С 300 боевое применение

Обзор и схема пассажирского лайнера Aэробус A300

Первый двухдвигательный широкофюзеляжный авиалайнер от европейского авиапроизводителя Airbus – модель А300 – был выпущен в 1972 году. После летных испытаний самолета, рассчитанного для перелетов на средние и дальние магистрали, компания получила сертификацию, и уже в 1974 году началось серийное производство.

За прошедшие десятилетия модель усовершенствовалась, добавлялось инновационное техническое оснащение, создавались новые модификации с улучшенными характеристиками и увеличенной дальностью полета. По данным на 2005 год, в эксплуатации мировых авиаперевозчиков находилось 407 самолетов А330.

В статье мы расскажем о среднемагистральном широкофюзеляжном двухдвигательном лайнере Аэробус А300, его модификациях, какие перевозчики используют этот самолет, рассмотрим схему компоновки воздушного судна и определим лучшие места для комфортного полета.

Характеристики и схема салона Аэробус 300

Двухдвигательный самолет А300 характеризуется увеличенной летной эффективностью с уменьшенным расходом топлива, что обусловлено особым размещением расширенных крыльев лайнера и отсутствием третьего хвостового двигателя. Аэробус этой модели имеет хорошее техническое оснащение, повышающее безопасность, рентабельность и эксплуатационные возможности авиасудна.

Летно-технические характеристики А300:

  • длина фюзеляжа – 54 м, ширина – 5.64 м;
  • дальность полета – 3400/5300/7000 км (в зависимости от модификации);
  • максимальная высота полета – 12 200 м;
  • крейсерская скорость – 850/875 км/ч, максимальная – 890/910 км/ч;
  • ширина пассажирского салона – 5.35 м.

Самолет оснащен комфортабельным салоном двух классов обслуживания. Общая пассажировместимость базовой модели – 272 человека. В лайнерах А300 других модификаций насчитывается 345/361 посадочных мест.

Первые четыре ряда – класс бизнес. Сиденья расположены в три ряда по схеме 2х2х2. Общее количество кресел – 24.

С 6 по 38 ряд – экономичный класс обслуживания. Сиденья с 6 по 26 и с 28 по 32 ряд установлены в компоновке 2х4х2, с 33 по 38 ряд – 2х3х2, на 27 ряду – 1х4х1. Салон вмещает 248 пассажиров.

В носовой и хвостовой части самолета находятся четыре туалетные комнаты для пассажиров разного класса обслуживания, две кухни и технические помещения. Еще один буфет и санузел расположен в проходе между классом бизнес и эконом.

Еще статьи о самолетах:

Где лучше сидеть в самолете

В бизнес классе Аэробуса А300 установлены удобные и широкие кресла с многофункциональным механизмом раскладывания. Между сиденьями в ряду увеличенный шаг пространства, что позволяет путешественникам комфортно расположиться во время перелета. Предлагаем также ознакомиться – как правильно выбрать удобное место в салоне самолета.

Все кресла в бизнес классе удобны для многочасового авиапутешествия, но есть некоторые ряды, имеющие определенные недостатки.

Особенности посадочных мест в классе бизнес:

  • первый ряд – близкое расположение к кухне, туалету и техническим помещениям, что может вызвать определенный дискомфорт (освещение в ночные часы, передвижение других пассажиров, желающих посетить санузел);
  • последний ряд салона – ближе расположен к классу эконом, поэтому здесь может присутствовать более шумная атмосфера;
  • крайние места возле прохода – могут доставлять дискомфорт проходящие по салону пассажиры и бортпроводники.

В экономичном классе Аэробуса А300 также есть места повышенного комфорта с увеличенным пространством для ног. Они находятся в 6 и 28 ряду, а также кресла В и К 27 ряда.

Неудобные для перелета места в последних рядах экономичного класса, за которыми находится перегородка. Эти кресла имеют заблокированный механизм опускания спинки.

Самыми плохими для авиаперелета считаются места 37, 38 рядов, расположенные в хвостовой части лайнера. Недостатки: близкое расположение к туалету, более слышимый шум мотора, нераскладные кресла (на 38 ряду).

С 12 по 24 ряд – крылья самолета закрывают панорамные виды с иллюминаторов.

Авиакомпании-эксплуатанты А300

Аэробусы А300 были сняты с производства в 2007 году. Многие известные авиаперевозчики РФ заменили устаревшую модель усовершенствованной версией – А330-200, модификация которой составляет значительную конкуренцию авиалайнеру Boeing 767.

Модели и модификации Airbus 300

За годы производства компания Airbus создала лайнеры А300 в нескольких модификациях. Первоначальная версия модели – А300В2-100. Спустя четыре года на рынке авиатехники появился новый Аэробус А300В2-200 с усовершенствованным оснащением.

Другие модификации А300:

  • А300В-4 – лайнер имел в оснащении аналоговый комплекс авионики с электромеханическими индикаторами;
  • Airbus А300С4 и A300F4 – грузопассажирская версия;
  • А300-600 – самолет с удлиненным фюзеляжем и с цифровыми комплексами авионики;
  • А300-600R – установлен дополнительный топливный бак, что позволило увеличить дальность полета;
  • A300-600ST Beluga – увеличенный диаметр фюзеляжа.

Сегодня Аэробусы А300 эксплуатируются лишь небольшим числом мировых авиаперевозчиков. Если вы купили билет на перелет в этом пассажирском лайнере, внимательно изучите схему салона и забронируйте самые комфортные кресла, используя доступную услугу по бронированию мест, предоставляемую многими авиаперевозчиками.

&nbspГонка вооружений / Контракт

За что мы делаем ракеты

Международное недовольство сделкой Никосии и Москвы не помешало «Росвооружению» выдержать жесткую конкурентную борьбу. Теперь дело за малым — собрать обещанные Кипру зенитно-ракетные комплексы. Ъ стало известно, что работы по изготовлению наделавших столько шума С-300 еще не начались.
Покупатели С-300. Большую партию зенитно-ракетных комплексов С-300 ПМУ в начале 90-х годов закупил Китай. Обстоятельства этой сделки не афишировались. Вторым самым известным импортером С-300 стали США. В ноябре 1994 года из Белоруссии на военную базу Хантсвилл в США была доставлена кабина управления зенитно-ракетного комплекса. Вслед за этим у Украины была закуплена небольшая партия ракет комплекса С-300. Наконец, у Белоруссии был куплен вычислительный комплекс 40У6, «сердце» системы. Интересно, что белорусская фирма-посредник купила этот вычислительный центр не у завода-изготовителя, а на полигоне казахстанского Приозерска.
ЗРК — оплот мира
Представители кипрской стороны были столь лаконичны, что за рамками общедоступной информации оставили не только сумму заключенной сделки и количество поставляемых зенитно-ракетных комплексов С-300, но и резоны выбора именно российского оружия. Поэтому Ъ приходится раскрывать их военную тайну.
У Кипра есть только один способ защитить свое воздушное пространство — создать мощную систему наземной ПВО. Закупать самолеты смысла не имеет. Во-первых, не так много места, чтобы строить аэродромы. Во-вторых, взлетев с небольшого острова, современный истребитель сразу окажется над Турцией, что тут же спровоцирует ответные действия.
Последнему условию организации ПВО острова полностью соответствует С-300, чисто оборонительная система, поставка которой не нарушает никаких международных договоренностей. Турция волнуется зря: если бы ее МИД ознакомился с принципами работы комплекса, даже его женщина-министр поняла бы, что С-300 отнюдь не наступательное оружие.
В боевых условиях зенитно-ракетный комплекс действует так. Самолеты противника засекаются радаром системы. Когда цель приблизилась на 200 километров, с командного пункта дается команда на развертывание пусковых установок. Через 5 минут ракеты готовы к запуску и включается программа автоматического наведения. Нанесение удара возможно с расстояния 90 километров. После того как комплекс выполнил свою задачу (или впустую расстрелял ракеты), за те же 5 минут все системы сворачиваются и меняют место дислокации. Иначе накроет летящая во втором эшелоне авиация противника.
Правда, если есть ракета, то почему бы не обстрелять ею какой-нибудь бункер (скажем, контингента турецких войск на Кипре)? Теоретически это возможно. Но пускать ракету придется наугад, поскольку С-300 не предусматривает наведение по наземным целям, а значит, по словам военных, 10 километров перелет, 10 — недолет. Если же ракета и попадет случайно в цель, эффект от взрыва будет меньше, чем от осколочной гранаты. Правда, цена его будет больше: стоимость запуска одной ракеты С-300 оценивается в $15-20 тыс.
——————————————————-
История создания С-300 и Patriot.
На войне главная составляющая успеха — внезапность, и потому авиаконструкторы всех стран бились над тем, чтобы максимально уменьшить «видимость» самолета на экранах изощренных вражеских радаров. Именно так родился проект Stealth: истребитель-невидимка.
Конструкторы средств противовоздушной обороны не отставали. В начале 80-х научно-производственное объединение «Алмаз» в Советском Союзе и фирма Raytheon в Соединенных Штатах практически одновременно получили заказ на разработку системы ПВО нового поколения, которая, обладая достаточной мобильностью, могла бы противостоять как ракетам, так и самолетам противника. Первые испытания комплекса Patriot были проведены в сентябре 1986 года, российского ЗРК С-300 — в 1984 году.
———————————————————
Партия оружия: вне политики, вне конкуренции
У российского ЗРК С-300 есть один существенный недостаток. Он ни разу не использовался в широкомасштабных боевых действиях. Американская же система воздушной обороны Patriot прославилась благодаря войне в Персидском заливе не меньше, чем в свое время автомат Калашникова. Основным противником комплекса Patriot в той войне стали стратегические управляемые ракеты «Скад» российского производства. Большинство из них так и не долетели до цели.

По информации производителя системы, фирмы Raytheon, общая сумма контрактов на поставку системы Patriot после окончания операции «Буря в пустыне» составила более $3 млрд. Сегодня эта зенитно-ракетная система состоит на вооружении Германии, Нидерландов, Израиля, Японии, Саудовской Аравии и Кувейта. Средняя стоимость одного комплекса колеблется от $200 млн до $500 млн.
Сумма российско-кипрского контракта — тоже не очень военная тайна. Сопоставляя данные различных источников и потребности ПВО Кипра, можно сказать, что число самоходных пусковых установок, которые планируется поставить на Кипр, не превышает 20-24 единиц. В зависимости от объема работ по созданию инфраструктуры стоимость такого контракта колеблется от $150 млн до $200 млн — как минимум в полтора раза дешевле, чем оснащение ПВО острова комплексами Patriot, главным отечественным конкурентом.
Которого, кстати, удалось обойти не только за счет дешевизны, но, главное, благодаря поразительному для России сервису. Спецы из «Росвооружения» предложили покупателю новую услугу: бесплатно посчитали, какая система ПВО нужна острову, сколько в ней должно быть установок и каких именно.
«К нашему удивлению, — говорит собеседник Ъ из ‘Росвооружения’, — американцы, представившие Никосии систему Patriot, ничего подобного не сделали. Просто предложили несколько дивизионов своих ракет».
У России Кипр закупает не просто зенитно-ракетные установки, а систему ПВО, адаптированную к потребностям острова. В контракт входит и создание необходимой инфраструктуры для обслуживания, ремонта и поддержания боеспособности С-300.

Сравнительные характеристики С-300 ПМУ Patriot
Макс. дальность пуска ракеты, км 90 60
Диапазон высот поражения целей, м 10-25000 60-24000
Макс. скорость поражаемых целей, м/с до 2255 до 1200
Число одновременно обстреливаемых 6 8
целей
Число одновременно наводимых ракет 12 8

Несомненно, киприотов привлекли тактико-технические характеристики ЗРК С-300. По сравнению с комплексом Patriot он стреляет на большее расстояние и, что крайне важно, «обрабатывает» более широкий диапазон высот — от 10 метров до 25 километров, иначе говоря, от ракет до высотных бомбардировщиков. Patriot хорош своим мощным бортовым компьютером, который полностью автоматизирует процесс отслеживания целей и запуска ракет. Правда, как известно, чем сложнее система, тем дороже она стоит и тем больше времени уйдет на подготовку персонала по ее обслуживанию.
Общепризнанное качество российского оружия — высокая надежность вне зависимости от погодных и климатических условий. Во время операции «Буря в пустыне» случалось, что Patriot не мог работать только из-за того, что в генератор, обеспечивающий электричеством все системы комплекса, попадал песок. Судя по рекламным проспектам госкомпании «Росвооружение», ЗРК С-300 работает в любых условиях, выдерживая температуру от -50 до +50 градусов.
Главная военная тайна
Контракт с Кипром подписан, и ракеты отечественного производства должны прибыть на остров через 16 месяцев. Именно этот срок назван мораторием на размещение С-300 на территории Кипра. По всей видимости, строка контракта превратилась в дипломатическую уловку. 16 месяцев, и по словам экспертов «Росвооружения», и по мнению независимых аналитиков, необходимы для сборки комплексов, обучения персонала кипрских вооруженных сил, технической приемки собранных комплексов, создания под них инфраструктуры на острове и, наконец, транспортировки ЗРК С-300 ПМУ на Кипр. Согласно договоренностям, сборка поручена Ленинградскому Северному заводу. Директор завода Герман Гардымов на минувшей неделе проявил неожиданную для прессы скромность. Хотя до этого он неоднократно давал интервью, на все вопросы о кипрской удаче журналисты получали «no comments.»
Только 15 января главный инженер завода Игорь Мельников признался, что «Ленинградский Северный готов точно в соответствии с договоренностью изготовить для Кипра необходимое количество зенитно-ракетных комплексов». Тут Гардымову сам Бог велел выступить и подтвердить: мол, действительно, все нормально, готовы к труду и обороне.
Гардымов выступил. Отвечая на вопросы журналистов местной телекомпании, директор обрисовал ситуацию на своем предприятии:
— Целые дни провожу в банке. Прошу денег. У меня средств нету вообще. Нечем платить рабочим уже четыре месяца, даже за телефон заплатить не могу. Не понимаю, о каком изготовлении ракет для Кипра идет речь.
По словам Гардымова, его завод окончательно задушили кредиторы и «Ленэнерго». У завода есть заказы, и не только по кипрскому контракту, но «стартовые» деньги, необходимые для начала производства, не пришли пока ни от «Росвооружения», ни от Миноборонпрома. В общем, не исключено, что «мы начнем бастовать, потому что зарплаты нет, жрать нечего».
После выступления Гардымова в приемную директора, где стоит единственный работающий на предприятии телефон, дозвониться стало невозможно. Все же поговорив с секретарем Гардымова, Ъ выяснил, что руководителя Ленинградского Северного добиваются не только российские и зарубежные СМИ, но и высокопоставленные греческие чиновники. Какие именно, естественно, держится в тайне.
Будут ли собраны С-300 для Кипра, корреспонденту Ъ пришлось узнавать на проходной завода. Один из ведущих инженеров предприятия, попросивший не указывать его фамилию, высказал свою точку зрения: «Если даже сегодня начнем сборку, такое количество ракет сделаем через два года, не раньше. А пока еще конь не валялся».

Противовоздушная оборона всегда являлась приоритетной задачей для Вооруженных Сил России. Сегодня используется огромный опыт в организации структуры ПВО и материально-техническая база, накопленные и созданные в советский период. Одним из столпов Противовоздушной обороны страны на данный момент является универсальный ЗРК С 300, доставшийся ВС России в наследство от Советского Союза.

На данный момент эта ЗРС в модификациях ПС, ПМ и ПМУ является основным боевым компонентом боеспособности российских зенитно-ракетных войск. Созданное более 40 лет назад оружие и в наше время обладает достаточно высокими характеристиками. Комплекс создавался для обеспечения прикрытия от средств воздушного нападения армейских группировок, мест базирования авиации и флота, объектов стратегической и административной инфраструктуры. Основные цели для зенитных ракет – это разделяющиеся боеголовки баллистических ракет, крылатые ракеты, самолеты тактической и стратегической авиации.

В современных условиях к этому перечню добавилась борьба с беспилотными летательными аппаратами.

Создание нового ЗРК – требование оборонной достаточности

В середине 60-х годов XX века Советский Союз имел одну из самых мощных и развитых систем Противовоздушной обороны в мире. Окруженный военными базами США и стран, входящих в блок НАТО, СССР вынужден был уделять огромное внимание защите своих стратегических объектов и главных административных центров от вероятного воздушно-ядерного удара. В те времена основным средством вооружение войск ПВО были ракетные комплексы С-75, представлявшие собой довольно удачную с технической точки зрения конструкцию. Оружие оказалось настолько удачным, что выпускалось крупными сериями для нужд отечественной системы ПВО и для поставки за рубеж.

1 мая 1960 года над Южным Уралом стоящие на вооружении ПВО страны зенитно-ракетные комплексы С-75 сбили американский самолет – шпион U-2. Цель была поражена на высоте около 22 км. (ЗРК С-75 имел максимальную высоту поражения цели 25 км).

Однако боевой опыт, который был получен в ходе применения ракетных комплексов С-75 во Вьетнаме и во время войн на Ближнем Востоке, показал недостаточную оперативность боевой системы. В условиях современной войны, когда время подлета реактивных самолетов сократилось до минимума, требовался быстрый перевод зенитных средств из походного положения в боевое положение. Появление в Европе, в Турции и в Италии американских ракет средней и малой дальности вообще делало всю европейскую часть Советского Союза беззащитной от стремительного ракетного удара. Времени, с момента получения сигнала о воздушном нападении, необходимого на перевод зенитно-ракетных комплексов в боевой режим в таких условиях практически не оставалось.

К тому же необходимо было увеличить тактико-технические характеристики зенитных ракет. Появление на баллистических ракетах разделяющихся головных частей вынуждало обороняющейся стороне увеличивать количество зенитных средств противодействия. Полеты стратегической авиации совершались на большой высоте, поэтому требовалось увеличить дальность полета зенитных ракет, мощность боезаряда и максимальную высоту. Появление нового зенитно-ракетного комплекса С-125 позволило на короткий период решить возникшую проблему, усилив противовоздушную оборону армейских группировок и основных стратегических объектов. Однако глобально проблема не решалась. Требовался новый, мобильный и мощный зенитно-ракетный комплекс, способный одновременно отслеживать несколько целей, стрелять на большие расстояния и настигать цели на больших высотах.

Выходом из сложившейся ситуации стал С 300, мобильный ракетный комплекс, значительно усиливший противовоздушную оборону Советского Союза. Для того времени это была самая современная ракетно-зенитная система, основанная на использовании самых передовых технологий и качественно нового подхода в вопросах оснащения ракетных комплексов вспомогательными средствами.

Рождение нового зенитно-ракетного комплекса

В основу технических требований, предъявляемых к новым ракетным комплексам, легли замечания военных. Командование ПВО страны, высшее военное руководство поставило перед конструкторами задачу создать мобильный унифицированный для разных родов войск зенитно-ракетный комплекс. Главными условиями проекта являлись мобильность, широкий диапазон поражения целей по высоте, большая дальность и высокий темп стрельбы.

На первых порах время, отводимое на свертывание и развертывание системы, составляло 90 минут. Со временем этот показатель будет улучшен в десятки раз.

Работа над проектом началась еще в 1969 году. В течение 5 лет шла долгая и кропотливая работа по всем направлениям, от создания новой зенитной ракеты и систем управления до разработки стартовой и транспортной базы. Комплекс создавался в условиях тесной кооперации. Учитывая тот факт, что новый ЗРК должен стать универсальным, каждая модификация имела своих разработчиков. Так комплекс С-300В, рассчитанный на вооружение сухопутных армейских частей, создавался в НИИ-20. Морскую версию ЗРС создавали во ВНИИ «Альтаир». Головной разработчик ракетного комплекса С-300П для нужд войск ПВО страны — Центральное Конструкторское Бюро «Алмаз».

Несмотря на то, что общая проектная и технологическая база для создаваемых комплексов была унифицирована, добиться полной унификации ракетных комплексов не удалось. Морские и сухопутные варианты ракетного комплекса похожи только внешне и имеют унификацию только наполовину. Наибольшие различия в создаваемых системах приходились на оборудование РЛС и средства слежения. Главной изюминкой проекта должна была стать зенитная ракета 5В55 комплекса С-300, которая являлась мощным оружием поражения воздушных целей. На первой версии масса боевой части составляла 133 кг боевую часть. Бесконтактный взрыватель радиолокационного действия позволяет приводить осколочную боевую часть ракеты в действие на заданной высоте. Основной поражающий элемент — стальные кубики.

В дальнейшем на других модификациях ракет 48Н6 и 48Н6М боевые части имели массу боезаряда 143 и 180 кг. соответственно. Старт ракеты осуществлялся из транспортно-пускового контейнера в результате срабатывания пиротехнического заряда.

Созданное оружие позволяло решать следующие задачи:

  • оборона крупных военных и промышленных объектов;
  • защита административных населенных пунктов союзного назначения;
  • защита военных баз флота и авиации, пунктов управления войсками.

Основными целями для нового ЗРК являлись баллистические и крылатые ракеты, которые советская система могла сбивать на любой высоте от 250 м до 27км и на дальности от 5 до 50 км. Комплекс обладал двумя ЭВМ, способными обрабатывать информацию по обнаружению и сопровождению целей. Бортовая РЛС в состоянии отслеживать до 100 целей, давать целеуказание на 6 или на 12 целей сразу для 2 ракет.

Зенитная ракета зенитно-ракетного комплекса С 300 могла сбивать цели, скорость которых достигает 2Max. Более поздние версии ЗРК С-300ПС и С-300ПМУ уже готовы уничтожать цели, несущиеся со скоростью в 8 раз превышающую скорость звука. Темп стрельбы составляет 2 ракеты в течение 3-4 секунд. В состав одного зенитно-ракетного дивизиона обычно входит 12 пусковых установок. Единый пункт управления может одновременно осуществлять контроль всех 12 пусковых установок, раздавая параметры цели и отслеживая воздушный горизонт в заданном секторе.

Конструкция ракеты и технологические возможности всего комплекса позволяли совершенствовать его боевые характеристики, постоянно повышать тактико-технические показатели.

Боевая служба ЗРК С 300

Благодаря своим высоким боевым характеристикам С-300 стал самым многочисленным и распространенным противовоздушным комплексом в мире. Его новые модификации, среди которых наиболее технические освоенным является С-300ПС, являются основным ЗРК противовоздушной обороны Российской Федерации. Благодаря насыщенности войск ПВО этими ракетными комплексами, вся западная и центральная часть страны находится под надежной защитой.

После развала Советского Союза немало зенитно-ракетных комплексов различных модификаций достались бывшим республикам, став основным элементом национальных систем ПВО. Эти комплексы стоят на вооружении в Украине, в Белоруссии, в Казахстане и в Азербайджане. В экспортном варианте оружие поставлялось в Китай, во Вьетнам, в Алжир и в Северную Корею. Различные модификации С-300 можно встретить на оснащении систем ПВО Ирана, Венесуэлы, Кипра, Греции и Болгарии. Сирийская Республика, которая сегодня переживает острейший военно-политический кризис, также имеет на оснащении некоторое количество зенитно-ракетных комплексов С-300ПС.

В ходе последующих работ по модернизации системы, неоднократно проводились учебные стрельбы. Впервые в новой истории России, на полигоне Капустин Яр в 1995 году были устроены публичные зенитно-ракетные стрельбы, в которых принимал участие ЗРК С 300ПС. Баллистическая ракета SS-17 Scad, составляющая основную ударную мощь региональных государств на Ближнем Востоке, была сбита во время полета. В сравнении с действием американских ЗРК «Пэтриот», прикрывавших объекты в Израиле и в Саудовской Аравии, российские С-300 оказались куда эффективнее. Для поражения оперативно-тактической ракеты требовалось 1-2 ракет 48Н6Е, причем уничтожалась не только ракетоноситель, но и головная боевая часть. Американские зенитно-ракетные комплексы вынуждены были тратить для уничтожения одной иракской ракеты 4-5 противоракет.

Российские ракеты нового поколения имели чудовищную разрушительную силу. Боевая часть, оснащенная тяжелыми поражающими фрагментами, во время подрыва создает высокую кинетическую энергию. Осколки разлетаются плотным потоком под определенным углом к цели, вызывая при контакте ее полное разрушение.

На данный момент технологические возможности комплекса до конца не исчерпаны. Последняя модификация ЗРК С-300ПМУ-1 является, по мнению военных экспертов, вполне удовлетворительным средство борьбы с воздушными целями. Недаром некоторые из стран третьего мира проявляют интерес к этому оружию, стремясь получить контракты на поставку российских зенитно-ракетных комплексов.

Последующим развитием ЗРС С-300 стал новый ракетный комплекс С-400, поступивший на вооружение ВКС России в 2007 году. Это совершенно иной по техническим характеристикам зенитный комплекс, значительно превосходящий не только своих предшественников, но и лучшие западные аналоги. В наши дни ведутся работы по созданию и запуску в серийное производство уже более новой версии зенитно-ракетного комплекса. ЗРК С-500 должен с 2018 года начать поступать на оснащение зенитно-ракетных дивизионов системы ПВО страны.

Если первый ракетный комплекс С-300, поступивший на вооружение ПВО СССР в 1979 году, имел название «Фаворит», новая ракетно-зенитная система С-500 называется «Прометей». Его зенитная ракета 55р6М «Триумфатор» по всем параметрам превосходит все существующие аналоги в мире, давая преимущество противовоздушной обороне России на 10-15 лет вперед.

Зенитная ракетная система С-300П

Создание ЗРС, предназначенной для замены ЗРС С-75, началось в середине 60-х годов по инициативе командования войск ПВО страны и КБ-1 Министерства радиопромышленности. Первоначально предполагалось разработать унифицированную противосамолетную ЗРС С-500У для ПВО, сухопутных войск и флота, но в дальнейшем, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого рода войск, было решено разработать по единым ТТТ, максимально унифицированную противосамолетную и противоракетную ЗРС С-300, предназначенную для армии (вариант С-300В, головной разработчик — НИИ-20), ВМФ (С-300Ф, ВНИИ «Альтаир») и войск ПВО (С-300П, НПО «Алмаз» под руководством академика Бориса Бункина).
Однако глубокой межвидовой унификации систем, создание которых велось в различных коллективах под весьма противоречивые требования, в то время достичь так и не удалось. Так, в системах С-300П и С-300В было унифицировано лишь 50% функциональных устройств РЛС обнаружения.
Зенитные ракетные войска должны были получить новую ЗРС средней дальности С-300П, предназначенную для обороны административных и промышленных объектов, стационарных пунктов управления, штабов и военных баз от ударов стратегической и тактической авиации, а также КР.
Принципиальными особенностями новой системы ПВО должны были стать высокая мобильность и способность одновременного обстрела нескольких целей, обеспеченная многофункциональной РЛС с ФАР с цифровым управлением положения луча. (Ни один существовавший к тому времени зарубежный ЗРК не обладал свойствами многоканальности. Отечественный многоканальный комплекс С-25, а также, так и не принятый на вооружение ЗРК «Даль» были выполнены в стационарных вариантах.) Основой системы стали ракеты типа 5В55. Ракета выбрасывалась из трубы ТПК при помощи газовой катапульты на высоту 20 м, одновременно раскрывались ее управляющие аэродинамические поверхности. Газовые рули по командам автопилота разворачивали ракету на заданный курс, и после включения маршевого одноступенчатого двигателя она устремлялась к цели.
Испытания элементов ЗРС С-300П, разрабатывавшейся под руководством Генерального конструктора НПО «Алмаз» Б.В. Бункина, проводились на полигоне Сары-Шаган (Казахстан) начиная с середины 70-х годов.
В 1978 году на вооружение был принят первый вариант комплекса транспортируемый С-300ПТ (кодовое обозначение НАТО — SA-10A Grumble). Батарея С-300ПТ состояла из трех ПУ 5П85 (по 4 ТПК), кабины радиолокатора подсветки и наведения РПН (Ф1) и кабины управления (Ф2).
В 1980 году разработчикам системы С-300ПТ была присуждена Государственная премия. Выпуск ЗРС С-300ПТ продолжался до начала 80-х годов. В середине 80-х комплекс прошел ряд модернизаций, получив обозначение С-300ПТ-1.В 1982 году на вооружение войск ПВО был принят новый вариант ЗРС С-300П — самоходный комплекс С-300ПС (кодовое обозначение НАТО — SA-10B Grumble), разработанный в НПО «Алмаз» под руководством главного конструктора Александра Леманского.
Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара «перед самым носом» противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания — 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника.
В его состав вошла усовершенствованная ракета 5В55Р, которая наводилась по принципу «сопровождение цели через ракету» и ЗУР 5В55КД с увеличенной до 90 км дальностью стрельбы.
Машина наведения и управления стрельбой 5Н63С
Дивизион С-300ПС включает 3 батареи ЗРК, каждая из которых состоит из трех самоходных ПУ на шасси МАЗ-543М и одной машины 5Н63С, состоящей из совмещенных кабин РПН Ф1С и боевого управления Ф2К на одном шасси МАЗ-543М.
Пусковые установки делятся на одну основную 5П85С с кабиной подготовки и управления стартом Ф3С и системой автономного электропитания 5С18, и две дополнительные 5П85Д, оснащенные только одной системой автономного электропитания 5С19.
Батарея может одновременно обстреливать 6 целей, по две ракеты на каждую, чтобы гарантировать высокий коэффициент поражения.
Новые технические средства, введенные в состав ЗРС С-300ПТ-1 и С-300ПС, значительно расширили их боевые возможности. Для обмена телеметрической информацией с командным пунктом ПВО, расположенным на удалении более 20 км от дивизиона, было задействовано антенно-мачтовое устройство «Сосна» на шасси ЗиЛ-131Н. При автономном ведении боевых действий ЗРС в отрыве от командного пункта дивизиону С-300ПС может придаваться всевысотная трехкоординатная РЛС 36Д6 или 16Ж6.
трехкоординатная РЛС 36Д6
В 1989 году появляется экспортный вариант системы С-300ПС—С-300ПМУ (кодовое обозначение НАТО — SA-10C Grumble). Кроме незначительных изменений в составе оборудования, экспортный вариант отличается еще и тем, что ПУ предлагаются только в варианте, транспортируемом на полуприцепах (5П85Т). Для оперативного технического обслуживания система С-300ПМУ может комплектоваться мобильной ремонтной станцией ПРБ-300У.

Дальнейшим развитием комплекса стала ЗРС С-300ПМ и ее экспортный вариант — С-300ПМУ-1 (кодовое обозначение НАТО — SA-10D Grumble).
Разработка усовершенствованного варианта комплекса началась в 1985 году.
Впервые С-300ПМУ-1 был показан на авиасалоне «Мосаэрошоу-92» в г. Жуковском, а через год его возможности были продемонстрированы во время показательных стрельб в ходе международной выставки вооружений «IDEX-93» (Абу-Даби, ОАЭ). В 1993 году комплекс С-300ПМ был принят на вооружение.
Характеристики ЗРС
С-300ПТ С-300ПС С-300ПМ С-300ПМУ-2
(С-300ПМУ) (С-300ПМУ-1)
Год принятия на вооружение
1978 1982 1993 1997
Тип ЗУР 5В55К 5В55К/5В55Р (48Н6) 48Н6 (48Н6Е) 48Н6Е2
Сектор обзора РПН (по азимуту), град.
60. 90. 90. 90.
Границы зоны поражения, км:
дальняя (аэродинам. цель)
47. 47/75. (90). до 150
ближняя
5 . 5/5 . 3-5 . 3.
Высота поражения цели, км:
минимальная (аэродинам. цель)
0,025. 0,025/0,025 . 0,01. 0,01.
— минимальная (баллистич. цель)
— — 0,006 н/д
— максимальная (аэродинам. цель)
25. 27. 27. 27.
— максимальная (баллистич. цель)
— — (н/д) 25 н/д
Максимальная скорость ЗУР, м/с
до 2000 до 2000 до 2100 до 2100
Скорость поражаемых целей, м/с
1300 1300 1800 1800
— при стрельбе по целеуказанию
— — до 2800 до 2800
Число сопровождаемых целей до 12
Число обстреливаемых целей
до 6 до 6 до 6 до 36
Число одновременно наводимых ракет
до 12 до 12 до 12 до72
Темп стрельбы, сек
5 3-5 3 3
Время развертывания/свертывания, мин.
до 90 до 90 5/5 5/5
Глубокая модернизация была направлена на повышение автоматизации боевых действий, возможностей поражения современных баллистических ракет со скоростями 2800 м/с, повышение дальности действия радаров, замену элементной базы и ЭВМ, совершенствование программного обеспечения ЭВМ и ракет, сокращение количества единиц основного оборудования.
Важным достоинством ЗРС С-300ПМ является высокая приспособленность ее средств к длительному нахождению на боевом дежурстве.
С-300ПМ способна практически со стопроцентной вероятностью перехватывать и уничтожать самые современные боевые самолеты, стратегические крылатые ракеты, тактические и оперативно-тактические баллистические ракеты и другие средства воздушного нападения во всем диапазоне их боевого применения, в том числе и при воздействии интенсивных активных и пассивных помех.
РПН 30Н6
В состав батареи С-300ПМ входит РПН 30Н6 (30N6E), до 12 ПУ 5П85С/5П85 (5P85SE/5P85TE) с четырьмя ЗУР 48Н6 (48N6E) на каждой, а также средства транспортировки, технической эксплуатации и хранения ракет, в том числе машина 82Ц6 (82Ts6E). Для обнаружения маловысотных целей батарея может оснащаться НВО 76Н6, имеющего высокую степень защищенности от отражений земной поверхности.

маловысотный обнаружитель НВО 76Н6
До шести батарей С-300ПМ (батальон ПВО) координируются КП средств управления 83М6 (83M6E), состоящим из ПБУ 54К6 (54K6E) и РЛО целей на средних и больших высотах 64H6 (64N6E).
РЛО 64H6
Полностью автоматический РЛО 64H6 обеспечивает КП системы информацией об аэродинамических целях вкруговую и баллистических целях в заданном секторе, находящихся на дальностях до 300 км и летящих на скоростях до 2,78 км/с.
ПБУ 54К6 получает и обобщает информацию о воздушной обстановке от различных источников, управляет огневыми средствами, принимает команды управления и информацию о воздушной обстановке от КП зоны ПВО, оценивает степень опасности, производит целераспределение по ЗРС, выдает целеуказания по предназначенным для уничтожения целям, а также обеспечивает устойчивость боевой работы ЗРС в условиях радиоэлектронного и огневого противодействия.
Батарея способна вести боевые действия автономно. Многофункциональный РПН 30Н6 обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение целей, осуществляет все операции, связанные с подготовкой и ведением стрельбы. Одновременно батарея может обстреливать до 6 целей различного типа, по каждой из которых может быть произведен одиночный пуск или залп из двух ракет. Темп стрельбы составляет 3 с.
В 1995-1997 годах после испытаний на полигоне Капустин Яр, была проведена очередная модернизация системы, которая получила название С-300ПМУ-2 «Фаворит» (кодовое обозначение НАТО — SA-10E Grumble). Россия впервые показала её на выставке МАКС-97, а показательные стрельбы за рубежом впервые прошли в Абу-Даби на выставке «IDEX-99».
Ракета 48Н6Е и ее схема:
1. Радиопеленгатор (визир) 2. Автопилот 3. Радиовзрыватель 4. Аппаратура радиоуправления 5. Источник электроэнергии 6. Предохранительно-исполнительный механизм 7. Боевая часть 8. Двигатель 9. Аэродинамический руль — элерон 10. Рулевой привод 11. Устройство раскрытия руля-элерона 12. Газовый руль-элерон
ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» предназначена для высокоэффективной защиты важнейших объектов государства и вооруженных сил от массированных ударов современных и перспективных самолетов, стратегических крылатых ракет, тактических и оперативно-тактических ракет и других средств воздушного нападения во всем диапазоне высот и скоростей их боевого применения, в том числе и в сложных условиях РЭП.
По сравнению с С-300ПМУ-1 в новой системе:
• повышена эффективность поражения баллистических целей ракетой 48Н6Е2 с обеспечением инициирования (подрыва) боевого заряда цели;
• повышена эффективность работы системы по аэродинамическим целям, в том числе по малозаметным целям на предельно малых высотах, в сложной тактической и помеховой обстановке;
• увеличена дальняя граница зоны поражения аэродинамических целей до 200 км, в том числе при стрельбе вдогон;
• расширены информационные характеристики КП систем управления 83М6Е2 по обнаружению и сопровождению баллистических целей с сохранением сектора обнаружения аэродинамических целей;
• расширена возможность ПБУ 54К6Е2 по работе с системами С-300ПМУ-2, С-300ПМУ-1, С-300ПМУ и С-200ВЭ (С-200ДЭ предположительно) в любом их сочетании;
• повышены характеристики системы при ведении автономных боевых действий за счет применения автономного средства целеуказания нового поколения — РЛС 96Л6Е;
• обеспечено интегрирование ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» в различные системы противовоздушной обороны, в том числе работающие в стандартах НАТО;
• реализована возможность использования наряду с ракетами 48Н6Е2 ракет 48Н6Е системы С-300ПМУ-1.
Стрельбы по наземным целям подтвердили, что каждая ракета, оснащенная БЧ с 36000 «готовых» осколков может поражать незащищенную живую силу и небронированные цели противника на площади более 120000 кв. м.
По данным зарубежных источников к моменту распада на территории СССР насчитывалось около 3000 ПУ различных вариантов ЗРС С-З00. В настоящее время различные модификации ЗРС С-300, кроме Российской армии, имеются на Украине, в Республике Беларусь, Казахстане.
Спутниковый снимок Google Earth: российский ЗРК С-300П, Находка, Приморский край
В целях «экономии» руководство РФ приняло решение заменить ЗРС С-300П все имеющиеся ЗРК других типов. В сознании российского обывателя С-300П, является «чудо-оружием», способным решить все задачи по прикрытию территории страны и уничтожению всех вражеских воздушных целей.
Однако в средствах массовой информации, практически не упоминается, что большинство комплексов выпущенных во времена СССР и практически исчерпали свой ресурс, самый новый из них поступил на вооружение российской армии в 1994г., элементная база устарела, а новые ракеты для них производятся в недостаточном количестве.
Широко разрекламированные ЗРС С-400, пока что поступают в войска, в единичных экземплярах, за 4 года поставлено на боевое дежурство 2 зенитных ракетных дивизиона.
Спутниковый снимок Google Earth: позиции ЗРС С-400 Жуковский, Россия
Другой проблемой «четырехсотки» является недоведенность ее арсенала. Пока из всего разнообразного (теоретически) набора, С-400 имеет только доработанную версию серийной ракеты от 300-ки 48Н6 – 48Н6ДМ, способную поражать цели на расстоянии 250 километров. Ни «карандаши» средней дальности 9М96, ни «тяжелая ракета» 40Н6 с 400-км дальностью, в серию пока не пошли.
Ситуация усугубляется тем, что благодаря фактически предательству нашего руководства, элементы ЗРС С-300П были поставлены для «ознакомления» в США. Что дало возможность нашим «партнерам» детально ознакомиться с характеристиками и выработать меры противодействия. Из этой же «оперы» поставка С-300П на о. Кипр, в итоге к ним получила доступ Греция, являющейся страной членом НАТО.
Однако на Кипре из-за противодействия Турции они размещены так и не были, греки перебазировали их на о. Крит.
Спутниковый снимок Google Earth: С-300П на острове Крит
Под давлением США и в особенности Израиля, наше руководство разорвало заключённый контракт по поставке С-300 в Иран. Что, несомненно, нанесло удар по репутации РФ как надёжного делового партнёра и грозит большими миллиардными потерями в случае выплаты неустойки.
Экспортные поставки С-300 велись так же во Вьетнам и Китай. Недавно поступила информация о поставках ЗРС С-300П в Сирию, что конечно способно существенно затруднить действия авиации США и Израиля и привести к значительным потерям.
Спутниковый снимок Google Earth: позиция С-300П в Циндао КНР
В Китае ограничившемся покупкой небольшого числа, ЗРС С-300П была успешно скопирована, и созданная собственная версия под обозначением HQ-9 (HongQi-9 с кит. Красное знамя – 9, экспортное обозначение FD-2000).

HQ-9 был создан China Academy of Defence Technology (Академия оборонных технологий Китая). Разработка его ранних прототипов началась еще в 80-е годы прошлого века и продолжалась с переменным успехом до середины 90-х годов. В 1993 году Китай закупил у России небольшую партию ЗРК С-300 ПМУ-1. Ряд конструктивных особенностей и технических решений данного комплекса во многом были заимствованы китайскими инженерами в ходе дальнейшего проектирования HQ-9.
В конце 1990-х годов Народно-освободительная армия Китая (НОАК) приняла систему ЗРК HQ-9 на вооружение. При этом работы по совершенствованию комплекса были продолжены с использованием имеющейся информации по американскому комплексу Patriot и российскому С-300 ПМУ-2.
Последний в 2003 году КНР закупила в размере 16 дивизионов. В настоящее время в
разработке находится ЗРК HQ-9A, который должен отличаться большей эффективностью, особенно в области ПРО. Достигнуть существенного улучшения в первую очередь планируется за счет совершенствования электронной начинки и ПО.
Наклонная дальность стрельбы комплекса составляет от 6 до 200 км., высота полета поражаемых целей от 500 до 30 000 метров. По данным производителя, ЗРК в состоянии перехватывать управляемые ракеты в радиусе от 1 до 18 км., крылатые ракеты в радиусе от 7 до 15 км. и тактические баллистические ракеты в радиусе от 7 до 25 км. (в ряде источников 30 км). Время приведения комплекса в боевое состояние с марша – составляет 6 минут, время реакции 12-15 секунд.
Первая информация об экспортных вариантах ЗРК появилась в 1998 году. В настоящее время комплекс активно продвигается на международном рынке под названием FD-2000. В 2008 году он принял участие в тендере Турции на приобретение 12 ЗКР дальнего радиуса действия. По мнению ряда экспертов, FD-2000 может составить существенную конкуренцию российским экспортным вариантам системы С-300П.
С помощью технологий используемых в ЗРС С-300П, создан новый китайский ЗРК средней дальности HQ-16.
HQ-16A оснащен шестью ракетами, использующими «горячий запуск». Комплекс может использоваться для создания системы ПВО на средних и больших высотах совместно с комплексом HQ-9, которые, судя по телевизионным кадрам, получают информацию от одной и той же РЛС с ФАР. С целью повысить возможности комплекса по перехвату низколетящих целей может быть установлена специальная РЛС для обнаружения целей в «слепой зоне».
Дальность стрельбы HQ-16 составляет 25 км, HQ-16A – 30 км.
Пусковая установка ЗРК HQ-16 внешне очень похожа на ЗРК большой дальности типа С-300П и HQ-9, что может с большой вероятностью означать, что китайские конструкторы надеются в будущем внедрить в комплексы HQ-9 и HQ-16 модульную конструкцию.
Таким образом, Китай активно развивает свои системы ПВО, и если наша страна не предпримет конкретных шагов, имеет все шансы в будущем сократить отставание в этой области.
По материалам:

С-300 и мифы о «чудо-оружии»

Боевое применение российской «трехсотки» будет эффективным только в комплексе с другими средствами ПВО

У советско-российской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300П весьма своеобразный имидж. С одной стороны, не только в России, но и почти во всем мире она рассматривается как своеобразное «абсолютное оружие» наземной ПВО. С другой стороны, «трехсотка» никогда ни с кем реально не воевала. И при этом регулярно получает удары по этому своему имиджу, причем удары совершенно незаслуженные. Своеобразие «трехсотых» (и родственных им «четырехсотых») проблем рассматривалось в статьях «Почему не стрелял С-400» («НВО», 01.06.18) и «Войска мирного неба» («НВО», 23.11.18). Но приходится обращаться к ним снова.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

С-300П в своих ранних модификациях ПТ и ПС создавалась как составная часть мощнейшей системы ПВО СССР.

В рамках этой системы она рассматривалась как ЗРС средней дальности и являлась, по сути, третьим эшелоном ПВО после истребительной авиации и ЗРС большой дальности С-200.

Ее задачей было уничтожение баллистических (кроме межконтинентальных) и крылатых ракет, а также «дострел» самолетов противника, преодолевших первые два эшелона. «За спиной» С-300 был четвертый эшелон в лице зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-125.

При этом в составе ПВО имелись еще и радиотехнические войска (РТВ), которые обеспечивали постоянное наблюдение за воздушным пространством по всему периметру границ страны.

Именно РТВ при необходимости должны были поднять по тревоге истребительную авиацию и зенитно-ракетные войска (ЗРВ), заодно обеспечив их целеуказанием.

Недостатками С-300 являлись низкий темп перезаряжания пусковых установок (ПУ), наличие большой мертвой воронки вокруг ПУ, то есть дивизионов в целом (внутри этой воронки цель не может быть поражена), невозможность работы РЛС в постоянном режиме. Как и все ЗРС средней и большой дальности, «трехсотка» оказалась достаточно громоздкой и не очень мобильной (С-300ПТ была, по сути, вообще стационарной, правда, сейчас эта модификация осталась только в ПВО Украины).

Сейчас в различных, скажем так, гражданских СМИ очень любят рисовать на картах вокруг позиций средств ПВО кружочки радиусом, соответствующим дальности поражения данных ЗРС или ЗРК (эта дальность вычитана из Википедии). При этом как бы подразумевается, что внутри этого кружочка ЗРК/ЗРС должны автоматически и непрерывно сметать с неба все, что летает, как в компьютерной игре. А если не сметает (или сметает не все), то это плохой ЗРК (плохая ЗРС). Учитывать неизживаемые недостатки, присущие средствам наземной ПВО, никто при этом не собирается. А между тем таковых хватает.

Во-первых, никакие ЗРК и ЗРС не могут сбить больше целей, чем имеют боеготовых зенитных управляемых ракет (ЗУР).

Во-вторых, Земля не плоская, а почти шарообразная. Это не имеет значения лишь для ЗРК малой дальности. Для остальных возникает проблема радиогоризонта. Та самая дальность поражения, которая написана в Википедии, относится к целям, летящим на средних и больших высотах. Низколетящие цели появляются из-за радиогоризонта на гораздо меньших дальностях, чем максимальная, причем даже в том случае, если местность почти идеально плоская (степь, пустыня, море). Если же у местности сложный рельеф, то дальность обнаружения и соответственно поражения низколетящих целей становится совсем незначительной. Видеть сквозь твердые тела РЛС не могут и никогда не смогут. Соответственно ответ на вопрос Владимира Высоцкого «и можно ли раздвинуть горизонты?» в данном случае является отрицательным. Правда, в той же «трехсотке» РЛС поднимают на 40-метровые вышки, но это отодвигает радиогоризонт всего на несколько километров.

В-третьих, для любых ЗРК и ЗРС существует еще и фактор курсового параметра. Этот параметр определяется как длина перпендикуляра, опущенного из точки стояния ЗРК на траекторию цели (или на касательную к этой траектории). Если цель идет прямо на ЗРК, курсовой параметр равен нулю. Чем больше его значение, тем сложнее поразить цель. То есть если цель идет мимо ЗРК (ЗРС) на большом удалении от них, то поразить ее не удастся, даже если она формально зайдет на некоторое время в зону поражения, пролетев по краю этой зоны. Если цель идет мимо ЗРК (ЗРС) не просто с большим курсовым параметром, но еще и на малой высоте, то она может оказаться глубоко в формальной зоне поражения, но тем не менее не будет даже обнаружена, а тем более – поражена. Это относится к любым ЗРК и ЗРС, именно поэтому журналистские кружочки абсолютно бессмысленны и не имеют никакого отношения к реальной ситуации.

Наконец, любая наземная ПВО всегда по определению пассивна, инициативой всегда владеет противник. Это тоже неизживаемый недостаток, о котором уж совсем никто никогда не вспоминает.

ЮГОСЛАВСКИЕ СТЕНАНИЯ

Поскольку С-300П была задумана как составная часть системы ПВО страны, то внутри этой системы все перечисленные недостатки более или менее нивелировались. Ее РЛС не нужно было постоянно работать, для этого существовали РТВ, они же должны были обнаруживать низколетящие цели и выдавать по ним предварительное целеуказание. Низкая скорость перезарядки компенсировалась наличием большого числа готовых к пуску ЗУР, большая мертвая воронка – взаимным прикрытием друг друга дивизионами одного полка. Кроме того, страховали друг друга разные полки, а также другие средства ПВО. Но когда «трехсотку» стали «выдергивать из контекста» и делать «самостоятельной величиной» (да еще и в урезанных вариантах – в полку по одному-два дивизиона, по 4–8 ПУ в каждом вместо трех–пяти дивизионов по 12 ПУ), то недостатки стали неизбежно проявляться.

В первый раз это случилось в связи с агрессией НАТО против Югославии весной 1999 года. Тогда поднялся над Русью вой патриотической общественности: «Почему мы не отправляем в Югославию С-300?!» Что интересно, отголоски этого воя слышны до сих пор, хотя за 20 лет можно же было хоть что-то понять.

С-300П в любой модификации состоит из множества многотонных многометровых машин. Поэтому ее крайне сложно перебрасывать по воздуху даже в спокойных условиях: в Ан-124 «Руслан» влезает одновременно не более двух машин из состава «трехсотки», поэтому для переброски хотя бы одного дивизиона надо много «Русланов» или много времени. А любые другие транспортные самолеты российских Воздушно-космических сил здесь просто бесполезны. В условиях полного господства в воздухе авиации НАТО, которая была способна просто вывести из строя взлетно-посадочные полосы (ВВП) любого югославского аэродрома, подобная операция была принципиально нереализуема.

Можно было перевезти С-300 по морю. Правда, это довольно медленно, потому что далеко. К тому времени, как российские суда с «трехсоткой» достигли бы югославских портов, натовцы уже более или менее все разбомбили бы. И даже если бы российские суда дошли до югославских (черногорских) портов и ВМС НАТО их пропустили бы, на этом эпопея и завершилась бы. Многотонные многометровые машины, не имеющие никакой конструктивной защиты и никакого собственного оборонительного вооружения, были бы уничтожены натовской авиацией прямо в порту. Или в крайнем случае на марше в направлении района развертывания. Никаких шансов до этого района дойти, там развернуться и привести себя в состояние боевой готовности у «трехсотки» не было даже теоретически. Просто потому, что Югославия не имела полноценной ПВО, чтобы все эти операции прикрыть.

По этой же самой причине С-300П оказалась бы практически бесполезной, если бы несколько ее дивизионов (два-три полка, больше просто не могло быть) появились бы в Югославии до начала натовской агрессии (в политическом плане вопрос о том, почему они там не появились до начала агрессии, нужно адресовать покойному Милошевичу, а не покойному же Ельцину). Остальная ПВО Югославии была слишком слаба и примитивна, поэтому С-300П становилась некой «вещью в себе», не имеющей подстраховки ни «сверху» (от истребителей), ни «снизу» (от других ЗРК). И для ее подавления американцам просто понадобилось бы несколько десятков дополнительных «Томагавков». Даже при идеальной работе расчетов «трехсотка» истратила бы все ЗУР на уничтожение этих «Томагавков», а перезарядиться ей никто шанса не предоставил бы. Но патриотическая общественность подвывает и сейчас, совершенно всего этого не понимая.

КИПРСКИЙ КОНТРАКТ

Практически одновременно совсем близко от Югославии развернулась другая эпопея, связанная с «трехсоткой»: Россия решила продать ее Кипру. Притом что ПВО этой страны на тот момент даже и до югославского уровня было очень далеко. На ее вооружении имелось лишь три батареи (12 ПУ) итальянского ЗРК малой дальности «Аспид», полсотни советских и французских ПЗРК «Стрела-2» и «Мистраль» и некоторое количество швейцарских малокалиберных зенитных орудий. Истребители киприотам даже не снились (и сейчас не снятся).

Приобретение Никосией С-300 создавало ситуацию, описываемую известной фразой «Без штанов, но в шляпе». Фактически «трехсотка» с Кипра могла бы теоретически сбивать самолеты над территорией его главного врага – Турции. Анкара официально заявила, что уничтожит С-300 сразу после того, как та будет развернута на Кипре. И действительно сделала бы это – потому что в данной ситуации «трехсотка» оказалась бы еще большей «вещью в себе», чем в Югославии.

Поскольку никаких РТВ у Кипра никогда не было, турки скорее всего нанесли бы удар безнаказанно, поскольку С-300 даже не успела бы включиться. Но даже если каким-то образом ее удалось бы привести в боевую готовность, Турция просто пожертвовала бы несколькими старыми F-4 и F-5. «Трехсотка» истратила бы на них ЗУР, после чего была бы безнаказанно уничтожена турецкими F-16. Антиреклама для С-300 была бы колоссальной, никого бы не интересовало, что ЗРС просто поставили в такие условия. В итоге «трехсотку» забрали греки (члены НАТО), развернув ее у себя на Крите (потом на них очень хорошо потренировались ВВС США и Израиля), а Кипру вместо этого отдали шесть ЗРК малой дальности «Тор-М1».

Теперь совсем недалеко от Кипра проходит еще одна эпопея С-300 – сирийская.

«ТРЕХСОТКА» И НЕБО СИРИИ

Судя по имеющимся данным, Россия передала Сирии три дивизиона (по 8 ПУ в каждом) наиболее совершенной модификации С-300ПМ. Видимо, это бывшая техника 531-го зенитно-ракетного полка, прикрывающего Полярный и недавно получившего С-400. В Сирии «трехсотка» сегодня развернута на северо-западе страны, вблизи российских военных объектов, в том числе С-400 и С-300В.

После того как С-300ПМ была переброшена в Сирию, с обеих сторон «линии фронта» зазвучала разнообразная пропагандистская хлестаковщина: от «теперь небо Сирии закрыто наглухо» до «Израиль как бомбил, так и будет бомбить». Разумеется, истина лежит посередине, что и подтвердилось на практике. Небо Сирии отнюдь не закрыто наглухо, но и Израиль бомбит не совсем так, как раньше. Теперь он атакует только объекты на юго-западе Сирии, в районе Дамаска. Туда С-300, развернутая на северо-западе страны, просто не достанет, даже если атака будет вестись на средних и больших высотах, тем более что и курсовой параметр целей оказывается максимальным.

Более того, теперь самолеты израильских ВВС не заходят в сирийское воздушное пространство. Они действуют из воздушного пространства Ливана, который вообще никакой ПВО не имеет, поэтому его никто ни о чем не спрашивает. Юридически сирийцы не имеют права сбивать израильские самолеты над Ливаном до того, как зафиксирован факт пуска ими ракет или сброса управляемых авиабомб (УАБ). А зафиксировать факт сам по себе очень сложно. Самолеты ВВС Израиля идут на малых высотах между ливанскими горами, ни одна РЛС из Сирии в этот момент не может их видеть. Затем израильские летчики делают короткий «подскок», производят пуск ракет (сброс УАБ) по целям с заранее известными координатами, после чего сразу опять «ныряют» под горы и уходят на свою территорию.

Авиационная составляющая сирийской ПВО примерно такая же, как у Югославии в 1999 году, – немного МиГ-29 в наиболее старой, причем экспортной модификации, а также некоторое количество совсем древних МиГ-21 и МиГ-23. Против ВВС Израиля все это не имеет шансов, как их 20 лет назад не имели сербы против авиации НАТО.

Наземная ПВО Сирии как в количественном, так и в качественном отношении сегодня гораздо сильнее той югославской (как и нынешней сербской), но до совершенства ей чрезвычайно далеко (особенно учитывая проблемы с подготовкой расчетов). Поэтому и в Сирии С-300 в значительной степени окажется «вещью в себе», без серьезной поддержки других средств ПВО.

Как было сказано выше, сегодня сирийская «трехсотка» просто не достает до атакуемого израильтянами района Дамаска. Разумеется, можно полностью или частично сдвинуть ее на юг. Только не факт, что это нужно делать.

Поскольку в постоянном режиме РЛС «трехсотки» работать не могут, ЗРС нуждается во внешнем целеуказании от РТВ. Допустим, что сирийские РТВ (или их российские коллеги?) отработали безупречно и известили зенитчиков сразу после того, как зафиксировали «подскок» израильских самолетов из-за ливанских гор. На включение всех систем «трехсотки», прохождение ими тестов функционального контроля, включение всех РЛС на излучение, обнаружение целей и взятие их на сопровождение заведомо уйдет несколько минут. За это время противник успеет выпустить ракеты и нырнуть обратно под горы. После чего С-300 достанется безнадежная и неблагодарная работа – сбивать ракеты, а не их носители. Лучше оставить эту работу «Букам», «Квадратам», «Панцирям», С-125 – их ЗУР по крайней мере дешевле, чем у «трехсотки».

При этом существует еще более неприятный вариант – когда Израиль целенаправленно пойдет на уничтожение самой С-300, «загрузив» ее ракетами «Иерихон», «Лора», «Далила», «Попай Турбо», «Предейтор Хок» наземного и воздушного базирования, беспилотниками-«камикадзе» «Гарпия» и «Хароп». Расчет будет на исчерпание боекомплекта «трехсотки» (если атакующих ракет будет больше, чем готовых к пуску ЗУР) и уничтожение уже пустых ПУ и других элементов ЗРС. Этот вариант весьма затратен, но вполне надежен, тем более что Вашингтон потом все это израильтянам оплатит.

Даже если ЗРС уже полностью боеготова (расчеты на местах, РЛС работают) в тот момент, когда израильские самолеты производят «подскок», гарантией успеха это не является: самолет может успеть нырнуть под горы раньше, чем его настигнет ЗУР. Это приведет к срыву наведения и самоликвидации ЗУР. Тем не менее только такой вариант дает хоть какой-то шанс сбить самолет, а не выпущенную им ракету. Чтобы этот вариант реализовать, надо заранее иметь информацию о подъеме израильских самолетов в воздух. Это находится вне возможностей ВС Сирии, необходима помощь России. Не будем здесь обсуждать политический аспект проблемы (нужно ли это Москве), возьмем чисто военный. Для постоянного просмотра воздушного пространства Израиля необходимо постоянно же держать в воздухе где-нибудь над центром Сирии хотя бы один самолет ДРЛО А-50 (или А-100). Соответственно в Сирии нужно иметь два-три таких самолета, притом что в ВКС РФ их всего полтора десятка. Кроме того, у израильских берегов должен постоянно находиться хотя бы один российский разведывательный корабль.

Однако даже реализация всех этих мер панацеей не станет. По своим качественным характеристикам (техническому оснащению и уровню подготовки личного состава) ВВС Израиля, видимо, можно считать лучшими в мире. В частности, они самые летающие в мире. То есть их самолеты поднимаются в воздух постоянно, в подавляющем большинстве случаев – для осуществления учебных полетов в собственном воздушном пространстве или над Средиземным морем. Понять, что данная группа самолетов взлетела не для учебы, а для удара по Сирии, вряд ли будет возможно, а когда они зайдут в воздушное пространство Ливана, будет «почти поздно». Более того, поняв, что за ними наблюдают в постоянном режиме, израильские летчики начнут осуществлять ложные заходы в Ливан, не подразумевающие нанесение удара. Они совершенно задергают российских наблюдателей и сирийских зенитчиков, возможно, даже спровоцируют «холостые» пуски ими ЗУР (весьма недешевых). Когда те окончательно утомятся – а на это вряд ли понадобится больше одного-двух месяцев – будет нанесен очередной реальный удар. Таким образом, потерять даже один самолет израильтяне могут лишь в том случае, если утратят бдительность и сами подставятся, как это случилось год назад, когда сирийцы сбили F-16I.

ЗРС семейства С-300П/В/С-400 в целом лучше по своим тактико-техническим характеристикам, чем ЗРС семейства «Пэтриот», а больше их просто не с чем сравнивать (американская система ПРО ТНААD из «другой оперы»). То есть это на самом деле лучшие в мире средства наземной ПВО большой дальности (средняя дальность осталась в советском прошлом). Но от них нельзя требовать больше того, что они могут дать исходя из свойств ЗРС вообще. Ведь даже самый выдающийся тяжелоатлет не сможет поднять штангу массой в тонну. Грубо говоря, «трехсотку» надо заслужить – иметь сильную сбалансированную ПВО с хорошо обученным персоналом. Если это у страны есть, С-300 станет основным наземным элементом такой ПВО, качественно повышающим ее возможности. Если этого у страны нет, С-300 будет просто бесполезна и лишь получит антирекламу, если дело дойдет до ее боевого применения. И никто не захочет вникать в объективные обстоятельства. Что, наверное, правильно.

С политической точки зрения необходимость поставки Россией в Сирию С-300 сомнений не вызывает. Но в военном плане Сирия «трехсотку» пока не заслужила. Последствия и издержки (в первую очередь – имиджевые) этого противоречия Москва автоматически берет на себя. Впрочем, участвуя в большой геополитической игре, никуда от этого не денешься.

Александр Анатольевич Храмчихин – заместитель директора Института политического и военного анализа.

Зенитная ракетная система С-300.

История создания и технические характеристики

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 сентября 2018 года министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу заявил, что в течение двух недель Россия передаст сирийской армии зенитный ракетный комплекс С-300 для усиления боевых возможностей в связи с инцидентом со сбитым российский самолетом Ил-20.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом типе зенитных ракетных систем.

С-300 — семейство из более чем пятнадцати вариантов зенитных ракетных систем (ЗРС), предназначенных для поражения самолетов тактической и стратегической авиации (в том числе, созданных с использованием технологии обеспечения малозаметности «стелс»), баллистических и крылатых ракет.

История

ЗРС этого типа разработаны в СССР в первой половине 1970-х годов научно-производственным объединением (НПО) «Алмаз» имени А. А. Расплетина и Свердловским машиностроительным конструкторским бюро «Новатор» (ныне входят в «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей»). Зенитные управляемые ракеты для системы С-300 разработаны Машиностроительным конструкторским бюро «Факел» (входит в «Алмаз-Антей»). Серийный выпуск системы (модификация С-300ПТ) был начат в 1975 году, испытания завершены в 1978 году, в 1979 году первый полк С-300ПТ встал на боевое дежурство. Ряд модификаций разрабатывались НПО «Антей» и Всесоюзным научно-исследовательским институтом телемеханики и связи (позднее — НПО «Альтаир»), ныне так же входящими в «Алмаз-Антей».

Комплектация

ЗРС С-300 состоит из командного пункта с радиолокационной станцией обнаружения (РЛС), с которым связаны до шести зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). Командный пункт служит для автоматизированного распределения целей между ЗРК. Система автоматически выполняет обнаружение, сопровождение, указание и захват целей, наведение ракет и оценку результатов стрельбы. Оператор боевого расчета контролирует работу средств ЗРС и пуск ракет, но при необходимости вручную вмешивается в ход боевой работы. Поздние модификации (выпускаемые с 1997 года) системы способны одним комплектом поражать до 36 аэродинамических или баллистических целей, наводя на них до 72 ракет.

Модификации

Существуют три основных варианта ЗРС:

— Модификации, созданные на базе варианта для войск ПВО СССР: С-300П, С-300ПС, С-300ПТ (по кодификации НАТО — SA-10 Grumble, с англ. «ворчун»), С-300ПМУ-1/С-300ПМУ-2 (SA-20 Gargoyle, с англ. «горгулья»);

— Модификации «войсковой» ЗРС для сил ПВО сухопутных войск, действующих на линии фронта: C-300В (SA-12 Gladiator/Giant, с англ. «гладиатор»/»гигант»), С-300ВМ (SA-23, экспортное название — «Антей-2500»), С-300В4.

— Модификации для установки на боевых кораблях: С-300Ф (SA-N-6), С-300ФМ (SA-N-10).

Варианты различаются типами используемых ракет, радаров, платформ (транспортируемые либо самоходные) и такими характеристиками, как время разворачивания и сворачивания системы, время готовности, дальность поражения целей, число одновременно обстреливаемых целей и число наводимых ракет-перехватчиков в залпе.

Потенциальным иностранным заказчикам в 2018 году АО «Рособоронэкспорт» предлагает ЗРС «Антей-2500».

Технические характеристики (для экспортного варианта «Антей-2500»)

— Максимальная дальность обнаружения целей — 500 км;

— максимальная высота обнаружения целей — 250 км;

— количество сопровождаемых трасс целей — до 65 штук;

— количество одновременно выдаваемых целеуказаний — до 24 штук;

— количество одновременно обстреливаемых целей (наводимых ракет одним ЗРК) — до 12;

— зона поражения аэродинамических целей — до 350 км по дальности, до 30 км по высоте;

— дальность поражения баллистических ракет — до 40 км;

— максимальная скорость сопровождаемых целей — 4 800 м/сек;

— масса боевой части зенитной управляемой ракеты — 150 кг;

— время подготовки ракеты к пуску — 7,5 сек;

— скорость передвижения боевых средств ЗРС — до 50 км/ч;

— время развертывания/свертывания боевых средств ЗРС — не более 6 мин.

По данным Минобороны РФ, дальность поражения аэродинамических целей вариантом ЗРС С-300В4 достигает 400 км. Согласно информации из открытых источников, стоимость комплекса С-300ПМУ-2 на международном рынке составляет около $250 млн за дивизион.

Основные эксплуатанты

По данным справочника Military Balance, составляемого Международным институтом стратегических исследований (IISS), к началу 2018 года ВС СФ располагали 180 пусковыми установками (ПУ) С-300ПМ1/С-300ПМ2 в составе Воздушно-космических сил, 170 ПУ С-300ПС, 20 ПУ С-300В, а также неуточненным количеством С-300В и С-300В4. Кроме того, С-300 стоят на боевом дежурстве примерно в 20 странах, в числе которых Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Украина, Китай, Иран, Вьетнам, Венесуэла и Алжир. В 2013 году поставка С-300 в Сирию была приостановлена по просьбе Израиля.

ЗРС С-300 никогда не принимали участия в реальных боевых действиях.

Поставки в Сирию

В 2010 году было подписано соглашение о поставках в Сирию четырех (по другим данным, шести) дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300, причем Сирия выплатила аванс в размере нескольких сотен миллионов долларов. Позже, в сентябре 2013 года, президент РФ Владимир Путин в интервью Первому каналу и Associated Press заявил, что контракт приостановлен и выполнен частично — поставлены «отдельные компоненты». В сентябре 2015 года газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными странами сообщила, что вместо поставки С-300 в счет выплаченного аванса Сирия и Россия договорились о поставках партии бронетранспортеров БТР-82А, военных грузовиков «Урал», стрелкового оружия, гранатометов и другого вооружения.

Развитие проекта

Дальнейшим развитием ЗРС является С-400 «Триумф» (первоначальное именование — С-300ПМ3), принятая на вооружение в России 28 апреля 2007 года.