Ракеты х 101

Крылатая ракета Х-101

Стратегическая крылатая ракета Х-101 по своим характеристикам, вне всякого сомнения, не имеет аналогов в мире. Дальность полета ракеты 5500 километров, возможное отклонение от цели на максимальной дистанции 5 метров. Восьмиметровый снаряд невидим для радаров и в зависимости от обстановки может менять высоту полета от 30 метров до 10 километров.

Х-101 (Х-102 в исполнении с термоядерной боеголовкой), (произносится «Ха-101») — стратегическая крылатая ракета «воздух-земля» с использованием технологий снижения радиолокационной заметности. Разработана конструкторским бюро «Радуга» (1995—2013 годы).

Конструкция

Двигатель расположен внутри ракеты. Ракета выполнена на новой технологической основе, имеет исключительно только российские комплектующие. Используется комбинированная система наведения: не только инерциальная система с оптико-электронной коррекцией, но и головка самонаведения на конечном участке. А также может получать комплексную информацию как по маршруту, так и по координатам цели. По сравнению и в отличие от ракет предыдущего поколения, имеется принципиальная возможность смены цели, когда ракета уже находится в полёте.

Ядерный вариант (Х-102) несёт боеголовку мощностью, по различным сведениям, в 250 килотонн или 1 мегатонну.

По результатам испытаний ракета имеет круговое вероятное отклонение (КВО) 7 м на дальности 5500 км, а также способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 м.

Крылатая ракета Х-101 характеристики

Параметр Значение
Разработчик МКБ «Радуга»
Год начала испытаний 1999
Длина, м 7,45
Диаметр, мм 742
Размах крыла, м 3
Стартовый вес, кг 2200—2400
Масса боевой части, кг 400
Масса топлива, кг 1250
Скорость, м/с, крейсерская 190—200
Скорость, м/с, максимальная 250—270
Максимальная дальность, км 5500 км
Профиль полёта изменяемый
Высота профиля полёта, м изменяемый от 30—70 до 10 000
ЭПР, м2 0,01
Тип головки самонаведения ГСН оптоэлектронная система коррекции + ТВ (СМИ) ИНС + лазерный высотомер/оптическое изображение по эталонам участков коррекции + (вероятно) на конечном этапе полета — оптическая или радиолокационная ГСН
Силовая установка Двигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кге
Точность (КВО), м 10
Ядерный вариант ракеты Х-102 с термоядерным зарядом мощностью 250 кт или 1 Мт
Носители • Ту-160 (12 ракет в двух внутренних отсеках)
• Ту-95 (8 ракет на внешней подвеске)

Крылатую ракету Х-101 улучшили с учетом сирийского опыта

Дальняя крылатая ракета воздушного базирования Х-101 доработана с учетом ее боевого применения в Сирии.

Представители КТРВ наблюдали подготовку ракет к применению и сами пуски: как в России, так и в Сирии. На основе полученных данных конструкторы проводили доводку изделий с учетом местного климата, корректировали полетные задания. По оценкам экспертов, Х-101 показала себя хорошо, так что можно с уверенностью сказать, что усилия наших специалистов не пропали даром.Борис Обносов, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Стратегическая крылатая ракета Х-101 по своим характеристикам, вне всякого сомнения, не имеет аналогов в мире. При дальности полета ракеты 5500 километров, возможное отклонение от цели на максимальной дистанции составляет всего лишь 5 метров. Восьмиметровый снаряд невидим для радаров и в зависимости от обстановки может менять высоту полета от 30 метров до 10 километров.

Свой маршрут ракета корректирует при помощи инерциальной навигационной системы, лазерного высотомера, перед целью включается головка самонаведения. Масса боевой части Х-101 400 килограммов, в зависимости от поставленной задачи она может быть осколочно-фугасной, проникающей, кассетной и объемно-детонирующей. У ракеты есть термоядерный близнец Х-102 с мегатонной боеголовкой.

Стратегические бомбардировщики приобрели ключевое преимущество

Носителями крылатых ракет Х-101 (Х-102) являются стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. Самолеты оснащены новой подсистемой, позволяющей перенацеливать ракеты даже после запуска. Благодаря новой подсистеме в бортовом радиоэлектронном комплексе, самолет стал способен перенацеливать свои ракеты, пишет The National Interest со ссылкой на неназванных экспертов в области боевой авиации.

В ходе военной операции ВКС России в Сирии была успешно испытана подсистема СВП-24 для фронтовых бомбардировщиков Су-24. С ее помощью обычные бомбы превращаются в высокоточные. Аппаратура учитывает скорость и высоту полета бомбардировщика, силы и направление ветра, массу других параметров и выдает точку сброса, с которой бомба попадет точно в цель.

Нечто подобное придумано и для стратегических ракетоносцев. Ракеты Х-101 и так высокоточные от природы и хорошо зарекомендовавшие себя в Сирии. Однако, с помощью дополнительного модуля в оборудовании самолета крылатые ракеты дальнего радиуса действия могут быть теперь перенацелены уже в воздухе. Боевую задачу для них можно ставить или изменять непосредственно перед запуском. По некоторым данным, перенацеливание Х-101 возможно и после того, как ракета отправилась в самостоятельный полет.

Крылатые ракеты Х-101 и Х-102

Основным вооружением российских стратегических бомбардировщиков в настоящее время являются крылатые ракеты семейства Х-55. Боеприпас, появившийся в начале восьмидесятых годов, имел высокие характеристики, но этот факт не остановил развитие ракетного направления. Сразу после принятия на вооружение ракеты Х-55 МКБ «Радуга» занялось новым проектом, но из-за тяжелой экономической и политической обстановки в стране в конце восьмидесятых и начале девяностых активные работы начались лишь через 10-12 лет после завершения разработки предыдущей ракеты. В настоящее время работы по созданию новой крылатой ракеты для стратегической авиации подходят к концу.

Предположительно прототипы или макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), фото опубликовано 27.09.2012 г. (http://forums.spacebattles.com)
Ориентировочно в первой половине девяностых МКБ «Радуга» начало проект, целью которого являлось создание двух крылатых ракет большой дальности: Х-101 и Х-102. Стоит отметить, в некоторых источниках упоминаются и другие даты начала проекта, от первой половины восьмидесятых до середины девяностых. Предполагалось, что обе ракеты будут максимально унифицированы, а все различия коснутся лишь боевой части. Х-101 должна была нести осколочно-фугасную головную часть, Х-102 – ядерную. К сожалению, большинство информации о проекте Х-101/102 до сих пор засекречено и поэтому часть имеющихся сведений о нем носит оценочный характер. Тем не менее, и при сложившемся дефиците данных можно составить правдоподобную картину.
Во второй половине прошлого десятилетия в открытый доступ начали регулярно попадать фотографии бомбардировщиков Ту-95МС, на внешней подвеске которых располагались некие новые ракеты. Отсутствие информации о каких-либо подобных проектах помимо Х-101 послужило поводом для соответствующих предположений. Согласно наиболее распространенным оценкам, новая Х-101 по сравнению с предыдущей Х-55 стала крупнее и тяжелее. Стартовая масса новой ракеты оценивается в 2400 килограмм, 400 из которых приходятся на боевую часть. Длина ракеты – около 7,5 метра, размах раскладываемого крыла не превышает 4,5-5 метров. Диаметр корпуса, предположительно, остался на уровне габаритов ракеты Х-55СМ – около 0,75-0,8 метра.
Предположительно прототипы или макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), снимки не позже 2007 г. (http://forum.keypublishing.com)
Исходя из информации о том, что Х-101/102 является дальнейшим развитием концепции, заложенной в проекте Х-55, можно сделать выводы о типе ее силовой установки. Вероятно, это выдвигаемый в полете турбореактивный двигатель. Такая силовая установка позволит ракете лететь с крейсерской скоростью на уровне 700-750 километров в час или с максимальной не более 1000 км/ч. Наибольший интерес из всех характеристик перспективной ракеты представляет дальность полета. Согласно имеющимся сведениям, ракеты Х-101 и Х-102 смогут поражать цели на дальностях около 5000 километров от точки пуска.
Точные данные о типе системы наведения ракеты отсутствуют. В то же время, несколько лет назад в средствах массовой информации появились сведения, согласно которым Х-101 оснащена некой оптико-электронной системой коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета. Ввиду дефицита информации трудно говорить, насколько правдива эта информация. Однако куда более правдоподобной выглядит другая версия: ракета имеет инерциальную систему наведения, а также аппаратуру для радиолокационной или телевизионной коррекции на конечном участке полета.
Предположительные проекции КРБД Х-101 (с) http://militaryrussia.ru, уточненный вариант от 30.01.2011 г.
Интересны имеющиеся данные о точности новой ракеты. Согласно отечественным источникам, круговое вероятное отклонение Х-101 находится в пределах 10-20 метров. По данным агентства Jane’s, этот параметр не превышает 6-10 метров для ракеты с конвенциональной боевой частью и 100 метров для варианта с ядерным оснащением. По понятным причинам, обе версии информации о точности на данный момент не получили официального подтверждения, равно как и не были опровергнуты.

В некоторых источниках упоминается третий вариант перспективной крылатой ракеты для дальней авиации. Боеприпас с условным названием Х-СД должен иметь среднюю дальность полета, что заметно расширит возможности разрабатываемого семейства ракет. В то же время, такая разработка на базе Х-101 последний раз упоминалась несколько лет назад, что можно толковать по-разному. В частности, нельзя исключать вариант, при котором заказчик отказался от крылатой ракеты средней дальности и все работы по ней были свернуты.
Открытые данные о времени и ходе испытаний также отсутствуют. В разных источниках упоминаются разные даты начала таких работ, от второй половины девяностых до середины двухтысячных. Стоит отметить, основная масса фотоматериалов, на которых изображены самолеты Ту-95МС с новыми ракетами, появилась в течение нескольких последних лет. Это может говорить об интенсификации испытаний и завершающем их этапе.

Две фотографии Ту-95МС в испытательном полете предположительно с прототипом КРБД Х-101 образца 2010 г., лето 2010 г. (фото Дениса Апалькова, http://russianplanes.net)
В прошлом 2012 году в официальных заявлениях руководства Минобороны несколько раз упоминалось завершение работ над новым проектом и скорое принятие ракеты на вооружение. Более того, весной министр обороны А. Сердюков упомянул, что военно-воздушные силы уже получили новую ракету. Однако несколько месяцев спустя, в сентябре, в прессе появилась иная информация. Со ссылкой на замминистра обороны А. Сухорукова утверждалось, что в течение ближайших месяцев будет принят на вооружение новый боеприпас для дальней авиации. Вероятно, заявления обоих руководителей военного ведомства касались именно ракет Х-101 и Х-102.
С момента тех заявлений прошло несколько месяцев, но официальных сообщений о принятии на вооружение крылатой ракеты Х-101/102 пока не было. Таким образом, вероятно, в течение ближайшего времени арсенал стратегической авиации действительно пополнится двумя типами новых крылатых ракет с конвенциональной и ядерной боевыми частями.
По материалам сайтов:

Авиационно-ракетный комплекс с крылатыми ракетами Х-101 и Х-102

Россия, первый пуск – первая половина 1998 г.

Предварительное проектирование перспективного ракетного комплекса для вооружения межконтинентальных ракетоносцев Дальней Авиации было начато в 1980-х гг. Были поставлены задачи:

  • увеличения дальности полета крылатой ракеты;
  • повышения точности попадания (навигации на конечном этапе) для обеспечения применения неядерных БЧ по точечным объектам (хотя основным вариантом оставался ядерный);
  • снижения демаскирующих факторов для повышения вероятности прорыва ПВО вероятного противника в условиях ее модернизации.

Головным предприятием – разработчиком комплекса был определен ММЗ «Опыт» – ОКБ имени Андрея Николаевича Туполева, которое отвечало за разработку носителя, совместную отработку всех составных частей и их испытания.

Также в разработке участвовали:

  • ЦНИИ-30 АКТ МО – разработка ТТТ и других документов, определяющих задание;
  • НИИ АС – исследования возможного технического облика комплекса, определение его эффективности и боевой живучести, стендовая отработка систем;
  • ЦАГИ – аэродинамика и прочность СКР и пусковых устройств, динамика процесса схода с пусковых устройств и полета ракеты;
  • ЦИАМ – силовая установка;
  • ВИАМ – применяемые материалы, технологии снижения заметности;
  • НИИ ЭРАТ – технологии эксплуатации, ремонта и хранения деталей из КМ, технологии снижения заметности, испытания пусковых устройств на стенде, испытания живучести ракеты;
  • ДМЗ «Радуга» – проектирование, строительство опытной серии и серийный выпуск ракеты;
  • ОМКБ – разработка двигателя ТРДД-50А;
  • НПО «Сатурн» – серийный выпуск двигателя ТРДД-50А, и др. организации и предприятия.

Комплекс предназначался для уничтожения особо важных сильно защищенных целей в тылу противника без входа в передовую зону ПВО и рассматривался как замена ракет Х-55 в ядерном и неядерном варианте.

В конце 1980-х гг., когда в СССР началась «перестройка», которая выразилась в т.ч. в снижении расходов на оборону и заключении международных договоров, ограничивающих стратегические силы страны, проектирование было приостановлено.

В 1995 г. работы были возобновлены. К тому времени появились новые разработки в системах наведения и бортовых ЭВМ ракет, в т.ч. и полученные благодаря знакомству с зарубежной (прежде всего, разработки стран Западной Европы) элементной базой и новыми принципами работы ГСН для ракет «воздух-поверхность», запускаемых вне зоны прямой видимости. Это позволило внести в проект важные изменения, значительно повысившие боевые возможности комплекса.

В частности были добавлены:

  • электронно-оптическое наведение на конечном участке по введенному в память ракеты трехмерному образу цели (возможно наведение и по координатам с коррекцией по рельефу и / или оптическому образу цели);
  • второй канал коррекции траектории по сигналам спутниковой навигационной системы ГлоНАСС (при его блокировании ракета переходит на автокорреляционное самонаведение);
  • возможность изменения координат цели в полете – сдвига точки прицеливания по той же цели, если она подвижная, и полной замены цели с изменением ее образа;
  • новые технологии снижения радиолокационной заметности планера и двигателя и др.

Состав комплекса:

  • самолет носитель Ту-95МСМ или Ту-160М;
  • система управления оружием носителя на базе ЦВМ;
  • навигационные системы носителя (ИСУ, РСДН, СНС, ДИСС и пр.);
  • система подготовки пуска;
  • пусковое балочное двухпозиционное подкрыльевое или установленное в отсеке вооружения шестипозиционное поворотное катапультное устройства (первое – для самолета Ту-95МСМ, 4 шт. на машину, второе – для Ту-160М, 2 шт. на машину);

Схема подвески авиационных крылатых ракет фронтового и стратегического применения Х-101 и Х-102 конструкции ДМЗ «Радуга»
Вверху – подвеска двух ракет на одном двухпозиционном АКУ самолета Ту-95МСМ
Внизу – подвеска шести ракет на одном двухпозиционном АКУ самолета Ту-160М/М2

Фото: www.paralay.net

  • крылатая ракета с автокорреляционной системой наведения «Спрут», ИСУ, ДИСС, высотомером, оптической автокорреляционной системой наведения и ТВ ГСН;
  • программное обеспечение носителя с картой полета и точками пуска;
  • ПО ракеты с картой полета, образами зон коррекции и цели;
  • бортовая и наземная контрольно-измерительная и проверочная аппаратура, СНО.

Общий вид и устройство отсека двигателя авиационных крылатых ракет фронтового и стратегического применения Х-101 и Х-102 конструкции ДМЗ «Радуга»
Фото: militaryrussia.ru

Особенности конструкции крылатых ракет Х-101 и Х-102:

  • низкоплан классической аэродинамической схемы с пониженной статической аэродинамической устойчивостью;
  • система наведения инерциальная с коррекцией по оптическим образам местности, на завершающем этапе включается автокорреляционная ТВ ГСН, аналогичная головке «Крым» бомбы КАБ-500Кр (восстанавливается трехмерный образ цели по ее фотоснимкам и размерам);
  • силовая установка первоначально в составе одного короткоресурсного ТРДД Р95ТМ-300 статической тягой 500 кгс, затем – ТРДД-50А (изд. 36, статическая тяга 450 кгс) установленного в ХЧФ в выдвижной гондоле с лобовым воздухозаборником и коротким соплом;
  • крыло малой стреловидности большого удлинения, складывается симметричным поворотом консолей под среднюю часть корпуса;

Крылатая ракета Х-101 выходит из отсека вооружения самолета Ту-160М – пуск по позициям боевиков ИГИЛ в Сирии 17 ноября 2015 г. На фото хорошо видны пропорции и форма корпуса ракеты
Фото: gazeta.ruПодвеска Х-101 в отсеке вооружения самолета Ту-160М – вид снизу на носовую часть корпуса, форма которой улучшает аэродинамическое качество ракеты и снижает ее радиолокационную заметность
Фото: naked-science.ru

  • корпус трехгранного сечения со скругленными гранями выполнен с учетом правила площадей по условию минимального сопротивления и в полете, и на подвеске;
  • оперение состоит из ВО (1 консоль) и ГО (2 консоли), все консоли одинаковые, трапециевидные, складываемые;
  • БЧ в варианте Х-101 проникающая, осколочно-фугасная или кассетная, в варианте Х-102 – термоядерная двухступенчатая.

Крылатая ракета Х-101 в отсеке вооружения самолета Ту-160М – вид на сложенные консоли оперения
Фото: naked-science.ru

Рабочее проектирование завершено в 1997 г. и начат выпуск ракет опытной партии на ДМЗ «Радуга» (г. Дубна Московской обл.).

Первый баллистический пуск без наведения выполнен в конце 1997 или в начале 1998 г. с борта переоборудованного самолета Ту-95МСМ борт 317.

Опытный межконтинентальный ракетоносец Ту-95МСМ борт 317 с крылатыми ракетами большой дальности Х-102.
Хотя внешняя подвеска повышает сопротивление Ту-95МСМ, с учетом большей дальности пуска ракет Х-102 его боевой радиус по сравнению с Ту-95МС6 не уменьшается
Фото: www.paralay.net

В первой половине 1998 г. состоялся первый пуск опытной СКР Х-101 с наведением по полному полетному профилю.

6-8 октября 1998 г. на учениях 37-й ВА ВГК ВС РФ прошли первые стрельбы СКР Х-101 с участием строевых экипажей под контролем испытательных служб ММЗ «Опыт» и ДМЗ «Радуга».

Первый пуск выполнен в октябре 1999 г. с борта переоборудованного самолета Ту-95МСМ, на котором были установлены четыре двухпозиционных балочных ПУ под крылом. Также проведены испытания с самолета Ту-160М (два шестипозиционных поворотных ПУ).

Строевой модернизированный межконтинентальный ракетоносец Ту-95МСМ с крылатыми ракетами Х-101
Фото: В. Савицкий //cont.ws

Испытания шли с многочисленными задержками, вызванными как технической сложностью доводки комплекса, так и с недостаточным финансированием темы и с перебоями с предоставлением выделенных средств. Также большой проблемой оказалось восстановление кооперации предприятий-участников, нарушенной на рубеже 1990-х гг.

Тем не менее, испытания прошли успешно, ориентировочно в 2010 г. началась подготовка серийного производства всех составляющих комплекса (в т.ч. СКР Х-101 и Х-102) на ДМЗ «Радуга»).

Ракеты Х101 и Х-102 приняты на вооружение и к 2013 г. начаты поставки ракет в строевые части.

Х-101 серийная, авиационная крылатая ракета для уничтожения особо важных сильно защищенных целей в тылу противника без входа в передовую зону ПВО.

Первое боевое применение АКР Х-101 состоялось 17 октября 2015 г. – самолеты Ту-160М нанесли удар этими ракетами по позициям террористов ИГИЛ в Сирии. Выпущено 16 ракет, цели поражены.

Российский межконтинентальный ракетоносец Ту-160М выполняет пуск неядерных крылатых ракет Х-101 по базам боевиков в Сирии 17 ноября 2015 г.
Фото: gazeta.ru

20 октября 2015 г. самолеты Ту-160М нанесли удар этими ракетами по позициям террористов ИГИЛ в Сирии. Выпущено 16 ракет, цели поражены.

17 ноября 2016 г. состоялось первое боевое применение ракет Х-101 с борта самолета Ту-95МСМ – не объявленное число ракет Х-101 выпущено по объектам на базе террористов в Сирии, цели поражены.

5 июля 2017 г. с борта самолета Ту-95МСМ были выпущены 4 ракеты Х-101 по позициям террористов ИГИЛ в Сирии, цели поражены.

26 сентября 2017 г. с борта самолета Ту-95МСМ были выпущены 4 ракеты Х-101 по позициям террористов ИГИЛ в Сирии, цели поражены.

Пуски АКР Х-101 по целям в Сирии обеспечивались контролем поражения целей, выдерживания маршрута и высот полета, определялась помехозащищенность и скрытность системы наведения. К концу 2018 г. был завершен первый этап доработок ракеты по результатам анализа полученных данных.

Х-102 серийная, авиационная крылатая ракета для уничтожения особо важных сильно защищенных целей в тылу противника без входа в передовую зону ПВО.

По конструкции и системам соответствует АКР Х-101 с отличием – оснащена ядерной БЧ массой 400 кг. Соответственно изменены:

  • программное обеспечение ракеты и СНО;
  • предохранительное устройство;
  • бортовая электросистема ракеты и ее разъемы;
  • комплект СНО, КИПиА и ЭТД.

Подробные тактико-технические данные ракеты смотрите в таблице ТТХ Х-101

Смысл использованных в статье и таблицах определений, понятий и сокращений можно узнать, открыв наш краткий словарь по авиации и ракетной технике

Список использованных источников:

  1. Гольц А., Бегвштекс. Интервью с Министром Обороны Российской Федерации И. Сергеевым. // Итоги, -№ 14 (126), -1998 г.
  2. Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем. 1946 – 1996 гг. Под. ред. А.Е. Федосова. М., -1996 г.
  3. Литовкин В. Обновление стратегических сил откладывается. // Известия, -№ 201 (25301), — 1998 г.
  4. Соков Н. Эволюция российских стратегических наступательных вооружений. // Ядерный контроль, т. 37, -№ 1, январь-февраль 1998 г.
  5. Сокут С. Сжимается ядерный кулак. // Независимая газета, -№ 16 (1767), -1998 г.
  6. https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12132186@egNews
  7. https://militaryarms.ru/boepripasy/rakety/obzor-x-101-i-x-102/
  8. http://militaryrussia.ru/blog/topic-881.html

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter. Теги: Справочник

Обзор ракет Х-101 и Х-102

Сирийская кампания позволила российским вооруженным силам не только проверить в реальных боевых условиях новейшие крылатые ракеты морского базирования «Оникс», но и впервые со времен Афганистана применить стратегическую авиацию.

Начиная с 17 ноября российская стратегическая авиация, используя самолеты Ту-95 и Ту-160 начала наносить ракетные удары по территории Сирии. Для ударов была использованы крылатые ракеты Х-55 и Х-555, а также новейшая российская разработка Х-101.

Х-101 – это новейшая российская крылатая ракета воздушного базирования, разработка которой началась еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Она имеет дозвуковую скорость, дальность полета до 5000 километров, форму, которая делает ее незаметной для радаров.

Новая ракета по своим размерам больше крылатых ракет Х-55 и Х-555, поэтому стратегический бомбардировщик Т-95 может нести их только на внешней подвеске (8 ракет), а модернизированный Ту-160 может брать сразу 12 ракет Х-101, которые размещаются в двух грузовых отсеках.

Данные об этой крылатой ракете засекречены, но известно, что для навигации и наведения Х-101 использует систему «Спрут» с системой коррекции траектории полёта, а также данные от спутниковой системы ГЛОНАСС. На завершающем этапе полета для повышения точности используется телевизионная система наведения. По другим данным, Х-101 имеет инерциальную систему наведения, с приемником данных от ГЛОНАСС и телевизионную систему наведения на конечном этапе траектории. Это позволяет уменьшить круговое возможное отклонение до 10-20 метров.

Существует еще одна ракета: Х-102, она отличается от Х-101 только боевой частью. На ракете Х-102 можно устанавливать ядерный боевой заряд, ориентировочной мощностью до 250 килотонн. Боевая часть Х-101 имеет вес 400 кг.

Х-101 может лететь на разных высотах: от 30 метров до 6000.

Новая крылатые ракеты Х-101 и Х-102 значительно усилят потенциал российской стратегической авиации, которая ранее не слишком высоко оценивалась американскими военными экспертами. В принципе, это и немудрено. Большая часть российской стратегической авиации представлена самолетами Ту-95, первый полет которого состоялся еще при жизни Сталина (1952 год). Теперь же российские «стратеги» могут наносить удары, не входя в зону ПВО потенциального противника.

Если говорить о результатах ударов, нанесенных в Сирии с использованием российских крылатых ракет, то здесь информация довольно неопределенная. Российские генералы заявляют, что все ракеты поразили свои цели, нанеся серьезный урон инфраструктуре ИГИЛ (эта организация запрещена в России). Однако сирийская умеренная оппозиция заявляет, что большая часть ракет упала в зоне, которую контролируют именно они (опубликованы фото обломков). Другая часть ракет, запущенная по Алеппо, так и не достигла своих целей.

Ниже приводятся технические характеристики российской крылатой ракеты Х-101.

Параметр Значение
Разработчик МКБ «Радуга»
Год начала испытаний 1999
Длина, м 7,45
Диаметр, мм 742
Размах крыла, м 3
Стартовый вес, кг 2200—2400
Масса БЧ, кг 400
Масса топлива, кг 1250
Скорость, м/c, крейсерская 190—200
Скорость, м/c, максимальная 250—270
Дальность пуска, км до 4500—5500 по разным данным
Профиль полёта Изменяемый
Высота профиля полёта, м от 30—70 до 10 000
ЭПР, м² 0,01
Тип ГСН оптоэлектронная система коррекции + ТВ
Силовая установка Двигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кгс
Точность (КВО), м 5—6
Ядерный вариант ракеты Х-102 (250 кт)
Носители Ту-95 (8 ракет)

Ту-160 (12 ракет)

Подробнее читайте Автор статьи: