Черноморский флот во время ВОВ

Черноморский флот СССР во время Великой Отечественной войны

Черноморский флот в Великой Отечественной войне

Годы существования

1941—1945

Страна

СССР

Входит в

ВМФ СССР

Участие в

Вторая мировая война

Командиры

Известные командиры

Ф. С. Октябрьский,
Л. А. Владимирский,
Н. Е. Басистый

Черноморский флот СССР во время Великой Отечественной войны — состав Черноморского флота СССР и его боевые действия против сил стран «оси» в ходе Великой Отечественной войны.

Командный состав

  • Командующие:
    • вице-адмирал, с апреля 1944 г. адмирал Ф. С. Октябрьский (июнь 1941 г. — апрель 1943 г., и март 1944 г. — до конца войны),
    • контр-адмирал, с марта 1944 г. вице-адмирал Л. А. Владимирский (апрель 1943 г. — март 1944 г.),
    • вице-адмирал Н. Е. Басистый (март 1944 г., врид);
  • Члены Военного совета:
    • дивизионный комиссар, с декабря 1942 г. контр-адмирал, с мая 1945 г. вице-адмирал Н. М. Кулаков (июнь 1941 г. — декабрь 1943 г.),
    • дивизионный комиссар, с декабря 1942 г. контр-адмирал, с сентября 1944 г. вице-адмирал И. И. Азаров (октябрь 1941 г. — март 1943 г., и февраль 1944 г. — до конца войны),
    • генерал-лейтенант И. В. Рогов (декабрь 1943 г. — февраль 1944 г., врид);
  • Начальники штаба:
    • контр-адмирал И. Д. Елисеев (июнь 1941 г. — январь 1944 г.),
    • контр-адмирал И. Ф. Голубев-Монаткин (февраль — декабрь 1944 г.),
    • вице-адмирал Н. Е. Басистый (декабрь 1944 г. — до конца войны).

Базирование флота

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Состав флота на 22 июня 1941 года

К началу Великой Отечественной войны СССР располагал на Чёрном море хорошо оснащённым по тому времени флотом, в составе: 1 линкора («Парижская коммуна»), 5 крейсеров, 3 лидеров, 16 эскадренных миноносцев, 1 бывшего бронепалубного крейсера «Коминтерн» (1905 г. постройки) перед самой войной переклассифицированного в минный заградитель, 4 канонерских лодок, 2 сторожевых кораблей, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров (в Севастополе и Очакове), отдельного дивизиона торпедных катеров (в Поти) и отдельного отряда торпедных катеров (в Новороссийске), нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (свыше 600 самолётов) и сильной береговой обороной.

В состав Черноморского флота входили Дунайская (до ноября 1941 года) и созданная в июле 1941 года Азовская военные флотилии.

ЧФ был нацелен на противодействие флотам причерноморских стран (Болгарии, Румынии, Турции), над которыми имелся значительный численный перевес.

Кроме того, значительными силами на Чёрном море и Дунае располагала Морская пограничная охрана НКВД СССР, имевшая в своём составе порядка 105 пограничных катеров (из них 46 типа «МО») и приданные ей две отдельные эскадрильи погранвойск НКВД (6 обаэ ПВ НКВД и 7 ораэ ПВ НКВД), которые после начала Великой Отечественной войны влились в состав Черноморского флота.

Надводные силы

Эскадра кораблей

Флагманский корабль Бригада крейсеров 1-й дивизион эсминцев 2-й дивизион эсминцев Отряд лёгких сил
лёгкие крейсера 3-й дивизион эсминцев
«Парижская Коммуна» «Червона Украина» «Незаможник» «Ташкент» «Ворошилов» «Москва»
«Красный Крым» «Фрунзе» «Быстрый» проекта 7 «Молотов» «Харьков»
«Красный Кавказ» «Железняков» «Бодрый» «Смышлёный»
«Дзержинский» «Бойкий» «Сообразительный»
«Шаумян» «Безупречный» «Способный»
«Бдительный» «Совершенный»
«Беспощадный» «Свободный»
Артиллерийские корабли и боевые катера

Отдельный дивизион канонерских лодок 1-я бригада торпедных катеров 2-я бригада торпедных катеров Отдельный дивизион торпедных катеров Отдельный отряд торпедных катеров
«Красная Абхазия» типа «Эльпидифор» Всего — 41 единица Всего — 28 единиц Всего — 12 единиц Всего — 6 единиц
«Красный Аджаристан»
«Красная Армения»
«Красная Грузия»
Бригада кораблей охраны водного района

Сторожевые корабли Дивизион тральщиков Дивизион минных заградителей Дивизион сторожевых катеров Отряд дымозавесчиков
«Шторм» типа «Ураган» Т-401 «Трал» типа «Фугас» «Коминтерн» Всего — 28 единиц
«Шквал» Т-402 «Минреп» «Островский»
Т-403 «Груз» «Сетевик»
Т-404 «Щит»
Т-405 «Взрыватель»
Т-406 «Искатель»
Т-407 «Мина»
Т-408 «Якорь»
Т-409 «Гарпун»
Т-410 «Взрыв»
Т-411 «Защитник»
Т-412
Т-413
«Джалита»
«Доротея»

Подводные силы

1-я бригада 2-я бригада Отдельный учебный дивизион
1-й дивизион 2-й дивизион 3-й дивизион 4-й дивизион 6-й дивизион 7-й дивизион 8-й дивизион
Л-4 «Гарибальдиец» Д-4 «Революционер» Щ-204 Щ-211 А-1 проекта «Американский Голланд» М-31 типа М М-35 типа М Щ-201
Л-5 «Чартист» Д-5 «Спартаковец» Щ-205 Щ-212 А-2 М-32 М-36 Щ-202
Л-6 «Карбонарий» Д-6 «Якобинец» Щ-206 Щ-213 А-3 М-33 Щ-203
С-31 типа С Щ-207 Щ-214 А-4 М-34 М-51 типа М
С-32 Щ-208 Щ-215 А-5 М-58 М-52
С-33 Щ-209 М-59 М-54
С-34 Щ-210 М-60 М-55
М-62

Дунайская военная флотилия

Основная статья: Дунайская военная флотилия (1941)

Штабной корабль Дивизион мониторов Дивизион бронекатеров Отряд катеров-тральщиков Отряд полуглиссеров Минные заградители Группа вспомогательных судов
«Буг» Всего — 5 единиц Всего — 22 единицы Всего — 7 единиц Всего — 6 единиц Всего — 1 единица Всего — 16 единиц

Военно-воздушные силы флота

На 22 июня 1941 года ВВС Черноморского флота имели в своём составе: 2 авиационные бригады, 7 авиаполков (5 из них в составе авиабригад), 11 отдельных эскадрилий и 3 авиаотряда:

  • 62-я истребительная авиабригада ВВС ЧФ (62 ИАБр ВВС ЧФ):
    • 8 иап ВВС ЧФ,
    • 9 иап ВВС ЧФ,
    • 32 иап ВВС ЧФ;
  • 18 отао ВВС ЧФ;
  • 87 оиаэ ВВС ЧФ;
  • 93 оиаэ ВВС ЧФ;
  • 96 оиаэ ВВС ЧФ;
  • 63-я тяжелобомбардировочная авиабригада дальнего действия ВВС ЧФ (63 ТБАБр ДД ВВС ЧФ):
    • 2 мтап ВВС ЧФ,
    • 40 бап ВВС ЧФ;
  • 78 осбаэ ВВС ЧФ;
  • 70 окораэ ВВС ЧФ;
  • 119 мрап ВВС ЧФ;
  • 16 омраэ ВВС ЧФ;
  • 45 омраэ ВВС ЧФ;
  • 60 омраэ ВВС ЧФ;
  • 80 омраэ ВВС ЧФ;
  • 82 омраэ ВВС ЧФ;
  • 83 омраэ ВВС ЧФ;
  • 98 омрао ВВС ЧФ;
  • 3 урап ВВС ЧФ;
  • ока ЧФ.

