Войска тыла РФ

Тыл Вооружённых сил СССР

Тыл Вооружённых сил Союза ССР
(Тыл ВС СССР)

Годы существования

1941—1991

Страна

СССР

Подчинение

Начальнику тыла-заместителю министра обороны, см. органы военного управления

Входит в

Вооружённые Силы Союза

Тип

тыл вооружённых сил

Включает в себя

органы управления, специальные войска и службы в родах войск видов ВС Союза и отдельных родах войск.

Функция

тыловое обеспечение (материально-техническое, транспортное и другие виды обеспечения)

Численность

объединение

Дислокация

Союз ССР и территории групп войск и сил за рубежом

Прозвище

тыловики, интенданты

Девиз

За нашу Советскую Родину!

Полевой госпиталь. Волховский фронт, январь 1943 года.Памятник воинам-дорожникам на Минском шоссе, Московская область (установлен Росавтодором в 2014 году).Движение вооружения и военной техники по 101-й военно-автомобильной дороге. Докфильм о ВАД № 101 и «Дороге Победы». Путеукладчик ПБ-3М железнодорожных войск ВС Союза ССР, производившийся серийно с 1971 года (экспозиция техники железнодорожных войск Барановичского музея железнодорожной техники).

Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР.

Возглавлял ведомство начальник в генеральском звании в ранге Заместителя Министра обороны Союза ССР.

История

Первые элементы Тыла вооружённых сил (ВС) государств мира в виде постоянных военных обозов появились в 70-х годах XVII века. До этого его задачи в большинстве вооружённых сил выполняли различные невоенные ведомства и частные предприниматели, а в походах войска сопровождали торговцы (маркитанты). В XVII—XVIII веках применялась магазинная система снабжения войск и сил. С созданием регулярных армий, флота и авиации, ростом масштабов военных действий и изменением способов их ведения в XVIII — XIX веков в составе частей, соединений, объединений и в распоряжении центральных органов военных ведомств стали создаваться штатные подразделения (части) и учреждения, предназначенные для централизованного обеспечения войск (сил) раздельно по каждой службе тыла. Дальнейшее развитие военного дела, особенно применение в войнах XX века автомобилей, танков и авиации, моторизация и механизация войск и сил, потребовали создания сил и средств технического, дорожного, аэродромного обеспечения, снабжения горючим и другого. Оснащение вооружённых сил ядерным оружием, ракетной техникой, большим количеством радиоэлектронных средств и другой современной техникой обусловило внесение новых изменений в систему функционированния Тыла ВС.

Тыл русской армии своё организационное начало получил в первой четверти XVIII века с созданием Петром I регулярных войск и флота (армейский флот), потребовавшим организовать их постоянное государственное обеспечение с казённых складов. Центральными органами снабжения стали приказы (провиантский, военный, пушкарский), в составе полевого управления действующей армии образован комиссариат, ведавший всеми видами снабжения.

Начало созданию провиантских органов в русской армии положил указ Петра I от 18 февраля (1 марта по новому стилю) 1700 года, учреждающий в военном ведомстве должность генерал-провианта, на которую был назначен окольничий Семён Языков. Этим указом генерал/провианту повелевалось «…ведать все хлебные запасы на дачу ратным людям, а также сбором их и дачею, на Москве и в других городах…». Таким образом, был учреждён новый приказ, который в соответствии с титулом его начальника стал именоваться Провиантским, положено начало централизованному обеспечению войск продовольствием. В этот же день царским указом был образован «Особый приказ» (впоследствии получивший название Военного (иногда его называют ещё «Комиссариатским»), на который было возложено снабжение войск обмундированием, снаряжением и жалованием, а также оружием и лошадьми. В 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В её полевом управлении был создан комиссариат, ведавший всеми видами снабжения. В дивизиях организация снабжения была возложена на обер-комиссаров и обер-провиантмейстеров, а в полках, соответственно, на комиссаров и провиантмейстеров. Причем полки обзаводились собственным войсковым хозяйством.

Сложившаяся в начале XVIII века структура органов управления и накопленный в ходе Северной войны опыт снабжения действующей армии были закреплены в Уставе Воинском 1716 года. Ответственность за обеспечение войск возлагалась на командующего армией (генерал-фельдмаршала), а непосредственное руководство её снабжением — на генерал-кригс-комиссара, в обязанности которого, в частности, входило снабжение войск деньгами, вещевым имуществом, провиантом, оружием и лошадьми. Медицинское обеспечение осуществляли: в армии — доктор при высших генералах, в дивизиях — доктор и штаб-лекарь, в полках — лекарь, в роте — цирюльник (фельдшер).

В последующем система тылового обеспечения Русской императорской армии совершенствовалась с учётом опыта войн. Получил развитие транспорт подвоза, разработана система эшелонирования запасов, создана единая интендантская служба. В Первую мировую войну сформировались фронтовые и армейские базы снабжения, стали функционировать фронтовые распределительные станции, обеспечивавшие приём железнодорожного транспорта из тыла страны, а также корпусные выгрузочные станции.

В Красной Армии в 1918 году образовано Центральное управление снабжения; в объединениях и соединениях учреждены должности начальников снабжения, которым подчинялись части, учреждения и службы тыла. С окончанием Гражданской войны Центральное управление снабжения реформируется в Управление снабжения, которое вскоре было ликвидировано. Службы продовольственного и вещевого снабжения были объединены в одном Военно?хозяйственном управлении. То же самое произошло с другими службами снабжения и обслуживания. Кроме того, все они были подчинены непосредственно наркому обороны. Термин «тыл» как система всестороннего обеспечения войск (сил) был исключен из обихода. В 1935 году вместо Военно-хозяйственного управления создаются управления продовольственного, вещевого и обозно-хозяйственного снабжения, также подчиненные наркому обороны. Управление материально-техническим, медицинским и другими видами обеспечения сосредоточивалось в общевойсковых штабах. Начальники штабов фронта, армии и дивизии имели штатных заместителей по тылу, в полку — помощника по тылу. В 1939 году учреждается Управление начальника снабжения Красной армии. В 1940 году оно преобразуется в Главное интендантское управление в составе управлений продовольственного, вещевого, обозно-хозяйственного снабжения и квартирного довольствия.

К началу Великой Отечественной войны 1941—1945 годов в составе тыла Вооруженных сил СССР имелись: тыловые подразделения, части и учреждения, входившие в состав воинских частей, соединений и объединений всех видов Вооруженных Сил; базы и склады с запасами материальных средств; железнодорожные, автомобильные, дорожные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и другие тыловые части и подразделения центрального подчинения. Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны. Общее руководство Главным интендантским, Санитарным, Ветеринарным управлениями и отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны. Существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны. Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось.

В условиях начавшейся Великой Отечественной войны 1 августа 1941 года был подписан приказ Народного комиссара обороны СССР «Об организации Главного управления тыла Красной Армии…», объединившего в своем составе штаб начальника тыла, управление военных сообщений (ВОСО), автодорожное управление и инспекцию начальника тыла Красной Армии. Была введена должность начальника тыла Красной Армии, которому, помимо Главного управления тыла Красной Армии, были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, санитарное и ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях.

В ходе Великой Отечественной войны сложился хорошо организованный и технически оснащённый Тыл ВС, который успешно справлялся с большим объёмом задач по тыловому обеспечению войск (сил). С началом войны были созданы Главное управление тыла, управления тыла во фронтах и армиях. Т. о. был образован централизованный тыл. К маю 1942 введены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях. За войну Тыл ВС принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам (силам) свыше 10 млн т. боеприпасов, 16 млн т. горючего, ок. 40 млн т. продовольствия и фуража. Личному составу выдано свыше 70 млн комплектов обмундирования. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн вагонов, автомобильным транспортом перевезено 625 млн т., воздушным — ок. 140 млн т. материальных средств. Дорожные войска построили и восстановили ок. 100 тыс. км автомобильных дорог, железнодорожные войска и спецформирования Наркомата путей сообщения — ок. 120 тыс. км железнодорожных путей. Для нужд авиации оборудовано более 6 тысяч аэродромов. Военно-медицинская служба и лечебные учреждения Наркомата здравоохранения вернули в строй после излечения св. 72 % раненых и 91 % больных.

Состав

Управление и штаб тыла;

  • Главное управление железнодорожных войск Министерства обороны СССР (ГУЖВ МО СССР);
    • Железнодорожные войска — до 1989 года
  • Главное автомобильное управление Министерства обороны СССР (ГЛАВТУ МО СССР);
    • Автомобильные войска
  • Главное военно-медицинское управление Министерства обороны СССР (ГВМУ МО СССР);
  • Главное управление торговли Министерства обороны СССР (ГУТ МО СССР);
  • Центральное управление военных сообщений Министерства обороны СССР (ЦУП ВОСО МО СССР);
  • Центральное продовольственное управление Министерства обороны СССР (ЦПУ МО СССР);
  • Центральное вещевое управление Министерства обороны СССР (ЦВУ МО СССР);
  • Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны СССР (ЦУРТГ МО СССР) — в/ч 25968;
    • Трубопроводные войска
  • Центральное автодорожное управление Министерства обороны СССР (ЦАДУ МО СССР) — в/ч 92407;
    • Дорожные войска
  • Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР (ЦФУ МО СССР) — в/ч 01990;
  • Инженерно-аэродромная служба Министерства обороны СССР;
  • Служба пожарно-спасательной и местной обороны Министерства обороны СССР;
  • Инспекция охраны окружающей среды Министерства обороны СССР;
  • Управление сельского хозяйства.

Высшие учебные заведения

  • Академии
    1. Военная ордена Ленина академия тыла и транспорта (Ленинград)
  • Командные
    1. Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск (Балашиха)
  • Тыла
    1. Вольское высшее военное ордена Красной Звезды училище тыла имени Ленинского комсомола
    2. Горьковское высшее военное училище тыла имени Маршала Советского Союза И. Х. Баграмяна
  • Инженерные
    1. Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Богдана Хмельницкого

Центральное финансовое управление МО СССР

  1. Ярославское высшее военное финансовое ордена Красной Звезды училище имени генерала армии А. В. Хрулёва
  2. Военный финансово-экономический факультет при Московском финансовом институте

Главное военно-медицинское управление МО СССР

Основная статья: Медицинская служба

  1. Военно-медицинская ордена Ленина, Краснознамённая академия имени С. М. Кирова (Ленинград)
  2. Военно-медицинский факультет при Горьковском медицинском институте имени С. М. Кирова
  3. Военно-медицинский факультет при Куйбышевском медицинском институте имени Д. И. Ульянова
  4. Военно-медицинский факультет при Саратовском медицинском ордена Трудового Красного Знамени институте
  5. Военно-медицинский факультет при Томском медицинском институте
  6. Военно-ветеринарный факультет при Московском ветеринарном ордена Трудового Красного Знамени институте имени К. И. Скрябина

Главное автомобильное управление МО СССР

Основная статья: Автомобильные войска

  • Командные
    1. Самаркандское высшее военное автомобильное командное училище имени Верховного Совета Узбекской ССР
    2. Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище
  • Инженерные
    1. Рязанское высшее военное автомобильное инженерное ордена Красной Звезды училище
    2. Челябинское высшее военное автомобильное инженерное училище имени Главного маршала бронетанковых войск П. А. Ротмистрова

Главное управление железнодорожных войск МО СССР

Основная статья: Железнодорожные войска

  1. Ленинградское высшее ордена Ленина, Краснознамённое училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе

Военные кафедры при ВУЗах

Военные кафедры при ВУЗах:

  • МАДИ
  • ХАДИ
  • и так далее.

Начальники

  • 1941—1951 — А. В. Хрулёв, генерал армии;
  • 1951—1958 — В. И. Виноградов, генерал-полковник;
  • 1958—1968 — И. Х. Баграмян, Маршал Советского Союза;
  • 1968—1972 — С. С. Маряхин, генерал армии;
  • 1972—1988 — С. К. Куркоткин, Маршал Советского Союза;
  • 1988—1991 — В. М. Архипов, генерал армии;
  • 1991 — И. В. Фуженко, генерал-полковник.

> Органы военного управления

  • Управление и Штаб тыла;
    • Главные и центральные управления.

Знаки различия и отличия

Нарукавные знаки

Нарукавные знаки спецвойскам и спецслужбам носились только категорией прапорщики, сержанты и солдаты срочной службы и сверхсрочной службы и курсантами военных ВУЗов на шинелях, на парадно-выходной, и повседневной форме одежды. На полевой, рабочей (подменной) форме одежды ношение нарукавных знаков было не предусмотрено.

  • Общевойсковой знак для спецслужб.

  • Автомобильные
    и Дорожные войска и службы (до 1988 года).

  • Дорожные войска и служба (после 1988 года).

  • Трубопроводные части и служба.

  • Военно-медицинская
    и ветеринарная службы.

Нагрудные знаки

Нагрудные знаки в Тыла ВС СССР были двух типов отличия и различия:

Прикрепляемые

  • Нагрудный знак для лиц, окончивших военные академии (и приравненные к ним высшие инженерные военно-учебные заведения) ВС Союза ССР, образец 1950 года.

Нашивные

Нагрудные знаки отличия и различия:
Знаки ранений: — галун тёмно-красного цвета для обозначения легко раненых. — два галуна тёмно-красного цвета для обозначения дважды легко раненых. — галун золотистого цвета для обозначения тяжело раненых. — два галуна золотистого цвета для обозначения дважды тяжело раненых. — три галуна золотистого цвета для обозначения трижды тяжело раненых. — два галуна золотистого и тёмно-красного цветов для обозначения дважды раненых: тяжело и легко. — два галуна золотистого цвета и один галун тёмно-красного цвета для обозначения трижды раненых: дважды тяжело и один раз легко.

Петличные и погонные

  • Знак — эмблемы на петлицы родов войск и служб ВС СССР: Автомобильные части и шофера всех родов войск, введена приказом НКО СССР № 33, от 10 марта 1936 года (исправлениями и дополнениями, введенными приказами НКО СССР № 165, от 31 августа 1936 года, № 93 от 30 марта, № 121 от 12 апреля 1942 года, № 25 от 15 января и № 310 от 12 ноября 1943 года.

  • Петличная эмблема железнодорожных войск РККА образца 1922 года.

  • Эмблема железнодорожных войск и ВОСО СССР и Российской Федерации (1936—1998).

Примечания

  1. 1 2 Феськов, 2013, с. 362.
  2. 1 2 3 4 Тыл Вооружённых сил. Министерство обороны России. Дата обращения 24 февраля 2018. Архивировано 24 февраля 2018 года. (CC BY 4.0)
  3. 1 2 3 4 5 Сегодня празднуется День Тыла Вооруженных cил Российской Федерации. Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ (1 августа 2017). Дата обращения 24 февраля 2018. Архивировано 24 февраля 2018 года. (CC BY 4.0)
  4. Указ Президиума ВС СССР от 21 марта 1989 года № 10224-XI. «О выведении из состава Вооружённых Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск». Утверждён Законом СССР от 31 июля 1989 года (Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 9, ст. 202). Российский Правовой Портал «Семёрка». — 7LAW.info. Дата обращения 6 июля 2017.
  5. Феськов, 2013, с. 361.
  6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1989 г. № 10224-XI «О выведении из состава Вооружённых Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск».
  7. Источник: Приказ Министра обороны Союза Советских Социалистических Республик, № 250 от 4 марта 1988 года, Москва, Военное издательство, 1989 года, 240 страниц
  8. 1 2 Примечание: в ВС Союза — прапорщики, мичманы и сверхсрочнослужащие носили на нижней части левого рукава повседневной формы классический шеврон угольной формы жёлтого цвета, обозначающий срок выслуги.
  9. Введена 31 января 1922 года Приказом РВСР № 322 для железнодорожных частей РККА (при этом копируя уже существовавшую с 1909 года аналогичную эмблему царской армии). Впоследствии неоднократно вновь утверждалась Приказами РВС СССР № 807 от 20.06.1924 (в связи с введением петлиц нового образца были уменьшены размеры эмблемы) и НКО СССР № 33 от 10.03.1936 (петличная эмблема стала единой для ЖДВ и ВОСО).
    31 августа 1936 года Приказом НКО СССР № 165 петличная эмблема ЖДВ и ВОСО была заменена на другую, в дальнейшем с незначительными изменениями просуществовавшую вплоть до современного периода (см. след. рис.).
  10. Приказ НКО СССР от 31 августа 1936 года № 165.
  11. Приказ Директора Федеральной службы железнодорожных войск — командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации от 28 декабря 1998 года № 384 «Об учреждении военного геральдического знака — эмблемы Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации».

Литература

  • Хозяйство военное // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Коммуникация // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30 томах;
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), Москва (М.), Военное издательство (ВИ), 1984 г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Феськов В. И., Голиков В. И., Калашников К. А., Слугин С. А. Вооружённые Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска. — Томск: Издательство Томского университета, 2013. — 640 p. — ISBN 978-5-89503-530-6.

При написании этой статьи использовался материал с сайта Министерства обороны РФ, контент которого распространяется по лицензии Creative Commons BY 4.0 International.

Минобороны России уволит страдающих ожирением военнослужащих

Военнослужащие с серьезным превышением веса скоро могут лишиться своей должности или быть переведены на посты, которые «не определяют боевую готовность Вооруженных сил России». Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на копию письма Минобороны руководителям центральных органов военного управления и организаций материально-технического обеспечения, которую подписал начальник отдела кадров военных сил (ВС) России (органов материально-технического обеспечения), полковник Евгений Жаворонок.

Агентство со ссылкой на документ уточняет, что до 15 декабря нужно представить в отдел кадров ВС данные по военнослужащим, которые по заключению военно-врачебной комиссии признаны не годными к военной службе по состоянию здоровья, а также служебный материал для их увольнения с военной службы. Кроме того, нужно предоставить информацию по военнослужащим, «имеющим III степень ожирения, проходящих военную службу на воинских должностях, определяющих боевую готовность, предложения по их назначению на иные равные воинские должности».

В письме до 20 ноября предлагается представить в отдел кадров ВС списки военнослужащих с третьей и четвертой степенью ожирения. До 21 ноября этих военнослужащих предлагается направить на военно-врачебную экспертизу «в целях определения годности к военной службе (годности к службе по военно-учетной специальности)».

Агентство сообщает, что к письму прилагаются ссылки на указание главы Минобороны Сергея Шойгу от 21 сентября, которое он дал после медобследования военнослужащих за 2017 год, и на поручение замминистра обороны, генерала армии Дмитрия Булгакова от 10 ноября этого же года.

«Да, это правда. Была такая директива — всем доведена под роспись», — сообщал ранее источник РИА «Новости» в силовом ведомстве.

Накануне издание «Уралинформбюро» со ссылкой на приказ начальника отдела кадров ВС России Евгения Жаворонка писало, что военнослужащих с ожирением проверят на пригодность к службе. По данным агентства, военных с четвертой степенью ожирения уволят, а с третьей степенью «уберут подальше от передовой», назначив на «иные равные воинские должности».

Тыловое обеспечение

Русские войска на привале в Салониках, 1916 год.Французский солдат ест рождественский пудинг, 1914 годПередвижные пекарни, ГерманияПерсонал и выздоравливающие, русский военный госпиталь, Первая мировая войнаДоставка раненых в русский военный госпиталь, Первая мировая войнаПодразделение специальных войск русской армии, отряд автомобилей в действующей армии, 1915 годРоссийская дореволюционная походная кухня кавалерийского образца в Сортавале, 1924 годИспользование вьючных животных (мулов) ВС США Транспортный самолёт королевских ВВС, 1941—1945 годы Немецкий воинский поезд в 1943 году. На переднем плане САУ Marder I Автомобиль MAN 8×8 бундесвера для перевозки боеприпасов Воинский поезд перевозит ЗРК С-300 Передвижная мастерская французской армии Запрос «Снабжение» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

Тыловое обеспе́чение (Интендантство) — обеспе́чение (снабжение) вооруженных сил в мирное и военное время вооружением, боеприпасами, топливом, продовольствием и т. п., то есть комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение финансовых, материально-технических, хозяйственных, противопожарных, автотранспортных, медицинских, торгово-бытовых и других потребностей вооружённых сил государства. Является составной частью обеспечения военных (боевых) действий.

Следует заметить что термин тыловое обеспечение в советском/российском военном деле, несёт в себе более объёмный спектр значений, чем термин военная логистика по своей сути, поскольку связано не только с перемещением материальных средств, финансовыми и транспортными мероприятиями (подпадающими под определение термина логистика), но включает в себя такие сферы, не связанные с логистикой, как медицинское обеспечение, ремонтно-восстановительные службы, коммунально-эксплуатационная служба и так далее.

Тыловое обеспечение включает в себя организацию и осуществление мероприятий тыла по поддержанию в боеспособном состоянии войск (сил), обеспечение их всеми видами материальных средств и создание условий для выполнения поставленных перед ними задач.

В ВС США на одного военнослужащего формирования участвующего в военных действиях приходится 7 — 10 военнослужащих различных видов тылового обеспечения, а ещё в этом участвуют и гражданские специалисты. В ВС России на одного военнослужащего боевого и тылового (спецвойска и спецслужбы) обеспечения приходится 5 военнослужащих родов войск (сил) видов ВС.

Виды

  • Материальное;
  • Транспортное;
  • Техническое;
  • Медицинское;
  • Ветеринарное;
  • Торгово-бытовое;
  • Квартирно-эксплуатационное;
  • Финансовое;
  • Инженерно-аэродромное;
  • Аэродромно-техническое;
  • Аварийно-спасательное обеспечение (ВМФ);

Древний мир

Примером хорошо продуманного тылового обеспечения может служить поход Александра Македонского через пустыню в Египет в 332 году до н. э., когда этот полководец сумел организовать бесперебойное снабжение продовольствием, водой и фуражом своего войска, состоящего из 65 тыс. воинов и 8,9 тыс. животных.

Тыл и снабжение римских армий были устроены так, что позволяли свободно маневрировать полевой армии, достигавшей численности в 70—80 тысяч. Римляне, используя водные пути в период весеннего половодья, сосредоточивали продовольственные запасы в складах, расположенных в укреплениях на границе там, где они намечали крупную операцию. В частности, при операциях против германцев римское войско снабжалось из крепости Ализо, расположенной в верховьях реки Липпе, притока Рейна, а затем, когда при наступлении вглубь Германии римское войско отдалялось от этой крепости, то её снабжение осуществлял транспортный флот, который спускался по Рейну в море, огибал побережье современной Голландии и поднимался вверх по Эмсу, Везеру и Эльбе.

Такая система снабжения давала римлянам огромное преимущество над варварами, которые использовали только продовольственные запасы, взятые каждым из дому, и то продовольствие, которое они находили на месте. Так, когда Юлий Цезарь приступил к завоеванию Бельгии, то он с войском в 50—60 тысяч воинов, а с нестроевыми — около 100 тысяч человек, расположился в укрепленном лагере на северном берегу реки Энм, где против него собрались все племена белгов (по свидетельству самого Цезаря — 300 тысяч человек, по оценке Дельбрюка — 30-40 тысяч). Войско Цезаря снабжалось водным путём, а белги вскоре начали ощущать голод. Они не могли атаковать римский лагерь и разошлись по своим селениям. Тогда Цезарь перешёл в наступление и покорил одно племя за другим.

Средние века

В Средневековье обычно войско было вынуждено везти продовольствие с собой в обозе, так как отсутствовала система централизованного снабжения, а закупки продовольствия на месте были затруднены из-за неразвитости денежного обращения. Так, при войне Карла Великого с саксами каждый воин был обязан явиться на сборный пункт с трёхмесячным запасом продовольствия. Поэтому война могла продолжаться только короткое время, так как запас продовольствия нужно было сохранить на обратный путь. За средневековым войском численностью несколько тысяч человек тянулся на многие десятки километров обоз в несколько тысяч повозок и тысячные гурты скота.

Поместное войско в походы отправлялось со своим продовольствием. О запасах в походе писал Герберштейн:

«Пожалуй, кое-кому покажется удивительным, что они содержат себя и своих людей на столь скудное жалованье и притом, как я сказал выше, столь долгое время. Поэтому я вкратце расскажу об их бережливости и воздержанности. Тот, у кого есть шесть лошадей, а иногда и больше, пользуется в качестве подъемной или вьючной только одной из них, на которой везет необходимое для жизни. Это прежде всего толченое просо в мешке длиной в две-три пяди, потом восемь-десять фунтов соленой свинины; есть у него в мешке и соль, притом, если он богат, смешанная с перцем. Кроме того, каждый носит с собой сзади на поясе топор, огниво, котелки или медный чан, и если он случайно попадет туда, где не найдется ни плодов, ни чесноку, ни луку, ни дичи, то разводит огонь, наполняет чан водой, бросает в него полную ложку проса, добавляет соли и варит; довольствуясь такой пищей, живут и господин, и рабы. Впрочем, если господин слишком уж проголодается, то истребляет все это сам, так что рабы имеют, таким образом, иногда отличный случай попоститься целых два или три дня. Если же господин пожелает роскошного пира, то он прибавляет маленький кусочек свинины. Я говорю это не о знати, а о людях среднего достатка. Вожди войска и другие военные начальники время от времени приглашают к себе других, что победнее, и, хорошо пообедав, эти последние воздерживаются потом от пищи иногда два-три дня. Если же у них есть плоды, чеснок или лук, то они легко обходятся без всего остального».

— «Записки о Московии.» С. фон Герберштейн

Непосредственно же во время походов организовывались экспедиции для добычи продовольствия на вражеской территории — «загоны». Кроме этого во время «загонов» иногда захватывали пленников с целью их отправки в поместья.

Новое время

В начале Нового времени не было крупных закупок государством продовольственных припасов. Наемные солдаты сами приобретали себе все необходимое. В наёмных армиях европейских стран существовала «маркитантская» система снабжения — за армиями двигались обозы торговцев (маркитантов), продававших воинам продовольствие и фураж. При этом запасы ядер и пороха войска перевозили с собой обычно на весь период военных действий.

Но уже в XVI веке армии, уже достигавшие численности десятков тысяч человек, начали использовать централизованные склады (магазины), из которых правительство передавало командирам отдельных отрядов, испытывавшим затруднения при закупке продовольствия на рынке, продовольственные припасы для их солдат по заготовительной цене, с соответственным вычетом из жалованья солдат.

Снабжение продовольствием начало централизоваться впервые у народов, часто использовавших морские десантные экспедиции — у англичан и испанцев (особенно для «Непобедимой армады» последних). Во французской армии магазинная система снабжения начала создаваться в конце тридцатилетней войны, когда войскам приходилось действовать в совершенно опустошенной Германии. Военный министр Людовика XIV Лувуа расположил продовольственные склады в крепостях, особенно в тех районах, которые должны были являться базой намечаемого похода.

Благодаря магазинам, французская армия получила значительные выгоды: противники Франции могли начинать кампанию очень поздно — лишь в конце мая или в начале июня, когда подрастали подножный корм и посевы и можно было снабжать многочисленную конницу зелёным кормом. Французская же армия, получавшая сухой фураж из магазинов, могла сосредоточиваться с зимних квартир и приступать к операциям раньше противника.

По мере развития централизованного снабжения армии началась борьба с присутствием в тылу армии громадного количества женщин, которые раньше покупали продовольствие солдатам и готовили им пищу. Вместо многочисленных солдатских жен, за армией стали следовать лишь немногие маркитантки.

Постепенно сложилась так называемая пятипереходная система — армия получала регулярное довольствие при удалении не свыше, чем на 5 переходов от магазина. Не далее, чем в трех переходах от магазина устраивались полевые хлебопекарни и организовывался подвоз муки из магазина в хлебопекарни. Армия удалялась не свыше 2 переходов от хлебопекарен и хлебный транспорт с подъемной силой на 6 дневных дач хлеба, по расчёту двух суток пути в один конец, двух — на возвращение и двух суток на нагрузку, разгрузку, задержки и отдых доставлял ей хлеб. Но гораздо труднее было организовать подвоз овса, которого лошадям армии требовалось очень много. Поэтому снабжение сухим фуражом осуществлялось лишь при действиях вблизи от магазина или при возможности использования речного транспорта, а в остальных случаях приходилось заготавливать фураж на месте.

Очень скоро другие европейские государства переняли у французов магазинную систему снабжения. Вопросы довольствия стали определяющими для стратегии. Так, Фридрих Великий говорил: «Не я здесь командую, а хлеб и фураж». Он активно пользовался речными путями для закладки новых магазинов и транспортирования запасов.

Магазинная система с одной стороны давала полководцу большую свободу, но с другой стороны, определяла направление и размах операций. Всё большее значение стали приобретать продовольствие и фураж, подвозимые из не охваченных военными действиями регионов страны. Создавались также подвижные склады с запасом продовольствия в размере месячной потребности, которое возились вслед за войсками в обозе.

Революционная армия Французской Республики из-за беспорядка в администрации тыла не могла полностью полагаться на магазинную систему и ей часто приходилось заготавливать продовольствие на месте. Солдат должны были кормить жители, в домах которых они располагались на постой. При быстром передвижении войск, особенно в не разоренной войной местности, это было возможно, но в период остановок требовался подвоз хотя бы части хлеба. Обоз армии стал гораздо меньше, что сделало революционную армию очень манёвренной. Она отказалась от пятипереходной системы.

Армия Наполеона использовала обширные речные системы Германии для быстрого сосредоточения и переброски магазинов. Наполеоновская армия часто везла с собой и значительные подвижные запасы. Кроме того, увеличившиеся к началу XIX века продовольственные ресурсы Европы в связи с переходом к многополью и посеву картофеля, позволили ей обходиться во время стремительных маршей заготовками продовольствия на месте, без подвоза с тыла. Наполеон заменил носимый солдатами в ранцах хлеб рисовыми лепешками и, вследствие большей питательности риса, было достигнуто уменьшение веса рациона.

В XIX веке линии коммуникаций для снабжения армии устраивались обычно следующим образом: дорога разделялась на этапы величиной в 1 переход (30—40 километров) и в каждом этапном пункте устраивалась станция, состоящая из наскоро укрепленного поста, склада обуви, одежды и продовольственных запасов и госпиталя, под прикрытием небольшого гарнизона. К каждой станции приписывался участок окружающей местности для исполнения подводной и других повинностей.

Во второй половине XIX века для снабжения армии стали использоваться железные дороги. Начальным этапным пунктом стала служить одна из крупных железнодорожных станций в районе мирного расположения каждого из корпусов армии. На этой станции устраивался обширный магазин (называемый в немецкой армии «запасным», Ersatzmagazin). На больших железнодорожных станциях, на узлах сухопутных и речных сообщений по пути к театру военных действий устраивались «сборные магазины», в которых должны были постоянно находиться 5—6-дневные запасы для армии. Из них запасы посылались в действующую армию поездами, а с конечных станций доставлялись войскам гужевым транспортом.

Двадцатый век

Перевозка припасов. Георгиос Прокопиу

Во время Первой мировой войны для снабжения фронта использовался в основном железнодорожный транспорт, а гужевой транспорт для доставки припасов в войска от конечных станций начали заменять автомобильным. Объёмы всего необходимого армиям, особенно боеприпасов, колоссально возросли по сравнению с войнами прошлого.

Во время Второй мировой войны объёмы снабжения фронтов стали ещё большими. Кроме того, намного увеличилось разнообразие потребностей воюющих армий. Так, американский каталог военных предметов и деталей к ним содержал 2 700 000 наименований и состоял из 479 томов весом в 110 кг. Любая мелочь могла быть заказана с фронта со ссылкой на шифр этого каталога. Германская группа армий «Центр» (до 1 800 000 человек) обслуживались в среднем 1700 поездами в месяц. В 1943—1945 годах советские войска получали от промышленности ежегодно примерно 100 тыс. миномётов, 120 тыс. орудий и 450 тыс. пулемётов. В Берлинской операции 1945 года было израсходовано около 25 тыс. тонн снарядов.

Во время Второй мировой войны для снабжения войск начал использоваться воздушный транспорт. Немцы использовали «воздушный мост» для снабжения десанта на Крите и окруженных группировок под Демьянском и Сталинградом. Американцы использовали трансконтинентальный «воздушный мост» по линии Бразилия — Нигерия — Судан — Египет.

Самыми яркими примерами военной логистики недавнего прошлого являются операции США в Ираке в 1991 году («Буря в пустыне») и в 2003 году. Эффективная система снабжения сыграла важную роль в успехе этих операций.

Тыловое обеспечение в ВС СССР

Битва за Москву. Кашевары, ноябрь — декабрь 1941 год, фото П. А. Трошкина. Основная статья: Тыл Вооружённых сил СССР

К началу 1990-х годов тыловым обеспечением в ВС СССР, занималось ведомство под названием — Тыл ВС СССР в составе министерства обороны, возглавляемое начальником в генеральском звании в ранге заместителя министра обороны.

Организационно-штатные структуры (специализированные подразделения) тылового обеспечения присутствовали на всех уровнях от подразделений до объединений, начиная с уровня батальона.

К примеру на уровне мотострелкового/парашютно-десантного/танкового батальона или артиллерийского дивизиона, задачи тылового обеспечения решал взвод материального обеспечения (в зависимости от штата существовало другое название — взвод снабжения, сокращённо — вмо или вс). Вмо/вс состоял из автомобильного отделения, отделения хозяйственного обслуживания и отделения технического обслуживания. Существовал также штат батальона, где кроме взвода материального обеспечения имелся и взвод технического обслуживания (вто).

Задачами вмо/вс являлись:

  • Транспортировка к боевым порядкам батальона/дивизиона всего необходимого для выполнения боевой задачи (боеприпасы, топливо, продовольствие и так далее.)
  • Организация полевого питания и обслуживания военнослужащих (разворачивание полевых кухонь и столовых, пунктов обогрева личного состава, пунктов помывки личного состава и так далее.)
  • Ремонт в полевых условиях боевой техники, автомобильной техники и вооружения.

На уровне роты/батареи — все вопросы тылового обеспечения контролировали и решали старшина, заместитель командира роты/батареи по технической части (техник (старший техник) роты/батареи) и санинструктор.

Начиная с уровня батальона/дивизиона, существовала офицерская штатная должность, полностью отвечавшая за тыловое обеспечение — заместитель командира батальона по тылу. За техническое обеспечение ответственность нёс заместитель командира батальона по технической части (по вооружению).

Медицинское обеспечение осуществлялось медицинским пунктом (МП) батальона, представлявшим собой фельдшерское отделение со штатным автотранспортом (УАЗ-452, ЛуАЗ-967), возглавляемое начальником медпункта в офицерском звании.

На уровне полка/бригады штатными подразделениями тылового обеспечения являлись рота материального обеспечения (рмо), ремонтная рота (ремр) и медицинская рота (медр). Медицинская рота имела лазарет в пункте постоянной дислокации (ППД) и разворачиваемый в полевых условиях полковой полевой госпиталь (ВГ).

Также в штате части/соединения, начиная с уровня отдельная рота/отдельный батальон/полка (корабль)/бригады/корпус, имелись специальные службы (отделы) в штабе — продовольственная служба, вещевая служба, финансовая служба, медицинская служба, автомобильная служба, бронетанковая служба, служба ракетно-артиллерийского вооружения, служба горючего и смазочных материалов, ветеринарная служба.

При каждом военном городке/гарнизоне, которые могли объединять в себе несколько воинских частей, существовала квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ), обеспечивавшая эксплуатационно-техническое обслуживание солдатских казарм, служебных зданий на территории городка и жилищно-коммунальное обслуживание домов офицерского состава (ДОС).

На уровне дивизии штатными подразделениями тылового обеспечения являлись отдельный батальон материального снабжения (обмо), отдельный ремонтно-восстановительный батальон (орвб), отдельный медико-санитарный батальон (омедсанб).

На уровне армии (флотилия)/группы войск/округа (группа, флот) (в зависимости от задач, ТВД и так далее) штатными формированиями тылового обеспечения являлись — отдельная бригада материального обеспечения, отдельная автомобильная бригада, отдельная трубопроводная бригада, окружной военный госпиталь (ВГ), базы хранения вооружения и техники (БХВТ) и так далее.

  1. 1 2 Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30 томах.
  2. Свечин А. А. Эволюция военного искусства. Том I. — М.-Л.: Военгиз, 1928 (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июля 2010. Архивировано 29 октября 2010 года.
  3. Свечин А. А. Эволюция военного искусства. Том I. — М.-Л.: Военгиз, 1928 (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июля 2010. Архивировано 28 марта 2014 года.
  4. Герберштейн. Записки о Московии.
  5. Свечин А. А. Эволюция военного искусства. Том I. — М.-Л.: Военгиз, 1928 (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июля 2010. Архивировано 29 октября 2010 года.
  6. Свечин А. А. Эволюция военного искусства. Том I. — М.-Л.: Военгиз, 1928 (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июля 2010. Архивировано 23 октября 2010 года.
  7. 1 2 3 Е. Э. Месснер. Лик современной войны. Буэнос-Айрес, 1959.
  8. 8 Организация частей ВС СССР в начале 1970-х годов
  9. Заместитель командира роты по вооружению (технической части, старший техник, техник роты) (недоступная ссылка)
  • Хозяйство военное // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Коммуникация // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30 томах;
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), Москва (М.), Военное издательство (ВИ), 1984 г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Hoefling, John A. Logistics in the Army Group. // Military Review. — May 1963. — Vol. 43 — No. 5.

Ссылки

  • История возникновения логистики
  • Статья «Очерки военного искусства. ЖОМИНИ Глава VI. О логистике, или о практическом искусстве приводить армии в движение»
  • Тыловое обеспечение: каталог статей
  • А.Одинцов. А пока воз и ныне там. О перспективах развития тылового обеспечения в условиях рыночной экономики
  • Ю.Гаврилов. Должность под звездочкой. Тыловым обеспечением воинских частей займутся новые департаменты минобороны
  • Сайт «Обозник». История тыла Российской армии.
  • Краткий исторический очерк развития санитарных повозок русской армии 1797—1811

См. также

  • Тыловая разведка
  • Боевое обеспечение
  • Техническое обеспечение

Вооружённые Силы Российской Федерации

Главная | Основы военной службы | Материалы по основам военной службы | Вооружённые Силы Российской Федерации | Структура и задачи Вооружённых Сил Российской Федерации | Тыл ВС РФ

Тыл Вооружённых Сил Российской Федерации

Из истории создания

Тыловое обеспечение войск возникло с зарождением армий рабовладельческих государств. Первые организационные формы оно получило в армии Древнего Рима, имевшей особые органы, выдававшие воинам жалованье, снабжавшие их оружием, одеждой и др. Для изготовления и починки оружия и предметов военного снаряжения имелись специальные лагерные мастерские. Продовольствие закупалось у населения или собиралось как дань с покорённых народов. Небольшие запасы оружия, продовольствия, одежды и обуви перевозились за войсками в обозах. Для этого использовались выделявшиеся населением по требованию военачальников вьючные животные, повозки, средства передвижения по воде. Большое значение придавалось строительству дорог, мостов, изысканию водных источников на путях движения войск. В армиях рабовладельческих государств впервые появились казначеи, интенданты, лица, ведавшие дорожными и фортификационными работами, устройством лагерей и расквартированием войск.

В 11—15 вв. централизованного обеспечения войск не было. В наёмных армиях 15—17 вв. наёмники обязаны были на жалованье приобретать оружие, снаряжение, одежду и продовольствие. Армию в походах сопровождали торговцы (Маркитанты), снабжавшие воинов продовольственными товарами и предметами солдатского обихода. С увеличением численности регулярных армий возникали всё большие трудности в их обеспечении во время войн продовольствием и фуражом. В связи с этим во 2-й половине 17 в. во французской, а затем и в др. европейских армиях была принята Магазинная система снабжения, позже были введены подвижные магазины, которые, хотя и являлись государственными, не были подчинены вооружённым силам. С увеличением численности армий и развитием их организации (18—19 вв.) в составе частей и соединений постепенно стали создаваться штатные подразделения, предназначенные для централизованного тылового обеспечения войск и флотов. С тех пор начал организационно складываться Т. в. с. в современном его понимании. С появлением во 2-й половине 19 — начале 20 вв. массовых вооружённых сил, построенных на принципах кадровой армии и ВМФ, оснащением войск и сил флота новой боевой техникой Т. в. с. становится всё более сложным и многообразным.

В России в начале 18 в. с созданием регулярной армии Петр I образовал две службы: провиантскую — для обеспечения войск продовольствием и фуражом, и комиссариатскую — для финансирования, обеспечения вещевым имуществом, обозом, ручным оружием. В полках имелись хозяйственные подразделения — постоянные обозы с запасами материальных средств: осуществлялись хлебопечение, сушка сухарей, заготовка мяса, пошив и ремонт обмундирования, обуви. В 18 в. были созданы лазареты и госпитали (См. Госпиталь).

С начала 19 в. в Военном министерстве имелись комиссариатский и провиантский департаменты, вошедшие в состав образованного в 1864 Главного интендантского управления. На него были возложены функции, ранее выполнявшиеся самими войсками (снабжение всеми видами материальных средств, организация пошива обмундирования и др.): были установлены должности интендантов от главного до дивизионного. В 1900 в Петербурге были созданы интендантские курсы (в 1911 преобразованы в Интендантскую академию). К началу 1-й мировой войны 1914—18 существовали интендантские управления — Главное, окружные, крепостные, корпусные, дивизионные — как распорядительные органы и различные тыловые учреждения (склады, мастерские, хлебопекарни и др.). В состав войск входили подразделения и части материального, медицинского, ветеринарного, а на флоте, кроме того, аварийно-спасательного обеспечения.

В германской армии начала 20 в. главному интенданту подчинялись интенданты армий, продовольственные магазины на театре войны (См. Театр войны), продовольственные подвижные магазины в поездах, на железных дорогах и на судах. Войсковой интендантской деятельностью ведали армейские, корпусные и дивизионные интенданты. Подобную организацию тыла имели и др. армии.

Применение в ходе 1-й мировой войны танков, авиации и автомобильного транспорта потребовало создания сил и средств технического, дорожного, инженерно-аэродромного и аэродромно-технического обеспечения, снабжения горючим, инструментами и др. новым имуществом. Появление химического оружия вызвало необходимость снабжать войска средствами защиты от отравляющих веществ. Сложность удовлетворения потребностей многомиллионных вооружённых сил во время войны в разнообразной боевой технике привела к значительному расширению связи Т. в. с. с экономикой государства.

Тыл Советских Вооруженных Сил создавался одновременно с формированием частей Красной Армии и ВМФ. В 1918 было организовано Центральное управление снабжения. Первые отряды Красной Армии штатных тыловых подразделений не имели, материальные средства получали от местных Советов и военных комиссариатов, в ведении которых находились склады бывшей царской армии. С 1918 обеспечением войск материальными средствами ведал начальник снабжения соответствующего фронта, армии, дивизии, бригады, которому подчинялись различные службы. Важные меры по организации Т. в. с. были приняты в результате проведения Военной реформы 1924—25 (См. Военная реформа 1924-25); материальное обеспечение сосредоточено в едином органе — Управлении начальника снабжения РККА; установлен порядок взаимоотношений органов Т. в. с. с народно-хозяйственными органами; принята схема снабжения — центр — округ — часть; реорганизованы войсковые органы тылового обеспечения. По мере развития народного хозяйства и технического перевооружения вооружённых сил появились части и подразделения, выполнявшие функции снабжения авиации, бронетанковых, автотракторной техникой и имуществом, горючим и др. В марте 1941 по решению ЦК КПСС и Советского правительства руководство Главным интендантским управлением, Санитарным, Ветеринарным управлениями Красной Армии, отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

К началу Великой Отечественной войны 1941—45 Т. в. с., кроме тыловых подразделений, частей и учреждений, входивших в состав частей, соединений и объединений родов войск и видов вооружённых сил, имел также базы и склады с запасами материальных средств, автомобильные, железно- дорожные, дорожные, эвакуационные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и др. тыловые части и учреждения центрального подчинения. Постановлением ГКО 1 августа 1941 введена централизованная система управления Т. в. с.: были созданы Главные управление тыла Красной Армии и управления тыла во фронтах и армиях, а также учреждены должности начальника тыла Красной Армии и начальников тыла фронтов и армий. В составе Главного управления тыла был образован Штаб начальников тыла, а в управлениях начальников тыла фронтов и армий — организационно-плановые отделы. В центре и объединениях имелись, кроме того, управления (отделы) военных сообщений, автодорожной службы и инспекция начальника тыла. Начальнику тыла Красной Армии подчинялись также Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Главные военно-санитарное и Ветеринарное управления; соответствующие управления и отделы находились в подчинении начальников тыла фронтов и армий. 19 августа 1941 была введена должность начальника тыла ВВС, в мае 1942 — начальника тыла ВМФ; в это же время учреждены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях. Начальники тыла были наделены правами: в центре — соответственно заместителя наркома обороны и ВМФ, а в объединениях и соединениях — заместителей командующих (командиров). На них возлагалась ответственность за устройство тыла, подвоз материальных средств всех видов, эвакуацию и обеспечение войск по подчинённым службам; начальник тыла Красной Армии отвечал также за перевозку к фронтам всех видов пополнений. В ходе войны во фронтах стационарные склады были заменены полевыми складами, в армиях созданы полевые армейские базы. В января 1943 сформировано Главное автомобильное, а в июне Главное дорожное управления. В июне 1943 Главное управление тыла Красной Армии было упразднено; входившие в его состав штаб, управления и отделы подчинены непосредственно начальнику тыла. Тогда же была принята новая система подвоза — «от себя», по которой ответственность за доставку материальных средств от станций снабжения (армейских складов) к войскам (на дивизионные обменные пункты) возлагалась на начальников тыла армии, а за подвоз от дивизионных до полковых складов — на начальников тыла дивизий.

За годы войны Т. в. с. принял от народного хозяйства страны, обеспечил хранение и подвоз войскам и силам флота более 10 млн. т боеприпасов, свыше 16 млн. т горючего, большого количества вооружения, техники, продовольствия и др. материальных средств. Только автомобильным транспортом было перевезено 145 млн. т снабженческих грузов. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн. вагонов. Дорожной службой построено и восстановлено около 100 тыс. км автомобильных дорог. Силами железнодорожных войск и спецформирований восстановлено и перешито около 120 тыс. км железнодорожных путей. Для авиации оборудовано свыше 6 тыс. аэродромов. Медицинская служба вернула в строй после излечения свыше 72% раненых и около 91% больных. Личный состав армии и флота получал полноценное питание. Все важнейшие вопросы тылового обеспечения вооружённых сил решал ГКО через Генштаб, начальника тыла Красной Армии и начальников др. центральных органов управления. Централизация управления тылом позволила эффективно и экономно использовать имеющиеся силы и средства. Подвиги воинов Т. в. с. в годы Великой Отечественной войны высоко оценены партией и правительством: 52 из них присвоено звание Героя Советского Союза и более 30 — Героя Социалистического Труда, многие десятки тысяч награждены орденами и медалями; большое число тыловых частей и учреждений награждено орденами, удостоено звания гвардейских и получило почётные наименования.

После войны произведены перестройка организационной структуры и технического переоснащение Т. в. с. С образованием новых видов вооружённых сил одновременно создавался их тыл. Проведена полная моторизация всех звеньев Т. в. с., созданы новые части и учреждения различного назначения. В июне 1958 была учреждена должность заместителя министра обороны — начальника тыла министерства обороны, которая с 1962 именуется заместитель министра обороны — начальник тыла Вооружённых Сил; в объединениях, соединениях и частях должность начальника тыла была преобразована в должность заместителя командующего (командира) по тылу. Т. в. с. возглавляли: генерал-лейтенант (впоследствии генерал армии) А.В. Хрулёв (август 1941 — январь 1951), генерал-полковник В.И. Виноградов (январь 1951 — июнь 1958), Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян (июнь 1958 — апрель 1968), генерал армии С.С. Маряхин (апрель 1968 — июнь 1972). С июля 1972 Т. в. с. возглавляет генерал армии С.К. Куркоткин.

Современный тыл Советских Вооруженных Сил имеет в своём составе: арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств; специальные войска — автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные; вспомогательный флот; части, учреждения и подразделения — инженерно-аэродромные, авиационно-технические, аварийно-спасательные, эвакуационные, ремонтные, строительные, медицинские, ветеринарные и др. Для обеспечения деятельности Т. в. с. в его состав могут входить также части и подразделения инженерных войск, войск связи, ПВО и охраны. По масштабу и характеру выполняемых задач Т. в. с. делится на тыл стратегический, оперативный и войсковой; по принадлежности — на тыл центра, окружной, флотский, фронтовой, армейский, флотилий, авиации флотов, корпусной, военно-морских баз, дивизионный, бригадный, полковой, корабельный, батальонный. Стратегический тыл включает тыл центра (арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, находящиеся в постоянном непосредственном распоряжении министерства обороны и главнокомандующих видами вооруженных сил). Оперативный тыл составляют базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, входящие в состав всех видов вооруженных сил. Войсковой тыл образуют склады с запасами материальных средств, автотранспортные, ремонтные, медицинские и др. части и подразделения, предназначенные для непосредственного тылового обеспечения соединений, частей, кораблей и подразделений. Каждое войсковое соединение, часть (корабль) и подразделение имеют свой тыл, состав которого определён штатами. Например, тыл мотострелкового батальона состоит из взвода снабжения, ремонтной мастерской и батальонного медицинского пункта. Располагая необходимым автомобильным транспортом, он способен следовать за батальоном при ведении им боевых действий или на марше и выполнять свои задачи в любых условиях обстановки.

Тыл Вооруженных Сил — это силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время.

Тыл это составная часть вооружённых сил; совокупность воинских частей, учреждений и подразделений, осуществляющих подвоз материальных средств, материальное, транспортное, техническое, инженерно-аэродромное, аэродромно-техническое, медицинское, ветеринарное, торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное, финансовое, а в ВМФ, кроме того, аварийно-спасательное обеспечение.

    В состав тыла входят различные части, учреждения и подразделения, необходимые для выполнения следующих основных задач:

  • постоянно содержать запасы материальных средств и обеспечивать ими войска;
  • осуществлять подготовку, эксплуатацию, техническое прикрытие и восстановление путей сообщения и транспортных средств;
  • обеспечивать воинские перевозки всех видов;
  • восстанавливать военную технику и имущество;
  • создавать условия для базирования авиации и сил флота;
  • оказывать медицинскую помощь раненым и больным;
  • осуществлять противоэпидемические, лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические и ветеринарные меры;
  • осуществлять торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение;
  • оказывать помощь войскам в восстановлении их боеспособности и ликвидации последствий ударов противника.

Для выполнения этих задач он располагает базами и складами с запасами материальных средств различного назначения, специальными войсками (автомобильные, дорожные, трубопроводные и др.), вспомогательным флотом, инженерно-аэродромными, авиационно-техническими, ремонтными, медицинскими, ветеринарными и другими частями, подразделениями и учреждениями.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

    Тыл Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России) включает:

  • Центральное управление военных сообщений Минобороны России
  • Автомобильно-дорожное управление Минобороны России
  • Центральное управление ракетного топлива и горючего Минобороны России
  • Центральное продовольственное управление Минобороны России
  • Центральное вещевое управление Минобороны России
  • Служба пожарно-спасательная и местной обороны ВС России
  • Ветеринарно-санитарная служба ВС России
  • Управление экологической безопасности ВС России
  • Главное управление торговли Минобороны России
  • Управление по активному отдыху Минобороны России
  • Управление сельского хозяйства Минобороны России
  • Военно-научный комитет Тыла ВС России
  • Секретариат начальника Тыла ВС России
  • Отдел кадров Тыла ВС России
  • Отдел военного образования Тыла ВС России
  • Тыл СВ ВС России
  • Тыл ВВС
  • Тыл ВМФ
  • Тыл КВ (1 декабря 2011 года на их базе сформированы Войска воздушно-космической обороны)
  • Тыл РВСН
  • Тыл ВДВ
  • Тыл военных округов (флотов) (группы войск (флотилии)) ВС России
  • Автомобильные войска
  • Железнодорожные войска ВС России
  • Дорожные войска ВС России
  • Трубопроводные войска ВС России
  • Войска охраны тыла ВС России

Источник: Сайт Министерства обороны Российской Федерации