Самолет России 6 поколения

Боевые самолеты производятся разными странами, однако, считается, что лучшие истребители мира конструируют в России и США. Топ-лучших истребителей мира занимают модели четвертого и пятого поколения, как самые современные и технически совершенные.

F-15 Eagle McDonnell Douglas

«Макдоннел Дуглас» – всепогодный боевой истребитель американского производства четвёртого поколения. Разработка этой модели, так же как и конструкторские работы производились при взаимодействии NASA и BBC США. Окончательно боевой самолёт был доработан в 1972 году, а передан для эксплуатации в 1976 г. Его создавали для нанесения ударов ракетами, а также выполнения других задач, стоящих перед истребителем.

F-15 Eagle McDonnell Douglas

F-15 Eagle McDonnell Douglas использовался в Персидском заливе, на Ближнем Востоке, а также на территории Югославии. На вооружении ВВС Соединённых Штатов Америки истребитель планируют держать до 2025 года.

Планер сконструирован из высокопрочной стали. Также применялись и композиционные материалы. Напряжение в крыле может достигать 85% от расчётного значения.

Когда выбирались материалы, учитывалась вязкость их разрушения, а также склонность к появлению трещин и их распространению. Хвостовая часть фюзеляжа выполнена с использованием титанового сплава Ti-6AI-4V. Элероны, задние кромки крыла, а также закрылки делают из алюминия (с сотовым заполнителем).

F-16 Fighting Falcon General Dynamics

Название этого истребителя переводится как «атакующий сокол». Получил он его в честь талисмана военно-воздушной академии США в Колорадо Спрингс. Это легкий многофункциональный истребитель четвёртого поколения.

F-16 Fighting Falcon General Dynamics

Компания General Dynamics разработала его в 1974 году. После этого в 1979 он был передан в эксплуатацию. Этот истребитель считается самым популярным из-за своей невысокой стоимости и универсальности. F-16 в настоящее время модернизирован и продолжает производиться на экспорт. В 2018 году Бахрейн заказал себе 16 самолетов этой модели.

При разработке был сделан расчёт на выполнение манёвров при перегрузке. Конструкция включает: сплав авиационного алюминия, титан, композиционные материалы.

Унификация агрегатов, узлов и деталей отличается высокой степенью. В нем используется такой же авиадвигатель, как в истребителях моделей F-15 и F-100. Ряд аэродинамических элементов этих самолетов: стойки шасси, горизонтальное хвостовое оперение и 90% элементов крыльев также взаимозаменяемы.

Боевой истребитель планируют совершенствовать и дальше. Программа предусматривает улучшение маневренности, тройную цифровую систему управления, мощное вооружение.

Су-27

Су-27 – боевой самолёт российского (советского) производства. Относится к многоцелевым всепогодным истребителям четвёртого поколения. Его создали для эффективного ведения воздушного боя. Среди конструкторов: А. Колчин, Н. С. Черняков, А. И. Кнышев и М. П. Симонов.

Су-27

Разработка четвертого поколения подобного вида истребителей велась в конце 1960 года в разных странах. Сначала разработана была модель в США (F-4C «Фантом»).
После этого СССР в ответ выпустил перспективный фронтовой истребитель. Предполагалось, что он будет превосходить модель F-15. Но в то время полностью Су-27 до конца еще не был сконструирован. Существовали только прототипы.

Современный Су-27 выполняется в соответствии с интегральной аэродинамической схемой. Таким образом, компоновка тоже интегральная: фюзеляж плавно сопрягается с крылом и образует единый несущий корпус. Крыло самолета оснащено корневыми наплывами, у которых большая стреловидность.

Су-27 – это лучшие истребители советского производства, у которых есть электродистанционная система управления. ЭДСУ характеризуется быстрым действием и точностью. Кроме этого, истребитель может использовать усовершенствованные алгоритмы управления.

F/A-18E/F Super Hornet Boeing

«Супер Хорнет» – палубный истребитель-бомбардировщик американского производства. Одновременно относится к группе штурмовиков. Первый полёт совершил в 1995 году.

F/A-18E/F Super Hornet Boeing

Размах крыла превышает размах крыла предыдущей модели на 20%, взлетная масса также больше исходной на 6800 кг, а вес пустого самолета – на 3200 кг. Стоит отметить, что из-за превосходства по запасу топлива, увеличился и боевой радиус действия (примерно на 41%). Соответственно, продолжительность полёта тоже возросла.

Конструкторы уделили повышенное внимание заполнению и устранению зазоров между панелями на поверхности фюзеляжа. Таким образом, в этот истребитель разработчики вложили самые масштабные меры для снижения ЭПР (эффективной площади рассеяния).

Saab JAS 39 Gripen

«Грипен» – истребитель четвёртого поколения для многоцелевого использования. Производится в Швеции. Стоит на вооружении с 1997 года. Его также с удовольствием покупают и используют для охраны воздушного пространства в Таиланде, Венгрии, ЮАР и Чехии. В Англии модель используют для тренировок лётчиков-испытателей.

Saab JAS 39 Gripen

Цель создания: оборонительная. С момента выхода первой модели он постоянно обновляется и совершенствуется. В первоначальную концепцию закладывали гибкость. Это значит, что он смог бы подниматься с плохо подготовленного аэродрома, укоротив взлёт. При этом он прост в обслуживании. В 1980 году началось финансирование проекта, а необходимые требования по тактике утверждены в 1981 и 1982 годах. После этого в Швеции развернули программу по массовому производству истребителей.

В самолете используется аэродинамическая схема «Утка», в соответствии с которой крыло имеет треугольный вид, среднерасположенное. Модель создавалась с учетом снижения радиолокационной видимости. Это делалось с помощью композитов, из которых состоит корпус (30%), а также воздухозаборников.

Двигатель боевого истребителя Volvo Aero RM-12 – турбореактивный. Он обеспечивает максимальную скорость полёта на сверхзвуковой скорости.

Су-30

Су-30 – истребитель российского производства. Это многоцелевой боевой самолет поколения 4+, предназначенный для воздушного боя. Он может уничтожать воздушные цели как ночью, так и днём. Для него не страшны сложные метеорологические условия и помехи различного характера (активные или пассивные). Он способен блокировать аэродромы противника, производить поражающие действия по морским и наземным объектам.

Су-30

Его использование возможно при управлении боевыми действиями группы (ведение воздушного боя), а также при уничтожении десанта. Су-30 используется для разведки в воздухе, уничтожения целей на земле в разных метеорологических условиях.

Су-30 создавался также как и Су-27, на базе прототипа Т-10. Благодаря изменению концепции воздушного боя, был создан боевой самолёт. В ходе разработки модели были усовершенствованы конструкции антенных радиолокационных станций, находящихся на борту.

Истребитель отличается открытой архитектурой радиоэлектронного оборудования на борту. Он обеспечивает автоматический обзор пространства и сопровождение цели во время маневров. Одновременно производится процедура радиолокационного картографирования местности.

Eurofighter Typhoon

«Еврофайтер Тайфун» – классический истребитель четвёртого поколения. Многоцелевой боевой самолёт начали разрабатывать в 1979 году консорциумом, состоящим из Alenia Aeronautica, EADS и BAE Systems.

Eurofighter Typhoon

Поставка модели на вооружение осуществляется в военно-воздушные силы Испании, Германии, Австрии, Италии, Саудовской Аравии. Таким образом, он считается одним из самых популярных истребителей мира.
Если говорить о двигателях, которые расположены рядом, то они были разработаны германской фирмой MTU.

Истребитель является квинтэссенцией новых достижений в области электроники и самолетостроения. Требуемый уровень маневренных характеристик соблюдён благодаря низкорасположенному треугольному крылу, предкрылкам, двухсекционным закрылкам, отрицательному запасу устойчивости. Было достигнуто снижение аэродинамического сопротивления истребителя на сверхзвуковой скорости.

«Тайфуном» можно управлять с помощью четырехкратной резервированной цифровой системы управления электродистанционного характера. Так обеспечивается искусственная устойчивость с высокой маневренностью.

Dassault Rafale

«Рафаэль» – многоцелевой истребитель, который разработан во Франции. Сконструирован по аэродинамической схеме «Утка», которая является традиционной для истребителей этой фирмы (Dassault Aviation). В модели предусмотрено дополнительное высокорасположенное горизонтальное оперение. Два двигателя расположены в хвостовой части фюзеляжа. Перед крылом – горизонтальное оперение. Это необходимо для увеличения маневренности.

Dassault Rafale

Дополнительное производство этого истребителя было финансировано Францией в 2009 году. Таким образом, парк военных машин был увеличен на 60 единиц техники.

В 2011 году власти заявили, что производство самолёта будет приостановлено. Однако его выпуск прекратится только после изготовления ещё одного заказа Министерства Обороны Франции на 180 боевых истребителей.

Истребитель используется в разных странах. Компания выиграла тендер на производство 126 машин для Индии.

Lockheed Martin F-35 Lightning II

«Локхид Мартин» – представитель многофункциональных малозаметных истребителей-бомбардировщиков. Относится к пятому поколению. Производителем является не конкретная страна, а консорциум компаний, который возглавляет Locked Martin. При разработке некоторых узлов были использованы технические возможности калифорнийской компании «Палмдейл».

Lockheed Martin F-35 Lightning II

Знания квалифицированных технических специалистов из Советского Союза были использованы при создании прототипа F-35. Именно поэтому внешне боевой самолёт напоминает Як-141. У них отличается только количество двигателей. У советской модели их два, а у Lockheed Martin F-35 Lighting II – один (имеет стройные рули, поворотное сопло и привод на подъемный вентилятор).

На Ваш взгляд Российские истребители лучше зарубежных? ДаНет

Первый полёт палубной версии этого истребителя был осуществлен в 2009 году. В 2011 состоялась посадка на авианосец. За первые два дня эксплуатации были совершены 6 взлётов и посадок, подтвердившие высокое качество модели.

МиГ-35

Миг-35 – новый истребитель России четвёртого поколения. Цель разработки: ведение воздушного боя и нанесение эффективных ударов высокоточным оружием. Атака производится по надводным и наземным целям. Испытания боевого самолета начались в 2017 году, а в 2018 их стали производить на государственном уровне.

МиГ-35

Разработка предсерийных образцов проходила совместно с Военно-Космическими силами России. Официальная презентация Миг-35 продемонстрировала основные преимущества самолёта:

  1. Экономичность.
  2. Высокие технические возможности. К ним относят, например, малозаметность.
  3. Стоимость боевого истребителя.

Специалисты отмечают, что новый Миг-35 – это модернизированный синтез боевых истребителей Миг-29К/КУБ и Миг-29М/М2.

Су-35С

Су-35 – один из лучших военных самолетов России. Новый истребитель России относят к четвёртому поколению и отмечают его сверхманевренность. Конструкторы считают его переходящим звеном между Су-57 и Су-27.

Су-35С

Первый опытный образец модели был собран летом 2007 года. После этого его представили на статической стоянке авиасалона МАКС-2007. Первый контракт на эту авиатехнику был заключён на этом же авиасалоне через два года. Его подписали на 48 боевых истребителей, стоимость которых составляла 66 млрд рублей. Все они были изготовлены к концу 2015 года. После этого оформили второй контракт уже на 50 единиц техники, которые планируется сдать до 2020 г.

Су-35 покупают не только ВКС РФ, но и правительства других стран. В 2015 году Индонезия заключила договор на поставку 12 боевых самолетов, а Китай в 2016 на строительство 24 многофункциональных боевых самолёта.

Так как Су-35 – это модернизированная 27-ая модель, а также один из самых лучших истребителей мира. Тормозной щиток и переднее горизонтальное оперение самолета убрали окончательно. Стоит отметить, что при посадке торможение происходит при отклонении руля направления в разные стороны.

Су-57 (Т-50) ПАК ФА

Су-57 – суперистребитель пятого поколения, с заводским номером Т-50. Он многофункциональный. Разработан российскими производителями для того, чтобы заменить истребитель Су-27 на более легкую и маневренную модель.

Су-57 (Т-50) ПАК ФА

Сначала Россия планировала совместную разработку самолета с Индией. Однако впоследствии партнер отказался от проекта, обосновав причину тем, что заданным требованиям боевой истребитель не соответствовал.

Мелкосерийное производство началось в 2013 году на КнААЗе. Там же собирались и опытные образцы. Серийные поставки должны стартовать только в 2019 году.

Почти вся информация, которая относится к производству Су-57, является секретной. Таким образом, можно говорить только о приблизительных характеристиках самолета. По массе он относится к тяжелым, однако, он явно легче, чем Су-27. Среди преимуществ современного истребителя выделяют: сверхзвуковую крейсерскую скорость, малозаметность, многофункциональность, передовую электронику.

Малозаметность необходима для того, чтобы уменьшить возможность обнаружения российского истребителя. Су-57 может быть незаметен в разных диапазонах длин волн.

F-22 Raptor Lockheed/Boeing

Название этой модели переводится как «хищная птица». Производители считают, что это лучший истребитель в мире. Его относят к пятому поколению и считают многоцелевым. Он был разработан для борьбы с авиацией противника, а также противодействия воздушной разведке в любое время суток, при любых метеоусловиях.

F-22 Raptor Lockheed/Boeing

Началась разработка в 1981 году. В боевом самолёте планировалось использование новейших технологий: двигателей с цифровым управлением, малозаметности, передовой авионики и т.д.

Использование самолета началось в сентябре 2004 года в Сирии против исламистов. Истребитель нанёс удары по пригороду Ракка. В целом его многофункциональность была подтверждена. Он выполнил свою ударную задачу и разведал наземные силы противника.

Военно-воздушные силы давно стали основой вооруженных сил любой армии. Самолеты становятся не просто средством доставки бомб и ракет в стан врага, современная авиация это многофункциональные боевые комплексы с крыльями. Новейшие истребители Ф-22 и Ф-35, а атк же их модификации, уже поставлены на вооружение армии США, и здесь имеется ввиду «армия» как сухопутные войска. Это означает что пехота теперь на ровне с танками и БМП имеют в своем составе истребители. Это подчеркивает роль авиации в современной войне. Подобное смещение в сторону многофункциональности сделали возможным новые разработки в области самолетостроения и изменению принципов войны. Современный истребитель может вести бой не приближаясь к цели ближе чем на 400км, запустить ракеты по 30и целям и в ту же секунду развернуться и лететь на базу. Случай конечно частный, но он описывает картину более чем. Не совсем то что мы привыкли видеть в голливудских блокбастерах в которых, на сколько бы далеко вы не смотрели в будущее, истребители в воздухе и в космосе ведут классические «дог файты» времен Великой Отечественной. Некоторое время назад пару новостных сайтов пестрили новостями о том что в симуляции боя «сушки» и Ф-22, отечественная машина вышла победителем за счет превосходства в маневренности, само собой речь здесь шла о превосходстве в ближнем бою. Все статьи отмечали что в дальнем бою «Раптор» превосходит Су-35 за счет более совершенного вооружения и систем наведения. Что и отличает 4++ и 5 поколения.

На данный момент ВВС России имеют на вооружении боевые самолеты так называемого 4++ поколения, те самые Су-35. Это продукт глубокой модернизации имеющихся еще с 80ых Су-27, Миг-29, в скором времени планируется начать схожую модернизацию Ту-160. 4++ означает максимально близко к пятому поколению, в целом современная «сушка» отличается от ПАК ФА отсутствием «стелса» и АФАР. Тем не менее возможности для модернизации этой конструкции в принципе исчерпаны, поэтому вопрос создания нового поколения истребителей стоит уже давно.

Пятое поколение

Пятое поколение истребителей. Этот термин мы часто слышим в новостях о современном вооружении и на авиационных салонах. Что же это такое? «Поколение» это в общих чертах список требований которые предъявляет современная военная доктрина к боевой машине. Машина 5 поколения должна быть малозаметной, обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью, продвинутыми системы обнаружения целей и средствами электронной борьбы, но самое главное это многофункциональность. Не зря проекты носят слово «комплекс» в название. Возможность одинаково хорошо вести бой в воздухе и поражать наземные цели во многом определяет облик пятого поколения. Именно такие задачи были поставленны перед будущими конструкторами нового символа отечественной авиации.

Разработка нового поколения началась в СССР и США почти одновременно, еще в 80ых, а в Штатах в 90ых уже выбрали прототип. Из за известных на весь мир событий Советская программа оказалась в стагнации на долгие годы, этим обусловлено отставание в наши дни. Как известно истребитель 5 поколения Ф-22 «Раптор» и Ф-35 «Лайтнинг» уже стоят на вооружении у США и ряда других стран. Что примечательно «Рапторы» пока что не поставляют даже союзникам, обладая заметными преимуществами перед «Лайтнгами», экслюзивное наличие «Рапторов» в армии США делает их ВВС самыми продвинутыми в мире.

Наш ответ «Рапторам» все еще готовится, сроки неоднократно переносились, с 2016 на 2017-2018, теперь это 2020 год, но эксперты говорят что возможен еще один перенос, хотя и отмечают что новый российский истребитель с каждым днем все больше обретает форму продукта готового к серийному производству.

Су-47 «Беркут»

В России у пятого поколения достаточно многострадальная история. Как известно ПАК ФА, он же Т-50, а с совсем недавних пор Су-57, не первая попытка получить на вооружение сверхсовременный многоцелевой истребитель. Одной из таких попыток был Су-47, он же «Беркут». Испытание нового самолета с обратной стреловидностью крыла прошло еще в 90ых. Машина очень запоминающаяся и долгое время была на виду и на слуху. «Обратные» крылья отчасти сыграли с ним злую шутку. Подобная конструкция выводила самолет на новый уровень маневренности, однако для решения всех проблем подобной конструкции сил так и не нашлось, ни в России, ни в Штатах, где в 80ые годы был проект Х-29, истребителя со схожей стреловидностью крыла. Так же данный прототип не отвечал всем требованиям пятого поколения, например сверхзвук он мог преодолевать только на форсаже.

Был построен всего один истребитель и сейчас он используется только как опытный образец. Возможно Су-47 станет последней попыткой создать летательный аппарат с обратной стреловидностью крыла.

Су-57 (ПАК ФА)

ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации) — новый российский самолет. Стал первой удачной попыткой воплотить в жизнь пятое поколение летательных аппаратов. На данный момент в общем доступе достаточно мало информации о его характеристиках. Из очевидного он обладает всеми характеристиками пятого поколения, а именно сверхзвуковой крейсерской скоростью, «стелс» технологиями, активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и так далее. Внешне он похож на Ф-22 «Раптор». И сейчас все кому не лень уже начинают сопоставлять эти машины, не мудрено, ведь Су-57 станет главным «протагонистом» в борьбе с «Рапторами» и «Лайтнингами». Стоит отметить что в новых реалиях особое место будет занимать и усовершенствование ракет, как уже было сказано, вступление в бой происходит на гигантских расстояниях, поэтому то на сколько истребитель будет маневренным и как хорошо он себя чувствует в ближнем бою, это дело десятое.

В России «стрелами» для новейшей авиационной техники является ракета Р-73 и ее модификации, по праву носящей славу грозного оружия. Но конструкторы по доброй русской традиции «на всякий случай» предусмотрели установку 30-мм авиапушки на Су-57.

В разработке

Еще один переход в «пятерку» запланирован и для другого 4++ самолета — Миг-35. Уже были показаны наброски «лица» будущего перехватчика, но пока не ясно будет ли в нем нужда или же с его функциями будет справляться Су-57. Мало того, что бы лёгкий истребитель соответствовал всем требованиям нового поколения нужно разработать принципиально новый двигатель и решить проблему с установкой «стелс». Которая невозможна для машин подобного класса в современных реалиях. Как и говорилось ранее, пятое поколение предполагает многофункциональность, которой по идее должен обладать Су-57, поэтому какие задачи будут возлагаться на Миг до сих пор не ясно.

Еще одной перспективной машиной для сил авиации РФ является ПАК ДА, разрабатываемый в стенах конструкторского бюро «Туполев». Из аббревиатуры понятно что речь идет о дальней авиации. По плану в 2025 — первый полет, но учитывая тягу к переносу сроков выпуска чего угодно, сразу можно накинуть пару тройку, а то и пяток лет. Поэтому скорее всего мы не скоро увидим как новый «туполев» взлетает в небо, очевидно дальняя авиация будет обходиться Ту-160 и в ближайшем будущем его модификацией.

Шестое поколение

В интернетах нет нет, да проскакивает желтая статейка о шестом поколении истребителей. Что вот уже полным ходом где-то ведется разработка. Это конечно не так, ведь напомним, новейшее пятое поколение стоит на вооружении только у США. Поэтому говорить о «разработке полным ходом» пока рано. Тут бы с пятым закончить. Что же до спекуляций о том как будет выглядеть оружие будущего, то здесь есть почва для дискуссии. Какими же будут самолеты нового поколения?

От шестого поколения стоит ожидать что увеличатся все стандартные характеристики. Скорость, маневренность. Скорее всего уменьшится вес, благодаря новым материалам будущего, электроника выйдет на новый уровень. В ближайшие десятилетия возможно стоит ожидать прорывов в создании квантовых компьютеров, это позволит перейти на невиданный уровень скорости вычислений, что в свою очередь позволит серьезно модернизировать современный ИИ самолета, который в будущем возможно по праву будет носить имя «второй пилот». Предположительно произойдет полный отказ от вертикального оперения, которое абсолютно бесполезно уже в современных реалиях, так как истребители работают в основном на предельном и запредельном углах атаки. Отсюда могут вытекать интересные формы планера, возможно снова попытка изменить стреловидность крыла.

Самый главный вопрос который будут решать конструкторы будущего — а нужен ли вообще пилот? То есть будет ли истребитель управляться ИИ или пилотом, а если пилотом то будет ли пилот управлять самолетом дистанционно или же всё же по старинке из кабины. Вообразите самолет без пилота. Это огромное «облегчение» для машины, ведь помимо веса самого пилота и его экипировки, приличную нагрузку создаёт кресло пилота, которое должно спасать жизнь, что делает его сложно машиной, напичканной электроникой и механизмами для катапультации пилота. Не говоря уже об изменении дизайна планера, в котором не надо выделять огромное пространство для человека и ломать голову над эргономичным дизайном кабины для облегчения управления машиной в воздухе. Отсутствие пилота ведет к тому что больше не надо заботиться о перегрузках, а значит машину можно будет разгонять до любой скорости которую потянет конструкция, то же самое и о маневрах в небе. Так же это позволит облегчить курс подготовки пилотов. И речь идет не только о снижении требований к здоровью пилота. Сейчас пилот это самое ценное что есть в истребители. На подготовку тратится колоссальное количеств времени и ресурсов, потеря пилота невосполнима. Если же пилот будет управлять истребителем из комфортного кресла глубоко в бункере на военной базе, то это изменит облик войны не меньше чем «пересадка» с лошадей на танки и БМП.

Перспектива полного отказа от пилота все же выглядит как задача для более далекого будущего. О последствиях использования ИИ предупреждают ученые и сама философско-этическая составляющая замены человека роботом в войне все еще изучается. Вычислительных мощностей для создания полноценной замены пилоту все же пока мы не имеем, но в ближайшие десятилетия возможна технологическая революция в этой области. С другой стороны чутье и воинская смекалка пилота не смогут быть воссозданы нулями и единицами. Пока все это гипотезы, поэтому облик современной авиации и военно-воздушных сил ближайшего будущего все же будет иметь человеческое лицо.

Фантазия художника на тему российского истребителя шестого поколения

Перспективный российский истребитель шестого поколения «в базовом варианте будет беспилотным». Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил генеральный директор Государственного научно-исследовательского института авиационных систем Сергей Хохлов. По его словам, возможность пилотирования человеком будет опциональной. «Все остальные характеристики являются дальнейшим развитием уже существующих: еще быстрее, еще маневреннее, еще незаметнее и так далее», — рассказал Хохлов.

Деление реактивных истребителей на поколения носит условный характер. Например, если для российских истребителей пятого поколения сверхманевренность является обязательным свойством, то американские военные делают ставку на дальность действия ракетного вооружения. Основные характеристики истребителей шестого поколения пока не определены. Собирательно к их числу можно отнести лучшие, чем у пятого поколения, малозаметность, топливную эффективность, опциональное пилотирование, наличие лазерного вооружения и возможность выполнять полеты на гиперзвуковой скорости в беспилотном режиме.

В июле 2016 года советник первого заместителя генерального директора «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев заявил, что российский истребитель шестого поколения будет разрабатываться в качестве семейства систем: беспилотные и пилотируемые летательные аппараты будут действовать совместно. Предполагается, что в состав группы будут входить от пяти до десяти беспилотных версий истребителей и один или два — пилотируемых. При полетах в группе беспилотники будут в первую очередь отвечать за прикрытие пилотируемых самолетов.

При этом руководитель дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Михеев отметил, что российский истребитель сможет выполнять полеты на гиперзвуковой скорости. По его словам, первый опытный образец самолета планируется поднять в воздух до 2025 года.

В феврале текущего года стало известно, что китайские конструкторы приступили к разработке истребителя шестого поколения, создание которого может быть завершено к 2035 году или немного раньше. Ожидается, что китайский боевой самолет сможет управлять несколькими беспилотными летательными аппаратами. Истребитель будет выполнен с улучшенными показателями малозаметности. Бортовое оборудование получит систему искусственного интеллекта.

Василий Сычёв

Су-57

Су-57 многие называют по заводскому индексу Т-50 или по названию программы — ПАК ФА. После прохождения первого этапа государственных испытаний его продолжат дорабатывать, одновременно начав полноценное служебное использование. Кроме того, создадут особые рекомендации для конструкторов и личного состава.

Су-57 (фото: Лебедев Сергей)

Сейчас летает десять прототипов Су-57. В планах на 2018 год — заказ первой серийной партии из дюжины машин. С 2019 года их сразу будут направлять в войска.

А как дела с новинками за рубежом?

F-22 (США)

Гордость американского авиапрома, а так же кино- и игроделов.

Это единственный в мире полноценно освоенный истребитель пятого поколения, значительно превосходящий предшественников по всем характеристикам.

Повышенная крейсерская скорость и высота полёта, низкая заметность и мощный радар с комплексом пассивных средств обнаружения дают F-22 значительное превосходство в дальнем ракетном бою.

F-22A Raptor (фото: Rob Tabor)

Конечно, это не идеальный истребитель — на него до сих пор не поставили нашлемный прицел, нет оптико-локационной станции, а неглубокие отсеки вооружения ограничивают выбор оружия для «работы по земле».

Производили его до конца 2011 года. Всего выпустили 195 штук, считая прототипы. Затем разработку хотели возобновить, но сочли нецелесообразным. Экспорт запретили отдельным законом — секретность же!

F-22 единственный из упомянутых в статье истребителей участвовал в бою — последние годы эпизодически бомбил в Сирии и Афганистане.

F-35 (США)

Самое скандальное детище американского военпрома. Может похвастаться, что в рунете у него хейтеров намного больше, чем у Илона Маска — а это непросто! В целом, понятное отношение к самой дорогой в мире военной программе современности.

F-35 бросает вызов чувству прекрасного и представлению о том, каким на самом деле должен быть истребитель. Критики обвиняют его в чрезмерно высокой стоимости и бесконечных проблемах с оборудованием. Кроме того, многие из заявленных технологий ещё не вышли за границы лабораторий, в то время как сам самолёт уже вовсю производится.

F-35A Lightning II (фото: U.S. Air Force)

Выпустили его в значительно больших количествах, чем F-22. В конце прошлого года заказчикам передали уже больше 265 машин. И неплохо бы нам получить столько же Су-57 к концу следующего десятилетия!

За 2018 год планируется сдать ещё 90, а со следующего — начать производить больше сотни в год.

Кроме США, в создании самолёта участвуют восемь стран-партнёров. Ещё три закупили его по линии экспорта.

На данный момент идёт подготовка лётного и технического состава и доработка машины, однако ВВС и КМП США уже заявили о начальной оперативной готовности.

Кроме Штатов, F-35 летают в Норвегии, Италии, Израиле и Японии.

J-20 (Китай)

Азиатский дракон, ещё один новичок.

Сначала зарубежные эксперты заявили (а потом и китайские государственные СМИ подтвердили), что новый истребитель уже активно эксплуатируют не только в учебных и испытательных центрах, но и в строевых частях. Известно, что его разместили в юго-восточной части страны, у Южно-Китайского моря, полного спорных островов (и иностранных военных кораблей).

Внешний вид ряда элементов самолёта вызвал в отечественных патриотических кругах ассоциации с МиГ 1.44, нереализованным советским проектом истребителя пятого поколения. Впрочем, в американских кругах он вызвал такие же ассоциации, но уже с F-22.

J-20 (фото: Ruimin YAN)

Всё просто — китайцы внимательно изучили весь мировой опыт, а «похожесть» появилась в первую очередь благодаря схожим требованиям. Кстати, при первой демонстрации ПАК ФА в американском околоавиационном сообществе сложилось мнение, что «проклятые русские украли наш YF-23».

Если с происхождением J-20 всё сложно, то в качестве подхода к развитию китайцы, похоже, взяли американскую методу (сейчас её реализуют на F-35).

Массово производим заведомо «сырую» машину, а затем осваиваем её в войсках, учим личный состав и сразу ловим «баги».

J-20 полетел на год позже Су-57, в 2011-м. Но самолёт явно всё еще не доделали — летает он на наших двигателях от Су-27, а с китайскими движками только проходит испытания.

В ближайшие годы обещают поднять радикально доработанную версию J-20B.

FC-31 (Китай)

Второй китайский истребитель — условно «лёгкий», хотя и тоже двухдвигательный.

Тут с источником вдохновения проще — FC-31 явно дитя инцеста F-22 и F-35. Сделали это определённо сознательно: одна из основных целей — создать конкурента на мировом рынке для F-35. То есть дешевле, без строгих требований к покупателям и желательно близко по возможностям.

Даже на авиасалонах макет демонстрировали в окраске, столь явно копирующей американца, что выглядело это форменным издевательством.

При этом у программы явно ограниченная государственная поддержка. Непонятно, закупит ли сам Китай эту машину. Хотя FC-31 полетел всего через год после J-20, в испытаниях до сих пор участвует только пара прототипов на российских двигателях (в этот раз от МиГ-29).

FC-31

Вероятно, успех сейчас зависит от того, сумеет ли производитель найти покупателей на крупные партии или заинтересовать собственное правительство.

X-2 (Япония)

Поскольку заклятые друзья китайцы всерьёз увлеклись авиацией, японцы тоже не остались в стороне.

В Стране восходящего солнца авиапром и ВПК (военно-промышленный комплекс) сильно закрытые и специфические, но весьма развитые.

Весной 2016 японцы выпустили самолёт, который в прессе сразу назвали прототипом истребителя нового поколения, но это было явное преувеличение.

X-2 — скорее, летающая лаборатория и демонстратор технологий. На нём хотят проверить технические решения и получить необходимый опыт — например, поработать с управляемым вектором тяги.

X-2

Непосредственно эта машина в серию не пойдёт и после окончания испытаний отправится в какой-нибудь музей. Станут ли японцы разрабатывать новый перспективный истребитель — пока неизвестно. Однако на фоне общей милитаризации ситуация вполне может скоро измениться.

KF-X (Южная Корея)

Азиатов в этом списке немало. Что поделать, раз уж старушка Европа одряхлела и не держит темп гонки вооружений. Вот и корейцы не собираются отставать от китайцев и японцев. Планы у них вполне конкретные — в середине следующего десятилетия уже собираются начать поставки.

Правда, пока могут похвастаться только макетами.

KF-X

Задатки, кстати, неплохие. Корейцы уже нашли партнёра и перспективного крупного покупателя — Индонезию. Кроме финансовой поддержки, есть и моральная — от старших американских товарищей, которые участвуют в разработке.

Невооружённым взглядом можно заметить влияние всё тех же F-22 и F-35. Не исключено, что американцы планируют помочь корейцам сделать конкурента для китайского FC-31 и получить определённый процент с продаж. Но, поскольку нельзя одновременно создать конкурента и для F-35 (который покупает та же Корея), этот истребитель будет для клиентов попроще.

AMCA (Индия)

В рамках программы FGFA индийцы уже давно запланировали совместную с нами разработку экспортной версии ПАК ФА. Однако в последнее время проект серьёзно пробуксовывает, явно с индийской стороны — то ли торгуются, то ли вообще размышляют о прекращении работ.

При этом нельзя не вспомнить о национальной программе разработки перспективного истребителя AMCA. Ранее его планировали делать параллельно русско-индийскому FGFA — тоже с нашей помощью. Впрочем, индийцы могут найти себе и других партнёров — например, тех, кто очень обрадуется, если вместо Су-57 они купят F-35.

AMCA

Первый полёт AMCA планируют на середину следующего десятилетия.

Но способность Индии создать боевой самолёт, хотя бы самый простой, вызывает серьёзные сомнения.

Эпопея с «Теджасом» демонстрирует, что за тридцать лет с лишним лет они смогли сделать только нечто на уровне модернизированного МиГ‑21.

TF-X (Турция)

А как дела в Европе?

Что-то «рисуют» французы и немцы, но денег не хватает. Так что они замахиваются сразу на шестое поколение — когда-нибудь потом.

В обозримом будущем шансы поднять собственную машину есть у… Турции. Да, та ещё авиастроительная держава.

Турки уже нашли себе консультантов — помочь за идею (подзаработать и хоть как-то сохранить у себя инженерные кадры) согласились англичане и шведы. Трудно сказать, что из этого выйдет, но планов у турок много.

TF-X

Возможно, до середины следующего десятилетия они поднимут прототип, но всё зависит от политической целеустремлённости. Пока же Турция находится дальше всех — даже в том, чтобы просто определиться с проектом.

Мир не планирует стать спокойным местом — и гонка вооружений в ближайшее время явно не прекратится. До окончательного заката пилотируемой авиации (который все упорно предрекают) мы увидим ещё не одну стремительную и грациозную машину. Ну и, конечно, уйму неграциозных, закрытых и провальных — за такими даже интереснее и веселее следить.

Одна надежда — что основные битвы между ними будут проходить в лётных программах авиасалонов или за тугие кошельки всевозможных шейхов и «эль-президенте».