Береговая артиллерия

Береговая оборона Главной базы (Севастополь):

  • 1 оадн:
    • 30 абатр — 4 × 305-мм,
    • 35 абатр — 4 × 305-мм,
    • 10 абатр — 4 × 203-мм,
    • 54 абатр — 4 × 102-мм;
  • 2 оадн:
    • 12 абатр — 4 × 152-мм,
    • 13 абатр — 4 × 120-мм,
    • 2 абатр — 4 × 100-мм,
    • 8 абатр — 4 × 45-мм;
  • 3 оадн:
    • 18 абатр — 4 × 152-мм,
    • 19 абатр — 4 × 152-мм;
  • 116 оадн:
    • 26 абатр — 3 × 130-мм,
    • 32 абатр — 3 × 130-мм;
  • 28 оабатр — 3 × 152-мм.

Береговая оборона Одесской ВМБ:

  • 42 оадн:
    • 411 абатр — 3 × 180-мм,
    • 1 абатр — 3 × 152-мм,
    • 39 абатр — 3 × 130-мм,
    • 718 абатр — 3 × 130-мм;
  • 44 оадн:
    • 21 абатр — 3 × 203-мм,
    • 412 абатр — 3 × 180-мм;
  • Очаковский сектор береговой обороны:
    • 15 оабатр — 4 × 203-мм,
    • 22 оабатр — 4 × 203-мм,
    • 7 оабатр — 4 × 75-мм.

Береговая оборона Новороссийской ВМБ:

  • 72 оадн:
    • 16 ждабатр — 4 × 180-мм,
    • 23 абатр — 4 × 152-мм;
  • 31 оабатр — 4 × 152-мм;
  • 714 оабатр — 3 × 130-мм;
  • Керченский сектор береговой обороны:
    • 33 оабатр — 3 × 203-мм,
    • 29 оабатр — 4 × 180-мм,
    • 48 оабатр — 4 × 152-мм.

Береговая оборона Батумской ВМБ:

  • 52 оабатр — 4 × 203-мм;
  • 431 оабатр — 4 × 180-мм;
  • 51 оабатр — 4 × 152-мм;
  • 716 оабатр — 3 × 130-мм.

Дунайский сектор береговой обороны: Основная статья: Дунайская военная флотилия § Дунайский сектор береговой обороны (1941)

  • 2 × 4 — 152-мм;
  • 1 × 3 — 130-мм;
  • 1 × 4 — 75-мм;
  • 1 × 4 — 45-мм.

Боевые действия

Высокая боевая готовность Черноморского флота сорвала попытки вывести из строя его основные силы в первые же дни войны. В ночь на 22 июня силами ПВО флота был отражён налёт на главную базу бомбардировщиков люфтваффе, так как подход самолетов был своевременно обнаружен радиолокационной станцией крейсера «Молотов». Авиация Черноморского флота нанесла ответные удары по Констанце, Сулину, Плоешти. Со стороны Германии на начальном этапе участвовала авиация; по мере продвижения частей вермахта появился и германский флот (малые подводные лодки, торпедные катера, катера-тральщики, быстроходные десантные баржи). Активно действовал румынский флот (минные постановки и так далее). Начиная с весны 1942 года к ним присоединился и итальянский флот — на Чёрное море были переброшены торпедные катера, взрывающиеся катера (впрочем последние в ходе войны на Чёрном море никак себя не проявили) и 6 сверхмалых подводных лодок. Болгарские ВМС в боевых действиях не участвовали и за линии оборонительных минных заграждений не выходили.

В ходе войны флот оборонял базы и побережье, защищал свои коммуникации, действовал на коммуникациях противника, наносил авиаудары по его береговым объектам.

Флот участвовал в обороне Одессы (1941) и Севастополя (1941—1942); командующий флотом возглавлял Севастопольский оборонительный район.

Важное значение имела крупнейшая в истории Великой Отечественной войны Керченско-Феодосийская десантная операция 1941—1942.

В 1942—1943 Черноморский флот участвовал в битве за Кавказ. Подводные лодки из Батуми и Поти совершали 600-мильные переходы для действий на коммуникациях противника, надводные силы, авиация и морская пехота сражались за Новороссийск и в районе Туапсе.

За годы войны Черноморский флот (не считая действия входивших в его состав флотилий) высадил 13 десантов. Героическими страницами в истории Черноморского флота стали десанты в районе Южной Озерейки и Станички (в районе Мысхако) в феврале 1943, оборона «Малой земли», Новороссийская десантная операция 1943, Керченско-Эльтигенская десантная операция 1943, Констанцский десант.

Азовская военная флотилия, находившаяся в составе Черноморского флота, своими действиями по поддержке сухопутных войск участвовала в освобождении портов Азовского моря. Корабли и части Черноморского флота участвовали в освобождении Крыма, Николаева, Одессы, в Ясско-Кишинёвской операции 1944 года. Дунайская военная флотилия, входившая в состав Черноморского флота, прошла с боями от низовьев Дуная до Вены.

Нанесённый урон

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

За годы Великой Отечественной войны Черноморский флот потопил и повредил 508 кораблей и судов противника (в основном малого и сверхмалого водоизмещения), уничтожил большое количество его опорных пунктов, живой силы и военной техники, обеспечил перевозку морем около 2 млн человек, свыше 8 млн тонн воинских и народно-хозяйственных грузов. Только в июне 1942 года корабли и подводные лодки флота под огнём противника совершили 121 рейс в осажденный Севастополь, перевезли десятки тысяч человек пополнения личного состава, раненых, тысячи тонн боеприпасов и продовольствия. В 1943 году подводные силы Черноморского флота потопили 26 транспортов, а ВВС флота — свыше 70 судов.

Боевые потери

За годы войны флот потерял 1 крейсер, 3 лидера эсминцев, 11 эсминцев, 32 подводные лодки.

Потери среди кораблей остальных классов составили 5 минных заградителей (один из них «Коминтерн» — бывший бронепалубный крейсер, в июне 1941 года переклассифицирован в минный заградитель), 2 канонерские лодки, 6 базовых тральщиков, 15 вспомогательных тральщиков, 56 малых охотников за подводными лодками, 23 сторожевых катера, 59 торпедных катера, 75 вспомогательных катеров, 13 катеров ПВО, 18 тендеров, 57 десантных ботов. Потери в личном составе флота насчитывали 16 942 человек убитых и умерших от ран, 59 379 пропавших без вести и попавших в плен, 6 073 погибших от небоевых причин (итого безвозвратные потери 82 394 человека). Санитарные потери насчитывали 19 036 раненых и контуженных, 3653 заболевших (итого 22 689 человек).

Корабль Дата Место гибели Причина гибели
Лидер «Москва» 26.06.1941 Вблизи Констанцы По официальной версии — подрыв на румынском минном заграждении (по другим источникам — торпедирован по ошибке советской подводной лодкой Щ-206)
Эсминец «Быстрый» 01.07.1941 Вблизи Севастополя Подрыв на мине
Подводная лодка Щ-206 09.07.1941
(26.06.1941)
Вблизи Мангалии
(вблизи Констанцы)
22.06.1941 г. вышла на боевое дежурство в район мыса Шаблер (восточная точка побережья Болгарии, община Шабла), в назначенное время на базу не вернулась, по официальной версии — подрыв на румынском минном заграждении (по другим источникам — уничтожена по ошибке советскими лидером «Харьков» и эсминецем «Сообразительный» 26.06.1941 г. близ Констанцы в ходе отражения атаки на лидер «Москва»), по румынским данным — уничтожена румынским флотом 09.07.1941 г. близ Мангалии
Минный заградитель «Сызрань» 29.07.1941 У мыса Такиль Подрыв на мине (позднее поднят)
Эсминец «Совершенный» 01.09.1941 Вблизи Севастополя Подрыв на мине своего оборонительного заграждения
Крейсер «Червона Украина» 12.11.1941 Севастополь Авианалёт немецких бомбардировщиков
Эсминец «Смышлёный» 06.03.1942 У мыса Железный Рог Подрыв на мине своего оборонительного заграждения
Подводная лодка Щ-210 12—28.03.1942 У мыса Шаблер 12.03.1942 г. вышла на боевое дежурство в район мыса Шаблер где должна была действовать с 15.03 по 28.03.1942 г., больше на связь не выходила и в назначенное время на базу не вернулась, по предположительной версии — уничтожена авиацией противника, наиболее вероятная причина — подрыв на румынском минном заграждении
Минный заградитель «Островский» 23.03.1942 Туапсе Авианалёт немецких бомбардировщиков
Эсминец «Дзержинский» 14.05.1942 Вблизи Севастополя Подрыв на мине своего оборонительного заграждения
Эсминец «Свободный» 10.06.1942 Севастополь Авианалёт немецких бомбардировщиков
Подводная лодка Щ-214 19.06.1942 У мыса Ай-Тодор Уничтожена итальянским торпедным катером
Эсминец «Безупречный» 26.06.1942 Чёрное море Авианалёт немецких бомбардировщиков
Лидер «Ташкент» 28.06.1942 Новороссийск Авианалёт немецких бомбардировщиков (повреждения и перегруз)
Эсминец «Бдительный» 02.07.1942 Вблизи Новороссийска Авианалёт немецких бомбардировщиков
Минный заградитель «Коминтерн» 10.10.1942 Поти 16.07.1942 г. выведен из строя немецкой авиацией во время стоянки в порту г. Поти, 10.10.1942 г. ввиду невозможности капитального ремонта разоружён и затоплен в качестве волнолома в устье реки Хоби севернее Поти, 02.02.1943 г. исключён из списков флота
Подводная лодка Щ-203 26.08.1943 У мыса Урет Уничтожена итальянской подводной лодкой
Эсминец «Беспощадный» 06.10.1943 Вблизи Ялты Авианалёт немецких бомбардировщиков
Лидер «Харьков» 06.10.1943 Вблизи Ялты Авианалёт немецких бомбардировщиков
Эсминец «Способный» 06.10.1943 Вблизи Ялты Авианалёт немецких бомбардировщиков

В сводках не учтены потери транспортных кораблей — как вошедших в состав Черноморского флота ещё до войны, так и привлечённых в годы войны. Однако имеются косвенные свидетельства о количестве и характере таких потерь:

  • О фактах плохой охраны и гибели транспортных судов в феврале месяце 1942 года было доведено до сведения начальника генерального штаба РККА маршала Б. М. Шапошникова и наркома ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова. Например, пароход «Коммунист» числился в составе Черноморского флота в качестве транспорта и был направлен из Новороссийска в Севастополь с грузом ВВС без всякой охраны и конвоя. В пути транспорт бесследно исчез. Через несколько дней транспорт «Восток», следуя в Севастополь, встретил шлюпку с двумя обледеневшими трупами членов экипажа транспорта «Коммунист».
  • 3 марта 1942 года нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов указал Военному совету Черноморского флота на гибель большого количества транспортов по причине плохой организации их переходов. Он подчеркнул, что плохая организация защиты своих коммуникаций продолжает оставаться неизменной и приказал в кратчайший срок навести порядок. Предлагалось обратить особое внимание на проверку кадров военных лоцманов и на обеспечение безопасности перехода транспортов. Категорически запрещалось выпускать транспорта без охранения.
  • 23 марта 1942 года прокурор СССР В. М. Бочков сообщал:

    … С первых дней войны флот Черноморско-Азовского пароходства начал терпеть большие потери, которые в дальнейшем беспрерывно увеличиваются и создают реальную угрозу существованию флота этого пароходства вообще. Основная причина больших потерь флота — плохая организация охраны транспорта от нападений неприятеля с воздуха. Так, например, при осуществлении десантных операций в Керчи и Феодосии подверглись бомбежке и затонули 12 транспортных судов, доставивших воинские части, боеприпасы и артиллерию в эти порты. Суда были оставлены военным командованием без всякого охранения и защиты. О фактах плохой охраны и гибели транспортных судов в феврале месяце доведено до сведения нач. Генерального штаба Маршала Советского Союза тов. Шапошникова и Народного Комиссара Военно-Морского Флота адмирала тов. Кузнецова. Однако и после этого суда продолжают гибнуть по тем же причинам. Так, например, 19 февраля с. г. из Новороссийска в Севастополь был направлен пароход «Коммунист» с грузом ВВС без всякой охраны и конвоя. Пароход торпедирован и затонул.

  • 26 марта 1942 года Военным советом Черноморского флота было утверждено «Положение о конвойной службе», которое рекомендовало методы уклонения транспортов от атак самолетов, торпедных катеров и подводных лодок, а также излагало обязанности командира конвоя и начальников конвойной службы. ВС ЧФ требовал от всех флагманов обеспечить надежную защиту транспортов. Он предлагал: запретить выпуск транспортов без конвоя, усилить конвой транспортов с особо ценными грузами, усилить прикрытие транспортов на подходах к базам (за 70…80 миль) самолетами, эсминцами, сторожевыми кораблями МО, конвойными кораблями широко применять дымовую завесу, в хорошую погоду обеспечивать конвоирование каждого транспорта минимум двумя сторожевыми катерами МО или тральщиком и сторожевым катером МО. Прикрытие транспорта двумя катерами МО, то есть четырые 45-мм орудия и 4 крупнокалиберных пулемёта, не могли обеспечить надежного прикрытия транспортов от налётов авиации. Это показал опыт 1941 года.

Награды

Монумент героям Черноморского флота в Севастополе.

За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям присвоено гвардейское звание (среди них — крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эскадренный миноносец «Сообразительный», тральщик Т-411 «Защитник», подводные лодки М-35, М-62, С-33, Щ-205, Щ-215, 1-я минно-торпедная авиадивизия, 1-й отдельный артдивизион береговой обороны). 59 награждены орденами Красного Знамени (среди них — Севастопольская бригада подводных лодок, Севастопольская бригада торпедных катеров, линейный корабль «Севастополь», крейсер «Ворошилов», эскадренные миноносцы «Беспощадный», «Бойкий», «Железняков», «Незаможник», подводные лодки Л-4, М-111, М-117, С-31, Щ-201, Щ-209, 11-я штурмовая авиадивизия, Таманская морская стрелковая бригада), 44 частям и соединениям присвоены почётные наименования. Тысячи черноморцев награждены орденами и медалями, свыше 200 удостоены звания Героя Советского Союза.

См. также

  • Герои-черноморцы
  1. 1 2 3 Оперативно придан 2-й бригаде подлодок.
  2. 1 2 Оперативно придан Батумской ВМБ.
  3. 1 2 3 Оперативно придан 1-й бригаде подлодок.
  4. 1 2 На 22 июня 1941 года проходил ходовые испытания в Севастополе, в состав 3-го дивизиона эсминцев вошёл уже после начала Великой Отечественной войны.
  5. На 22 июня 1941 года находился на достройке в Николаеве примерно в 84 % готовности, в состав ЧФ вошёл 7 января 1942 года.
  6. 38 боевых + 3 учебных.
  7. 23 боевых + 5 учебных.
  8. 1 2 3 4 На 22 июня 1941 года находился в Феодосии в распоряжении Научно-исследовательского минно-торпедного института (НИМТИ) в качестве опытового судна, после начала Великой Отечественной войны вновь переклассифицирован в тральщик.
  9. Минно-сетевой заградитель.
  10. На 22 июня 1941 года находилась на капремонте в Севастополе, в строй так и не вступила — вскоре после начала войны поставлена на консервацию. 26 июня 1942 года взорвана экипажем накануне захвата города войсками противника.
  11. Оперативно придана Батумской ВМБ.
  12. Без учёта штабного корабля «Буг», также относившегося к данному классу.
  13. Оперативно придан 62 ИАБр ВВС ЧФ (имел на вооружении систему «Звено-СПБ»).
  14. Оперативно придана Дунайской военной флотилии.
  15. 1 2 Оперативно придана 63 ТБАБр ДД ВВС ЧФ.
  16. Гидросамолёты входящие в состав авиационного вооружения крейсеров, оснащённых катапультами.
  17. Введена в июле 1941 года, для вооружения использованы бывшие 102-мм орудия крейсера «Красный Кавказ», первоначально предназначавшиеся к утилизации после замены их на 100-мм артустановки Минизини в ходе капремонта 1939—1940 годов.
  18. В Поти.

Примечания

  1. Платонов, 2010, Прил. II. Состав и состояние военных флотов противоборствующих государств на Чёрном море.
  2. ВВС Черноморского флота СССР в годы войны. Статьи. Сайт «Красные соколы нашей Родины». Дата обращения 7 ноября 2016.
  3. Харин В. В. Авиационные части, соединения, объединения. СССР. Сайт «Авиаторы Второй мировой». Дата обращения 7 ноября 2016.
  4. Потери кораблей на Чёрном и Азовском морях.
  5. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил. Статистическое исследование / под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева. — М.: Олма-пресс, 2001. — С. 393.
  6. 1 2 «На Чёрном море в эксплуатации осталось 19 судов». Дата 25.07.2011 Журнал «Коммерсантъ Власть» № 29 от 25.07.2011, стр. 48.
  7. Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Рубрика: Суда > Транспорты > Разнотипные.
  8. 1 2 Глава 4. Мины против своих кораблей.
  9. 1 2 3 Порт Новороссийск в новейшей истории Крыма. Уроки 1941—1944 гг. (недоступная ссылка)
  10. Мухин Ю. И. Генеральская мафия. — М.: Яуза-пресс, 2012. — 352 с.

Литература

  • Черноморский флот // Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — С. 783. — 500 000 экз.
  • Платонов А. В. Борьба за господство на Чёрном море. — М.: Вече, 2010. — (1418 дней Великой войны). — ISBN 978-5-9533-5105-8.

Ссылки

  • Черноморский флот.
  • Черноморский флот.

Как действовал Черноморский флот ВМФ СССР во время войны?

Начальный этап войны на Черноморском театре военных действий (ТВД), по сравнению с другими морскими театрами имеет определенные особенности. Главным противником Черноморского флота в это время стал не морской, как предполагалось, а воздушный и сухопутный.

Предвоенными планами на Черноморский флот (ЧФ) возлагались следующие задачи: активными минными постановками и действиями подводных лодок усложнить проход судам противника в Черное море, создание препятствий для перевозок через Черное море войск и военных грузов в порты враждебных государств; недопущения высадки морских десантов противника на советское побережье; содействие приморскому флангу войск Красной армии в ее наступательных операциях; защиту своих морских коммуникаций.

Здесь сказались предвоенные стратегические просчеты. Основными объектами уничтожения считались крупные надводные корабли. Оборона баз с суши не была разработана в теоретическом плане и недостаточно подготовлена практически, поскольку считалось, что противник им грозит главным образом с моря и не сможет продвинуться на значительную глубину советской территории. То есть, все нацелилось на борьбу с противником на морском направлении.

Однако уже в первые дни войны внесла свои коррективы. Так, в оперативных планах Германии, в частности группы армий «Юг», море определялось только пределом зоны ее действия, поэтому в Черном море она не имела своих надводных кораблей и рассчитывала на использование румынских. Но румынский флот, несмотря на оказанную Германией помощь, был слишком слабым по сравнению с Черноморским флотом ВМФ СССР. В целом он насчитывал лишь 4 эскадренные миноносцы, 3 миноносца, подводная лодка, 3 торпедных катера, 3 канонерские лодки, 2 минных заградители, 12 переоборудованных тральщиков, 10 катеров-тральщиков и малые вспомогательные суда, которые базировались в Констанце и Сулине, 7 мониторов, 3 плавучих батареи и 13 сторожевых катеров на Дунае.

Советский Черноморский флот (командующий флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, начальник штаба контр-адмирал И. Д. Елисеев, член Военного совета дивизионный комиссар Н.Н. Кулаков) на начало войны был достаточно мощным оперативно-стратегическим объединением, корабельный состав которого насчитывал 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 3 лидера и 14 эсминцев, 2 сторожевых корабля, 12 тральщиков, 24 малых охотников за подводными лодками и другие. Основную ударную группу составляли 47 (44 боеготовых) подводных лодок, 78 торпедных катеров и военно-воздушные силы (625 самолетов различных типов) и довольно сильная береговая оборона. В состав сил флота входили Дунайская (до ноября 1941) и Азовская (с июля 1941) военные флотилии. К началу войны Черноморский флот располагал развитой системой базирования (главная база Севастополь, военно-морские базы (ВМБ) Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми). В то же время одним из катастрофических недостатков системы базирования флота, проявившиеся в первые месяцы войны, стало отсутствие подготовленных опорных пунктов на Кавказском побережье. В целом же, к началу войны Черноморский флот обладал значительным преимуществом над флотом противника, что обеспечивало его полное господство на море.

Готовясь к войне, военно-политическое руководство Германии, учло это обстоятельство и решило противодействовать превосходящему противнику силами своей авиации, еще накануне войны сосредоточив на румынских аэродромах (1135 самолетов, в том числе 420 бомбардировщиков).

С началом войны характерным особым и важным заданием немецкой авиации на Черноморском ТВД было ведение блокадных действий с целью «закупоривания» сил советского флота в военно-морськихбазах, пунктах базирования и портах путям минировании донными неконтактными морскими минами стратегических фарватеров, узостей, маневренных плес флота, акваторий портов, гаваней с последующим его уничтожением. Это должно обеспечить беспрепятственное продвижение приморских флангов немецких армий в Одессу, Николаев и Севастополь и прекратить подвоз к ним вооружения, боеприпасов и продовольствия, а в дальнейшем – обеспечить благоприятный оперативный режим для действий немецких сил на черноморских морских коммуникациях, предотвратить возможные операциям советского флота против румынских портов прежде Констанцы, откуда поставляли нефть для немецкой армии и итальянского флота.

Боевые действия на Черном море начались в 03.15 ч 22 июня 1941 внезапным групповым налетом немецкой авиации на главную базу советского Черноморского флота – Севастополь, на Одессу и Измаил, а также артиллерийским обстрелом населенных пунктов и кораблей на Дунае.

Черноморский флот с началом войны не успел полностью рассредоточиться и развернуться. Но заблаговременное и быстрый перевод всех сил флота в боевую готовность № 1 (Директива наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова от 21.06.41р. № зн / 87 о переходе на повышенную боевую готовность и директива от 22.06.41р. № зн / 88 о возможность внезапного нападения немцев) обеспечило успешное отражение первого налета немецких самолетов, который продолжался до 03.50 ч. Еще 3:06 ч. начальник штаба флота И.Д. Елисеев приказал открыть огонь по немецким самолетам, вторгшимся в воздушное пространство СССР и шли курсом на Севастополь: фактически это был первый боевой приказ на отпор агрессии. Тогда в результате принятых мер флот не потерял ни одного боевого корабля и самолета.

Но в первые дни войны немецкие минные постановки создали чрезвычайное напряжение для судоходства в районе Главной базы Черноморского флота и вызвали серьезные потери в боевых кораблях и вспомогательных судах: 22 июня на внешнем рейде Севастополя на мине подорвался и затонул морской буксир «СП-12» (это была первая потеря советского Черноморского флота в войне) 24 июня – 20-тонный плавучий кран 30 июня – паровая шаланда «Днепр»; 1 июля – эсминец «Быстрый».

В условиях начального периода войны главными задачами Черноморского флота стало содействие приморскому флангу сухопутных войск в оборонительных и наступательных операциях, нарушение морских коммуникаций противника, защита собственных коммуникаций и обеспечения перевозок, оборона ВМБ, нанесения ударов (силами надводных кораблей и авиации) по объектам противника на его территории и побережье. Это позволило сдержать первый натиск немецко-румынских войск, не допустив форсирование ими пограничных рек.

В первые дни войны командование Черноморского флота допустило ряд недопустимых ошибок с трагическими последствиями. Так, с 23 июня до 21 июля Черноморский флот в соответствии с планами первых операций без учета обстановки в районе Севастополя, Одессы, Новороссийска, Туапсе, Батуми, Керченском проливе и у оз. Устричное, в оборонительных минных заграждениях выставил более 7300 мин и 1378 минных защитников, что составляло соответственно 61% и 50% всего имеющегося на флоте минного запаса. Эти заграждения создали прежде всего угрозу советскому судоходству и вызвали потери собственных кораблей и судов. Ошибки в оценке обстановки обусловили расход неоправданно больших усилий флота на подготовку отражения высадки морских десантов сначала на Крымское, а впоследствии и Кавказское побережье. Значительные силы предназначались для ведения разведки и несения дозорной службы, содержание в течение длительного времени на высоком уровне готовности значительных группировок авиации, надводных кораблей и подводных лодок.

С первых дней войны одной из главных задач Черноморского флота считались действия по нарушению морских коммуникаций противника, для него имели важное значение. Враг осуществлял ними перевозки стратегического сырья (румынской нефти) и военных грузов. Черноморский флот наносил удары по нефтепромыслах в районе Плоешти, нефтяной коммуникации Плоешти – Констанца и нарушал морские перевозки по линии Констанца – Босфор. Эта задача выполнялась надводными кораблями, подводными лодками и авиацией.

Первый удар по Констанце нанесла авиация флота (2-й минно-торпедный авиационный полк и 40-й бомбардировочный авиационный полк) уже в ночь на 23 июня. Всего за первый месяц войны только на Констанцу было совершено 25 налетов с участием 191 самолета.

Показательной и трагической оказалась набеговой операция на Констанцу, что выполнялась с целью обстрела нефтехранилищ 25-26 июня отрядом легких сил в составе лидеров «Харьков» и «Москва» при поддержке крейсера «Ворошилов», эсминцев «Сообразительный» и «Смышленый». Корабли с расстояния 100140 кабельтовых смогли выпустить всего 350 снарядов 130-мм калибра и сами попали под огонь 280-мм береговой батареи противника. Во время операции погиб лидер «Москва», который подорвался на минном заграждении противника. Результаты операции обнаружили множество недостатков – прежде всего в вопросах планирования, разведки и взаимодействия разнородных сил флота.

В 1942 г.. Корабли Черноморского флота срывали поставки и пополнения приморского группировки врага на прибрежных коммуникациях (Севастополь – Феодосия – Керчь – порты Азовского моря).

Одной из основных задач Черноморского флота была оборона военно-морских баз, приморских городов и отдельных плацдармов, как важная составляющая стратегической обороны в целом. Наиболее показательными были оборона Одессы и Севастополя.

Действия в районе Одессы, продолжались в период с 5 августа по 16 октября 1941 против войск 4-й румынской армии, была оборонительной операцией войск Отдельной Приморской армии (генерал-лейтенант П. Софронов, с 5 октября – генерал-майор И.Е. Петров), проводилась силами и средствами Одесской ВМБ (контр-адмирал В. Жуков) и Черноморского флота (вице-адмирал Ф.С. Октябрьский). Несмотря на пятикратное превосходство, противнику не удалось овладеть городом с ходу. 19 августа был создан Одесский оборонительный район (ООР), что подчинялся Черноморскому флоту, организовано взаимодействие сухопутных войск с силами флота. Снабжение города осуществлялось транспортными судами и боевыми кораблями Черноморского флота. Последние, кроме того, поддерживали оборону огнем своих орудий. Однако продвижение немецких войск в Перекопского перешейка и растущая угроза Крыму сказались и на обороне Одессы. К концу сентября 1941 город оставался в глубоком вражеском тылу и дальнейшая его оборона в этих условиях становилась нецелесообразной. Ставка ВГК приняла решение эвакуировать ООР и за счет его войск усилить оборону Крымского полуострова.

Эвакуация ООР началась 1 октября и прошла скрыто для противника, который лишь через некоторое время понял об уходе войск из Одессы. К вечера 16 октября его передовые части вошли в Одессу. За это время было вывезено до 86 тыс. Защитников Одессы и 15 тыс. Человек гражданского населения, 462 орудия, 14 танков, 1400 автомобилей, 25 тыс. Т грузов. Только в ночь на 16 октября из Одессы эвакуировали 35 тыс. Советских воинов.

Не менее героической и одновременно трагической, страницей истории Черноморского флота является оборона Главной базы флота – г.. Севастополя, длившаяся 250 дней (с 30 октября 1941 по 4 июля 1942).

До войны Севастополь был подготовлен для обороны только с моря и воздуха. Система сухопутной обороны начала создаваться в июле 1941

Город был блокирован с воздуха и моря. К блокадного Севастополя из кавказских портов непрерывно доставляли продовольствие, боеприпасы, вооружение и пополнение человеческих потерь. Морские перевозки осуществлялись в условиях господства противника в воздухе, а с весны 1942 при противодействии его торпедных катеров и подводных лодок.

К середине июня 1942 начали испытывать недостаток боеприпасов, силы защитников Севастополя истощались. Командующий обороной города вице-адмирал Ф.С. Октябрьский получил разрешение Ставки ВГК на эвакуацию. Позорным планом эвакуации предполагалось вывоз только командного состава армии и флота, эвакуация же остальной части военнослужащих, в том числе раненых, не предусматривалась … Они были обречены.

С 25 июля 1942 началась «Битва за Кавказ», включающей совокупность оборонительных (25 июля – 31 декабря 1942) и наступательных (1 января – 9 октября 1943) операций советских войск, проведенных с целью обороны Кавказа и разгрома немецких войск, вторгшихся в его пределы.

Силы Черноморского флота совместно с Азовской военной флотилией поддерживали войска трех советских фронтов и действовали на морских коммуникациях противника вдоль западного и северо-восточного черноморского побережья, значительно усложнили противнику организацию перевозок, увеличили напряжение его сил, обеспечивавших движение транспортов.

На Черном море в период конца 1941-1943 гг. Были проведены крупнейшие морские десантные операции Великой Отечественной войны, которые имели не только тактическое, но и оперативное и стратегическое значение. В указанный период Черноморский флот (не считая действия флотилий, входивших в его состав) высадил 13 морских десантов. Яркими страницами в истории Черноморского флота стали десанты в районе Южной Озерейки и станички (район Мысхако) в феврале 1943, оборона «Малой земли», Новороссийска десантная операция 1943, Керченско-Эльтигенского десантная операция 1943

Важное место занимает крупнейшая в истории войны Керченско-Феодосийская стратегическая десантная операция войск Закавказского (с 30 декабря Кавказского) фронта сил Черноморского флота и Азовской военной флотилии, (25 декабря 1941 в 2 января 1942), проводимая с целью овладения Керченским полуостровом , отвлечение сил противника от Севастополя и создания условий для освобождения Крыма. В результате этой операции удалось предотвратить вторжение противника на Северный Кавказ, очистить от врага весь полуостров, а на захваченном плацдарме развернуть войска Крымского фронта и сорвать второй штурм Севастополя.

Овладение плацдармом в районе станички лишило противника возможности использовать Новороссийский порт и создало благоприятные условия для изгнания врага из Новороссийска.

В сентябре 1943 г.. Войска Северо-Кавказского фронта совместно с Черноморским флотом провели Новороссийско-Таманскую наступательную операцию. Во взаимодействии с войсками восемнадцатого армии флот осуществил Новороссийске десантную операцию (9-16 сентября), которая завершилась освобождением города-порта.

В результате Керченско-Эльтигенского десантной операции (31 октября – 11 декабря 1943), силы Северо-Кавказского фронта, Черноморского флота и Азовской военной флотилии захватили важный плацдарм на Керченском полуострове, который удерживали до начала Крымской наступательной операции 1944

К апрелю 1944 для советских войск на южном участке советско-германского фронта сложилась благоприятная ситуация для освобождения Одессы и Крыма.

Одесская наступательная операция проводилась войсками 3-го Украинского фронта в период с 26 марта по 14 апреля 1944 при содействии сил Черноморского флота и взаимодействия с военными 2-го Украинского фронта с целью освобождения Одессы и выходом на государственную границу с Румынией.

Ее следствием стал разгром одесского группировки противника и освобождения всей северо-западной части Черноморского побережья с портами Одесса, Очаков, Херсон, Николаев. Черноморский флот получил возможность перебазировать в северо-западный район Черного моря легкие силы флота и авиации. Это еще больше изолировало с моря крымскую группировку противника.

В период с 8 апреля по 12 мая 1944 войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией провели Крымскую стратегическую наступательную операцию с целью. В результате этой операции противника вытеснены из Крыма и созданы благоприятные условия для дальнейшего наступления на Балканы.

9 мая врага выбили из Севастополя, а 12 мая – разгромлены остатки немецких войск, отошли на мыс Херсонес. Черноморский флот вернулся в свою главную базу – Севастополь.

Во время боевых действий на море противник полностью потерял 102, были повреждены более 60 различных судов и боевых кораблей, а во время эвакуации немецких войск из Крыма с более 200 судов, участвовавших в эвакуации, 160 были затоплены, или получили повреждения. По данным противника, с 3 по 13 мая было потеряно на переходе морем до 42 тыс. Солдат и офицеров.

Летом 1944 Черноморскому флоту и Дунайской военной флотилии (создана в апреле 1944) была поставлена задача совместно с войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов окружить и уничтожить Ясско-Кишиневская группировки противника (Ясско-Кишиневская стратегическая наступательная операция с 20 до 29 августа) и в дальнейшем, развивая успех, вывести Румынию из войны. Черноморский флот силами авиации, подводных лодок и надводных кораблей прикрывал фланги советских войск от ударов с моря, поддерживал огнем части, действовавшие на приморских участках фронта, нарушал прибрежные морские сообщения противника, высаживал морские десанты в тыл и на фланги противника и оказывал помощь при форсировании Днестровского лимана и Дуная.

К концу дня 23 августа главные силы 3-й румынской армии, действовавшие на приморском направлении, оказались окруженными и прижатыми к морю. В связи с прорывом кораблей к Дунаю и высадкой десанта в село Жебрияны противник лишился последних путей отступления и сложил оружие. 26 августа показалась румынский речная флотилия.

ПОДІЛИТИСЯ:

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

«Да, слава русских моряков бессмертна,

В историю вписали имена

Тех, кто любил Россию беззаветно,

И отдавал за родину сердца.»

Л. Встречный

Нарком ВМФ СССР Николай Герасимович Кузнецов

29 апреля 1939 народным комиссаром ВМФ СССР был назначен 34-летний Николай Герасимович Кузнецов – он стал самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Опыт войны с Финляндией подтвердил правильность принимаемых наркомом мер по повышению боевой готовности. Получая выговоры и нарываясь на недовольство Сталина, Кузнецов все предвоенные годы продолжал готовить флот к войне. В 1940-1941 гг. была разработана и введена в действие система оперативных готовностей флотов и флотилий, целесообразность которой оправдалась в начале Великой Отечественной войны. Начался 1941 год, и первый приказ, вышедший из Наркомата ВМФ, требовал открывать огонь зенитных батарей при появлении иностранных самолетов над нашими базами. На Севере и Балтике их вовсю облетали немецкие самолеты-разведчики. В марте немецких разведчиков обстреляли над Лиепаей, Либавой и Полярным. За бдительность при охране границы нарком получил… выговор.

До начала войны оставались часы. В три часа ночи фашистская авиация совершила налеты на главную базу в Севастополе и на Измаил с целью заблокировать ЧФ, сбросила на входной фарватер базы и в Северной бухте электромагнитные мины. Ее встретил огонь зенитной артиллерии и кораблей Дунайской флотилии. Воздушным атакам подверглись также Лиепайская и Рижская военно-морские базы. Магнитные мины были сброшены с самолетов в районе Кронштадта. Бомбили и главную базу Северного флота – Полярный. Тогда, в три часа ночи 22 июня, доложив в Кремль о налете на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: «Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия».

Вышедшие в море тральщики прикрыли минным кольцом наши базы, поставили минные банки на путях германских конвоев. Однако нападение фашистской Германии не застало ВМФ врасплох. ВМФ противопоставил внезапности нападения высокую степень боевой готовности, 22 июня 1941 года мы не потеряли ни одного корабля, ни одного самолета авиации ВМФ. Все налеты на базы флота были отражены огнем корабельной и береговой артиллерии. А в августе 1941-года, когда наши войска с тяжелыми боями отступали на всех фронтах, самолеты дальней морской авиации летали на бомбежку Берлина.

В оперативной и тактической подготовке Военно-Морского Флота были и некоторые недостатки. Так, например, наблюдалось повышенное внимание к отработке боя в море за счет подготовки к совместным действиям с армией; отсюда относительно мало внимания уделялось артиллерийским стрельбам по береговым целям. Совершенно недостаточно велась подготовка к противолодочной и несколько упрощенно – к противоминной обороне. По предвоенным планам на флот возлагались задачи обороны своего побережья от нападения противника с моря и отражения высадки десантов, борьба на морских коммуникациях и уничтожение сил противника в море и военно-морских базах и портах. Основными объектами уничтожения считались крупные надводные корабли, против которых предполагалось действовать силами надводных кораблей, подводных лодок, авиации, а на минно-артиллерийских позициях еще и с использованием мин и артиллерии. То есть все было нацелено на борьбу с противником на морском направлении. Однако война уже в первые дни внесла свои коррективы в эти планы. Гитлеровское командование настолько уповало на свою военную мощь, что предполагало справиться с Советским флотом силами сухопутных войск и авиации, в кратчайшие сроки захватив наши военно-морские базы. Об этом прямо говорилось в плане «Барбаросса».

Таким образом, главным противником нашего флота с началом войны стал не морской, а воздушный и сухопутный. За годы войны до 85% боезапаса корабельной артиллерии было израсходовано по береговым целям и до 40% самолето-вылетов морской авиации было произведено для нанесения ударов по сухопутным войскам. Главным в боевой деятельности флота стало содействие приморскому флангу сухопутных войск в обороне и наступлении. Вторая по значимости группа задач – нарушение морских коммуникаций противника, защита своих коммуникаций, уничтожение сил противника в море, нанесение ударов по объектам на его побережье и территории. Решая эти задачи, Военно-Морской Флот провел 88 операций, из них 23 раза привлекался к участию в армейских и фронтовых операциях. Судьба Второй мировой и Великой Отечественной войн решалась на сухопутном фронте, поэтому планы флота и его действия подчинялись зачастую интересам группировок сухопутных войск на приморских направлениях. В годы войны Военно-Морской Флот направил на сухопутные фронты свыше 400 тыс. человек. Сформированные из моряков подразделения отличались высокими боевыми качествами и использовались там, где были необходимы или особая стойкость в обороне, или наступательный порыв.

К началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка. По боевым и эксплуатационным качествам построенные отечественные надводные корабли были на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. Они обладали достаточными скоростями, надлежащей защитой, высокой живучестью и непотопляемостью. На вооружении крейсеров и эсминцев состояли надежные дальнобойные артиллерийские системы 180-мм и 130-мм калибров.

Северный флот имел 8 эсминцев, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 15 охотников за подводными лодками и 15 подводных лодок. Береговая оборона находилась в стадии строительства. В ее составе было всего 70 орудий калибром от 45 до 180 мм. Противовоздушная оборона включала несколько зенитных дивизионов.

Морское сражение

Балтийский и Черноморский флоты насчитывали по 200 кораблей различных классов и более чем по 600 самолетов, в числе которых были новые истребители МИГ–3 и торпедоносцы. Эти флоты располагали развитой сетью баз и аэродромов. В составе береговой обороны каждого флота было: 424 орудия крупного (до 305 мм) и среднего калибров, зенитные дивизионы, а также железнодорожная артиллерия.

Тихоокеанский флот имел самое большое из всех флотов число подводных лодок (91), торпедных катеров (135) и самолетов (1183). Однако здесь, как и на Северном морском театре, наиболее крупными кораблями были эскадренные миноносцы. Два крейсера находились в постройке.

Кроме флотов, в составе ВМФ СССР имелись пять речных и озерных флотилий. В целом к началу Великой Отечественной войны был создан Военно–Морской Флот, способный выполнять важнейшие тактические и стратегические задачи как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно в прилегающих морях в целях обороны побережья и срыва морских перевозок.

Наши флоты (кроме Северного) имели значительный состав корабельных сил и авиации. Однако следует учитывать, что часть кораблей была построена еще до первой мировой войны, часть находилась в ремонте. Так, например, из 45 лидеров и эскадренных миноносцев 15, или более 30%, были типа «Новик» постройки 1913-1917 гг., а 5 ремонтировались. В авиации было лишь 12,5% самолетов новых типов (истребителей типа МиГ-1, Як-1; бомбардировщики Ил-4, Пе-2). В первые месяцы войны КБФ понес значительные потери. Только при эвакуации главной базы флота Таллина (28-29 авг. 1941 г.) погибло 17 боевых кораблей, в том числе 5 эскадренных миноносцев. Большие потери в 1941 г. КБФ имел и в авиации, которая использовалась в это время преимущественно на сухопутном направлении.

Обстановка, сложившаяся на советско-германском фронте в первые месяцы войны, потребовала направления основных усилий флотов на поддержку фланга сухопутных войск на приморских направлениях. Вследствие этого для действий на морских коммуникациях противника в 1941-1942 гг. привлекались только подводные лодки, частично авиация и небольшое количество надводных кораблей, главным образом торпедных катеров. Поэтому в первые полтора года войны основную роль в уничтожении транспортов на коммуникациях противника играли подводные лодки. В ходе войны состав сил флотов, привлекавшихся для действия на морских коммуникациях противника, изменялся. За время войны наши флоты получили от промышленности более 200 кораблей.

Характер стратегического использования и задачи Военно-Морского Флота СССР во время Великой Отечественной войны определялись политическими и стратегическими целями, стоявшими перед Советскими Вооруженными Силами. Обстановка, сложившаяся с началом войны, и дальнейшее развитие боевых событий сразу же выдвинули на первый план непосредственное содействие флота войскам Советской Армии и оборону с воздуха и с суши своих военно-морских баз, оказавшихся под угрозой ударов врага. Непосредственное содействие войскам Советской Армии оставалось одной из важнейших задач Военно-Морского Флота в ходе всей войны. Вместе с тем в течение всей войны в стратегическом использовании Военно-Морского Флота продолжали сохранять важное значение морские коммуникации, озерные и речные пути сообщений, а следовательно, и задачи борьбы с противником на них и обеспечения их безопасности.

Кроме того, на протяжении всей войны сохраняли свою значимость многообразные задачи, связанные с повседневной деятельностью Военно-Морского Флота. Их решение обеспечивало благоприятный оперативный режим в зоне действия каждого из флотов и флотилий. Сама природа этих задач, обстановка, складывавшаяся на театрах, и, наконец, состав военно-морских сил сторон определяли сущность и направленность действий наших флотов во время войны.

Содействие ВМФ СССР на Северном, Балтийском и Черноморском морских театрах флангу оборонявшихся приморских группировок войск Советской Армии в первый период войны выражалось в систематической и эпизодической артиллерийской поддержке приморских флангов сухопутных войск, высадке морских десантов, отражении десантов противника, наконец, в широком использовании флотской авиации для поддержки сухопутных войск. Авиация Северного флота, несмотря на свою малочисленность, совершила для выполнения такой задачи около 2500 самолето-вылетов, авиация Краснознаменного Балтийского флота – около 25000 самолето-вылетов, а авиация Черноморского флота – свыше 20000 самолето-вылетов.

Морской конвой

В первый период войны возникла необходимость упорной обороны флотом совместно с войсками Советской Армии военно-морских баз: Мурманска, Либавы (Лиепая), Таллина, Ханко, островов Моонзундского архипелага, Одессы, Севастополя, Новороссийска и Туапсе. Упорно обороняя свои базы, Военно-Морской Флот тем самым способствовал замедлению продвижения противника на приморском направлении, что имело стратегическое значение, так как непосредственно влияло на срыв планов немецко-фашистского командования.

Северный флот, содействуя 14-й армии, оборонявшейся на мурманском направлении, в немалой степени помог ей сорвать наступление немецко-фашистской армии «Норвегия». Оборона Одессы в течение более двух месяцев сдерживала крупные силы румынской армии, а оборона Севастополя свыше восьми месяцев сковывала значительную группировку немецко-фашистских войск в Крыму, не дав использовать ее в весеннем наступлении на юге в 1942 г. Силы Черноморского флота в очень большой степени способствовали успеху оборонительных действий Советской Армии на Северном Кавказе. Крупную стратегическую роль сыграл Краснознаменный Балтийский флот в обороне Ленинграда. Действиям Северного флота на морских коммуникациях противника у северного побережья Норвегии в 1941 г. в наибольшей степени мешал ограниченный состав сил, но все же удары североморцев в этом районе ощутимо сказывались на подвозе подкреплений и снабжении немецко-фашистской армии «Норвегия», сковывали тем самым ее активность.

Силы Черноморского флота, действовавшие на дальних вражеских коммуникациях – между портами западного побережья, значительно усложнили противнику организацию перевозок, увеличили напряжение его сил, обеспечивавших движение транспортов. В 1942 г. корабли Черноморского флота срывали доставку снабжения и пополнения приморской группировке врага по прибрежным коммуникациям (Севастополь – Феодосия – Керчь – порты Азовского моря). Совместно с Северо-Кавказским фронтом Черноморский флот в начале второго периода войны участвовал в наступательной операции, высадив морской десант в районах Южной Озерейки и Станички. Овладение плацдармом в районе Станички лишило гитлеровцев возможности использовать Новороссийский порт и создало благоприятные условия для изгнания врага из Новороссийска.

В сентябре 1943 г. войска Северо-Кавказского фронта и Черноморский флот провели Новороссийско-Таманскую операцию. Во взаимодействии с войсками 18-й армии флот осуществил Новороссийскую десантную операцию, которая завершилась освобождением Новороссийска. В дальнейшем Черноморский флот и Азовская военная флотилия содействовали войскам Северо-Кавказского фронта в полном освобождении Таманского полуострова. В результате Керченско-Эльтигенской десантной операции, проведенной совместно войсками фронта и флотом, в конце второго периода был захвачен плацдарм на Керченском полуострове.

Морские коммуникации имели для противника весьма важное значение на всех театрах военных действий, особенно на Балтийском и Северном. В течение почти всей войны противник осуществлял перевозки как стратегического сырья, так и воинских грузов. Поэтому нарушение морских коммуникаций противника было одной из основных задач, решаемых флотами непрерывно с первый дней войны, с использованием разнородных сил. Действия на морских коммуникациях противника показали, что при применении только одного рода сил флота полный разгром конвоя маловероятен. Необходима организация совместных действий разнородных сил во взаимодействии их между собой. В ходе войны в основу способов действий сил при этом были положены последовательные и одновременные удары по одному и тому же конвою подводными лодками, авиацией и торпедными катерами.

Морская база

Действия советского флота по нарушению морских коммуникаций противника оказали серьезное влияние на ход вооруженной борьбы на приморских направлениях советско-германского фронта. Они лишали противника возможности значительно пополнять группировки своих войск, в ряде случаев срывали сроки ведения наступательных действий и ограничивали оборонительные возможности этих группировок. Например, потопление одного среднего танкера срывало заправку топливом 1,5 тыс. бомбардировщиков или 5 тыс. истребителей противника. Основными родами сил флота в нарушении морских коммуникаций противника в ходе войны, были авиация и подводные лодки; действия которых дополнялись другими родами сил флота. Значительную роль сыграло минное оружие из-за того, что коммуникации противника носили преимущественно прибрежный характер. Несмотря на ограниченное количество мин, поставленных нашими флотами, потери транспортов противника на них оказались выше, чем от надводных кораблей и береговой артиллерии, вместе взятых. С 1943 г. в борьбе на морских коммуникациях противника ведущее место стала занимать авиация. Это было обусловлено количественным ростом и качественным улучшением самолётов, освобождением морской авиации от действий на сухопутных направлениях, накоплением боевого опыта и завоеванием господства в воздухе. Методы применения авиации в ходе войны непрерывно развивались.

Советский ВМФ в действиях на морских коммуникациях противника добился значительных результатов: противник потерял 676 транспортов, что составляет более 35% общей вместимости торгового флота Германии к началу Второй мировой войны. Наибольших успехов из всех родов сил флота добилась авиация: ею потоплено 371 транспорт (более 50% торгового тоннажа); подводные лодки потопили 157 транспортов (около 30% тоннажа); от подрыва на минах противник потерял 110 транспортов (около 16% тоннажа); надводные корабли потопили 24 транспорта (около 3%). Максимальное привлечение сил флота для содействия сухопутным войскам на всех театрах в начале войны привело к тому, что в первые годы войны на коммуникациях противника могли использоваться только подводные лодки.

Среди тактических приёмов, использовавшихся для защиты коммуникаций в годы Второй мировой войны, важнейшее место по праву принадлежит системе конвоев. Сведение торговых судов в отряды с целью организации их эффективной защиты военными кораблями практиковалась, ещё со времён великих географических открытий, но в войнах XX века система конвоев стала фактически безальтернативным способом, позволявшим обеспечить противокорабельную, противолодочную и противовоздушную оборону судов. На протяжении всей войны защита морских коммуникаций являлась главной задачей британских ВМС, ВМС США, действовавших в Атлантике, и советского Северного флота. Из 800 торгово-транспортных судов, участвовавших в 42 шедших к нам и 37 уходивших от нас северных конвоях, наши западные союзники потеряли примерно 90. Ими также были потеряны 2 крейсера, 16 эскортных кораблей, подводная лодка. В морской пучине нашли свое последнее пристанище около 5600 моряков-союзников. СССР потерял здесь более 30 тыс. советских людей, 2 эсминца, 20 подводных лодок, 9 транспортов, большое количество самолетов.

Самоотверженно сражались моряки в годы войны, и Родина воздала им по заслугам. Многие соединения, части и корабли стали гвардейскими, краснознаменными, орденоносными, многим присвоены почетные наименования освобожденных ими городов. Более 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, около 600 человек стали Героями Советского Союза, а семеро – разведчик-североморец В.Н. Леонов, морские летчики А.Е. Мазуренко, В.И. Раков, Б.Ф. Сафонов, Н.Г. Степанян, Н.В. Челноков и катерник А.О. Шабалин удостоены этого звания дважды. Высокое искусство в руководстве флотами и флотилиями показали видные военачальники адмиралы Н.Г. Кузнецов, И.С. Исаков, А.Г. Головко, В.Ф. Трибуц, Ф.С. Октябрьский, И.С. Юмашев, Л.А. Владимирский, С.Г. Горшков, Г.Н. Холостяков, В.С. Чероков, маршал авиации С.Ф. Жаворонков и другие.

Ход боевых действий на протяжении Великой Отечественной войны показал, что Военно-Морской Флот СССР справился со всем комплексом своих задач. Он успешно содействовал войскам Советской Армии в проведении операций на приморских направлениях и осуществлял самостоятельные операции и систематические боевые действия по нарушению морских коммуникаций противника и защите своих коммуникаций. Достаточно сказать, что в течение войны советский флот обеспечил перевозку по морским, озерным и речным коммуникациям 9,8 млн. человек (войск и гражданского населения), более 94 млн. т воинских и народнохозяйственных грузов и уничтожил свыше 1600 боевых кораблей и судов противника.

Источник: Великая Отечественная война