Платное образование в России

Закон о платном образовании в школе с 2019 года

Каждый год перед учебой начинают расходиться слухи, что обучение будет платным. Вот и сейчас родители волнуются, что с 2019 года придется оплачивать за образование их детей.

Некоторые утверждают, что платить нужно будет только тем, у кого имеются ученики средних классов, младших такая реформа не коснется. Другие уверены, что платить придётся буквально всем.

Мамы обсуждают этот вопрос на кухнях с родными, в интернете на форумах, и встречаясь друг с другом. Что же на самом деле ожидает на школьников в 2019 году? Будет ли платным образование или это очередная порция ничем не подтвержденных слухов?

К чему приводит платное образование?

Если прибегнуть к истории, можно увидеть, что платное образование было введено перед Великой Отечественной войной в 1940 году. Тогда на платную основу были переведены старшие школы и ВУЗы. Данное решение политики объясняют следующими соображениями:

  • На тот момент государство более нуждалось в простых рабочих, нежели в людях с высшим образованием.
  • Мальчишки больше отправлялись в военные учебные заведения, которые оставались бесплатными.
  • Укреплялась сословность в советском обществе, каждый оставался на своём месте. Дети колхозников работали на земле, а тех, кто имел высшее образование — получали престижные профессии.

Особенно в стране нужны были военные, правительство понимало, что надвигается война.

Еще одним нововведением в образовании было раздельное обучение для мальчиков и девочек. Однако данная реформа была отменена на следующий год после смерти Сталина, в 1954 году.

Если изучить данный отрывок из советской истории, то можно понять что ни к чему хорошему такая реформа в образовании не привела. Зачем нужно сейчас вводить оплату за образование трудно понять.

Быть или не быть реформе образования?

Бесплатное образование всем детям в стране гарантирует самый главный закон — Конституции РФ. Внести изменения, в которую невозможно по прихоти одного человека, здесь нужно согласие большинства членов правительства РФ.

В Конституции указано, что образование должно быть общедоступным, бесплатным и обязательным. Родители и учительский коллектив должны создать все условия для того чтобы ребёнок мог получить все надлежащие знания. Также бесплатно на конкурсной основе можно поступить в ВУЗы, техникумы, ПТУ.

Исходя из вышесказанного, можно уверенно утверждать, что каждый школьник имеет право на бесплатное образование утвержденное Конституцией РФ, и то, что школы перейдут на полностью платную основу является всего лишь слухами.

Платное образование для средней школы

Но, несмотря на гарантированное бесплатное обучение, закон об оплате за образование функционирует уже не первый год и довольно-таки успешно. В нем говорится, что школы постепенно должны переходить на самоокупаемость.

Это не значит, что родителям придется платить полностью за образование ребёнка. Суть вопроса в том чтобы главные предметы так и оставались бесплатными. Оплата будет взиматься за дополнительные занятия, факультативы, кружки и т.д.

Всем известно, что в нынешнее время стало очень трудно обучаться в школе. Об ужасных, можно сказать, мученических решениях домашних заданий начали складывать даже анекдоты. Чтобы получить достойное образование ученикам приходится оставаться на продленки и дополнительные занятия. Вот эти уроки, которые сверх школьной программы и нужно будет оплачивать.

Ходить на них или нет, будут решать сами родители. Но по прогнозам экспертов такие дополнительные занятия пользуются, и будут пользоваться большим спросом. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его дети получили глубокие знания, успешно сдали ЕГЭ и в итоге стали высокообразованными людьми.

К сожалению, без дополнительных факультативов и репетиторов получить такие знания невозможно. Кроме этого школам разрешено внедрять разносторонние кружки и проф предметы, чтобы дети с самого раннего возраста могли определиться, чем они хотят заниматься, кем стать, какую профессию в будущем выбрать, получить навыки. Некоторые из таких кружков проводятся на бесплатной основе за остальные же нужно платить.

Насчёт проф предметов существует мнение, что в школе они не нужны, так как в столь раннем возрасте ребёнок ещё не может определиться какую профессию в будущем он хотел бы выбрать.

Но всё же дополнительные знания никому не помешают. Благодаря урокам и кружкам, которые не входят в школьную программу, ученикам предоставляется возможность расширить кругозор. Например, в школе изучается английский язык, но ребёнок имеет желание обучать французский, для этого родители могут оплатить ему дополнительные уроки по французскому языку.

Кому выгодно платное обучение?

Конечно, простым гражданам Российской Федерации будет трудно оплачивать обучение детей. Особенно если в семье несколько школьников. Но есть случаи, когда ребёнок не может заниматься в коллективе, трудно сосредотачивается на общих уроках.

Тогда родителям, заботящимся о том чтобы их ребёнок имел хорошее образование, выгодно платить репетитору за дополнительные занятия. Часто нанимают учителя или отправляют ребёнка на дополнительные занятия при подготовке к ЕГЭ, так как на обычных уроках дети не успевают освоить все нужные знания.

Есть и негативная сторона в этом вопросе, некоторые учителя, желая иметь дополнительные заработки, плохо выполняет свои обязанности, не обучая как следует учеников. Такие случаи, конечно же, редкость и сразу же пресекаются со стороны руководства.

Видео-новость

Речь идет о том, что бюджетные учреждения — детсады, больницы и школы — планируется перевести на самоокупаемость, то есть сделать коммерческими; означает ли это, что бесплатного лечения и образования в России вскоре просто не будет?

Совет Федерации сегодня одобрил законопроект о реформировании бюджетных организаций. Речь идет о том, что бюджетные учреждения — детсады, больницы и школы — планируется перевести на самоокупаемость, то есть сделать коммерческими. Предполагается, что государство будет оплачивать лишь часть услуг — например, в школе — несколько учебных часов по ряду предметов. Означает ли это, что бесплатного лечения и образования в России вскоре просто не будет?

В названии закона ни слова об образовании и здравоохранении, документ со сложным заголовком — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений», он через Госдуму прошел тихо. В минувшую пятницу депутаты приняли его в третьем чтении. Закон почти не обсуждали, но вот почему на Охотном Ряду документ принимали в спешке, стало понятно уже на этой неделе. Теперь школам, больницам, санаториям и домам культуры разрешено зарабатывать. Причем не просто разрешено, закон обязывает бюджетников стать предпринимателями. По сути школы и поликлиники будут выполнять определенный государственный заказ, за это получать субсидии, а вот за то, что государству не нужно придется платить клиентам, то есть родителям, пациентам или их родственникам. Ну, например два урока русского языка в неделю — это бесплатно, а вот еще два уже за деньги. Совет Федерации, так же как и Госдума закон одобрил, но при этом сенаторы, то ли специально, то ли случайно называли вещи своими именами.

Вячеслав Новиков, член Совета Федерации:

— Строго говоря, через 2 года мы получим 330 тысяч новых менеджеров и одновременно предпринимателей, которые будут руководить нашими школами, больницами, домами культуры, при этом вся их предпринимательская деятельность до этого опиралась только на поборы с родителей и возможно с посетителей больницы. Представляете, что это будет за команда предпринимателей?

Сам Новиков проголосовал за закон, но предложил правительству, хотя бы обучить педагогов и врачей новой профессии.

Николай Рыжков, член Соета Федерации:

— Татьяна Геннадьевна вы скажите, будет бесплатное образования или нет?

Заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко долго отвечала, но, по сути, так и не ответила. И родителей и педагогов, а пока только они отреагировали на законодательную инициативу, больше всего возмутила даже не суть документа, а то, что закон не обсуждали с заинтересованной стороной, людьми, которых в первую очередь коснется монетизация.

Яков Турбовский, председатель совета директоров школ России:

— Почему вообще из широкого обсуждения не подвергнуть судьбоносные для государства документы, но я очень боюсь, что документ, одобренный Думой, получит подтверждение, как получил подтверждение ЕГЭ!

Масла в огонь добавили и так называемые профильные ведомства. Руководитель Рособрнадзора отказалась обсуждать новый закон…

Любовь Глебова, руководитель Рособрнадзора:

— Я даже не очень представляю, в какой области компетенции моей службы это находится, давайте по заявленной теме…

А в министерстве образования предложили обратиться в экономический блок правительства.

Сотрудник Пресс-службы Министерства Образования РФ (по телефону):

— Ни о каких комментариях речи быть не может.

Предполагается, что все реформы вступят в силу через 2 года. Но уже сегодня многие школы готовят родителей к самым разным переменам. При этом мнение мам и пап никто не учитывает.

— Перед директором поставлена проблема, вы, скорее всего, будете автономных учебным заведением, это значит, что какую то часть денег вам будет давать государство, а остальное вы будете зарабатывать сами.

— Педагогов уже предупредили, что если они не утихомирят родителей, у них будут проблемы. Разве это укладывается в понятие демократическое государство, или какое государство у нас там строит Госдума?

Закон еще должен подписать президент страны и эксперты полагают, что в Кремле его не одобрят. Хотя, по сути, многое из того, что разрешит документ — уже давно реальность. Ну, покупают же родители учебники и оказывают посильную и такую добровольную спонсорскую помощь школам, во многих больницах разве что уколы делают бесплатно. Но если раньше это было незаконно, то депутаты и сенаторы почему-то решили — не бороться, а узаконить парадокс.

Итак, средняя зарплата очень среднего молодого специалиста по сравнению с 2015 годом в 2016 году выросла… аж на 300 рублей. Это если выпускник вуза нашел работу. Недавно опубликованный мониторинг Минобрнауки дает цифры: находят чем заняться только 75% окончивших университеты и институты. В мониторинге, правда, не говорится соответствует ли полученная в высшем учебном заведении специальность тому, за что молодому человеку платят зарплату. Могу предположить: работа продавцом в овощном магазине или приемщиком в химчистке — тоже вариант для выпускников экономических и юридических факультетов.

Вопрос только — нужно ли было просиживать четыре года в аудитории, чтобы потом раскладывать по полкам капусту и укроп? И зачем вообще нужно высшее образование? (Кстати, выпускники экономических и юрфаков в среднем даже недотягивают и до 27 700 — у них зарплаты 27 тысяч и 26 тысяч рублей соответственно.)

Средняя зарплата выпускника вуза в прошлом году составила 27 700 рублейФото: Дмитрий ПОЛУХИН

Кто молодец

Собственно, мониторинг дал вполне ожидаемые результаты. Находят работу по специальности и неплохо зарабатывают выпускники МГУ, СПбГУ и Национальных исследовательских университетов — такой статус не так давно получили ведущие российские вузы (см. таблицу). Среди нужных специалистов — авиационные и ракетно-космические инженеры, медики, фармацевты, знатоки ядерной энергетики, теплоэнергетики, химических технологий, геологи, горняки и нефтяники (см. таблицу).

Но таких специалистов у нас готовят полсотни вузов. Вопрос — а кого готовят остальные почти девять сотен?

Вуз или не вуз

— А-а-а, вот ваши дети университеты пооканчивали, а наших вы в ПТУ запихнуть хотите! — это обычная первая реакция на разговор о том, куда поступать и зачем.

И на следующий вопрос: «А вы уверены, что именно вуз сделает дальнейшую жизнь вашего ребенка счастливой и успешной?» возникает долгое задумчивое молчание.

Школа, вуз, работа — это давно привычная схема. И мало кто из родителей, а тем более бабушек и дедушек готов согласиться, что она устарела. Между тем большинство вузов не столько учат, сколько доращивают детишек. Первые два года минимум. Только где-то лет в 19 у ребят просыпается понимание: «Ой, куда я поступил? Зачем мне это?!»

Главный вопрос — не где учиться, а какой набор навыков, умений, знаний ты хочешь получитьФото: Дмитрий ПОЛУХИН

— Главный игрок на рынке профориентации — вуз, — рассказывал на Радио «КП» Владимир Оглоблин, партнер профориентационного портала «Проект Про», эксперт комитета по образованию «Деловой России». То есть только в вузе, и то не сразу студенты соображают, какую профессию получают. И задумываются.

В итоге выходят условными «специалистами» и не в состоянии выстроить карьеру. Да и какому работодателю нужен вялый специалист, который из-под палки делает нелюбимое дело?

А можно было поступить по-другому? Можно! Вуз — это только одна из возможных траекторий. И не всегда лучшая. Слабый вуз — почти всегда гарантия неуспешности в жизни после его окончания. Знаний мало, перспективы доучиться немного. При этом сегодня вариантов, чтобы выстроить успешную карьеру, множество.

— Главный вопрос — не где учиться, а какой набор навыков, умений, знаний ты хочешь получить, чтобы стать успешным и востребованным на рынке труда, — объясняет Оглоблин. — Ты выбираешь учебное заведение по тому, какие компетенции оно тебе дает, как изменится твоя цена после этого на рынке. Это как в компьютерной игре. Занял один уровень, прокачал, набрал силу и иди на следующий. Для этого есть колледжи, курсы, онлайн-обучение, короткие программы, образовательные семинары. В колледже за два-три года можно получить профессию программиста, системного администратора, специалиста по туризму или гостиничному хозяйству, дизайнера, слесаря, оптика. Мерчандайзер (товаровед по-старому) в Москве может рассчитывать максимум на 35 — 40 тысяч рублей. А токарь 5-го разряда, разбирающийся в современных станках и технологиях, будет зарабатывать от 50 тысяч, а то и все 100. Хочешь развиваться дальше — прокачивай следующий уровень.

— Выбор вуза в этом смысле — это длинное, сложное и рискованное дело, — продолжает Оглоблин — В советское время можно было за пять лет получить диплом и потом почти всю жизнь его монетизировать. Сегодня надо постоянно развиваться. Помните, в прошлом десятилетии были популярны пейджеры? Их выпускали сотнями тысяч, компании работали. За пять лет индустрия развернулась и исчезла. А скоро исчезнет такая отрасль, как автомобильные перевозки. Вернее, принципиально изменится. Не нужно будет столько водителей, диспетчеров — по дорогам будут ездить машины с автопилотом.

— А если все-таки родители настаивают — надо идти в вуз?

— Мой совет: выбирать максимально сложное для себя. Если уж ты тратишь 4 — 5 лет жизни, постарайся выжать из них максимум, пока мозг активный, пока нет нагрузки в виде семьи, ипотеки. Думаю, менеджмент, экономика, юриспруденция, любая гуманитарная специальность, которую можно получить, почитав книги, послушав онлайн-курсы, — это не то, на что стоит тратить время в вузе.

ВАЖНО!

По данным Аналитического центра при правительстве РФ, в ближайшее время каждый десятый выпускник вуза может остаться без работы после завершения обучения. Предложение превышает спрос на рынке труда на 18%.

Для того чтобы получать образование, а не «доращиваться» в вузе, теряя годы, нужно еще в школе понимать, кем хочет стать ребенок. Можно ли определиться еще за партой? Владимир Оглоблин говорит: можно.

— У ребенка, вполне естественно, не может быть полного представления о той или иной профессии, — объясняет Владимир. — Поэтому мы употребляем такое слово, как «гипотеза». В каком месте ребенку было бы интересно, комфортно, где бы мог зарабатывать? — рассуждаем мы вместе с родителями. — Ребенок говорит: хочу быть маркетологом. Отлично. Что для этого нужно, чтобы проверить эту его гипотезу? Можно пройти тест, посмотреть, как твои способности коррелируют с этой профессией. Можно сходить в компанию, которая занимается маркетингом, посмотреть на этих людей, понять, хочешь ли ты среди них всю жизнь прожить. Есть вузы, в которые можно сходить. Есть лидеры профессионального мнения, состоявшиеся маркетологи, биографию которых ты можешь изучить и подумать, насколько тебе такой путь в жизни близок. Есть практики и стажировки — не думаю, что какая-то компания откажет, если придет школьник с родителями и попросит посмотреть, как здесь работается сотрудникам.

— Насколько объективны тесты?

— Тест позволяет ребенку сориентироваться хотя бы в первых двух-трех гипотезах, кем он хочет стать. Тесты бывают разные. Есть Центр гуманитарных технологий при МГУ с базой, основанной еще на исследованиях советской школы. Причем тест можно пройти дистанционно из любого региона. Он помогает найти свой вуз. У нас тоже есть свой тест — он больше ориентирует на выбор профессии, а не вуза. Чем раньше вы нащупаете, что вашему ребенку интересно, тем больше шанс, что он станет успешным.

Высшее образование – не профессия, это образ мышления

Мнения по вопросу получения высшего образования разделились на 2 лагеря. Одни кричат, что диплом ничто, опыт – все! Другие утверждают, что высшее образование – гарант знаний и успеха. В этой статье будет раскрыто на чьей стороне правда. Читаем.

Начнем с главного. Что вообще за зверь такой – ВУЗ? По задумке, это учебное заведение, основная цель которого – подготовка специалистов по различным направлениям науки. Студентов должны учить не только теории, но и практике. По факту мы имеем теоретическое образование по устаревшим учебным программам и некоторые ВУЗы как-то пытаются дать слушателям практические знания. Не всегда получается успешно, но это лучше, чем ничего.

С теоретическими знаниями, получаемыми в ВУЗе, не все так однозначно. Есть фундаментальные науки, знания из которых должны знать все. Понятно, что мир меняется стремительно и также стремительно устаревает информация. ВУЗы со своей бюрократией не успевают так часто менять устоявшиеся программы обучения, но хотя бы базовые знания они всеми силами пытаются вложить в головы своих студентов. С разной степенью успеха им это удается.

С практикой все просто. Ее нет. В лучшем случае студенты занимаются чем-то приближенным к будущей работе, в худшем – проходят практику «на бумаге». Именно поэтому, приходя на первую работу, они понятия не имеют как вообще нужно работать и что делать.

Следующая проблема наших студентов – это выбор специальности. Результаты опросов очень огорчают. 90% выпускников разочарованы выбранной специальностью и вообще сами не выбирали направление обучения. За них выбрали родители. Мама или папа сказали: будешь бухгалтером, потому что ты девочка. И девочка, несколько лет промучившись за партой, пошла работать продавцом-консультантом. ВУЗ с горем пополам окончила. Знаний 0, релевантного опыта 0, запросы по заработной плате после работы продавцом-консультантом не соответствуют реальности. А с другой стороны, чего мы ожидали, если дети в 16-17 лет вынуждены принимать одно из ключевых решений своей жизни и решать на какую специальность им идти? Ну или за них приняли это решение.

В ситуации осознанного выбора специальности историй со счастливым концом тоже не много. В 17 лет профессия казалась интересной, но к 20 годам приоритеты сменились. Итог: специальность поменять можно, но уже трудно, да и поздно. Пора работать и зарабатывать на жизнь самостоятельно. Не у всех получается работать и учиться. Да и опыт работы после окончания ВУЗа уже формируется по профессии в соответствии с дипломом, либо вообще в другой сфере. Целесообразность получения еще одного диплома ставится под сомнение.

К вышесказанному прибавляются активно тиражируемые истории из желтой прессы о людях, добравшихся до вершины пищевой цепочки, не имея высшего образования. Ричард Брэнсон, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Билл Гейтс, Генри Форд. Этот список можно продолжать бесконечно. И практически у каждого в роду могут оказаться живые примеры родственников без высшего образования, условно назовем их дядя Йося и тетя Глаша, набившие свои матрасы шуршащими купюрами и тем обеспечившие себе безбедную старость. Именно благодаря таким примерам часто молодежь бросает ВУЗ, либо вовсе выбирает путь, на котором нет подобного заведения, и отправляется покорять мир большого бизнеса, начиная с маленького ИП по перепродаже товаров из Китая. А когда бизнес лопается как мыльный пузырь – идут искать работу. Кому-то везет и их берут без диплома. Кто хочет перспектив и карьерного роста – им везет меньше. На работу может и возьмут, но карьерный рост достается тем, у кого есть диплом.

Омрачается ситуация еще и тем, что по специальности работает не более 30% выпускников. В разные годы эти цифры статистики разнятся, да и достоверность их сомнительна. К сожалению, не только выпускники работают не по специальности. Почти вся страна работает не по специальности. Сложно найти человека, у которого нет записи в трудовой о работе вообще в другой сфере. За примерами далеко ходить не надо. Вышеупомянутые мамы и папы наших студентов чаще всего работают не в той сфере, которой обучались когда-то. И эти примеры плохо влияют на ребят: они просто не понимают зачем учиться, если работать будут там, где повезет или куда устроят?

И вот, насмотревшись на примеры успехов людей без высшего образования, оценив всю напрасность получения определенной специальности, бросив обучение или выбрав путь без оного, приходит молодежь трудоустраиваться. И тут в игру вступают работодатели. Кому-то из руководства действительно не важно есть диплом, нет диплома, лишь бы работал человек хорошо. Поспрашивают немного, посмотрят взглядом с прищуром, да возьмут на работу продавцом-консультантом либо разнорабочим с обещанием карьерного роста. А на должность выше возьмут того, у кого есть диплом или того, у кого стаж работы по профессии, хотя и без образования, лет 10 как минимум.

Очень многие руководители разделяют точку зрения, что если человек окончил ВУЗ, то это индикатор того, что он справился с задачей получения диплома. Значит, справится и с рабочими задачами. А если не смог получить диплом – то он неудачник и зачем такой нужен? Причем в этом случае также полученная специальность не имеет значения. Высшее образование – это не профессия, это образ мышления. Так считают они. С этим сложно не согласиться хотя бы потому, что существуют довольно много профессий, по которым не готовят специалистов в ВУЗах. Приходится искать толковых ребят, которые сработаются с руководителем, и обучать их на рабочем месте.

Но есть профессии, где без диплома по специальности совсем никак. Многие не захотят идти к хирургу, у которого среднее профессиональное образование по направлению ремонта автомобилей. А готовы вы будете лететь рейсом, зная, что у пилотов нет летного образования? Вряд ли. Жизнь как-то дороже все-таки.

Истина так и могла оставаться где-то рядом и два противоборствующих лагеря продолжили бы приводить свои аргументы в поддержку доводов. Но несколько лет назад государство вмешалось в этот процесс и был изобретен такой инструмент, как профессиональные стандарты. И на этом в долгом споре была поставлена жирная точка. Совсем уже скоро профессиональные стандарты станут обязательными для всех организаций, а не только для отдельных структур. Что же такого в них написано? Они представляют собой полный перечень требований, умений, знаний и компетенций практически по всем должностям и профессиям, существующим на сегодняшний день. И в них четко прописаны требования к уровню и направлению профессиональной подготовки для занятия той или иной должности.
Это не означает, что всех сразу уволят после вступления в силу стандартов, но задуматься о получении образования по специальности придется многим. Особенно тем, у кого мало официального стажа. Дело в том, что законодатель оставил поблажку тем, кто имеет достаточно трудового стажа в своей профессии: таким людям подтверждать свою квалификацию дипломом не требуется. Да и предприниматели и самозанятые смогут вести свою деятельность также, как и вели. К ним пока что никаких дополнительных требований нет. Но это пока.

Поделись с друзьями:

Оставайтесь с нами. Добавьте нас в Ваши источники и мы позаботимся о том, чтобы вы читали только интересный и проверенный контент

Мои Источники в Яндекс Новостях Мои Источники в Google News Подписаться на канал в МирТесен Подписаться на канал в Яндекс Дзен Подписаться на канал в Telegram Читайте наши новости в Twitter

А еще подпишитесь на наши соцсети. Там только проверенный и качественный контент

Платное образование: плюсы и минусы

Волна выступлений против платного высшего образования захлестнула не только Россию, где с каждым годом бюджетных мест становится все меньше, а число студентов, получающих образование на коммерческой основе увеличивается в разы. Европейские университеты тоже переживают кризис финансирования, который отражается на студентах и абитуриентах, все чаще вынужденных оплачивать высшее образование из собственного кошелька.

Однако некоторые эксперты склонны видеть в коммерческом образовании не только зло, но и благо. С недостатками платной формы обучения все более-менее понятно: из-за сокращения бюджетных мест возможность получить высшее образование получат не те, кто успешно окончил школу и имеет лучшие показатели успеваемости, а те, кому учиться позволяют финансовые возможности.

Таким образом, многие достойные абитуриенты не только лишаются права на обучение, но и теряют мотивацию к учебе еще в школе — зачем получать хорошие оценки и стремиться знать больше, если поступят все равно те, за чье обучение заплатят родители?

Еще одним минусом можно считать то, что многим студентам, придется параллельно работать, чтобы оплатить свое образование. А значит эффективность такого обучения снижается — о какой успешной сдаче сессии может идти речь, если на работе очередной аврал.

Однако есть оптимисты, которые склонны видеть в коммерциализации высшего образования и определенные плюсы: даже в том случае, когда студент параллельно работает, он сможет получить необходимый опыт работы, возможно ему даже удастся проявить себя в выбранной специальности. К тому же зарабатывая на свое обучение, студенты становятся более ответственными, осознают, каким трудом оно им достается, а значит и более ответственно относятся к учебе.

К тому же немалые деньги, которые платят поступившие, позволяют обновить и улучшить материально-техническую базу вуза, улучшить условия обучения, проживания в общежитиях, повысить качество подготовки будущих специалистов.

Дипломная работа

Магистерская диссертация

Диплом MBA

Высшее образование: мода или необходимость?

…Что принесет грядущая реформа высшей школы обществу? Не окажется ли высшее образование недоступным для тысяч талантливых детей из семей со скромным достатком? Дискуссия оказалась острой…

Продолжаем знакомить читателей с идеями и суждениями, высказанными в ходе круглого стола, тема которого была сформулирована так: «Реформа высшего образования: что нас ждет завтра?» Круглый стол прошел недавно в редакции «Саратовского Арбата». В нем приняли участие: проректор по учебной работе Поволжской академии государственной службы Любовь Даниловна Русанова; проректор по учебной работе педагогического института СГУ Павел Михайлович Зиновьев; директор лицея при аграрном университете Галина Григорьевна Коннычева; заместитель директора по учебно-методической работе Поволжского регионального юридического института СГАП Федор Александрович Вестов; заместитель директора по инновационным и образовательным технологиям этого института Илдар Айратович Батталов; заместитель директора по учебной работе юридического института предпринимательства и агробизнеса Валерий Васильевич Соловьев; заместитель председателя правления Поволжского немецкого банка Михаил Владимирович Кисель; заведующая подготовительным отделением Саратовского юридического института МВД России Елена Владимировна Губанова; заместитель директора юридического колледжа N 2 Нина Васильевна Коршунова.
Что принесет грядущая реформа высшей школы обществу? Не окажется ли высшее образование недоступным для тысяч талантливых детей из семей со скромным достатком? Дискуссия оказалась острой.
В погоне за «модой»
Но вернемся к реформированию образования. Коснется ли оно такого деликатного вопроса, как востребованность выпускников? Мы уже говорили об увеличении количества вузов, многие из них обучают «модным» профессиям. В этот реестр попали юристы и экономисты, в результате именно их сегодня переизбыток. И это только один пример. Другая крайность — вузы, которые до сих пор выпускают инженерные кадры, хотя необходимость в них минимальна. Из разговора стало ясно, что практически невозможно спрогнозировать, какие профессии и какое количество людей, ими овладевших, будут нужны обществу в ближайшие годы. Поэтому есть смысл строже подходить к формальной стороне деятельности вузов, чтобы не уронить качество образования. Для этого, вполне возможно, в рамках реформирования будет вводиться градация вузов. Они будут разделены на национальные (их в России будет не более 15), федеральные и местные. Для каждой группы вузов разрабатываются свои задачи, уровень финансирования и так далее. Уж сейчас начались крупномасштабные проверки вузов, в том числе и наших саратовских. В результате, как считается, закроются те вузы, чья деятельность не соответствует лицензионным требованиям. Например, несоответствие уровня профессорско-преподавательского состава. Что станет со студентами «выбракованных» вузов? Уверяют, что они не пострадают. Предполагается создание так называемых муниципальных университетов. В них и предстоит доучиваться молодым людям. Но это дело будущего.
Спрос и предложение
Пока же нам предстоит осмыслить вуз и высшее образование, в нем получаемое, как фактор рыночных отношений. Решающую роль в их благополучии и развитии вуза будет играть спрос на его выпускников — сколько офертов, предложений на работу, получает каждый выпускник. Это, например, главный показатель в американских вузах, в наших же — это пока больше теоретический фактор. Не работа ищет выпускников, а выпускники буквально охотятся за работой. Очень важная инвестиционная привлекательность образования. В него должны вкладывать средства бизнес-структуры, чтобы получать современные квалифицированные кадры.
Рыночные отношения, надо сказать, высвечивают не только экономическую целесообразность получения высшего образования большинством населения, но и демографические процессы (увы, неутешительные), идущие в России. Уже сейчас снижается число студентов. Конкурсы падают. И если популярные факультеты в известных вузах собирали еще несколько лет назад по шесть и более человек на место, в нынешнем году эта цифра может сократиться до двух. А что завтра? Реформа образования, как ясно видно, завязана на реформах социальных.
Именно реформа образования должна дать понять, что диплом не кормилец. Если человек не утрачивает способность учиться, развиваться всю жизнь, интересоваться новым, прогрессировать — это достойное продолжение его вузовской жизни. Если с получением диплома он заканчивает самообразование, можно сказать, что бюджетные или личные деньги на обучение были потрачены впустую, затраты не окупятся. Отсюда такое многообразие образовательных форм, которые появляются в последнее время, — второе образование, всевозможные курсы профессионального усовершенствования, проекты и программы.
Мы приглашаем руководителей вузов, всех образовательных учреждений продолжить обсуждение темы реформирования высшей школы на страницах нашей газеты.

Станут ли школы в России платными?

Волна слухов о платном образовании возникает уже не первый раз. Согласно этому закону, большая часть учреждений социальной сферы — больницы, школы и детсады — перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Единственное, что ребенок сможет получить бесплатно — это несколько базовых предметов. Речь идет о русском языке (2 часа в неделю), английском языке (2 часа в неделю), математике (2 часа в неделю), физической культуре (2 часа в неделю) и истории (1 час в неделю). А за такие предметы, как рисование, музыка, информатика, физика, химия, биология и др., родителю придется заплатить.

По предварительным данным, стоимость обучения в месяц составит 6−7 тысяч рублей. Это порядка 54−70 тысяч в год и около 630 тысяч за все 11 лет обучения. Отметим, что первые три класса остаются бесплатными и в их программу входит весь набор предметов, что и раньше.

Авторы этих статей сеют мысль о том, что ничего хорошего в этой стране быть не может. А в образовании — тем более! Таким образом навязывается напряжение внутри общества, на котором можно устроить революционную заварушку, и одновременно с этим создается почва для внедрения «передовых западных образовательных технологий».

Этим статьям противоречит Конституция Р Ф, Статья 43, в которой говорится, что:

Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно.

Так кому же верить?

По мнению Министра образования Андрея Фурсенко: «Ничего в бюджетных предприятиях не изменится, кроме того, что вместо нелегальных поборов будут поборы легальные… Если раньше часть «собранных» средств шла в карман администрации бюджетного учреждения, то теперь — на счет учреждения — «и никаких гвоздей»!

Направляемые в бюджетные организации средства будут выделяться не по строкам расходов, а в виде субсидий. С вступлением в силу нового закона директора школ будут сами решать, сколько денег потратить, например, на ремонт помещений или на организацию выпускного бала, или на закупку нового оборудования.

Вообще, принятый закон Фурсенко считает очень даже полезным, так как данная реформа даже удешевит образование, поскольку не будет несанкционированных поборов за оплаченные государством услуги. И учащиеся будут бесплатно обучаться столько времени и изучать столько предметов, сколько положено по Закону Р Ф.

Также заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко отвергает мнение о том, что часть предметов в школах теперь будет преподаваться за деньги. По ее словам, этот закон отнюдь не предусматривает перехода на платное образование. Выполнять госзаказ в сфере образования школы обязаны. Причем совершенно бесплатно. Единственно, что на платной основе будут дополнительные услуги или предметы.

Школы, относящие к бюджетным организациям, имеют право предлагать услуги платных кружков и дополнительных факультативов, что, впрочем, они делали и ранее. Вообще, в данном законе не прописывается, кому и сколько давать денег, а ведется речь лишь о том, как меняется механизм доведения этих денег до образовательных учреждений.

Если говорить о положениях 83-ФЗ, согласно которым бюджетные учреждения получили право иметь автономную, бюджетную или казенную формы, для казенных учреждений четко прописываются все статьи финансовых затрат, и средства на их деятельность поступают через казначейство в строго определенное время. К этому статусу теперь отнесены спецшколы, детские дома, школы при колониях, малокомплектные школы и другие.

Так что реагировать на публикации в средствах массовой информации не стоит — никакого платного школьного образования в России не будет! Бесплатное образование — это одна из основных норм Конституции Р Ф. Другое дело, что подход к школьному образованию становится более современным и гибким.

Теги: Россия, школьные проблемы, школа, образование, учеба

В преддверии Нового года в социальных сетях и даже средствах массовой информации активно распространялась информация о том, что обучение в российских школах станет платным. Многие родители поверили слухам и обратились к юристам за разъяснениями. «Вводится ли платное образование в школе с 2019 года: закон принят или нет? » — это, наверное, самый популярный вопрос к юристам в Новом году.

Сразу стоит сказать, что слухи и недостоверные публикации про платное образование в школе «гуляют» по Сети с 2015 года, то затухая, то снова разгораясь. Проясним ситуацию и дадим разъяснения относительно того, принят ли закон о платном образовании в школе с 2019 года.

Последние новости о «крахе» безвозмездной системы обучения

СМИ и интернет-каналы, распространяя недостоверную информацию, пытаются как-то обосновать свою позицию. В Сети распространяют ролик, который был снят в 2010 году. Еще встречается ссылка на закон, который почему-то приводят без даты принятия. Все просто — речь о № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010!

Документ был подписан еще Д. Медведевым, когда тот был президентом, а последние изменения к закону вступили в силу 27.11.2017. Тогда уже В. Путин подписал № 347-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 ФЗ «Об автономных учреждениях» и статью 30 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

ФЗ № 83 внес изменения:

  • в Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, КоАП РФ;
  • в законы «О банках и банковской деятельности», «О культуре», «О некоммерческих организациях», «О Музейном фонде РФ», «Об обороне», «О науке и государственной научно-технической политике», «О финансовой аренде (лизинге)», «Об архивном деле» и даже «О морских портах» и в ряд других.

Напрямую закон «Об образовании в РФ» он вообще не затрагивал по той причине, что действующий сейчас документ № 273-ФЗ был принят 29.12.2012, то есть на полтора года позже.

Самое главное — не вносились изменения в основной закон страны — Конституцию РФ, которая в ст. 43 устанавливает право всех россиян на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, а также высшее — на конкурсной основе.

На этом основании можем однозначно ответить гражданам, обращающимся к юристам с соответствующими вопросами. Вот один из поступивших на почту takovzakon.ru вопросов.

«Регулярно сталкиваюсь с новостями про платное образование в школе с 2019 года. Соседка рассказала, что подписан какой-то новый закон о платном образовании и медицине. Когда вступит в силу, к чему готовиться?» — спрашивает Ирина Викторовна из Москвы.

Нет, такого акта принято не было, недобросовестные СМИ неверно истолковывают и неправильно преподносят смысл некоторых нормативно-правовых документов.

Поборы в школах – как бороться и куда жаловаться?

Появится ли платная школа с 2019 года

Последние новости говорят о том, что в России активно ведется борьба с так называемыми школьными поборами. Смысл в том, что граждане, в особенности родители школьников, должны понимать — некоторые услуги они обязаны оплачивать, если согласились на их получение:

  • преподавание дополнительных предметов, которые отсутствуют в обязательной программе;
  • дополнительное, более глубокое преподавание какого-либо предмета, когда часы такого углубленного изучения не заложены в основную программу;
  • учебные, художественные дисциплины для особого развития школьников (кружки, секции);
  • индивидуальные занятия с репетитором.

Также отдельно оплачиваются: питание в школе, пребывание в группах продленного дня, школьная форма, если таковая действует в учреждении, выездные мероприятия (походы в музеи, театры, на экскурсии).

Важно знать! Получение таких услуг от школы возможно при соблюдении двух факторов:

  1. Наличия в Уставе образовательной организации перечня платных услуг.
  2. Добровольного согласия законных представителей ребенка при использовании таких возможностей.

Средства, предназначенные на оплату образовательных услуг, должны перечисляться на лицевой счет заведения.

Предоставление законных платных услуг позволяет школам самостоятельно пополнять свои бюджеты, а средства расходовать на собственные нужды: ремонт, закупку мебели, инвентаря для занятий и т. д. На это указывал бывший глава Министерства образования А. Фурсенко, заявляя, что целью самообеспечения школ выступает прекращение нелегальных сборов, перевод их в законный оборот. При этом действующий министр О. Васильева подтвердила недопустимость навязывания платных услуг.

Обзор закона «Об образовании в РФ» с изменениями 2018 года

Смысл 83-ФЗ

Этот акт был направлен на усовершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений, к которым относится множество организаций помимо школ и прочих нечастных образовательных организаций.

Закон ввел новшество — детально расписал особенности деятельности казенных учреждений. К школам это не относится, к этому типу причисляют воинские части, СИЗО, исправительные учреждения, психбольницы и т. д. В их отношении указано, что все средства, поступившие в качестве дохода от деятельности, обязаны зачисляться в соответствующий бюджет.

Относительно положения бюджетных учреждений закон заменил сметное финансирование предоставлением субсидий на исполнение государственного либо муниципального задания.

Значимая цитата из статьи 295 ГК РФ: «Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения». Это правило, в том числе, распространяется и на образовательные организации.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