалось к осени перейти в наступление.

3. Контрнаступление началось 15 сентября. К этому времени в районе Пусанского периметра находилось 5 южнокорейских и 5 американских дивизий, бригада армии Великобритании, около 500 танков, свыше 1634 орудий и миномётов различного калибра, 1120 самолётов. С моря группировку наземных сил поддерживала мощная группировка ВМС США и союзников — 230 кораблей. Противостояло им 13 дивизий армии КНДР, имеющих 40 танков и 811 орудий.

Обеспечив надёжную защиту с юга, 15 сентября южная коалиция начала операцию «Хромит». В её ходе был высажен американский десант в порту города Инчхон близ Сеула. Высадка десанта осуществлялась тремя эшелонами: в первом эшелоне — 1-я дивизия морской пехоты, во втором — 7-я пехотная дивизия, в третьем — отряд специального назначения армии Великобритании и некоторые части южнокорейской армии. На следующий день Инчхон был захвачен, высадившиеся войска прорвали оборону северокорейской армии и развернули наступление в сторону Сеула. На южном направлении было развёрнуто контрнаступление из района Тэгу группировкой из 2 южнокорейских армейских корпусов, 7 американских пехотных дивизий и 36 дивизионов артиллерии. Обе наступавшие группировки соединились 27 сентября под уездом Есан, окружив таким образом 1-ю армейскую группу армии КНДР. На следующий день силы ООН овладели Сеулом, а 8 октября достигли 38-й параллели. После серии боёв в районе бывшей границы двух государств силы южной коалиции 11 октября снова перешли в наступление в сторону Пхеньяна.

Хотя северяне в лихорадочном темпе сооружали два оборонительных рубежа на расстоянии 160 и 240 км к северу от 38-й параллели, сил у них было явно недостаточно, а завершавшие формирование дивизии положения дел не меняли. Противник мог проводить и часовые, и суточной длительности артподготовку и авиаудары. Для поддержки операции по взятию столицы КНДР 20 октября в 40—45 километрах севернее города был выброшен пятитысячный воздушный десант. Столица КНДР пала.

4. К июню 1951 года война достигла критической точки. Несмотря на тяжёлые потери, каждая из сторон располагала армией порядка миллиона человек. Несмотря на перевес в технических средствах, США и союзники не в состоянии были добиться решительного преимущества. Всем сторонам конфликта стало ясно, что достичь военной победы разумной ценой будет невозможно, и что необходимы переговоры о заключении перемирия. Впервые стороны сели за стол переговоров в Кэсоне 8 июля 1951 года, однако даже во время дискуссий боевые действия продолжались.

Целью сил ООН было восстановление Южной Кореи в довоенных пределах. Китайское командование выдвигало похожие условия. Обе стороны свои требования подкрепляли кровопролитными наступательными операциями. Несмотря на кровопролитность военных действий, финальный период войны характеризовался лишь относительно небольшими изменениями линии фронта и длительными периодами дискуссий о возможном завершении конфликта.

Дуайт Эйзенхауэр, выбранный президентом США 4 ноября 1952 года, ещё до официального вступления в должность совершил поездку в Корею для того, чтобы на месте выяснить, что может быть сделано для прекращения войны. Однако поворотным моментом стала смерть Сталина 5 марта 1953 года, вскоре после которой Президиум ЦК КПСС проголосовал за окончание войны. Потеряв поддержку со стороны СССР, Китай согласился на добровольную репатриацию военнопленных, при условии отсева «отказников» нейтральным международным агентством, в которое вошли представители Швеции, Швейцарии, Польши, Чехословакии и Индии. 20 апреля 1953 года начался обмен первыми больными и искалеченными пленными.

После принятия ООН предложения Индии о прекращении огня, договор был заключён 27 июля 1953 года. Примечательно, что представители Южной Кореи отказались подписать документ, так что все силы ООН представлял командир американского контингента генерал Кларк. Линия фронта была зафиксирована в районе 38-й параллели, а вокруг неё была провозглашена демилитаризованная зона (ДМЗ). Эта территория до сих пор охраняется войсками КНДР с севера и американо-корейскими войсками с юга. ДМЗ проходит несколько севернее от 38-й параллели в восточной своей части и немного южнее на западе. Место мирных переговоров, Кэсон, старая столица Кореи, было частью Южной Кореи до войны, однако сейчас оно является городом со специальным статусом КНДР. По сей день мирный договор, который формально завершал бы войну, не подписан.

Образование Организации Североатлантического договора (НАТО)

Перемирие и раскол Кореи.

Высадка войск ООН в Корее.

Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).

План

2.Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».

Контрольные вопросы.

Литература

НАТО было образовано 4 апреля 1949 года представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982. С принятием в НАТО 12 марта 1999 г. Венгрии, Польши и Чешской Республики число стран-участниц достигло 19. Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявший собой союз капиталистических стран. Поводом для создания договора был увеличивающийся размах холодной войны. Поскольку Западноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от Советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите. В марте 1948 года, 5 стран — Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который и стал основой для НАТО годом позже.

Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: «Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех». НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите западной Европы и Севера Атлантики; также договор разрабатывался с целью углубления политической, экономической и социальной связи между его членами.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну, которая началась в июне 1950 года, и воспринималась западными странами, как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953 г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась. Главным органом, определяющим политику НАТО, является североатлантический совет, который собирается в Брюсселе (до 1967 года, когда встречи происходили в Париже). Каждая страна-участник обеспечивает представителя посольского уровня, и эти представители встречаются как минимум раз в неделю. Также совет собирается 2 раза в год на министерском уровне и изредка на уровне глав государств. Военные вопросы НАТО рассматривает комитет планирования защиты. Военный комитет НАТО (под началом комитета планирования защиты), состоящий из старших военных представителей каждой страны-участника НАТО, кроме Исландии, которая вооруженных сил не имеет, и представлена гражданским лицом и Франции, которая вышла в 1966 году из военного союза, оставаясь при этом участником НАТО, рекомендует на комитете планирования защиты план защиты. Вооруженные силы стран-членов НАТО включают в себя назначенного в мирное время командира, который в случае войны будет исполнять на местах приказы военного комитета. Командиры отвечают за разработку планов защиты для их областей, для определений требований к войскам и за проведение военных учений.

Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими со странами (впоследствии объединившимися в Варшавский договор).

Первый кризис начался уже через год после образования НАТО в 1950 году — это был кризис в Корее.

С концом холодной войны и распадом Варшавского договора в 1991 году роль НАТО в военных делах Европы стала неопределенной. Направление деятельности НАТО в Европе сместилось по направлению к сотрудничеству с Европейскими организациями, как например Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с целью планировать политику с меньшей угрозой континентальной безопасности.

НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Этот блок, в основном в лице США, не имеет в мире достаточно сильного политического и военного противовеса и, следовательно, практически не ограничены в своих действиях. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Что ясно видно на примере военного конфликта на Балканах, в котором США проводили политику односторонней поддержки Хорватов и истребления сербов, как в будущем потенциальных союзников России. В будущем возможно противовесом НАТО в международных отношениях станет активно развивающаяся сейчас Япония в блоке с соседними странами (например, Китай, Корея и т.д.) и вполне возможно, что Россия вступит в этот новый антинатовский блок и потерянный паритет будет восстановлен.

Вопросы:

1.Когда и зачем образовалось НАТО?

2.Роль НАТО на международной арене в настоящее время?

Литература:

1. Александров В.В. «Новейшая история стран Европы и Америки 1945 – 1986 гг.»; Москва: Высшая школа, 1988.

Статьи:

1. Мюллер Х. «50 лет НАТО – гаранту мира и свободы в Европе»; Германия 1999 №2.

2. Черепахин В. «Восток для НАТО дело прибыльное»; Российские вести – 2000 – 22- 28 ноября.

3. Алексеев А.Н. «Совет Североатлантического сотрудничества и будущее Европы»; Международная жизнь – 1992 – №3/4.

2.Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».

Бывшие союзники по антигитлеровской коалиции стояли по разные стороны баррикад, конфронтация между ними нарастала. Гонка вооружений, развернувшаяся между блоком НАТО во главе с США, с одной стороны, и СССР с его союзниками – с другой, набирала силу. Вспыхивали и гасли конфликты разной степени напряжённости, Возникали горячие точки, где сталкивались интересы сторон. Одной из таких точек в начале 50-х годов стал Корейский полуостров.

Корее, аннексированной Японией после Русско-Японской войны, была обещана союзниками независимость на Каирской конференции (1 декабря 1943 г.). Решение было закреплено в Постдамском заявлении (26 июня 1945 г.). Когда Япония капитулировала во второй мировой войне, союзниками была достигнута договорённость (15 августа 1945 г.) об установлении разделительной линии по 38-й параллели, к северу от которой японские войска будут сдаваться СССР, к югу – США. Следуя условиям капитуляции, СССР считало 38-ю параллель политической границей: вдоль неё опускался «железный занавес».

В соответствии с решениями Московского совещания министров иностранных дел в задачи созданной Совместной советско-американской комиссии входило оказание содействия образованию Временного корейского демократического правительства и разработка соответствующих мероприятий. С этой целью Комиссия при подготовке своих предложений должна была консультироваться с корейскими демократическими партиями и общественными организациями. Советская сторона в Комиссии опиралась прежде всего на левые демократические партии и организации, которые выражали волю народа. США сделали ставку главным образом на правые силы и общественные партии и организации, ориентировавшиеся на капиталистическую Америку и сотрудничавшие с ней в Южной Корее. Позиция, занятая США по вопросу о консультациях, снова показала их нежелание прислушаться к голосу корейского народа, прямое противодействие созданию независимой демократической Кореи. Американское правительство преднамеренно старалось исключить участие в консультациях представителей демократических партий, профсоюзных, крестьянских, женских, молодежных и других организаций Юга. Оно настаивало на привлечение к консультациям тех партий и групп, которые выступали против Московских решений в декабре 1945 года.

С конца 1949 года отношения между двумя корейскими государствами всё более обострялись. Оба правительства претендовали на объединение Кореи каждый под своей эгидой.