Северный флот ВОВ

Северный флот СССР во время Великой Отечественной войны

Северный флот
СФ

Годы существования

Страна

СССР

Подчинение

командующему

Входит в

ВМФ

Тип

флот

Функция

защита

Численность

оперативно-стратегическое объединение

Девиз

Северный флот… Не подведёт!

Войны

Вторая мировая война

Знаки отличия

орден Красного Знамени

Командиры

Известные командиры

Арсений Головко

Се́верный флот(СФ) — оперативно-стратегическое объединение ВМФ СССР Вооружённых Сил СССР во время Великой Отечественной войны.

Северный военный флот образован согласно Приказа НКО СССР № 056 от 11 мая 1937 года Маршала Советского Союза К. Ворошилова на базе Северной военной флотилией.

Суровым испытанием для молодого Северного флота явилась Великая Отечественная война. С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Северный флот непрерывно действовал на открытом морском театре, который отличался огромными размерами и суровыми физико-географическими особенностями.

Командный состав

  • Командующий — контр-адмирал, с сентября 1941 года вице-адмирал, с марта 1944 года адмирал А. Г. Головко (июнь 1941 г. — до конца войны).
  • Члены Военного совета:
    • дивизионный комиссар, с декабря 1942 года контр-адмирал, с мая 1944 года вице-адмирал А. А. Николаев (июнь 1941 г. — до конца войны)
    • секретарь Мурманского обкома ВКП(б), бригадный комиссар, генерал-майор М. И. Старостин (июнь 1941 г. — сентябрь 1944 г.)
  • Начальники штаба:
    • контр-адмирал С. Г. Кучеров (июнь 1941 г. — март 1943 г.)
    • контр-адмирал М. И. Федоров (март 1943 г. — май 1944 г.)
    • контр-адмирал, с мая 1944 года вице-адмирал В. И. Платонов (май 1944 г. — до конца войны)

Состав флота

На 22 июня 1941

В отличие от других флотов, Северный флот в течение войны увеличил свои силы. Так, к началу Великой Отечественной он располагал всего пятнадцатью подводными лодками, сведенными в одну бригаду и восемью эскадренными миноносцами, семью сторожевыми кораблями, (практически все сторожевики являлись мобилизованными на период войны гражданскими судами).

ВВС СФ (116 боевых самолётов):

(командующий — генерал-майор авиации А.А.Кузнецов)

  • 118-й морской разведывательный авиационный полк— 35 МБР-2 и 7 ГСТ;
  • 72-й смешанный авиационный полк — 49 истребителей (в том числе: 28 И-15бис, 17 И-153, 4 И-16) и 11 бомбардировщиков СБ;
  • 49-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья — 10 МБР-2;
  • 24-е отдельное авиационное звено связи (БелВМБ) — 2 МБР-2;
  • 34-е отдельное санитарное авиационное звено — 2 МБР-2.
В 1945

линейный корабль «Архангельск», крейсер «Мурманск», семнадцать эскадренных миноносцев (линкор, крейсер и девять эсминцев были поставлены союзниками в счет раздела итальянского флота после выхода Италии из войны, позднее возвращены в США и Великобританию), пятьдесят один сторожевой катер (часть поставлена по ленд-лизу), сорок пять охотников за подводными лодками (ленд-лиз), сорок три тральщика (20 тральщиков английской постройки тип MMS), пятьдесят шесть торпедных катеров (Г-5, Д-3, Хиггис, Воспер (заменены торпедные аппараты), сорок две подводные лодки (три переданы в счёт раздела итальянского флота, одна погибла на переходе), семьсот восемнадцать самолётов различных классов (истребители «Аэрокобра», «Спитфайр», гидросамолёты «Каталина», бомбардировщики и торпедоносцы «Бостон» переданы по ленд-лизу), двести пятьдесят шесть орудий береговой артиллерии и более двадцати пяти тысяч морских пехотинцев.

Боевые действия

В ходе войны в задачи флота входило прикрытие приморского фланга 14-й армии от вражеских десантов и обстрелов кораблей, защита своих путей морского сообщения и удары по коммуникациям врага, нарушавшие транспортные перевозки противника и лишавшие его инициативы на море.

Флот также высаживал десанты и разведывательные отряды в тыл врага. Большую роль в сражениях при обороне Заполярья сыграли высадки десанта в губе Большая Западная Лица в 1941-м и 1942-м годах, на мыс Пикшуев и в Мотовском заливе. Во время советского наступления в 1944-м году флот высаживал десант в губе Малой Волоковой, в порту Лиинахамари и в Варангер-фьорде.

Флот формировал и посылал на сухопутный фронт части морской пехоты, прославившиеся в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом и на Северном Кавказе.

С 1942 по 1944 гг. в Полярном на ротационной основе базировались 2-3 английских подводных лодки, надводные корабли Англии и США. При сопровождении конвоев на Север погибли 40 000 моряков союзных флотов.

Нанесённый урон

Противостоя крупным силам противника, флот за годы Великой Отечественной войны уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1 300 самолётов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1 463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1 548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров.

Собственные потери

Благодаря героической обороне Кольского полуострова, полуостровов Рыбачий, Средний и Мурманска части Северного флота в течение всей войны действовали со своих основных баз, не были вынуждены спешно эвакуироваться под ударами врага и на равных вели борьбу с силами противника. Соответственно, из состава трёх воюющих флотов (Северный, Черноморский и Балтийский) Северный флот понёс минимальные потери.

Так, за всю всю войну наиболее крупными потерями флота стала гибель трёх эсминцев: «Стремительный» (потоплен вражеской авиацией 20.07.1941 в главной базе флота), «Сокрушительный» (погиб в шторме при проводке конвоя 20.11.1942, то есть без воздействия противника), «Деятельный» (потоплен германской подводной лодкой 16.01.1945).

Значительными являются потери в подводных лодках, которые вели активные боевые действия в течение всей войны. Северный флот потерял 23 подводные лодки (с учётом погибшей на переходе из Великобритании в Мурманск В-1 с советским экипажем), что составляет 47 % от их количества за всю войну. Из этого числа 13 подводных лодок пропали без вести (наиболее вероятная причина гибели — подрыв на мине), 3 — потоплены вражеской авиацией, по 1 — торпедами вражеских подводных лодок и действиями надводных кораблей. Ещё 3 подводные лодки потоплены, по германским данным, глубинными бомбами с надводных кораблей, но достоверность этих данных пока не установлена.

Потери сторожевых кораблей составили 16 (из общего числа в 34, что составляет 47 %). Практически все погибшие сторожевики являются мобилизованными на период войны гражданскими судами. Наибольшее число потерь — от авиации противника.

Кроме того, флот потерял по всем причинам 12 торпедных катеров, 3 катера типа «большой морской охотник», 7 катеров «малый охотник», 9 сторожевых катеров.

Потери в тральщиках составляют 13 кораблей (из общего числа в 54 имевшихся за всю войну, что составляет 24 %), основная масса — от вражеских подводных лодок.

Потери в личном составе — безвозвратные 10 905 человек (из них 1 308 человек — небоевые потери), что в 5 раз менее аналогичных потерь Балтийского флота и в 8 раз — Черноморского флота. Также за войну было ранено 8 978 человек и попало в госпитали из-за болезней и обморожений — 16 299 человек.

Флот до конца выполнил свой долг перед Родиной. Спустя два десятилетия, 7 мая 1965 года в ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Северный флот был награждён орденом Красного Знамени.

Подвиги

Известными образцами мужества и отваги, проявленными моряками Северного флота, стали:

  • Подвиг команды сторожевого корабля «Туман» (СКР-12) (бывший траулер), принявшего 10 августа 1941 года неравный бой с тремя эсминцами кригсмарине, прикрывая вход в Кольский залив
  • Подвиг экипажа ледокольного парохода «Александр Сибиряков», принявшего неравный бой 25 августа 1942 г. с «карманным линкором» «Адмирал Шеер», этот бой спас конвой и порт Диксон, операция «Вундерланд» фактически была сорвана
  • Потопление сторожевым кораблем «Бриз» (бывший траулер «Мурманрыбы») подводной лодки.
  • Подвиг гарнизона п-ова Рыбачий, оборона 1273 дня
  • Подвиг моряков 1-го и 2-го добровольческих отрядов СФ на хребте Муста-Тунтури
  • Подвиги и боевая служба экипажа гвардейского эскадренного миноносца проекта 7 «Гремящий»

Известные участники боевых действий

  • Сафонов, Борис Феоктистович — лётчик, командир эскадрильи, командир 78-го истребительного полка ВВС Северного флота, дважды Герой Советского Союза
  • Леонов, Виктор Николаевич — морской пехотинец, войсковой разведчик, командир отдельного разведывательного отряда штаба Северного флота, командир 181-го отдельного разведывательного отряда штаба Тихоокеанского флота, дважды Герой Советского Союза.
  • Гаджиев, Магомет Имадутдинович — командир дивизиона подводных лодок Северного флота, Герой Советского Союза.
  • Шабалин, Александр Осипович — командир катера, командир бригады торпедных катеров Северного флота, дважды Герой Советского Союза.
  • Коршунович, Сергей Григорьевич — командир катера, командир дивизиона торпедных катеров, Герой Советского Союза.
  • Алексеев, Владимир Николаевич — командир дивизиона торпедных катеров, Герой Советского Союза.
  • Николай Лунин — командир подводной лодки Щ-421, подводной лодки К-21, Герой Советского Союза.
  • Щедрин, Григорий Иванович — офицер-подводник, командир подводной лодки «С-56» (ПЛ пришла с Тихоокеанского флота), Герой Советского Союза.
  • Фисанович, Израиль Ильич — офицер-подводник, командир Краснознаменной подводной лодки «М-172», командир гвардейской подводной лодки «М-172», Герой Советского Союза.
  • Видяев, Фёдор Алексеевич — офицер-подводник, командир подводной лодки Щ-421, Герой Советского Союза.
  • Катунин, Илья Борисович — лётчик, Герой Советского Союза.
  • Сорокин, Захар Артёмович — лётчик, Герой Советского Союза (летал и воевал без обеих ступней).
  • Сивко, Иван Михайлович — морской пехотинец 2-го добровольческого отряда моряков Северного флота, краснофлотец, Герой Советского Союза.
  • Сгибнев, Пётр Георгиевич — лётчик 78-го истребительного авиаполка ВВС Северного флота, Герой Советского Союза
  • Колышкин, Иван Александрович — офицер-подводник, командир дивизиона «Щ» отдельной бригады подводных лодок Северного флота, командир бригады подводных лодок Северного флота, Герой Советского Союза
  • Агафонов, Сергей
  • Каторжный, Иван Павлович — морской пехотинец, краснофлотец, Герой Советского Союза
  • Кисляков, Василий Павлович — морской пехотинец, краснофлотец (старший краснофлотец, старший сержант), Герой Советского Союза
  • Бредов, Анатолий Фёдорович — сержант, командир отделения стрелкового полка, Герой Советского Союза
  • Абасов, Мамедали Исматович — снайпер, сержант 2-го отдельного стрелкового батальона 63-й Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты.

Награды

За героизм и мужество, проявленные в боях, 85 матросов, старшин, сержантов и офицеров были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, трое из них — лётчик Б. Ф. Сафонов, катерник А. О. Шабалин и разведчик В. Н. Леонов — стали дважды Героями Советского Союза.

За образцовое выполнение заданий командования в годы войны десятки соединений, кораблей и частей флота были награждены орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Ушакова 1-й степени, 12 кораблей, частей и соединений флота — преобразованы в гвардейские, 47 — награждены орденами, 14 — присвоены почётные наименования. 24 июня 1945 года в Параде Победы в составе сводного полка ВМФ приняли участие 200 североморцев.

Примечания

  1. Северная военная флотилия создана 1.06.1933 г. для обороны Заполярья.
  2. ВВС Северного флота СССР | Красные соколы нашей Родины. www.airaces.ru. Дата обращения 28 августа 2019.
  3. Северный флот // Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия. — 1985. — С. 641.
  4. Головко А. Г. Вместе с флотом. — 3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1984. — 287 с, ил. — с. 129—135.

Литература

  • Белов М. И. Глава 15. Участие полярников в обороне ледовой зоны Советской Арктики // История открытия и освоения Северного морского пути: В 4 томах. — Л.: Гидрометеорологическое изд-во, 1969. — Т. IV. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933—1945 гг.. — С. 488-524. — 617 с. — 2 000 экз.
  • Глава шестая. Северный флот в Великой Отечественной войне // Боевой путь Советского Военно-Морского Флота / Под ред. А. В. Басова. — М.: Воениздат, 1988. — 607 с. — 90 000 экз. — ISBN 5-203-00527-3.
  • Доброхотов С. Волчьи стаи за полярным кругом // Вокруг света : журнал. — М., 2012. — № 12 (2867).
  • Каневский З. М. Цена прогноза. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 128 с. — 50 000 экз.
  • Ковалёв С. А. Арктические тени Третьего рейха. — М.: Вече, 2010. — 432 с. — (Морская летопись). — 5 000 экз. — ISBN 978-5-9533-4348-0.
  • Козлов И. А., Шломин В. С. Краснознамённый Северный флот. — 3-е изд. — М.: Воениздат, 1983.
  • Северный флот // Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — С. 641. — 500 000 экз.
  • Диамент Л. Р. Летчики-северомoрцы против гитлеровского Люфтваффе // «Военно-исторический архив». — 2003. — № 7. — С.156-177.; № 10. — С.109-131.
  • Навойцев П. Н. Действия сил Северного флота по защите внешних морских коммуникаций в годы войны // «Военно-исторический журнал». — 1986. — № 2. — С.10-15.

Ссылки

  • Вооруженные силы в Арктике. Полярная Почта
  • Северный флот
  • А. В. Платонов. Потери кораблей Северного флота в Великой Отечественной войне.
  • «Россия и СССР в войнах XX века», на сайте «Солдат.ru»

Северный флот против немцев: забытые подвиги моряков во время войны

Самый молодой из всех военных флотов России – Северный — 1 июня отмечает свой 85-й день рождения. Созданный в 1933 году, Северный флот уже через шесть лет принял боевое крещение, поучаствовав в Финской войне. Но по-настоящему североморцы проявили себя в ходе Великой Отечественной войны: именно благодаря Северному флоту за все 4 года войны немецкие войска в Заполярье так и не смогли прорваться вперед и перерезать северные маршруты ленд-лиза. Сегодня подвиги североморцев практически забыты. Владимир Тихомиров решил напомнить некоторые из них.

Первый бой

В 4 часа 20 минут 29 июня 1941 года после полуторачасовой огневой подготовки горный корпус «Норвегия» начал наступление вдоль всей советско-финской границы. В этот же день началась и стратегическая оборонительная операция в Заполярье и Карелии, продолжавшаяся до 10 октября 1941 года.

Немцы сразу развили высокий темп наступления, сумев быстро разгромить заставы 100-го погранотряда и подразделения 14-й стрелковой дивизии.

Вечером 29 июня критичность ситуации, складывающейся на Крайнем Севере, была оценена в самой Москве. ВС Северного флота получил радиограмму наркома ВМФ Кузнецова, предписывающую «обеспечить немедленный выход кораблей Северного флота в Мотовский залив и до последнего момента оказывать поддержку армии».

ВС СФ решил поддержать огнем корабельной артиллерии сухопутные части, обороняющие полуострова Средний и Рыбачий. Был сформирован отряд кораблей, в который вошли эскадренные миноносцы «Урицкий» и «Валериан Куйбышев», два катера охранения – «морские охотники», которые переправили на берег корректировщиков артиллерийского огня.

«Валериан Куйбышев»

И уже на следующее утро эскадренные миноносцы открыли сокрушительный огонь по немцам. Разбитые егеря, лишившись поддержки танков и артиллерийских орудий, уничтоженных первыми же залпами, бросились бежать, вызывая на помощь авиацию.

И вскоре на наши эсминцы обрушились два десятка «Юнкерсов» — пикирующих бомбардировщиков Ju-88. Эсминцы вынуждены были прекратить обстрел и отойти от берега к полосе тумана, густо стелющегося над морем. Пока «Юнкерсы» гонялись за уходившими эсминцами, «морские охотники» быстро направились к самому берегу, чтобы эвакуировать корректировщиков. Последнюю группу корректировщиков забрал катер МО № 121 под командованием старшего лейтенанта Иосифа Кроля.

Именно этот катер и стал главной целью «Юнкерсов», разозленных тем, что советские эсминцы сумели скрыться от них в тумане. Начался бой, беспримерный по неравенству сил: 18 «Юнкерсов» против одного катера.

Кроль понимал, что его спасение только в скорости хода и в резком маневрировании. Катер ни минуты не оставался на одном курсе, буквально прыгая с волны на волну.

Иосиф Кроль

Немцы, как всегда наносившие удары по корме, были озадачены такой высокой маневренностью, и атаковали с предельно малой скоростью пикирования. Но тут свое слово сказали моряки, дежурившие у зенитного пулемета, которые сбили первый же «Юнкерс», зашедший для атаки. Следом рухнул в воду и второй штурмовик – он был поврежден осколками собственной бомбы, взорвавшейся от касательного удара о корму катера.

Однако от осколков бомбы пострадал и сам «морской охотник»: взрывом вывело из строя рулевое управление, и катер мог управляться только тремя машинами. Бомбы ложились все ближе и ближе к катеру. Наконец, из строя вышел один мотор, посеченный осколками, за ним — еще один. Катер, шедший на одном моторе, уже даже не мог поворачивать в сторону, а только менял скорость хода, то давая полный вперед, то задний ход.

Советские солдаты бьют по «Юнкерсам»

Удивительно, но «Юнкерсы» так и не смогли справиться с катером: израсходовав боекомплект, пилоты были вынуждены оставить свою цель. В итоге «морской охотник» на одном еле-еле работающем двигателе кое-как сумел добраться до наших. Подвиг старшего лейтенанта Иосифа Кроля не остался незамеченным даже среди огромных трудностей и трагедий первых дней войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1941 года все члены экипажа (старший лейтенант Кроль, старпом Александр Бородавко и механик Борис Векшин) были награждены орденами Красного Знамени.

Морпехи против егерей

Егеря 136-го горно-стрелкового полка 2-й дивизии корпуса «Норвегия» с ходу попробовали было захватить перешеек на хребте Муста-Тунтури, где оборону занимал только 2-й батальон 135-го стрелкового полка РККА. Вернее, не занимали оборону, а под непрерывным огнем немцев буквально вгрызались в холодные скалы, пытаясь отрыть окопы.

Наконец, наши бойцы не выдержали. Сшили несколько простыней, а на получившемся полотне намалевали портрет Гитлера. И выставили полотно над скалами. Немецкие пулеметчики, едва увидев на позициях русских портрет Гитлера, тут же прекратили огонь. По громкоговорителю стали хвалить советских солдат за решение сдаться, предложили выходить без оружия и опаски. Двое суток наши солдаты вели переговоры с немцами, усыпляя их внимание, пока морпехи из бревен и цемента оборудовали дот. Кстати, эту позицию морпехи держали до конца войны – почти 1200 суток.

Германские начальники корпуса «Норвегия» наблюдают за боем

Самое тяжелое время пришлось на апрель 1942 года, когда Сталин приказал уничтожить фронт в Заполярье. Тогда на перешеек высадилась 12-я бригада морской пехоты. Боекомплект и провизию рассчитали на неделю боев, поэтому зимнее обмундирование с собой не брали, весна все-таки. Но уже в начале мая температура резко упала до нуля, начались дожди, потом ударил мороз и началась снежная пурга. Сухие пайки наших бойцов промокли и обледенели, одежда покрылась ледяной коркой.

Военком Елисеев докладывал:

Настроение в основном хорошее, но личный состав измотался от холода. Опухоль рук от мороза. Одежда сырая и около костров промокает. Обувь мокрая. Продукты сегодня получены только водка и сухари, на завтра ничего нет.

Только через неделю на позиции начали подвозить полушубки, валенки и теплое белье, но было уже слишком поздно. За две недели боев большая часть бригады либо погибла, либо получила обморожения.

Позиционная война на хребте Муста-Тунтури сохранялась до 1944-го. Лишь в ходе Петсамо-Киркенесской операции (наступательных боевых действия Карельского и Северного флотов против войск вермахта) советские морпехи, высадившиеся в губе Малая Волоковая, совместно с защитниками Муста-Тунтури обратили в бегство элитные части горных стрелков.

«Туман» против эсминцев

До войны был рыболовный траулер РТ-10 «Лебедка», который в июле 1941 года мобилизовали на военную службу. С траулера сняли часть промыслового оборудования и установили две 45-мм пушки — на полубак и кормовую надстройку. На крыльях мостика разместились два зенитных пулемета «Максим». Еще на корме установили стеллажи с глубинными бомбами. Получился настоящий сторожевой корабль — СКР № 12 «Туман» из 1-го дивизиона сторожевых кораблей Охраны водного района (ОВР) Главной базы Северного флота СССР.

5 августа 1941 года «Туман» был отправлен в свой первый боевой дозор – на рейд острова Кильдин.

СКР-12 «Туман»

Ничто не предвещало беды, как вдруг в 3 часа ночи над кораблем на небольшой высоте пронесся немецкий самолет-разведчик. На корабле сыграли боевую тревогу – это был верный знак того, что немцы где-то рядом. И точно: через час на горизонте показались три вражеских эсминца, которые шли плотным строем навстречу сторожевику. Командир «Тумана» Лев Александрович Шестаков приказал уходить в сторону Кильдина, где находились наши береговые батареи. Заметив маневр корабля, немецкие миноносцы бросились в погоню, открыв по «Туману» огонь из шести орудий. Первым же залпом перебило антенны корабля — «Туман» остался без радиосвязи.

Силы были явно неравны. На СКР-12 были только две легкие пушки, но экипаж, не дрогнув, вступил в бой с немцами. Он продолжался почти два часа — залпы немецких эсминцев вызвали пожар на корме, вывели из строя рулевое управление, снесли дымовую трубу. Погибли командир «Тумана» и несколько матросов. Но артиллеристы «Тумана» дрались из последних сил, надеясь, что на острове услышат шум боя. Так оно и случилось: огонь береговых батарей отогнал германские эсминцы. Это спасло жизни 37 из 52 членов экипажа затонувшего «Тумана».

Ледокол против крейсера

Ледокол «Александр Сибиряков» — в прошлом британский ледокол Bellaventure – к началу войны был уже заслуженным — вот уже почти три десятка лет он без устали работал в Белом море, провожая караваны торговых судов. Да и после начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков», вошедший в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием «Лед-6», работал как обычный снабженец, хотя капитану судна ледокола Анатолию Алексеевичу Качараве было присвоено воинское звание лейтенант, а на корме корабля были установлены два 76-мм орудия (и два зенитных пулемета).

Схема операции «Вундерланд»

24 августа 1942 года ледокол вышел из порта Диксон, держа курс на Северную Землю, чтобы доставить припасы станции метеорологов. В заливе Миддендорфа Карского моря ледокол и встретил немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», который под видом американского корабля вел охоту на союзнические караваны в рамках операции «Вундерланд». Капитан крейсера Вильгельм Меендсен-Болькен, увидев перед собой ветерана пароходостроения, предложил капитану сдаться.

В ответ «Сибиряков» первым открыл огонь из своих орудий. Выстрелы попали четко в цель: советские моряки повредили радиостанцию, уничтожили зенитные орудия, покосили орудийную прислугу. Ответный огонь крейсера был страшным: в «Сибирякова» попало 27 снарядов главного калибра. Залпом снесло все палубные надстройки, мощный взрыв бочек с бензином для метеостанции подбросил высоко в воздух тела матросов, один из снарядов взорвался в котельном отделении. Ледокол полностью потерял ход и начал тонуть. Капитан Качарава был тяжело ранен, а принявший командование комиссар Зиновий Элимелах передал в эфир единственную радиограмму:

Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.

С тонущего корабля удалось спустить две шлюпки. Одну из них обозленные немцы потопили пулеметным огнем, потом все-таки решили взять пленных, среди которых оказался раненый капитан Качарава, радист Шаршавин и руководитель полярной станции Золотов. Судьба их неизвестна. Скорее всего они погибли в лагерях. Также вместе с кораблем погибли комиссар Элимелах и механик Бочурко, отказавшиеся покидать родное судно. Спастись удалось только кочегару Вавилову, которому на каком-то обломке удалось добраться до острова Белуха. В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и через 32 дня эвакуирован самолетом.

Но бой крейсера с ледоколом не был бессмысленным. Получивший повреждения немецкий крейсер был вынужден прекратить охоту и вернуться в порт для серьезного ремонта.

«Бриз» против подлодки

Сторожевой корабль «Бриз»

Но были в истории Северного флота и радостные моменты. Один из них произошел в ночь на 25 ноября 1941 года, когда сторожевой корабль «Бриз» под командованием капитана Всеволода Киреева нес дозорную службу на подходах к Белому морю.

Корабль стоял с выключенным мотором, когда один из сигнальщиков внезапно увидел на черной глади моря большое продолговатое пятно всплывшей субмарины.

— Немецкая подлодка! – доложил он капитану. — В надводном положении! Дистанция около 3 кабельтовых!

Три кабельтовых – это примерно 700 метров. Видимо, немецкие подводники решили проверить стоявший без движения советский корабль.

Удирать от подлодки было уже бессмысленно. И тогда капитан Всеволод Киреев решил броситься прямо на врага, решив, что немцы просто не успеют погрузиться на перископную глубину для торпедного залпа.

— Полный вперед! – приказал капитан. – Огонь!

Два снаряда из носовой пушки попали в рубку подводной лодки. Уклоняясь от атаки советского корабля, немцы стали срочно погружаться. Но было уже поздно: через несколько минут «Бриз» с большой силой врезался в корпус подлодки, сдирая и сминая стальные листы обшивки в гармошку. Протащив лодку на таране несколько десятков метров, сторожевой корабль дал задний ход. Как только форштевень «Бриза» отделился от корпуса лодки, субмарина пошла ко дну.

Inventa! Гидрографы Северного флота подтвердили открытие 5-ти новых островов в Арктике

Москва, 28 авг — ИА Neftegaz.RU. Гидрографическая группа Северного флота, действующая в составе Комплексной экспедиции СФ на архипелаг Земля Франца-Иосифа подтвердила открытие 5-ти островов.
Об этом сообщило Минобороны РФ 27 августа 2019 г.

Острова находятся в бухте Визе на карском побережье острова Северный архипелага Новая Земля в районе ледника Вылки (Нансена).
Площадь объектов варьируется от 900 до 54 500 м2.
Последние несколько лет специалисты гидрографической службы Северного флота для мониторинга изменений береговой линии в районе архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля активно используют материалы дистанционного зондирования Земли.
С их помощью за 2015-2018 гг. всего были обнаружены более 30 новых островов, мысов и бухт.
Полученная информация многократно проверяется и попадает на карты, в руководства и пособия для плавания только после производства необходимых топогеодезических работ на местности.
Своего официального открытия новые острова архипелага Новая Земля ждали почти 3 года.
Обнаружила их М. Мигунова – ныне инженер службы океанографических измерений на гидрографическом судне «Визир» СФ РФ, а в конце 2016 г. — студентка Арктического факультета Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
Она делала анализ спутниковых снимков бухты Визе при написании выпускной квалификационной работы.
В этом районе первые открытия вышедших из-под ледника географических объектов сделали гидрографы СФ РФ в ходе экспедиций 2015-2016 гг. и спрогнозировали появление новых островов, скрытых ледником.

Для любознательных напомним, что в октябре 2016 г. по возвращении НИС Визир в пункт постоянного базирования — пос Мишуково Мурманской области, бравые участники арктического похода доложили о визуальном подтверждении сделанного несколькими месяцами ранее открытия гидрографами Северного флота 2х новых островов, расположенных в районе ледника Розе у побережья Новой Земли.
Ныне на 5 новых островах проведена топографическая съемка, они подробно описаны и сфотографированы.
Участники Комплексной экспедиции Северного флота сложили на одном из островов памятный гурий, в который вложили записку об открытии, памятный вымпел, посвященный предстоящему 100-летию гидрографической службы Северного флота, и «капсулу времени» — компакт-диск с фотографиями непосредственно участвовавших в открытии островов на местности.

Комплексная экспедиция СФ РФ при участии Центра Русского географического общества (РГО) на Северном флоте, началась 15 августа 2019 г. с выходом из г. Североморска спасательного буксирного судна «Алтай».
Участники уникального проекта следуют по маршрутам первооткрывателей и исследователей архипелага – Юлиуса Пайера, Фредерика Джексона, Эвлина Болдуина, Георгия Брусилова и других, проводят научные и экологические исследования, изучают объекты военной инфраструктуры советского периода и следы пребывания экспедиций прошлых 100-летий.
На сегодня экспедиция прошла около 2 тыс. миль в Баренцевом и Карском морях, провела исследования на острове Пахтусова, в бухте Визе и в заливе Благополучия, обследовали остатки метеостанции, разрушенной в 1943 г. немецкой подводной лодкой U-711, уточнили состояние захоронения советского гидрографа Ивана Курникова, погибшего в сентябре 1950 г. при составлении карт Новой Земли.
В районе архипелага Земля Франца-Иосифа экспедиционная группа высадилась на остров Вильчека, обследовала памятные места на мысах Оргель и Шиллинга, впервые упомянутые первооткрывателями архипелага Юлиусом Пайером и Карлом Вейпрехтом, а также места закладки продуктовых депо.
В результате 7-км пешего перехода было установлено несоответствие текущего названия мыса Оргель и мыса, описанного Юлиусом Пайером в своей книге «725 дней во льдах Арктики».
Военнослужащие отдали дань памяти первооткрывателям Земли Франца-Иосифа, посетив место захоронения Отто Криша, механика с экспедиционного судна «Адмирал Тегетгофф», умершего в 1874 г.
Участники экспедиции также исследовали южное побережье острова Гукера, провели ряд гляциологических наблюдений и водрузили флаг Российской Федерации.
Повторив маршрут ледокольного парохода «Седов» с советской экспедицией на Землю Франца-Иосифа 1929 г., исследователи прибыли на мыс Флора острова Нортбрук.
В ознаменование 105-летия подъема российского флага над архипелагом моряки-североморцы подняли флаг Российской Федерации в том месте, где 29 августа 1914 г. капитан 1 ранга Исхак Ислямов, возглавлявший поход по поиску пропавших экспедиций Седова, Русанова и Брусилова, впервые поднял российский триколор.
Это событие в условиях уже начавшейся Первой мировой войны подтвердило решимость России отстаивать свои интересы в Арктике.

Гидрограф Северного флота рассказал о нападении моржихи

Экспедиционный отряд Северного флота во время похода к Земле Франца-Иосифа столкнулся с агрессивной самкой моржа, пишет РИА Новости со ссылкой на начальника отдела гидрографической службы Северного флота капитана первого ранга Алексея Корниса. Розовеют к старости и белеют в воде: 5 фактов из жизни моржей Подробнее

Комплексная экспедиция Северного флота на борту спасательного буксира «Алтай» выполняла работы по изучению истории и географии архипелага.

«Это случилось в одну из последних высадок. Мы шли на резиновой лодке с мотором, было рабочее настроение. И тут почувствовали сильный удар, кто-то предположил, что наехали на лед, мы специально остановились, – сообщил Корнис в интервью изданию. – Поначалу не поверили, что столкнулись с моржом, а когда это поняли, забеспокоились в первую очередь о животном».

По словам собеседника агентства, моржиха всплыла с противоположной стороны лодки и двумя ударами пробила баллон правого борта. Воздух стал выходить очень быстро, и не ожидавшие такого участники экспедиции сначала даже не смогли завести двигатель.

«По рассказам Нансена и Альбанова я знал о том, что «нет страшнее зверя в Арктике, чем морж» – у Альбанова есть яркий отрывок, где он описал красные, как будто налитые кровью глаза. Я инстинктивно схватил наметку (это такой специальный шест для измерения глубин), бросил ее в моржиху, а потом пытался ей же удержать хищника (да, хищника!) на расстоянии, но эта «скандалистка» снова и снова приноравливалась, чтобы нанести еще один удар», – рассказал гидрограф.

Корнис также прокомментировал сообщения СМИ, писавших об инциденте, что моржиха защищала детеныша. По словам исследователя, он не увидел моржонка поблизости.

Попытки нападения длились около минуты, после чего участникам экспедиции удалось завести мотор и добраться до берега, откуда их забрал другой катер.

«Моржиха же еще раз приплывала и смотрела издалека, не иначе оценивая шансы для еще одного нападения. Это был яркий эпизод. Там была реальная угроза нашим жизням, хотя понимание этого пришло потом», – отметил Корнис.