День подводника когда

День моряка-подводника

День моряка-подводника – профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации. В торжествах участвуют члены экипажей подводных лодок, вспомогательный персонал, инженеры и разработчики подводных лодок, преподаватели и студенты военных учебных заведений.

В России в 2020 году День моряка-подводника отмечается 19 марта и проходит на официальном уровне 24-й раз.

Значение: праздник приурочен к указу императора Николая II от 19.03.1906 о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок.

К торжеству приурочивают праздничные концерты, встречи ветеранов. Виновникам торжества вручают грамоты и награды, вносят благодарственные записи в личные дела.

История праздника

День моряка-подводника учредил приказ Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Ф. Громова № 253 от 15 июля 1996 года. Дата приурочена к выходу 19 марта 1906 года указа императора Николая II о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок.

Традиции праздника

В День моряка-подводника первые лица России, главнокомандующий ВМФ поздравляют всех, кто имеет отношение к подводному флоту. Командование вручает награды, внеочередные воинские звания, грамоты, благодарности, ценные подарки отличившимся морякам. Проходят праздничные концерты. Ветераны устраивают встречи и вспоминают службу на флоте, погибших товарищей.

В городе Сестрорецке в храме святых апостолов Петра и Павла служится молебен о здравии моряков-подводников, проводится митинг у Стены Памяти, проходит реконструкция боя морской пехоты.

>Задание на день

Посмотрите документальный или художественный фильм о моряках-подводниках.

Интересные факты

  • Русско-японская война 1904-1905 гг. стала первой войной, в которой приняли участие подводные лодки.
  • Первую в мире атомную подводную лодку спустили на воду в 1954 году в США.
  • Наибольшая глубина погружения подводной лодки – 1027 метров. Рекорд установила в 1985 году субмарина ВМФ СССР К-278 «Комсомолец».
  • Наибольшая в мире подводная лодка – субмарина ВМФ СССР проекта 941 «Акула». Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное – 48000 т.
  • В период с 1953 по 1996 год в Балаклаве в горе Таврос существовал Объект 825 ГТС – сооружение противоатомной защиты первой категории. Он был предназначен для укрытия, обслуживания и ремонта подводных лодок, а также хранения боеприпасов. В горе имеется вход и выход, а общая длинна каналов составляет 602 метра. Объект одновременно мог размещать 7 подводных лодок. В 2003 году в штольнях бывшего военного завода был основан Балаклавский подземный музейный комплекс.
  • В Колумбии наркокартели специально разработали подводные лодки из стекловолокна, которые используют для контрабанды кокаина.

Тосты

«Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все моряки-подводники нашей страны. Мне хочется поздравить вас всех с вашим праздником, а также пожелать вам мирной и спокойной службы. Не забывайте, что вас дома ждут ваши семьи, которые не только сильно скучают, но и безмерно гордятся своими моряками. Пусть этот праздничный день даст вам возможность немного передохнуть и отметить свой профессиональный праздник. Здоровья вам, наши дорогие! Выдержки и выносливости! Я поздравляю вас, дорогие ребята, с тем, что наступил ваш день».

«Поздравляю с Днем моряка-подводника России! Желаю плавных погружений, легких подъемов, попутных течений и никаких преград на жизненном пути. Будьте здоровы, гордитесь своим призванием, развивайтесь и постигайте новое. Безопасности, мира, семейного и личного благополучия, радости и искренних чувств»!

«Сегодня ваш праздник – День моряка-подводника! Я от чистого сердца хочу пожелать вам счастья и везения, а так же большой удачи – ведь она не помешает никогда, а уж тем более пригодится в вашем деле! Пусть все только хорошее происходит в жизни! Радости и жизненных сил»!

Подарки

Домашняя метеостанция. Домашняя метеостанция с часами и барометром послужит прекрасным тематическим презентом, который украсит интерьер.

Рында. Рында – корабельный колокол – станет прекрасным тематическим сувениром, который внесет морские нотки в домашний интерьер.

Настольные игры. Дорожный набор настольных игр: нарды, шахматы, шашки, домино, монополия, послужит отличным подарком моряку, который длительно бывает в плаваниях. Такой подарок позволит разнообразить досуг.

Книга. Подарочное издание любимого автора или книга о подвигах моряков-подводников послужит отличным презентом.

Конкурсы

Песенный конкурс
Участники конкурса делятся на две команды. Каждая команда по очереди должна исполнять песни, в которых упоминается море или океан. Побеждает та команда, которой удалось вспомнить больше музыкальных композиций.

Лучший кок
Участникам конкурса дается нож и неочищенная картошка. Под музыку конкурсанты приступают к чистке клубней. По команде работа останавливается. Ведущий подсчитывает, сколько очищенных картофелин на счету у каждого участника. У кого их окажется больше, тот и становится победителем.

Осушение
Перед каждым участником в ряд ставятся стаканы с различными напитками: сок шампанское, вода, виски, вино, водка и т.д. Каждому участнику дается соломинка для коктейлей, при помощи которой необходимо осушить содержимое всех стаканов, не используя рук и не вытаскивая ее изо рта. Побеждает тот участник, который быстрее всех справится с задачей.

О профессии моряка-подводника

Моряки-подводники служат на подводном флоте. Они наблюдают за безопасностью территориальных вод Российской Федерации, проводят разведывательную деятельность, применяют по приказу высшего командования оружие в случае нападения. Служащий на подводной лодке должен быть здоровым, выносливым, не бояться замкнутого пространства.

Похожие праздники в РФ

25 июня в России справляют День моряка (мореплавателя).

28 июля празднуют День ВМФ (Военно-Морского Флота).

8 октября отмечают День командира надводного, подводного и воздушного корабля.

На 27 ноября приходится День морской пехоты в России.

День моряка-подводника. Как начинался русский подводный флот

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это профессиональный праздник военнослужащих подводных сил ВМФ России, а также гражданского персонала и всех, кто имеет отношение к подводному флоту.
В наше время подводный флот остается одним из самых важных инструментов обороны нашей страны, неотъемлемым компонентом ядерного щита. Подводники – элита российского флота, сложнейшая и почетнейшая военно-морская профессия. Между тем, еще чуть более 100 лет назад подводный флот только делал в России свои первые шаги. В память о событиях тех лет и была выбрана дата 19 марта для празднования Дня моряка – подводника. С этой датой связано эпохальное событие в истории российского военно-морского флота.


19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, 112 лет назад, император Николай II включил в классификацию судов российского императорского военного флота новый вид судов – подводные лодки. Приказ о включении подводных лодок в состав флота подписал тогдашний морской министр вице-адмирал Алексей Алексеевич Бирилев. Так началась официальная история российского подводного флота, хотя на самом деле о возможностях применения подводных кораблей в России задумались гораздо раньше.
Еще в 1718 г. плотник Ефим Никонов подал челобитную Петру I с предложением о строительстве «потаенного судна», которое могло бы внезапно атаковать корабли противника. Петру I идея Никонова понравилась и он даже вызвал талантливого мастерового в Петербург, где на верфи приступили к постройке судна. Однако, со смертью Петра разработки прекратились.

Вернулись к теме подводной лодки в России лишь в 1834 году, когда на Александровском литейном заводе по проекту военного инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная специальными установками для запуска ракет. Передвигалась лодка с помощью четырех гребков, расположенных попарно на каждом борту лодки, а приводились в действие гребки усилиями матросов-гребцов. Однако, скорость подводного хода лодки не превышала полукилометра в час. Шильдер планировал перевести гребки на электрическое движение, но тогдашний уровень развития технологий еще не позволял реализовать эту задумку. В итоге, в 1841 году испытания лодки и работы по ее совершенствованию были прекращены, а дата создания в России подводного флота опять отдалилась.
Тем не менее, именно в Российской империи впервые в мире было налажено серийное производство подводных лодок. У его истоков стоял русский инженер и конструктор польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. Выходец из богатой и знатной семьи, Джевецкий получил техническое образование в Париже, где познакомился и близко дружил с Гюставом Эйфелем, прославленным автором Эйфелевой башни. Обширные знания Джевецкого привлекли внимание великого князя Константина Николаевича – российского наместника в Царстве Польском, который предложил Степану Карловичу устроиться на службу в Морской технический комитет в Санкт-Петербурге. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Джевецкий добровольно пошел на Черноморский флот – простым матросом, участвовал в бою парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд», за храбрость получил Георгиевский крест.
После демобилизации Джевецкий жил в Одессе, где и сконструировал первую подводную лодку, построенную на местной верфи на деньги мецената Феодора Родоконаки. Вторая подводная лодка была построена по проекту Джевецкого в 1879 году уже в Санкт-Петербурге, а испытали ее 29 января 1880 года на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии наследника престола великого князя Александра Александровича. Наследник престола был в восторге и вскоре последовал заказ на производство целой серии подводных лодок, которые должны были обеспечивать безопасность российских крепостей. В 1881 году лодки построили и распределили по крепостным гарнизонам, но в бою их так и не применили. Низкая эффективность подводных лодок Джевецкого привела к тому, что в 1886 году их сняли с вооружения и более не производили.
Следующей серьезной вехой в истории российского подводного флота стала постройка подводной лодки «Дельфин» в 1900-1904 гг. Главным конструктором «Дельфина» был русский инженер Иван Григорьевич Бубнов, в 1903 – 1904 гг. руководивший кораблестроительной чертежной Морского технического комитета. В марте 1902 года «миноносец №113» был зачислен в списки флота под названием «миноносец № 150». В октябре 1903 года его зачислили в состав Балтийского флота, в 1904 году перебросили на Дальний Восток – для участия в Русско-японской войне, а 28 февраля 1905 года подводная лодка «Дельфин» под командованием Георгия Завойко впервые вышла в море.
24 мая 1904 года Российская империя подписала контракт о строительстве для нужд российского военного флота трех подводных лодок типа «Е» («Карп»), изготовленных на судостроительной верфи Фридриха Круппа в Киле (Германия). Поскольку Крупп обещал подарить России в случае заключения контракта свою первую подводную лодку, 7 июня 1904 года подводная лодка «Форель» по железной дороге была перевезена в Россию. Ее сопровождали немецкие офицеры, которые должны были обучить русский экипаж. В России на лодку были установлены два торпедных аппарата, подготовлен экипаж, после чего лодка была зачислена в состав флота как миноносец «Форель» и 25 августа 1904 года переброшена по железной дороге на Дальний Восток, где вошла в состав Сибирской военной флотилии. «Форель» стала первой настоящей и полноценной подводной лодкой русского флота на Тихом океане.
Еще две подводные лодки Российская империя приобрела в США. Так, 31 мая 1904 года была приобретена лодка «Фултон», построенная по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. В составе российского флота она получила имя «Сом». 18 июня 1904 года в состав российского флота была принята американская подводная лодка «Протектор», получившая в России новое имя «Осетр». Подводная лодка «Сом» дала начало целой серии российских подводных лодок. На Дальнем Востоке из шести подводных лодок был сформирован отряд миноносцев.
Естественно, что появление в Российской империи своего подводного флота потребовало от морского командования и принятия соответствующих мер по подготовке личного состава. В первую очередь, требовалось подготовить командиров и офицеров подводных лодок. Уже 29 мая 1906 года на военно-морской базе в Либаве был создан Учебный отряд подводного плавания. Его командиром был назначен контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович – один из «отцов-основателей» подводного плавания и минного дела в российском военно-морском флоте.

Выпускник Морского училища, контр-адмирал Щенснович прошел путь от минного офицера канонерской лодки до командира броненосца, а затем и младшего флагмана Балтийского флота. Во время Русско-японской войны капитан 1 ранга Эдуард Щенснович, командовавший тогда броненосцем «Ретвизан», был тяжело ранен, после чего вернулся на Балтийский флот. Именно ему Николай II и Морское ведомство доверили возглавить необычное и очень важное направление – создание и укрепление российского подводного флота. Именно по инициативе Щенсновича, в Либаве была создана первая в Российской империи полноценная база для подводных лодок, построен специальный бассейн, который мог вместить до 20 подводных лодок. Огромный вклад внес контр-адмирал Щенснович и в разработку «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках», в систему дополнительного образования морских офицеров, готовившихся в Учебном отряде для службы на подводных лодках.
Первый выпуск офицеров подводного плавания состоялся в 1907 году – российский флот получил 68 дипломированных специалистов – подводников. Только в течение 1907-1909 гг. учебный отряд в Либаве выпустил 103 офицера и 525 специалистов нижних чинов для российских подводных лодок. Интересно, что в 1906-1911 гг. обучение в Либавском отряде прошли и 12 морских врачей, которые также получили специальность офицеров подводного плавания. От врачей, помимо наличия профильного медицинского образования, требовался опыт службы на корабле врачом и двухмесячный опыт плавания на подводной лодке во время учебы. Как видим, к обучению подводников в Либаве подходили достаточно основательно.
Для российских моряков первое время подводные лодки были чем-то диковинным, но это скорее пробуждало у офицеров и унтер-офицеров интерес к профессии подводника. В те далекие годы служба подводников была очень тяжелой, не шедшей ни в какое сравнение со службой на обычном корабле. Технические особенности тогдашних подводных лодок не могли обеспечить комфортное несение службы, но это не пугало героических моряков, стремившихся попробовать себя в профессии подводника. Офицеры подводной лодки во время плавания спали в небольшой кают-компании, а нижние чины – прямо на рундуках для хранения мин.
25 февраля 1911 года была создана первая в российской истории бригада подводных лодок в составе двух дивизионов, а возглавил бригаду контр-адмирал Павел Павлович Левицкий, сменивший контр-адмирала Эдуарда Щенсновича на посту командира Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Левицкий был потомственным моряком, всю жизнь прослужил на флоте, участвовал в Русско-японской войне в должности командира крейсера, а затем командовал Учебным отрядом подводного плавания.
Темпы создания отечественных подводных лодок активизировались перед Первой мировой войной. Так, уже в 1912 году на Балтийском судостроительном заводе была выпущена дизельная подводная лодка «Барс», вооруженная 12 торпедными аппаратами, 2 артиллерийскими орудиями и 1 пулеметом. После начала войны, в 1915 и 1916 гг., на вооружение Балтийского флота поступили 7 подводных лодок типа «Барс» и 5 подводных лодок «Американский Голланд», которые были приобретены в США, но собраны уже на российской верфи. В годы Первой мировой войны подводный флот уже полноценно применялся. Так, перечисленные лодки совершили 78 боевых походов, потопив 2 крейсера и 16 транспортных судов противника.
В то же время, вряд ли подводный флот мог похвастать в Российской империи особой любовью со стороны адмиралов и Морского ведомства. Воспитанные «старой школой» российские адмиралы в большинстве своем благоволили к крейсерам и броненосцам надводного флота, считая, что они куда больше заслуживают внимания, чем неказистые подводные лодки. Важность подводного флота понимали и признавали немногочисленные подвижники вроде контр-адмирала Щенсновича, но таких офицеров было в морском командовании не так много. Лишь Первая мировая война, давшая подводникам возможность действительно показать, на что способны подводные лодки и какую роль они будут играть в современной морской войне, способствовала изменению отношения к подводному флоту со стороны морского командования. Однако, в 1917 году произошли Февральская, а затем и Октябрьская революции, серьезно отразившиеся на положении российского флота и на отечественном судостроении.
Именно в советский период происходило стремительное и быстрое развитие отечественного подводного флота, благодаря которому и современная Россия в настоящее время является одной из крупнейших подводных держав мира. Все сто двенадцать лет официального существования российского подводного флота моряки – подводники остаются элитой российского военно-морского флота. Не зря говорят, что подводники – это особая каста. И это действительно так.
Сложнейшие условия службы, постоянный риск, нахождение многими месяцами вдали от дома, необходимость осваивать в совершенстве самую современную и трудную технику – все это требует и от офицеров и мичманов, и от матросов не только больших способностей, профессиональных знаний и отменного здоровья, но и небывалой психологической устойчивости. Служба в подводном флоте ВМФ России не зря пользуется таким престижем – и военнослужащие, и даже совершенно далекие от армии и флота люди понимают и всю значимость подводников для страны, и объем трудностей и невзгод, с которыми им приходится сталкиваться.
В этот знаменательный день «Военное обозрение» поздравляет всех моряков-подводников – адмиралов, офицеров, мичманов, старшин и матросов, ветеранов подводного флота, а также гражданский персонал и членов их семей с Днем моряка-подводника. Вечная память погибшим и покинувшим этот мир морякам-подводникам, долгих лет жизни, крепкого здоровья и отсутствия боевых и небоевых потерь –ныне служащим подводникам и ветеранам.

История подводного флота России

Подводные лодки Черноморского флота в Севастополе (май 1918)

История подводного флота России — совокупность событий, связанных с возникновением и развитием подводного флота в Российской империи, СССР и Российской Федерации.

Подводные субмарины императорского флота

Прототип подводной лодки, которая могла использоваться по прямому назначению была создана в России в 1834 году Шильдером Карлом Андреевичем. Двигателя на борту не было, лодка приводилась в движение мускульным приводом, для чего оснащалась механическими «ластами». По задумке, передвигаясь под водой до трёх часов, аппарат мог приблизиться к вражескому кораблю и поразить его пороховой миной с электрическим взрывателем. На лодку были назначены два штатных командира и экипаж в количестве 12 человек.

Первым конструктором серийных подводных лодок стал Степан Карлович Джевецкий. Будущий император Александр III следил за испытанием подводного аппарата небольшого водоизмещения, после чего из казны были выделены деньги на серию из 50 подводных лодок. Они приводились в движение при помощи мускульного привода, на вооружении в них было по две мины, а предназначались они для защиты морских крепостей. По сравнению с броненосцами того времени эти корабли выглядели слабыми и прослужили до 1886 года.

Подводная лодка Александровского (фотография).

В 1866 была выпущена 350-тонная лодка Ивана Федоровича Александровского. Она могла погружаться и относительно долго передвигаться под водой, используя поршневые пневматические машины, питавшиеся сжатым воздухом от 200 чугунных баллонов.

Днём образования подводного флота принято считать 19 марта 1906 года, когда был подписан императором Николаем II указ о выведении из состава миноносных сил двадцати подводных лодок-миноносцев, которые успешно выполняли погружения с 1902 по 1905 годы.

В 1903-1904 году на Балтийском заводе была построена первая русская боевая подводная лодка «Дельфин» по проекту ученого И.Г. Бубнова с бензиновым мотором и электродвигателем. Несмотря на неизбежные проблемы в эксплуатации, служившие на ней моряки с энтузиазмом и самоотверженностью отрабатывали правила и приемы повседневной эксплуатации и боевого применения подводных лодок.

Согласно принятой в 1903 г. десятилетней судостроительной программе Морское министерство предполагало построить к 1914 г. 10 подводных лодок. В соответствии с этой программой 2 января 1904 г. Балтийскому заводу был выдан заказ на постройку первой подводной лодки типа “Касатка” водоизмещением 140 т по проекту Бубнова и Беклемишева.

После начала Русско-японской войны царское правительство искало пути усиления военно-морской группировки на Дальнем Востоке. В Германии были приобретены три субмарины типа «Карп» и электроход «Форель». Ещё две подлодки «Осетр» и «Сом» были куплены в США. В ноябре 1904 года во Владивосток по железной дороге отправились шесть подводных лодок, из которых был сформирован отряд миноносцев. В 1912 году Балтийский судостроительный завод построил дизельную подводную лодку типа «Барс», развивающую скорость 11,5 узлов (21,3 км/ч)/ 8,5 узлов (15,7 км/ч) при глубине погружения 90 метров. Вооружение состояло из двенадцати торпедных аппаратов, двух артиллерийских орудий и одного пулемёта. В 1915—1916 ггодах в состав Балтийского флота вступили семь подводных лодок типа «Барс» и пять — типа «Американский Голланд», купленных в Америке и собранных в России. Кроме того, союзная Англия направила в Балтийское море десять подводных лодок типа «Е» и «С». В период Первой мировой войны эти подразделения совершили 78 боевых походов, уничтожив два крейсера и 16 транспортных судов противника.

Подводный флот в период советской власти

Развитие подводного флота в советский период началось со строительства шести подводных лодок I серии типа «Декабрист», которые, в отличие от «Барсов», были двухкорпусными, как и все последующие типы советских лодок. Для разработки проекта было создано КБ «Техбюро № 4 Балтийского завода», под руководством инженера-кораблестроителя Бориса Михайловича Малинина. Основными авторами проекта были К. И. Руберовский и Б. М. Малинин.

Малинин позднее вспоминал в своей автобиографии: «Приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: вести разработку и постройку лодок, тип которых у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию подводных лодок, которой у нас в Союзе также не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников».

В 1933 году судостроительная промышленность поставила флоту подводные корабли II серии типа «Л» (по названию головной подводной лодки «Ленинец»). Помимо торпедного вооружения, на них впервые появились трубы для постановки якорных мин заграждения. В 1933 году на вооружение флотов начали поступать подводные лодки типа «Щ» («Щука»), и к 1941 году их было уже 84. Самыми многочисленными были лодки типа «М» — «Малютка», которые начали строиться с 1934 года. Подводная лодка типа «К» (сокращение от «крейсерская») стала прототипом будущих советских океанских лодок. Вооружение состояло из десяти торпедных аппаратов, двух орудий и двух пулеметов. Скорость как в надводном, так и в подводном положении составляла 21,1/10,3 узел (39/19 км/ч), а дальность плавания соответствовала крейсеру — 176 миль (326 км). Экипаж состоял из 62 человек. В 1940 году К-1 вошла в состав Северного флота.

Подводный флот в годы Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественной войны Советский Союз располагал 212 подводными лодками: 15 — на Северном флоте, 69 — на Балтийском, 47 — на Черноморском и 81 — на Тихоокеанском. Зачастую на рубках наносили цифры, означавшие число потопленных фашистских кораблей. В учебники военной истории вошёл рассказ о мужестве, проявленном экипажем подводной лодки Черноморского флота М-32. В июне 1942 года она доставила в осажденный Севастополь боеприпасы и бензин. Не успев до рассвета полностью разгрузиться, корабль был вынужден лечь на грунт в бухте и оставаться там шестнадцать часов. Из цистерн главного балласта пары бензина поступали в отсеки. С трудом экипажу удалось запустить двигатель и выйти в море. Особенно результативными на завершающем этапе войны были действия подводников Балтики. 30 января 1945 года подводная лодка С-13 под командованием капитана 3 ранга А.И. Маринеско атаковала и потопила фашистский лайнер «Вильгельм Густлов». Через десять дней лодка торпедировала немецкий транспорт «Генерал фон Штойбен». На этих судах находилось около 10 тысяч фашистских солдат и офицеров, в том числе 1300 членов экипажей подводных лодок, огромное количество военной техники. Кроме уничтожения вражеских кораблей и транспортов, подводные лодки ставили минные заграждения, вели разведку, перевозили людей, грузы и горючее. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали гвардейскими, а четыре из них — гвардейскими и раснознаменными. Около тысячи подводников удостоились государственных наград, а двадцать стали Героями Советского Союза.

Атомный подводный флот

Создание новых подводных лодок в первом послевоенном десятилетии велось с учетом опыта войны, научных и технических достижений промышленности. Это были дизель-электрические лодки, вооружённые торпедным и артиллерийским оружием. По боевому предназначению подводные лодки новых проектов предусматривались двух типов: средние (морские) и большие (океанские) с повышенной автономностью плавания. За шесть лет и три месяца была построена первая советская подлодка с атомной энергетической установкой К-3, получившая позже название «Ленинский комсомол». В июне 1962 года она прошла подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса, где подводники установили государственный флаг СССР. В сентябре 1963 года, преодолев под ледяным куполом свой путь, экипаж атомохода впервые в истории всплыл точно на географическом Северном полюсе. В 1973 году вступила в строй атомная подводная лодка проекта 670, оснащенная новым видом оружия-ракетным комплексом «Аметист» с подводным стартом восьми крылатых ракет. В 1980-х в СССР было начато строительство крупнейших атомных подлодок проекта 941 «Тайфун». Баллистические ракеты, находящиеся на борту «Тайфуна», имели дальность полёта до 10 тысяч км. В 1985 году ВМФ принял на службу новые подводные лодки проекта 971 «Акула», предназначенные для поиска, обнаружения, слежения, уничтожения подводных или надводных ударных группировок, а также нанесения ударов по береговым объектам.

Подводный флот в Российской Федерации

В девяностые годы в России после распада СССР ряд передовых подводных лодок были разрезаны на металл в рамках договора о разоружении. Из-за дефицита финансирования не хватало денег на текущий ремонт судов. Однако уже в 1996 году в Северодвинске была осуществлена закладка первого ракетного подводного крейсера 4-го поколения проекта 995 «Борей». В 2008 году первый «Борей», получивший имя «Юрий Долгорукий», вступил в строй флота. Второй и третий — «Александр Невский» и «Владимир Мономах» приступили к несению службы в 2010 и 2011 году соответственно. В составе четырех флотов ВМФ России на 2015 год насчитывалось 76 подводных лодок разных типов. К 110-летию российского подводного флота в марте 2016 года была спущена на воду дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород». В сентябре 2017 года лодка из подводного положения в восточной части Средиземного моря дважды наносила удары крылатыми ракетами по объектам террористической группировки «ИГИЛ» в Сирии, уничтожив важные пункты управления, базы подготовки и бронетехнику террористов, принимавших участие в попытке захвата 29 российских военных полицейских на севере провинции Хама.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Потери на подводном флоте

Основная статья: Аварии на подводных лодках (с 1945 года)

За послевоенные годы погибло 12 советско-российских подводных лодок, а в катастрофах и авариях погибло свыше 800 подводников.

Литература

  1. Военно-энциклопедический словарь М.: «Воениздат», 1983
  2. Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. М.: Военное издательство, 1990
  3. Дыгало В.А. Откуда и что на флоте пошло М.: «Крафт+», 2000
  4. Томашевич А.В. Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1918 гг. М.: «Военмориздат», 1989
  5. Чернавин В.Н. Атомный подводный. М.: «Андреевский флаг», 1997

Интернет-источники

  1. Марьин В. Некоторые проблемы службы на АПK
  2. Полное погружение: К 110-летию подводного флота России

Новостные статьи

  1. «Дельфин», «Сом» и «Форель»: история первых «потаенных судов» России
  2. «Дельфин», «Сом» и «Форель»: история первых «потаенных судов» России на сайте ТАСС
  3. Россия отмечает день моряка-подводника

Примечания

  1. Шильдер Н.К. Карл Андреевич Шильдер. 1785—1854 // Русская старина, 1875. — Т. 14. — № 11. — С. 517—540; № 12. — С. 715—736.
  2. Подводная лодка «Дельфин» — трудная судьба первенца // korvet2.ru.
  3. «Дельфин» — первая российская подводная лодка // oruzhie.info.
  4. Подводная лодка «Декабрист» – первенец советского кораблестроения // korvet2.ru.
  5. Владимир Бойко. Герои Черноморского Подплава. — Litres, 2017-01-12. — 358 с. — ISBN 9785040074549.
Рода сил ВМФ
Флоты и командующие
  • Северный
    • вице-адмирал Александр Моисеев
  • Балтийский
    • адмирал Александр Носатов
  • Черноморский
    • вице-адмирал Игорь Осипов
  • Тихоокеанский
    • адмирал Сергей Авакянц
  • Каспийская флотилия
    • контр-адмирал Сергей Пинчук
Межфлотское формирование за рубежом
  • Постоянное оперативное соединение ВМФ РФ в Средиземном море
    • капитан 1 ранга Павел Ясницкий
Главнокомандующий

– EPOCH TIMES –

19 марта 2006 года подводные силы России отметили свое столетие

О, российская скромность! Первое подводное судно, конечно, не ровня сверх современному кораблю «Санкт-Петербург»,

но именно «к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли…», было построено в 1720 году в Петербурге на Адмиралтейских верфях.

Уроженец подмосковья, плотник на верфи и неуемный изобретательный человек по имени Ефим Никонов подал челобитную великому государю, а Петр I «велел образцовое судно делать».

Первая деревянная лодка успешно прошла испытания. Вторая более крупная названная «огненным судном», строилась три года, но получила повреждение при погружении. Петр I приказал мастеру укрепить корпус и повелел, чтобы ему «никто конфуза в вину не ставил». После Е.Никонова в России практически более 100 лет подводным опытом кораблестроения никто не занимался. Первая российская военная цельнометаллическая подводная лодка была построена в 1834 году в Санкт-Петербурге на Александровском заводе. Ее проектировал военный инженер генерал-адъютант К.А.Шильдер. Длина лодки составляла 6 метров, она могла погрузжаться на глубину до 20 метров. В подводном положении ее «моторами» были 4 гребца, в надводном — парус.

Стрельба ракетами осуществлялась в подводном положении при нахождении лодки вблизи к поверхности воды. Многие изобретения К.А.Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только в 1900-е годы могли получить надлежащее применение. Тайна его подводной лодки так усердно сохранялась, что она сама пропала бесследно.

Следующая попытка построить подводную лодку в России относится к временам Крымской войны 1853-1856 гг. Немецкий плотник Вильям Бауэр предложил свои услуги по постройке «самого разрушительного морского оружия, единственного в своем роде», как он говорил о ней сам, назвав «Морским дьяволом». Лодка имела в длину уже почти 16 метров, была оборудована гребным винтом, который по-прежнему приводили в движение четыре члена команды.

В качестве оружия использовалось устройство в виде бомбы весом 227 кг, крепившееся на корпусе лодки сверху. Эту бомбу ко дну вражеского корабля должен был крепить один из членов команды, просовывая для этого руки в длинные резиновые перчатки, выходившие за пределы корпуса лодки. На испытаниях лодка совершила 134 погружения и достигла глубины 45 м. В 1856 году В.Бауэр ещё раз продемонстрировал свою лодку на праздновании коронации императора Александра II в Кронштадтской бухте с квартетом музыкантов на борту.

Несмотря на все успешные погружения «Морской дьявол» ни разу не принял участия в боевых действиях. Более того, при первом же боевом испытании лодка села на мель на глазах монарха. Так закончился ещё один этап в развитии подводного флота. В период с 1719 года по 1900 год в России в Санкт-Петербурге было построено около 60 подводных лодок, однако, все они, кроме лодки И.Ф.Александровского (1866 г.) и лодки конструкции С.К.Джевецкого, приводились в движение с помощью мускульной силы членов экипажа.

В дальнейшем подводные лодки Джевецкого были востребованы военным ведомством, так как он использовал электродвигатель, питаемый от аккумуляторной батареи. В 1881-1883 гг. было построено 50 таких лодок, каждая по 6 м длиной. Однако, после многократных испытаний в военно-инженерном ведомстве они были забракованы и отвергнуты.

И только в 1901 году по предложению главного инспектора кораблестроения России генерал-лейтенанта Е.Н.Кутейникова в Санкт-Петербурге началось профессиональное проектирование отечественных боевых подводных лодок. Под руководством инженера-кораблестроителя И.Г.Бубнова на Балтийском заводе была построена первая боеспособная подводная лодка «Дельфин».

Она имела 20 метров в длину, глубину погружения 55 м, дальность плавания 250 миль в надводном положении под бензиновым двигателем мощностью 300 л.с. и 28 миль в подводном положении под гребным электродвигателем мощностью 120 л.с.. В качестве оружия имелись две торпеды калибром 380 мм.

В октябре 1903 года «Дельфин» успешно прошел ходовые испытания и был принят на вооружение. Так было положено начало созданию подводных сил России. В 1904-1905 гг. было построено ещё 10 лодок типа «Дельфин». Первые трагические потери российскому подводному флоту принесла лодка «Дельфин», когда в июне 1904 года во время учебного погружения на Неве она затонула, и погибло 25 человек из 37.

Подводников похоронили на Смоленском кладбище. Когда началась Русско-японская война русское командование приняло решение об использовании в этой войне подводных лодок. Началось пополнение флота лодками, в том числе зарубежными. Готовые лодки отправлялись во Владивосток по железной дороге. К концу 1905 года их было там уже 13.

К этому периоду ни одна из стран мира ещё не имела опыта военного использования подводных лодок. Их боевая деятельность свелась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране побережья в районе Владивостока. Только в одном случае подводная лодка «Сом» при несении дозорной службы обнаружила два японских миноносца, ее командир лейтенант В.В.Трубецкой принял решение атаковать противника.

«Сом» погрузилась и начала маневрирование, но японские корабли заметили её и уклонились. Хотя эта атака и не была успешной, но она произвела сильное впечатление на японцев, которые сделали вывод, что русские подводные лодки представляют для них реальную угрозу, в связи с этим отказались от обстрела Владивостока с моря своими крупными кораблями.

Поначалу подводные лодки относились к классу миноносцев. Но 11 марта 1906 года по морскому ведомству Морским министром вице-адмиралом А.А.Бирилевым был подписан приказ № 52, который гласил:

«Государь Император в 6-ой день марта сего года высочайше повелеть соизволил:

1)Включить… в Классификацию судов военного флота разряды…

б) подводных лодок.

2) Во второй разряд (перечислить) миноносцы «Дельфин», «Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметьев», «Скат», «Налим», «Окунь», «Макрель», «Сом», «Стерлядь», «Лосось». «Белуга», «Щука», «Пескарь», «Осетр», «Бычок», «Плотва», «Палтус», «Сиг», «Кефаль», «Форель».

Доклад А.А.Бирилева о включении двух дополнительных разрядов в классификацию был утвержден царем устно. Так было узаконено начало создания подводных сил России.

Санкт-Петербург по праву является научно-технической колыбелью всех отечественных подводных лодок, начиная от их зарождения и до сегодняшних дней. Прогресс в строительстве подводных лодок, достигнутый путем внедрения на них атомной энергетики, поразителен. Пройден путь от примитивного российского «Дельфина» до мощных подводных кораблей.

Генеральный конструктор – начальник ФГУП «ЦКБ МТ Рубин» академик И.Д.Спасский представил в цифрах историю развития подводных лодок за вековой период: подводное водоизмещение увеличилось более чем в 250 раз, скорость подводного хода – в 5 раз, автономность – в 15 раз, время нахождения лодки в подводном положении – в 180 раз. И это ещё не предел. Наука и техника не стоят на месте, а напротив, развиваются ускоряющимися темпами.

Однако в 90-х годах ХХ века в стране разразился кризис, который охватил все сферы общества. В результате этого были резко сокращены силы и средства ВМФ. Это привело к уменьшению его боевого потенциала в несколько раз. Ухудшились военно-стратегические позиции России в океанских и морских зонах. К большому сожалению, «золотой век» в строительстве подводных лодок закончился ещё в 1992 году.

Флот перестает быть фактором внешнеполитической стабильности страны. В данное время имеется замечательная подводная лодка «Санкт-Петербург», но она только одна, а необходимо иметь стране 50 – 60 таких лодок. Необходимый потенциал для возрождения кораблестроения в стране имеется.

13 марта 2006 года в Большом зале Законодательного Собрания Петербурга состоялась научно-историческая военно-морская конференция на тему: «Подводные силы России на службе отечеству. История и современность». В ней принимали участие адмиралы и офицеры – подводники, высшие морские учебные заведения, руководители и ведущие специалисты НИИ Военно-морского флота, известные общественные и политические деятели, представители православной церкови и ряд других организаций Санкт-Петербурга.

Участники конференции верят, что тезис «Россия была, есть и будет великой морской державой» не может оставаться только лозунгом. Это должно стать действительностью в обозримом будущем.

Текст составлен по материалам ИА «Росбалт»

День моряка-подводника

День моряка-подводника
Первая штатная подлодка ВМФ России — «Дельфин»
Тип профессиональный праздник
иначе «День подводника»
Установлен Главкомом ВМФ России Феликсом Громовым в 1996 году
Отмечается Российская Федерация
Празднование 19 марта
Традиции Награждение, поощрение и вынесение командованием ВМФ благодарностей наиболее отличившимся экипажам, командирам и матросам. Снятие ранее наложенных взысканий. Встречи с ветеранами-подводниками.
Связан с Указом императора Николая II

«День моряка-подводника» — профессиональный праздник, который отмечается военнослужащими и гражданским персоналом подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации ежегодно, 19 марта.

История и празднование дня моряка-подводника

Дата для проведения «Дня моряка-подводника» была выбрана в связи с событием, произошедшим 19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, когда по указу императора Российской империи Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки, а в состав Российского флота включены 20 подводных лодок: «Дельфин», «Форель», а также построенные к тому времени субмарины типов «Касатка», «Сом» и «Осётр». Об этом событии свидетельствует приказ по Морскому ведомству России № 52 от 24 марта 1906 года, подписанный лично морским министром адмиралом Алексеем Алексеевичем Бирилёвым. В этом приказе, в частности, говорилось: «Государь Император (Николай II), в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки». 9 апреля (27 марта) того же года указом № 27614 был учреждён Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве.

С той поры в Российской империи и появился новый праздник «День моряка-подводника», однако после военного переворота 1917 года отмечать его перестали. Почти восемь десятилетий спустя, праздник был возрождён. 15 июля 1996 года Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать «День моряка-подводника» ежегодно, 19 марта.

В 2008 году, Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Владимир Сергеевич Высоцкий в своём праздничном обращении приуроченном к Дню моряка-подводника сказал следующее:

… сегодня моряки-подводники надежно стоят на защите национальных интересов нашего Отечества. Представители самой героической и романтической морской профессии всегда отличались смелостью, храбростью и мужеством, они беззаветно преданы своему воинскому долгу. Этим обусловлена народная любовь и признательность к морякам, несущим нелегкую службу в прочном корпусе. Боевая деятельность подводных сил Российского флота на протяжении всей истории отличалась высокой активностью, моряки-подводники являли собой пример самопожертвования и профессионализма. Сила духа и мужество подводников, до конца выполнивших свой долг, золотыми буквами вписаны в героическую летопись России.

Эта цитата наглядно характеризует ту неоценимую роль, которую играли и играют подводные силы ВМФ Российской Федерации в современных мировых реалиях.

Уже традиционно, в день рождения подводных сил России, проводятся торжественные праздничные мероприятия, а особо отличившиеся моряки подводных сил России награждаются государственными наградами, памятными подарками, грамотами и благодарностями от командования.

> См. также

  • День Военно-морского флота
  • День командира надводного, подводного и воздушного корабля
  • День штурмана ВМФ РФ
  1. 1 2 Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал Владимир Высоцкий поздравил моряков-подводников ВМФ с Днём подводника
  2. Во Владивостоке в честь Дня подводника зажгли вечный огонь — День подводника, Владивосток — Росбалт
  3. Э. А. Ковалёв Рыцари глубин. — М.: Центрполиграф, 2005. — С. 55-56. — 445 с. — 4000 экз. — ISBN 5-9524-1473-7
  4. Известия. Ру: День моряка-подводника
  5. Мәкаләләр intertat.ru — электронная газета
  6. На Северном флоте отметят День моряка-подводника. РИА Новости (19 марта 2005). Архивировано из первоисточника 13 марта 2012. Проверено 13 августа 2010.
  7. Праздник элиты флота | Вечерний Северодвинск от 22 марта 2007 г. | Издательство «Северная неделя»

Ссылки

Субмарины РФ на Викискладе

  • День моряка-подводника в «Календаре праздников»
  • Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал Владимир Высоцкий поздравил моряков-подводников ВМФ с Днем подводника

День моряка‑подводника: история праздника

До 1900 года в России было построено свыше 60 подводных лодок. Все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным (стоящим на якорях) кораблям противника.

В конце ХIХ века командование военно‑морского флота и высшее руководство России пришли к выводу о необходимости создания в составе российского флота нового класса кораблей, способных наносить удары по кораблям противника из подводного положения. Такие корабли были названы миноносцами, или полуподводными судами. Настоящее название — подводная лодка — было установлено только в 1906 году.

4 января 1901 года (22 декабря 1900 года по ст. ст.) Морское министерство создало комиссию для проектирования подводных судов. По проекту комиссии в 1903 году была построена первая русская боевая подводная лодка «Дельфин» («Миноносец № 113»).

Русско‑японская война 1904‑1905 годов стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки.

В 1906 году, с изменением официальной классификации кораблей Императорского российского флота от 1891 года, подводные лодки были отнесены к кораблям 3‑4 ранга, перестав именоваться миноносцами.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

К началу первой мировой войны в составе российского военно‑морского флота числились уже 22 боеспособные подлодки, еще 24 строились. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане.

В первую мировую войну 1914-1918 годов подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях, уничтожения надводных кораблей противника, как средство противолодочной обороны, для ведения оперативной разведки и высадки диверсионных и разведывательных групп, а также в качестве транспортных средств.

После окончания гражданской войны состояние подводных сил Советской России было катастрофическим. Строительство советского подводного флота началось после преодоления последствий разрухи с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота.

За период с 1930 года по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

В годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и транспортов.

В результате осуществления послевоенных судостроительных программ в период с 1946 года по 1954 год было построено 154 подводных лодки, одновременно началось расширенное строительство подводного флота уже по новым проектам. К началу 1958 года были построены 260 подводных лодок новых проектов. В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная подводная лодка проекта 627 «К‑3» («Ленинский комсомол»). Уже к 1961 году Военно‑морской флот СССР имел девять атомных лодок — четыре ракетных и пять торпедных.