Колесные тягачи России

Для транспортировки тяжелых грузов конструкторами КамАЗ была разработана линейка многоосных автомобилей КамАЗ 7850. Машины изготовлены по заказу министерства обороны Российской федерации и предназначены для использования в военной сфере.

Модельный ряд

Производитель выпускает автомобиль в трех модификациях:

  • КамАЗ 7850. Имеет 8 осей;
  • КамАЗ 78504. Седельный тягач с 4 осями;
  • КамАЗ 78509. Шестиосный вариант.

Область применения машин

Автомобиль разрабатывается для нужд армии. В зависимости от модификации машина может выполнять следующие виды работ:

  • Модель 7850 предназначена для транспортировки стратегических ракет. Машина выполнена в виде шасси. Имеет кабину разделенную на две части. Такая конструкция позволяет осуществлять перевозку ракет повышенной длины. Грузоподъемность транспортного средства составляет 85 тонн;
  • Версия КамАЗ 78904 технические характеристики, которой отличаются, представлена в двух вариантах. Седельный тягач используется для транспортировки полуприцепов массой до 90 000 килограмм. Балластный тягач используется для транспортировки грузов весом до 75 тонн. Седельные тягачи используются со специализированными полуприцепами осуществляющими погрузку ракет;
  • Модель КамАЗ 78509 технические характеристики, которой позволяют транспортировать грузы весом до 50 000 килограмм. Транспортное средство имеет колесную формулу 12х12. Шасси предназначено для установки на него различного оборудования.

СПРАВКА: Некоторые модели имеют бронированную кабину и защиту моторного отсека. Они защищают оператора и двигатель автомобиля от мелких поражающих элементов.

Технические характеристики КамАЗ 7850

Автомобиль повышенной грузоподъемности КамАЗ 7850 имеет высокие показатели проходимости.

Конструкторы Камского автомобильного завода при создании модели воплотили ряд инновационных решений:

Модульная сборка

Автомобиль собирают из готовых модулей. Они представляют собой отдельные части такие как кабина, шасси и т.д. Такая конструкция позволяет в случае повреждения одного из модулей быстро восстановить работоспособность модели. Так же можете прочитать про Схема проводки КамАЗ 5320.

Удлиненная рама

Длинная рама в совокупности с широкими колесами снижает уровень давления на грунт при движении. Это дает возможность перевозить на шасси грузы с высокой массой.

ИНТЕРЕСНО: Конструкторы Камского завода разработали машину с целью обеспечения вооруженных сил Российской Федерации собственной техникой с высокой грузоподъемностью. Со времен СССР для перевозки ракет используется техника Белорусского производства.

Рулевое управление

Все колесные механизмы, установленные на автомобиле – поворотные. Передние и задние оси разворачиваются в противоположные стороны. Благодаря этому снижен минимальный радиус разворота. Управление платформой электронное. Оператор управляет многотонной машиной без применения больших физических усилий.

Высокое расположение выхлопной трубы

Глушитель расположен с боку автомобиля на уровне верхнего края колеса. Такое техническое решение дает возможность использовать КамАЗ для преодоления водных преград. При преодолении брода, вода не попадает в выхлопную трубу.

Мощный бампер и защита моторного отсека

Производитель оборудовал шасси прочной защитой моторного отсека. В совокупности с прочным бампером это позволяет использовать авто для движения по лесному массиву.

Регулируемый дорожный просвет

Колесные механизмы оборудованы гидравлическими силовыми цилиндрами. Они поднимают колеса и смещают центр тяжести авто.

Автоматическая подкачка шин

В зависимости от дорожного покрытия оператор изменяет показатели давления в шинах дистанционно из кабины, не прекращая движение. Система автоматической подкачки дает возможность использовать машину при нарушении целостности баллонов.

ВНИМАНИЕ: ходовая часть шасси оборудована шинами с рисунком повышенной проходимости. Это позволяет использовать технику на пересеченной местности.

Видеокамеры

На автомобиле установлены видеокамеры передающие изображение в режиме реального времени. Изображение передается на монитор расположенный в кабине оператора. Благодаря камерам

Электрическая трансмиссия

Каждое колесо имеет привод от электродвигателя. Такая конструкция позволяет независимо вращаться каждому колесу. Трансмиссия автоматическая, что облегчает водителю управление при движении машины.

Бортовой компьютер

В кабине водителя установлен бортовой компьютер. Наличие в кабине бортового компьютера дает возможность оператору контролировать работу узлов и механизмов при движении машины, не отвлекаясь от управления.

Прибор ночного видения

Конструкторы оборудовали шасси прибором ночного видения. Это позволяет управлять машиной в темное время суток без использования света фар.

Двигатель КамАЗ 7850

КамАЗ 7850 двигатель которого приводит в действие трансмиссию электрического типа, имеет дизельную силовую установку высокой мощности. Ее с запасом хватает для целевого использования транспортного средства.

Технические характеристики модели не разглашаются производителем.

Из вышеперечисленного следует, что платформа КамАЗ 7850 – это разработка Камского автомобильного завода, предназначенная для использования в военной сфере. Машина отличается высокими техническими характеристиками. Шасси создано для перевозки ракет, буксировки прицепов, полуприцепов и установки различного оборудования.

При разработке конструкторами были приняты ряд нововведений, позволяющих использовать технику на участках с ограниченной площадью. Предусмотрена платформа для перевозки грузов высокой массы. Отличием авто является многоосная ходовая часть с независимым приводом колесных механизмов.

Важным эпизодом закончившегося в Подмосковье Международного военно-технического форума «Армия-2018» стал динамический показ гигантского специального колесного шасси КамАЗ-7850 (проект «Платформа-О»). Зрелище вышло впечатляющим. Могучий тягач, построенный по формуле 16×16 и грузоподъемностью в 85 тонн только что вальс не танцевал: разворачивался едва ли не на месте и двигался практически боком.

Однако этому зрелищу радовались не везде. Можно не сомневаться — телекартинку с подмосковного полигона с особой печалью смотрели в Белоруссии. Потому что выходило, что Ракетные войска стратегического назначения РФ вот-вот перестанут быть самыми щедрыми клиентами Минского завода колесных тягачей. Потому что КамАЗ-7850 — это полноценная замена знаменитому белорусскому тягачу МЗКТ-79221. И теперь камазовские, а не минские ядерные «сороконожки» станут носителями межконтинентальных баллистических ракет мобильных комплексов РТ-2ПМ2 «Тополь-М», «Ярс» и многого другого. А огромные деньги, которых стоит каждая такая машина, останутся в российской, а не в белорусской казне.

Такой вот внезапный вираж «высоких союзнических отношений» наших стран. Но прежде, чем рассказать о новом заметном достижении отечественного ОПК, полезно вспомнить, какие страсти все эти годы на самом высоком уровне кипели вокруг ракетных тягачей из Минска. И для чего вообще мы грохнули такие нешуточные суммы на то, что и без того исправно получали от белорусов.

Вы не забыли, с чего вдруг в конце 90-х годов прошлого века во времена, когда в министерском кресле на Арбате сидел маршал Игорь Сергеев, Россия лихорадочно принялась разрабатывать стратегический ракетный комплекс «Тополь-М»?

Так сложилось, что до той поры в деле перевооружения собственных РВСН мы сильно зависели от других бывших советских республик. Прежде всего — от Украины. Но она уже тогда на всех дипломатических перекрестках кричала, что собирается в НАТО. И в качестве предоплаты Западу за благосклонность легко могла одним махом остановить модернизацию ядерного щита России.

Сам в прошлом командующий РВСН, маршал Игорь Сергеев эту опасность видел лучше многих. И практически весь скудный оборонный бюджет страны несколько лет направлял лишь на одно — создание до последней заклепки российской стратегической ракеты. Так в 1997 году родился «Тополь-М».

Таким образом, на окончательно обезумевшую вскоре Украину мы могли больше не оглядываться. А то обстоятельство, что ракету нового комплекса перевозил все же не российский, а белорусский тягач МЗКТ-79221, поначалу особых беспокойств не вызывало. Москва и Минск публично всюду заявляли о намерениях вот-вот создать полноценное Союзное государство. С единой валютой, парламентом и с чем-то там еще. А что за счеты между верными союзниками?

Но реальные шаги политиков оказались таковы, что с этим многообещающим проектом как-то сразу не заладилось. Взаимные упреки копились, скрывать их в обеих столицах становилось все трудней. Союз РФ и РБ все больше походил на простую декларацию и демагогическое прикрытие для чиновничьего «распила» щедрых бюджетных средств. В Москве забеспокоились: выходило, что сначала мобильный «Тополь-М», а затем и его развитие — «Ярс» мы построили. Но если вдруг непредсказуемый лидер Белоруссии Александр Лукашенко в очередной раз решит показать свой крутой норов — тогда новые межконтинентальные баллистические ракеты хоть на асфальте выкладывай.

Предложенное российской стороной решение выглядело простым и логичным. Мы попросили Батьку продать нам Минский завод колесных тягачей. Тем более, что едва ли не 90 процентов его продукции и так покупает именно Москва. Причем не менее 70 процентов — в рамках российского госборонзаказа.

На машинах МЗКТ ездят не только наши «Тополя» с «Ярсами». Модельный ряд этого уникального предприятия, созданного еще во времена СССР, нынче необычайно широк. Помимо восьмиосных МЗКТ-79221 там выпускают тягачи и поменьше. В итоге, именно под них оказались спроектированы пусковые установки, антенные посты и кабины управления зенитно-ракетных систем С-300ПС/ПМ и С-400 «Триумф», пусковые установки реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Торнадо», мобильного берегового противокорабельного комплекса «Бастион», крылатых ракет РК-55, машины берегового артиллерийского комплекса «Берег», транспортные машины для противоракет 53Т6 «Амур». Наконец, на колесном шасси МЗКТ-7930 массой 42 тонны и полезной нагрузкой 19 тонн покоится и знаменитый оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер». Поэтому зависимость нашей армии от Минска в ракетных вооружениях оказалась просто критической.

Как показали дальнейшие события, Лукашенко отлично понимал, что в этом вопросе Москва у него на очень жестком и коротком поводке. И решил не продешевить. Цену заломил просто запредельную. По некотором данным — 3 миллиарда долларов. При этом специалисты в Москве утверждали, что за 2 миллиарда «зеленых» подобный завод можно поставить где угодно. Даже в чистом поле.

Да, возможно, поставить бы мы и поставили. Но где взять специалистов? Прежде всего — конструкторскую школу, которую в Минске пестовали более полувека? В общем, об остроту этих проблем Москве можно было зарезаться. Но это только добавляло азарту в торгах нашему стратегическому союзнику. Завод в Минске продавали как картошку на ярмарке.

В 2016 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев силу этих «дружеских объятий» прокомментировал так: «С этим МЗКТ веселая история. Они три года продавали этот МЗКТ, но так мы ни о чем не договорились… Если не хотят продавать — не надо, мы на КамАЗе наладим производство».

Лукашенко откликнулся буквально тут же: «Очень активно себя в этом направлении ведёт Российская Федерация: „Мы хотим, мы хотим, продайте нам этот завод“. Когда мы начинаем называть цену — они широко открывают глаза. Тогда я говорю: „До свидания“… Завод можно построить, стены недорого стоят, оборудование можно купить, и кредиты дадут те, кто производит оборудование. А вот людей научить работать на этом оборудовании и в этих стенах, создать школу для того, чтобы получать качественный продукт — это даже не годы, а это десятилетия».

Батька тут же лично съездил на МЗКТ и итог подвел уже в его стенах: «Нас пугают, что Россия, мол, изобретёт свои „сороконожки“ и будет ядерные боеголовки перевозить на своих — и на здоровье! Если у них есть сегодня мозги и деньги, которых у них нет — пускай изобретают!».

Вот на таком фоне в 2008 году мы и принялись создавать на Каме собственные супертягачи для ракетных вооружений. Без сомнения, это и вправду оказалось делом почти непосильным. И денег наверняка проект проглотил просто прорву. Потому что задача была сделать тягач для «стратегов» к 2015 году. А справились с ней, выходит, только сейчас.

Опомнились и в концерне «Алмаз-Антей», выпускающем лучшие российские зенитно-ракетные системы. Для своих С-300 и С-400 там в 2016 году купили Брянский автомобильный завод, основного российского производителя большегрузной техники. Тягач БАЗ-6909 с колесной формулой 8×8 выбран основным для размещения элементов комплекса С-400 на колесном шасси. А в перспективе — и С-500 «Прометей».

Над разработкой собственного шасси для автономных пусковых установок подвижных грунтовых комплексов Ракетных войск стратегического назначения вместе с КамАЗом заработал научно-исследовательский испытательный центр автомобильной техники 3-го ЦНИИ МО РФ. Опытно-конструкторскую работу назвали «Платформа-О».

Что именно предстояло сделать? Об этом — в «Типаже военной автомобильной техники для Вооруженных сил РФ на 2011 — 2020 годы», утвержденным министром обороны РФ в 2012 году. В документе впервые были заявлены такие машины: специальное колесное шасси грузоподъемностью 85 т (КамАЗ-7850), колесная формула 16×16; специальное колесное шасси грузоподъемностью 60 т (КамАЗ-78509), колесная формула 12×12; седельный тягач для полуприцепа массой 90 т (КамАЗ-78504), колесная формула 8×8; балластный тягач для прицепа массой 75 т (самолета на аэродроме — 400 т; КамАЗ-78508), колесная формула 8×8.

С самого начала было выбрано принципиально иное направление конструирования машин, чем в Минске. Без сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов. Вместо них — дизель-электрические приводы с электромоторами, которые встроены в ступицы колеса. Такая схема позволяет колесам вращаться с разной скоростью и даже в разных направлениях. Что сильно повышает проходимость и маневренность тягача.

Нигде в мире сделать подобного никто не сумел. А на КамАЗе все проблемы одолели. Хотя и с большим опозданием. В результате показанному на «Армии-2018» 8-осному КамАЗу-7850 для быстрого полного разворота, как выяснилось, достаточно площадки размером всего 20 на 20 метров. Он просто переползает по ней словно краб.

Другие характеристики нового российского тягача тоже впечатляют. Почти все — выше, чем у белорусов. Скорость — 60 км/ч против 40 км/ч, наибольшая глубина преодолеваемого брода — 1,5 метра против 1,1 метров, наибольший угол преодолеваемого подъема — 20 градусов против 10 градусов.

Для мобильных ракетных комплексов стратегического назначения, которые патрулируют, как правило, в безлюдных, практически бездорожных и плохо освоенных районах, это очень важно.

Но что теперь будет с уникальным Минским заводом колесных тягачей, нужды в котором у России все меньше и меньше? Что будет с его персоналом, который, как утверждают, насчитывает порядка 4,5 тысяч человек и работает почти исключительно на наш рынок? Спрашивать об этом минчанам следует, очевидно, у своего не в меру хозяйственного Батьки Лукашенко.

Александр Григорьевич, кстати, похоже, уже нашел заводу новый рынок сбыта. Как известно, Украина сейчас вовсю пыжится создать собственный оперативно-тактический комплекс «Гром-2», чтобы с его помощью попытаться обстреливать Москву. Закрытый тентом самоходный макет «Грома-2» в объективы телекамер впервые попал в мае прошлого года. И в мчавшемся по дороге тягаче был немедленно опознан минский МЗКТ-79292 грузоподъемностью 35 тонн. Так что если допустить, что каким-нибудь чудом ОТРК «Гром-2» Киев когда-нибудь все же доведет до ума, — вклад нашего ближайшего союзника в это событие будет если не решающим, то весьма существенным.

Кстати, — вы заметили? — пустопорожних разговоров о Союзном государстве в последнее время все меньше и меньше. И это ни хорошо, ни плохо. Просто — реальность, от которой не убежать ни Москве, ни Минску.

Новейшее оружие России: В России создадут новую модификацию мощнейшего в мире турбовинтового двигателя

Танковые тягачи (16 фото)

Для того чтобы переправлять танки на большие расстояния используют специальные тягачи, которые и были разработаны для этих целей. Это могут быть как глубоко модернизированные гражданские грузовики, так и транспортные средства, созданные с нуля. Давайте познакомимся с некоторыми из таких тягачей, которые стоят на вооружении разных стран мира.
Австралия – International Harvester SF2670
У компании International Harvester не только австралийские корни, но и длительные отношения с австралийской армией. Модель SF2670 была закуплена в конце 80-х, и до сих пор остается на хорошем счету благодаря неприхотливой конструкции, полному приводу всех шести колес и тяговитому двигателю Cummins NTC 365 мощностью 365 лошадиных сил. Увы, годы постепенно берут свое и тягачи International почти полностью вытеснены более современными MAN TGA с четырьмя ведущими осями.

Беларусь – МЗКТ-7401
Белорусские тягачи МЗКТ вышли настолько удачными, что поставляются на экспорт в Арабские Эмираты, Турцию, Россию и другие страны. Модель 7401 – одна из немногих, которую реально встретить у нее на родине. В движение ее приводит двигатель ЯМЗ мощностью 400 лошадиных сил, хотя имеются варианты с другими моторами – версия 74295, например, комплектуется силовой установкой Mercedes. Флагманом компании считается модель 741351, которую эксплуатируют в ОАЭ. У нее мотор самый мощный – Caterpillar C18 с отдачей в 812 сил.

Великобритания – Unipower MH-8875
Танки Challenger тяжелый транспортер Unipower таскал недолго – только на испытаниях в ходе тендера для британской армии (где он проиграл американскому Oshkosh), да в армии Омана, куда поставили 9 машин. Тем не менее, MH-8875 был выдающимся автомобилем: полный привод всех восьми колес, мощнейший дизель Cummins (750 лошадиных сил) и 70 тонн грузоподъемности.

Германия – MAN HX81
Совместная разработка MAN и Rheinmetall представляет собой боевую машину, способную транспортировать тяжелую технику в самых суровых условиях. Тягач с четырьмя осями и полным приводом весит 27 тонн, но при этом может тянуть груз массой до 73 тонн благодаря 680-сильному турбодизелю MAN D2868. Большая масса самого НХ81 во многом обусловлена его бронированием, обеспечивающим защиту от большинства видов стрелкового оружия. Армия Германии уже заказала несколько этих современных грузовиков, которые будут возить за собой «Леопарды 2А7».


Испания – Kynos Aljaba
Представьте себе – в Испании тоже когда-то выпускали танковые транспортеры. Большая часть из них ушли на службу в ЮАР, но несколько экземпляров остались на родине. Производство Kynos Aljaba продолжалось с 1987 по 2003 год, пока компания Kynos не прекратила свое существование. Технические характеристики у модели неплохие: 22 тонны собственного веса, грузоподъемность 60 тонн, двигатель Deutz мощностью 525 лошадиных сил. На борту – две лебедки, способные вытягивать другие транспортные средства массой до 25 тонн.

Италия – IVECO M1100
В итальянской армии этот тактический автомобиль для транспортировки тяжелой техники значится под именем ASTRA SMH88.50, а IVECO M1100 – это имя экспортное. Чаще всего М1100 таскает танки Ariete – в этом ему помогают привод на восемь колес и дизель IVECO 8210 мощностью 500 лошадиных сил. Запас хода на одном баке – около 800 километров при полной загрузке в 70 тонн.

Канада – Western Star 6900XD
Модель 6900XD, предназначенная для буксировки особо тяжелых грузов по пересеченной местности, была построена на базе гражданского Western Star серии 6900. В зависимости от модификации, грузовик имел шесть, восемь или даже 10 колес – и все они были ведущие. Двигателей для 6900XD предлагалось два: Caterpillar (625 сил) и Detroit Diesel (515 «лошадей»). Постепенно эти устаревшие грузовики выводятся из эксплуатации, хотя в армии Кувейта они служат до сих пор.

Китай – Taian TA4360
Перед вами – основной тяжелый тягач армии КНР, который транспортирует танки, артиллерийские установки, бронетранспортеры и другую технику. Обладающий грузоподъемностью в 60 тонн, Taian TA4360 может принять на борт до 4 человек экипажа. Высокую мобильность ему обеспечивает система полного привода, а также турбодизель Deutz мощностью 517 лошадиных сил. Существует также восьмиколесная версия грузовика, но его армия Китая не эксплуатирует.

Нидерланды – DAF TROPCO
Официальный танковый транспортер Министерства Обороны Нидерландов – DAF TROPCO, который в Нидерландах же и выпускается. Основой для него послужил гражданский DAF XF95. В зависимости от модификации, TROPCO (аббревиатура от TRekker OPlegger COmbination) оснащается 480-сильным или 530-сильным двигателем. Какое-то время назад TROPCO использовала армия Канады, но позже их заменили военные «Актросы» от Mercedes-Benz.
Россия – КамАЗ-78504
Один из новейших транспортеров российской армии – КамАЗ-78504, чей публичный дебют состоялся в 2015 году. Машина полноприводная, имеет броню и способна передвигаться по пересеченной местности со скоростью до 70 километров в час. Задача 78504 – полностью заменить немолодые МАЗы, которые таскали за собой танки еще во времена Советского Союза.
США – Oshkosh М1070
Американская фирма Oshkosh широко известна своими тяжелыми военными грузовиками далеко за пределами США. Одна из наиболее популярных моделей – М1070, которая состоит в вооруженных силах Египта, Иордании, Марокко, Великобритании и, конечно, США. С 1992 года М1070 пережил несколько модификаций, а потому и сегодня остается современной и надежной машиной. Его комплектуют дизелями Detroit Diesel и Caterpillar, масса версий варьируется от 18 до 21 тонны.
Финляндия – Sisu E-Tech 480
У Sisu E-Tech 480 нет суровой брони, но есть репутация надежной и неприхотливой машины – потому более 100 подобных грузовиков заказали Вооруженные Силы Франции. Заднеприводный тягач (тяга идет только на две задние оси) используется для транспортировки танков Leclerc и другой бронетехники, его 480-сильный дизельный двигатель позволяет буксировать прицепы общей массой до 50 тонн.
Франция – Renault TRM 700-100
У Франции есть и свои тягачи для танков – в частности Renault TRM 700-100. Он во многом похож на Renault TRM 10 000, но имеет усиленные раму и кузов – для большей грузоподъемности и большей устойчивости на шоссейных скоростях. Несмотря на то, что для езды по бездорожью «Рено» подготовлен слабо, привод у него все равно полный. Как и Sisu, он занимается транспортировкой «Леклерков». Для загрузки/выгрузки бронетехники у тягача имеются две лебедки на 18 тонн каждая.
Чехия – Tatra T816-6VWN9T
Восьмиколесного монстра для армии компания Tatra представила в 1997 году. Эта машина может тянуть за собой до 74 тонн груза – причем неважно, на асфальте или на бездорожье, – а также перевозить в кабине до 8 человек. Двигатель здесь немецкий, турбированный, его мощность составляет 800 лошадиных сил. Тяга расходится по всем осям через 10-ступенчатую автоматическую коробку передач.
Швеция – Scania T144GB
Большинство военных грузовиков Scania базируются на серийных моделях и Т144GB – не исключение. Конечно же, от дальнобойного варианта она серьезно отличается – например, спальник заменен дополнительными посадочными местами, а на крышу, при желании, можно поставить дистанционно управляемый пулемет. Двигатель – 14,2-литровый V8, привод – на две задние оси через 14-ступенчатую механическую коробку передач.
Южная Корея – Kia KM1002
Это вам не Rio или Picanto – 450-сильный тягач Kia подвозит к зоне военных действий тяжелые танки и бронетехнику, причем полный привод не дает ему завязнуть на бездорожье. Машина предназначена для работы при температурах от -32 до +50 градусов и может тянуть за собой прицеп массой до 60 тонн с нагрузкой на седло в 20 тонн. Просторная кабина вмещает шестерых, включая водителя.
Отсюда
Несмотря на огромные объемы перевозок сверхтяжелых грузов в СССР, автотранспорту для них особого внимания не уделялось. Подавляющее большинство тягачей для них были военными по происхождению машинами, разбавленными немногочисленным импортом. Да и было их очень немного.
01. Первым балластным тягачом в СССР стал появившийся в 1949 году ЯАЗ-210Г, очень похожий на Diamond T-981 военных лет. Интересно, что сперва мощность двигателя у ЯАЗа составляла 200 л.с., а грузоподъемность прицепа – 40 тонн. А у поздних машин мощность уменьшилась на 35 «лошадей», грузоподъемность – на 10 тонн. Как так? А очень просто – сначала тягачи комплектовались американскими дизелями GMC 6-71, а с началом холодной войны – новыми отечественными ЯАЗ-206. Само собой, создавался он по заказу военных, но широко использовался и для перевозки тяжелых грузов «на гражданке» (хотя всего было выпущено чуть больше 2000 штук). На фото он с прицепом-танковозом МАЗ-5203.
02. В 1960-е годы основным тягачом был МАЗ-537, тоже военного происхождения. Его двигатель – 38,8-литровый Д12А мощностью 525 л.с., восходящий к танковому В-2 образца 1931 года. Как результат – расход до 140 литров солярки на «сотню». Впервые – гидромеханическая трехскоростная коробка передач и гидроусилитель руля. Масса буксируемого полуприцепа – 65 тонн, а собственная – 22,3 тонны. Существовали и балластные тягачи, в основном встречались в роли аэродромных тягачей. Этот превращен из седельника в балластный несложным дедовским способом.
03. Его дальнейшим развитием стал «подросший» МАЗ-543. Впервые появилась и гражданская модификация, МАЗ-7310 по прозвищу «Ураган». Он отличался бортовой платформой и отсутствием военных «примочек». Широко использовался для сверхтяжелых перевозок. На фото он перевозит турбинное колесо для Токтогульской ГЭС в 1986 году. Вторым тягачом выступает его аналог и собрат, опытный тогда КЗКТ-7428 «Русич». У него большая масса буксируемого прицепа – до 75 тонн.
04. Конечно, демобилизованных тяжеловозов остро не хватало, да и подходили они не очень – слишком разные условия «жизни». Поэтому без импорта было не обойтись. Выбор пал на авторитетную марку Faun из ФРГ. Впервые тягачи этой марки в СССР завезли восточные немцы, участвовавшие в строительстве газопровода «Дружба». Они использовали внедорожные 3- и 4-осные седельные тягачи серии HZ. Машины зарекомендовали себя отлично, и СССР начал закупать их в больших количествах, как в виде седельных, так и балластных тягачей. Они комплектовались 12-цилиндровыми «воздушками» Deutz (до 525 л.с.), коробками передач ZF, и собственными мостами. Полная масса автопоезда доходила до 280 тонн.
05. Менее мощным и дорогим, и чаще встречавшимся на дорогах импортным тягачом была эта Татра Т815ТР. Специально разработанный в качестве балластного трактора, с двумя сближенными передними мостами, огромной 8-местной кабиной и 12-цилиндровым собственным двигателем ТЗ-930-53, он достигал массы в составе автопоезда 120 тонн.
06. С перестройкой наша промышленность стала нехотя, со скрипом поворачиваться лицом к клиентам – госпланирование умирало. В 1988 году впервые появился тяжелый тягач, изначально разработанный для «гражданки». Это был МАЗ-7414 – детище будущего МЗКТ. Попытка «скрестить» военное шасси с угловатой кабиной успеха не принесла – было выпущено всего несколько машин.
07. Типичная картина тяжелых перевозок эпохи распада империи. Военные тягачи уже не соответствовали требованиям, на новый импорт денег не было. В дело шло все, что было в наличии – тягачи из советских парков, европейская «бэушка», тяжелый самосвал и даже трактор-Кировец.
08. Основным производителем балластных тягачей стал белорусский МЗКТ, многолетний создатель ракетовозов. В его программе к началу нового века было больше десятка таких машин для разных условий, в том числе и модель 74132 с 26-литровым дизелем мощностью 650 л.с. и гидромеханической собственной коробкой передач. Полная масса автопоезда – до 400 тонн.
09. В 2007 году свои силы в этом сегменте пытался пробовать и наш флагман, КАМАЗ. Его модель 65226 с двигателем Cummins ISX15 технически была рассчитана на автопоезд полной массой 98700 кг. Но – слабая рама в сочетании с древней, высоко установленной кабиной успеха на рынке не обеспечили.

10. Так что в этой нише из отечественных производителей остается одинокий МЗКТ. Его новая модель 750440 (и когда же, наконец, им придет в голову заменить зубодробительные шифры на имена собственные?) весьма современна как по агрегатам (двигатель Paccar MX уровня Euro-5), так и внешне.
11. Но самые авторитетные перевозчики, естественно, держатся в общемировом «тренде». Их парки пополняются самыми современными европейскими тяжеловозами именитых марок, как этот полноприводной немецкий Titan компании «Кинмарк». Но это – уже другая история…

КамАЗ на службе Российской Армии.

Значение военных грузовиков как средства обеспечения мобильности силовых структур возрастает из года в год. Сегодня этот вид транспорта отличается от грузовиков обычных многоцелевым характером использования, а военные грузовики России ещё и повышенной надёжностью и простотой эксплуатации, что не раз доказывалось в военных операциях с их участием. Современные грузовики приспособлены для перевозки материальных средств и солдат, буксировки артиллерийских систем, установки вооружений и непосредственного участия в боевых действиях.

Война не выигрывается только на поле боя, а современные средства грузоперевозки, благодаря хорошему обеспечению армии и быстрому перемещению материальной базы, позволяют выигрывать сражения ещё до их начала. Вопросами автомобильного парка в Вооруженных Силах России занимается непосредственно Главное автобронетанковое управление. Управление в свою очередь тесно сотрудничает с отечественными автомобилестроительными предприятиями и конструкторскими бюро.

Идеальный грузовик

Советская армия делила военные грузовики на два типа: тыловые и тактические. Первые представляли собой по сути модернизированные или обычные гражданские грузовики, как например первый советский грузовик — АМО-Ф-15. Вторые разрабатывались на тех же шасси, но непосредственно для армии, а их главным отличием была высокая проходимость. Такова, например серия ЯГ, ставшая в итоге родоначальнице первого советского трёхосного грузовика — ЯГ-10. Для удовлетворения потребностей вооруженных сил современный автопарк военных грузовиков России включает такие разновидности:

  • специальные колесные шасси;
  • гусеничные машины;
  • автомобили многоцелевого назначения;
  • колесные тягачи;
  • прицепы и полуприцепы;
  • кузова-контейнеры и кузова-фургоны многоцелевого назначения.

Сравнение с Советским союзом можно продолжить и в плане возможностей. Ограниченные возможности первого десятилетия СССР выражался в том, что советские инженеры не стесняясь переделывали «под себя» продукцию прогнившего Запада. Переделка, правда, почти всегда шла ей на пользу. Не секрет, например, что ГАЗ-62 представляет собой доделанный для сложных условий Dodge WC-52, а ГАЗ-ААА построен на базе Ford.

Фрагменты испытаний военной техники:

Легендарные грузовики прошлого Урал-375, ГАЗ-66, УАЗ-469 и ЗИЛ-131 представляли собой основу конструктора, из которого, путём добавления различных кабин и надстроек, получали машины различного назначения. Принцип разработки сегодня остаётся таким же, ибо по сути Российские военные грузовики являются расширенными советскими разработками. Правда сегодня упор делается не на широкий автопарк, а многоцелевое назначение. Идеальный, но пока не построенный грузовик российской армии должен обладающими следующими преимуществами:

  • универсальность конструкции;
  • возможность перевозки грузов;
  • приспособленность к установке вооружения;
  • буксировка прицепов;
  • решение задач и военного и мирного времени.

Второе дыхание

Отпраздновавший недавно юбилей в 50 лет Брянский завод в 90-е годы, как и многие другие производители, находился в подвешенном состоянии. Однако сегодня военные грузовики России продолжают пополняться продукцией и этого завода. Неплохие показатели имеет сделанный в Брянске автомобиль «Вощина-1». Грузовик имеет блокировку и межоосевого, и межколёсного дифференциала и любопытную систему регулировки давления в шинах.

Пользуются спросом и новые БАЗ — модели 6306 и 6402. Для военных шасси завод предложил БА3 69506, оснащенный 300-мощным двигателем ЯМЗ 238 и мостовой схемой раздачи мощностей трансмиссии. Новые образцы военных грузовиков разрабатываются на основе уже стандартизованных семейств. Наглядным примером служат унифицированные на 80% модели грузовых автомобилей «Урал» и «КамАЗ».

Урал-375, разработанный в 60-е годы, стал основой для таких машин как Урал-4320 и современный Урал-43206.

Опыт современных боевых действий доказывает необходимость создавать высокозащищенные и высокомобильные автомобили. Дополнительная броня была успешно реализована на авто «Урал 4320». Кабина «Урала» оснащена наружной броней и броневыми накладками. Также установлен фальшборт для защиты задних колес и защита радиатора. Дополнительно установлена защита крыши и пола кабины и двигателя за счет бронирования элементов оперения и капота. При остеклении лобового стекла и дверей применяется 33-х миллиметровое бронированное стекло.

Реализация дополнительной защиты для Урал-4320.

Такой же подход к защите разработан для автомобилей ЗИЛ 4320, КамАЗ 43101 и других. Повышение живучести военных грузовиков достигается использованием бронестекол, пулестойких топливных баков и боестойких шин, изготавливаемых из лучших современных материалов. Интересные разработки продвигает в парк армейских грузовиков России КРАЗ. Модель с номером имеет трёхосную тележку соединённую с осью кабины, т.е. формулу «3+1». Грузовик приводит в действие 400-хсильный мотор ЯМЗ-7511.10.

Ютербогский фестиваль военной техники (2013 год):

КЗКТ 8014

Курганский завод многоосных тягачей имеет славную историю почти в полвека. В Советские войска продукция из Кургана начала поступать в 1963 году — первопроходцем стал четырёхосный тягач «Ураган», построенный на базе МАЗ-537 — собственной разработки завода. Для замены того же МАЗ-537 в 90-е годы КЗКТ разрабатывает модельный ряд «Русич», первый грузовик которого носил идентификатор 7428. Отличительные черты нового грузовика — трансмиссия на гидромеханике и мощнейший двигатель ЯМЗ-64011 (650 л.с.)

Пережив в 90-е непростые времена и переименование в АО «Русич», компания смогла вернуться в список основных поставщиков российской армии. На основе унификации тягачей 7428, выпускаемых заводом с 1990 г разработана гамма шасси КЗКТ 8003 (6х6), КЗКТ 8005 (8х8) и КЗКТ 8014 (10х8) грузоподъемностью до 13, 27 и 40 тонн соответственно. Прочие технические характеристики КЗКТ-8014:

  • Колесная формула — 10х8;
  • Масса в снаряженном состоянии – 26 тонн;
  • Грузоподъемность – 40 тонн;
  • Емкость топливных баков – 900 литров;
  • Мотор — 4-тактный V-образный или рядный дизельный двигатель с мощностями 470 и 475 л.с.;
  • Максимальная скорость – 60км/ч;
  • Количество мест в кабине — 2.

Грузовики предназначены для использования транспортировки различных комплексов вооружения, а также тяжелого нефтегазового оборудования и платформ. Силовые агрегаты ТМЗ и Cummins имеют большой запас прочности, а пять осей грузовика позволяют пробираться по самому жестокому бездорожью. Развивается и коммерческое использование балластных тягачей «Русич».

Многоцелевое шасси КЗКТ-8014 (10х8)

Грузовой броневик «Тайфун»

В июне 2011 г в Бронницах были представлены новейшие бронеавтомобили семейства «Тайфун», не уступающие, а по некоторым аспектам и превосходящие иностранные MRAR. Тайфун – первая созданная с «нуля» разработка, а не модификация. Проектом занимаются заводы Урал и КамАЗ. Бронемашина разрабатывается по нескольким направлениям – 3-хколёсные формулы (6х6, 4х4, 2х2) и 3 модификации кузова (капотные, бескапотные рамные и бескапотные корпусные).

Броневик на базе КамАЗ — 63968 «Тайфун»

Предполагается, что машина будет доставлять воинские части к месту боевых действий и участвовать в них. Масса авто в снаряженном виде – девять с половиной тонн, полная масса – семнадцать тонн. Расход топлива – 35 литров. Тайфун может проехать без дозаправки около 630 км. Максимально развиваемая скорость – 80 км/ч. Тайфун спокойно преодолевает склоны с 23º уклоном и броды до 1.75 метров глубиной (водитель при этом уже сидит по пояс в воде)

Ещё один представитель «Тайфун» на базе Урал-63095.

Бронетранспортер ДТ-30ПМ «Витязь»

В 1986 году на вооружение был принят гусеничный бронетранспортер ДТ-30ПМ «Витязь». Модель Витязь является единственным транспортом, который способен преодолеть бездорожья Крайнего севера, Сибири и даже Арктики. Кроме того они могут прекрасно работать и на высокогорье и в местах с повышенной влажностью. Максимально развиваемая скорость на суше – 45 км/ч, на плаву – 5км/ч, мощность двигателя – 800 л.с., запас хода – 700 км. Масса транспортера в снаряженном состоянии — 29 тонн, грузоподъемность — 30 тонн, вместимость — 5 человек.

По сути эта машина являет ответом американским разработкам, правда Россия, как обычно, идёт собственным путём: удачные проекты с сочленённой гусеничной базой можно пересчитать по пальцам, и уже поэтому ДТ-30 является уникальной машиной. Грузовик способен преодолевать водные препятствия глубиной до 180 см. При этом модификация амфибия (приставка «П» в названии) способна перемещаться по любой поверхности, будь то вода, снег, камень.

Двухзвенный транспортер Витязь предназначен для перевозки военной техники, вооружения, баллистических ракет и личного состава.

Плавающий транспортер ПТС-4

В ближайшее время на вооружение поступит плавающий транспортер ПТС-4. Плавающий транспортер предназначен для перемещения крупногабаритных грузов, бронированной техники и личного состава через водные преграды. Предыдущая модель (ПТС-3) имела уникальную установку для самоокапывания и с небольшой скоростью (12-15 км/ч) могла перевозить через водные препятствия до 16 тонн груза.

ПТС-4 основан на элементах российского танка Т80: торсионы, траки, гусеницы, а коробка передач и фрикционы взяты от Т72. Транспортер оснащен танковым двигателем в 840 л.с. На ПТС -4 установлена зенитная установка калибра 12,7 мм с дистанционным управлением. Новая модель будет оснащаться зенитным пулемётом с запасом на 400 выстрелов, управляется пулемёт дистанционно.

Плавающий транспортер ПТС-4.

Погрузка техники на транспортер ПТС-4.

Транспортер создан Конструкторским бюро машиностроения корпорации «Уралвагонзавод». Полный вес машины – 33,1 т., максимальная скорость по суше/воде – 60/15 км/ч. Длина транспорта – 8,3 метра, ширина – 3,3 метра, дальность хода – 600 км.

В нашей истории были периоды, когда военное машиностроение развивало гражданскую транспортную отрасль. Логично было бы предположить, что с переходом к капиталистическому строю, должно произойти обратное: коммерческий интерес должен подстёгивать военные разработки. К большому сожалению, сегодня все движется по инерции: у военного ведомства денег нет, а грузовики продолжают создаваться.

На фоне этого особенно удивительным кажется тот факт, что военные грузовики России целиком и полностью представлены машинами сделанными в нашей стране. Наглядным примером служит капотный КамАЗ, занявший первое место на «Автосалоне-2003». Подобные машины нужны нашей армии, и доказывают это недавние военные действия. Однако прежде всего известен КамАЗ своим участием в раллийных гонках.

КамАЗ-7850 (16×16) на форуме «Армия-2018»

2018-08-23 08:30:00

Фото: Владислав Перминов

На 3-м Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» в ходе программы динамического показа боевой техники, публике были продемонстрированы ходовые возможности специального колёсного шасси КамАЗ-7850 (проекта «Платформа-О») с колесной формулой 16х16, грузоподъемностью 85 тонн, для подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК). Так сказать, замена МЗКТ-79221

Предыстория…

Для непосвящённых: на протяжении десятилетия в интересах МО Российской Федерации, ведётся разработка специальных колёсных шасси и колёсных тягачей (СКШТ) с нетрадиционными техническими решениями, включающими модульную компоновку, электромеханическую трансмиссию (ЭМТ), всеколёсное рулевое управление, длинноходовую управляемую подвеску колёс, систему автоматизированного управления движением. Предполагалось, что в новой разработке будут использованы все заделы, полученные ранее в ходе научно-исследовательских работ (НИР). Основная цель – создать отечественные СКШТ для автономных пусковых установок перспективных подвижных грунтовых ракетных комплексов; предполагалось заменить шасси производства Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ).
К семейству шасси по ОКР «Платформа» относятся: К78504 – седельный тягач с колесной формулой 8х8 для буксирования прицепных систем массой 90-165 т и балластный тягач с колесной формулой 8х8 для буксирования прицепных систем массой до 75 т; шасси К78509 с колесной формулой 12х12 грузоподъемностью 50 т; и шасси К7850 с колесной формулой 16х16 грузоподъемностью 85 т.
via

Тяжёлый танковый тягач Диамонд T-980 в Красной Армии

===

Тяжелый тягач Даймонд (Diamond) T-980

===

Во время Великой Отечественной войны в танковые войска Красной Армии поступил на вооружение тяжелый тягач Diamond T-980.

Это был двенадцатитонный колесный трёхосный тягач с колёсной формулой 6х4 (с задними ведущими колесами) и с трехосным прицепом, на котором можно было перевозить танки весом до 45 тонн.

В армии США эти тягачи имели индекс М-19.

Тяжелый тягач Diamond T-980 (М-19)

***

Машина была оборудована мощной лебедкой, которая устанавливалась между кабиной кузовом, с тяговым усилием 18 тонн для погрузки танков.

Необходимо отметить, что конструктивно прицеп был устроен так, что и без посторонней помощи танк, если он был на ходу, мог самостоятельно заехать на грузовую платформу тягача.

===

Тягач Diamond T-980 с танком Т-34-85

***

На тяжелый тягач Diamond T-980 устанавливался дизельный шестицилиндровый двигатель мощностью 185 лошадиных сил.

Максимальная скорость тягача с прицепом составляла 40 км/ч.

===

Поставки танковых тягачей Diamond T-980 начались по программе ленд-лиза в 1943 году и продолжались вплоть до окончания войны.

Тягачи Даймонд Т-980

***

Всего танковые войска Красной Армии получили около четырехсот тягачей Diamond T-980, которые служили в эвакуационных ротах танковых армий и корпусов.

Например, в составе 1-й гвардейской танковой армии генерала Катукова находилась 67-я армейская эвакуационная рота в составе трех колесных тягачей T-980 и семи гусеничных танковых тягачей Т-34.

Командиром 67-й эвакуационной роты был капитан Федор Андреев.

Андреев Федор Зиновьевич

В июле 1944 года бойцы 67-й эвакуационной роты, используя танковые тягачи Т-980 и Т-34, при помощи полиспастов и лебедок вытащили из реки Сан восемь затонувших при форсировании танков Т-34.

Всего за две недели боевых действий рота эвакуировала с поля боя, из болот и рек 54 танка.

===

В Варшавско-Познанской наступательной операции в январе 1945 года 67-я эвакуационная рота капитана Андреева эвакуировала 70 поврежденных танков, из них 13 — затопленные в реках.

Из наградного листа капитана Андреева

***

Кроме того, необходимо отметить, что тяжёлые колёсные тягачи Diamond T-980 использовались для быстрой переброски танков во время передислокации.

Тягач Diamond T-980 с танком Т-34-76

***

После окончания войны тягачи Diamond T-980 продолжили службу в Советской Армии, причем, часть из них была передана в народное хозяйство, и использовались как тяжелые тягачи на дорогах Дальнего Востока.

***

Спасибо за внимание.