Утилизация боеприпасов в России

Содержание

Взрывать или не взрывать? Об утилизации боеприпасов в России

Продолжая ранее затронутую тему, необходимо отметить следующее. Процесс утилизации боеприпасов, конечная цель которого достаточно проста и понятна, оказался далеко не простым по исполнению. Сама же проблема утилизации вышла в разряд одной из самых острых и насущных для Минобороны.

В настоящее время, по словам министра обороны Анатолия Сердюкова, при потребности в 2,5-3 млн. т на армейских складах находится 9,5 млн. т боеприпасов различных типов. Не востребованные 6,5 млн. т, по своему состоянию и условиям хранения, особенно на открытых площадках, можно рассматривать как бомбы замедленного действия.

Так, взрыв 99 арсенала (май 2011 г., пос. Урман, Башкирия) стал причиной уничтожения около 40 строений, эвакуации 2 тыс. человек, 12 пострадавших и общего ущерба свыше 100 млн. руб. А через неделю аналогичное ЧП (102-й арсенал, Пугачево, Удмуртия) привело к повреждению около 3 тыс. домов, гибели солдата и более 100 пострадавших.

С учетом результатов таких происшествий и причин, приведших к ним, Владимир Путин предложил рассмотреть федеральную целевую программу утилизации вооружения и военной техники на период 2011-2020 гг., с выделением для ее реализации 39 млрд. руб. Известно, что до 2015 г. Как считают специалисты, результатом этой программы может быть получение около 3,5 млн. т, 500 тыс. т и 35 т черных, цветных и драгоценных металлов соответственно, а также 114 тыс. т порохов и взрывчатых веществ. Эффект очевиден, но что происходит сегодня на практике?

Следует отметить, что утилизация является важным этапом «жизни» любого изделия, в т.ч. и военного назначения. Наиболее простым и быстрым, но наименее эффективным способом утилизации боеприпасов является обычный подрыв при соблюдении необходимых мер безопасности. Если первые два показателя очевидны и не требуют каких-то особых доказательств, то справедливость третьего следует пояснить, хотя и здесь все понятно.

Так, после подрыва боеприпасов получение черных и цветных металлов, порохов и взрывчатых веществ (ВВ), пригодных для дальнейшего использования, невозможно; этот способ отрицательно сказывается на экологии в районе его применения (загрязнение атмосферы вредными газами и почвы цианидом и тяжелыми металлами при горении тротило-гексогеновой смеси, что делает ее не пригодной для обработки, случаи гибели подрывников от преждевременных подрывов).

Сюда же следует отнести и непродуктивные затраты на выделение специальных площадок и их оборудование (сегодня таких 210 на 65 полигонах), привлечение необходимого персонала (до 11,5 тыс. человек) и техники (1700 автомобилей), а также регулярные жалобы местного населения, вынужденного жить в условиях регулярных взрывов и поминать их исполнителей «не злым, тихим словом» вперемежку с ненормативной лексикой.

Что же выпало в «осадок» от уничтожения в 2011 г., по данным различных СМИ, более 1,5 млн. т боеприпасов? Да ровным счетом – ничего, кроме неких докладов о выполнении поставленных задач (при условии, что они действительно были выполнены, о чем мы достоверно не знаем) и сопутствующего негатива, с учетом мнения местного населения, экономического эффекта и результатов воздействия на окружающую природу. Для сравнения, в США и в Европе способ подрыва в целях утилизации давно не используется.

Так, сегодня в Европе практически запрещена утилизация боеприпасов без выполнения очень строгих требований по загрязнению окружающей среды и акустическому воздействию, перевозка аварийных боеприпасов может осуществляться только с использованием изолирующих специальных систем, а главное (хотя предыдущее также имеет важное значение) — все образующиеся в ходе утилизации боеприпасов материалы тщательно собираются и используются в качестве вторичного сырья. Сравнение явно не в нашу пользу.

Но, образно говоря, «свет в конце тоннеля», с точки зрения создания новых технологий для проведения утилизации безвзрывным способом, есть. Как пример следует отметить гидрокавитационную технологию, когда струей воды под давлением в 800 атмосфер взрывчатка вымывается из снаряда. Другая технология (завод «Пластмассы», Челябинская обл.) позволяет переработать до 300 тыс. т боеприпасов (калибр 76-203-мм) и неуправляемых авиационных ракет в год.

Существуют и мобильные комплексы: «Куб» — для уничтожения аварийных боеприпасов в местах их хранения, «Краб» — для разборки ракет, «ГМК-10» — для утилизации боеприпасов малого калибра (до 1,5 млн. единиц в год). Есть в России и другие безопасные и эффективные технологии утилизации боеприпасов и других взрывчатых устройств.

Так, не один год на многих выставках, начиная с 200 г., предприятие ООО «ГП Спецмет» (г. Дзержинск, Московская обл.) демонстрировало мобильную установку по расснаряжению боеприпасов, предназначенную для использования на базах и арсеналах Минобороны РФ.

По данным предприятия, к настоящему времени в девяти арсеналах ГРАУ МО РФ имеются производственные участки, оснащенные этой установкой, используемой для расснаряжения артиллерийских боеприпасов и головных частей реактивных снарядов. При массе в 600 кг установка позволяет обрабатывать одновременно 3-4 боеприпаса с производительностью 50-80 кг/час.

Установка работает на принципе вымывания ВВ (тротил) из боеприпасов теплоносителем, в качестве которого используется смесь углеводородов парафинового ряда. Это обеспечивает высокую степень безопасности и требований экологии. Базовый вариант установки обеспечивает утилизацию артиллерийских снарядов калибра 76 — 152-мм без переналадки.

При дополнительной оснастке возможны аналогичные работы с ручными гранатами Ф-1, артиллерийскими (45- и 57-мм), зенитными (57-, 75-, 100-, 130-мм) и бетонобойными (152-мм) снарядами. Модифированная установка позволяет проводить утилизацию головных частей реактивных снарядов 132-, 140- и 240-мм калибра с предварительным извлечением промежуточного детонатора. Эти же установки без переналадки позволяют утилизировать артиллерийские боеприпасы НАТО.

В содружестве с ООО «ЭПО «Звезда» (г. Рыбинск, Ярославская обл.) был создан усовершенствованный комплекс для утилизации боеприпасов. Он был продемонстрирован в рамках первого Форума «Технологии в машиностроении», который прошел в 2010 г. Из личных бесед с создателями комплекса могу отметить, что он по ряду основных параметров не уступает зарубежным.

Важным его преимуществом является также то, что здесь же происходит безопасная переработка порохов и ВВ в сырье, которое может быть использовано в гражданских целях. Следует отметить, что комплекс вызвал большой интерес и о нем сообщалось в ряде СМИ.

Еще одно оригинальное и нетрадиционное решение вопроса утилизации боеприпасов и головных частей ракет нашли специалисты ООО «Уральский пиротехнический завод» (УПЗ). Как сообщил по телефону «Оружию России» заместитель директора предприятия Сергей Михальчук, устройство Р-40 «Разрушитель» одноразового действия и выполнено в виде цилиндрической шашки ВВ с впрессованной в нее своеобразной медной «линзой».

При срабатывании устройства последняя расплавляется до состояния плазмы, создается кумулятивное ядро, которое пробивает корпус боеприпаса и воспламеняет ВВ внутри него. В связи с нарушением целостности корпуса внутреннее давление резко падает и горение самопроизвольно затухает.

Сам процесс утилизации состоит в том, что боеприпасы выкладываются в виде ленты с определенным интервалом между ними, возле каждого снаряда устанавливается «Разрушители», которые затем дистанционно подрываются. Все завершается сбором того, что осталось и использованием в качестве вторичного сырья. По словам заместителя директора, простота изготовления «Разрушителя» позволяет удовлетворять свои потребности в нем путем его изготовления своими силами.

Как сообщали ранее СМИ, при использовании «Разрушителя» средняя стоимость утилизации одного боеприпаса примерно в 2 раза меньше (около 150 руб.), чем при его обычном подрыве. Еще одно преимущество нового способа состоит в том, что, по сути, для военного ведомства он пока обходится даром, так как Р-40 доставляется к месту применения и используется силами УПЗ, а военные только контролируют этот процесс. Практические испытания «Разрушителя» прошли в 2011 г., а в феврале текущего началось его использование в промышленных масштабах.

«С использованием «Разрушителя» мы можем утилизировать боеприпасы любого калибра, что обеспечивается возможностью использования устройства различных модификаций», — сказал Михальчук. Он отметил, что наиболее оптимальным считается калибр 100-мм и более, так как при этом повышается экономическая составляющая всего процесса. Взаимодействие с Минобороны осуществляется на безвозмездной основе, что предполагает получение УПЗ продуктов переработки.

«В настоящее время с использованием устройства Р-40 «Разрушитель» осуществляется процесс утилизации боеприпасов на ряде полигонов Центрального военного округа. Это Красный Адуй, Широкий Карамыш (Саратовская обл.), Юргинский, Чебаркульский и в районе Тюмени», — подчеркнул Сергей Михальчук. Успех новой технологии обусловлен и тем, что в ней участвует ряд офицеров запаса, ранее служивших в инженерных войсках. В результате, по информации на сайте Минобороны, только на Тюменском полигоне ежедневно утилизируется 125 т боеприпасов, в т.ч. и реактивные снаряды (РС) без головных частей. Осенью 2012 г. с установкой специального оборудования начнется утилизация РС в полной комплектации.

В ближайшее время на бездетонационные технологии будут переведены площадки утилизации Большого Урала, Иркутской, Кемеровской и Новосибирской областей, а в перспективе — все полигоны ЦВО. По данным военного ведомства, в 2012 г. здесь будет утилизировано более 650 тыс. т боеприпасов, в т.ч. свыше 100 тыс. т на промышленных предприятиях, в специализированных цехах арсеналов и баз хранения. Как отмечал Командующий войсками ЦВО генерал-полковник Владимир Чиркин по этому поводу: «Мощность взрывов уменьшилась в 25 раз, и жалобы местного населения фактически прекратились».

Таким образом, указанные выше отечественные технологии не попали не стали «Иванами без памяти», не попали в разряд забытых достижений отечественной мысли и были реализованы на практике. Вместе с тем следует отметить, что недостаточное количество таких установок и комплексов (по данным ООО «ГП «Спецмет» — всего девять) вряд ли существенно повлияют на ускорение процесса утилизации непригодных к использованию боеприпасов и ракет в масштабе России.

Это подтверждают и цифры, приведенные на сайте Минобороны. Они говорят о том, что в настоящее время совместными усилиями саперов ЦВО и специалистов оборонной промышленности уже утилизировано свыше 150 тыс. т боеприпасов при ежесуточной норме около 2 тыс. т, из которых всего около 20% ликвидируется по новым, бездетонационным технологиям. Как пояснял ранее министр обороны, ежегодно должно быть уничтожено 2 млн. т боеприпасов, а промышленность за год способна утилизировать всего 300 тыс. т, что и вызывает необходимость для решения этой задачи привлекать саперов, чтобы решить проблему в течение нескольких лет.

Возможно, что доля правды в этом есть, как есть, наверняка, и другие пути решения этой задачи без «тупого» использования взрывной технологии ради выполнения стоящей задачи в установленные сроки. В конце концов, ведь эти сроки можно и удлинить ради того, чтобы избежать комплекса негативных последствий, дать «работу» промышленности и получить ценное вторичное сырье.

Однако резервы для изменения этой ситуации есть, и весьма немалые. В феврале 2012 г. стало известно, что в период до начала 2015 г. Минобороны РФ потратит на строительство новых и реконструкцию старых арсеналов 90 млрд. руб. Наверняка, при условии рационального использования этих средств, результаты утилизации могут быть достаточно высокими. Но все это возможно при условии, что эти средства будут реализованы по назначению, а не пойдут, мягко говоря, по «схемам нецелевого использования», как зачастую бывает на практике.

С учетом сказанного, дать однозначный ответ на поставленный в заголовке вопрос весьма затруднительно. Однако вполне понятно, что утилизация это совсем не то, что уничтожение устаревших боеприпасов методом подрыва и невозможна без применения определенных технологий. А это совсем не характерно для военного ведомства, решающего иные задачи. Логически рассуждая, лучше всех утилизирует любое изделие, в т.ч. и боеприпасы, тот, кто его создавал.

Следовательно, по заказу Минобороны этим должны заниматься оборонные предприятия, что позволит им создать дополнительные рабочие места и укрепить свою экономику. Тем более, что, несмотря на все трудности, они видят в этом выгоду для себя и продолжают из своих скудных ресурсов выделять средства на разработку собственных технологий утилизации боеприпасов.

Это подтвердила прошедшая в октябре 2011 г. накануне и в ходе выставки «Интерполитех» Международная научно-практическая конференция по актуальным проблемам утилизации ракет и боеприпасов. На ней было представлено около 80 технологий и изделий, предназначенных для реализации всех этапов утилизации – от расснаряжения до переработки или ликвидации боеприпасов. Очередная, вторая научно-практическая конференция по промышленной утилизации вооружения, военной и специальной техники и боеприпасов (ВВСТ) пройдет в период 24-25 октября в рамках 16 Международной выставки «Интерполитех-2012».

На конференции планируется обсудить актуальные проблем в сфере утилизации ВВСТ по нескольким направлениям. В их числе: безопасные технологии демилитаризации и утилизации ВВСТ, отвечающие современным экологическим требованиям; координация работ между министерствами и ведомствами, заказчиками и исполнителями; использование вторичных ресурсов, получаемых при утилизации ВВСТ; совершенствование международного и национального законодательства в сфере утилизации ВВСТ; международное сотрудничество при реализации проектов по утилизации обычных вооружений в Российской Федерации.

Принять участие в конференции приглашены Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по безопасности, Аппарата Правительства РФ, Минобороны РФ, Минпромторга РФ, ГК «Ростехнологии», иностранные и российские предприятия-разработчики и производители средств и технологий промышленной утилизации боеприпасов и ВВСТ, профильные ВУЗы и факультеты, Министерство обороны США, а также Управление по вопросам разоружения ООН.

Особое внимание на конференции будет уделено изучению иностранного опыта решения проблем промышленной утилизации боеприпасов и ВВСТ. Ожидается, что с докладами на конференции выступят представители признанных мировых лидеров в области утилизации: И-Оу-Ди Cолюшнз, Лтд, (Великобритания), Наммо Бак ГмбХ (Германия), Рейнметалл Ваффе Мьюнишн, ГмбХ (Германия), Эйзенманн Анлагенбау ГмбХ энд Ко, КГ (Германия), Грэдиент Текнолоджи (США), Ньюмакс, Инк (США), Эль-Дорадо Инжиниринг (США ), Ю-Ар-Эс (США), Ю-Экс-Би Интэрнэшнл, Инк. (США), Алсетекс-Лакруа (Франция), Вингакерсверкен/НАММО АС (Швеция), Дайнасейф АБ (Швеция) и другие.

XVI Международная выставка средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2012» пройдет в период 23-26 октября 2012 г. в Москве на территории Всероссийского Выставочного Центра в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 года №1310-р. Организаторы выставки — МВД России, ФСБ России, ФСВТС России.

Выставка является крупнейшим в России конгрессно-выставочным мероприятием федерального уровня и значения. Экспозиция выставки, которая разместится на площади 23500 кв.м. (три зала павильона 75, ВВЦ), представляет собой сочетание выставок и специализированных тематических экспозиций, взаимодополняющих друг друга. Более подробную информацию можно получить на официальном сайте выставки «Интерполитех-2012».

Анатолий Соколов

Прибыльная утилизация

Процесс уничтожения устаревших снарядов может стать экономически выгодным
В конце прошедшего года Минобороны России объявило о прекращении утилизации боеприпасов методом подрыва. Этот способ, который точнее нужно было называть уничтожением, часто приводил к человеческим жертвам, большим экологическим и экономическим потерям и его уже давно следовало запретить. Только за минувшие семь лет из-за чрезвычайных ситуаций на военных складах экономический ущерб превысил 11 миллиардов рублей. Свой вклад в решение данной проблемы внесла Российская академия ракетных и артиллерийских наук (РАРАН). С 2013 года для избавления от непригодных, но все еще опасных снарядов будут использованы методики и производственные мощности специализированных предприятий. При этом актуальными стали вопросы реализации возвратного потенциала запаса боеприпасов.
До начала действия в России процедур акционирования комплекс предприятий отрасли боеприпасов и спецхимии составлял единый организм, включавший в себя как собственные, так и субъекты других секторов народного хозяйства: металлургического, лесоперерабатывающего, целлюлозно-бумажного, химического и микроэлектронного. Одним словом – практически все направления человеческого знания сошлись в этом, казалось бы, простом изделии.
С 1933 года отечественная промышленность и Министерство обороны по совместно отработанной технологии обеспечивают Вооруженные Силы вначале Советского Союза, а теперь России этим массовым классом вооружения.
Все запасы боеприпасов рассредоточены практически без изменений с 1990 года по всей российской территории. Накопившийся во второй половине прошлого века арсенал по своему объему остается весьма внушительным. В местах хранения содержится свыше 200 тысяч вагонов непригодных боеприпасов (более четырех миллионов тонн взрывчатых веществ).
Регламент хранения
По действующим правилам боеприпасы должны содержаться в специальных заглубленных и обвалованных хранилищах или на площадках открытого хранения. Их транспортирование оговорено строгим регламентом.

Пользуясь имеющимися статистическими материалами, результатами испытаний, а также практических стрельб более чем за сорокалетний период функционирования системы контроля состояния запасов, можно спрогнозировать объемы выхода боеприпасов за пределы гарантийного периода хранения и срок технической пригодности.
В идеале эти мероприятия, равно как бережное и хозяйское отношение к государственной собственности при погрузочно-разгрузочных работах в рамках плановой утилизации, должны обеспечить надежность боевого применения боеприпасов на уровне 0,99998. Это не эфемерно-расчетная величина, а жесткая статистическая цифра, которая достигнута в СССР на рубеже 1989–1990 годов путем конструкторско-технологических усилий, скрупулезной реализации мониторинга технического состояния государственного запаса боеприпасов (ГЗБ) в специализированных лабораториях Минобороны, дислоцированных в различных климатических зонах.
При этом следует подчеркнуть, что от условий хранения боезапаса в решающей степени зависит его пригодность к боевому применению.
Опасный утиль
К великому сожалению, можно констатировать, что в настоящее время ГЗБ не хранится по хрестоматийным правилам. Допускаемые нарушения не позволяют рассчитывать на пригодность боеприпасов к стрельбе и тем более что они обеспечат заложенную конструкторами и технологами надежность действий при выстреле и у цели.
Можно отметить ряд основных причин необходимости экстренной утилизации накопленного опасного арсенала, требующих принятия организационно-технического решения на уровне государства.
Сегодня основу государственного запаса составляют боеприпасы, изготовленные до 1991 года. Гарантийные сроки их хранения – 10–12 лет (для патронов стрелкового оружия – 25 лет). Пополнения за счет нового производства последние 20 лет практически не осуществлялось – ежегодно менее одного процента от общего наличия.
Основную часть запасов составляют боеприпасы со сроком хранения от 11 до 25 лет (49 процентов) и от 26 до 35 лет (38 процентов), старше 35 лет – девять процентов и только четыре процента произведены менее 10 лет назад.
Из общего объема доля современного арсенала крайне низкая и достигает в части наземной артиллерии пять процентов, патроны к стрелковому оружию – 15 процентов, а по остальным типам современные боеприпасы отсутствуют вообще.
В связи с выводом войск из сопредельных государств и общим сокращением ВС РФ войсковые запасы боеприпасов были размещены на арсеналах и базах с нарушением норм безопасности – имеющиеся площади хранения перегружены в 1,4–1,9 раза. Работы на этих объектах по утилизации элементов устаревших снарядов производятся неквалифицированным личным составом. При этом в стране имеются незагруженные производственно-технологические мощности и обученный персонал в отрасли боеприпасов и спецхимии.
В то же время госзапас прогрессивно стареет. В случае непринятия эффективных организационно-технических мер содержащийся в местах хранения ГЗБ в большей своей части утрачивает критичность как инженерно-техническая система и прежде всего по вопросам взрыво- и пожаробезопасности. Кроме того, застройка городов привела к опасной близости жилых кварталов к местам хранения боеприпасов.
Все перечисленные факторы способствуют увеличению вероятности возникновения техногенных катастроф, в которых может пострадать гражданское население.
Возвратный потенциал
При достижении боеприпасами установленных показателей технической пригодности для дальнейшего их использования должно быть принято одно из следующих организационно-технических решений:

  • отправка боеприпасов в ремонт на арсеналы и базы Минобороны или на отраслевые предприятия;
  • замена комплектующих элементов с истекшими сроками службы новыми или полученными от разделки других (перекомплектация);
  • списание опасных в обращении единиц с целью последующей утилизации или уничтожения.
    Этот порядок в любом случае носит затратный характер, так как требует включения проводимых работ в задание гособоронзаказа или в перечень мероприятий ФЦП «Промышленная утилизация…»
    Представляется целесообразным для большей экономической эффективности и оперативности пересмотреть существующую схему в целях более активного использования возвратного потенциала ГЗБ.
    В феврале 2010 года на «круглом столе» РАРАН было отмечено, что решение данной проблемы является многосторонней задачей, неразрывно связанной с тремя направлениями работ:
  • поддержанием должного состояния хранимого в Минобороны России арсенала, предназначенного для обеспечения обороноспособности страны;
  • промышленной утилизацией в целях освобождения оборонного ведомства от ненужных боеприпасов и коммерческой загрузки отраслевых предприятий;
  • реструктуризацией запасов, нацеленной на сокращение мест хранения и нормативное их размещение.
    ГЗБ также имеет значительный модернизационный потенциал, который пока недостаточно широко используется. Предприятиями отрасли боеприпасов и спецхимии, РАРАН за последние годы разработан целый ряд инновационных технологий, позволяющих на базе существующих конструкций усовершенствовать боеприпасы и более чем в два раза повысить их характеристики. Имеющие перспективу боевого применения калибры и боеприпасы управляемого вооружения могут быть использованы в дальнейшем.
    Опыт промышленности
    Часть ГЗБ никогда не будет востребована для применения по прямому назначению. Это прежде всего обусловлено тем, что ряд средств поражения и боеприпасов к ним являются устаревшими и не включены в табель к штатам частей и соединений ВС РФ.
    Все они подлежат промышленной утилизации. Опыт подобной деятельности показывает, что отраслевые предприятия в состоянии обеспечить утилизацию более 250 тысяч тонн боеприпасов в год. При этом расснаряжение ракет и боеприпасов может дать для использования в народном хозяйстве ежегодно не менее 150 тысяч тонн черного металла, 20 тысяч тонн цветного и 30 тысяч тонн взрывчатых веществ и порохов, а дефицит бюджетных средств можно восполнить передачей исполнителям полученных в результате этих работ вторичных ресурсов для их глубокой переработки с последующей продажей.
    Ассоциированными членами РАРАН разработаны технологии глубокой переработки высвобождаемых при утилизации боеприпасов вторичных ресурсов и созданы промышленные автоматизированные линии изготовления новых материалов и изделий из них. Отработана технология промышленного получения наноуглерода и его производных из утилизированных взрывчатых материалов.
    В настоящее время РАРАН активно участвует в реализации мероприятий ФЦП «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011–2015 годы и на период до 2020 года», государственным заказчиком-координатором которой является Минобороны.
    Военно-промышленной комиссией (ВПК) при правительстве России принято решение об объединении всех работ в этой сфере в комплекс по реализации возвратного потенциала государственного запаса боеприпасов, предназначенный для решения многофакторной задачи: обновления запаса боеприпасов с одновременным повышением его боевой эффективности, поддержания неядерного потенциала в боеготовом состоянии, высвобождения мест хранения от устаревшего и излишнего арсенала, его утилизации. Конечной целью этих действий является снижение бюджетных расходов государства.
    Во исполнение решения ВПК от 8 апреля 2009 года РАРАН проведен предварительный технико-экономический расчет по реализации возвратного потенциала ГЗБ, который подтвердил, что наибольшую удельную стоимость составляют металлоемкие элементы – корпус снаряда и гильза: от 80,5 до 92,3 процента. В случае повторного использования (переснаряжения) корпусов снарядов и гильз поставка обновленных модернизированных выстрелов будет обходиться государственному заказчику на 66–78 процентов дешевле.
    В России нормативно-правовая база для организации и проведения работ по реализации возвратного потенциала боеприпасов включает два федеральных закона (№ 135-ФЗ от 29 июля 1998 года и № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года) и два постановления правительства РФ (№ 682 от 12 ноября 2003 года и № 783 от 17 ноября 2007 года).
    Государственная задача
    Проблема возвратного потенциала является межведомственной, масштабной и комплексной организационно-технической задачей, к исполнению которой потребуется привлечь значительное количество предприятий промышленности, полигонов, НИИ и конструкторских бюро. Отношения между этими организациями должны быть эффективно оформлены на долговременной контрактной основе и сопровождаться авторитетным контролем со стороны федеральных органов исполнительной власти.
    Качественная и всесторонняя проработка РАРАН вопросов организации мероприятий возвратного потенциала ГЗБ обусловлена тем, что она обладает высоким научным потенциалом и фактически является крупной научной ассоциацией, имея в своем составе, помимо трехсот членов академии, авторитетных ученых, конструкторов и разработчиков современного оружия, более ста научных и производственных организаций различных силовых ведомств, ОПК и высшей школы в качестве ассоциированных членов.
    В сложившихся условиях РАРАН может осуществлять координацию работы предприятий ОПК, исключая параллелизм и дублирование, и обеспечивать оперативную связь между заказывающими департаментами Минобороны России и другими силовыми ведомствами на всех этапах жизненного цикла образцов вооружения и военной техники, что в немалой степени способствовало бы безусловному выполнению гособоронзаказа, Государственной программы вооружения и сбалансированному развитию оборонно-промышленного комплекса.
    РАРАН может взять на себя роль объективного эксперта, системного интегратора и координатора комплексных исследований, направленных на решение инновационных задач военно-технической политики, в том числе в вопросах организации мероприятий возвратного потенциала ГЗБ. Кроме того, РАРАН в рамках имеющегося соглашения с Российской академией наук может обеспечить выполнение работ по внедрению результатов фундаментальных исследований в прикладные работы по сокращению накопленных запасов путем их модернизации, уничтожения или промышленной утилизации.
    По своим организационно-техническим параметрам реализация возвратного потенциала ГЗБ рассматривается как составная часть задачи создания государственного запаса боеприпасов и постоянного поддержания неядерного потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации в боеготовом состоянии.
  • Гильзы на металлолом

    Частные лица и работники тиров, полигонов, воинских частей часто интересуются, можно ли сдавать гильзы на металлолом. Ведь эти изделия являются особыми, поэтому подлежат жесткому контролю. К тому же обращение с таким материалом потенциально опасно, требует бдительности и аккуратности.

    Известны случаи, когда в нашей стране люди пытались сдавать старые боеприпасы (патроны, гильзы и прочие), найденные в поле или возле дислокации воинских подразделений. Приемщикам металлолома приходилось вызывать саперов и оперативные службы, чтобы обезвредить такие «ценности».

    Чтобы не повторить ошибок соотечественников, не помешает ознакомиться с информационным материалом, дабы точно понимать, можно ли сдавать гильзы на металлолом. Также рассмотрим характеристики таких изделий.

    Особенности лома

    Гильзы – это военный лом, который требует к себе особого внимания. Однако сдать их в пункт приема достаточно просто. Документальное оформление – забота компаний, занимающихся сбором и переработкой лома.

    Существуют следующие разновидности гильз:

    • от охотничьих ружей;
    • водопроводные;
    • компьютерные;
    • спортивные;
    • времен гражданской или мировой войны.

    Не стоит считать, что если речь идет о гильзах, то это обязательно изделия, относящиеся к боеприпасам. Вполне возможно, что под этим термином понимается конструктивный элемент водопроводной системы. Существует несколько разновидностей таких изделий, которые могут отличаться не только размерами и способом исполнения, но и материалом изготовления. Последний параметр сильно влияет на оценочную стоимость металлолома.

    Поэтому при сдаче гильз нужно лишь одно – чтобы они были изготовлены из металла. Об остальном позаботится приемщик. Он определит тип материала (черный или цветной, марка), взвесит и осмотрит изделия, чтобы вынести свой вердикт относительно возможности сдачи гильз и оценки их стоимости.

    Что касается классификации боеприпасов и стрелкового оружия, а также терминологии, разобраться в этих вопросах поможет ГОСТ 28653-90. В этом документе указаны сведения относительно изделий, которые запрещены к ввозу и вывозу. Скупщику нужно учитывать это, поскольку при необходимости в экспорте лома в чистом виде могут быть ограничения. Если изделие попадает под условия, его придется перерабатывать (или проще его не принимать).

    Гильзы – антиквариат

    Изделия могут представлять собой не просто металлолом, но и иную ценность. Некоторые модели интересуют коллекционеров. Более того, гильзы могут использоваться для создания экспонатов: рюмок, посуды, светильников, декоративных элементов.

    Конечно, при наличии таких изделий можно выручить намного больше. Разница в стоимости может быть существенной. К тому же есть умельцы, которые скупают подобные изделия, чтобы делать из них оригинальные предметы. Они пользуются спросом. Ведь из гильз можно сделать, к примеру, фигуры для шахмат. Они уникальны, поэтому высоко ценятся.

    Поскольку найти альтернативные пути продажи гильз достаточно сложно (требуются усилия и свободное время), многие поступают просто – приносят в пункты, принимающие металлолом.

    Особенности сдачи на металлолом

    Перед доставкой гильз в приемный пункт следует учесть простые рекомендации:

    • стереть следы масла;
    • удалить загрязнения;
    • помыть и протереть.

    Изделия, которые можно отправить за рубеж, как правило, оцениваются дороже. Также имеет значение материал изготовления. Встречаются такие варианты:

    • плакированная или легированная сталь;
    • латунь;
    • чугун.

    Для сдачи подойдет дробь, артиллерийские снаряды, гильзы от стрелковых оружий. Эти изделия отличаются калибром. Он определяет вес, а значит, и стоимость.

    Куда можно отнести гильзы?

    Приемом подобного лома занимается компания «Интерметтрейд». Это лидер рынка Татарстана по сбору и переработке подобной продукции. Предприятие предлагает:

    • сдавать гильзы на металлолом по выгодным ценам;
    • консультирование по телефону и во время приема продукции;
    • оформление всей необходимой документации и законность сделок.

    Компания обеспечивает оперативность обслуживания. Этому способствует компетентность персонала и оснащенность приемных пунктов. Специалисты могут приехать на объект для удобства сдачи лома. Если необходимо, они могут участвовать в демонтажных операциях.

    «Интерметтрейд» – субъект, принимающий все варианты металлолома!

    Приказ МВД России от 09.01.2014 N 7
    «Вопросы организации контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях»
    (вместе с «Техническими требованиями к контрольному отстрелу огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях», «Правилами учета, хранения и передачи в федеральную пулегильзотеку контрольных пуль и гильз огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях», «Порядком списания и уничтожения (утилизации) отработанных контрольных пуль и гильз огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях»)
    (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2014 N 31422)

    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРИКАЗ

    от 9 января 2014 г. N 7

    ВОПРОСЫ

    ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОГО ОТСТРЕЛА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

    С НАРЕЗНЫМ СТВОЛОМ, ОБОРОТ КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

    В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

    В соответствии с пунктом 12 Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. N 1314 <1>, приказываю:

    <1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4790; 2011, N 2, ст. 351.

    1. Утвердить согласованные с государственными военизированными организациями <1>:

    <1> Статья 5 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 1998, N 30, ст. 3613; N 51, ст. 6269; 2000, N 16, ст. 1640; 2001, N 33, ст. 3435; N 49, ст. 4558; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3420; 2009, N 7, ст. 770; 2011, N 1, ст. 16).

    1.1. Технические требования к контрольному отстрелу огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях (приложение N 1).

    1.2. Правила учета, хранения и передачи в федеральную пулегильзотеку контрольных пуль и гильз огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях (приложение N 2).

    1.3. Порядок списания и уничтожения (утилизации) отработанных контрольных пуль и гильз огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях (приложение N 3).

    2. ЭКЦ МВД России (П.Л. Гришину) обеспечить направление настоящего приказа в государственные военизированные организации.

    Министр

    генерал-полковник полиции

    В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

    Приложение N 1

    к приказу МВД России

    от 09.01.2014 N 7

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    К КОНТРОЛЬНОМУ ОТСТРЕЛУ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ С НАРЕЗНЫМ

    СТВОЛОМ, ОБОРОТ КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

    ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

    1. Настоящие Технические требования устанавливают обязательные к соблюдению условия проведения контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях <1>, и его документальное оформление.

    <1> Перечень подлежащего контрольному отстрелу оружия, а также основания, при наличии которых производится контрольный отстрел оружия, определены в пунктах 9 и 11 Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. N 1314 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4790; 2011, N 2, ст. 351).

    2. Контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом <1>, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях <2>, производится комиссионно в тирах (на стрельбищах) или специально оборудованных местах в пулеулавливатели, обеспечивающие получение качественных следов на пулях и гильзах, пригодных для проведения идентификационных исследований.

    <1> Далее — «оружие».

    <2> Статья 5 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 1998, N 30, ст. 3613; N 51, ст. 6269; 2000, N 16, ст. 1640; 2001, N 33, ст. 3435; N 49, ст. 4558; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3420; 2009, N 7, ст. 770; 2011, N 1, ст. 16).

    3. Перед контрольным отстрелом оружие очищается от заводской и консервирующей смазки. Канал ствола, каморы барабана и патронный упор затвора оружия тщательно протираются.

    4. При контрольном отстреле каждого экземпляра оружия необходимо получить не менее трех контрольных пуль и гильз, а при наличии сменных стволов и приспособлений для бесшумной стрельбы — по три пули и гильзы с использованием каждого ствола и приспособления для бесшумной стрельбы.

    4.1. При контрольном отстреле револьверов необходимо получить по две контрольные пули и гильзы из каждой каморы барабана.

    4.2. Отстрел автоматического оружия производится в режиме одиночного огня.

    5. Контрольный отстрел оружия производится с использованием патронов, штатных для каждого экземпляра оружия, со стандартным пороховым зарядом, снаряженных оболочечными неэкспансивными пулями со свинцовым или стальным сердечником или безоболочечными пулями. Использование патронов с полуоболочечными экспансивными пулями допускается только в случае отсутствия в наличии патронов с оболочечными пулями или в случае возможности получения контрольных полуоболочечных пуль без деформаций, со следами канала ствола, пригодными для дальнейшего идентификационного исследования. Снижение массы порохового заряда в штатных боеприпасах, за исключением патронов калибра 12,7 мм, в целях снижения деформаций пуль при производстве контрольного отстрела запрещается. При контрольном отстреле оружия калибра 12,7 мм для получения контрольных пуль допускается уменьшение порохового заряда, но не более чем на 25 процентов. Для получения контрольных гильз используются патроны со стандартным пороховым зарядом.

    6. Следы оружия на контрольных пулях и гильзах должны быть пригодны для проведения идентификационных исследований. Пули должны быть недеформированными, с четкими следами канала ствола, без посторонних следов от других объектов и преград.

    7. При контрольном отстреле оружия должна быть полностью исключена возможность подмены контрольных пуль и гильз пулями и гильзами, отстрелянными из других экземпляров оружия.

    8. Серия пуль и гильз после контрольного отстрела каждого экземпляра оружия упаковывается в отдельный прочный полиэтиленовый пакет, при этом упаковка должна исключать возможность контакта пуль и гильз между собой и видоизменение на них следов оружия вследствие посторонних воздействий.

    8.1. Внутрь пакета помещается бирка, на которой указываются тип, модель, калибр, серия, номер и год выпуска оружия, наименование государственной военизированной организации, номер воинской части или наименование организации и дата отстрела. Надписи на бирках выполняются в машинописном виде или в рукописном виде разборчиво печатным шрифтом.

    8.2. Каждая серия пуль и гильз, отстрелянных с применением сменных стволов и приспособлений для бесшумной стрельбы, упаковывается в отдельный полиэтиленовый пакет с соответствующими пояснительными надписями.

    9. Результаты контрольного отстрела оружия оформляются протоколом (приложение к настоящим Техническим требованиям), составленным в двух экземплярах (оформление второго экземпляра протокола допускается в виде копии). Первый экземпляр протокола хранится вместе с контрольными пулями и гильзами; второй экземпляр протокола или копия протокола хранится в подразделении, представившем оружие для контрольного отстрела. По решению руководителя государственной военизированной организации могут быть оформлены дополнительные экземпляры протокола контрольного отстрела или его копии. Подразделения, осуществляющие хранение дополнительных экземпляров протокола контрольного отстрела или его копий, определяются руководителем государственной военизированной организации.

    10. Протоколы контрольного отстрела оружия подлежат хранению в течение 10 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

    Приложение

    к Техническим требованиям

    к контрольному отстрелу

    огнестрельного оружия

    с нарезным стволом, оборот

    которого осуществляется

    в государственных

    военизированных организациях

    Образец

    ПРОТОКОЛ N _____ контрольного отстрела оружия от «__» _____ 20__ г. Настоящий протокол составлен о том, что произведен контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом в: ___________________________________________________________________________ (наименование государственной военизированной организации) ___________________________________________________________________________ (номер воинской части или наименование организации) Опись отстрелянного оружия

    N п/п

    Тип

    Модель

    Калибр

    Серия

    Номер

    Год выпуска

    Дата отстрела

    Состав комиссии: Начальник (руководитель) _______ ________________________________ М.П.

    Приложение N 2

    к приказу МВД России

    от 09.01.2014 N 7

    ПРАВИЛА

    УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ПУЛЕГИЛЬЗОТЕКУ

    КОНТРОЛЬНЫХ ПУЛЬ И ГИЛЬЗ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ С НАРЕЗНЫМ

    СТВОЛОМ, ОБОРОТ КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

    ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

    1. Учет контрольных пуль и гильз, отстрелянных из огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях <1>, формируется на основании протоколов контрольного отстрела оружия путем систематизации информации о типе, модели, калибре, серии, номере, годе выпуска оружия, наименовании подразделения, дате проведения контрольного отстрела, а также о местонахождении контрольных пуль и гильз.

    <1> Далее — «контрольные пули и гильзы».

    2. Ведение учета должно обеспечивать удобство и быстроту получения информации об отстрелянном оружии и определения местонахождения контрольных пуль и гильз, отстрелянных из каждого экземпляра оружия. Ведение учета контрольных пуль и гильз осуществляется в виде журналов учета или электронных баз данных.

    3. Контрольные пули и гильзы должны храниться в пронумерованных шкафах (ящиках) или на стеллажах с пронумерованными ячейками.

    4. Условия хранения контрольных пуль и гильз должны обеспечивать надежную сохранность контрольных пуль и гильз и исключение доступа к ним посторонних лиц, а также удобство размещения, поиска и извлечения контрольных пуль и гильз в случае необходимости. Влажность и температура помещений должны обеспечивать сохранность качественного состояния контрольных пуль и гильз.

    5. В случае утраты (хищения) оружия, из которого был произведен контрольный отстрел, контрольные пули и гильзы из указанного оружия в течение 3 дней направляются в федеральную пулегильзотеку, функционирующую в МВД России, с письмом установленной формы (приложение к настоящим Правилам) для проверки и постановки на учет в целях обеспечения розыска оружия, а также раскрытия преступлений, совершенных с его применением.

    6. Контрольные пули и гильзы утраченного (похищенного) оружия направляются в федеральную пулегильзотеку в упакованном и опечатанном виде. Упаковка должна содержать пояснительные надписи и исключать возможность доступа к содержимому без ее повреждения.

    Приложение

    к Правилам учета, хранения

    и передачи в федеральную

    пулегильзотеку контрольных

    пуль и гильз огнестрельного

    оружия с нарезным стволом,

    оборот которого осуществляется

    в государственных

    военизированных организациях

    Образец

    ЭКЦ МВД России Прошу поставить на учет и проверить по федеральной пулегильзотеке пули и гильзы утраченного (похищенного) оружия, отстрелянные из: ___________________________________________________________________________ (тип, модель, калибр, серия, номер, год выпуска) Оружие утрачено (похищено) ____________________________________________ (число, месяц, год) Оружие состоит на вооружении ______________________________________________ (наименование государственной военизированной организации) ___________________________________________________________________________ Контрольный отстрел произведен ____________________________________________ (число, месяц, год) Начальник (руководитель) ________ _________________________________ _________________________________ М.П. Исполнитель ___________________________________________________________________________ (должность, Ф.И.О.) Служебный телефон ___________________

    Приложение N 3

    к приказу МВД России

    от 09.01.2014 N 7

    ПОРЯДОК

    СПИСАНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ (УТИЛИЗАЦИИ) ОТРАБОТАННЫХ

    КОНТРОЛЬНЫХ ПУЛЬ И ГИЛЬЗ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ С НАРЕЗНЫМ

    СТВОЛОМ, ОБОРОТ КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

    ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

    1. Настоящий Порядок устанавливает обязательные к соблюдению условия списания и уничтожения (утилизации) отработанных контрольных пуль и гильз огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях <1>.

    <1> Далее — «контрольные пули и гильзы».

    2. Контрольные пули и гильзы утилизированного оружия, а также контрольные пули и гильзы, подлежащие замене вновь поступившими пулями и гильзами, отстрелянными повторно в этом же экземпляре оружия, подлежат списанию комиссией с оформлением соответствующего акта (приложение к настоящему Порядку).

    3. Состав комиссии и форма акта о списании контрольных пуль и гильз устанавливаются государственной военизированной организацией, в которой осуществляется оборот отстрелянного оружия.

    4. Списанные контрольные пули и гильзы подлежат уничтожению (утилизации) путем механической деформации или переплавки с составлением комиссией соответствующего акта об уничтожении.

    5. Состав комиссии и форма акта об уничтожении списанных контрольных пуль и гильз устанавливаются государственной военизированной организацией, в которой осуществляется оборот отстрелянного оружия.

    6. Акты о списании и уничтожении контрольных пуль и гильз подлежат хранению в течение 10 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

    Приложение

    к Порядку списания

    и уничтожения (утилизации)

    отработанных контрольных

    пуль и гильз огнестрельного

    оружия с нарезным стволом,

    оборот которого осуществляется

    в государственных

    военизированных организациях

    Образец

    УТВЕРЖДАЮ __________________________________ (руководитель подразделения государственной военизированной организации) «__» ________ 20__ г. АКТ о списании отработанных контрольных пуль и гильз N ___ от «__» _______ 20__ г. ___________________________________________________________________________ (наименование государственной военизированной организации) ___________________________________________________________________________ Комиссия в составе ____________________________________________________ __________________________________________________________________________, назначенная приказом (распоряжением) от «__» _________ 20__ г. N _________, установила, что следующие отработанные контрольные пули и гильзы подлежат списанию и уничтожению:

    N п/п

    Количество пуль и гильз, шт.

    Количество экземпляров оружия, из которого отстреляны пули и гильзы, шт.

    Причина списания пуль и гильз

    Наименование подразделения, в котором осуществляется оборот оружия

    Председатель комиссии: Члены комиссии: «__» __________ 20__ г.

    Приказ ФССП России от 11.12.2015 N 586 (ред. от 27.06.2018) Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия, специальных средств и мерах по соблюдению правил оборота оружия в Федеральной службе судебных приставов

    организация контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом с соблюдением требований, предусмотренных приказом МВД России от 09.01.2014 N 7 «Вопросы организации контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях» (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2014, регистрационный N 31422);

    Чрезвычайные ситуации последнего времени, произошедшие на арсеналах и на полигонах Минобороны России, а также в ряде зарубежных стран при работе со списанными боеприпасами, повлекли в том числе и человеческие жертвы. Они исключительно обострили проблему утилизации старых ракет и снарядов.

    По планам военных в ближайшей перспективе они намерены избавиться более чем от 1,5 млн. тонн боеприпасов. Но при этом особое беспокойство вызывает то, как военное ведомство намерено это сделать. Главным образом методом открытого подрыва и сжигания, что вновь чревато не только чрезмерной нагрузкой на экологию, но и, что не исключается, новыми человеческими жертвами. В век высоких технологий такой небезопасный подход вряд ли оправдан.

    НУЖНЫ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    • В нашей стране произошли серьезные экономические и социальные преобразования, кардинально изменилось отношение к вопросам оснащения армии и флота всеми видами вооружений и военной техники, в том числе боеприпасами различного назначения, их хранения и содержания.

    • Изменились их номенклатура, состав, структура, что привело в целом к уменьшению типов сохраняемых боеприпасов. В военном хозяйстве образовался большой объем избыточных боеприпасов, которые или намного превысили установленные сроки службы, или устарели по своим тактико-техническим характеристикам. Естественно, что все это вызывает серьезную головную боль у военных и желание как можно скорее от нее избавиться.

    • Альтернативой может стать использование все тех же высоких технологий. Такая задача решалась в рамках реализации ФЦП «Промышленная утилизация вооружений и военной техники в 2005–2010 годах». При этом одним из основных требований являлось максимально возможное сохранение и дальнейшее использование высвобождаемых в процессе утилизации материалов, а также взрывчатых веществ и топлива. Необходимо было провести ряд поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечить промышленное производство оборудования и аппаратуры, необходимых для утилизации разнообразных по своей конструкции боеприпасов.

    • К работе привлекли значительное количество научно-производственных объединений и предприятий. При координирующей роли Российской академии ракетно-артиллерийских наук удалось разработать и внедрить в производство целый ряд инновационных решений: эффективные, взрывобезопасные, экологически чистые технологии с глубокой переработкой высвобождаемых вторичных элементов и материалов для их применения в народном хозяйстве.

    • К ним прежде всего относятся технологии расснаряжения тротил- и гексогенсодержащих боеприпасов. В частности, для артиллерийских снарядов разработаны и доведены до практического использования гидродинамический и гидрокавитационный способы вымывания гексогена (А-1Х-2) снарядов калибров 23–152 мм и СТРТ из двигательных установок ракет диаметром до 300 мм. Практически апробирована технология утилизации ракет системы С-300 и боевых частей «Град», вооруженных кассетными зарядами.

    • Таким образом, успешными и реализованными на практике стали технологии извлечения из боеприпасов (артиллерийских выстрелов, торпед, авиационных бомб, реактивных снарядов) неплавких ВВ на основе гексогена и октогена. Это открыло возможность осуществления на промышленной основе утилизации боеприпасов повышенного могущества, требующих особого внимания к обеспечению безопасности работ при утилизации.

    • Время подтвердило, что решение проблемы комплексной утилизации различных видов боеприпасов в сочетании с глубокой переработкой вторичного сырья в интересах его дальнейшего использования требует квалифицированного научного сопровождения всех видов этапов разработки и внедрения прогрессивных технологий в практику.

    НЕТ ПРОМЫШЛЕННОГО МАСШТАБА

    • Итогом этих разработок стал целый ряд мобильных комплексов по утилизации боеприпасов различного назначения. Назову только несколько:
    1. МПУ-5 и МПУ-11, обеспечивающие полный цикл разборки тротилсодержащих артиллерийских выстрелов и переработку высвободившихся порохов и тротила в промышленные взрывчатые вещества;
    2. «КРАБ», обеспечивающий разборку тротил- и гексогенсодержащих боеприпасов и ракет диаметром до 500 мм;
    3. «ЭКСПРЕСС», обеспечивающий расснаряжение боеприпасов калибра 76–152 мм;
    4. ГКМ-10 – высокопроизводительный комплекс (до 1,5 млн. выстрелов в год) расснаряжения боеприпасов калибра 23–37 мм;
    5. «КУБ», обеспечивающий уничтожение аварийных боеприпасов в местах их непосредственной дислокации.

    • Результаты реализации ФЦП, в том числе имеющиеся научно-технические и технологические наработки, сложившееся кооперационное взаимодействие, дают основание предположить, что в ОПК практически сформирована имеющая достаточный инновационный потенциал подотрасль промышленной утилизации боеприпасов и ракет. Ее научной и производственной базой являются ГК «Ростехнологии», федеральные казенные предприятия, предприятия ОАО «Оборонсервис», частные научные и производственные структуры.

    • При определенных условиях, предусматривающих в том числе продуктивное взаимодействие с Минобороны, она может стать ядром того научно-технического и производственного потенциала, который сможет обеспечить потребности российских вооруженных сил в перспективных видах боеприпасов и спецхимии.

    • Но, добившись определенного технологического превосходства мы, тем не менее, столкнулись с проблемами, затрудняющими развертывание в России промышленной утилизации боеприпасов. Переход к ней планировался на 2011–2012 годы, однако в новой ФЦП на 2011–2015 годы и до 2020 года не предусмотрены расходы на тиражирование опытно-промышленных установок и выполнение проектно-строительных работ. Кроме того, стоимостные затраты утилизационных работ превышают предусмотренные гособоронзаказом расходы на эти цели, что делает этот процесс весьма затратным для предприятий. Большая доля выделенных финансовых ресурсов тратится на перевозку боеприпасов с арсеналов и баз хранения к местам их утилизации.

    • Серьезно осложняют налаживание процесса промышленной утилизации и организационные неурядицы. В течение 2005–2010 годов заказчик – координатор программы в лице Минпромторга упразднил отдел утилизации в системе «Росбоеприпасы», а в созданном Департаменте промышленности боеприпасов и спецхимии такого отдела не оказалось. В то же время в связи с переходом Минобороны на новый облик были также ликвидированы соответствующие подразделения в управлении начальника вооружения, в ГРАУ, других видах вооруженных сил. И сегодня отсутствует структура, способная организовать планомерный процесс эффективной и безопасной промышленной утилизации боеприпасов и ракет с учетом интересов предприятий.

    • С 2011 года заказчиком – координатором федеральной программы промышленной утилизации вооружений и военной техники до 2020 года является Минобороны. Но, уже начиная с 2009 года, военное ведомство активно проводило в жизнь практику открытого подрыва как тротилсодержащих (хотя установки по выплавке тротила имеются не только на ряде промышленных предприятий, но почти на всех арсеналах и базах хранения), так и гексогенсодержащих боеприпасов.

    • Объемы открытого подрыва имеют постоянную тенденцию к увеличению, что в результате спешки, нарушения технологического регламента и мер безопасности, отсутствия необходимой квалификации личного состава уже приводило не только к загрязнениям окружающей среды и минированию окрестностей за счет разброса неразорвавшихся боеприпасов, но и к людскими потерями. Материальный ущерб только на двух объектах превысил 4 млрд. рублей.

    САМООКУПАЕМЫЕ ПОДРЫВЫ

    • При умелом руководстве организацией промышленной утилизации и при условии эффективного взаимодействия между исполнителями, относящимися к различным ведомствам, и заказчиком можно в значительной мере перекрыть объемы уничтожения боеприпасов военными методом открытого подрыва. При этом сохраняются огромные сырьевые ресурсы в виде черного и цветного металлов, взрывчатых веществ.

    Руководители Министерства обороны заявляли о намерении уничтожить методом открытого подрыва около 2 млн. единиц боеприпасов до конца текущего года. В то же время только два предприятия, обладающие необходимой технологией, способны в этом и следующем году расснарядить 2,5 млн. снарядов с последующим увеличением ежегодных объемов утилизации до 4–5 млн. штук к 2014 году.

    • Правильно организованный процесс утилизации с учетом дальнейшего использования в народном хозяйстве полученных при этом продуктов может дать хороший экономический эффект. По нашим расчетам, общая минимальная цена утилизационного ресурса может составить около 130 млрд. руб., что создает объективные предпосылки для создания системы утилизации боеприпасов и ракет практически без привлечения бюджетных средств, на основе принципов самофинансирования и самоокупаемости, привлечения инвестиций. При этом используются безопасные и экологически чистые технологии.

    • По инициативе РАРАН 19–20 октября 2011 года в городе Красноармейске на базе ФГУП «Красноармейский научно-исследовательский институт механизации» и ФКП «Геодезия» была проведена VIII Международная научно-техническая конференция «Актуальные проблемы утилизации ракет и боеприпасов» с демонстрацией ряда опытно-промышленных установок. Инициатива была поддержана ВПК правительства, Минобороны, Минпромторгом, «Ростехнологиями». В конференции приняли участие заместители министров обороны России, Армении, Белоруссии, Украины, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, руководители ведущих предприятий оборонной промышленности России и ряда других стран.

    • Там был представлены заинтересованным министерствам и ведомствам, заказчику и исполнителям гособоронзаказа в части утилизации ракет и боеприпасов высокий уровень разработки отечественных технологий и оборудования промышленной утилизации ракет и боеприпасов на современном этапе, способы и основные направления глубокой переработки высвобождаемых вторичных материальных ресурсов.

    Признано, что в нашей стране разработаны и изготовлены не имеющие аналогов в мировой практике автоматизированные линии и оборудование для утилизации зарядов ТРТ, тротил- и гексогенсодержащих боеприпасов. Созданное оборудование апробировано и внедрено в промышленности, на арсеналах и базах военного ведомства.

    • Опыт промышленной утилизации показывает, что предприятия в состоянии обеспечить утилизацию более 250 тыс. тонн боеприпасов в год. При этом промышленное расснаряжение ракет и боеприпасов может дать для использования в народном хозяйстве ежегодно не менее 150 тыс. тонн черного металла, 20 тыс. тонн цветного и 30 тыс. тонн взрывчатых веществ и порохов. А дефицит бюджетных средств – восполнять передачей исполнителям-предприятиям промышленности полученные в результате расснаряжения боеприпасов вторичные ресурсы для их глубокой переработки с последующим выходом на рынок.

    • Очевидно, настало время приступить к созданию международной кооперации для распространения технологий утилизации со странами СНГ и дальнего зарубежья. Решение указанных задач вполне по силам специалистам и практикам боеприпасной отрасли. Они считают одной из главных задач утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов использование отечественных технологий, обеспечивающих сохранение продуктов утилизации и их возврат в народно-хозяйственный оборот.

    • Для ускорения промышленной утилизации ракет и боеприпасов предприятия готовы взять в краткосрочную аренду, с согласия МО РФ и на время, сопоставимое со сроком окупаемости проектов – от двух до пяти лет, не используемые арсеналами и структурами военного ведомства здания, сооружения, площадки для хранения, расснаряжения боеприпасов, организации вторичной переработки продуктов утилизации в товарную продукцию.

    • Хотелось бы надеяться, что промышленная утилизация ракет и боеприпасов, исключающая ненужные жертвы и другие пагубные последствия для страны, станет, в конце концов, доминирующей как в интересах Минобороны, так и отечественной оборонной промышленности.

    /Владимир Чобанян, генерал-лейтенант, академик РАРАН, доктор технических наук, nvo.ng.ru/