Жук ИРМ

Golovach ›
Блог ›
Возвращался с заброшки, а нашёл «танк» с реактивными двигателями

Всем привет. Сегодня расскажу про необычную машину. Вернее дело было так. Я возвращался с очередного старого «заброса» с техникой. По дороге отыскал в кустах ЭСД-50-ВСА. Это дизельная войсковая передвижная силовая электростанция выдающая мощность 50 киловатт.

Но этот пост будет не про неё. Про неё, я расскажу в ближайшее время. Когда будет готов мой экспедиционный автомобиль «Фотоискатель». Нужно еще раз до него доехать, а это (осенью) непросто.
А пока… Дело было так. Поехали!

Я возвращался с просмотра очередного старого «заброса» с техникой готовой для утилизации.
Смотреть особо там было нечего.
Моё внимание привлёк странный агрегат. Я таких машин ранее и не видел.

Тут я должен сделать небольшое отступление. В заголовке есть слово «танк», но это не танк. 🤓 Для меня, всё что зелёное, военное и на гусеницах, это танк. Танк, имя нарицательное.
Вернее будет сказать, что внимание привлёк не агрегат, а две штуковины похожие на лопаты и сложенные на крыше и два гребных винта позади.

Вот фотка покрупнее.

Выглядит странно. Одновременно похож на БМП-2, но вроде и не БМП-2.
Поискал информацию, поспрашивал моих друзей и вот что узнал.

Полное название этого агрегата Инженерная разведывательная машина ИРМ-2 «Жук». Предназначен «Жук» для проведения инженерной разведки местности и разминирования. Для этих целей и служат штуки сложенные на крыше и похожие на лопаты.

Это не что иное как миноискатель РШМ нужен для обнаружения мин в металлическом корпусе на расстоянии одного метра. Обнаруживать мины «Жук» может на суше и…тададада под водой!

«Жук» умная машина. При обнаружении мины он сам останавливается, из его недр выбираются сапёры и уже они находят точное расположение мины. Соответственно на воде и под водой, это делают водолазы.
Мало того, при выполнении боевых задач на воде «Жук» может собрать данные о рельефе дна. Данные машина собирает эхолотом.
А еще есть такая штука как ИПР. ИПР — инженерный подводный разведчик. Если грубо, то ИПР может плавать и передвигаться по дну рек, озёр. Очень и очень редкий зверь.
Подводная лодка на гусеницах.

ИПР фактически брат-близнец «Жука». Отличить их внешне можно по наличию у ИПР длинной воздухозаборной трубы (шноркеля).

Ну и самое неожиданное и интересное. Одна из фишек «Жука» два ракетных твердотопливных двигателя от ЗУР 9М39.

Да это оригинальная картинка с испытаний «Жука». Да, это реактивные двигатели.
Ракетные двигатели служат для того, чтобы вытолкнуть из засады машину весом 18 тонн. Для примера, забуксовал такой «танк» при выходе на крутой берег, водитель включает реактивные двигатели и «Жук» с помощью их залетает на берег.

Основные характеристики «Жука»: — вес 18.04 тонны; — команда пять человек; — двигатель мощностью 300 л.с; — скорость (суша) до 52 км/ч; — скорость (вода) до 11 км/ч.
Такая вот машина.

Отдельно спасибо за консультации:
gashekg
redzub

Жук (ИРМ)

Эта статья включает описание термина «Жук»; см. также другие значения.

<tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Марка:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>УТД-20</td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Тип:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>дизельный</td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Объём:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>15 900 см3</td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Максимальная мощность:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>300 л.с., при 2600 об/мин</td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Максимальный крутящий момент:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>980 Н·м, при 1600 об/мин</td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Конфигурация:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>V6</td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Цилиндров:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>6</td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Диаметр цилиндра:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>150 мм</td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Ход поршня:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>150 мм</td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Степень сжатия:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>15,8</td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Охлаждение:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>жидкостное </td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Тактность (число тактов):</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>4</td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Порядок работы цилиндров:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>1л-1п-2л-2п-3л-3п</td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Максимальные обороты:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>2880</td></tr><tr><td width=25% style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>Рекомендованное топливо:</td><td style=»border-bottom: 1px solid #dddddd;»>ДЗ, ДА, ТС-1</td></tr>
+ 2 ТТРД от ЗУР 9М39 для самовытаскивания
ИРМ в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга
ИРМ «Жук»
Классификация Машина инженерной разведки
Боевая масса, т 17,2
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 3
История
Производитель
Годы производства с 1980
Годы эксплуатации с 1980
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 8220
Ширина корпуса, мм 3150
Высота, мм 2420
База, мм 4300
Колея, мм 2740
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони противопульная
Вооружение
Прицелы ПАБ-2М, ДСП-30, ПИР-451
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя <div /> УТД-20
Мощность двигателя, л. с. 300
Скорость по шоссе, км/ч 52,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч 12 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,69
Преодолеваемый подъём, град. 36
Преодолеваемая стенка, м 0,65
Преодолеваемый ров, м 2,3
Преодолеваемый брод, м плавает

ИРМ «Жук» (от Инженерная Разведывательная Машина) — советская военная машина, предназначенная для проведения инженерной разведки местности.

Описание конструкции

ИРМ в Техническом музее Тольятти

Экипаж машины состоит из трёх человек: механика-водителя, стрелка-радиста и командира. Также имеется десантный отсек для сапёрного отделения, вмещающий до 6 человек.

Броневой корпус и башня

Машина создана на базе боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2. Корпус представляет собой сварную конструкцию из броневой стали. На крыше расположены три люка для выхода экипажа. В днище машины имеется дополнительный люк.

Вооружение

В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт ПКТ, боекомплект составляет 1000 патронов.

Средства наблюдения и связи

Для связи в ИРМ используется два комплекта радиостанций Р-123.

Для наблюдения за местностью и выполнения боевых задач ИРМ оборудована следующими средствами наблюдения:

  1. Прибор ночных работ ПНР;
  2. Артиллерийская буссоль ПАБ-2М;
  3. Дальномер сапёрный ДСП-30;
  4. Прибор инженерной фоторазведки ПИФ;
  5. Перископ большого увеличения ПБУ
  6. Прибор наблюдения ПИР-451.

Специальное оборудование

Для действия на заражённой местности в машине имеется фильтро-вентиляционная установка. Для работы в условиях ядерного заражения в ИРМ «Жук» установлен радиометр-рентгенометр ДП-3Б. При работе в условиях химического заражения используется прибор ВПХР для определения отравляющих веществ.

Для разведки с минных полей ИРМ оснащена миноискателем РШМ. Элементы миноискателя расположены перед машиной. Кроме встроенного, имеются два ручных миноискателя ИМП и водолазный миноискатель МИВ.

Кроме всего прочего для выполнения боевых задач ИРМ имеет комплекс средств, в состав которых входят:

  1. Комплект разминирования КР-И;
  2. 15 кг тротиловых шашек;
  3. 1 аккумуляторный фонарь;
  4. Эхолот;
  5. 6 фонарей П2М;
  6. Измеритель скорости течения;
  7. Ручной пенетрометр РП-2;
  8. Две катушки сапёрного провода СПП-2;
  9. Комплект светящих створных знаков;
  10. Подрывная машинка КПМ-1;
  11. Линейный мост ЛМ-48;
  12. 2 сумки минёра-подрывника СМП;
  13. Омметр М-57.

Двигатель и трансмиссия

Машина оборудована дизельным двигателем, мощностью 300 л.с., для самовытаскивания на борту имеется два твёрдотопливных ракетных двигателя от ЗУР 9М39, входящей в состав ПЗРК 9К38 «Игла». Ракетные двигатели способны создавать реактивную тягу в 312 кг.

> Модификации

  • ИРМ-РХ — модификация с установкой газосигнализатора ГСП.

Служба и боевое применение

Операторы

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.

314-я отдельная инженерно-сапёрная бригада (Белев) — 4 ИРМ, 1-й инженерно-сапёрный полк (Ростов) — 13 ИРМ, 385-й отдельный инженерный дорожно-мостовой батальон (Б. Козино) — 1 ИРМ, 5210-я гвардейская БХВТ (Тверь) — 2 ИРМ, 169-й отдельный учебный инженерно-сапёрный батальон (Владимир) — 1 ИРМ, 145-й отдельный инженерно-сапёрный батальон (Сейма) — 1 ИРМ Итого в Московском военном округе — 22 машины

Согласно того же справочника, в военных округах и группах войск на ноябрь 1990 г. имелось минимум 489 машины (минимум, потому что цифры в Справочнике очень плохо бьются между собой не то что в разных главах, но и на одной странице): МВО — 22, СКВО — 14, ПуРВО — 20, ПрибВО — 24, ЗГВ — 27, СГВ — 2, ЦГВ — 2, Учебн. части, части центр подчинения — 31, КВО — 15, ОдВО — 22, ПрикВО — 30, БВО — 51, ЗакВО — 8

Организационная структура

  1. 56 инженерно-сапёрный Александрийский Краснознамённый полк ордена Суворова (56 исп).
  2. 214 инженерно-сапёрная бригада (214 исп)
  3. в/ч 11105. 7023 гвардейская Брестско-Берлинская Краснознаменная база хранения и ремонта военной техники орденов Суворова и Кутузова (7023 БХиРВТ)
  4. в/ч 18437. 140 отдельный гвардейский инженерно-сапёрный Кингисеппский Краснознаменный ордена Александра Невского полк (140 оисп)
  5. в/ч 30763.14 отдельная гвардейская Барановическая Краснознаменная ордена Красной Звезды инженерная бригада (14 оибр).
  6. в/ч 96898. 57 Ясская орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого вторых степеней инженерно-сапёрная бригада (57 исбр)

Оценка машины

Собственно, это больше громкое название ИРМ, чем действительно новое слово в инженерном деле. С таким же успехом практически весь комплект средств инженерной разведки перевозился на обычном БТР-60 (позднее БТР-70). Все равно каждый прибор сапёр берёт в руки и шагает работать с ним. К тому же личный состав размещается в БТР с гораздо большим комфортом, скорость у БТР гораздо выше при практически той же проходимости, что и ИРМ. Да и очень уж шумный выхлоп двигателя у ИРМ (мёртвого разбудит). Кто ездил на МТ-ЛБ, это хорошо знает. Пользоваться машинным миноискателем РШМ согласится разве только пьяный ёжик. Штука эта капризная и до невероятности коварная и неверная. Деревянные и пластмассовые мины не обнаруживает. Уж лучше бы ножевой трал спереди навесили. Машина плохо переносит подрыв на мине — лопается корпус по сварке, разрушается механизм натяжения ленивца, у экипажа тяжелейшая контузия, механик обычно погибает. В то же время БТР из-за довольно большого расстояния от низа колеса до брони при подрыве на американской мине М-19 отделывается потерей колеса, иногда даже колёсный редуктор не повреждается. И после подрыва БТР нередко сохраняет способность двигаться. Экипаж после пары сигарет и полкружки водки также способен продолжать выполнять задачу. Так что в батальонах ИРМы обычно мирно дремали в боксах, а оснащение сапёры использовали.

</div>

— Веремеев Ю.Г.

Примечания

  1. Инженерная разведывательная машина. Техническое описание и инструкция по эксплуатации / Под ред. Коновалова С. В. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1990. — С. 7. — 616 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Инженерная техника Советской Армии: Инженерная разведывательная машина ИРМ
  3. 3,0 3,1 3,2 А. В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 471
  4. ИРМ «Жук» — YouTube
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ МАШИНА ИРМ | Российское Оружие, Военные Технологии, Анализ Вооруженных Сил России

> См. также

  • ИПР — инженерный подводный разведчик

> Литература

Карпенко А.В. Обозрение бронетанковой техники 1905—1995. — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 471. — 480 с.

Ссылки

  • Инженерно-разведывательная машина ИРМ «Жук»
  • Инженерная техника Советской Армии: Инженерная разведывательная машина ИРМ
  • Телепередача «Оружейка»: Инженерная разведывательная машина ИРМ (Обзор)

1К11 «Стилет» · «Сангвин» · 1К17 «Сжатие»

Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе СССР и России после 1945 года
Танки
Лёгкие танки Р-39 · К-90 · ПТ-76 · ПТ-76М · Объект 906 · Объект 911Б · Объект 685 · Объект 788 · Объект 934
Средние танки Т-44 · Т-54 · Т-55 · Объект 416 · Объект 141 · Объект 139 · Объект 907 · Объект 140 · Объект 142 · Объект 430 · Объект 435 · Объект 167 · Т-62 · Т-62А · Объект 920 · Т-64
Тяжёлые танки ИС-3 · ИС-4 · ИС-7 · Т-10 · Объект 266 · Объект 277 · Объект 278 · Объект 279 · Объект 770
Ракетные танки ИТ-1 · Изделие 64992 · Объект 170 · Объект 431 · Объект 757 · Объект 772 · Объект 282 · Объект 906Б · Объект 775 · Объект 287 · Объект 780
Огнемётные танки ОТ-54 · Объект 483 · ТО-55
БМПТ Объект 781 · Объект 782 · Объект 787 · Объект 199 «Рамка»* · БМПТ-72
Основные боевые
танки
Т-62Б · Т-64А · Т-64БВ · Объект 476 · Объект 172 · Объект 172-2М · Т-72 · Т-72А · Т-72Б · Т-72БА · Т-72Б3 · Т-74 · Т-80 · Т-80А · Объект 478 · Объект 785 · Объект 187 · Объект 477 · Объект 292 · Т-80У · Т-80УД · Т-90 · Т-90АМ · «Чёрный орёл» · Объект 195 · Т-14 (на базе ТГУП «Армата»)
Боевые бронированные машины
Боевые машины
пехоты
Объект 659 · Объект 1200 · Объект 911 · Объект 914 · Объект 19 · БМП-1 · ГАЗ-50 · Объект 768 · Объект 680 · Объект 769 · БМП-2 «Бокс» · Объект 681 · Объект 688 · БМП-3 · БММП · Атом · «Курганец-25»
Боевые машины
десанта
БМД-1 · БМД-2 «Будка» · БМД-3 «Бахча» · БМД-4 «Бахча-У» · БМД-4М «Садовница»
Боевые машины
ПТРК
2П27 «Шмель» · 2П32 «Фаланга» · 9П19 «Глаз» · 9П110 «Малютка» · 9П122 «Малютка-М» · 9П124 «Фаланга-М» · 9П133 «Малютка-П» · 9П137 «Флейта» · 9П148 «Конкурс» · 9П149 «Штурм-С» · 9П157 «Хризантема-С» · 9П161 «Корнет-С» · 9П162 «Корнет-Т»
Боевые
разведывательные
машины
БРДМ-1 · Объект 760 («танк на воздушной подушке») · БРДМ-ВПК · БРДМ-ВПС · Объект 8М-906 · БРДМ-2 · БРДМ-3 · БРМ-1К · БРМ-2 · БРМ-3К · БКМ ВДВ «Выдра» · Патруль-А
Боевые
машины
огнемётчиков
БМО-1 · БМО-Т
Бронетранспортёры К-75 · БТР-40 · БТР-112 · К-78 · БТР-152 · ЗИС-153 · БТР-50 · БТР-Э152В · ЗИЛ-153 · ГТ-Л · ГТ-ЛБ · Объект 1015 · БТР-60 · МТ-ЛБ · МТ-ЛБу · ГТ-МУ · БТР-Д · БТР-70 · БТР-80 · БММ-80 · БТР-82 · БТР-90 · БТР-Т · БТР-МД «Ракушка» · БММ-Д · «Бумеранг» · ДТ-3ПБ · «Крымск»
Бронированные
автомобили
Урал-4320-09-31 · Урал-Э4320Д-31 · Урал-Э5323Д · ГАЗ-39344 · «Воин» · «Медведь» · Урал-6320 · «Тайфун» · («Тайфун-У» · Урал-63099 · «Тайфун-К» · КАМАЗ-63969) · «Водник» · «Выстрел» · «Тигр» · «Волк» · «Скорпион ЛТА» · «Булат» · «Горец-К» · «Федерал-М» («Звездочёт») · «Скорпион ЛША-Б»
Артиллерийские установки
САУ
Штурмовые
орудия
Объект 261 · Объект 263 · СУ-152П · СУ-122-54 · Объект 268
Противо
танковые
АСУ-76 · К-73 · СУ-100П · СУ-100М · АСУ-57 · БСУ-11-57Ф · Объект 574 · АСУ-85 · СУ-152 «Таран» · 2С14 «Жало-С» · 2С15 «Норов» · «Гермес» · 2С25 «Спрут-СД» · 2С28 «Спрут-К»
Самоходные
гаубицы
и миномёты
СУ-152Г · 2А3 «Конденсатор-2П» · 2Б1 «Ока» · САУ с Д-80 · САУ с Д-80С · САУ с Д-80-2 · 2С1 «Гвоздика» · 2С2 «Фиалка» · 2С3 «Акация» · 2С4 «Тюльпан» · 2С5 «Гиацинт-С» · 2С7 «Пион» · 2С8 «Астра» · 2С9 «Нона-С» · 2С11 «Гиацинт-СК» · 2С12Б «Тунджа-Сани»* · 2С17 «Нона-СВ» · 2С17-2 «Нона-СВ» · 2С18 «Пат-С» · Объект 327 · 2С19 «Мста-С» · 2С21 «Мста-К» · 2С22 «Колба-3» · «Отсек» · 2С23 «Нона-СВК» · 2С24 «Дева» · 2С26 «Пат-К» · 2С27 «Риф» · «Обжимка» · 2С30 «Исеть» · 2С31 «Вена» · 2С33 «Мста-СМ» · 2С34 «Хоста» · 2С35 «Коалиция-СВ» · Коалиция-СВ-КШ · 2С36 «Зауралец-Д»
Береговые А-222 «Берег»
БМ
РСЗО
и ОТРК
БМРА Объект 280 · БМ-24Т · 9П139 «Град-1» · БМ-21ВД «Град-ВД» · БМ ТОС-1 «Буратино» · БМ-1 «Солнцепёк» · 9А53 «Ураган-1М» · 9А54 «Торнадо-С»
ТЗМ 9Т451 «Град-1» · ТЗМ «Град-ВД» · ТЗМ-Т «Солнцепёк»
СПУ СПУ 2П2 «Марс» · СПУ 2П4 «Филин» · СПУ 2П5 «Коршун» · СПУ 2П16 «Луна»
Зенитные установки
ЗСУ
57 мм ЗСУ-57-2 · Объект 530
37 мм ЗСУ-37-2 «Енисей» · Объект 130
30 мм 2С6 «Тунгуска» · 96К6 «Панцирь-С1» · ЗПРК «Роман» · ЗСУ ТКБ-841 «Панцирь-С1-О»
23 мм ЗСУ-23-4 «Шилка»
БМ
ЗРК
и
ЗРС
Стрела-1 БМ 9А31 ЗРК 9К31 «Стрела-1»
Стрела-10 БМ 9А35 ЗРК 9К35 «Стрела-10-СВ»
Сосна БМ ЗРК «Сосна»
Оса БМ 9А33Б ЗРК 9К33 «Оса»
Тор БМ 9А330 ЗРК 9К330 «Тор»
Куб СУРН 1С91 ЗРК 2К12 «Куб» · СПУ 2П25 ЗРК 2К12 «Куб» · СОУ 9А38 ЗРК 2К12М4 «Куб-М4»
Бук КП 9С470 ЗРК 9К37 «Бук» · СОЦ 9С18 ЗРК 9К37 «Бук» · СОУ 9А310 ЗРК 9К37 «Бук» · ПЗУ 9А39 ЗРК 9К37 «Бук» · РПН 9С36 ЗРК 9К317 «Бук-М2»
Круг СОЦ 1С12 ЗРК 2К11 «Круг» · СНР 1С32 ЗРК 2К11 «Круг» · СПУ 2П24 ЗРК 2К11 «Круг»
С-300В КП 9С457 ЗРС 9К81 «Антей-300» · РЛС 9С15 ЗРС 9К81 «Антей-300» · РЛС 9С19 ЗРС 9К81 «Антей-300» · МСНР 9С32 ЗРС 9К81 «Антей-300» · ПУ 9А82 ЗРС 9К81 «Антей-300» · ПУ 9А83 ЗРС 9К81 «Антей-300» · ПЗУ 9А84 ЗРС 9К81 «Антей-300» · ПЗУ 9А85 ЗРС 9К81 «Антей-300»
Инженерные и специальные машины
ГМЗ ГМЗ-1 · ГМЗ-2 · ГМЗ-3
Тягачи БТС-2 · БТС-4 · БТС-600 (БТС-5) · АТ-Т · АТ-П · МТ-Т · МТ-С · МТ-СМ · Т-34-Т · БТТ-1 · БТТ-1Т · КамАЗ-63501АТ «Медведь»
Краны КТ-15 · СПК-5 · СПК-12Г
БМР УР-67 · УР-77 · УР-88 · УР-93 · УР-07 · БМР-1 · БМР-2 · БМР-3 · БМР-3М
ИМР ИМР-1 · ИМР-2 · ИМР-3 · ИМР-3М · «Клин-1» · АЗМ · АДЗМ «Восторг-2» · БАТ-М · БАТ-2
РХМ БРДМ-2РХБ · РХМ · РХМ-2 · РХМ-3 · РХМ-4 · РХМ-5 · РХМ-6 · РХМ-7
БРЭМ БРЭМ-1 · БРЭМ-2 · БРЭМ-3 · БРЭМ-80У · БРЭМ-Л · БРЭМ-Д · БРЭМ-К · РМ-Г
МТУ МТУ · МТУ-20 · МТУ-55 · МТУ-72 · МТУ-90
МТП МТП-1 · МТП-2 · МТП-3 · МТП-А5
Другие СПУ-117 · ИРМ · ИПР · ВТС · КДХР-1Н · БТЗ-3 · ЛКМ-1 · ЛКМ-3 · П-256Г · РПМ-2 · ХТВ-64 · СПМ
Машины разведки и управления
ПНП Объект 610 · АПНП-1 · АПНП-2
КШМ БТР-50ПУ · Р-145БМ «Чайка» · Р-149БМР «Кушетка-Б» · БМП-1КШ «Поток-2» · БМД-1КШ «Сорока»
ПРП и
ППУ
ПРП-3 «Вал» · ПРП-4 «Нард» · ПРП-4М «Дейтерий» · ППРУ-1 «Овод-М-СВ» · 9С482 (ПУ-12) · 9С482М6 (ПУ-12М6) · 9С737 «Ранжир» · 9С737М «Ранжир-М» · 15Я56 (МБП) · «Палантин-П»
КСАУО 1В13 · 1В14 · 1В15 · 1В16 · Объект 940 · 1В18 «Клён-1» · 1В19 «Клён-2» · 1В117 · 1В118 · 1В119 «Реостат» · 1В152 · 1В157 · 1В21 · 1В22 · 1В23 · 1В24 · 1В25 · 1В31
РЛС 1РЛ232 «Леопард» · СНАР-15 «Селенит» · 1РЛ239 «Рысь» · 1Л219 «Зоопарк»
РЭБ 1Л21 (СПР-1) · 1Л29 (СПР-2)
Самоходные лазерные комплексы
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

Жук (ИРМ)

Эта статья включает описание термина «Жук»; см. также другие значения.

дизельный

15 900 см3

300 л. с., при 2600 об/мин

980 Н·м, при 1600 об/мин

150 мм

150 мм

15,8

жидкостное

1л-1п-2л-2п-3л-3п

ДЗ, ДА, ТС-1

+ 2 ТТРД от ЗУР 9М39 для самовытаскивания

Жук
ИРМ «Жук»
Классификация Машина инженерной разведки
Боевая масса, т 17,2
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 3
История
Производитель
Годы производства с 1980
Годы эксплуатации с 1980
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 8220
Ширина, мм 3150
Высота, мм 2420
База, мм 4300
Колея, мм 2740
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони противопульная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 20
Лоб корпуса (низ), мм/град. 20
Крыша корпуса, мм 3 мм
Крыша башни, мм 3 мм
Вооружение
Прицелы ПАБ-2М, ДСП-30, ПИР-451
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя УТД-20 Тип Объём Максимальная мощность Максимальный крутящий момент Конфигурация Цилиндров Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия Охлаждение Тактность (число тактов) Порядок работы цилиндров Максимальные обороты Рекомендованное топливо
Мощность двигателя, л. с. 300
Скорость по шоссе, км/ч 52,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч 12 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,69
Преодолеваемый подъём, град. 36
Преодолеваемая стенка, м 0,65
Преодолеваемый ров, м 2,3
Преодолеваемый брод, м плавает
Медиафайлы на Викискладе

ИРМ «Жук» (от Инженерная Разведывательная Машина) — советская военная машина, предназначенная для проведения инженерной разведки местности.

> Модификации

  • ИРМ-РХ — модификация с установкой газосигнализатора ГСП.
  1. 56 инженерно-сапёрный Александрийский Краснознамённый полк ордена Суворова (56 исп).
  2. 214 инженерно-сапёрная бригада (214 исп)
  3. в/ч 11105. 7023 гвардейская Брестско-Берлинская Краснознаменная база хранения и ремонта военной техники орденов Суворова и Кутузова (7023 БХиРВТ)
  4. в/ч 18437. 140 отдельный гвардейский инженерно-сапёрный Кингисеппский Краснознаменный ордена Александра Невского полк (140 оисп)
  5. в/ч 30763.14 отдельная гвардейская Барановическая Краснознаменная ордена Красной Звезды инженерная бригада (14 оибр).
  6. 45 Отдельная гвардейская инженерная бригада
  7. в/ч 73420. СКВО учебный центр г. Волжский

> См. также

  • ИПР — инженерный подводный разведчик

> Литература

Карпенко А.В. Обозрение бронетанковой техники 1905—1995. — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 471. — 480 с.

  • Инженерно-разведывательная машина ИРМ «Жук»
  • Инженерная техника Советской Армии: Инженерная разведывательная машина ИРМ
  • Телепередача «Оружейка»: Инженерная разведывательная машина ИРМ (Обзор)

ИРМ «Жук» (Советск)

Инженерно-разведывательная машина «Жук» входит в коллекцию музея под открытым небом в городе Советск Калининградской области.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника — хорошее.
Дата съёмки — 06 июня 2018 года.
01.
02. ИРМ «Жук» (от Инженерная Разведывательная Машина) — советская военная машина, предназначенная для проведения инженерной разведки местности.
Принята на вооружение в 1980 году.
Боевая масса — 17.2 тонны.
Вооружение — 1 пулемёт ПКТ в герметичной башенной установке.
Экипаж — шесть человек (три танкиста и три сапёра).
Значительная часть агрегатов аналогична БМП (двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части).

03. Наибольшее сходство с насекомыми Жуку дают два манипулятора в передней части.
Они поворачиваются из походного положения «назад» в боевое «вперёд».
На концах манипуляторов большие датчики миноискателя широкого захвата РШМ-2, которые прямо на ходу ищут мины в колее перед машиной.
В случае обнаружения подозрительного предмета, Жук автоматически останавливается.
Сапёры выходят из машины, берут инструменты из штатного набора КР-и и переносные миноискатели ИМП и РВМ-2, обезвреживают обнаруженную мину или определяют наличие минного поля, обозначая его контрастной лентой и флажками.
04. ИРМ Жук применяется так же для разведки водных путей, рек, бродов.
Машина может плыть по воде со скоростью до 12 км/ч, для чего у неё есть два винтовых движителя.
При этом Жук может измерять эхолотом глубину преодолеваемой преграды.
Для проверки несущей способности дна используется специальное ручное устройство пенетератор.
Палка с конусом, при помощи которой определяют плотность грунта.
На случай зимы в комплект оборудования входят ледоруб и лёдомерная рейка.
Чтобы при движени по воде не заливало воздухозаборник двигателя используется специальная поворотная труба (видна в центре фото в походном положении).
05. Для точного ориентирования и привязки координат к местности ИРМ Жук оборудована координатором ТНА-3, гирокурсоуказателем, артиллерийской буссолью ПАБ-2М, дальномером ДСТ-451 и перископом ПИР-451.
Для определения пространственного положения машины используется авиагоризонт АГИ-С.
06. На той же платформе, помимо ИРМ Жук, разработана ИПР (Инженерный подводный разведчик).
Внешне она очень похожа на Жука.
Отличием является большая длинная труба шноркеля на верхней части машины.
ИПР используется с теми же целями, что и ИРМ, но дополнительно оборудована для подводного разминирования.
Для этого в состав экипажа ИПР включен водолаз-сапёр.
В случае обнаружения датчиками мины на дне водоёма, машина погружается на глубину до восьми метров (долговременно) или до 15 метров (кратковременно).
Через шлюзовую камеру водолаз покидает ИПР и обезвреживает мину.
Затем машина всплывает и идёт дальше (подводным ходом ИПР не обладает, только погружение и всплытие при помощи встроенных балластных цистерн).
07. Винтовые движители в защитном кольцевом канале с поворотными рулями.
Винты сварные, внутренние полости залиты канифолью.
08. Перископ ПИР-451 поднят в боевое положение.
09. Номера на верхней лобовой детали: К6-07-104 и Х10ТТ3841.
Под ними клейма заводов (или мастерских?).
10. ИРМ Жук состоит на вооружении Армии России и по сей день. (фото: Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 4.0)

11. Видеосюжет об ИРМ Жук, где всё вышеописанное показано в динамике:

    Где находится:

  • Wikimapia
  • Точка на Yandex
  • KMZ-файл

Координаты: