Стабилизатор вертикальной наводки

Стабилизатор танкового вооружения нового поколения


Начиная с пятидесятых годов XX века все отечественные танки оснащаются стабилизаторами вооружения (пушки и спаренного с ней пулемета). Вне зависимости от колебаний корпуса танка, возникающих при движении по пересеченной местности, стабилизатор вооружения позволяет сохранять неизменным положение пушки в пространстве, а также осуществлять наведение вооружения на цель. Применение стабилизатора вооружения позволяет вести прицельную стрельбу при движении танка с высокой вероятностью поражения цели.
Стабилизатор вооружения представляет собой систему из двух приводов – привода наведения и стабилизации пушки в вертикальной плоскости (вертикальная наводка – ВН) и привода наведения и стабилизации башни с пушкой в горизонтальной плоскости (горизонтальная наводка – ГН). Оба привода связаны с прицелом наводчика или командира, при этом прицел может иметь автономную стабилизацию поля зрения (линии визирования) в одной или двух плоскостях. При жесткой связи нестабилизированного прицела с приводами вооружения (зависимая линия визирования), поле зрения прицела стабилизируется с той же точностью, что и пушка. Стабилизация непосредственно прицела (независимая линия визирования) позволяет повысить точность стабилизации поля зрения наводчика и одновременно реализовать ввод баллистических и метеорологических поправок в контур стрельбы, тем самым существенно повысить вероятность поражения цели.

Механизм подъема с синхронным электродвигателем

Планетарная передача с длинными резьбовыми роликами (РВПД). 1 – винт; 2 – резьбовые ролики – сателлиты; 3 – ходовая гайка; 4 – опорная гайка; 5 – зубчатые венцы роликов; 6 – зубчатые венцы винта; 7 – зубчатые венцы опорных гаек.

В последние годы в мировом танкостроении отчетливо прослеживается тенденция отказа от гидравлического привода в канале ВН, применявшегося ранее в большинстве зарубежных танков, и применения в обоих каналах (ВН и ГН) электрических приводов с векторным управлением на базе синхронных электродвигателей.
Современный электрический привод с векторным управлением синхронным электродвигателем имеет существенные преимущества по сравнению с гидравлическим приводом, в частности:
• большой срок службы и высокий КПД;
• отсутствие легковоспламеняющейся рабочей жидкости под большим давлением;
• меньшую трудоемкость и сложность технического обслуживания;
• высокую стабильность характеристик;
• малое потребление электроэнергии, особенно на стоянке («тихое наблюдение»).
Современное отечественное предприятие «ВНИИ «Сигнал» активно работает над созданием новых образцов техники с широким использованием последних достижений научно-технического прогресса. Одной из важных разработок этой организации в последние годы стал электромеханический стабилизатор танкового вооружения нового поколения. Благодаря новым достижениям в области электроники, таким как микроЭВМ, силовые ключи типа IGBT, приводная техника и механика, в настоящее время появилась возможность выйти на качественно новый уровень разработки. В результате был создан современный высокоточный и надежный электромеханический стабилизатор 2Э58, предназначенный как для модернизации серийных танков, так и для применения в новых опытно-конструкторских разхработках.

К настоящему моменту экспериментальный образец стабилизатора 2Э58 успешно прошел стендовые и натурные испытания в составе танка Т-72 производства нижнетагильского предприятия УКБТМ.
Всесторонний анализ вариантов реализации электрического привода ВН с учетом зарубежных данных показал, что применение в качестве механического подъемника традиционного цилиндрического редуктора с зубчатым сектором не позволит обеспечить перспективных требований по точности стабилизации и плавности скоростей наведения. Причина в том, что механическая связь между пушкой и башней танка в этом случае представляет собой длинную кинематическую цепь, в которой неизбежны переменные люфты, повышенные кинематические погрешности и пониженная жесткость. Применение люфтовыбирающих устройств приводит в свою очередь к значительным и непостоянным моментам сопротивления, которые достаточно сложно компенсировать. Стало ясно, что необходим высокоточный, малоинерционный, обратимый, обладающий высокой жесткостью механический подъемник с поступательным перемещением выходного звена, устанавливаемый на место гидравлического силового цилиндра. Последнее обстоятельство весьма важно при модернизации танков, находящихся в эксплуатации.
В процессе разработки анализировались различные передачи поступательного перемещения (винтовые, шариковинтовые, роликовинтовые и др.). В итоге был разработан механический подъемник на базе планетарной роликовинтовой передачи с длинными резьбовыми роликами (РВПД), отвечающий необходимым требованиям.
РВПД оказалась лучше других передач поступательного перемещения по таким показателям, как удельная грузоподъемность, момент сопротивления, момент инерции, точность и плавность перемещения.
Созданный в ОАО «ВНИИ «Сигнал» технический задел позволяет осуществлять модернизацию различных типов боевых машин, тем самым расширяя их тактико-технические характеристики: повышение эффективности огня, надежности и эксплуатационных качеств. Модернизация бронетехники может проводиться с минимальными доработками и затратами – ЭСТВ 2Э58 устанавливается на штатные места стабилизатора предыдущего поколения.

Помогатор является набором игровых модификаций для World of Tanks, как понятно из названия, все они должны помогать игроку, делать игру более удобной и комфортной. На деле все так и есть, установщик помогатора, содержит достаточное количество модов направленные на улучшение игрового процесса в wot.

Обновление от 19.12.19

  • Адаптация для патча 1.7.0.2

С помощью помогатора можно играть на серверах других регионов, а также можно установить модификации которые будет автоматически устанавливать и снимать оборудование на танке, шкурки, эмблемы и снаряжение. Также есть серверный прицел, который более точно показывает реальное сведение и разброс. Имеется возможность настроить игровую камеру, отключить покупку чего либо за золото или свободный опыт (дабы вы сами или возможно те кто будет играть за вашим компом, не потратили эти ресурсы).

И это еще не все. В помогаторе присутствуют твики на отключения некоторых эффектов, которые мешают в бою, например инерция камеры, тряска при попадании снаряда по вам, затемнение краев экрана в снайперском режиме и т.д.

Список полезных дополнений внушительный, ниже вы можете посмотреть все что входит в состав мода Помогатор

Список дополнений

  • Играть на серверах других регионов
  • Авто снятие и установка съемного оборудования и снаряжения
  • Авто снятие и установка камуфляжей и эмблем с надписями
  • Отображение реального круга расброса
  • Серверный прицел
  • Настройка карусели танков
  • Авто возврат экипажа
  • Отключение ручника для ПТ в снайп. режиме
  • Запоминание последнего сервера
  • Настройка времени отображения лампочки засвета и индикатора обстрела
  • Отключение эффекта тряски при попадании по вам
  • Также отключение вспышки при попадании по вам, инерции камеры, отдачи от выстрела
  • Отключение затемнения в снайп. режиме
  • Горизонтальная стабилизация
  • Настройка кратности прицела
  • Настройка высоты камеры
  • Настройка размеров ушей
  • Установка кредитов на покупку снаряжения и снарядов, вместо золота
  • Выделение игрока из заданного списка на экране загрузки и в ушах
  • Отключение использования голды и свободного опыта

Если перед установкой мода помогатор вы хотите посмотреть его в действии, то вот вам небольшое видео показывающее ту пользу которую он предлагает. А так же немного скриншотов из игры с данной модификацией.

Установка

Распаковать архив в папку World of Tanks

Эталон мирового танкостроения: модификации Т-54/55. Противоатомная защита, стабилизированные пушки, танковые огнеметы

К этому времени большинство конструкторов-танкистов, эвакуированных в 1941 году вместе с заводом №183 в Нижний Тагил, всякими правдами и неправдами вернулись в Харьков. В 1951 году и главный конструктор — А. Морозов (после операции по лечению язвы желудка, проведенной в «кремлевской» больнице) — был переведен в Харьков и назначен главным конструктором КБ-60 на заводе №75. Здесь под его руководством были начаты работы по созданию нового перспективного танка, завершившиеся в 1967 году выпуском Т-64. Основной задачей оставшегося в Нижнем Тагиле КБ, которое в конце 1953 года возглавил молодой конструктор Л.Н. Карцев (на то время ему был 31 год), оставалось сопровождение текущего производства Т-54, а также улучшение этой машины, в конструкцию которой были заложены большие резервы.


Омский танк Т-55М(5), оснащен новой СУО с комплексом управляемого вооружения

И резервы эти потребовались очень скоро. В 1948 году в Англии была принята на вооружение модификация среднего танка Центурион Мк. 3, орудие которого — 83,8-мм длинноствольная пушка была стабилизирована в двух плоскостях. Кроме того, в ее боекомплект кроме бронебойного снаряда (начальной скоростью 1020 м/с) был введен стреловидный подкалиберный снаряд (начальной скоростью 1325 м/с). На дистанции 2 км он пробивал по нормали 250 мм броню. Для сравнения: начальная скорость бронебойного снаряда Д-10Т составляла всего 895 м/с. Поэтому усилия конструкторов под руководством Л.Н. Карцева были прежде всего направлены на совершенствование вооружения Т-54. Работы велись по двум направлениям. Первое — повышение точности стрельбы Д-10Т путем установки системы ее стабилизации. Второе — установка более мощной танковой пушки.

Одноплоскостной стабилизатор пушки Д-10Т СТП-1 «Горизонт» был разработан к 1951 году в ЦНИИ-173 под руководством И.В. Погожева. В нем, как и в последующих стабилизаторах этого института, использовался принцип стабилизации пушки, при котором обеспечивалось постоянное слежение орудия за жестко связанным с ним прицелом. Такая зависимая от пушки стабилизация прицела имела тот недостаток, что во время заряжания пушки, когда она блокировалась на определенных углах возвышения, наводчик лишался возможности наблюдать за целью. Пушка с СТП-1 получила индекс Д-10ТГ. Позднее в 1952- 1955 годах в ЦНИИ-173 был создан двухплоскостной стабилизатор СТП-2 «Циклон». Доработанная для установки «Циклона» пушка Д-10Т получила индекс Д-10Т2С.

Работы над новой 100-мм нарезной танковой пушкой повышенной мощности — Д-54 — были начаты по Постановлению Совета Министров № 4169-1631 от 12 сентября 1952 года. Они велись в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова. Пушка предназначалась для установки в танке Т-54, взамен Д-10Т. Согласно заданию, пушка Д54 должна была иметь начальную скорость бронебойного снаряда — 1015 м/с, при весе снаряда — 16,1 кг. Она оснащалась одноплоскостным стабилизатором «Радуга», разработанным ЦНИИ-173, имела эжектор и дульный тормоз. К октябрю 1954 года первый образец Д-54 со стабилизатором «Радуга» установили в опытном танке Т-54М («Объект 139»). Т-54М был создан на базе корпуса Т-54, но имел более мощный дизель В-54-6 (580 л.с.) и изменения в ходовой части — облегченные опорные катки, новые ведущие колеса. За счет применения бака-стеллажа Т-54М обладал увеличенным боекомплектом — 50 выстрелов вместо 34, имевшихся на Т-54. Были введены приборы ночного видения — ТВН-1 для механика-водителя и ночной прицел. На башне устанавливались инфракрасный прожектор и зенитный пулемет КПВТ калибра 14,5 мм.

В октябре 1954 года «Объект 139» был сдан комиссии и отправлен на полигонные испытания. Стабилизатор «Радуга» испытаний не выдержал. Не был принят на вооружение и танк Т54М, однако отдельные его элементы впоследствии использовали для Т-55.

Кроме совершенствования вооружения в 1951-1953 годах развернулись работы по оснащению Т-54 оборудованием для подводного вождения (ОПВТ).

Средний танк Т-54А («Объект 137Г»)

Для установки пушки Д-10ТГ с электрогидравлическим одноплоскостным стабилизатором СТП-1 «Горизонт» конструкторским бюро под руководством Л.Н. Карцева была разработана модификация Т-54А («Объект 137Г»), принятая на вооружение в 1954 году. Это был первый советский серийный танк со стабилизированной пушкой.

Введение стабилизатора танковой пушки и спаренного с ней пулемета дало возможность вести огонь, а главное попадать в цель с ходу. При стрельбе с ходу из нестабилизированной пушки вероятность расстрелять весь боекомплект была выше, чем попасть в цель. Однако на Т-54А возникли проблемы травматизма экипажа. Каких либо ограждений у казенной части пушки не было, отсутствовал и вращающийся полик боевого отделения, а при включении стабилизатора пушка в башне могла во время движения танка ходить от упора до упора (от крыши башни до пола боевого отделения). Так, при испытаниях Т-54А погиб командир экипажа.

Пушка Д-10ТГ получила эжектор для продувки канала ствола от пороховых газов после выстрела. Благодаря эжектору загазованность боевого отделения при стрельбе существенно уменьшилась.

Двигатель танка также подвергся некоторым изменениям: в систему питания ввели третий наружный бак емкостью 95 л; поставили двухступенчатый воздухоочиститель с тремя кассетами и эжекционным отсосом пыли; вместо нерегулируемых входных жалюзи над радиаторами смонтировали регулируемые, которые управлялись рукояткой, расположенной в боевом отделении. Для механика-водителя был введен инфракрасный активный прибор ночного видения ТВН-1, принятый на вооружение в 1951 году. В качестве средств связи использовались новая радиостанция Р-113 (вместо 10-РТ-26) и ТПУ Р-120.

Серийное производство Т-54А началось с 1955 года и продолжалось по 1956 год.

Средний танк Т-54Б («Объект 137Г2»)

К 1956 году была разработана следующая модификация «пятьдесятчетверки» — Т-54Б («Объект 137Г2»). Испытания первых трех опытных танков Т-54Б завершились в феврале 1956 года и после соответствующей доработки в августе того же года машина была принята на вооружение. В декабре была собрана установочная партия, а в следующем 1957 году началось серийное производство.


Танк Т-54А в экспозиции музея Кубинка. Танк был оснащен одноплоскостным стабилизатором «Горизонт», на стволе орудия эжектор, который существенно снижал загазованность в боевом отделении

На Т-54Б в качестве основного вооружения использовалась пушка Д10Т2С с электрогидравлическим двухплоскостным стабилизатором СТП-2 «Циклон». Управление пушкой и башней при включенном стабилизаторе осуществлялось с помощью пульта управления. В связи с этим была изменена конструкция механизма поворота башни. Был, наконец установлен вращающийся полик боевого отделения, существенно улучшивший условия работы членов экипажа в башне. Правда, это потребовало частично изменить расположение боекомплекта, но его количество удалось сохранить.

На Т-54Б были введены активные приборы ночного видения: инфракрасный ночной прицел наводчика — ТПН1-22-11, ночной прибор командира — ТКН-1 и механика-водителя — ТВН-2. Для обеспечения их работы танк был оснащен инфракрасными (ИК) прожекторами: Л-2 (смонтированным на орудийной маске, здесь он устанавливался до апреля 1959 года, а позднее был перенесен на правую лобовую часть башни) и ОУ-З — на командирской башенке. Приборы механика-водителя и командира были сменными (устанавливались вместо дневных), прицел наводчика устанавливался внутри башни стационарно (левее дневного прицела ТШ-2А-22), а его головка на крыше башни заняла место перископа наводчика МК-4. Вместо дневного прибора наблюдения командира ТПК-1 был установлен прибор ТПКУ.

Изменились расположения баков и ящиков ЗИП на надгусеничных полках. Сразу за выхлопной трубой на правой надгусеничной полке появился прямоугольный ящик для ЗИП приборов ночного видения ТКН-1 и ТНП-1. Раньше на этом месте устанавливался наружный масляный бак, который теперь переместили в середину правой надгусеничной полки (в район расширения корпуса под погон башни).

С 1957 года Т-54Б и все другие модификации Т-54 стали выпускаться с усовершенствованным ОПВТ.

В ходе ремонтов танки предыдущих выпусков доводились до уровня Т-54Б. На них устанавливались стабилизатор вооружения (если это происходило без замены орудия, то на ствол Д-10Т не имеющий эжектора крепилось кольцо противовеса), комплект ночных приборов (в том числе ТПН-1 на место МК-4 наводчика), ИК осветители, третий наружный топливный бак и новые ящики ЗИП.

Средний танк Т-55 («Объект 155»)

Как и следовало ожидать, танки лучше других видов вооружения выдерживали воздействие всех поражающих факторов атомного взрыва (ударной волны, светового излучения и проникающей радиации). В ходе испытаний 1952-53 годов в СССР неоднократно проверялось воздействие атомного взрыва на танки Т-54. Выяснилось, что даже на достаточно больших расстояниях башню Т-54, застопоренную по-походному, разворачивает. В результате стопор башни выламывал зубья погона, и танк становился полностью небоеспособным. Позднее механизм стопорения башни “по-походному” был изменен.


Танк Т-55А с установленным на нем минным тралом

Последующие испытания показали, что хотя на расстояниях более 300 м от эпицентра атомного взрыва мощностью от 2 до 15 Кт танки Т-54 оставались исправными, но подопытные животные (собаки, кролики), находившиеся на местах членов экипажа танка, погибали от действия ударной волны на удалении до 700 метров от эпицентра взрыва.

Учитывая полученную информацию, Министерство обороны потребовало от промышленности создать систему герметизации танка. При избыточном давлении снаружи в одну атмосферу избыточное давление внутри танка не должно было превышать 0,3 атм. Система герметизации должна была срабатывать за 0,3 секунды с момента воздействия на танк гаммаизлучения. Опытно-конструкторские работы по созданию системы противоатомной защиты (ПАЗ) для танка Т-54 были поручены харьковскому КБ-60. Во втором полугодии 1956 года проектирование ПАЗ было завершено, и харьковское КБ переслало в Нижний Тагил на УВЗ ее техническую документацию.

Предстояло внести серьезные изменения в конструкцию Т-54. Надо сказать, что и УВЗ располагал целым рядом конструкторских проработок, часть из которых уже была опробована на опытной машине Т-54М, в том числе — двигатель повышенной мощности, баки-стеллажи, улучшенная ходовая часть. Поэтому было решено внести эти изменения в конструкцию танка комплексно вместе с системой ПАЗ. Хотя речь шла об очередной модернизации «пятьдесятчетверки», но по соображениям престижности (директору УВЗ хотелось, чтобы на его заводе появился «новый» танк) ей присвоили новый индекс. Так появился Т-55 («Объект 155»), принятый на вооружение приказом Министра обороны СССР от 24 мая 1958 года.

Установленная на танке Т-55 система противоатомной защиты в случае ядерного взрыва регистрировала поток гамма-излучения и выдавала сигнал на исполнительные органы, обеспечивающие герметизацию корпуса и башни, обесточивание основных цепей питания и остановку двигателя. Включалась фильтровентиляционная установка, которая подавала внутрь танка очищенный воздух с избыточным давлением, что препятствовало проникновению радиоактивной пыли.

Танк оснащался дизельным двигателем В-55, мощностью 580 л.с. Повышение мощности на 60 л.с. было достигнуто за счет увеличения подачи топлива и степени сжатия.

Оригинальным компоновочным решением являлась установка в носовой части корпуса двух баков-стеллажей, апробированных на экспериментальном танке Т-54М. В них размещалось 18 выстрелов к пушке и 300 л топлива. Благодаря этому удалось увеличить суммарную емкость топливных баков в забронированном объеме до 680 л, что составляло 50% общего возимого запаса топлива. Кроме того, был увеличен боекомплект пушки Д-10Т2С — с 34 до 43 выстрелов. Кроме осколочно-фугасных и бронебойных снарядов в боекомплект был введен кумулятивный снаряд 3БМ8. Его бронепробиваемость по вертикально расположенной броневой плите составляла 390 мм. Позднее, в 1967 году, на вооружение Т-54 и Т-55 поступил подкалиберный бронебойный снаряд 3БК5М. Он имел начальную скорость 1415 м/с, и на дальности 2000 м пробивал по нормали броню толщиной 275 мм.

На Т-55 ликвидировали зенитный пулемет ДШК-М. Он оказался малоэффективным против низколетящих реактивных самолетов, а боевые вертолеты в ту пору еще находились только в стадии разработки. В связи с этим была упразднена и «башенка» заряжающего. Он получил простой круглый люк, откидывающийся вперед на двух внешних петлях.

Прибор наблюдения командира ТПКУ заменили более совершенным прибором ТПКУ-Б или ТПКУ-2Б. У наводчика установили призменный прибор наблюдения ТНП-165 (выяснилось, что отсутствие у наводчика прибора наблюдения приводит к нарушению функций его вестибулярного аппарата — при движении танка наводчика укачивало).

Броневая защита претерпела незначительные изменения за счет некоторого уменьшения толщины броневых листов кормы корпуса.

Для постановки дымовых завес вместо применявшихся ранее дымовых шашек БДШ-5 на танке была смонтирована новая термодымовая аппаратура (ТДА) многократного действия. Т-55 получил автоматическую систему ППО трехкратного действия.

Средний танк Т-55А

В 1961 году начались работы по усилению противорадиационной защиты Т-55. Дело в том, что даже толстая броня, неплохо защищавшая от гамма-излучения, слабо предохраняла экипаж от воздействия быстрых нейтронов. К этому времени в НИИ Стали был разработан синтетический материал — ПОВ, который хорошо замедлял и поглощал быстрые нейтроны. Этим материалом решено было покрыть броню обитаемых отделений Т-55 (это покрытие стали называть “подбоем”). Кроме антирадиационного действия подбой частично предохранял экипаж и от осколков брони при попадании в танк снарядов.

Опытно-конструкторские работы были проведены в сжатые сроки, и модернизированный танк с улучшенной радиационной защитой — Т-55А («Объект 155А») — был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 16 июля 1962 года.

На Т-55А, наконец, отказались от установки в отделении управления курсового пулемета, огонь из которого был низкоэффективным.

Танки Т-55А были запущены в серийное производство в 1963 году, в его ходе в конструкцию танка продолжали вноситься изменения, повышающие его тактико-технические характеристики. Так в 1965 году были введены более надежные гусеницы с резинометаллическим шарниром (РМШ), которые были вдвое долговечнее старых (пробег достиг 2-3 тыс. км). Было обновлено радиооборудование — устанавливалась радиостанция Р-123 вместо Р-113.


Танк Т-55АМ2 чехословацкого производства с системой управления огнем «Кладиво»

С 1969 года на танке вновь стал устанавливаться зенитный пулемет, теперь для борьбы с вертолетами. В связи с этим была снова введена башенка заряжающего и изменена конструкция его люка. Снаружи башни за люком заряжающего разместили комплект скоб, к которым крепились три коробки с патронами для зенитного пулемета.

Огнеметные танки ОТ-54 и ОТ-55

Очень интересной модификацией Т-54 и Т-55 стали огнеметные танки ОТ-54 и ОТ-55.

Еще во время войны в составе Красной Армии успешно действовали отдельные огнеметные танковые батальоны и даже полки, вооруженные танками ОТ-34, ОТ-34-85 и КВ-8. На них устанавливался танковый огнемет АТО-42, разработанный в 1942 году. Огнеметы АТО-42 размещали в танке Т-34 вместо курсового пулемета, а в тяжелых танках КВ-8 в башне. В обоих случаях артиллерийское вооружение танков сохранялось без изменений.

В послевоенные годы работа над танковыми огнеметами была продолжена. В июле 1948 года на заводе №75 в Харькове было образовано специальное конструкторское бюро по огнеметанию — СКБ-1. Его начальником был назначен М.С. Озерский. Здесь и были разработаны конструкции новых автоматических танковых огнеметов — АТО-54 для танка Т-54 и АТО200 для танка Т-55.

В 1952 году был разработан огнеметный танк ОТ-54 (на базе танка Т-54), на нем, так же как и на советских танках военной поры, огнемет устанавливался не взамен основного вооружения, а в дополнение к нему, значительно повышая боевые качества. АТО-1 разместили рядом с пушкой, на месте спаренного с ней пулемета. Бак для огнесмеси емкостью 460 л установили в носовой части корпуса вместо боеукладки и топливного бака. В подбашенном листе над баком с огнесмесью был сделан люк для заправки, а в днище под ним — люк для слива огнесмеси.

Прицельное огнеметание производилось с места с помощью штатного прицела пушки на дальностях до 160 м. Автоматическая перезарядка позволила довести скорострельность огнемета до 20 выстрелов в минуту. Емкость огнеметного выстрела равнялась 20 л. Для огнеметания применялась огнесмесь АП-7, представлявшая собой смесь бензина и керосина с добавкой порошка-загустителя ОП-2 и ксиленола. Температура пламени огнеметного выстрела достигала 900-1000 градусов.


Советский танк Т-55АМВ с установленными на нем блоками динамической защиты

Боекомплект ОТ-54 составлял 19 выстрелов к пушке, вместо 34 выстрелов у Т-34 и 20 огневых выстрелов к огнемету. Остальные боевые и технические характеристики остались такими же, как у танка Т-54.

После запуска в серийное производство танка Т-55 на его базе также был разработан огнеметный вариант, получивший обозначение ОТ-55. Он был принят на вооружение в 1960 году. ОТ-55 вооружался автоматическим огнеметом АТО-200, который вместе с пушкой стабилизировался в двух плоскостях. Поэтому здесь, в отличие от танка ОТ-54 прицельное огнеметание было возможно как с места, так и с ходу. Максимальная дальность огнеметания составляла 200 м, скорострельность — до 8 выстрелов в минуту. Емкость огнеметного выстрела была увеличена до 35 л, а процесс огнеметания был полностью автоматизирован. Бак для огнесмеси емкостью 460 л был размещен в носовой части корпуса вместо топливных баков-стеллажей. Боекомплект ОТ-55 составлял 25 выстрелов к пушке и 12 огневых выстрелов к огнемету, остальные боевые и технические характеристики были такими же, как у танка Т-55. Огнемет АТО-200 по своим характеристикам не уступал американским огнеметам М6 и М7, устанавливающимся соответственно на американских огнеметных танках М67 и М67А1, производство которых началось в 1955 году. Единственное в чем М67 превосходил ОТ-55, это запас огнесмеси — 1480 л против 460 л. Однако это преимущество было достигнуто за счет полного отказа от артиллерийского вооружения.

Модификация Т-55М/55АМ

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1981 года, конструкторами Омского КБТМ была разработана глубокая модернизация танков Т-55. Ценой умеренных затрат удалось повысить боевую эффективность танков Т-55/55А до уровня танков Т-64А и Т-72. Модернизированные таким образом «пятьдесятпятки» получили обозначения Т-55М и Т-55АМ и после соответствующих испытаний в апреле 1983 года были приняты на вооружение Советской армии.


Танк Т-55А в экспозиции музея Великой отечественной войны в Киеве

Основное внимание при модернизации уделялось усилению огневой мощи и защищенности танков при сохранении прежнего уровня их подвижности. Огневая мощь повышалась за счет установки вместо старого прицельного оборудования нового комплекса системы управления огнем «Волна» и системы управляемого вооружения «Бастион». Защищенность танков Т55М повышалась в основном за счет установки дополнительного комбинированного бронирования корпуса и башни. В результате комплекса мер по усилению огневой мощи и защищенности боевая масса Т-55М возросла до 40,9 т, а Т-55АМ до 41,5 т. Для компенсации этого увеличения и сохранения подвижности на них устанавливались более мощные двигатели — В55У (620 л.с.), а позже В-46-5М (690 л.с.).

Комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион» включает выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока.

По основным внешним конструктивным признакам и размерам выстрел 3УБК10-1 не отличается от обычного артиллерийского выстрела и может размещаться в стандартной боеукладке. Метательное устройство сообщает ракете начальную скорость 400-500 м/с, которая поддерживается в полете за счет работы маршевой двигательной установки. Дальность действия ракеты составляет 4000 м днем и 1200 м ночью, ее кумулятивная боевая часть пробивает стальную плиту толщиной 550 мм.

Для управления ракетой применена полуавтоматическая система наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищенность. Кроме того, достоинством системы является малый объем, занимаемый аппаратурой управления в боевом отделении.

В СУО «Волна», устанавливаемую на танке Т-55М, входят лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ и стабилизатор «Циклон»М1.

Баллистический вычислитель БВ55 обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов.

Прицел ТШСМ-32ПВ, установленный на танке Т-55М, отличается от штатного прицела ТШ2Б-32П танка Т-55 главным образом независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, работающей и при блокировке пушки.

Стабилизатор вооружения «Циклон» М1 отличается от стабилизатора «Циклон» улучшенными эксплуатационными характеристиками благодаря использованию современной элементной базы.

Зенитный пулемет устанавливается на вращающемся верхнем погоне основания люка заряжающего. Боекомплект из 300 патронов в лентах находится в шести коробках, расположенных снаружи на правом борту башни.

Теплозащитный кожух пушки уменьшает влияние неравномерного нагрева на изгиб трубы ствола, что существенно снижает разброс углов вылета снарядов.

Дополнительное бронирование корпуса представляет собой сварную коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой с зазором 30 мм размещены 5-мм стальные пластины. Полость между ними заполняется пенополиуретаном. Конструкция приваривается снаружи к верхнему лобовому листу корпуса и обеспечивает прирост защиты от БПС на 120 мм, от КС — на 200-250 мм.

Дополнительная защита лобовой части башни изготовлена из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки (эти блоки за характерный внешний вид получили в войсках прозвище «хомуты» или «брови Ильича»). Они имеют одинаковый уровень защиты и однотипную схему бронирования с дополнительным бронированием верхней лобовой части корпуса танка.

Противокумулятивные секционные резинотканевые бортовые экраны имеют толщину 10 мм. Ширина танка по экранам равна 3520 мм, поэтому при железнодорожных перевозках бортовые экраны демонтируются.

Члены экипажа танка снабжены индивидуальными противорадиационными жилетами, а их рабочие места имеют локальную защиту от проникающей радиации.

Противоминная защита механикаводителя повышена за счет дополнительного бронирования днища танка, на которое снаружи в районе расположения механика-водителя приваривается каркас из броневых листов толщиной 20 мм.

Изменено радиооборудование — вместо радиостанции Р-123М установлены радиостанция Р-173 и радиоприемник Р-173П.

Система 902Б запуска дымовых гранат обеспечивает постановку дымовой завесы на дальностях 200-350 метров. В ее состав входят восемь пусковых установок, неподвижно закрепленных на правом борту башни, дымовые гранаты 3Д6 калибра 81 мм и пульт управления у наводчика. Ширина фронта дымовой завесы при залповом пуске четырех гранат составляет 100-120 метров, а средняя высота 8 метров. Время эффективного дымообразования одной гранаты от одной до двух минут.


Огнеметный танк ОТ-55, рядом с пушкой видно сопло огнемета АТО-200

Двигатель В-55У (с инерционным наддувом), устанавливаемый на танке, имеет мощность 620 л.с. Он отличается от В-55В впускными коллекторами. В коллекторе установлена перегородка, разделяющая поток всасываемого воздуха на две части. Одна часть поступает в первые три цилиндра двигателя, другая — в остальные три цилиндра. Такое конструктивное решение позволило повысить мощность двигателя на 40 л.с.

Модификация Т-55МВ/Т-55АМВ

В 1984 году в Омском КБТМ были разработаны и приняты на вооружение модернизированные танки Т-55МВ, Т55АМВ. Они были спроектированы на базе Т-55М, от которого отличались системой дополнительного бронирования. Вместо многослойных экранов из комбинированной брони, устанавливавшихся на башне и корпусе Т-55М, в них был использован комплекс динамической защиты (КДЗ) 4С20 «Контакт» (увеличивает противокумулятивную защиту от моноблочных КС на 400 мм и более). Система вооружения Т-55МВ была аналогичной Т-55М, сохранялось и дополнительное противоминное бронирование днища.

Конструктивно элемент динамической защиты (ЭДЗ) состоял из тонкостенного коробчатого металлического корпуса, в котором находился маломощный подрывной заряд и две металлические пластины, расположенные по обе стороны от него. В момент попадания кумулятивного снаряда, заряд детонировал. При детонации наружная пластинка выбрасывалась навстречу кумулятивному потоку и рассеивала его. Нижняя пластинка отлетала к броне и, ударившись о нее отскакивала навстречу потоку, вызывая его дальнейшее ослабление. Таким образом, динамическая защита существенно снижала эффективность действия кумулятивных снарядов.

На танках Т-55МВ элементы динамической защиты устанавливались в передней части корпуса и башни, а на некоторых экземплярах ЭДЗ крепились на передней части бортовых резинотканевых экранов (от 10 до 42 шт. на борт). Танки Т-55МВ, Т-55АМВ выпускались на ремонтных заводах МО путем модернизации Т-55 и Т-55А соответственно.

Модификация Т-55АД

Вариант Т-55АД стал первым в мире танком, в конструкции которого была применена активная защита, позволившая получить высокий уровень защищенности без существенного увеличения боевой массы машины.

В период с 1977 по 1982 год, в СССР были выполнены опытно-конструкторские работы по созданию комплекса активной защиты, получившего название «Дрозд». Комплекс предназначался для защиты танка Т-55А от противотанковых управляемых ракет (ПТУР) и противотанковых гранат (ПГ) путем их подрыва, механического повреждения или отклонения от заданной траектории.

Т-55АД был разработан на базе танка Т-55А путем установки комплекса активной защиты 1030М «Дрозд» и имел обозначение «Объект 155АД». На вооружение танк принят приказом Министра обороны СССР от 12 сентября 1983 года.

Принцип действия комплекса заключался в обнаружении и сопровождении (при помощи радиолокатора) подлетающей к танку со скоростью до 700 м/с ПТУР или гранаты РПГ и воздействия на них за счет подрыва специального защитного снаряда осколочного типа. Конструктивно «Дрозд» состоял из радиолокационной станции, системы вооружения и системы управления. Радиолокационная станция обнаруживала и сопровождала нападающие противотанковые средства (ПТС). Система вооружения обеспечивала отстрел защитного боеприпаса ЗУОФ14 и подрыв его на заданной дистанции. Поражение нападающего ПТС осуществлялось осколочнофугасным действием защитного боеприпаса.

Система вооружения размещалась на бортах башни. На каждом борту были жестко закреплены по два блока с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом. Снаряды одного блока обеспечивали поражение ПТУР, подлетающего к танку из определенного сектора.

ПТУР обнаруживалась на удалении 130 м от танка одной из двух радиолокационных станций, размещенных в герметичных броневых корпусах на бортах башни за блоками вооружения. С дистанции 60 м начиналось сопровождение цели, измерение параметров движения которой производилось в аппаратурном модуле, закрепленном снаружи на кормовой части башни. На основании полученной информации, аппаратурой управления вырабатывалась команда на производство выстрела защитного снаряда из определенного блока вооружения. Подрыв защитного снаряда вызывал либо взрыв боевого заряда, либо снижение его бронепробиваемости (за счет повреждения кумулятивной воронки его боевой части), либо отклонение от траектории. Вероятность поражения боевой кумулятивной части ПТУР в защищаемой зоне была не менее 70%. Таким образом, оснащение серийных танков комплексом активной защиты «Дрозд» снижало их потери в различных боевых ситуациях в 2-3 раза.

Кроме комплекса «Дрозд», танк Т-55АД имел дополнительное бронирование корпуса и днища, на нем устанавливался баллистический вычислитель БВ-55 и лазерный дальномер. Часть танков с активной защитой была изготовлена на базе танков Т-55М (Т-55МД) и Т-55АМ (Т-55АМД).

Новый стабилизатор танкового вооружения создан в России

Созданный в России электромеханический стабилизатор вооружения 2Э58 нового поколения позволит новым российским танкам вращать башню и вести огонь в режиме «тихого наблюдения», разрабатывается вариант этого стабилизатора для танка Т-90МС. Об этом, как передает РИА Новости, сообщил на выставке RAE-2015 ведущий инженер-программист разработавшего стабилизатор предприятия ВНИИ «Сигнал» (входит в холдинг Ростеха «Высокоточные комплексы») Олег Куликов.

    Новый стабилизатор танкового вооружения создан в России

    Созданный в России электромеханический стабилизатор вооружения 2Э58 нового поколения позволит новым российским танкам вращать башню и вести огонь в режиме «тихого наблюдения», разрабатывается вариант этого стабилизатора для танка Т-90МС. Об этом, как передает РИА Новости, сообщил на выставке RAE-2015 ведущий инженер-программист разработавшего стабилизатор предприятия ВНИИ «Сигнал» (входит в холдинг Ростеха «Высокоточные комплексы») Олег Куликов.

    «В стабилизаторе танкового вооружения 2Э58 гидравлический привод заменен на электрический. Это позволяет радикально — до 10-15 раз — снизить энергопотребление стабилизатора и реализовать режим так называемого „тихого наблюдения“, когда наводчик и командир танка могут вращать башню, поднимать и опускать пушку, вести огонь без включения двигателей, только благодаря работе аккумулятора танка. Разрабатывается вариант стабилизатора для танка Т-90МС — новой экспортной версии Т-90», — сказал О.Куликов. По его словам, более ранний стабилизатор 2Э42, установленный на серийных танках Т-72, Т-80, Т-90, потребляет порядка 70 ампер, поэтому если включить его только от бортовой сети, то моментально сядет аккумулятор танка, вследствие чего необходимо включать двигатели, отмечает агентство.

    Он также сообщил, что применение электромеханического стабилизатора позволит радикально снизить затраты на техническое обслуживание и пожарную безопасность в танке, так как в нем не используется рабочая гидравлическая жидкость, которая при разрыве шланга заливает всю внутренность танка и может привести к пожару.

    Представленный на RAE-2015 стабилизатор 2Э58 предназначен для модернизации танков Т-72 и Т-62. В войска пока он не поступает, в настоящее время проходят его испытания, добавил О.Куликов.