Самоходка штуг 3

>
Немецкие самоходные орудия Второй мировой войны

Противотанковые самоходные установки (СУ)

Победа над поляками в 1939 году тем не менее не помешала немцам увидеть, как слабы их собственные танки. Особенно в борьбе с танками противника. Поэтому перед нападением на Францию в 1940 году танковые дивизии вермахта пополнились чешскими 47-мм противотанковыми пушками, установленными на ходовую часть от танка Panzer I. Получалась неплохая противотанковая самоходка Panzer Jager I, которая, следуя в рядах немецких танков, могла с ходу поддерживать их своим более мощным огнем.

Поистине гибельными для Panzer Jager стали не столько советские танки, но и русские просторы с бездорожьем. Ходовая от Panzer I ломалась даже на австрийских автобанах в 1938-м, а теперь на русских дорогах сдавала вовсе

Но если во Франции новая СУ еще как-то справлялась со своими задачами, то война в России поставила на ее боевой карьере крест. Масштабы и грандиозность боев оказались иными. Поэтому в 1942 году ей на смену было создано целое семейство противотанковых СУ «мардер» (куница), с 75-мм пушкой, выпускавшихся до самого конца войны.

Противотанковая 75-мм пушка, установленная на шасси от французского тягача, положила начало целому семейству самоходных установок, названных «куницами» (Marder). «Мардер» I — это СУ на базе французских машин«Мардер» II — это СУ на базе немецких танков Panzer П. Первые 210 противотанковых самоходок, вооруженных русскими 76-мм пушками Ф-22, строились на шасси от новых Panzer II D или переделывались из огнеметных танков «Фламмпанцер» II«Мардер» III — это СУ на базе чешских танков LT-38. Нарисованная слева «куница» вооружалась русской пушкой Ф-22, а нарисованная справа — немецкой Рак 40. «Мардер» III стала самой массовой противотанковой СУ вермахта. Было построено почти 2 тысячи таких самоходок.«Шершень» — самая сильная противотанковая СУ вермахта. Она вооружена шестиметровой 88-мм пушкой

Самоходные гаубицы

Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.

Модель sIG 33 на базе Panzer II

И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».

В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».

Самоходная 150-мм гаубица «бизон»Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик» Самоходная 150-мм гаубица «шмель» Самоходная 105-мм гаубица «оса»

Штурмовые орудия

В это трудно поверить, но, вступая во Вторую мировую войну, немецкая пехотная дивизия по техническому оснащению мало чем отличалась от кайзеровских дивизионов. Вся техника вермахта была собрана в танковых дивизиях, а имущество, артиллерию, еду и боеприпасы в пехоте по-прежнему тащили на себе лошади. Единственными боевыми машинами пехотных дивизий стали штурмовые орудия «штурм гешютц» (StuG). Это были полностью бронированные безбашенные машины с короткой 75-мм пехотной пушкой, установленной в корпусе от танка Panzer III.

В скоротечных компаниях на Западе StuG III проявили себя неплохо. Но в ожесточеннейших боях, разгоревшихся с невиданной силой на Восточном фронте, для штурмовой самоходки требовалось более мощное орудие.

StuG III Т-35

В Сталинграских боях 1942 года была опробована самоходка StuIG 33, вооруженная 150-мм пушкой. Но мощное орудие в огромной рубке сильно перетяжелило ходовую часть от «тройки». Поэтому в преддверии грозных событий под Курском 150-мм пушка была установлена на более крепкую ходовую от танка Panzer IV (самоходка «бруммбар»), а в рубке «штурмгешюц» удалось разместить легкую 105-мм пехотную гаубицу (самоходка StuH 42). Дебютировали на Курской дуге и штурмовые 88-мм орудия «фердинанд», оказавшиеся неплохими истребителями танков.

Но и с новым, более мощными штурмовыми орудиями вермахту в 1943 году не удалось переломить ход войны в свою пользу.

Настоящей диковинкой в семействе штурмовых СУ стал «штурм-тигр», вооруженный 380-мм реактивным противолодочным бомбометом. Уделом этого штурмового монстра, появившегося в 1944 году, стало разрушение восставшей Варшавы да обстрел скоплений американской техники на Западном фронте. На фоне такого «красавца» было не грех и сфотографироваться.

«Штурм-тигр» Восемнадцать «штурмтигров», конечно же, не смогли переломить ход войны в пользу Германии. Зато вошли в историю двумя эффектными попаданиями. Один раз — в крупный бункер, занятый противником на «линии Зигфрида», другой раз — в скопление американских танков, когда три «шермана» почти испарились, а еще пять были разрушены. StuIG 33, впервые опробованные в Сталинграде, на Курской дуге применялись также в танковых дивизиях вермахта StuH 42, вооруженную 105-мм орудием, у нас именовали то «артиштурмом», а то и самим «Фердинандом» Штурмовое орудие «фердинанд», подобно StuG III очень быстро превратилось в настоящего истребителя танков. Не имея пулемета, неуклюжий «фердинанд» был очень уязвим в ближнем бою «Бруммбар» (медведь-ворчун) получил свое название за грозный вид и ворчащий мотор от Panzer IV. Оборонительный пулемет, нарисованный здесь, появился на поздних СУ

Истребители танков

Открытые сверху и сзади противотанковые самоходки вермахта, попадающие вслед за своими танками в самое пекло боя, легко уничтожал противник.

По аналогии с пехотными, полностью бронированными, StuG III для танковых дивизий стали строить такие же истребители танков.

Деревянный макет Jagdpanzer IV с длинноствольной 75-мм пушкой показали Гитлеру еще осенью 1942 г. Но выпуск этого истребителя начался только в начале 1944 г. и с более короткой пушкой, т.к. длинноствольных орудий для танков «пантера» не хватало. Настоящим подарком ко дню рождения фюрера стала установка на этом истребителе танков долгожданной пушки, так немыслимо далеко выступавшей за габариты самоходки. До войны же почти все военные в мире считали совершенно недопустимым даже небольшой вынос ствола за габариты боевой машины. А тут такой подарок! «Ягдпантера»

В 1943 году чрезмерно забронированный «Фердинанд» оказался слишком тяжелой СУ. Весной 1944 года появились более подвижные истребители «хетцер» и «ягдпанцер» IV, вооруженные 75-мм пушкой и «ягдпантера» — 88 орудием.

Самым же мощным истребителем танков стал 75-тонный монстр «Ягдтигр» с 128-мм пушкой и рекордной за всю войну броней — 25 см! Выдержать такую механику могли лишь дороги с твердым покрытием, отчего она и использовалась преимущественно на Западном фронте. Для борьбы с «Ягдтигром» союзники, как правило, вызывали свою штурмовую авиацию.

Расходуя почти 900 л горючего на 100 км, «Ягдтигр» был самой расточительной машиной в вермахте. «Ягдтигр» оказался необычным рекордсменом. Это была самая тяжелая из серийно выпускавшихся машин в мире. То, что на бумаге казалось ее достоинством, в реальности оборачивалось кошмаром. Крепко забронированный монстр имел на борту чуть ли не тонну бензина Первым истребителем танков стала StuG 40 с длинной 75-мм пушкой. Но эта самоходка имела слишком сложную в изготовлении рубку. Следующие истребители танков немцы стали строить по аналогии с советской СУ-85, имевшей простую и очень рациональную форму корпуса Чрезвычайно маневренный и малозаметный «хетцер» с дистанционно управляемым пулеметом очень любили немецкие самоходчики. Виртуозно владея этой машиной, они добивались впечатляющих успехов, чем вызывали у противника закономерные проклятья. Поразив ненавистную самоходку, наши бойцы обычно радовались: «Убил клопа!» Построенные в количестве 2584 штук, после войны «хетцеры» несли службу в чехословацкой армии (до начала 50-х гг.), а в швейцарской – до начала 70-х.
Поделиться ссылкой

StuG III

У этого термина существуют и другие значения, см. StuG.

StuG III


StuG III в музее военной техники в Белграде, Сербия

StuG III Ausf.G

Классификация

Штурмовое орудие

Боевая масса, т

23,4 т

Компоновочная схема

Моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине.

Экипаж, чел.

4 чел.

История

Производитель

Годы разработки

1937 г.

Годы производства

1940—1945 гг.

Годы эксплуатации

1940—1950 гг.

Количество выпущенных, шт.

10500 машин

Основные операторы

Размеры

Длина корпуса, мм

5400 мм

Длина с пушкой вперёд, мм

6770 мм

Ширина, мм

2950 мм

Высота, мм

2160 мм

Клиренс, мм

385 мм

Бронирование

Тип брони

Стальная катаная и литая броня.

Лоб корпуса (верх), мм/град.

25+30 / 85°

Лоб корпуса (середина), мм/град.

50+30 / 21—52°

Лоб корпуса (низ), мм/град.

30 / 75°

Борт корпуса, мм/град.

30 / 0°

Корма корпуса (верх), мм/град.

30 / 30°

Корма корпуса (середина), мм/град.

30 / 10°

Корма корпуса (низ), мм/град.

30 / 65°

Днище, мм

19 мм

Крыша корпуса, мм

16 / 78—87°

Лоб рубки, мм/град.

50+30 / 9°

Маска орудия, мм/град.

50+30 / 5°

Борт рубки, мм/град.

30 / 0° + 8 / 30°

Корма рубки, мм/град.

30 / 30°

Крыша рубки, мм/град.

10 / 78—90°

Вооружение

Калибр и марка пушки

Stuk 40 L/48 калибра 75 мм

Тип пушки

Нарезная

Длина ствола, калибров

Боекомплект пушки

54 снаряда

Углы ВН, град.

−10…+20°

Углы ГН, град.

±12°

Прицелы

Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36

Пулемёты

1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм

Подвижность

Тип двигателя

V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения

Мощность двигателя, л. с.

300 л.с.

Скорость по шоссе, км/ч

38 км/ч

Скорость по пересечённой местности, км/ч

38 км/ч

Запас хода по шоссе, км

155 км

Запас хода по пересечённой местности, км

155 км

Удельная мощность, л. с./т

12,8

Тип подвески

Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами

Удельное давление на грунт, кг/см²

0,94

Преодолеваемый подъём, град.

30°

Преодолеваемая стенка, м

0,6 м

Преодолеваемый ров, м

2,3 м

Преодолеваемый брод, м

0,8 м

Медиафайлы на Викискладе

Sturmgeschütz III (StuG III; Штурмгешютц III, Штуг III) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено 8636 САУ с 75-мм орудиями).

Полное официальное название машины — Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz III mit 7,5-cm-Sturmkanone 37 oder 40. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии САУ обозначалась как Sd.Kfz. 142. StuG III также обозначается как StuG 40, в советской литературе эту машину именовали «Арт-Штурм». StuG III активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны и в целом получили хорошие отзывы немецкого командования: по отчётам гитлеровцев, к началу 1944 на счету StuG III было около 20 000 танков противника. Захваченные Красной армией StuG III переделывались в САУ СГ-122.

Предпосылки

В 1935 Эрих фон Манштейн в письме к генералу Беку описал идею машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна быть непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты. После проработки подробных запросов, 15 июня 1936 года фирма Daimler-Benz получила заказ на проектирование бронированных машин поддержки пехоты, вооружённых 75-мм пушкой, с углом горизонтального наведения по крайней мере 25°. Машина должна была быть полностью бронирована, тем самым защищая экипаж от огня неприятеля, а полная высота не должна была превышать рост среднего солдата. Для разработки новой САУ Daimler-Benz решил использовать шасси нового среднего танка PzKpfw III.

Первые пять прототипов были произведены в 1937 году на шасси PzKpfw III Ausf. B. Они были вооружены короткоствольной (длина ствола 24 калибра) 75-мм пушкой Sturmkanone 37 L/24 (StuK 37 L/24) с низкой начальной скоростью снаряда. После столкновения в СССР с танками Т-34 было решено оснастить StuG III длинноствольной пушкой, способной пробивать броню советских танков. С весны 1942 года стали использовать 75-мм пушки StuK 40 L/43, а осенью этого года ещё более длинноствольные версии этой пушки — L/48.

Более поздние модели StuG III также были оснащены пулемётом MG-34 калибром 7,92 мм, установленным перед командирским люком (так как другого способа установки пулемёта не имелось).

Все машины из серии Sturmgeshutz были дешевле в производстве, чем танки на тех же шасси. StuG III стоил 82,5 тысяч марок, в то время как PzKpfw III стоил более 103 тысяч марок (буксируемый вариант той же 75-мм пушки, используемой в Sturmgeschütz III, стоил 12 тыс. марок).

Всего до конца войны было произведено свыше 10 500 экземпляров в разных модификациях.

История развития

StuG III Ausf. G с бортовыми броневыми экранамиStuG III Ausf. G в танковом музее в городе ПаролаStuG 40 Ausf. F/8 в Бронетанковом музее в КубинкеМакет StuG III c 75-мм StuK 37 L/24 Макет Sturmgeschütz III Ausf. A на базе Pz III в ЦМ ВОВ, Москва Макет на базе английского FV432 (видео 2008 г.) StuG 40 Ausf. G в Бронетанковом музее в Кубинке

Во время начальной фазы Второй мировой войны немецкое командование в 1939 году поставило вопрос о создании мобильной артиллерии, действующей в боевых порядках пехоты и расчищающей ей путь на поле боя путём уничтожения пулемётных гнёзд и пушек врага огнём прямой наводкой. По сравнению с танками от боевой машины новой концепции не требовалось размещение вооружения во вращающейся башне, приоритетными направлениями были огневая мощь, малые габариты, хорошее лобовое бронирование и низкая стоимость производства. Фирме Daimler-Benz удалось удачно воплотить все эти пожелания в реальность — её конструкторы разместили короткоствольное 75-мм орудие в броневой рубке на шасси танка PzKpfw III с усилением лобового бронирования до 50 мм (база имела только 30 мм). Получившаяся САУ StuG III стала самым массовым образцом немецкой бронетехники времён Второй мировой войны и хорошо себя зарекомендовала в боях. Серьёзными недостатками StuG III было отсутствие пулемёта и низкая начальная скорость снаряда. В результате САУ была беззащитна в ближнем бою и против танков с хорошим бронированием, поэтому самостоятельно StuG III применялись нечасто. Эти проблемы удалось решить к началу 1943 года, когда финальная версия StuG III Ausf. G получила 75-мм длинноствольное орудие, пулемёт, 80-мм лобовое бронирование и бортовые экраны, защищающие от кумулятивных боеприпасов и пуль противотанковых ружей.

В дальнейшем немецкие конструкторы создали ряд массовых моделей штурмовых орудий на базе другого основного среднего танка PzKpfw IV и малую серию САУ Штурмтигр на базе тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf. H «Тигр I».

В ходе Балканской кампании была потеряна одна установка. На 1 июня 1941 года в Вермахте числились 377 машин и еще 25 в СС. При нападении на СССР были задействованы 293 StuG III.

Аналоги StuG III

Ко времени вторжения во Францию в опытную эксплуатацию в вермахт поступили так называемые «штурмовые орудия», их боевой дебют оказался весьма успешным, они прочно заняли своё место в вермахте. Этот успех не остался незамеченным в СССР, и в конце 1940 — начале 1941 года вновь был поднят вопрос о создании их аналога. Однако на тот момент среди советских военных теоретиков ещё не было окончательно решено, какой вид должна иметь боевая машина непосредственной поддержки пехоты и танков — безбашенной САУ, как StuG III, или более привычного для СССР «артиллерийского танка» по типу серийных БТ-7А. Начало Великой Отечественной войны положило конец этим предварительным идеям. По результатам анализа первого полугодия боевых действий советскими специалистами вновь была отмечена эффективность немецких штурмовых орудий, 14—15 апреля 1942 года состоялся пленум артиллерийского комитета, на котором обсуждался, в том числе, и вопрос о создании собственного безбашенного «штурмового танка». Но в гораздо большей степени на его развитие оказали влияние другие причины. За 1941 год танковые войска РККА понесли катастрофические потери в материальной части, а быстрое продвижение вермахта вглубь территории СССР привело к захвату части советских сырьевых баз и производственных мощностей. Ряд предприятий оборонной промышленности был успешно эвакуирован, но в условиях развёртывания производства на новых местах и разрушенных связей со смежниками ожидать быстрого увеличения выпуска танков не приходилось. А поскольку для них это было самым приоритетным требованием Государственного комитета обороны (ГКО), одним из важнейших путей его исполнения являлось упрощение и удешевление конструкции выпускаемых танков. Именно по этой причине на УЗТМ после пленума конструкторы Н. В. Курин и Г. Ф. Ксюнин разработали проект безбашенного штурмового танка У-33 с полным сохранением ходовой части Т-34 и вооружением в виде 76-мм дивизионной пушки ЗИС-22 (вариант орудия Ф-22УСВ выпуска военного времени) на тумбовой установке. За счёт отказа от башни удалось на 27 % снизить трудоёмкость изготовления, а полученный резерв по массе порядка 1,8—2,1 тонны можно было использовать для усиления лобового бронирования до толщины 75 мм и более. Проект получил высокую оценку, но остался нереализованным в металле из-за большой занятости УЗТМ заданием по освоению серийного выпуска Т-34.

Эвакуация танковых заводов и большая потребность Красной армии в танках не позволили сразу же выполнить это задание, однако в ноябре — декабре 1942 года в весьма сжатые сроки советские конструкторы разработали среднее штурмовое орудие СУ-122 и тяжёлое СУ-152. Эти машины сразу же хорошо зарекомендовали себя в боях, однако большая надобность в истребителях танков вынудила прекратить серийный выпуск и дальнейшее развитие средних штурмовых орудий. Тяжёлые штурмовые орудия показали себя незаменимыми при прорыве заранее укреплённой обороны противника и штурмах городов, поэтому с появлением нового танка ИС его базу сразу же использовали для создания тяжёлого штурмового орудия ИСУ-152. После устранения «детских болезней» конструкции эта технологичная, надёжная, неприхотливая, хорошо бронированная и мощно вооружённая машина стала лучшей в своём классе.

Хорошая эффективность StuG III сразу же стала предметом пристального внимания союзников и противников. Итальянские военные, недовольные боевыми характеристиками своих устаревших танков семейства M13/M14/M15, потребовали создать на их базе аналог StuG III. Фирма «Фиат-Ансальдо» успешно справилась с заданием, разработав САУ Semovente da 75/18 и впоследствии ещё более мощные штурмовые орудия. Эти машины стали самой боеспособной итальянской бронетехникой, нанёсшей серьёзные потери войскам Великобритании и США в боях в Северной Африке и в Италии.

Основные модификации

  • StuG III 0-serie (s.Pak) — ранний вариант САУ (1937). Выполнена на базе Pz III Ausf. B, с рубкой выполненной из не броневой стали. Вооружён короткоствольной 75-мм пушкой (англ. Tank gun) Kampfwagenkanone (англ.) (длина ствола 24 калибра) Stuk 37/L24.Выпущено 5 штук. Использовались в учебных целях до 1941 г.
  • StuG III Ausf. A — первый серийный вариант САУ (январь 1940). Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра Stuk 37/L24. С января по май 1940 г. фирмой Daimler-Benz выпущено 30 машин (№№ 90001-90030). После этого производство перенесли на Alkett, которая занималась этим вплоть до последних дней войны. Из-за проблем со своевременной поставкой шасси в июне-июле 1940 г. 20 машин серии с номерами шасси 90401—90420 были выпущены на шасси серийных танков Pz III Ausf. G. В связи с тем, что лобовая броня танка составляла лишь 30 мм, она была усилена дополнительным 20-мм листом, закреплённым болтами. Несмотря на то, что зачастую в литературе эти машины относят к модификации Ausf. B, в архивных документах они указываются как Ausf. A, поскольку все так же были оснащены 10-скоростной коробкой передач Maybach SRG 328 145.
  • StuG III Ausf. B (июль 1940). Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой Stuk 37/L24. Основное отличие этой модификации от предыдущей состояло во введении более широких гусениц (шириной 38 см), широкой звёздочки и опорных катков, а также новой 6-скоростной коробки передач ZF SSG 77 Aphon. С июля 1940 по апрель 1941г. двумя сериями выпущено 300 установок (№№ 90101-90350, 90501-90550).
  • StuG III Ausf. C (апрель 1941). Упрощена конструкция рубки. Введён новый перископический прицел орудия SflZF-1, что так же потребовало изменить конструкцию люка наводчика. В апреле-мае 1941г. выпущено 50 машин (№№ 90551-90600).
  • StuG III Ausf. D (май 1941). Единственное установленное отличие от предыдущей модификации — установка электро звонка у правого уха механика-водителя, для подачи сигналов командиром, а также впервые применена технология закалки лобовых деталей брони. Три самоходных орудия этого типа были отправлены в Африку и использовались немецким африканским корпусом. С мая по сентябрь 1941г. выпустили 150 единиц (№№ 90601-90750).
  • StuG III Ausf. E (сентябрь 1941). Эта модификация была разработана как командирская машина, с улучшенной аппаратурой связи, что потребовало установки с обеих сторон рубки и увеличения бортовых ниш для установки радиоаппаратуры. Машина оснащена дополнительной радиостанцией и антенной. С сентября 1941г. по февраль 1942г. выпустили 284 установки (№№ 90751-91034).
  • StuG III Ausf. F (март 1942). Первый крупносерийный вариант. Увеличены противотанковые возможности машины, лобовое бронирование последних машин доведено до 80 мм путём наваривания 30-мм дополнительных бронеплит. На первых 120 машинах устанавливалась длинноствольная пушка Stuk 40/L43 калибра 75 мм с длиной ствола 43 калибра, на последующих — Stuk 40/L48. Установлен вентилятор на крыше рубки для уменьшения загазованности боевого отделения. С марта по сентябрь 1942г. выпущено 342 машины, а 24 шасси в октябре — ноябре были переделаны в StuIG 33 B. (№№ 91035-91400).
  • StuG III Ausf. F/8 (сентябрь 1942). Лобовое бронирование 80 мм. Дополнительные 30-мм бронеплиты крепились на болтах. Устанавливалась длинноствольная пушка Stuk 40/L48 калибра 75 мм с длиной ствола 48 калибров. С сентября по декабрь 1942г. выпущено 250 установок (№№ 91401-91650). Цифра 8 в наименовании установки означала толщину лобовой брони в сантиметрах.
  • StuG III Ausf. G (декабрь 1942). Самая массовая модификация. Дальнейшее увеличение противотанковых возможностей путём установки длинноствольной пушки Stuk 40/L48 калибра 75 мм с длиной ствола 48 калибров. Усиление бронезащиты обеспечивалось броневыми экранами, прикрывавшими ходовую часть и борта машины. Дистанционно управляемый пулемёт для борьбы с пехотой. Alkett начал производство в декабре 1942. Первая серия из 2600 машин имела №№ 91651-94250, вторая начиналась с № 105001. Однако стоит учитывать, что выпускавшиеся параллельно StuH 42 получали номера из этих серий. Фирма MIAG подключилась к выпуску в феврале 1943 с № 95001, выпустив до апреля 1945 года 2643 машины. Кроме того в 1943 году 162 шасси Pz III Ausf M производства MAN (№№ 76127-76210, 77351-77408) были переделаны в StuG III Ausf. G. Всего же с декабря 1942 г. по апрель 1945 г. произведено 7824 машины.

Таблица модификаций
Модификация 0-serie Ausf. A Ausf. B Ausf. C—D Ausf. E Ausf. F—F/8 Ausf. G
Экипаж 4 4 4 4 4 4 4
Боевая масса (кг) 16 000 19 600 21 000 22 000 22 000 23 400 23 900
Длина (мм) 5665 5380 5400 5500 5500 6310—6770 6770
Ширина (мм) 2810 2920 2950 2950 2950 2950 2950
Высота (мм) 1920 1950 1960 1960 1960 2150 2160
Высота линии огня (мм) 1500 1500 1500 1500 1500 1550—1570 1570
Клиренс (мм) 375 385 375 385 385 390 390
Ширина трака (мм) 360 360 360—400 380—400 380—400 400 400
Удельное давление на грунт (кг/см²) 0,93 0,93 0,93 0,93 0,93 0,94 0,94
Марка орудия StuK 37/L24 StuK 37/L24 StuK 37/L24 StuK 37/L24 StuK 37/L24 StuK 40/L43—StuK 40/L48 StuK 40/L48
Калибр (мм) 75 75 75 75 75 75 75
Длина ствола (калибры) 24 24 24 24 24 43—48 48
Боекомплект (выстрелов) 44 44 44 44 50 44—54 54
Пулемёт нет нет нет MG-34 MG-34 MG-34 MG-34
Боекомплект (патронов) нет нет нет 300 600 600 600 (900)
Броня корпуса (мм) нет 50/27/27 50/27/27 50/30/30 50/30/30 50+30/30/30 80/30/30
Броня рубки (мм) сталь 50/30/30 50/30/30 50/30/30 50/30/30 50+30/30/30 80/30/30
Дно и крыша (мм) 16/11 16/11 16/11 16/11 16/11 16/11 19/11
Скорость движения (км/ч) 25 30 40 40 40 40 40
Запас топлива (л) 300 310 310 310 300 310 310
Запас хода (по шоссе/просёлку) 165/95 160/100 165/95 165/95 165/95 165/95 155/95
Выпущено (штук) 5 50 300 50+150 284 366+250 около 7800
Срок изготовления 1937 Январь — май 1940 Июнь 1940 — май 1941 Май — сентябрь 1941 Сентябрь 1941 — март 1942 Март 1942 — декабрь 1942 Декабрь 1942 — апрель 1945
Серийные номера 90216—90220 90001—90030, 90401—90420 90101—90350, 90501—90550 90551—90600 / 90601—90750 90751—91034 91035—91650 76127—76210

77351—77408

91651—94250

95001—97643?

105001—108718?

Производство

StuG III во время боя за Лопанский мост в Харькове 25 октября 1941 года

Производство Sturmgeschütz III

1940 год 1941 год 1942 год 1943 год 1944 год 1945 год
Январь 1 36 45 130 227 391
Февраль 3 30 45 140 196 189
Март 6 30 3 197 264 235
Апрель 10 47 36 228 294 48
Май 10 48 79 260 335
Июнь 12 56 70 275 341
Июль 22 34 60 281 377
Август 20 50 80 291 312
Сентябрь 29 38 70 345 356
Октябрь 35 71 84 395 325
Ноябрь 35 46 100 295 361
Декабрь 29 46 120 174 452
Всего 212 532 792 3011 3840 863

Вооружение и бронезащита

Вооружение

Основным вооружением САУ являлась танковая пушка 7,5 cm KwK 40.

Боекомплект пушки — 44 снаряда, предпочтительное распределение: 12% K.Gr.rot Pz. (бронебойно-трассирующий), 65 % Sprenggranaten (ОФ) и 23 % Nebelgranaten (дымовой).

В начальный период ВОВ короткоствольное орудие Stuk 37 L24 с лёгкостью пробивало советские лёгкие и даже некоторые средние танки (Т-26, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-28, Т-40, Т-60, Т-70 и т. д.) в борт — на расстоянии до 1500 м, в лобовые проекции — не более 700 м. Пробитие могло произойти не только бронебойными снарядами, но и фугасными (дистанция не более 400 м, толщина брони 20 мм).

Бронепробиваемость немецкого орудия Stuk 37 L24, установленное на Stuk 3 (0-B).

Вид снаряда K.Gr.rot Pz. Gr.38 HL (кумулятивный) Gr.38 HL/A (кумулятивный) Gr.38 HL/B (кумулятивный)
Масса снаряда, кг 6,8 4,5 4,4 4,57
Начальная скорость, м/с 385 452 450 450
Бронепробиваемость, мм
100 м 41 45 70 75
500 м 39 45 70 75
1000 м 35 45 70 75
1500 м 33 45 70 75

Бронезащита

Испытания бронезащиты StuG III в СССР

В 1942 году на научно-испытательном полигоне ГАБТУ КА был произведён обстрел трофейных немецких танков. По итогам данного обстрела был составлен «Отчёт по испытанию немецких танков обстрелом бронебойными и осколочными снарядами из танковых пушек». В ходе указанного обстрела был обстрелян в том числе и немецкий танк «Арт-Штурм» (именно под таким названием и именно как «танк» StuG III фигурирует в данном отчёте).

Обстрелу подверглась одна из ранних модификаций StuG III, вооружённая короткоствольной 75-мм пушкой. Согласно отчёту, бортовая броня обстрелянного образца составляла 30 мм под углом 0°, лобовая — 50 мм под углом 15°. Были получены следующие результаты:

Обстрел 45-мм пушкой, установленной на танке Т-70

Обстрел лобовой проекции: «…45-мм бронебойный снаряд 50 мм лобовой брони не пробивает на любой дистанции…»

Обстрел боковой проекции: «…бортовую 30-мм броню 45-мм бронебойный снаряд пробивает с дистанции 850 метров…»

Обстрел 76-мм пушкой Ф-34, установленной на танке Т-34

Обстрел лобовой проекции: «…76-мм бронебойный снаряд, при стрельбе из 76-мм пушки /Ф-34/ обр. 1940 г., пробивает лобовую броню с дистанции 800—1000 м. На дистанции больше 800 и 1000 м пробивная способность бронебойного снаряда не проверялась…»

Обстрел боковой проекции (осколочно-фугасным снарядом): «…76-мм осколочно-фугасный дальнобойный стальной снаряд при стрельбе из 76-мм пушки /Ф-34/ обр. 1940 г., установленной в танке Т-34, при попадании по броневым листам немецкого танка „Арт-Штурм“ толщиной 30 мм, броневые листы разрушает, выламывает с дистанции 1000 метров, и осколками снаряда и кусками брони поражается экипаж и агрегаты танка…»

В целом было отмечено:

«…Броня корпуса немецкого танка „Арт-Штурм“ вязкая и имеет хорошую снарядостойкость и не колется…»

Общая оценка уровня защищённости. Ранние модификации (до конца 1942)

Из отчёта видно, что по состоянию на 1941—1942 гг. StuG III обладал достаточным уровнем защищённости в условиях войны против СССР. Наиболее массовые 45-мм орудия, составлявшие основу противотанковой артиллерии СССР, которые находились на вооружении РККА в значительных количествах, а также адаптированные для установки на танки (прежде всего БТ, Т-26, Т-70 и проч.) и бронеавтомобили, и которыми РККА также располагала в значительных количествах были практически бессильны против лобовой брони «Арт-Штурма», сохраняя способность поражать бортовую броню с больших дистанций лишь при исключительно благоприятных условиях (в борт под углом 90° — до 850 м).

Со временем доля артсистем, которые уверенно поражали «Арт-Штурм» на дистанциях не менее 1 км (а в борт даже осколочно-фугасной гранатой с дистанции 1 км), в РККА росла, что вызвало модернизации «Арт-Штурма» в плане повышения уровня бронезащиты.

Общая оценка уровня защищённости. Поздние модификации (вторая половина 1942 до 1945)

После появления модификации Ausf. F лобовая броня увеличилась до 80 мм, что вкупе с углом бронирования давало хорошую защиту. Теперь пушка Ф-34, установленная на танке Т-34, не могла пробивать лобовую броню StuG III на дальних и средних дистанциях, а вступить в ближний бой Т-34 не мог из-за большей вероятности быть подбитым, прежде чем самому открыть огонь. То же самое относится и к танку M4 Sherman.

Все это свидетельствует о том, что САУ была надёжно защищена (в лобовой проекции) от лёгких и средних танков союзников.

Следует отметить, что важным достоинством САУ во всех модификациях являлся низкий силуэт, резко снижавший вероятность её поражения прямой наводкой с дальних и средних дистанций и позволявший эффективно использовать различные виды укрытий.

Использовался

Финский StuG III Ausf. G. с ДТ-29

StuG III состоял на вооружении армий следующих стран:

  • Германия
  • Румыния
  • Болгария — с 1943 года
  • Финляндия
  • Венгрия
  • Италия
  • Испания
  • Сирия
  • СССР
  • Турция
  • Королевство Югославия

В массовой культуре

Стендовый моделизм

StuG III широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии StuG III в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Звезда (Россия), Тамия (Япония), Драгон (Китай), Трумпетер (Китай).

Компьютерные игры

Присутствует в играх Panzer Front, «Company of Heroes 2″,»World of Tanks», «War Thunder», серии игр «Блицкриг»,»В тылу врага», «Т-34 против Тигра», «Heroes and generals» и World of Tanks Blitz

> Литература

  • Франц Куровски. «Штурмгешютце» в бою. Штурмовые орудия Третьего Рейха. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — ISBN 978-5-699-21505-8.

Примечания

  1. Sturmgeschütz III/IV. Achtung Panzer!.
  2. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 118. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24.
  3. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 142. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24.
  4. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 188, 189. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24.

> См. также

  • StuH 42

Ссылки

  • История создания немецких танков. Документальные фильмы. Архивировано 19 августа 2011 года.
  • Штурмовые орудия StuG III, StuG 40. Броне-сайт Чобитка Василия.
  • Sturmgeschütz III (чешск.). Panzernet. Архивировано 13 февраля 2012 года.
  • StuG III (SdKfz 142). Para Bellum.
  • Раритетная бронемашина Второй мировой войны пропала в Подмосковье
  • Surviving StuG and StuH. Каталог сохранившихся экземпляров.

Сохранившиеся образцы

  • StuG III ранней модификации на Поклонной горе в Москве. Этот приблизительный макет был сделан для ЦМ ВОВ с использованием частей шасси танка Pz III.
  • StuG III Ausf. C/D — последняя в мире сохранившаяся машина этого типа находится в музее Arsenalen (швед.)русск. в шведском городе Стренгнес.

StuG III в открытой экспозиции мемориала 11 героям-сапёрам (Волоколамск, Россия)

  • StuG III Ausf. C/D — находится в экспозиции мемориала 11 героям-сапёрам «Взрыв» в Волоколамске (114-й км. Волоколамского шоссе, Россия).
  • StuG III Ausf. F/8 — находится в экспозиции Музея бронетанковой техники в подмосковной Кубинке
  • StuG III Ausf. F — в рабочем состоянии находится в ИКК «Линия Сталина» в Белоруссии
  • StuG III Ausf. G — Бронетанковый музей Сухопутных войск (Museo de Medios Acorazados del Ejército de Tierra, сокращённо – MUMA), военная база Эль-Голосо (Base Militar de El Goloso) к северу от Мадрида. StuG III на мероприятии в ИКК «Линия Сталина»(Белоруссия)

Sturmgeschütz III Ausf. F

StuG III Ausf. F АБ РБ СБ Основные характеристики Кратко Подробно 3.7/3.7/3.7БР САУКласс 4 человекЭкипаж 73 %Заметность лоб / борт / кормаБронирование 50 / 30 / 30корпуса 50 / 30 / 30башни Подвижность 22,7 тоннМасса 572 л/с300 л/сМощность двигателя 25 л.с/т13 л.с/тудельная 43 км/ч вперёд
8 км/ч назад40 км/ч вперёд
7 км/ч назадСкорость Вооружение 75-мм пушка StuK40 L43Основное орудие 44 снарядовбоезапас 5,9 / 7,6 секперезарядка -6° / 17°УВН -10° / 10°УГН Экономика 14 000 исследование 55 000 покупка 1 500 / 1 966/1 030 / 1 350/990 / 1 297ремонт 16 000 обучение экипажа 55 000 эксперты 270 асы × (130) % награда за бой × 1,4 × 1,2 × 1,0

Описание

Gepanzerte Selbsfahrlafette für 7,5 cm Sturmgeschütz 40 Ausführung F, также известная как Sturmgeschütz Ausf. F или просто StuG Ausf. F — немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) времён Второй Мировой войны. Изначально предназначавшаяся как средство поддержки пехоты, с появлением длинноствольного 75-мм орудия StuK 40 L/43 стала применяться как истребитель танков. Этому способствовали острая нехватка танков с вооружением способным противостоять советским танкам Т-34 и КВ-1, а также исключительные характеристики самой машины для борьбы с бронетехникой противников. Самоходка обладала очень низким силуэтом, благодаря чему её можно было спрятать практически везде, будь то высокая трава, кустарник, развалины домов или двор частного дома обнесенный невысоким забором. По этой причине, зачастую, машина применялась для стрельбы из засад, подпуская противника как можно ближе и ведя невероятно точный огонь на поражение, не оставляющий ни малейшего шанса на выживание у советских танкистов.

Модификация Ausf. F выпускалась серийно с марта по сентябрь 1942 года на заводах фирмы Alkett. За этот период было построено 364 САУ этой модификации. Основным театром военных действий для неё стал Восточный фронт, где машина была одним из самых грозных немецких противников для советских танкистов, вплоть до лета 1943 года, когда в войсках РККА стали появляться машины с более мощным вооружением и улучшенным бронированием, против которых Sturmgeschütz III Ausf. F был уже не столь эффективным. Весьма значительную роль StuG III Ausf. F сыграл в Сталинградском сражении, зачищая развалины домов от советских солдат летом-осенью 1942 года и противодействуя советским наступающим частям осенью-зимой 1942-1943 гг. Несколько единиц Sturmgeschütz III Ausf. F воевали в Северной Африке и на Сицилии, где доставили немало хлопот союзным войскам эффективно поражая бронетехнику союзников точным огнём с дальних дистанций.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Sturmgeschütz III Ausf. F обладает посредственным бронированием. Лобовая броня боевой рубки имеет массу рельефных частей с хорошими углами наклона, но вся бронезащита сводится на нет двумя крайне уязвимыми зонами — это прямоугольный участок брони, справа от орудия, со смотровой щелью механика-водителя, имеющий толщину 50 мм и угол наклона 10 градусов и такой же прямоугольный участок брони слева от орудия, такой же толщины. В эти места САУ пробивается без труда большинством противников, кроме того, ситуация с живучестью усугубляется еще и тем, что за прямоугольником брони со щелью мехвода, сидят в ряд три из четырех члена экипажа, поэтому подкалиберные снаряды или снаряды с хорошим заброневым действием, могут вывести из строя эту троицу с первого же выстрела. За прямоугольником брони слева от орудия расположена большая пачка снарядов, которая не редко взрывается при пробитии брони в этом месте. Не лучшим образом бронирован и корпус самоходки, практически весь лоб которого занимает нижняя лобовая деталь (НЛД) толщиной 50 мм, расположенная под углом наклона в 23 градуса. Как и уязвимые участки боевой рубки — НЛД машины пробивается почти всеми противниками, кроме того, сразу за НЛД расположена трансмиссия, которая, при пробитии НЛД, выходит из строя и обездвиживает StuG III Ausf. F. Борта и корма корпуса и боевой рубки имеют толщину по 30 мм, с незначительными углами наклона, поэтому, в борта и корму, самоходка может поражаться даже крупнокалиберными пулемётами. Положительно на живучести машины сказывается низкий силуэт, который позволяет легко спрятать САУ в складках местности.

  • Из-за большой пачки боекомплекта в передней левой части корпуса…

  • … и расположенных в ряд трех членов экипажа в правой части, живучесть Sturmgeschütz III Ausf. F сильно снижается

Подвижность

Расположение экипажа и модулей внутри Sturmgeschütz III Ausf. F

Sturmgeschütz III Ausf. F имеет отличную подвижность и проходимость. Максимальная скорость в 44 км/ч набирается очень быстро и хорошо сохраняется даже при выполнении манёвров и преодолении препятствий. Задний ход в 8 км/ч невелик, но его, зачастую, хватит чтобы успеть заехать задом за укрытие для ремонта или перезарядки. Манёвренность САУ неплохая с места и отличная на ходу, причем выполняя манёвры во время движения, скорость значительно не теряется. Проходимость машины очень хороша, она без труда преодолевает большинство ландшафтных препятствий, при этом не особо теряя скорость, даже при преодолении разрушаемых препятствий, таких как заборы, деревья и т.д.

Вооружение

Основное орудие

Основная статья: StuK 40 (75-мм)

Sturmgeschütz III Ausf. F вооружен 75-мм орудием StuK40 L43 с боезапасом в 54 снаряда. В отличие от предыдущей своей модификации, StuG III Ausf. F вооружен длинноствольным орудием, что значительно улучшает баллистику полёта снарядов и точность. 75-мм орудие способно успешно бороться со всеми встречающимися противниками на своём боевом рейтинге (БРе), а хорошее заброневое действие снарядов позволяет выводить из строя противников с 1-2 попаданий. Орудие имеет неплохие углы вертикальной наводки (УВН) от -6 до +17 градусов, но малые углы горизонтальной наводки (УГН) — всего по 10 градусов вправо и влево, из-за чего, очень часто, в бою нужно будет доворачивать до противника корпусом машины. Орудие обладает хорошей точностью, даже при стрельбе на дальние дистанции.

Для САУ доступно пять типов снарядов:

  • PzGr 39 — бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Имеет отличное бронепробитие и хорошее заброневое воздействие. Способен эффективно бороться со всеми встречающимися противниками. Рекомендуется как основной снаряд для данной САУ.
  • Hl.Gr 38B — кумулятивный снаряд. Имеет среднее бронепробитие и среднее заброневое воздействие. Способен эффективно бороться с легко бронированной техникой и некоторыми средними танками. В отличие от PzGr 39 не теряет своего бронепробития на любых дистанциях. Рекомендуется для ведения огня на особо дальние дистанции (свыше двух километров).
  • PzGr 40 — бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие из всех представленных снарядов, но обладает слабым заброневым воздействием. Способен эффективно бороться со всеми встречающимися противниками на ближних дистанциях. Эффективен только при стрельбе по броне с углами наклона до 30 градусов, т.к. от наклонной брони будет попросту рикошетить, не нанося противнику никакого урона. Рекомендуется для стрельбы по хорошо бронированным противникам с ближних дистанций, а также для точечных ударов по экипажу и модулям вражеской техники.
  • Sprgr. 34 — осколочно-фугасный снаряд. Имеет самое низшее бронепробитие из всех представленных снарядов, но имеет высокое заброневое воздействие. Абсолютно бесполезен против бронированной техники. Рекомендуется для стрельбы по не бронированной технике, например по зенитным самоходным установкам (ЗСУ) на базе грузовиков.
  • K.Gr.Rot Nb. — Дымовой снаряд. Практически не обладает бронепробитием и имеет небольшое заброневое воздействие. При попадании в цель, на короткое время, выпускает большое облако густого дыма, через которое игроки обеих команд не смогут ничего разглядеть.

Применение в бою

Чтобы уберечь уязвимое НЛД от попаданий вражеских снарядов, можно спрятать его за каким-нибудь препятствием, например за остовом сгоревшего танка или ландшафтным препятствием Sturmgeschütz III Ausf. F, из-за своей высокой уязвимости и не достаточной бронезащиты, не место на передовой и в авангарде атак своей команды. Если же игрок не может не быть в самой гуще событий боя, то наиболее лучшими способами применения данной САУ станет поддержка основной атакующей силы команды, держась сзади, на небольшом расстоянии от них. Таким образом можно прикрывать их огнем, при этом не подставляя свою машину под вражеский огонь. Еще одной продуктивной тактикой будет занятие скрытной позиции, неподалеку от точек захвата или основного пути подъезда противников и отстрел врагов, пытающихся взять точку или доехать на передовую. Низкий силуэт самоходки позволит легко укрыть StuG III Ausf. F в складках местности или среди развалин домов. Но, при выборе такой тактики, нужно обязательно учесть два фактора: 1) Рядом всегда должно находится укрытие, за которое, в случае необходимости, можно быстро спрятаться для перезарядки или ремонта. 2) У игрока должны быть безопасные пути отступления, если его позиция станет не безопасной и противник решит обойти выбранную игроком точку с фланга или атаковать группой. Но наиболее эффективной тактикой применения этой машины является отстрел врагов с дальних дистанций. Для этого у машины есть и точное орудие с отличным бронепробитием, и весьма эффективные снаряды, да и противнику будет сложнее выцелить уязвимые зоны лобовой брони с большого расстояния.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Отличное бронепробитие орудия
  • Неплохое заброневое воздействие снарядов
  • Хорошая подвижность и проходимость
  • Низкий силуэт
  • УВН орудия

Недостатки:

  • Посредственная бронезащита
  • Низкая живучесть
  • Высокая уязвимость боекомплекта и экипажа
  • УГН орудия

Историческая справка

С началом боевых действий в Советском Союзе, Панцерваффе встретилось с новейшими танками Красной Армии, которые по уровню бронирования превосходили все доселе виданные образцы военной техники. StuG III, одни из самых массовых самоходных артиллерийских установок фашистской Германии, показали свою полную неспособность бороться с тяжелобронированными КВ-1 и средними танками Т-34, броня которых располагалась под рациональными углами. Немецкое командование было вынуждено в срочном порядке модернизировать свои штурмовые орудия, что привело к подписанию Адольфом Гитлером специального приказа от 28 сентября 1941 года, в котором он требовал увеличить бронепробивную способность орудий немецких танков и САУ, дабы те могли на равных бороться с последними образцами советской бронетехники. Так, уже в марте 1942 года, было запущено серийное производство Sturmgeschütz III Ausf. F. StuG III Ausf. F практически ничем не отличалось от своей предыдущей модификации StuG III Ausf. Е, кроме того что были вооружены новым 75-мм длинноствольным орудием StuK 40 L/43 спроектированного фирмой Rheinmetall-Borsig, которое крайне удачно вписалось в рубку штурмового орудия. С этого момента Sturmgeschütz III стали всё реже использоваться как средства поддержки пехоты и применялись как истребители танков, безупречно справляюсь с новой ролью благодаря новым орудиям, которые без труда пробивали броню всех советских танков. По свидетельствам солдат РККА, в руки которых попадали трофейные немецкие штурмовые орудия, в их боекомплекте практически отсутствовали осколочно-фугасные снаряды и, почти весь боекомплект, состоял из одних бронебойных снарядов. Низкий силуэт позволял легко маскировать машину даже в высокой траве. Зачастую немцы подпускали советские танки на расстояние 50-100 метров, после чего САУ открывали убийственный огонь на поражение, стреляя с точностью, не оставляющей шансы на выживание и контратаку. Sturmgeschütz III Ausf. F были крайне грозным противником вплоть до лета 1943, когда в войска советской армии стали поступать более новые и современные танки, а на смену StuG III Ausf. F пришли новые, более современные модификации самоходки.

Медиа

  • Sturmgeschütz III Ausf. F во дворе заводского цеха

  • Sturmgeschütz III Ausf. F

  • Немецкие солдаты в овраге, рядом с Sturmgeschütz III Ausf. F

  • Sturmgeschütz III Ausf. F в лесу, на Восточном фронте

  • Немецкий офицер разговаривает с командиром Sturmgeschütz III Ausf. F

  • Sturmgeschütz III Ausf. F в военно-историческом музее в Белграде

  • Sturmgeschütz III Ausf. F на Восточном фронте

  • Колонна Sturmgeschütz III наступает в направлении Сталинграда. Лето 1942 года. Первым в колонне стоит Sturmgeschütz III Ausf. F

Обзор от CrewGTW

Обзор от BlackCross
>См. также

  • StuG III A
  • StuG III G
  • StuH 42 G

>Ссылки

  • Статья про семейство StuG III на Википедии

uCrazy.ru

Рождение
———————————————————————————

В июне 1936 года, Германское верховное командование приняло решение о начале производства подвижных бронированных машин поддержки, вооруженных 75-мм орудием. Изготовлением ходовой части и бронекоробки занялась фирма Даймлер-Бенц, а 75-мм короткоствольную пушку с маской поставил Крупп.
Первая предсерийная партия из 5 машин покинула цеха уже в 1937 году. В качестве базы на них использовалось немного видоизмененное шасси танка PzKpfw III модификации B. В неподвижной низкопрофильной цельнобронированной невращающейся боевой рубке размещалось 75-мм орудие StuK 37 L/24 с боекомплектом в 40 выстрелов. Двигатель Maybach HL 108TR, мощностью 250 л.с. позволял САУ развивать скорость 20…25 км/ч.
Эти штурмовые орудия не применялись в боевых действиях, поскольку их бронекорпус был изготовлен из простой стали. После испытаний на Кумерсдорфском полигоне они были переданы в Артиллерийскую школу, где использовались как учебные машины до начала 1941 года.
Sturmgeschutz III Ausf A-B
———————————————————————————

В феврале 1940 г. из ворот фирмы Daimler-Benz вышла первая партия из 30 штурмовых орудий. Серийные САУ отличались от прототипов главным образом ходовой частью и двигетелем.
Они были изготовлены на базе танка PzKpfw III Ausf E/F и несли двигатель Maybach HL 120 TR и лобовую броню толщиной до 50 мм. С 28 марта 1940 года за этими САУ закрепили название «Gepanzerte Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7,5 cm Kanone (SdKfz 142)», или «7,5 cm-Sturmgeschutz III (сокращенно — StuG III) Ausf A» Четыре батареи этих САУ приняли участие в боевых действиях во Франции и получили положительный отзыв со стороны командования и рядового состава вермахта.
Вскоре серийный выпуск САУ был передан с фирмы «Даймлер-Бенц» на «Альмеркише кеттенфабрик» (Alkett) и штурмовое орудие было подвергнуто конструктивным доработкам, в результате чего родилась модификация Ausf B. Первые 8 машин, вышедших из ворот «Alkett», были построены на непеределанных шасси линейных танков и сохранили бортовые эвакуационные люки. Однако в серию пошли боевые машины с переделанной базой. Эта модификация не сильно отличалась от Ausf A, как мало отличались они и по боевым возможностям.
Stug III Ausf B в небольшом количестве приняли участие в боевых столкновениях на Балканах, но серьезные бои ждали их летом 1941 г. Последние бои с участием StuG III Ausf A и Ausf B произошли в 1942-43 гг. в ходе Сталинградской операции. В артшколе несколько штурмовых орудий «дожили» до 1944 г.
Sturmgeschutz III Ausf C-D
———————————————————————————

В начале 1941 г. на вооружение вермахта поступила новая модель — StuG III Ausf C, отличавшаяся от предыдущей новой конструкцией передней части рубки. В этой модели телескопический пушечный прицел, для вывода объектива которого наружу требовалась специальная амбразура, ослаблявшая лобовой лист рубки, был упразднен в пользу перископического, объектив которого выводился через крышу. Это улучшило прочность лобовой брони и упростило производство корпуса.

Модификация производилась недолго — до мая 1941 г. и вскоре была сменена следующей — Ausf D, внешне почти идентичной, но несущей агрегаты танка PzKpfw III Ausf H. Кстати даже в официальных немецких документах по выпуску и применению штурмовых орудий эти модели часто именуют под названием StuG III Ausf C/D.
Боевое крещение эти машины приняли в боях лета 1941 г., но уже к зиме их осталось очень мало. С началом выпуска штурмовых орудий, вооруженных длинноствольной пушкой, ремонтируемые Ausf C-D также подвергались перевооружению и ограниченно использовались в оборонительных боях вплоть до 1945 г.
Sturmgeschutz III Ausf E
———————————————————————————

Последняя модификация StuG III, вооруженная короткоствольным 75-мм орудием, появилась осенью 1941 года. Ее создание не было вызвано стремлением улучшить боевые возможности щтурмовых орудий. Просто по мнению немецкого командования остро требовалась специальная боевая машина командиров штурмовых дивизионов. Чтобы разместить необходимое командиру оборудование в САУ были удалены скосы дополнительной брони по бортам рубки, бронекоробка на левом крыле, предназначенная для установки штатной радиостанции, была значительно увеличена, а для дополнительной радиотелеграфной станции такая же бронекоробка появилась симметрично на правом борту машины.
Однако оказалось, что после некоторых технологических упрощений корпуса, стоимость Ausf E стала ниже предшественников, а увеличенный объем боевого отделения позволял взять «на борт» больший боекомплект. Машина была запущена в массовое производство в том числе и в качестве линейной. В отличие от Ausf C-D с появлением длинноствольных пушек StuK 40 эти САУ не подвергались «перестволению» и до конца войны использовались в качестве командирских и разведывательных машин.
Sturmgeschutz 40 Ausf F
———————————————————————————
Бои на территории СССР показали малую эффективность короткоствольных орудий против брони советских танков. Только неграмотная тактика применения танков Красной армией на первом этапе войны позволила вермахту долгое время держать инициативу в танковом противостоянии. Но уже в 1942 г. положение изменилось и перед германскими войсками остро встал вопрос о недостаточной эффективности противотанковых средств.
28 сентября 1941 г. Гитлер специальным приказом потребовал увеличить мощность вооружения танков и создать противотанковые САУ. Лучше всего для преобразования в истребители танков подходил хорошо освоенный StuG III. Еще в 1940-41 гг. фирмой Крупп для него были изготовлены несколько образцов длинноствольных пушек, но на вооружение они приняты не были. Лишь с появлением в декабре 1941 г. орудия StuK 40 L/43 фирмы «Рейнметалл» этот процесс получил логическое завершение. Серийное производство рожденных таким образом StuG III Ausf F началось уже в марте 1942 года. Тогда же они получили новое обозначение «Sturmgeschutz 40 Ausf F (SdKfz 142/1)».
Sturmgeschutz 40 Ausf G
———————————————————————————
Заключительная модель — «Sturmgeschutz 40, Ausf G», увидела свет в 1943 г. и серийно производилась до окончания войны. Неся орудие с длиной ствола в 48 клб, она отличалась от предшественников более простой боевой рубкой, наличием командирской башенки, увеличенным боекомплектом орудия и рядом других усовершенствований, призванных упростить процесс серийного производства. Первые машины серии еще несли 50-мм лобовую броню, однако уже к лету 1943 г. она была усилена навесными плитами толщиной 30-мм. Многие машины получили также бортовые навесные экраны как средство защиты от кумулятивных снарядов и пуль противотанковых ружей. С лета 1943 г. на серийных StuG 40 Ausf G стали наносить антимагнитное покрытие — «циммерит».
В 1944 г. в войска начали поступать StuG 40 с новой обтекаемой формой маски орудия. За характерные обводы эта маска получила название «Saukopfblende» (насадка — свиное рыло).
Sturmgeschutz IV
———————————————————————————
Осенью 1943 года, когда после массовой бомбежки заводов «Алкетт» в Германии остро встал вопрос о невозможности выпуска необходимого количества штурмовых орудий, у StuG III/StuG 40 появился родственник — StuG IV.
При разработке САУ, проводившейся специалистами фирм Krupp и Eisenwerke, на шасси танка PzKpfw IV Ausf G установили боевую рубку StuG 40 Ausf G с вновь спроектированной кабиной механика-водителя. Таким образом удалось сократить разработку новой самоходной артсистемы и запустить ее в массовое производство. Новая машина получила название «Sturmgeschutz IV (SdKfz 163)». Численность экипажа осталась такой же, как у старшей модели — 4 человека, но боекомплект орудия вырос до 63 выстрелов. StuG IV находилась в массовом производстве с осени 1943 до осени 1944 г., когда ее сменила противотанковая САУ Jagdpanzer IV.
Машина оказалась менее удачной, чем StuG 40 за счет значительно большей цены и трудоемкости изготовления. Кроме того, воевавшие на ней отмечали худшую плавность, правда при большем запасе хода.
Sturmgeschütz в России
С защитными экранами
Со снятой верхней бронёй
Место загружающего
Место стрелка
Место водителя
Место водителя и его обзорное окно
Орудие
Орудие
Шасси
Корма
Места стрелка и командира
Двигатель
Двигатель
Амортизатор
Трансмиссия

Sturmgeschütz III (StuG III; Штурмгешютц III, Штуг III) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено 8636 САУ с 75-мм орудиями).

Полное официальное название машины — Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz III mit 7,5-cm-Sturmkanone 37 oder 40. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии САУ обозначалась как Sd.Kfz. 142. StuG III также обозначается как StuG 40, в советской литературе эту машину именовали «Арт-Штурм». StuG III активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны и в целом получили хорошие отзывы немецкого командования: по отчётам гитлеровцев, к началу 1944 на счету StuG III было около 20 000 танков противника. Захваченные Красной армией StuG III переделывались в САУ СУ-76И.

Основным вооружением САУ являлась танковая пушка 7,5 cm KwK 40.

Боекомплект пушки — 44 снаряда, предпочтительное распределение: 12% K.Gr.rot Pz. (бронебойно-трассирующий), 65 % Sprenggranaten (ОФ) и 23 % Nebelgranaten (дымовой).

В начальный период ВОВ короткоствольное орудие Stuk 37 L24 с лёгкостью пробивало советские лёгкие и даже некоторые средние танки (Т-26, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-28, Т-40, Т-60, Т-70 и т. д.) в борт — на расстоянии до 1500 м, в лобовые проекции — не более 700 м. Пробитие могло произойти не только бронебойными снарядами, но и фугасными (дистанция не более 400 м, толщина брони 20 мм).

После появления модификации Ausf. F лобовая броня увеличилась до 80 мм, что вкупе с углом бронирования давало хорошую защиту. Теперь пушка Ф-34, установленная на танке Т-34, не могла пробивать лобовую броню StuG III на дальних и средних дистанциях, а вступить в ближний бой Т-34 не мог из-за большей вероятности быть подбитым, прежде чем самому открыть огонь. То же самое относится и к танку M4 Sherman.

Все это свидетельствует о том, что САУ была надёжно защищена (в лобовой проекции) от лёгких и средних танков союзников.

Следует отметить, что важным достоинством САУ во всех модификациях являлся низкий силуэт, резко снижавший вероятность её поражения прямой наводкой с дальних и средних дистанций и позволявший эффективно использовать различные виды укрытий.

Sturmgeschütz IV (StuG IV, Штурмгешютц IV, Штуг IV) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw IV.

Главный калибр был представлен 75-мм пушкой StuK 40 L/48 производства Rheinmetall-Borsig. Пушка могла вести огонь всеми основными типами снарядов, используемых в вермахте. Боекомплект 63 выстрела. Ствол нарезной с 32 нарезами глубиной 7,8 мм. Электрический спуск.

Противопехотное вооружение состояло из пулемёта MG 42 калибра 7,92 мм. Боекомплект 600 патронов. Пулемёт устанавливался на крыше рубки на лафете, вести пулемётный огонь можно было из боевого отделения.

С декабря 1943 года по апрель 1945 года было произведено 1170 StuG IV.

Основной задачей штурмовых орудий являлась поддержка пехоты и уничтожение танков противника из засад и при обороне. Штурмовые орудия предназначались для тесного взаимодействия с пехотой, подавления фланговых огневых точек противника, уничтожения танков и бронетехники.

Штурмовые орудия Sturmgeschütz IV применялись в различных частях вермахта: штурмовой артеллерии и противотанковых. Много StuG IV использовалось в ротах истребителей танков.

В 1944 году в ходе боёв в Курляндии отметились 184-я, 226-я и 912-я бригады штурмовых орудий, которые комплектовались батареями полностью укомплектованными StuG IV. Одна батарея StuG IV 226-й бригады штурмовых орудий за два дня боёв вывела из строя более 35 танков противника и потеряла одну машину.

Sturmhaubitze 42 (StuH 42) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка Pz Kpfw III.

SturmHaubitze 42 (Штурмхаубитце 42) — штурмовая гаубица образца 1942 года. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходное орудие обозначалось как Sd Kfz 142/2.

Боевой опыт 1940 года показал недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 75-мм штурмового орудия StuK37 и StuK40, устанавливавшихся на StuG III, против скоплений живой силы противника и полевых фортификационных сооружений.

Летом 1941 года поступил заказ на образец с 105-мм лёгкой полевой гаубицей 10,5 cm leFH18/40. У серийных StuG III Ausf.F заменили 7,5см StuK40 L/43 на 10,5 cm StuH 42, адаптированную полевую гаубицу 10,5 cm leFH 18/40, получив таким образом первый прототип StuH 42. Различались лишь схема установки орудия и компоновка боеукладки для артвыстрелов отдельного заряжания с боекомплектом в 36 снарядов. С сентября 1944 года на орудия стали устанавливать дульный тормоз. Для борьбы с сильнобронированными целями применялись кумулятивные снаряды, бронепробиваемость которых составляла 90-100 мм, независимо от дистанции выстрела.

Боекомплект состоял из 26 осколочно-фугасных и 10 кумулятивных выстрелов.

Производство было начато в октябре 1942 года на фирме «Alkett». Всего, с октября 1942 по февраль 1945, выпущено 1212 машин.

Sturm-Infanteriegeschütz 33 Ausf.B (сокр. StuIG 33B) — средняя по массе немецкая САУ класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны созданная на базе другой САУ StuG III, путём установки 15 см тяжелого пехотного орудия sIG 33.

Название происходит от установленного орудия: Sturm-Infanteriegeschütz 33 Ausf.B — Штурмовое-Пехотное орудие, 33 год, модификация Б. В разных источниках могут встречаться следующие названия: Sturmpanzer III, Sturmpanzer 33B или Sturmgeschütz 33B (StuG 33B).

По итогам боевых действий в Африке и под Сталинградом с 10 по 22 сентября 1942 года в ставке Гитлера обсуждался вопрос о создании САУ с 15-cm sIG 33. Было решено использовать для переделки на фирме Alkett 12 шасси Sturmgeschütz III Ausf. F, минимум 6 из них требовалось изготовить в течение 14 дней. 13 октября Гитлеру рапортовали о выполнении заказа. 20 октября Фюрер велел продолжить выпуск машин. Но в связи с переходом Sturmgeschütz III в декабре на новую модификацию Ausf. G, выпуск ограничился только 12 машинами. Таким образом в октябре и ноябре 1942 собрали по 12 машин.

В полностью закрытую и тяжело бронированную рубку на шасси StuG III, было установлено орудие sIG33 L/11,4 со смещением вправо. Боекомплект состоял из 30 выстрелов. В правой стороне лба рубки был установлен пулемёт MG 34 в шаровой установке, боекомплект 600 патронов.

Первые двенадцать машин были отгружены в конце октября 1942 в Sturmgeschütz Abteilung 177, где с 8 ноября воевали в Сталинграде. Разделили судьбу всей 6-й Армии.

Вторая партия поступила в Sturm-IG Batterie Учебного батальона 17-го армейского корпуса, а позже приданы 22-й танковой дивизии, участвовавшей в деблокаде сталинградской группировки. 11 апреля 1943 года оставшиеся 7 машин были переданы в 9. Kompanie/Panzer-Regiment 201 23-й танковой дивизии. Последняя установка была потеряна в октябре 1943.