Суда какой флотилии снабжали защитников сталинграда

Волжская военная флотилия (Великая Отечественная война)

Волжская военная флотилия
Волж.Фл

Годы существования

1941—1944

Страна

СССР

Подчинение

Командованию фронта

Входит в

ВМФ СССР

Тип

речная флотилия

Численность

объединение

Дислокация

Нижний Новгород, Сталинград, Ульяновск

Участие в

Командиры

Известные командиры

Командующие:
см. список

Бассейн реки Волга.

Волжская военная флотилия — речное формирование (объединение, флотилия) в Красном Флоте, в период Великой Отечественной войны.

История

Основная статья: Волжская военная флотилия (Гражданская война)

Великая Отечественная война

Вновь Волжская военная флотилия была создана с началом Великой Отечественной войны в октябре 1941 года. 26 октября 1941 года решено о создании на Волге бригады военных кораблей. Приказом наркома ВМФ СССР ее командующим назначен контр-адмирал Д. Д. Рогачев. В 1942 году бригада была преобразована во флотилию и в составе имела три бригады: 1-й командовал контр-адмирал С. М. Воробьев; 2-й — контр-адмирал Б. В. Хорошхин (позднее Т. А. Новиков), и 3-й (тральщиков) — капитан 1 ранга П. А. Смирнов. 22 мая 1942 года наркомы ВМФ и речного флота издали совместный приказ о мерах по обеспечению противоминной защиты перевозок по Волге. В состав флотилии вошли корабли учебного отряда, мобилизованные гражданские суда (в том числе из состава флотилии РУЖД) и новые бронекатера. В состав флотилии входили 7 канонерских лодок, 14 бронекатеров, 33 катерных тральщика, две плавучие зенитные батареи, железнодорожная батарея и два батальона (32-й и 33-й) морской пехоты. Изначально флотилия базировалась в Сталинграде, но в марте 1942 года переведена в Ульяновск.

Первые случаи минирования волжского фарватера немецкой авиацией зарегистрированы 22 июля 1942 года. К 1 августа на фарватеры установлена 231 морская мина. Движение судов и траление были организованы плохо, и только за неделю 25 июля — 3 августа от авианалётов и мин погибло 48 судов, в том числе 26 сухогрузных и 16 ценных нефтянных барж. После этих успехов немецкая авиация переключилась на бомбардировки Сталинграда и войск около него, сократив постановку мин: 74 в августе и 37 мин в сентябре-ноябре. Столкнувшись с потерями на Волге, советское руководство начало принимать меры. На судах было установлено 64 зенитных пушки и 239 зенитных пулемётов. Было создано 430 постов противоминного наблюдения на берегах и на лодках. 21 августа от атак немецких бомбардировщиков у Черного Яра потоплено 5 нефтянных барж.

До начала Сталинградской битвы флотилия проводила траление фарватера от вражеских мин, проводку судов, отражение атак вражеской авиации на гражданские суда. С началом Сталинградской битвы флотилия состояла в оперативном подчинении командованию Сталинградского фронта. В ходе сражения флотилия оказывала обороняющимся частям Красной Армии огневую поддержку, высаживала десанты, переправляла части Красной Армии, оружие, боеприпасы и продовольствие в город; вывозила из Сталинграда раненых, женщин и детей. В составе флотилии 2 бронекатера имели на вооружении реактивные миномётные установки, выполняя задачи «Катюш». За время Сталинградской битвы флотилия потеряла 3 бронекатера, два из которых были потоплены при высадке десанта, а один при снятии десанта. В то же время за два месяца боевых действий из мобилизованных гражданских судов противником было потоплено 18 пароходов и 6 пассажирских катеров, а также 12 катерных тральщиков и 6 полуглиссеров.

Бронекатер Волжской военной флотилии уходит на задание. Фото П. Трошкина. 1942

В ходе сражения артиллерией флотилии было уничтожено 3 полка пехоты противника, 20 танков, 13 самолётов, 100 дзотов и блиндажей, 26 артиллерийских батарей противника. В город было переправлено около 90 000 солдат и офицеров, 13 000 тонн грузов. Из города было эвакуировано 52 000 человек.

За мужество и героизм, проявленные в ходе сражения, 1-му и 2-му дивизионам бронекатеров были присвоены звания гвардейских, а канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» награждены орденами Красного Знамени.

После окончания Сталинградской битвы боевые корабли флотилии были переданы в состав Азовской и Днепровской военных флотилий. В составе Волжской флотилии были оставлены только 2 дивизиона тральщиков для очистки фарватера Волги от вражеских мин.

После завершения тральных работ на Волге в июне 1944 года Волжская военная флотилия была расформирована.

Командный состав

Основная статья: Список командного состава Волжской военной флотилии (Великая Отечественная война) Командующие

  • капитан 1 ранга Сапожников С. Г. (октябрь — ноябрь 1941 г., врид)
  • контр-адмирал Воробьёв С. М. (ноябрь 1941 г. — февраль 1942 г., врид)
  • контр-адмирал Рогачёв Д. Д. (февраль 1942 г. — май 1943 г.)
  • контр-адмирал Пантелеев Ю. А. (май-декабрь 1943 г.)
  • капитан 1 ранга Смирнов П. А. (декабрь 1943 г. — июнь 1944 г.)

Военные комиссары

  • бригадный комиссар Яковенко М. Г. (октябрь 1941 г. — январь 1942 г., врид)
  • дивизионный комиссар Расскин А. Л. (январь-июнь 1942 г.)
  • дивизионный комиссар Бельский П. И. (июнь-август 1942 г.)
  • дивизионный комиссар Бондаренко П. Т. (август-октябрь 1942 г.)
  • бригадный комиссар Калужский А. Г. (22 сентября 1942 — 15 апреля 1943 г.)
  • капитан 1 ранга Зарембо Н. П. (июнь-октябрь 1943 г.)

Начальники штаба

  • капитан 2 ранга Колчин Е. С. (октябрь — ноябрь 1941 г., врид и февраль 1943 г., врид)
  • капитан 1 ранга Сапожников С. Г. (ноябрь-декабрь 1941 г.)
  • контр-адмирал Трайнин П. А. (декабрь 1941 г. — февраль 1942 г.)
  • капитан 2 ранга Асямолов А. А. (февраль-март 1942 г., врид)
  • капитан 1 ранга, с декабря 1942 г. контр-адмирал Фёдоров М. И. (март 1942 г. — февраль 1943 г.)
  • контр-адмирал Новиков Т. А. (февраль-май 1943 г.)
  • капитан 2 ранга, с июля 1943 г. капитан 1 ранга Григорьев В. В. (май-сентябрь 1943 г.)
  • капитан 2 ранга Сергеев Н. Д. (сентябрь 1943 г. — июнь 1944 г.)

Память

  • Катер «Герой» на постаменте, Нижний Новгород, Нижневолжская набережная.
  • Памятник на улице Маркина, Нижний Новгород
  • Бронекатер БК-13, музей Сталинградской битвы, Волгоград.
  • Памятник в посёлке Водстрой, Волгоград
  • Набережная имени Волжской флотилии, Спартановка, Волгоград
  • Улица Волжской флотили, Волжский, Волгоградская область.
  • Мемориальная доска в Гимназии №1, Ульяновск, Ульяновская область.
  • БК-13, Волгоград.

  • Катер «Герой», Нижний Новгород.

> См. также

  • «Волгарь-доброволец»

> Примечания

  1. На астраханском направлении. Д. Шеин. Глава 2 Немцы занимают Калмыкию. Борьба над Волгой

Литература

  • Сталинградская битва. Июль 1942 — февраль 1943: энциклопедия / под ред. М. М. Загорулько. — 5-е изд., испр. и доп. — Волгоград: Издатель, 2012. — С. 121. — 800 с.
  • Волжская военная флотилия в Великой Отечественной войне / составил Н. Мазунин. — М.: Воениздат, 1947. — 40 с.
  • Бубеннов М., Валеев А. «Освобождение Казани от белоинтервентов в 1918 г.» Казань, Татгосиздат, 1939
  • Варгин Н. Ф. «Комиссар Волжской флотилии (герой гражданской войны Н. Г. Маркин)» М., Госполитиздат, 1961
  • Васильев В. «Вспоминая героическое прошлое». — «Волжская вахта», 1958, 24 июня
  • Вишневский В. «Боевая правда о действиях Волжской флотилии на реке Волге, Каме и Белой». — «Морской сборник», 1924, № 8,9
  • «Военные моряки на фронтах гражданской войны». Военмориздат, 1939
  • «Вспоминая былые походы. Сборник воспоминаний ветеранов Волжской военной флотилии» (1918—1920), Волго-Вятское книжное издательство, 1968 г.
  • Давыдов О. «В боях за Волгу». — «Волжская вахта». 1958, 25 марта.
  • Жадаев Ф. «Десант в Кара-Кумах.» — «Горьковский рабочий», 1958, 2 ноября
  • Исаев А. В. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. — М.: Эксмо, Яуза, 2008. — 448 с. — (Война и мы). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-26236-6.
  • Колбин И. Н. «Борьба за Волгу и Каму в 1918 г.» Огиз, «Молодая гвардия», 1931 г.
  • Колбин И. Н. «Поход Волжской флотилии», — «Правда», 1935, 3 января.
  • Корягин Г. «Боевой путь», — «Горьковская правда», 1918, 11 июня
  • Леонтьев А. «Волжская военная флотилия в борьбе с контрреволюцией». — В кн.: «Очерки по истории Октябрьской революции в Нижегородской губернии». Н. Новгород, Истпартотдел губкома ВКП(б), 1928, стр. 88-168
  • Лобызов А., Белов Е. «К 45-летию Волжской военной флотилии». — «Горьковский рабочий», 1963, 26 июня.
  • Локтионов И. И. «Волжская флотилия в Великой Отечественной войне». — Воениздат, 1974.
  • Мордвинов Р. Н. «Волжская военная флотилия в гражданской войне (1918—1920 гг.), Москва, Военмориздат, 1952
  • Мордвинов Р. Н. «Курсом „Авроры“. Формирование советского Военно-Морского Флота. Начало его боевой деятельности (ноябрь 1917 — март 1919)». М., Воениздат 1962 г. (О Волжской военной флотилии — гл. 3 и 4)
  • Назаров А. Ф. «Николай Маркин», М., Воениздат, 1964
  • Новожилов А. «Там, где вооружалась флотилия». — «Горьковский рабочий», 1958, 20 июня.
  • «От Нижнего до Персии». — «Горьковский рабочий», 1959, 14 марта, 16 апреля, 18 июня, 19 июня. (Воспоминания бойцов и командиров Волжской военной флотилии, живущих в настоящее время в г. Горьком).
  • Раскольников Ф,Ф, «На боевых постах», М., Воениздат, 1964
  • Рейснер Л. М. «Избранные произведения», М. 1958
  • Савин М. «Комиссар флотилии». Пенза, 1957
  • Сутырин С. «Балтийцы на Волге». (Воспоминания). — «Горьковская правда», 1957, 26 октября.
  • Фролов Ф. «Комсомольцы-кожановцы». — «Горьковская правда», 1958, 21 февраля.
  • «Этих дней не смолкнет слава». М. «Речной транспорт», 1958
  • Барякина Э. В. «Аргентинец» — М: Рипол-классик. — 2011 г. — ISBN 978-5-386-03723-9

Ссылки

  • Волжская военная флотилия
  • Волжская военная флотилия. Wunderwafe.ru. Дата обращения 14 августа 2017. Архивировано 2 апреля 2017 года.
  • Борьба над Волгой. На астраханском направлении. Глава 2 Немцы занимают Калмыкию
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Операции Советские Немецкие
Фронты
Армии
Танковые
формирования
Армии Корпуса Бригады Полки
Стрелковые
формирования
Корпуса Дивизии Бригады
Авиация Воздушные армии Авиационные полки
Артиллерийские полки 65 гв. 77 85 гв. 124 266 594 648 Истребительно-противотанковые 101 гв. 535 665 Зенитные 1077 Миномётные 79 гв. 86 гв.
Локальные группы
Другие соединения
Списки награжденных Преобразованы в гвардейские
Другое

Волжские речники в битве за Сталинград


Памятник морякам Волжской флотилии, г.Волгоград
В истории нашей страны Волга не однократно была свидетельницей славных подвигов нашего народа. В целом все оснащение бойцов и их спасении после ранений было возложено на реку.
В 1942-1943 гг. волжские переправы внесли неоценимый вклад в победу под Сталинградом. В исследовании о Нижне-Волжской флотилии были использованы материалы музея речников.
Летом 1942 г. враг подошел к Сталинграду и перерезал линию железной дороги Сталинград-Поворино, прервав связь города с центром страны. Остался единственный путь снабжения защитников города Сталинграда боеприпасами, людьми, питанием, один путь эвакуации раненых и населения — Волга.
Она стала в буквальном смысле слова дорогой жизни. Самой сложной задачей, выпавшей на долю речников стало обслуживание переправ у города.
В военную навигацию 1942 г. рейдовый сталинградский флот работал вместе с Волжской военной флотилией с большим напряжением. До 23 августа 1942 г. в центре города действовала лишь Центральная переправа местного флота. Она состояла из: паромного причала; пассажирского транзитного вокзала — Красная Слобода и двух военных переправ.
В июле 1942 г. противник начал атаку с воздуха. Огромную помощь речникам в борьбе против бомбардировок оказывала бригада бакенщиков Емельянова К.С.
Зажигая ложные бакены они сумели свести на нет многие воздушные атаки противника.
По предложению Емельянова К.С. на основном глубоководном рукаве Волги были установлены макеты из бревен, оснащенные ложными судовыми огнями, которые подвергались бомбардировке, в то время как настоящие суда шли по другому мелководному речному рукаву.
24 августа в результате непрерывных бомбежек Сталинградский порт фактически перестал существовать, но эвакуация населения продолжалась. С 23 августа по октябрь 1942 г. суда волжских переправ перевезли на левый берег свыше 250 тысяч человек.
Трое суток без сна и отдыха пожарный пароход «Гаситель» вел борьбу с морем огня участвуя в то же время в перевозке на левый берег эвакуированного населения города и ценных грузов. Вахтенный журнал парохода, который хранится в музее-панораме «Сталинградская битва», свидетельствует о том, что насосы «Гасителя» 23 августа 1942 г. ни на минуту не прекращали работу.
25 августа вражеские самолеты налетели на «Гаситель», когда он с группой эвакуированного населения шел к левому берегу Волги. Бомбы разорвались в кормовой части парохода. Корпус получил до 80 подводных и надводных пробоин. Много осколков попало в машинное отделение. Был выведен из строя правый штурвал, нарушена звуковая сигнализация. Пораженный в сердце упал механик Ерохин, был убит кочегар Соколов, пять человек из команды ранены. На место погибшего механика встал его помощник Агапов и работал один, за убитого механика и раненых членов машинной команды. Все пробоины в корпусе были заделаны на ходу, не заходя в затон.
Не меньшее мужество и упорство проявила в последние дни августа команда баркаса «Лена». Имея на судне 5 человек, вместо 16 человек по штату, экипаж «Лены» бессменно нес вахту в течении пяти суток, совершив за это время 60 рейсов, под непрекращающейся бомбежкой доставил фронту тысячи тонн необходимых грузов.
Героической страницей в славную летопись речного флота вошли имена пассажирских судов — «Михаил Калинин», «Иосиф Сталин», «Парижская коммуна». Загруженные ранеными и эвакуированными гражданами, прорывались они вдоль берега, занятого противником.
Пароходы были обстреляны, получили пробоины.
На пароходе «Парижская коммуна» было ликвидировано 90 очагов пожара.
Наиболее серьезные повреждения получил «Иосиф Сталин». Под руководством капитана Рачкова команда флагманского судна Волги боролась за спасение парохода до конца. Большинство членов команды было ранено. Пожар, несмотря на все усилия быстро распространялся по всему пароходу и он начал тонуть. На помощь пришел баркас-«наблюдатель» капитана И.И. Исакова. Было спасено 82 человека пассажиров и команда.
С 14 сентября 1942 г. работа судов речного флота по переброске войск в Сталинград в районе центральных переправ по сути дела превратилась в десантные операции.
Работа переправ в дневное время стала невозможной, и они стали действовать в основном ночью. Но бронекатера Волжской флотилии продолжали ходить через Волгу и днем.
В последних числах сентября уровень воды в Волге стал резко падать, перекаты на Волге обмелели, становясь непроходимыми для паромов и судов с большой осадкой. Речники решили углубить перекат взрывами и. построили свайные причалы на левом берегу Волги.
27 сентября 1942 г. Центральная переправа полностью прекратила свою работу.
Ее судовой состав был переведен для работы на другие переправы и, в частности, на «Переправу-62», которая сыграла решающую роль в судьбе 62-й армии. В материалах музея речников сохранились документы, отражающие подвиг пароходов «Кузнец», «Совхозница», «Узбек», «Надежный», баркасов «Абхазец», «Пожарский», «Ерик», дощаника «Связист», которые переправляли боеприпасы и продовольствие войскам в район наиболее обстреливаемой противником переправы у завода «Красный Октябрь», осажденной дивизии генерала И.И. Людникова.
В октябре 1942 г. в результате наступления гитлеровцы вышли к берегу Волги в районе Тракторного завода. В связи с этим резко увеличились потери судов и переправочных средств на переправах 62-й армии. Причалы были перенесены южнее завода «Красный Октябрь».
Раненых в ожесточенном бою за тракторный завод бойцов и командиров вывозили бронекатера и тральщики Волжской военной флотилии, отдельные речные суда, плавсредства понтонно-мостовых батальонов.
Для усиления переправ 62-й армии и уничтожения артиллерийских и минометных батарей врага, командующий ВВФ контр-адмирал Д.Д. Рогачев своим приказом № 33/ОП от 27 октября 1942 г. сформировал Сталинградскую оперативную группу кораблей в составе двух канонерских лодок «Чапаев» и «Усыскин», 15 бронекатеров и 4 тральщиков.

В ноябре 1942 г. начался ледоход.
«Переправа-62» была усилена мощными судами «Емельян Пугачев», «Генерал Панфилов», «Кочегар Гетман», «Спартаковец». Здесь же продолжали работать баркас «Ерик», 13 бронекатеров ВВФ и переправочные средства инженерных войск армии.
На другие переправы были выделены мощные буксиры «Сократ», «Варяг», «Самара», «Краснофлотец», «Механик Власов».
Командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник А.И. Еременко 16 ноября 1942 г. утвердил план переправ через Волгу в ледовых условиях.
Основными переправами в это время были «Красный Октябрь», Красноармейск, Светлый Яр, Каменный Яр, Никольское.
Только в ночь на 16 ноября суда «Емельян Пугачев», «Генерал Панфилов», «Спартаковец» переправили 700 бойцов, 156 тонн воинских грузов, эвакуировали 300 раненых.
«Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колесные и винтовые, которые, не взирая ни на что, застревая среди Волги; до самого конца ледохода продолжали упорно работать.
Колесный пароход «Механик Власов», которому еще до войны плавание было запрещено, перевез тысячи раненых, продовольствие и одежду, с пробитым носом, с обломанными колесами, работал до самого ледостава, пока не вмерз в лед посреди Волги», — вспоминал К.К Абрамов, генерал-майор, член военного совета 64-й армии.

Суда, изуродованные осколками снарядов и льдом, работали буквально на износ. Последним судном, ушедшим на зимовку, был пожарно-спасательный пароход «Самара». Он работал у светлого Яра до 27 декабря 1942 г.
В дни Сталинградской битвы речные суда, совершив более 35 тысяч рейсов через Волгу, перевезли
для Сталинградского фронта:
543 тысячи военнослужащих и раненых, в том числе 280 тысяч жителей Сталинграда,
29,4 тысячи автомашин,
550 тягачей,
149 тысяч тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов;
для Донского фронта:
542 тысячи военнослужащих и раненых,
66,5 тысячи автомашин,
2450 тягачей, танков и тракторов,
61,5 тысячи тонн грузов.
Источник: Волжские речники в битве за Сталинград

Малые речные бронекатера проекта 1125

Для улучшения этой статьи о флоте желательно:

  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Викифицировать список литературы.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Бронекатер проекта 1125


Гвардейский бронекатер БКА-75 (проект 1125) на почтовой марке России

Проект

Страна

  • СССР

Изготовители

  • Завод №340, Ижорский завод, судостроительный завод № 344 в Перми

Операторы

  • СССР

Предшествующий тип

тип “Партизан”

Последующий тип

проект 191М

Годы постройки

1937 — 1947

Годы в строю

1937 — 1960-е

Годы в эксплуатации

1937 — 1952

Построено

Сохранено

Сохранилось 12 кораблей-памятников

Основные характеристики

Водоизмещение

26 — 29,3 тонны

Длина

22,65 м

Ширина

3,55 м

Высота

Высота борта 1,5 м

Осадка

0,56 м

Бронирование

4—7 мм

Двигатели

1 бензиновый двигатель

Мощность

800—1200 л. с.

Движитель

1 винт

Скорость хода

До 18 узлов

Дальность плавания

До 100 миль

Экипаж

10 -12 человек

Вооружение

Навигационное вооружение

шлюпочный компас, на некоторых 127-мм

Радиоэлектронное вооружение

радиостанция «Ерш»

Тактическое ударное вооружение

На некоторых по 1 ПУ 24-М-8 с 82-мм РС; 1-2 7,62-мм пулемёта ДТ (кроме зенитных)

Артиллерия

1 76-мм КТ-28 или Л-10 или Л-11 или Ф-34 или Лендера

Зенитная артиллерия

2-3 пулемёта ДТ или 1-2 ДТ и 1-4 12,7-мм пулемёта ДШК

Минно-торпедное вооружение

до 4 мин заграждения

Медиафайлы на Викискладе

Прое́кт 1125 — самый массовый тип речных бронекатеров Военно-морского флота.

История создания

Реплика бронекатера БК-75

12 ноября 1931 года командование РККФ утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров.

Большой бронекатер, предполагавшийся для Амура, предполагали вооружить двумя 76-мм пушками в двух башнях от танков, а малый бронекатер — одной 76-мм пушкой в танковой башне. В то же время на бронекатера планировали установить по две малые башенки с пулемётами винтовочного калибра. Максимальную осадку большого бронекатера планировали до 0,7 м, а малого — до 0,45 м. Катера должны были вмещаться в железнодорожные габариты СССР для возможности перевозок по железным дорогам.

22 июня 1932 года техническое задание было выдано организации «Ленречсудопроект». Для бронекатеров были выбраны башни и пушки от танка Т-28 и бензиновые двигатели ГАМ-34.

В октябре 1932 года «Ленречсудопроект» закончил проектирование катеров. Большой бронекатер наименован «Проект 1124»; малый — «Проект 1125». Эти катера были схожи по конструкции.

В 1934 году Зеленодольский судостроительный завод имени Горького получил оборонный заказ на постройку новых для того времени кораблей — речных бронекатеров проектов 1124 и 1125; за 10 лет их построено 154.

По другим сведениям военно-морской флот и пограничные войска НКВД заказали 32 бронекатера. В мае 1937 года планировали сдать на Амурскую флотилию 16 бронекатеров, и в IV квартале 1937 года 8 на Днепровскую флотилию. В начале апреля 1937 года Зеленодольский завод сдал на Амурскую флотилию 16 бронекатеров проекта 1125. После сдачи 16 апреля 1937 года начальник штаба Морских сил РККА капитан 1 ранга Стасевич приказал установить тактическую номерацию катеров «днепровского типа»: 3-й дивизион в Хабаровском пограничном отряде — № 31, 32; 33; 34; 35; 8-й дивизион в Сретенском пограничном отряде — № 85; № 86; № 87; № 88; 9-й дивизион в Иманском пограничном отряде — № 95; № 96; № 97; № 98. Так можно сделать вывод, что 3 бронекатера проекта 1125 предназначены для НКВД. В декабре 38 — январе 39 года Зеленодольский завод сдал Днепровской флотилии 8 бронекатеров типа 1125 с башнями танка Т-28 и ПБК-5. Всего в 1939 году военно-морской флот получил 18 бронекатеров пр. 1125 — «малых» или «днепровского типа», из них 4 построил завод № 194 (бывший имени Андре Марти). 1-е 18 бронекатеров проекта 1125 вступили в строй в 1938—1939 годах. И, так как значительная часть из них включена в Амурскую военную флотилию, то их теперь уже сложно стало называть «днепровскими». До начала Великой Отечественной войны по улучшенному проекту 1125У заложили несколько десятков корпусов, но окончили только около 10 катеров. Их сдачу флоту сорвало отсутствие башен МУ. Часть бронекатеров проекта 1125 отправлены на Амурскую флотилию. На 1 января 1941 года промышленность построила 172 бронекатера проектов С-40, 1124 и 1125. Но из-за нехватки танковых башен к началу Великой Отечественной войны в строй вошел только 71 — 44 входили в Амурскую флотилию и Амурский пограничный отряд НКВД, 22 находились на Дунае, 4 — в Шхерном отряде Балтийского флота, и 1 (проекта С-40) — на реке Амударья.

По 2-му источнику катеров проекта 1125 построили 151. По 3-му источнику катеров проекта 1125 построили 203. Расхождения в данных, вероятно, из-за того что в 1-м источнике могут быть не учтены бронекатера, переданные пограничным войскам НКВД, а также катера, не успевшие войти в состав флота до окончания Великой Отечественной войны, и вошедшие в строй до конца 1945 года, а только в Амурскую флотилию после 9.05.1945 года до конца 1945 года вошло 30 бронекатеров проектов 1124 и 1125. Во 2-м источнике не учтены бронекатера, построенные после 1945 года, а в 1946 — 47 годах их построили 52 по 3-му источнику.

Главный конструктор проекта 1125 был Бенуа Юлий Юльевич.

Конструкция

Реплика рубки бронекатера БК-75

Бронекатер проекта 1125 имел одновальную энергетическую установку с мотором ГАМ-34, следовательно — худшие маневренность и живучесть по сравнению с пр. 1124. Но, в некоторой степени, это компенсировалось меньшей осадкой. На 17 октября 1937 года характеристики бронекатера пр. 1125: полное водоизмещение 26 т; наибольшая длина 22,5 м; наибольшая ширина 3,4 м; наибольшая осадка 0,5 м. 1 мотор ГАМ-34БП обеспечивал 20 узлов при дальности 250 км. Вооружение: 1 76-мм пушка КТ-28 и 1 пулемёт ДТ в башне от танка Т-28. Кроме этого 3 Максима в 3 башнях ПБ-3. Бронирование катера противопульное: борта 7 мм; палуба 4 мм; борта и крыша рубки 8 и 4 мм. Борта бронированы от 16 до 45 шпангоута. Нижняя кромка брони бортов опускалась ниже ватерлинии на 150 мм. Установка башни ПБ-3 на носу катеров проекта 1125 потребовала повысить барбет орудийной башни на 100 мм (для возможности поворота над носовой пулемётной башенкой). В марте 38 года вместо пулемётных башенок ПБ-3 с пулемётом Максим, Зеленодольский завод начал устанавливать башенки ПБК-5 с пулемётом ДТ. К 27 июня 1938 года завод имел в запасе 25 башен от танков Т-28 для установки на катера проектов 1124 и 1125. В это время обсуждалась установка на бронекатера модифицированных башен с увеличенным до 70° углом возвышения и уменьшенной с 20 до 10 мм толщиной брони. Башни Т-28 первой модификации с общим прямоугольным входным люком установили только на 24 бронекатера проекта 1125. На последующих бронекатерах устанавливали то же башни Т-28, но с 2 круглыми люками. Водоизмещение катеров пр. 1125 с башенками ПБК-5 с пулеметами ДТ 25,5 тонны; наибольшая длина 22,65 м; длина по ватерлинии 22,26 м; ширина наибольшая с привальным брусом 3,54 м; высота борта катера 1,5 м; осадка бронекатера 0,56 м. 1 двигатель ГАМ-34ВС с авиационным компрессором АК-60, вспомогательный мотор Д-3. Бронекатер развивал 18 узлов (33 км/ч). Экипаж 10 чел. 2,2 тонны бензина на 16—20 часов полного хода. Проектное вооружение из 76-мм орудия КТ-28 с углом обстрела 290°, позднее заменили на пушку Ф-34 и 4 пулемёта — 1 в танковой башне и 3 в башенках — одна перед орудийной башней (которую подняли на барбете), одна на боевой рубке и одна в корме. Для удифферентовки корпуса пушечная башня и рубка смещены к корме (23-й шпангоут). Как и во время постройке бронекатеров пр. 1124, на катерах также меняли и конструкцию башен и установки пулемётов (открытые и закрытые сверху, двух и одноствольные). Для бронекатеров разрабатывали башни с 76-мм пушкой ПС-3 и 45-мм пушками 20-К с одинаковым углом возвышения (60°), но они в изготовление не приняты. Опытный катер пр. 1125, построенный без брони, после испытаний передали по приказу заместителя наркома ВМФ И. С. Исакова военно-морскому училищу имени М. В. Фрунзе для использования в качестве учебного. Серийные катера уже бронировали, и первый серийный бронекатер проекта 1125 в строй вступил в 1938 году. Планировали, что в 1939 году Зеленодольский завод сдаст объединениям флота 38 БКА пр. 1125, но из них только 25 обеспечили башнями танков Т-28. Оставшиеся 13 танковых башен Кировский завод обязался поставить уже по новому, флотскому — модифицированному проекту, позволявшему вести огонь по воздушным целям. И в 1939 году утверждается проект второй серии катеров — модифицированной, которые предполагали оснастить двигателями ЗИС-5 экономического хода. Установку модифицированных 76-мм башен с углом возвышения 70° и четырёх спаренных универсальных 12,7-мм пулемётов в двух башнях ДШКМ-2Б на строящиися бронекатера проекта 1125У планировали начать с 1940 года.

Силовая установка

Оригинальный винт от бронекатера времен Великой Отечественной войны

На первых сериях бронекатеров проектов 1125 и 1124 бензиновые двигатели ГАМ-34БП или ГАМ-34БС. На большом бронекатере два двигателя, а на малом — один. Максимальная мощность двигателей — ГАМ-34БП — 800 л. с. и ГАМ-34БС — 850 л. с. — при 1850 оборотах в минуту. На этих оборотах бронекатера могли разогнаться до самого полного хода, их передвижение на самой большой скорости соответствовало режиму, переходному от водоизмещающего плавания к глиссированию.

С 1942 года на большей части катеров проекта 1124 и проекта 1125 устанавливали четырёхтактные двигатели, полученные по ленд-лизу: фирм Hall-Scott (англ.)русск. мощностью до 900 л.с. и Packard мощностью до 1200 л.с. Эти двигатели надёжнее отечественных, но требовали высококвалифицированного обслуживания и высокооктанового бензина марок Б-87 и Б-100.

Вооружение

Реплика орудийной башни с макетом 76-мм пушки обр. 27/32 гг.

Пушка — первоначально бронекатера и проекта 1125 имели 76-мм танковую пушку обр. 1927/32 годов с длиной ствола 16,5 калибров в башнях танка Т-28. Но в начале 1938 года изготовление этих пушек на Кировском заводе прекращено. С 1937—1938 годов этот же завод серийно производил 76-мм танковые пушки Л-10 с длиной ствола 26 калибров. Эти пушки были установлены на некоторых бронекатерах в тех же башнях танка Т-28.

Т-28 с пушкой Л-10, захваченный финнами в Зимней войне, 1940 год. Л-10 были установлены на 4 — 19 БКА пр. 1125

Пушек Л-10 установлено на БКА пр. 1125 от 4 до 18.

Наибольший угол возвышения пушек КТ всего 25°. На этот угол рассчитаны и башни от Т-28, так как танки предназначались в основном для уничтожения целей прямой наводкой. Речной бронекатер имел малую высоту линии огня над водой, поэтому при стрельбе прямой наводкой получалось большое непоражаемое пространство; оно прикрыто берегом, лесом, кустарником, строениями и т.д. Для исправления этого в 1938—1939 годах для катеров проектов 1124 и 1125 создана башня МУ; она допускала угол возвышения 70° для 76-мм пушки. Разработкой башни занималась «шарашка» ОТБ в ленинградской тюрьме «Кресты».

В 1939 году на Кировском заводе в башню МУ установили пушку Л-10. Башня с Л-10 прошла полигонные испытания на Артиллерийском научно-исследовательском опытном полигоне; но результаты испытаний неудовлетворительны. Тем не менее завод № 340 к концу 1939 года построил бронекатер с пушкой Л-10. В начале 1940 года предполагали испытать этот бронекатер в Севастополе.

В конце 1938 года Кировский завод закончил серийное производство пушки Л-10, но начал серийный выпуск 76-мм пушек Л-11. Конструктивно это та же пушка Л-10, но ствол удлинён с 26 до 30 калибров. В башню МУ стали устанавливать вместо Л-10 Л-11; угол возвышения 70° не изменился. При этом возникла необходимость усиления башни, так как отдача у Л-11 по сравнению с Л-10 немного больше.

Пулемётное, зенитное и лёгкое вооружение — три-четыре 7,62-мм пулемета ДТ — один спаренный в танковой башне, до трёх в трёх башенках — на рубке, на капе машинного отделения и иногда на носу или один-три 7,62-мм пулемета ДТ — 1 спаренный в танковой башне, до 2 в 2 башенках — иногда на капе машинного отделения и иногда на носу; и от одного до четырёх (2 спаренных) 12,7-мм пулемётов ДШК; и личное оружие экипажа .

Средства связи

На бронекатерах устанавливали радиостанцию «Ерш» мощностью 50 Вт, работавшую в диапазоне волн 25-200 м (0,5-12 МГц) при передаче и 25—600 м (0,5-12 МГц) при приеме, дальность действия 80 миль.

Модернизации в ходе войны

В 1942 году речные бронекатера проектов 1124 и 1125 начали оснащать пушками Ф-34 в башнях танков Т-34 с углом возвышения 25°. Предлагались проекты башен с максимально большими углами возвышения для этих орудий, но они так и остались на бумаге. В военных мемуарах разных авторов встречаются рассказы о советских бронекатерах; в мемуарах можно встретить упоминание как они сбивали немецко-фашистские бомбардировщики огнём из 76-мм пушек. Возможно, речь шла о зенитных орудиях Лендера образца 1914/15 года; эти орудия находились не в башнях, а были открыто установлены на палубе некоторых бронекатеров. В 1941—1942 годах пушками Лендера, из-за нехватки башен танков Т-34 для бронекатеров, вооружили около 7 бронекатеров пр. 1125, уцелевшие из них в 1943 — 44 гг. перевооружены на более мощные пушки Ф-34 в башнях танков Т-34.

Минным оружием бронекатера оснащать не планировалось. Однако в первые дни войны, моряки Дунайской военной флотилии на катерах проекта 1125 смогли осуществить установку минных заграждений при помощи подручных средств. С весны 1942 года на кормовых палубах вновь строящихся бронекатеров осуществлялся монтаж рельсов и обухов для закрепления мин. Бронекатера проекта 1124 принимали по восемь мин, а бронекатера проекта 1125 — по четыре мины.

В период Великой Отечественной войны на бронекатерах устанавливалось новое и мощное оружие — пусковые установки реактивных снарядов 24-М-8 с 24 82-мм или 16-М-13 с 16 132-мм реактивными снарядами М-8 и М-13, в общем сходными с 82-мм и 132-мм реактивными снарядами РС-82 и РС-132.

В ходе боевых действий возникла необходимость продлить сроки навигации бронекатеров на замерзающих водоёмах; но сделать это было трудно — лёгкий корпус бронекатера не имел возможности обеспечить плавание без риска даже в битом льду. Пластины молодого льда сдирали краску с корпуса, что приводило к его коррозии. На бронекатерах часто повреждались тонкие лопасти гребных винтов. Командир бронекатера — а также его главный конструктор — Ю. Ю. Бенуа нашёл приемлемый выход из создавшегося положения — катер «одели» в деревянную «шубу». До́ски толщиной от 40 до 50 мм осуществляли защиту днища и бортов (на 100—150 мм выше ватерлинии) корабля. Эта так называемая «шуба» почти совсем не изменяла осадку благодаря плавучести дерева. Но у «шубы» были и недостатки — в ней бронекатер имел меньшую скорость. В связи с этим инженер Паммель создал проект гребного винта́ с кромками лопастей, которые толще предыдущих; максимальная скорость бронекатера с упроченными винтами уменьшилась только лишь на 0,5 узла. Так советские бронекатера стали мини-ледоколами; это было важно на Ладожском и Онежском озёрах: там «речные танки» имели возможность воевать на две-четыре недели дольше, чем суда финских соединений.

На катерах, готовившихся для озерных и прибрежных морских плаваний, за рулевой рубкой планировали установить и 127-мм компас на нактоузе.

Бронекатера — памятники

Бронекатера проекта 1125 установлены в качестве памятников в следующих городах:

  • Благовещенск
  • Волгоград — БК-13 на Центральной набережной. В настоящее время (2018 год) идет ремонт поднятого с дна Волги БК-31, потопленного 9 октября 1942 года.
  • Зеленодольск (БКА-75 «Калюжный» установлен на площади перед заводом, на котором выпускали бронекатера проекта 1125.
  • Измаил (БК-134) До 22.03.1944 носил имя (БКА-134) «Герой Советского Союза Красносельский»
  • Канев
  • Киев (макет)
  • Констанца
  • Пермь (АК-454)
  • Пинск (БКА-92)
  • Приморско-Ахтарск (БКА-124) «Герой Советского Союза Иван Голубец»
  • Хабаровск (БКА-302)
  • Херсон (БКА-301)

Галерея

  • Бронекатер проекта 1125 № 905 в Благовещенске

  • БКА проекта 1125 № 13 в Волгограде спереди

  • БКА проекта 1125 № 13 в Волгограде сзади

  • Бронекатер проекта 1125 № 134 в Измаиле

  • БКА пр. 1125 № 124 в Приморско-Ахтарске

  • БКА пр. 1125 № 346 с другими башнями в Мариуполе

  • Бронекатер проекта 1125 № 454 в Перми

  • Бронекатер проекта 1125 № 92 в Пинске

  • Бронекатер проекта 1125 № 302 в Хабаровске

  • Макет бронекатера проекта 1125 в Киеве

Примечания

  1. В.Прасников «Тайфун» № 18 (№ 6 1999 год)
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Александр Широкорад. Русское ноу-хау: речные танки // Военно-промышленный курьер. — № 11 (327) от 24 марта 2010 г.
  3. Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России. Черников И. И. Глава Бронекатера проекта 1124
  4. 1 2 3 Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Катера. Тип 1125
  5. № 63 В.Прасников «Тайфун» № 18 (№ 6 1999 г.)
  6. Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Катера. Бронекатера. Тип 1124. Тип 1125 (недоступная ссылка). Дата обращения 24 декабря 2017. Архивировано 4 августа 2018 года.
  7. Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России. Черников И. И. Глава Бронекатера проекта 1125
  8. Советские бронекатера на морях и реках. с.24 #591 younger 16.03.2014 19:57:35
  9. А. В. Платонов. Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера. Часть II. Приложение I. Стрельба по воздушной цели
  10. Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Катера. Бронекатера. Тип 1125 (недоступная ссылка). Дата обращения 24 декабря 2017. Архивировано 4 августа 2018 года.
  11. А. В. Платонов. Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера. Часть II. Приложение 1 вооружение речных кораблей. Средства связи
  12. Советские бронекатера на морях и реках. с.24 #594 younger 16.03.2014 23:07:55
  13. Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Катера. Тип 1125. Тип 1124 (недоступная ссылка). Дата обращения 24 декабря 2017. Архивировано 4 августа 2018 года.
  14. Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России. Черников И. И. Глава Бронекатера проекта 1124 (недоступная ссылка)
  15. (БК № 65, с 9 октября 1942 — № 92, с 7 марта 1944 — «БК-92»)
  16. (до 21.06.1941 — БК-115, с 17.07.1941 — БКА-304)
  • 1. Корабли и суда ВМФ СССР 1928—1945. Справочник. / Бережной С. С. / Москва. Военное издательство. ISBN 5-203-00541-9; 1988 г.
  • 2. Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России. Черников И. И. Главы Бронекатера проекта 1125 и Бронекатера проекта 1124.
  • 3. А. В. Платонов. Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера. Часть II. 2004. Издательство Галея Принт.
  • 4. Александр Широкорад. Поход на Вену. и https://military.wikireading.ru/74030 Глава 2.
  • 5. Александр Широкорад Статья «Русское ноу-хау: речные танки» // Военно-промышленный курьер. — № 11 (327) от 24 марта 2010 г.
  • 6. Руслан Иринархов — РКВМФ перед грозным испытанием. Глава Если завтра война, если завтра в поход…
  • 7. Минная война на Азовском море. Год 1943-й Арсенал-Коллекция 2015 № 12 (42) (В том числе и действия советских бронекатеров)
  • Описание данного проекта Статья А. Широкорада «Русское ноу-хау речные танки» из «Военно-промышленного курьера» 2010 г.
  • Фотографии данного проекта. Адрес замен на действующий 24 декабря 2017.
  • Бронекатер БК-44 на сайте Старый Мариуполь
  • Бронекатера… с описанием, 5 рисунками и 11 разрезами
  • Бронекатера проекта 1125 — несколько рисунков и эскизов и 270 фотографий.
  • Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Катера. Бронекатера. Тип 1124. Тип 1125 — списки выпущенных до конца 1945 г. бронекатеров проектов 1124 и 1125 с краткими характеристиками, временем закладки, спуска, вступления в строй какого объединения, соединения или части, краткий боевой путь и последующая судьба.
  • Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России. Черников И. И. Главы Бронекатера проекта 1124 и Бронекатера проекта 1125 — 2 главы с историями создания проектов 1124 и 1125, характеристиками, устройством, модернизациями и рисунками.
  • Артиллерийские катера ВМФ — бронекатера проектов 1125 и 1124 выпуска после 1945 г. — каким заводом построены, названия, даты вступления в строй, тактико-технические данные, переклассификации и переименования; для некоторых экспорт, распределение по флотилиям и флотам и даты списания.
  • А. В. Платонов. Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера. Часть II. По бронекатерам в разных главах истории, описания и много таблиц, 22 чертежа и схемы и 6 фотографий, а по адресу http://www.navylib.su/ships/monitory-2/index.htm без таблиц и иллюстраций.
  • Бронекатер проекта 1125 Не открывается 24.12.2017

Рассказы об оружии. Бронекатер проекта 1125


Интересно, никак не ожидал, что при визите в музей смогу написать про корабли. Музей-то не в Санкт-Петербурге или Севастополе, а на Урале. Но факт, получилось.
Рассказ пойдет о речных бронекатерах проекта 1125, один из которых есть в музее, и мне любезно разрешили его обойти.

Интересна история этого проекта. Интересен и сам катер. На первый взгляд – ну жестянка, сделанная по принципу «я его слепила из того, что было». Почти, почти так. Но только почти.
История проекта началась 12 ноября 1931 года, когда командование еще Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ) утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров.
Большой бронекатер (проект 1124), предназначавшийся для реки Амур, предполагалось вооружить двумя 76-мм орудиями, находящимися в двух танковых башнях.
Малый бронекатер вооружался одним 76-мм орудием в башне.
Также на бронекатерах планировалось осуществить установку двух лёгких башен (сходных по конструкции с башнями английского танка «Виккерс», прародителя Т-26) с 7,62-мм пулемётами.

Осадка большого бронекатера должна быть не более 70 см, а малого — не более 45 см. Корабли должны были удовлетворять железнодорожным габаритам СССР при перевозке по железной дороге на платформе.

В итоге были выбраны башни от танка Т-28 и бензиновые двигатели ГАМ-34.
ГАМ-34 – это авиационный двигатель Микулина АМ-34, тот самый, на котором экипажи Чкалова и Громова летали в США через Северный полюс.
ГАМ-34 в отличие от крылатого собрата был снащён реверс-редуктором, муфтой свободного хода, изменены система охлаждения (используется забортная вода) и выхлопная система.
Всего было построено 203 бронекатера проекта 1125.
Главным конструктором «проекта 1125» был Юлий Юльевич Бенуа.
Проектирование катера и начало выпуска – 1936 год. И началось…
Время показало, что основные «фишки» проекта 1125, плоское дно с туннелем гребного винта, малая осадка и скромные массогабаритные характеристики, обеспечили бронекатерам к неплохим ходовым характеристикам высокую мобильность и возможность экстренной переброски железнодорожным транспортом.
Катера активно использовались на всех водных театрах Великой Отечественной и Второй мировой от Дальнего Востока до Германии и Австрии. Катера сражались на Волге, на Ладожском и Онежском озерах, на побережье Черного моря, Днепре, Дунае, Тиссе, Висле и Одере.
В целом проект 1125 оказался настолько удачен, что боевым заслугам некоторых представителей семейства реально могли бы позавидовать наши линкоры и крейсера.

Отдельно стоит сказать о вооружении.
Пушка.

Первоначально, как я упомянул выше, бронекатера проекта 1125 имели 76-мм танковую пушку образца 1927/32 года с длиной ствола 16,5 калибров в башнях танка Т-28. Но в начале 1938 года изготовление таких орудий на Кировском заводе прекращено.
С 1937—1938 годов этот же завод серийно производил 76-мм танковые пушки Л-10 с длиной ствола 26 калибров. Эти пушки установлены на некоторых бронекатерах в тех же башнях.
Учебное применение этих пушек показало, что небольшой угол возвышения (всего 25°) весьма неудобен. Танки предназначались в основном для уничтожения целей прямой наводкой, а речной бронекатер имел при стрельбе прямой наводкой большое непоражаемое пространство. Берега, лес, кустарник, строения, все это осложняло артиллеристам невысокого бронекатера стрельбу.
Чтобы облегчить жизнь своим и усложнить врагам, в 1939 году для бронекатеров была создана башня МУ, у которой расчетный угол возвышения составлял 70°. Однако испытания башни были признаны неудовлетворительными.
В конце 1938 года Кировский завод начал серийный выпуск 76-мм орудий Л-11. Конструктивно это та же пушка Л-10, но ствол удлинён с 26 до 30 калибров. В башню МУ стали устанавливать Л-11. Угол возвышения 70° не изменился, но пришлось усиливать башню, так как отдача у Л-11 по сравнению с Л-10 немного больше.
В 1942 году речные бронекатера проектов 1124 и 1125 начали оснащать пушками Ф-34 в башнях танков Т-34 с углом возвышения 25°. И эти пушки стали основным вооружением катеров на всю войну.

Кроме того, на некоторые катера устанавливались 76-мм зенитные пушки системы Лендера. Эти пушки устанавливались открыто, как средство ПВО.
Пулеметное зенитное вооружение устанавливалось в зависимости от того, что было в наличии. От трех-четырех 7,62-мм пулеметов ДТ (1 спаренный в танковой башне, 1 на рубке, 1 на капе машинного отделения и иногда 1 на носу) до четырех (2 спаренных) 12,7-мм пулемётов ДШК.

Минным оружием бронекатера оснащать не планировалось. Однако в первые дни войны, моряки Дунайской военной флотилии на катерах проекта 1125 смогли осуществить установку минных заграждений при помощи подручных средств. С весны 1942 года на кормовых палубах вновь строящихся бронекатеров осуществлялся монтаж рельсов и обухов для закрепления мин. Бронекатера проекта 1125 могли нести до шести мин типа «Рыбка».
Естественно, во время Великой Отечественной войны на бронекатерах прописались пусковые установки реактивных снарядов 24-М-8 с 24 82-мм или 16-М-13 с 16 132-мм реактивными снарядами М-8 и М-13, в общем сходными с 82-мм и 132-мм реактивными снарядами РС-82 и РС-132.
Броня. Бронекатер был «броне» весьма условно. «Речной танк» уступал (и значительно) танкам сухопутным. Бронирование было условно противопульным: борт 7 мм, палуба 4 мм, рубка 8 мм, крыша рубки 4 мм. Бронирование борта выполнялось с 16 по 45 шпангоут. Нижняя кромка «бронепояса» опускалась на 150 мм ниже ватерлинии.
Несмотря на то, что речные катера являлись кораблями прибрежной зоны, на некоторые (предназначенные для Онежской и Ладожской флотилий) устанавливали шлюпочные компасы. Это можно было считать навигационным вооружением.
Для радиосвязи на катера ставилась радиостанция «Ерш», для телеграфной и радиотелефонной связи между кораблями. Это была советская радиостанция того периода, то есть, условно связь на кораблях была.
Что можно сказать о боевом пути катеров проекта 1125? И много, и ничего. Основная битва, в которой катера действительно были очень полезны, это была Сталинградская битва.
Маршал Василий Иванович Чуйков — человек, непосредственно руководивший обороной Сталинграда, человек хорошо понимающий в военном деле, в своих мемуарах сказал так:
«О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия».
В светлое время суток бронекатера скрывались в многочисленных затонах и притоках Волги, прячась от налетов вражеской авиации и артиллерийского огня. Ночью начиналась работа – под прикрытием темноты катера доставляли в осажденный город подкрепления, одновременно совершая дерзкие разведывательные рейды вдоль занятых немцами участков побережья, оказывали огневую поддержку советским войскам, высаживали десанты в тылу врага и проводили обстрелы немецких позиций.
Цифры, говорящие о боевой службе катеров, если честно, вгоняют в шок. Особенно когда понимаешь, о чем идет речь. О маленьком плоскодонном катерке, броня которого весьма и весьма условна.
Но сводки и отчеты упорно свидетельствуют от том, что катера 2-го дивизиона переправили на правый берег Волги, в Сталинград, 53 тысячи бойцов и командиров РККА, 2000 тонн снаряжения и продовольствия. За это же время на палубах бронекатеров из Сталинграда было эвакуировано 23 727 раненых бойцов и 917 гражданских лиц.
2-й дивизион – это шесть корабликов…
На счету «речных танков» Волжской военной флотилии 20 единиц немецкой бронетехники, разрушили больше сотни блиндажей и дзотов, засчитано подавление 26 артиллерийских батарей.

И, конечно же, 150 тысяч бойцов и командиров РККА, раненых, мирных жителей и 13 000 тонн грузов, переправленных с одного берега на другой.
Потери составили 3 бронекатера.
Кстати, наш герой — из их числа. Катер под заводским номером 221 был заложен в Зеленодольске, на заводе №240 и введен в строй в августе 1942 года. Носил бортовые номера 76, 74, 34.
30 октября 1942 года был потоплен при налете немецкой авиации во время выгрузки раненых у Северного причала. Поднят 2 марта 1944 года, отреставрирован и является экспонатом музея в Верхней Пышме.
Кстати, катера настолько достали немцев, что те забросали акваторию реки морскими минами. Угадайте, кому пришлось выполнять после роль тральщиков?
Но часть катеров покинула Волгу уже летом 1943 года. По железной дороге катера отправились дальше, на Запад. Украина, Белоруссия, Венгрия, Румыния, Югославия, Польша, Австрия и Германия – где были реки, там отметились и катера проекта 1125.
ТТХ бронекатера проекта 1125:
Водоизмещение: 26,6 тонны.
Длина: 23 м.
Осадка: 0,6 м.
Двигатель: ГАМ-34 мощность 800 л.с.
Скорость максимальная: 19 узлов.
Дальность плавания: 200 миль.
Экипаж 10 человек.
Это как раз тот случай, когда мал золотник, да дорог.

Волжская военная флотилия в Сталинградской битве

Дата: 02.02.2018 | Размещено в Сообщество | 16 комментариев | Просмотров: 1611 Вот — про Волжскую военную флотилию на главной.

О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила бы своей задачи.

Маршал Советского Союза В. И. Чуйков

Волжская военная флотилия сыграла важную роль в Великой Отечественной войне. Особенно велика была заслуга моряков в битве за Сталинград. Корабли, катера и суда флотилии в течение всего сражения перевозили войска и грузы через Волгу, а также обеспечивали противоминную и противовоздушную оборону волжской коммуникации. В тяжелейших условиях моряки обеспечили бесперебойное движение транспортного флота по Волге даже в период самых напряжённых боёв. Наступательная операция Красной армии под Сталинградом началась 19 ноября 1942 года. И без Волжской военной флотилии она была бы невозможна.

В довоенные годы на Волге не было речной военной флотилии. Не планировалось формировать её и в случае войны: река находилась далеко от границ, глубоко в тылу, так что даже мыслей не возникало о том, что враг может дойти до неё. По этой же причине отсутствовал мобилизационный план и у речного пароходства. Однако уже в июле 1941 года Государственный комитет обороны принял решение сформировать Учебный отряд кораблей на Волге для подготовки личного состава флота. В октябре 1941 года на его базе была сформирована Волжская военная флотилия. Первоначально в её состав вошли 7 канонерских лодок, 14 бронекатеров, 33 катерных тральщика, две плавучие зенитные батареи, железнодорожная батарея и два батальона морской пехоты.

Осенью 1941 года и в навигацию 1942 года главной задачей кораблей Волжской флотилии было обеспечивать транспортные перевозки по Волге. Летом 1942 года, когда враг вышел к излучине Дона, против кораблей флотилии начала действовать немецкая авиация. С 22 июля по 1 ноября 1942 года только бронекатера флотилии провели 113 караванов из транспортов и нефтеналивных барж общей численностью 1500 судов, отразив при этом атаки 152 самолётов, три из которых были сбиты. За это же время тральщики флотилии вытралили 211 из 342 мин, выставленных авиацией противника. Это были высокочувствительные магнитные и акустические мины с весом заряда от 350 до 700 кг. Чтобы уничтожить крупный транспорт или нефтеналивную баржу, хватало одной такой мины.

С 9 августа 1942 года Волжская военная флотилия в составе трёх бригад речных кораблей и отдельной бригады траления была переподчинена в оперативном плане командующему войсками Сталинградского (Юго-Восточного) фронта. К этому моменту флотилия достигла своих максимальных размеров. Так, к середине октября 1942 года её корабельный состав, объединённый в четыре бригады и несколько отдельных дивизионов, включал 19 канонерских лодок («Громов», «Руднев», «Усыскин», «Киров», «Федосеенко», «Щорс», «Чапаев», «Бурный», «Турксиб», «Иркутск», «X лет КИМ», «Сталинская Конституция», «Красногвардеец», «Правда», «В. Чкалов», «Производственник», «Красный Дагестан», «Котовский», «Островский»), восемь бронекатеров проекта 1124, 18 бронекатеров проекта 1125, семь бронекатеров проекта С-40, четыре несамоходные плавучие батареи с двумя 152-мм орудиями каждая, пять несамоходных плавучих зенитных батарей с двумя 85-мм орудиями каждая, более 60 катерных тральщиков, 24 катера ПВО. И это не считая сторожевых катеров и катеров-дымопостановщиков.

Ну а дальше на сайте прочитать можно:

БК-13

исторический памятник (региональный)

БК-13

Служба

СССР

Класс и тип судна

бронекатер

Порт приписки

Волжская военная флотилия
Днепровская военная флотилия
Дунайская военная флотилия

Изготовитель

Зеленодольский судостроительный завод им. М. Горького

Строительство начато

Спущен на воду

весна 1942 года

Введён в эксплуатацию

лето 1942 года

Выведен из состава флота

в 1960 году

Статус

сохранён как корабль-памятник в музее «Сталинградская битва»

Основные характеристики

Водоизмещение

29,3 т

Длина

22,65 м

Ширина

3,55 м

Высота

высота борта — 1,5 м

Осадка

0,56 м

Бронирование

4—7 мм

Двигатели

2 бензиновых двигателя

Мощность

2 по 800—1200 л. с.

Движитель

2 гребных винта

Скорость хода

до 18 узлов

Дальность плавания

до 100 миль

Экипаж

10 человек

Вооружение

Тактическое ударное вооружение

2 × 2 12,7-мм ДШК; 1 × 7,62-мм ДТ в танковой башне

Артиллерия

1 × 76-мм пушка Ф-34 в танковой башне

Минно-торпедное вооружение

до 4 мин заграждения

Медиафайлы на Викискладе

БК-13 — принимавший участие в Сталинградской битве бронекатер Волжской военной флотилии. В 1994 году установлен как памятник на Центральной набережной Волгограда. .

Один из лучших орудийных расчётов Волжской военной флотилии. На фотографии комендор бронекатера № 13 краснофлотец Александр Васильевич Васильев и командир отделения комендоров бронекатера № 13 старшина 2-й статьи Пётр Георгиевич Крюков

Бронекатер БК-13 — один из серии бронекатеров проекта 1125. Заложен на Зеленодольском судостроительном заводе им. М. Горького в 1941 году, спущен на воду весной 1942 года, 10 июля вошёл в состав Волжской военной флотилии.

С 24 июля по 17 декабря 1942 года БК-13 принимал участие в обороне Сталинграда во втором дивизионе Волжской военной флотилии. За проявленный в защите города героизм дивизиону было присвоено гвардейское звание. Командир лейтенант Маркин Дмитрий Григорьевич награждён орденом Красного Знамени.

14 сентября 1943 года бронекатер переведён в Днепровскую флотилию, в её составе он принимал участие в боях на Припяти и Западном Буге, Белорусской и Берлинской наступательных операциях.

Современное состояние

После войны бронекатер продолжал нести воинскую службу в Дунайской флотилии. При ее расформировании в 1960 году БК-13 был передан в дар Музею обороны Царицына – Сталинграда.

Памятник

БК-13 Страна

Россия

Город

Волгоград

Основные даты

1942 — Спуск на воду
7 мая 1995 года — Открытие памятника

Статус

Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 341410121600005 (ЕГРОКН)

Медиафайлы на Викискладе

С 1960 по 1994 годы бронекатер находился в затоне Волгоградского судостроительно-судоремонтного завода в Краснослободске. В 1994 году установлен у центрального входа в музей-панораму «Сталинградская битва» как памятник, в 1995 году переставлен на постамент работы архитектора Т. П. Садовского. В 2013 году рядом с памятником была установлена мемориальная доска с именами членов экипажа.

В России и странах бывшего СССР как памятники сохранилось не менее 12 бронекатеров серии 1125 (список). В Волгограде в настоящее время (2018 год) ремонтируется поднятый с дна Волги в 2017 году БК-31 (потоплен в бою 9 октября 1942 года), бронекатер этой серии и «близнец» БК-13.

БК-13 посвящено стихотворение «Бронекатер» волгоградского поэта Павла Великжанина.

  1. Евдокимова, В. Бронекатер № 13 // Сталинградская правда. – 1960. – 2 августа. – С.3: фот
  2. БК-13, v1.ru
  3. (БКА № 15, с 12 июня 1942 — № 13, с 7 марта 1944 — «БКА-13»)
  4. Зеленодольский судостроительный завод им. А. М. Горького: История предприятия
  5. Бобылева Е. В. Две жизни бронекатера
  6. Приказ адмирала Горшкова № 184 от 6 июля 1960 года
  7. 1 2 Имена моряков увековечены, stalingrad-battle.ru
  8. Павел Великжанин. Бронекатер.
  • Сталинградская битва. Июль 1942 — февраль 1943 : энциклопедия / Администрация Волгогр. обл., Волгогр. гос. ун-т, НИЦ «Сталинград», Ин-т воен. истории МО РФ, Гос. музей-панорама «Сталинградская битва» ; гл. ред. М. М. Загорулько. — Волгоград : Издатель, 2008. — 511 с. : ил.

Статьи в газетах

  • Две жизни бронекатера // Волгоградская правда. – 2013. – 30 авг.
  • Ковалдин, В. Бронекатер № 13 – один из прославленных кораблей Волжской военной флотилии – станет памятником / В. Ковалдин // Вечерний Волгоград. – 1980. – 13 авг. – С. 3 : рис.
  • Моделист-конструктор. — 1985. — № 9.
  • Плехов И. М. Бронекатера в боях за Сталинград / И. М. Плехов, С. П. Хватов // Морской сборник. – 1972. — № 8.
  • Сыркин, Л. «Тринадцатый» / Л. Сыркин // Вечерний Волгоград. – 1980. – 24 нояб. – С. 3 : фот.
  • Цветы, весна и месяц май, и ныне связь времен не рвется / С. Агеева ; фот. : В. Елистратов, Е. Лисянский // Вечерний Волгоград. – 1995. – 11 мая (№ 84-85). – С. 1-2 : фот.
  • Шевченко, В. В бой идут речные танки / В. Шевченко // Городские вести. – 2011. – 21 апр. – С. 12 : фот.
  • Широкорад, А. Русское ноу-хау : речные танки / А. Широкорад // Военно-промышленный курьер. – 2010. – 24 марта (№ 11).
  • Гурьянова В. Под номером «тринадцать», царицын.рф
  • Волгоград: музей-панорама «Сталинградская битва»
  • Подробные фотографии данного памятника № 1
  • Подробные фотографии данного памятника № 2
  • Место стоянки БК-13 на спутниковой карте

Достопримечательности Волгограда
Памятники Сталинградской битвы
Архитектурные ансамбли
Религиозные здания Православные Католические Иудейские Армянские
Театры
Музеи
Архитектура Царицына
Архитектура Сталинграда
Архитектура Волгограда до 1991 г.
Постсоветская архитектура
Метротрам
Памятники до 1941 года 1941—1991 после 1991 года
Парки и скверы
Реликвии
Списки объектов культурного наследия федерального значения регионального значения

Память Сталинградской битвы

Памятники

Реликвии

Графика

Литература

  • «В окопах Сталинграда»
  • «Жизнь и судьба»
  • «Горячий снег»

Документальное кино

  • «Сталинград» (1943)
  • «Страницы Сталинградской битвы»
  • «Алтарь Победы» (8 серия)
  • «Великая война» (7 серия)

Художественное кино

Советские «Великий перелом» «Сталинградская битва» «Солдаты» «Горячий снег» «Сталинград» (1989) Российские «Жизнь и судьба» «Сталинград» (2013) Зарубежные «Собаки, вы хотите жить вечно?» «Сталинград» (1993) «Враг у ворот»

Другое

Спасибо!

Проверено на версии: Версия прошивки: 16042014 144212 #111 (15) Версия конфигуратора: Конфигуратор трекеров БК-13 компании «ГЛОСАВ» Драйвер: Драйвер STMicroelectronics Virtual COM Port

После подключения терминала к ПК и запуска конфигуратора, необходимо создать новую конфигурацию, нажав соответствующую кнопку, либо изменить существующую конфигурацию, скачав ее из устройства.

Примечание: при первом после включения обращении к терминалу, необходимо ввести пароль (если задан) и нажать «продолжить».

Идентификатор терминала – его IMEI. После подключения терминала отображается в разделе «Состояние» (после нажатия кнопки «Отслеживать состояние устройства»).

Обязательные настройки для подключения к серверу Omnicomm Online:

На вкладке «GSM» (которая находится в разделе «Конфигурация») Параметры точки доступа оператора: например internet.mts.ru Основной сервер и порт: 185.9.185.254:15207 Так же можно задать доменное имя (например convert.omnicomm.ru)

Пароль: задается на вкладке «Общие» (которая находится в разделе «Конфигурация») можно не задавать. После настройки всех параметров следует записать настройки в терминал кнопкой «Записать конфигурацию на устройство».