Самый молодой летчик

Каманин, Аркадий Николаевич

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Каманин.

Аркадий Николаевич Каманин
Прозвище Летунок
Дата рождения 2 ноября 1928
Место рождения СССР
Дата смерти 13 апреля 1947 (18 лет)
Место смерти Москва
Принадлежность СССР
Род войск ВВС
Годы службы 1943—1947
Звание
Часть 5-й Гвардейский штурмовой авиакорпус
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
Связи отец: Николай Петрович Каманин

Аркадий Николаевич Каманин (2 ноября 1928 — 13 апреля 1947) — советский военный лётчик, самый молодой пилот Второй мировой войны, самостоятельно начал летать в четырнадцать лет. Сын известного лётчика и военачальника Н. П. Каманина.

Биография

Родился на Дальнем Востоке. Короткое время жил в известном Доме на набережной, в котором его семья получила квартиру через некоторое время после переезда в Москву. В летние каникулы Аркадий работал на аэродроме, затем несколько месяцев 1941 года — механиком на авиационном заводе в Москве.

Увлекался музыкой, играл на баяне, аккордеоне.

В 1941—1942 годах жил в Ташкенте, куда перед самой войной перевели служить отца.

В апреле 1943 года прибыл в штурмовой авиационный корпус, которым командовал его отец, на Калининский фронт. Сначала Аркадий работал механиком по спецоборудованию в эскадрилье связи штаба 5-го Гвардейского штурмового авиакорпуса. Затем на двухместном самолёте связи У-2 начал летать в роли бортмеханика и штурмана-наблюдателя. Самолёт У-2 создавался как учебный и имел двойное управление в обеих кабинах. По просьбам Аркадия, после взлёта лётчики разрешали ему пилотировать. Таким образом он получал лётную практику. В июле 1943 года был выпущен в первый «официальный» самостоятельный полёт на самолёте У-2. После чего четырнадцатилетний Аркадий назначается на должность летчика 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи.

Воевал на нескольких фронтах: Калининский фронт — с марта 1943 года; 1-й Украинский фронт — с июня 1943 года; 2-й Украинский фронт — с сентября 1944 года.

«Ст. сержант Каманин А. Н. исполненный горячим желанием служить своей Родине в Апреле м-ц 1943 г. добровольно вступает в ряды Красной Армии. Несмотря на свой почти детский возраст /нет 16-ти лет/, Аркадий Каманин в короткий срок теоретически и практически овладевает сложной авиационной техникой. Уже в июле месяце 1943 г. Каманин был выпущен в первый самостоятельный полёт.
За весь период своей службы в АЭ А. Каманин произвёл более 400 вылетов на задание по маршруту, причём часть из них производилась в сложных метеоусловиях и в непосредственной близости от линии фронта. Будучи лично дисциплинированным и преданным нашей Родине, А. Каманин достоин награждения правительственной наградой орденом „Красное знамя“.»

Выполнял боевые задания: из штаба авиакорпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков, выполнял самые различные задания, в основном, по связи. В числе прочих заданий выполнил полёт через линию фронта к партизанам для передачи элементов питания для радиостанции. В 1943 году вступил в комсомол. Мотористом на самолёте Аркадия служил его ровесник — ещё один воспитанник эскадрильи связи Владимир Мухин (1927 года рождения), потерявший во время войны родителей.

Внешние изображения

Генерал-майор Н. П. Каманин и ефрейтор А. Н. Каманин в кабине самолёта У-2 (1943 год)

В 15 лет Аркадий был удостоен своей первой боевой награды — ордена Красной Звезды. Позднее был награждён вторым орденом Красной Звезды, а затем и орденом Красного Знамени.
К концу апреля 1945 года он «совершил более 650 вылетов на связь с частями корпуса и с ВПУ и налетал 283 часа».

Участвовал в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года в составе сводного полка 2-го Украинского фронта. Шёл в последней шеренге сводного батальона лётчиков, командовал которым его отец генерал-лейтенант Н. П. Каманин. Был самым молодым участником Парада Победы.

После Победы, напряжённо занимаясь, быстро преодолел отставание в школьной программе. В октябре 1946 года старшина А. Н. Каманин был зачислен слушателем подготовительного курса Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. Учился с большим старанием.

Умер в 18 лет от менингита. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды

  • Орден Красного Знамени
  • Два ордена Красной Звезды
  • Медаль «За взятие Будапешта»
  • Медаль «За взятие Вены»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Представлялся к награде Наградной лист на представление к ордену «Красное знамя» от 27 июня 1944 года. Наградной лист на представление к ордену «Отечественная война II степени» от 1944 года. Наградной лист на представление к ордену «Красное знамя» от 27 апреля 1945 года.
Фактически награждён Орден Красной Звезды Орден Красной Звезды Орден Красного Знамени

> В кинематографе

  • Художественный фильм «И ты увидишь небо», Свердловская киностудия, 1978.

> В изобразительном искусстве

Два бюста Аркадия Каманина были выполнены по фото скульптором Г. Н. Постниковым в 1966 году.

Литература

  • Котыш Н. Т. Стриженок // Красная звезда : газета. — 1965. — № от 5 января.
  • Котыш Н. Т. Стрижонок. — М.: Молодая гвардия, 1968.
  • Котыш Н. Т. Стрижонок. — 2-е изд., доп. — М.: Молодая гвардия, 1975. — 75 000 экз.
  • Дубинский Г. Аркаша Каманин. — М.: Малыш, 1969. — (Пионеры-герои).
  • Дубинский Г. А. Аркаша Каманин // Аркаша Каманин, Альберт Купша, Маркс Кротов, Коля Рыжов, Володя Щербацевич / Томин Ю., Морозов В. ; Лебедев О. С. (ред.). — М. : Малыш, 1974. — Вып. II. — 30 с. — (Пионеры-герои). — 100 000 экз. (альбом-выставка)
  • Каманин Н. П. Лётчики и космонавты. — М.: Политиздат, 1971.
  • Шуф П., Меламед А. Орлёнок из Ташкента // Звезда Востока : журнал. — 1978. — № 10.
  • Шуф П., Меламед А. Орлёнок из Ташкента. — Ташкент: Ёш гвардия, 1979.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Сидорчик, «АиФ», 2014.
  2. Самоделова.
  3. Котыш 2-е изд.
  4. 1 2 Дубинский, 1974.
  5. Наградной лист от 27 июня 1944 г.
  6. Приказ 5 ШАК по личному составу № 04-Н от 22 февраля 1945 г., наградной лист на Мухина Владимира Ильича
  7. Выносной пункт управления
  8. Наградной лист от 27 апреля 1945 года.
  9. Светлана Самоделова. Самый молодой летчик Великой Отечественной: парадоксальная судьба Аркадия Каманина. Московский комсомолец (7 мая 2018). Дата обращения 1 декабря 2018. Архивировано 1 декабря 2018 года.

Ссылки

  • Сидорчик А. Пятнадцатилетний ас. Жизнь и подвиг Аркадия Каманина. АиФ. aif.ru (14 апреля 2014). Дата обращения 9 апреля 2015.

Аксён Тимонин • Алёша Голосевич • Алёша Кузнецов • Альберт Купша • Аркадий Каманин • Боря Немченко • Боря Цариков • Боря Кулешин • Валерий Волков • Валерий Лямин • Валя Зенкина • Валя Котик • Валя Ценнин • Ваня Андрианов • Ваня Васильченко • Ваня Гриценко • Ваня Климентьев • Вася Коробко • Ваня Савинов • Вася Шишковский • Вилор Чекмак • Вася Курка • Витя Коваленко • Витя Коробков • Витя Новицкий • Витя Хоменко • Витя Чаленко • Витя Черевичкин • Володя Буряк • Володя Дубинин • Володя Казначеев • Володя Колядов • Володя Саморуха • Володя Щербацевич • Володя Попов • Галя Комлева • Гриша Акопян • Гриша Михайлов • Дима Потапенко • Евгений Барабаш • Женя Попов • Зина Портнова • Камилия Шага • Киря Баев • Коля Мяготин • Коля Рыжов • Костя Кравчук • Леонид Кузубов • Костя Янин • Лара Михеенко • Лёня Анкинович • Лёня Голиков • Лида Вашкевич • Лида Матвеева • Люся Герасименко • Марат Казей • Мария Мухина • Маркс Кротов • Миша Гаврилов • Муся Пинкензон • Надя Богданова • Николай Ткач • Нина Куковерова • Нина Сагайдак • Павлик Морозов • Павлуша Андреев • Пётр Зайченко • Пётр Клыпа • Саша Бородулин • Саша Ковалёв • Саша Колесников • Саша Чекалин • Саша Кондратьев • Саша Чебанов • Тихон Баран • Толя Шумов • Толя Масалов • Трофим Прушинский • Шура Кобер • Шура Ефремов • Юта Бондаровская • Ованес Кохликян

Самый молодой летчик Великой Отечественной: парадоксальная судьба Аркадия Каманина

Многие знают, где на Новодевичьем кладбище похоронен генерал-полковник Николай Петрович Каманин, который за спасение челюскинцев в 1934 году был удостоен звания Героя Советского Союза, в войну командовал 5-м штурмовым авиакорпусом, а с 1960 года курировал подготовку космонавтов.

Но на знаменитом погосте есть и другая могила Каманиных — под номером 4-56-12, где похоронены два сына известного летчика и военачальника — Аркадий и Лев. Старший из братьев, Аркадий Каманин, так и остался 18-летним. Его не стало 13 апреля 1947 года. Грипп дал осложнение, парень умер от воспаления мозга.

Летописцем семьи стала жена Льва Николаевича Каманина — Маргарита Иосифовна. Она сохранила авторские воспоминания Николая Каманина о военных годах, отредактировала их и подготовила к печати. В результате вышла книга «На крылатых танках».

Узнав, что мы хотим поговорить о сыне генерал-полковника авиации Аркадии Каманине, Маргарита Иосифовна пригласила нас в гости.

— С Левушкой, младшим братом Аркаши, мы поженились в 1989 году, — рассказывает хозяйка. — Тогда еще существовали пионерские организации. И когда бы мы ни пришли на могилу Аркаши, там всегда лежали живые цветы и различные поделки — подарки от школьников. Многие пионерские отряды и дружины в те годы носили имя Аркадия Каманина.

Отец Аркадия, Николай Каманин, умер 11 марта 1982 года, пережив сына на 35 лет.

— Его могила находится напротив погребения Никиты Хрущева. Жену Каманина, Марию Михайловну, привели на кладбище, сказали: «Выбирайте место». Она указала куда-то не глядя. Так Николай Петрович лег рядом с Хрущевым, который всю жизнь вставлял ему палки в колеса. В те времена всем руководила партия, Каманин по мере сил пытался возражать, отстаивал свою точку зрения…

Позже рядом с Аркашей похоронили и его младшего брата Левушку. Они лежат в одной могиле.

— Лев Николаевич вспоминал о брате больше с горечью или с восхищением?

— С горечью. Это была незаживающая рана. Фотография брата в летном шлеме всегда висела у него над письменным столом. Аркаша родился в 1928 году, а Лев — в 1934-м. Они были совершенно разные. Бывало, Аркашу накажут, запрут в комнате, так он обязательно изловчится, откроет замок и выйдет. А Левушка был очень застенчивый и стеснительный. Стоял в углу, пока его оттуда не выводили за ручку. Аркаша горой стоял за младшего брата, постоянно его опекал, заботился. Бывало, выговаривал матери и отцу: «Вы почему Леву одеваете только в мою старую одежду? Ребенок должен быть нарядно одет. Надо, чтобы у него были свои, новые вещи». Лев был полная противоположность Аркаше, все переживал в душе.

фото: Из личного архива С отцом, командиром 5-го штурмового авиакорпуса, на фронте.

А старший брат с детства отличался самостоятельностью. Отец служил на Дальнем Востоке. Семья меняла гарнизоны: Спасское, Уссурийск, Воздвиженка… Аркаша часто бывал на аэродроме, тесно общался с летчиками.

С мамой, Марией Михайловной, в 1934 году они пристально следили за спасением 104 челюскинцев, которые после того, как пароход затонул, остались на дрейфующем льду. Тем более что в операции по их спасению участвовал Николай Петрович Каманин. Самолеты погрузили на пароход «Смоленск», и он стал продвигаться на север. Ледовых пленников удалось спасти. Семь летчиков стали первыми Героями Советского Союза. Николай Каманин получил Золотую Звезду под №2. На самолете Р-5 за 9 полетов ему удалось вывести с дрейфующей льдины 34 человека.

В июне 1934-го челюскинцев встречали во Владивостоке. Громче всех приветствовал героев Аркаша Каманин.

— А через день экипаж теплохода «Челюскин» и летчиков, которые участвовали в его спасении, посадили на поезд, и они поехали в Москву через всю страну, — рассказывает Маргарита Иосифовна. — На остановках гремели митинги. В эти дни Аркаша близко сошелся с летчиком Михаилом Водопьяновым. Отец мальчика был сдержанным, в чем-то суровым, его даже называли «каменный Каманин». А Михаил Васильевич был очень жизнерадостным, обаятельным, любил пошутить. И ребенок к нему прильнул. Водопьянов всюду таскал мальчишку за собой. Аркаша часто оказывался на трибунах среди героев-авиаторов и еще больше утвердился в своем желании летать.

Впрочем, его влекли как самолеты, так и музыка.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «Однажды в городе Спасске, когда Аркадию не было и четырех лет, он пропал. Обыскали весь гарнизон, всполошили всех соседей. А обнаружили его в гарнизонном саду на концерте. От дома до сада было более 500 метров. Это расстояние не смутило его, как только заиграла музыка, прихватив с собой двухлетнюю девочку Иду Платонову, он отправился в сад. Любовь к музыке он пронес через всю свою короткую жизнь. Гитара, баян, аккордеон, фортепьяно были его любимыми инструментами».

Осенью 1934-го Николай Каманин поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Семья перебралась в Москву. Год Аркадий жил у бабушки в деревне Меленки Владимирской области. Там же окончил первый класс. Но в 1936 году уже стал учиться в столичной школе №19, которая располагалась на набережной Мориса Тореза, около Большого Каменного моста. И сразу начал заниматься в авиамодельном кружке. Строил модели, мастерил копии военных самолетов…

фото: Из личного архива Пропуск в Военно-воздушную академию имени Жуковского.

«Ежедневно был в воздухе по 5–6 часов»

Перед войной Николай Каманин служил в Среднеазиатском военном округе. Был командиром отдельной авиабригады. Когда Аркадий в 1941 году окончил 6-й класс, семья переехала в Ташкент. Дом располагался в авиационном городке, с крыши, где Аркаша с мальчишками устроили «командный пункт», хорошо просматривался аэродром.

Когда началась война, из Москвы в Ташкент был эвакуирован авиационный завод. После занятий в школе Аркадий бежал в авиамастерские, куда привозили с фронта на ремонт подбитые самолеты.

В мае 1942 года его отцу, Николаю Каманину, разрешили наконец выехать на фронт. Перед отъездом у него с сыном состоялся мужской разговор. Отец позволил Аркадию работать в авиаремонтных мастерских в летнее время по 6 часов в день, а когда начнутся занятия в школе — по 2–3 часа. Как позже узнал Николай Петрович, Аркадий пропадал в мастерских по 10–12 часов, заскакивая в школу лишь на два урока. В январе 43-го и вовсе бросил учебу, написав отцу: «Доучусь после войны».

Николай Каманин как раз начал на Калининском фронте формировать авиационный корпус. Мария Михайловна, которая полтора военных года работала в ташкентском госпитале, и Аркадий, досконально изучивший в мастерских самолет У-2, рвались на фронт. Еще и поставили главе семьи ультиматум: не возьмешь к себе в авиакорпус — сами найдем дорогу на фронт. И Каманин уступил. Мария Михайловна стала работать делопроизводителем штаба корпуса, а Аркадий — механиком по спецоборудованию в эскадрилье связи.

Но на земле паренька уже было не удержать. Доказав, что отлично знает матчасть, он стал летать на двухместном У-2 в качестве бортмеханика и штурмана-наблюдателя. На биплане было дублированное управление, и летчики все чаще разрешали Аркадию подержаться за штурвал самолета. Наработанная летная практика помогла пареньку не растеряться в экстремальной ситуации.

Во время одного из полетов шальная пуля разбила козырек кабины летчика. Острые осколки посекли пилоту лицо, он фактически ничего не видел. Чувствуя, что может потерять сознание, он передал управление Аркадию и переключил на него рацию. Паренек направил самолет к аэродрому, связался с частью, доложил обстановку. С земли поднялся командир эскадрильи, стал давать мальцу по рации указания, и Аркадий смог самостоятельно посадить самолет.

Парень несомненно был наделен талантом летать.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «24.5.43. Сегодня ко мне приходил командир эскадрильи связи майор Трофимов и совершенно неожиданно попросил: «Разрешите выпустить Аркадия в самостоятельный полет на У-2, я его лично проверил, он отлично летает». Я был ошеломлен. Подумалось: «Не сошел ли майор с ума?» Усадил Трофимова рядом с собой и осторожно начал выяснять, откуда и почему возникла эта бредовая идея, ведь моему сыну Аркадию нет еще и 15 лет. Из беседы выяснилось: Аркадий уже 40 дней работает мотористом в эскадрилье, самолет, мотор, оборудование и инструкции по эксплуатации знает отлично. Летчики эскадрильи охотно берут его в полет и дают «подержаться» за управление самолетом. Аркадий летает каждый день и готов не вылезать из самолета».

Николай Каманин, глядя в глаза Трофимову, спросил: «И вы могли бы своего сына в таком возрасте выпустить в самостоятельный полет?» Майор ответил прямо: «Такого, как Аркадий, выпустил бы без малейшего сомнения».

Законы мирного времени в военное лихолетье не действовали. Аркадий, в свою очередь, напомнил отцу, что почти два года работает и перевыполняет нормы труда для взрослых. Война сделала всех ребят старше.

Командир 5-го штурмового авиакорпуса Николай Каманин решил лично проверить сына Аркадия в воздухе. Взлетел сам. На высоте 300 метров передал управление сыну. Отметил, что развороты, глубокие виражи с креном до 60 градусов, «мертвые петли», перевороты сделаны правильно. После посадки он поставил сыну условие: летать будешь, если в ближайшие 2–3 месяца на «отлично» освоишь и сдашь экзамены по теории полетов, технике пилотирования, аэронавигации, материальной части.

фото: Из личного архива Аркадий Каманин — трижды орденоносец.

После двухмесячной программы тренировочных полетов он лично принимал экзамены у Аркадия, гонял его по всем дисциплинам и уставам. Убедившись, что сын отлично знает самолет, мотор и приборы, поднялся с ним в воздух. Аркадий выполнил два полета — в зону и по кругу. По всем элементам оценка была «отлично». Николай Петрович Каманин вылез из задней кабины У-2 и приказал Аркадию одному сделать два полета по кругу. Очень придирчиво и внимательно следил за первыми полетами сына, но… замечаний не последовало.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «Аркадий взлетел не для установления мирового рекорда, а для исполнения тяжелой работы, так необходимой Родине».

В семье Каманиных хранится книжка «Таинственный остров», которая была с Аркадием всю войну. Приключенческий роман в честь его первого самостоятельного полета подарила пареньку младший лейтенант медицинской службы Розова.

Тогда, в июле 1943-го, он был назначен на должность летчика 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи. Сначала Аркадий Каманин летал на многоцелевом биплане По-2 между аэродромами корпуса, в штаб воздушной армии и в штаб фронта. Когда мастерски, на виражах, смог уйти от преследовавшего его «мессершмитта», стал летать к штабам наземных армий на передовой командный пункт корпуса. Ежедневно был в воздухе по 5–6 часов. На его самолете была нарисована стрела, похожая на молнию. Пилоты эскадрильи ласково называли Аркадия Каманина «Летунок».

Разведывательные полеты были сложные, рискованные. Но на войне не обходилось и без курьезов. Однажды в штаб авиакорпуса прилетел полковник Сивков. Когда, выполнив задание, собрался возвращаться, выяснилось, что у мотора его самолета обнаружился дефект, и он разобран. Полковник попросил командира эскадрильи связи майора Трофимова подбросить его до штаба воздушной армии, которая базировалась в Шепетовке. Лететь было приказано Аркадию. Увидев паренька в летном шлеме, полковник сказал: «Я с пионерами еще не летал! Дайте другого летчика». Трофимов объяснил: «Другого пока нет. Ждите». Тут раздался звонок из штаба корпуса: в Шепетовку вызывали главного инженера корпуса генерала Лешукова. На глазах у несговорчивого Сивкова тот забрался в самолет и поднялся с Аркадием в воздух. Полковнику же пришлось заночевать в корпусе…

А «несолидный» летчик Аркадий Каманин вскоре еще раз доказал, чего стоит. Возвращаясь с задания, он увидел подбитый немцами на нейтральной полосе Ил-2. Кабина самолета была закрыта. Предположив, что летчик ранен, Аркадий принял решение сесть рядом. Под минометным обстрелом сумел посадить машину и перетащить потерявшего сознание летчика к себе в самолет. Также паренек забрал фототехнику пилота вместе с отснятым секретным материалом. Подняться в воздух ему помогли наши штурмовики и артиллеристы. Открыв огонь, они отвлекли внимание от По-2, взлетавшего с «нейтралки». Аркадий доставил раненого летчика в госпиталь. Им оказался лейтенант Бердников. Офицер выполнял разведывательное задание по фотосъемке с самолета. За спасение летчика Аркадий Каманин был награжден орденом Красной Звезды. Ему было только 15 лет…

«Летунок» отличался бесстрашием. Возвращаясь как-то с задания, он увидел на окраине леса подбитый Т-34 — танкисты колдовали над растянутой гусеницей. Приземлившись, Аркадий поинтересовался, нужна ли помощь. Выяснилось, что у машины перебиты два трака. Запасные звенья у танкистов были, а вот нужных болтов для их соединения не оказалось. Парнишка вызвался слетать за недостающими деталями. И вскоре сбросил танкистам нужные болты, а также мазь от ожогов.

В 1944 году, когда на штаб фронта напали бандеровцы, Аркадий под обстрелом сумел поднять свой самолет, забросал с воздуха нападавших ручными гранатами и вызвал подкрепление. Атака была отбита. За этот подвиг Аркадий Каманин, воевавший тогда на 2-м Украинском фронте, был награжден вторым орденом Красной Звезды.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «В январе 1945-го в районе города Вац отправился осматривать площадки для будущих аэродромов. Зная, что сын в таких сложных метеорологических условиях еще не летал, решил взять его с собой. На трех из восьми аэродромов только шли работы по выравниванию и утрамбовке грунта, рельеф был сложный. Аркадий садился на них, как на действующие аэродромы».

«Летунок» все чаще летал по неизведанной местности, в глубокий тыл врага. Весной 1945-го сумел доставить электропитание для рации и секретные документы отряду партизан, которые скрывались в горах около чешского города Брно. За что был удостоен ордена Красного Знамени.

фото: Из личного архива

«Мог стать первым космонавтом»

В день исторического Парада Победы, 24 июня 1945 года, 17-летний Аркадий Каманин прошел через Красную площадь в строю лучших летчиков 2-го Украинского фронта.

Во второй половине 1945 года авиационный корпус из Чехословакии вернулся на родину. Штаб корпуса разместился в Тирасполе. Аркадий решил поступать в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, которую в свое время закончил отец. Продолжая работать летчиком эскадрильи связи корпуса, он засел за учебники. За полтора года прошел программу 8-го, 9-го и 10-го классов, осенью 46-го сдал экстерном экзамены и стал слушателем подготовительного отделения академии.

Казалось, самое страшное было уже позади. Вся семья после войны собралась в Москве. Николай Петрович Каманин был назначен заместителем начальника Главного управления гражданского воздушного флота СССР. Но беда была уже близко… Аркадий заболел гриппом. Жаловаться он не привык, переносил болезнь на ногах.

— 12 апреля 1947-го он вернулся с лекций в академии, сказал, что у него болит голова, прилег. А когда вечером его стали будить к ужину, Аркаша был уже без сознания, — рассказывает Маргарита Иосифовна. — Всю ночь врачи пытались вывести его из комы. А утром парня не стало. Ему было только 18 лет.

После вскрытия выяснилось, что Аркадий умер от воспаления мозга.

— Болезнь можно было предотвратить?

— Николай Петрович потом вспоминал, что, наверное, была непосильная нагрузка на мозг ребенка, он ослабел. Пошло осложнение после гриппа — как говорится, где тонко, там и рвется.

Из фронтового дневника Николая Каманина: «Горе наше было безутешным. Размышляя над яркой и короткой судьбой Аркадия, я не раз задавался вопросом: имел ли я право возлагать на плечи 14-летнего мальчишки такое бремя, как самостоятельные полеты на фронте? Если бы это случилось до или после войны, я сурово осудил бы такое решение. Но шла война, решалась судьба всего советского народа… В годы войны место мужчин на фабриках, заводах и полях заняли женщины и дети. Они добровольно шли на самые опасные, самые трудные работы, чтобы помогать фронту. Все было сделано для победы!»

— Какое будущее могло ожидать Аркадия Каманина?

— Его отец, Николай Петрович, занимал должность помощника главнокомандующего ВВС по космосу, — говорит Маргарита Иосифовна. — Аркадий в стороне бы не остался — мог бы стать одним из первых космонавтов…

Дети на войне. Подвиг Аркадия Каманина, 14-летнего летчика.

Ах война, что ж ты сделала подлая!

Стали тихими наши дворы…

Наши мальчики головы подняли

Повзрослели они до поры.

Самому молодому советскому лётчику, который участвовал во Второй мировой войне, было всего четырнадцать… Не принято было прятаться за спины отцов…

Каманин Аркадий Николаевич родился 2 ноября 1928 года на Дальнем Востоке. Отец – Николай — был известным летчиком и военным начальником, Героем Советской Союза.

Николай Петрович Каманин (1908—1982) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, один из первых Героев Советского Союза (медаль № 2).

Это звание ему присвоили за спасение пассажиров парохода «Челюскин». Каманин был командующим отряда авиации. В сложнейших условиях самолеты совершили перелет протяженностью 1500 км. Полярников было решено перевозить под крыльями самолета в ящиках для парашютов.

Младший брат, Лев Каманин, в военных действиях не участвовал. После учебы в академии имени Жуковского работал в Научно-исследовательском институте Военно- Воздушных Сил. Позже преподавал в родной академии. С его помощью были опубликованы дневники отца под названием «Скрытый космос».

После многих переездов семья долгое время жила в знаменитом «Доме на набережной» в Москве. Будучи еще совсем маленьким мальчиком, Аркадий проявлял большой интерес к папиной службе. Мальчик во время летних каникул регулярно посещал аэродром, где служил отец. Помимо летного дела, его интересовали книги, музыка и спорт. Умел играть на аккордеоне и баяне. Перед Великой Отечественной войной семья переехала жить в Ташкент. Причина – военный перевод папы Аркадия на службу.

В 1943 году мальчик пополнил ряды советского комсомола. В 13 лет в начале войны устроился на работу на завод авиации, позже на аэродром. Пользовался любым случаем, чтобы на самолете подняться в небо с летчиками. Первый самостоятельный полет. В июле 1942 года полковник Николай Каманин был назначен командиром 8-го смешанного, затем 5-го штурмового авиакорпуса. В начале 1943 года ему было присвоено звание генерал-майора. Генеральская жизнь помимо особой ответственности имеет и свои плюсы; к новоиспечённому генералу приехала жена и сын Аркадий. Жена осталась работать при штабе корпуса.

Уже в 14 лет Аркадий отправился на Калининский фронт к своему отцу, который командовал на тот момент авиационным корпусом. Казалось бы, почему несовершеннолетнего парня не отправили в тыл? Как такое мог допустить отец? Оказывается, сам Аркадий сказал свое твердое «нет». Николай Каманин скрепя сердце смирился с желанием сына. Аркадий категорически отказался возвращаться домой. Учитывая его опыт — Аркадий еще в 1941-м году успел несколько месяцев отработать механиком на одном из московских авиационных заводов, — отец назначил его механиком по спецоборудованию в эскадрилью связи своего корпуса.Тем более он, как никто другой, знал, что механики с хорошим знанием авиации нужны на фронте.

Проработав механиком оборудования в штабе связи недолгое время, Аркадий начал летать на самолете У-2 в качестве штурмана. Эта авиамашина имела управление в двух кабинах. После взлета молодой летчик пилотировал самолет сам и получал практику. Неоднократно продемонстрировав начальству безукоризненное знание матчасти, Аркадий добился повышения — стал летать бортмехаником и штурманом-наблюдателем. Дублированное управление и личная настойчивость позволяли Аркадию потихоньку нарабатывать лётную практику. Однажды шальная пуля разбила козырёк кабины лётчика, осколки посекли ему лицо, фактически ослепив.Связные самолёты были радиофицированы; по вызову Аркадия с земли поднялся опытный лётчик, под «дистанционным управлением» которого Аркадий Каманин идеально посадил машину.

После этого лётную подготовку он начал проходить уже официально. В апреле 1943 году в звании старшего сержанта Аркадий пополняет ряды советской армии. Двух месяцев опытному авиамеханику хватило для того, чтобы сдать экзамен лично генерал-майору Н. Каманину, который так и не нашёл оснований не допустить сержанта А. Каманина к самостоятельным вылетам.

В июле 1943 года он уже сдавал отцу-генералу экзамен, чтобы получить допуск к полётам. И сдал с первого раза, а ведь о строгости Николая Петровича в эскадрилье ходили легенды. Говорят, был даже случай, когда какой-то курсант сдавал ему экзамен аж 8 раз! И уже в июле того же года совершил первый самостоятельный полет на У-2.

И вот паренёк, теперь уже лётчик 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи, стал совершать разведывательные полёты на У-2. Чтобы придать машине стремительный вид, Аркадий попросил художника специально для него нарисовать на самолёте стрелу, похожую на молнию. Правда, в эскадрилье Аркадия звали не лётчиком, а летунком – уж очень юным смотрелся вчерашний мальчишка на фоне взрослых. Невысокого роста, юркий, с цепкими глазёнками, он, казалось, не ходил, а всё время бегал. Себя никогда не щадил: руки вечно разодраны в кровь, так как проникали в самые труднодоступные места самолёта. Зарядку делал каждый день, даже на морозе, в майке. Очень боялся, чтобы не увидели в нём папенькиного сынка.

Поначалу Аркадий летал между аэродромами корпуса. Но вскоре сама жизнь подтвердила его мастерство: к его У-2 намертво прицепился мессер. Следившие за этим советские лётчики уже собрались было выручать летунка, но тот совершенно самостоятельно отделался от преследования, уйдя от мессера на виражах. После этого парнишке уже не боялись поручать самые ответственные задания. Он брался за них с рвением и, казалось, не страшился ничего на свете.

Результатом одного из вылетов стало спасение лейтенанта Бердникова.Возвращаясь из очередного вылета, пилот У-2 эскадрильи связи 5-го гвардейского ШАК заметил штурмовик, лежащий на брюхе на нейтральной полосе. Подведя свою машину ближе, он обнаружил, что кабина Ил-2 была закрыта, и в ней, возможно, находился раненый лётчик. Взаимовыручка среди лётчиков — святой закон. У-2 мастерски приземлился на испещрённую воронками нейтралку и «запарковался», закрывшись от немцев штурмовиком. В кабине, действительно, сидел тяжело раненный в голову лётчик лейтенант Бердников. Он выполнил задание по аэрофотосъёмке, но доставить результаты съёмки на базу уже не смог. Первым в У-2 перекочевал фотоаппарат с плёнкой, а затем, ценой неимоверных усилий, безвольное тело спасённого раненого летчика. Подсуетившиеся с плановой контратакой, артиллеристы и танкисты при содействии штурмовиков отвлекли внимание немцев от наглого кукурузника, и У-2, пританцовывая у воронок, удачно взлетел с нейтралки. За спасение товарища и доставку разведданных лётчик Каманин был награждён орденом Красной звезды.

В Польше Аркадий спас ещё одного боевого товарища: ожидая разрешения на посадку на аэродром истребительного авиаполка, он заметил, что один из пилотов взлетел с механиком на хвосте (чтобы не допустить капотирования при взлёте по мокрому грунту, механики садились на хвост; главное было вовремя и умело спрыгнуть). Меткий выстрел из ракетницы повысил осмотрительность лётчика, уже успевшего убрать шасси. Механика сняли с хвоста на земле, хотя и не без труда.

В 1944 году сержант Каманин заслужил второй орден Красной Звезды: при нападении на штаб фронта отряда бендеровцев он под обстрелом взлетел на своём У-2, забросал нападающих ручными гранатами и вызвал подкрепление.

Весной 1945 года 16-летний старшина Аркадий Каманин доставил в партизанский отряд под Брно питание для рации и секретный пакет, совершив полуторачасовой полёт за линию фронта по неизученному маршруту в горной местности со сложным рельефом. Этот вылет командование оценило орденом Красного Знамени.

Каманин Аркадий Николаевич за всю службу в армии совершил около 400 полетов по военным заданиям. Большинство из них происходили в плохих погодных условиях в непосредственной близости к фронту. За время войны выполнял различные поручения из штаба, связанные с работой связистов. Передавал радиоэлементы партизанам, перелетая через линию фронта. С июня 1943 года летчик перешел на службу в Первый и затем Второй Украинские фронты. К концу войны Каманин Аркадий Николаевич мог похвастаться шестью с половиной сотнями полетов!

А после Великой Отечественной войны сбылась заветная мечта Аркадия: Решив учиться, он начал усиленно заниматься, тем самым восполнил недостающие школьные знания. С присущим ему упорством и рвением он добился получения аттестата за 1 год. Осенью 1946 года 17-летний ветеран, кавалер орденов и медалей был зачислен на подготовительные курсы Военно-воздушной Академии имени Жуковского, которую в своё время окончил его отец. Программу он начал изучать основательно и с огромным интересом, ведь это была его мечта.

Казалось бы, будущее молодого парня было блестящим и сулило еще немало подвигов. Юноша мог стать одним из первых космонавтов…

Но жизнь продиктовала другие правила. …

У кадровых военных бытует печальная поговорка: «Снял портупею — и рассыпался». Самый молодой пилот Второй мировой войны Аркадий Николаевич Каманин умер от менингита 13 апреля 1947 года, навсегда оставшись восемнадцатилетним.

Похоронили самого юного летчика Великой Отечественной войны в Москве на Новодевичьем кладбище. Будете на Новодевичьем — положите пару гвоздик на могилу 4-56-12.

Биографическая справка: Аркадий Николаевич Каманин, гвардии старшина, 1928—1947. Самый молодой лётчик Второй мировой войны, сын генерал-полковника Н.П.Каманина (одного из семи первых Героев Советского Союза, медаль №2).

Награды

• Орден Красного Знамени

• Два ордена Красной Звезды

• Медаль «За взятие Будапешта»

• Медаль «За взятие Вены»

• Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Подвиги и заслуги в Великой Отечественной войне Аркадия Каманина стали основой сюжета киноленты «И ты увидишь небо». Были изданы статьи в газетах и журналах. Скульптором Г. Н. Постниковым были выполнены в 1966 году два бюста юноши.

Аркадий Каманин, биография которого так резко оборвалась, мог достичь еще большего мастерства в летном деле и управлять другими видами самолетов и, возможно, космическими кораблями. За свою короткую и героическую жизнь юноша успел сделать самое главное – принять участие в защите Родины. Показал себя как бесстрашный и доблестный воин.

Навечно в памяти народной. В очередную годовщину великой Победы вспомните, люди, глядя на своих 14-летних сыновей, что вот такие ровесники ваших детей громили врага, более 650 раз взлетая в тревожное военное небо.

Чтобы победить.

Чтобы могли жить вы и ваши дети, дети военной поры шли на фронт.

Помните о них, люди!

http://pionery-geroi.ucoz.ru/i… http://www.kpopov.ru/military/…

Обобщенный банк данных «Мемориал» — http://obd-memorial.ru/ Поиск по спискам захоронений, донесениям о безвозвратных потерях, книгам памяти, госпитальным документам. Сканы документов!

Подвиг народа — http://podvignaroda.ru/?#tab=n… — Поиск по наградным документам. Сканы документов.

Память народа — http://pamyat-naroda.ru/ работа с поиском и сохранением найденных документов.

Мальчишка-лётчик Аркадий Каманин
(2 фото)

Он родился на Дальнем Востоке в семье советского офицера, лётчика Николая Петровича Каманина – будущего Героя Советского Союза. Это звание Николай Петрович в скором будущем получит за спасение челюскинцев.
Судьба сыновей и дочерей военных известна – частые переезды. Вспомните знаменитый фильм «Офицеры». Вот и Аркадий жил в разных городах, где служил отец. А незадолго до войны семья Каманиных получила квартиру в Москве. Мальчишка рос отчаянным, смелым и увлечённым. Всерьёз занимался спортом, очень хорошо играл на аккордеоне и баяне, запоем читал. Но более всего ему была интересна служба отца. Даже все каникулы проводил на аэродроме, мечтая виртуозно освоить профессию механика. Более того, перед самой войной уговорил отца устроить его, тринадцатилетнего мальчишку, механиком на московский авиационный завод! И ведь работал, причём полную, не «детскую» смену, не страшась никаких трудностей.
Но вот – Великая Отечественная война. Николая Петровича направили в Ташкент, где он служил два года (семья, конечно, тоже переехала в этот город). А спустя два года лётчика Каманина назначили командиром 8-го смешанного, а затем 5-го гвардейского штурмового авиакорпуса. Весной 1943 года Николаю Петровичу присвоили звание генерал-майора, а вскоре к нему приехали и супруга с сыном.
Конечно, мальчика никто не собирался оставлять здесь, в расположении воинской части. Его хотели отправить в тыл, к родным. Но это было не в характере Аркадия. Со всей решимостью он заявил отцу, что никуда не поедет и будет находиться с родителями (мама тоже начала работать при штабе). Николай Петрович сначала отказывался. Тогда сын, можно сказать, ударил по больному месту советского офицера: ведь он к тому времени был уже опытным механиком, а специалисты на фронте требовались позарез. И Николай Петрович, скрепя сердце, согласился.
Так мальчишку зачислили добровольцем в ряды Красной Армии на должность механика по спецоборудованию в 423-ю авиаэскадрилью связи Калининского фронта.
Теперь у него появилась новая мечта: стать лётчиком и совершать боевые вылеты. Аркадий признался в этом отцу, тот дал разрешение на учёбу. И потихоньку-полегоньку старшие товарищи начали учить мальчишку пилотировать, посвящали и в теорию, и в практику. А первой «железной птицей» для юного пока ещё механика стал самолёт связи У-2. Этот самолёт двухместный, он создавался как учебный и имел двойное управление в обеих кабинах, поэтому у Аркадия была возможность сначала попробовать себя в роли штурмана и бортмеханика.
И тогда же, во время этой учёбы на ходу, произошёл случай, который очень наглядно показал способности мальчишки. Однажды во время вылета пулей пробило стекло кабины, лётчика ослепило. Чувствуя, что сейчас потеряет сознание, он успел передать управление Аркадию и переключить на него рацию. И тот, быстро взяв себя в руки, умело направил самолёт к аэродрому. Правда, посадку не разрешили, на помощь поднялся самолёт, который вёл командир эскадрильи. По рации он дал подробные указания Аркадию. Тот выполнил всё в точности и благополучно приземлился.
А в июле 1943 года он уже сдавал отцу-генералу экзамен, чтобы получить допуск к полётам. И сдал с первого раза, а ведь о строгости Николая Петровича в эскадрилье ходили легенды. Говорят, был даже случай, когда какой-то курсант сдавал ему экзамен аж 8 раз!
И вот паренёк, теперь уже лётчик 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи, стал совершать разведывательные полёты на У-2. Чтобы придать машине стремительный вид, Аркадий попросил художника специально для него нарисовать на самолёте стрелу, похожую на молнию. Правда, в эскадрилье Аркадия звали не лётчиком, а летунком – уж очень юным смотрелся вчерашний мальчишка на фоне взрослых.
Невысокого роста, юркий, с цепкими глазёнками, он, казалось, не ходил, а всё время бегал. Себя никогда не щадил: руки вечно разодраны в кровь, так как проникали в самые труднодоступные места самолёта. Зарядку делал каждый день, даже на морозе, в майке. Очень боялся, чтобы не увидели в нём папенькиного сынка.
Поначалу Аркадий летал между аэродромами корпуса. Но вскоре сама жизнь подтвердила его мастерство: к его У-2 намертво прицепился мессер. Следившие за этим советские лётчики уже собрались было выручать летунка, но тот совершенно самостоятельно отделался от преследования, уйдя от мессера на виражах. После этого парнишке уже не боялись поручать самые ответственные задания. Он брался за них с рвением и, казалось, не страшился ничего на свете.
Однажды, возвращаясь с боевого задания в расположение штаба, Аркадий заметил на нейтральной полосе сбитый Ил-2. Даже с высоты мальчишка увидел, что кабина самолёта закрыта. Это могло означать только одно: лётчик или погиб, или тяжело ранен и не может выбраться из машины сам. Аркадий посадил свой У-2 на той же испещренной воронками нейтральной полосе, смог открыть кабину, вытащить пилота и всю фототехнику, дотащить до своего самолёта, посадить туда и взлететь! И всё это – за считанные минуты, ведь за полосой следили как советские бойцы, так и немцы.
Фашисты, конечно, быстро увидели «нахала». Открыли было миномётный огонь, но выручила наша артиллерия. Правда, есть сведения, что фашисты не успели открыть огонь, а готовили вылазку, которую пресекли наши пехотинцы.
Но суть от этого не меняется: Аркадий благополучно добрался до своих. А спасённым лётчиком оказался лейтенант по фамилии Бердников, которого фашисты сбили при возвращении из разведывательного полёта. За этот подвиг пятнадцатилетнего мальчишку наградили Орденом Красной Звезды.
Второй такой же Орден Аркадий получил в 1944-м году. Тогда он воевал на 2-м Украинском фронте. На штаб фронта напал отряд бандеровцев. Под непрерывным обстрелом парень сумел сесть в свой У-2, взлетел, забросал бандитов ручными гранатами, да ещё и вызвал подкрепление! Нападение было отбито.
Или другой случай. Однажды Аркадий со срочными документами прилетел на передовую к начальнику группы наведения капитану Проскурову. Как положено, замаскировал свой самолёт в ближайшем лесу, а потом попросил командира дать ему задание.
— Хорошо, — ответил Проскуров. — Полезай на крышу сарая и наблюдай в бинокль. Как увидишь в воздухе новую группу наших штурмовиков, кричи мне. Следи, сколько будет самолётов, каким курсом идут — словом, всё-всё. Если вдруг немецкие истребители — тоже немедленно докладывай.
Аркадий уселся на конёк крыши и стал наблюдать. А дело было летом. Жарко, припекает, никаких фашистов в небе нет. И тогда — мальчишка есть мальчишка! — он стал ворошить каблуком солому на крыше сарая. А оттуда — рой ос! Покусали парнишку так, что лицо в считанные минуты стало превращаться в помидор.
— Что это за работа? — обиженно сказал командиру Аркадий.
— Нормальная работа! — ответил капитан.- Конечно, тебе сейчас больно, вот ты и несправедлив. Сидел бы тихо и выполнял задание — осы тебя и не тронули бы. Лети на свой аэродром, времени у тебя мало, глаза могут окончательно заплыть.
Раздосадованный Каманин полетел. А над опушкой леса увидел наш танк Т-34. Гусеница под ним растянулась, словно ковёр. Пришлось спуститься и спросить, не нужна ли помощь. Оказалось, перебило два трака. Новые траки танкисты подобрали, а болтов для соединения у них не было.
— Вы мне на карте покажите, куда слетать, я доставлю вам болты! — сказал мальчишка.
И слетал, и нашёл, и даже в той медсанчасти успел по совету танкистов забежать к медсестре Марине и попросить мазь от ожогов, которая ему здорово помогла. Вернулся к танкистам, сбросил им болты. А они ему вслед и руками махали, и кричали что-то, и улыбались…
Правда, на своём аэродроме Каманина встретили не улыбками, а испуганными возгласами:
— Кто это тебя так разукрасил?
— Фашисты ос напустили! — отшутился паренёк, которому теперь вся история с укусами показалась смешной…
Есть среди боевых наград Аркадия и Орден Красного Знамени. Получил его юный лётчик в начале 1945 года за успешную доставку в партизанский отряд (район города Брно в Чехии) питания для рации и секретного пакета документов. Парень около двух часов летел по совершено незнакомой местности за линию фронта. Его маршрут проходил через горы, условия полёта были крайне трудными.

Самый юный летчик Великой Отечественной Войны

С фотографии на нас глядит мальчишка. На плечах погоны с «крылышками», на груди три боевых ордена, медали. Летчик Аркадий Каманин свой первой боевой вылет совершил, когда ему было 14 лет.

Именитый отец

Отцом Аркадия Каманина был настоящий Герой. Николай Каманин был командиром летного отряда, спасавшего челюскинцев в 1934 году. Семь пилотов стали первыми Героями Советского Союза. Николай Каманин в списке шел четвертым. Получив звезду, Каманин с отличием окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского и продолжил службу в ВВС РККА. Было бы странно, чтобы у такого героя-летчика сын не «заболел» авиацией.

Как сын командира Аркадий имел свободный вход на аэродром и пропадал на нем часами. Его знали все летчики и все механики. Мальчишка мог часами говорить о самолетах и использовал всякую возможность, чтобы подняться вместе с летчиками в небо.

Но этого ему было мало. Аркадий интересовался их устройством, часами копался в моторах, стремясь каждую деталь пощупать руками. В 1941 году, чтобы изучить самолет от и до, он устроился на работу на авиационный завод. Далее в планах было окончание школы и летное училище — иной для себя судьбы кроме как быть пилотом, мальчишка себе и не представлял. Но война внесла свои коррективы в планы.

Попасть на фронт по блату

В марте 1943 года командир штурмового авиакорпуса Калининского фронта полковник Каманин получил генеральские погоны. В апреле к генералу прибыли жена и 14-летний сын. (Генеральская должность кроме кучи хлопот и непомерной ответственности имеет и некоторые плюсы) После нескольких счастливых дней жена получила должность при штабе, а сыну предстояло возвращаться в домой. Но Аркадий сказал: «Не поеду! Хочу остаться в части, хочу бить фашистов!»

Сегодня, когда в прессе всплывает информация, что отпрыск того или иного важного государственного чиновника устроился на теплом месте и прикрываясь именем и авторитетом отца, творит натуральный беспредел, трудно представить, что может быть по-иному. Но так было.

В должности командира батареи воевал сын Сталина старший лейтенант Джугашвили (погиб в плену). На Сталинградском, а затем Северо-Западном фронте летал в небе истребитель Василий Сталин (пять сбитых самолетов и ранение). 11 марта 1943 года не вернулся из боевого вылета Леонид Хрущев, сын первого секретаря КП Украины.

Воевали три сына Микояна (один из них, 18-летний Владимир погиб). Уходили на фронт, воевали и гибли дети государственных и партийных деятелей более низкого ранга. Да и сами «элитные дети» считали для себя вполне естественным разделить общую судьбу народа.

Аркадию Каманину было 14 лет. Подростков в Красную Армию не призывали, но отец, как написали бы сегодня, «злоупотребив служебным положением», вместо отправки сына в глубокий тыл, оставил его на фронте. Так в 423-й эскадрилье связи Калининского фронта появился новый механик по спецоборудованию, рядовой Аркадий Каманин, доброволец.

«Хочу в небо!»

Но Аркадий этого было мало. Он добился разрешения на вылеты в качестве бортмеханика и штурмана-наблюдателя. Создаваемый как учебный, У-2 имел двойное управление в обеих кабинах и летчики по просьбе Аркадия часто передавали ему управление самолетом, так Каманин-младший приобретал навыки пилотирования.

Во время одного из вылетов самолет был обстрелян, пилот был ранен и штурман Каманин взял управление самолетом на себя, долетел до аэродрома и посадил машину. Следуя поговорке «куй железо, пока горячо», Аркадий обратился с рапортом к командиру авиакорпуса (своему отцу) с просьбой разрешить самостоятельные полеты: «Я ведь доказал, что могу!»

Отец прекрасно понимал, что такое разрешение увеличит риск потерять сына. Однако лично принял у сержанта Каманина экзамен на допуск к полетам, который тот сдал с блеском, и отец поздравил сына с присвоением ему квалификации пилота.

Летунок

Поначалу Аркадий летал между аэродромами корпуса. Взрослые пилоты любили Аркадия, называли его «летунком» и старались уберечь от опасностей войны. А между тем боевые задания становились все сложнее, все ответственнее и все опаснее. Каманин летал вдоль линии фронта и за линию фронта. Его обстреливали немецкие зенитки, атаковали истребители. Каждый вылет мог стать последним.

В июне 1944 г. возвращаясь с очередного задания, Аркадий заметил на нейтральной полосе сбитый советский самолет. Кабина была закрыта, а это значило, что летчик находится в машине. Возможно, он только ранен, а не убит? Аркадий сел возле дымящегося самолета.

Лейтенант Бердников был еще жив. Каманин помог ему добраться до «кукурузника» и У-2 улетел прямо на глазах наблюдавших за всем этим фашистов. Вместе со спасенным летчиком улетели и результаты проведенной им раведывательной аэрофотосъемки. На груди летчика Каманина появился орден Красной Звезды.

Навсегда остаться в истории

Аркадий не сгорел в пламени войны. Он летал и воевал до последнего дня, получив в апреле 1945-го орден Красного Знамени. В октябре 1946 года старшина Каманин поступил на подготовительный курс Военно-воздушной академии им. Жуковского. Его ожидало прекрасное будущее, но…

Молодые люди умирают и в мирное время. В апреле 1947 года Аркадий Каманин умер от менингита. Ему было всего 18 лет, но и их вполне хватило, чтобы остаться в истории навсегда как самому молодому летчику Великой Отечественной и Второй мировой войны.

>Самый юный лётчик. 14-летний Аркаша Каманин в войну совершил 650 вылетов

Это к вопросу о том, не продлить ли возраст детства до 30 лет современным недорослям.

Из Ташкента — на фронт

Самолётами Аркаша был окружён с пелёнок — он родился в авиационном городке на Дальнем Востоке, где служил его отец Николай Каманин. Оттуда он вместе с мамой провожал его в легендарный поход по спасению экипажа затонувшего среди льдин Северного полюса корабля «Челюскин». Все пилоты, участвовавшие в операции, вернулись домой уже в ранге Героев Советского Союза, они были первыми в стране, кому присвоили это звание. У Каманина оно было под номером 4.

Во второй класс Аркадий пошёл уже в Москве и записался в авиамодельный кружок, строил самостоятельно миниатюрные модели военных самолётов, которые поднимались в воздух. Николай Каманин вспоминал, что сын обладал прекрасной памятью. Мальчик любил не только точные науки, но и литературу, знал наизусть стихи Пушкина, Некрасова, Лермонтова. К тому же природа наградила его музыкальным слухом, Аркадий играл на аккордеоне.

В 1941 г., закончив 6-й класс, подросток отправился с мамой и младшим братом Лёвой к отцу в Ташкент, где тот руководил отдельной авиабригадой. В Средней Азии семья и встретила трагическое известие о начале войны. Осенью 1941 г. в Ташкенте разместился эвакуированный из Москвы авиазавод. 12-летний Аркаша добровольно пошёл туда работать. Проводил в ремонтных мастерских, куда привозили фронтовые самолёты, по 10-12 часов, перевыполняя план, установленный для взрослых. В начале 1942 г. Каманина-старшего вызвали на фронт, а через год, оставив младшего Лёву на попечение родственников, Мария Михайловна вместе с Аркадием решили отправиться следом за мужем на передовую. А приехав, поставили ультиматум: если Николай не примет их в свой лётный корпус, они всё равно найдут дорогу на фронт. Генерал, видя решимость жены и сына, сдался. Аркадий стал механиком на фронтовом аэродроме, а Мария Михайловна — делопроизводителем в штабе армии. При этом она часто летала как штурман с Каманиным, когда он сам вёл самолёт. До генерала доходили сведения, что и сын поднимается в небо вторым пилотом вместе с бывалыми лётчиками. Тем не менее просьба командира эскадрильи связи майора Трофимова застала его врасплох.

«Разрешите выпустить Аркадия в самостоятельный полёт на У-2, он отлично летает», — обратился к генералу подчинённый. В своих дневниках Каманин-старший признавался, что подумал тогда: не сошёл ли майор с ума? Ведь Аркаше всего 14 лет. «А вы бы могли своего сына в таком возрасте выпустить в самостоятельный полёт?» — задал он встречный вопрос. И услышал в ответ: «Такого, как Аркадий, выпустил бы». Каманин пообещал сам проверить навыки сына в небе. Перед началом их совместного полёта на У-2 генерал поймал себя на мысли: сын настолько щуплый, что может выскользнуть из привязной системы во время фигур пилотажа. Дело в том, что кабина самолёта У-2 (его ещё называют По-2) открытая. Однако все сомнения развеялись в воздухе. Набор высоты, развороты, левый вираж с креном до 30%, мёртвые петли, по одному витку штопора в каждую сторону — всё было выполнено правильно. На земле отец сдержанно сказал: «Ничего, летать умеешь». Трофимову заявил, что даст добро на полёты сына, если парень освоит ещё и теорию полёта, технику пилотирования и другие предметы.

Его крупица в победе

Спустя 3 месяца Аркадий был готов к экзамену. Каманин наблюдал за полётом сына с земли. Придраться было не к чему. Так старший сержант Аркадий Каманин в 14 лет в июле 1943 г. был зачислен на должность лётчика эскадрильи связи. Каждый день он поднимался в воздух по нескольку раз. За ним закрепили отдельный самолёт. В обязанности юноши входила доставка приказов и распоряжений в штаб армии. Летать приходилось рядом с линией фронта. Как-то, возвращаясь с задания на аэродром, Аркадий заметил на земле сбитый Ил и понял, что в кабине находится лётчик. Старший сержант приземлился рядом, несмотря на свою отнюдь не богатырскую комплекцию, вытащил из кабины раненого пилота и дотащил до своего У-2. А заодно забрал фототехнику и отснятый секретный материал. Раненого Аркадий доставил прямиком в госпиталь. А в 1944 г. во время нападения бандеровцев на штаб армии Аркадий поднялся в небо и с воздуха закидал противника ручными гранатами.

К концу войны согласно наградному листу старший сержант Каманин совершил «650 вылетов на связь с частями корпуса и с ВПУ и налетал 283 часа». Награждали его трижды: орденом Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды. Самым продолжительным — 10 часов — для Аркадия стал перелёт из Польши в Румынию, когда его корпус менял дислокацию. Победу юноша встретил в Венгрии. В июне 1945 г. принимал участие в Параде Победы, став самым юным его участником: ему не было и 17 лет.

В мирное время юноша сел за учебники: за полтора года прошёл программу 8, 9 и 10-го классов. Получил аттестат зрелости и в 1946 г. сдал экзамены в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, но так и не закончил её. Хотя трагедии ничто не предвещало. В тот день, 12 апреля 1947 г., Аркадий вернулся с занятий, прилёг на кушетку, заснул, а когда его стали будить к ужину, оказалось, что он без сознания. Усилия врачей оказались тщетны. Утром 13 апреля 1947 г. Аркадий скончался. Ему было 18 лет. Медики объяснили, что смерть наступила из-за небывало резкого воспаления мозга — на фоне гриппа, который Аркадий перенёс на ногах, сказалось нервное и физическое перенапряжение в годы войны. А ведь на фронте, как вспоминал Николай Каманин, сын даже насморком не болел.

Всенародную известность имя героя получит в 1965 г., после выхода о нём первой статьи. А дальше слава Аркадия нарастала как снежный ком — повести, рассказы, фильмы. И главное — военные дневники Николая Каманина, которые увидели свет в 1980 г. А в 1982 г. Николая Петровича не стало. Его супруга Мария Михайловна скончалась в 1999 г. Младший брат Аркадия Лев ушёл в 2011 г. Похоронены Каманины на Новодевичьем кладбище, на том самом участке, где первым в 1947 г. нашёл пристанище Аркадий — самый юный в мире лётчик, который сам себя не считал героем. Он не гнался за рекордами. Говорил: «Я хотел внести свою крупицу в победу. И сделал что смог».