Скорость торпеды под водой в км

максимальная скорость торпеды под водой

Ракето-торпеда Шквал ВА-111.

Основные тактико-технические характеристики:

Габаритные размеры, мм:

Диаметр, мм 533,4

Длина, мм 8200

Масса, кг

торпеды 660

ВВ 200

Скорости хода, уз до 200

Максимальная дальность хода, м до 11000

Разработка противолодочной торпеды Шквал началась по постановлению Совета Министров N 111-463 от 13 октября 1960 г. Проектирование торпеды поручили НИИ-24 (в настоящие время ГНПП Регион ). Эскизный проект торпеды был утвержден в 1963 г. Согласно ему, дальность хода ракет должна была составлять 15-20 км, а скорость хода на маршевом участке — 100 м/с (метров в секунду) — свыше 194 узлов. Новая ракета входит в стандартные торпедные аппараты подводных лодок.

Создан экспортный вариант подводной ракеты Шквал-Е . Она способна развивать скорость до 200 узлов (около 100 метров в секунду) в подводном положении. Принцип действия скоростной ракеты состоит в следующем: экипаж подлодки (корабля, берегового расчета), обнаружив цель (корабль или подлодку), определяет ее характеристики (скорость, дистанцию, направление движения) и сбрасывает эти данные в автопилот Шквала . Ракета выстреливается, выходит на оптимальную глубину и включает ракетные двигатели. Головки самонаведения у Шквала нет. Она реализует программу, заложенную в компьютер. Поэтому скоростная подводная ракета абсолютно помехозащищена. Шквал-Е разрешен для экспорта .

Первые опытные пуски торпед начались в 1964 г. на озере Иссык-Куль. А с мая 1966 г. макеты торпеды отстреливались с дизельной подводной лодки С-65 в районе Феодосии. Испытания опытного образца торпеды, имевшего индекс М-4, прекратились в 1972 г. из-за несовершенства конструкции. Вскоре был создан улучшенный образец торпеды М-5. Постановлением Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. противолодочный комплекс Шквал с торпедой М-5, получивший шифр ВА-111, был принят на вооружение ВМФ.

Российская ракето-торпеда Шквал , по общему признанию ведущих военных экспертов мира, сегодня не имеет аналогов, хотя она уже 23 года находится на вооружении ВМФ. Более того, в конце

1970-х годов ученые Пентагона, занимавшиеся проблемами больших скоростей под водой, пришли к выводу, что подобное изобретение. технически невозможно. После чего американские военные со спокойной совестью стали рассматривать информацию о подобных разработках, поступавшую по каналам разведки, как обыкновенную дезу и очередной блеф противников. В СССР же шли финальные испытания ракеты.

В 50-70-х годах в Советском Союзе впервые в мире создан принципиально новый вид оружия, не имеющий аналогов и прототипов за рубежом, — скоростные подводные кавитирующие ракеты. Его новизна заключается в движении под водой в режиме развитой кавитации (отрывного обтекания), когда основная часть корпуса ракеты охвачена парогазовой полостью-каверной. При этом резко снижается гидродинамическое сопротивление и достигается высокая скорость подводного движения ракеты, в 3-5 раз превышающая скорость обычных торпед, движущихся в режиме сплошного (безотрывного) обтекания. Достижения в области высокоскоростного подводного движения ракет прежде всего обусловлены фундаментальными исследованиями неуправляемого движения тел в режиме развитой кавитации, взаимодействия реактивной струи (газовой, газожидкостной, водяной) с каверной, длительного устойчивого управляемого движения при кавитационном обтекании тела.

Эти работы были начаты еще в конце 40-х годов в филиале ЦАГИ под руководством академика Л.И. Седова, учеными ВМФ, в том числе Г.В. Логвиновичем, который возглавил научное руководство разработкой теории и прикладных вопросов гидродинамики развитых кавитационных течений применительно к кавитирующим ракетам.

При создании и разработке скоростных подводных ракет отечественными учеными и конструкторами были найдены уникальные теоретические, экспериментальные и конструкторские решения прежде всего по обоснованию гидродинамических схем кавитирующих ракет с подводными органами управления изменяемой геометрии, выполняющими функции образования каверны и управления движением ракеты на участках сплошного, смешанного и кавитационного обтекания.

Для достижения высоких технических характеристик ракет, имеющих скорости движения под водой свыше 100 м/с (200 уз.), необходимо обеспечить не только многократное снижение сопротивления движению, но и создание высокоэффективного реактивного двигателя (энергосиловой установки) на экологически чистом, безопасном в эксплуатации энергоемком топливе, а также системы управления, органов управления и стабилизации. Специальное топливо для этих двигателей поручили разработать группе ученых под руководством академиков Николая Силина, Евгения Шахиджанова и Владимира Ивашкова.

Наиболее полно отвечал всем требованиям в качестве энергосиловой установки прямоточный гидрореактивный двигатель на гидрореагирующем топливе. Удельный импульс такого двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей: за счет использования забортной воды в качестве рабочего тела и окислителя, а в качестве топлива — гидрореагирующих металлов.

Работы по созданию такого уникального двигателя были начаты в 60-х годах по инициативе и под руководством лауреата Государственной премии М.С. Меркулова и завершены в 70-х годах под руководством лауреата Ленинской премии Е.Д. Ракова. Одновременно для этого двигателя разрабатывались единственные в своем роде твердые гидрореагирующие топлива на основе легких металлов, а также конструкция зарядов большой массы и технология их изготовления. Под руководством лауреата Ленинской премии И.М. Сафонова была создана автономная система управления, имеющая переменную структуру и использующая принципиально новый способ управления подводным ходом ракеты по глубине, обусловленный наличием каверны.

При движении ракеты со скоростью 200 уз и более возникают значительные гидродинамические нагрузки на ее корпус, вызывающие, в свою очередь, вибрационные нагрузки на элементы конструкции корпуса и ее аппаратуру управления.

Под руководством главного конструктора Е.Д. Ракова были разработаны методы проектирования и конструирования элементов ракеты с учетом действующих факторов. Уже к концу 50-х годов результаты исследований позволили принять научно обоснованное решение о создании скоростной подводной кавитирующей ракеты при авторитетной поддержке Главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова, академиков А.П. Александрова, В.Н. Трапезникова и вице-адмирала Б.Д. Костыгова.

На основе ряда последовательных научно-исследовательских работ, проведенных институтами ВМФ и промышленности при участии Академии наук СССР, был осуществлен переход к большой опытно-конструкторской работе по созданию первого боевого образца скоростной подводной кавитирующей ракеты Шквал класса ПЛ-вода-ПЛ, ПЛ-вода-воздух-НК. Создание подводной скоростной ракеты потребовало освоения новых материалов, технологий, уникального оборудования, создания новых производств и объединения усилий многих предприятий различных отраслей промышленности. Общее руководство осуществляли министр СССР В.В. Бахирев и его заместитель Д.П. Медведев. Эта опытно-конструкторская работа была успешно завершена в 1977 г. коллективом под руководством Е.Д. Ракова. Научным руководителем разработки являлся академик АН УССР лауреат Ленинской премии Г.В. Логвинович. В работе принимал активное участие большой коллектив ученых и специалистов предприятий промышленности и институтов ВМФ, в том числе лауреаты Ленинской премии Ю.В. Фадеев и Ю.Г. Ильин, лауреаты Государственной премии Г.В. Уваров и В.П. Ивашков, М.П. Лисичко, В.Г. Горячко, П.Ф. Бреус, Г.С. Хорсун, Г.М. Акопов и многие другие.

Создание первой в мире кавитирующей скоростной подводной ракеты явилось большим достижением российской науки и техники и в научно-техническом плане открыло путь к дальнейшему созданию перспективных образцов подводного оружия этого типа с высокими тактико-техническими данными.

Кавитирующие подводные ракеты имеют высокую боевую эффективность поражения цели за счет большой подводной скорости, обеспечивающей минимальное время доставки боевой части к цели. Полностью подводная траектория скоростных подводных ракет класса — ПЛ — вода — ПЛ — затрудняет противодействие им со стороны противника и позволяет использовать их подо льдами Арктики, т.е. сохраняет положительное качество обычных торпед. Использование ракет Шквал существенно повышает боевую эффективность ракетно-торпедного вооружения ВМФ.

Литература:

ПОДВОДНЫЕ РАКЕТЫ Е.С. ШАХИДЖАНОВ доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии

Вернуться на страницу ОРУЖИЕ

Когда сверхзвуковая торпеда в воде преодолевает звуковой барьер, раздается ли громкий бумс , как в случае с самолетами?

А кто сказал, что торпеды сверзвуковые?

Валерий Тимофеев Просветленный (33037) 7 лет назад

Нет. Шлёп.

Граф де Валль Искусственный Интеллект (370158) 7 лет назад

Скорость звука в воде совсем другая — намного выше.

Ни одна торпеда не может преодолеть в воде звуковой барьер, кроме ракет подводной стрельбы с атомными боеголовками.

Быстрый убийца

Скоростной противолодочный комплекс «Шквал» появившийся в Советском Союзе, осенью 1977 года, до сих пор является уникальным подводным оружием. Создать аналоги этой сверхскоростной торпеды на западе удалось только в 2005 году (немецкий комплекс «Барракуда»). Принцип кавитации, когда торпеда под водой обволакивается облаком газов, позволяет идти с крейсерской скорость около 200 морских узлов, или 380 км/час. На испытаниях подводный снаряд удавалось разогнать до скоростей близким к 500 км/час, что совершенно беспрецедентный показатель. Фактически это не торпеда в обычном понимании, а ракета перемещающаяся скрыто, под водой.

Удивительно, но существует легенда, что причиной создания этого смертоносного «убийцы авианосцев» послужила дезинформация ЦРУ о том, что в США полным ходом идут и близки к завершению работы по принятию на вооружение супер торпеды способной развивать 200-300 узлов в час.

Долгое время достижение таких скоростей под водой считали просто невозможными, ведь сопротивление водяной среды почти в 1000 раз выше, чем воздушной, поэтому, что бы разгоняться до такой скорости нужен невероятно мощный двигатель.

Хотя версия с разведывательной дезой, скорее всего полностью неправильная. Исследовать поведения реактивных снарядов, под водой, в СССР начали еще в 40-е годы, а заниматься эффектом кавитации началось в гидродинамической лаборатории ЦАГИ, под Питером.

Итогом работы по теме с секретным названием «Белка» стало появление снарядов с устойчивым прямолинейным подводным ходом на дистанцию 500-700 метров (неуправляемый реактивный снаряд м-6). Тогда же был начаты работы по созданию «кавитирующей торпеды» #8212 тема РКТ-45, а параллельно с этим, в НИИ-1 проводились попытки, совместит управление реактивным двигателем с акустической головной самонаведения.

Поэтому, когда Постановлением Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 года, головной организацией по проведению работ по проекту «Шквал» назначили НИИ-24, все наработки из НИИ-1 были переданы туда.

Что же в итоге получилось? Общая длинна торпеды 8 метров, вес свыше двух с половиной тонн, вес боевой части 150 в ядерном, или 210 в «обычном» исполнении. Твердотопливный реактивный ускоритель разгоняет торпеду до крейсерской скорости 375 км/в за 4 секунды. Казалось бы оружие мечты, стремительный подводный убийца, идущий на глубине 6 метров к своей цели. Но тут, не все так просто. Первый заметный недостаток это радиус действия. Максимально возможный ход около 13 км, а то и еще меньше. Второе это повышенный шум. Из-за того, что боевой снаряд не просто рассекает воду, а фактически вспенивает ее вокруг себя, работа двигателя очень шумная. Заметить ее просто легко. Да конечно во время отреагировать на атаку «Шквалом» и совершить маневр ухода невозможно, он быстрый, и за те несколько секунд подводного хода, крупная цель не успеет, сколько ни будь существенно изменить свой путь, но зона пуска становится однозначно определенная, т.е. по простому «Шквал» демаскирует подводную лодку перед противником, что очень и очень неприятно. Третий недостаток вытекает из логического преимущества. Ход сверхскоростной системы под водой немного «трамвайный», поворачивать она фактически не успевает. Поэтому ее запуск требует повышенной точности определения местоположения атакуемой цели. Возможно именно из-за этого подводники #171 Шквал#187 не очень любят, она не позволяет подводной лодке пользоваться своим естественным преимуществом #8212 скрытностью. Тем более, что для того что бы произвести выстрел ПЛ приходится всплывать, максимальная глубина пуска #171 Шквал#187 всего 30 метров.

И, несмотря на все это подводный комплекс, своим появлением вызвал на западе большой интерес, и даже стал героем ряда шпионских скандалов. Во всяком случае, совершенно точно известно о попытках приобрести техническую документацию, на разработку и производство торпеды «Шквал». 5 апреля 2000 года гражданин США, Эдмонтон Поуп, был арестован сотрудниками ФСБ при передаче 30 тысяч долларов одному из технических специалистов, отвечающих за разработку и модернизацию системы «Шквал»

За, без малого 40 лет на службе, торпеда Шквал пережила несколько модернизаций, от версии м-1 до м-5. Основной упор делался на дальность хода. Первый рабочий образец имел совсем никуда не годную дальность – 2 км, последующие образцы понемногу наращивали этот показатель, до нынешних 13. Современное развитие ракетостроения, позволила сделать еще более компактный и мощный маршевый двигатель.

В планах появление подводных ракет с дальностью хода около 15-20 километров, правда в этом случае, скорее всего, придется решать задачи с оперативным наведением ракеты на цель, т.к. «шкал» обладает инерционным управлением, задача которого не сбиться с курса. Поставить головку самонаведения пока не удается т.к. в головной части ракеты, расположен механизм, отвечающий за кавитацию.

На смену «Шквалу»

придет морской «Хищник»

Саратовское КБ «Электроприбор» близко к завершению ОКР по созданию новой скоростной торпеды. Она должна стать «наследницей» знаменитого «Шквала», который способен развивать под водой скорость в 200 узлов, что эквивалентно 370 км/ч. Об этом стало известно в связи с представлением «Электроприбором» заявки на участие в конкурсе «Авиастроитель года» по итогам 2015 года, проводимом Союзом авиастроителей России.

На конкурс были поданы две работы, одна из которых посвящена «выполнению государственного оборонного заказа по созданию составных частей перспективных подводных аппаратов». И далее: «С 2013 года коллектив предприятия занимается разработкой, изготовлением опытных образцов и проведением испытаний составной части подводной ракеты, реализующей новые принципы управления пограничным слоем». Речь идет о торпеде «Хищник», сведения о которой крайне ограничены в связи с высокой степенью секретности данной разработки.

