Казаки на Украине

Фраза.ua — авторский взгляд на жизнь

Моя последняя заметка на «Фразе» вызвала многочисленные сомнения и вопросы на тему: считали ли казаки себя украинцами? Естественно, и как всегда, со стороны оппонентов никаких вразумительных доводов на этот счёт приведено не было. И всё же постараюсь объяснить более подробно. Не будем пока вдаваться в историю казачества и разбирать как, когда, где и зачем появились казаки, какие их разновидности были, кто такие гетманы, какое место тут занимает шляхта и т. д. А разберёмся всего лишь в конкретном одном вопросе, поставленном в заголовке темы. Развеем очередной украинский миф. Во-первых, понятие «казаки» – это, прежде всего, сословие, а не национальность. И по этой причине, не буду здесь лукавить, сами казаки, действительно, на радость украинским националистам, не всегда считали себя русскими, но это не значит что никогда. Точнее русскими себя не считали только некоторые их представители и вот почему. Берём характерный пример. Михаил Шолохов, Тихий Дон, КНИГА ПЕРВАЯ, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, глава V: «… — Я-то казак, а ты не из цыганев? — Нет. Мы с тобой обое русские. — Брешешь! — раздельно выговорил Афонька. — Казаки от русских произошли. Знаешь про это? — А я тебе говорю — казаки от казаков ведутся. — В старину от помещиков бежали крепостные, селились на Дону, их-то и прозвали казаками. — Иди-ка ты, милый человек, своим путем, — сжимая запухшие пальцы в кулак, сдержанно-злобно посоветовал Алексей безрукий и заморгал чаще. — Сволочь поселилась!.. Ишь поганка, в мужиков захотел переделать!…» Думаю никто Михаила Шолохова обвинять в украинофобстве не будет, хотя кто его знает, не раз уже слышал, что Богдана Хмельницкого называли предателем украинского народа. Если внимательно вчитаться в вышеприведённый текст, то можно увидеть следующее. Т.к. казаки – это, прежде всего сословие, то русские у казаков ассоциировались с русским крестьянином или мужиком и поэтому они не хотели быть «пониженными в статусе». И только поэтому они не всегда хотели считаться русскими. А выражение «казаки от казаков ведутся» сопоставимо с выражением «цари пошли от бога». Сколько таких примеров не приводи, так или иначе, хорошо будет видно, что казаки никогда не считали себя украинцами, даже если некоторые из них не считали себя русскими по причинам, описанным выше. Украинцами они себя тоже никогда не считали, т.к. в то время они вообще не знали такого народа и такой страны, которых попросту не существовало. Это не отражено ни в одном документе, ни в одном литературном произведении тех времён. Идём далее. Тихий Дон – это был один из примеров и всё же — казаки в своей истории себя считали русскими. Знаете, кстати, какой был лозунг у запорожских казаков? Думаю, нет, т.к. новая украинская цензура вряд ли это допустила, как в случае с Тарасом Бульбой у Гоголя, о чём ниже. А лозунг был следующий: «ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ». Заметьте, они не говорили «за землю украинскую, за веру униатскую». Теперь возьмём примеры из произведения выдающегося русского писателя Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и его новую украинскую редакцию в «переводе», где такие «неполиткорретные» сегодня на Украине слова, как «русский», «Русская земля» заменены бог знает на что. У Гоголя — «…бурса составляла совершенно отдельный мир: в круг высший, состоявший из польских и русских дворян, они не допускались». В переводе — «…бурсаки гуртувалися в зовсім осібну громаду: до вищого кола, з польських та українських шляхтичів, їм було зась». В оригинале — «Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственною пустынею». Переведено — «Тоді увесь наш південь, увесь той простір, аж до самого Чорного моря був неторканою зеленою пустелею». Гоголь пишет — «И витязи, собравшиеся со всего разгульного мира Восточной России, целовались взаимно». Отредактировано — «І лицарі, що зібралися зі всієї широкої України, чоломкались один з другим». Особым пафосом проникнуты у Гоголя в повести сцены гибели казаков в бою с поляками, когда «Тарас вопрошает «Есть ли еще порох в пороховницах?» и когда каждый из героев перед смертью восславляет Русскую землю — как заклинание, рефреном, повторяется эта слава. Гибнет Мосий Шило: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!». — «Хай же вічно стоїть православна Земля Козацька і хай буде вічна їй честь!» — вот так вот с большой буквы и Земля и Казацкая, — с такими словами отправляют «переводчики» Шило в мир иной. Помирает Бовдюга: «Пусть же славится до конца века Русская земля!» — «Хай же славна до віку буде Козацька Земля!» Балабан прощается: «Пусть же цветет вечно Русская земля!» — «Хай же вічно цвіте Козацька Земля», — заставляют и его изменить последние слова «редакторы». Славный Кукубенко у Гоголя восклицает: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!» — «…вічно люба Христові Козацька Земля», — редактируется гоголевский текст. Достаточно? Полностью согласен тут с Вячеславом Прокопенко в его труде в украинском журнале «Зеркало недели»: Гоголь беззащитен от осквернения и поругания, он не может подать в суд исковое заявление на «переводчиков» и привлечь их к ответственности. Государству же недосуг заниматься такими пустяками, как защита собственной чести и достоинства. Авторитет мировой классики изначально выше любого государства, весомей, значимей. Царствования и режимы приходят и уходят, а фрески Джотто остаются достоянием человечества; музыка Моцарта звучит вдохновенно, исполняют ли ее монархисты-испанцы или демократы-узбеки; слово, образ, мир Гоголя — для всего мира культурных людей — это классический состоявшийся образ, слово русского писателя Гоголя со всеми его открытиями и противоречиями. И так будет всегда. И вот ещё интересный момент у Гоголя: «… Ещё до карпатских гор услышишь русскую молвь, и за горами еще кой-где отзовется как будто родное слово; а там уже и вера не та и речь не та» Теперь посмотрим на Богдана Хмельницкого. Думаю, никто не будет отрицать, что он был казаком. Так вот, в июне 1648 г., двигаясь на Львов, гетман отправляет универсал жителям города: «Прихожу к вам, как освободитель русского народа; прихожу к столичному городу земли червонорусской избавить вас из ляшской неволи». Заметьте, Хмельницкий идёт как освободитель русского народа, а не «украинского», следовательно он и себя причисляет к этому народу. А вот свидетельство другого современника, из противостоящего лагеря — польского гетмана Сапеги: «Против нас не шайка своевольников, а великая сила целой Руси. Весь народ русский из сел, деревень, местечек, городов, связанный узами веры и крови с казаками, грозит искоренить шляхетское племя и снести с лица земли Речь Посполитую». Как видим, речь идет только о Русском Народе. Причем же здесь грушевские, петлюры, винниченки, бандеры, шухевичи и прочие «украинцы»?! Не за «самостийну Украину» велась борьба, а за воссоединение двух частей РОССИИ, объединение Русских в едином государстве. Ну, вот пока и всё, что хотел сказать. Напоследок хочу читателям привести слова великого полководца Александра Суворова: «Мы русские, бог с нами».

Являются ли запорожские казаки украинцами или это отдельный народ

Украинская историография и украинский национальный миф выросли на отождествлении украинцев с запорожскими казаками. Однако такое отождествление очень удивило бы жителя какого-нибудь украинского местечка столетии этак в 16-м.

Этнический котёл в низовьях Днепра

Начнём с того, что этнонима украинцы не было до середины 17 века, да и после этого он до начала 20 века не являлся основным для населения Украины и имел расплывчатые границы. Православное население на территории Украины называло себя русскими, русинами. Поэтому, говоря об украинцах, будем иметь в виду тех, кого в Российской империи официально именовали малороссами.

Итак, запорожские казаки это часть малороссов или отдельный народ?

Невозможно отрицать, конечно, огромного влияния традиций казачества на формирование особенностей украинского народа и особенно на его национальное самосознание. Однако полного тождества между запорожцами и украинцами никогда не существовало. Этническое происхождение этих двух народов сильно различалось.

Казаков (любых) неверно представлять только как русских крестьян, бежавших в степи от феодального гнёта. В степях всегда было своё население. Это были кочевники, этнический состав которых многократно менялся и перемешивался на протяжении тысячи лет. Скифы, сарматы, аланы, готы, гунны, авары, болгары, венгры, хазары, печенеги, половцы, татары… Перечислены только самые крупные народы. Многие из них переходили к оседлому земледелию в низовьях Днепра и Дона. И уже потом на этот разнообразный этнический субстрат наслаивались славяне.

Запорожские казаки – выходцы с Северного Кавказа

Среди самих запорожских казаков бытовали легенды об их происхождении от хазар. На это прямо указывала и близость названий: козаки – козаре. В Московской Руси казаков называли черкасами. И это не было простым созвучием с черкесами. Очень многое указывает на родство значительной части запорожцев (и части донских казаков) с северокавказскими черкесами.

Так, в 1623 году московские послы, возвращавшиеся от крымского хана через Кубань, подверглись близ черкесского города Темрюка нападению запорожских казаков, то есть черкасов. Нападение, как передаёт историк Сергей Соловьёв, было совершено в отместку за нападение донских казаков на черкесов. Захваченные послы были переданы местным черкесам и освобождены только после вмешательства турецкого паши из Азова. Очевидно, что в этом эпизоде черкесы и черкасы выступают как один народ, мстящий за обиды своих единоплеменников где бы то ни было.

На ещё одну возможную этимологию имени казаков указывает другое созвучие: козаки – касоги (касохи, косоги). Так звались черкесы Хазарского каганата в древнерусских летописях. Касоги фигурируют там как второй по значимости народ в Хазарии. Множество касогов захватил в плен и расселил в окрестностях Киева ещё князь Святослав Игоревич в конце 960-х гг. Так что днепровские черкасы могли вести своё происхождение и отсюда.

Интересно, что у античных историков абхазо-адыгские племена Северного Кавказа звались зихами, а в 8-10 вв. важным союзником Византии было православное государство Зихия в нынешней Абхазии и районе Сочи. Некоторые историки связывают имя, под которым хопёрские казаки были известны с 14 по начало 20 века – чиги – с зихами.

Таким образом, расселение адыго-абхазских (черкесских) племён в Средние века по всему югу Восточноевропейской равнины было очень широким. Они, несомненно, сыграли огромную роль в этногенезе казаков, причём не только днепровских, но и донских.

Различия в образе жизни

Простых украинцев – мещан и крестьян – привлекало в казаках то, что они не подчинялись панам, жили вольной жизнью, не платили податей, грабили и обогащались. Конечно, такая жизнь была сопряжена со многими опасностями, но казалась отдушиной на фоне вечного мрачного труда. Поэтому казачество это не состояние самого украинского народа, а его мечта о свободной и сытой жизни в те времена.

Основатель украинского национального мифа, историк Михаил Грушевский так писал об этом:

«Из киевского Полесья и из более удалённых краёв – из Волыни, из Белоруссии – каждую весну множество людей двигалось на Киев и расходилось на здешних «уходах», занимаясь ловлей рыбы, зверя, пасечничеством. Они собирались в артели – «ватаги», выбирали атамана, заготовляли оружие и нужные припасы и ранней весной отправлялись в степные «уходы», чтобы хозяйничать там до поздней осени, затем с запасами мёда, рыбы, шкур, лошадей и скота возвращались «на волость». Но на волости их ожидала старостинская администрация и за право пользоваться уходами отбирала львиную долю добычи «на замок». Поэтому более смелые не возвращались на зиму в замки, а зимовали в степях…

Остерегаясь татар в степях, ежеминутно готовые к защите от их нападений, эти степные промышленники не упускали также случая поживиться за счёт татар, … разграбить караван турецких или армянских купцов, … а то и городок турецкий или татарский».

Грушевский не учитывает, что, конечно, до притока славянских охотников в степи, там уже были свои «промышленники» такого рода. Так из соединения тех и других складывалось казачество.

Казачество как новый класс феодалов

Когда казаки восставали против королевской власти, громили панские угодья, захватывали и жгли украинские города, это было настоящим бедствием для мещан и селян Украины. С другой стороны, казачья жизнь представляла для них большие соблазны. В самом деле, зачем было пахать землю на пана или трудиться ради гроша, если рано или поздно придут казаки и всё разорят и отберут, когда можно было бросить всё и вместе с казаками грабить тех, кто побогаче? При этом время от времени королевское правительство признавало официальный статус запорожского казачества, а значит, всегда был шанс остаться в этом привилегированном войске.

Так казачество возникло в результате расслоения украинского народа на две неравные части. Одна – наибольшая – продолжала трудиться и только мечтала о вольной казачьей доле. Но ведь не все же могли стать казаками! Другая мнила себя привилегированными «рыцарями», стоящими над этими трусливыми и терпеливыми тружениками.

После присоединения большей части Украины к России во 2-й половине 17 века казацкая старшина (привилегированное сословие урядников) становится новым помещичьим классом на Украине. Она начинает владеть крепостными из числа своих единоверцев. Уже гетман Мазепа владел десятками тысяч душ.

Прежнее казачество получило официальный статус господствующего сословия на Украине. Положение рядовой массы украинцев от этого не изменилось – они как были, так и остались панскими холопами. Одновременно Запорожское войско продолжало притягивать отчаянных беглецов, сохраняло свой демократический характер. Но теперь уже московская власть вместе с казацкой старшиной теснила эту вольницу (а в конце 18 века совсем уничтожила), не давая ей опять возвыситься и занять место новых господ.

Казачество на Украине

Итальянская карта Украины 1684 года, обозначены территории донских (Cosacchi Tanaiti) и запорожских (Cosacchi de Zaporowa) казаков.

В Викицитатнике есть страница по теме: Украинские казаки

Казачество на Украине — казачество, возникшее на Украине или возрождённое на территории современной Украины.

Первые упоминания о черкасах (позже их стали называть казаками) на южных степных окраинах Речи Посполитой зафиксированы в XV веке. Казаки первоначально проживали на южной Киевщине и восточном Подолье, позже они стали называться днепровскими или запорожскими, также различают северских казаков или севрюков, сечевых (низовых), реестровых (городовых), охочекомонных (компанейских), надворных и слободских казаков.

С 1663 года часть черкасов (казаков), отказавшихся от присяги королю Речи Посполитой и перешедших на службу русскому царю в соответствии с византийской традицией стали называть малороссийскими казаками. Данный термин использовался в дальнейшем в Российской империи для официального обозначения казаков, проживавших на левобережье Днепра, то есть в Гетманщине. Однако, в широком смысле дореволюционными российскими историками, малороссийскими казаками называлось всё днепровское казачество во весь период его существования.

История возникновения

Почтовый блок современной Украины — «Казацкая Украина».

Первое официальное упоминание в российских источниках о «казаках» относится к XVI веку, в частности в грамоте ногайского князя Юсуфа русскому царю Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Хо-лопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их». Различные историки опираясь на российские источники до сих пор не могут прийти к единому мнению о происхождении казаков, единственное что можно достоверно утверждать о происхождении казаков, это то что казачество возникло в зоне этнических контактов различных этносов.

Запорожские казаки

Основная статья: Запорожские казаки

Запорожские или низовые казаки проживали в низовьях Днепра, южнее днепровских порогов. В конце XIV века эти земли были вне юрисдикции какого-либо государства — Речи Посполитой, Крымского Ханства, Московского Государства и Османской Империи

C образованием постоянного главного укрепления (коша), выполнявшего также функции столицы низового днепровского казачества, получившего впоследствии название Сечи, казаки, жившие в нём и его окрестностях, стали именоваться сечевыми. Сечевые (низовые) казаки жили отдельным, независимым от какого-либо государства сообществом.

Реестровые казаки

В 1572 году своей грамотой от 5 июня польский король Сигизмунд II Август подтвердил распоряжение коронного гетмана Ежи Язловецкого о наборе 300 низовых казаков на государственную службу и нахождение их под командованием коронного гетмана. Поскольку казаки, принятые на государственную службу, были внесены в специальный список — реестр, они образовали отдельное привилегированное сословие среди казаков и малороссийского населения Речи Посполитой (сохранившееся позднее и в Русском царстве) — реестровое казачество. Реестровые казаки несли военную службу в интересах государства, за жалование и привилегии (см. Привилегии дарованные Королем и Привилегии дарованные Царем). Примерно с этого времени ведет отсчет такое образование, как реестровое казацкое войско.

Основная статья: Реестровое казачество

Позднее эта военно-политическая структура получила наименование Войско Запорожское (официально — «Войско Его Королевской Милости Запорожское»).

> Охочекомонные казаки Основная статья: Охочекомонные казаки

Северские казаки или севрюки

Основная статья: Севрюки

Севрюки’ (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, «несостоявшийся восточнославянский народ», в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли.

Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.

В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу.

В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества.

В XV—XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.

В XVI веке считались представителями (древне)русской народности.

Как представители служилого люда (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной украинской экспансии (козацкой колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. . Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.

Тем не менее, в период Смоленской войны 1632-34 годов в исторических документах упоминаются ещё воевавшие в составе московского войска «даточные казаки Комарицкой волости» (осадная служба в Севске), «казаки Северской походной рати» и «охочие люди Комарицкой волости», среди которых выделяются сотник Гришка Дядин и есаул Найденка Харламов.

Из местного населения (севрюков) главным образом были сформированы Черниговский и Стародубский казачьи полки, а также Недригайловская сотня Сумского слободского казачьего полка и Деркачевская сотня Харьковского слободского казачьего полка.

Слободские казаки

Основная статья: Слободские казаки

Начиная с середины XVII века, покидая охваченной войной земли Правобережной Украины, значительная часть малороссийского населения Речи Посполитой и некоторые запорожские казачьи отряды переселились на приграничные пустующие южные укра́ины Русского царства (на территории современной северо-восточной Украины, а также смежных с ней приграничных регионов современной России), в результате чего возникло слободское казачество. Уже при царе Алексее Михайловиче эти переселенцы были причислены к Белгородскому разряду и стали именоваться «Слободскими укра́инскими казачьими полками», а край заселенный ими получил общее название «Слободской Укра́ины» («Слободской укра́йны»), — в отличие от «укра́йны» («укра́ины»), состоявшей из Белгородского и Севского полков, — а её поселенцы, сохранившие свое казацкое устройство, гарантированное им жалованными грамотами московских государей, были названы слободскими казаками.

Украинские казаки в XVIII и XIX веках

11 мая 1709 года Запорожская Сечь низовых казаков за участие казаков на стороне Швеции против России была ликвидирована войсками Петра Первого. На территориях, подконтрольных Османской империи, казаки попытались основать Каменскую Сечь (1709−1711 годы).

Однако в 1711 году российские войска и полки гетмана И. Скоропадского напали на крепость и разрушили её. После этого была основана Алешковская Сечь (1711−1734 годы), на этот раз под протекторатом крымского хана, но и она просуществовала недолго.

В 1733 году крымский хан приказал запорожцам, основным центром которых к тому времени была Алешковская Сечь, двинуться к русской границе, где генерал Вейсбах, устраивавший украинскую линию крепостей, вручил им грамоту императрицы Анны Иоановны о помиловании и принятии в русское подданство. Так была основана Новая (Подпольненская) Сечь.

В 1734 году был определён штатный состав Нежинского, Лубенского, Полтавского, Переяславского, Киевского, Миргородского, Прилуцкого и Гадяцкого казачьих полков, что ограничило дальнейший сверх этой нормы прием в эти полки казаков. В царствование Анны Иоановны та же политика продолжалась в ещё более широком размере: украинские казаки, помимо содержания нескольких регулярных полков, обязаны были укреплять украинскую линию для защиты от набегов крымских татар. От такой тяготы казаки стали массами выселяться на Волгу и в Оренбургский край.

Один из полков — Чугуевский казачий полк был сформирован в 1747 году из городовых казаков Чугуева, Орла и Курска, а также из калмыков, проживавших до 1917 года в одном из районов г. Чугуева — Калмыцкой слободе.

Окончательно судьба запорожцев была решена 3 августа 1775 года подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии».

В то же время украинские казаки послужили главным ядром образованных при Екатерине II казачьих войск — Черноморского, Бугского и Екатеринославского.

Казачьи полки постепенно были переформированы в регулярные карабинерные; так, в 1775 году 1, 2, и 3-й компанейские полки (два остальных были упразднены ещё ранее в 1709 году) были переформированы в легкоконные полки и названы в 1779 году Киевским, Черниговским и Северским.

В 1783 году, когда было утверждено положение о регулярной коннице, окончательно были упразднены украинские (малороссийские) казачьи полки, причём в числе девяти легкоконных полков Екатеринославской конницы из малороссийских казаков был сформирован Полтавский легкоконный полк, а в числе десяти легкоконных полков Малороссийской конницы из малороссийских казаков были сформированы Стародубовский, Глуховский, Софийский, Тверской, Нежинский, Лубенский и Переяславский легкоконные полки; все эти легкоконные полки в 1784 году были переименованы в карабинерные и окончательно вошли в состав регулярной кавалерии.

В 1790 году из Александрийского и Херсонского легкоконных полков был сформирован Херсонский казачий полк, а из Полтавского — Полтавский казачьий полк, переименованный в том же году в казачий Булавы Великого Гетмана полк; затем в 1792 году этот последний и Херсонский казачий полки были вновь переформированы в Полтавский, Александрийский и Херсонский легкоконные полки.

В 1790 году во время русско-турецкой войны украинские казаки были временно призваны в строевые казачьи части, распущенные по окончании войны.

В 1812 году, на основании манифеста о созыве внутреннего ополчения для усиления действующей против французов армии, из жителей Черниговской и Полтавской губерний были сформированы 15 малороссийских конных казачьих полков, по 5 эскадронов каждый; полки эти были расформированы в 1816 году.

В 1831 году, по случаю польского восстания, из малороссийских казаков тех же губерний были сформировано 8 кавалерийских полков, из которых 2 были переведены на Кавказ (в 1832 г.), где из них впоследствии были сформированы Сунженско-Владикавказские полки Терского казачьего войска; два же полка (1832 г.) были переведены в таможенное ведомство для несения пограничной (кордонной) службы, а остальные 4 полка были в 1832 г. расформированы, причём составлявшее их население было намечено к переселению на Кавказ.

Пиратский К. К. Обер-офицер Малороссийских Конных Казачьих полков. 1855 г.

Во время Крымской войны в 1855 году, на основании особого манифеста, из жителей Полтавской и Черниговской губерний опять было сформировано 6 малороссийских конных казачьих полков 7-сотенного состава. В 1856 году полки эти были распущены по домам.

Наконец, в 1863 году, по случаю нового польского восстания, из малороссийских казаков опять было сформировано 3 малороссийских конных казачьих полка: 1 и 2-й Полтавские и 3-й Черниговский, которые в 1864 году были расформированы.

Основная статья: Надворные казаки

Среди казаков Украины в XVIII веке известны надворные казаки. Так называли охрану польских магнатов и которые содержались за их счет (кошт). Надворные казаки нанимались из числа крестьян и, несмотря на свой статус, нередко принимали участие в народных восстаниях. Наиболее известным надворным казаком является Иван Гонта, уманский сотник надворных казаков графа Силезия Потоцкого.

Возрожденное украинское казачество

Вольное казачество

Основная статья: Вольное казачество

В середине марта 1917 года крестьянин Смоктий из Русановки, на Белоцерковщине организовал Русаковскую сотню. Вскорости крестьяне решили собрать в Звенигородке казацкий съезд и там выработать статут организации. Этим занимался Ковтуненко, человек с высшим образованием. В начале апреля все выборные сотенные командиры прибыли на съезд и приняли статут организации под названием «Вольное казачество» (укр. «Вільне Козацтво»):

  1. Вольное Казачество организовывается для обороны вольностей украинского народа и охраны порядка;
  2. Вольное Казачество — территориальная военизированная организация, куда имеют право вступить граждане уезда не моложе 18 лет;
  3. В организацию не принимаются люди, «враждебные к Украине и люди, наказанные судом за уголовные преступления»;
  4. Всеми делами организации ведают командиры и советы казачьей старшины;
  5. На командные посты старшина избирается народом. Избранные командиры сами назначают себе заместителей, писаря, казначея и библиотекаря.

Червоное казачество

Основная статья: Червоное казачество

Украинские коммунисты и большевики, а также обычные граждане, поддерживающие идеи советской власти, тоже не стояли в стороне от этих процессов. Под различными названиями в селах, особенно на левобережной Украине (Приднепровье, Слобожанщина), древнем казачьем крае, в селах начали стихийно образовываться отряды красных казаков, для самообороны против различных, местных и пришлых, насильников и захватчиков, для установления советской власти в регионе. В Харькове также было принято решение о создании первых регулярных частей красного, червоного казачества.

Формирование полков Червоного казачества по сути стало началом образования регулярной Рабоче-крестьянской Красной армии не только на Украине, но и на территориях бывшего СССР. Указ о формировании Червоного казачества был подписан 10 января 1918 года, то есть раньше 23 февраля (официального дня образования Красной Армии в советских учебниках истории). В отличие от красногвардейских отрядов, которые содержались за счёт предприятий, средства на содержание Червоного казачества выделяли партийные организации, а потом Советское правительство. Командование Червоного казачества не выбиралось, а назначалось.

С другой стороны зафиксированы также случаи выступления подразделений называвшихся Червонным и Красным казачеством против органов советской власти (напр. Лубенской ЧК) в т.ч. под лозунгами «за вольную Украину», «за советскую власть без коммунистов» и т.д.

Роль казачества в истории Украины

В историографии украинское казачество рассматривается как важнейший этап в формировании украинского народа и государственности. Роль казачества во всей социально-политической жизни Украины была настолько велика, что термины «казаки» и «страна казаков» в XVI—XVIII вв. были обозначением страны и народа вообще (гораздо раньше, чем утвердились как основные названия «украинец» и «Украина»). Казачество в этот период сыграло роль национального символа, носителя этничности и защитника национальных интересов и веры.

Примечания

  1. 1 2 3 Голобуцкий В. А. Украинские казаки (недоступная ссылка) // БСЭ
  2. Ключевский, 1904—1922, Лекция 45. Разд. Малороссийское казачество..
  3. Договоры и постановления Прав и вольностей войсковых между Ясне вельможным Его милости Паном Филиппом Орликом новоизбранным войска Запорожского Гетманом, и между Енеральными особами Полковниками, и тым же войском Запорожским с полною з обеих сторон обрадою Утверженные При вольной Елекции формальною присягою от того же Ясне вельможнаго Гетмана Потверженные Року от рождества Христова αψίМесяца Априля ε: (5 апреля 1710 г.)
  4. 1 2 Антонович В. Уманский сотник Иван Гонта // «Киевская Старина» — К., 1882. — Кн. 11. — С. 250−276; «Руська історична бібліотека» — Львов, 1897. — Т. XIX. (укр.)
  5. Голобуцкий В. А. Слободские казаки Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine // БСЭ
  6. Ключевский, 1904—1922, Лекция 45. Разд. Задачи внешней политики.; Малороссийское казачество..
  7. 1 2 3 Щербак В., 2000, Разд. 2.1. Реєстрові козаки на державній службі.
  8. Шпиталев Г. Г. Запорожское войско периода Новой Сечи = Запорозьке військо періоду Нової Січі (укр.) // «Південна Україна» : Часопис. — Запоріжжя, 2002. — Т. 7. — С. 159−182.
  9. Запорожское войско // Данкир О., Кочиев Г., Ходов С., Юрив В. Казачий Порядник (Проверено 15 апреля 2012)
  10. «Ко Дню государственного флага Украины 23 августа 2010 года» // © ЦГЭА Украины (tsdea.archives.gov.ua) (Проверено 14 апреля 2012)
  11. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Часть Третия. — М.: Типография Селивановского, 1822. — С. 464.
  12. Багновская Н. М., 2002.
  13. Голубовский П. В., 1881.
  14. 1 2 3 Ракитин А. С..
  15. 1 2 Садиков П. А., 1947.
  16. «<…> из тюрмы и Колмака и Ширяя и путивльцов детей боярских, Дениса Репина с товарыщи, которых на сторожех имали, и азстороханских казаков 70 человек, взяты на Волге с Прокофьева судна Цвиленева, и Резанских и Мещерских казаков и Ивана Фустова казаков княж Петрова полку Серебряного 20 и севрюков 21, всех нас, руси, с полтораста человек, на катарги подавал Мисюрю-каптану <…>» — цит. по Садиков П. А., 1947
  17. Гойзман Ш. Р..
  18. Яковенко Н. Н., 1997, C. 368, цитата: «В целом же, по подсчетам Дмитрия Багалия, к 1780-м гг. на территории Слободской Украины на пустынных до этого просторах, проживало свыше 990 тыс. человек, среди которых абсолютное большинство составляли колонисты с Украины, причём около половины считалось вольными войсковыми обывателями, то есть бывшими казаками».
  19. Яковенко Н. Н., 1997.
  20. Слободская Украина (недоступная ссылка) // БСЭ
  21. Илл. 190. Обер-Офицер Малороссийских Конных Казачьих полков. (В парадной форме). 26 Июля 1855. // Перемены в обмундировании и вооружении войск Российской Императорской армии с восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича (с дополнениями) : Составлено по Высочайшему повелению / Сост. Александр II (император российский), илл. Балашов Петр Иванович и Пиратский Карл Карлович. — СПб.: Военная типография, 1857—1881. — До 500 экз. — Тетради 1—111 : (С рисунками № 1—661). — 47×35 см.
  22. Миколаїв Богумир. Наші попередники − Українське Вільне Козацтво // Сайт «Характерне козацтво» (kozaky.org.ua) 01.01.2007. (недоступная ссылка). Дата обращения 21 мая 2012. Архивировано 7 декабря 2013 года.
  23. Полищук Н. С., Пономарёв А. П. (ред.) Украинцы / Институт этнологии и антропологии РАН — М.: «Наука», 2000.

Литература

  • Малороссийские казаки // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого . — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  • Багновская Н. М. Севрюки: население Северной земли в XIV-XVI вв.: Научное издание. — М.: Палеотип (Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова), 2002. — 48 с. — ISBN 5-94727-007-2.
  • Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Голубовский П. История Северской земли до половины XIV столетия. — М.: Университетская типография (И. И. Завадзкого), 1881.
  • Ключевский В. О. Курс русской истории: в 5 частях. — СПб., 1904—1922. — 1146 с.
  • Севрюки. // Малая курская энциклопедия / Сост. Ш. Р. Гойзман — Сайт «МКЭ» (www.mke.su) (2005—2011). Дата обращения 10 августа 2014. Архивировано 24 октября 2012 года.
  • Ракитин А. С. Севрюки − коренное население Северской земли. // Сборник статей и материалов, посвященный деревне Любощь и местам её окружающим — Сайт «Diderix» (diderix.petergen.com) (2009). Дата обращения 10 августа 2014. Архивировано 24 октября 2012 года.
  • Садиков П. А. Поход татар и турок на Астрахань в 1569 г // «Исторические записки». — М., 1947. — Т. 22. — С. 132−166.
  • Щербак Віталій. Українське козацтво: формування соціального стану. Друга половина XV−середина XVII ст. — К., 2000. (укр.)
  • nlr.ru› Полное собрание Законов Российской империи.
  • Яковенко Н. Н. Нарис історії України з найдавніших часів до кінця ХVІІІ ст. — К.: Генеза, 1997. — 380 с. (укр.)

Казаки

Амурские · Астраханские · Бахмутские · Волгские · Гребенские · Донские · Некрасовцы · Линейцы · Енисейские · Забайкальские · Запорожские · Кубанские · Маяцкие · Оренбургские · Семиреченские · Сибирские · Терские · Торские · Уральские · Уссурийские · Хопёрские · Чугуевские

Казацкие сечи

Запорожские: Хортицкая (1552—1558) · Томаковская (1563—1593) · Базавлукская (1593—1630) · Никитинская (1638—1652) · Чертомлыкская (1652—1708) · Каменская (1709—1711) · Алешковская (1711—1734) · Подпольненская (1734—1775)
Черноморские: Васильковская (1787—1789) · Слободзейская (1789—1793)
Задунайские: Катырлезская (1778—1805) · Банатская (1785—1805) · Сейменская (1795—1811) · Дунавецкая (1814—1828)

Казачьи войска

Донское · Кубанское (Черноморское · Азовское · Екатеринославское · Дунайское) · Терское (Кавказское линейное: Гребенское · Волгское · Терско-Кизлярское · Терско-Семейное) · Семиреченское · Оренбургское · Сибирское · Забайкальское · Амурское · Уссурийское · Енисейское · Иркутское · Уральское · Астраханское · Башкирское · Бугское · Запорожское (Реестровое казачество · Запорожское Низовое)
(Курсивом показаны исторические казачьи войска расформированные к началу XX века. В скобках показаны казачьи войска вошедшие в состав других казачьих войск.)

Отдельные казачьи
воинские части

Казачьи чины

Казак · Джура · Пластун · Приказный · Урядник (Младший · Старший) · Вахмистр · Сотенный бунчужный · Полковой писарь (Младший · Старший) · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник · Подъесаул · Есаул · Полковой судья · Полковой обозный · Войсковой старшина · Полковник · Генерал

Организация
казачества

Старшина казацкая · Атаман (Гетман · Кошевой атаман · Наказной атаман · Куренной атаман) · Кош · Сечь · Круг · Рада · Майдан · Полк · Паланка · Курень · Зимовник · Юрт · Куренное селение · Станица

Казачьи
атрибуты

Клейноды (Хоругвь · Бунчук · · Булава · Насека · Палица · Пернач · Трости · Значки · Литавры · Пушки) · Сабля · Шашка · Нагайка · Люлька · Папаха · Шаровары · Жупан · Черкеска · Чекмень · Кушак

Казачество в темах

Украинские казаки

Эта статья входит в тематический блок

Казачество

Казаки по регионам

Дунай · Буг · Запорожье/Днепр · Дон · Азов · Кубань · Терек · Астрахань · Волга · Урал · Башкирия · Оренбург · Сибирь · Семиречье · Енисей · Иркутск · Якутия · Забайкалье · Амур · Уссури · Камчатка · Персия

История казачества

Реестровое казачество · Кавказское линейное войско · Слободские казацкие полки · Поход за зипунами · Городовые казаки · Станичные казаки · Некрасовцы · Хопёрские казаки · Расказачивание · Казачий стан

Казачьи чины

Пластун · Приказный · Пятидесятник · Младший урядник · Старший урядник · Вахмистр · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник· Подъесаул · Есаул · Войсковой старшина · Казачий генерал

Организация казачества

Атаман · Гетман · Кош · Круг · Майдан · Юрт · Паланка · Курень · Станица · Зимовник

Казачьи атрибуты

Папаха · Нагайка · Шаровары ·Шашка

Украинские казаки— современное собирательное историографическое название казачества, проживавшего на территории нынешней Украины, под которым, прежде всего, понимается вольное казачество, появившееся в XV в. на южной Киевщине и восточной Подолии, позже называемое днепровским или запорожским. В украинском казачестве различают сечевых (низовых), реестровых (городовых), надворных и слободских казаков. Термин малороссийские казаки официально появился в 1654 году для обозначения казаков, проживавших на Левобережной Украине (Гетманщине) после присоединения ее к России и имел широкое употребление в дореволюционный период.

Во времена Ордынского нашествия население разоренных земель Древней Руси спасалось от невзгод войны в малодоступных, пограничных землях. Так возникли первые казачьи общины, обитатели которых состояли как из простого люда, так и представителей старорусских княжеских и боярских родов.

С разрушением Монголами Киева, Чернигова, Галича и множества других сел и городов, знаменитейшая фамилия с немногими княжескими семействами удалились в Княжество Литовское, и вступили в родство с тамошними владетельными князьями и вельможами; Простой народ остался под игом завоевателей, и только горстке скитальцев безприютных, но не поддавшихся под власть Ханскую, удалилось с пепелищ своей родины на Днепровские острова, защищенные непроходимыми тростниками и никем не населенные, и в землю Древлянскую, именуемую ныне Полесьем. Там, без жен и детей, питаясь звериною и рыбною ловлею, тревожа набегами врагов веры и отечества, они приняли имя исчезнувшего, но знаменитого войска Казаков и Черкас. Эти имена напоминали им набеги, удальство и безприютность их предшественников. И когда некоторые из них, устаревшие в шуме тревог, возвращались в родные села свои, возникавшие из развалин, тогда, не снимая с себя звания казацкого, они приучали сыновей своих к такой же жизни свободной и боевой, и передавали им свое казачество. Так составилось славное впоследствии войско наше. Оно в то время не могло быть заметно, но чрез восемьдесят лет имело уже своих полководцев.

— Маркевич. История Малой России.

Основная статья: Слободские казаки

Начиная с середины XVII века, покидая охваченной войной земли Правобережной Украины, значительная часть малороссийского населения Речи Посполитой и некоторые запорожские казачьи отряды переселились на приграничные пустующие южные окраины Московского государства (на территории современной северо-восточной Украины, а также смежных с ней приграничные регионы России), в результате чего возникло слободское казачество. Уже при царе Алексее Михайловиче эти переселенцы были причислены к Белгородскому разряду и стали именоваться «Слободскими украинскими казачьими полками», а край заселенный ими получил общее название «Слободской Украины» («Слободской украйны»), — в отличие от «Украины», состоявшей из Белгородского и Севского полков, — а её поселенцы, сохранившие свое казацкое устройство, гарантированное им жалованными грамотами московских государей, были названы слободскими казаками.

Надворные казаки

Основная статья: Надворные казаки

Среди казаков Украины в VIII веке известны надворные казаки. Так называли охрану польских магнатов и которые содержались за их счет (кошт). Надворные казаки нанимались из числа крестьян и , несмотря на свой статус, нередко принимали участие в народных восстаниях. Наиболее известным надворным казаком является Иван Гонта, уманский сотник надворных казаков графа Силезия Потоцкого.

В историографии украинское казачество рассматривается как важнейший этап в формировании украинского народа и государственности. Роль казачества во всей социально-политической жизни Украины была настолько велика, что термины «казаки» и «страна казаков» в XVI—XVIII вв. были обозначением страны и народа вообще (гораздо раньше, чем утвердились как основные названия «украинец» и «Украина»). Казачество в этот период сыграло роль национального символа, носителя этничности и защитника национальных интересов и веры.

Критика роли казачества

С казачеством движение за самостоятельность Украины связывал и такой критик идеи украинской нации, как Николай Ульянов, отрицательно оценивавший и украинское казачество: «казаки были воспитаны в духе отрицания государства… не только гетманский престиж ни во что не ставили, но и самих гетманов убивали с легким сердцем и были в любую минуту готовы к „розносу“ гетманских пожитков», а «казачья „демократия“ была на самом деле охлократией … Не создав своего государства, казаки явились самым неуживчивым элементом и в тех государствах, с которыми связывала их историческая судьба».

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме
Украинские казаки

  • Запорожские казаки
  • Надворные казаки
  • Реестровое казачество
  • Вольное казачество
  • Червоное казачество
  1. 1 2 3 4 5 Голобуцкий В. А. Украинские казаки // Большая советская энциклопедия.
  2. Голобуцкий В. А. Украинские казаки // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. — М.: Советская энциклопедия, 1973−1982.
  3. Украинские казаки — статья из Большого Энциклопедического словаря
  4. Договоры и постановления Прав и вольностей войсковых между Ясне вельможным Его милости Паном Филиппом Орликом новоизбранным войска Запорожского Гетманом, и между Енеральными особами Полковниками, и тым же войском Запорожским с полною з обоих сторон обрадою Утверженные При вольной Елекции формальною присягою от того же Ясне вельможнаго Гетмана Потверженные Року от рождества Христова αψίМесяца Априля ε: (5 апреля 1710г.)
  5. 1 2 Антонович В. Уманский сотник Иван Гонта // «Киевская Старина» — К., 1882. — Кн. 11. — С. 250−276; «Руська історична бібліотека» — Львов, 1897. — Т. XIX. (укр.)
  6. Голобуцкий В. А. Слободские казаки // Большая советская энциклопедия.
  7. Маркевич Н. История Малой России — М.: В типографии Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1842. — T. 1. — Гл. 1.
  8. 1 2 3 Щербак В., 2000, Разд. 2.1. Реєстрові козаки на державній службі
  9. Шпиталев Г. Г. Запорожское войско периода Новой Сечи = Запорозьке військо періоду Нової Січі (укр.) // «Південна Україна» : Часопис. — Запоріжжя, 2002. — Т. 7. — С. 159−182.
  10. Запорожское войско // Данкир О., Кочиев Г., Ходов С., Юрив В. Казачий Порядник (Проверено 15 апреля 2012)
  11. «Ко Дню государственного флага Украины 23 августа 2010 года» // © ЦГЭА Украины (tsdea.archives.gov.ua) (Проверено 14 апреля 2012)
  12. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Часть Третия. — М.: Типография Селивановского, 1822. — С. 464.
  13. Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией от 1 октября 1653 г. // Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. — М., Юридическая литература, 1985. — Т.3. Акты Земских соборов.
  14. Акты, относящіеся к исторіи Западной Россіи, собранные и изданные Археографическою коммиссіею — СПб.: Типографiя Эдуарда Праца, 1853. — Т. 5. «1633−1699». — С. 93, 99, 100, 111, 122, 123, 125, 131, 137.
    Акты, относящіеся к исторіи Южной и Западной Россіи, собранные и изданные Археографическою коммиссіею — СПб., 1872. — Т. 7. «1657−1663. 1668−1669». — Например, на С. 197: «Иванъ Выговской, гетманъ съ войскомъ вашего царского величества Запорожскимъ».
  15. Яковенко Н. Н., 1997, C. 368, цитата: «В целом же, по подсчетам Дмитрия Багалия, к 1780-м гг. на территории Слободской Украины на пустынных до этого просторах, проживало свыше 990 тыс. человек, среди которых абсолютное большинство составляли колонисты из Украины, причём около половины считалось вольными войсковыми обывателями, то есть бывшими казаками»
  16. Яковенко Н. Н., 1997
  17. Миколаїв Богумир Наші попередники − Українське Вільне Козацтво // Сайт «Характерне козацтво» (kozaky.org.ua) 01.01.2007.
  18. Полищук Н. С., Пономарёв А. П. (ред.) Украинцы — М., «Наука», 2000. (Институт этнологии и антропологии РАН)
  19. Ульянов Н. И. Происхождение украинского сепаратизма — Нью-Йорк, 1966; Мадрид, 1966; М.: издательство «Вагриус», 1996(репринт); М.: Индрик, 1996. — 280 с. — ISBN 5-85759-029-9.