Поход бедноты

Крестовый поход бедноты

В 1095 году папа Урбан II на Клермонском соборе призвал во что бы то ни стало отвоевать Святую землю у неверных. Причем покарать огнем и мечом требовалось не только мусульман, но и представителей других религий. После этого призыва хрупкое равновесие в Европе сломалось. Людей охватил настоящий религиозный психоз. И его активно поддерживали своими проповедями и священнослужители на местах. Первыми под удар попали евреи. Толпы разношерстной бедноты объединилась в шайки и начали свою «священную войну», которую принято называть Крестьянским крестовым походом. А во главе озлобленной массы встал Петр Пустынник, монах-отшельник.


Массовая истерия
Папа римский Урбан II не ожидал такой прыти от рабов божьих. Он рассчитывал, что оголтелая толпа официально отправится в Первый крестовый поход в праздник Успения Богородицы, что пятнадцатого августа, но беднота так сильно рвалась отвоевывать Святую землю, что взяла курс на Иерусалим гораздо раньше намеченного срока. Армию составляли в основном крестьяне и обедневшие рыцари, которые в походе видели единственную возможность поправить свое бедственное положение, ну или умереть за веру, тут уж как кому повезет.
Надо сказать, что до призыва к походу Европу на протяжении нескольких лет сильно «штормило». За короткий временной отрезок людям пришлось вытерпеть и засуху, и голод, и чуму. Эти события давили на умы народа, заставляя выживших думать о скорой неминуемой смерти. А в 1095 году произошло еще несколько необычных природных явлений, таких как лунное затмение и метеоритный дождь. Их священнослужители быстро обратили себе на пользу, заявив, что это – Божье благословение для похода против неверных. И измученный, уставший и испуганный народ поверил. Точно неизвестно, что всего людей приняло участие в Крестьянском походе. По мнению исследователей, их численность колебалась от ста до трехсот тысяч. Причем армию составили не только мужчины, но женщины с детьми.
Естественно, у войска должен был появиться лидер. И такой нашелся в лице монаха-отшельника Петра Амьенского, которого прозвали Пустынником. Ради усиления эффекта он нарядился в белые одежды, оседлал коня и путешествовал по Северной Франции и Фландрии, всеми силами пропагандируя крестовый поход. Петр отличался умением руководить и заводить толпу, его речи слушали, открыв рты. И поэтому немудрено, что именно Пустынника крестьяне стали воспринимать не просто как лидера, а как полноценного Божьего пророка. Сам Петр активно поддерживал эту легенду, рассказывая всем и каждому о том, что на путь проповеди его отправил лично Христос. Так постепенно вокруг Пустынника начала собираться разношерстная толпа, где главной силой стали дикие, неграмотные и нищие люди, которые в походе на Иерусалим видели только возможность обогатиться. Были среди них и по-настоящему религиозные паломники, но их численность значительно уступала отбросам общества. Но Петр, конечно, не обращал внимания. Главное – количество, а не качество.
О самом Петре, надо сказать, информации не так много. Известно, что он появился на свет в Амьене примерно в 1050 году. Сначала служил в армии, потом ударился в религию. Общаясь со священнослужителями Петр загорелся идеей выдворения мусульман и остальных иноверцев со Святой земли. Поэтому призыв Урбана II стал для него настоящим «звездным часом». И хотя официально во главе похода стоял именно папа римский, на деле же его лидером стал именно тщедушный и жалкий на вид Петр. Народ не обращал внимания на его внешность, люди видели в нем могучую внутреннюю силу. Современники Пустынника говорили, что ум у него был «быстрым и проницательным, говорил приятно и свободно». Кстати, есть версия, что именно Пустынник стал чуть ли не идейным вдохновителем крестового похода. Во время своих странствий он добрался до Палестины, где увидел, что местные христиане находятся в ужасном положении. Им срочно требовалась помощь. И Петр добился встречи с иерусалимским патриархом Симоном. Тот, выслушав монаха-отшельника, лишь пожал плечами и посоветовал обратиться к «владыке-папе и римской церкви, королям и князьям Запада». Пустынник не отступил и вскоре уже был в Риме на приеме у папы Урбана II. Тот выслушал Петра и пообещал всяческое содействие. Так, собственно, и был объявлен крестовый поход.


Петр Амьенский
Появился у Петра и главный помощник. Им стал французский рыцарь Вальтер, по уши погрязший в нищете. И поэтому он получил говорящее прозвище «Голяк». Он командовал армией, закрывая глаза на выходки своих «подопечных». Дело в том, что войско Божье, отправившееся в Святую землю, шло, так сказать, налегке. Точнее, бедняки просто не в состоянии были взять с собой ни припасов, ни обоза. «Забыли» они и взять с собой дисциплину. Толпа, словно лавина голодных крыс, шла на Восток, уничтожая и сметая все на своем пути. Они грабили деревни, убивали ради собственной выгоды и не подчинялись приказам. Причем страдали от их действий не только иноверцы, но и сами христиане, которые отказывались проспонсировать крестовый поход.
Среди историков есть одна любопытная версия, касавшаяся организации Крестьянского крестового похода. Некоторые считают, что тысячи бедняков были специально отправлены на Восток на верную смерть. Таким образом, верхушка римско-католической церкви, прикрывшись благим поводом, избавилась от «лишних ртов», которых было слишком много в Европе.
Европа в крови
Но путь до Иерусалима был не близким, солдатам Божьим для начала требовалось пройти по самой Европе. Едва армия оформилась, как начались погромы и убийства. Страдали в основном евреи, которых папа Урбан II без малейшей жалости бросил на растерзание нищим крестоносцам. Разногласия между христианами и иудеями начались еще до официального призыва папы. Известно, что летом 1095 года кровопролитные столкновения произошли в еврейских общинах Франции. Но тогда кое-как священнослужителям удалось создать иллюзию мирного существования. Но в 1096 году слова Урбана сделали евреев беззащитными. Церковь, запустив маховик религиозной истерии, уже никак не могла повлиять на поведение христиан. Священнослужителям оставалось просто наблюдать за погромами и убийствами.
Слова Урбана народ воспринял буквально. Для христиан евреи стали такими же врагами, как и мусульмане. Им припомнили неприятие «правильной» церкви, а также распятие Христа. Особенно рьяно взялись за искоренение иудеев во Франции и Германии. В этих странах всяческую поддержку простолюдинам в «священной войне» оказывали и влиятельные люди. Например, французский герцог Готфрид Бульонский заявил: «пойти в этот поход только после отмщения крови распятого пролитием крови еврейской, полным искоренением тех, кто называются евреями, таким образом смягчив гнев Божий». А вот что писал хронист Сигеберт из Жамблу: «Пока евреи не крестятся, не сможет разразиться война во славу Господа. Тех, кто откажется, нужно лишить своих прав, убивать и изгонять из городов».
На какое-то время христиане и вовсе забыли о Святой земле, Иерусалиме и гробе Господнем. Зачем отправляться за тридевять земель, если и здесь, можно сказать, на соседней улице живут враги? Вот что об этих событиях писал еврейский хронист Самсон: «…проходя через места, где жили евреи, сказали один другому: вот мы идем в дальний путь искать дом позора и мстить исмаильтянам, а вот евреи, живущие среди нас, отцы которых убили его и распяли его ни за что. Отомстим-ка им сначала, и истребим их из народов, и не будет помянуто больше имя Израиля, или будут как мы и признают сына злоумышления».
Но не только местью за Христа руководствовались новоявленные крестоносцы. Хотя это и скрывалось, но главной причиной истерии по поводу евреев стали их богатства. Христиане прекрасно знали, что еврейские общины живут очень хорошо, денег у них было много. Преуспеяние иноверцев было вызвано первоначальным отношением властей. Евреям позволили жить обособлено и заниматься весьма выгодным делом – ростовщичеством. А вот для католиков эта, скажем так, «золотая жила», находилась под запретом. Припомнили христиане евреем и это, завернув жажду наживы в обертку классовой ненависти. Именно нападение на иудеев стало для бедняков самым простым, быстрым и безопасным способом разбогатеть. Одних просто грабили, других брали в заложники и требовали баснословных выкупов. Велика была еще и доля тех крестоносцев, которые сами влезали в долги, и поэтому они без малейшего сожаления расправлялись со вчерашними кредиторами. В общем, борьба с иноверцами шла полным ходом. Как в старой циничной шутке: банк горит, ипотека тушится.
Правда, не все европейские лидеры поддерживали призыв папы римского расправляться со всеми иноверцами. Например, император Генрих IV велел своим священнослужителям и герцогам оказать максимальную поддержку еврейским общинам. Под это распоряжение попал и выше упомянутый Готфрид Бульонский. Но сдержать многотысячную толпу христианских бедняков было практически невозможно. Они не слушали даже своего лидера – Петра Амьенского. А ведь он, надо сказать, не вел антиеврейский пропаганды и считал, что иудеи должны поучаствовать в крестовом походе финансово. Они были не против, но деньги не помогали. Наоборот, чем больше новоявленным воинам Христа платили, тем сильнее росли их аппетиты. Не помогли и епископы, которые получали от евреев деньги за защиту.
Первыми пострадали общины в Руане и Кельне, то есть, в городах, в которых и стартовал Крестьянский крестовый поход. Затем волна добралась до Майнца. Христиане не ограничивались грабежами, они старались именно убивать всех иноверцев. Понимая, что на спасение нет даже малейшего шанса, многие евреи совершили массовое самоубийство. Не оставили в живых они даже маленьких детей, поскольку знали, что крестоносцы расправятся с ними максимально жестоко. Та же кровавая история произошла в Мозеле, Трире, Шпайере и Вормсе.
Известно, что воины Христа добрались до Вормса в середине мая. И поначалу они старались сдерживать свою агрессию. Но затем прошел слух, будто евреи убили христианина, а его труп использовали для того, чтобы отравить воду в колодцах. Этого оказалось достаточно, ведь крестоносцам для расправы нужен был лишь повод, истина никого не интересовала. Епископ, который регулярно получал от евреев плату, попытался спрятать их в одной из крепостей. Но толпа узнала об этом и начала осаду. Епископ старался изменить ситуацию, но у него ничего не получилось. Еврейская община была почти полностью уничтожена. Известно, что в резне погибло порядка восьмисот человек. Одних убили европейцы, другие покончили с собой, поскольку был поставлены перед выбором «крещение или смерть».

В Майнц прибыла десятитысячное войско крестоносцев. Местный епископ Рутхард спрятал более тысячи евреев в своем замке. Но местный граф Эмихо Лейнинген заявил о том, что у него было видение. Мол, от всевышнего он получил приказ покрестить евреев или же убить их. Толпа с восторгом восприняла речь Лейнингена, особенно ее заключительную часть. Интересно вот еще что: далеко не все высшие чины и простые жители Майнца были в восторге от уничтожения иноверцев. Не поддавшись всеобщей истерии, они встали на защиту замка епископа. Но силы были не равны. В конце концов, воины Христа ворвались внутрь и устроили резню. Почти все евреи, которых укрыл у себя Рутхард были убиты. Некоторым, правда, все же тогда удалось сбежать. Но их поймали и казнили спустя всего лишь несколько дней. Еврейский историк и астроном писал: «в тот год волна погромов и преследований прокатилась по всей Германии, Франции, Италии, Испании, Англии, Венгрии и Богемии. Эти преследования были беспрецедентны по своей жестокости».

Петр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим. Французская миниатюра (около 1270 г.)
Оставляя за собой кровавый след, крестоносцы все же сумели добраться до Венгрии. Первыми были солдаты, которыми командовал Вальтер Голяк. Король Кальман I Книжник был осведомлен о приближающемся войске обезумевшей от жадности, алчности и злости толпы. И поэтому стянул к границе свои войска. Затем последовала встреча Вальтера с венгерским королем. Кальман согласился пропустить воинов Божьих по своим землям и даже пообещал оказать им финансовую поддержку, но выдвинул условие – строжайшего соблюдения порядка и дисциплины. Голяк, конечно, согласился, хотя прекрасно понимал, что он не в состоянии справиться со своими солдатами. Кстати, среди них был и упомянутый выше Эмихо Лейнинген. Он, наплевав на приказ Вальтера, начал вести свою, скажем так, «внешнюю политику». А именно: его солдаты принялись разграблять деревни и убивать людей. На защиту своей земли встал чешский князь Бржетислав II. Он сумел разгромить отряд Лейнингена и сообщил об этом королю Венгрии. Параллельно еще несколько отрядов крестоносцев начали грабить и убивать. Реакция Кальмана была жесткой и жестокой. Его солдаты нанесли воинам Христа болезненное поражение. И поэтому оставшуюся часть пути они прошли тихо и спокойно. И к Константинополю Вальтер привел лишь несколько сотен голодных, злых и уставших людей, которые напоминали разбойников, нежели воинов Божьих.
Затем к Венгрии подошли крестоносцы под предводительством Петра Амьенского. Они знали о том, что случилось с их предшественниками, поэтому вели себя дружелюбно, в силу своих возможностей, конечно.
Святая земля
Так или иначе, но осенью 1096 года под Константинополем собралась внушительная по численности армия – порядка ста восьмидесяти тысяч человек. Но об их боевых качествах говорить не приходилось. Император Византии Алексей Комнин увидел орды злых и измученных людей, которые были готовы пойти на любое преступление ради наживы. Естественно, оно представляло для Византии серьезную угрозу. Комнин думал, что папа римский направил к нему для войны с неверными профессиональных солдат, а вместо этого пришли оборванцы. Было понятно, что европейцы ничего не смогут противопоставить воинам-мусульманам. Поэтому появление войска Петра и Вальтера воспринял как издевательство и личное оскорбление.
У стен Константинополя крестоносцы пробыли несколько недель. За это время они совершили несколько набегов на близлежащие деревушки и даже на сам город. А грабили воины не только купеческие лавки, но и церкви, хотя византийцы всячески старались задобрить европейских «партнеров». И Алексею Комнину это надоело. Византийский флот переправил крестоносцев через Босфор и высадил на противоположном берегу. Войско встало лагерем возле Цивитота. Но даже здесь Петру не удалось объединить разрозненные шайки в одну армию. Вскоре отряды начали уходить, скажем так, в свободное плавание. Они разбредались по землям, принадлежащим мусульманам, думая, что с ними справиться будет также просто, как и с евреями. Никто из них и не подозревал, с каким сильным противником ждала встреча. А нищий рыцарь Рено де Брей, вставший во главе многочисленной шайки, и вовсе решил взять быка за рога и захватить Никею – столицу сельджуков. По пути де Брей даже сумел захватить крепость, что лишь усилило в нем веру в безоговорочную победу. Правда, он не придал значение тому, что ее охранял малочисленный и слабый гарнизон.
Султан Кылыч-Арслан I не хотел тратить время на оборванцев, поэтому решил разделаться с ними одним ударом. Сначала он уничтожил отряд де Брея, затем при помощи шпионов распустил слух о том, что Никею взяли франки. Крестоносцы отреагировали именно так, как и было нужно султану. Они отправились в город. И двадцать первого октября 1096 года воины Божьи угодили в засаду на Никейской дороге. Битвы как таковой не произошло, сельджуки просто разгромили европейцев. Несколько десятков тысяч крестоносцев погибло, многие попали в плен. Сложил голову в том сражении и Вальтер Голяк. Вот так бесславно закончился Крестьянский крестовый поход.

Петр Пустынник у византийского императора Алексея Комнина
Интересно вот что: в том сражении Петр Амьенский участия не принимал. Как только крестоносцы окопались в Цивитоте, он поспешил убраться оттуда, поскольку понимал, что его солдаты – не жильцы на этом свете. Пустынник примкнул к армии Готфрида Бульонского и в 1098 году попал в плен. Правда, вскоре сумел освободиться и вернуться на родину. В Пикардии Пустынник основал августинский монастырь и являлся его настоятелем до самой смерти. А не стало его в 1115 году.

Крестьянский крестовый поход

Крестьянский крестовый поход
Основной конфликт: Крестовые походы

Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474).
Дата октябрь 1096
Место Малая Азия (Анатолия), Никея
Итог победа турок-сельджуков
Противники

Римско-католическая церковь
Западноевропейские христиане
Киликийское царство

Сельджукский султанат

Командующие

Вальтер Голяк
Пётр Амьенский

Кылыч-Арслан

Силы сторон

22 000 крестоносцев (первоначально — около 43 000 человек)

Неизвестно

Потери

Почти все погибли в ходе конфликта

Сравнительно небольшие

Медиафайлы на Викискладе

Крестьянский крестовый поход —- первый этап Первого крестового похода, продлившийся около шести месяцев, с апреля по октябрь 1096 года. Выступившая в него армия простолюдинов во главе с Петром Амьенским, или Пустынником, и Вальтером «Голяком» была практически полностью разгромлена превосходящей по численности и хорошо вооружённой сельджукской армией Кылыч-Арслана I. Крестьянский крестовый поход известен также как Народный крестовый поход или Крестовый поход бедноты.

Начало похода

Папа римский Урбан II рассчитывал, что Первый крестовый поход начнется 15 августа (Успение Богородицы) 1096 года, но толпы крестьян и обедневших рыцарей по собственному почину двинулись на Иерусалим за несколько месяцев до этого. В годы, предшествовавшие крестовому походу, Европу потрясли засуха, голод и чума. Население обнищало, поэтому многим крестовый поход казался способом поправить финансовое положение. Кроме того, ряд природных явлений в 1095 году (лунное затмение, метеорный дождь и другие) были истолкованы как Божье благословение для похода. Идея крестового похода стала столь популярна, что в итоге, по разным источникам, в него отправилось от 100 до 300 тысяч человек, включая женщин и детей, в большинстве простолюдинов.

Духовным лидером движения стал монах Пётр Амьенский, прозванный Пустынником. Разъезжая в бедной одежде на осле, он проповедовал крестовый поход в Северной Франции и Фландрии. Множество людей верило в него как в Божьего пророка. Пётр утверждал, что проповедовать ему велено Христом, и показывал послание, якобы подтверждающее это. Большая часть армии, собранной им, представляла собой толпу неграмотных людей, преступников и отбросов общества, и они принимали любой крупный город за Иерусалим. Но в походе принимали участие и искренние паломники, не искавшие наживы, а желавшие угодить Богу.

Эти первые крестоносные толпы не взяли с собой ни припасов, ни обоза и не признавали никакой дисциплины. В авангарде армии, которым командовал Вальтер «Голяк», было всего восемь всадников. Крестоносцы двинулись на Восток, собирая по дороге милостыню, отмечая свой путь грабежами, воруя, насилуя и убивая.

Некоторые историки утверждали, что тем самым римско-католическая церковь намеренно спланировала и реализовала уничтожение «лишних ртов». До Константинополя добралось не более половины крестоносцев.

Избиение евреев

Основные статьи: Еврейские погромы во время Первого крестового похода (1096) и Вормсская резня (1096)

Первыми нападению крестоносной «бедноты» подверглись европейские евреи, хотя они платили огромные деньги епископам городов за защиту. Последователи Петра Амьенского устроили еврейские погромы в таких городах, как Руан и Кёльн — в этом городе и начался поход. Евреи в городе Майнце, увидев, что христиане не щадят даже детей, не останавливаются ни перед кем, совершили массовое самоубийство, перебив даже грудных младенцев. Той же участи не избежали и города Мозель, Трир, Шпайер и Вормс.

Дальнейшие события

Первыми до Венгерского королевства добрался разрозненный отряд Вальтера Голяка. Венгерский король Кальман І Книжник, ожидая армию бедноты, выдвинул на границы войска. Кальман позволил крестоносцам пройти через свои владения и даже иногда обещал снабжать их продовольствием при условии соблюдения порядка и дисциплины. Но чешский князь Бржетислав II разгромил отряд графа Эмихо Лейнингенского, разорявший местность, и весть об этом дошла до остальных участников похода. Нарушив соглашение, неимущие стали заниматься своим обычным делом — грабежом. В результате стычки с венгерским войском от отряда осталось лишь несколько сотен человек, с трудом добравшихся до Константинополя. Позднее по этой же дороге прошли бедняки Петра Амьенского, соблюдая порядок и дисциплину.

Константинополь

К осени 1096 года в Константинополе собралось около 180 тысяч человек. Это озлобленное и измученное долгим переходом «войско» крестоносцев становилось опасным для императора Византии Алексея Комнина. Вместо профессиональной армии Комнин увидел толпы голодранцев и расценил это как издёвку со стороны папы, понимая, что такие «воины» не способны сражаться с хорошо вооружёнными мусульманами. Необузданные паломники за несколько недель пребывания в Византии разграбили и спалили десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок и даже церкви, хотя греческое население неустанно снабжало их продовольствием и давало приют, не разбегаясь при их появлении. Сначала Алексей уговаривал Пустынника подождать подхода рыцарей-крестоносцев в Малую Азию, но поведение пришельцев вынудило его поскорей отделаться от них.

Конец похода

Византийский флот переправил христианское ополчение через Босфор, где они встали лагерем близ Цивитота. Дисциплиной «неимущие» не отличались, и вопреки советам Петра Пустынника крестьянские отряды стали самовольно разбредаться по сельджукским владениям. Самый многочисленный из них во главе с Рено де Бреем двинулся на Никею, столицу Сельджукского государства, по дороге захватив турецкую крепость Ксеригордон, охраняемую слабым и малочисленным гарнизоном. Но султан Кылыч-Арслан I отрезал крепость от источников воды, и вскоре ей пришлось сдаться. Потом султан послал шпионов в лагерь Цивитот для распространения слухов, что франки взяли Никею. Крестоносцы снялись и двинулись по никейской дороге. 21 октября они попали в засаду, устроенную турками в узкой долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разгромлены; около 25 тысяч крестьян-крестоносцев погибло. Останки Вальтера Голяка нашли позже. Сарацины всадили в него семь стрел. Петру Амьенскому удалось вернуться в Константинополь.

Литература

  • Брандедж Джеймс. Крестовые походы. Священные войны Средневековья. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2011. — 320 с. — (История войн и военного искусства). — ISBN 978-5-9524-4964-0.
  • Виймар Пьер. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. — СПб.: Евразия, 2003. — 384 с. — (Clio expansiva). — ISBN 5-8071-0130-8.
  • Грановский А. Н. Крестовые походы. В 2-х тт. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2013. — 472 + 288 с. — ISBN 978-5-86007-716-4.
  • Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980. — 320 с.
  • История средних веков: Учебник для студентов ист. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1980. — 576 с., ил.
  • Куглер Бернгард. История крестовых походов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 512 с. — (События, изменившие мир). — ISBN 978-5-85880-035-1.
  • Перну Режин. Крестоносцы / Пер. с франц. А. Ю. Карачинского, Ю. П. Малинина. — СПб.: Евразия, 2001. — 320 с. — (Clio). — ISBN 5-8071-0072-7.
  • Успенский Ф. И. История крестовых походов. — М.: ДАРЪ, 2005. — 352 с. — ISBN 5-485-00014-2.
  • Эрс Жак. История крестовых походов / Пер. М. Ю. Некрасовой. — СПб.: Евразия, 2015. — (Clio). — 320 с. — ISBN 978-5-91852-112-0.
  • Эсбридж Томас. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. — 734 с. — (Memorialis). — ISBN 978-5-227-04474-7.

октябрь 1096

Малая Азия (Анатолия), Никея

Полная победа турок-сельджуков

Крестьянский крестовый поход
Крестовые походы

Поражение крестьянского крестового похода
Дата Место Итог
Противники
Римско-католическая церковь

Западноевропейские христиане
Киликийское царство

Сельджукский султанат
Командующие
Вальтер Голяк
Пётр Амьенский
Кылыч-Арслан
Силы сторон
20 000 крестоносцев (первоначально — около 40 000 человек) Неизвестно
Военные потери
Почти все погибли в ходе конфликта Сравнительно небольшие

Крестовые походы

1-й крестовый поход

Крестьянский крестовый поход

Германский крестовый поход

Норвежский крестовый поход

Арьергардный крестовый поход

2-й крестовый поход

3-й крестовый поход

4-й крестовый поход

Альбигойский крестовый поход

Крестовый поход детей

5-й крестовый поход

6-й крестовый поход

7-й крестовый поход

Крестовые походы пастушков

8-й крестовый поход

Северные крестовые походы

Крестовые походы против гуситов

Крестовый поход на Варну

Крестьянский крестовый поход —- это первый этап Первого крестового похода, продлившийся около шести месяцев, с апреля по октябрь 1096 года. Выступившая в него армия простолюдинов во главе с Петром Амьенским, или Пустынником, и Вальтером Голяком была практически полностью разгромлена превосходящей по численности и хорошо вооружённой сельджукской армией Кылыч-Арслана I. Крестьянский крестовый поход известен также как Народный крестовый поход или Крестовый поход бедноты.

  • 1 Начало похода
  • 2 Избиение евреев
  • 3 Дальнейшие события
  • 4 Константинополь
  • 5 Конец похода
  • 6 Источники

Крестовые походы. Священные войны Средневековья (Джеймс Брандедж)

Убийство крестоносцев

Турецкий правитель и лидер Сулейман, услышав о прибытии христиан, их грабежах и разбое, собрал 15 тысяч турок со всей Малой Азии и Хорасана. Его войска были очень искусны в сражениях, воины являлись отличными лучниками, использовавшими луки из рога или кости. Спустя два дня после того, как они собрались, в город Никею издалека дошло сильно преувеличенное известие о победах германцев. Печаль и ярость Килич-Арслана еще более усилились из-за потери крепости, поражения и изгнания гарнизона, а также из-за рассказов о германцах.

Посему на рассвете третьего дня Килич-Арслан и все его войска вышли из лагеря в Никее к форту, который захватили германцы. Первая группа турецких воинов напала на христиан и разгромила их столь решительно, что германцы, яростно сопротивлявшиеся, не сумели удержать свои оборонительные позиции и под градом стрел были вынуждены покинуть стены. Тогда бедные беззащитные германцы укрылись от турецких стрел в крепости. Увидев, что им удалось вытеснить германцев со стен, турки приготовились перебираться через них. Германцы внутри форта были намерены во что бы то ни стало уцелеть. Некоторые из них стали копьями отражать атаки турок, другие отбивались мечами и боевыми топорами. Столкнувшись с мощным сопротивлением, турки не стали продолжать атаку.

Поскольку им не удалось устрашить христиан, обрушив на них град стрел, теперь турки собрали все дерево, какое только смогли найти, у ворот форта. Они зажгли его, и оно разгорелось ярким пламенем. Некоторые здания вблизи тоже были подожжены. В конце концов пламя и жар стали настолько сильными, что некоторые германцы погибли, а другие в поисках спасения начали прыгать со стен. Турки убивали их мечами. Они взяли в плен около двух тысяч тех германцев, юные черты и тела которых показались им привлекательными. Все остальные были убиты копьями или мечами.

Когда Килич-Арслан и его люди после ужасной бойни ушли и увели своих германских пленных, новости о побоище достигли лагеря Петра. Дух людей существенно ослаб из-за поражения их товарищей. Они стали совещаться друг с другом, чтобы решить, выступать ли немедленно и мстить за своих товарищей или подождать Петра, который незадолго до этого отправился к императору в Константинополь, где хотел обеспечить лучшие торговые условия для своих людей.

В процессе совещаний Вальтер Голяк был против начала похода, призванного отомстить за братьев, пока ситуация не прояснится. И, по его мнению, следовало дождаться Петра и действовать, как он скажет. Петр, однако, не смог добиться разрешения императора вернуться.

На восьмой день тысяча турецких солдат, люди чрезвычайно искусные в военном деле, вышли из Никеи. Они прошли через города на холмах и деревни, желая выяснить все про награбленное франками добро. Эти турки поставили себе задачу обезглавить как можно больше крестоносцев, которые скитались по окрестностям группами по десять – пятнадцать человек. Когда до лагеря Петра дошло известие, что турки совсем рядом и убивают христиан, люди отказались верить, что турки забрались так далеко от Никеи. Однако некоторые христиане посоветовали начать преследование турок, если они обнаружатся в непосредственной видимости.

А тем временем, когда правда стала известна, среди людей начались волнения. Пехотинцы призвали Вальтера Голяка и других командиров армии Петра. Они спросили своих командиров, должны ли они мстить за неслыханную дерзость турок, но командиры запретили любые нападения до совещания с Петром после его возвращения. Глава пехотинцев Жоффруа Бюрель выслушал их ответы и затем сказал, что робкие солдаты едва ли ценятся в бою больше, чем храбрые рыцари. Он произнес грубую речь, в которой повторил свои обвинения и упрекнул командиров, которые запрещают войскам преследовать турок и отомстить за своих братьев. С другой стороны, командиры больше не могли выносить обвинения и оскорбления Годфрида и своих товарищей. Подстрекаемые яростью и негодованием, командиры согласились выступить против турок, какую бы цену за это ни пришлось заплатить. Люди не медлили. Всей кавалерии и пехоте в лагере был отдан приказ приготовиться на рассвете четвертого дня. Затем прозвучал сигнал приготовиться к бою. Только недужные и те, у кого не было оружия, остались в лагере, а также женщины. 25 тысяч вооруженных пехотинцев и 5 тысяч рыцарей в броне собрались и двинулись к городу Никея, чтобы отомстить за своих братьев, вызвав Килич-Арслана и его турецких воинов на бой. Армия разделилась на шесть подразделений, и знаменосцы шагали на левом и правом флангах группы. Петр все еще отсутствовал, и его желания были неизвестны.

Армия едва ли прошла три мили от ворот укрепленного лагеря в Киветоте. Они шли с шумом, громкими криками и похвальбой через гору и лес. Неожиданно Килич-Арслан и его достойная осуждения армия ворвались в лес с другой стороны. Враги двигались со стороны Никеи, чтобы совершить внезапное нападение на лагерь франков и убить христиан, которые не были готовы к нападению. Услышав шум, создаваемый христианской армией, Килич-Арслан захотел узнать, кто это так шумит. Он не ведал о намерениях пришельцев. Узнав, что ему навстречу движется христианская армия, он обратился к своим людям: «Франки, которым мы собирались устроить ловушку, уже здесь. Несомненно, они хотят напасть на нас. Поэтому давайте уйдем из леса и с гор на открытую равнину. Там мы сможем завязать с ними жестокую битву, а им негде будет укрыться».

Указания Килич-Арслана были исполнены без промедления. Соблюдая полную тишину, турки ушли из леса и с гор.

Франки, конечно, не знали о приближении Килич-Арслана. Они вышли из леса и с гор с шумом и криками. И впервые в полном изумлении увидели силы Килич-Арслана, стоявшие в боевых формированиях на равнине, избранной для сражения. Увидев их, франки начали подбадривать друг друга именем Бога. Они выслали вперед два отряда по пять тысяч рыцарей. Заметив приближающегося противника, Килич-Арслан сразу же устремился в бой, его люди за ним. Их не слыханные ранее боевые кличи испугали и оглушили католических рыцарей. Потом турки обрушили дождь стрел на два высланных вперед отряда. В результате рассеявшиеся уцелевшие рыцари были отделены от двигавшихся за ними основных сил.

Задние ряды армии крестоносцев еще даже не успели выйти из леса, когда они услышали лязганье оружия и боевые кличи турок. Крестоносцы собрались одной группой на узкой тропе, по которой следовали, и постарались блокировать и удержать проход через горы. А тем временем два отряда, которые турки отсекли от остальных христиан, обнаружили, что не могут вернуться в горы и в лес, и потому решили прорываться в Никею. Они развернулись и с громкими криками устремились в самую гущу турок. Рыцари и пешие солдаты поддерживали друг друга и за короткое время убили две сотни турок. Турки увидели, что христианская кавалерия и не думает сдаваться, наоборот, она вот-вот победит их людей. И они обрушили на нее град стрел, ранив и убив многих лошадей крестоносцев. Так христианские рыцари превратились в пеших солдат.

Вальтер Голяк был ранен семью стрелами, пробившими его кольчугу. Другие командиры – Райнальд из Брея и Фульк из Шартра, люди, прославившиеся в своей стране, – тоже были ранены и приняли мученическую смерть, хотя перед этим и сумели убить множество турок. Вальтер из Бретея, сын Валерана, и Жоффруа Бюрель, начальник всех пехотинцев, сумели избежать смерти, скрывшись в зарослях кустарника. Эта группа вышла из боя и спаслась по узкой тропе. Когда стало известно, что они сбежали и бросили остальных, все, кто мог, устремились обратно в Киветот по той же дороге, по которой пришли. Но только теперь они вряд ли были в состоянии защититься от своих врагов.

Турки же праздновали свою удачу и победу. Они обезглавили жалкую горстку крестоносцев, которых преследовали на протяжении трех миль, убивая их по пути в лагерь Петра. Они ворвались в лагерь и обнаружили там слабых и больных, церковников, престарелых женщин, монахов и детей. Всех они уничтожили мечами, независимо от возраста. В живых оставили только юных девушек и монахинь, чья внешность им приглянулась, а также некоторых безбородых юнцов приятной наружности. Турки увели в Никею лошадей и мулов, унесли деньги, одежду и все ценное, что нашли в лагере, вместе с палатками.

А на побережье поблизости от упомянутого выше города Киветот был старый заброшенный форт, и в нем укрылось три тысячи христиан. Они надеялись там защитить себя. Поскольку там не было ворот и оборонительных сооружений, они использовали свои щиты вместо ворот и навалили на входе камни, потому что были напуганы и лишены надежды на помощь. Они отчаянно сражались за свою жизнь, защищая себя от противника одними только копьями, деревянными луками и метательными снарядами. Турки, поскольку они смогли воплотить в жизнь только часть своего плана убить обитателей форта, окружили сооружение, в котором не было крыши, и начали пускать стрелы в воздух. Стрелы, падающие с высоты, попадали в защитников форта, убивая несчастных. Остальные, увидев это, были вынуждены подумать о сдаче, потому что очень многие были ранены и убиты. Однако они опасались еще более жестокого обращения от не знающих Бога людей, и потому ни оружие, ни сила не смогли заставить их покинуть форт.

Солнце отметило полдень, когда три тысячи христиан вошли в форт и были осаждены турками. Они защищались с отчаянием обреченных, при этом не думая о разумности своей стратегии, просто сражались за свою жизнь. Наконец глубокой ночью верный католик, грек по рождению, сумел переплыть море, чтобы найти Петра, который все еще находился в императорском городе. Посланник сообщил об опасности, нависшей над крестоносцами, о разорении и уничтожении остальных. Когда Петр узнал об опасности, грозившей его людям, и о трагедии тех, кто был убит турками, он, плача и стеная, отправился к императору, чтобы именем Господа молить его помочь несчастным крестоносцам, немногим оставшимся в живых из многих тысяч. Он молил императора не дать страдающим братьям во Христе быть уничтоженными безжалостными палачами.

Император, услышав рассказ Петра о поражении и осаде крестоносцев, был глубоко тронут. Он собрал туркополов и воинов всех наций своего государства и приказал им пересечь пролив для помощи спасшимся бегством осажденным христианам и изгнания окруживших их турок. Когда турки узнали о приказе императора, они ушли из форта, забрав христианских пленных и много добычи. Так окруженные и осажденные христиане были освобождены.

>Крестовые походы

Введение

Тема данного урока: «Крестовые походы». Так называют серию военных акций европейского дворянства в эпоху развитого Средневековья. Крестовые походы происходили в 1096–1270 гг. Эпоха крестовых походов занимает в истории почти два века.

Причины крестовых походов

Главной причиной крестовых походов было отвоевание гроба Господня (рис. 1), Святой земли, которая находилась в руках «неверных», то есть мусульман. В VII веке территории Ближнего Востока вместе с Иерусалимом попали в руки арабов. Во второй половине XI века, когда начинаются крестовые походы, арабов в этом регионе сменили турки-сельджуки, которые также имели мусульманское вероисповедание.

Рис. 1. Храм гроба Господня в Иерусалиме (Источник)

Почему именно в конце XI века началось столь мощное движение крестоносцев? Ведь к этому времени арабы уже достаточно давно владели этими святынями, в Европе это вызывало недовольство, но к Крестовым походам никто не призывал.

Многие историки считают, что Первый крестовый поход, а также все последующие имели демографические причины. Европа в конце XI века сталкивается с проблемой перенаселения. Доказательством этого становится тот факт, что основная масса крестоносцев происходила из тех районов, где в Европе наблюдалась наибольшая плотность населения: Северная Франция, Южная Италия, западные районы Германии. Те районы, которые не имели такой проблемы перенаселения, тяги к походам в Палестину не испытывали. Еще одним доказательством этого демографического фактора, влияющего на крестовые походы, является тот момент, что после начала крупномасштабных эпидемий в Западной Европе Крестовые походы постепенно прекращаются. После знаменитой эпидемии чумы 1348 года в Европе о крестовых походах уже не было и речи. Когда Европа вновь вступает в период относительного благополучия, когда вновь увеличивается количество населения, то основная масса походов будет направлена уже не на Восток, а на Запад, начнется эпоха Великих географических открытий.

В Крестовом походе бедноты, предшествующем Первому крестовому походу, принимало большое количество бедных и малоимущих жителей европейских регионов. Это связано с тем, что последние годы перед крестовым походом были годами засухи и неурожая в западных европейских странах. Походы оказались направлены на Восток потому, что паломники, возвращавшиеся из Иерусалима, рассказывали о несметных богатствах, которые были на Востоке.

Еще одним фактором стало стремление римско-католической церкви распространить свое влияние на восточное Средиземноморье. В 1054 году произошла Великая схизма – раскол между католической и православной церковью. В крестовых походах католики видели возможность распространить свое политическое, экономическое и идеологическое влияние на новые территории.

Повод к крестовым походам дала Византия. Турки-сельджуки перешли в активное наступление на византийские территории, они захватили Сирию, Палестину и Ливан, а в 1071 году византийская армия была разгромлена в битве при Манцикерте. В результате византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой оказать ему помощь в борьбе с турками-сельджуками. Турки-сельджуки своей столицей сделали город Никею на азиатском побережье Босфора, недалеко от города Константинополя. Также они договорились с печенегами о совместных действиях против Византии. В результате Константинополь мог пасть под ударами таких объединенных сил. Алексею Комнину не хотелось призывать на помощь западноевропейское рыцарство, но в данной ситуации другого выхода не было. Католики очень внимательно отнеслись к этой просьбе, ведь она отвечала их собственным интересам. В результате в ноябре 1095 года на Клермонском соборе папа Урбан II призвал всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в крестовый поход и отвоевать гроб Господень.

Речь папы римского встретила большое воодушевление. Как говорилось выше, католики жаждали богатств. В считанные недели после призыва папы Урбана II в разных районах Европы стали создаваться отряды людей, которые были готовы отправиться в поход. Они нашивали на свою одежду кресты, по этим крестам их стали называть крестоносцами, а сами походы – крестовыми (рис. 2).

Рис. 2. Крестоносцы (Источник)

Дворяне тоже собирались участвовать в крестовом походе, но для этого необходимы были деньги, вооружение. А беднота в таких приготовлениях не нуждалась. По призыву французского священника Петра Пустынника во Франции собирается толпа в несколько десятков тысяч человек. Историки считают, что общее количество крестоносцев доходило до 80 тысяч. Но все они до Константинополя не дошли. Около Константинополя собралась армия примерно в 40 тысяч представителей первой волны крестоносцев. Их поход принято называть Крестовым походом бедноты. Беднота вызывала серьезные опасения у тех стран, через которые они проходили. По обычаям эпохи Средневековья крестоносцев-паломников должны были кормить за счет тех территорий, через которые они проходили. Но снабдить пищей и всеми необходимыми средствами передвижения 80-тысячную армию было невозможно. Поэтому участники Крестового похода бедноты нередко воспринимались как разбойничья толпа. Эти люди вынуждены были грабить для того, чтобы обеспечить себе минимальное пропитание. Когда крестоносцы дошли до Константинополя, выяснилось, что вместо 80 тысяч до города дошло около 40.

Византийский император Алексей Комнин понимал, что это сборище представляет собой не армию, а сброд, который не сможет противостоять войскам турок-сельджуков. Он не хотел переправлять этих людей через пролив Босфор, но когда понял, что они грабят в городе, бесчинствуют, приносят один беспорядок, то принял решение о том, чтобы они были переправлены на восточный берег пролива Босфор и отправились туда, куда они пожелают. В результате около 30 тысяч человек благодаря судам, которые предоставил византийский император, оказались на азиатском берегу.

Однако путь армии оказался недолгим и бесславным. Не дойдя до столицы турок-сельджуков Никеи, крестоносцы оказались разгромлены войском турок, которое напало на них и истребило большую часть людей, надеявшихся дойти до Святой земли. Считают, что спаслось лишь около 1000 человек, среди них был Петр Пустынник, благодаря проповедям которого эти люди отправились в поход. Так кончился Крестовый поход бедноты, которой не удалось дойти до Святой земли.

Первый крестовый поход, 1096–1099 гг.

Первый крестовый поход проходит в 1096–1099 гг. (рис. 3). Пока беднота шла к Константинополю, европейские феодалы готовились к новому походу. В результате крестоносцы отправились в Константинополь сразу по нескольким направлениям. Войска из северной Франции вел Гуго Великий (Гуго Вермандуа), Готфрид Бульонский вел войска из центральной Франции, жителей Италии вел Боэмунд Тарентский, людей из южной Франции вел Раймунд IV, тех, кто пожелал принимать участие в походе из северо-западной Франции, вел Роберт Нормандский. В результате около Константинополя армии были объединены. Такая армия, гораздо лучше подготовленная и лучше вооруженная, представляла собой серьезную силу. Крестоносцам в ходе первого Крестового похода удалось отвоевать большую часть современной Палестины, а в 1099 году захватить Иерусалим и провозгласить создание там Иерусалимского королевства.

Рис. 3. Первый и Второй крестовые походы (Источник)

Главная цель крестовых походов – освобождение гроба Господня – была достигнута. В результате на территории Палестины и прилегающих землях Ливана и Сирии было создано несколько государств, которые получили название государства крестоносцев на Востоке. Главную роль играло Иерусалимское королевство, первым правителем которого стал Балдуин Бульонский. Это государство должно было воплощать в себе идею христианского господства в Иерусалиме и над всеми святынями в Палестине, но Иерусалимское королевство оказалось не единственным, существовали и другие государства: графство Триполи, княжество Антиохия, графство Эдесское (рис. 4). На этих землях европейские рыцари насаждали те же порядки, которым они привыкли следовать во Франции, Германии, Великобритании. Там существовала такая же система социальной иерархии, как и в европейском средневековом обществе.

Рис. 4. Государства, основанные крестоносцами в результате Первого крестового похода (Источник)

Турки-сельджуки не смирились с потерей таких важных территорий. Мусульманский мир быстро консолидировался и сумел создать новую, боеспособную армию. Государства крестоносцев стали сжиматься: в 1144 году было потеряно графство Эдесское.

Второй крестовый поход, 1147–1149 гг.

Все это стало поводом очередных настроений в Европе, связанных с идеей крестовых походов. В 1147–1149 гг. французский король Людовик VII и германский император Конрад III отправились во Второй крестовый поход. Этот поход оказался неудачным. Германская армия была разбита турками, а французская безрезультатно осаждала Дамаск. В результате подобные крестовые походы превращались лишь в декларацию о намерениях, чем в реальные действия.

После Второго крестового похода в мусульманском мире происходит очень важное событие: на территории Египта было создано новое мощное государство, правитель которого, Саладин, мог создать огромную боеспособную армию и перейти в контрнаступление. В результате ему удалось отвоевать у крестоносцев Иерусалим.

Третий крестовый поход, 1189–1192 гг.

Через 2 года после захвата Иерусалима войсками Саладина, в 1189 году, начался Третий крестовый поход. Британские войска возглавлял король Ричард I Львиное Сердце (рис. 5), германские войска возглавлял Фридрих I Барбаросса (рис. 6), а французские – король Филипп II Август (рис. 7). Но этот поход не увенчался успехом. Поход завершился в 1192 году со скромными результатами.

Рис. 5. Английский король Ричард I Львиное Сердце (Источник)

Рис. 6. Фридрих I Барбаросса (Источник)

Рис. 7. Филипп II Август (Источник)

Четвертый крестовый поход, 1202–1204 гг.

Четвертый Крестовый поход, который проходил в 1202–1204 гг., представляет особый интерес для историков. На этот раз крестоносцам удалось собрать серьезную армию. Они решили отправиться в Иерусалим не через Константинополь, а морским путем. Этот поход мог бы быть удачным, но в стане крестоносцев возник разлад. Для того чтобы переправить огромное войско в район Иерусалима, потребовалось большое количество судов. Когда войска собрались в Венеции, они ожидали помощи от венецианцев, но те в свою очередь предоставили свои корабли, но не просто так: корабли предоставлялись за плату. Сумма была настолько высокой, что собрать эти деньги было невозможным. Венецианцы согласились предоставить свои корабли «в долг». В качестве платы должна была послужить половина тех богатств, которые крестоносцы должны были получить в Иерусалиме. Условия были шокирующие, но у крестоносцев не было другого выхода. Венецианцы жаждали все новых богатств, а так как Иерусалим был еще далеко, они предложили пойти на Константинополь. Константинополь также считался очень богатым городом, фактически вторым после Иерусалима. Крестоносцы вынуждены были согласиться пойти на уступки венецианцам и потребовать оплаты долга венецианцам от византийского императора. В результате крестоносцы захватили Константинополь. Это был уникальный случай в истории: они шли воевать на Ближний Восток, а захватили столицу христианского государства – Константинополь. Именно в это время византийское государство прекращает свое существование. Это произошло в 1204 году. На месте бывшей Византии крестоносцы создали Латинскую империю (рис. 8). Но государство оказалось непрочным и распалось через полвека. На этом месте в 1261 году Византия была вновь воссоздана под видом Никейской империи.

Рис. 8. Латинская империя (Источник)

Четвертый крестовый поход показал, что реальной целью этих походов является не отвоевание гроба Господня, а меркантильные экономические интересы западных европейских стран.

В 1212 году состоялся так называемый Крестовый поход детей (рис. 9), экспедиция под предводительством юного провидца по имени Стефан, который вдохнул во французских и немецких детей веру в то, что с его помощью, как бедные и преданные слуги Господа, они смогут вернуть христианству Иерусалим. Дети отправились на юг Европы, но многие из них не достигли даже берегов Средиземного моря, а погибли в пути. Некоторые историки считают, что Крестовый поход детей был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать участников похода в рабство.

Рис. 9. Крестовый поход детей (Источник)

В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины. В хрониках XIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «крестового похода детей».

Последние крестовые походы

Силы у европейцев были на исходе. В XIII веке было предпринято еще несколько крестовых походов, известных как крестовые походы с Пятого по Восьмой. Все они заканчивались неудачно.

Во время Шестого крестового похода, который проходил в 1228–1229 гг. германскому императору Фридриху II Штауфену удалось вновь вернуть Иерусалим. Но в 1244 году город вновь перешел в руки мусульман.

Во время Седьмого крестового похода французский король вместе со своей свитой попал в плен к мусульманам. Пришлось заплатить огромный выкуп и отдать земли, которые ему принадлежали на Ближнем Востоке.

Восьмой крестовой поход (1270 год) (рис. 10) закончился бесславно. Французский король Людовик IX успел переправиться через Средиземное море и высадиться на побережье Туниса, практически сразу он умер от чумы.

Рис. 10. Восьмой крестовый поход (Источник)

В результате провала последних крестовых походов в конце XIII века прекратили свое существование государственные образования, находившиеся под властью крестоносцев на Ближнем Востоке. В 1268 году была потеряна Антиохия, в 1289 – графство Триполи, а в 1291 – пала последняя крепость крестоносцев, Акра.

Итоги крестовых походов

Крестовые походы закончились практически безрезультатно. Однако можно считать, что это было первое крупномасштабное соприкосновение восточной и западной цивилизаций в эпоху Средних веков. В результате западная экономика получила ощутимый толчок в своем развитии. Именно в это время в Европе появляются те изобретения, которые первоначально принадлежали арабам. Что касается диалога культур, то именно в 1140–1141 гг. Петр Достопочтенный осуществил первый перевод Корана на латынь, также он повелел перевести на латынь такой источник, как Талмуд – священную книгу иудеев.

Список литературы

1. Брандедж Джеймс. Крестовые походы. Священные войны Средневековья. – М.: Центрполиграф, 2011.

2. Виймар Пьер. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны». – СПб.: Евразия, 2003.

3. Волобуев О.В., Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. – М.: Дрофа, 2012.

4. Грицак Е.Н. Краткая история крестовых походов. – М.: Рипол-Классик, 2002.

5. Доманин А.А. Крестовые походы. Под сенью креста. – М.: Центрполиграф, 2011.

6. Заборов М.А. Крестоносцы и их походы на восток в XI–XIII вв. – М.: Учпедгиз, 1962.

7. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. – М.: Вентана-Граф, 2013.

8. Малов В.И. Тайны крестовых походов. – М.: Оникс, 2008.

9. Прашкевич Г.М. Крестовые походы. – М.: Вече, 1998.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Istmira.com (Источник)

2. Medievalmuseum.ru (Источник)

3. Rushist.com (Источник)

4. Liveinternet.ru (Источник)

5. Chuchotezvous.ru (Источник)

«Поход бедноты» (1096)

В кратчайшие сроки религиозное волнение охватило Овернь, растеклось по Галлии и захлестнуло Европу. Люди перечеркивали свою прежнюю жизнь, бросали хозяйство, оставляли на произвол судьбы жен и детей, изображали на лбу или нашивали на плечи изображения креста и с возгласами «Deus vult!» («Так хочет Бог!») покидали свои дома.

Что двигало этими людьми?

Прежде всего – действительно жажда религиозного служения. Как уже говорилось, искренняя вера составляла суть религиозного сознания, и многие люди на самом деле считали, что совершают подвиг во имя веры. История того времени полна случаев, когда даже политики действовали вразрез с логикой, под влиянием веры принимали явно невыгодные для себя решения. К примеру, вышеупомянутый сын Вильгельма Завоевателя, бунтовщик Роберт Куртгез настолько проникся проповедью Урбана II, что не только заключил мир с братом, но своими руками отдал английскому королю материковую Нормандию. Не насовсем, правда, а в залог на три года под обеспечение займа в 10 тысяч марок серебром, которые Вильгельм Английский выдал ему на крестовый поход.

Кроме жажды религиозного служения, существовали и более прозаические мотивы. Главным источником богатства в эпоху Средневековья была земля. Только обладатель значительного количества земель мог считать себя полноценным рыцарем. Основным занятием рыцарства являлась война, которая была делом дорогостоящим. Одно только вооружение требовало огромных затрат. В исторической литературе находим утверждение о том, что «воин, имевший меч, коня, латы и седло, даже среднего качества, “тащил” на себе, сжимая в руке щит и водрузив на голову шлем, около 250 солидов, иными словами, эквивалент четырех поместий, или 25 отличных волов, либо 250 овец, либо 250 четвертей пшеницы. Целое состояние» .

Люди в Средневековье рожали детей столько, сколько могли родить – других способов обеспечить себе поддержку в старости в том мире не существовало. Причем в этом отношении между нищими крестьянами и богатой знатью не имелось никаких отличий – многодетными были все социальные группы. Потребность сохранения крупных земельных владений вызвала к жизни распространение так называемого принципа майората. Суть его довольно проста: если я буду справедливым и поделю свои земли между всеми детьми, не выживет ни один из них – столь мелкие земельные владения не смогут обеспечить им нормальную жизнь, а еще через поколение надел моих потомков уменьшится до маленького огородика. Поэтому истинной справедливостью будет разумная жестокость.

Основным принципом майората было «все и ничего». Все получал только старший сын – полноправный наследник, а младшие сыновья вынуждены были уходить из дома в поисках удачи. Источником существования становилась служба сюзерену или обычный грабеж на дорогах. Именно ко времени Крестовых походов количество безземельных младших сыновей в Европе увеличилось настолько, что стало уже серьезной социальной проблемой.

Участие таких людей в восточных походах одновременно решало две проблемы: обеспечение средствами к существованию обедневшего рыцарства и вывод из Европы «лишних людей».

Церковь со своей стороны прилагала все усилия для дополнительной мотивации крестоносцев. Достаточно быстро сложилась система прав и привилегий, получившая в XII в. название «привилегия креста».

Участие в крестовом походе ставилось выше любого иного вида покаяния, всем участникам походов было дано обещание отпущения грехов. Участник похода, равно как и члены его семьи, оказывались в юрисдикции только церковного суда. Церковь брала под опеку их имущество. Крестоносец освобождался от уплаты процентов, кредиторы в отсутствие крестоносца не могли требовать уплаты долгов в полном объеме. Если человек взял обет совершить паломничество в Иерусалим, то он обязан был это сделать. В противном случае ему грозило отлучение от церкви. И это касалось всех христиан – от короля до последнего нищего.

Слухи об объявленном походе моментально распространились по Европе, причем простонародье, по понятным причинам, охватили опасения – «господа, как всегда, успеют первыми и все заберут себе». Толпы крестьян из Шампани, Фландрии, Лотарингии, Нижнего Рейна, не дожидаясь намеченного собором срока выступления – 15 августа 1096 г., – отправились в поход. За ними последовали крестьяне Италии, Испании, Скандинавии и Англии. Один крупный отряд из Северной Франции, состоявший из вооруженных дубинами и косами крестьян, к которым присоединились отдельные обедневшие рыцари и горожане, возглавили монах-проповедник Петр Пустынник (Петр Амьенский) и безземельный рыцарь, тот самый младший сын по прозвищу Готье Голяк.

Петр, будучи аскетом, ходил в лохмотьях, не ел хлеба и питался одной рыбой. Прекрасный оратор, он подкреплял авторитет своих слов показом полученного во время паломничества в Святую землю письма, в котором содержалось требование освобождения Иерусалима.

Впереди некоторых отрядов пускали гуся или козу, так как Бог неразумную тварь ведет и приведет верующих туда, куда нужно. Подходя к новому городу, паломники осведомлялись: «Не Иерусалим ли это?» – так как их познания в географии были весьма слабыми.

Путь этой неорганизованной и необеспеченной продовольствием толпы лежал вдоль Рейна и Дуная через венгерские и болгарские земли и сопровождался грабежом местных жителей и еврейскими погромами. Паломники считали, что все вокруг Божье, а они – Божьи воины и это дает им право брать себе все необходимое. В августе 1096 г. сильно поредевшие от голода, холода, болезней, нападений разбойников, а также пострадавшие от рук местного населения, оборонявшегося против грабежей, отряды крестоносцев прибыли в Константинополь. Из более чем 50 тысяч бедняков, отправившихся в путь, до столицы Византии добралось около 25 тысяч.

Петр Пустынник, не желая ожидать подхода рыцарских отрядов, потребовал от Алексея Комнина скорейшей отправки своего воинства в Малую Азию. Алексей предложил дождаться прибытия хорошо вооруженных рыцарей, но паломники решили иначе. Император постарался выполнить это требование в кратчайшие сроки. Паломники переправились в Малую Азию, но, не дойдя до Никеи, попали в засаду и 21 октября 1096 г. были почти полностью истреблены турками-сельджуками – закаленные воины резали ничего не понимающих в военном деле крестьян как овец. Многие попали в рабство и лишь небольшой части (около 3 тысяч) удалось вернуться в Константинополь.

Бесславно закончившийся «поход бедноты» стал прологом Первого крестового похода, в котором приняли участие феодалы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >