Столыпинский галстук

Содержание

Часто бывает так, что эмоциональная фраза, брошенная в присутствии большого количества людей, обретает иной смысл, а иногда даже становится крылатой. К числу подобных вырванных из контекста выражений относят словосочетание «столыпинский галстук», обозначающее петлю на шее. История возникновения этой фразы, получившей антисоциальную окраску, действительно заслуживает внимания.

Значение выражения

Столыпинским галстуком принято называть веревку для повешения. Эту фразу связывают с деятельностью Петра Столыпина, которому приписывают организацию массовых казней бунтовщиков периода 1905–1907 годов. Фраза обладает резко негативной окраской, используется для очернения личности одного из лучших российских политиков всех времен.

Словосочетание «столыпинский галстук» напоминает другую похожую фразу с тем же значением – «пеньковые галстуки». Известно, что веревки чаще всего делали из пеньки. Доподлинно происхождение фразы неизвестно, но она широко встречается в русской художественной литературе начала XX века.

Петр Аркадьевич Столыпин

История появления

Предыстория крылатого выражения приходится на 1905–1907 годы, когда после Первой русской революции в разных губерниях страны вспыхивали волнения, сопровождавшиеся, как правило, массовым кровопролитием. Чтобы прекратить бесчинства, требовались жесткие экстренные меры. Именно поэтому тогдашний председатель Совета Министров Петр Аркадьевич Столыпин ввел военно-полевые суды. Они могли выносить решения по самым тяжким преступлениям. С учетом государственной обстановки наказания были ужесточены. Нередки были смертные казни, осуществлявшиеся через повешение. У либеральной части общества такой подход не нашел понимания.

Чрезвычайное положение было введено в более 70% губерний. Прямая директива Столыпина звучала так: «Меньше арестов, больше расстрелов». Впоследствии ему доложили, что казни через расстрел негативно действуют на военных. Поэтому было принято решение о сооружении виселиц. Столыпина прозвали «вешателем», а виселицы – «столыпинским галстуком».

Впервые это высказывание было произнесено во время одного из заседаний Госдумы 17 ноября 1907 года (по старому стилю). Депутаты обсуждали проблему предоставления военно-полевым судам расширенных полномочий. Дискуссия свелась к оскорблениям личности тогдашнего председателя Совета Министров Петра Столыпина.

На трибуну вышел представитель партии кадетов Федор Родичев. Он сильно волновался, потому выражался излишне эмоционально. В произнесенной речи он сравнил действия Столыпина с мерами, которые принял генерал Муравьев при подавлении Польского восстания 1863 года. Многие из зачинщиков тех беспорядков были повешены. Такие действия получили прозвище «муравьевский воротник». Именно об этом вспомнил кадет, сказав, что борьба с бунтовщиками может войти в историю как «столыпинский галстук».

Заявление было бурно воспринято залом. Столыпин тут же покинул комнату. Следом за ним вышел председатель Госдумы Хомяков, а потом все министры. Петр Аркадьевич вскоре подал Родичеву вызов на дуэль. Оба они относились к дворянам, а по их кодексу чести подобный позор требовалось смывать кровью. Кадет не стал усугублять положение и прилюдно извинился перед премьер-министром. Тот великодушно согласился простить наглеца, но впоследствии никогда больше не подавал Родичеву руки. Такое разрешение конфликта успокоило депутатов. Однако брошенная Родичевым фраза не забылась и стала известной.

Мифы и правда о реформаторе Столыпине

Возможно, скандальное высказывание со временем забылось бы, если бы о нем не вспомнили большевики. Хлесткое выражение было использовано пропагандой ленинской гвардии. «Столыпинский галстук» стал символом массовых казней невинных крестьян, за которыми стоял министр-садист и сходные с ним подчиненные. Это идеологическое клише было создано Лениным, называвшим Петра Аркадьевича не иначе как погромщиком и вешателем, который получил свое кресло благодаря издевательствам над крестьянами.

Согласно статистическим опросам, сегодня лишь 22% россиян могут ответить, что означает понятие «столыпинский галстук», и какова его история.

Люди, учившиеся при советской системе, прекрасно помнят, насколько сильно учебники истории принижали роль Столыпина в российской истории. Всю его многолетнюю деятельность на благо Родины пытались свести к одному лишь «столыпинскому галстуку» несмотря на то, что полевые суды положили конец бесчинствам 1905-1907 годов, во время которых погибло более 9 тысяч мирных граждан, политических деятелей и военных.

С положительной работой Петра Аркадьевича Столыпина связано еще одно словосочетание – «столыпинские вагоны». Политик стремился освоить бескрайнюю Сибирь, организовал программу по добровольному переселению туда людей. Она оказалась успешной – за несколько лет в незаселенные местности переехало около 3 миллионов человек. Их везли в специальных вагонах, где одна половина была предназначена для членов семей, а во второй, отгороженной деревянной стенкой, находился скот и разное имущество.

В советское время эти вагоны использовались для перевозки заключенных в Центральную Азию и Сибирь. Поэтому их пришлось дополнительно оборудовать железными решетками на окнах. Несмотря на такую перемену использования, название вагонов в народе осталось прежним.


Достаточно часто эмоциональная фраза, брошенная в запальчивости и при большом скоплении народа, впоследствии обретает свою собственную жизнь и иногда даже иной смысл. К числу таких вырванных из контекста выражений относится так называемый «столыпинский галстук», обозначающий петлю для повешенных. История появления этого понятия, получившего антироссийскую окраску, достойна внимания.
Скандальное выступление
В России всегда находятся те, кто недоволен политикой правительства, особенно в те периоды отечественной истории, когда сильная личность пытается направить жизнь страны по более благоприятному для нее руслу. Богатым на политических демагогов оказалось революционное время начала XX века. Вскоре после подавления Первой русской революции 1905-1907 годов на одном из заседаний III Государственной думы на трибуну взбежал известный своими несдержанными скандальными высказываниями кадет Федор Родичев и произнес речь, полную эмоций и почти не подкрепленную фактами. Упрекая правительство в целом и лично Петра Аркадьевича Столыпина в слишком жесткой государственной политике и подавлении революционных выступлений, Родичев язвительно заявил, что «муравьевский воротник» потомки будут называть «столыпинским галстуком». Дело в том, что в те годы с легкой руки В. Пуришкевича среди чиновников действительно было популярно выражение «муравьевский воротник», которое появилось вследствие того, что генерал М.В. Муравьев во время подавления Польского восстания 1863 года слишком часто вешал бунтовщиков, чем снискал себе недобрую славу.
Скандал как повод для дуэли
В ходе выступления Родичева в зале заседаний Государственной думы находился сам Петр Аркадьевич Столыпин, а также ряд других высших должностных лиц Российской империи. Когда кадет оскорбил Председателя правительства, патриотично настроенные депутаты попытались силой стащить его с трибуны, а П.А. Столыпин в гневе покинул зал. Вслед за ним гордо последовали представитель императора и министры правительства. Оскорбление, нанесенное Петру Аркадьевичу, который являлся потомственным дворянином, смыть можно было только кровью. В тот же день Столыпин вызвал Родичева на дуэль. Но кадет, как оказалось, был смелым лишь в словесных баталиях. Опасаясь за свою жизнь, он примчался к Петру Аркадьевичу и на коленях стал вымаливать у него прощения. Столыпин простил распоясавшегося наглеца.
Слово не воробей…
Несмотря на то что скандал удалось замять, во время последующих встреч Петр Аркадьевич больше никогда не подавал Родичеву руки. Но на этом история не закончилась. За слова, недостойные депутата Государственной Думы, Родичеву было запрещено появляться на 15 ближайших заседаниях.
Но больше всего пострадала репутация П.А. Столыпина. Сегодня практически никто кроме профессиональных историков уже не помнит о жестокости М.В. Муравьева, подавлявшего Польское восстание, и соответственно о «воротнике» — петле, названной его именем. А вот о «столыпинском галстуке» слышали многие, правда, не все имеют точное представление, о чем на самом деле идет речь. Согласно статистическим исследованиям, лишь 22% опрошенных россиян смогли ответить, что обозначает это понятие и как оно возникло. Впрочем, возможно, и фраза «столыпинский галстук» затерялась бы в анналах истории, если бы не активная его популяризация Владимиром Ильичем Лениным. В своих литературных трудах вождь мирового пролетариата неоднократно вспоминал «столыпинский галстук», когда критиковал деятельность одного из величайших реформаторов России. Это не удивительно, поскольку только жесткие, последовательные действия П.А. Столыпина, как карательного, так и реформаторского толка, смогли погасить пламя Первой русской революции, на десять лет отсрочив Февральскую и Октябрьскую революции в России.
Дмитрий Соколов

Столыпинский галстук

Смотреть что такое «Столыпинский галстук» в других словарях:

  • Галстук — получить на Академике действующий промокод X-moda или выгодно галстук купить со скидкой на распродаже в X-moda

  • Столыпинский галстук — Публ. Устар. Неодобр. То же, что пеньковый галстук. /em> По фамилии П. А. Столыпина, председателя Совета министров России, прославившегося кровавыми расправами в период 1 й русской революции (1905–1907 гг.). БМС 1998, 107 … Большой словарь русских поговорок

  • Столыпинский галстук — … Википедия

  • Столыпинский галстук — Устар. Ирон. Виселица (в период столыпинской реакции). Н да, молодёжь… Большой вопрос. Конечно, она получит право носить брюки и галстуки каких угодно цветов, но многие потребуют столыпинских галстуков, а? (М. Горький. Сомов и… … Фразеологический словарь русского литературного языка

  • столыпинский галстук — сущ. виселица верёвка для повешения … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • СТОЛЫПИНСКИЙ ГАЛСТУК — Начало XX в. Петля виселицы. Выражение появилось в период столыпинской реакции. Петр Аркадьевич Столыпин (1862 1911) государственный деятель, министр внутренних дел, с 1906 г. председатель совета министров … Словарь Петербуржца

  • ГАЛСТУК — (нем. Halstuch, от Hals шея, и Tuch платок). Платок или длинный кусок какой либо ткани, повязываемой на шею; употребляется преимущественно мужчинами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАЛСТУК бант или … Словарь иностранных слов русского языка

  • ГАЛСТУК — ГАЛСТУК,. 1. Бант, повязка из ленты, завязываемая узлом вокруг воротничка (сорочки, блузы). 2. Шейный платок или повязка вокруг шеи (устар.). ❖ Муравьевский галстук (ист.) виселичная петля (по имени ген. Муравьева, усмирителя польского восстания… … Толковый словарь Ушакова

  • Галстук — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Эта статья о детали костюма; другие значения: Пионерский галстук … Википедия

  • ГАЛСТУК — Брать/взять за галстук кого. 1. Разг. Ставить в безвыходное положение. 2. Жарг. журн. Интервьюировать кого л. Максимов, 62. Взять на (под) красный галстук кого. Жарг. угол. Зарезать кого л.; убить ударом ножа в шею. СРВС 1, 46, 205; СВЯ, 16; ТСУЖ … Большой словарь русских поговорок

  • галстук — Муравьевский галстук (истор.) виселичная петля . Столыпинский галстук (истор.) то же самое [по имени царского премьер министра Столыпина, руководившего % … Фразеологический словарь русского языка

«Столыпинский галстук». История одного антироссийского мифа

Большинство антироссийских мифов рождается вне нашей страны, в стане ее геополитических и идеологических противников. Однако изрядная доля русофобских настроений присутствует и внутри России, подтачивая основы государства. Создавать мифы о беспробудном народном пьянстве, об «империи зла», «тюрьме народов» и «церковном мракобесии» становится признаком принадлежности к особому «элитному» клубу, где его члены не ассоциируют себя с «этой» страной. Василий Розанов в «Апокалипсисе нашего времени» определил опасный диагноз: «Россия погибает от нигилизма, то есть от неуважения к себе».
Бороться с русофобией, искоренять мифы – это задача любого мыслящего человека, кто чувствует себя причастным к России, ее прошлому, настоящему и будущему.
Есть одно «крылатое выражение», долгое время очернявшее имя великого сына России Петра Аркадьевича Столыпина.
Событие имело место 17 ноября (по старому стилю) 1907 года на заседании III Государственной Думы. На трибуну поднялся известный кадет Федор Родичев. Начало его речи вызвавало недовольную реакцию депутатов. Затем, теряя самообладание, в запальчивости, Родичев вспоминает выражение В. Пуришкевича о «муравьевском воротнике» (имелвась в виду деятельность генерала М.Н. Муравьева по ликвидации Польского восстания 1863 г. – Ред). И дальше, как сообщает стенограмма заседания, он произнес: «то, что Пуришкевич называет муравьевским воротником, потомки назовут столыпинским галстуком». Кадет подразумевал под этим веревку для виселицы…
Реакция зала на произнесенные слова была молниеносной. Отовсюду неслись возгласы негодования. Депутаты кричали, что нечестно и подло оскорблять представителя Государя, бросились к трибуне и пытались силою стащить с нее зарвавшегося Родичева. Несмотря на разные политические взгляды, депутаты выразили свое резко негативное отношение к отвратительному сравнению. Сам Пуришкевич был недоволен речью кадета. Заседание было сорвано. Взволнованный и бледный Столыпин при первых криках покинул зал. За ним последовал председатель III Государственной Думы Н.А. Хомяков и министры.
В перерыве Петр Аркадьевич, как дворянин, передал Родичеву вызов на дуэль. Родичев тут же примчался к Столыпину, в присутствии нескольких человек раскаялся в содеянном и попросил прощения.
«Я вас прощаю», – сказал Столыпин, и инцидент был исчерпан. Известие, как пишется в стенограмме, о том, что Председатель Совета министров принял извинение, быстро облетело Думу и внесло успокоение. Но Столыпин, по свидетельству очевидцев, больше никогда после этого не подавал Родичеву руки.
Реакция Государственной Думы также не заставила себя ждать — в наказание за «непарламентское выражение» Родичев был исключен Думой на 15 заседаний.

Казалось, этот факт останется лишь частью истории, однако миф зажил своей собственной жизнью. Большевики раздули миф о реформаторе–вешателе, который решениями военно-полевых судов уничтожил множество невинных людей. В.И. Ленин в статье «Столыпин и революция» (октябрь 1911г.) писал о нём как об «обер-вешателе, погромщике, который подготовил себя к министерской деятельности истязанием крестьян…».
Конечно, большевики не простили Столыпину, введение военно-полевых судов, пытавшихся сбить пламя бунта, остановить грабежи и насилия первой революции 1905-1907 годов; а также реформы, благодаря которым была отсрочена кровавая революция 1917 года. При Советской власти миф стал кочевать из одного учебника истории в другой. Фраза переросла с подачи правящего коммунистического режима в ярлык. Вся деятельность великого государственного деятеля России была сведена к «крылатой фразе». И дожила успешно до сознания сегодняшнего молодого поколения.
Примечательно, что на вопрос одной из социальных сетей о том, что такое «столыпинский галстук», только 22 % респондентов ответили, что это ярлык, навешенный на Столыпина кадетом Родичевым, за который ему пришлось извиняться. 9% посчитали, что это — народное негодование по поводу массовых репрессий и «зачистки» революционных районов, массовых казней крестьян, еще 9 % — что был такой модный в начале ХХ века галстук, какой носил и Столыпин, еще почти 49% — что это удавка на шее терроризма, которую затянул Столыпин.

Еще один миф — о «столыпинском вагоне». От обычных вагон отличался тем, что задняя часть представляла собой помещение во всю ширину вагона, предназначавшееся для крестьянского инвентаря и скота. Столыпин предложил такие вагоны для добровольцев, для тех, кто выходил из общины и именно добровольно ехал в Сибирь осваивать новые земли.
При Сталине на окнах таких вагонов появились тюремные решетки, вагоны приобрели зловещую славу как транспорт для доставки людей в лагеря. Но это уже был «вагон-зак», а не «столыпинский вагон». К сожалению, людей, извративших добрую идею, вызвать на дуэль Столыпин уже не мог…
А.И. Солженицын, большой поклонник П.А. Столыпина, пытался в своих книгах защитить этого видного общественного деятеля, развенчать мифы вокруг его имени. В качестве замены он предложил название «сталинский вагон», что было бы точнее.
Борьба с мифами – это борьба за собственную историю, за наше будущее…

oleglurie_new

За последнее время депутаты Госдумы наплодили столько карательных законов и драконовских поправок в Уголовный кодекс, что пора уже начинать ликбез граждан в отношении тюремно-лагерной жизни под единой рубрикой «Теперь это должен знать каждый». И как мы недавно убедились, что и сама депутатская неприкосновенность тоже не вечна. А там, глядишь, СИЗО и суд, этап и зона. Теперь это у нас легко.

И в качестве первого урока на тему «Теперь это должен знать каждый», мы поговорим о, так называемых, этапных столыпинских вагонах. Конечно, только в общеобразовательных и познавательных целях, а никак ни иначе.
Итак, «столыпинский вагон» — это стандартный вагонзак для перевозки спецконтингента или, говоря проще, осужденных. В первую очередь он используется для доставки зеков этапом из СИЗО в исправительные колонии.
Сам «столыпин» представляет из себя почти обычный купейный вагон, только вместо дверей там решетки, а окна есть только со стороны коридора, где ходит конвойный. Другая стена глухая. Три спальных яруса, а между «шконками» второго уровня опускается перегородка, оставляя небольшой «лючок» и тем самым создавая еще одно спальное место. В итоге, по официальным подсчетам, в купе «столыпина» имеется семь спальных мест, но это количество соблюдается лишь на бумаге. Мне доводилось «путешествовать» в купешке набитой 12 зеками, да еще и у каждого баул с вещами и продуктами. Ведь срока ехали мотать немалые. Как уместились? Просто. Двое спят на самых верхних полках, плюс на втором ярусе три человека, и внизу семь человек сидят на двух полках. Потом меняются — сон по очереди. Разумеется, никаких матрасов – голые полки.
Кстати, если прибывший из СИЗО автозак не может подъехать прямо к вагону, то конвой принимает «в поле» и ведет пешочком до перрона. Процесс приемки прост. Начальник конвоя предупреждает: «Я начальник конвоя. Довожу до сведения правила. При выкрике фамилии отвечаете «Я», по команде выпрыгиваете с вещами и сразу приседаете на корточки. Вещи впереди себя, руки на затылок. Смотреть только вниз! Называете свое имя-отчество, год рождения, статью. При передвижении смотреть только под ноги! В случае попытки к бегству конвой стреляет без предупреждения!». И пошли легкими перебежками до «столыпина», овчарки с двух сторон надрываются от лая, автоматчики торопят «Быстрее. Быстрее». У вагона снова все садятся на корточки, баул впереди себя, руки за голову, глаза вниз. И начинается приемка. По одному взлетаем в «столыпин» под крики «первый пошел» — «первого принял», «второй пошел» — «второго принял» и так далее.
Сначала весь этап набивают в два первых купе. И когда «столыпин» цепляют к пассажирскому составу и поезд трогается, начинается шмон и рассадка. По одному переводят в соседнее купе, где все вещи раскладываются на шконке и внимательно изучаются конвойными, а после осужденный переводится в купе в соответствии с «режимом отбывания наказания». То есть особый режим («полосатики») едут отдельно от строгого («строгачей»), а общий режим также отделяется от приговоренных к колонии-поселению («поселенцев»). Женщины, разумеется, путешествуют в своем отдельном купе, как и больные туберкулезом («тубики»).
Редкое видео. Любительская съемка пустого «столыпина»
В пути не кормят, дают только кипяток. Обычно, в СИЗО перед этапом выдают сухой паек на несколько суток – галеты, растворимые каши и супы. Но еду и питье во время всего пути надо свести до минимума, так как в туалет выводят крайне редко и неохотно.
Теперь по времени. «Столыпин» всю дорогу перецепляют от поезда к поезду, по многу часов держат в «отстойниках». И действительно, не показывать же вагон с решетками добропорядочным гражданам, едущим на отдых или в командировки. Поэтому привычное в нашем понимании время передвижения состава из одного города и другой никакого отношения к этапированию в «столыпине» не имеет. Так из Москвы в Питер наш вагонзак ехал двое суток, а из Питера до Мурманска мы ползли больше трех дней.
И еще одно своеобразное дополнение к наказанию — это неизвестность на протяжении всего этапа. Большинство осужденных не знают, куда их везут до момента прибытия в колонию. Из окон напротив практически ничего не видно, а конвойные молчат, как партизаны. Вот и приходится прислушиваться к дальним радиообъявлениям, пытаясь понять названия городов и потом уже вычислить примерное направление. Иногда бывает, что на второй день пути конвойный на очередную просьбу «Начальник, ты хоть направление скажи», сжалившись, тихо бросит «На Мурманск идете».

Процесс посадки в «столыпинский вагон». Запись сделана скрытой камерой с очень большого расстояния.

Раньше этап в «столыпине» сопровождался еще и избиениями осужденных, разбрасыванием вещей при шмоне, ударами прикладов во время посадки-высадки. Особенно лютовал, так называемый, «вологодский конвой», о котором ходили легенды по всем тюрьмам и зонам. Но сейчас, когда в каждом «столыпине» стоят видеокамеры, конвой достаточно спокоен, насколько это возможно в «тюрьме на колесах». Мне довелось ехать из Мурманска в Вологду в сопровождении «вологодского конвоя» — молчаливые, угрюмые и здоровые мужики. Смотрят мрачными взглядами, чеканят слова, но не бьют. До определенного момента, разумеется.
PS. Девушек из «Pussy Riot» Толоконникову и Алехину доставили в мордовскую и пензенскую колонии, так называемым, спецэтапом, то есть, тем же «столыпиным», но без «отстойников» и пересылок (промежуточных тюрем, где осужденных держат по нескольку дней в ожидании дальнейшего этапирования). Так сказать, без транзитов и задержек. Напрямую.
Такие ВИП-этапы существуют для известных персонажей, но «столыпин» присутствует всегда. Без него никак.

Как я проехал в столыпинском вагоне семь тысяч километров

— С вещами на выход! — Далее овчарки. Автозак. Снова овчарки. Столыпинский вагон. Этап.

Мой путь в «столыпине» — семь тысяч километров. Москва — Ярославль — Кострома — Поназырево — Москва — и снова Ярославль — и вновь Поназырево — Киров — Тюмень — Мариинск — Кемерово. Шесть месяцев дорожных приключений.

Отправная точка — СИЗО «Медведково», Москва.

Две недели ожидания, заветные слова «…на выход!», и первый шаг в неизвестность. Атмосфера таинственности сопровождает зека весь его этапный путь. И хотя в личном деле осуждённого всегда стоит отметка о его конечном пункте назначения, но конвой делиться информацией не любит, и ореол таинственности сохраняется до последнего километра.

«Столыпинский» вагон — это уже фольклор. И пусть Столыпин к вагонзаку никакого отношения не имеет, но по пути в лагерь зеки костерят именно его.

Удивительно, вагон с преступниками нередко цепляют к обычным пассажирским поездам. Сколько раз я путешествовал на воле поездом, но даже и подумать не мог, что где-то в конце состава едут столь необычные пассажиры. Едут, и ещё как!

Внешне, вагон для спецконтингента мало чем отличается от обычного. Разве что окна у него только с одной стороны, да и те непрозрачные и зарешёченные.

Внутри же вагона всё те же купе, полки, туалет. И решётки, решётки, решётки…

В купе три этажа полок. Теоретически, оно рассчитано на семь человек. Практически — забивается под два десятка. Между купе и коридором — решётчатая дверь с «кормушкой». Через неё зекам передают кипяток для супа, каши или чая из сухпайка. Один «сухпай» на одни сутки следования.

С голода не умрёшь, здесь, скорее, лопнешь от переполненного мочевого пузыря. В туалет конвой выводит не по желанию, а по такому же таинственному для всех расписанию.

Страдающим от более частых позывов не позавидуешь. Быть может кто-то после длительных и громких просьб лишний раз и сходит в туалет, но ночью конвой спит — или делает вид — и на призывы бедолаг не реагирует. После того, как мне однажды пришлось прилюдно мочиться в пластиковую бутылку, я просто на этапе перестал пить воду. Кстати, не обмочить при этом собственные руки, а то и, не дай бог, соседа — целое искусство. Умение приходит только с опытом.

Путешествие в «столыпине» начинается с досмотра личных вещей этапируемого. А так как многие из осуждённых везут немалые баулы, то и шмон, бывало, затягивается надолго. Каждого зека выводят с его «сумарями» в отдельное купе, где он раскладывает по полкам свои вещички, чтобы, чуть позже, их снова запаковать. Зеков много, конвой и сам не рад рутинной процедуре, и пачка «Винстона», частенько, волшебно ускоряла мой досмотр.

Стучат колёса, балагурят зеки, кто-то аккуратно пускает табачный дым. Если закрыть глаза, особенно на станции, когда по громкой связи объявляют об отправлении поезда, то на миг можно почувствовать волю. Будто и не зек, будто и не этап.

Но стоит открыть глаза, и снова «столыпин».

— Начальник! — кричит кто-то, — Когда кипяток будет?!

— Начальник! В туалет идём? Припёрло!

— Начальник, куда едем-то?

В соседнем купе женщины. Их ещё никто не видел — заводили последними, — но полвагона уже призналось им в любви. Слово за слово — познакомились, ориентируются по голосам.

Женщины просят сигарет, конфет и кофе, мужчины — адресок, а кто-то, посмелее, показать мельком грудь по пути в туалет. Какая-то девушка затягивает песню, другая ей вторит, и разговоры в «столыпине» затихают. Голос глубокий и бархатный, если прикрыть глаза и раствориться в песне, то как-то незаметно оказываешься дома, рядом с любимыми. Это чувство дорогого стоит, его лелеет каждый арестант.

Но вот песни закончились, слово за слово, какой-то зек переборщил с циничным флиртом, и в его адрес понеслась столь жёсткая брань, что будь она произнесена из уст мужика, его бы уже приговорили. Но «с бабы спроса нет», и весь вагон увещевает женское купе, мирит всех друг с другом и, спустя десяток минут ссоры будто и не было. Из девичьей «горницы» снова льётся песня.

Из точки «А» в точку «Б», расстояние между которыми обычный поезд проходит за пару суток, зеки добираются, бывает, и пару недель, а то и месяцев.

Всё дело в транзитных централах. Логистика ФСИН обывательской логике неподвластна. Зек может запросто провести в какой-нибудь «транзитке» и день, и неделю, чтобы в какой-то момент услышать «с вещами на выход!», и вновь отправиться в долгий неуютный путь.

Вагон перецепляют от одного состава к другому, от второго к третьему. Между сменой поездов проходит и час, и два, и десять. Всё это время «столыпин» болтается в отстойниках или на запасных путях. К фирменным или скорым поездам его, как правило, не цепляют. Зеки терпеливо ждут. Им спешить некуда, но дорожные условия не самые комфортные.

Под конец пути я, уже бывалый, еду с шиком. У меня условно белое постельное бельё, тёплое одеяло, в наволочку я запихиваю шапку. В руках книга, рядом пенопластовый стаканчик с парой глотков кофе и шоколадная конфета. Утром, на глазах у изумлённых попутчиков, я «принимаю душ». Раздевшись почти догола, обтираюсь влажными бактерицидными салфетками. Если они не на спиртовой основе, то их в посылках пропускают. На этапе им цены нет. Некоторые зеки не выдерживают, и просят поделиться «душем». Без проблем, братва, гигиена — святое!

Прибыли в Сибирь. Мариинск. Одни едут дальше, в жуткий Красноярск, других пофамильно вызывают на выход.

С сумками по узкому переходу, из вагона прыжок на землю. Всё под захлёб овчарок, натасканных на нас, на людей, на бесправных полуграждан. Руки за голову, сесть на корточки, сумка рядом, смотреть в землю. Несообразительным или нерасторопным — пинок под зад, подзатыльник, оскорбление. Сидим, ждём.

До автозака несколько сот метров. Два десятка зеков пристёгнуты попарно ледяными наручниками к длинному тросу. Человеческая гусеница, с сумками в руках, медленно и неуклюже поплелась за конвоирами.

Уже через пару минут позади процессии взмолились девчонки. Джентльмены с синюшными наколками на пальцах тут же подхватили их баулы. Осилили дорогу почти за час, с перекурами. Страдали не столько от тяжести сумок и холода, сколько от злых наручников, что оставляли на память о гостеприимной Сибири лиловые следы вокруг запястий.

А через неделю снова этап, и снова «столыпин». Ехать было недалеко, по области, и в купе набивали по максимуму. Сидели чуть ли не друг на друге, семнадцать человек. Где-то в глубине хрипел старик, просил свежего воздуха.

— Крепись, дедуля! — отвечал ему конвой.

Недавно ехал я плацкартом. Сквозь дрёму, вдруг, донёсся лай на полустанке. Вздрогнув, я осмотрелся и выдохнул — свобода, то был лишь сон! Но где-то там, в конце состава, я это чувствовал, какой-то человек мечтал о малом. О том, к чему я уже давно привык. Об окнах без решёток.

Пётр Столыпин — кровавый палач Русского народа! «Столыпинские репрессии о которых умалчивают»

Случайно, через «Яндекс Дзен» получил статью, в которой автор с придыханием и восторгом расхваливал очередного Иуду и душегуба Русского народа.

Обычно, я не обращаю внимание на тупые высосанные из пальца статьи, удаляю их из своей ленты и отправляю автора в бан. Но здесь был особый случай. Автор с такой уверенностью изливал из себя лож, что можно было подумать будто-бы он вырос в семье этого кровопийцы или по крайней мере статья была проплачена её родственниками.

В первых строках автор, как ребёнок восхищён тем, что П. А. Столыпина за шесть лет попытались убить 11 раз.

Тоже мне нашёл аргумент к восхвалению премьер-министра царского правительства., которого ненавидела вся страна, начиная с крестьян, рабочих, мещан, помещиков князей и всех остальных.

СТОЛЫПИНЩИНА, — период жестокой феодально-дворянской реакции после революции 1905 года. «Столыпинщина еще более ухудшила положение малоземельных крестьян и деревенской бедноты.»

Представьте. Вам 20 лет и Вы родились в семье бывшего крепостного которому уже 60. Его в своё время купил помещик. Его дед был крепостным, прадед и так далее. Продавали за карточные долги, в рекруты и так далее. Продавали людей поколениями, как африканцев в Америке. А позже рабочих во время стачек расстреливали и рубили шашками просто и без тени сомнения в своей правоте.

Ведь для столыпинских господ народ — смерды. А смерды стоили дешевле хорошей борзой.

А ведь люди рассказывали о своём житье-бытье деткам, передавали свою мудрость. К стати «водораздел» проходит не между белыми и красными, а теми, кто поддерживал кровавый террор против Русского народа и цепляясь за властную кормушку уничтожал всех инакомыслящих в том числе и князей и всем остальным народом Российской империи. Ненависть за издевательства у простых людей копилась поколениями.

Приведу ещё одну цитату из заказной статьи уродца, который видимо никогда не читал историю:
«Забыть об опасности ради своей страны. Как не хватает сейчас таких людей нашему государству».

Да уж, действительно эти горе писаки с куриной памятью пытаются внушить что истребление Русского народа, как и всех остальных народностей на территории Российской империи было нормой. Им мало предателя Горбачёва и пьяницы Ельцина, которые по глумились над своими подданными, так им ещё и убийцу Столыпина подавай.
Ведь это но ввёл тройки судов, из отставных военных картёжников и прохвостов, не имеющих юридического образования, которые в течение суток, в промежутке между выпитыми стаканами водки выносили приговоры и уничтожали Русский народ, пытаясь усмирить и запугать всё население России.

Давно ведь всем понятно, что, мировому империализму на территории России нужны рабы, которые бы обслуживали рудники, нефтегазовые трубопроводы, могильники с радиоактивными отходами и пр.

Потому и истребляли «лишних людей» в России, не желающих работать на заокеанских хозяев из Англии и США, а пытавшихся устроить свою жизнь.
Вот тут-то и всплывали на поверхность деспоты вроде Столыпина, рожденного 14 апреля 1862 в Дрездене, Саксония, Германский союз, у которых, как по мановению волшебной палочки в руках оказывалась вся власть:

— Гродненский и саратовский губернатор, Столыпин находился под следствием за так называемые еврейские погромы в губерниях и вдруг, с чьей-то лёгкой руки стал приближен к императорскому двору. Царь был добродушным и враги могли внедрить к нему кого угодно.

Столыпинские репрессии

Как только таинственная рука возвела на «трон» Столыпина, он тут же начал истреблять князей, которые отказались работать в его правительстве на правах марионеток. То есть Столыпин прикрываясь титулами высоких и знатных князей пытался отвести от себя подозрение в уничтожении и истреблении Русской цивилизации.

ВОТ НЕПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ СОСРЕДОТОЧЕННЫХ В РУКАХ СТОЛЫПИНА:

— Статс-секретарь Его Императорского Величества,

— Действительный статский советник,

— Гофмейстер. — как правило, управляющий монаршим двором — придворный чин 5-го класса в табели о рангах, введённый в 1722 году в Российской империи. В обязанности гофмейстера входило управление дворцовым хозяйством и штатом придворных. В дальнейшем чин гофмейстера был перемещён в 3-й класс табели о рангах

— Член Государственного совета.

— Председатель Совета министров Российской империи

— Министр внутренних дел Российской империи.

С такими должностями и в таких чинах, Столыпин загнал в дальний угол Русского царя батюшку и уничтожал Русский народ, загоняя его за Урал.
Это он придумал программу — «ПРОРЕЖИВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ», (читайте энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) и целыми селениями перегонял Русских людей в вагонах скотовозах

Нам четко внушали на уроках истории, что была депортация чеченского и крымско-татарского населения, что был голодомор на Украине. Точно так же нам пытаются навязать мысль о том, что Русский народ по доброй воле, переселялся за Урал.
Ничего подобного Русский народ везли в столыпинских скотовозах вместе со скарбом и скотом. Люди, как и скот умирали в пути с голода и от жажды. Их хоронили прямо у ЖД полотна зачастую не успевая вырыть могилу и захоронить по христианским обычаям.

Это всего лишь макет из музея. На самом деле можно только представить, что творилась в вагонах — какая вонь и антисанитарный.

Это всего лишь макет из музея. На самом деле можно только представить, что творилась в вагонах — какая вонь и антисанитарный.

Особенно грандиозный масштаб выселения Русских с обжитых мест приняло в годы реформ Столыпина: с 1906 по 1913 год — в Сибирь перегнали уже 5 миллионов человек.
Правда, возвратилось назад 17% от этого числа. Ну и конечно, надо учитывать очень суровые погодные условия: например, нередкий снег в мае или сентябре, приводящий к катастрофическим последствиям для земледелия. Русский народ просто вымирал в необжитых местах.
Складывается впечатление, что Столыпин, освобождал Европейскую часть России для немцев, которые имели свои виды на нашу территорию.

С началом Первой Мировой Войны бум депортации стал сходить на нет, и в 1917 году остановился совсем.

Столыпинщина — реакционный политический режим, действовавший в царской России в период 1906—1910 гг. .

Главной предпосылкой, способствовавшей установлению реакционного режима, послужило поражение буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг.

Основными составляющими Столыпинской реакции стали:

— большой террор против трудящихся,
— репрессивный политический режим и аграрная реформа.
— репрессии против рабочего класса и крестьянства

19 августа 1906 года был принят «Закон о военно-полевых судах».

Разбор дела в них мог длиться не более двух суток, а приговор приводился в исполнение в течение 24 часов. При этом обвиняемые были перед судами полностью бесправны.

Началась беспощадная расправа с рабочими и крестьянами. Карательные отряды и военно-полевые суды зверски расправлялись со всеми, кого подозревали в нелояльности к власти. Тюрьмы были переполнены.

Всего в период Столыпинского террора по различным оценкам было казнено несколько тысяч человек, десятки тысяч были отправлены на каторгу. Эксплуататоры жестоко мстили трудящимся, осмелившимся подняться против Столыпинских сатрапов.

Столыпин получил прозвище «вешатель», а виселицы, которыми он усеял страну, народ окрестил «столыпинскими галстуками».

С наибольшей жестокостью Столыпин обрушился на рабочий класс. За 1906—1910 гг. жандармы его ведомства закрыли около 500 профсоюзов, отказали в регистрации более 600 профсоюзам. Количество членов легальных профсоюзов упало с 245 000 в начале 1907 года до 13 000 к концу 1909 года.

Рабочий класс страдал не только от полицейских преследований, но и от наступления капитала. Росла безработица в связи с застоем в промышленности; только с 1909 года наметилось некоторое экономическое оживление.
Союзы предпринимателей вели яростную борьбу с рабочими. Фабриканты и заводчики объявляли локауты — закрывали предприятия и массами увольняли рабочих. Активных рабочих заносили в «чёрные списки», и их не принимали ни на одно предприятие, владелец которого входил в союз предпринимателей.
Вновь были восстановлены многие дореволюционные фабричные порядки, увеличен рабочий день, снижена заработная плата, вовсю применялись штрафы.
«Теперь настало наше время, и хозяевами положения являемся мы», — нагло заявляли столыпинские прихвостни рабочим.

Столыпинская аграрная политика привела к дальнейшему разорению крестьян и обострению классовых противоречий в деревне.

А ЧЕМ ЖЕ ЗАВЕДОВАЛ И КЕМ УПРАВЛЯЛ ЦАРЬ?

Об этом история умалчивает!

Царю, как помазаннику Божьему некогда было разгребать завалы в политических страстях, выходящей из повиновения России. Он ведь денно нощно молился за своих подданых, а самое главное за своих близких. Ему необходим был решительный человек, чтобы разобраться со всей этой революционной вакханалией в империи.

Столыпин с ненавистью и с великим удовольствием приступил к истреблению старого уклада жизни, не щадя даже своих близких, но сам заплатил за это покоем своей семьи, а вскоре и собственной жизнью. Иго ненавидели все сословия в Российском государстве.

Первое покушение на него было совершено в Петербурге на его даче. Вновь испеченный министр принимал посетителей.

Через несколько минут весь дом всколыхнулся от взрыва. Погибло 25 человек. Более 30 было ранено. Среди них и 14 летняя дочь Столыпина — Наталья.

Столыпина, как маньяка загнанного в угол это только обозлило против всего Российского народа.

Имея всю власть в своих руках, он сразу же он издает закон о военно-полевых судах. Больше никаких длинных процессов и адвокатов. Невинны людей начали отлавливать вешать за 48 часов. Практически без суда и следствия.

За год в России было казнено около тысячи ни в чём не повинных людей…

Лев Толстой против преступлений Петра Столыпина

Лев Николаевич Толстой стал запретным в России писателем, по причине отрицательного отношения к западным рыночным преступлениям властей, против своего народа.
Вспоминается позиция Льва Николаевича, занятая им, по отношению к возводимому в ранг так называемому «национального героя» премьер-министру Столыпину:

Родившийся в чуждом России Дрездене, Пётр Столыпин так навсегда и остался инородным телом в государстве Российском.
Вспыльчивый и мстительный, отличавшийся непомерным самомнением и жестокостью, человек сей, принёс много несчастий на российскую землю.

Лев Николаевич ясно видел, что столыпинская рабовладельческая аграрная реформа в России, — реформа нового закрепощения крестьян у земельного собственника недолговечна и обречена.

По инициативе Столыпина начали активно бороться с недовольными – были введены военно-полевые суды, в Россию пришли массовые казни. Тысячи людей были повешены и бесчинства кровавой пары Столыпин-Николай II продолжились; когда в мае 1908 года Лев Толстой написал:

«И это делается в той России, в которой не было смертной казни, отсутствием которой как гордился я когда-то перед европейцами. И тут не перестающие казни, казни, казни. То же и нынче. Но нынче это что-то ужасное, для меня, по крайней мере, такое, что я не могу не то что молчать, не могу жить, как я жил, в общении с теми ужасными существами, которые делают эти дела.
Нынче в газете стоят короткие слова: исполнен в Херсоне смертный приговор через повешение над 20 крестьянами, т. е. 20, двадцать человек из тех самых, трудами которых мы живем, тех самых, которых мы развращаем всеми силами, начиная с яда водки, которой мы спаиваем их, и кончая солдатством, нашими скверными установлениями, называемыми нами законами, и, главное, нашей ужасной ложью той веры, в которую мы не верим, но которою стараемся обманывать их, 20 человек из этих самых людей, тех единственных в России, на простоте, доброте, трудолюбии которых держится русская жизнь, этих людей, мужей, отцов, сыновей, таких же, как они, мы одеваем в саваны, надеваем на них колпаки и под охраной из них же взятых обманутых солдат мы взводим на возвышение под виселицу, надеваем по очереди на них петли, выталкиваем из-под ног скамейки, и они один за другим затягивают своей тяжестью на шее петли, задыхаются, корчатся и, за три минуты полные жизни, данной им богом, застывают в мертвой неподвижности, и доктор ходит и щупает им ноги — холодны ли они…

Обращаюсь ко всем участникам непрестанно совершающихся под ложным названием закона преступлений, ко всем вам, начиная от взводящих на виселицу и надевающих колпаки и петли на людей-братьев, на женщин, на детей, и до вас, двух главных скрытных палачей, своим попустительством участвующих во всех этих преступлениях: Петру Столыпину и Николаю Романову.

Опомнитесь, одумайтесь. Вспомните, кто вы, и поймите, что вы делаете.

Ведь вы, прежде чем быть палачами, премьерами, царями прежде всего люди и братья людей, нынче выглянули на свет божий, завтра вас не будет. (Вам-то, вызвавшим и вызывающим к себе, как палачи, так и вы, особенную ненависть, вам-то особенно надо помнить это.) Неужели вам, выглянувшим на этот один короткий миг на свет Божий — ведь смерть, если вас и не убьют, вот она всегда у всех нас за плечами, — неужели ваше призвание в жизни может быть только в том, чтобы убивать, мучать людей, самим дрожать от страха убийства и лгать перед собой, перед людьми и перед богом, что вы делаете всё это по обязанности для какой-то выдуманной несуществующей цели, для выдуманной именно для вас, именно для того, чтобы можно было, будучи злодеем, считать себя подвижником выдуманной России…

Разве вы можете верить в то, что, не удовлетворяя требованиям, определенным требованиям всего русского народа и сознанным уже большинством людей требованиям самой первобытной справедливости, требованиям уничтожения земельной собственности, не удовлетворяя даже и другим требованиям молодежи, напротив того, раздражая народ и молодежь, вы можете успокоить страну убийствами, тюрьмами, ссылками? Вы не можете не знать, что, поступая так, вы не только не излечиваете болезнь, а только усиливаете ее, загоняя ее внутрь…

Сначала я думал про Петра Столыпина, когда имел наивность предлагать ему выступление с проектом освобождения земли от собственности, что он только ограничен и запутан своим положением, думал и про Николая Романова, что он своим рождением, воспитанием, средой доведен до той тупости, которую он проявлял и проявляет в своих поступках, но чем дольше продолжается теперешнее положение, тем больше я убеждаюсь, что эти два человека, виновники совершающихся злодейств и развращения народа, сознательно делают то, что делают, и что им именно, находящимся в той среде, где они, вследствие своей возможности удовлетворять желаниям окружающих их людей, живут в постоянной атмосфере лести и лжи, что эти два человека больше каких-нибудь других нуждаются в обличении и напоминании.

Да, вы все, от первого палача до последнего из них, Николая II, опомнитесь, подумайте о себе, о своей душе…»

Яростный поклонник западного либерализма, поборник частной собственности на землю, разрушитель крестьянской общины, Пётр Сполыпин в России вызывал резкое неприятие, перешедшее в ненависть всего народа российского. Преступления его были столь велики, что гибель кровавого реформатора казалась предрешённой… Сиё понимал и ненавидимый всеми Пётр Столыпин, незадолго до своей гибели сказавший: «Меня убьёт собственная охрана»…

Он выстрелил два раза. Одна пуля попала в кисть руки, другая попала Столыпину в грудь.

После этого он упал. Врачи пришли к выводу, что ранение хотя и опасное, но пациент будет жить. Они посчитали, что пуля не задела жизненно важных органов. Но они ошибались…

Через пару дней началось заражение крови. Четыре дня врачи безуспешно боролись за его жизнь.

В ночь с 1 на 2 сентября полиция арестовала несколько сотен человек — как знакомых обвиняемого, так и просто подозрительных людей с улицы.

По Империи ползли слухи: еврей Богров выполнял задание для спецслужб, а может быть, даже действовал с согласия царя.

После покушения царь будто забыл про Столыпина. Раненный министр просил Николая зайти к нему в больницу, хотел сказать ему нечто важное.

Но император так и не сделал этого. По приказу Николая в течении недели было проведено расследование, но заказчика так и не нашли.

Суд шел всего около трех часов, точно так же, как Столыпинские тройки судили невинных граждан России. На нем не стали вести протокол. Приговор — виселица.

Даже на смертном одре Столыпин продолжал мстить тем кого ненавидел, а ненависть в нём была ко всему Русскому народу.

Столыпин пал не от руки маньяка, — его убил весь Русский народ, у которого кончилось терпение нести этих упырей на своей шее.

Сейчас молодёжи пытаются навязать мнение, что если бы Столыпин выжил, Россия жила бы чуть ли не при коммунизме…!
Всё это брехня и оболванивание народа. Историю не возможно «отмотать» назад и если 11 раз покушались на его никчёмную жизнь, то судя по его злодеяниям значит было за что…!

Столыпина похоронили в Киеве в Лавре. А Богров обеспечил себе бессмертие двумя выстрелами.

Я ни в коей мере не оправдываю террориста и террор в целом, но тройки судов из малограмотных военных не имеющих понятия о юриспруденции, это и есть террор против собственного народа, против Русских…!

НОВОСТИ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ

14 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения российского государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Для одних он вошел в историю как великий реформатор, произнесший крылатую фразу: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». А для революционеров он стал олицетворением «темных сил», «вешателем», изобретателем «столыпинских галстуков», подавителем первой русской революции.

Позднее в числе его «злодеяний» указывали даже создание «столыпинских вагонов» для перевозки заключенных. Но ведь в таком виде – в виде зарешеченных вагонов для этапирования заключенных – их использовали уже позднее, при советской власти. Реально же «столыпинские вагоны» специально конструировали для содействия реализации реформы и удобства перевозки крестьян-переселенцев вместе со всем их скарбом.

Правда остается правдой

Сегодня мы не знаем, какой могла бы стать страна, если бы Петр Аркадьевич Столыпин сумел завершил свои начинания. Ему помешала война и сильное давление со стороны политических противников, среди которых были как ярые сторонники свержения действующей власти, так и закоренелые консерваторы. Столыпин со своими воззрениями представлял ту самую «золотую середину», которой так трудно достичь в России, и именно премьеру Столыпину страна была обязана улучшением ситуации в крестьянском вопросе, который до него не могли решить в течение нескольких поколений. Пока другие кричали на площадях и заседаниях в Думе, готовили провокации, шпионили друг за другом и писали манифесты, Петр Аркадьевич работал. Его экономической мечтой было создание в деревне того самого «крепкого собственника», на которого могла бы опереться Россия. Во внешней политике Столыпин придерживался мирного пути, в 1909 году он удержал страну от вступления в военное столкновение Балканского кризиса. Возможно, если бы в 1914 году Столыпин был жив, не участвовала бы Россия и в Первой мировой войне.

На Столыпина было совершено 11 покушений, но он не сворачивал с намеченного пути. Современники отмечали в этом человеке огромную работоспособность, преданность делу и удивительное бесстрашие. В ходе одиннадцатого покушения он погиб, отдал жизнь за Россию. Позже советские историки оболгут многие начинания Петра Столыпина, на долгое время сформируют представление о российском премьере как о «вешателе», злобном подавителе народной воли. Но даже спустя многое время правда остается правдой, и сегодня работу Столыпина трудно недооценить.

Крестьянская реформа

Еще при жизни Петра Аркадьевича Столыпина проводимые им реформы получали полярные оценки. Это не случайно, ведь он стал премьер-министром страны в 1906 году, в критический революционный момент: страна была охвачена восстаниями. О критичности ситуации говорит факт многочисленных вооруженных выступлений в армии и на флоте. Было ясно, что одно только применение силы не способно устранить причины недовольства.

Особенно тяжелым было положение на селе, которое погружалось в анархию. Оно уже давно находилось в глубоком кризисе, во многом обусловленном предыдущим развитием страны и половинчатостью крестьянской реформы Александра II, по сути, оставившего крестьян без помещичьей земли, которую они так хотели, но с выкупными платежами. Их им предстояло платить долгими десятилетиями.

На фоне роста крестьянского населения падало производство на селе. Одним из проявлений отсталости было дробление земельных наделов при увеличении населения и образовании новых семей.

При таком положении добиться повышения производительности труда было немыслимо. Хозяйства с малым количеством земли не могли ее улучшить физически: чтобы купить новые орудия труда, нужны были немалые деньги. И с каждым новым дроблением наделов их состояние ухудшалось. Более того: одним из крайне негативных следствий переделов стала чересполосица, при которой участки одного хозяйства были разбросаны по большой территории вперемешку с землями соседей, что создавало бесконечные споры и минимизировало их хозяйственное значение.

Общинная же (то есть коллективная) собственность на землю ограничивала возможности ею распоряжаться и сделать ее предметом капиталистических отношений и соответственно, развить здесь более продвинутое во всех отношениях производство. Не случайно, что сам Столыпин, говоря о реформе, отмечал, что надо дать крестьянину власть над землей, надо избавить его от «кабалы отживающего общинного строя…»

Столыпин, занимавший до своего назначения в правительстве пост главы Саратовской губернии – одной из самых непростых в плане революционных настроений, прекрасно понимал суть проблемы.

Чтобы снизить среди крестьян уровень радикализма, по задумке Столыпина, нужно было повысить уровень их благосостояния, дав им землю в собственность, что в итоге должно было сделать их сторонниками власти. При этом Столыпин не скрывал, что делал «ставку на сильных и умных хозяев».

Однако только сломом общины дело не могло ограничиться. Крестьянский вопрос, который не решался в течение столь долгого времени, имел очень много острых граней. Например, свободной земли в европейской части России почти не было. Селяне видели решение в раздаче им помещичьей земли, которую им «не дали» в 1861 г. при освобождении.

Но, во-первых, просто отобрать землю у помещиков, как это предлагали революционеры, власти не могли. Нужно было как-то компенсировать им эту потерю. (Впоследствии Столыпин «продавил» это решение за счет предоставления крестьянам ссуд на покупку помещичьих земель). Во-вторых, это представлялось сомнительным с чисто экономической точки зрения: производительность помещичьих хозяйств была на 15-20 процентов выше, чем крестьянских. И в-третьих, передача крестьянам помещичьих земель не решала проблему в принципе в силу того, что их было сравнительно немного и это лишь на непродолжительное время отсрочило бы новое обострение крестьянского вопроса.

Поэтому решение виделось и в переселении крестьян из наиболее сложных районов за Урал, где земли было достаточно. Сложность вопроса состояла не только в том, что на эти нужды требовалось выделение крупных сумм денег, но и в отсутствии кадров для проведения реформы. К примеру, ее сильно тормозила нехватка работников землеустроительных комиссий, которые должны были ликвидировать чересполосицу и выделять крестьянам отдельные участки земли.

Задача осложнялась еще и тем, что реформа проводилась на большей территории России, не затрагивая лишь казачьи земли, Прибалтику и Башкирию. Но путь был выбран верный, экономически обоснованный и сбалансированный. В результате буквально за несколько лет помещичье землевладение почти сошло на нет мирным путем – за счет скупки земель.

Противники и сторонники

Особые споры были по поводу успешности реформы. Среди критиков Столыпина были писатель Лев Толстой, «октябрист» Александр Гучков и революционер Владимир Ленин. Они утверждали, что реформа в принципе не разрешила всех противоречий на селе, что якобы было доказано событиями 1917 г., а также тем, что 18 процентов столыпинских переселенцев (около 300 тысяч человек) вернулись обратно.

Однако около 2,5 млн крестьян все же осели на новых землях, что способствовало не только снижению остроты аграрного вопроса, но и развитию Зауралья, Сибири и Дальнего Востока в целом. Критики реформы забывают о том, что, начиная ее в 1906 г., Столыпин говорил, что для успешной реализации его начинаний требуется 20 лет мирной жизни. Но уже в 1914 г., через 3 года после трагической смерти Столыпина, началась война, резко затормозившая проведение мероприятий на селе. Несмотря на это, реформа продолжалась вплоть до весны 1917 г., когда в результате Февральской революции село снова погрузилось в хаос. Реформа так и осталась незавершенной, но промежуточные достижения остались. Так, к 1913 г. деревня почти полностью успокоилась. И отнюдь не из-за приписываемых Столыпину тотальных репрессий, которые в действительности применялись выборочно. Таким образом, уже поэтому преобразования Столыпина достигли по крайней мере одной из поставленных целей.

Резкие споры по поводу деятельности П. А. Столыпина были обусловлены сложностью стоявшей перед ним задачи. Стопину одновременно нужно было заставить консерваторов принять изменения и не дать революционерам захватить ситуацию. Так, к примеру, первые две Государственные Думы были настроены лишь на национализацию помещичьих земель, чему резко противились сами помещики, и что на практике приводило к блокированию думских инициатив в Государственном Совете. В свою очередь, Дума также не была настроена на диалог. Создалась нерабочая атмосфера и не случайно, что оказавшийся меж двух огней Петр Столыпин подавал прошение об отставке. Даже после так называемого «Третьеиюньского переворота» 1907 г. и разгона II-й Думы тернии при реализации реформы не кончились. Консерваторы из Госсовета тормозили работу III-й Думы, пытаясь сделать все, чтобы их интересы при проведении преобразований пострадали в наименьшей степени.

Как политик Столыпин стал врагом и для революционеров, т.к. выступал категорически против хаоса и анархии, и для консерваторов, не желавших изменений, которые затрагивали их благополучие. Во многом именно поэтому, из-за столкновения революционной и проправительственной точек зрения столыпинские реформы получили столь диаметрально противоположные оценки.

В завершение этой темы надо добавить, что достижения Столыпина косвенно содействовали будущему поражению в Сибири адмирала Колчака. При анализе антиправительственных выступлений 1918-19 гг., сделанном на основе архивных документов МВД и Министерства земледелия Омского правительства, стало ясно, что главную скрипку в этих бунтах играли «новоселы», те самые столыпинские переселенцы. Да, они получили во много раз больше земли, чем имели до переселения. Но, тем не менее, «новоселы» жаждали получить лучшие земли, которые заняли еще до них «староселы», включая казаков. Таким образом, реформы Столыпина, которого так резко критиковал Ленин, содействовали уже его успеху, хотя лидер большевиков предпочитал об этом молчать.

Сегодня о Столыпине написано много интересных исторических трудов, в которых подробно проанализированы и детали реформ, и возможные пути развития страны, по которым могло бы пойти наше государство, если бы реформы были завершены. Однако, несмотря на то, что с тех пор уже минул целый век, многие идеи Столыпина актуальны и по сей день. В свое время Петр Столыпин инициировал заселение и освоение пустующих территорий Сибири, предоставил безземельным крестьянам возможность переезда на новые места и обустройства быта за государственный счет. Сегодня, когда в Сибири многие территории начинают забрасываться и пустеть, региональная политика Столыпина является хорошим примером того, как следовало бы решать подобные проблемы.