Сотрудничество России и сирии

Российско-сирийские отношения

Основная статья: Внешняя политика России

Российско-сирийские отношения

Россия

Сирия

Консульство Российской империи в Дамаске (тогда — Османская империя) было открыто в 1893 году. Первая мировая война и Октябрьская революция (1917) на некоторое время сделали невозможным российское представительство в Сирии. Отношения были восстановлены в 1944 году, незадолго до того, как Сирия была официально признана независимым государством 17 апреля 1946 года.

Стратегическое сотрудничество

Президент России Владимир Путин
и президент Сирии Башар Асад.
Россия, Сочи, 21 ноября 2017 года.

Первая арабо-израильская война привела к образованию и становлению в Египте (1952) и Сирии (1956) радикальных антиимпериалистических режимов:102. В 1955 году президент Сирии Шукри аль-Куатли отказался от приглашения США вступить в направленный против СССР Багдадский пакт и заключил военный союз с Египтом, а в 1956 году во время Суэцкого кризиса Сирия разорвала дипломатические отношения с Францией и Великобританией. Под явным влиянием политики египетского президента Гамаля Абдель Насера Сирия всё более отдалялась от Запада и приближалась к СССР. С середины 1950-х годов в Сирии находился многочисленный аппарат советских военных советников и специалистов. Советский Союз оказывал Сирии дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Турцией, а с 1960-х годов — Израилем. Сирия наряду с Ираком являлись стратегическими партнёрами СССР на Ближнем Востоке. В 1980 году СССР и Сирия заключили Договор о дружбе и сотрудничестве. При участии советских специалистов в Сирии были сооружены десятки важных экономических объектов. СССР принимал активное участие в повышении обороноспособности страны.

В 1971 году в средиземноморском порту Тартус был создан пункт материально-технического обеспечения ВМФ.

До 1991 года Сирия была одним из основных покупателей советского оружия. За период с 1956 года, когда был подписан первый военный контракт между Советским Союзом и Сирией, до распада СССР в 1991 году Сирии было поставлено вооружений на общую сумму более 26 млрд долларов, в том числе 65 ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения, около 5 тыс. танков, более 1200 боевых самолётов, 4200 артиллерийских орудий и миномётов, зенитно-ракетные комплексы, около 70 боевых кораблей и катеров. К концу XX века сирийская армия более чем на 90 % была оснащена советским вооружением. В СССР также проводилось обучение сирийских офицерских кадров.

Сирийское руководство, со своей стороны, оказывало серьёзную поддержку внешнеполитическим инициативам СССР. В частности, Сирия была одной из немногих стран, поддержавшей ввод советских войск в Афганистан при обсуждении на Генеральной Ассамблее ООН, и по ключевым вопросам Сирия голосовала солидарно со странами Организации Варшавского договора.

С распадом СССР Россия во многом утратила свои позиции в Сирии и на Ближнем Востоке в целом и по существу была вынуждена заново выстраивать отношения со странами региона. Переориентация российских внешнеполитических приоритетов на Запад, а также нежелание сирийской стороны выплачивать советский долг России (несмотря на признание России официальным правопреемником СССР) привели к тому, что товарооборот между двумя странами с одного миллиарда долларов в 1991 году упал ниже 100 млн долл. в 1993 году.

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Сирией было практически заморожено в 1991 году после распада СССР. Задолженность Сирии за поставленные технику и вооружения на тот период составляла около 14,5 млрд долларов. В 2005 году Россия списала Сирии 10 млрд долларов долга в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. Оставшаяся часть задолженности была реструктуризирована.

Отношения в сфере ВТС возобновились в середине 1994 года, когда в Дамаске было подписано соответствующее соглашение.

В 1996 году объём поставок Сирии военной техники и запчастей составил 1,3 млн долларов, в 1997 году — 1 млн долларов.

После официального визита в Дамаск министра обороны РФ Игоря Сергеева в ноябре 1998 года стороны подписали несколько новых соглашений в сфере ВТС. Россия поставила Сирии крупную партию автоматов АКС-74У и АК-74М, гранатомётов и боеприпасов. В 1999 году началось выполнение контракта от 1996 года на поставку Сирии российских ПТРК «Метис-М» и «Корнет-Э».

В ходе визита министра обороны САР Мустафы Тласа в РФ в мае 2001 года сирийской стороной было заявлено о желании модернизировать поставленные в советское время зенитно-ракетные комплексы дальнего действия С-200Э, танки Т-55 и Т-72, боевые машины пехоты БМП-1, самолёты Су-24, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и Миг-29.

В 2006 году Россия поставила Сирии зенитные ракетные комплексы «Стрелец». В том же году был заключён контракт на поставку Сирии зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» (к 2014 г. было поставлено одиннадцать из 36 заказанных) и модернизацию 1 тыс. танков Т-72 (контракт был выполнен в 2011 году).

В 2007 году были подписаны контракты на продажу Сирии береговых противокорабельных ракетных комплексов «Бастион-П» с ракетами «Яхонт» (поставки осуществлялись в 2010—2011 годах), ЗРК «Бук» (было поставлено не менее 6 из 8 заказанных дивизионов) и истребителей МиГ-31Э. В том же году был подписан контракт на ремонт 25 вертолётов Ми-25 (выполнен в 2012 году) и поставку тренажёров для обучения пилотов вертолётов Ми-17Ми-35 (выполнен в 2011 году).

В докладах западных аналитиков сообщалось, что к июню 2008 года в Сирии находилось большое количество российских военнослужащих, советников и специалистов по эксплуатации и ремонту — таким образом Москва нарастила свои возможности в Сирии и вернула статус кво, существовавший при СССР:370:367

Дмитрий Медведев и Башар Асад направляются к дворцу Каср аш-Шааб, чтобы обсудить насущные вопросы российско-сирийского военно-технического сотрудничества, 10 мая 2010 года

В августе 2008 года президент Башар Асад поддержал действия российских войск в Южной Осетии. Сирийский лидер заверил, что Дамаск готов сотрудничать с Россией во всём, что может укрепить её безопасность.

В 2010 году было подписано соглашение о поставках в Сирию четырёх (по другим данным, шести дивизионов) ЗРК С-300. В сентябре 2015 года газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в сфере ВТС с иностранными государствами сообщила, что вместо поставки С-300 в счёт выплаченного аванса по обоюдной договорённости была поставлена партия бронетранспортёров БТР-82А, военных грузовиков «Урал», стрелкового оружия, гранатомётов и другого вооружения.

Экономические связи

Дмитрий Медведев и Башар Асад в Сочи, 21 августа 2008

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

В 1994 году был подписан Протокол о развитии торгово-экономического и технического сотрудничества, в соответствии с которым была создана постоянная российско-сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В феврале 1998 г. в Дамаске состоялось Первое заседание Комиссии, на котором были определены основные направления сотрудничества — энергетика, транспорт, нефть и газ, ирригация, мирное использование атомной энергии. В мае 2001 года в Москве во время Второго заседания МПК стороны согласовали совместные действия по развитию сотрудничества как в традиционных областях, так и в сфере промышленности, геологии и природных ресурсов, использования атомной энергии в мирных целях, научно-технического сотрудничества, здравоохранения, межбанковских отношений.

Российские компании и организации проявляют интерес к сотрудничеству с Сирией в основном в нефтегазовой сфере. По итогам проведённых тендеров контракты подписали роскомпании: «Татнефть» (март 2005), ЗАО «Союзнефтегаз» (2005), ОАО «Стройтрансгаз» (декабрь 2005).

В сентябре 2004 года в Дамаске под эгидой Российско-арабского делового Совета был создан двусторонний Российско-сирийский деловой Совет (РСДС). С российской стороны Совет возглавляет Генеральный директор «Трубной Металлургической Компании» Д. А. Пумпянский, с сирийской — вице-президент Федерации торговых палат Сирии, президент торговой палаты Алеппо, депутат парламента С. Маллях.

В 2005 товарооборот составил 459,8 млн долларов.

В том же году в Дамаске по итогам Третьего заседания МПК был согласован протокол, в котором, наряду с намерением сторон по углублению сотрудничества, был обозначен ряд проектов, представляющих приоритетный интерес для российских субъектов внешнеэкономической деятельности. В рамках заседания подписано Соглашение о сотрудничестве между Внешторгбанком и Центральным банком Сирии, открывающее возможности приёма сирийской стороной гарантий российского банка для обеспечения участия наших организаций в реализации проектов развития на территории САР.

Д. Медведев с Башаром Асадом во время своего визита в Сирию, 10 мая 2010 года

На Четвёртом заседании МПК, которое состоялось в марте 2006 года в Москве, стороны дали позитивную оценку достигнутым между руководством двух стран договорённостям и подписанному Межправительственному соглашению об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам, что создаёт новые благоприятные возможности для развития сотрудничества.

Участники Пятого заседания МПК, прошедшего в Дамаске в апреле 2007 года, констатировали, что российско-сирийские отношения переживают этап уверенного позитивного развития.

В 2010 году активизировались контакты по интеграции Сирии в Таможенный союз ЕврАзЭС.

В мае того же года министр финансов Сирии Мухаммед аль Джлейлати подтвердил намерение Сирии продолжать договоры о создании зоны свободной торговли с Белоруссией, Казахстаном и Россией..

3 августа министр финансов Сирии Мухаммед Жлейляти сообщил, что Россия обещала рассмотреть вопрос о предоставлении кредита Сирии.

13—14 декабря 2018 года состоялось очередное заседание межправительственной комиссии в рамках сотрудничества России и Сирии в военной и военно-технической области. В ходе заседания в дорожную карту соглашения о промышленном и торговом сотрудничестве двух стран вошло 30 проектов. Среди них — строительство аэропорта в Тартусе.

Культурные связи

С 1995 года действует программа культурных связей на межправительственном уровне.

С 1980 году между САР и СССР был заключён Договор о дружбе и сотрудничестве. Существуют российско-сирийские семьи. Организован отдых группы сирийских детей силами Минобороны РФ. На 2012 в Сирии проживало 40 000 выпускников советских и российских ВУЗов. На 2011 в Сирии проживало более 100 тысяч граждан РФ.

См. также

  • Гражданская война в Сирии
  • Военная операция России в Сирии
  1. Первый военный контракт между Советским Союзом и Сирией был подписан весной 1956 года. По этому контракту СССР поставил Сирии танки Т-34 (затем — Т-54), самоходные орудия СУ-100, БТР-152, зенитно-артиллерийские орудия калибра 37 мм и гаубицы калибра 122 мм. При участии советских специалистов началось формирование двух танковых бригад («От Асада до Асада»).

Примечания

  1. 1 2 Kreutz, Andrej. Russia in the Middle East: friend or foe?. — Westport, Connecticut : Greenwood Publishing Group, 2007.
  2. Ismael, Tareq Y. ; Brynen, Rex. Western Europe and the Middle East // International Relations of the Contemporary Middle East: A Study in World Politics (англ.). — N. Y.: Syracuse University Press, 1986. — P. 71—132. — 290 p. — ISBN 0-8156-2382-8.
  3. Авторский коллектив. Сирийское государство во второй половине XX — начале XXI веков // Сирийский рубеж / Под ред. М. Ю. Шеповаленко, предисл. С. К. Шойгу. — 2-е изд., дополн. — М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2016. — С. 7—44. — ISBN 978-5-9902620-9-6.
  4. 1 2 3 Антон Хлопков. Российско-сирийское сотрудничество и перспективы развития атомной энергетики в Сирии // Вопросы безопасности, Т. 5, № 13 (103), Июль 2001
  5. «От Асада до Асада»
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 Военно-техническое сотрудничество России и Сирии. Досье // ТАСС, 30 сентября 2015.
  7. 1 2 Nemets, Alexandr ; Trofino, Steffany. Russia: Tipping the Balance in the Middle East (англ.) // The Journal of Slavic Military Studies : Academic quarterly / Foreign Military Studies Office. — N. Y.: Taylor & Francis, 2009. — № 22. — P. 367—382. — ISSN 1351-8046.
  8. Визит Медведева в Дамаск (HTML). События. Актуальные комментарии (11 мая 2010). Дата обращения 28 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  9. Президент России Дмитрий Медведев и его сирийский коллега Башар Асад обсудят в четверг вопросы сотрудничества (HTML) (недоступная ссылка). Новости. Оружие России : Информационное агентство. Дата обращения 2 декабря 2012. Архивировано 18 января 2013 года.
  10. Российско-сирийские торгово-экономические отношения- Arabia-EXPO (недоступная ссылка)
  11. ТС и Сирия могут подписать соглашение о зоне свободной торговли // «РИА Новости»
  12. «Россия обещала рассмотреть вопрос о предоставлении кредита Сирии» // РИА «Новости»
  13. В Сирии заявили о планах России построить аэропорт в Тартусе // РБК.
  14. 1 2 Сирия и Россия подписали Программу культурного сотрудничества // РИА Новости
  15. Почему России важна ситуация в Сирии? | Вопрос—Ответ | Аргументы и Факты
  16. «Адмирал Кузнецов» постоит за Сирию — Общество — Свободная Пресса

> Литература

  • Kreutz A. Russia in Syria: Previous History and Present Concerns : . — Algora Publishing, 2017. — ISBN 978-1-62894-256-9.

Ссылки

  • «От Асада до Асада» — обзорная статья по истории советско-сирийских и российско-сирийских отношений

Африка

Азия

Европа

Америка

Организации

Другое

  • Сирийцы
  • Дипломатические представительства
    • Сирии
    • в Сирии
  • МИД Сирии

Основная статья: Внешняя политика России

Российско-сирийские отношения


Россия

Сирия

Российско-сирийские дипломатические отношения были установлены в январе 1944 года, одновременно с провозглашением Сирией независимости. В настоящее время они основаны на базовом советско-сирийским договоре от 1980 года.

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Практически с момента основания Сирийской Арабской Республики Советский Союз оказывал ей дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Израилем. После прихода к власти в Сирии в 1963 партии «Баас» в средиземноморском порту Тартус была основана материально-техническая часть ВМФ СССР. В Сирию в огромных количествах поставлялись советское огнестрельное оружие, автомобили, танки, самолеты, ракеты. Таким образом Сирия стала наиболее лояльным Советскому Союзу государством на Ближнем востоке.

Сирия не имела возможности расплачиваться с Советским Союзом за поставляемое оружие, поэтому к 1992 году её долг перед Россией превысил 13 миллиардов долларов. В 2005 году Россия списала Сирии 10 млрд долл. в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. Так, после длительного застоя в 90-х военно-техническое сотрудничество между двумя странами возобновилось.

Поставки российского вооружения в Сирию осложняются непростыми отношениями этой страны с США и Израилем. В частности, Израиль неоднократно высказывал протест против поставок в Сирию противоракетного комплекса С-300 и перехватчиков МиГ-31, а также — после начала переговоров о возможном строительстве в Тартусе полноценной базы российских ВМФ.

Генерал армии Валентин Варенников спустя полгода после Мюнхенской речи Путина (2007) призывал «обращать больше внимания на те страны, которые к нам сейчас тянутся, на те страны, в которые мы вложили столько сил, труда и материальных средств в советское время», указав на Сирию.

«Оружейный скандал» 2007

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 18 апреля 2012.

В середине июня 2007 в Сирии резко возросла военная активность: регулярно проводились масштабные военные учения, укреплялись пограничные с Израилем районы. В прилегающих к Голанским высотам территориях были размещены пусковые установки тактических ракет. В Израиле всё это было воспринято как подготовка к войне. В августе ЦАХАЛ выступил с обвинением, согласно которому Россия якобы поставляла Сирии искаженные данные о готовящейся военной операции Израиля против Сирии, вынуждая сирийцев покупать больше российского оружия.

МИД России назвал это заявление «бредом». От Сирии комментариев не последовало.

> См. также

  • Гражданская война в Сирии
  1. ПОЛИТИКА: «Горбачев сказал нам: «Действуйте, как хотите»»
  2. Российско-сирийские торгово-экономические отношения- Arabia-EXPO
  3. ТС и Сирия могут подписать соглашение о зоне свободной торговли | В мире | Лента новостей «РИА Новости»
  4. http://ria.ru/arab_sy/20120803/715896292.html «Россия обещала рассмотреть вопрос о предоставлении кредита Сирии»

Международные отношения России

Страны мира

Государства-участники СНГ

Азербайджан • Армения • Белоруссия • Казахстан • Киргизия • Молдавия • Таджикистан • Туркменистан • Узбекистан • Украина

Европа

Абхазия • Австрия • Албания • Андорра • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Кипр • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония • Южная Осетия

Азия

Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Камбоджа • Катар • Китай • КНДР • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Палестина • Республика Корея • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таиланд • Турция • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Африка

Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина-Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Демократическая Республика Конго • Джибути • Египет • Замбия • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморские острова • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Республика Конго • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Свазиленд • Сейшелы • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • ЦАР • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эфиопия • ЮАР • Южный Судан

Северная Америка

Канада • США

Латинская Америка

Антигуа и Барбуда • Аргентина • Багамы • Барбадос • Белиз • Боливия • Бразилия • Венесуэла • Гаити • Гайана • Гватемала • Гондурас • Гренада • Доминика • Доминиканская Республика • Колумбия • Коста-Рика • Куба • Мексика • Никарагуа • Панама • Парагвай • Перу • Сальвадор • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Китс и Невис • Сент-Люсия • Суринам • Тринидад и Тобаго • Уругвай • Чили • Эквадор • Ямайка

Австралия, Новая Зеландия, Океания

Австралия • Вануату • Кирибати • Маршалловы острова • Микронезия • Науру • Новая Зеландия • Палау • Папуа — Новая Гвинея • Самоа • Соломоновы острова • Тонга • Тувалу • Фиджи

Международные организации

ООН (Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея) • Большая восьмёрка • Большая двадцатка • СНГ • ОДКБ • Союзное государство • ЕврАзЭС (Таможенный союз) • СЕ • ОБСЕ • ЕС • НАТО • АСЕАН • АТЭС • ШОС • СВМДА • ОИС • БРИКС

Российско-сирийские отношения на лето 2019 года.

В июле 2019 года исполняется 75 лет со дня установления дипломатических связей между Россией и Сирией. С 2011 года в стране начался вооруженный конфликт, а летом 2018 года большая часть страны была возвращена под контроль центрального правительства. Сейчас на первый план выступают политическое урегулирование, восстановление страны и возвращение беженцев. О том, какое участие в этом процессе принимает Россия и как развиваются отношения между странами, в интервью ТАСС рассказал чрезвычайный и полномочный посол РФ в Сирии Александр Ефимов.

— В этом году исполняется 75 лет со дня установления дипломатических отношений между Россией и Сирией. Какой итог можно подвести к сегодняшнему дню, на каком уровне отношения между странами сейчас?

— Сирия традиционно выступала в качестве одного из приоритетных партнеров нашей страны на Ближнем Востоке. Мы неизменно поддерживали сирийцев в наиболее трудные моменты их истории. Хорошо известно, что СССР сыграл важнейшую роль в укреплении обороноспособности этого арабского государства, развитии его экономического и научно-технического потенциала.

В наше время именно решительная поддержка со стороны России — в наиболее острый и опасный для государственности САР момент — позволила сирийцам добиться коренного перелома в борьбе с международным терроризмом и обеспечить возвращение под контроль законных властей САР большей части территории страны.

Сегодня Москву и Дамаск связывают отношения дружбы и многопланового сотрудничества. Поддерживается активная внешнеполитическая координация, в том числе на многосторонних площадках, где наши страны выступают со схожих, а зачастую — и совпадающих позиций по широкому спектру вопросов международной и региональной повестки дня.

Сирийцы, в частности, энергично поддерживают нас в противодействии нападкам по крымской тематике, другим антироссийским заходам Украины, Грузии и их единомышленников

В целом в последние годы российские позиции на Ближнем Востоке существенно окрепли, и сирийский вектор в этом смысле сыграл немаловажную роль. Россия надежно затвердила за собой репутацию ответственного и последовательного игрока на региональной арене, который понимает и учитывает интересы арабских стран, а главное — никогда не бросает в беде своих друзей и союзников.

— На каком уровне сегодня товарооборот между Россией и САР? Есть ли потенциал для роста?

— Показатели товарооборота за 2018 год не очень высокие — всего $401,4 млн. Однако имеется явная положительная динамика — по сравнению с предшествующим годом его объем увеличился на 42%. Иными словами, несмотря на крайне непростые условия, в том числе фактор экономической изоляции и давления на Сирию извне, Москва и Дамаск прилагают активные и, главное, результативные усилия по развитию двустороннего материального сотрудничества.

И здесь, и в России заинтересованы в том, чтобы не просто выйти на довоенный уровень материальных связей, но и скорее двигаться дальше, задействовать весь имеющийся потенциал и искать новые точки роста. Сегодня приоритет отдается сотрудничеству в таких областях, как инфраструктурное развитие, энергетика, перерабатывающая промышленность, транспорт, сельское хозяйство.

Основным механизмом взаимодействия с сирийцами в данной сфере выступает Постоянная российско-сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которую возглавляют заместитель председателя правительства России Юрий Борисов и вице-премьер, министр иностранных дел САР Валид Муаллем. Ее очередное заседание состоялось в Дамаске в декабре 2018 года и завершилось заключением ряда значимых отраслевых договоренностей.

— Участвуют ли российские компании в работе по восстановлению Сирии? Заинтересован ли российский бизнес в добыче углеводородов на территории САР, восстановлении связанной с этим инфраструктуры?

— Да, российская сторона оказывает активное содействие процессу послевоенного восстановления САР. Считаем совершенно недопустимым подход некоторых партнеров, особенно западных, стремящихся обставить работу по возвращению САР к мирной жизни многочисленными политическими требованиями и условиями. Наоборот, мы призываем всех потенциальных участников гуманитарной деятельности активнее следовать нашему примеру.

Из относительно недавних мер могу, в частности, упомянуть российский вклад в объеме $1 млн в бюджет Службы ООН по разминированию и ее миссии в САР. В мае этого года был запущен проект Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН по восстановлению сельского хозяйства в провинции Алеппо, на что нами было выделено $3 млн. Он рассчитан на два года и охватывает порядка шестидесяти тысяч фермерских семей.

Отдельно прорабатывается прямая поставка правительству САР 100 тыс. тонн пшеницы в качества безвозмездного дара от России

Не менее важное значение для будущего сирийской экономики и наших двусторонних связей играет договоренность о передаче в оперативное управление на 49 лет российской компании гражданской части сирийского порта Тартус. Российские инвестиции позволят произвести реконструкцию и модернизацию его терминалов с практически десятикратным увеличением грузооборота — до 38 млн тонн в год.

В числе других совместных проектов — модернизация завода по производству минеральных удобрений в Хомсе, восстановление ряда нефтегазовых месторождений, отдельных промышленных предприятий. Все эти усилия в совокупности видятся нам как мощный стимул для развития всего сирийского национального хозяйства, обеспечения социально-экономической устойчивости и самодостаточности САР.

Исходим при этом из того, что вложения в сирийскую экономику — это не только коммерческая прибыль для деловых кругов наших стран, но, по сути, в долгосрочной перспективе это еще и составляющая часть нашей совместной борьбы с терроризмом. Стабильность и благополучие в САР — это гарантия того, что это зло больше не получит ни единого шанса вновь поднять голову на сирийской земле. Важно, чтобы это понимали и наши западные партнеры.

— Насколько спокойно сейчас в столице Сирии — Дамаске? Прекратились ли обстрелы центра и окраин города? Можно ли говорить, что столица Сирии вернулась к мирной жизни?

— То, что страна медленно, но верно возвращается к мирной жизни, — это неоспоримый факт. Особенно это заметно в Дамаске, основные угрозы безопасности которого были устранены после освобождения и замирения его мятежных пригородов летом 2018 года.

Сегодня сирийские власти делают все возможное, чтобы столица скорее возвращалась к нормальному существованию. Результат налицо. В Дамаске кипит жизнь: работают магазины, рестораны, школьники и студенты спокойно учатся. Организуются массовые развлекательные мероприятия: фестивали, концерты, выставки. Начинают возвращаться туристы, в основном, конечно, из арабских стран, но уже можно встретить и редких европейцев.

Однако есть и такие силы, которые, похоже, не готовы принять факт победы Дамаска в войне против терроризма, не хотят, чтобы сирийцы жили под мирным небом. Есть сведения, что некоторые из разгромленных сирийской армией бандитских и террористических формирований, включая ИГИЛ (запрещенная в РФ организация — прим. ТАСС), ушли в подполье, сохранили «спящие ячейки», причем даже в столичном регионе. Здесь делают все возможное, чтобы найти и обезвредить их до того, как они «проснутся», но время от времени террористы все-таки дают о себе знать. В городе они взрывают заминированные автомобили.

Серьезную обеспокоенность в этом смысле вызывают и периодические ракетные удары Израиля, особенно произошедший в начале июля, когда под обстрел попали жилые кварталы на окраинах сирийской столицы. Были погибшие и пострадавшие среди мирных сирийцев. МИД России охарактеризовал такие действия не только как грубое нарушение суверенитета САР, но и как прямую угрозу общерегиональной стабильности.

— Сегодня авиакомпания Cham Wings Airlines выполняет один рейс в неделю из Москвы в Дамаск. Есть ли у российских компаний планы установить авиасообщение со столицей Сирии? Возможно ли в ближайшее время увеличение числа авиарейсов?

— Прежде всего, хотел бы вас поправить. Сейчас между Москвой и Дамаском есть два рейса в неделю. Второй выполняется государственным авиаперевозчиком Syrian Air.

В любом случае, я думаю, что количество авиарейсов между нашими странами не самоцель. Тех самолетов, которые летают сейчас, в нынешних условиях вполне достаточно. По мере дальнейшей нормализации обстановки в Сирии, диверсификации и развития двусторонних связей спрос на прямые рейсы в Дамаск, очевидно, будет расти, и российские авиакомпании вряд ли останутся в стороне. Главное здесь — обеспечить надлежащий уровень безопасности для воздушных судов и прибывающих пассажиров, а на это пока еще нужно время.

— Совсем недавно в одной из школ Дамаска открыли бюст Александру Сергеевичу Пушкину. Планируются ли подобные акции с другими российскими деятелями?

— Насколько мне известно, в ближайшее время открывать здесь новые памятники кому-либо из выдающихся российских деятелей пока не планируется.

Однако хотел бы рассказать про другой непосредственно связанный с нашей страной монумент в сирийской столице. Он посвящен двум солдатам советской и сирийской армий — Алексею Теричеву и Арслану Назле, которые 5 октября 1981 года ценой собственных жизней предотвратили нападение террористов на начиненном взрывчаткой грузовике на советский военный городок в Дамаске. Они не позволили автомобилю прорваться на территорию — к штабу и жилому корпусу и таким образом спасли десятки людей — в том числе женщин и детей из числа членов семей советских специалистов. Как потом было установлено, в кузове машины находилось около 250 кг взрывчатки.

В 2001 году в их честь был открыт монумент недалеко от того места, где они совершили свой подвиг. Недавно совместными силами российских и сирийских военнослужащих там были проведены восстановительные работы, а 22 июня этого года, когда наша страна отмечала День памяти и скорби, около него состоялась небольшая мемориальная церемония.

— Как развивается культурное сотрудничество России и Сирии? Ожидается ли в ближайшее время проведение в Дамаске и других крупных городах страны концертов или фестивалей с участием российских артистов?

— Активно работаем и на этом направлении. Соответствующий настрой есть с обеих сторон, что хорошо заметно по количеству зрителей на концертах российских исполнителей, прошедших с начала года в Дамаске и ряде других сирийских городов. Есть планы и по новым мероприятиям, но они пока в стадии согласования с сирийской стороной.

Отмечу также, что впервые за долгое время в Сирию планируют прибыть российские археологи — из Севастопольского государственного университета. Во второй половине этого года они должны будут исследовать морское дно у берегов САР, изучить особенности древнего мореходства в этом районе и, в частности, осмотреть давно ушедшие под воду античные порты около города Тартус

Кроме того, перед нами стоит задача возобновления работы Российского культурного центра (РКЦ) в Дамаске, который многие годы играл видную роль в столичной культурной жизни, но закрылся во время кризиса. Сейчас есть понимание того, что РКЦ может и должен вновь открыть свои двери — надо лишь решить ряд вопросов организационно-технического характера. У меня лично настрой оптимистический — надеюсь, что первых посетителей центр сможет принять уже до конца 2019 года.

— Растет ли интерес к изучению русского языка в школах и университетах Сирии? Есть ли потребность в увеличении количества преподавателей? Есть ли сегодня программы по подготовке русского языка в Сирии?

— Интерес к русскому языку здесь большой и продолжает расти, особенно после того, как в 2014 году он был включен в программу сирийских общеобразовательных школ в качестве предмета по выбору. И если тогда все начиналось с преподавания русского 2500 школьникам в 59 школах, то в 2018/19 учебном году наш язык изучали уже свыше 18 тыс. детей в 306 школах.

В том же 2014 году кафедра русского языка открылась в Дамасском университете, выпускниками которой в 2018 году стали 17 человек. С 2017 года в стенах этого университета открылся еще и Русский центр, занимающийся популяризацией русского языка и культуры.

Отличная возможность не только выучить русский язык, но и освоить с помощью него перспективную специальность — это обучение в российских вузах. Для этого наше правительство ежегодно предоставляет 500 стипендий сирийцам, желающим поступить в один из российских университетов или институтов. Подчеркну, что владение русским для абитуриентов не требуется — язык можно будет освоить уже в России.

Хорошим стимулом для юных сирийцев, желающих изучать русский язык, становятся поездки в российские летние лагеря. Например, Министерство просвещения России уже второй год подряд выделяет 25 мест в лагере «Артек» для победителей олимпиады по русскому языку, которая проводится Министерством просвещения САР совместно с Русским центром Университета Дамаска. В том числе при содействии этого центра программы о России показывают по сирийскому телевидению.

Стоит вопрос с преподавательскими кадрами, количество которых здесь, очевидно, ограниченно. Причем мы говорим сейчас только о школах и вузах, а ведь для многих желающих изучать русский язык нужны курсы вне школ и вузов. Эту задачу тоже будем со временем решать. Большим подспорьем в данном случае как раз мог бы стать Российский культурный центр в Дамаске.

Беседовал Рустам Кильсинбаев.

Дружба с бедными странами обходится России очень дорого

Пока Россия готовится восстанавливать Сирию и размышляет о судьбе долга Венесуэлы, за помощью в Москву потянулись Северная Корея и Гаити. Международное признание – это, конечно, хорошо. Вот только во сколько обходится такая помощь братским и не очень братским народам?

Сюжеты об акциях протеста в Респуб­лике Гаити прошли на прошлой неделе по всем российским телеканалам. Жители Порт-о-Пренса сожгли американский флаг, потребовали отставки президента Жовенеля Моиза за его приверженность сотрудничеству с США, после чего призвали Россию помочь в выведении страны из кризиса. ТВ в красках продемонстрировало, как не менее 200 измученных жизнью мулатов скандировали лозунги «Долой американцев! Да здравствует Путин!». Непонятно, что это было с их стороны – наивность или расчёт? Ведь известно, что, когда речь заходит о возможности насолить США, щедрость России не знает границ. И в ближайшем будущем траты по этой статье грозят возрасти.

Программа «Реновация»

Война в Сирии близится к завершению, благодаря вмешательству России баланс сил сместился в пользу правительства Башара Асада. И теперь долг чести велит Москве принять деятельное участие в восстановлении разрушенной инфраструктуры этого многострадального государства. Летом 2018 года эксперты Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии в своём докладе указали: нанесённый Сирии ущерб за годы войны составил 388 млрд долларов. Практически ту же сумму озвучил Асад в конце прошлого года на встрече с вице-премьером российского правительства Юрием Борисовым. Однако некоторые эксперты утверждают, что это не предел: счёт может идти на триллионы. Между тем бюджет самой Сирии на 2019 год составляет лишь 9 млрд долларов.

Пока неизвестно, в каких пропорциях мы разделим бремя восстановления Сирии с другими государствами, участвовавшими в кампании. И разделим ли вообще – у каждого из участников проасадовской коалиции свои интересы, пересекающиеся меж собой.

Поддерживать приходится и старых друзей. На прошлой неделе северокорейский лидер Ким Чен Ын попросил у России в качестве безвозмездной помощи 50 тыс. тонн пшеницы. Просьба, возможно, прозвучала несколько грубовато, зато честно – зачем наводить тень на плетень, если знаешь, что всё равно не вернёшь? «Им сейчас Китай поставляет продовольствие. И при этом всё равно голод, потому что всё продовольствие идёт в армию, – отметил главный редактор радиостанции «Говорит Москва» Сергей Доренко. – Так же, как в Венесуэле. Две чудесные страны. И обе наши друзья, обратите внимание. Они довели свои народы до голода. И сейчас мы им дадим эти 50 тыс. тонн пшеницы безвозмездно, а они их снова отправят в армию».

Скорее всего помощь будет оказана. По крайней мере, по словам главы комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачёва, российская сторона серьёзно прорабатывает этот вопрос.

Ставка на зеро

Попытка государственного переворота в Венесуэле всерь­ёз встревожила Москву. С 2006 го­да российские власти и компании предоставили этой стране кредиты на общую сумму не менее 17 млрд долларов. Но Москва договаривалась с Николасом Мадуро, а теперь новым президентом провозгласил себя спикер парламента Хуан Гуайдо, которого признали почти все страны Латинской Америки, а также Вашингтон.

По теме 3829

7 ноября по тоннелю под Босфором прошёл первый грузовой поезд – открылось железнодорожное движение из Китая в Европу. Новый Великий шёлковый путь, о котором долго говорили китайские чиновники и бизнесмены, начинает функционировать.

Не только Россия оказалась в непростом положении. Китай одолжил Венесуэле более 50 млрд долларов через соглашения «нефть в обмен на кредиты». И сейчас Пекин занял осторожную позицию по отношению к ситуации в Венесуэле – Китай не спешит давать резкие оценки и объявлять Гуайдо самозванцем, сохраняя таким образом возможность получить назад свои деньги при смене власти. Лидер оппозиции обещает их вернуть, ведь без внешней поддержки нынешнему правительству скорее придёт конец. Москва же поддержала Мадуро в надежде, что ему удастся остаться у власти, ведь армия и спецслужбы сохраняют ему лояльность. Потому, вероятно, в случае смены режима с 17 млрд долларов придётся попрощаться. Хотя Гуайдо делает заявления о том, что вернёт деньги и России, и Китаю, верить в это следует с осторожностью. В 2013 году Россия одолжила 3 млрд долларов правительству Виктора Януковича. Вскоре в стране произошла смена власти, и кредит нам так и не вернули, Москва и Киев судятся из-за него в английском суде.

Впрочем, не исключено, что 17 млрд – это далеко не вся сумма. В декабре прошлого года Мадуро приезжал в Россию. По итогам визита он объявил о подписании контрактов с российскими партнёрами, гарантирующих инвестиции на 5 млрд долларов в нефтедобычу в Венесуэле и ещё на миллиард – в добычу золота. Москва это не подтвердила, поэтому доподлинно неизвестно, были ли сделаны эти вложения. Возможно, Мадуро приукрасил свои дипломатические достижения, выдав желаемое за действительное. А, может быть, российским властям стало стыдно признаться в бесперспективных вложениях, которые, по сути, явились платой за антиамериканизм.

Прощённые долги

Венесуэла может стать самой крупной «чёрной дырой» для российских денег, однако не стоит забывать, что существуют постоянные программы помощи бедным странам. На их финансирование Москва ежегодно тратит более миллиарда долларов. Больше всего средств получают Куба, Киргизия и Сирия.

А есть ещё такая тема, как списание долгов. В 2017 году российское правительство списало долги Киргизии на 240 млн долларов. Впрочем, безусловным лидером по объёму прощённых долгов со стороны России является Куба. К настоящему моменту Москва списала ей уже 31,7 млрд долларов.

Помогать «братским народам» – традиция, которая досталась России в наследство от СССР. Как тогда, так и сейчас эта щедрость основывается на надежде, что таким образом мы обретаем политических союзников. Однако, как показывает опыт, такие союзы бывают крайне ненадёжны и те, кого мы считали своими друзьями, в решающий момент легко от нас отворачиваются.

Анатолий НЕСМИЯН, аналитик:

– Гаити – это даже не мафиозное государство, это вообще не государство. Даже самые дикие и отсталые африканские страны по сравнению с Гаити выглядят недосягаемыми. Одно только то, что бывший президент Гаити Аристид в конце концов в ходе бесконечных переворотов был эвакуирован в Центральноафриканскую Республику, показывает, насколько уровень даже ЦАР превосходит в плане цивилизованности Гаити.

Нынешние события не имеют ни малейшей политической подоплёки – это продолжение бесконечных вооружённых будней этой совершенно несчастной страны. Просто нашей пропаганде потребовался образ обездоленных, клянущих Соединённые Штаты. Путин вряд ли рискнёт откликаться на этот призыв – решать проблему Гаити нужно совместными усилиями всего мирового сообщества, никак иначе навести хоть какой-то порядок там невозможно.

Российско-сирийские отношения в контексте геополитической конкуренции на Ближнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

иностранным гражданам начали выдавать специальные документы «патенты», дающие право на трудоустройство.

Украинский кризис уже заставил внести изменения в миграционное законодательство. Так, ФМС обсуждает вопрос о предоставлении беженцам с Украины убежища по упрощенной процедуре и продлении срока их пребывания в РФ. Большинство украинских мигрантов рассчитывает в будущем вернуться на родину, однако многим возвращаться просто некуда, и в недалеком будущем они пополнят число граждан России.

Список использованной литературы:

1. Троицкая О. Украинский кризис и миграция / Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3497#top

© Муляр Е. Н., 2015

УДК 327.56

Юсеф Д. А. Нассасра,

аспирант кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск, РФ

E-mail: pravednikova.ev@yandex.ru

РОССИЙСКО-СИРИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Аннотация

В данной статье характеризуются основные геополитические проблемы региона Персидского залива, рассматриваются наиболее показательные факторы взаимодействия России и Сирии, значение сотрудничества с Сирией с точки зрения интересов России на Ближнем Востоке, а также стратегические приоритеты стран, определяющие взаимоотношения Сирии и России на современном этапе.

Ключевые слова

Сирия, Ближний Восток, Башар Асад, Россия, российская дипломатия, российско-сирийские отношения, геополитические проблемы, стратегическое партнерство, государственные интересы.

В современной системе международной безопасности и международных отношений геополитическое пространство традиционно является объектом пристального внимания политиков и экспертов.

Геополитические проблемы стран Ближнего Востока обусловлены двумя факторами современной мировой политики: нефтяным и исламским, а также, в значительной мере, — территориальными спорами стран региона, которые являются «питательной» средой для внешнего вторжения.

Гармонизация российско-сирийских отношений является существенным звеном полновесного обеспечения интересов РФ на Ближнем Востоке. Этим определяется актуальность рассмотрения отношений России и Сирии в контексте геополитической конкуренции на Ближнем Востоке, что и является целью данной статьи.

Как справедливо отмечает Мелихов И.А., арабские монархии Персидского залива в последние десятилетия переместились с региональной периферии в фокус мировой экономики и ближневосточной политики и встроены в картину глобализационных процессов, формирования транснациональных экономических взаимосвязей, возникновения новых параметров международных отношений .

Странами, имеющими свои стратегические геополитические интересы в регионе: до крушения биполярной системы, господствовавшей в международных отношениях более полувека, являлись США и СССР, а после 1991 г. — лишь США. Имело место британское, французское, турецкое влияние в регионе, а

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

также определенную роль выполняли и выполняют Египет и Сирия — государства, зачастую занимающие противоречивую позицию по вопросам региональной безопасности Персидского залива.

Определенную степень влияния на геополитическую ситуацию имеют международные региональные организации, такие, как ССАГПЗ и Лига арабских государств (ЛАГ), являющиеся активными участниками формирования и выработки основ региональной политики, в том числе и вопросов коллективной безопасности; международные межправительственные организации мирового уровня (ООН, Всемирный Банк, МВФ, ВТО, ОПЕК), которые, оказывая существенное влияние на экономику стран региона (например, на их возможности приобретения высокотехнологичных видов вооружения и военной техники), затрагивают и вопросы, включенные в сферу безопасности региона изначально; этнические (курды) и религиозные (шииты) группы, правящие и военные элиты.

Остроту геополитическим проблемам региона придает тот факт, что он находится в сфере стратегических интересов США — крупнейшей мировой державы, претендующей на монопольное положение в решении вопросов мировой политики и выступающей одним из серьезных дестабилизирующих факторов в мировой политики.

Сирия занимает важное в геополитическом смысле место на Ближнем Востоке, но окружена недоброжелателями, которые осуществляют внешнее влияние на сирийскую периферию. Для Саудовской Аравии, Катара, Турции, Израиля желательна смена правящего режима в Сирии, ослабление и разделение ее на зоны влияния. Россия же, как и, например, Иран, Китай, выступает за мирное решение затянувшегося внутрисирийского конфликта, не противясь фигуре и режиму Б. Асада. Сохранение сильной преемственной власти в Сирии позволит уберечь ее от превращения в еще одно пространство нестабильности и постоянной угрозы для соседних и других стран в виде распространения радикального исламизма и терроризма.

Будучи не очень богатой энергоресурсами страной, по сравнению с другими странами региона, Сирия однако еще в период правления Хафеза Асада неоднократно предпринимала попытки стать лидером арабских стран, поэтому потребность укрепления военной мощи для обеспечения экономической и политической безопасности, для противодействия внутренним и внешним силам привела к необходимости, уже со стороны нового президента Сирии — Башара Асада, активизировать взаимоотношения с Россией -давним союзником и надежным партнером. Правящий в Сирии режим БашараАсада прилагает все возможные усилия, чтобы сохранить власть. Однако Асад опирается и на внешнюю поддержку — прежде всего России.

Исторически Россия во времена Советского Союза способствовала обретению Сирией независимости, становлении ее национального суверенитета. За десятилетия двустороннего сотрудничества в политической, военной, экономической и гуманитарной областях стороны обрели богатый опыт взаимодействия, создана солидная инфраструктура для развития российско-сирийских отношений. В постсоветский период сфера потенциального взаимодействия России и Сирии имела тенденцию к расширению. Двусторонние связи возобновились уже в новых геополитических условиях после официального визита президента Сирии Б. Асада в Москву, в 2005 г.

Внутренний потенциал Сирии, особенности геополитического положения в регионе, международные тенденции и стратегии внешней политики России позволяют утверждать, что Сирия ведет свои отношения с Россией в рамках политики центра сил и на фоне политики престижности. Причем, Сирия по отношению к России демонстрирует совершенно иную внешнюю политику, чем в отношении других стран: не разрабатывает напрямую стратегию внешней политики по отношению к России, не делает Россию конкретным объектом своей внешней политики, а относится к России, как к необходимому фактору, поддерживающему политику страны по отношению к другим странам, как в регионе, так и на международной арене.

Стратегия внешней политики Сирии включает определение целей, задач и позиций страны по таким вопросам, как вопрос о Голанских высотах, арабо-израильский конфликт, региональные организации на основе лидерства арабского мира, двусторонние отношения, отношения с соседними странами. Одним из главных условий этой стратегии является гарантия стабильности внутри страны на основе режима Башара Асада, а поскольку Сирия не может в одиночку осуществить эти проекты, силой, способной помочь Сирии в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

реализации ее планов, является Российская Федерация. Прочные отношения с Россией позволят Сирии обеспечить сбалансированный характер внешнеполитических связей.

Для России характер взаимодействия с Сирией также имеет важное значение. Во-первых, субрегион Персидского залива находится в относительной близости от ее южных рубежей, поэтому возникающие здесь процессы, в том числе и кризисные узлы затрагивают ее внешнюю безопасность. Во-вторых, наличие взаимосвязи между сепаратистско-экстремистскими кругами некоторых мусульманских районов РФ и религиозно-фундаменталистскими структурами стран Персидского залива подрывают стабильность российского общества и могут иметь негативные последствия для федеративного государственного устройства. В-третьих, объемы добываемых странами этого субрегиона углеводородных источников, к числу крупнейших экспортеров которых относится также Россия, напрямую воздействуют на формирование конъюнктуры и цен на мировом рынке. Наконец, российская сторона заинтересована в налаживании многогранного партнерства с государствами ССАГПЗ, обладающими громадным инвестиционным потенциалом.

На современном этапе разносторонние связи Сирии и России согласно установившейся традиции носят дружественный характер. Стратегические интересы России по обеспечению полосы стабильности на подступах к южным рубежам, естественные геополитическому положению РФ приоритеты в развитии всестороннего сотрудничества со странами Ближнего Востока диктуют необходимость более предметного участия России в продвижении ближневосточного переговорного процесса по направлению к всеобъемлющему и долгосрочному миру, который оставлял бы достойное место в регионе и для РФ. В контексте обоюдной заинтересованности двух стран политические акценты и концептуальные основы политики России и Сирии в отношении друг друга приобретают стратегическое значение.

Крепкие экономические, политические и культурные связи, установленные между современной Россией и Сирией, то, что из числа крупных стран Россия — это главный союзник Сирии, а также то, что Сирия остается сферой влияния России на Ближнем Востоке, всегда не устраивало ни Запад, ни руководство монархий Залива.

Региональные конфликты и интересы супердержав заметно влияют на внешнюю политику Сирии. Позиция Сирии в арабо-израильском конфликте в отношении Голанских высот, по вопросу Ливана и Палестины, поддержка организаций, выступающих против Израиля, стали факторами, определившими негативную тональность сирийско-американских отношений. Взаимоотношения Сирии и США во многом определяются отношениями с Израилем, а также вопросами вооружения Сирии.

Не испытывая в связи с этим чрезмерного оптимизма относительно перспектив развития американо-сирийских отношении, Дамаск, тем не менее, продолжает тактику стимулирования позитивных для сирийцев настроений и тенденций в США к более взвешенному подходу к САР. В то же время в Сирии считают, что Вашингтон вряд ли отойдет в ближайшей перспективе от традиционной линии неприятия открытого американского давления по БВУ на Израиль. Основные надежды на мирное урегулирование конфликта с Израилем, а также на полноценную нормализацию американо-сирийских отношений связаны с «вызреванием» в израильском обществе понимания необходимости заключения мира с Сирией на основе полного возвращения Голанских высот.

Разумеется, нельзя не отметить то влияние, которое на ситуацию в регионе оказывает такая политически и экономически мощная страна, как Турция. Анализ турецко-сирийских отношений показывает, что как Дамаск, так и Анкара, имея широкий спектр противоречий и расхождений, стремятся не доводить конфликты и неурегулированные проблемы в двусторонних отношениях до открытой конфронтации, усиленно ищут взаимоприемлемые пути для, по крайней мере, снятия остроты ситуации.

Интересы развития взаимовыгодного торгово-экономического двустороннего сотрудничества, прохождение транзитных торговых путей из Турции в Иорданию и страны Персидского залива через Сирию, общность подходов к недопустимости становления курдской государственности в целом и в Ираке в частности, взаимная проблема борьбы с наркобизнесом и контрабандой оружия — позволяют руководству в Дамаске и Анкаре удерживать отношения друг с другом в контролируемом русле «минимального добрососедства».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Кроме того, в последние 20 лет, особенно после значительного успеха исламистов на муниципальных выборах в Турции в марте 1994 г. и парламентских в декабре 1995 г. официальная Анкара начинает с большим пониманием относиться к постоянной озабоченности Дамаска активизацией исламского фактора внутри Сирии. Общая для обеих стран нарастающая угроза политизации ислама, исламского экстремизма нацеливает светские режимы в Сирии и Турции к более активному взаимодействию в направлении нейтрализации дестабилизирующих проявлений исламского фактора в регионе. При этом общая разбалансированность сирийско-турецких отношений, в силу вышеперечисленных факторов, сохраняется.

В силу сохраняющейся в Сирии напряженности межделегационный обмен между Россией и Сирией осуществляется мало. Однако визиты российских правительственных делегаций в Дамаск, состоявшиеся в последние годы, и визиты сирийских политических лидеров создали в целом благоприятные предпосылки для качественно нового этапа в двусторонних отношениях. Наполняется правовая база сирийско-российского сотрудничества. Россия выбрала оправданную тактику реализации своих интересов. Настойчивая позиция России и ряда других стран позволила избежать развития событий по «ливийскому сценарию». Ряд побед российской дипломатии и внешней политики в отношении сирийского вопроса позволяет полагать, что мирное решение проблемы, возможность «плавной трансформации» политического режима и преемственности власти, удержание Сирии от распада и эскалации конфликта возможны, и именно такой сценарий наиболее целесообразен. Одна из целей названных действий России — уменьшение влияния Соединенных Штатов и иных стран Запада на Ближнем Востоке.

Политический эффект от российской инициативы по развитию двусторонних отношений на высшем политическом уровне способен обеспечить и более широкие возможности для РФ вести с США диалог по вопросам БВУ, ситуации в регионе в целом. В таком варианте Вашингтон в большей степени будет вынужден считаться с ролью России на Ближнем Востоке, ее статусом косионсора мирной конференции.

Отношения Сирии с Америкой и другими государствами, имеющими интересы в этом регионе, не ограничиваются только арабо-израильской проблемой. Америка оказывает давление на Сирию, ссылаясь на наличие оружия массового поражения, ситуацию с Ираком и проблемы, связанные с поддержкой международного терроризма. Таким образом, руководство Сирии, понимая трудности противостояния Израилю, получающему мощную поддержку Америки, стремится найти стабильного партнера на международной арене, в частности, в лице России, которой, в свою очередь, не выгодна смена режима в Сирии, поскольку в ее стратегические планы входит вероятность возвращения в будущем в регион Среднего Востока и решение проблемы ближневосточного урегулирования.

Отношение в США к самостоятельной роли России на Ближнем Востоке остается настороженным и ревностным, что так или иначе сказывается и на состоянии американо-сирийских связей.

Сирия — одна из стран, участвовавших в арабо-израильской войне, не сумевшая отстоять перед Израилем Голанские высоты — свои территории, имеющие стратегическое значение. Находящаяся в состоянии конфликта с Израилем и подвергающаяся постоянному давлению со стороны США, Сирия остро нуждается в поддержке России, которая, в свою очередь, стремится расширить установившиеся контакты, исходя из того, что Сирия имеет большой вес и влияние в Ближневосточном регионе, да и в арабском мире в целом. Это обстоятельство обусловливает важность наращивания сотрудничества с этой страной для обеспечения интересов России в регионе. Вместе с тем и в случае нормализации обстановки вокруг их страны сирийцы сохранят заинтересованность в тесных отношениях с Россией, поскольку это позволит им обеспечить своим внешним связям сбалансированный характер.

В экономике Сирии влияние и значение России ощущается намного меньше, чем в вопросах вооружения и военной модернизации. Проекты в рамках экономической реформы Сирии и показатели двусторонних внешнеторговых связей говорят о том, что сирийско-российские отношения складываются на основе политических причин и позиций безопасности и больше предназначены для поддержки этих или других сфер сотрудничества.

Наличие в САР многочисленных диаспор с этническими корнями на территории РФ, исламизация ряда регионов России и появление в связи с этим качественно новых проблем для российской внутренней политики, а также наша «обреченность» жить в соседстве с исламским миром — все это ставит в однозначную

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

плоскость вопрос о необходимости налаживания тесных и доверительных отношений с сирийским руководством по широкому кругу все более актуальных для нас международных и внутренних проблем.

Таким образом, содержание российской цивилизационной идентичности (христианско-мусульманская страна) ставит Россию перед необходимостью сосуществовать с переживающим бурные изменения исламским миром. Широкий спектр исторически сложившихся связей России со странами Ближнего Востока в политической и военной сферах, в области экономики и культуры, образования однозначно свидетельствуют в пользу целесообразности придания этим отношениям качественно нового статуса, в большей мере отвечающего государственным интересам РФ. Российская Федерация с каждым годом становится все более важным стратегическим партнером Сирии, как в плане утверждения внутриполитических позиций страны, так и в плане военной модернизации и упрочения международного статуса. Россия также нуждается в данном стратегическом сотрудничестве, поскольку для нее это необходимая позиция на международной арене. Список использованной литературы:

1. Александров А.И. Политика Сирии: долговременная стабильность или затянувшаяся неопределенность? // Арабский мир в конце XX века. М.: РАН, 1996.

2. Арипов A.B. Сирия: факторы политико-экономических изменений // Ближний Восток и современность / Ред. М.Р. Арунова. М.: РАН, 2002.

3. Ахмедов В.М. Сирия при Башаре Асаде. Региональный опыт модернизации в условиях внешней нестабильности. М., 2005

4. Косач И. Г. Мирный процесс на Ближнем Востоке: Сирийское направление // Востоковедный сборник / Ред. В.А. Исаев. М.: РАН, 2001;

5. Лукьянов М.А. Сирия: два года политической лабильности // Вестник КемГУ, 2013, № 4 (56), Т. 2, С.74-79.

6. Мелихов И.А. Арабские монархии Персидского залива на этапе модернизации (70-90-е годы)// Автореферат дис. Док.ист. наук. — М., 2000.

Военно-техническое сотрудничество России и Сирии. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. До 1991 г. Сирия была одним из основных покупателей советского оружия. Всего, с первого визита в СССР сирийского президента Шукри Куатли в ноябре 1956 г. до распада СССР в 1991 г., Сирии было поставлено вооружений на общую сумму более $26 млрд, в том числе 65 ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения, около 5000 танков, более 1200 боевых самолетов, включая Су-22, МиГ-29 и Су-24МК, 4200 артиллерийских орудий и минометов, зенитно-ракетные комплексы, около 70 боевых кораблей и катеров. К концу XX века сирийская армия более чем на 90% была оснащена советским вооружением. Также СССР проводил обучение сирийских военных.

Российско-сирийское военно-техническое сотрудничество ВТС было практически заморожено в 1991 г. после распада СССР. Задолженность Сирии за поставленные технику и вооружения на тот момент составляла около $14,5 млрд. Этот долг был урегулирован в 2005 г.: 73% долга РФ списала Сирии, остальная часть была реструктуризирована.

Отношения в сфере ВТС возобновились в середине 1994 г., когда в Дамаске было подписано соответствующее соглашение. Сирия намеревалась приобрести бомбардировщики Су-24, истребители Су-27 и МиГ-29. В планы сирийских военных также входила закупка новых и модернизация имеющихся систем ПВО. Однако впоследствии поставки авиатехники так и не состоялись.

В 1996 г. объем поставок Дамаску военной техники и запчастей составил $1,3 млн, в 1997 г. — $1 млн.

После официального визита в Дамаск министра обороны РФ Игоря Сергеева в ноябре 1998 г. стороны подписали несколько новых соглашений в сфере ВТС. Россия поставила Сирии крупную партию автоматов АКС-74У и АК-74М, гранатометов и боеприпасов.

В 1999 г. началось выполнение контракта от 1996 г. на поставку Сирии российских противотанковых ракетных комплексов «Метис-М» (на $73 млн) и «Корнет-Э» (на $65 млн).

В ходе визита министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафы Тласа в РФ в мае 2001 г. сирийской стороной было вновь заявлено о желании модернизировать поставленные в советское время зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) дальнего действия С-200Э, танки Т-55 и Т-72, БМП-1, самолеты Су-24, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и Миг-29.

В 2006 г. Россия поставила Сирии зенитные ракетные комплексы «Стрелец». В том же году заключен контракт на поставку Сирии зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь-С1» (к 2014 г. поставлено 11 из 36 заказанных) и модернизацию 1 тыс. танков Т-72 (контракт выполнен в 2011 г.).

В 2007 г. подписаны контракты на продажу Сирии береговых противокорабельных ракетных комплексов «Бастион- П» с ракетами «Яхонт» (поставки осуществлялись в 2010-2011 гг.), ЗРК «Бук»(поставлено не менее 6 из 8 заказанных дивизионов) и истребителей МиГ-31Э. В том же году был подписан контракт на ремонт 25 вертолетов Ми-25 (выполнен в 2012 г.) и поставку тренажеров для обучения пилотов вертолетов Ми-17Ми-35 (выполнен в 2011 г.).

В 2010 г. было подписано соглашение о поставках в Сирию четырех (по другим, данным шести дивизионов) зенитных ракетных комплексов С-300, причем Сирия выплатила аванс в размере нескольких сотен млн долларов. Позже, в сентябре 2013 г., президент РФ Владимир Путин в интервью Первому каналу и Ассошиэйтед Пресс заявил, что контракт приостановлен и выполнен частично — поставлены «отдельные компоненты». В сентябре 2015 г. газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными странами сообщила, что вместо поставки С-300 в счет выплаченного аванса Сирия и Россия договорились о поставках партии бронетранспортеров БТР-82А, военных грузовиков «Урал», стрелкового оружия, гранатометов и другого вооружения.

В январе 2012 г. между «Рособоронэкспортом» и Сирией был подписан контракт на поставку 36 учебно-боевых самолетов Як-130 на сумму около $550 млн, однако из-за вооруженного конфликта в стране он не был реализован.

В мае 2014 г. гендиректор РСК «МиГ» Сергей Коротков сообщил, что Сирия до конца 2017 г. может получить 12 истребителей МиГ-29ММ2 по контракту, заключенному с РФ в 2007 г.