Сикхизм в России

Индуизм и ислам

Индуизм

Направления

Верования и практики

Священные писания

Родственные темы


Портал «Индуизм»

Император Акбар принимает при своём дворе иезуитов. Мусульманский император Акбар отличался большой терпимостью к индуизму — он женился на индуске, праздновал индуистские праздники и даже создал новую синкретическую религию дин-и иллахи, которая представляла собой синтез ислама и индуизма с элементами джайнизма, христианства и зороастризма.

Взаимоотношения индуизма и ислама начались с прихода арабов-мусульман в Индию в начале VII века и имели сложную историю. В исламе индусы нашли совершенно другие концепции Бога, истины, отношения к насилию и социального устройства.

Во время периода исламских завоеваний в ислам были обращены многие последователи индуизма. Смешанные браки и приток мусульман из арабских стран сыграли важную роль в установлении ислама в Индии. Для некоторых мусульманских правителей было характерно презрительное и пренебрежительное отношение к самой идее индуизма — они считали индуистские религиозные практики идолопоклонством (ширк) и боролись с ними. Самыми известными примерами подобных правителей являются Махмуд Газневи и могольский император Аурангзеб. Мусульмане также установили в Индии особую кастовую систему, которая разделила мусульман — потомков арабов, «ашрафов»; тех, кто обратился в ислам, — «аджлафов»; и неприкасаемых — «арзалов».

В то же время были и мусульманские правители, такие как Акбар и Ибрахим Адил Шах II из Биджапурского султаната, жившие в мире с индусами и уважавшие их религию. Двор Акбара был домом как для мусульманских, так и для индусских святых и интеллектуалов. Чтобы сблизить индуизм и ислам, Акбар даже попытался создать новую религию — дин-и иллахи.

Появление суфизма в сочетании с традициями веданты и йоги привели к широкому распространению синкретического движения бхакти. Суфийский святой шейх Мухаммад выбрал как идеал своего поклонения бхакти индуистского бога Раму. Большинство суфийских поэтов и поэтов бхакти утверждали, что не видят разницы между мечетью и индуистским храмом. Так, пенджабские поэты-святые Баба Фарид и Шах Хусейн заявляли о том, что не принадлежат ни к индуизму, ни к исламу, считая себя унитарианцами (муваххидами), хотя к таким утверждениям надо относиться критично. Кабир сочинял стихи и проповедовал людям учение, сочетавшее в себе философии и духовные практики обеих религий, таким образом бросая вызов традиционным религиозным устоям индуизма и ислама того времени. Взаимодействие между суфиями и бхактами в некоторых регионах Индии привело к тому, что индусы и мусульмане собирались вместе в мазаре (гробнице суфийского наставника) на религиозный ритуал, проводимый вайшнавским пуджари (жрецом).

Однако столкновения между мусульманами и индуистами случаются и по сей день. Причинами их являются политика в индийских регионах, национализм и отголоски конфликта, связанного с разделом Британской Индии в 1947 году.

В различных формах искусства времён Империи Великих Моголов, в особенности в миниатюрах и некоторых поэтических произведениях на урду, нашли своё отражение классические индуистские мотивы, такие как любовные истории Кришны и Радхи. Музыка хиндустани, одно из направлений в классической индийской музыке, сочетает в себе ведийские понятия о звуке, раги и талы. В ней используются музыкальные инструменты как ближневосточного происхождения, так и индо-мусульманские изобретения.

На сегодняшний день, несмотря на то, что индуизм и ислам имеют несовместимые идеологические черты, они разделяют единый многовековой исторический опыт, который вылился в общую социальную перспективу.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Veer, 1994.
  2. Singh Sikand, Yoginder Caste in Indian Muslim Society. Hamdard University. Дата обращения 18 октября 2006. Архивировано 10 августа 2011 года.
  3. Aggarwal, Patrap. Caste and Social Stratification Among Muslims in India. — Manohar, 1978.
  4. Muslim Caste in Uttar Pradesh (A Study of Culture Contact), Ghaus Ansari, Lucknow, 1960, Page 66
  5. Суворова А. А. «Мусульманские святые Южной Азии». — М., 1999.

Литература

Противоречия в самих религиозных учениях, которые могут и не перерастать в конфликт.

Общими особенностями религиозных конфликтов являются: «взрывной» характер их возникновения, тенденции к быстрой эскалации, тотальной мобилизации и использованию сторонами конфликта всех имеющихся средств и способов ведения борьбы, в том числе и запрещенных международным правом – геноцид, создание концлагерей, депортация, «этнические чистки», захват заложников, террористические акции, массовое мародерство, пытки и т.п.

4. Конфликтогенное влияние «воинствующего атеизма» на религиозную ситуацию в СССР

В Советском Союзе «неутомимая атеистическая пропаганда и борьба» должна была стать задачей общегосударственной.

Первые годы — арест патриарха Тихона, тотальным преследованием священников, изъятием церковных ценностей. В 1922 году пополнение бюджета церковным золотом + журнал «Безбожник». В 1925 созданный «Союз воинствующих безбожников СССР».

Начало 1920-х в партийно-советских школах стали читать курсы происхождения и классовой сущности религии, объяснялась политика советского государства по отношению к религии и церкви. В 1930 году учреждена антирелигиозная секция. Главной своей задачей научные работники видели подготовку материалов по истории атеизма, свободомыслия, борьбы с религиозными предрассудками.

При Хрущеве вторая волна преследования церкви. В газете “Правда” в конце июля 1954 года появляется знаковая статья “Шире развернуть научно-атеистическую пропаганду”, термин “антирелигиозная пропаганда” заменяется на “научно-атеистическую пропаганду.

Логика этой замены была связана с тем, что на смену непосредственной борьбе с религией должен прийти синтез антирелигиозной критики и пропаганды науки.

В 1950-1960-е годы слово «научный» освещало очень многие стороны жизни. Апелляция к науке была отчасти наивной, но и убедительной для массового сознания. Когда использовалось слово «атеизм», все понимали, что это что-то из безбожия, когда прибавилось слово «научный» ― это получило дополнительный смысл.

Была разработана концепция «позитивного атеизма», а за обоснование его особой дидактической роли в обществе, стремящемся к коммунизму, была взята цитата из Энгельса: «Атеизм, как голое отрицание религии, ссылающийся постоянно на религию, сам по себе без нее ничего не представляет и поэтому сам еще является религией».

В годы «перестройки» доля религиозных среди проживающих на территории РСФСР перестала уменьшаться. Одновременно был зафиксирован рост общего уровня образования верующих, увеличение доли мужчин в религиозных общинах и даже некоторое общее омоложение общин. Образование, строившееся «не на антирелигиозных, а на безрелигиозных началах» «способствовало развитию эстетического отношения к религии ― увлечение храмовой архитектурой или иконописью без особенного мировоззренческого подтекста».
На рубеже 1970-1980-х помимо традиционных религиозных течений социологи стали отмечать и распространение современных предрассудков ― веры в экстрасенсов, НЛО, биоэнергетические поля и еще в целый ряд псевдо- и околонаучных теорий, касающихся здорового образа жизни, питания

«Гиперприватизация» религии в советское время. Тогда верующие были практически оторваны от общин, религиозные практики им приходилось скрывать, и в результате у многих из них выработалось жесткое противопоставление понятий «религиозного» и «светского».

5. Религиозные конфликты на рубеже XX – XXI вв.

Так называемый РЕВАНШ БОГА, что можно упомянуть о 20 веке:

— Рост религиозности в России (90-е)

— Возникновение религиозных радикальных группировок (ИГИЛ с 2006, Хамас – в секторе газа против Израиля с 1987, Талибан в Афганистане с 1994, Имират Кавказ с 2007, Фронт ан-нусра с 2012 на территории сирии как подразделение аль-каиды(1988) и тп)

— США 11 сентября как отдельное событие

-ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм. Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные «неверными», так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка.

— ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ
Исламская революция — цепь событий в Иране, результатом которых стали эмиграция шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, упразднение монархии и установление новой администрации, которую возглавил аятолла Хомейни.

— 8 января 1978 года, первая крупная антиправительственная демонстрация в Куме была подавлена с необоснованной жестокостью.
— В течение 1978 года в различных городах Ирана такие же ситуации.
— К концу 1978 — тактика экономических стачек и забастовок — полностью парализовало экономику.
— Шах передал власть премьер-министру и бежал из страны.

— 1 февраля 1979 года в Иран вернулся опальный аятолла Хомейни, который взял власть в свои руки. Было назначено новое переходное правительство. В марте был проведен референдум о новом политическом устройстве, и 1 апреля 1979 года Иран был объявлен первой Исламской республикой.

Влияние революции Ирана на весь мир:

-противостояние ислама и христианства выражается в карабахском, осетино-ингушском, югославском конфликтах, в ущемлении прав славян в центральноазиатских государствах СНГ и т.д.;

-противостояние иудаизма и ислама вылилось в палестино-израильский конфликт;

-начиная с 1983 г., правительство Судана насильственно обращает в мусульманство живущих в стране протестантов;

-в Бирме ведутся военные действия против племени «карен», в большинстве своем протестантов, борющихся за независимость (они насильственно обращаются в буддизм, а в случае отказа подвергаются казни).

— КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИНДУИСТАМИ И ИСЛАМИСТАМИ

Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий.

Конфликт между Индией и Пакистаном, является столкновением двух различных конфессий — индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий.
Поэтому Пакистан не перестает предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам. В этих штатах функционирует ряд сепаратистских политических исламских организаций. В ходе многолетнего противостояния уже погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма. Оценивая отношения Пакистана к этой проблеме, не следует забывать обстоятельства последнего военного переворота: причиной недовольства пакистанских военных стал приказ президента Шарифа вывести пакистанских военных из Кашмира. Как показывает практика, конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные или этнические причины, могут длиться десятилетиями или даже столетиями. Однако в случае индо-пакистанских отношений конфессиональный конфликт впервые может возникнуть между государствами, обладающими ядерным оружием.

О 21 веке:

— 7 января 2015 Шарли Эбдо (Франция)

— 26 июня 2015 терракт на пляже Туниса

— с января по август 2015 террористы ИГИЛ казнили более 1500 мирных + можно добавить теракт с Питерским самолетом и теракты во Франции

— 22 мая 2013 убийство Ли Ригби в Великобритании из-за формы (Музыканта)

— Андерс Брейвик напал в Норвегии на лагерь правящей партии 22\07\2011 всего 77 жертв

— вечный конфликт шиитов и суннитов (Шииты «Партия Али»). Шиитов везде притесняют и не дают прийти к власти(шииты за потомков пророка, почитают Али. сунниты – за строгое следование сунне без изменений, считают, что потомки Мухаммеда не имеют права называться непоколебимыми правителями выбранными Богом, их бесит Али), они бесятся и этим пользуются различные радикальные группировки

Все эти действия можно рассматривать как религиозное насилие, все более и более нарастающее с приходом 21 века.

Религиозное насилие – преднамеренное причинение вреда, убийство, лишение свободы или иное подобное действие, направленное против индивида или группы, совершенное социальными или политическими акторами под воздействием религиозных убеждений.

6. Война, насилие и мир в современной православной апологетике

Апологетика — раздел христианского богословия, посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии, её происхождении, критикует различные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры.

По ОСИПОВУ «Война и мир»:

О войне: В истории нет периода, который обходился бы без войны. С увеличение мощности оружия, которые достигаются с помощью ТНК. 20 век перекрыл все предыдущие века. Война – есть зло? Значит война сопряжена убийством. Тогда убийство это зло или нет? Н: человек убивает, защищая родину – это не грех, если он не будет убивать – будет предателем, это еще больший грех. Нельзя дать однозначный ответ. Все войны начинались либо захватническими или тщеславными мотивами. Церковь, воспринимая войну как зло, но принимает ее если речь идет о защите. Война не желательное, но необходимое средство. Но когда можно назвать войну справедливой, а когда нет? Захватническая – несправедливая. Но сейчас это сложно определить. Фр.компания 1812 г – французская национальная армия за ней остались пожарища, грабежи, насилие и напротив русская армия дошла до парижа без жертв. Метод войны показал какая страна связана со злом, а какая с добром (не тронули мирных – освободительная война). Вот что значит православие, которое проникает в души людей. Гнев есть праведный (когда противостоит злу) – гнев любви (когда родители наказывают ребенка).

У Соловьева: не сама смерть, убийство является грехом, а то чувство, из который выходит эта злоба.

О мире: Есть 2 понятия мира:

1.Связано с исканием комфорта в жизни, благополучии. Для того, чтобы лучше жить здесь. Это касается только земных удобств. Шалом – ориентирован на земное благополучие. В шаломе остаются все страсти. Этот мир очень непрочный, может оборваться в один миг.

2.Но есть другой мир, мир духа. Мир борьбы со страстями, истоками зла (злом, алчностью, которые порождают войну). Христос призывыет к миру ирини. Мир ирини – мир от страстей. Когда есть ирини – война отменяется. Так где забыли об ирини, без души, там ищут просто мира без войны – это ведет к конфликтам.

О преступления (насилие, ненасилие): О профилактике, священники должны проявлять чуткость когда к ним приходят люди и говорят о своих преступных деяниях. Как быть священнику когда ему говорят о готовящихся преступлениях. Сохраняя конфиденциальность, пастырь должен сделать все, чтобы преступление не осуществилось. Он должен призвать его к покаянию. А также он может не указывая на лицо исповедующегося, предупредить тех, кому угрожает опасность. Церковь просит не рассматривать арест как месть, за то, что он сделал, а как средство возможного воспитания человека.

О смертельной казни: Церковь ее не принимает, но она есть .

1.СК иногда плохо, у человека должно быть время осознать, что он наделал и прийти к богу.

2. А иногда хорошо – в убийстве человека всегда присутствует 2 стороны, но раз кто-то убивает, значит он убийца. Для жертвы (преступника) смертельная казнь осознает, что он конечен. Палач – должен взять смертный грех, но это не хорошо. Да есть законы справедливые/несправедливые – Н: есть осужденный и кто-то должен дернуть рычаг, чтобы повесить. И ко всем подходят и одни открещиваются, а другой согласиться за деньги – они готовы убивать за деньги, они сами такие люди и актом назначения палача, Бог показывает до чего вы опустились.

7. Естественнонаучная интерпретация роли религиозного фактора в современных социальных конфликтах

Здесь речь идет о различии во взглядах Р. Докинза и Ф. де Вааля относительно влияния религии на конфликтогенез.
т.е. Роль религии в конфликтах с точки зрения естественных наук

ДОКИНЗ
Докинз — либерал – за свободу мысли, просвещение, науку. За полное устранение религии.
Рассматривает существование бога как научную гипотезу.
Одним из самых пагубных действий религии является пропаганда идеи о том, что отказ от познания является добродетелью. Верующие заполняют «белые пятна», все непонятное – божественным.
Из-за религии жизнь верующего и окружающих может оказаться в опасности. Тысячи людей подвергались за веру мучениям, часто от рук фанатиков, чьи убеждения лишь весьма незначительно отличались от верований их жертв. Поглощаемые религией ресурсы порой достигают колоссальных размеров.
Фундаменталистская религия активно работает на подрыв научного познания мира, учит не пытаться узнать новое. Любая вера вредна, потому что не требует доказательств и не терпит возражений.

Де Вааль
Говорит о том, что невозможно представить, какой была бы человеческая этика без религии, т.к. не существует нерелигиозных культур. Человек всегда развивался рука об руку с религией.
Влияние религии проявляется не столько в том, что она заставляет нас делать что-то, чего мы иначе не стали бы делать, сколько в поддержании и развитии некоторых естественных склонностей.

  • крч, суть в том, что Докинз хочет устранить религию, ибо она зло и виновник всех конфликтов, вот от неё сколько бед. А де Вааль говорит, что может без религии лучше и не станет, да и вообще она не зло сама по себе, есть и другие факторы. Вообще у вааля в основном про обезьянок и мораль, оч сложно что-то вычленить по теме -_-
  • вот мы когда Суад обсуждали
  • говорили еще, что убийства чести — это агрессия людская. и религия здесь не всегда важна
  • религия может дать например толчок, разрешить выпустить свою внутреннюю агресию на волю. бла-бла-бла

8. Конфликтогенность православного фундаментализма в России

Начало зарождения относят к началу ХХ века. На общественном уровне его проявлением стали еврейские погромы (1881, 1903), а на политическом — созданием «Союза русского народа».

Второй волной роста фундаменталистских настроений отмечены 1980—1990-е годы. В стране действовал ряд религиозно-общественных организаций фундаменталистского характера, таких как «Братство», «Православие или смерть», «Общества ревнителей митрополита Иоанна», «Чёрной сотни», «Славянского мира», «Союза православных граждан», «Общественного комитета за нравственное возрождение отечества», Христианско-патриотического движения «Александр Невский».

Значительное влияние на рост православно-фундаменталистских настроений в российском обществе играет позиция РПЦ. Уже к середине 1990-х годов иерархи и священники Русской православной церкви участвовали в лоббировании ужесточения религиозного законодательства по отношению к другим конфессиям, прежде всего нетрадиционным.

Общими основами современного православного фундаментализма называются: бескомпромиссный антиэкуменизм, антикатолицизм, антисектантство, антилиберализм, антииндивидуализм, критика «западных ценностей»; государственничество (державность), поддержка национально-патриотических движений. Идеологическими столпами можно назвать теоцентризм, благочестие, Священное Предание и традиция, следование истине Писания и святых Отцов, добродетель и целомудрие, концепции Христианского государства и «Народ и Родина».

Социальной базой православного фундаментализма в России являются женщины старшего поколения, интеллигенция (особенно гуманитарная). Во многих случаях фундаментализм представляет собой маргинальное проявление обрядоверия, проявляющееся в форме радикально-националистической идеологии, ненависти к чужакам, политического ангажирования.

9. Религиозный конфликтогенез в теории мемов

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, объединение людей в организации – общины.

Религия = мемплекс (мем=ритуал)

Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. Докинз предложил идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов; и так же как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции.

Доккинз: СЦИЕНТИЗМ=новая религия. Ритуалы как павлины: затрачивают время и ресурсы для показухи. Люди верят,что религия предохранит их от болезний, но это не доказано – помощь скорее в утешении(как плацебо снимает стресс).Но люди как солдаты, марширующие по приказу под поезд, не отличают – от + команд.

Рекомендуемые страницы:

Сикхское государство

Империя
Сикхская империя
Sarkar-e-Khalsa
Флаг Герб
Гимн: Deg Tegh Fateh




→ 1799 — 1849
Столица Лахор (1802-1849)
Гуджранвала (1799-1802)
Язык(и) Персидский (оф.),
Панджаби
Религия Сикхизм
Площадь 491,464 км²
Население 1.5 миллиона
Форма правления Монархия
Главы государства
Набоб
• 1733-1735 Капур Сикх
Махараджа
• 1762-1783 Jassa Singh Ahluwalia
• 1801-1839 Ранджит Сингх
• 1839 Kharak Singh
• 1839-1840 Nau Nihal Singh
• 1840-1841 Chand Kaur
История
• 1799 Смерть генерала Банд Синх Бахадур
• 1849 Вторая англо-сикхская война
Преемственность

Индия → Китай →

Пакистан →

Сикхизм

Эта статья входит в
цикл статей о Сикхизме

Гуру сикхов

История

Разное

Си́кхское госуда́рство — государственное образование сикхов, существовавшее в Южной Азии в 1716—1849 годах.

В 1716—1799 годах у сикхов существовало собственное государство — Сикхская конфедерация, с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, возглавляемые мисальдарами, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тысяч кавалерии).

12 апреля 1801 года Ранджит Сингх коронован как Махараджа, что совпало с праздником Вайсакхи. Церемонией руководил сагиб Сингх Беди, потомок гуру Нанака Дева. С 1799 года столицей становится Гуджранвала, в 1802 году перенесена в Амритсар и Лахор. Ранджит Сингх возносится к вершинам власти в короткое время, из главы одного из мисалей становясь Махараджей Пенджаба. Уже в 1799 году Ранджит Сингх объединяет разрозненные мисали в империю (Сикхская империя), в 1849 году уничтоженную британскими колонизаторами в результате второй англо-сикхской войны.

Появление сикхского государства стала возможно благодаря упадку империи Великих Моголов, который обозначился к началу XVIII века. Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом.

Политическая структура сикхизма проходит три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556—1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

История

Пенджаб под властью Великих Моголов

Сикхизм зародился во время завоевания Северной Индии шахом Бабуром. Его внук Акбар придерживался веротерпимости, и, после посещения лангара гуру Амар Даса составил благоприятное впечатление о сикхизме. Он пожертвовал земли лангару, и до своей смерти в 1605 поддерживал хорошие отношения с сикхскими гуру.

Его преемник, Джахангир увидел в сикхах потенциальную угрозу. Он арестовал гуру Арджуна Дева, и приказал запытать его насмерть, из-за того, что сикхи поддержали мятеж старшего сына Джахангира против своего отца. Мученичество гуру Арджун Дева заставило его преемника, шестого гуру Хар Гобинда, объявить о независимости сикхов, основав Акаль Такт, и построив форт для защиты Амритсара. Тогда Джахангир поместил гуру в тюрьму в Гвалиоре, отпустив только через много лет, когда уже не чувствовал угрозы.

После смерти Джахангира в 1627 году его преемник шах Джахан после серии атак на Амритсар заставил сикхов отступить в холмы Сивалик. Следующий гуру, Хар Рай, предпринял ряд попыток занять землю сикхов, и придерживался нейтралитета в борьбе за власть между Аурангзебом и Дара Шикох за контроль над династией Тимуридов.

Девятый гуру, Тегх Бахадур, переместил общину в Анандпур, и много странствовал. Он помешал браминам Кашмира обратиться в ислам, и вступил в конфликт с Аурангзебом. Когда перед ним встал выбор между обращением и смертью, гуру выбрал смерть.

Следующий гуру, Гобинд Сингх, принял власть в 1675 году, и переместил центр сикхизма в Паунту. Он построил большой форт для защиты города, и поместил в нём гарнизон. Растущая мощь сикхской общины встревожила местных раджей, атаковавших город, но эти попытки были отбиты. Гуру отправился в Анандпур, и основал Хальсу, объединённую армию сикхов, 30 марта 1699 года. Основание Хальсы сплотило сикхов против множество поддерживаемых Моголами претендентов на место Гуру. В 1701 году объединённая армия раджей и Моголов атаковала Анандпур, и, после отступления Хальсы, была разбита в битве при Мукстаре. Гобинд Сингх принял приглашение преемника Аурангзеба, Бахадура Шаха, встретиться в Южной Индии. Когда он прибыл в Нандед в 1708 году, то был убит агентами губернатора Сирхинда.

Банда Сингх Бахадур

Банда Сингх Бахадур был аскетом из касты раджпутов, и обратился в сикхизм после встречи с гуру Гобиндом Сингхом в Нандеде. Незадолго до своей гибели, гуру приказал Бахадуру отвоевать Пенджаб, и приказал всем сикхам присоединиться к нему. После двух лет собирания сторонников, Бахадур поднял крестьянское восстание против заминдаров (феодальных землевладельцев), и раздал их землю крестьянам — сикхам, индуистам и мусульманам.

Бахадур правил землями между реками Сутледж и Ямуна, и чеканил монету с изображениями гуру Нанака и гуру Гобинда Сингха. В 1716 году был разбит Моголами, взят в плен вместе с 700 своими людьми, и был отправлен в Дели. Там он подвергся пыткам, и был казнён после отказа перейти в ислам.

Усиление хальсы

Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) — Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

С 1762 года мощь Дал Хальсы (сикхской армии) резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост территории. С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в 1801 году, конфедерация преобразовалась в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшем из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

Конец империи

См. также: Первая англо-сикхская война и Вторая англо-сикхская война

После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

Последний сикхский князь Далип Сингх был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от британского правительства.

После аннексии Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично — «туземных государств», частично — территорий под прямым управлением Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор.

Хармандир-Сахиб, (Золотой Храм)

География

Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

  • Провинция Пенджаб, современный Пакистан
  • Штат Пенджаб, современная Индия
  • Союзная территория Чандигара, Индия
  • Штат Хараяна, Индия
  • Штат Химашал Прадеш, Индия
  • Бывшее «туземное государство» Джамму, Индия
  • Дели
  • Северо-западная пограничная провинция, Пакистан
  • Зона племён, Пакистан
  • Исламабадская столичная территория, Пакистан
  • Части северо-восточного Афганистана

Субтитры

Представляю 20 интересных фактов о Канаде. Название страны Канада происходит из языка индейце-ирокезов, и означает «деревня». Канада является второй по величине страной в мире, уступая первенство лишь России. Кстати, она также является крупнейшим государством на своем континенте. Официальными языками Канады являются французский и английский. В Канаде впервые в мире была возведена взлётно-посадочная площадка, предназначенная для НЛО. Приземлялись ли на неё корабли инопланетных цивилизаций неизвестно, но посмотреть необычную площадку можно и сегодня в городе Сейнт-Поул — она является мощным центром туристического притяжения и толпы иностранцев посещают её ежедневно. Интересный фактом, также является то, что около десяти процентов жителей твердо утверждают, что когда-то действительно видели НЛО. Ещё одно интереснейшее место в Канаде — остров Сейбл, знаменитый на весь мир тем, что он постоянно дрейфует, изменяя своё географическое положение. Это происходит за счет того, что он омывается одновременно несколькими морскими течениями. Кстати, в старину этот остров был известен как «пожиратель кораблей». Также примечателен тот факт, что Канада входит в список крупнейших мировых поставщиков золота, меди, цинка, никеля, алюминия, и природного газа. Возле небольшого городка Черчилл обитают белые медведи, а нередко эти гиганты заходят в сам город. Для их отлова и выдворения восвояси даже создана специальная служба. А на пороге многих домов лежат специальные коврики — это кусок фанеры, куда вбиты гвозди. Гвозди кладутся к верху острием, чтобы отпугнуть животное, решившее полакомиться запасами провианта, а то и самим хозяином жилища. В Канаде обожают морские гонки, только вместо лодок или байдарок местные жители используют обычные ванны, к которым крепится лодочный мотор. Как известно канадцы — страстные поклонники хоккея. Согласно традиции, каждому из участников команды (в случае выигрыша) выдаётся на сутки кубок. Кстати, в истории канадского хоккея зафиксированы два случая, когда кубок использовался для крещения младенцев. В Торонто развлекать музыкой и песнями пассажиров городского метро можно исключительно профессиональным музыкантам — для этого они должны пройти обязательное прослушивание. После положительного ответа комиссии им будет выдана лицензия, стоимостью в 150 канадских долларов. В Канаде находится один из крупнейших водопадов мира — Ниагарский — который привлекает массы туристов. Также его облюбовали и самоубийцы: согласно статистике несколько человек в неделю пытаются совершить там попытку суицида. 25% жителей Канады в возрасте от 18 до 30 лет используют Интернет как основной источник получения знаний и информации. Канадская вежливость давно вошла в поговорку — люди там действительно феноменально вежливы. Известное национальное блюдо Канады называется «путин» (poutine). Несмотря на то, что ударение в нем приходится на второй слог, многие заведения не гнушаются слоганов вроде «Даже в КГБ нет такого вкусного путина, как у нас». На самом же деле кушанье из жареного картофеля с мясом и сыром было названо так еще в 1957 году квебекским ресторатором Фернандом Лачэнсом. Ходит слух, что купюры достоинством в 100 канадских долларов пахнут клёном, но Банк Канады настойчиво отрицает этот факт. Самые большие общины украинцев, франкоговорящих и сикхов за пределами Украины, Франции и Индии находятся именно в Канаде. Неполиткорректным будет не только называть черных неграми, но и эскимосов эскимосами, а индейцев индейцами. Их нужно звать инуитами и первой нацией соответственно. Образовательная система Канады по праву считается одной из лучших в мире и имеет много преимуществ по сравнению со своим южным соседом – США. Несмотря на высокий уровень жизни, эта страна гораздо дешевле и безопаснее, а дипломы Канадских университетов высоко котируются во всех странах мира. Говорят, что около 33% канадцев спят голыми, а перед сном обязательно читают книгу. Именно в Канаде было изобретено множество крутых вещей. Самыми значимыми являются: баскетбол, электрическая лампочка, электрическая плита, электронный микроскоп, телефон, телевидение, кинотеатры IMAX и многое другое. Друзья, в прошлом выпуске про Беларусь на фото была изображена Брестская крепость. А что же за достопримечательность Канады изображена здесь, ответ как всегда в следующем выпуске про страны, а сейчас – ставим лайк и подписываемся на канал, ну и конечно же — всем удачи, всем пока!

oper_1974

Армия сикхов, мощное вооруженное формирование, с сильной артиллерией и обученное, в частности, французскими солдатами удачи, стихийно увеличивалась в численности после смерти их великого вождя Ранджит Сингха, «льва Пенджаба».
В 1845 году армия сикхов пересекла реку Сутлей, которая образовывала южную границу их территории, но была встречена и в конце концов разбита британцами в нескольких кровопролитных сражениях — при Мудки, Фсрозешахе, Аливале и Собраоне.
Над территорией княжества был провозглашен британский протекторат, но два года спустя сикхи, все еще верившие в свою военную силу, подняли восстание. Началась вторая сикхская война, во время которой 13 января 1849 года произошла крупная битва при Чилианвале. Потери британцев были очень значительны — 2338 человек, — а исход битвы лучше всего может быть обозначен как ничья.
Решающее сражение при Гуджерате, в котором англичане впервые обладали преимуществом в артиллерии, закончилось полным разгромом армии сикхов, и Пенджаб был присоединен к Британской Индии.
Последний сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх (1843-1849 гг) был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от английского правительства.

Во время восстания сипаев сикхи, как и гуркхи, поддерживали англичан и тысячами стекались под их знамена — частично из пристрастия к британцам, которыми они восторгались как достойными противниками, а частично из неприязни к мусульманам и бенгальцам, которые составляли значительную часть сил восставших.
Англичане не упустили случая тут же начать вербовку этих прирожденных воинов в свою армию, и сикхские полки стали ценной частью британской индийской армии вплоть до 1947 года, а после обретения Индией независимости вошли в состав армии Республики Индии
Британцы относили сикхов к одной из лучших «боевых рас», но ценили всё же чуть пониже чем четвёрку лучших (догра, гархвалы, гуркхи и кумаоны). Однако из-за того, что сикхов в Индии гораздо больше, чем догров, гархвалов и кумаонов с непальскими гуркхами вместе взятых, 20 % рядового и сержантского состава британской Индийской армии были сикхами.
Сикхов британцы характеризовали как храбрых и надёжных солдат, особо отмечая их великолепные качества в стрессовых ситуациях. И неуёмную жажду деятельности — поэтому британские наставления рекомендовали офицерам всегда чем-то занимать сикхов, хотя бы спортом.
11-й Сикхский полк британской Индийской армии был создан в 1922-м слиянием двух полков, сформированных британцами после аннексии сикхского государства в 1846-м: 14-го полка Ферозпурских сикхов и 15-го полка Лудхиянских сикхов.
Именно верность и стойкость первого из них во время осады Лакхнау в 1857-м и обеспечила сикхам благорасположение британцев. Вплоть до того, что именно сикхи первыми из британских солдат получили право носить свои традиционные головные уборы — красные тюрбаны. Даже шотландцам разрешили носить балморалы и гленгарри гораздо позже.
Сикхи сражались за Британию на фронтах обоих Мировых войн и в различных колониальных кампаниях. Именно сикхи традиционно несли службу на Северо-Западной границе Британской Индии. Там и произошёл знаменитый бой за Сарагарх, когда в сентябре 1897-го 21 сикх из Лудхиянского полка отбили атаку 10 000 пуштунов.
12 сентября афганцы атаковали Сарагархи, чтобы уничтожить коммуникацию между фортами. Гарнизон Сарагархи насчитывал всего 21 солдата-сикха. 21 против 10 000 афганцев. Сикхи понимали, что обречены, и их это скорее только успокоило. Они отправились покрывать себя славой, убивая сотни афганцев, пока те не задавили их числом.
Захватив и разрушив Сарагархи, афганцы вновь двинулись на приступ Форта Гулистан, но бой за Сарагархи сильно задержал их и они прибыли на место только к ночи 13-14 сентября; это оказалось слишком поздно для того, чтобы захватить форт.
Афганцы позднее утверждали, что они потеряли 180 человек убитыми и очень многие были ранены в битве с 21 сикхским воином.
Однако позже, когда Сарагархи был отбит англичанами, возле блок-поста было обнаружено около 600 мёртвых тел. Это сражение вошло во все военные индийские учебники. Этот день отмечается ежегодно особой церемонией в индийской армии.
Сикхи получили 14 Крестов Виктории, первым из сикхов был награждён Ишвар Сингх из 28-го Пенджабского полка, отличившийся в 1921-м во время кампании в Вазиристане. 13 других Крестов получены на азиатских фронтах Второй Мировой войны. Всего на двух Мировых войнах погибли 83 тысячи сикхов.
Британская Индия вступила в Первую мировую войну одновременно с Великобританией, которая объявила войну Германии 4 августа 1914 года. Индийские войска участвовали в боевых действиях в Европе, Средиземноморье, Африке и на Ближнем Востоке.
В ходе войны в Индии было мобилизовано 1 440 437 человек, около 1 000 000 индийских военнослужащих были отправлены за пределы Британской Индии, из которых 64 449 военнослужащих погибли, 128 000 человек были ранены и 11 264 человек попали в плен.
Индийская армия воевала против германских войск на Западном фронте, в Восточной Африке. Также индийские войска принимали активное участие в боевых действиях в Египте и в Месопотамии против войск Османской империи.
Первые бои Второй мировой войны для индийских солдат начались далеко на территории Франции. Здесь в мае 1940 года среди прочих британских войск под удар немецких танков попали индийские части, сформированные из пенджабских раджпутов. Одна из рот этих воинов почти целиком попала в плен, остальные были эвакуированы в ходе поспешного бегства англичан под Дюнкерком.
Потерпев поражение от немцев в Европе, индийцы отыгрались на итальянцах в Африке. Две индийские дивизии активно участвовали в боевых действиях на территории Сомали, Судана и Эфиопии в 1940-1941 годах. Одна только 4-я индийская дивизия разгромила 65 итальянских батальонов, захватив более 40 тысяч пленных и 300 орудий.
Основу британских сил, оккупировавших в союзе с СССР летом 1941 года Иран, так же составили индийцы — 8-я и 10-я индийские дивизий и 2-я индийская бронетанковая бригада.
29 августа 1941 года передовые советские части Закавказского округа генерала Толбухина у города Сененеджа в центральном Иране встретились с авангардом индийцев из британских частей. В дальнейшем именно индийские пехотинцы обеспечивали охрану и функционирование южной части «ленд-лиза» в СССР через Иран.
В апреле 1941 года в ходе первого наступления Роммеля только стойкость 3-й моторизованной бригады индийских войск позволила англичанам удержать Тобрук. Здесь индийцам впервые пришлось столкнуться с немцами. 7 декабря 1941 года авангард 7-й индийской бригады прорвал кольцо немецкой осады Тобрука.
Но в декабре 1941 года для Британской индийской армии неожиданно возник новый фронт — в войну вступила Япония. Первое столкновение произошло 8 декабря 1941 года у Кота-Бару, в Малайзии.
Имевшие после войны в Китае немалый опыт боев в джунглях японские солдаты из армии Ямаситы разгромили индусов из 8-й бригады 9-й индийской дивизии. Среди 95 тысяч взятых в плен при капитуляции Сингапура 59 тысяч были индийцами.
В 1942-1944 годах в горах и джунглях на индо-бирманской границе продолжались упорные бои индийских и японских дивизий, где обе стороны несли большие потери не только от снарядов и пуль, но и от тропической малярии и лихорадки. В феврале 1944 года японцы попробовали вторгнуться в Индию, предполагая поднять там антибританское восстание.
Японское командование привлекло к наступлению более 100 тысяч солдат, усиленных 8 тысячами индусов из Индийской национальной армии. Эту армию из индийских военнопленных сформировал Субхас Чандра Бос который в поисках союзников в борьбе против Британии успел посотрудничать и с Коминтерном, и с Гитлером, а затем стал союзником японских генералов.
Индийские части воевали с японцами до капитуляции в сентябре 1945 года. Одновременно солдаты из Индостана воевали и на Западе. Так в 1943 году индийские части участвовали в высадке на Сицилии.
Германская военная разведка считала лучшим подразделением союзников в Италии именно 4-ю индийскую дивизию. Она участвовала в кровавом для союзников наступлении под Монте-Кассино на самом трудном направлении в горах, чтобы пробиться к Риму.
В августе 1944 года именно индийцы при помощи итальянских партизан овладели Флоренцией. На севере страны именно индийские части первыми вышли на границу с Югославией.
Британская пресса охотно писала об успехах индийских войск, дабы подчеркнуть трогательное единодушие народов империи. Черчилль вынужден был даже потребовать, чтобы в СМИ обязательно писали не «индийские», а «англо-индийские» дивизии.
Всего в 1939-45 годах военную форму надели свыше двух с половиной миллионов солдат из Индии. Это были не призывники, а наемные добровольцы, которые обходились британской короне дешевле мобилизованных «белых», тем более что все расходы по их обеспечению и вооружению несла сама Индия.
Каждый четвертый солдат воюющей Британской империи был индийцем. В истории человечества Британская индийская армия периода Второй мировой войны считается самой большой наемной армией мира.
В мае 1984 года правительство Индиры Ганди приняло решение о штурме Хармандир-Сахиба, выбрав для этого максимально неудачное время, совпавшее с годовщиной мученичества одного из гуру сикхов: храм был буквально набит паломниками.
Спецоперация длилась несколько дней — несколько дней ожесточенных перестрелок с применением гранатометов, танков и другой тяжелой техники. Здание сильно пострадало (ныне полностью отреставрировано), но куда страшнее было общее количество жертв: 83 человека со стороны индийских военных, 492 человека со стороны сикхов, большинство из которых составляли паломники (в том числе тридцать женщин и пятеро детей).
Помимо жертв, у штурма были и другие последствия, крайне трагичные для Индии. Во-первых, сикхский терроризм обрел дополнительную поддержку и усилил свою экстремистскую составляющую. Во-вторых, полицейские и военнослужащие сикхи стали либо увольняться, либо попросту дезертировать из индийской армии.
Наконец, в-третьих: последовавшее вскоре убийство Индиры Ганди было акцией возмездия за штурм Золотого храма, осуществленной сотрудниками охраны премьер-министра.
В свою очередь, убийство Ганди вызвало массовые волнения и погромы, в результате которых от рук взбешенных индусов погибло более пяти тысяч сикхов (отдельные источники называют и цифру в тридцать тысяч).
А спустя три года сикхи провозгласили создание независимого государства Халистан. Несмотря на то, что территория Халистана полностью контролируется Индией, его суверенитет все-таки признали Пакистан и Турция, а также Турецкая республика Северного Кипра.
Tags: военная история

Сикхи (народ)

Не следует путать с ситхами — группой вымышленных персонажей из вселенной «Звёздных войн».

Сикхиклиб

Численность

свыше 25 млн чел (2018)

Расселение

Индия (20,8 млн),
США (500-700 тыс.),
Канада (470 тыс.),
Великобритания (430 тыс.),
Италия (150 тыс.),
Австралия (125 тыс.)

Язык

Панджаби

Религия

Сикхизм

Происхождение

на языке хинди «сикх» — «ученик»

Медиафайлы на Викискладе

Си́кхи (на языке хинди «сикх» — «ученик») — этноконфессиональная группа, проживающая преимущественно в Индии; последователи сикхизма. В национальном составе сикхов преобладают пенджабцы — жители индийского штата Пенджаб. Также сикхи живут в США, Канаде, Великобритании, Италии, странах Юго-Восточной Азии и Океании. Общая численность сикхов в мире достигает более чем 25 млн человек (около 0,4 % населения Земли). Говорят на языке панджаби индоарийской группы индоевропейской семьи. Религия сикхов — сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

Сикхи у Хармандир Сахиб (Золотого храма) в Амритсаре

Основателем сикхизма стал гуру (учитель) Нанак (1469—1539). Он много путешествовал, побывал даже в Мекке, а в начале XVI в. поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504—1552 гг), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас (1479—1574), который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества, сложил ряд гимнов. Четвёртым гуру стал зять Амар Даса — Рам Дас (1534—1581), прославившийся как знаток и толкователь гимнов. Он заложил город Амритсар («Пруд бессмертия»), который превратился в крупнейший духовный центр сикхизма, равно как и в торговый центр северной Индии. Сан наставника-гуру сделался наследственным при сыне Рам Даса — Арджуне (1563—1606 гг.). Арджун составил «Ади Грантх» — сикхский канон.

Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей. Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (1675—1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 году он был казнен в Дели.

После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов). Постепенно военные вожди сикхов превратились в феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть.

С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в 1801 году, конфедерация преобразовалась в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшем из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

  • Провинция Пенджаб, современный Пакистан
  • Штат Пенджаб, современная Индия
  • Союзная территория Чандигарх, Индия
  • Штат Харьяна, Индия
  • Штат Химачал-Прадеш, Индия
  • Бывшее «туземное государство» Джамму, Индия
  • Дели
  • Северо-западная пограничная провинция, Пакистан
  • Зона племён, Пакистан
  • Исламабадская столичная территория, Пакистан
  • Части северо-восточного Афганистана

После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов.

Шлем сикхов

В 1846 году британцы нанесли сикхам серьезное поражение, а после второго поражения в 1849 году Пенджаб был присоединен к Британской Индии.

Последний сикхский князь Далип Сингх был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от британского правительства.

Солдаты Сикхского полка лёгкой пехоты (англ.)русск. армии Индии

С разделом бывшей Британской Индии в 1947 году на Индию и Пакистан начались конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. После кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 году территория штата Пенджаб уменьшилась за счёт выделения нового штата — Харьяны.

Противоречия между сикхами и индуистами нарастали с 1970 годов; сикхи обвиняли индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди — в диктатуре. В Пенджабе появились сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан. В начале 1980-х годов особое влияние приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнаил Сингх Биндранвал. Под его руководством главная святыня сикхов — Золотой храм в Амритсаре — была превращена в укрепленную крепость. Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов. Конфликт в Пенджабе длился более десяти лет, приведя к гибели более 20 тысяч человек.

Хармандир Сахиб (Золотой храм)— главный храм (гурдвара) сикхов в Амритсаре

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром страны в 2004—2014 годах Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают около 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх). 4 ноября 2015 года сикх Харджит Саджан был назначен на пост министра обороны Канады (в этой стране сикхи составляют более 1,3 % населения (англ.)русск.).

Расселение и численность

В основном сикхи живут в штате Пенджаб, отдельные группы есть и в других районах Индии. Общая численность свыше 25 млн человек. По данным на 2008 год в Индии проживают 20,8 млн человек, в США — 500-700 тыс., в Канаде около 470 тыс., в Великобритании — 430 000. Этническая основа сикхов — пенджабцы.

Социальная структура

Большинство сикхов входит в касту джатов, крупнейшую сельскую касту Пенджаба. Хотя внутри храма кастовые различия не соблюдаются, вне храма они сохраняют известное значение — например, при выборе брачных партнеров. Многие сикхи занимаются сельским хозяйством и являются успешными фермерами.

В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии.

Сикхские женщины в Хармандир Сахиб

Семьи народа в основном малые, большинство семей моногамные, патрилинейные.

Одежда

Одежда сикхов достаточно своеобразна, особенно это своеобразие проявляется в мужской одежде. Мужчины носят лунги и штаны, рубахи, жилеты, тюрбан (пагри). Они не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку. Женщины носят, как правило, юбки и обязательно покрывают голову.

  1. Сикхи — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  2. Cheema I. K. Sikh Communal Consciousness and State Violence in India // Pakistan Horizon, Vol. 59, No. 3 (July 2006), p. 67.
  3. Census of India. Дата обращения 4 апреля 2008. Архивировано 12 августа 2007 года.
  4. UK Labour force survey replies by religion July to September 2008, The Times (30 января 2009). Дата обращения 16 июня 2010.
  5. Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии / А. Володин // Народы Африки и Азии. — 1989. — № 1. — С. 214.
  6. 1 2 Энциклопедии@Mail.Ru (недоступная ссылка)

> Ссылки

  • Сикхизм
  • Альбедиль М. Ф. Сикхи // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / М. Ф. Альбедиль. — М., 1996. — С. 161—164.
  • Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии // Народы Африки и Азии. — 1989. — № 1. — С. 214.
  • Захарьин Б. А. Эволюция религиозного самосознания сикхов в XV — первой половине XIX вв. — М., 2000. С. 40.
  • Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 2001. — С. 371
  • Кочнев В. И. Сикхи // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 482.
  • Фурсов К. А. Львы Пятиречья: Сикхи — великие воины Азии. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. — 474 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-87317-721-9.
  • Ethnologue: Languages of the World, Fifteenth edition. — 2009. — P. 96.
  • Cheema I. K. Sikh Communal Consciousness and State Violence in India // Pakistan Horizon, Vol. 59, No. 3 (July 2006), pp. 67–82.
  • Chilana R. S. Sikhism: Building a Basic Collection on Sikh Religion and Culture // Reference & User Services Quarterly, Vol. 45, No. 2 (Winter 2005), pp. 108–116.
  • Murphy A. History in the Sikh Past // History and Theory, Vol. 46, No. 3 (Oct., 2007), pp. 345–365.
  • Singh Sangat, Quinton King Noel The Sikhs In History: A Millennium Study / Sangat Singh Noel Quinton King. — New York, 1995. — P.105.