Любопытно, что созданием торпеды занимается предприятие, которое разрабатывает компоненты для самолетов военной авиации. И разработка выставляется на конкурс, учрежденный Союзом авиастроителей России. Дело в том, что данный тип вооружения называется ракетной торпедой. И ракетной частью этого изделия занимается КБ «Электроприбор». КБ создает для торпеды электрические узлы, обеспечивающие работу ракетного двигателя, и систему управления.

«Хищник» — это не первая отечественная ракетная торпеда. И в случае успешной трансформации научно-технических идей в боеспособное изделие станет четвертой в мире. Оружие, действительно, уникальное. Не случайно американцы долгое время не верили в возможность его создания, несмотря на получаемые данные от своей разведки о проведении сверхсекретной ОКР. Пока в 1977 году на вооружение ВМФ СССР не была принята торпеда ВА-111 «Шквал».

История.

Ракето-торпеда «Шквал» была разработана в рамках работ по теме скоростного подводного оружия, против которого были бы бессильны все существующие средства защиты. В то время особенную актуальность приобрела проблема борьбы с американскими авианосными ударными группами (АУГ), которые были хорошо прикрыты как с воздуха — за счет своей авиации и кораблей обеспечения, так и под водой, где «слепые» зоны «сонаров» прикрывали многоцелевые субмарины.

Подобраться незамеченным к такой цели на дистанцию торпедного залпа было нелегкой задачей, но, даже если это удавалось, корабли группы вполне могли бы уйти от торпед. Почему? Во-первых, современные средства обнаружения позволяют эффективно засекать точку пуска торпед и оперативно предпринимать ответные действия. Во-вторых, скорость хода торпед относительно низкая, так что при пуске с большой дистанции (свыше 10 километров) у кораблей противника есть время сделать противоторпедный маневр. Существует масса средств противодействия торпедам — от «шумелок», которые обманывают головку самонаведения (которая реагирует на звук винтов надводных кораблей) до обстрела торпеды специальными боеприпасами, взрывающими боевую часть. В связи с этим было решено разработать такую торпеду, среагировать на которую враг не успеет, и которая гарантированно поразит цель при выходе на позицию атаки. Так родилась идея ракето-торпеды, которая двигалась бы под водой со скоростью 300-350 километров в час, почти как легкий самолет.

Разработка «Шквала» началась в 1960 году в НИИ-24 (ныне — Государственное научно-производственное предприятие «Регион», входящее в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). Полученное ТЗ предполагало создание торпеды, имеющей маршевую скорость в 200 узлов (370 км/ч), дальность 20 км и запускаемой при помощи стандартного 533-мм торпедного аппарата.

Первый опытный образец торпеды был построен уже в 1964 году. Тогда же и начались его испытания на озере Иссык-Куль, а через два года — на Черном море в районе Феодосии. Испытания были признаны неудовлетворительными. И конструкторы, шаг за шагом, учитывая накапливаемый отрицательный опыт, создавали все новые и новые модели. Но и они не вписывались в жесткие рамки технического задания.

Лишь шестой опытный образец выдержал полный цикл испытаний и был рекомендован к серийному производству. В 1977 году торпеда была принята на вооружение подводного флота ВМФ.

Столь чудовищную скорость, в возможность развития которой в водной среде долго не верили американцы, была достигнута за счет кавитационного эффекта. Научными изысканиями в этой области в Советском Союзе начали заниматься в конце 40-х годов в одном из филиалов ЦАГИ. В результате в конце 50-х годов ученые создали строгую теорию кавитационного движения и сформулировали рекомендации по использованию его принципов при создании скоростных подводных аппаратов.

Сущность кавитационного эффекта состоит в том, что физическое тело (в данном случае — торпеда) перемещается в воздушном пузыре. На носу торпеды-ракеты устанавливается специальная деталь — кавитатор . Она представляет собой металлическую пластину эллиптической формы с заточенными краями и расположена перпендикулярно оси торпеды. Во время движения она меняет положение относительно оси торпеды для создания подъемной силы в носовой части. По достижении скорости около 280 км/ч кавитация вблизи края пластин достигает такой интенсивности, что появляется огромный воздушный пузырь, который обволакивает торпеду. Правда одного носового кавитатора здесь недостаточно, а потому ему помогает встроенный в торпеду газогенератор, увеличивающий пузырь-каверну до необходимых размеров, чтобы вся конструкция от носа до кормы была им охвачена. Тем самым торпеда во время движения преодолевает сопротивление не воды, а воздуха.

При этом в роли движителя выступает не винт и не водомет, а реактивная струя твердотопливного реактивного двигателя. То есть, по сути, получается этакий подводный реактивный полет. Причем, двигательная установка у «Шквала» двухступенчатая. Вначале твердотопливный ускоритель разгоняет торпеду до скорости, необходимой для проявления кавитационного эффекта. После чего включается маршевый двигатель — гидрореактивный прямоточный.

Не менее серьезной проблемой, чем реализация кавитационного движения, для конструкторов стало создание подводного реактивного двигателя. Он кардинально отличается от тех, которые используются и в самолетах, и в ракетах. В качестве рабочего тела и окислителя в нем работает морская вода. А топливом является гидрореагирующие металлы.

По части скорости требования ТЗ были выполнены. Но дальность торпеды смогли довести только до 13 километров. Пуск осуществлялся с глубины в 30 метров. Торпеда «летела» к цели на глубине в 6 метров. Боеголовка первоначально была ядерной, имела мощность в 150 килотонн. Вес торпеды — 2700 кг, длина — 8200 мм.

Недостатки.

Торпеду немедленно назвали «убийцей авианосцев». Но справедливости ради к этой характеристике следовало бы приплюсовать и то, что лодки, вооруженные «Шквалом» с громадной долей вероятности должны становиться самоубийцами.

При громадной скорости у торпеды отсутствует головка самонаведения. Что вызвано двумя объективными обстоятельствами. Во-первых, какое-либо существенное маневрирование на такой скорости невозможно в связи с тем, что будет разрушен парогазовый пузырь. Во-вторых – невозможность обратной связи, поскольку излучение гидролокаторов не способно «пробить» газовый пузырь обволакивающий ракету-торпеду, к тому же торпеда издает сильные шумы и вибрирует, в связи с чем ГСН не сможет слышать никого и ничего, кроме своего реактивного двигателя. То есть, условно говоря, торпеда работает так же, как и артиллерийский снаряд.

Вполне понятно, что перед запуском реактивной торпеды учитывается курс корабля противника, его скорость и прочие факторы. То есть запуск производится с упреждением. Но оно невелико, поскольку 13 километров «Шквал» преодолевает за 130 секунд, это чуть больше двух минут. Крупному кораблю, а тем более авианосцу, непросто за это время совершить маневр, позволяющий избежать столкновения с торпедой. Непросто, но возможно. Поэтому на первой модификации торпеды устанавливалась 150-килотонная ядерная боеголовка. И лишь впоследствии, когда дело дошло до сокращения арсенала ядерного оружия, ее заменили фугасной весом около четверти тонны.

Подводная ракета «Шквал-Э» разработки ГНПП «Регион» (с) Анатолий Соколов / ИА «Оружие России»

Выстрел ядерной боеголовкой со столь близкого расстояния мог уничтожить и саму подводную лодку. Была и еще одна опасность. Выпустив реактивную торпеду, лодка себя обнаруживала. След, который оставлял «Шквал» на поверхности воды, точно указывал на ее местоположение.

Малая дальность торпеды была чревата и еще одним неприятным обстоятельством. Для атаки авианосца или крупного корабля неприятеля подводная лодка должна была войти в зону противолодочной обороны. И это снижало шансы успешного проведения операции.

Выдающиеся скоростные характеристики создали торпеде незаслуженную медийную славу. В СМИ постоянно писали о российском чудо-оружии, которого так боятся американцы. Это было, конечно, далеко не так. Американцы больше боялись не «Шквала», а т.н. «толстых» торпед, дальность хода которых в пятеро больше, и наводятся они не на звук, а на кильватерный след, который еще долго остается в воде после прохода большого корабля. Обмануть такую торпеду «шумелками» невозможно.

Зарубежные попытки.

Идеи, заложенные в «Шквале», повторили конструкторы еще двух стран. В 2005 году Германия объявила о создании суперкаветирующей торпеды «Барракуда», развивающей скорость до 400 км/ч. А два года назад командующий ВМС Ирана заявил о торпеде, имеющей скорость в 320 км/ч. Но речь идет не о готовом к использованию оружию, а об образцах, проходящих испытания.

Работы на данный момент.

Вполне понятно, что «Хищник» — это не модификация «Шквала». Поскольку на то, чтобы повторить те же самые тактические ошибки, немного скорректировав их, никто бы денег не дал. А деньги выделены очень серьезные. Только лишь двум соисполнителям проекта «Хищник-М» (вышеупомянутому КБ «Электроприбор» и саратовскому заводу СЭПО-ЗЭМ) выделено более 1,5 млрд. рублей.

В рамках данной работы опубликованы более 20 научных трудов, в том числе 4 научные работы в 2015 году. Оформляются заявки на несколько патентов на полезные модели. В 2015 году были изготовлены первые два опытных образца составной части летательного аппарата, а также проведены стыковочные и лабораторно-стендовые испытания, наземная отработка.

В конце 2016 года планируется проведение предварительных испытаний составной части подводной ракеты, включая ходовые испытания летательного аппарата, по результатам которых будет проведено присвоение конструкторской документации составной части подводной ракеты литеры «О».

В рамках данной работы также предприятием разрабатывается РКД (рабочая конструкторская документация) и функциональное программное обеспечение, изготавливаются опытные образцы и проводятся испытания технологической контрольно-проверочной аппаратуры (ТКПА), предназначенной для проведения регулировок и проверок подводной ракеты в целом и ее составных частей в отдельности.

Поэтому следует ожидать, что у торпеды появится ГСН, и она сможет маневрировать. А также возрастет дальность пуска и скрытность торпеды. В 60-е годы технически это было нереализуемо. Но наука не стоит на месте. Если все новые научно-технические достижения будут воплощены в металле, то тогда, действительно, должен появиться идеальный убийца авианосцев

Кильватерная струя

У этого термина существуют и другие значения, см. Кильватер. Кильватерная струя

Кильва́терная струя (кильватерный след, кильватер) — возмущённая полоса воды, остающаяся за кормой идущего корабля (судна).

Продолжительность и протяжённость кильватерной струи зависит от водоизмещения и скорости корабля (судна), а также состояния моря.

Кильватерный след подводной лодки — область неоднородности физических полей морской среды, остающаяся после прохождения в подводном положении подводной лодки (либо аналогичного подводного аппарата); время существования определяется глубиной, скоростью ПЛ, волнением моря, природой физического поля.

Для боевого корабля является демаскирующим фактором.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 3 октября 2013 года.

Литература

  • Гл. ред. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота В. Н. Чернавин. Военно-морской словарь. — М.: Воениздат, 1990. — 511 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00174-x.

Смотреть что такое «Кильватерная струя» в других словарях:

  • Кильватерная струя — (кильватер) след на воде за кормой идущего корабля. Отсюда строй кильватера, кильватерная колонна. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

  • КИЛЬВАТЕРНАЯ СТРУЯ, КИЛЬВАТЕР — (Ship s wake) струя, остающаяся за кормой идущего судна; отсюда строй кильватера, когда корабли следуют один за другим в кильватерной струе. Идти в кильватер идти в струе впереди идущего корабля. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.:… … Морской словарь

  • Кильватер — Кильватер может иметь следующие значения: Кильватерная колонна, или строй кильватера строй, при котором корабли следуют строго друг за другом. Кильватерная струя, или кильватерный след возмущение, создаваемое в воде движущимся… … Википедия

  • КИЛЬВАТЕР — (голл. kielwater). 1) след, остающийся позади идущего судна. 2) идти в кильватер значит идти вслед за другим судном. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КИЛЬВАТЕР гол. kielwater. След, остающийся позади … Словарь иностранных слов русского языка

  • СЛЕД ПОПУТНЫЙ — след, остающийся позади идущего судна. Обычно называется кильватерной струей. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 След попутный то же, что Кил … Морской словарь

  • ЮРО — (арх.) кильватерная струя. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

  • Авианосцы типа «Куин Элизабет» (CVA-01) — Queen Elizabeth class aircraft carriers Проект … Википедия

  • КИЛЬВАТЕР — , а, муж. (спец.). Волновая струя, остающаяся позади идущего судна. Идти, следовать в к. или в кильватере (о судах: следуя друг за другом). | прил. кильватерный, ая, ое. Кильватерная колонна (колонна судов, идущих одно за другим). Толковый… … Толковый словарь Ожегова

Если ознакомиться с положением дел в области военных изобретений за предыдущие десятилетия, то можно прийти к выводу, что приоритетная цель, преследуемая учеными – достижение максимально возможного ускорения.

Это правило справедливо для практически всех разработок: ракет, реактивных истребителей и, в том числе, простых пуль. Современные образцы развивают ускорение, в несколько раз большее, чем показатель скорости звука.

Исключительной сферой военных разработок, где скорость по-прежнему остается не самым главным вектором, считается подводное оружие. В действительности, сейчас ВС концентрируют свои усилия на создании и совершенствовании гиперзвуковых ракет. Они развивают ускорение в 5320 км/ч, что превышает показатель скорости звука, примерно, в 7 раз.

Подобная скорость означает, что гиперзвуковая ракета может поразить цель на расстоянии 100 километров чуть более чем за минуту после запуска.

Согласитесь, в таком случае времени на принятие каких-либо контрмер и маневров остается не очень много. Именно поэтому разработчики военного оружия так сосредоточены на повышении скорости своих снарядов.

Однако далеко не вся военная техника обладает высокой скоростью. К примеру, современные танки двигаются по ровной поверхности со скоростью около 100 км/ч. Скорость же некоторых типов вертолетов не превышает 280 км/ч.

Наименее быстрыми являются подводные лодки – зафиксированный мировой рекорд в погруженном состоянии составляет всего 83 км/ч.

Как же получилось, что военная одержимость скоростью не затронула субмарины? Ведь приоритетная задача подводных лодок – как можно быстрее скрыться с места пуска ракеты или торпеды.

Что интересно, главное оружие субмарин – торпеды, тоже не отличаются высокой скоростью. К примеру, американская модель «MK 48» максимально развивает 55 узлов или 100 км/ч. Это, безусловно, не идет ни в какое сравнение с ускорением гиперзвуковых ракет.

Но что, если бы торпеда могла двигаться под водой со скоростью более 200 узлов? Это, примерно, 370 км/ч, конечно, со скоростью звука это не может конкурировать, но все же подобные показатели в сравнении впечатляют.

Такое ускорение превратило бы торпеду в подводную ракету, которая поражает цели за считанные секунды.

История создания быстрых торпед

На самом деле подобная разработка существует уже давно, причем изначально быстрая торпеда была создана советскими военными учеными еще в 1970-х годах. Данный противолодочный подводный комплекс носит название «Шквал» и развивает скорость более 200 узлов.

Также разработкой аналогов занимался Иран, комплекс этой страны называется «Hoot». Разрабатывались быстрые торпеды и в Германии, однако их «Барракуда» так и не поступила в производство. По последним данным разработкой в этой сфере занимается и США.

В чем же особенность торпед типа «Шквал» и благодаря чему они развивают такое ускорение?

Фактически «Шквал» двигается не в воде, а внутри воздушного пузыря, состоящего из пара. В результате этого, практически полностью исчезает гидродинамическое сопротивление воды и прямоточный гидрореактивный двигатель развивает максимальное ускорение.

Саму идею создания такого парового пузыря ученым подсказало известное физическое явление, порой возникающее в водном среде. Оно называется кавитация и связано с резким изменением давления под водой. Данный процесс сопровождается образованием пузырьков вакуума, которые затем схлопываются в потоке жидкости, создавая подобие гидравлических ударов.

Кавитация долгие годы считалась негативным явлением, поскольку с помощью нее противник нередко мог обнаружить подводную лодку. Ударные волны при вращении винта выдавали положение субмарины. Однако эффект кавитации оказался крайне полезным при разработке скоростной торпеды.

Почему торпеды «Шквал» не стоят на вооружении сегодня

Но почему же суперкавитационные торпеды не состоят на вооружении всех подлодок мира, если их ускорение так велико? Все дело в наличии ряда значительных минусов.

Обычно движение торпеды контролируется рулями, находящимися в хвостовой части. Они позволяют снаряду менять направление и координировать движение на цель.

В случае же с суперкавитационными торпедами подобный контроль без нарушения парового пузыря просто невозможен. Снаряд не контактирует напрямую с водной массой. Это означает, что после запуска «Шквал» будет двигаться строго по прямой линии.

Еще одна проблема суперкавитационных торпед – их невероятная громкость. Помните, мы говорили, что эффект кавитации сопряжен с возникновением гидравлических ударов? По этой причине такая торпеда не просто громкая, а невероятно шумная.

Данный недостаток, во-первых, моментально выдает позицию субмарины, а, во-вторых, не позволяет установить на торпеду головку самонаведения. Также этому мешает особенность конструкции – в носовой части происходит забор воды.

Современные снаряды находят цели с помощью пассивного и активного сонара – они фиксируют звуковые волны, исходящие от объекта, а также сигнал возврата от эхолота. Если установить подобную систему на суперкавитационную торпеду, то из-за собственного шума она не сможет отличить вражеское судно от скалы.

И последнее – максимальная дальность пуска «Шквала» составляет всего 13 км, а глубина хода – лишь 30 м. В современных условиях подобные характеристики делают комплекс абсолютно неконкурентоспособным.

В итоге мы получаем очень быструю торпеду, с малым запасом хода и невозможностью управления. Является ли это оружием будущего? Определенно нет. Однако сама идея использования эффекта кавитации закладывает в «Шквал» большой потенциал.

Если ученым удастся добавить этой торпеде возможность маневрировать и самостоятельно находить цель, «Шквал» станет грозным подводным оружием, у которого на данный момент нет никаких аналогов.

Поделиться материалом:

Сверхзвуковая торпеда Шквал: история, характеристики, модификации

Скоростная подводная российская ракета Шквал с индексом ВА-111 является прямой и одой из главных угроз для американского или иного зарубежного флота в случае конфликта с отечественными ВМФ. Благодаря уникальным скоростным характеристикам торпеда способна с высокой вероятностью поражать все морские цели (как надводные, так и подводные).

Сверхзвуковая торпеда Шквал ВА-111

Показатель Значение
Год принятия на вооружение 1977
Глубина (м) 30
Масса (кг) 2700
Маршевая скорость торпеды Шквал(км/ч) 375
Мощность стандартной боевой части (кг) 210

История создания сверхзвуковой торпеды «Шквал»

История создания гиперзвукового подводного оружия началась во времена СССР и была вызвана несколькими факторами.

Смотрите также статью Оружие для подводной охоты и их виды

Советский флот не мог эффективно количественно соперничать с ВМФ США, поэтому требовалось создать компактный комплекс вооружения, который можно установить на большинство имеющихся надводных и подводных судов. Этот комплекс должен гарантированно поражать корабли противника на большой дистанции и в то же время быть недорогим в производстве. История создания торпеды включает несколько вех.

60 годы 20 века — начало опытных конструкторских работ по созданию комплекса торпеды с высоким поражающим эффектом и нестандартно высокой скоростью. По требованию Министерства обороны СССР новая торпеда должна быть недосягаема для средств защиты противника и поражать объекты врага на безопасном расстоянии.

Главный конструктор торпеды В.Г. Логвинович

Такой эффект должен быть достигнут за счет применения гиперзвуковой скорости, чего в морской среде добиться нелегко. Разработкой новой торпеды занялся НИИ № 24 и конструктор Г. В. Логвинович.

Сложность заключалась в новизне конструкции, так как до этого никто в мировой практике не пытался создать торпеду способную развить под водой скорости в сотни километров в час, советские торпеды были преимущественно парогазовыми и не обладали столь внушительной скоростью.

1965 год — первое ходовое испытание торпеды на озере Иссык-Куль и соответственно доведение торпеды до своих боевых характеристик. В качестве массового оружия уничтожения флота противника торпеда выглядит эффективнее, чем крылатая ракета, так как действуя в условиях водной среды может нанести существенный урон плавательному средству. Также торпеда несет больший боевой заряд и по существу единственная кто может эффективно поражать подводные лодки противника.

Смотрите также статью Новая российская ракета Циркон — 3М22 и его характеристики

Когда проектировалась реактивная торпеда Шквал, конструкторы столкнулись с двумя основными требованиями — огромная скорость, которая должна быть достигнута за счет применения гиперзвука и универсальность торпеды для размещения, как на кораблях, так и подводных лодках. Для решения этих задач требовалось длительное время, чтобы доработать устройство торпеды Шквал, принятие ее на вооружение затянулось более чем на 10 лет.

1977 год — окончательное принятие на вооружение торпеды нового типа, получившей индекс ВА-111 «Шквал» — оружие на новых физических принципах. Принятие на вооружение ВМФ и дальнейшие испытания были продолжены и после 1977 года, и после распада Советского Союза. Боевая часть торпеды имеет массу в 210 кг и в первоначальном варианте несла ядерный заряд мощностью в 150 КТ. Только через год после принятия на вооружение принято решение об установке обычного заряда в боевую часть.

210 кг масса боевой части топеды

1992 год — создание варианта торпеды под индексом «Shkval—Э» как экспортной модификации. У данного варианта исполнения максимальная скорость была уменьшена по сравнению с отечественной за счет использования менее мощного реактивного двигателя. При этом в версии для зарубежных стран отсутствует возможность установки ядерной боевой части и поражения подводных целей.

Многие называют эту торпеду сверхзвуковой, однако данная характеристика не вполне объективна, так как под водой ракета-торпеда Шквал не развивает достаточной скорости для преодоления скорости звука, однако в сравнении со своими конкурентами ее скорость на несколько порядков выше.

Устройство торпеды Шквал в разрезе

Тактико-технические характеристики

Сверхзвуковая торпеда Шквал обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

Показатель Значение
Масса боевой части (кг) 210
Длина (м) 8
Калибр (мм) 533
Радиус действия (км) 13
Стоимость (млн. долларов США) 6

Конструкция реактивной торпеды

Конструкция торпеды уникальна как для своего времени, так и для современности и имеет свои отличительные черты. До сих пор нет подтвержденных данных о создании действительно конкурентоспособной торпеды в иных государствах с подобным принципом действия.

Конструкция торпеды в разрезе

Реактивный двигатель торпеды является главной отличительной особенностью данного изделия. Именно принцип действия на реактивной тяге позволяет развивать огромную скорость торпеды Шквал в 200 морских узлов, что делает торпеду неуязвимой для средств защиты противника, даже перспективных.

Устройство двигателя разделено на два — стартовый и маршевый.

Стартовый соответственно действует при старте и задает импульс по ускорению изделия в водной среде. Маршевый двигатель поддерживает заданную скорость в воде до достижения цели.

Также особенностью действия маршевого двигателя является использование забортной волы в качестве основного окислителя в сочетании с металлами — магнием, алюминием и литием. На обычных торпедах такой двигатель отсутствует и управление осуществляется посредством винтов в задней части торпеды;

Хвостовая часть торпеды Шквал с соплом двигателя

Принцип кавитации при ускорении достигается за счет использования реактивного двигателя и резкого набора большой скорости. В результате этого вокруг корпуса образуется пузырь из воздушной оболочки, что уменьшает трение воды и позволяет поддерживать высокую скорость (до 80 м/с). При этом имеется и кавитатор, который поддерживает заданную скорость, который производит наддув газов посредством газогенератора. Эти факторы объясняют, как движется торпеда с такой огромной скоростью.

Изображение принципа кавитации

Захват цели происходит по предварительно введенным координатам. Так как корабль или подводная лодка имеет достаточно крупные размеры, фиксация цели по данным координатам достаточно надежна и за счет огромной скорости цель не успеет кардинально изменить свои координаты.

Торпеда Шквал, характеристики которой заявлены с учетом сверхзвуковых скоростей в водной среде, имеет оболочку из высокопрочной стали, способной выдержать огромное давление и нагрузку, при этом не разрушившись во время движения.

Изначально торпеда была как ядерный заряд в 150 Кт.

Такого заряда вполне хватит для уничтожения целой авианесущей группы противника вместе со всеми кораблями сопровождения. После выпуска достаточного количества экземпляров с ядерной частью торпеды стали оснащать обычной боевой тротиловой частью массой в210 кг.

Такого заряда хватит для поражения и практически гарантированного уничтожения любого корабля противника.

В отличие от ракеты торпеда поражает врага за счет действия в воде и наносит несравненно более высокий урон.

Модификации

Помимо основной модификации разработка и модернизация данного вида оружия является одной из приоритетных задач для российских ВМФ, поэтому работы по совершенствованию торпеды продолжались даже в небогатые 90-е года. Выпущено несколько вариантов данной торпеды.

Шквал-Э — является экспортной версией торпеды, предназначенной для продажи в другие государства. В отличие от стандартной модификации такая торпеда не способна нести ядерный боевой заряд и поражать подводные цели противника. Также данная модификация обладает меньшей дальностью поражения.

Использование данной торпеды возможно лишь с пусковыми установками унифицированными с российскими/советскими кораблями, хотя и ведутся работы по изготовлению усовершенствованных версий под конкретного заказчика и его систему запуска.

Шквал-М на международной выставке

Новая версия ракето-торпеды Шквал-Мполучила улучшенные характеристики в части дальности и массу боезаряда. Так боевая часть увеличена до 350 кг в тротиловом эквиваленте, а дальность действия торпеды увеличена до 13 км. Кроме того и в настоящее время продолжаются работы по модификации данной торпеды в части увеличения дальности поражения.

Модернизированный вариант торпеды

Зарубежные аналоги «Шквала»

В качестве аналога отечественной торпеды можно привести лишь изделие от немецких производителей под именем «Барракуда».

«Барракуда» — немецкий аналог торпеды Шквал

Принцип действия торпеды аналогичен российскому, однако, по словам разработчиков скорость еще выше за счет усиленного эффекта суперкавитации. Про остальные технические данные и характеристики объекта известий нет, хотя первое заявление о наличии такой торпеды датировано 2005 годом.

Многие страны ведут разработки своих аналогов такой торпеды, однако на данный момент ходовой и принятой на вооружение торпеды с сопоставимой скоростью не стоит на вооружении ни одной страны мира.

Торпеда «Барракуда»

Достоинства и недостатки

Как и у любого вида вооружения у данной торпеды есть ряд достоинств и недостатков. К положительным чертам относится:

  • огромная скорость перемещения позволяет практически гарантированно пройти через любую систему защиты противника и поразить цель;
  • большой заряд боевой части позволяет поражать и наносить тотальные повреждения даже крупным кораблям класса авианосец. Заряд с ядерной боевой частью может одним залпом уничтожить целую авианесущую группу;
  • универсальность платформы, которая позволяет устанавливать торпеду, как в надводные корабли, так и на подводные лодки.

Запуск торпеды Шквал

Однако торпеда имеет и ряд недостатков, некоторые из которых выходят из ее достоинств:

  • высокая стоимость торпеды, которая равна 6 миллионам долларов США;
  • вибрации и шум, издаваемые торпедой о время движения из-за своей высокой скорости моментально демаскируют носитель, с которого был произведен запуск;
  • небольшая дальность действия торпеды также уменьшает живучесть корабля или подводной лодки, с которой произведен запуск, особенно это касается случая с нанесением удара по противнику торпедой с ядерной боеголовкой.

Торпеда «Кит»

У этого термина существуют и другие значения, см. Кит (значения).

65-76

Основная информация

Тип

противокорабельная

Государство

СССР
Россия

Производитель

Алма-Атинский машиностроительный завод имени С. М. Кирова

На вооружении

подводные лодки проектов 671РТ, 671РТМ/РТМК, 945, 971, 949, 949А

Современный статус

снята с вооружения

Параметры

Масса

4,45 тонн

Длина

11,3 м

Диаметр

650 мм

Боевая часть

450/557 кг (765 кг т.э.) или ядерный

Технические данные

Двигатель

ракетный

Винты

противоположно-вращающиеся

Скорость

от 50 до 70 узлов,
крейсерская — 30-35 уз.

Дальность

до 100 км

Глубина

до 480 м

Торпеда «Кит» № 65-76 — разработана в ленинградском ЦНИИ «Гидроприбор» на рубеже 1960-1970-х годов. Конструкторам была поставлена задача создать дальнобойное, скрытное и мощное оружие, которое позволило бы советским подводным лодкам поражать различные надводные цели (авианосцы и другие крупные корабли противника), при этом не входя в зону поражения их противолодочной обороны.

Технические характеристики

Является дальнейшем усовершенствованием прямоходной торпеды 65-73. Оснащена системой самонаведения.

Калибр торпеды 650 мм, длина — 11,3 метра, масса — 4,45 тонн. Скорость до 50 узлов (92 км/ч) . Дальность — 50 км, при крейсерской скорости 30-35 узлов (60 км/ч) дальность возрастала до 100 км. Субмарины могли стрелять торпедой с больших (до 480 метров) глубин, двигаясь со скоростью 13 узлов. Тип двигателя — тепловой (керосин + перекись водорода (Высококонцентрированная Перекись Водорода)).

К-141 «Курск»

По официальной версии, взрыв торпеды 65-76 ПВ, серийный № 1336А, стал причиной гибели в 2000 году подлодки К-141 «Курск».

После гибели «Курска» торпеда была снята с вооружения как ненадёжная (снаряжалась перекисью водорода), согласно заключению следствия. К тому времени на флоте существовала статистика происшествий с этим оружием.

Модификации

  • 65-76А — создана в 1980-х гг., принята на вооружение Военно-Морского Флота Российской Федерации в 1991 г. Возможно применение с атомных подводных лодок. Применяется в виде комплекта из трёх торпед и 1 прибора гидроакустического противодействия.

> См. также

  • 86Р (РПК-7) «Ветер»

Примечания

  1. В. Гудков. «Тайна зеленого буя», статья от 26.02.2002 г. на сайте АО «Коммерсантъ» и в № 7 от 26.02.2002 г. журнала «Коммерсантъ Власть» (с. 22, В. Саввин).
  2. Устинов доложил Путину, что «Курск» погиб из-за взрыва торпеды, уголовное дело закрыто // Newsru 26 июля 2002
  3. Российский «Кит» может в одиночку потопить вражеский авианосец, тематическая статья от 25.03.2018 г. на сайте МИА «Россия сегодня».

Это заготовка статьи об оружии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Уникальные русские торпеды 65-76 и 65-76А

Военно-морской флот нуждается в торпедном вооружении. Кроме того, для решения особых задач может быть необходимо соответствующее оружие. Несколько десятилетий назад в нашей стране этот вопрос был решен при помощи создания торпед с повышенными характеристиками и калибром 650 мм. Как недавно стало известно, подобное оружие до сих пор состоит на вооружении и эксплуатируется флотом. При этом из всех разработанных образцов в арсеналах остается только торпеда 65-76А.
Необходимо напомнить историю 650-мм торпед. Работы в этом направлении стартовали еще в конце пятидесятых годов и имели специфическую цель. Командование затребовало создать перспективную торпеду, отличающуюся высочайшей дальностью хода и способную нести специальную боевую часть. Предполагалось, что такую торпеду можно будет запускать за пределами противолодочной обороны противника, и она сможет одним взрывом уничтожать целое корабельное соединение.

Разработка проекта была поручена НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор»). Главным конструктором назначили В.А. Келейникова. Серийное производство торпед впоследствии было освоено машиностроительным заводом им. Кирова (г. Алма-Ата). По мере развития проекта и появления новых типов вооружения состав участников проекта не изменялся.
Разрезной макет торпеды 65-76. Фото Militaryrussia.ru
Достаточно быстро было определено, что ядерный боезаряд попросту не умещается в корпус стандартного калибра 533 мм, из-за чего этот параметр пришлось увеличить до 650 мм. В 1961 году начались испытания перспективной ядерной торпеды, занявшие несколько лет. Проверки завершились в 1965 году, но носители для торпеды пока отсутствовали. Только в 1973 году это оружие было принято на вооружение флота и было включено в штатный боекомплект подлодок. В соответствии с принятой системой обозначений, новую дальноходную торпеду назвали 65-73. Первое число указывало на калибр в сантиметрах, второе – на год принятия на вооружение.
При всех своих преимуществах, изделие 65-73 имело характерный недостаток в виде ограниченной сферы применения. Вследствие этого в 1969 году, после завершения основных работ, было принято решение о разработке неядерной модификации имеющейся торпеды. По-прежнему имелась возможность получить высочайшие технические характеристики, а иная боевая часть, несмотря на значительно меньшую мощность, все же позволяла показывать высокую боевую эффективность.
Работы по торпеде нового типа продолжались до середины семидесятых годов. После завершения всех испытаний, изделие было принято на вооружение под названием 65-76. В ходе доработки проекта в соответствии с новыми пожеланиями заказчика торпеда получила не только конвенциональную боевую часть, но и модернизированную систему наведения. Таким образом, проигрывая в одних боевых характеристиках, новая торпеда 65-76 обходила базовую 65-73 в других.
К началу восьмидесятых годов в СССР стартовала программа строительства новых атомных подводных лодок, относимых к условному третьему поколению. В соответствии с планами командования, такие корабли должны были сохранить мощные торпеды калибра 650 мм. При этом использование изделий 65-76 в существующем виде посчитали нецелесообразным. Для вооружения новых подлодок требовалась обновленная и улучшенная торпеда. Приказ о начале ее разработки вышел в самом конце 1982 года.
Проектированием торпеды вновь занялся ЦНИИ «Гидроприбор»; главным конструктором на этот раз был Б.И. Лаврищев. Вариант торпеды 65-76 для подлодок третьего поколения обозначили как 65-76А. Кроме того, изделию присвоили имя «Кит». Проект не предусматривал большого количества изменений, благодаря чему его разработка заняла всего несколько месяцев. Уже в 1983 году удалось провести первые испытательные стрельбы. Впрочем, в дальнейшем работы в некоторой мере затянулись. Проверки завершились только к началу девяностых годов. Приказ о принятии торпеды 65-76А на вооружение и развертывании ее серийного производства появился только весной 1991 года.
Неядерные торпеды 65-76 и 65-76А представляли собой варианты дальнейшего развития одной и той же базовой конструкции, вследствие чего имеют массу общих черт. Одновременно с этим два изделия отличались определенными особенностями технического и эксплуатационного характера. Несмотря на отличия, основные характеристики двух торпед находились на одном уровне.
Оба изделия имеют традиционный для торпед цилиндрический корпус с полусферической головной и конической кормовой частью. Позади кормового сужения находятся несколько рулей и водометный движители, вынесенные при помощи продольных балок. Компоновка корпуса – классическая. В головной части помещаются приборный отсек и зарядное отделение, крупная центральная часть отдана под топливо, а в корме находятся силовая установка и рулевые машинки.
Схема изделия. Рисунок Weaponsystems.net
По известным данным, две торпеды комплектовались активными системами самонаведения, определяющими кильватерный след цели. Эта система основывалась на агрегатах, заимствованных у отечественных торпед предыдущих моделей. В рамках проекта «Кит» средства управления серьезным образом не дорабатывались. Обе торпеды не имели средств телеуправления и должны были искать цель самостоятельно.

Перед выстрелом изделия 65-76 и 65-76А должны были получать информацию от корабельных приборов управления стрельбой. В более раннем проекте использовался механический способ ввода – торпеда получала информацию через специальные шпиндели. Изделие «Кит» получило более совершенную электрическую систему, основанную на наборе контактов.
Обе торпеды относятся к классу тепловых и используют газотурбинную силовую установку. Они оснащены тепловым перекисным турбинным двигателем типа 2ДТ. Это изделие было разработано в НИИ «Мортеплотехника» в середине шестидесятых годов и уже использовалось на некоторых отечественных торпедах. Двигатель использовал в качестве топлива пероксид водорода и выдавал мощность боле 1430 л.с. За счет высокой мощности и значительного запаса топлива такой двигатель позволял получить достаточно высокую скорость хода при выдающихся показателях дальности.
Крутящий момент газовой турбины выдавался на крыльчатку водометного движителя, помещенную внутри кольцевого канала. Управление по курсу и глубине осуществляется при помощи нескольких плоскостей, помещенных непосредственно перед водометом.
Торпеда 65-76 получила зарядное отделение с неядерным зарядом массой 500 кг. По некоторым данным, правильный выбор взрывчатого вещества позволил получить мощность, эквивалентную 760 кг тротила. Согласно некоторым источникам, вместе с другими новыми агрегатами модернизированная торпеда 65-76А «Кит» получила увеличенное зарядное отделение, за счет которого масса взрывчатки была увеличена на 55-60 кг.
Обе торпеды имели диаметр 650 мм и общую длину 11,3 м. Более старое изделие 65-76 имело массу 4,45 т. Согласно источникам, указывающим увеличение боезаряда при модернизации, более новый «Кит» отличался массой 4,75 т.
Во время испытаний пуски торпед 65-76 осуществлялись с глубин до 150 м. При этом заявлена возможность стрельбы на глубинах до 450-480 м. Скорость носителя при стрельбе ограничивается 13 узлами. Силовая установка достаточной мощности позволяла обеим торпедам развивать скорость до 50 узлов. На максимальной скорости дальность хода достигает 50 км. Уменьшение скорости хода до 30-35 км/ч позволяет увеличить дальность вдвое. К цели торпеда идет на глубине 14 м.

Подлодка «Орел» проекта 949А — один из носителей торпед 65-76А. Фото Минобороны РФ
Первым носителем новейшей торпеды 65-76 стала атомная подводная лодка К-387 проекта 671РТ «Семга». В носовом отсеке этого корабля находились два торпедных аппарата калибра 650 мм и четыре 533-мм системы. В общей сложности было построено семь таких подлодок. Далее была построена 21 подлодка проекта 671РТМ. Все эти корабли относились ко второму поколению и могли использовать только торпеды двух типов: 65-73 и 65-76.
Дальнейшее развитие подводного флота привело к строительству новых лодок третьего поколения, а также к разработке модернизированной торпеды 65-76А. Одними из первых подлодок следующего поколения, способными нести торпеды «Кит», стали корабли проекта 671РТМК. В рамках этого проекта ВМФ пополнился пятью боевыми единицами.
Также пару торпедных аппаратов калибра 650 мм должны были нести подводные лодки проекта 945 «Барракуда». Любопытно, что следующие проекты 945А «Кондор» и 945Б «Марс» уже не предполагали использование такого оружия. Все новые подлодки оснащались только 533-мм торпедными аппаратами.
Также 650-мм торпедами вооружались атомные подводные лодки проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей». По первому проекту построили всего два корабля, тогда как вторых запланировали 18 единиц и построили 11. Как и в случае с другими проектами, предусматривалось оснащение лодки двумя торпедными аппаратами большого калибра. Вместе с ними имелись и «традиционные» 533-мм устройства.
Самое мощное в количественном отношении торпедное вооружение несут современные многоцелевые АПЛ проекта 971 «Щука-Б». В их носовом отсеке располагается сразу четыре торпедных аппарата, предназначенные для применения изделий 65-76А. Боекомплект может включать до 12 торпед этого типа в дополнение к 28 единицам вооружения меньшего калибра. Следует отметить, что 650-мм торпедные аппараты также могут использоваться в качестве пусковых установок для противолодочных ракет некоторых типов.
С середины семидесятых и до начала девяностых годов основной дальноходной торпедой калибра 650 мм, состоявшей на вооружении отечественных подводных сил, была 65-76. Обновление флота привело к появлению ее улучшенной модификации, совместимой с более новыми кораблями. Плановое обновление корабельного состава, а также известные события прошлых десятилетий, повлекшие за собой резкое сокращение численности подлодок, привели к изменению соотношения носителей 65-76 и 65-76А. Почти все лодки второго поколения были списаны ввиду морального и физического устаревания или из-за финансовых проблем, в результате чего «Кит» стал основной торпедой своего класса.
В августе 2000 года во время учений в Баренцевом море погибла атомная подлодка К-141 «Курск» проекта 949А. Позже лодку подняли, что позволило провести все необходимые мероприятия и установить причину трагедии. Следственная группа определила, что при подготовке к выстрелу учебной торпедой 65-76 произошла утечка топлива, из-за чего начался пожар. Пламя спровоцировало подрыв боевых частей других торпед, находившихся в носовом отсеке. Такая версия была принята не всеми и подверглась критике, однако вскоре появились новые официальные рекомендации, связанные с результатами расследования.

Другой носитель дальноходных торпед — АПЛ «Пантера», проект 971 «Щука-Б». В носовой части видны крышки торпедных аппаратов. Фото Минобороны РФ
С учетом имеющегося опыта эксплуатации изделий 65-76 и 65-76А, а также результатов недавнего расследования было рекомендовано отказаться от таких торпед ввиду их недостаточной надежности. В дальнейшем официальные лица несколько раз упоминали будущее или уже состоявшееся снятие «Кита» с вооружения. Впрочем, через несколько лет появились данные о продолжении эксплуатации такого оружия.
Согласно последним данным, торпеды 65-76А до сих пор состоят на вооружении российских подводных сил. 25 марта телеканал «Звезда» показал очередной выпуск программы «Военная приемка» под названием «Звериная дивизия, часть 2». В этом выпуске авторы программы продолжили рассказ о дивизии подводных лодок ВМФ России, эксплуатирующей многоцелевые АПЛ проекта 971 «Щука-Б». Корабли этого типа, стоит напомнить, оснащены сразу четырьмя торпедными аппаратами калибра 650 мм.

Авторы программы ожидаемо подняли тему вооружения подлодки. Было указано, что в боекомплект из 40 торпед входят изделия увеличенного калибра 650 мм, а именно торпеды 65-76А. Также не без гордости отмечалось, что мощности такого оружия достаточно для уничтожения целого авианосца. Из этого может следовать, что торпеды «Кит», несмотря на заявления прошлых лет, все же не были сняты с вооружения и до сих пор остаются в арсеналах военно-морского флота.
Согласно последним данным, дальноходные торпеды 65-76А до сих пор остаются на вооружении. С их помощью подлодки нескольких типов могут атаковать надводные цели на большой дальности, фактически из-за пределов зоны ответственности противолодочной обороны противника. Это снижает риски для субмарины, а также позволяет с высокой эффективностью решать боевые задачи. Не сумев вовремя обнаружить и уничтожить идущую торпеду, противник рискует потерять крупный корабль.
Тем не менее, очевидно, что торпеды 65-76А – при всех их преимуществах – окажутся последними представителями своего класса в отечественном флоте. В прошлом предпринимались новые попытки разработки перспективных 650-мм торпед, но они не привели к желаемым результатам. Кроме того, было принято принципиальное решение об отказе от такого оружия по причине появления новых, более совершенных систем.
Новейшие многоцелевые атомные подлодки оснащаются только торпедными аппаратами калибра 533 мм; более крупные системы уже не применяются. Задача повышения дальности стрельбы по кораблям противника теперь решается двумя способами. Во-первых, создаются улучшенные 533-мм торпеды с повышенными характеристиками. Второй метод решения проблемы – современные противокорабельные ракеты с достаточной дальностью стрельбы, запускаемые прямо из штатного торпедного аппарата. Все это позволяет получать желаемые результаты без необходимости сборки и установки чрезмерно крупного торпедного аппарата.
На протяжении нескольких десятилетий торпеды 65-76 и 65-76А были самым серьезным аргументом в арсенале части советских и российских подводных лодок. Такой статус они имеют и сейчас, но дальнейшее развитие вооружений подводного флота делает подобные торпеды ненужными. Их задачи с не меньшей эффективностью могут решаться современными и перспективными ракетами. Со временем торпеды «Кит» выйдут из эксплуатации вместе со своими носителями, но в обозримом будущем им предстоит продолжать службу, дополняя другие вооружения военно-морского флота.
По материалам: