Корабли поднятые со дна

Содержание

В России разрабатывают судно для подъема затонувших кораблей

Об этом мало кто задумывается, но потонувшие в воде корабли, подводные лодки, самолеты и космические спутники вредят природе не меньше особенно обсуждаемого сегодня микропластика. Самыми опасными частицами оказавшейся на дне техники являются ржавчина и остатки топлива — они способны отравлять воду на протяжении сотен лет. Весь этот мусор нужно немедленно вытаскивать на сушу и для этого в ближайшие несколько лет будет использоваться российское судно, разрабатываемое Крыловским государственным научным центром в рамках «Проекта 23570». Информация о грядущей новинке была опубликована на портале FlotProm.

Сколько на данный момент существует затонувших кораблей, никому неизвестно

Строительство судна будет начато в 2020 году в Мурманской области, на территории Кольского полуострова. Корпус плавательного аппарата будет сделан в форме катамарана, то есть состоять из двух параллельных корпусов, связанных между собой палубой. Так как ему придется поднимать довольно большие и тяжелые объекты, размер корпуса будет составлять 137 метров в длину и 36 метров в ширину. Все это позволит судну поднимать груз массой до 14 тысяч тонн.

Сколько в России затонувших кораблей?

На фотографии ниже можно увидеть, что грузозахватное устройство будет расположено снизу корабля, между параллельных корпусов. Ожидается, что при помощи него в ближайшие годы в Мурманске будет поднят со дна затонувший в 2018 году плавучий док ПД-50. Также плавучий аппарат будет использоваться для ремонта подводных трубопроводов. В общем, работы для судна на данный момент предостаточно.

Макет «Проекта 23570». Фото Mil.Press

В России действительно очень много затонувших кораблей, причем некоторые из них находятся на дне крупных рек. Например, со дна Волжского бассейна с 1998 года было поднято более 2000 плавательных средств. Известно, что на дне реки Волги на данный момент лежат 481 разных кораблей, металлические корпуса которых постоянно окисляются и наносят вред всем подводным существам и растениям. Остается надеяться, что когда-нибудь человечеству удастся хотя бы немного очистить водные глубины.

Затонувший плавучий док ПД-50

Что вы думаете о разрабатываемом судне? Своим мнением делитесь в комментариях или в нашем Telegram-чате.

Вред затонувших кораблей

Некоторые корабли лежат на дне морей и океанов сотни лет, причем человечество даже не знает о существовании некоторых из них. Обнаружить затонувшие объекты можно при помощи радаров, которые сканируют подводные территории при помощи эхолокации. Об этом методе поиска потерянных под водой объектов мы рассказывали в новости о найденных в Египте затонувших храмов и кораблей.

Это интересно: Французские архитекторы предложили построить корабль-тюрьму

Также от себя крайне рекомендую почитать материал о нахождении на дне Балтийского моря корабля времен Христофора Колумба. Как правило, настолько старые корабли к сегодняшнему дню уже полностью съедены так называемыми «корабельными червями», но именно это судно сохранилось гораздо лучше остальных. В том, что корабль пролежал на дне сотни лет, в целом нет ничего плохого — все-таки раньше корабли строили из дерева, а это экологически чистый продукт, который легко разлагается.

Благодаря суднам вроде российского «Проекта 23570», люди вполне могут очистить нашу планету от подводного мусора. Мало того, что благодаря этому можно улучшить чистоту природы, так к тому же активные поиски и поднятие кораблей на сушу повышает шансы на нахождение сокровищ. Очень интригует, правда?

Как Кубанская рада корабли со дна «поднимала»

Ни для кого не секрет факт существования потешного квазигосударства на территории современного Краснодарского края и Адыгеи в годы Гражданской войны в виде Кубанской Народной Республики (КНР). Но, несмотря на бредни беглых учредителей и апологетов данного образования, осевших в Северной Америке, «народной» эта республика была более чем номинально.
Кубанская рада изначально была некой сословной политической партией, противостоящей Октябрьской революции. Посему в сентябре 1917 года в узком кругу исключительно «своих» товарищей приняли решение о создании Кубанской законодательной рады. Членов этого специфического «парламента» назначили из собственного состава. Мигом объявили создание Кубанского края, избрали атамана, а уже в январе 1918-го заявили о независимости Кубани. Ядром «парламента», продавливающим такую политику, были так называемые «самостийники» или украинофилы (потомки запорожских казаков). К примеру, такие как Николай Рябовол, впоследствии убитый в гостинице в Ростове-на-Дону. Эти личности просто не могли не повторить судьбу недальновидных селянствующих националистов с Украины (как того периода, так и периода современного).


Николай Рябовол
Словно угрозы от красных им было мало, новые власти Кубани для начала посеяли рознь среди самих казаков. К примеру, фракцию «линейцев» (линейных казаков, чьи потомки пришли с Дона) сразу подобной политикой поставили в стан врагов, т.к. линейные выступали за единую и неделимую Россию и выступали лишь за расширение прав на самоуправление.
Так называемые «иногородние», крестьяне, недавно поселившиеся на Кубани, а по гамбургскому счёту – все «не казачьего роду», были полностью лишены избирательного права. А о пролетариате «самостийники» вообще забыли. Конечно, Кубань всё ещё оставалась сильным сельскохозяйственным регионом, но на Черноморском побережье, где активно развивались города-порты, ковался мощный пролетарский класс, который ещё в 1905 году доказал свой вес, объявив о создании Новороссийской Республики. В то время на захваченных заводах города новороссийские рабочие даже создавали оружие для боевых отрядов республики. Также пролетариат и «иногородние» в крупных краевых центрах составляли едва ли не большинство.
Взяв курс на «украинизацию» («самостийники» хотели перевести все учебные заведения Кубани на украинский язык) во внутренней и внешней политике, новоявленная рада сделала всё, чтобы ещё не собранного Франкенштейна разобрать по частям. Огромную часть населения «правительство» искусственно перевело если не на сторону красных, то уж в разряд противников точно. Вопрос создания «красных» войск из числа жителей Кубани не стоял в принципе. Даже многие казаки уже тогда почуяли слишком уж «запорожский» смрад таких политиков.

В начале того же 1918 года стартовало формирование отрядов «Красной гвардии» Кубани. На подмогу им пришли части 39-й пехотной дивизии, входившей в состав 1-го Кавказского армейского корпуса. Ещё в 1917 году бойцы дивизии получали известия о жестоких притеснениях казаками крестьян Северного Кавказа и Кубани. Свою лепту в агитацию среди дивизии внесли и большевики.

Сорокин и Автономов (слева направо)
Так или иначе, но на Екатеринодар (Краснодар), где отаборилась Рада, двинулись войска, которые буквально вышвырнули «украинофилов» из столицы практически без боя. Командовали, кстати, красными Иван Сорокин (кубанский казак, бывший подъесаул) и Алексей Автономов (донской казак, служил в чине хорунжего в Первой мировой).
В общем, лавочку впору было закрывать, т. к. политическая неразбериха в головах казаков и потворство откровенно дискриминационным действиям некоторых «самостийников» в прямом грабеже соседей из другого сословия, разложила большинство «патриотов» КНР. В итоге защищать «колыбель» нового государства большинство казаков просто не явилось.
Но с севера приближалась Добровольческая армия во главе с Лавром Корниловым. Наступив на горло собственной песне, отступающие войска рады забыли о своей ориентации на Украину, и немногочисленные войска влились в состав армии Корнилова. В итоге лишь на штыках белых сил, которые ни о какой КНР и думать не желали, «самостийники» вернулись в Екатеринодар. При этом штурм города в этот раз вылился в длительное сражение, разделённое на несколько попыток овладеть столицей Кубани и заслуживающее целой книги.

Фрагмент картины Авакимяна «Штурм Екатеринодара»
Но это всё прелюдия к одному забавному факту «общения» рады и командованию ВСЮР, который остался на обочине истории. Не секрет, что отношения между «самостийниками» и белой армией обострились сразу после насильственного сшивания этих идеологически противоположных сил. Когда же у руля сил ВСЮР стал Антон Иванович Деникин, уживаться с радой белым войскам стало просто невыносимо.
Не секрет, что к политическому «украинству» Деникин относился с нескрываемым презрением и неприятием, любой «парад суверенитетов» Антон Иванович ненавидел и противодействовал оному. Предполагать, что к политиканствующим украинофилам Кубани с характерным ароматом селянства Деникин относился как-то иначе, глупо. Одним из ярких примеров алчной, как говорят на Кубани, кугутской (образец бахвальства и глупости вкупе с необразованностью и лютой жадностью даже во вред себе) политики рады была попытка… поднять потопленные у Новороссийска корабли и суда Черноморского флота.

Антон Деникин
Когда деникинцы обосновались в Екатеринодаре и Новороссийске, то порт для них стал стратегически важным звеном в цепи снабжения и, естественно, базой для будущего флота. Было организовано Морское отделение в столице Кубани, а вице-адмирал Герасимов назначен Главным командиром портов и судов Добровольческой армии. Черноморский флот же в тот момент был заблокирован в Крыму германцами, поэтому белые войска начали прорабатывать план подъёма затопленных в июне 1918-го года в Цемесской бухте боевых кораблей. Задача эта была отчасти выполнима. А о кадрах можно было вовсе не беспокоиться – в войсках белых сил воевало предостаточно морских офицеров.
К тому же в бухте оставались затопленными не только боевые корабли Черноморского флота, но и вполне гражданские коммерческие суда, используемые флотом как вспомогательные для снабжения и т.д., о которых никто в основном сейчас не пишет. Суда эти были вполне современными и достаточно ценными для их подъёма.

На переднем плане эсминец «Керчь» перед затоплением в 1918 году
Каково же было, мягко говоря, удивление Антона Ивановича Деникина, когда в его штаб, находящийся в то время в Екатеринодаре, как и штаб атамана Кубанского казачьего войска, 27 октября 1918 года явился гарный хлопец с письмом от атамана Александра Петровича Филимонова. В письме Филимонов поднял вопрос «о возможности использования затопленных в Новороссийске судов, а также частных пароходов (!), принадлежащих подданным союзных держав для нужд краевого правительства и Добровольческой армии».
Можно только предполагать, что в этот момент привиделось Антону Ивановичу. Быть может, жутковатое видение, как на военную пристань с песнями и плясками на волах выезжают представители украинофилов из Рады с недоумением: «Микола, а де вёсла?» Так или иначе, но Деникин продолжил изучать сей документ.
Как оказалось, что ещё в сентябре правительство Кубани создало комиссию из числа инженеров отдела зернохранилищ для выяснения возможности поднять затонувшие суда. По данным указанных инженеров, все суда, кроме затонувшего на глубине 28 сажен линкора, лежат на глубинах 8-10 сажен. Посему кубанцы во главе с атаманом считают, что «поднятие судов не представляет серьёзных трудностей с помощью тех подъёмных и плавучих приспособлений, которые имеются в Новороссийском порту».

Атаман Филимонов
Но далее следовала часть, которая ещё более заинтересовала генерала. Из письма: «Ввиду большой ценности пароходов и пользы, которую поднятые и отремонтированные пароходы смогут принести Кубанскому краю (видимо, атаман не решился даже вспоминать о республике в письме Деникину) и Добровольческой армии, прошу вас разрешить поднятие 6 коммерческих (!) пароходов в распоряжение кубанского правительства». Этими судами были английские «Тревориан» и «Фредерика», итальянские «Женероза» и «Сербия», французский «Оксюз», бельгийский «Эльборус».
Также атаман и рада предлагали очень хитрый (как им казалось) план поднятия судов без обременения для бюджета. Предлагалось подъём осуществлять за счёт привлечённых средств частных лиц, а после поднятые коммерческие суда эти самым частным лицам и продать. А уже потом за вырученные деньги поднять боевые корабли. В общем, по моему скромному мнению, план давал течь с самого начала. Если, конечно, предположить, что рада вообще собиралась поднимать боевые корабли, а не руководствовалась кугутской скаредностью даже в такие времена.
Ведь само предложение учитывало только интересы Кубанской рады, которая и без того активно реквизировала чужую собственность. Более того, последовательность действий, которую так витиевато на первый взгляд излагал атаман, кричала о том, что боевые корабли в итоге никто поднимать не собирается в принципе. Рада была нацелена только на весьма дорогие коммерческие суда, чтобы, как говорится, поднять «грошей».


Танкер «Эльборус» (войдёт в состав флота Союза под именем «Валериан Куйбышев»)
Во-первых, кубанское правительство при всём желании не было способно даже набрать команду не то что на боевые корабли, но даже на гражданские суда. Во-вторых, суда, пускай и лежащие на дне, являлись вспомогательными кораблями Черноморского флота, а для Деникина это не пустой звук. В-третьих, ценность затопленных только коммерческих судов была велика. К примеру, лежащий на дне бельгийский танкер «Эльборус» на тот момент был весьма современным судном. Даже не так долго находившиеся в Новороссийске германцы пылали желанием поднять «Эльборус». Забегая вперёд, сообщу, что танкер будет поднят в августе 1925-го года экспедицией ЭПРОНа и включён в состав советского гражданского флота.
В итоге Антон Иванович дал кубанскому правительству категорический отказ. Причём в любопытной форме, отдав следующие приказы «Военному и Морскому отделу»:
— принять меры для скорейшего подъёма судов для русского флота;
— атаману сообщить, что суда будут подняты распоряжением командования Добровольческой армии для вооружения русского флота.
Таким образом, селянское правительство украинофилов не смогло положить в кошель общероссийские деньги с продажи флота.
Приказ Деникина по принятию мер в деле подъёма судов начал воплощаться в жизнь. В Новороссийске была организована комиссия, в которую вошли специалисты новороссийского порта и Добровольческой армии. Однако военная обстановка изменилась. Флот, находившийся под контролем германцев в Крыму, снова обрёл самостоятельность. И тратить дефицитные средства на технически сложный процесс уже не имело такой необходимости.
Некоторые источники утверждают, что поднять успели только посыльное судно «Лётчик», бывший некогда малым миноносцем типа «Даго». Правда, другие считают, что данное судно было захвачено германцами в Крыму, а потому поднято в Новороссийске быть не могло. Однако сути всей истории кубанского «судоподъёма» это не меняет.

КУБАНСКАЯ РАДА

Кубанская войсковая рада, — контрреволюц. орг-ция казачьих офицерско-помещичьих верхов, созданная в апр. 1917 в Екатеринодаре (ныне Краснодар) из уполномоченных от казачьих населенных пунктов Кубани с целью борьбы против революции и сохранения власти и привилегий верхов казачества. 22 апр. (5 мая) К. р. приняла решение о неотчуждаемости казачьих земель, избрала атамана Кубанского войска (полк. А. Филимонова) и войсковое «пр-во», развернувшее борьбу против Советов. После победы Окт. восстания в Петрограде К. р. объявила себя верх. властью на Кубани и приняла наименование «краевой» К. р. В февр. 1918 Исполком Советов Кубанской обл. объявил К. р. и ее «пр-во» вне закона. Изгнанная 14 марта 1918 красногвард. отрядами из Екатеринодара К. р. 30 апр. заключила «союз» с Добровольч. армией, в результате к-рого Кубань оказалась во власти воен. диктатуры Деникина. В К. р. было две группировки: «черноморцы», стоявшие за автономию, и «линейцы», выступавшие против отделения Кубани от России. Великодержавная политика Деникина привела к конфликту с автономистами из К. р., выдвинувшими идею создания «Союза» Кубани, Украины, Дона, Терека, Грузии и др. народов Кавказа под главенством Кубани. После того как К. р. заключила союзный договор с горским меджлисом 6 нояб. 1919, деникинские войска окружили К. р. и произвели «гос. переворот». Сторонники автономии бежали или были высланы с Кубани, их лидер А. И. Калабухов — повешен. К. р. избрала более послушное Деникину «пр-во», усилила власть атамана. 17 марта 1920 К. р. бежала из Екатеринодара, освобожденного Красной Армией, и вскоре прекратила существование.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. КУБАНСКАЯ РАДА — КУБАНСКАЯ РАДА — политическая организация Кубанского казачьего войска, создана в апреле 1917. После Октябрьской революции боролась против советской власти. В ноябре 1917 создала краевое правительство. В 1920 прекратила существование. Большой энциклопедический словарь

10 самых ценных кладов, поднятых с морского дна


Самые ценные клады, поднятые с морского дна.

Обломки почти 3 миллионов кораблей скрывают сегодня воды океана. По международному морскому уставу, затонувшие военные корабли остаются под юрисдикцией правительств, все остальные могут стать добычей кладоискателей. Миллионы долларов и бесценные артефакты на морском дне не дают и сегодня покоя искателям приключений. Мы собрали 10-ку самых ценных кладов, найденных в разное время.

Артефакты времён Вавилона (стоимость не оценена)


Артефакты, найденные у берегов Девона в Англии (200 и 900 г. до н.э).

В 2010 году археологи-водолазы подняли со дна у берегов Великобритании клад весом более 185 кг, в котором было более 300 различных артефактов. Возраст клада просто поразил мировое сообщество – между 1200 и 900 г. до н.э. В то время ещё процветал Вавилон, не были построены висячие сады Семирамиды, а до рождения Будды оставалось ещё несколько столетий. Так было доказано, что ещё в бронзовый век между Великобританией и Европой велась торговля.

Клад времён династии Тан ($80 млн)


Золотая чаша с затонувшего корабля.

В 1998 году рыбаки обнаружили у берегов Индонезии затонувший арабский корабль. Со дна были подняты золотые и керамические изделия династии Тан, правившей в начале IX века: чаши, баночки для специй, чернильницы, погребальные урны и инкрустированные золотым серебряные шкатулки. Клад выкупило правительство Сингапура за $80 млн.

15 тонн золота ($ 100-150 млн)


Золотые слитки с затонувшего корабля.

В 1987 году у берегов США было обнаружено судно, затонувшее в 130 лет назад. На его борту было 15 тонн золота. После того, как стало известно о находке, сразу 39 страховых компаний заявили о своих правах за артефакты и золото, поскольку якобы именно они произвели страховые выплаты в связи с гибелью судна в XIX веке. В результате же 92% сокровищ осталось у команды, которая поднимала их со да океана.

Сокровища Антикитеры ($ 120-160 млн)


Антикитерский механизм и бронзовая статуя с затонувшего корабля.

В 1900 году водолазы обнаружили следы древнего кораблекрушения недалеко от острова Антикитера. В 1976 году удалось поднять большую часть ценного груза, жемчужиной которого стал позже восстановленный антикитерский механизм, считающийся старейшим в мире аналоговым компьютером. Также были подняты монеты и ювелирные изделия, изделия из стекла, керамики, прекрасные статуи и бронзовая статуя.

Сокровища S.S. Republic ($ 120 — 180 млн)


S.S. Republic на дне океана.

Судно S.S. Republic погибло во время урагана в 1865 году у берегов Джорджии. На его борту перевозили золотые 20-долларовые монеты на сумму около $ 40 000 – деньги, выделенные на восстановление южных штатов после гражданской войны. В 2004 году компания глубоководной разведки Odyssey подняла со дна океана 51 000 американских золотых и серебряных монет, а также почти 14 000 различных артефактов.

Алмазное кораблекрушение (стоимость ещё не оценена)


На месте раскопок кораблекрушения De Beers.

Геологи из компании De Beers, являющейся сегодня крупнейшим в мире добытчиком алмазов, были просто ошеломлены, обнаружив на африканском берегу судно, похороненное в песках пляжа. Геологи, работающие в (крупнейший в мире алмазодобытчик), были ошеломлены, На судне были найдены более 22 тонн слитков, 6 пушек, мечи, тысячи золотых монет и более 50 слоновьих бивней.

Монета из клада, найденного на De Beers.

После проведенного расследования было установлено, что это судно Bom Jesus — португальский корабль, который в 1533 году исчез у берегов Западной Африки.

Затонувшее серебро британского министерства финансов ($ 200 млн)


Затонувший SS Gairsoppa и серебро с корабля.

В 1941 году в результате торпедной атаки подводной лодки U-37 затонуло британское судно SS Gairsoppa, не борту находился груз серебра весом 7 млн унций. В 2010 году Odyssey Marine Exploration выиграла эксклюзивный контракт по подъему груза. По контракту компания после завершения предприятия получала 80% клада. Через год судно было обнаружено в Северной Атлантике на глубине примерно в 4,6 км. Удалось поднять 48 тонн серебра.

Пушки, монеты и судовой колокол с пиратского корабля ($ 400 млн)


Пиратский корабль Whydah и его сокровища.

Whydah – единственный когда-либо найденный пиратский корабль. Он был флагманом известного капитана пиратов Черного Сэма Беллами. Корабль бы обнаружен в 1984 году Барри Клиффордом, а сокровища с него поднимают и сегодня. Уже поднято более 200 тыс. экспонатов, в том числе пушки, монеты, золотые украшения и судовой колокол.

Золото и артефакты с испанского галеона ($ 450 млн)


Мел Фишер с найденными сокровищами.

Испанский галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа», на борту которого были ювелирные изделия и драгоценности, индиго, серебро, золото, и медь, затонул возле Флорида-Кис в 1622 году из-за шторма. Галеон был обнаружен Мелом Фишером в 1985 году после 17 лет поисков.

Золотой диск с Аточа.

Артефактов и драгоценностей на судне было столько, что потребовалось 2 месяца, чтобы переписать их. Место кораблекрушения изучается и сегодня, ведь наиболее ценные части судна до сих пор не найдены.

Испанское сокровище, которое хотели спрятать ($ 500 млн)


Монеты с затонувшего «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес.

В 2007 году компания Odyssey Marine Exploration вывезла в неизвестном направлении 17 тонн монет с места некого кораблекрушения. Из соображений безопасности компания не разглашала ни место крушения, ни принадлежность корабля, ни дату его крушения и тип монет. Испанское правительство подало иск против Odyssey, утверждая, что груз монет был поднят с «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес», испанского фрегата, потопленного англичанами в 1804 году. В 2013 году суд вынес решение в пользу Испании и самый ценный в истории клад был возвращен стране. Данное сокровище крупнейшее на сегодняшний день во всем мире.

Любителей истории, безусловно, заинтересует обзор, в котором мы рассказывали про 4 реальных места, упомянутые в Библии.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Сообщества ›
Это интересно знать… ›
Блог ›
А вы видели единственный в мире сохранившийся корабль XVII века? Музей одного корабля.

На одном из центральных островов Стокгольма, где когда-то охотились шведские короли, стоит необычное угловатое здание. Над его темной крышей возвышаются две красные конструкции в виде корабельных мачт. Это музей одного экспоната — корабля “Васа”, единственного в мире судна ХVII века, деревянные конструкции которого сохранились на 95%. Он затонул, проплавав всего полчаса.

“Между четырьмя и пятью часами громадный новый корабль “Васа” опрокинулся и затонул”… Всего несколько слов записал хроникер о катастрофе, постигшей Швецию и шведский флот в теплый августовский день 1628 года.
В Европе в это время шла Тридцатилетняя война — сражались католики с протестантами. Король Швеции Густав II Адольф, по приказу которого построили корабль “Васа”, воевал на стороне немецких протестантов. Воевал очень успешно, за что был прозван “Северным львом»

Прошло более 300 лет, и корабль решили поднять. Точных сведений, где он затонул, не было (архивные документы указывали несколько разных мест). 38-летний инженер Андерс Франсен, энтузиаст и эксперт по затонувшим старинным кораблям, сконструировал специальный пробоотборник и в 1953 году начал поиски. И вот 25 августа 1956 года в пробоотборнике застрял кусочек почерневшего дерева. Спустились водолазы, нащупали борт корабля с двумя рядами орудийных люков — стало ясно, что это корабль “Васа”. Решили попробовать его поднять. Но как? Предложений было много. Например, вморозить корабль в глыбу льда, а когда она всплывет, отбуксировать на мелководье. Лед растает, корабль останется! Или заполнить его шариками от пинг-понга, которые и поднимут корабль.
Но возобладала наиболее реальная идея: промыть шесть каналов под корпусом, пропустить через них тросы и на понтонах поднять “Васу”. Водолазы, выполнявшие эту сложнейшую работу в полной темноте на глубине 30 метров, под корпусом трехсотлетнего корабля, ежедневно рисковали жизнью. Туннели были столь узкими, что люди в них с трудом протискивались, воздушные шланги могли запутаться (и порой запутывались!) в балках, досках и прочем мусоре на дне. А кроме того, в любой момент мог обрушиться многотонный корпус с балластом-камнями в днище. Но, к счастью, все обошлось, и в августе 1959 года корабль был готов к подъему.

Сначала оторвали корпус от дна и отбуксировали на глубину 15 метров. Затем в течение двух лет водолазы затыкали тысячи отверстий от исчезнувших болтов, укрепляли корму и закрывали все пушечные люки. И, наконец, 24 апреля 1961 года наступил долгожданный момент — медленно и торжественно показались из-под воды контуры легендарного корабля.

В мире не было столь старого и в то же время столь хорошо сохранившегося судна. (До этого пальма первенства принадлежала английскому кораблю “Виктория” адмирала Нельсона, но он на 137 лет моложе “Васы”). В день подъема корабля практически вся Швеция замерла. Люди отпрашивались с работы, школьники прогуливали уроки — все прильнули к экранам телевизоров или напряженно слушали радио. Журналисты со всего мира описывали это грандиозное событие.

Честь первому ступить на корабль была предоставлена его “открывателю”, инженеру Франсену.

Почему “Васа” так хорошо сохранился? В холодном Балтийском море, в его слабосоленой воде не водится ракушка-древоточец, которая довольно быстро съедает дерево в теплых южных морях. А тут проржавели все болты (их было несколько тысяч), отпали все резные украшения, и со дна моря подняли около 14 тысяч различных деталей. Часто рабочим инструментом реставраторов был обычный металлический прут: прикладывали деталь к борту и пропускали прут через отверстия. Если отверстия совпадали — значит, место для детали найдено. И только те части и детали, которые не были обнаружены, изготовили из более светлого дерева.
Реставраторам удалось решить сложнейшую проблему консервации дерева. Обычно, когда дерево вынимают из воды, жидкость испаряется, а дерево сжимается, трескается и разрушается. В мире не было опыта консервации столь большого объекта. Поэтому решили построить специальный крытый док, куда на понтоне-основе отбуксировали корабль, и в течение 17 лет днем и ночью орошали корпус составом, замещающим воду. На каждый килограмм дерева приходилось полтора литра воды. Надо было удалить из корпуса 580 тонн воды! Сначала работу выполняли вручную, затем установили полностью автоматизированную систему с 500 мундштуками снаружи и внутри корпуса.

Временным выставочным “залом” для корабля “Васа” стал док. Одним из первых посетил его король Швеции Карл XVI Густав, увлекавшийся археологией и оказавший большую поддержку работам по подъему судна. Реставраторы очистили от ила и грязи корпус корабля и все предметы. Кожаные изделия консервировали, ткани и посуду очищали и сушили.

Посетителей временного музея в то время встречал довольно плотный туман от разбрызгиваемой жидкости. В результате был едва виден черный мокрый корпус, с которого постоянно капало. И тем не менее за 27 лет существования этого тесного временного музея посмотреть на “Васу” пришло более 11 миллионов человек.

Сложная работа предстояла с парусами. Они от времени так слежались в трюме, что могли разрушиться от малейшего прикосновения. Их осторожно перенесли на стекловолоконную основу и пропитали консервирующим составом.

Когда, наконец, закончили консервацию корабля, нашли место всем фигурам и деталям, “Васа”, как говорят моряки, “на своем киле” отправился в последнее плавание, к месту “вечной” стоянки — в док, расположенный на территории старой военной верфи. Причем здание музея возводили вокруг главного “экспоната”. Теперь с семи палуб-этажей музея корабль виден прекрасно во всех деталях. В витринах — подлинные вещи ХVII века: обувь, одежда, посуда, бочки для хранения провианта (они подвешивались к потолку для защиты от крыс), котел, в котором должны были готовить еду почти на 500 человек, медицинские принадлежности лекаря-брадобрея, игра, напоминающая современные нарды, первые курительные трубки. Команда была очень бедной: единственная золотая вещь, обнаруженная на корабле, — кольцо да еще несколько монет в кармане одного из погибших.

“Васа” был одним из самых больших и красивых кораблей своего времени, причем не только Швеции, но и Европы. Высота его — 52,5 метра, длина — 69 метров, высота кормы — почти 20 метров. Семьсот самых разных фигур украшали судно.

Корабль строился в эпоху барокко — веселое, озорное время. Вот какая-то пышнотелая то ли русалка, то ли нимфа высунула язык и облизывает кончик носа. Вот стоит солдат и задумчиво почесывает бороду. А вот змея выползает из глазницы фигуры, символизирующей смерть… Причем все фигуры ярко расписаны, некоторые позолочены. И на фоне корпуса из светлого дерева они создавали ощущение праздничности.

Корабль оснащен по последнему слову тогдашней военно-морской техники. На двух орудийных палубах установлены 64 бронзовые пушки, из которых 48 штук 24-фунтовые (весом более тонны каждая). Да еще шесть мортир, да большое количество пороха и самых разных ядер для морского боя.

Сегодня нам кажется странным: зачем надо было так украшать военный корабль, тратить столько средств и усилий на столь “нефункциональные” для морского боя “излишества”. Но таков был дух времени. Богатый декор корабля считался существенной частью его “вооружения”, демонстрацией мощи государства.

Сюжеты взяты из древнегреческой мифологии, Библии и римской истории. Это изображения Геркулеса и сказочных грифонов, русалок и дельфинов, библейских воинов и львов (их, символов королевской власти, более шестидесяти), римских воинов и императоров, поющих и трубящих ангелов. Кроме того, “рассказывается” о легендарных шведских королях. Причем самые “важные” скульптуры были покрыты настоящим золотом: например, огромные львы на носу длиной 3,5 метра! И все это великолепие вместе с белоснежными парусами, яркими флагами и палящими пушками должно было производить магическое впечатление…

Густав II Адольф назвал корабль в честь своего знаменитого деда, короля Густава Васа, который правил в ХVI веке. Но “Васа” — это не имя, а прозвище короля, в переводе означающее “сноп сена”. Король собрал воедино разрозненные части Швеции, как колосья собраны в снопе. Именно Густав Васа перевел Швецию из католичества в протестантство, ввел престолонаследие (до него королей выбирали), и, наконец, он практически сделал Стокгольм столицей Швеции. Кстати, в те времена названия кораблей еще не писали на бортах. На корме обычно укрепляли герб владельца либо того лица, в честь или память которого построен корабль, и все понимали, как он называется.

В наследство от своего отца, короля Карла IХ, Густав II Адольф получил довольно большой, но изрядно потрепанный боями и непогодой флот. И в 1615 году Государственный совет отмечает: “Морской флот, на котором покоится благосостояние страны, за прошедшие годы был почти забыт и поэтому нуждается в обновлении”.

В первые годы правления молодого короля не было средств на постройку новых кораблей.

Но к 1620 году экономическая ситуация в стране значительно улучшилась, и король получил возможность пригласить голландских мастеров, которые в те времена считались самыми искусными кораблестроителями. Повсюду на верфях закипела работа. К 1625 году было построено 25 новых боевых кораблей, и король приказывает заложить самый большой и красивый корабль, который должен стать грозой морей и устрашать врагов королевства.

В ХVII веке еще не умели делать расчеты и чертежи для постройки кораблей. Все основывалось на опыте кораблестроителей и на кратких таблицах, в которых приводились основные размеры корабля и его главных частей. Эти таблицы передавались от отца к сыну и держались в строгом секрете. Обычно корабельный мастер предварительно строил уменьшенную модель корабля (по какой-то причине это не было сделано в случае с “Васой”).

На “Васе” было 145 человек команды и 300 солдат. Но закрытые помещения существовали только для адмирала и офицеров. Жизнь солдат и матросов проходила тогда на открытых орудийных палубах. Никаких коек, матрасов, одеял не было. Спали в одежде прямо на палубе. Матросы получали в год 6 метров ткани на человека (причем ее стоимость вычиталась из жалованья) и шили сами себе одежду. Обычно это были короткая куртка и штаны до колен.

На корабле “Васа” сохранился весь запас продовольствия, благодаря чему стало известно, как питались моряки в XVII веке. В рацион входили сухие хлебцы, соленая или сушеная рыба либо мясо, гороховая, фасолевая либо чечевичная похлебка, мука, сало, масло. Поскольку основными методами консервирования в те времена были соление и копчение, острая пища вызывала сильную жажду. Но воду не брали — вода протухала. Брали пиво.

Команда получала горячую пищу раз в сутки. Ее раздавали в глиняных мисках на несколько человек. На столе адмирала стояла оловянная, фаянсовая и стеклянная посуда, команда обходилась деревянными тарелками и ложками, которые быстро пропитывались жиром и приобретали неприятный запах. Да и пища часто была испорченной: хлеб плесневел, масло прогоркало, в мясе и рыбе заводились черви…

За время плавания выбывала почти треть экипажа. Но не от боевых ран, а от болезней — обычных спутников моряков всех флотов. Но, к чести адмирала, на “Васе” обнаружили большой запас лимонов. Видимо, опытным путем уже тогда установили, что они помогают при цинге.

“Васа” был заложен на верфи, располагавшейся на острове Бласиехольмен (сейчас этот остров находится в самом центре Стокгольма). Руководил работами опытный голландский кораблестроитель Хенрик Хюбертссон, к этому времени построивший уже несколько кораблей для Швеции. “ Постоянных” работников на верфи было 300 человек. Да плюс еще масса приглашаемых “специалистов”: корабельные плотники, пильщики, кузнецы, канатчики, парусные мастера, стеклодувы, бондари, лафетчики, резчики по дереву, специалисты по раскраске фигур…

Точной даты закладки “Васы” не сохранилось. Но известно, что это произошло весной 1626 года. А в августе 1628 года он уже отправился в свое трагическое плавание. Перед отплытием адмирал по правилам того времени провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали от одного борта до другого и обратно. Но после третьей перебежки адмирал прекратил испытание — корабль так раскачался, что мог перевернуться уже прямо у причала. Единственное, что он произнес: “Если бы только Его величество был дома!” (Король в это время находился в Европе.) “Мы выйдем в море, если Бог и ветер того захотят”, — писал адмирал. И это не преувеличение. Корабли были маломаневренными и неповоротливыми, менять паруса в узких проходах между островами на выходе из гавани Стокгольма почти невозможно. Поэтому корабли часто стояли на якоре, ожидая попутного ветра. Короткий путь от Стокгольма до открытого моря (буквально несколько километров) мог занять месяц, а то и полтора. В то время как при попутном ветре на это уходит всего неделя!

Поскольку выход в открытое море такого огромного корабля, как “Васа”, мог занять два-три месяца, то солдаты должны были идти по берегу пешком и сесть на корабль уже на выходе. А команде на это время разрешили взять с собой на корабль жен и детей, которых, естественно, никто не считал.

Корабль стоял у королевского дворца, где загружался вооружением и провиантом. В воскресенье 10 августа погода была солнечной, теплой, иногда лишь налетали легкие порывы ветра. На берегу и на окрестных скалах столпились жители Стокгольма. Присутствовали даже иностранные послы. Еще бы! Такое событие — отплытие сверкавшего всеми красками и золотом могучего фрегата. Два грозных позолоченных льва, изогнувшихся в прыжке на носу корабля, бросали свирепые взгляды. Не менее устрашающие львиные морды были на каждом орудийном люке. Деревянные воины стояли единым строем, готовые отразить нападение врага. Пушки выглядывали изо всех орудийных портов (люков).

Первые 600 метров “Васа” прошел с помощью якоря. На шлюпке отвозили якорь, бросали его, корабль подтягивался, якорь вытаскивали, отвозили дальше, опять бросали… Затем были подняты четыре паруса из десяти (шесть так и остались лежать в трюме, они-то сохранились до наших дней — это самые старые паруса в мире).

Медленно и величественно двигался огромный корабль. Но плыл он как-то неуверенно, а когда после очередного залпа пушек дым рассеялся, на глазах изумленных зрителей “Васа” пошел ко дну…

Члены экипажа, женщины, дети пытались спастись вплавь, часть уцепилась за верхушки мачт, которые остались торчать на месте гибели корабля (он затонул на глубине немногим более 30 метров, а высота мачт, напомним, была 52 метра). Людей сняли сопровождавшие фрегат корабли и лодки. Число погибших точно неизвестно, но предположительно от 30 до 50 человек.

Корабль прошел около 1300 метров и пробыл в самостоятельном плавании не более получаса. Вот как описал Государственный совет происшедшее в письме королю: “ Когда корабль вышел в открытую бухту у Тегельвикена, паруса наполнились более сильным ветром и вскоре корабль начал крениться на подветренную сторону, но выпрямился немного и дошел до Бекхольмена, где повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим”.

Адмирал, который в это время проверял крепление пушек, писал: “Пока я поднимался с нижней палубы, вода поднялась настолько высоко, что трап оторвался, и только с большими трудностями я выбрался оттуда”.

Фотография из моего архива, это копии внутренних помещений ВАСА и деревянные скульптуры экипажа. Во внутрь настоящего корабля посетителей не пускают.

Назначенный для определения виновных королевский суд начал заседать в королевском дворце уже на следующий день после катастрофы. Вопросы в первую очередь адресовались уроженцу Дании капитану Сефрингу Ханссону:

— Команда была пьяна?

Капитан под присягой утверждает: корабль отплыл в воскресенье, многие были на причастии и “перед Всевышним клянусь, что никто на борту не был пьян”.

— Пушки были плохо закреплены?

— Вы можете разрубить меня на тысячи кусков, если пушки не были закреплены, — отвечает Ханссон. Да и адмирал подтвердил это.

— Взяли мало балласта?

— Весь балласт был на борту, больше взять нельзя было — не было места.

Надо сказать, что, к чести королевского суда Швеции, никто не был признан виновным.

Когда спустя три столетия корабль подняли на поверхность, все пушечные лафеты стояли на своих местах — так что обвинение в том, что пушки были плохо закреплены, снято справедливо. Да и балласта больше взять было нельзя — не было места.

И все-таки: кто же виноват? Представляется, что виновников, точнее, тех, кто допустил ошибки, приведшие к гибели корабля, было несколько.

И прежде всего сам король Густав II Адольф. Он слишком спешил с постройкой, а кроме того, самолично утвердил размеры судна (которое задумывалось как однопалубное). Но король хотел получить корабль с максимальным числом пушек, для чего пришлось уже в ходе строительства добавить еще одну орудийную палубу. И “Васа” был единственным кораблем с двумя рядами орудийных портов.

Виновным можно считать также адмирала Флеминга. Ему уже на берегу стало понятно, насколько неустойчив корабль. Но он не решился своей властью остановить выход корабля, которого король с нетерпением ожидал в Европе.

Вина лежит и на кораблестроителях. Дело в том, что во время постройки умер Хенрик Хюбертссон и заканчивал ее другой мастер, Хейн Якобссон, — в соответствии с теми размерами, которые утвердил король.

И наконец, согласно современной теории, первое плавание должно было проходить с закрытыми орудийными люками.

Но никто, естественно, не решился сказать, что виноват “Его величество”. Как заметил арендатор верфи Арент де Грот, “только Господь Бог знает, кто виноват”. Но ни Бог, ни король неподсудны, а “козлов отпущения” судьи не стали искать, и дело было закрыто.

Сразу после катастрофы пытались поднять корабль или хотя бы дорогостоящие бронзовые пушки, однако все попытки окончились неудачей. Но когда к концу ХVII века был изобретен водолазный колокол, удалось извлечь около 50 пушек. Это была титаническая работа! Через орудийные люки в темноте и холоде при помощи различных крюков и инструментов на длинных рукоятках на ощупь снимали тяжелые пушки с лафетов, вытаскивали их через люки и поднимали на поверхность. Запаса воздуха хватало максимум на час. (В ХХ столетии у водолаза в скафандре, оснащенного современным оборудованием, на подобную работу уходит целый день!) Фото из личного архива.
В музее корабля ВАСА в Стокгольме есть кинозал, там на разных языках можно посмотреть фильм с элементами реконструкции событий, вот эпизод на русском языке:

Кому интересно у меня есть ещё два видео на данную тему, одно из них, фильм продолжительностью 58 минут, полная реконструкция событий на шведском языке о постройке и кончине корабля, переносящий в атмосферу 1628 года.
Адрес музея: Швеция, город Стокгольм, улица Galarvarvsvagen 14.

Всем спасибо и хорошего дня!

Смотреть что такое «КУБАНСКАЯ РАДА» в других словарях:

  • КУБАНСКАЯ РАДА — политическая организация Кубанского казачьего войска, создана в апреле 1917. После Октябрьской революции боролась против советской власти. В ноябре 1917 создала краевое правительство. В 1920 прекратила существование … Большой Энциклопедический словарь

  • Кубанская Рада — политическая организация Кубанского казачьего войска, создана в апреле 1917. После Октябрьской революции боролась против советской власти. В ноябре 1917 создала краевое правительство. В 1920 прекратила существование. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.

  • Кубанская Рада — политическая организация Кубанского казачьего войска, создана в апреле 1917. После Октябрьской революции боролась против советской власти. В ноябре 1917 создала краевое правительство. В 1920 прекратила существование. * * * КУБАНСКАЯ РАДА… … Энциклопедический словарь

  • Кубанская Рада — политическая организация Кубанского Казачьего Войска, создана в апреле 1917. После Октябрьской революции боролась против Советской власти. 24 сентября 1917 приняла решение о создании Законодательной Рады (парламента), которая в ноябре 1917… … Википедия

  • Кубанская Рада — казачье правительство, во главе которого в 1918 году был Деникин. Опорный пункт южной контр революции, откуда часто совершались нападения на территорию Советской Республики. Лишь в 1920 году удалось красным войскам овладеть цитаделью Кубани… … Исторический справочник русского марксиста

  • Кубанская рада 1917-20 — Кубанская краевая войсковая рада, казачья сословная организация, созданная в апреле 1917 в Екатеринодаре (ныне Краснодар) по инициативе верхов казачества и ставшая одним из центров казачьей контрреволюции на Кубани. После Февральской… … Большая советская энциклопедия

  • Кубанская народная республика — русск. Кубанская Народная Республика укр. Кубанська Народна Республіка республика ← … Википедия

  • Кубанская Народная Республика — укр. Кубанська Народна Республіка республика ← … Википедия

  • Кубанская Законодательная Рада — Кубáнская Рáда (укр. Кубáнська Рáда) политическая организация Кубанского Казачьего Войска, создана в апреле 1917. После Октябрьской революции боролась против Советской власти. 24 сентября 1917 приняла решение о создании Законодательной Рады… … Википедия

  • Центральная рада Украинской Народной Республики — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия