Подводная лодка трешер

USS Thresher (SSN-593)

USS Thresher (SSN-593)


USS Thresher (SSN-593), 30 апреля 1961

История корабля

Государство флага

США

Спуск на воду

9 июля 1960 года

Выведен из состава флота

10 апреля 1963

Современный статус

Затонула 10 апреля 1963 года, находится в 350 км к востоку от Кейп-Код на глубине 2560 м (8400 футов)

Основные характеристики

Тип корабля

Обозначение проекта

«Трешер»

Кодификация НАТО

Скорость (надводная)

около 10 узлов

Скорость (подводная)

около 20 узлов

Предельная глубина погружения

300 м

Автономность плавания

50 суток

Экипаж

96 членов экипажа, 16 офицеров и 17 инженеров-техников

Размеры

Водоизмещение надводное

3210 т

Водоизмещение подводное

3420 т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

85 м

Ширина корпуса наиб.

9,8 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

7,9 м

Силовая установка

1 ядерный реактор типа S5W PWR, две паровые турбины мощностью 15 000 л. с., 1 гребной винт

Вооружение

Торпедно-
минное вооружение

4 торпедных аппарата калибра 533 мм, 21 торпеда

Медиафайлы на Викискладе

USS Thresher (SSN-593) — атомная подводная лодка ВМС США, головной корабль типа «Трешер», 10 апреля 1963 года погибла в Атлантическом океане вместе со всем экипажем.

История строительства

Заказ на изготовление подводной лодки «Трешер» получила Портсмутская верфь 15 января 1958 года, закладка корабля состоялась в том же году, 28 мая. Спуск на воду прошёл 9 июля 1960 года, «крёстной матерью» стала миссис Фредерик Б. Уардер, жена известного капитана времён Второй мировой войны. «Трешер» вошёл в строй 3 августа 1961 года, под командованием коммандера Дина Л. Эйзена.

История службы

В 1961—1962 годах «Трешер», как головной корабль своего класса, проходил обширную программу испытаний в Атлантическом океане и Карибском море. 18-24 сентября 1961 года корабль принял участие в морских учениях Nuclear Submarine Exercise (NUSUBEX) 3-61, прошедших у северо-восточного побережья США.

2 ноября, когда «Трешер» прибыл в Сан-Хуан (Пуэрто-Рико), его реактор был заглушен, электропитание осуществлялось от дизельного генератора. Через несколько часов работы генератор сломался, и командир отдал указание снова запустить реактор. Однако, энергии аккумуляторных батарей не хватило на это, и во время пуска реактора прекратилась работа вентиляции. При температуре в отсеках с механизмами около 60 °C экипаж был частично эвакуирован с корабля. Положение помогла выправить прибывшая на следующий день USS Cavalla, чьи дизели снабжали «Трешер» энергией во время повторного пуска реактора.

29 ноября «Трешер» провёл испытания торпедного вооружения, а в течение первых двух месяцев 1962 года — принимал участие в испытаниях гидроакустического оборудования и ракет с подводным стартом (SUBROC). В марте снова были учения, NUSUBEX 2-62.

В 1963 году «Трешер» получил удар буксиром, повредивший одну из балластных цистерн, и провёл некоторое время на ремонте в Гротоне.

Гибель

Схема вероятной причины гибели субмарины

10 апреля 1963 года SSN-593 «Трешер» в сопровождении спасательного судна ASR-20 Skylark («Жаворонок») вышла в море для проведения глубоководных погружений. Целью погружений являлась проверка прочности корпуса на предельных для лодки глубинах (360 м). Кроме 16 офицеров и 96 членов экипажа на её борту находилось 17 гражданских инженеров-техников, присланных для наблюдения за работоспособностью её механизмов во время погружений. Доклад о готовности «Трешера» к погружению был получен «Скайларком» в 7:30. Дальнейшие события:

07:47

«Трешер» начинает спуск на тестовую глубину в 360 м.

07:54

С борта лодки получено сообщение: «Всё в порядке, продолжаем погружение».

08:00

Проверка звукоподводной связи.

08:02

Глубина погружения 120 м, экипажем осмотрены отсеки прочного корпуса.

08:09

Командир лодки докладывает о достижении половины тестовой глубины (180 м).

08:24

Очередной сеанс связи с лодкой.

08:35

Лодка достигла глубины 270 м.

08:53

Лодка приблизилась к предельной глубине погружения.

09:02

Лодка запросила курс «Скайларка».

09:10

Лодка не ответила на вызов.

09:11

Лодка не ответила на повторный вызов.

09:12 — 09:13

С борта лодки получено сообщение из трёх частей, содержание которого впоследствии передавалось разными членами экипажа «Скайларка» по-разному, но в целом сводилось к следующему:

«Испытываю незначительные трудности… Имею дифферент на корму… Пытаюсь продуть цистерны…»

Оригинальный текст (англ.) … minor difficulties, have positive up-angle, attempting to blow…

Через 2-3 секунды после этого на «Скайларке» в течение 20-30 секунд слышали шум сжатого воздуха, поступающего в балластные цистерны (по другим данным — звук стравливаемого воздуха был слышен лишь в течение нескольких секунд).

09:14

Лодка не ответила на вызов (или со «Скайларка» не слышали поступающие с лодки сигналы из-за собственных запросов).

09:16

Принято сообщение, согласно бортовому журналу «Скайларка» гласящее «900 N»; это может расшифровываться следующим образом: лодка практически потеряна («код события» — event number — 1000 соответствует в американском флоте потере лодки), ответ на запрос «Скайларка» о том, под контролем ли ситуация (Are you in control ?) — отрицательный (N = negative). По другой версии, 900 — величина в футах превышения рабочей глубины погружения в момент отправки сообщения.

09:17

«Скайларк» принял последнее, сильно искажённое сообщение с лодки, из которого удалось разобрать лишь два слова:

…предельная глубина…

После чего на судне услышали шум, впоследствии идентифицированный как шум разрушающегося прочного корпуса лодки.

Согласно выводам, сделанным исследовавшим гибель лодки экспертом Брюсом Рулом (Bruce Rule), окончательное разрушение корпуса «Трешера» произошло в 09:18:24, на глубине 2400 футов (732 м), и заняло не более 0,1 секунды.

После обрыва связи «Скайларк» пытался различными способами установить связь с лодкой и в течение 1,5 ч надеялся, что она даст о себе знать, а в 11:04 приступил к передаче радиосообщения о предполагаемой аварии.

11 апреля, в 10:30 на пресс-конференции Военно-морского флота, было официально объявлено о гибели субмарины SSN-593 Thresher.

Фотография вертикального руля «Трешера», лежащего на дне

В дальнейшем была сформирована поисковая группа для поиска SSN-593 Трешера. Спасательное судно Recovery ASR 43 подняло большое количество обломков внутреннего корпуса субмарины. Фотографии, полученные батискафом «Триест», показали, что субмарина разрушилась на несколько частей, унеся жизни всех 129 человек, находившихся на борту. Трешер находится в 350 км к востоку от мыса Кейп-Код на глубине 2560 м (8400 футов). Корпус лодки распался на шесть основных частей — носовая секция, гидролокационный купол, рубка, хвостовая секция, машинное отделение, командный отсек, лежащих в радиусе 300 метров.

Причины гибели

Впоследствии, на основании большого количества фотографий и других данных, специальная комиссия установила вероятную причину этой катастрофы. Из-за трещины в сварном шве трубопровода забортной воды (для охлаждения реактора использовалась проточная забортная вода) машинный отсек субмарины начал заполняться забортной водой, вызвавшей короткое замыкание в электрических цепях управления реактором, в результате чего произошло автоматическое заглушение реактора. Потеря энергии и является возможной причиной этой катастрофы.

С этими выводами остались несогласны многие эксперты, отмечавшие, в частности, что поступление в корпус лодки воды на такой глубине ни при каких обстоятельствах не было бы названо находящимися на ней «незначительными проблемами», а вызванный этим шум был бы такой силы, что отправка голосовых сообщений с борта лодки после начала затопления была бы совершенно невозможна. Согласно альтернативной версии, изначальной причиной гибели лодки была остановка реактора, отказ гребных электродвигателей или привода рулей глубины. В частности, говорится о возможности выхода из строя около 09:11 силовой шины, питающей главные насосы системы охлаждения реактора, что привело бы к его автоматической остановке и потере электропитания по всему кораблю. Аварийная продувка главных балластных цистерн не увенчалась успехом, так как в трубопроводах из-за влажного воздуха высокого давления образовались ледяные пробки, вследствие чего лодка провалилась ниже предельной глубины погружения и была раздавлена гидростатическим давлением.

Последствия гибели подлодки

Вместе с подлодкой был утрачен единственный комплект ракето-торпед новейшего (в то время) типа UUM-44 SUBROC («Саброк»), которыми была оснащена подлодка. По другим данным, лодка в данном погружении торпед не имела.

После гибели этой подлодки тип подлодок, к которому она относилась, переименовали из «Трэшер» в «Пермит» (по названию следующей подлодки этого типа).

Расследование выявило множественные случаи нарушения технологии, использования некондиционных материалов, плохого контроля качества и даже вероятных умышленных диверсий на американских верфях, занимающихся строительством и ремонтом подводных лодок. Из-за обнаруженных в ходе дополнительных проверок дефектов в оборудовании и низкого качества работ был задержан ввод в строй 31 атомной подводной лодки, находившейся на тот момент в постройке.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

> См. также

  • Список затонувших атомных подводных лодок
  • Аварии на подводных лодках (с 1945 года)

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Polmar N. Death Of The Thresher. — Philadelphia & New York: Chilton Company, 1964.
  2. А.П.Юрнев, Б.Д.Сахаров, А.В.Сытин. Аварии под водой. — 2-е, перераб. и доп.. — Л.: Судостроение, 1986.
  3. В. М. Букалов, А. А. Нарусбаев. Проектирование атомных подводных лодок. — Л.: Судостроение, 1964.
  4. «What Sank The Thresher», Bruce Rule and Norman Polmar, 8 April 2013
  5. Нарусбаев А. А., Лисов Г. П. Тайна гибели Трешера. —Л., 1964

Ссылки

  • «Трешер» погружается в бездну
  • Гибель атомохода «Трэшер»

Тайна АПЛ «Трешер» лежит на дне океана

Михайлов Андрей20.03.2019 в 4:00

Эта трагедия стала самой первой в череде катастроф атомного подводного флота. 10 апреля 1963 года новейшая американская атомарина «Трешер» навсегда канула в бездну Атлантического океана, унеся жизни 129 человек. Катастрофа потрясла США. И, как говорят некоторые эксперты, исподволь подтолкнула американцев к ускорению так называемой Лунной программы.

За годы холодной войны СССР «окончательно и бесповоротно», то есть без возможности восстановления, потерял четыре атомных подлодки. Все они входили в состав Северного флота. О некоторых из них «Правда.Ру» уже писала. В постсоветское время затонули две уже российские атомные подводные лодки .

А вот США потеряли всего две субмарины. Однако общий коэффициент аварийности, то есть отношение общего количества аварий субмарин к количеству построенных, в российском подводном флоте составляет 0,2, а в американском — 0,3. Иными словами, по подсчетам известного подводника, писателя и историка контр-адмирала Николая Мормуля, на каждые 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий, а в американском — около 30. Авария — всегда трагедия, с кем бы она не случилась, с нашими или с «чужими» моряками…

А самым первым потрясением для военных моряков всего мира явилась гибель американской атомной «Трешер» 10 апреля 1963 года. Она исчезла через двое суток после выхода из базы во время глубоководных испытаний, даже не успев подать сигнал бедствия, погибло 129 человек. Шок, который испытала американская нация, сопоставим с тем, который вызвала гибель «Челенджера» много лет спустя.

Гибель в мирное время лодки, созданной с учетом новейших достижений науки и техники, нанесла колоссальной силы удар по гордости американцев. Но и в Советском Союзе гибели подлодки «потенциального противника» отнюдь не радовались. Хватало всяких аварий, в том числе и радиационных, и у нас, чего уж там радоваться.

Вспоминаю четвертый курс Севастопольского Высшего Военно-морского инженерного училища, где учился. 1981 год. Лекции по типовым авариям подводных лодок читал у нас немолодой капитан I ранга, долгое время служивший на атомном флоте. Лекции такие были нужны — учась на чужих ошибках, не совершаешь своих. Каждый раз, когда он рассказывал о гибели субмарин, в том числе и американских, он не приказывал, а просил весь курс встать и минуту помолчать — в память погибших подводников.

Читайте также: Как КПСС утопила подводную лодку

Мы, курсанты, прекрасно знали, что каждый раз, когда он «поднимает» нас на своеобразную «минуту молчания», ему влепляют выговор по партийной линии (ведь кто-то из нас, чего уж там, все равно «стучал» училищным «особистам», и этого было не скрыть). Но за год этот самый выговор как-то «стирался» (может быть, потому, что его начальники тоже были настоящими подводниками!), и следующий курс на некоторых его лекциях о подводных авариях опять вставал в память о своих и «чужих» погибших моряках.

Самое интересное, что самая короткая лекция по аварийности атомных субмарин была посвящена именно катастрофе американской АПЛ «Трешер». И, наверное, не только потому, что, скажем, советским разведчикам не удалось добыть нужных данных. Просто и сами американцы не знали подробностей о последних минутах и даже часах своей лодки. Лишь в последние годы в западной прессе начали появляться некоторые более подробные данные о «Трешере». Ну что ж, попробуем хотя бы немного приоткрыть завесу тайны первой в мире гибели атомной субмарины, ориентируясь на эти публикации.

«Трешер» в переводе с английского означает «Морская лисица», тип сельдевой акулы — когда-то у американцев модно было называть субмарины именами морских рыб. Ее корпус имел округлую форму, издали как раз напоминающую эту акулу. Все эти составляющие — и лисица, и акула, — создали на американском флотском жаргоне своеобразное название: субмарину окрестили «смертельным охотником». Она, по проекту, была целевым образом предназначена для поиска и уничтожения кораблей противника, в первую очередь, подводных лодок.

«Трешер» был головной лодкой (то есть самой первой в серии) из 30 единиц по плану строительства. Она имела высокую подводную скорость (до 30 узлов), большую глубину погружения (до 360 метров), два атомных реактора (до этого на американских подлодках был лишь один). Как пишут исторические первоисточники, мощность энергетической установки позволяла лодке без перезарядки реакторов десять раз обогнуть по экватору земной шар, по мощности она могла бы обеспечить электроэнергией город с населением в 20 тысяч человек. На вооружении лодки было от 20 до 40 ракето-торпед типа «Саброк». Строительство подводной лодки, стоимость которой составила 60 миллионов долларов, длилось 38 месяцев. 3 августа 1961 года лодка была передана в состав ВМС США. «Смертельный охотник» был гордостью американцев.

Правда, уже за первый год эксплуатации на этом подводном корабле было выявлено аж 875 неисправностей и недоделок. Поэтому чаще подлодка «Трешер» стояла все-таки в доке и на заводском стапеле, где эти недостатки устранялись, а не бороздила океаны. Надо сказать, это общая «болезнь» так называемых «головных» лодок, первых в серии, как американских, так и советских-российских. Чаще всего «Трешер» чинили на знаменитой верфи в Портсмуте, штат Нью-Гемпшир, или в соседнем Гротоне.

Утром 9 апреля 1963 года, после очередной починки и устранения технических замечаний, лодка вышла из гавани Портсмута, где простояла до этого на плановом осмотре аж долгих девять месяцев. Кораблю предстояло совершить двухдневное пробное плавание, которое должно было завершиться погружением на максимальную тестовую глубину. Такая проверка необходима после длительной стоянки на верфи. На борту «Трешера» находилось 129 человек: 12 офицеров и 96 старшин и матросов из состава экипажа лодки, а также четыре офицера и 17 гражданских специалистов Портсмутской верфи.

Командир лодки был достаточно молодым, однако опыта подводного плавания ему было не занимать. Капитан-лейтенант Джон Уэсли Харвей впервые командовал таким кораблем, но до назначения на «Трешер» он три года прослужил офицером на «Наутилусе», первой американской атомной лодке. На ней он, кстати, принял участие в легендарном походе подо льдами Северного Ледовитого океана.

Сопровождал «Трешер» небольшой специальный катер «Скайларк». Кроме чисто исследовательских целей, он играл еще и роль спасательного судна, для этого у него на борту находилась группа водолазов, которые могли выполнить работы на глубине до 30 метров. Но помощь спасателей «Трешеру» так и не понадобилась — глубина, на которой лодка затонула, оказалась значительно большей…

9 апреля субмарина осуществила несколько погружений на глубину 260-290 метров и к утру 10 апреля прошла континентальный шельф и вышла в географический район впадины Уилкинсона, где глубина Атлантического океана резко возрастает от 300 до 2400 метров. В 7 часов 47 минут 10 апреля с борта лодки сообщили о готовности к глубоководному погружению. Командир лодки передал на катер, что планирует пробыть под водой шесть часов.

Читайте также: Загадочная гибель подлодки Фисановича

Глубоководное погружение происходит у всех подводников различных стран поэтапно, примерно через каждые 30-50 метров погружения производится остановка на достигнутой глубине. Во время «паузы» идет осмотр отсеков, проверка различных устройств, забортной арматуры и трубопроводов, после чего лодка снова опускается на очередную «ступеньку» глубины. В 9.09 «Трешер» достигает допустимой глубины погружения — 330 метров. Телефонная гидроакустическая связь была очень неустойчивой, многие донесения с лодки поступали на катер с большими искажениями. И вдруг в 9.13 на катер поступает тревожная весть от командира лодки: «Есть некоторые проблемы. Угол положительный…Вертикаль… Пробую продуть… Буду информировать».

Вскоре все присутствующие в гидроакустической рубке катера услышали шумы, очень похожие на те, что сопровождают выпуск сжатого воздуха. Но вот в 9.16 прошло какое-то вообще непонятное сообщение с лодки. Ввиду большой глубины слов было почти не разобрать. Но на катере показалось, что из потока слов прозвучали слова «предельная глубина» и «превысил». В 9.18 на катере снова услышали громкий шум из-под воды. Некоторые опытные члены экипажа и группы наблюдения катера, участвовавшие еще во Второй мировой и побывавшие в различных боевых переделках, охарактеризовали этот шум как «треск ломающихся отсеков прочного корпуса». Но никто еще не мог поверить, что все уже кончено…

Атомный «Трешер» замолчал, и, как потом все поняли, замолчал навеки. В 13.37 был передан сигнал тревоги «SABSANK!» по Атлантическому флоту США. Он в переводе означает «подводная лодка затонула». В 17.30 пришло сообщение от патрульного корабля: в семи милях южнее того места, где еще в 9.17 находился катер «Скайларк», на поверхности моря обнаружена масляная пленка. Чуть позже там же выловили несколько кусков пробки и пластика размером со стандартный лист бумаги. Пробкой, служившей изоляционным материалом, была выложена вся внутренняя часть корпуса «Трешера», а обнаруженный пластик обычно использовался на атомных подводных лодках для защиты от радиации…

Искал лодку весь Атлантический флот США. По данным исторических первоисточников, в первую очередь западных, американские моряки из-за излишней суеты просто-напросто поначалу «потеряли» в океане точное место, откуда лодка в последний раз выходила на связь. Глубина океана в этом районе настолько велика, что мысль о том, что поврежденный «Трешер» может лежать на грунте в ожидании помощи, исключалась полностью.

Американским адмиралам пришлось сделать заявление, что лодка, к прискорбию, погибла. С этого момента 129 человек считались не пропавшими, а погибшими, что гарантирует семьям несчастных выплату немалых денежных компенсаций. Они были выплачены осиротевшим семьям подводников в тот же день.

Президент Кеннеди в своем выступлении выразил семьям глубокое соболезнование. Причины гибели подлодки «Трешер» с точностью установить так и не удалось. Правда, различные версии выдвигаются до сих пор. Среди них есть и довольно экзотические. Например, такая: американская лодка погибла из-за акта саботажа или диверсии со стороны советских подводников. Правда, американские профессионалы-кораблестроители, да и сами военные, отвергают эту версию как анекдотическую.

Так или иначе, судить о причинах гибели лодки, которая лежит на дне океана на огромной глубине, можно скорее только теоретически. В акте комиссии по расследованию причин гибели «Трешера» в свое время было отмечено: «…Полученные данные не позволяют определенно утверждать, что же в действительности произошло с подводной лодкой». Так была поставлена безжалостная точка на самой первой трагедии в атомном подводном флоте…

Но, по мнению ученых, именно гибель «Трешера» привела, ка ни странно, к активному развитию американской Лунной программы! Американские конгрессмены, возмущенные гибелью новейшей супердорогостоящей субмарины, критически урезали бюджет подводного кораблестроения. Президент Джон Кеннеди просто не успел его отстоять — через полгода после трагедии «Трешера», 22 ноября 1963 года, он был застрелен наемным убийцей.

Это позволило Советскому Союзу в ближайшие годы «догнать и перегнать» США в этой отрасли. Однако Лунная программа Кеннеди осталась финансово насыщенной и в конце концов стала ему как бы лучшим памятником. К концу 1960-х годов в СССР появились непревзойденные до сих пор стратегические подлодки, а астронавты США высадились на спутнике Земли. Впрочем, это уже совсем другая история…

«…Предельная глубина…» Загадка гибели субмарины «Трешер»

В июне к лодке нырял знаменитый батискаф «Триест» (на котором в 1960 году Жак Пикар погружался на дно Марианской впадины), и вытащил оттуда несколько предметов, четко маркированных SSN 593. Гибель лодки и 129 членов экипажа, и до того неоспоримая, была подтверждена материально.

Трубы потекли?

Еще до получения первых данных о месте затопления «Трешера», американский флот собрал представительную комиссию, чтобы составить перечень наиболее вероятных причин катастрофы.

Поначалу грешили на стыки корпуса. Это было логично, учитывая, что лодка проводила испытание на большой глубине. Однако корабелы стояли нерушимо: с корпусом все нормально, ищите где-то в другом месте. Проверки технологии тоже не давали конкретной причины.

Место, к слову, нашлось. Что-то непонятное происходило на забортной арматуре трубопроводов, выходивших через прочный корпус «Трешера». Там вечно что-то случалось. То забортные клапаны монтировались неверно — и потом переставлялись силами экипажа, без участия промышленности. То предъявлялись претензии к качеству сварки стыков.

После недели изучения узких инженерных проблем комиссия сделала вывод: скорее всего, дело действительно в забортной арматуре трубопроводов, не выдержавшей погружения на такую глубину. Ультразвуковая дефектоскопия всех доступных соединений того же типа выявила наличие тех или иных отклонений на сварных швах 14% образцов.

Картинка произошедшего наиболее просто выглядела так. Нарушенное соединение вне прочного корпуса привело к быстрому поступлению воды в машинное отделение. На таких глубинах выбитый клапан на 15-сантиметровой трубе арматуры «подает» за секунду внутрь прочного корпуса до 750 литров воды.

Все это привело к потере электропитания и хода. Но почему же не удалось аварийно всплыть?

Пять минут над бездной

По всей видимости, проблема возникла не раньше 09:09-09:10. Напомним, о возникновении «незначительных проблем» с «Трешера» доложили в 09:13.

Однако «незначительное» очень быстро начало усугубляться. И без того находившаяся в районе максимальной глубины погружения лодка набрала дифферент и провалилась еще ниже (о чем успела сообщить наверх). Попытки выровнять субмарину и продуть балласт (об этом также было сообщено на «Скайларк»), видимо, не увенчались успехом.

Операторы утверждали, что слышали шум стравливаемого воздуха на фоне фразы «пытаюсь продуть цистерны», однако слово «пытаюсь» настораживало — видимо, что-то шло не так.

Практика американского подводного флота того времени показывала, что система воздуха высокого давления не всегда срабатывала штатно из-за накопления избыточной влаги в баллонах. Та скапливалась и смерзалась у выпускных клапанов. В результате клапаны, забитые льдом, плохо пропускали воздух.

Таким образом, загадка «Трешера», по-видимому, объяснялась так. Лодка попала в вилку двух неисправностей: прорыв забортной арматуры привел к быстрому затоплению машинного отделения (что заодно привела к коротким замыканиям и потере хода), а продуть балластные цистерны и всплыть не удалось из-за обледенения на клапанах системы воздуха высокого давления. На глубине, близкой к предельной, эта комбинация оказалась роковой: времени на вторую попытку у стремительно погружающейся лодки не было.

После без малого четырех минут отсутствия связи, в 09:16 с «Трешера» приняли неразборчивый доклад, фигурировавший в материалах с предположительной транскрипцией «900 N». Его значение так и не было полностью разгадано, есть предположение, что речь идет о шкале инцидентов с кораблем (0 — все штатно, 1000 — корабль потерян), а «N» это «negative», т.е. «никак нет» в ответ на бесконечные запросы «Скайларка» о том, все ли в порядке.

Минутой позже пришел обрывок сообщения, который расшифровали как » …test depth…» — » …предельная глубина…» (первое слово неразборчиво, восстановлено по звучанию и смыслу). В 9:18 гидрофоны выдали треск разламывающегося корпуса субмарины.

Наследие «Трешера» — у них и у нас

Гибель «Трешера» вызвала усиление, с одной стороны, производственного контроля на верфях. Это было попросту необходимо, так как элементарные проверки выявили огромное число нарушений. Доходило до того, что некоторые эпизоды всерьез рассматривались как намеренное вредительство.

С другой стороны, менялись и уже воплощенные в металл инженерные решения, которые могли вызывать катастрофические последствия. Как ни цинично это прозвучит, но иногда лучше потерять одну лодку, и сделать далеко идущие выводы.

На всякий случай, чтобы сбить тяжелое моральное состояние, весь тип атомоходов, ранее именовавшийся «Трешер» (лодка была головной в серии) переименовали в «Пермит» (по второму кораблю серии), что, вообще говоря, не совсем характерно даже для суеверных флотских. Впрочем, потеря лодки всегда очень трудно воспринимается, особенно если причины произошедшего в полном объеме не удается восстановить иначе, как системой допущений.

И, тем не менее, в 1972 году американский флот потерял в глубинах океана еще одну атомную субмарину — SSN 589 «Скорпион». С ней все вышло уж совсем загадочно — так как она находилась на боевом выходе, связи не было, и единственное, что удалось зафиксировать, это тот самый треск раздавленного корпуса с гидрофонов прибрежных станций противолодочной обороны. Впоследствии лодку нашли у Азорских островов на глубине чуть более 3000 метров. Считается, что «Скорпион» погиб из-за взрыва собственной торпеды.

Отечественный атомный флот потерял «из подводного состояния» только К-141 «Курск» в 2000 году в Баренцевом море. Да по совершеннейшему головотяпству утопили в 1983 году К-429 — хорошо хоть в бухте, на небольшой глубине, и экипажу удалось по большей части выйти через торпедные аппараты (тем не менее, все равно погибло 16 человек). Лодку потом подняли и восстановили.

Другие известные катастрофы советского атомного подплава обычно были связаны с пожарами и фатальными неисправностями, после которых аварийно всплывшая лодка впоследствии тонула. Так было с К-8 в Бискайском заливе (1970 год), с К-219 в центральной Атлантике (1986 год), с К-278 «Комсомолец» в Норвежском море (1989 год).

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

LiveInternetLiveInternet

10 апреля 1963 года весь мир был потрясен сообщением о гибели атомной подводной лодки ВМС США «Трешер». Лодка исчезла, не успев даже подать сигнал бедствия. Никто из 129 членов экипажа не сумел спастись. Для Америки это стало подлинной национальной катастрофой.

Николай Непомнящий — 100 великих загадок XX века…

Сидя перед телевизорами, американцы задавали только один вопрос: «Как лучшая в мире подводная лодка могла в одночасье погибнуть?». И дело тут было не только в обычном для американцев восхвалении своих достижений. Погибла головная лодка, которая открывала собой целую серию из 30 субмарин, и на тот момент ее тактико-технические характеристики действительно были лучшими. АПЛ этого типа обладали высокой — до 30 узлов — скоростью и предельной глубиной погружения до 360 м. Ядерная энергетическая установка позволяла 10 раз обогнуть по экватору земной шар, а дальность плавания на полной мощности насчитывала 100000 миль. Словом, американским конструкторам и кораблестроителям было чем гордиться. И вот такой корабль, созданный с учетом последних достижений науки и техники, погиб. Причем в мирное время! По гордости американцев был нанесен удар страшной силы. Впервые во весь рост стал вопрос и о том, как поведет себя ядерная установка на глубине и чем это может закончиться для человечества.

Из-за чего же погибла лодка?

Достоверно известно следующее. «Трешер» вышел в море для проведения двухдневных испытаний. На борту находились 12 штатных офицеров, 96 старшин и матросов, 4 офицера с кораблестроительной верфи и 17 гражданских специалистов.

Первый день прошел без происшествий. На второй было запланировано погружение на предельную для ПЛ глубину, то есть 360 м. При таких погружениях лодка опускается на глубину поэтапно. На каждом производятся многочисленные замеры, чтобы определить прочность корпуса и конструкций, а также проверить правильность работы механизмов. Любое глубоководное погружение страхуется. В данном случае этим занималось спасательное судно «Скайларк». Согласно выпискам из вахтенного журнала, события развивались следующим образом:

8.00 — произведена проверка звукоподводной связи;

8.02 — глубина 120 метров. Осмотр прочного корпуса;

8.09 — глубина 180 метров;

8.24 — очередной сеанс связи;

8.35 — глубина 270 метров;

8.53 — ПЛ приблизилась к предельной глубине;

9.02 — сеанс связи, курс прежний;

9.10 — ПЛ не ответила на вызов.

В 9.12 с борта «Трешера» поступило сообщение о наличии неполадок. Лодка имела дифферент на корму и явно пыталась продуть главный балласт. Акустики слышали шум сжатого воздуха в течение 20–30 секунд. Последнее искаженное сообщение капитана было невнятным: «…предельная глубина…».

В 9.17 раздался приглушенный грохот.

В 11.04 командир «Скайларка» дал в штаб радиограмму: «Не имею связи с “Трешер” с 9.17».

В 13.32 по приказу командующего подводными силами Атлантического флота США в район аварии направлены корабли, самолеты и ПЛ «Сивулф».

В 15.30 начальник Главного штаба ВМС США докладывает военно-морскому министру о случившемся. А спустя 15 минут о ЧП сообщили президенту Кеннеди. Первым вопросом, который он задал, был: «Сколько людей на борту?». Военные чины точной цифры не знали и ответили ориентировочно — 80–90 человек. К 17 часам спасательные суда обнаружили на поверхности моря масляные пятна и куски полиэтилена. Однако у военных еще теплилась надежда на чудо, и в своем вечернем выступлении начальник Главного штаба адмирал Андерсен не прочел поименного списка погибших. Но уже в утреннем выпуске новостей тот же адмирал сказал: «С глубоким прискорбием я вынужден объявить вам, что атомная подводная лодка, имевшая на борту 129 человек, погибла…».

11 апреля на всех американских военно-морских базах по всему миру были приспущены флаги. И в тот же день семьям подводников были выплачены компенсации.

Для определения причин катастрофы лодку требовалось найти. К поискам подключались все новые и новые корабли, подводные лодки, научно-исследовательские суда. С Тихого океана на десантном корабле доставили батискаф «Триест», способный погружаться на предельные глубины Мирового океана. Общее количество кораблей, собранных в районе поиска, достигло 12–16 единиц. Но и спустя месяц поиски оставались безрезультатными.

Важно было не только выяснить причину катастрофы, но и «сохранить лицо» нации и, конечно, понять, что происходит с реактором. «Триест» совершал многочисленные погружения до ноября 1963 года. Ученые сделали более 250000 снимков. Были обнаружены переборочная дверь, трубы, баллон воздуха высокого давления и сапог из комплекта спецодежды. Но ни тела подводников, ни лодку не нашли.

Комиссия по расследованию причин катастрофы начала свою работу 11 апреля 1963 года, в нее вошли видные подводники и специалисты-кораблестроители. Возглавил комиссию один из старейших подводников США вице-адмирал Бернард Остин. И в страшном сне ему не могло присниться, что пять лет спустя он будет расследовать катастрофу еще одной АПЛ.

Работать комиссии было трудно. В СМИ муссировалось множество слухов и версий, включая традиционную «руку Москвы». Порождены они были, в первую очередь, вспыхнувшей межведомственной склокой «за честь мундира». Со страниц газет и с экранов телевизоров подводники яростно обвиняли кораблестроителей, те в ответ поливали грязью военных. Однако крайней в итоге оказалась Портсмутская верфь, построившая «Трешер». Эксплуатация ПЛ в течение 12 гарантийных месяцев выявила 875 дефектов, 130 из них относились к конструктивным и 5 были связаны с безопасностью корабля. Поэтому «Трешер» вернули на верфь для доработки.

За это время сменился командир корабля. Лодку было предложено принять 35-летнему капитан-лейтенанту Джону Гарвею. Несмотря на свой относительно молодой возраст, он был опытным подводником. Гарвей быстро понял, что лодка к выходу в море не готова. Но оказалось, что по «высшим» соображениям можно заткнуть рот даже толковому специалисту. Единственное, что смог сделать командир, — это написать письмо другу своего отца вице-адмиралу У. Смедбергу. Последний занимал должность начальника управления кадров ВМС США. После катастрофы военно-морской министр запретил публиковать письмо, но кое-что в прессу просочилось. Известно, что Гарвей просил вице-адмирала использовать свое влияние и надавить на специалистов, так как качество ремонтных работ на ПЛ вызывает у него тревогу. Вице-адмирал получил письмо в тот день, когда 129 человек вместе с новейшей лодкой ушли на дно Атлантики.

Надо отдать должное американцам — они сделали все, чтобы избежать повторных аварий. Уже в октябре 1963 года командование ВМС США заявило о приостановке строительства всех АПЛ этого типа для проверки качества работ. Была уменьшена предельная глубина погружения, улучшены тактико-технические характеристики и условия обитания экипажа. Спустя 12 дней после катастрофы была создана научно-исследовательская группа, основной задачей которой стала организация поиска и оказание помощи затонувшим ПЛ. На тот момент надежных средств спасения субмарин и их личного состава не существовало. Впрочем, многие специалисты полагают, что их нет и до сих пор…

Следственная комиссия опросила 120 свидетелей. Их показания, многочисленные фотографии, карты и схемы составили 12 томов дела. Вывод комиссии был неутешителен: «…полученные данные не позволяют определенно утверждать, что же в действительности произошло с подводной лодкой…».

Катастрофа, конечно, привлекла внимание и советских специалистов. Из печати вышла книга А. А. Нарусбаева и Т. П. Лисова «Тайна гибели “Трешера”» (Л., 1964). Вот что пишут они:

«Около 9.12 случилось непоправимое: колоссальное забортное давление сорвало арматуру или разорвало трубопровод в одном из кормовых отсеков. Пробоина была не очень большой, иначе бы лодка затонула мгновенно. Гарвей отдал необходимые распоряжения, вызвал “Скайларк” и спокойным голосом произнес: “Столкнулись с небольшой проблемой… Имеем дифферент на корму. Пытаемся продуться”. Судя по интонации, командир еще не представлял масштабов беды.

Между тем обстановка в корме была ужасной. Струя воды буквально косила оказавшихся на ее пути людей. Плотный туман окутал отсек, вызвав короткое замыкание. Это вывело из строя системы, жизненно важные для управления кораблем. Быстро нарастающий на корму дифферент вскоре превысил допустимую величину, что привело к срабатыванию защиты реактора. Корабль лишился хода.

Получив отрицательную плавучесть и лишившись управления, лодка начала проваливаться за предельную глубину. Вышедшая из строя связь не дала возможности капитану сообщить что-либо на “Скайларк”.

Финал трагедии наступил в 9.17, когда под действием забортного давления разрушился один из отсеков (глухой треск, который слышали спасатели). В считанные секунды вода смела все водонепроницаемые переборки и затопила корабль. Оказавшийся в отсеках воздух сжимался до такой степени, что возникали пожары, которые тут же тушились массой поступающей воды. Смерть экипажа была мгновенной». Лодка падала более двух километров со скоростью 110–160 узлов и при ударе, возможно, углубилась в грунт на 150 метров…

Материал А. Петрова

«Морская лисица» уходит на дно Атлантики


Кто не знает о трагедии АПЛ «Курск»? Многие вспомнят о трагедии «Комсомольска», К-219. А американские субмарины тонули? Тонули. И именно американская субмарина «Трешер» 10.04.1963 года открыла печальный список.
АПЛ «Трешер»
Это была субмарина нового поколения, гордость ВМС США, первая из новой серии в 30 лодок, чудо техники, охотник за подводными ракетоносцами. По тем временам субмарина была гигантом 85 м. длиной, водоизмещением 4300 тонн, способным погружаться на глубину до 300 м. и без перезарядки 10 раз обогнуть земной шар по экватору.
Субмарина получила название «Трешер» (морская лисица).
В августе 1961 года ее торжественно передали ВМС США. В течение 1961 и 1962 года «Трешер» несколько раз выходила в море на учения для проверки работы всех своих систем. Оставалось еще проверить одну из главных характеристик – максимальную глубину погружения.
Погружение на предельную глубину
9 апреля 1963 года «Трешер» вышла из Портсмутской гавани. Кроме экипажа на ее борту находились 17 технических специалистов и 4 офицера — представители портсмутской верфи. Субмарину сопровождало специальное судно «Скайларк», задачей которого было держать связь с лодкой и не допускать в район испытаний посторонние суда.
На борту «Скайларка» также находились группа водолазов, способных выполнять работы на глубине до 30 м. Но о возможности каких-либо ЧП никто и не думал: с суперсовременной субмариной просто ничего не могло случиться.
10 апреля около 8:00 «Трешер» вышла в заданный район и начала погружение. В ходовой рубке «Скайларка» капитан Хекер, штурман Уотсон и акустик склонились над пультом гидроакустической связи. Присутствовавший матрос заносил все переговоры в вахтенный журнал.
8:02 — «Трешер» достигла глубины 120м.

8:09 — лодка опустилась на 180м.
8:35 – 270 м.
8:53 – достигнута предельная глубина погружения.
9:02 — пришло последнее внятное сообщение с борта «Трешер»: командир докладывал, что курс субмарины остается прежним.
9:10 — субмарина не ответила на вызов. Штурман (бывший подводник) закричал: «У вас все в порядке? Отвечайте, ради Бога!»
9:11 — из глубины пришло неясное обрывочное сообщение, что на «Трешер» имеются проблемы, дифферент на корму и экипаж пытается продуть цистерны главного балласта.
9:17 — в течение 20-30 секунд на «Скайларке» слышат неясные шумы, а затем неясный грохот. Штурману Уотсону он знаком – с таким грохотом ломается оболочка корпуса подводной лодки.
Капитан Хекер приказал вызывать «Трешер» каждую минуту и через каждые 10 минут сбрасывать в воду несколько гранат – сигнал к экстренному всплытию. В 11:04 капитан «Скайларка» доложил, что связь с лодкой потеряна.
Операция поиска и спасения
В 13:32 о ЧП доложили в штаб подводных сил Атлантического флота США. По флоту была объявлена команда «SubSunk», означающий, что затонула подводная лодка. В 15:45 о трагедии докладывают президенту США Джону Кеннеди. В район трагедии направлены несколько десятков судов, авиация, субмарина «Sea Wolf» и спасательное судно «Recovery».
Около 17:30 в районе аварии обнаружены масляное пятно на воде и куски пробки – ею была выложена внутренняя часть корпуса «Трешер», пластмассовые стаканы, бутылки и резиновые перчатки, которыми подводники пользуются при работе в ядерном отсеке. Сомнений в гибели субмарины не остается.
На следующий день 11 апреля в 10:30 адмирал Андерсон на пресс-конференции официально заявил о гибели «Трешер» и всех 129 человек, находившихся на борту. На всех военно-морских базах США в знак траура приспустили государственные флаги.
Поиски затонувшей «Трешер»
Инженерам и военным крайне важно было знать причины гибели современнейшего подводного корабля. Поэтому «Трешер» продолжали искать еще 6 месяцев.
Район в сто квадратных миль был разбит на участки, каждый из которых был закреплен за судном, оснащенным самой современной научно-исследовательской аппаратурой. С Тихого океана доставили батискаф «Триест», способный погружаться на глубину до 10.000 м. Нашли кучу обломков «Трешер» (рули, переборочные двери, фрагменты магистральных труб и пр.), но саму субмарину – нет.
Созданной для расследования причин катастрофы специальной комиссии предстояло работать, не имея возможности исследовать обломки пострадавшего судна.
Комиссия с неограниченными полномочиями
Комиссии были предоставлены чрезвычайно широкие полномочия: допрашивать любого члена экипажа «Скайларка», работника верфи, знакомиться с записями в судовых вахтенных журналах, члены комиссии получили доступ ко всем документам любой степени секретности.
Версию столкновения с Неопознанным Подводным Объектом вычеркнули первой. Как ни старались отдельные СМИ, но члены комиссии не приняли и версию атаки советской подводной лодкой. Долго изучали версию ошибочных действий экипажа – отвергли. На лодку отбирали офицеров и старшин по принципу «лучших из лучших».
35-летний капитан Джон Харвей, принявший под свое командование «Трешер» в январе 1963 года, закончил военно-морскую академию в числе лучших из 696 выпускников (он шел 8-м). На судне присутствовали 17 технических специалистов, которые поправили бы капитана, прими он неверное решение.
Оставалась версия технической неисправности. Члены комиссии сосредоточили все свои усилия в этом направлении.
Субмарина, которая не могла не утонуть
Чем больший объем информации поступал к членам комиссии, тем яснее им становилось, что лодка была просто обречена на гибель.
Каждое изделие имеет гарантийный срок эксплуатации, подводная лодка – не исключение. Для «Трешер» он составлял 12 месяцев. За первый год эксплуатации на лодке были выявлены 875 дефектов! При строительстве субмарины постоянно нарушалась технология, использовались некондиционные материалы.
Члены комиссии с ужасом узнали, что многие стыки трубопроводов «Трешера» не сваривались, а паялись по причине их труднодоступности. (Естественно, спаянное соединение не может выдержать тех нагрузок, которые предусмотрены для сварного.)
Весной 1962 года ультразвуком были выборочно протестированы 115 спаек – 8 из них оказались ненадежными. Но только два из 8 перепаяли, состояние остальных было признано некритичным. Где же тут хваленое капиталистическое качество?
На «Трешер» не было даже обязательной «информационной книги судна», в которой описаны правила пользования всех систем. Руководство верфи скопировало ИКС субмарины предыдущей серии, имеющей совершенно иные особенности конструкции, и передало ее в качестве технической документации на «Трешер»!
Капитан субмарины Джон Харвей считал лодку не готовой к походу, но командование ВМС США смотрело на это иначе. Единственное, что мог сделать Харвей — это написать письмо вице-адмиралу Смедбергу, в котором просил близкого друга своего отца употребить все свое влияние, чтобы отменить выход «Трешер» в море. Смедберг получил письмо 10 апреля, в день трагедии.
Как погибла «Морская лисица»
Результаты работы комиссии были заложены в ЭВМ, и бесстрастная машина выдала картину гибели субмарины. В 9:09 в трубопроводной системе появилась пробоина диаметром не более 5мм. Струя воды буквально косила людей, оказавшихся на ее пути. Отсек стал быстро заполняться водой. Командир дал команду «продуть» цистерны и подниматься на поверхность.
В 9:12 оказавшаяся внутри лодки забортная вода вызвала короткое замыкание. Это был конец — реактор автоматически заглушился, без питания остались все системы жизнеобеспечения корабля. Электрическому двигателю чтобы запуститься требовалось не больше минуты, но этой минуты как раз и не было. Потерявшая ход лодка уходила на дно и проскочила ту предельную глубину, с которой еще могла подняться. В 9:17 корпус лодки не выдержал и раскололся.
Хитрая арифметика
Первая катастрофа с АПЛ не стала последней. Сегодня на дне Мирового океана покоятся 2 атомные субмарины США, 4 советские и 2 российские, что дает повод говорить о якобы превосходстве американской военной техники. Но если взять соотношение погибших субмарин к количеству построенных, то окажется, что в США на 100 субмарин приходятся 30 аварий, а в СССР/РФ – 20. Да и по количеству погибших (129) «Трешер» остается непревзойденной до сих пор.

Тайна гибели атомной подводной лодки USS Tresher не раскрыта до сих пор


Американская многоцелевая подводная лодка USS Tresher

За всю историю флота известно восемь атомных подводных лодок, затонувших в результате аварии. Первой в этом скорбном списке была американская лодка «Трешер», которая все еще покоится на дне океана.
Американская многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) USS Thresher (SSN-593) была головной в серии из четырнадцати подобных судов. Первая лодка, как и вся серия, получила свое название в честь одного из видов акул — морских лисиц. Заложенная на верфях Портсмута в мае 1958 года, SSN-593 вошла в строй после длительных испытаний в 1961-м.
Довольно крупная для своего времени лодка (водоизмещением около 3500 тонн) вобрала в себя самые последние достижения американского кораблестроения. Ее назначением являлся поиск и уничтожение подводных ракетоносцев противника. Могла она атаковать и надводные корабли всех классов. Для выполнения этих задач АПЛ была вооружена торпедами, а также только что появившимися ракетоторпедами типа «Саброк».

Пробное погружение.

9 апреля 1963 года SSN-593 вышла в море для глубоководных испытаний, имея на борту помимо экипажа (112 человек) 17 гражданских специалистов. Командовал лодкой капитан-лейтенант Джон Харви. Это был его первый выход в море на лодках такого типа, хотя в подводном флоте он был далеко не новичок: три года прослужил офицером на первой в мире АПЛ «Наутилус», был участником ее исторического похода подо льдами на Северный полюс. Лодку сопровождало судно обеспечения «Скайларк» («Жаворонок»), снабженное новейшими гидрофонами -устройствами для поддержания связи с находящейся под водой лодкой. На борту «Скайларка» также находились водолазы и спасательная капсула, рассчитанная на глубину до 260 метров.


Американская многоцелевая атомная подводная лодка «Трешер» SSN-593

К утру 10 апреля корабли вышли за пределы континентального шельфа. Теперь глубина океана под ними превышала 2,5 километра. Совершив пробное погружение на 200 метров, Харви сообщил, что готов к погружению на предельную глубину. Стояла ясная штилевая погода с прекрасной видимостью, когда лодка «Трешер» скрылась под водой. Было решено выполнять погружение ступенями по 65 метров, делая после каждой из них остановку для проверки состояния всех агрегатов корабля. При таком режиме испытание должно было занять около шести часов.
Примерно через полчаса после начала погружения лодка достигла глубины 120 метров. Еще через некоторое время капитан Харви доложил, что их глубина составляет примерно половину предельного значения (около 330 метров для «Трешера»). После осмотра лодки и ее систем погружение продолжилось. Океан все сильнее и сильнее сжимал корабль в своих объятиях. Каждый метр глубины увеличивал давление на квадратный метр корпуса на одну тонну. Прошло еще около часа, прежде чем с «Трешера» сообщили, что лодка подходит к предельному значению глубины. Затем последовало уже плохо прослушиваемое последнее сообщение: «Имеем возрастающий дифферент на корму, пытаемся продуться» (выполнить срочное всплытие).

Вечная загадка.

Больше АПЛ на связь не выходила, но гидрофоны донесли на «Скайларк» характерный звук, принятый за шум воздуха высокого давления, подаваемого в балластные цистерны лодки. Еще через 1-2 минуты на корабле сопровождения услышали непонятный скрежещущий звук. Находящийся у гидрофона штурман «Скайларка», подводник времен Второй мировой, объяснил его как треск разламывающегося корпуса субмарины. Некоторое время «Скайларк» продолжал безответно вызывать лодку. Затем, еще надеясь, что всего лишь отказала гидрофонная связь, стали сбрасывать на глубину сигнальные шумовые гранаты, означающие команду на немедленное всплытие. Все было тщетно. «Трешер» и все, кто на ней находился, уже покоились под 2,5-километровой толщей океанских вод.


Обломки АПЛ «Трешер» на дне океана. Вид из батискафа «Триест». 1963 г.

К поискам погибшей лодки были привлечены многие надводные корабли и АПЛ, а также батискаф «Триест». По всплывшим на поверхность обломкам было точно установлено место трагедии. Позднее «Триесту» удалось отыскать останки погибшей лодки на дне и поднять на поверхность ее отдельные фрагменты. Однако проведенные исследования и анализ собранных данных не позволили с полной уверенностью установить причины гибели «Трешера». Тайна осталась нераскрытой. Предположительно виновником катастрофы стала одна из трубок системы охлаждения реакторной установки, не выдержавшая забортного давления.
Первая в истории катастрофа АПЛ не стала последней. Гибли и американские, и советские подводники, но по количеству одновременно погибших (129 человек) «Трешер» остается непревзойденной.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: