Пвм

Противовоздушная мина

Противовоздушная (противовертолетная) мина — вид минного оружия, предназначенный для поражения воздушных целей без участия человека, в том числе и без отдачи приказа на запуск. Разработки подобного оружия велись еще с 1970-х и продолжаются сейчас. Дополнительным стимулом стало появление БПЛА, в т.ч. мультикоптеров, в т.ч. работающих группой.

История

В конце 1970-х агентство DARPA начало работу над проектом SIAM — англ. Self-Initiated Anti-Aircraft Missile — «Самоактивирующаяся противоавиационная ракета». Идея заключалась в создании полностью автономной зенитной ракеты, которая бы самостоятельно засекала приближающуюся воздушную цель и запускалась на перехват.

Предполагалось, что подобные «воздушные мины» могут быть использованы для установки вблизи авиабаз противника, чтобы осложнить действия его авиации (своего рода, активная минная постановка). Успешные испытания были проведены в начале 1980-х, но из-за отсутствия интереса армии и флота, проект в итоге был закрыт.

В 1990-х в печати появилась информация о разработке противовертолетных мин (ПВМ), предназначенных для осложнения действий низколетящей авиации. Ряд видов такого оружия был разработан вооруженными силами Болгарии и австрийской компанией Hirtenberger

На вооружение армии России официально принята мина ПВМ — Мина противовертолетная кумулятивная направленного поражения неуправляемая. Предназначена для выведения из строя низколетящих воздушных целей (самолетов, вертолетов, иных летательных моторных аппаратов) движущихся со скоростью до 360 км/час. Поражение цели при взрыве мины наносится ударным ядром вылетающим в направлении цели на дальность до 150 метров.

При входе цели в зону поражения (полусфера радиусом 150 метров) производится подрыв мины и ударное ядро, движущееся со скоростью около 2500 м/с поражает цель. Целью считается источник звука и инфракрасного излучения одновременно (мотор летательного аппарата).

Если цель не вошла в зону поражения, то при удалении на расстояние более 1 км. происходит отключение инфракрасных датчиков и мина вновь переходит в положение ожидания цели.

Ссылки

  1. Ford SIAM. Дата обращения 16 марта 2013. Архивировано 8 апреля 2013 года.
  2. ANTI-HELICOPTER MINE (недоступная ссылка). Дата обращения 16 марта 2013. Архивировано 8 апреля 2013 года.
  3. ORDATA Online: International Deminer&#39s Guide to UXO Identification, Recovery, and Disposal. Дата обращения 16 марта 2013. Архивировано 8 апреля 2013 года.
  4. Противовертолетная мина ПВМ (недоступная ссылка). Дата обращения 6 мая 2013. Архивировано 17 мая 2013 года.

Противовертолетные мины: автоматика на защите войск

Создание эффективной противовоздушной обороны является сложным, длительным и дорогим делом. Желание упростить и удешевить строительство ПВО привело к появлению нескольких оригинальных идей. К примеру, в семидесятых годах прошлого века конструкторы США создали зенитный ракетный комплекс SIAM, предназначенный для автономной работы. Предполагалось, что модули этого комплекса будут устанавливаться в нужном районе, после чего ракеты смогут самостоятельно следить за воздушным пространством и при необходимости поражать цель без команды оператора. Испытания комплекса SIAM показали жизнеспособность оригинальной идеи, но работы были остановлены из-за недостатка финансов.


Позже появилась идея т.н. противовертолетной мины. Автономный боеприпас этого класса должен находиться в заданном районе и следить за воздушными целями. В случае появления вражеского летательного аппарата, идущего на небольшой высоте, мина должна самостоятельно атаковать его. Идея такого зенитного боеприпаса появилась достаточно давно, однако сведения о каком-либо случае успешного его применения до сих пор отсутствуют. Более того, идея противовертолетной мины не пользуется особой популярностью у конструкторов и военных. Рассмотрим некоторые типы оружия этого класса, созданные в последние годы.
AHM-200-1 (Болгария)
Одними из самых известных противовертолетных мин являются разработки болгарского Institute of Metal Sciences (г. София). Специалисты этой организации создали сразу два проекта противовертолетных мин, отличающихся друг от друга различными особенностями конструкции и характеристиками.

Первая болгарская противовертолетная мина получила обозначение AHM-200-1. Этот боеприпас состоит из нескольких узлов, монтируемых на общей подставке. Базовая подставка-тренога позволяет установить мину в нужном месте, а также сориентировать ее правильным образом, определив расположение сектора, за которым будет следить автоматика. На подставке устанавливаются миниатюрный маломощный радиолокатор, акустический датчик, боевая часть, системы питания электроники и автоматика, отвечающая за обнаружение цели и подрыв боевой части. Общий вес мины составляет 90 кг.
Акустический датчик и радиолокатор предназначены для слежения за широким сектором перед миной и поиска целей. Как следует из имеющихся данных, обнаружение цели производится при помощи направленного акустического датчика. Эта система позволяет «слышать» различные объекты на расстоянии до 500 метров. При появлении цели в зоне ответственности акустического датчика активируется допплеровский радиолокатор, обязанностью которого является слежение за сектором пространства, примерно равным зоне поражения боевой части. Максимальная дальность обнаружения цели радиолокатором – 150 метров. Команда на подрыв боевой части дается при приближении цели к мине на расстояние не более 100 метров.
Боевая часть мины AHM-200-1 состоит из двух блоков. Основной блок имеет цилиндрическую форму и помещается в средней части мины. Заряд взрывчатого вещества этого блока в передней части имеет характерную воронку, облицованную металлом. Благодаря этому при подрыве заряда образуется ударное ядро, способное повредить цели на дальностях до нескольких десятков метров. Дополнительный блок боевой части имеет прямоугольную форму. Внутри его кожуха размещаются 17 кг тротила и готовые осколки в виде металлических шариков.
Противовертолетная мина AHM-200-1 способна работать в автономном режиме до 30 суток. Имеется система неизвлекаемости: в случае попытки разминирования (разборка или перемещение) подрывается боевая часть.
AHM-200-2 (Болгария)
С учетом опыта, полученного при создании и испытаниях мины AHM-200-1, болгарские специалисты создали новый противовертолетный боеприпас с более высокими характеристиками. Для повышения потенциала мины в ее конструкции были применены некоторые нововведения, затронувшие, в первую очередь, боевую часть.

Как и предыдущий боеприпас, противовертолетная мина AHM-200-2 представляет собой набор блоков, размещенных на общей раме-подставке. Ввиду иных габаритов и формы боевой части новая мина опирается не на три опоры, а на четыре. На них размещается цилиндрический кожух радиолокатора и акустической системы, а также два прямоугольных блока боевой части. Принцип действия модернизированной мины остался прежним: акустический датчик и радиолокатор следят за обстановкой, при входе цели в зоне поражения отдается команда на подрыв боевой части. Информация о применении новых электронных компонентов отсутствует.
Боевая часть мины AHM-200-2, как и соответствующий элемент предыдущего боеприпаса, разделена на два блока. В средней части мины помещается дополнительный блок, в нижней – крупный прямоугольный основной. Интересным нововведением стало использование основного блока боевой части оригинальной конструкции. Вместо одного крупного кумулятивного заряда он имеет несколько сравнительно небольших (согласно некоторым источникам, имеется 5 таких зарядов), каждый из которых формирует собственное ударное ядро. Такая архитектура основного блока боевой части, как утверждается, повышает вероятность поражения цели. Дополнительный блок оснащается 23,5 кг тротила и поражающими элементами кубической формы.
Мина AHM-200-2 имеет защиту от попыток обезвреживания и способна находиться на позиции до 30 суток.
4AHM-100 (Болгария)
В ряде источников упоминается, что болгарские специалисты работали над комплексом 4AHM-100, предназначенным для защиты сравнительно крупных площадей от низколетящих вертолетов противника. Текущая стадия этого проекта неизвестна: в открытом доступе имеются только общее описание системы и рисунок, показывающий ее принцип действия. Возможно, работы остановились на ранних этапах.

В состав противовертолетного минного комплекса 4AHM-100 входят несколько модулей. Для поражения целей, как это указано в названии системы, предлагается использовать сразу четыре мины типа AHM-100. Эти боеприпасы представляют собой уменьшенный вариант AHM-200-1 и предназначены для установки на горизонтальных поверхностях. Четыре таких мины должны устанавливаться на нужной площадке в углах воображаемого квадрата. Предполагалось, что мины будут устанавливаться строго горизонтально, с вертикальным расположением оси сектора поражения. Между минами предлагалось устанавливать аппаратный блок, предназначенный для обнаружения целей. В этот блок должны были входить акустические датчики и допплеровкий радиолокатор с полем обзора необходимой ширины.

Комплекс 4AHM-100 должен был работать по тому же принципу, что и предыдущие болгарские противовертолетные мины, но с соответствующими поправками на его архитектуру. По-видимому, предусматривалась возможность многократного использования аппаратного блока.
Hirtenberger HELKIR (Австрия)
Известно, что в девяностых годах тематикой противовертолетных мин занималась австрийская компания Hirtenberger AG. В рамках программы разработки систем управления для мин различных типов специалисты австрийской компании создали взрыватель HELKIR, на основе которого вскоре был разработан противовертолетный боеприпас.

Мина весом около 43 кг должна была уничтожать низколетящие самолеты и вертолеты противника. Для автономной работы в течение длительного времени взрыватель системы HELKIR получил комбинированную систему слежения за обстановкой. В состав этого взрывателя включили акустический датчик и инфракрасную аппаратуру. Предполагалось, что акустическая система будет производить обнаружение цели на сравнительно большом расстоянии от мины. Инфракрасная система, установленная соосно с боевой частью, должна была следить за сектором поражения последней. При появлении цели в зоне поражения автоматика должна была подрывать боевую часть.
Противовертолетная мина HELKIR получила осколочную боевую часть с 20-килограммовым зарядом взрывчатого вещества и большим количеством поражающих элементов. По имеющимся данным, на дистанции 50 метров поражающие элементы должны были пробивать броневую пластину толщиной до 6 мм. На расстоянии 150 метров заявлялась возможность пробития 2-мм стальной пластины. Максимальный радиус разлета осколков достигал 500 метров.
Встроенные аккумуляторы позволяли мине HELKIR непрерывно работать в течение 120 дней. По истечении этого периода мина должна была переводиться в безопасный режим, позволяющий обезвредить ее. В течение срока службы, по имеющимся данным, мину должна была защищать система неизвлечения.
Мина ПВМ (Россия)
В 2012 году завершились испытания отечественной противовертолетной мины ПВМ. В отличие от предыдущих зарубежных разработок, новый отечественный боеприпас имеет более сложную конструкцию и более высокие боевые характеристики. Конструкция мины ПВМ позволяет ей не ждать, пока летательный аппарат сам попадет в зону поражения, а атаковать любой самолет или вертолет, находящийся на достаточном расстоянии.
Противовертолетную мину ПВМ, созданную в ФКП ГкНИПАС, можно условно разделить на несколько частей. Основой конструкции является специальная опорная платформа с т.н. стабилизирующими лепестками. Последние представляют собой металлические пластины, подвижно закрепленные на платформе, и предназначаются для правильной установки боеприпаса. При транспортировке лепестки находятся в вертикальном положении и защищают конструкцию мины от повреждений. На основной платформе крепится поворотный блок с системой крепления аппаратуры наведения и боевой части. Как следует из имеющихся материалов, механика мины ПВМ позволяет атаковать цель, находящуюся в любой точке верхней полусферы, а сектор стрельбы ограничен только элементами ландшафта, растениями или постройками.
Существуют два варианта мины ПВМ, отличающиеся способом монтажа. Мина для ручной установки имеет квадратную опорную платформу с квадратными стабилизирующими лепестками. На лепестках крепятся несколько акустических датчиков, предназначенных для первоначального обнаружения цели и примерного определения ее местоположения. Вариант мины ПВМ для автоматической установки с использованием наземной или авиационной техники оснащается шестью стабилизирующими лепестками, а также имеет иную конструкцию креплений боевой части и акустических датчиков. Обе версии мины весят около 12 кг.

Принцип действия двух вариантов мины ПВМ одинаков. Боеприпас определяет наличие воздушной цели по производимому ею шуму, а также вычисляет примерное ее расположение, после чего автоматика поворачивает боевую часть и инфракрасный датчик в нужном направлении. Далее инфракрасная система уточняет направление на цель и осуществляет точную наводку боевой части. Когда цель подходит на достаточное для атаки расстояние, производится подрыв кумулятивной боевой части. Вертолет или самолет противника поражается высокоскоростным ударным ядром.
Утверждалось, что противовертолетная мина ПВМ способна «слышать» летательные аппараты противника на расстоянии до одного километра. Ударное ядро, движущееся со скоростью до 2,5 км/с, с расстояния в 100 метров способно пробить до 12 мм брони. Электроника мины переходит в активный режим за 15 секунд. Такие характеристики позволяют поражать низковысотные воздушные цели, движущиеся со скоростью не более 100 м/с. Мина ПВМ может функционировать в течение трех месяцев, после чего срабатывает устройство самоликвидации. Также самоподрыв производится при попытке разминирования.
Прогрессивное оружие или «прожект»?
Противовертолетные мины являются одним из самых интересных видов вооружений. Тем не менее, до сих пор они не получили большого распространения и остаются скорее чересчур смелым «прожектом», нежели полноценным вооружением для сухопутных войск. Главная причина этого – специфика применения. В современной войне уничтожение низколетящих летательных аппаратов противника (прежде всего ударной авиации) является задачей зенитных ракетных и артиллерийских систем. Структура вооруженных сил позволяет применять зенитные средства с большой гибкостью и решать возникающие задачи. Место противовертолетных мин в сложившейся структуре является отдельным и сложным вопросом.
Судя по тому, что противовертолетные мины до настоящего времени не получили широкого распространения, а типы таких боеприпасов можно буквально пересчитать по пальцам, военные развитых стран не видят смысла в закупках и использовании подобного вооружения. Противовертолетные мины в качестве средства противовоздушной обороны заданного района будут дублировать зенитные ракетные и артиллерийские системы (причем делать это с заметным проигрышем в эффективности). Использование таких боеприпасов в качестве инструмента диверсий против аэродромов противника тоже связано со значительными сложностями. Выходит, что противовертолетные мины могут в полной мере реализовать свой потенциал только при использовании партизанскими формированиями. Естественно, армии развитых стран не нуждаются в подобном вооружении.
В конечном итоге один из самых интересных видов вооружения, несмотря на все свои положительные качества, оказывается еще и одним из самых бесполезных с точки зрения практического применения. Вероятно, в будущем появятся новые типы противовертолетных мин, однако уже сейчас можно предугадать перспективы этих разработок. Они вряд ли смогут получить большое распространение. Более того, даже начало серийного производства таких мин можно считать маловероятным.

По материалам сайтов:

Русский «Бумеранг»: затаившийся убийца вертолетов

Противовертолетные мины (ПВМ) являются новейшим инженерным боеприпасом, недавно появившимся на вооружении армии России. Эта «умная» мина способна самостоятельно обнаруживать вертолеты и другие моторные летательные аппараты, в том числе и беспилотные (БЛА), летящие на скоростях до 360 км/ч и на дальностях до 1.000 метров. Мина способна поражать их с расстояния 150 метров.

По факту срабатывания

При атаке на объект вертолет противника практически «наступает» на ПВМ. Пилоты даже не подозревают, что их ждет неминуемая гибель. Обнаружить подобную угрозу невозможно ни визуально, ни электронными средствами — лишь по факту срабатывания.

Отечественная ПВМ была разработана в ФКП ГкНИПАС (Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем, расположенный в Воскресенском районе Московской области) еще в 1990-х годах. Стоит заметить, что аналогичные системы на Западе стали предметом изучения лет на десять раньше, но боевого применения так и не получили. По крайней мере, во время войны в Афганистане 1979-1989 годов с участием советских войск, их применение противником не было замечено. Моджахеды, получавшие вооружения, в том числе и средства ПВО, от США и ряда других стран, использовали против советских вертолетов традиционные ПЗРК.

Афганские радикалы применяли порой довольно хитрую тактику — по курсу низколетящего Ми-24 или Ми-8 делался выстрел из гранатомета, а когда пилот, чтобы уйти от осколков, поднимал боевую машину вверх, по вертолету производился пуск американской зенитной ракеты «Стингер» или «Блоупайп» (производства Великобритании).

Работы по созданию российской противовертолетной мины велись в 2001-2011 годах в соответствии с Гособоронзаказом. Согласно техническому заданию мина создавалась для защиты военных и гражданских объектов побережья, где возможна высадка десанта, блокирования аэродромов противника, его запасных взлетно-посадочных полос (ВПП). Сегодня, в связи с широким применением на поле боя беспилотных летательных аппаратов, противовертолетная мина, получившая название «Бумеранг», стала очень востребованным средством обороны. За каждой летящей на малой высоте «блохой» в небе уследить сложно, а применять по БЛА комплексы С-300 и С-400, как и ЗРПК «Тунгуска», нерационально. Вот здесь и пригодятся ПВМ — затаившиеся убийцы низколетящих целей.

Справка

Противовертолетная мина «Бумеранг» служит для защиты военных и гражданских объектов от атак вертолетов, для защиты участков морского побережья, где возможен вертолетный десант, защиты минных полей от вертолетного разминирования, блокирования взлетных полос аэродромов противника, блокирования мест, где могут быть развернуты запасные аэродромы или аэродромы рассредоточения, психологического воздействия на пилота вертолета с целью принуждения пилотирования на больших высотах.

Пролета нет — минное поле!

ПВМ состоит из акустической системы, многочастотного ИК датчика и боевой части. Мина с помощью акустической системы самостоятельно обнаруживает цель на дальности до одного километра, разворачивает боевую часть в сторону цели, и, сканируя с помощью многочастотного ИК датчика, определяет истинное направление на цель и момент подрыва боевой части. Прицеливание заряда производится в верхнюю полусферу вертолета (на двигатель и лопасти).

Весит российский «Бумеранг» 12 кг, 6,4 из которых — масса взрывчатого вещества. ПВМ переходит из режима ожидания в рабочий режим за 1,5 секунды. Кумулятивный заряд, вылетая в небо, обеспечивает радиус зоны поражения в 150 метров.

Как и любая другая мина, ПВМ может устанавливаться как вручную, так и с помощью наземных или авиационных средств. Делается это быстро. На состоявшихся в марте нынешнего года на полигоне в Ленинградской области тактико-специальных учениях военнослужащие инженерно-саперных подразделений Западного военного округа (ЗВО) отработали противовертолетное минирование менее чем за час. За это время саперы прикрыли рубеж протяженностью более трех километров, полностью парализовав действия армейской авиации условного противника в назначенном районе.

Еще быстрее установка ПВМ производится с вертолетов. В отличии от «наземной» мины, «Бумеранг» для авиационных средств доставки имеет не четыре, а шесть стабилизирующих лепестков для точной установки в вертикальной плоскости. В полете такая мина успевает занять устойчивое положение — прицелом вверх, а при соприкосновении с землей самостоятельно «взводит боевой курок».

Высокотехнологичный боеприпас

ПВМ хотя и является неуправляемой миной, но оборудована комбинированным акустико-инфракрасным датчиком цели. Его чувствительность позволяет селектировать даже шум двигателя мотодельтоплана на дальности в 600 метров, а вертолета — более чем за три километра. Система селекции шумов позволяет выделять звук двигателя самолета или вертолета на фоне шумов моторов наземной техники, взрывов, стрельбы. Если по характеру шума распознан двигатель воздушной цели, то при ее приближении на расстояние менее одного километра производится разворот боевой части ПВМ в сторону противника. Одновременно включаются инфракрасные датчики цели (их 4-6), которые определяют точное направление на цель и дальность до нее. Перезахват иной цели в это время исключается.

Как утверждают разработчики, комбинация одновременной работы акустического и инфракрасных датчиков исключает реагирование мины на тепловые противоракетные ловушки, отстреливаемые вертолетом противника. При входе цели в зону поражения (полусфера радиусом 150 метров) производится подрыв мины и ударное ядро, движущееся со скоростью около 2.500 км/час поражает воздушный объект. Если цель не вошла в зону поражения, то — при удалении на расстояние более одного километра — происходит отключение инфракрасных датчиков и мина вновь переходит в «спящее» положение.

Если установленные мины соединены между собой проводной системой обмена информацией, то исключается захват одной цели одновременно двумя или более минами. Время боевой работы мины ограничивается емкостью источника питания и количеством включений инфракрасной системы наведения, а также температурой окружающей среды. Но во всех случаях время боевой работы — не менее трех месяцев.

ПВМ снабжена дистанционно включаемой (выключаемой) системой неизвлекаемости. Система самоликвидации предусматривает самоподрыв мины по истечении заданного срока или при снижении ЭДС источника питания ниже рабочего напряжения. Безопасные расстояния при подрыве мины в тыльную и боковые стороны определены в 35 метров, однако отдельные осколки корпуса летят в тыл и в стороны на значительно большее расстояние.

Преимущество ПВМ перед прочими средствами ПВО заключается именно в автоматическим режиме работы. Стрелок ПЗРК, например, реагирует на низколетящие (ниже 100 метров) цели с эффективностью 30-40 %. А «Бумеранг» в подобной ситуации своей жертвы не упустит!
Еще один немаловажный плюс российской противовертолетной мины: при высокой боевой эффективности она недорога в изготовлении.

Минный «Дождь»

Вертолеты армейской авиации, помимо прочих возможностей боевого применения, теперь еще стали и искусными саперами. 5.000 квадратных метров территории на танкоопасном направлении они могут нашпиговать несколькими сотнями мин за 10 минут. Инженерно-саперным подразделениям на земле на это потребовалось бы гораздо больше времени.

Наиболее эффективным вертолетным минным раскладчиком (ВМР) считается одна из модификаций этой системы, известная под названием «Дождь». Она предназначена для установки противотанковых мин на поверхности грунта или снега. Основными конструктивными элементами оборудования являются опорная рама, устанавливаемая на пол грузовой кабины вертолета; ленточный транспортер, монтируемый на верхней плоскости опорной рамы; кассета для размещения боекомплекта мин, устанавливаемая над ленточным транспортером; выдающий механизм для перевода мин в боевое положение и выдачи их из вертолета на грунт; система управления минированием для обеспечения выдачи мин в заданной последовательности и контроля остатка мин в кассете.

Для установки мин используется, как правило, вертолет Ми-8, в грузовом отсеке которого и крепится снабженный 200 зарядами «миномет». Воздушное минирование теперь является неотъемлемой составляющей боевой работы вертолетных подразделений армейской авиации России. А эффективность применения минных полей, установленных с воздуха, была доказана в ходе боевых действиях в Афганистане и при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Новая противовертолетная мина успешно прошла госиспытания

В рамках воздушно-огневой конференции, которая проходит в эти дни на полигоне Ашулук, до офицерского состава доведена информация о том, что прошла государственные испытания новая противовертолетная мина (ПВМ) под номером 01.

Новая противовертолетная мина успешно прошла госиспытания

Это совершенно новая разработка, которая должна быть принята на снабжение ВС в ближайшее время. Противовертолетная мина предназначена для выведения из строя низколетящих воздушных целей (самолетов, вертолетов, иных летательных моторных аппаратов). Высота поражения летящих объектов до 200 метров. Противовертолетная мина устанавливается вручную или средствами дистанционного минирования на грунт.

ПВМ оснащена акустической системой и многочастотным инфракрасным датчиком. Поражение цели при взрыве мины наносится ударным ядром, вылетающим в направлении цели. Целью считается источник звука и инфракрасного излучения одновременно.

При наезде автомобиля или ноги солдата мина не срабатывает. ПВМ оснащается также дистанционно-включаемым элементом неизвлекаемости, а также устройством самоликвидации, которое срабатывает по истечении установленного времени.

Подобных аналогов в мире сегодня нет, сообщил корреспонденту газеты «Военно-промышленный курьер начальник инженерной службы главного командования ВВС полковник Алексей Хазов.

Мина ПВМ (ПротивоВертолетная Мина) предназначена для поражения вертолетов и низколетящих самолетов противника высокоскоростным ударным ядром. Разработана в ФКП ГкНИПАС. Служит для для защиты военных и гражданских объектов от атак вертолетов, для защиты участков морского побережья, где возможен вертолетный десант, защиты минных полей от вертолетного разминирования, блокирования взлетных полос аэродромов противника, блокирования мест, где могут быть развернуты запасные аэродромы или аэродромы рассредоточения, психологического воздействия на пилота вертолета с целью принуждения пилотирования на больших высотах. Государственные испытания комплекс ПВМ прошел в июне 2012 года, хотя первые упоминания о нем относятся к концу 1990х годов.

Мина ПВМ состоит из акустической системы, многочастотного ИК датчика и боевой части. Мина, с помощью акустической системы, обнаруживает цель на дальности до 1 километра, разворачивает боевую часть в сторону цели, и, сканируя направление с помощью многочастотного ИК датчика, определяет истинное направление на цель и момент подрыва боевой части. Прицеливание заряда производится в верхнюю полусферу вертолета, на двигатель и лопасти. Боевое ядро состоит из заряда взрывчатого вещества под медной оболочкой, которое выстреливается и летит с высокой скоростью 2,5–3 км в секунду. Бронепробиваемость составляет 12 мм стальной брони на дистанции до 100 метров.

Мина может устанавливаться как вручную, так и с помощью наземных или авиационных средств доставки. Мина для авиационных средств доставки имеет не четыре, а шесть стабилизирующих лепестков для точной установки в вертикальной плоскости. При переноске и перевозке мин лепестки прижимаются к боевой части мины и служат как корпус — футляр.

  • Масса снаряженного изделия 12 кг
  • Дальность обнаружения цели до 1000 метров
  • Скорость цели до 100 м/сек
  • Время перехода в активный режим 15 сек
  • Дальность поражения до 150 метров
  • Скорость поражающего элемента до 2500 м/сек