Польские танки 2 мировой

7TP

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 16 апреля 2018 года.

дизельный

8550 см3

110 л. с.

рядный

жидкостное

дизельное

7TP
7TP (однобашенный)
7TP (двухбашенный)
Классификация лёгкий танк
Боевая масса, т 9,9
Компоновочная схема однобашенная
Экипаж, чел. 3
История
Производитель Państwowe Zakłady Inżynierii
Годы производства 1935—1939
Годы эксплуатации 1935—1939
Количество выпущенных, шт. 149
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 4750
Ширина, мм 2400
Высота, мм 2181
Клиренс, мм 376
Бронирование
Тип брони стальная катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 10—17 / 32—60°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 11 / 82°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 11—17 / 10—50°
Борт корпуса (верх), мм/град. 10—15,5 / 0—17°
Борт корпуса (низ), мм/град. 10—17 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 9—9,5 / 60°
Корма корпуса (середина), мм/град. 8 / 10°
Корма корпуса (низ), мм/град. 9,5 / 80°
Днище, мм 5
Крыша корпуса, мм 5
Лоб башни, мм/град. 13 / 0°
Маска орудия, мм/град. 13 / 0°
Борт башни, мм/град. 13 / 0°
Корма башни, мм/град. 13 / 0°
Крыша башни, мм 5
Вооружение
Калибр и марка пушки 1 × 37-мм Bofors wz. 37
Тип пушки нарезная
Боекомплект пушки 80
Пулемёты 1 × 7,92-мм
Подвижность
Тип двигателя Saurer VBLD Тип Объём Максимальная мощность Конфигурация Цилиндров Охлаждение Рекомендованное топливо
Скорость по шоссе, км/ч 32
Запас хода по шоссе, км 150 — 160
Запас хода по пересечённой местности, км 130
Удельная мощность, л. с./т 11,1
Тип подвески сблокированная по четыре, на горизонтальных рессорах
Ширина гусеницы, мм 268
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,6
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 1,8
Преодолеваемый брод, м 1,0
Медиафайлы на Викискладе

7TP — польский лёгкий танк 1930-х годов.

История

Двухбашеный 7ТР в Заользье осенью 1938

Польский вариант «Виккерса 6-тонного», одного из самых распространённых танков межвоенного периода. Разработан по результатам эксплуатации в польской армии 38 танков «виккерс» (закупленных в августе 1931 года), прототип создан в 1933 году, серийное производство началось на заводе Ursus в Варшаве в 1935 году и прекращено после начала второй мировой войны в сентябре 1939 года.

21 сентября 1938 года, во время Судетского кризиса, правительство Польши предъявило Чехословакии ультиматум о возвращении Тешинской области. 30 сентября 1938 года Польша направила правительству Чехословакии очередной ультиматум и одновременно с немецкими войсками ввела армейские подразделения в Тешинскую область. Танки 7TP принимали участие в операции.

К началу Второй мировой войны 7TP был наиболее боеспособным польским танком.

К 1 сентября 1939 года танками 7TP были укомплектованы два танковых батальона польской армии: 1-й батальон лёгких танков (из 49 танков) и 2-й батальон лёгких танков (из 49 танков), входившие в состав армии «Пруссы».

4 сентября 1939 года в Учебном центре танковых войск в городе Модлин была сформирована 1-я танковая рота командования обороны Варшавы из 11 танков 7TP. Позднее из танков этого типа была сформирована 2-я танковая рота командования обороны Варшавы, обе роты участвовали в обороне Варшавы.

Танки 7TP участвовали в боевых действиях против немецких войск до 26 сентября 1939 года (17 сентября 1939 года личный состав 2-го батальона лёгких танков перешёл границу с Венгрией и был интернирован, 20 сентября 1939 года капитулировал 1-й батальон лёгких танков, 27 сентября 1939 года после капитуляции гарнизона Варшавы несколько танков 7TP стали немецкими трофеями).

Описание

Танк оснащен дизельным двигателем «Saurer VBLD» австрийского производства, установка которого привела к изменению формы корпуса над моторным отделением.

Коническая пушечная башня однобашенного варианта (с курсовым пулемётом) была разработана шведской фирмой «Bofors». Устанавливаемая на танк шведская 37-мм пушка Bofors wz. 37 производилась по лицензии в Польше.

Также, в сравнении с английским образцом, были внесены изменения в приборы наблюдения: танк был оснащен танковым перископом конструкции капитана Гундляха.

С 1938 года танки выпускались с прямоугольной нишей в кормовой части башни, которая служила для установки радиостанции N2C.

Боевое применение

1 сентября 1939 года в немецких войсках числилось семь танковых дивизий и четыре легких дивизии. Во втором эшелоне шло два танковых батальона со 144 танками.

В каждой танковой дивизии по штату предписывалось 308-375 танков. Лишь в 10-й танковой дивизии и танковой группе «Кемпф» их было 154 и 150 соответственно. В легких дивизиях было от 74 до 156 танков. Таким образом, общее количество достигало 2586 танков, но не все они боевые, было до 200 командирских танков.

Танки 7ТР были во 2-м и 3-м польских танковых батальонах — около 60-ти и 51-го и 11 в резерве.

Немецкие легкие пулеметные танки Pz. IA и Pz. IB (боевая масса — 5,4-5,8 т, броня — 13 мм) несравненно слабее польских 7ТР. PzII (боевая масса — 8,9 т, броня — 14 мм, скорость — 40 км/ч) вооружены 20-мм пушкой. И с ними 7ТР могли сражаться с надеждой на успех.

Чешские танки в немецкой армии Pz.35(t) и Pz.38(t) с 37-мм пушкой более-менее равноценны польским 7ТР.

Средние танки Pz.III с 37-мм пушкой превосходили 7ТР по броне и скорости.

Так пушечные польские танки 7ТР могли смело принимать бой с немецкими легкими танками. Танкетки ТК-3 и TKS для боя с танками были не годны, а только для ведения разведки и охранения.

Но немцы действовали большими группами танков (даже танковый батальон более чем с 70 танками). И лишь разведывательные дозоры немцев на легких танках и бронеавтомобилях — желанная добыча для польских танков, хотя они чаще действовали взводами и редко ротами.

1-3 сентября шли бои на границе, в них участвовали десять польских кавалерийских бригад, восемь танковых дивизионов, 11 отдельных танковых рот (ОТР), восемь бронепоездов. Это в основном действия разведывательных групп и попытки контратак ротами и танкетными эскадронами. Таких столкновений до тридцати, но польские танкисты избегали встреч с немецкими танками. Потери около 60 танков и бронеавтомобилей — 10 % от количества участвовавших в этом. Танки, бронеавтомобили и два бронепоезда поддерживали Волынскую кавалерийскую бригаду под Мокрой.

4-6 сентября начались сражения на главной линии польской обороны. К этому моменту бронетанковые войска почти достигли предусмотренной численности, т. е. 580 танкеток и танков и десяти бронепоездов. В двадцати боях потеряно до 100 польских танкеток, танков и бронеавтомобилей, из которых 50 в армии «Лодзь».

Тогда же был первый во всей второй мировой войне танковый бой (лучше сказать бой бронированных машин, т. е. танков и бронеавтомобилей). 4 сентября на левом фланге опергруппы «Петркув» (армия «Лодзь») 1-я танковая дивизия немцев атаковала 146-й пехотный полк 44-й резервной пехотной дивизии у реки Прудка. Командующий опергруппы приказал 2-му танковому батальону помочь пехоте. Батальон в бою ещё не участвовал.

Около 15 часов два взвода 1-й роты при поддержке пехоты отогнали немецкий дозор с бронеавтомобилем, попытавшийся перейти на левый берег реки Прудки. В 18 часов немецкие легкие танки и бронеавтомобили форсировали реку и потеряли три бронемашины, атакованные танками 1-й роты. 1-я рота потеряла один танк сгоревшим и два поврежденными, 146-й полк отошел без происшествий.

Левее 1-й роты была 2-я рота. Она была в стычке с немецким отрядом, задержав его, но два танка повреждены, отбуксированных в тыл.

5 сентября продвигавшихся немцев атаковал 1-я и 3-я роты, которым приказано перерезать шоссе на Петркув. Польские танки встретились с легкими танками 1-й немецкой танковой дивизии. Немцы вначале захвачены врасплох и потеряли четыре бронеавтомобиля. Потом немецкие танки обошли с флангов и заставили польских танкистов отойти на север, потеряв восьмь танков. 2-я рота также пыталась остановить немецев, уничтожив два бронеавтомобиля, но силы неравны, и рота отошла. Её потери пять сгоревших и пять поврежденных танков.

К вечеру, выйдя из боя, в лесу собрали 24 танка, шесть поврежденных на буксире. 3-я рота из 12-ти танков была в другом месте. Топлива не хватало. Часть танков бросили. Батальон ненадолго сдержал продвижение немцев, уничтожив до 15 броевых машин. Остатки батальона 6-го сентября собрались в лесу у Андресполя и затем стали отходить на северо-восток, теряя танки от поломок и атак авиации. Лишь 20 танков дошли до Бреста-над-Бугом, где после ремонта сформирована отдельная танковая рота. 15 и 16-го сентября рота вела бои с немцами у Влодавы и 17 сентября получила приказ идти к румынской границе. Но границу — венгерскую, — пересекли лишь люди — поврежденные танки, не имевшие топлива, уничтожены и брошены. Бой у Петрокува — самый большой танковый бой польских танковых войск в 1939 году.

8 сентября начата оборона Варшавы. В 21.00 взвод 7ТР столкнулся со взводом немецких танков у кладбища во Вжишеве. Немцы не ожидали атаки и потеряли три из четырех танков. Уже в темноте ещё бой с немецкими танками, поляки понесли некоторые потери.

С 7 по 9 сентября польские части отошли к Висле и за Вислу. На фронте действовали обе мотострелковые бригады и другие части: всего 480 единиц бронетехники. Потери за эти дни в двадцати боях выше 100 бронеединиц.

12 сентября сводный отряд танков 7ТР атаковал немцев в районе Окенце. При этом захвачен один немецкий средний танк. Танки оторвались от пехоты и атакованы немцами. Потеряв 7 из 21 танка, поляки отошли.

С 10 по 13 сентября поляки пытались наступать у реки Бзура. К этому времени закончено формирование всех частей с бронетехникой, но многих существовавших, уже и не стало. Появились сводные подразделения силой не более роты. На фронте действовали обе мотобригады, девять бронепоездов. Всего с танкетками около 430 единиц бронетехники. Из них 150 потеряно в тридцати боях.

С 14 по 17 сентября почти все соединения польской армии разбиты. Разбитые на Бзуре бронечасти отступили в Варшаву. Бои продолжали обе бригады, сократившиеся до батальонов легких танков, восемь дивизионов и десять рот танков, насчитывавшие всего около 300 бронеединиц. Многие машины уничтожали из-за невозможности ремонта или отсутствия горючего. В это время потеряно около 170 танков и бронеавтомобилей, в основном, на реке Бзура.

18 — 29 сентября лишь несколько малочисленных броне отрядов продолжали сражаться в очагах сопротивления.

Все танки, танкетки и бронеавтомобили уничтожены или захвачены немцами. И лишь около 50 бронеединиц, перейдя границу, интернированы в Румынии и Венгрии. Это в процентах: 45 % — боевые потери, 30 % — технические, 10 % — брошенные и уничтоженные из-за отсутствия топлива и 10 % — сдались при капитуляции.

Потери немецкого Вермахта. В сентябре 1939 года общая численность бронединиц Вермахта сократилась на 674 танка и 318 бронеавтомобилей. По немецким данным безвозвратно потеряны 198 и повреждены 361 танк, включая и командирские. В польских источниках речь о 250 танках с разбивкой по типам: 89 — Pz. I (вместе с командирскими), 83 — Pz. II, 26 — Pz. III, 19 — Pz. IV, 26 — Pz. 35(t), и 7 Pz. 38(t). В основном, немцы имели потери от польских противотанковых орудий, противотанковых ружей и ручных гранат. Некоторые потери и польской авиации. Польские танки, бронеавтомобили и бронепоезда уничтожили 50 и, возможно, еще 45 бронединиц немцев. В столкновениях броневых машин обе стороны потеряли примерно по 100 бронеединиц. Наибольшие потери понесла 4-я легкая дивизия немцев (около 25 бронеединиц) в боях с 10-й мотокавалерийской и варшавской бронемоторизованной бригадами и 4-я танковая дивизия немцев (около 20 бронеедениц).

В боях с наступавшей с востока Красной Армией польских бронечастей оказалось мало. Это остатки нескольких рот и дивизионов. Боестолкновений с советскими частями насчитывается всего два-три. Польские авторы считают, что Красная Армия в своем походе потеряла от польской артиллерии и гранат пехоты около 200 бронеединиц — танков и бронеавтомобилей. Наши источники сообщают о боевых потерях 42 танков (и, видимомо, БА): 26 у Белорусского и 16 у Украинског фронтов. 52 танкиста погибло и 81 ранен.

800 польских танкеток и танков не изменили ни одного боя. Хотя выиграть кампанию польская армия не имела шансов

Польские танковые части сделали что смогли и как могли. Польские танкисты сражались самоотверженно и вступали в безнадежные бои с превосходящим противником.

Оценка

7TP превосходил германские лёгкие танки PzKpfw I и PzKpfw II. По боевой мощи сравним с советским танком Т-26 и чехословацким LT vz.38, но на исход сентябрьской кампании танки серьёзно повлиять не сумели.

Варианты и модификации

С учетом опытных и предсерийных образцов построено 134 танка, из них 132 серийных.

  • 7TP dwuwieżowy — первый вариант, двухбашенный танк с пулемётным вооружением, вооружён двумя 7,92-мм пулемётами Ckm wz.30 с боекомплектом 6000 патронов. Выпущено 2 прототипа и 22 серийных танка;
  • 7TP jednowieżowy — однобашенный танк с 37-мм орудием Bofors wz. 37, основной вариант, серийное производство начато в 1936 году. Выпущено 110 единиц;
  • 9TP — опытный вариант, разработанный в 1938 году, Выпуск прототипа не подтвержден
  • C7P — бронированный артиллерийский тягач на базе танка 7TP

Отражение в культуре и искусстве

Упоминания о танках 7TP встречаются в литературно-художественных произведениях, а также в компьютерных играх («Блицкриг», «Codename Panzers: Phase One», World of Tanks).

Галерея

  • Британский прототип

Литература

  • М. Барятинский. Бронетанковая техника стран Европы 1939—1945 гг. — М.: Бронеколлекция, выпуск № 5, 1999
  • J. Magnuski, J. Jędryka. Czolg Łekki 7 TP. — Militaria, 1996. ISSN 1231-692X

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Czolg lekki (лёгкий танк) 7TP // М. Б. Барятинский. Лёгкие танки Второй мировой. М., Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. стр.53-55
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Спутники пехоты // журнал «Техника молодежи», № 4, 1980. стр.36-37
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Польские бронетанковые войска в бою
  4. История бронетанковых войск Польской республики. 1918-1939
  5. Zaloga, Steve, 1952–Armored champion : top tanks of World War II

Ссылки

  • 7TP на wwiivehicles.com (англ.)
  • 7TP на faceofwar.ru (недоступная ссылка)

Серийные лёгкие танки периода Второй мировой войны

* — лёгкие по массе, по национальной классификации относились к средним

Бронетехника Польши в 1918—1939 годах

Лёгкие танки

Средние танки

  • 14TP

Тяжёлые танки

Плавающие танки

Танкетки

Бронеавтомобили

Бронированные тягачи

САУ

курсивом выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы

Польская «семёрка»

Польские бронетанковые войска первыми во Второй мировой войне были вынуждены соперничать с немецкими панцерваффе — одним из основных инструментов стратегии блицкрига. Сражения в ходе сентябрьской кампании 1939 года показали, что в техническом плане легкие танки 7ТР вполне способны противостоять немецким «панцерам». Но соотношение численности германских и польских танков не оставило полякам никаких шансов.

Польские бронетанковые силы накануне Второй мировой войны

Уже в ходе Первой мировой войны стало понятно, что боевые столкновения XX века будут «войнами моторов» — как в воздухе, так и на земле. Однако это не значило, что все страны лихорадочно начали наполнять свои арсеналы боевыми аэропланами и танками. Проигравшим войну государствам новые военные машины не полагались по условиям мирных договоров, а у стран-победителей, особенно у Англии и Франции, на первый план выступила противоположная проблема – нужно было что-то делать с огромным числом построенных боевых машин, ставших ненужными в мирное время. Обе страны радикально сокращали свои огромные армии, созданные в военное время. У массовых английских «ромбов» и французских Renault FT в рамках этого сокращения было три пути: утилизация, консервация и экспорт. Неудивительно, что танковые войска многих стран мира «начинались» именно с этих боевых машин.

Атакующий взвод лёгких танков 7ТР на учениях в Блендовской пустыне.
http://derela.pl/7tp.htm

Справедливым это было и для армии Второй Речи Посполитой. В рамках поставок вооружения и военного снаряжения во время Советско-польской войны Польша получила от главных держав Антанты в том числе и танки. Впоследствии поляки закупали и производили несколько типов бронемашин, но даже к началу новой мировой войны в польской армии насчитывалось несколько десятков пращуров танков классической компоновки – Renault FT.

Желание Войска Польского иметь многочисленные танковые войска ограничивалось промышленными и экономическими возможностями государства. Потребности и возможности в итоге были уравновешены таким компромиссом: основными бронемашинами польской армии к 1939 году стали недорогие танкетки ТК-3 и TKS.

При этом, разумеется, поляки имели представление о том, что происходит в армиях сопредельных государств. То, что Германия, СССР и Чехословакия делали ставку на «полноценные» башенные танки, причём в большинстве случаев – с пушечным вооружением, вынудило и Польшу ввязаться в «гонку вооружений» на этом направлении. Закупка за границей небольших партий новых французских R-35 и английских «танковых бестселлеров» «Виккерс» Mk. Е в конце концов увенчалась созданием и производством отечественных лёгких танков 7ТР на базе «британца».

Двухбашенный 7 ТР демонстрирует свои возможности.
waralbum.ru

Укомплектованные разнообразными образцами техники, польские бронетанковые войска мирного времени включали в себя:

  • 10 бронебатальонов;
  • 11-й экспериментальный танковый батальон в учебном центре в Модлине;
  • 10-ю моторизованную кавалерийскую бригаду;
  • два отряда бронепоездов.

Довоенные польские бронебатальоны были крупными подразделениями со сложной структурой и разнородным вооружением. Непосредственно перед началом боевых действий в августе 1939 года поляки в рамках мероприятий по мобилизации армии провели в том числе и реструктуризацию своих бронетанковых войск. К началу войны семи танковым и четырём лёгким дивизиям вермахта Войско Польское могло противопоставить следующие силы:

  • 2 батальона лёгких танков, укомплектованных машинами 7ТР (по 49 танков в каждом);
  • 1 батальон лёгких танков, укомплектованный французскими R-35 (45 танков);
  • 3 отдельных роты лёгких танков (по 15 французских Renault FT);
  • 11 бронебатальонов (в составе – по 8 бронеавтомобилей и по 13 танкеток ТК-3 и TKS);
  • 15 отдельных разведывательных танковых рот (по 13 танкеток ТК-3 и TKS);
  • 10 бронепоездов.

Кроме того, в составе двух моторизованных бригад (10-й кавалерийской и Варшавской бронемоторизованной) имелось по роте из 16 английских лёгких танков «Виккерс» Mk. Е и по две роты танкеток ТК-3/ТКS.

Принимая во внимание тот факт, что средних танков на вооружении польской армии не было вовсе, а также то, что по вооружению 7ТР превосходил немецкие лёгкие PzKpfw I и II, можно с некоторой долей условности утверждать, что лёгкий 7ТР на фоне многочисленных польских танкеток мог выполнять роль среднего танка.

«Виккерс шеститонный» и броневая афера

С 1926 года польское военное министерство поддерживало контакты с британской фирмой «Виккерс-Армстронг». Англичане предложили несколько моделей своих боевых машин (Mk.C и Mk.D), но полякам они не понравились. С мёртвой точки дело сдвинулось, когда фирма «Виккерс» построила танк Mk.E («Виккерс шеститонный»), которому суждено было стать одной из важнейших вех в истории мирового танкостроения. Причём с новым танком, который был создан в 1928 году, поляки начали знакомство ещё до его рождения: в январе 1927-го их делегации было показано новое перспективное шасси, а в августе 1927-го военные приняли предварительное решение о покупке 30 ещё не существующих танков.

Французский танк NC-27, танковый музей в Швеции.
tank-photographs.s3-website-eu-west-1.amazonaws.com

Высокая цена новой британской машины вынудила поляков обратить внимание на французские танки «Рено» NC-27, которые, в свою очередь, были очередной попыткой вдохнуть жизнь в стремительно устаревающий Renault FT. Попытка сэкономить не увенчалась успехом. 10 закупленных во Франции машин произвели на польских военных такое удручающее впечатление, что было окончательно решено вернуться к «Виккерсам». Ещё одной возможной альтернативой, вызывавшей живой интерес у поляков, был колёсно-гусеничный танк Кристи, но американский конструктор не сумел вовремя выполнить свои обязательства по поставке заказанной копии в Польшу.

Фирма «Виккерс» выпускала танки Mk.E в двух модификациях – однобашенной «В» со смешанным пушечно-пулемётным вооружением и двухбашенной «А», пулемётной. После испытаний прибывшего в Польшу образца в сентябре 1930-го года поляки приняли решение о приобретении 38 (в некоторых источниках указывается цифра 50) двухбашенных танков одновременно с лицензией на их дальнейшее производство.

Предназначенные для Польши танки «Виккерс» Mk.E модификации А в монтажном зале завода «Виккерс» в Ньюкасле. Танки доставлялись в Польшу без вооружения и уже на месте на них устанавливались пулемёты 7,92 мм wz. 25 «Готчкисс». Июнь 1932 года.
http://derela.pl/7tp.htm

Справедливости ради, следует отметить, что новое польское приобретение обладало существенными недостатками. Ещё в ходе предварительных испытаний в 1930 году оказалось, что слабым местом «британца» был бензиновый двигатель «Armstrong-Siddeley» мощностью в 90 л.с. с воздушным охлаждением. С его помощью танк мог двигаться с крейсерской скоростью в 22–25 км/ч, но на максимальной скорости в 37 км/ч через 10 минут мотор перегревался.

Вторым не менее важным недостатком было бронирование «Виккерса» (инцидент известен в Польше как «броневая афера»). По прибытии в Польшу заказанных танков оказалось, что их броня имеет более низкую стойкость, чем было указано в технических характеристиках. 13-мм лобовые бронеплиты в ходе испытаний были пробиты огнём крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта с расстояния в 350 метров, заявленного в ТХ. Скандал удалось уладить снижением стоимости танков партии – с первоначальных 3800 фунтов до 3165 фунтов за машину.

16 «Виккерсов» получили в одну из башен крупнокалиберный 13,2-мм пулемёт, а ещё 6 — короткоствольное 37-м орудие. Впоследствии часть английских танков (22 машины) была переоборудована в однобашенные, с 47-мм короткоствольным орудием в качестве основного вооружения и спаренным 7,92-мм пулемётом.

Польский двоюродный брат советского Т-26

После советско-польской войны в СССР всерьёз считали, что Польша вынашивает агрессивные планы в отношении своего восточного соседа. Опасаясь способности Польши достичь превосходства в танках (впрочем, способности мнимой – промышленные и финансовые возможности Второй Речи Посполитой позволили ей построить всего менее 150 полноценных танков), Советский Союз внимательно следил за развитием польского танкового вооружения. Возможно, одним из следствий такого внимания стал «синхронный» интерес со стороны СССР к «Виккерсу» Mk.E и танку Кристи (по крайней мере, в польских источниках эти события подаются именно под таким углом). В итоге, танк Кристи стал «прародителем» нескольких тысяч советских танков БТ-2, БТ-5 и БТ-7 (и экспериментального польского 10ТР), а «Виккерс» — основой для тысяч Т-26 и 134 польских 7ТР.

Как уже отмечалось выше, вместе с партией «Виккерсов» английской сборки поляки приобрели и лицензию на их производство. Лицензия не распространялась на двигатель; впрочем, мотор с воздушным охлаждением был для танка явно неудачным. Для замены поляки выбрали швейцарский дизельный двигатель с водяным охлаждением Saurer мощностью 110 л.с., который уже производился в Польше по лицензии. В результате этого достаточно случайного выбора (просто Saurer оказался единственным двигателем, подходящим по размеру и мощности из производившихся в Польше в то время) 7ТР стал первым дизельным танком в Европе и одним из первых – в мире (после японских машин).

Использование дизельного двигателя в танкостроении, как известно, в конце концов стало общепринятым. Его преимуществами являются менее легковоспламеняющееся топливо, лучший крутящий момент и более низкое потребление топлива, что положительно сказывается на запасе хода. Что касается случая с 7ТР, то у швейцарского дизеля был и существенный недостаток: его габариты и водяные радиаторы потребовали расширить вверх моторное отделение, «горб» которого стал в итоге самым очевидным отличием польского танка от «Виккерса» и Т-26.

Продольный разрез корпусов «Виккерса шеститонного» (вверху) и 7ТР (внизу)
http://derela.pl/7tp.htm

Со вторым недостатком британского танка – недостаточным бронированием – поляки тоже решили бороться, но в итоге обошлись полумерами: вместо 13-мм гомогенных бронелистов в лобовой проекции были установлены 17-мм поверхностно закалённые. Люк водителя имел толщину всего в 10 мм, борта – от 17 мм в передней части до 9 мм в задней. Задняя часть корпуса выполнялась из бронелистов толщиной 9 мм (6 мм в ранних сериях), при этом на машинах ранних серий в задней стенке силового отделения имелись вентиляционные отверстия-жалюзи для системы охлаждения. Двойные башенки имели круговое 13-мм бронирование. Разумеется, ни о какой «противоснарядности» не было и речи.

Новая машина, которая исходно приобрела название VAU 33 (Vickers-Armstrong-Ursus, или, по другой версии, — Vickers-Armstrong Ulepszony), получила укреплённую подвеску и новую трансмиссию. Танк оснащался четырёхступенчатой коробкой передач (плюс одна задняя передача). Уже на этом этапе его масса выросла до семи тонн, что и стало причиной переименования в 7ТР («семитонный польский», по аналогии с «Виккерсом шеститонным»).

Два прототипа 7ТР в двухбашенном варианте под названиями Smok (Дракон) и Słoń (Слон) были построены в 1934–35 годах. Оба они были изготовлены из мягкой неброневой стали и использовали часть купленных у фирмы «Виккерс» деталей.

Второй прототип 7ТР в варианте бронедрезины.
http://derela.pl/7tp.htm

В марте 1935 года была заказана первая серия двухбашенных 7ТР с пулемётным вооружением – для их оснащения использовались башни, снятые с переделываемых в однобашенные варианты «Виккерсов». Это решение было заведомо временным, так как с окончательным вариантом башни и пушки военные все ещё не определились. 47-мм английская пушка однобашенного «Виккерса» была отклонена, так как имела плохую бронепробиваемость. Англичане предложили новую шестиугольную башню с более мощной 47-мм орудием, но и это предложение поляки отвергли. А вот шведской компании «Бофорс», которая предложила создать новую башню на основе башен танков L-30 и L-10, они ответили согласием. Что и не удивительно – неплохая 37-мм шведская пушка той же фирмы «Бофорс» уже стояла на вооружении польской армии как стандартное противотанковое буксируемое орудие.

Прототип 7ТР с башней «Бофорс».
http://derela.pl/7tp.htm

Шведская двухместная башня в Польше была подвергнута переделке. Она получила кормовую нишу для установки радиостанции и дополнительного боекомплекта, а также оптику польского производства, в том числе и перископ кругового обзора конструкции Рудольфа Гундлаха, патент на который был продан фирме «Виккерс», и впоследствии подобные перископы стали стандартными для танков союзников. Вспомогательным вооружением танка стал 7,92-мм пулемёт wz.30 с водяным охлаждением (в двухбашенном варианте вооружение состояло из двух таких пулемётов). С 1938 года в башнях танков командиров батальонов, рот и взводов устанавливались польские радиостанции N2/C. Всего до войны поляки успели произвести 38 этих радиостанций, из которых не все были установлены на танки. Башня танка 7ТР в однобашенном варианте имела толщину 15 мм со всех сторон и на маске пушки, 8–10 мм на крыше. Защитный кожух системы охлаждения пулемёта спереди имел толщину 18 мм, вокруг ствола – 8 мм.

Два оборудованных радиостанциями танка 7ТР на параде в Тешине. 2 октября 1938 года.
http://derela.pl/7tp.htm

Серийный 7ТР в однобашенном варианте имел массу в 9,9 тонн, в двухбашенном – 9,4 тонны. Максимальная скорость движения машины составляла 32 км/ч, запас хода – до 150 км по дороге, 130 км – по пересечённой местности (в советских источниках указываются цифры 195/130 км). Экипаж 7ТР состоял из трёх человек в обоих вариантах. Боекомплект 37-мм орудия составлял 80 снарядов.

Производство

Несмотря на расхождения в деталях, касающихся размеров партий и точных сроках их производства, в основном источники сходятся в оценке общего числа произведённых 7ТР. С учётом двух прототипов, было выпущено 134 танка этого типа. Финансовые возможности польского министерства обороны позволили ему закупать по одной роте танков в год. После первого заказа из 22 машин в 1935 году, в 1936-м было произведено 16. Такие черепашьи темпы (на 1937 год было заказано 18 7ТР) были явно недостаточными. Только благодаря продаже четырёх рот старых французских Renault FT республиканцам в Испанию (фиктивно их продали Китаю и Уругваю) стало возможным в 1937 году сделать большой дополнительный заказ на 49 новых танков. Но здесь уже желания военных сковывались производственными возможностями польских заводов, на сборочных линиях которых танки 7ТР вынуждены были «конкурировать» с артиллерийскими тягачами С7Р. В итоге тягачей польская промышленность успела произвести к началу войны больше, чем танков – около 150 штук.

Всего до начала Второй мировой войны и в её ходе (11 танков поступили в войска уже в сентябре 1939-го) было создано 132 серийных танка 7ТР, в том числе 108 в однобашенной и 24 – в двухбашенной модификациях (альтернативные цифры – 110 и 22).

Польский артиллерийский тягач С7Р, созданный с применением узлов и арегатов танка 7ТР.
istpravda.ru

Количество серийных танков 7ТР, произведённых по заказам:

Год заказа

Количество танков

22 (выпущены к лету 1936)

16 (выпущены к весне 1937, часть без вооружения, довооружались впоследствии)

18 (выпущены к лету 1938)

1937 (дополнительный заказ)

49 (выпущены к маю 1939)

16 (выпущены к лету 1939)

16 (в сентябре 1939 успели выпустить только 11 машин из партии)

Хотя интерес в приобретении 7ТР высказывали такие страны, как Швеция, Болгария, Турция, Эстония, Нидерланды, Югославия, Греция и, возможно, республиканская Испания, из-за ограниченных промышленных мощностей и приоритета поставок для своих вооружённых сил польские танки на экспорт не поставлялись.

Боевое применение и сравнение с однотипными машинами

Две роты танков 7ТР (всего 32 машины) были включены в состав оперативной группы «Силезия» и в октябре 1938 года участвовали во вторжении в Тешинскую Силезию – спорную с Чехословакией область, которая по условиям международного арбитража в июле 1920 года была присоединена к последней. Чехословакия, которая в это же время подверглась вторжению со стороны Германии в результате Мюнхенского сговора, не оказала никакого сопротивления полякам, поэтому участие 7ТР в конфликте носило скорее психологический характер.

Польский танк 7ТР из состава 3-го бронебатальона (танк 1-го взвода) преодолевает чехословацкие противотанковые укрепления в районе польско-чехословацкой границы.
waralbum.ru

В сентябре 1939 года польские танки достаточно успешно применялись против германских войск. По совокупности боевых характеристик они значительно превосходили немецкие танки PzKpfw I (что было ясно ещё из опыта применения этой «башенной танкетки» во время войны в Испании против советского Т-26, «двоюродного брата» 7ТР), немного — PzKpfw II и были вполне сопоставимы с PzKpfw III и чехословацкими LT vz.35 и LT vz.38, которые также использовались вермахтом. Оба лёгких танковых батальона, укомплектованных 7ТР, неплохо зарекомендовали себя в столкновениях с немецкими танковыми и лёгкими дивизиями, хотя, разумеется, в силу небольшого своего числа не смогли существенно повлиять на ход боевых действий.

LT vz.35 вермахата, подбитый польским 37-мм орудием (либо лафетным, либо танковым). Видно, что белый крест замазан грязью – немецкие танкисты таким образом пытались маскировать эти отличные маркёры для прицеливания http://derela.pl/7tp.htm

Например, 4 сентября две роты 2-го польского лёгкого танкового батальона участвовали в обороне на южной окраине Петркова-Трыбунальского, где уничтожили 2 бронеавтомобиля и 6 танков 1-й танковой дивизии вермахта, потеряв при этом один танк. На следующий день все три роты батальона пытались атаковать 4-ю танковую дивизию немцев, разгромив автомобильную колонну 12-го пехотного полка и уничтожив около 15 вражеских танков и боевых бронированных машин в ходе самого крупного танкового боя польской кампании. При этом потери польской стороны составили не менее 7 танков ТР. В связи с подавляющим превосходством немцев, в том числе и в танках, в дальнейшем польским частям пришлось отойти.

«Ломающая» стереотипы о польской кампании 1939 года фотография – польский танк 7ТР на фоне германской кавалерии
http://derela.pl/7tp.htm

Захваченные 7ТР использовались немцами во Франции (где их в 1944 году обнаружили американцы), а также в контрпартизанских операциях на территориях современных Польши, Литвы и Беларуси. Кроме того, два или три повреждённых 7ТР захватила в ходе вторжения в Польшу РККА. Из нескольких неисправных танков собрали один, который в октябре 1940 года в Кубинке был подвергнут испытаниям. Интерес у советских конструкторов вызвали дизельный двигатель, броневая защита маски орудия и пулемёта, а также перископ кругового обзора системы Гундлаха, конструктивные решения которого впоследствии использовались при производстве советских аналогов.

Осмотр трофейного польского танка 7ТР на выставке в Киеве
istpravda.ru

Боевые действия показали, что 7ТР имел примерно равные шансы на победу при боестолкновениях с немецкими (и чехословацкими) пушечными танками, находившимися на вооружении вермахта. Результаты танковых боёв в итоге зависели в основном от нетехнических факторов — таких, как внезапность, численное превосходство, подготовка отдельных экипажей, командирские навыки и слаженность подразделений (часть польских экипажей была укомплектована непосредственно перед началом войны военнослужащими запаса, не имевшими опыта управления бронетехникой). Ещё одним существенным фактором было более широкое применение радиосвязи в танковых войсках вермахта.

Определённый интерес может вызвать сравнение 7ТР с ещё одним участником событий сентября 1939 года — другим прямым «потомком» «Виккерса» Mk.Е советским Т-26. Последний был лучше вооружён (45-мм противотанковая пушка против 37-мм орудия у 7ТР). Вспомогательное вооружение польской машины состояло из одного пулемёта, на советской их было два. Приборы наблюдения и прицеливания лучшими были у 7ТР. Что касается двигателя, то если на польский танк ставился вышеупомянутый 110-сильный дизель, советский Т-26 обходился 90-сильным бензиновым мотором, а весил в некоторых модификациях даже больше польского аналога.

Литература:

45TP Habicha Седьмой Ступени

В данной статье мы рассмотрим новый тяжелый танк седьмого уровня Польской ветки в игре, а именно 45TP Habicha. Что же такого есть в этом танке, и стоит ли его оставлять после прокачки, или это просто проходной танк? Рассмотрим более детально.

45TP Habicha История Танка

Аванпроект тяжёлого танка. Предполагалось, что машина будет являться дальнейшим развитием среднего танка Хабиха. Броневые листы корпуса сделали толще и расположили под рациональными углами наклона. Предполагалось установить более мощное, чем на предшественнике, орудие. Дальше эскизных работ дело не пошло.

Общий вид Танка 45TP Habicha

Располагается на седьмой ступени Польской ветки Танков и он является первым тяжелым танком после своего предшественника. Со своими «одноклассниками» воюет отлично, чего не скажешь попади мы к девяткам. Рассмотрим его характеристики.


Бронирование

Корпус у танка 45TP Habicha слабенький, много противников без труда нас пробьют, а вот башня это уже что-то. Это первый танк, который начинает танковать снаряды противника. Показатели брони следующие: броня корпуса: лба 100мм, борта 50мм, и кормы 40мм. Броня башни: лба 170мм, борта 100мм, и кормы 70мм.

Движение

В плане движения этот танк можно отнести к средним танкам, скорость можно разгонять до 35 км/ч. Удельная мощность танка 17л, так что танк можно отнести к спортивной версии.

Обзор

С этим показателем хорошо не повоюешь, обзор составляет всего 350м. Но можно поднять эти показатели если прокачать перки членам экипажа или поставить соответствующее оборудование, что слегка увеличит показатели.

Орудие

Как и у следующих тяжелых танков бронепробитие у танка не очень, но и маленьким его не назовешь. Базовый снаряд пробивает 192 мм брони. Разовый урон у танка 320 единиц прочности. Точность орудияи время сведения хорошее среди наших «одноклассников». В минуту можно выстрелить 5 раз и нанести при этом ДПМ 1744 единицы прочности.

Экипаж

  • Командир – лампочка, боевое братство , мастер на все руки(ремонт);
  • Наводчик– маскировка, боевое братство, плавный поворот башни.
  • Механик – водитель – маскировка, боевое братство, король бездорожья (ремонт);
  • Заряжающий– маскировка, боевое братство, бесконтактная боеукладка.

Как и для любого тяжелого танка, экипажу нужно прокачивать первыми перками ремонт. Чтобы можно было чинить выведенные из строя модуля быстрее. Затем прокачиваем боевое братство, а дальше каждому члену экипажа свои умения, для улучшения характеристик танка.

Сильные стороны

  • Разовый урон;
  • Мобильность;
  • УВН;
  • Точность и сведение.

Слабые стороны

  • Бронепробитие;
  • Обзор;

Оценка Танка 45TP Habicha

И так, это первый «тяж» в этой ветке, и после прохождения 6 танков, на этом наконец-то можно получить удовольствие от игры. Тут и броня уже появляется, можно попробовать поиграть от башни, да и пушка дает возможность наносить урон. Тут и разовый урон, и точность со сведением орудия, и конечно же углы вертикальной наводки, в общем все что нужно для комфортной игры.

Поделиться ссылкой с друзьями:

Польша

Эмблема броневых сил Польши.

Формирование польских танковых войск началось в 1919 году, сразу после окончания Первой мировой войны и предоставления Польше независимости от России. Этот процесс проходил при мощной финансовой и материальной поддержке со стороны Франции. 22 марта 1919 года 505-й французский танковый полк был преобразован в 1 -й польский танковый полк. В июне первый эшелон с танками прибыл в Лодзь. В полку имелось 120 боевых машин Renault FT17 (72 пушечных и 48 пулеметных), которые в 1920 году участвовали в боях против Красной Армии под Бобруйском, в северо-западной Польше, на Украине и под Варшавой. Потери составили 19 танков, семь из которых стали трофеями Красной Армии.

После войны Польша получила небольшое количество FT17 для восполнения потерь. Вплоть до середины 30-х годов эти боевые машины были самыми массовыми в польской армии: на 1 июня 1936 года их насчитывалось 174 единицы (вместе с полученными для испытаний более поздними и совершенными образцами NC1 и М26/27).

В советско-польской войне 1920 года принимали участие и 16 — 17 бронеавтомобилей на шасси Ford, изготовленных на варшавском заводе Gerlach i Pulst и ставших первыми образцами бронетанковой техники собственно польской конструкции. Кроме этих машин в боях использовались и броневики, доставшиеся полякам после развала Русской армии, а также захваченные у частей Красной Армии и полученные из Франции.

В 1929 году Польша приобрела лицензию на производство английской танкетки Carden-Loyd Mk VI. В существенно переделанном виде, под обозначением ТК-3 ее выпуск начался в 1931 году. В том же году в Великобритании были закуплены легкие танки Vickers E. С 1935 года был запущен в серию их польский вариант 7ТР. Работа по переделке и совершенствованию импортных образцов велась в Военно-инженерном исследовательском институте (Wojskowy Instytut Badari Inzynierii), впоследствии переименованном в Исследовательское бюро бронетанковой техники (Biuro Badan Technicznych Broni Pancemych). Здесь же создали и несколько оригинальных опытных образцов боевых машин: плавающий танк PZInz.130, легкий танк 4ТР, колесно-гусеничный танк 10ТР и другие.

Объем производства бронетанковой техники на заводах страны не устраивал командование Войска Польского, поэтому были возобновлены закупки за границей. При этом особый интерес проявлялся к французским «кавалерийским» танкам S35 и Н35. Однако в апреле 1939 года контракт заключили на поставку 100 танков R35. В июле первые 49 машин прибыли в Польшу. Из них сформировали 21 -й батальон легких танков, дислоцировавшийся на румынской границе. Несколько боевых машин батальона принимали участие в боях как с немецкими, так и с советскими войсками. Большинство же R35, избегая сдачи в плен, в конце сентября перешли границу, были интернированы в Румынии, а затем вошли в состав румынской армии.

На 1 сентября 1939 года в польских бронетанковых войсках (Bran Pancerna) насчитывалось 219 танкеток ТК-3, 13 TKF, 169 TKS, 120 танков 7ТР, 45 R35, 34 Vickers E, 45 FT17,8 бронеавтомобилей wz.29 и 80 wz.34. Кроме того, некоторое количество боевых машин разных типов находилось в учебных частях и на предприятиях. 32 танка FT17 входили в штат бронепоездов и использовались как бронедрезины. С этим танковым парком Польша вступила во Вторую мировую войну.

В ходе боевых действий часть техники была уничтожена, часть досталась в качестве трофеев вермахту и небольшая часть — Красной Армии. Немцы практически не применяли трофейную польскую бронетехнику, передав ее в основном своим союзникам.

Танковые части, входившие в состав Польских вооруженных сил на Западе, формировались по штату британских танковых войск. Наиболее крупным соединением являлась 1 -я танковая дивизия генерала Мачека (2-ю Варшавскую танковую дивизию сформировали только в 1945 году в Италии), на вооружении которой в разное время состояли пехотные танки Matilda и Valentine, крейсерские Covenanter и Crusader. Перед высадкой во Франции дивизия была перевооружена танками М5А1 Stuart VI, М4А4 Sherman V, Centaur Mk 1 и Cromwell Mk 4. На вооружении 2-й польской танковой бригады, воевавшей в Италии и участвовавшей в штурме монастыря Монте-Кассино, состояли танки М4А2 Sherman II и M3A3 Stuart V. К сожалению, указать точное число боевых машин в составе польских сил на Западе не представляется возможным. Ориентировочно можно считать, что на их вооружении в период с 1943 по 1947 год состояло около 1000 танков перечисленных типов.

Помимо танков в войсках имелось много легких бронированных машин: английские бронетранспортеры Universal, американские полугусеничные машины, а также различные бронеавтомобили (одних только американских броневиков Staghound насчитывалось около 250 единиц).

Танковые части Войска Польского, воевавшие совместно с Красной Армией, как правило, оснащались боевыми машинами советского производства. В период с июля 1943 по апрель 1945 года польским войскам было передано 994 единицы бронетанковой техники.

БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА, ПЕРЕДАННАЯ КРАСНОЙ АРМИЕЙ ВОЙСКУ ПОЛЬСКОМУ

Танки:

легкий танк Т-60 3

легкий танк Т-70 53

средний танк Т-34 118

средний танк Т-34-85 328

тяжелый танк KB 5

тяжелый танк ИС-2 71

САУ:

ЗСУМ17 20

СУ-57 15

СУ-76 130

СУ-85 70

СУ-100 2

ИСУ-122 22

СУ-152. 3

ИСУ-152 10

Бронеавтомобили и бронетранспортеры:

БА-64 81

M3А1 6

Universal Mk 1 51

БРЭМ:

Т-34Т 5

Т-2 1

Примечание: 21 танк ИС-2 6-го полка тяжелых танков был возвращен советскому командованию после окончания боевых действий.

На 3 сентября 1945 года на вооружении Войска Польского состояло 263 танка, 142 самоходно-артиллерийских установки, 62 бронеавтомобиля и 45 бронетранспортеров. Именно эта боевая техника стала основой польских танковых войск в послевоенное время.

Танкетка (lekk; czolg rozpoznawczy) TK

Наиболее массовая бронированная машина польской армии в 30-е годы. Разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk VI, на выпуск которой Польшей была приобретена лицензия. Принята на вооружение Войска Польского 14 июля 1931 года. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZIn2 (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 год. Изготовлено около 600 единиц.

Серийные модификации:

ТК-3 — первый серийный вариант. Клепаный, закрытый сверху бронекорпус. Боевая масса 2,43 т. Экипаж 2 человека. Габариты 2580x1780x1320 мм. Двигатель Ford А, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 40л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин, рабочий объем 3285 см?. Вооружение: 1 пулемет Hotchkiss wz.25 калибра 7,92 мм. Боекомплект 1800 патронов. Изготовлена 301 единица.

TKD — 47-мм пушка wz.25 «Pocisk» за щитом в передней части корпуса. Боекомплект 55 артвыстрелов. Боевая масса 3 т. Переоборудовано 4 единицы.

TKF—двигатель Polski FIAT 122B, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 46 л. с. (33,8 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объем 2952 см?. Изготовлено 18 единиц.

TKS — новый бронекорпус, усовершенствованные подвеска, приборы наблюдения и установка вооружения. Изготовлено 282 единицы.

TKS z nkm 20A — 20-мм автоматическая пушка FK-A wz.38 польской конструкции. Начальная скорость 870 м/с, скорострельность 320 выстр./мин, боекомплект 250 патронов. Перевооружено 24 единицы.

На 1 сентября 1939 года танкетки ТК и TKS состояли на вооружении броневых дивизионов кавалерийских бригад и отдельных рот разведывательных танков, находившихся в подчинении армейских штабов. Танкетки TKF имелись в составе эскадрона разведывательных танков 10-й кавалерийской бригады. Вне зависимости от названия в каждом из перечисленных подразделений было 13 танкеток. Истребители танков — боевые машины, вооруженные 20-мм пушками, — имелись в 71 -м (4 шт.) и 81-м (3 шт.) дивизионах, 11-й (4 шт.) и 101-й (4 шт.) ротах разведывательных танков, эскадроне разведывательных танков 10-й кавбригады (4 шт.) и эскадроне разведывательных танков Варшавской мотобронебригады (4 шт.). Именно эти машины и были наиболее боеспособными, так как танкетки, вооруженные пулеметами, оказывались бессильными против немецких танков.

20-мм пушки польских танкеток пробивали на дистанции 500 — 600 м броню толщиной до 20 — 25 мм, а значит, могли поражать легкие немецкие танки Pz.l и Pz.ll. Наиболее успешно действовал 71-й бронедивизион, входивший в состав Великопольской кавалерийской бригады. 14 сентября 1939 года, поддерживая атаку 7-го полка конных стрелков на Брохов, танкетки дивизиона своими 20-мм пушками уничтожили 3 немецких танка! Если бы перевооружение танкеток успели выполнить в полном объеме (250 — 300 единиц), то потери немцев от их огня могли быть значительно больше.

Трофейные польские танкетки вермахтом практически не использовались. Некоторое их количество было передано союзникам Германии — Венгрии, Румынии и Хорватии.

На базе танкетки в Польше выпускался легкий артиллерийский тягач С2Р.

ТК-3

TKS z nkm 20А

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ TKS

БОЕВАЯ МАССА, т: 2,65.

ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 2560, ширина — 1760, высота — 1330, клиренс — 330.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Hotchkiss wz.25 калибра 7,92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 2000 патронов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма — 8…10, крыша — 3, днище — 5.

ДВИГАТЕЛЬ: Polski FIAT 122BC, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 46 л.с. (33,8 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объем 2952 см?.

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, трехскоростная коробка передач, двухскоростной демультипликатор, дифференциал, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на полуэллиптической листовой рессоре, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения; гусеница шириной 170 мм, шаг трака 45 мм.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 40.

ЗАПАС ХОДА, км: 180.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 35.. .38; ширина рва, м — 1 ,1 ; высота стенки, м— 0,4; глубина брода, м — 0,5.

Легкий танк (czolg lekki) Vickers E

Популярный в 30-е годы легкий танк сопровождения пехоты, широко известный под названием «Виккерс 6-тонный». Разработан в 1930 году английской фирмой Vickers-Armstrong Ltd. в двух вариантах: Vickers Mk.E mod.А — двухбашенный, Vickers Mk.E mod.В — однобашенный. Контракт на поставку танков Польше был заключен 16 сентября 1931 года. В период с июня 1932 по ноябрь 1933 года изготовлено и поставлено 38 единиц.

Серийные модификации:

mod.A—двухбашенный вариант. Отличался от стандартного английского образца формой башен и вооружением. В Польше танки оборудовались специальным кожухом-воздухозаборником. Поставлено 22 единицы.

mod.В — 47-мм пушка Vickers и 7,92-мм пулемет Browning wz.30 в башне конической формы, смещенной клевому борту танка. Боекомплект 49 выстрелов и 5940 патронов. Поставлено 16 единиц.

На 1 сентября 1939 года в составе Войска Польского имелись две танковых роты, вооруженные «виккерсами», — 12-я (12 Kompanie Czotgow Lekkich) и 121-я (121 Kompanie Czotgow Lekkich) роты легких танков. Каждая из них насчитывала 16 боевых машин (три взвода по 5 танков и танк командира роты). Первая была сформирована в Учебном центре танковых войск в Модлине для Варшавской мотобронебригады, находившейся в составе армии «Люблин», вторая входила в состав 10-й кавалерийской бригады армии «Краков». Обе роты принимали участие в боях с немцами.

Vickers Е

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Vickers E

БОЕВАЯ МАССА, т: 7.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 4560, ширина — 2284, высота — 2057, клиренс — 381.

ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета Browning wz.30 калибра 7,92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 6600 патронов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт корпуса — 5. ..13, корма — 8, крыша — 5, башня — 13.

ДВИГАТЕЛЬ: Armstrong Siddeley Puma, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, воздушного охлаждения; мощность 91,5 л.с. (67 кВт) при 2400 об/мин, рабочий объем 6667 см?.

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); в каждой гусенице 108 траков шириной 258 мм, шаг трака 90 мм.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 37.

ЗАПАС ХОДА, км: 120.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 37; ширина рва, м — 1,85; высота стенки, м — 0,76; глубина брода, м — 0,9.

Легкий танк (czolg lekki) 7TP

Единственный серийный польский танк периода 30-х годов. Разработан в Польше на основе конструкции английского легкого танка Vickers Mk.E. Выпускался заводом Ursus в Варшаве с 1935 по сентябрь 1939 года. Изготовлено 139 единиц.

Серийные модификации:

двухбашенный вариант—башни и вооружение идентичны установленным на легком танке Vickers E. Два пулемета Browning wz.30 с боекомплектом 6000 патронов. Боевая масса 9,4 т. Габариты 4750x2400x2181 мм. Изготовлено 38 — 40 единиц.

Однобашенный вариант— башня конической формы, разработанная шведской фирмой Bofors. С 1938 года башня получила прямоугольную кормовую нишу, предназначенную для установки радиостанции.

Накануне Второй мировой войны танками 7ТР были вооружены 1-й и 2-й батальоны легких танков (по 49 машин в каждом). Вскоре после начала войны, 4 сентября 1939 года в Учебном центре танковых войск в Модлине была сформирована 1-я танковая рога командования обороны Варшавы. В ее состав входило 11 боевых машин. Столько же танков насчитывалось и во 2-й роте легких танков командования обороны Варшавы, сформированной чуть позже.

Танки 7ТР были лучше вооружены, чем немецкие Pz.l и Pz.ll, обладали лучшей проходимостью и почти не уступали им в бронезащите. Принимали активное участие в боевых действиях, в частности, в контрударе польских войск под Пётркув- Трыбунальски, где 5 сентября один 7ТР из 2-го батальона легких танков подбил пять немецких танков Pz.l.

Дольше всех воевали боевые машины 2-й танковой роты, оборонявшие Варшаву. Они участвовали в уличных боях вплоть до 26 сентября.

На базе танка 7ТР серийно выпускался артиллерийский тягач С7Р.

7ТР (двухбашенный)

7ТР (однобашенный)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА 7ТР

БОЕВАЯ МАССА,т: 9,9.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 4750, ширина — 2400, высота — 2273, клиренс — 376… 381.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка wz.37 калибра 37 мм, 1 пулемет wz.30 калибра 7,92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: выстрелов — 80, патронов — 3960.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел WZ.37C.A.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса — 1 7, борт и корма — 1 3, крыша — 1 0, днище—9,5, башня — 1 5.

ДВИГАТЕЛЬ: Saurer-Diesel V.B.L.Db (PZInz.235), 6-цилиндровый, дизельный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 110 л.с. (81 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 8550 см?.

ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, четырехскоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); в каждой гусенице 109 траков шириной 267 мм.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 32.

ЗАПАС ХОДА, км: 150.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 35; ширина рва, м — 1,8; высота стенки, м— 0,7; глубина брода, м — 1.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция N2C (устанавливалась не на всех танках).

Бронеавтомобиль (samochod pancerny) wz.29

Первый бронеавтомобиль полностью польской конструкции. Выпускался заводом Ursus (шасси) и Центральными автомобильными мастерскими (бронекорпус) в Варшаве. В 1931 году изготовлено 13 единиц.

Серийная модификация:

шасси двухтонного грузового автомобиля Ursus А, оборудованное кормовым постом управления, Корпус и восьмигранная башня склепаны из катаных броневых листов. В башне в шаровых установках размещались пушка и два пулемета, третий пулемет располагался в кормовом листе корпуса. К 1939 году пулемет, установленный в крыше башни и предназначенный для ведения огня по самолетам и верхним этажам зданий, был снят.

В 1931 году «урсусы» поступили в эскадрон бронеавтомобилей 4-й кавалерийской дивизии, дислоцировавшийся во Львове. Они пришли на смену броневикам Peugeot периода Первой мировой войны. В 1936 году все машины wz.29 передали в Учебный центр танковых войск в Модлине, где их использовали для подготовки личного состава.

На 1 сентября 1939 года в строю Войска Польского насчитывалось 8 бронемашин этого типа. Все они находились в составе 11-го бронедивизиона Мазовецкой кавалерийской бригады (армия «Модлин»), развернутой на границе с Восточной Пруссией. Несмотря на свою устарелость, «урсусы» довольно активно использовались в боях. Благодаря мощному вооружению в ряде случаев они смогли противостоять даже легким немецким танкам. 4 сентября 1939 года, например, 1-й взвод эскадрона, поддерживая атаку 7-го уланского полка, столкнулся с легкими немецкими танками Pz.l. Огнем своих пушек польские броневики подбили два немецких танка.

Через две недели боев почти все машины были потеряны, причем большая часть из них вышла из строя по техническим причинам. Оставшиеся «урсусы» 16 сентября 1939 года были сожжены своими экипажами.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ wz.29

БОЕВАЯ МАССА, т: 4,8.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 5490, ширина — 1850, высота — 2475, база —3500, колея —1510, дорожный просвет—350.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Puteaux wz.18 SA калибра 37 мм, 2 пулемета Hotchkiss wz. калибра 7,92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 96 выстрелов, 4032 патрона.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел wz.29.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса— 6…9, крыша и днище — 4 , башня — 10.

ДВИГАТЕЛЬ: Ursus2A, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 35 л.с. (25,7 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объем 2873 см?.

ТРАНСМИССИЯ: многодисковое сухое сцепление, четырехскоростная коробка передач; карданная и главная передачи, механические тормоза.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4×2, размер шин 32×6, подвеска на полуэллиптических рессорах.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 35.

ЗАПАС ХОДА, км: 380.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 10, глубина брода, м — 0,35 .

Бронеавтомобиль (samochod pancerny) wz.34

В 1928 году на вооружение Войска Польского был принят легкий полугусеничный бронеавтомобиль wz.28. Центральные автомобильные мастерские изготовили 90 таких машин на закупленных во Франции шасси Citroen-Kegresse P. 10. В 1 934- 1937 годах силами армейских мастерских их модернизировали путем замены гусеничного движителя на обычный автомобильный мост, и они получили обозначение wz.34. Примерно треть боевых машин вооружалась пушкой, остальные — пулеметом.

Серийные модификации:

wz.34 — бронеавтомобиль wz.28 с задним мостом типа Polski FIAT 614. Корпус — клепаный, простой формы. В левом борту имелась дверь для посадки водителя, в кормовой стенке—для посадки стрелка. Башня — клепаная, восьмигранная, с универсальной шаровой установкой для монтажа вооружения. Боевая масса 2,1 т. Габариты 3620x1910x2220 мм. Двигатель Citroen В-14, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 20л.с. (14,7кВт) при 2100 об/мин. Максимальная скорость 55 км/ч.

wz.34-1 — двигатель Polski FIAT 108, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 23л.с. (16,9 кВт) при 3600 об/мин.

wz.34-11 — задний мост Polski FIAT 618, двигатель Polski FIAT 108-111.

К началу Второй мировой войны бронеавтомобилями wz.34 были укомплектованы 10 бронеэскадронов, входивших в состав 21 -, 31 -, 32-, 33-, 51 -, 61 — , 62-, 71-, 81- и 91-го броневых дивизионов кавалерийских бригад Войска Польского. В результате интенсивной эксплуатации в мирное время устаревшая материальная часть эскадронов была к тому же сильно изношена. Заметного участия в боевых действиях эти машины не принимали и использовались для ведения разведки. К концу боев почти все они были подбиты или вышли из строя по техническим причинам.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ wz.34- II БОЕВАЯ МАССА, т: 2,2,

ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 3750, ширина—1950, высота — 2230, база — 2400, колея — 1180/1 540, дорожный просвет— 230.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Puteaux wz.18 SA калибра 37 мм или 1 пулемет wz.25 калибра 7,92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 90… 100 выстрелов или 2000 патронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел wz.29.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6…8.

ДВИГАТЕЛЬ: Polski FIAT 108-Ш (PZ)nz.117), 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 25 л.с.(18,4 кВт) при 3600 об/мин, рабочий объем 995 см?.

ТРАНСМИССИЯ: однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, карданная и главная передачи, гидравлические тормоза.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4×2, размер шин 30×5, подвеска на полуэллиптических рессорах.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 50. ЗАПАС ХОДА, км: 180.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 18; глубина брода, м — 0,9.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >