Точка у ракета

Точка (тактический ракетный комплекс)

У этого термина существуют и другие значения, см. Точка.

«Точка»

индекс ГРАУ 9K79
обозначение НАТО SS-21 Scarab A,
по договору РСМД — ОТР-21

Тип

тактический ракетный комплекс

Статус

на вооружении

Разработчик

КБМ

Главный конструктор

Непобедимый, Сергей Павлович

Годы разработки

С 1968 года

Начало испытаний

ЛКИ: 1971 год
ГИ: 1973—1974 гг.

Принятие на вооружение

1975 год

Производитель

Ракеты: Воткинский машиностроительный завод
СПУ: ПО «Баррикады»

Годы производства

1973—?

Годы эксплуатации

1975 — н. в.

Основные эксплуатанты

армия СССР
армия РФ (60)
армия Украины (80)

Другие эксплуатанты

7+5 Азербайджан
Армения
Белоруссия
Йемен
Казахстан
Сирия
Снят с вооружения
Болгария
Венгрия
ГДР
Польша
Чехословакия

Модификации

Точка-Р
Точка-У

↓Все технические характеристики

Медиафайлы на Викискладе

«То́чка» (индекс ГРАУ — 9K79, по договору РСМД — ОТР-21) — советский тактический ракетный комплекс дивизионного звена (с конца 1980-х годов переведён в армейское звено) разработки Коломенского КБ машиностроения под руководством Сергея Павловича Непобедимого.

Пуск ракеты 9М79 комплекса «Точка-У» на учениях армии Казахстана, полигон Сары-Шаган

История

Разработка была начата по постановлению Совета Министров № 148-56 от 4 марта 1968 года.

Государственные испытания дивизионного ракетного комплекса 9К79 «Точка» проведены с 1970 по 1975 годы. Официально принят на вооружение Советской Армии в 1975 году, хотя серийное производство ракет началось в 1973 году.

«Точка-Р» с пассивной радиолокационной головкой самонаведения принята на вооружение в 1983 году.

РК 9К79-1 «Точка-У» (обозначение НАТО — Scarab B) с увеличенной до 120 км дальностью стрельбы проходила государственные испытания с 1986 по 1988 год. В войска стал поступать в 1989 году.

Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе (по другим данным — на Петропавловском заводе тяжёлого машиностроения, г. Петропавловск, Казахстан), производство специальных шасси для пусковых установок (ПУ) БАЗ-5921 и транспортно-заряжающих машин (БАЗ-5922) — на Брянском заводе специального автомобилестроения, сборка ПУ осуществлялась на ПО «Баррикады». В производственном цикле составляющих ракетного комплекса были задействованы предприятия всего Советского Союза.

Организационно комплекс может быть представлен в составе бригады, в которую входит 2—3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2—3 стартовые батареи по 2—3 пусковых установки в каждой батарее. Таким образом, в составе одной бригады может быть от 8 до 27 ПУ.

Ракета

Ракета комплекса «Точка» («Точка-У») представляет собой управляемую на всём протяжении полёта одноступенчатую твердотопливную (не является баллистической так как управляется на всём протяжении полёта), состоящую из ракетной части 9М79 (9М79М, 9М79-1) с Х-образным расположением рулей и крыльев и из неотделяемой в полёте головной части (ГЧ). Ракетная и головная часть состыковываются шестью откидными болтами, а электрическая связь между ГЧ и РЧ организована через кабель. Широкая номенклатура взаимозаменяемых ГЧ расширяет круг решаемых комплексом задач и увеличивает его эффективность в конкретных условиях применения. Окончательно собранные ракеты в обычном (неядерном) снаряжении могут храниться в течение 10 лет. Ракеты поступают в войска в собранном виде, при проведении их обслуживания извлекать приборы из ракеты не требуется.

Ракетная часть

Ракетная часть (РЧ) выполняет функцию доставки головной части к цели и состоит из корпуса РЧ, включающего приборный, двигательный, хвостовой отсеки, аэродинамические поверхности и два кабельных ствола, а также из двигательной установки (ДУ) и приборов бортовой системы управления (БСУ). Корпус приборного отсека (ПО) расположен в передней части РЧ, герметично закрыт крышкой и представляет собой цилиндрическую обечайку с рёбрами жёсткости, изготовленную из алюминиевого сплава. На переднем шпангоуте ПО расположены элементы для крепления ГЧ, а в нижней части ПО — транспортировочный бугель и отрывной электроразъём, через который приборы бортовой СУ связаны с наземной аппаратурой пусковой установки (ПУ). Оптическая связь между системой прицеливания СПУ (или приборами АКИМ 9В819) и БСУ ракеты обеспечивается иллюминатором на правой стороне ПО.

Корпус ДУ расположен в средней части РЧ и представляет собой цилиндрическую конструкцию из высокопрочной стали, имеющую 3 шпангоута: передний, средний, задний. На верхней части переднего и заднего шпангоутов крепятся транспортировочные бугеля, а в нижней их части приварены пусковые бугели. На среднем шпангоуте закреплены 4 узла установки крыльев.

Хвостовой отсек (ХО) конической формы, имеет продольные рёбра жёсткости, изготовлен из алюминиевого сплава и является обтекателем соплового блока ДУ. Также в корпусе ХО расположены турбогенераторный источник питания вместе с исполнительными органами системы управления, а на задней части корпуса ХО расположены 4 узла крепления решётчатых аэродинамических и газоструйных рулей. В нижней части ХО установлен датчик схода. На верхней части корпуса находятся два люка для проведения с ракетой регламентных работ, а в нижней части ХО имеются два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП).

Х-образное оперение ракеты включает в себя 4 неподвижных крыла (складывающихся в транспортном положении попарно), 4 аэродинамических и 4 газоструйных руля.

Двигательная установка

Однорежимный твердотопливный ракетный двигатель представляет собой камеру сгорания с сопловым блоком и размещёнными в ней топливным зарядом и системой воспламенения. Камера сгорания состоит из эллипсоидного переднего днища, заднего днища с сопловым блоком и цилиндрического корпуса, изготовленных из высоколегированной стали. Внутренняя сторона корпуса ДУ покрыта слоем теплозащитного покрытия. Сопловый блок состоит из корпуса и составного сопла; до момента старта сопло ДУ закрыто герметизирующей тарелью. Материалы, использованные в сопловом блоке: титановый сплав (корпус), прессованные материалы типа графит-кремний (вход и выход из сопла), силицированный графит и вольфрам (вкладыши в критическом сечении сопла и внутренняя поверхность вкладыша, соответственно).

Система воспламенения топливного заряда, установленная на переднем днище камеры сгорания, включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Воспламенитель представляет собой корпус, внутри которого помещены таблетки пиротехнического состава и дымный ракетный порох. При срабатывании пиропатроны зажигают воспламенитель, а тот в свою очередь топливный заряд 9Х151.

Топливный заряд 9Х151 изготовлен из смесевого твёрдого топлива типа ДАП-15В (окислитель — перхлорат аммония, связующее — каучук, горючее — алюминиевый порошок), представляет собой цилиндрический моноблок, основная часть внешней поверхности которого покрыта бронировкой. Во время работы двигателя заряд горит как по поверхности внутреннего канала, так и по переднему и заднему торцам, имеющим кольцевые проточки, и по небронированной внешней поверхности, что позволяет обеспечить почти постоянную площадь горения в течение всего времени работы ДУ. В камере сгорания заряд закреплён при помощи узла крепления (из покрытого резиной текстолита и металлического кольца), зажатого с одной стороны между шпангоутом заднего днища и корпуса ДУ, а с другой стороны прикреплённого к кольцевой выточке заряда. Такая конструкция узла крепления предотвращает протекание газов в область хвостового отсека, одновременно позволяя сформировать в кольцевом зазоре (между зарядом и корпусом) относительно холодную застойную зону, препятствующую прогоранию стенок камеры сгорания и одновременно компенсирующую внутреннее давление на топливный заряд.

Бортовая система управления

Ракета имеет автономную, инерциальную бортовую систему управления, с гиростабилизированной платформой (ГСП) и бортовым цифровым вычислительным комплексом (БЦВК). В БСУ реализован алгоритм терминального наведения на цель, когда попадающая траектория рассчитывается на всём протяжении полёта и ракета управляется вплоть до падения в точку прицеливания. Это отличает «Точку» от более ранних тактических ракетных комплексов, например 9К72 «Эльбрус», в котором реализован функциональный метод наведения — когда управление ракетой заключается в определении момента выключения двигателя (обычно по достижении заданной величины и направления скорости движения ракеты, так назывемая «функция отсечки тяги по псевдоскорости»), а далее ракета (или её ГЧ) движется по траектории свободно брошенного тела.

В состав БСУ входит ГСП (или командно-гироскопический прибор — КГП), дискретно-аналоговое вычислительное устройство (ДАВУ), блок автоматики гидропривода, блок управления ТГИП и датчик угловых скоростей и ускорений типа ДУСУ1-30В, расположенные внутри корпуса приборного отсека. Исполнительными органами БСУ являются решётчатые аэродинамические рули, приводимые в действие гидравлическими рулевыми машинками. На стартовом участке траектории, когда скорость ракеты недостаточна для эффективного действия аэродинамических рулей, управление происходит с помощью газоструйных рулей из тугоплавкого вольфрамового сплава, установленных на одном валу с решётчатыми. Снабжение бортовых потребителей электроэнергией осуществляется от турбогенераторного источника питания, приводимого во вращение горячим газом, вырабатываемым блоком газогенераторов. И гидропривод рулей (в составе 4-х рулевых машинок и питающей гидравлической установки), и ТГИП (в составе газотурбинного блока и блоков сопротивлений и регуляторов) располагаются в хвостовом отсеке, электрическая связь между приборами в ПО и ХО осуществляется с помощью комплекта кабелей через кабельные стволы в корпусе ракеты. Комплектация БСУ конкретными типами приборов зависит от типа ракетной части.

Головные части

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Разрезной макет кассетной БЧ 9Н123К в ВИМАИВиВС

За годы разработки и эксплуатации РК 9К79 для него была создана широкая номенклатура типов боевого оснащения — разработаны и приняты на вооружение головные части, как в специальном (ядерном и химическом), так и в обычном снаряжении:

  • 9Н39 — специальная ядерная ГЧ в составе ракеты 9М79Б (9М79-1Б), ядерный заряд типа АА-60, мощностью от 10 до 100 кт;
  • 9Н64 — специальная ядерная ГЧ в составе ракеты 9М79Б1, ядерный заряд типа АА-86, мощностью до 200 кт (по другим данным — 100);
  • Специальная ядерная ГЧ в составе ракеты 9М79Б2, ядерный заряд типа АА-92, мощностью до 200 кт (по другим данным — 100 кт);
  • 9Н123Ф — осколочно-фугасная ГЧ сосредоточенного действия, в составе ракет 9М79Ф (9М79-1Ф). Масса ГЧ 482 кг, масса взрывчатого вещества ТГ-20 — 162,5 кг, количество осколков — 14,5 тыс. Площадь поражения — 2—3 га. При подлёте к цели ракета совершает доворот (по углу тангажа), чтобы обеспечить угол встречи заряда с целью близкий к 90° для наиболее эффективного использования энергии взрыва БЧ. Для этого же ось заряда осколочно-фугасной ГЧ 9Н123Ф развёрнута относительно продольной оси ракеты на некоторый угол. Воздушный подрыв ГЧ 9Н123Ф производится на высоте 20 метров над поверхностью для достижения максимальной площади поражения;
  • 9Н123К — кассетная ГЧ в составе ракет 9М79К (9М79-1К), содержащая 50 осколочных боевых элементов 9Н24 (массой по 7,45 кг, масса ВВ типа А-IX-20 — 1,45 кг, 316 осколков). Масса ГЧ 482 кг, количество осколков — 15,8 тыс. Подрыв центрального заряда и вскрытие БЧ инициируется радиодатчиком типа 9Э326 на высоте в 2250 м. Площадь поражения — 3,5—7 га. Предназначена такая боевая часть для поражения живой силы и небронированной техники, расположенной на открытой местности;
  • 9Н123Ф-Р (9Н123Ф-Р2, 9Н123Ф-Р3) — осколочно-фугасная ГЧ с пассивной радиолокационной ГСН 9Н215 в составе противорадиолокационных ракет 9М79Р (9М79ФР, 9М79-1ФР), с РЧ типа 9М79М или 9М79-1, при подготовке к пуску устанавливалась частота излучения цели, площадь поражения до 2 га. Начало разработки — 1971 г.;
  • 9Н123Г — специальная химическая кассетная ГЧ, содержавшая 65 субэлементов, снаряжённых 930 граммами вещества Р-33 каждый. Всего 60,5 кг отравляющего вещества;
  • 9Н123Г2-1 — специальная химическая кассетная ГЧ, содержавшая 65 субэлементов, снаряжённых веществом «Зоман» (Р-55). Всего 50,5 кг отравляющего вещества.

Также в некоторых источниках сообщается о наличии агитационной головной части.

Пусковая установка

Пусковая установка 9П129 с контейнером 9Я234

Пусковая установка смонтирована на трёхосном амфибийном автомобильном шасси БАЗ-5921. Передняя и задняя пары колёс — управляемые, что обеспечивает относительно небольшой радиус поворота — 7 метров. Состав аппаратуры пусковой установки обеспечивает возможность абсолютно автономного её применения, в её состав входят:

  • наземная контрольно-пусковая аппаратура (НКПА);
  • система прицеливания, обеспечивающая нацеливание ракеты по оптическому каналу;
  • пульт установки полётных данных (НДПУ);
  • аппаратура топогеодезической привязки;
  • радиостанция Р-173;
  • фильтро-вентиляционная установка.

В расчёт пусковой установки входят четыре человека: начальник расчёта, заместитель начальника расчёта (он же — старший оператор-вычислитель), механик-водитель, оператор.

Оборудование комплекса

9П129-1М 448-й ракетной бригады в процессе развёртывания. 21 марта 2018 года.

В состав ракетного комплекса входят:

  • ракеты 9М79 (для комплекса «Точка-У» — 9М79-1) с различными типами головных частей;
  • пусковая установка 9П129 или 9П129-1М (СПУ);
  • транспортно-заряжающая машина 9Т218 или 9Т128-1 (ТЗМ);
  • транспортная машина 9Т222 или 9Т238 (ТМ);
  • автоматизированная контрольно-испытательная машина 9В819 или 9В819-1 (АКИМ);
  • машина технического обслуживания 9В844 или 9В844М (МТО);
  • комплект арсенального оборудования 9Ф370-1 (КАО);
  • учебно-тренировочные средства:
    • тренажёр 9Ф625М;
    • габаритно-весовые макеты ракет (например 9М79К-ГВМ);
    • учебно-тренировочные ракеты 9М79-УТ и головные части 9Н123Ф(К)-УТ, 9Н39-УТ. 9Н123Ф-Р УТ;
    • разрезные учебные макеты ракет 9М79-РМ и головных частей 9Н123К-РМ.

Тактико-технические характеристики

В скобках приведены данные для комплекса «Точка-У».

  • Дальность стрельбы:
    • минимальная: 15 (15) км
    • максимальная: 70 (120) км
  • Скорость ракеты: 1100 м/с
  • Стартовая масса: 2010 кг
  • Тяга двигателя: 9788 кгс
  • Время работы: 18—28 с
  • Подлётное время на максимальную дальность: 136 с
  • Боевые части (БЧ): массой до 482 кг, обычного, ядерного и химического снаряжения, согласно номенклатуре
  • Время подготовки к пуску:
    • из готовности № 1: 2 мин
    • с марша: 16 мин
  • Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом): 18145 кг
  • Максимальная скорость передвижения ПУ с ракетой:
    • по шоссе: 60 км/ч
    • по грунтовым дорогам: 40 км/ч
    • по бездорожью: 15 км/ч
    • на плаву: 8 км/ч
  • Запас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой): 650 км
  • Технический ресурс боевых машин: 15000 км
  • Экипаж: 4 чел.

Расход ракет

Расход ракет для уничтожения целей при точности определения координат цели 50 м

  • Пусковые установки РСЗО — 2 9М79К, или 4 9М79Ф
  • Батарея ракет типа Ланс — 2 9М79К, или 4 9М79Ф
  • Батарея САУ или буксируемых орудий — 1 9М79К, или 2 9М79Ф
  • Вертолёты на посадочных площадках — 1 9М79К, или 2 9М79Ф
  • Склады боеприпасов — 1 9М79К, или 3 9М79Ф
  • Поражение живой силы, небронированная техника, самолёты на стоянке, и т. д.
    • На площади 40 Га — 2 9М79К, или 4 9М79Ф
    • На площади 60 Га — 3 9М79К, или 6 9М79Ф
    • На площади 100 Га — 4 9М79К, или 8 9М79Ф

Операторы

Карта операторов ТРК «Точка» На вооружении Снято с вооружения «Точка-У» на параде в Баку, 26 июня 2011 года

  • Азербайджан — 4 единицы 9М79 по состоянию на 2018 год
  • Армения — 4 единицы по состоянию на 2018 год
  • Белоруссия — 36 единиц по состоянию на 2018 год
  • Йемен — некоторое количество, по состоянию на 2018 год
  • Казахстан — 12 единиц по состоянию на 2018 год
  • КНДР — некоторое количество KN-02 Toksa, по состоянию на 2018 год
  • Сирия — некоторое количество, по состоянию на 2018 год
  • Украина — 90 единиц по состоянию на 2018 год

Снято с вооружения

  • СССР — По состоянию на 1991 г. СССР располагал 250—300 ПУ Точка
  • Болгария
  • Польша
  • Россия — по состоянию на 2018 г. на вооружении ВС РФ оставалось 12 единиц ПУ «Точка» и 24 единицы ПУ «Точка-У», которые к концу ноября 2019 г. были полностью заменены на ОТРК «Искандер»
  • Узбекистан — 5 единиц по состоянию на 2010 год
  • Чехословакия

Боевое применение

Первое боевое применение ракетных комплексов «Точка», произошло в 1994 году, во время войны между войсками южной и северной частей Йемена.

Активно комплексы применялись в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, а также во время вооружённого конфликта в Южной Осетии.

Применялся украинской армией в вооружённом конфликте на востоке страны в 2014—2015 годах, в частности во время боёв за Саур-Могилу Со слов начальника генерального штаба ВСУ Муженко, в боях за Саур-Могилу активно использовалось тактическое ракетное оружие: «В июле-августе 2014 года, в связи с недосягаемостью объектов противника для других огневых средств во время боёв за Саур-Могилу, 1 РДН 19 РБР выполнял задачи по общей, а иногда и непосредственной, поддержке подразделений ВСУ. В ходе выполнения задач было приведено в исполнение до 20 групповых и одиночных ракетных ударов по сосредоточениям личного состава и техники противника с привлечением от 1 до 4 пусковых установок „Точка“.». Случаи применения «Точка-У» на Донбассе подробно проанализированы в расследовании Андрея Карлова.

В Сирии применяются САА с 2013 года.

В настоящее время применяются хуситами против войск саудовской коалиции в Йемене.

> См. также

  • ОТРК «Гром»
  • «Искандер» (ОТРК)

Примечания

  1. Для крепления ракеты на направляющей ПУ в походном положении
  2. На заднем бугеле дополнительно имеется фиксатор для крепления ракеты на СПУ и ТЗМ (от продольного перемещения) и удержания ракеты при подъёме направляющей
  3. Датчик схода включает рулевой привод ракеты при сходе её с направляющей ПУ. Момент срабатывания датчика является началом отсчёта программы полёта.
  4. В качестве бронировки используют хлопчатобумажную ткань, пропитанную специальным негорючим составом
  1. 1 2 3 Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — С. 53—56. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3.
  2. Ленский А. Г., Цыбин М. М. Советские сухопутные войска в последний год Союза ССР. Справочник. — СПб.: В&К, 2001. — С. 266. — 294 с. — ISBN 5-93414-063-9.
  3. 1 2 3 http://zato-znamensk.narod.ru/History.htm
  4. В. Шестериков. Розы и ракеты // Нива. — Астана: Нива, 2007. — Вып. 4. — С. 155—161.Объём 1,5 МБ.
  5. DIMMI. 9К79 Точка — SS-21 SCARAB. Отечественная военная техника (после 1945 г.) (11.05.2010 00:38:00). Дата обращения 14 июня 2010. Архивировано 20 февраля 2012 года.
  6. Высокоточный тактический ракетный комплекс «Точка-У» КБМ.
  7. Вооружения, Военная Техника, Военно-Технический Сборник, Современное Состояние, История Развития Опк, Бастион Втс, Невский Бастион, Журнал, Сборник, Впк, Армии, Выставки, Сало….
  8. Двигательная установка ракеты 9М79 | Ракетная техника.
  9. «Точка-У» (9К79, SS-21 «Scarab»), тактический ракетный комплекс — ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство.
  10. Отечественная военная техника (после 1945 г.) | Статьи | 9К79 Точка — SS-21 SCARAB
  11. The Military Balance 2018. — P. 183.
  12. The Military Balance 2018. — P. 181.
  13. The Military Balance 2018. — P. 186.
  14. The Military Balance 2018. — P. 371.
  15. The Military Balance 2018. — P. 189.
  16. The Military Balance 2018. — P. 276.
  17. The Military Balance 2018. — P. 362.
  18. The Military Balance 2018. — P. 210.
  19. Вооружения, Военная Техника, Военно-Технический Сборник, Современное Состояние, История Развития Опк, Бастион Втс, Невский Бастион, Журнал, Сборник, Впк, Армии, Выставки, Сало…
  20. Федотов Д. Сухопутные войска республики Болгария (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М., 1995. — № 5. — С. 22—26. — ISSN 0134-921X.
  21. 1 2 Валецкий О. В., Лямин Ю. Ю. Распространение ракетных технологий в третьем мире. — Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. — С. 5. — 60 с. — ISBN 978–5–906233–34–9.
  22. The Military Balance 2018. — P. 189, 194.
  23. Российская армия окончательно перешла на «Искандеры»
  24. Журнал «Национальная Безопасность»
  25. Raising Red Flags: An Examination of Arms & Munitions in the Ongoing Conflict in Ukraine Armament Research Services, 2014, стр. 74
  26. История подвига украинского спецназа, который не оценен по заслугам | Міністерство оборони України
  27. Аналіз ведення АТО та наслідків вторгнення РФ в Україну у серпні-вересні 2014 року | Міністерство оборони України
  28. СКР получил доказательства использования Киевом комплексов «Точка-У» в Донбассе
  29. СК обвинил украинского полковника в применении комплексов «Точка-У» в Донбассе
  30. Когда боги артиллерии ставят точку… У. Пётр и Мазепа. Дата обращения 16 апреля 2016.
  31. «Точки» над Ü. Lost Armour. Дата обращения 21 мая 2017.
  32. Война в Сирии еще раз подтвердила смертоносную мощь ракетной «Точки», Российская газета (30 мая 2018). Дата обращения 30 мая 2018.

Литература

  • Первов М. Отечественное ракетное оружие 1946—2000. — М.: АКС-Конверсалт, 1999. — С. 52—53. — 141 с.
  • Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — С. 53—56. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6.
  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1918—2002 / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2003. — С. 441—443. — 544 с. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-0949-4.

Ссылки

  • Широкий обзор — Информационная система «Ракетная техника»
  • «Точка-У» Video
  • Полигон КапЯр. «Точка-У»
  • 9К79 Точка на сайте militaryrussia.ru

Иноязычные ресурсы

Советские и российские баллистические ракеты

Орбитальные

ГР-1 • УР-200А • Р-36орб • Авангард •

МБР

Р-7 • Р-7А • Р-16 • Р-9А • УР-100 • Р-36 • РТ-2 • РТ-20 • Темп-2С • УР-100К • Р-36М • УР-100Н • МР УР-100 • Р-36М УТТХ • РТ-2ПМ «Тополь» • Р-36М2 «Воевода» • РТ-23 • РТ-23 УТТХ «Молодец» • Копьё-Р • Курьер • РТ-2ПМ2 «Тополь-М» • РС-24 «Ярс» • РС-26 «Рубеж» • РС-28 «Сармат»

БРСД

Р-3 • Р-5 • Р-12 • Р-14 • РТ-1 • РТ-15 • РСД-10 • Скорость

ТР и ОТРК

Р-1 • Р-2 • Р-11 • Р-17 • Р-18 • 9К71 «Темп» • 9К76 «Темп-С» • 9К79 «Точка» • 9К714 «Ока» • 9К720 «Искандер»

Неуправляемые ТР

2К1 «Марс» • 2К4 «Филин» • 2К5 «Коршун» • 2К6 «Луна» • 9К52 «Луна-М»

БРПЛ

Р-11ФМ • Р-13 • Р-15 • Р-21 • Р-27 • Р-29 • Р-29Р • Р-31 • Р-39 • Р-39УТТХ «Барк» • Р-29РМ • Р-29РМУ2 «Синева» • Р-29РМУ2.1 «Лайнер» • Р-30 «Булава»

Порядок сортировки — по времени разработки. Курсивом выделены экспериментальные или не принятые на вооружение образцы.

Ракетный комплекс «Точка-У» – стоит в конце истории противника

На протяжении десятилетий единственным оружием, способным поражать важные объекты в тылу противника, оставалась артиллерия особой мощности. Однако развитие ракетного оружия в годы после Второй Мировой войны привело к появлению такой его разновидности, как тактические ракеты.

Относительно небольшая дальность пуска была гораздо выше дальности стрельбы артиллерии, боевая часть мощнее снарядов, а пусковые установки при этом сохраняли мобильность. Одним из типичных и известных представителей тактических ракет является «Точка-У», доставшаяся России в наследство от СССР.

История создания

Одной из первых советских тактических ракет, батареи которых придавались мотострелковым и танковым дивизиям, стала «Луна». Эта довольно простая неуправляемая ракета, оснащённая твердотопливным двигателем, могла забросить осколочно-фугасный заряд массой в 350 кг на дальность свыше 45 км. Точность при этом была удручающей – допускалось километровое отклонение от цели. Частично проблему точности решало применения ядерной боевой части.

Комплекс «Луна» был принят на вооружение в 1960 году, а работы по созданию нового, более современного ТРК стартовали в 1968 году. Изделие получило кодовое название «Точка» и индекс ГРАУ 9К79.

Производство началось в 1973 году, а спустя 10 лет после начала боевого дежурства «Точек» появилась модернизированная ракета «Точка-У» (9К79-1) с увеличенной дальностью полёта.

В НАТО этому комплексу присвоили обозначение SS-21 Scarab («Scarab» – скарабей, «SS» – сокращение от «surface-to-surface» – «поверхность-поверхность»).

Описание конструкции

Главная часть комплекса «Точка-У» – ракета 9М79-1. Она 1-ступенчатая, состоит из ракетной части, включающей в себя двигатель и приборы управления, и головной части – собственно боевого заряда. Двигатель – твердотопливный, с одним составным соплом. Топливный заряд при старте поджигается пиропатронами, соединёнными с воспламенителем.

В хвостовом отсеке, служащем обтекателем сопла, находится турбогенератор, обеспечивающий приборы электроэнергией во время полёта. Там же размещено оперение – складывающиеся крылья, газоструйные и аэродинамические рули. По сравнению с ранними образцами, на двигателе «Точки-У» было заново спроектировано сопло и использован другой топливный заряд.

Перед двигательной установкой находится приборный отсек. В нём находится система управления с цифровым вычислителем. Используется инерциальное наведение, устойчивое к средствам противодействия, причём траектория полёта корректируется не до момента отключения двигателя, а до момента достижения точки прицеливания. Из-за постоянного управления, кстати, ракета не считается баллистической. Аэродинамические рули управляются с помощью гидроприводов, газоструйные рули служат вспомогательным средством и используются только при наборе ракетой скорости.

Головные части соединяются с ракетной болтами, питание на ГЧ подается через кабель.

Основной тип боевой части – осколочно-фугасная 9Н123Ф. Она снаряжена 162 кг смеси гексогена и тротила. Для максимальной эффективности осколочного действия подрыв заряда происходит в воздухе, а ракета перед срабатыванием доворачивает на угол встречи, близкий к прямому. За счёт этого основная масса осколков равномерно разлетается в стороны. Площадь, накрываемая осколками, может доходить до 3 Га. Основная часть осколков при этом имеет массу до 20 г, а самые лёгкие – до 5 г.

Кассетная головная часть 9Н123К содержит 50 суббоеприпасов с индексом 9Н24. Каждый такой боевой элемент снаряжён 1,5 кг гексала и даёт до 316 осколков массой в среднем 7 г. Общая площадь поражения достигает 7 Га.

Ракеты с кассетной боевой частью считались более эффективными, чем осколочно-фугасные. Так, предполагалось, что уничтожить артиллерийскую батарею (в том числе самоходную) может одна ракета с БЧ 9Н123К. Для поражения такой же цели осколочно-фугасными зарядами требовалось две ракеты. Если координаты цели определялись с меньшей точностью (до 150 м), штатный расход составлял две кассетные и четыре осколочные ракеты.

Существует вариант осколочно-фугасной боевой части, оснащённой радиолокационной головкой самонаведения. Такие ракеты предполагалось применять против радарных установок, на излучение которых они бы наводились.

Ядерные боевые части для «Точки-У» имели заряд мощностью до 100 (по другим данным – до 200) килотонн.

Ракеты с химическим зарядом несли в головной части 65 суббоеприпасов снаряжённых зоманом или газом VR.

Транспортно-пусковой установкой для комплекса «Точка-У» служит 6-колёсный вездеход-амфибия марки БАЗ-5921. Машина оснащается 6-цилиндровым дизелем, механической 5-скоростной коробкой передач. Передвижение по воде осуществляется с помощью водомётов, высокую маневренность обеспечивает наличие задней управляемой оси. Машина оснащалась средствами защиты от оружия массового поражения. Ракета приводилась в стартовое положение за 15 секунд.

Поскольку вся необходимая прицельная и пусковая аппаратура размещаются на борту автомобиля, даже одна пусковая установка может автономно произвести пуск и выполнить боевую задачу.

В состав ракетных батарей также вошли транспортно-заряжающие машины на шасси БАЗ-5922 и транспортные автопоезда, состоящие из тягача ЗиЛ-131 и активного полуприцепа. Перегрузка ракеты с заряжающей машины на пусковую занимала от 15 до 30 минут. Все машины, входящие в состав комплекса (кроме автопоедов) авиатранспортабельными, перевозились обычно тяжёлыми самолётами АН-22 или Ил-76.

Боевое применение

Две-три пусковые машины составляли батарею, а три батареи – дивизион. До трёх дивизионов, в свою очередь, составляли бригаду. Тактические ракетные комплексы «Точка» стояли на вооружении Советского Союза и стран Варшавского договора.

После 1991 года в странах ОВД их начали выводить из эксплуатации, но в большинстве постсоветских стран они всё ещё находятся на вооружении.

На экспорт «Точки» поставлялись не очень активно – их имеют только некоторые арабские страны, конкретно – Сирия и Йемен. Кроме того, в КНДР производилась местная копия под названием KN-02.

Именно Йемен, кстати, стали первой страной, опробовавшей советские установки в бою. В 1994 году «Точки» участвовали в гражданской войне, а с 2018 года используются против сил Саудовской Аравии. Вообще основным полем применения этих тактических комплексов стали именно гражданские войны. Так, в конце 90-х годов российские войска использовали это оружие во второй чеченской кампании.

По некоторым докладам, украинские силы использовали на Донбассе минимум одну батарею пусковых установок. С 2014 года «Точки» применяются и сирийскими войсками.

Тактико-технические характеристики

Тактический ракетный комплекс «Точка-У» можно сравнить с двумя американскими аналогами. Первый – комплекс «Лэнс», разработанный одновременно с ранними модификациями «Точки». Второй – современная ракета ATACMS, запускаемая с пусковой установки РСЗО MLRS.

9К79-1 «Точка-У» MGM-52 Lance MGM-168A ATACMS
Масса ракеты, т 2 1,5 1,6
Масса боевой части, кг 482 454 227
Дальность стрельбы, км 120 70-120 270
Вероятное отклонение, м 95 450 20

Ракеты «Лэнс», служившие, в первую очередь, средством доставки ядерных зарядов, имели сравнительно низкую точность, а дальность сильно зависела от массы установленной боеголовки. С вооружения MGM-52 сняли вскоре после распада СССР.

Пришедшее на смену «Лэнсу» представители семейства ATACMS имеют меньшую, по сравнению с «Точкой» массу боевой части, но большую дальность, а высокую точность им обеспечивает возможность наведения по данным спутниковой навигации. Исключение составляет ранняя (без спутникового наведения) модификация MGM-140A – её кассетная боевая часть имела массу в 560 кг, а дальность при этом составляла 165 км. Ядерные и химические заряды для семейства ATACMS не разрабатывались.

Несмотря на разработку и запуск в производство новых ракетных комплексов «Искандер», «Точка-У» остаётся грозной боевой силой.

В нём сочетаются большая мощность, достаточно высокая точность, сравнительно невысокая стоимость и традиционная для советской техники неприхотливость в эксплуатации. Если вспомнить, что разработка комплекса началась ещё в 60-е годы, то можно признать, что «Точка» по крайней мере некоторое время была лучшей в своём классе.

У этого термина существуют и другие значения, см. Точка.

То́чка
индекс ГРАУ 9K79
обозначение НАТО SS-21 Scarab A,
по договору РСМД — ОТР-21
Тип тактический ракетный комплекс
Статус на вооружении
Разработчик КБМ
Главный конструктор Непобедимый, Сергей Павлович
Годы разработки С 1968 года
Начало испытаний ЛКИ: 1971 год
ГИ: 1973—1974 гг.
Принятие на вооружение 1975 год
Производитель Ракеты: Воткинский машиностроительный завод
СПУ: ПО «Баррикады»
Годы производства 1973-?
Годы эксплуатации 1975 — н. в.
Основные эксплуатанты армия СССР
армия РФ
Другие эксплуатанты 6+5 Азербайджан
Белоруссия
Йемен
Казахстан
Сирия
Украина
Снят с вооружения
Болгария
Венгрия
ГДР
Польша
Чехословакия
Модификации Точка-Р
Точка-У
↓Все технические характеристики
Изображения на Викискладе

То́чка (индекс ГРАУ — 9K79, по классификации НАТО SS-21 Scarab A (англ. Скарабей), по договору РСМД — ОТР-21) — советский тактический (дивизионный) ракетный комплекс разработки Коломенского КБ машиностроения под руководством Сергея Павловича Непобедимого.

Пуск ракеты 9М79 комплекса «Точка-У» на учениях армии Казахстана, полигон Сары-Озек

Расход ракет для уничтожения целей при точности определения координат цели 50 м

  • Пусковые установки РСЗО — 2 9М79К, или 4 9М79Ф
  • Батарея ракет типа Ланс — 2 9М79К, или 4 9М79Ф
  • Батарея САУ или буксируемых орудий — 1 9М79К, или 2 9М79Ф
  • Вертолеты на посадочных площадках — 1 9М79К, или 2 9М79Ф
  • Склады боеприпасов — 1 9М79К, или 3 9М79Ф
  • Поражение живой силы, небронированная техника, самолеты на стоянке, и т. д.
    • На площади 40 Га — 2 9М79К, или 4 9М79Ф
    • На площади 60 Га — 3 9М79К, или 6 9М79Ф
    • На площади 100 Га — 4 9М79К, или 8 9М79Ф

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Чеченские войны

Комплекс «Точка-У» использовался 58-й общевойсковой армией для уничтожения военных объектов в Чечне в первую и вторую чеченские кампании. Цели предварительно выявлялись средствами космической разведки. В частности, комплекс применялся для нанесения ударов по крупному складу вооружения и укреплённому лагерю террористов в районе Бамута, в битве за село Комсомольское в марте 2000 года:

Ещё одна попытка уйти из села — на стыке позиций 503-го полка и подразделения МВД — была сорвана благодаря применению оперативно-тактической ракеты «Точка-У». Зона сплошного поражения заняла площадь порядка 300 на 150 метров. Ракетчики сработали филигранно — удар пришёлся точно по бандитам, не затронув своих.

— Г. Н. Трошев, «Чеченский излом: Дневники и воспоминания»

20 апреля 2000 года с полигона «Гончаровский», расположенного в 130 км к северу от Киева, была запущена ракета, которая после пуска отклонилась от курса и в 15:07 попала в жилой дом в г. Бровары, пробив здание с девятого по второй этаж. Погибли 3 и были ранены 5 человек (по другим данным раненых было тоже трое). К счастью, ракета была оснащена инертной головной частью, иначе жертв было бы значительно больше. Причиной трагического инцидента Министерством обороны Украины назван отказ системы управления ракеты.

Комплексы применялись Российской Армией во время боевых действий в Южной Осетии 8-12 августа 2008 года..

Точка-У на параде в Баку 26 июня 2011 г.

  • Россия — 10 ракетных бригад по 18 ПУ в бригаде, всего — 200 единиц (ПУ) по состоянию на 2010 год.. РК были модернизированы с 2004 года (замена БАСУ), на 2011 год насчитывалось 40 небоеспособных РК, в 2012 число небоеспособных РК может увеличиться до 80, от дальнейшей модернизации РК Точка, МО отказалось.
  • Украина — 90 единиц по состоянию на 2010 год
  • Сирия — 18 единиц по состоянию на 2010 год (на 1997 год, то же количество)
  • Йемен — 10 единиц по состоянию на 2010 год
  • Казахстан — 12 единиц по состоянию на 2010 год
  • Армения — от 6 единиц по состоянию на 2011 год
  • Азербайджан — 4 единицы по состоянию на 2010 год
  • Белоруссия — до 36 единиц по состоянию на 2010 год
  • Болгария — 8 ПУ «Точка», по данным на 1995 год
  1. Для крепления ракеты на направляющей ПУ в походном положении
  2. На заднем бугеле дополнительно имеется фиксатор для крепления ракеты на СПУ и ТЗМ (от продольного перемещения) и удержания ракеты при подъеме направляющей
  3. Датчик схода включает рулевой привод ракеты при сходе её с направляющей ПУ. Момент срабатывания датчика является началом отсчёта программы полета.
  4. До момента старта сопло ДУ закрыто герметизирующей тарелью.
  5. В качестве бронировки используют хлопчатобумажную ткань, пропитанную специальным негорючим составом
  6. Точные данные о наличии у Армении ракетного комплекса 9К79 «Точка» отсутствуют, однако на форуме сайта Militaryrussia.ru были представлены фотографии СПУ 9П129 с макетами ракет на параде в г. Ереване
  1. 1 2 3 Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — С. 53-56. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3
  2. 1 2 3 http://zato-znamensk.narod.ru/History.htm
  3. В. Шестериков Розы и ракеты // Нива. — Астана: Нива, 2007. — В. 4. — С. 155-161.Объём 1,5 МБ.
  4. DIMMI 9К79 Точка — SS-21 SCARAB. Отечественная военная техника (после 1945 г.) (11.05.2010 00:38:00). Архивировано из первоисточника 20 февраля 2012. Проверено 14 июня 2010.
  5. Высокоточный тактический ракетный комплекс «Точка-У» КБМ
  6. 011 Ударная сила — Комплекс Непобедимого (Искандер) — на Яндекс. Видео
  7. Двигательная установка ракеты 9М79 | Ракетная техника
  8. «Точка-У» (9К79, SS-21 «Scarab»), тактический ракетный комплекс — ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство
  9. Отечественная военная техника (после 1945 г.) | Статьи | 9К79 Точка — SS-21 SCARAB
  10. Оперативно-тактический ракетный комплекс «Точка», Точка-У 9К79 SS-21 «Scarab». Сайт kapyar.ru
  11. Трошев Г. Н. Чеченский излом: Дневники и воспоминания. — 2-е изд. — М.: Время, 2009. — С. 357. — (Диалог). — ISBN 978-5-9691-0471-6
  12. Минобороны признало, что в дом в Броварах попала их «Точка» /ДЕНЬ/
  13. Ракетные комплексы 9К79-1 «Точка-У» наносят удары по грузинским позициям
  14. The Military Balance 2010. — P. 223.
  15. 24.02.12 СМИ: Минобороны отказалось ремонтировать тактические ракеты «Точка-У» — Военный паритет
  16. The Military Balance 2010. — P. 196.
  17. The Military Balance 2010. — P. 272.
  18. Юрчин В. Сухопутные войска Сирии (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М., 1997. — В. 606. — № 9. — С. 22-24. — ISSN 0134-921X.
  19. The Military Balance 2010. — P. 277.
  20. The Military Balance 2010. — P. 365.
  21. ПОЛИТКОМ.РУ: Информационный сайт политических комментариев
  22. The Military Balance 2010. — P. 177.
  23. The Military Balance 2010. — P. 178.
  24. Федотов Д. Сухопутные войска республики Болгария (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М., 1995. — № 5. — С. 22-26. — ISSN 0134-921X.
  • Первов М. Отечественное ракетное оружие 1946-2000. — Москва: АКС-Конверсалт, 1999. — С. 52-53. — 141 с.
  • Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — С. 53-56. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6
  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1918-2002 / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 2003. — С. 441-443. — 544 с. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-0949-4

Русскоязычные ресурсы

  • Широкий обзор — Информационная система «Ракетная техника»
  • «Точка-У» Video
  • Полигон КапЯр. «Точка-У»

Иноязычные ресурсы

Советские и российские баллистические ракеты

Орбитальные

ГР-1 • УР-200А • Р-36орб

МБР

Р-7 • Р-16 • Р-9А • УР-100 • Р-36 • РТ-2 • РТ-20 • Темп-2С • УР-100К • Р-36М • УР-100Н • МР УР-100 • Р-36М УТТХ • РТ-2ПМ «Тополь» • Р-36М2 • РТ-23 • РТ-23 УТТХ • Копье-Р • Курьер • РТ-2ПМ2 «Тополь-М» • РС-24 «Ярс»

БРСД

Р-3 • Р-5 • Р-12 • Р-14 • РТ-1 • РТ-15 • РСД-10 • Скорость

ТР и ОТРК

Р-1 • Р-2 • Р-11 • Р-17 • Р-18 • 9К71 «Темп» • 9К76 «Темп-С» • 9К79 «Точка» • 9К714 «Ока» • 9К720 «Искандер»

Неуправляемые ТР

2К1 «Марс» • 2К4 «Филин» • 2К5 «Коршун» • 2К6 «Луна» • 9К52 «Луна-М»

БРПЛ

Р-11ФМ • Р-13 • Р-15 • Р-21 • Р-27 • Р-29 • Р-29Р • Р-31 • Р-39 • Р-39УТТХ «Барк» • Р-29РМ • Р-29РМУ2 «Синева» • Р-29РМУ2.1 «Лайнер» • Р-30 «Булава»

Порядок сортировки — по времени разработки. Курсивом выделены экспериментальные или не принятые на вооружение образцы.

Хлебозаводы и ракеты на полуприцепах: военное применение советских активных автопоездов

В вооруженных силах СССР такие автопоезда оказались намного проще, легче и дешевле создававшихся в то же время многоосных тягачей и спецшасси. Их главным предназначением была служба в системе ПВО и Ракетных войсках стратегического назначения, где их использовали для транспортировки ракет и обеспечения стратегических комплексов.

Первый активный автопоезд с тягачом Урал-375 и полуприцепом для ракетного комплекса «Луна» (из архива завода «Баррикады»)

Впервые ракетное вооружение было смонтировано на активном автопоезде осенью 1960 года. Эту оригинальную машину разработали конструкторы 21 НИИИ, построил ее сталинградский завод «Баррикады». Автопоезд состоял из доработанного седельного тягача Урал-375 и одноосного полуприцепа с ведущими и управляемыми колесами. Он служил для монтажа пробной пусковой установки Бр-230 ракетного комплекса «Луна» с тросовым краном-перегружателем и термочехлом для поддержания заданной температуры ядерной боеголовки. Эта система произвела стрельбы на полигоне Ржевка под Ленинградом, но оказалась слишком недолговечной.

Специальный тягач ЗИЛ-157КВ-1 с активным полуприцепом ПАУ-3 (из архива НИИЦ АТ)

В 1960-е годы, с появлением грузовика ЗИЛ-157К, Московский автозавод ввел в свою программу специальный военный тягач ЗИЛ-157КВ-1 с механической системой привода колес низкорамного двухосного полуприцепа ПАУ-3. На его базе были созданы два варианта транспортных машин для подвоза ракет к стартовым позициям гусеничных зенитных комплексов «Куб» и «Круг». Первая модель 9Т22 доставляла до шести зенитных ракет на ложементах или в контейнерах, вторая 9Т25 перевозила одну ракету и две боеголовки.

Тягач ЗИЛ-157КВ-1 с транспортной машиной 9Т22 комплекса «Куб» (фото M. Smisek) Автопоезд с тягачом ЗИЛ-157КВ-1 и транспортной машиной 9Т25 ракетного комплекса «Круг»

Расширенное использование активных поездов началось лишь с появлением машины ЗИЛ-137 с гидростатическим приводом колес полуприцепа.

Военное применение автопоездов ЗИЛ-137

С момента проектирования главным назначением активных автопоездов ЗИЛ-137 являлась доставка боевых ракет разных систем к местам их запуска, а бортовые исполнения удлиненных полуприцепов ЗИЛ-137Б с тентованными кузовами и продольными скамьями служили для перевозки личного состава и мелких грузов.

Автопоезд ЗИЛ-137 с транспортной машиной 9Т226 ракетного комплекса «Круг»

В 1963 году первой транспортной машиной на автопоезде ЗИЛ-137 стала модель 9Т226 на полуприцепе ЗИЛ-137Б с несущей цельнометаллической грузовой платформой, доставлявшая ракеты и боеголовки на стартовые позиции гусеничного зенитного комплекса «Круг». Впоследствии она обслуживала новые системы «Круг-М» и «Круг-М1», принятые на вооружение в 1970-е годы.

Транспортная машина 9Т227 зенитного комплекса «Куб» на автопоезде ЗИЛ-137

В 1964-м на том же полуприцепе была смонтирована следующая машина 9Т227, входившая в состав гусеничной зенитной системы «Куб» средней дальности. На своей стальной грузовой платформе она могла одновременно перевозить шесть ракет, размещенных на ложементах или в контейнерах с теплозащитными чехлами.

Удлиненный полуприцеп ЗИЛ-137Б с зенитными ракетами транспортной машины 9Т227

В 1970-е годы на коротком полуприцепе ЗИЛ-137А размещалась транспортная машина 9Т222 тактического комплекса «Точка», доставлявшая две снаряженные ракеты или четыре боеголовки в герметизированных теплоизолированных контейнерах со специальными чехлами.

Автопоезд ЗИЛ-137 с транспортной машиной 9Т222 комплекса «Точка»

Самым необычным сооружением на полуприцепе ЗИЛ-137Б был подвижный хлебопекарный блок АХБ-2,5 с суточной производительностью 2,5 тонны хлеба, смонтированный в остекленном кузове-фургоне К-137Б2. В нем размещалось традиционное хлебопекарное оборудование (печь, тестоприготовительный агрегат, дозатор, просеиватель муки, шкафы, воздуходувка с пневматическим продуктопроводом и др.), а также емкости для топлива и воды с электронасосами.

Автопоезда ЗИЛ-137 с хлебопекарными блоками АХБ-2,5 (фото А. Артюховского) Мобильный хлебозавод АХБ-2,5 на полуприцепе БАЗ-99511 в рабочем состоянии

В разных условиях эксплуатации эти машины получали энергию от автономной бензоэлектрической установки, войсковой электростанции или от вешней электросети. На снабжение Советской армии походную булочную приняли в 1970 году, и через пять лет ее стал собирать военный завод № 111 в Брянске.

На автопоездах ЗИЛ-137 перевозили также элементы понтонно-мостовых переправ и морские минные тралы, а также планировали устанавливать тяжелый понтонный парк ППС-2.

Автопоезд 6009 с полуприцепом БАЗ-9951 для перевозки речных понтонов (из архива С. Ковалева)

Военное применение автопоездов 6009 и 60091

От машины ЗИЛ-137 эти автопоезда унаследовали все ее военные функции, то есть служили базой транспортных машин комплексов «Круг», «Куб» и «Точка», буксировали хлебопекарный блок, доставляли понтонные переправы, а также обслуживали новые ракетные системы 1980-х годов.

Машина 9Т238 на активном полуприцепе БАЗ-99511 в транспортном положении

Транспортная машина 9Т238 модернизированного тактического комплекса «Точка-У», практически идентичная прежней модели 9Т222, была смонтирована на несущей цельнометаллической платформе удлиненного полуприцепа БАЗ-99511 автопоезда 60091. В разных комбинациях она перевозила одну или две ракеты и боеголовки к ним, которые размещались внутри индивидуальных герметизированных контейнеров с крановой перегрузкой.

Незаправленная ракета комплекса «Точка-У» в контейнере и боеголовка к ней на машине 9Т238 Крановый подъем контейнера с основной частью ракеты комплекса «Точка-У» Транспортная машина 9Т238 с двумя ракетами на активном полуприцепе БАЗ-99511

Новая машина 9Т240 перспективного оперативно-тактического комплекса «Ока» базировалась на автопоезде 6009 и служила для транспортировки в специальном контейнере одной ракеты и ее боевых частей. В 1983-м ее приняли на вооружение, но вскоре в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) машину полностью разукомплектовали.

Транспортная машина 9Т240 ракетного комплекса «Ока» (фото M. Gyurosi) Подъем крышки ракетного контейнера, доставленного на машине 9Т240 (фото M. Gyurosi)

Обновленный хлебопекарный блок АХБ-60091, унифицированный с моделью АХБ-2,5, помещался в новом усиленном типовом фургоне КМ-862 на полуприцепе БАЗ-99511 автопоезда 60091. От предшественника он отличался повышенной производительностью, наличием автономного электроснабжения и собственной водопроводной сети. Мобильный хлебозавод приняли на снабжение Советской армии 30 декабря 1990 года, но в те трудные времена организация его сборки была уже не актуальна.

Военное применение автопоездов Уральского автозавода

Основной надстройкой автопоездов Урал-380-862 и Урал-44201-862 были стандартизованные обитаемые кузова-фургоны К-862 с панелями из армированного пенопласта, разной внутренней планировкой и световыми люками в покатых скосах крыши. С 1968 года их сборкой занимался Шумерлинский завод специализированных автомобилей (ШЗСА) из города Шумерля Чувашской АССР.

Тягач Урал-44201 и активный полуприцеп Урал-862 с кузовом-фургоном К-862

Шеститонная полезная нагрузка, внутренняя длина в девять метров и достаточная высота потолка обеспечивали одновременную работу 10–12 человек. В комплектацию кузова входили фильтровентиляционные установки, отопители, автономные источники электропитания и водоснабжение. Для питания специального оборудования служила полевая электростанция на грузовике ЗИЛ-131. На гуське полуприцепа крепился стальной ящик для хранения и перевозки оснащения и запасных принадлежностей.

Одной из немногих спецмашин в этом кузове был полевой пункт управления служебной радиосвязью Р-362М «Орех» с радиорелейной станцией и аппаратной с набором антенных устройств.

Пункт служебной радиосвязи «Орех» в кузове К-862 на полуприцепе Урал-862

В конце 1970-х Московский завод автомобильных кузовов (МЗАК) разработал более прочный каркасно-металлический кузов, агрегатировавшийся с 210-сильным тягачом Урал-44201 и способный нести на боковинах и на крыше тяжелое оснащение. Кузов оборудовали новыми фильтровентиляционными системами, отопителями и розетками для подключения источников тока. Его мелкосерийная сборка проводилась с 1980 года под армейским индексом КМ-862. Доработанный под него полуприцеп получил индекс Урал-862А, но весь автопоезд сохранил классический вид маркировки Урал-44201-862.

1 / 3 2 / 3 3 / 3

На машинах Урал-44201-862 размещался также авиатранспортабельный подвижный реанимационно-операционный комплекс (ПРОК), состоявший из четырех автопоездов с модульными блоками, которые на стоянке состыковывались друг с другом, образуя единый многопрофильный медицинский центр.

В отличие от других автопоезда Кременчугского автозавода не успели оборудовать какими-либо военными надстройками, и только на испытаниях они несли нагрузочные макеты армейских грузов и инженерной техники.

ЗИЛ-137-137Б

9Т226 – транспортная машина самоходного гусеничного ЗРК 2К11 «Круг» средней дальности войск ПВО. С 1963 года устанавливалась и испытывалась на шасси активного автопоезда ЗИЛ-137 с полуприцепом ЗИЛ-137Б, в ноябре 1964 года принята на вооружение. Использовалась также как транспортная машина модернизированных систем «Круг-М» и «Круг-М1», принятых на вооружение в 1971 и 1974 годах соответственно.

9Т227 – транспортная машина самоходного ЗРК 2К12 «Куб» средней дальности системы ПВО на специальном гусеничном шасси ММЗ. В 1964 году была смонтирована на полуприцепе ЗИЛ-137Б, испытана и в январе 1967 года поступила на вооружение, заменив модель 9Т22 с тягачом ЗИЛ-157КВ. Служила для одновременной доставки шести ракет на ложементах или в контейнерах, закрывавшихся сверху маскировочными и теплозащитными тентами-чехлами.

9Т222 – транспортная машина ТРК 9К79 «Точка» на активном полуприцепе ЗИЛ-137А для доставки двух полностью снаряженных ракет в специальных герметизированных теплоизолированных металлических контейнерах 9Я234 или четырех головных частей (боеголовок) в контейнерах 9Я236 с теплозащитными чехлами. Опытный образец был собран и испытан в 1971 году, в вооруженные силы поступал с 1976 года.

АХБ-2,5 – автомобильный хлебопекарный блок с суточной производительностью 2,5 т. хлеба, смонтированный в кузове-фургоне К-137Б2 на активном полуприцепе ЗИЛ-137Б. Разработан Центральным продовольственным управлением (ЦПУ) Министерства обороны СССР и служил для выпекания хлеба и хлебобулочных изделий в процессе движения автопоезда или на стоянке в полевых условиях. На вооружение принят в 1970 году и с 1975 года выпускался брянским военным заводом № 111. В кузове размещалось хлебопекарное оборудование (печь, тестоприготовительный агрегат, дозатор и просеиватель муки, шкафы, воздуходувка с пневматическим продуктопроводом и др.), а также ёмкости для топлива и воды с электронасосами. В разных условиях работы все они получали энергию от автономной бензоэлектрической установки АБ-8-Т/230М или электростанции ЭСД-20-ВС/230, а также от внешней электросети напряжением 220 или 380 В. Длина автопоезда составляла 14 820 мм, снаряженная масса – 19 150 кг, полная – 19 450 кг.

На автопоездах ЗИЛ-137-137Б перевозили части серийных понтонно-мостовых переправ и морские минные тралы. На них предполагалось устанавливать также оборудование модернизированного специального понтонного парка ППС-2 тяжелого класса. Его проект под шифром 140М был разработан в 1968 – 1969 годах как развитие прежнего парка ППС, но так и не был реализован.

На конверсионном ЗИЛ-137-137Б Черниговским заводом специального автотранспорта (ЧЗСА) был построен опытный пожарный лесопатрульный автомобиль АЦЛ-20(137)-ПК-1.