Польская марка автомобиля

Польские автомобили: автопром ушедшей эпохи

Статья о польских автомобилях: вехи истории, интересные модели, характеристики, особенности машин. В конце статьи — видео про польские автомобили.

Содержание статьи:

  • Ранняя история
  • Советская Польша
  • Видео про польские автомобили

Польскую автопромышленность можно назвать совсем юной – первый собственный автомобиль увидел свет лишь в 1951 году. Часть моделей была создана польскими инженерами и была весьма оригинальной, часть копировала западный автопром, а еще часть — выпускалась по лицензии. О текущем состоянии этой отрасли и машинах ушедшей эпохи — в нашем обзоре.

Ранняя история

В начале XX века практически каждое развитое государство обзавелось собственным автопромом, пусть модели и не отличались изысканным дизайном, а их начинка не была сверхсложной и производительной.
Процесс организации производства не нес в себе больших затрат и хлопот, однако Польше всё равно никак не удавалось освоить эту отрасль. Ни вложенные средства, ни активная помощь правительства не могли поставить автомобилестроение на ноги.
Мешала также слабая автоматизация и трудности транспортировки, вследствие которых автокомпании вынуждены были работать исключительно на внутренний рынок.
Среди первых попыток польских инженеров можно отметить следующие:

CWS T-1


На фото: польский «Роллс-ройс» — модель CWS T-1
Эта модель, прозванная «польским Роллс-ройсом», является самой первой сконструированной и выпущенной на территории Польши. Она создавалась на базе шасси T-1, разработанного Тадеушем Тански.
Родилась машина в 1922 году, когда были представлены все необходимые для сборки чертежи и опробовано производство ключевых узлов и деталей. Из-за недостаточного опыта и нестабильного финансирования первый прототип удалось собрать только к 1925 году.
Производился автомобиль с 1925 года по 1932 год, пока руководство предприятия не приобрело патент на Polski Fiat. По условиям договора они не могли производить другие автомобили, кроме указанных в патенте — таким образом, CWS T-1 пришлось убрать со сборки.
В общей сложности за время существования было произведено более 500 автомобилей. В линейке можно было найти модификации:

  • Torpedo (с открытым верхом);
  • Berlina (седан);
  • кабриолет;
  • Kareta (с жёстким верхом);
  • пикап;
  • фургон.

Особенностью автомобиля был единый размер всех крепежных болтов и гаек, благодаря чему машину можно было собрать одним ключом.

PZInz 302


На фото: Артиллерийский тягач PZInz 302
Это еще одна машина ранней поры, обязанная своим происхождением военному периоду, так как «списана» с артиллерийского тягача. В годы войны автомобиль состоял на вооружении Войска Польского, впоследствии стал доработанной версией «Fiat 518».
По шоссе автомобиль мог двигаться со скоростью 65 км/ч и на практике нередко использовался в качестве легкого грузовика.
Его вместимость позволяла перевозить до 5 человек или 80 боеприпасов, хотя изначально задумывался только для транспортировки орудий малого класса. Этот экземпляр польского автопрома производился до 1942 года.

Советская Польша


На фото: здание завода FSO в Польше
По окончании Второй мировой войны многие страны Восточной Европы начали строить свою новую историю при содействии СССР. Не избежала этой участи и послевоенная Польша.
После налаживания обширных связей с Советским Союзом в страну потекли товары и технологии, а потому практически все автомобили стали копией или производными от советских машин. Тогда развернулась широкомасштабная кампания по развитию собственного автомобилестроения, первым результатом которой стала самая крупная и известная варшавская компания — FSO.
Производитель, чьё полное название звучит как Fabryka Samochod?w Osobowych S.A., специализировался на производстве легкового автотранспорта. Имея достаточно большую историю и опыт, своих разработок она практически не имела, производя автомобили по лицензии.
Упразднили компанию в 2011 году, когда закончилась последняя лицензия на производство Шевроле Авео.

Nysa


На фото: микроавтобус Nysa
Этот небольшой микроавтобус отличался высокой надежностью, что удивительно, так как выпускался он на перепрофилированной мебельной фабрике. Под обозначением «N57» производилось две модификации:

  • развозной фургон;
  • микроавтобус на 8 мест.

Позже добавился грузопассажирский вариант и ограниченная партия Nysa 522, отличавшаяся высотой крыши. Это был специальный заказ немецких компаний, для которых высоту увеличили на 100 мм.
Модель имела лонжеронную раму и двигатель от ГАЗ-М-20 «Победа», который позже заменили на польский силовой агрегат S21 с мощностью в 70 л.с. Производился микроавтобус с 1957 по 1994 год, до 1980 года активно поставляясь в несколько стран, входивших в социалистический блок.
Со временем автомобиль морально устарел и потерял какой-либо спрос. Объемы производства начали постепенно снижаться, пока модель вовсе не сняли с выпуска. С 1996 года на мощностях завода производят машины под маркой Daewoo.


На фото: грузовик Star 660
Этот грузовой автомобиль можно назвать одним из самых удачных в истории польского автопрома, причем являющимся собственной разработкой польских конструкторов. Лишь незначительные технические решения были взяты от других стран.
Эта машина повышенной проходимости отличалась впечатляющей выносливостью к условиям эксплуатации. Двигатель располагался под кабиной, что помогло сделать идеальную развесовку, упрощающую поездку по бездорожью.
В целом, модель походила на ЗИЛ-157, но имела большую грузоподъемность, выгодно отличавшую ее от всех имеющихся на тот момент аналогов.
Существовало большое количество модификаций, в основном выполняемых по заказу военных. Для гражданских целей широко применялись передвижные автомастерские, а также автокраны.
Производился грузовик дольше всех своих соотечественников — с 1965 по 1983 годы.

Zuk


На фото: Польский вариант «Газели»
Оригинальный автомобиль, предназначенный для развозки рабочих, а также доставки небольших грузов. Производился с 1956 года и позаимствовал для конструкции немало элементов от «Победы», в том числе силовой агрегат. Модельный ряд включал даже пикапы и фургоны, которые поставлялись во многие страны СЭВ.

В 1975 году стали производить новую модификацию, получившую аббревиатуру «В» и расширенный ассортимент:

  • грузопассажирский фургон;
  • бортовой грузовик;
  • микроавтобус.

Также второе поколение получило новый мотор «S21».
Год прекращения выпуска этого автомобиля разнится в зависимости от источника и находится в пределах 1993-1998 годов.

Warszawa


На фото: автомобиль Warszawa был частым участником торжественных парадов в Польше
Первый автомобиль, производившийся на мощностях FSO и фактически выглядевший точной копией ГАЗ-М-20 «Победа». По истечении нескольких лет создатели доработали его и создали новые, собственные модификации.
Производство началось в 1951 году, сборка осуществлялась из готовой штамповки и компонентов, привезенных из СССР. Постепенно на заводе организовывалось собственное производство комплектующих, на которые компания полностью перешла к 1956 году.
Инженеры несколько доработали конструкцию, упростив ее. Это позволило сэкономить материалы, ускорить сборку, что в свою очередь уменьшало стоимость. Согласно докладной записке руководству промышленности Польши, только металла удалось сэкономить около 114 кг.
Производилась модель до 1973 года. За это время было выпущено четыре поколения автомобиля.

Syrena


На фото: автомобиль Syrena
Полностью польский автомобиль, который разрабатывался с целью заменить на конвейере Warszawa, однако длительное время они производились совместно.
Примечательно, но машина не претерпела изменений с 1957 года и до конца производства менялся только двигатель. Этот автомобиль стал одним из первых серийных переднеприводных легковых машин, чьим преимуществом был небольшой размер. Это позволило не только снизить цену, но и увеличить экономичность.
Всего производилось пять модификаций, которые отличались в основном силовыми агрегатами, а модель Syrena 104 еще и необычными фарами. Чуть позже появилась высоко оцененная сельскими жителями и фермерами модификация Syrena 105, которая получила кузов пикап.
В базовой версии на машину устанавливался двухцилиндровый мотор, что при массе в 950 кг обеспечивало хорошую динамику. Более поздние экземпляры получали трехцилиндровый агрегат. Производился автомобиль до 1983 года.

FSO 125p

На фото: «Копейка»? Нет, FSO 125p
Это аналог советской «копейки», даже визуально очень с ней схожий. В основу модели лег Fiat-125, который от используемого ВАЗом Fiat-124 отличался иными габаритами. Компания FSO производила Фиат-125 по лицензии и, согласно договоренностям, могла дать автомобилю любое название. Однако руководство решило его принципиально не менять, добавив лишь маркировку завода.
Несмотря на договорные отношения, польские инженеры внесли в конструкцию некоторые собственные изменения:

  • фары изменили на круглые, что смотрелось более современно, чем оригинальная квадратная оптика;
  • для топлива установили плоский бак, который был безопаснее оригинального.

Производился автомобиль с 1967 по 1991 год и экспортировался в страны, входящие в блок СЭВ. На протяжении своей жизни он перенес несколько рестайлингов, хотя доработки преимущественно затрагивали салон. Машина приобрела больше пластиковых элементов, другую радиаторную решетку и оптику, но декоративные перемены не могли спасти ее от морального устаревания.

Polonez

На фото: модель Polonez
Оригинальный автомобиль, производившийся с 1978 года, часто обвиняемый в копировании дизайна «Фольксваген Гольф».
Это не соответствует истине, так как польские инженеры самостоятельно продумали дизайн, а вот подвеску действительно «подсмотрели». Однако это вполне распространенная практика среди конкурирующих производителей, которая встречается в автомобилестроении до сих пор.
Выпускалось три модификации этого автомобиля, которые имели большое количество вариантов кузовных решений. Он был широко распространен в Европе, активно поставляясь практически во все страны Старого Света, а в Египте вплоть до 2000 года существовал завод по отверточной сборке модели.
Закатом этой модели стал 1997 год, когда новые машины перестали продаваться в большую часть стран из-за несоответствия новым экологическим требованиям. Полностью производство прекратили в 2002 году.

Arrinera Hussarya

На фото: прототип так и не созданного суперкара Arrinera Hussarya
Первый полностью польский суперкар, чья разработка началась в 2008 году, а первый прототип был продемонстрирован в 2015 году.
К сожалению, как бы заманчиво ни анонсировали серийный выпуск этой модели уже в 2016 году, ни один экземпляр так и не сошел с конвейера. Производитель объявил о своем банкротстве еще на стадии сборки опытного образца.

Заключение

В условиях развивающегося рынка польскому автопрому не удалось выжить. Его не спасли даже иностранные инвестиции, так как партнеры сами испытывали финансовые проблемы.
Да и сами поляки начали пересаживаться пусть на подержанные, но более качественные машины из соседней Германии. Открытие границ, знакомство с развитыми рынками не оставило польским автопромышленникам никаких шансов.
Видео про польские автомобили:

Автомобильная промышленность в Польше — Automotive industry in Poland

Основные статьи: Автомобили и автомобильная промышленность

Автомобильная промышленность в Польше

Fiat Auto Poland в настоящее время является крупнейшим производителем автомобилей в Польше

Автомобильной промышленности в Польше составляет значительную часть польской экономики, на которые приходится около 11% промышленного производства Польши. Польша является одним из крупнейших производителей легковых автомобилей (легковых автомобилей) в Центральной и Восточной Европе . В 2013 Польша была 23 — й по величине автопроизводитель в мире .

история

Polski Fiat 126p , 1973, вероятно , наиболее знаковый автомобиль польского производства в мире

Первая польская компания , которая производится автомобильных транспортных средств, Ursus , была создана в 1893 году и стал известен за линию тракторов , произведенных с 1922 г. После обретения Польшей независимости в период после Первой мировой войны , польская автомобильная промышленность выпустила ряд легких военных транспортных средств , такие как бронированные автомобили танкетки и легкие танки ( 7TP является наиболее продвинутой моделью). Гражданское автомобильное производство существовало, с Centralne Warsztaty Samochodowe (позже, Panstwowe Zakłady Inżynieryjne ) является наиболее заметной компанией. Тем не менее, по сравнению с более промышленно развитых стран Западной Европы, межвоенной Польши рассматривается как имеющий весьма ограниченные возможности производства автомобилей до Второй мировой войны. Прерванная войной, производство автомобилей в Польше возобновилось после этого, и социалистической Народной Республика Польши произведена около 400 тысяч автомобилей в 1980 году моделей той эпохи, наиболее известный были Варшава , Syrena , Polski Fiat и Polonez легковых автомобилей. Polski Fiat 126p или «Maluch» был особенно знаковым автомобилем этого периода.

Производство увеличилось после падения коммунизма , и достиг 650,000 автомобилей около 1999 года, снижение в течение следующих нескольких лет. В начале 2000 года около 2002-2003 годы, Польша произвела около 300 тысяч легковых автомобилей в год, число , которое увеличилось еще раз после вступления Польши в Европейский Союз в 2004 году удвоилось к середине 2000-х годов , а затем почти в три раза к концу десятилетия около 2009 года.

Текущая ситуация

2011 Fiat Abarth 500C, новая модель Fiat недавно произведенный в Польше

За период 2007-2009 годов, Польша стала вторым по величине производителем легковых автомобилей (легковых автомобилей) в Центральной и Восточной Европе , после Чехии (не считая России ). По состоянию на конец 2000 — х и начало 2010 — х лет, польский автомобильный сектор приходится около 11% от общего объема промышленного производства, что составляет около 4% от ВВП. В этом секторе занято около 130 тысяч человек, и производит около 800,000-900,000 легковых автомобилей в год. Производство больших коммерческих транспортных средств было примерно 70,000-90,000 в этот период. Большая часть продукции отрасли ориентирована на экспорт, в первую очередь в Европейском Союзе . В 2009 году стоимость экспорта из этого сектора составил 15700000000 €, т.е. 16% от всех польского экспорта. С 2010 года количество автомобилей , произведенных в Польше снижается от 869,376 до 583,258 в 2013 г. С этого года Польша была 23 — й по величине автопроизводитель в мире .

Крупные международные компании со значительным присутствием в польском автомобильном секторе включают Fiat , Opel , Toyota , Volkswagen , MAN Nutzfahrzeuge , Solaris , Volvo и Scania AB . Из них исторически Fiat был очень сильное присутствие в Польше в течение почти столетия: план сборки Polski Fiat был создан в 1920 — х годах, и в то время прервано Второй мировой войны, производство Fiat лицензированных автомобилей возобновилось в социалистической Польше в 1967 году.

Большинство крупных сектора контролируется международными компаниями и финансируется за счет иностранных инвестиций ; с автобуса и грузовика производителя Solaris , являющейся крупнейшей компанией на рынке , который является собственностью польских инвесторов.

Некоторые модели , произведенные в Польше в последние годы, Opel Astra III и IV, в Fiat Panda и Fiat 500 , на Lancia Ypsilon , на Ford Ka , и Chevrolet Aveo .

Активные производители

DZT Honker .

  • AMZ-Kutno
  • Arrinera
  • Automet
  • Autosan
  • DZT / Honker (экс-ЛПС)
  • Fiat Auto Poland (бывший FSM)
  • Irisbus Iveco / Kapena
  • Jelcz
  • Melex
  • MAN Bus / MAN Trucks (экс-Star)
  • Opel Производство Польша
  • Scania Производство Słupsk
  • Solaris
  • Solbus
  • Volkswagen Познань (экс-FSR)
  • Volvo Польша — Автобусы

Несуществующие производители

FSO-Daewoo Polonez Ату PlusStar 944 >внешняя ссылка

Star 660

Бензиновый

4680 см3

105 л. с.

6,8

Карбюратор

Жидкостные

механическая

6,14

3,18

1,68

1,0

0,78

5,75

напольный рычаг

Раздаточная коробка двухступенчатая, с парой конических и парой цилиндрических шестерён, с механизмом блокировки дифференциала заднего и промежуточного мостов; передаточное число — 7,17

Star 660
Общие данные
Производитель FSC «Star»
Годы производства 1965—1983
Дизайн
Компоновка полный
Колёсная формула 6×6
Двигатель
S-47 Тип Объём Максимальная мощность Цилиндров Степень сжатия Система питания Охлаждение Порядок работы цилиндров
Трансмиссия
механическая 5-ступ. Тип Число ступеней Передаточные отношения 1 передача 2 передача 3 передача 4 передача 5 передача Задняя передача Переключение
Массово-габаритные характеристики
Длина 6528 мм
Ширина 2420 мм
Высота 2875 мм
Масса 5300 кг
Динамические характеристики
Максимальная скорость 75 км/ч
Другая информация
Грузоподъёмность 4500 кг
Объём бака 2Х150
← Star-66 Star-266 →
Медиафайлы на Викискладе

Star 660 — грузовой автомобиль повышенной проходимости производства завода грузовых автомобилей «Star» в городе Стараховице (ПНР).

Выпускался серийно с 1965 года по 1983 год. Активно поставлялся в страны социалистического лагеря в том числе и в СССР. Использовался как для военных нужд, так и в народном хозяйстве.

История

Star 660 являлся дальнейшей модернизацией ранее выпускаемого армейского грузовика Star 66. По классу был наиболее близок к советскому грузовику ЗИЛ-157, но выгодно отличался от него компоновкой кабина над двигателем и большей грузоподъёмностью. Стандартный автомобиль имел бортовую цельнометаллическую платформу с откидным задним бортом и возможность установки тента. Кабина цельнометаллическая со складной брезентовой крышей. Двери в кабину открывались по ходу движения. Задние колеса односкатные. На базе Star 660 выпускалось множество специальных автомобилей, в том числе и военных: автокраны (в этом случае была двойная кабина с четырьмя дверями, металлической крышей и местом управления крановщика), автомастерские, передвижные радиостанции и понтонные мосты и многие другие.

С конца 60-х годов Star 660 поставлялись и в СССР, в основном в качестве специализированных автомобилей: автокраны и очень нужные народному хозяйству передвижные автомастерские Jelcz-574 (на основном фото данной статьи). Последняя имела цельнометаллический кузов в котором были: сверлильный и токарный станки, ручной пресс, слесарные верстаки, пескоструйная установка очистки свеч зажигания, установка регулирования форсунок дизельных двигателей, трехфазный генератор, компрессор, оборудование газовой сварки, селеновый выпрямитель и заточной станок. Так же автомастерская имела монтируемый на передний бампер кранк-балку грузоподъёмностью в 1 тонну для монтажа и демонтажа двигателей и прочих тяжелых механизмов в полевых условиях. В походном положении стрела крана устанавливалась на боковину кузова. Необходимость такой автомастерской была настолько велика, что она выпускалась и поставлялась в СССР и со следующей моделью аналогичного грузового автомобиля Star 266.

Из-за своего необычного внешнего вида Star 660 даже успели сняться в некоторых советских фильмах. Например, автокран в детском фильме «Новые приключения Дони и Микки», автомастерская Jelcz-574 в детском фильме «Приключения Электроника», (её по иностранному городу скрываясь от погони гангстеров Стампа ведёт сам Электроник), а также в роли грузовика гитлеровцев в фильме «Водитель автобуса».

Ссылки

  • Иностранные автомобили в СССР

Колёсные бронемашины

OT-64 SKOT • KTO Ryś • AMZ Dzik • BRDM-2M96i • Huzar • Tumak • Tarpan Honker • Honker Skorpion • AMZ Tur • Зубр

БТР и БМП

SUM-Kalina • Opal • BWP-95 • BWP-40 • BWP-2000 • BWP-1 Puma

Танки

Лёгкие: WPB Anders • PL-01 • Основные боевые:PT-91 Twardy • PT-94 Goryl • PT-72U • Т-55АМ Merida

САУ

Krab • RAK • DANA-T • 2S1Т Goździk

РСЗО

Артиллерия ПВО

ЗРК

Грузовые автомобили

Star 66 • Star 200 • Star 266 • Star 660 • Star 744 • Star 944 • Star 1444 • Star 1466 • Jelcz 800 • Jelcz С642 С662

Тягачи

История марки Star


История автомобильного завода Star началась сразу же с создания первого автомобиля 1946 году в мае месяце, в конструкторском бюро автомобильной промышленности (BKPMot), эвакуированном в Лодзь. Руководителем проекта был известный польский инженер Ян Вернер (Jan Werner), выбравший за основу довоенный опытный грузовик “Пэ-Зэт-Инж-713” (PZInz). Прототип нового 3,5-тонного грузовика “А20” с 6-ти цилиндровым карбюраторным мотором. “S40” мощностью 85 л.с. и 4-х ступенчатой коробкой передач был собран весной 1948 в Варшаве, а его производство решили развернуть в цехах бывшего металлургического завода, основанного еще в 1875 году в городке Стараховице близ Кельце, по названию которого автомобили получили марку “Стар”.

Пятнадцатого декабря 1948 г. там началось изготовление грузовиков “Стар-20”, получивших модернизированный двигатель “542”, выпускавшийся также на “Старе”. В 1951 г. завод, которому присвоили имя Ф.Э.Дзержинского, собрал около 2600 машин. На базе первенца предлагали седельный тягач “С60”, самосвал “W14” и различные специальные исполнения. С 1954г. выпускался 4-х тонный вариант “Стар-21” с 5-ти ступенчатой коробкой передач и тремя размерами колесной базы. Через четыре года его заменил более совершенный “Стар-25”, ставший одним из наиболее удачных и популярных польских автомобилей. Его комплектовали двигателем “S42-2” (95 л.с.) и обновленной кабиной.

В варианте седельного тягача “С25” с полуприцепом “D40” для перевозки мебели он поступал в СССР. Кроме того, на его основе предлагали длинно-базовое исполнение “25L”, самосвалы “W25” с задней и “3W25” с 3-х сторонней разгрузкой, различные фургоны, цистерны, пожарные машины, краны. С 1963 г. выпускался “Стар-27” с дизелем “553”(5,6 л., 100 л.с.), на основе которого разработали 8-ми тонные машины “А83” (6×4) и “А88” (6×2). С конца 40-х гг. на заводе проводились работы по созданию полноприводных грузовиков двойного назначения. После долгих испытаний в 1958 г. началось производство 2,5-тонного автомобиля “Стар-66” (6×6) со 105-сильным бензиновым мотором.

При оснащении системой регулирования давления воздуха в шинах он получил обозначение “Стар-660”, а последующие дизельные варианты имели индексы “660М1” и “660М2”. В 1968 г. увидели свет 5-ти тонные 2-х осные грузовики – дизельный “Стар-28” (100 л.с.) и бензиновый “Стар-29” (105 л.с.), на которых впервые появилась новая кабина, ставшая основой для самой известной серии “200”. С 1975 г. ее открывал 6-ти тонный бортовой автомобиль “Стар-200” с колесной базой 3400 мм., новым польским 6-ти цилиндровым дизелем “S359” (6842 см3, 150 л.с.), синхронизированной 5-ти ступенчатой коробкой передач, рулевым механизмом с гидроусилителем, 2-х контурной пневматической тормозной системой и более вместительной кабиной модели “642”.

На его шасси предлагались удлиненный вариант “200L” (база 3910 мм.), полноприводная модель “244” (4×4), седельный тягач “С200”, два строительных самосвала “200S” и “3W244” и сельскохозяйственный “244RS” с высокими бортами. С середины 70-х гг. на смену серии “660” пришел грузовик “Стар-266” (6×6). К этому времени автомобильный завод “Стар” превратился в своеобразный концерн местного значения, включавший пять предприятий, на которых трудилось 25 тыс. человек, выпускавших все комплектующие изделия для своих автомобилей. В 70-е гг., во времена увлечения закупкой иностранных лицензий, “Стар” не воспользовался ни одной из них.

Когда же в Польше началась приватизация, завод стал в 1991 г. акционерным обществом, но его единственным акционером было государство. Подготовка к производству нового поколения грузовиков собственной конструкции началась в середине 80-х гг., а их изготовление продолжалось до конца 90-х гг. Принципиально новый 3,5-тонный “Стар-742” для городских и коротких местных перевозок появился на Будапештской ярмарке в 1986 г., а его производство началось три года спустя. На автомобиле был установлен польский 4-х цилиндровый дизель “Андория” (Andoria) с турбонаддувом мощностью 105 л.с., позволявший автомобилю полной массой около 7 тонн развивать скорость 98 км/ч.

Развитием этой серии стал полноприводный 3,3-тонный “Стар-744” (4×4). Наследником серии “200” являлось 6,5-тонное семейство “1142”, выпускавшееся с 1986 г. На этих машинах использовался прежний 150-сильный дизель. Его вариант с турбонаддувом устанавливался на бортовой модели “Стар-1142Т” и седельном тягаче “С1142Т” для автопоезда полной массой 27 т., развивавшего скорость 93 км/ч. Кабина этих машин оснащалась воздушными обтекателями и массивным бампером. Стремление “Стара” сохранить независимость привело к выпуску устаревшей продукции, по техническому уровню и качеству давно не соответствовавшей новым требованиям. Модели находили спрос только на внутреннем рынке, где их начали быстро теснить машины иностранного производства.

До середины 90-х гг. объем выпуска составлял 2700-3200 грузовиков ежегодно, но в 1999 г. он сократился до 1750 машин, а персонал – до 900 человек. Все это заставило завод “Стар” пойти, наконец, на сотрудничество с немецкой фирмой МАН (MAN), подписав с нею в 1998 соглашение о кооперации. Через год в программе появилась легкая серия “Стар-8.125”, представляющая собой прежнее шасси “Стар”, оснащенное кабиной и 125-сильным дизелем от серии MAN L2000. В начале 2000 г. “Стар” был присоединен к концерну МАН. В результате в Стараховицах началась сборка грузовика “Стар-12.157” со 155-сильным дизелем MAN, 6-ти ступенчатой коробкой передач ЦФ (ZF), гипоидной главной передачей, всеми дисковыми тормозами и 8 размерами базы.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Вчера мимо меня проехал довольно необычный в наши дни автомобиль. Издалека он был похож на «Колхиду» с квадратной кабиной, в народе именуемой «Сервант», и я подумал – ого, какая редкость, последний раз живую «Колхиду» я видел лет так 15 назад. Достал камеру из рюкзака, в надежде сделать пару кадров очень редкой ныне машины, но увы, аккумуляторы оказались безнадёжно разряжены. Надо чаще проверять технику.

Тем временем, пока пытался уже телефоном хоть что-то снять, грузовик проехал мимо, и уже с близи я увидел – никакая это не «Колхида» а польский Star, хоть на нем уже и не было названия. Машина была известна в СССР, а теперь позабыта. Каково моё удивление, я впервые вообще видел Star — 200 в наших краях. Заодно вспомнил, что под одним из постов подписчик интересовался судьбой этой марки, существует ли она до сих пор или нет, вот и подумал, что написать об этих польских грузовиках велел сам, его величество, случай. Забегая наперед, скажу, что завод работает до сих пор, но обо всем по порядку.

Завод Star берет своё начало в 1948 году, производство машин было налажено в городе Стараховице на бывшем металлургическом заводе. Отсюда же появилось и название «Star».

Поначалу завод выпускал неказистого вида грузовик Star — 20, с бензиновым шестицилиндровым мотором. На основа базовой модели появился ряд модификаций таких как седельный тягач и различая строительная техника, краны, самосвалы, и даже автобусы.

Настоящий успех заводу принес Star — 25, увидевший свет в 1958 году. Он так же был бензиновым, мощность двигателя S42-2 составляла 95 л.с. Машина выпускалась во множестве модификаций. До наших дней уцелели как обычные бортовые грузовики, так и пожарные машины, в основном сохранились они в Польше.

Поставлялась Star — 25 и в СССР, в основном это были седельные тягачи, в которых советские автохозяйства остро нуждались.

Продолжением линейки грузовиков стал Star — 27, вышедший в 1962 году. Внешне машины были похожи, различия были в двигателях и трансмиссии.

В 1958 году завод начинает выпускать полноприводную милитарную модификацию Star — 66. Машина имела 6 цилиндровый бензиновый мотор мощностью 105 л.с. и хорошие внедорожные характеристики, вот только кабина была очень простенькой, со складной брезентовой крышей. Грузоподъемность составляла 2.5 тонны.

В 1965 году выходит Star — 660, полноприводный грузовик двойного назначения.

Часть этих машина поставляется в СССР, в основном это были мобильные мастерские, оборудованные всем необходимым для ремонта техники в полевых условиях, помимо токарного, сверлильного станков, пескоструйки и генератора для электросварки имелся даже небольшой съемный кран, монтируемый на передний бампер. При помощи этого крана и штатной лебедки можно было снимать и ставить двигатели на грузовики, или поднимать грузы весом до тонны.

В 1968 году выходит совершенно новые модели — Star — 28 и Star — 29. Внешне машины одинаковы, Star — 28 имел дизельный двигатель мощностью в 100 л.с., а 29 – бензиновый мощностью в 105 л.с.

Новая кабина положит начало самой известной серии 200 этих польских грузовиков. Дизельный Star — 28 производился до 1989 года, как и предшественники – в огромном количестве модификаций.

В 1975 году выходит Star — 200, продержался он на конвейере до 1994 года.

Машина имела дизельный двигатель объемом 6.8 литра и мощностью 150 л.с., 5 – скоростную КПП с синхронизаторами, гидроусилитель руля и двухконтурную тормозную систему.

Именно такой мне и повстречался на дороге, в виде автовышки. Был ли он изначально автовышкой, или это уже местная переделка, мне не известно.

Одна из модификаций двухсотой серии, Star — 244 была полноприводной, с двумя ведущими мостами, выпускалась до 2000 года.

До 2000 года выпускался и Star — 266, этот полноприводный трёхмостовый грузовик пришел на смену Star — 660 в 1973 году. Машина эта была как милитарного назначения так и гражданского, на его базе выпускалась строительная техника.

В 1988 году Star — 266 участвовали в знаменитом ралли Дакар. Проходимость у машины – впечатляющая.

В конце 80-х на заводе разрабатывают новый среднетоннажный грузовик Star — 742, грузоподъемностью 3.5 тонны.

Это был грузовик для городских и коротких междугородных перевозок. Производство машины начинается в 1990 году и продолжается 10 лет.

Полноприводный (4Х4) Star — 744 появился пару лет спустя, в 1992 году, выпуск прекратился в 2000-м.

Параллельно с малотоннажниками с 1986 по 2000 год производятся Star — 1142 грузоподъемностью 6.5 тонн. По сути они стали продолжением прекрасно себя зарекомендовавшего Star — 200, производство которых уже сворачивалось.

С середины 90-х дела у завода стали идти неважно. Еще в 1994 году объем производства был около 3000 грузовиков в год, а к концу 90-х упал, выпускали менее 2000 машин в год, сократился и персонал завода. Выбор у компании был невелик, или прекратить своё существование, вслед за многими предприятиями стран соцлагеря, после его распада, либо работать совместно с европейскими автогигантами. Руководство выбрало второй вариант, тем самым спасло производство.

В 1998 году Star подписал партнерское соглашение с немецким концерном МАN, в 2000 году вошел в его состав. С началом совместной работы появляются две новые модели, Star — 8.125 и Star — 12.155.

Star — 8.125 представляет собой шасси польской разработки, на которое устанавливался 125-сильный дизельный двигатель MAN, от MAN была и кабина, серии L2000.

Star — 12.155 оснащался 155 сильным дизелем MAN, 6 скоростной коробкой ZF и дисковыми тормозами всех колёс.

В 2000 году стартовал выпуск новой серии — Star S2000, производство в Польше продолжалось до 2004 года, после чего было перенесено в Австрию, где продолжалось до 2007 года.

Завод в Стараховице был перепрофилирован под производство комплектующих, в том числе и для сторонних заказчиков.

10 старинных автомобилей, которые стоят сегодня целое состояние


Duesenberg Model J — автомобиль не для всех.

В автомобилях подавляющее большинство людей ценят скорость, надёжность, роскошь и изысканный дизайн. А ещё автомобили — это подтверждение статуса и состоятельности. За 128 лет истории автомобилестроения были создано немало элитных автомобилей, причём некоторые из старинных автомобилей дошли до наших дней и стоят целое состояние.

1. Alfa Romeo Tipo B


Alfa Romeo Tipo B.

1932 год/$ 5,6 млн
Авто, изготовленное в 1932 году для участия в Гран-При, стало прообразом первых гоночных автомобилей. Благодаря 8-цилиндровому двигателю объемом 2,6 литра и мощностью в 260 л.с., а также улучшенной аэродинамике Tipo B выиграл целых 26 гонок в период между 1932 и 1935 годами.

2. Mercedes-Benz 38/250 SSK


Mercedes-Benz 38/250 SSK.

1929 год/$ 7,4 млн
Классический гоночный родстер получил прозвище SSK (Super Sport Kurz) за то, что его колесная база была короче, чем у предыдущей модели. Это был последний автомобиль, который легендарный автопроизводитель Фердинанд Порше разработал для Mercedes. Под капотом SSK стоял чудовищный по мощности (300 л.с.) гигантский 7,1-литровый двигатель, благодаря которому авто развивало скорость в 200 км/ч. В течение большей части 1930-х годов SSK доминировал практически во всех Гран-При.

3. Shelby Cobra Daytona Coupe


Shelby Cobra Daytona Coupe.

1965 год/$ 7,7 млн
Мечта любого городского плейбоя, Shelby Cobra Daytona Coupe — один из немногих американских автомобилей, который считался достойным соперником Ferrari в классе GT. Мощный двигатель V8 мощностью 430 л.с. и скорость в 320 км/ч позволили выиграть Ле-Ман в 1964 году и чемпионат мира среди автопроизводителей в 1965 году. Последний из представителей настоящей классики американских авто был продан за рекордные $ 7,7 млн.

4. Ferrari 250 GT SWB California Spyder


Ferrari 250 GT SWB California Spyder.

1961 год/$ 8,6 млн
Модель Ferrari 250 GT SWB California Spyder стала ремейком выигравшей множество наград 250 GT Berlinetta SWB. Новый Spyder получил гладкий корпус, гораздо более эффективное шасси и мощный 3-литровый двигатель V12. Этот автомобиль стал примечателен тем, что его очень часто снимали в голливудских фильмах. Благодаря дизайну и превосходной управляемости Spyder стал объектом желания автолюбителей по всему миру.

5. Mercedes-Benz 540K Special Roadster


Mercedes-Benz 540K Special Roadster.

1947 год/$ 9 миллионов
Прежде, чем Фердинанд Порше начал заниматься производством собственных автомобилей, он разработал двигатель для этого 5,2-метрового зверя. 5,4-литровый двигатель, обтекаемый корпус, покрытие серебряной краской и аристократический вид сделали 540K Special Roadster фаворитом среди аристократов, бизнесменов и звезд сцены и экрана. Двухдверный кабриолет, который олицетворял богатство довоенных автомобилей, отличался превосходной управляемостью на высоких скоростях, что было редкостью даже среди автомобилей класса люкс в 1940-х годах.

6. Bugatti Royale Type 41 Kellner Coupe


Bugatti Royale Type 41 Kellner Coupe.

1931 год/$ 9,8 млн
История гласит, что Этторе Бугатти хотел создать настолько роскошный автомобиль, чтобы им могли бы обладать только королевские семьи. Этторе удалось воплотить свою мечту и авто стало самым роскошным автомобилем из всех, когда-либо появлявшихся в продаже. При этом его 12,7 литровый двигатель позволял Bugatti быть одним из самых мощных дорожных автомобилей в мире. Всего было построено 6 экземпляров «королевского» авто.

7. Duesenberg Model J


Duesenberg Model J.

1931 год/$ 10,3 млн
Разработанный в период Великой Депрессии американской компанией Duesenberg Automobile & Motors Company автомобиль «Model J» является ярким примером американских инноваций и роскоши. Model J разрабатывался специально, чтобы стать самым стильным, быстрым, большим и дорогим автомобилем в Соединенных Штатах. Одними из его владельцев стали испанский король Альфонсо XIII и нескольких ведущих бизнесменов того времени.

8. Ferrari 250 Testa Rossa


Ferrari 250 Testa Rossa.

1957 год/$ 27,5 млн
Как уверяют многие автолюбители, Ferrari 250 Testa Rossa — гораздо больше, чем просто мощный и стильный автомобиль. Он представляет собой целое поколение спортивных автомобилей, которые стали любимыми игрушками богатых и знаменитых людей. Сейчас подобные авто продаются по $ 12 млн, а цена на идеально сохранившиеся экземпляры доходит до $ 27 млн.

9. Mercedes W196R


Mercedes W196R.

1954 год/$ 29,6 млн
Mercedes W196R, также известный как «Серебряная стрела» занял второе место в списке благодаря своей редкости и, как следствие, огромному спросом среди богатых коллекционеров. Из 10 автомобилей, существующих на сегодняшний день, только один находится в частной собственности, а все остальные являются либо собственностью Mercedes Benz, либо автомобильных музеев. «Серебряная стрела» доминировала в 1954 и 1955 годах в гонках Формулы 1.

10. Bugatti Type 57SC Atlantic


Bugatti Type 57SC Atlantic.

1937 год/$ 40 млн
Когда Bugatti Type 57SC Atlantic находился в разработке, мало кто думал, что будет построено всего четыре автомобиля. Сегодня остались только два подобных авто, один из которых принадлежит знаменитому модельеру Ральфу Лорену и выставлен в Париже, а другой принадлежит неизвестному коллекционеру и демонстрируется в автомобильном музее Mullin, расположенном в американском городе Оснард.
В продолжение темы ещё 60 ржавеющих в сарае автомобилей стоят больше миллиарда рублей. Это настоящее сокровище досталось внукам умершего предпринимателя по наследству.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: