Резня в Украине

Памятник жертвам Волынской резни в Польше: картинки из ада, горячий картофель или повод Вятровичу застрелиться?

Монумент будет открыт в ближайшее время в польском городе Торуни (на северо-западе от Варшавы). Это намерение поляков уже вызвало скандал на Украине. Директор Института национальной памяти Владимир Вятрович заявил, что этот памятник будет пробуждать в поляках ненависть к украинцам.

Как бы там ни было, но тем, кто видел его изображение, сразу же бросается в глаза радикальная натуралистичность: ребенок, наколотый на вилы-трезуб, колья, воткнутые в отрезанные головы. Надо ли было именно в такой специфической эстетике исполнять памятник? Не вызовет ли она совершенно другие чувства у посетителей мемориала, нежели сочувствие к жертвам бандеровцев?

Об этом мы и поговорили с польскими коллегами.Польша не согласна на восстановление памятников УПА

Поляки понимают методы ОУН-УПА

Томаш Мацейчук рассказал сайту Ukraina.ru, что в самой Польше памятник вызвал настолько бурные эмоции, что власти города Еления Гора, где композицию должны были установить первоначально, не захотели, чтобы она появился на их территории.

«На помощь художнику, создавшему контроверсионный проект, пришел священник Тадеуш Рыдзик (основатель и руководитель ультраконсервативной радиостанции «Радио Мария», в передачах которой он неоднократно высказывался против Германии, России и евреев, живет в Торуни — ред.), который выступил с предложением поставить памятник в частном парке национальной памяти.

Ни в Торуне, ни в Еления Горе, не было УПА и случаев этнических чисток, это, правда. Но в этих городах живут люди, которые прошли через ад, устроенный им украинскими националистами. В их сердцах, и в сердцах их детей и внуков до сих пор живет память об ужасающих событиях 1943-1944 годов. Это часть нашей национальной истории и идентичности.

Нам нельзя об этом забыть так же, как евреям нельзя забыть о Холокосте, или армянам о геноциде армян в Османской Империи», — разъяснил ситуацию с установлением памятника в Торуни Мацейчук.

Что касается отношения поляков к этому натуралистическому памятнику, то, по словам журналиста, его соплеменники не приветствуют его вызывающую эстетику.

«Они отлично понимают, какими методами ОУН-УПА боролась с польскими женщинами и детьми. Мы помним жестокость и зверства бандеровцев, но наше общество не считает правильным шагом строить в публичных местах памятники, прямо показывающие кадры из ада. Это чересчур… Для такого рода проектов есть место в музеях и парках памяти, но не в центрах городов, где гуляют дети. Я не хотел бы, чтобы мой маленький сын каждый день смотрел на такой памятник. Это слишком больно», — говорит Мацейчук.

Томаш не согласен с мнением Вятровича, что подобные памятники призваны будить в поляках ненависть к украинцам.

«Этот памятник показывает то, чем занимались герои Вятровича. Да — их действия до сих пор вызывают в поляках ненависть и желание отомстить. С моей точки зрения, это Вятрович пробуждает в поляках ненависть в отношении украинцев, ведь это он пропагандирует теорию о борьбе УПА против польских оккупантов. Если Вятрович хочет польско-украинской дружбы, тогда, чисто по-братски, должен застрелиться и дать нам всем спокойно жить — без его бандеровского фетиша. Думаю, такое событие вызвало бы в Польше настоящую эйфорию», — не сомневается Мацейчук.

Против украинцев внуки крепостных

Другой независимый польский журналист Якуб Корейба не видит ничего странного в том, что памятник жертвам Волынской резни открыт за сотни километров от того места, где она произошла.

«А где еще он может быть открыт, если места, где была резня, находятся на территории другого государства? Никто же всерьез не считает возможным, требовать у украинцев: поставить памятники у себя так же, как никто не требует поставить памятник польским жертвам НКВД на Лубянке.

В Киеве может появиться проспект героев ОУН-УПА

По крайней мере, пока. Я надеюсь, что доживу до тех времен, когда позиция Польши достигнет уровня, который позволит эффективно выдвинуть подобные требования», — говорит Корейба.

Он рассказал, что изначально памятник планировался в другом городе, но стал объектом политической игры.

«Это такой горячий картофель, который разные группы активистов подбрасывали друг другу. Открыт он будет, когда о. Тадеуш Рыдзик получит все разрешения. Поскольку местные политики не хотят брать на себя ответственность за обострение отношений с Украиной и оскорбление чувств проживающих в Польше украинцев, отец Тадеуш взял на себя смелость поставить монумент на частном участке.

Сам памятник — олицетворение дилеммы, перед которой стоит Польша. С одной стороны, чувства потомков жертв и историческая справедливость, а с другой, геополитическая целесообразность и стратегические интересы. На этот вопрос есть разные ответы — консенсуса в стране нет», — говорит Корейба.

Он, как и Мацейчук, также отрицательно относится к натурализму будущего памятника в Торуни.

«Ради объективизма я показал проект памятника собственному отцу. У нас кресовая семья, прадед легионер (воевал в армии маршала Юзефа Пилсудского — прим.), дед сражался с бандами УПА, отец воспитан на этой традиции. Его ответ: почему нельзя поставить крест или обелиск?

Суть вопроса в том, что жизнь жертвам мы уже не вернем, а отношения с Украиной вполне можем испортить — при этом, с чисто моральной точки зрения, ведем себя не по-христиански, разжигая ненависть в себе и других. Нужно как с немцами в 60-е годы: простить и просить прощения. Другого пути нет», — уверен Корейба.

Единственный геополитически разумный и морально правильный подход к Украине, по его мнению, — следовать заветам и практике Пелчинского, Шацелья и Юзефского.

Только рациональный прометеизм (название внешнеполитического курса Пилсудского, который считал, что Польша должна добиваться отрыва Киева и Минска от Москвы и создание союза с ними под эгидой Польши — ред.) спасет нас от очередного попадания в спираль ненависти.

В данном случае, поляки как более мирные и богатые должны быть умнее. Не включать сарматский гонор, а задуматься над будущим. Тем более, что более всего против украинцев кричат не шляхетские потомки кресовых помещиков, как я, а еле-еле оторвавшиеся от панской земли внуки крепостных, как Томаш Мацейчук.

Нужна ли Украине ПольшаДля таких как он, оскорбления украинцев — это способ компенсировать собственные классовые комплексы и в собственных глазах стать более аристократичными, чем настоящая шляхта», — нападает на своих идеологических противников Корейба.

Он полагает, что не надо сводить украинское мнение к «циничному манипулятору Вятровичу». Мол, на Украине на предмет Польши есть всякие мнения.

«Что касается памятника: как сказала моя мама, психиатр и психоаналитик: это садомазохистский тотем, спекулирующий на самих низких инстинктах, который будет возбуждать ненависть и агрессию у всех на него смотрящих. Это в том числе и оскорбление жертв Волынской резни, так как монумент явно языческий в своей форме. Как можно спокойно помолиться рядом с таким чудовищем? К тому же он оскорбляет официальные символы государства — там польский ребенок надет на вилы в форме трезубца. Если кто-то хочет поставить себе это на собственном участке — пожалуйста, но в публичном пространстве моей страны нет места таким символам, — считает Корейба, — На Украине я видел много памятников Бандере, но ни один не топчет польского орла и не показывает, как польские паны садились на лошадь, используя своих украинских холопов. Так что в данном случае, мы имеем шанс по-хамски спровоцировать новый виток оскорблений. Оно нам надо? Не думаю».

Поляки на Украине

Поляки на Украине

Численность

  • ▼112 000 чел. (2009)

Расселение

  • Украина

Язык

украинский, русский и польский

Религия

католичество

Входит в

поляки

Медиафайлы на Викискладе

Львовский латинский кафедральный собор, место присяги Яна Казимира IIКартина Людвика Стасяка «Почтальон». Почтовый служащий держит номер одной из старейших польскоязычных газет — «Gazeta Lwowska»Выступление польского детского хора во львовском римско-католическом Кафедральном собореШкола с польским языком обучения во Львове (в прошлом — польская гимназия Святой Магдалены)

Поляки на Украине (польск. Polacy na Ukrainie) — польское этническое меньшинство на Украине, согласно данным переписи населения 2001 года насчитывало 144 100 человек.

История

Первые поляки появились на территории современной Украины уже в X веке, когда Польше принадлежали т. н. «Червенские города» (впоследствии завоеванные Русью). После очередного завоевания Червенских городов в 1030—1031 годах киевский князь Ярослав Мудрый расселил польских военнопленных на оборонной линии вдоль реки Рось.

Переселение более крупных групп поляков на территорию современной Украины началось в XIV веке, после включения Галиции в состав Польши. Массовые переселения приходятся на XVІІ-XVІІІ ст. и были обусловлены поражением Польши в войне с Турцией и усилением угнетения польских крестьян, которые искали лучшей судьбы на «восточных кресах». Польское население направлялось на Правобережье (Волынь, Подолье, частично Западную Киевщину), а также — в Восточную Галицию. В середине XVІ ст. на Украину переселялись крестьяне восточных воеводств Польши — Люблинского, Жешувского, Краковского, в XVІІ — XVІІІ ст., после Люблинской унии увеличилось число переселенцев из центральных районов Польши, Мазовии и частично Мазурского Поозерья. Поляки принимали участие и в военно-земледельческой колонизации степных районов, основав здесь ряд поселений. Ещё больше поселений основали поляки на Западной Украине, причём некоторые из них стали крупными населёнными пунктами, среди них Станислав (ныне — Ивано-Франковск), Тернополь, Кристинополь (ныне — Червоноград), Жолква, Рава-Русская и другие.

Доля поляков среди населения Правобережной Украины составляла в середине XIX века до 6 %, при этом на Волыни до 10 %, Киевщине — 5, Подолье — 3 %. Местами их концентрации были уезды Новоград-Волынский (свыше 15 % населения), Староконстантиновский (15 %), Луцкий (14 %), Кременецкий (13,30 %) в Волынской губернии, Махновский уезд Киевской губернии (11 %), Балтский — Подольской губернии (6 %). Поляки жили также на австрийской Буковине (переселяясь сюда из Галиции) — около 1 %. Их удельный вес в Причерноморье вырос после реформ 1861 года до почти 2 %. Однако, основным регионом расселения поляков на Украине была Восточная Галиция. В 1800 г. В Восточной Галиции поляки представляли пятую часть всего населения, при этом их доля постепенно росла: во Львовском воеводстве в 1817 г. они составляли 30,08 %, а в 1900 г.- 37,21 %; в Тернопольском — соответственно 27,37 и 31,15 %; в Перемышльском — 24,18 и 32,21 %, Саноцком — 36,63 и 37,21 %.

Поляки на Украине не были однородными в социальном плане: часть из них представляли «мазуры» (в прошлом бедные крестьяне), часть шляхта и горожане. В конце XVІІІ ст. на Правобережной Украине поляки составляли большинство правящего слоя, католического духовенства, служащих.

На начало 1930-х годов доля этнических поляков в составе Компартии Украины была приблизительно вдвое большей, чем среди всего населения Советской Украины, а генеральным секретарем ЦК КП(б)У был поляк Станислав Косиор. В рамках политики коренизации в 1926—1935 годах существовал польский национальный район имени Мархлевского, близ Житомира, был открыт ряд польских школ. В начале 1930-х годов отношение советских властей к полякам Украинской ССР (особенно жителям пограничной полосы) резко изменилось. В 1933—1935 годах была проведена проверка польских школ и значительная часть их была украинизирована. Например, в Винницкой области в 1934 году украинскими стали 135 из 291 польских школ. В Киевской области в 1934 году были реорганизованы 70 из 153 польских школ. В 1935 году было принято постановление секретариата ЦК КП(б)У «О реорганизации немецких и польских школ в приграничных районах», после чего на конец 1935 года в Винницкой области оставалось лишь 35 польских школ. Но и это сокращение не было последним. По данным на 1938 год в Украинской ССР преподавание на польском языке осуществлялось только в 50 школах. 10 апреля 1938 года в УССР вышло постановление, которое предписывало реорганизовать польские, немецкие и другие национальные (кроме украинских) школы в обычные советские школы, а также ликвидировать соответствующие национальные классы и отделения при школах, техникумах и вузах. Во второй половине тридцатых годов XX века польский автономный район был упразднён, значительная часть польского населения была выселена в Казахстан, а на их место из других регионов Украины переселяли проверенных украинцев-колхозников, ударников.

Во второй половине 1930-х и в 1940-х годах численность поляков на территории Украины значительно сократилась в результате депортации поляков в восточные районы СССР, этнических чисток, проводимых украинскими националистами (в частности, на Волыни), и репатриации польскими и советскими властями большинства галицийских и волынских поляков после окончательного закрепления западноукраинских земель за УССР. В дальнейшем переписи населения показали неуклонное сокращение численности польского населения на Украине: 1959—363 тыс., 1970—295 тыс., 1979—258 тыс. и 1989—219 тыс.

Современность

Доля поляков на Украине по данным переписи населения 2001 года Доля поляков в Украинской ССР по данным переписи населения 1926 года

Ныне поляки в национальном составе населения Украины составляют 0,3 % и представлены практически во всех её регионах, но традиционной полосой их расселения остаются западные районы Украины: Житомирщина (4,5 %), Хмельнитчина (2,4 %), Львовщина (1 %), Тернопольщина (0,6 %), Волынь (0,5 %). По сравнению с переписью 1989 года количество польского населения сократилось на 34 %.

На Украине работают польские школы, а польский язык изучается в некоторых вузах. В Киеве работает польская библиотека имени Адама Мицкевича.

13 октября 1990 года представители Польши и Украины подписали «Декларацию об основах и общих направлениях в развитии польско-украинских отношений». Статья 3 этого заявления говорит, что страны не имеют никаких территориальных претензий друг к другу, и не будут их иметь в будущем. Обе страны обещали соблюдать права национальных меньшинств и заботиться об их положении.

Среди поляков очень сильны ассимиляционные процессы: согласно переписи 2001 года 71 % поляков Украины назвали своим родным языком украинский, 16 % русский и только 13 % — польский.

По состоянию на начало 2016 года на Украине существуют 10 школ и потоков с обучением на польском языке. С 2016/17 учебного года, несмотря на протест польских организаций, министерство просвещения Украины отменило возможность сдачи экзамена по польскому языку на аттестат зрелости. На 2017 год на Украине осталось 5 школ с преподаванием на польском языке, по данным польских источников 6 школ (4 средних и 2 начальных). В сентябре 2017 года Президент Украины Петр Порошенко подписал закон, предусматривающий следующие изменения в сфере обучения на языках национальных меньшинств в школах:

  • Прекращение преподавания в школах на языках национальных меньшинств. С 2018 года — с 5-го класса и старше, к 2020 году — полностью. Исключение — право создавать отдельные классы с преподаванием на языках «коренных народов Украины» — крымчаков, крымских татар и караимов;
  • Разрешено преподавать один или несколько предметов в школах на языках Евросоюза..

Таким образом, с 2020 года на польском языке в украинских школах будет разрешено преподавание лишь некоторых предметов.

По заявлению МИД Польши, ситуация с польскими школами на Украине обсуждается с украинским руководством. В случае, если решение о переводе образования в этих школах на другой язык будет принято, то у Польши есть готовый план решения проблемы получения украинскими поляками образования на родном языке. Польское правительство гарантирует, что образование на польском языке на Украине будет только расширяться.

> См. также

  • Львовский польский говор

Примечания

  1. Национальный состав населения Украины
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Этничность и этническая история Украины (укр.)
  3. 1 2 3 4 5 Поляки (Конгресс национальных общин Украины) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 июля 2008. Архивировано 16 июля 2008 года.
  4. 1 2 Борисенок Е. Ю. Концепции «украинизации» и их реализация в национальной политике в государствах восточноевропейского региона (1918‒1941 гг.). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — М., 2015. — С. 692. Режим доступа: http://www.inslav.ru/sobytiya/zashhity-dissertaczij/2181-2015-borisenok
  5. Борисенок Е. Ю. Концепции «украинизации» и их реализация в национальной политике в государствах восточноевропейского региона (1918‒1941 гг.). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — М., 2015. — С. 692—693. Режим доступа: http://www.inslav.ru/sobytiya/zashhity-dissertaczij/2181-2015-borisenok
  6. Борисенок Е. Ю. Концепции «украинизации» и их реализация в национальной политике в государствах восточноевропейского региона (1918‒1941 гг.). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — М., 2015. — С. 751—752. Режим доступа: http://www.inslav.ru/sobytiya/zashhity-dissertaczij/2181-2015-borisenok
  7. Борисенок Е. Ю. Концепции «украинизации» и их реализация в национальной политике в государствах восточноевропейского региона (1918‒1941 гг.). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — М., 2015. — С. 752—753. Режим доступа: http://www.inslav.ru/sobytiya/zashhity-dissertaczij/2181-2015-borisenok
  8. Сталинские депортации. 1928—1953 Поболь Н. Л. Полян П. М. (сост.), Материк 2005
  9. Про кількість та склад населення України за підсумками Всеукраїнського перепису населення 2001 року. Мовний склад населення України, за даними Всеукраїнського перепису населення.
  10. Ukraina zlikwidowała matury z języka polskiego
  11. 1 2 На рідну мову
  12. 1 2 Koniec polskiej edukacji na Ukrainie?
  13. Порошенко подписал закон об украинизации образования

Ссылки

  • Этничность и этническая история Украины (укр.)
  • Поляки на Украине (укр.)
  • Полония в Бердянске. Общество «Возрождение» (укр.)
  • Полония в Бердянске. Общество «Возрождение» (польский)

Полония — польские диаспоры за пределами Польши

Автохтоное польское население за пределами Польши

Польские диаспоры других стран б. СССР

Польские диаспоры в других странах

Разное

Более 10 млн

От 1 до 10 млн

От 200 тыс. до 1 млн

От 100 до 200 тыс.

От 30 до 100 тыс.

Боевики майдана после гибели Украины украинизируют Польшу

В польских правых кругах активно распространяется доктрина Укрополонии, согласно которой глобальные элиты и польские власти сознательно превращают Польшу в двухобщинное государство поляков и украинцев. Укрополония формируется по мере роста числа украинских мигрантов, среди которых есть боевики неонацистских организаций, поклоняющихся организаторам Волынской резни. По мере деградации Украины адептов Степана Бандеры в Польше будет все больше, и это чревато социальным взрывом в стране.

Реального числа украинцев, находящихся в Польше, никто не знает. Их численность колеблется в зависимости от сезона, и, скорее всего, составляет несколько миллионов человек. Со временем эта цифра будет только увеличиваться.

Все дело в модели экономического развития, которую избрали польские политические элиты. Польские работники выходят на пенсию, а молодежь, которая должна прийти им на смену, в поисках лучшей доли уезжает работать за границу.

И на эти места приходят и будут приходить украинцы.

Пока что лишь незначительное число приезжих с Украины получило польское гражданство. Но вице-премьер Ярослав Говин уже предложил предоставить украинским трудовым мигрантам перспективу получения польского гражданства и призвал импортировать с Украины «людей, которые могут быть польской элитой». И процесс пошел.

«Польша уже выдала украинцам более миллиона документов, которые дают им право претендовать на польское гражданство после окончания года», — заявил Олег Мандюк, генеральный консул Украины в Кракове, во время дискуссии, организованной в экономическом университете.

Издание Fakt.pl, опубликовавшее эту информацию, прогнозирует, что на следующих парламентских выборах в Польше проголосуют уже несколько сотен тысяч граждан украинского происхождения.

Скорее всего, часть этих людей получит гражданство благодаря карте поляка. Следует обратить внимание на то, что большинство карт поляка выдается жителям Западной Украины, которая ранее была частью Второй Речи Посполитой. Предполагается, что именно в этом регионе проживают этнические поляки. Однако реальность иная; так, например, во Львовской области поляки сейчас составляют лишь 1% населения.

Кто же тогда получает карты поляка? Не секрет, что на Украине за деньги можно приобрести доказательства своих «польских корней»: в украинском интернете полно объявлений, которые за определенную сумму предлагают помощь в получении карты поляка. Собственно, таким способом жители Западной Украины и приобретают этот документ.

Следует напомнить, что именно этот регион Украины является источником распространения бандеровской идеологии, и большинство памятников вдохновителю геноцида поляков Степану Бандере установлено на территории Западной Украины.

Так, как раз обладатели карт поляка в 2014 году позировали с флагом УПА (Украинская повстанческая армия — запрещенная в России организация) на стоянке торгового центра в Перемышле. Следовательно, благодаря карте поляка много сторонников Бандеры и Шухевича смогут получить польское гражданство.

Однако число граждан украинского происхождения в Польше может резко увеличиться и из-за событий на Украине, которые вполне могут там произойти в течение ближайших нескольких лет. Государственный переворот 2014 года в Киеве, именуемый «Евромайданом», резко изменил расклад сил в этой стране.

Усилиями западных политиков Украина была превращена в «горячую точку» у границ России.

Из уст украинских официальных лиц постоянно звучат заявления о том, что их страна «ведет войну с Россией», украинские эксперты призывают разрабатывать ракеты, способные нанести удары по российским АЭС, звучат призывы к созданию на Украине ядерного оружия.

В такой ситуации Россия рассматривает Украину как серьезную угрозу для своей национальной безопасности и будет вынуждена решать украинский вопрос. Цель Москвы — превратить Украину в дружественное для нее федеративное государство. Не исключено и превращение Украины в конфедерацию государств.

Ведь если распалась Югославия, то почему не может распасться Украина, которая была искусственно создана за счет территорий других государств (в том числе и Второй Речи Посполитой)?

Для России решение украинского вопроса имеет принципиальный характер, поэтому можно предположить, что в течение нескольких лет Украина превратится в дружественное для нее государство или конфедерацию государств. В этом случае на данных территориях будет запрещена враждебная для России русофобская бандеровская идеология.

Возникает вопрос: куда в такой ситуации денутся ветераны АТО (участники боевых действий на Донбассе — прим. RuBaltic.Ru), на руках которых кровь мирных жителей Донбасса, и члены различных нацистских и бандеровских группировок, таких как «Азов», «Правый сектор» (запрещен в РФ), «Свобода», С-14, «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО, запрещена в РФ) и им подобные?

Общее число этих лиц вполне может превысить один миллион человек. Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять: кроме Польши, им эмигрировать больше некуда. Только здесь уже есть украинское меньшинство, а власти и местные политические элиты примут их с распростертыми объятьями.

Об этом свидетельствует недавняя история с задержанием в Польше Игоря Мазура — одного из лидеров УНА-УНСО, организации, основанной в 1990 году в качестве правопреемницы ОУН-УПА (запрещена в РФ). В польских медиа этот бандеровец был объявлен «гражданским активистом с пропольскими взглядами», и на его защиту встала вся польская политическая элита от омбудсмена Адама Боднара до главного редактора издания Gazeta Polska Томаша Сакевича.

Поэтому можно не сомневаться, что все беглые украинские бандеровцы и нацисты будут тоже объявлены «друзьями Польши» и получат статус политических беженцев с последующим обретением польского гражданства.

Именно так польское гражданство получали чеченские боевики, воевавшие на Кавказе. В итоге в Польше может появиться значительная группа граждан украинского происхождения, в которой ведущую роль будут играть сторонники радикальной бандеровской идеологии.

Как только число украинцев с польским гражданством превысит определенную цифру, например, сто тысяч человек, на базе Союза украинцев в Польше, также известного своими пробандеровскими взглядами, уже может быть создана политическая партия украинского меньшинства.

После того как представители этой политической силы пройдут в Сейм, они потребуют там квоту (определенное количество мест) для представителей украинского меньшинства. По мере увеличения в стране числа граждан украинского происхождения эта квота будет увеличиваться. В перспективе возможно и предоставление украинским депутатам права наложения вето на решения Сейма.

В дальнейшем Польша может быть объявлена государством двух народов, поляков и украинцев, с двумя государственными языками и особыми правами украинского меньшинства, закрепленными на законодательном уровне.

Последним шагом может стать признание права украинцев на собственный исторический нарратив, в рамках которого те получат право официально чтить в Польше своих «национальных героев» Бандеру и Шухевича.

Впрочем, уже сейчас некоторые силы в Польше ведут деятельность в этом направлении. В частности, недавно польские активисты, связанные с «Газетой Выборчей», приняли участие в реставрации и обновлении ранее разрушенных памятников членам УПА в селе Верхрата, при этом в заявлениях активистов акцент делался на то, что это памятники тем, кто «погиб в боях с НКВД за свободную Украину». Таким образом, работа по продвижению в польском обществе бандеровского исторического нарратива уже ведется.

Послесловие

Подведем итоги. Можно констатировать следующее:

1. Первопричиной Укрополонии является модель экономического развития страны, избранная ее политическими элитами. И поскольку изменений в экономическом курсе Польши в ближайшее время не предвидится, число украинцев на берегах Вислы будет только расти.

2. Существуют очень влиятельные внешние силы, заинтересованные в этом проекте. При этом польские политические элиты находятся под полным контролем этих сил.

3. Политические силы, ориентированные на защиту национальных интересов в стране, еще только формируются. У этих сил практически нет СМИ и финансовых ресурсов. Они подвергаются очень жесткому прессингу в польском медиапространстве, где их пытаются представить как политических маргиналов и «агентов Кремля».

К сожалению, за время, прошедшее после 1989 года, в Польше так и не появилась национально-ориентированная политическая элита, и страна фактически находится под внешним управлением.

Проект Укрополония уже реализуется в Польше. Страна медленно, но верно движется в этом направлении. Вопрос только в том, через сколько лет этот проект сможет выйти на финальную стадию…

О том, кому выгоден проект «Укрополония», и как проходит интеграция с украинцами через «культуру и традиции», читайте .

>Волынская резня. «Герои Украины» убивали поляков от мала до велика

«Мы не чтим людей, у которых кровь на руках»

В июне 2016 года произошел обмен весьма интересными письмами между представителями Польши и Украины.

Бывшие президенты Украины, главы ряда украинских церквей, государственные и общественные деятели страны накануне 73-й годовщины событий, известных как «Волынская резня», обратились с письмом к польскому народу

«Мы просим прощения и в равной степени прощаем преступления и несправедливость – это единственная духовная формула, которая должна быть мотивом каждого польского и украинского сердца, стремящегося к миру и согласию… Пока живы наши народы, раны истории продолжают приносить боль. Но наши народы будут жить только тогда, когда, несмотря на прошлое, мы научимся относиться друг к другу как собратья», — написано в обращении.

«Нынешняя война России против Украины еще больше сблизила наши народы. Воюя против Украины, Москва ведет наступление против Польши и всего мира», — утверждают авторы документа. Также они просят польских политиков «»воздержаться от безрассудных политических заявлений по поводу прошлого», которые могут использоваться третьими силами.

Ответить за польский народ решили депутаты парламента от правящей партии «Право и Справедливость».

«Разница между нами касается не будущего, а общей политики исторической памяти. Проблема в сегодняшнем украинском отношении к виновным в геноциде поляков во времена Второй мировой войны, — говорится в ответе. — В Польше на государственном и местном уровнях мы не чтим людей, у которых кровь на руках невинного гражданского населения. Нас беспокоит избирательность исторической памяти, в которой открытая декларация симпатии к Польше идет в паре с прославлением тех, кто имеет на руках кровь наших земляков — беззащитных женщин и детей».

«Москалей, поляков, жидов уничтожать в борьбе»

Суть этого обмена письмами заключается в следующем. Власти Украины отлично ладящие с Варшавой на почве враждебного отношения к России, хотели бы избавиться от исторических противоречий, связанных с «Волынской резней».

В Польше тоже не настроены обострять противоречия, однако есть серьезная проблема — идеологи и исполнители тех событий сегодня на Украине возведены в ранг особо почитаемых национальных героев. Не замечать этого в Варшаве не готовы, что и следует из ответа на примирительное письмо.

Противоборство украинцев и поляков продолжалось на протяжении нескольких столетий, но в XX веке оно было облечено в новую форму.

Представители объединений украинских националистов начали практиковать террор в отношении поляков еще до начала Второй Мировой войны, в тот период, когда земли Западной Украины входили в состав независимой Польши.

В начале Второй Мировой войны и перед нападением Германии на СССР украинские националисты очень активно сотрудничали с нацистами. Идеологи националистов рассчитывали с их помощью добиться создания независимого украинского государства.

Это государство должно было стать этнически чистым, избавленным от тех, кого Степан Бандера и другие руководители националистов записали в число «врагов».

В апреле 1941 года руководство Организации украинских националистов (ОУН) выпустило инструкцию «Борьба и деятельность ОУН во время войны», где отдельным разделом оговаривались задачи и организация так называемой «службы безпеки» (то есть безопасности) после начала агрессии против СССР.

Подчёркивалось, что «служба безпеки» «имеет исполнительную силу государственными средствами уничтожать враждебные Украине элементы, которые станут на территории вредителями, а также имеет возможность контролировать общественно-политическую жизнь в целом».

Враждебные элементы — «москалей, поляков, жидов» — предполагалось «уничтожать в борьбе, в частности тех, которые будут защищать режим… уничтожать, главным образом, интеллигенцию, которую нельзя допускать ни в какие руководящие органы, вообще сделать невозможным «производство» интеллигенции, доступ к школам и т. п.».

«Резуны» за работой

Массовое уничтожение поляков на Западной Украине началось в 1943 году. Глава «службы безпеки» ОУН Николай Лебедь в апреле 1943 года предложил «очистить всю революционную территорию от польского населения». Это предложение было утверждено другими предводителями националистов, поскольку было вполне в духе генеральной линии, определенной Степаном Бандерой.

На самом деле, к апрелю 1943 года убийства поляков на Волыни и по всей Западной Украине уже приняли массовый характер.

9 февраля 1943 года отряд украинских националистов под командованием Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. После обильного застолья лжепартизаны начали насиловать девушек. Перед убийством им обрезали груди, носы и уши. Затем настала очередь мужчин — им отрезали половые органы, добивали ударами топоров. Двум подросткам, братьям Горшкевичам, пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.

Когда настоящие партизаны вернулись в село, среди убитых они нашли и годовалого ребенка. Борцы за свободу Украины прикололи его штыком к доскам стола, засунув в рот недоеденный огурец.

То, что творили бандеровцы во время «Волынской резни», настолько чудовищно и омерзительно, что трудно понять — как вообще представители рода человеческого могли до такого додуматься.

В отрядах УПА существовали так называемые «резуны» — боевики, специализировавшиеся на жестоких казнях. Для расправ они использовали топоры, ножи и пилы.

26 марта 1943 года в польское село Липники ворвалась банда Ивана Литвинчука по кличке «Дубовый», ныне входящего в число почитаемых на Украине героев УПА. В тот день люди «Дубового» уничтожили 179 человек, в том числе 51 ребенка.

В Липниках чудом спасся будущий первый космонавт Польши Мирослав Гермашевский, которому в ту пору было всего два года. Его мать, убегая от убийц, потеряла ребенка на поле. Мальчика нашли живым в окружении трупов.

Убитые в результате действий УПА-ОУН(б) жители села Липники (ныне не существующего), под городом Березно, ныне Ровненская область, 1943 год. Фото: Commons.wikimedia.org

«Очищение украинской земли»: 125 способов умерщвления

Бандеровцы не щадили никого. В апреле 1944 года при нападении на деревню Куты 2-летнюю Чеславу Хжановскую закололи штыком в детской кроватке. 18-летнюю Галину Хжановскую бандеровцы увели с собой, изнасиловали и повесили на опушке леса.

Убивали не только поляков, но и других неукраинцев. С особой с ненавистью боевики УПА относились к смешанным семьям. В том же селе Куты поляк Франциск Березовский был женат на украинке. Ему отрубили голову и преподнесли на тарелке его жене. Несчастная женщина сошла с ума.

В мае 1943 года бандеровцы вошли в село Катариновка, расположенное на Волыни. Жительница этого села Мария Боярчук была украинкой, вышедшей замуж за поляка. «Отступницу» убили вместе с дочерью, 5-летней Стасей. Девочке вспороли живот мотыгой.

Там же 3-летнему Янушу Мекалю перед смертью переломали руки и ноги, а его 2-летнего брата Марека Мекаля закололи штыками.

11 июля 1943 года отряды УПА одновременно атаковали, по разным оценкам, от 99 до 150 сел и деревень с польским населением. Убивали всех, чтобы полностью «очистить украинскую землю».

Риторика изуверов времен «Волынской резни», по сути, точно такая же, как у тех, кто сегодня собирается «очистить украинский Донбасс».

Польские историки, изучая «Волынскую резню», насчитали около 125 способов умерщвления, которые использовали в своих расправах «резуны».

Осенью 1943 года в селе Клевецк боевики решили расправиться с украинцем Иваном Аксючицем. Немолодой мужчина имел смелость не соглашаться с бандеровцами и не поддерживать их. За это «резуны» распилили его пополам. Такой способ казни избрал для Аксючица его собственный племянник, входивший в отряд УПА.

12 марта 1944 года отряд УПА и 4-й полицейский полк дивизии СС «Галичина» совместно напали на польское село Паликровы. В селе жили и поляки, и украинцы. Убийцы устроили сортировку людей. Отобрав поляков, они расстреляли их из пулеметов. Всего погибло 365 человек, в основном женщины и дети.

Око за око

Продолжать описание бесчинств можно до бесконечности. «Волынская резня» подтверждена тысячами свидетельских показаний, бесчисленным количеством фотографий, от которых кровь стынет в жилах, протоколами осмотров захоронений жертв массовых убийств.

Масштабное польское исследование позволило установить имена 36 750 поляков, ставших жертвами «Волынской резни». Речь идет только о тех, у кого достоверно установлены имена и обстоятельства гибели. Общее число жертв на сегодняшний день неизвестно. Только на Волыни оно может достигать 60 000 человек, а на все Западной Украине речь идет о 100 000 убитых.

Подобные действия не могли остаться без ответа. Формирования польской Армии Крайовой в 1944 году провели серию акций возмездия в отношении украинцев, проживавших на территории современной Польши.

Самой крупной акцией подобного рода считается нападение на село Сагрынь 10 марта 1944 года. Поляки убили несколько сотен украинцев, а село сожгли.

6 июня 1944 года при нападении на село Верховина поляками были убиты 194 украинца.

Масштаб ответных действий поляков, тем не менее, был не столь значителен. Число жертв ответного польского террора оценивается в 2-3 тысячи человек, хотя современные украинские историки настаивают на том, что данное число нужно умножить на 10.

Пример для подражания

После окончания войны Советский Союз и Польша, в которой в тот момент установился дружественный СССР режим, решили закрыть данный вопрос навсегда. Объединенными усилиями отряды как украинских, так и польских палачей были разгромлены.

6 июля 1945 года между СССР и Польшей было заключено соглашение «Об обмене населением». Поляки, проживавшие на территориях, вошедших в состав СССР, переезжали в Польшу, украинцы, ранее жившие на польских землях, отправлялись в Советскую Украину. Это «переселение народов» затронуло в общей сложности свыше 1,5 миллионов человек.

Гданьск. Памятник полякам, уничтоженным ОУН — УПА на Волыни и в восточной Польше в 1943—1945 годах. Фото: Commons.wikimedia.org

Вплоть до распада социалистического лагеря и в СССР, и в Польше о «Волынской резне» говорили и писали мало, дабы не портить дружественные отношения.

Но нынешнюю Польшу и Украину забыть об этих событиях не может заставить никакая дружба. Тем более, что официальный Киев видит в живодерах-«резунах» истинных героев нации, на примерах которых нужно воспитывать подрастающее поколение.

Жажда крови: почему украинские националисты убивали поляков

Села окружали, жителей убивали, населенные пункты сжигали — примерно такой была схема действий украинских националистов при уничтожении в 1943 году польского населения. Массовые убийства получили название «Волынская резня». Боевики действовали с особой жестокостью: отрубали головы и пальцы, вспарывали животы, заживо сжигали детей, женщин, стариков. Теперь 11 июля в Польше считается Днем памяти жертв геноцида. «Известия» разбирались в том, как сейчас произошедшее оценивают в Киеве и Варшаве.

«Уничтожать прежде всего интеллигенцию»

Волынская резня — массовое уничтожение польского гражданского населения боевиками запрещенной в России ОУН-УПА. Этнические чистки происходили в 1943 году на Волыни, которая до 1939 года входила в состав Польши. Бандеровцы руководствовались идеей «Украина для украинцев» и долгое время вынашивали планы по изменению национального состава населения.

Первый проект появился еще в 1938 году. Тогда была принята так называемая Военная доктрина украинских националистов. В документе говорилось, что «с Украины необходимо вычистить чужой, враждебный элемент». «Польский элемент, который будет оказывать сопротивление, должен полечь в борьбе, а остальных надо затерроризировать и принудить к бегству за Вислу. З.У.З. (западноукраинские земли) будущей Украинской державы должны быть чистыми с национальной точки зрения, потому что эти земли имеют особое значение для будущего государства», — отмечалось в доктрине.

Памятник жертвам массовых убийств на Волыни и в Восточной Галиции, Гданьск, Польша

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Michal Fludra

В мае 1941 года ОУН издала инструкцию «Борьба и деятельность во время войны». В этом документе описывались мероприятия, которые следовало проводить органам государственной власти, военным структурам и организациям будущей украинской державы. Подробно излагалась и национальная политика. Поляки вместе с евреями и «москалями» признавались враждебными нацменьшинствами. «Уничтожать прежде всего интеллигенцию, которую нельзя допускать ни до каких правительственных учреждений, сделать невозможным появление интеллигенции. Так называемых польских селян необходимо ассимилировать, осведомляя их, что они украинцы, только латинского обряда, насильно ассимилированные. Руководителей уничтожать», — подчеркивалось в документе.

После нападения Германии на Советский Союз националисты попытались реализовать свою программу. Однако Берлин отказался от идеи создания независимой украинской державы, поэтому не поддержал массовые этнические чистки поляков. Но к 1943 году накопилась критическая масса националистов с опытом службы в нацистской вспомогательной полиции. Многие из этих людей, имевших опыт геноцида еврейского населения, дезертировали и уходили в лес, а затем занялись истреблением поляков.

Пилы, топоры, ножи

Началом Волынской резни историки считают нападение бандеровцев на село Паросля Первая 9 февраля 1943 года. Сначала боевики вошли в дома селян под видом партизан и потребовали их накормить. После этого зарубили топорами почти всё население. Мужчин и детей убивали сразу, женщин сперва насиловали, а после лишали жизни. Всего в ходе атаки убито 173 поляка. Село перестало существовать.

Эта акция убедила руководство ОУН-УПА в том, что они способны самостоятельно проводить этнические чистки. Весной 1943 года произошло еще несколько подобных акций. Так, 26 марта разгрому подверглось село Липники. Среди погибших — 174 поляка, 4 еврея и одна русская женщина. В ту ночь едва не погиб будущий первый космонавт Польши Мирослав Гермашевский. Деда Мирослава убили семью ударами штыка, соседу отрубили голову. Мать убежала с младенцем из дома, но потеряла ребенка в снегу. Утром его нашли, хотя поначалу посчитали уже замерзшим. Всего во время Волынской резни погибло 19 членов семьи будущего космонавта.

Фото: commons.wikimedia.org/astro.zeto.czest.pl Первый космонавт Польши и Герой Советского Союза Мирослав Гермашевский

Польское подполье попыталось наладить диалог с оуновцами. Для этого 10 июля 1943 года польская делегация прибыла в деревню Кустыч. Парламентарии были схвачены и после нескольких дней пыток убиты. Главу миссии Кшиштофа Маркевича казнили средневековым способом — четвертовали при помощи лошадей.

11 июля 1943 года подразделения ОУН-УПА провели скоординированную атаку на 150 польских населенных пунктов. Села сначала окружали, чтобы их жители не могли убежать, после чего происходили массовые убийства и разрушения. Польское население рубили топорами, пилили пилами, резали ножами, расстреливали. После этого деревни сжигали, чтобы предотвратить возвращение отдельных выживших.

Отдельные эпизоды произошедшего известны благодаря случайным очевидцам. Так, в ходе резни в польском селе Воля Островецкая были убиты 529 человек, в том числе 220 детей. Местный житель Генрих Клок был ранен, и его приняли за мертвого. Рядом с ним над трупом жительницы села Марии Есинюк сидел ее 5-летний сын. Он просил маму идти домой. 5-летний ребенок не мог понять, что мамы больше нет. К мальчику подошел мужчина и убил выстрелом в голову.

Житель села Ружин Тадеуш Которский вспоминал, что его товарищу распороли живот, вытянули все внутренности, выкололи глаза, а с ног сняли обувь. Позже эти ботинки он увидел на жителе соседнего украинского села. Жительница села Дошно Францишка Косинская рассказывала о трагическом летнем дне: «Я вышла из дома и побежала к двухсемейному дому моих дядей — братьев отца. Дяди и наш кузен лежали на полу лицом вниз, пробитые штыками. Под яблоней, недалеко от порога, лежали мертвые тетя с детьми. У нее и ее сына были разрублены головы. Тетя держала в объятиях наименьшего ребенка. Жена другого дяди была совершенно голая. У нее также была разрублена голова, а у грудей лежали восьмимесячные близнецы. Тут же я увидела бабушку. Она стояла, прислонившись к стене лицом. Я подумала, что она жива. Оказалось, что она пробита штыком и в такой позе умерла, опершись о стену».

Всего жертвами Волынской резни стали около 80 тыс. человек. Действия ОУН-УПА на Волыни вызвали антиукраинские выступления в Польше. Весной 1944 года погромы произошли в ряде украинских населенных пунктов. Самым крупной акцией стало нападение на село Сахрынь 10 марта 1944 года. Боевики Армии Крайовой убили около 800 человек, село уничтожили.

Боевики Армии Крайовой в украинском селе Сахрынь, Украина, 1944 год

Фото: commons.wikimedia.org/Armia Krajowa

Дальнейшее совместное проживание поляков и украинцев стало невозможным. В 1944–1946 годах СССР и Польша произвели обмен населением. 480 тыс. человек переселилось на территорию УССР, в обратном направлении переместились более 800 тыс. поляков.

Героические убийцы

В настоящее время Волынская резня является главным поводом разногласий Киева и Варшавы. Официальные украинские историки называют произошедшее Волынской трагедией и размывают его хронологические рамки. Деятели националистов из ОУН-УПА героизируются, их имена присваивают улицам и проспектам, политические объединения, прославляющие Степана Бандеру, Романа Шухевича и других, получают представительство в парламенте. Важным в этом смысле стал законопроект «О правовом статусе борцов за независимость Украины», который Верховная рада приняла в апреле 2015 года. Героизация ОУН-УПА стала официальной доктриной страны.

Сейм Польши в ответ признал 11 июля Днем памяти жертв геноцида. Интересно, что сделано это было во время визита тогдашнего президента Украины Петра Порошенко в Варшаву. В феврале 2018 года польский парламент установил уголовную ответственность за отрицание участия украинских националистов в преступлениях против поляков в период с 1925 по 1950 год. Нарушителям грозит лишение свободы на срок до трех лет.

Новое обострение противоречий произошло в 2017 году, когда польские националисты при поддержке местных властей на кладбище в селе Грушовичи вблизи Перемышля уничтожили памятник боевикам УПА. После этого Киев ввел мораторий на эксгумацию тел поляков на Волыни и в Галичине. Петр Порошенко еще в 2017 году обещал отменить это решение, но вопрос решен не был. Президент Польши Анджей Дуда обсуждал мораторий уже с новым украинским лидером Владимиром Зеленским, но ничего конкретного не сказал и тот. Вероятно, обсуждение вопроса продолжится в сентябре, когда Зеленский с официальным визитом приедет в Варшаву.

В целом же Волынская резня — крайне болезненный для современного польского руководства вопрос. Варшава не может забыть о массовых убийствах соотечественников, но и не готова отказаться от поддержки националистических (а значит, и антироссийских) сил на Украине. Примерно в этом же ключе рассуждают и другие западные страны. О событиях 1943 года проще не вспоминать, чем пытаться установить историческую справедливость.

2-летнюю Чеславу Хжановскую проткнули штыком. А 18-летнюю Галину Хжановскую бандеровцы увели с собой, изнасиловали и повесили на опушке леса. На снимке ниже — Галина Хжановска, деревенская девчонка в национальной рубашке, широко улыбается в камеру. За что её изнасиловали и повесили? — За то же самое. Он была не-украинка.

Все не-украинцы в селе Куты подлежали уничтожению. Таковых набралось около 200 человек — поляков и армян. Да-да, армян. Было в Речи Посполитой такое небольшое нацменьшинство, польские армяне. Жили они в Карпатах ещё со времен Средневековья. Больше не живут. Всех вырезали вместе с поляками в 1944 г., когда Волынская резня докатилась до Прикарпатья.

В селе Куты были смешанные семьи. У поляка Франциска Березовского была жена украинка. А у жены — племянник-бандеровец. Франциску Березовскому отрубили голову, положили на тарелку и преподнесли жене в «подарок». Преподнес её же племянник. После этих издевательств женщина сошла с ума. Подстрекательством к резне среди бандеровцев занимался местный священник-униат.

Все перечисленное выше — Волынская резня, один из эпизодов . Что такое Волынская резня? — Это этническая чистка Западной Украины от не-украинцев в 1943-44 гг. Главным образом резали поляков (их было больше всего), ну и остальных до кучи. Проводили чистку боевики из Украинской Повстанческой армии (УПА). Их так и называли — резуны. Зачем? А зачем незалежной Украине жители не-украинской национальности?

Зачем бандеровской Украине вот эта польская семья Клещинских (вырезана 16.08.1943 г. в г. Подярков, Львовская обл.)?

Или вот эта полька Мария Грабовская с дочкой 3 лет (убиты бандеровцами 10.11.1943 в селе Бложев Горна, Львовская обл.)?

Или вот этот поляк Игнаций Замойский с дочкой 15-ти лет. 22 января 1944 г. их задушили удавкой в селе Буще, Бережанский р-н Тернопольской обл.

В тот же день, 22 января 1944, в селе Буще бандеровцы убили и вот эту женщину с 2 детьми (польская семья Попель) . Но они сами виноваты. Они же, все трое, были неправильной национальности.

А вот польская семья Шайер, мать и двое детей, вырезана у себя в доме во Владинополе в 1943 г.
Трое из более чем 80 000 жертв Волынской резни.

30 августа 1943 г. банда УПА под командованием Ивана Климчака по кличке «Лысый» вырезала польское село Воля Островецкая. Резуны убили 529 человек, в том числе 220 детей. Поляк Генрих Клок чудом выжил в тот день, он был ранен и его приняли за мертвого. Рядом с ним, над трупом жительницы села Марии Есинюк сидел её 5-летний сын, и просил маму идти домой. 5-летний ребенок не мог понять, то мамы больше нет. К мальчику подошел бандеровец и убил выстрелом в голову.

Логика геноцида — детей в живых оставлять нельзя. Украинские нацисты из УПА научились этому у немцев. Тот же главарь банды «Лысый», который вырезал село Воля Островецкая, до прихода в УПА был полицаем. Служил у немцев в 103-м батальоне шуцманшафта («охранная полиция», каратели). Полицаем был и «главнокомандующий» УПА Роман Шухевич (201-й батальон).

На фото — жертвы бандеровской резни в польском селе Германовка, р-н Луцка, 28.11.1943 г.:

Еще яркий эпизод национально-освободительной борьбы, село Катериновка, май 1943:

Девочку в центре, Стасю Стефаняк убили из-за отца-поляка. Её мать Марию Боярчук, украинку, в ту ночь убили тоже. Из-за мужа… Смешанные семьи вызывали особую ненависть резунов. В селе Залесье Коропецкое (Тернопольская обл.) 7 февраля 1944 г. был ещё более жуткий случай. Банда УПА напала на деревню с целью резни польского населения. Около 60 человек, в основном, женщины и дети, были согнаны в сарай, где их сожгли заживо. Один из погибших в тот день был из смешанной семьи — наполовину поляк, наполовину украинец. Бандеровцы поставили ему условие – он должен убить свою мать-польку, тогда его оставят в живых. Тот отказался и был убит вместе с матерью.

Резуны УПА напоминали красных кхмеров времен Пол Пола в Камчучии. Те вырезали пол-страны орудуя простой мотыгой («полпотовской тяпкой»). Резуны УПА тоже использовали простые подручные инструменты. Например — двуручную пилу.

Из показаний свидетеля Тадеуша Которского, жителя польского села Ружин (15 км от Ковеля):

«11 ноября 1943 г. наша группа самообороны в колониях Ружин и Трускоты отбивала попытки группы УПА ворваться в эти села. На другой день мы покинули Трускоты. Там получил тяжелое ранение в ногу Стефан Сковрон, 18 лет, полный сирота, являвшийся моим хорошим товарищем. Мы оказали ему возможную первую помощь, и он попросил нас оставить его возле дома нашего соседа Гната Юхимчука. На другой день Стах Шимчак пошел забрать Стефана. Оказалось, что его уже нет в живых. У него был распорот живот, вытянуты все внутренности, выколоты глаза, а с ног сняты ботинки. Вскоре его брат Зигмунд опознал эти ботинки на жителе села Люблинец Леньке Аксютиче.

Большой трагедией для меня стала смерть украинцев Ивана Аксютича и его сына Сергея осенью 1943 года. Человек в годах, Аксютич Иван хорошо жил со своими соседями, не вступал ни в какие политические интриги, имел смелость не поддерживать украинских националистов. Убили его в селе Клевецк с участием племянника Леонида, который для родного дяди избрал страшную смерть – распилил живое тело пилой. Его сына Сергея оуновцы застрелили».

Бандеровец Лёнька Аксютич, которого описывает свидетель, типичный резун УПА. Нашел раненного поляка, вспорол живот, вынул внутренности, снял ботинки. Родного дядю-украинца, который не поддерживал бандеровцев, пилой распилил живьем.

Двуручная пила — хорошо, но долго. Топором быстрее. На снимке — зарубленная бандеровцами польская семья в Мациеве (Лукове), февраль 1944 г. В дальнем углу на подушке что-то лежит. Отсюда плохо видно.

А лежат там — отрубленные человеческие пальцы. Перед смертью бандеровцы пытали своих жертв.

И это правильно. Нельзя, чтобы не-украинские национальности умирали просто так. Надо — в мучениях.
Этой польской женщине — прижигали тело раскаленных железом и пытались отрезать правое ухо.

В ходе Волынской резни бандеровский садизм в отношении жертв расцвел самым пышным цветом. На снимке ниже — жертва нападения банды УПА на пассажирский поезд Белжец — Рава-Русская 16 июня 1944 г. Нападение совершила банда Дмитро Карпенко по кличке «Яструб». Карпенко-Яструб — бандеровский «герой», награжден высшей наградой УПА — Золотым крестом «За боевые заслуги» I степени. 16.06.1944 г. его банда остановила пассажирский поезд в районе Равы-Русской, отсортировала пассажиров по национальному признаку (там ехали поляки, украинцы и немцы). После чего поляков отвели в лес и убили.

Польская женщина на фото ниже тоже ехала в этом «поезде смерти». У неё вспорот живот, отрублена топором рука. В общем, боевые заслуги I степени….

Польское село Липники (Костопольский район Ровенской обл.), 26 марта 1943 г. Ночью на эту деревню напала банда под командованием героя УПА Ивана Литвинчука по кличке «Дубовый». Началась дикая резня. Герои убили 179 человек, в том числе 51 ребенка. Среди погибших — 174 поляка, 4 еврея и одна русская женщина. На снимке: жертвы резни в Липниках в братской могиле:

В ту ночь от рук героев едва не погиб будущий первый космонавт Польши Мирослав Гермашевский. Ему было 2 года. Его семья приехала в Липники в самом начале 1943 г., надеясь укрыться от разгоравшегося на Волыни бандеровского террора. Таких беженцев было полное село. Гермашевских приютил в своем доме местный поляк Якуб Варумзер. Бандеровцы сожгли дом, Варумзеру отрубили голову, деда Мирослава Гермашевского убили 7 ударами штыка. Мать схватила 2-летнего Мирослава и побежала по полю в сторону леса. Ей стали стрелять вслед. Она упала и потеряла сознание от страха. Они решили, что убили её.

Через час она пришла в себя и смогла укрыться в лесу. Тут шок немного отступил и она поняла, что потеряла ребенка на поле. Выронила, когда бежала. Утром отец со старшим братом бросились искать маленького Мирко. Все поле было усеяно трупами. Неожиданно брат увидел в снегу черный сверток и в нем — ребенок, который не подавал признаков жизни. Поначалу посчитали, что Мирослав замерз. Сверток принесли в деревню, стали отогревать. Неожиданно ребенок зашевелился и открыл глаза. Мирослав выжил, стал первым польским космонавтом .

На фото ниже: Мирослав Гермашевский (слева) и крестьянин из Липников Якуб Варумзер (справа), которому бандеровские резуны отрубили голову.

Еще одна жертва резни в Липниках — 3-летний Януш Белавский. Боевые заслуги какой степени заслужил резун УПА за этого малыша?

Сегодняшние бандеровцы любят рассказывать, как УПА будто бы боролась с немецкими оккупантами тоже…
12 марта 1944 г., банда боевиков УПА и 4-й полицейский полк дивизии СС «Галичина» совместно напали на польское село Паликровы (бывшее львовское воеводство, ныне — территория Польши). Это было село со смешанным населением, примерно 70% поляков, 30% украинцев. Повыгоняв жителей из домов, полицаи и бандеровцы начали сортировать их по национальному признаку. После отделения поляков – их расстреляли из пулеметов. Погибло 365 человек, в основном женщины и дети.

А вот социальная реклама во Львове, 2009 г. Дивизия СС «Галичина». Они защищали Украину, значит…

Волынская резня началась 9 февраля 1943 г. с нападения банды УПА на село Паросля, где было убито около 200 поляков. Организаторами Волынской резни были вожди УПА — Роман Шухевич, Микола Лебедь и Роман Клячкивский. Однако устраивая резню польского меньшинства на Зап. Украине предводители резунов кое о чем забыли. Об украинском меньшинстве в Юго-Восточной Польше. Украинцы жили там среди поляков, веками и на тот момент их было до 30% от всего населения. «Подвиги» бандеровских резунов на Украине аукнулись в Польше, местным украинцам. Хотя, может, вожди УПА на то и рассчитывали?

Весной 1944 г. польские националисты провели серию акций возмездия украинцам в Юго-Восточной Польше. Пострадали, как обычно, ни в чем не повинные мирные жители. По разным оценкам было убито от 15 до 20 тысяч украинцев. Число поляков — жертв ОУН-УПА около 80 тысяч человек.

Самой крупной акцией было нападение отряда Армии Крайовой на село Сагрынь (Польша, Люблинское воеводство) 10 марта 1944 г. АКовцы убили около 800 украинцев, село сожгли. На снимке: бойцы Армии Крайовой на фоне горящего села Сагрынь:

Еще Сагрынь: поляк из Армии Крайовой у трупа убитого украинца.

Вторым крупным эпизодом была резня в селе Верховина (Люблинское воеводство), 6 июня 1944 г. На село напали боевики NSZ («Народове Силы Збройны»), ультра-правой подпольной организации, конкурировавшей с АК. Убито 194 украинца. На фото ниже — село Верховина, советские офицеры (Вост. Польша в тот момент была занята Красной Армией) расследуют массовые убийства украинцев в селе:

Еще Верховина. Этот польский солдат — не из боевиков NSZ или АК. Он прибыл в село вместе с советскими военнослужащими. Скорее всего Войско Польско, т.е. поляки — союзники Красной Армии.

Новая про-коммунистическая власть, установленная в освобожденной Польше Красной армией и Войском Польским не дала националистам устроить полномасштабные акции мести украинцам. Однако бандеровские резуны добились своего: отношения двух наций были отравлены ужасами Волынской резни. Дальнейшее их проживание вместе стало невозможным. 6 июля 1945 г. между СССР и Польшей было заключено соглашение «Об обмене населением». 1 миллион поляков поехал из СССР в Польшу, 600 тысяч украинцев — в обратном направлении (операция «Висла»), плюс 140 тысяч польских евреев отправились в Британскую Палестину.

Парадокс, но именно Сталин оказался человеком, который цивилизованно решил национальный вопрос на Западной Украине. Без отрезания голов и потрошения детей, путем обмена населением. Конечно, не все хотели покидать родные места, часто переселение шло принудительно, но зато почва для резни — национальная черезполосица — была ликвидирована.

А вот с резунами УПА советские власти, а также власти послевоенной Польши и Чехословакии развернули непримиримую войну. Выше уже говорилось про ужасы бандеровской резни в селе Воля Островецкая 30 августа 1943 г. Убили больше 500 человек, включая 5-летнего пацана, который сидел у трупа матери и просил маму вставать и идти домой. Главарь банды УПА Иван Климчак по кличке «Лысый», который все это устроил, вряд ли думал, что когда-то придется отвечать за содеянное.

В 1944г. бывшего полицая и резуна настигла заслуженная пуля НКВД. Труп «Лысого» подвесили на всеобщее обозрение в Шацке (Волынская обл.). Ниже — его посмертное фото. Как говорится, собаке – собачья смерть:

В 1950 г. получил свою пулю и «главнокомандующий» УПА Шухевич.

От УПЫрей была очищена и территория Польши. На снимке: Польша, 1947 г., польский офицер допрашивет пленных бандеровцев.

Чехословакия, 1945 г. Эти резуны тоже отвоевались. Зацените лица — все как из одного полена вырублены.

1950 г. Магадан. Прииск. Бандеровцы заняты общественно-полезным трудом, пополняют золотой запас СССР.

Ну а вот этому повезло меньше. Референт Службы Безопасности ОУН Иван Дийчук по кличке «Карпатский».
В современном искусстве это называют инсталляция. Инсталляция с дохлым бандеровцем и носилками была выполнена НКВД в селе Татарье Закарпатской обл.

Польский памятник жертвам Волынской резни.
Надпись внизу в переводе на русский звучит как: «Если я забуду о них, ты, Боже на небе, забудь про меня».

Памятник 5-летнему мальчику, Роме Таравскому. Стоял в поселке Великий Любень (Львовская обл.).
Мальчика убили бандеровцы. Памятник снесён.