Пл 641 проект

Подводные лодки проекта 641

ДЭПЛ проекта 641

Основные характеристики

Тип корабля

Большая ДЭПЛ

Обозначение проекта

проект 641

Разработчик проекта

Конструкторское бюро № 18

Главный конструктор

С. А. Егоров, Зосима Александрович Дерибин

Кодификация НАТО

«Foxtrot»

Скорость (надводная)

16 узлов (29,63 км/ч)

Скорость (подводная)

15 узлов (27,78 км/ч)

Рабочая глубина погружения

280 метров

Предельная глубина погружения

380 метров

Автономность плавания

90 суток

Экипаж

70 человек

Размеры

Водоизмещение надводное

1952 тонн

Водоизмещение подводное

2475 тонн

Длина наибольшая
(по КВЛ)

91,3 метров

Ширина корпуса наиб.

7,4 метров

Средняя осадка
(по КВЛ)

5,9 метров

Силовая установка

Дизель-электрическая, трёхвальная.

  • Три дизеля 37Д по 2000 л. с.,
  • 1 эл. мотор ПГ102 2700 л.с., 2 ПГ101 по 1350 л.с.,
  • Электромотор экономичного хода ПГ104, 140 л. с.
  • АКБ: 4 группы по 112 элементов типа 46СУ

Вооружение

Торпедно-
минное вооружение

6 носовых и 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 22 торпеды или 32 мины

Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки проекта 641 — серия советских дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) (Foxtrot по классификации НАТО). Проект был признан удачным. Было построено 75 кораблей, в том числе 17 на экспорт в военно-морские силы Польши, Индии, Ливии и Кубы.

История проекта

Для замены первых послевоенных океанских лодок проекта 611 в конце 1950-х годов в ЦКБ-18 разработан новый проект, получивший обозначение 641. Главным конструктором проекта был С. А. Егоров, затем этот пост с 1958 года занимал З. А. Дерибин, с 1974 года Кормилицин Юрий Николаевич. Проект 641 предназначался для тех же задач, что и проект 611: боевые действия на дальних коммуникациях, минные постановки, разведка, противолодочные действия.

За время службы лодки заслужили высокие боевые оценки, в том числе четыре лодки проекта (Б-4 «Челябинский комсомолец», Б-36, Б-59 и Б-130) участвовали в операции «Кама» в период Карибского кризиса.

Конструкция

Лодка разделялась переборками на 7 отсеков:

  • 1 отсек — торпедный.
  • 2 отсек — жилой отсек, с кают-компанией. Под палубами — аккумуляторные батареи.
  • 3 отсек — центральный пост.
  • 4 отсек — жилой отсек, с камбузом. Под палубами — аккумуляторные батареи.
  • 5 отсек — дизельный.
  • 6 отсек — электромоторный.
  • 7 отсек — торпедный.

Корпус

При проектировании обводов корпуса большое значение придавали мореходности в надводном положении, что обусловило наличие заострённого форштевня и седловатость в срединной части. Гидролокатор и шумопеленгатор, размещённые в носовой части, закрыли обтекателями.

Современный статус

Рубка ДЭПЛ Б-107 проекта 641 установлена в экспозиции Музея подводных сил России в Санкт-Петербурге. Б-413 установлена у берега Преголи в Музее мирового океана в Калининграде, её интерьеры сохранены в первозданном виде. Так же интерьеры были сохранены на списанной и превращенной в музей INS Kursura (S20), которая находится в Визакхапатнаме.

Списанная Б-427 была продана в 1995 в Австралию, а через 3 года заняла место в качестве музея в Лонг-Бич, США, а Б-440 — в Вытегре Вологодской области.

Списанная Б-39 сейчас является экспонатом Maritime Museum of San Diego, США .

Подводная лодка «Запорожье» — субмарина, которая была единственной субмариной ВМС Украины, после присоединения Крыма к Российской Федерации (2014) перешла под временное управление Черноморского флота и является единственной подводной лодкой проекта 641, которая до сих пор является работоспособной.

Объявлен тендер на утилизацию 2019 г.

Сравнительная оценка

По сравнению с предшествующим проектом 611, лодки проекта 641 обладали большей автономностью и дальностью плавания, большей глубиной погружения, улучшенным вооружением и улучшенными условиями обитания экипажа.

Галерея

  • Б-39, вид спереди

  • Б-21 в парке-музее в Зеебрюгге, Бельгия

  • Торпедный аппарат

  • Пост гидроакустика на Б-143

  • Б-427 в качестве музейного экспоната в Лонг-Бич (США)

> См. также

  • Типы подводных лодок ВМФ СССР и России

Примечания

  1. B-39 Submarine — Maritime Museum of San Diego (англ.). Maritime Museum of San Diego. Дата обращения 6 февраля 2016.
  2. Новости — Крым — interfax-russia.ru. www.interfax-russia.ru. Дата обращения 2 февраля 2016.

Ссылки

  • Курганов И. С. Фотогалерея проекта 641.. «Русский Подплав» (2006-2008). Дата обращения 13 марта 2009. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  • Фотографии ДЭПЛ проект 641, установлена как музей в Калининграде
  • www.snariad.ru// Дизельная подводная лодка Проект 641
  • пр.641 FOXTROT

Проекты многоцелевых дизельных подводных лодок ВМФ СССР и России

611 • 613 • А615 • 617* • 633 • 641 • 641Б «Сом» • 690 «Кефаль» • /877 «Палтус» • /636 «Варшавянка» • 677 «Лада/Амур» • «Калина» • /20120 «Сарган»

* — экспериментальный проект с ПГТУ

Ржавая подводная лодка Б-380 в Крыму: последний выпущенный экземпляр проекта 641Б «Сом»

Да куда ты денешься с подводной лодки, которая никуда не плавает вот уже 27 лет?

Сегодня хотелось бы показать вам очень крутой крымский артефакт — субмарину Б-380, построенную в 1981-1982 годах, и немного рассказать про плавучий док ПД-16 (построенный в 1938-1941 годах и никуда не плававший с фактически с дня победы), в котором она находится с 1992 года.
Внимание: если вдруг у вас не отображаются фотки, попробуйте отключить adblock и аналогичные дополнения (ЖЖ не дружит с хостингом Вконтакте)
А начну, пожалуй, с общего вида на обитателей Южной бухты.
В Севастополе есть немало обзорных точек и смотровых площадок, но наилучший вид на всю эту красоту — конечно же с воздуха.

Здесь много всего — и небольшие катерочки-яхточки, и вспомогательные суда, и даже немного военных кораблей. Кто-то на ремонте, кто-то просто на стоянке.
Среди прочего выделяется плавучий госпиталь «Енисей» в кругу друзей.

Здоровенное 150-метровое вспомогательное судно Енисей было по заказу СССР спроектировано и построено в Польше в 1980 году. На борту имеется профилакторий на 200 коек, госпиталь на 100 коек, поликлиника, 11 лечебных отделений, три операционных зала (оснащённые «успокоителями качки» для проведения сложных операций в условиях шторма), реанимация и аптека, а также две столовые суммарно на 400 чел, два спортзала, бассейн и сауна. Ещё вот пишут про оснащение вертолётом Ка-25 в специальном ангаре, но я что-то его не заметила (как и обозначения наличия вертолётной площадки).
В варианте санитарного транспорта Енисей готов принять 450 тяжело раненых больных. За свою историю побывал в трёх океанах, многих морях и нескольких странах, обеспечил спасение, лечение и отдых многих тысяч человек. В частности, в 1990 году на Енисее устраивали круизы для «детей Чернобыля», также он принимал активное участие в эвакуации беженцев и пострадавших из Абхазии в ходе грузино-абхазской войны, — именно Енисеем в 1992 году из горячих точек было вывезено более 7000 чел. Также это судно примечательно тем, что на нём проходят киносъёмки — в последние годы на борту снимали «Ледокол», «22 минуты» и «Адмирал». К сожалению, сейчас плавгоспиталь находится на ремонте, начавшемся в 2016 году и запланированном к окончанию в 2019. Успеют ли?
Всего было построено 4 судна подобного проекта, все названы именами великих рек. До нынешнего дня сохранились три — «Енисей» на Черноморском флоте, «Иртыш» на Тихоокеанском и «Свирь» на Северном. Четвёртое, полностью аналогичное «Енисею» — по имени Обь — в 2000-е годы выведено из состава Тихоокеанского флота.

Но любопытнее всего, конечно, подлодки, на которые любой желающий может посмотреть с противоположной стороны бухты

Заинтересовавший меня плавучий док примечателен тем, что был заложен в 1938 году, но достраивался уже после начала Великой отечественной войны, а затем, в военные годы, вёл насыщенную жизнь, производя ремонт десятков подлодок, эсминцев, вспомогательных судов и даже пары крейсеров, перенёс множество воздушных атак противника, а также — уникальный случай! — в ходе одной из таких атак, из пулемётов, установленных на доке, был сбит вражеский самолёт-бомбардировщик. С окончанием войны док был перемещён в Севастополь (по пути умудрившись попасть в шторм и получив серьёзные повреждения, потребовавшие не менее серьёзного ремонта) и размещён у 69 причала в Южной бухте, где находится по сей день. Заброшенным его назвать сложно, как впрочем и активно действующим… За всё время существования этого дока в нём были отремонтированы около 3000 кораблей и вспомогательных судов. Однако, с 1992 года внутри него находится подводная лодка «Святой Георгий», служившая флоту лишь 10 лет, а затем более чем на 25 лет помещённая на ремонт. Который, вероятнее всего, никогда ничем не закончится, а жизнь лодки завершится на судоразделке в Инкермане…

Изначальное имя субмарины было «Горьковский комсомолец», новое же присвоили ей в 2007 году, уже после длительного пребывания в доке, — вероятно, понадеявшись на чудо святости. За эти долгие годы на лодку выделялись бешеные средства, а в 2000 году на уровне правительства зашла речь уже не о восстановительном ремонте, а о полноценной (и ещё более дорогостоящей) модернизации. Прогресс которой, впрочем, вы можете оценить, посмотрев снимки в обзоре.

К слову, это последний выпущенный экземпляр проекта 641Б «Сом», и в настоящее время лодка находится в статусе «объявлен тендер на утилизацию». Все лодки этого проекта окончательно и бесповоротно выведены из состава флота. Для тех, кому интересно посмотреть на аналогичную подлодку в лучшем сохране — в музее ВМФ в московском Тушино, в техническом музее в Тольятти и даже у пристани в Гамбурге (там музейность ей наименее всего навредила, почти всё цело и доступно) находятся подлодки именно этого проекта.

Очутившись в Крыму, под покровом темноты можно пробраться на док, отыскать лесенки и мостики и поторопиться оказаться внутри подлодки
Сразу же станет понятно — степень выпиленности достаточно высокая, и ощущения, что залез в музей, не получится
Под залазом — такое вот пространство с рабочим местом. Однажды мы уже пытались залезть в ремонтирующуюся подлодку во Владивостоке — так вот оказалось, что на время ремонта экипаж подлодки никуда с неё не девается и продолжает торчать внутри днём и ночью, и с первыми аборигенами можно столкнуться сразу здесь.
К счастью, в севастопольской лодке давно никто боевых дежурств не несёт…
Пустые панели на месте демонтированного оборудования
Тысячи трубочек, кабелей, вентилей, петелек и крючочков, многое подписано и разъяснено, но всё равно ничего не ясно
В некоторых помещениях даже примерно не понятно, что находилось прежде
Очень хотела сфоткать и искала сортир, потому что это забавно и канонично, но даже его обнаружить не вышло
Хотя, по идее, он мог быть в любом из небольших помещений
Вероятно, стоило заранее подготовиться и взять с собой чертежи, чтобы упростить ориентирование.
Их можно увидеть много где, например вот здесь http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dts/641b/list.htm
1 — основная антенна ГАК «Рубикон»
2 — антенны ГАК «Рубикон»
3 — 533-мм ТА
4 — носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами;
5 — носовой аварийный буй
6 — баллоны системы ВВД
7 — носовой (торпедный)
8 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания
9 — торпедопогрузочный и носовой люки
10 — агрегатная выгородка ГАК «Рубикон»
11 — второй (носовой жилой и аккумуляторный) отсек
12 — жилые помещения
13 — носовая (первая и вторая) группа АБ
14 — выгородка батарейных автоматов
15 — ходовой мостик
16 — репитер гирокомпаса
17 — перископ атаки
18 — перископ ПЗНГ-8М
19 — ПМУ устройства РДП
20 — ПМУ антенны РЛК «Каскад»
21 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка»
22 — ПМУ антенны СОРС МРП-25
23 — ПМУ антенны «Тополь»
24 — боевая рубка
25 — третий (центрального поста) отсек
26 — центральный пост
27 — агрегатные выгородки РЭВ
28 — выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры)
29 — четвертый (кормовой жилой и аккумуляторный) отсек
30 — жилые помещения
31 — кормовая (третья и четвертая) группа АБ
32 — пятый (дизельный) отсек
33 — вспомогательные механизмы
34 — ДД
35 — топливные и топливно-балластные цистерны
36 — шестой (электромоторный) отсек
37 — электрощиты
38 — ГГЭД средней линии вала
39 — кормовой якорный шпиль
40 — седьмой (кормовой) отсек
41 — кормовой люк
42 — ГЭД экономического хода
43 — средняя линия вала
44 — кормовой аварийный буй
45 — приводы кормовых рулей
Ну а нам оставалось бродить из отсека в отсек и примерно догадываться, что же такое наблюдаем перед собой
В частности, множество канистр с болтами и гайками ни на каких схемах не обозначено
В лодке всё покрашено в желтоватые оттенки, отражающаяся от этого вспышка заставляет автоматическую оценку баланса белого чудить, и затем все фотки приходится вручную возвращать к адекватному виду
Ух, дестрой
Повсюду инструкции и бумажные «часы обхода»,
Местами дверки сохранились
И конечно же гермолюки между отсеками
Компрессор
Кроватки и розовая стенка для гламурных подводников
Люки крутые
А вот низкая сохранность всего остального лично меня изрядно удручала
Перед машинным отсеком в потолке такая вот штука — антенну туда выталкивать чтобы или какой-нить перископ?
Приближаемся к машинному отсеку — одному из двух наиболее интересных
Не взирая на то, что реконструкция с модернизацией нутро подлодки всецело потрепали, здесь сохранилось много всего наколбашено
Двигатели! Вы же знаете, что подлодка эта дизель-электрическая, то бишь ходит на заряде аккумуляторов, а дизеля нужны для манёвров и тех самых аккумуляторов подзарядки? Вот их здесь три штучки
Машинный отсек очень обширный, в нём прям можно в полный рост прыгать и почти плясать, но всё равно не сильно удобно
Цепные блоки и лебёдки для таскания тяжестей
Зарядные станции
Органы управления машинами (т.е. двигателями)
ДПЛ проекта 641Б создавались с использованием энергетического оборудования ранее строившихся ДПЛ проекта 641, для которых характерна дизель-электромоторная схема энергоустановки (с дизелями на линии вала, как на ПЛ послевоенной постройки). Вместе с тем на ПЛ проекта 641Б впервые на отечественных ДПЛ установлено современное РЭВ (комплексы НК, ГАК, а также БИУС). ПЛ оснащены автоматизированными системами управления кораблем и его техническими средствами. На ПЛ внедрены средства и мероприятия по акустической защите (противогидролокационными покрытиями облицован наружный корпус, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты механизмов и др.) Улучшены условия обитаемости экипажа ПЛ. Весь личный состав корабля обеспечен постоянными спальными местами — офицерский и старшинский состав размещен в каютах, рядовой — в кубриках. Эти лодки имели корпус, более приспособленный к плаванию под водой, чем у ДПЛ проекта 641. В остальном они отличались от базового проекта 641 аккумуляторными батареями повышенной емкости, лучшими условиями обитаемости и более современным радиотехническим вооружением.
Почти как черметный баллон с газом, чтобы усэх парэзать
Здесь раньше водились антенны, но это не точно
Лючок в потолке
Залаз в трюм, где раньше тусовались аккумуляторы (ноги для понимания размера лючка, сорян)
Изподаккумуляторная пустота
Ходим-бродим, ищем удобный проход в торпедный отсек
Уххх дестрооой! Ходить и ныть
Но вообще заброшенная подлодка это круто
Занимательная география
Кажется, наконец пришли!
Торпедные аппараты, шесть штук. Красивые, звездатые, всё как надо
Полки для хранения торпед
Смогла найти ракурс, чтобы все шесть влезли, потому как в общем-то на этом осмотр пора было завершать — и так уже в каждый угол залезли
Так что обзор тоже завершается.
Благодарю за просмотр!
P.S. Пять лет назад мне довелось побывать в Гамбурге, где ровно из такой же советской подлодки сделан музей, — вот тут можете фотки глянуть, у кого нет аллергии на альбомы вконтакте https://vk.com/album208317_231424293
Есть экземпляр ближе — в техническом музее в Тольятти (внутри не была, закрыто оказалось).
Ну а кто живёт в Москве — сходите в музей ВМФ в Тушино, там тоже такая же субмарина (в этой была, но не фоткала).
Заглядывайте ко мне в инстаграм — там больше свежих фоток из Крыма и не только.

ЯДЕРНЫЙ ФОКСТРОТ

«ТРУД» № 187 за 17.10.2002
БЫВШИЙ КОМАНДИР СОВЕТСКОЙ ПОДЛОДКИ Б-130 РАССКАЗЫВАЕТ НЕИЗВЕСТНЫЕ ПОДРОБНОСТИ КАРИБСКОГО КРИЗИСА

Только бдительность, проявленная советским офицером-подводником, спасла мир от разрушительного ядерного конфликта во время Карибского кризиса. Об этом, по сообщению британской газеты «Daily Telegraph», стало известно в минувшие выходные на беспрецедентной международной конференции, организованной на Кубе Фиделем Кастро в сороковую годовщину трагических событий, осенью 1962 года поставивших мир на грань всеобщей катастрофы.

По словам присутствовавшего на встрече бывшего министра обороны США Роберта Макнамары, мир в течение 13 дней стоял на пороге третьей мировой войны после того, как американские самолеты-разведчики подтвердили, что Москва разместила на Кубе ракеты с ядерными боеголовками. Но главной сенсацией конференции стал рассказ бывшего члена экипажа советской дизельной подводной лодки Б-59 Вадима Орлова об опаснейшем инциденте, происшедшем 27 октября того, едва не ставшего роковым года.

По воспоминаниям Орлова, американский эсминец, пытаясь заставить всплыть прорывавшуюся к острову Свободы субмарину, атаковал ее глубинными бомбами. На борту Б-59
торпеда с ядерной боеголовкой. Применить ее, приводит британская газета выступление бывшего советского подводника, можно было «в случае согласия трех старших на борту офицеров». Между этими командирами, по словам Орлова, и возник спор. Двое высказались «за», один — «против». В итоге «парень по фамилии Архипов спас мир», заявил газете один из организаторов конференции Томас Блэнтон из университета Джорджа Вашингтона.

Неужто решение о применении ядерного оружия нашими подводными лодками в те годы могло быть принято столь простым, почти партизанским способом? Увы, если подобный спор в Саргассовом море под килями американских эсминцев действительно имел место, его участников уже не расспросить. Старшим на борту Б-59, шедшей из Заполярья к Кубе, действительно был капитан 2 ранга Василий Архипов, начальник штаба 69-й бригады подводных лодок, что базировалась в Полярном. К сожалению, его уже нет в живых. Как и командира той подлодки капитана 2 ранга Валентина Савицкого. Тогда «Труд» обратился к участнику того похода — капитану 1 ранга в отставке Николаю ШУМКОВУ, бывшему командиру такой же подводной лодки — Б-130, которая осенью 1962 года прорывала американскую блокаду параллельным курсом.

— Николай Александрович, на борту наших подлодок в те дни было ядерное оружие?

— Да. Всего на Кубу было приказано скрытно перейти четырем подводным лодкам нашей бригады — Б-4,
Б-36,
Б-59
и моей Б-130.
Все корабли — проекта 641, по натовской классификации «фокстрот». Мы на флоте для краткости называли их «букашками». На каждую перед переходом погрузили по 22 торпеды, из них по одной с ядерным боевым зарядным отделением. Были они обычного калибра, поэтому заряжались в те же торпедные аппараты, что и прочие. Единственная дополнительная мера предосторожности: в первом отсеке на задней крышке аппарата с ядерной торпедой висел наборной замок.

— Такой, каким сейчас закрывают гаражи?

— Примерно. Код знал лишь командир лодки. Поэтому только он и имел право открывать аппарат перед залпом, остальные свободно открывали торпедисты. А что вы удивляетесь? У нас в те годы и на атомных подлодках ключики, которыми включалась «Туча» — аппаратура управления стрельбой баллистическими ракетами в ядерном снаряжении, — командиры на веревочках носили на»груди. Как нательные крестики.

— В море командир захотел долбануть ядерной торпедой, снял замочек — и пожалуйста?

— Конечно, нет. Приказ на применение даже обычных торпед мог дать только главнокомандующий Военно-морским флотом. А ядерных — лишь министр обороны. Если ожидалось начало боевых действий — по радио из Москвы мы обязаны были получить распоряжение перейти на непрерывный сеанс связи. Лодка всплывала под перископ с выставленными над водой антеннами. Расшифрованную радиограмму после шифровальщика положено было еще раз проверить замполиту. Если все правильно, тогда залп. Хоть простой торпедой, хоть ядерной. Самостоятельно принять такое решение командир не мог. И ничего подобного в том походе ни на одной лодке не было. Что касается Вадима Орлова, то был он в ту пору лейтенантом, командиром группы ОСНАЗ (разведки) на Б-59.
Даже если предположить невероятное: что командир Б-59 с Архиповым что-то подобное и обсуждали — рядом Орлов оказаться никак не мог.

— Но вам же тогда тяжко пришлось?

— Не то слово. На Кубу в рамках стратегической операции «Анадырь», прорывались скрытно, каждая лодка в своей полосе, и связи между собой не имели. Когда время от времени всплывали для зарядки аккумуляторных батарей, то попадали в девятибалльный шторм. Вахтенные офицеры и сигнальщики наверху, в ограждении рубок, стояли пристегнутые пожарными поясами, чтобы не смыло в океан.

Неизвестно: знали ли американцы, что у нас на борту ядерное оружие? Тем не менее нам навстречу вышли сразу несколько противолодочных авианосных группировок. Конкретно против моей Б-130 действовал авианосец «Эссекс» с 8 — 10 кораблями охранения. До 100 вылетов в день совершала искавшая нас базовая патрульная авиация. Стояла задача — гонять нас до изнеможения, заставить всплыть и не позволить пройти на Кубу.
Первыми за сотни километров от побережья США нас засекли проложенные по океанскому дну подводные гидрофоны американской системы целеуказания СОСУС. И началось… Не то что всплыть для подзарядки батарей — свежего воздуха вдохнуть не давали. А без зарядки нельзя. Поэтому едва немного оторвались от американцев, ночью в Саргассовом море я решил всплывать. Только начали подзаряжать вконец обесточенную батарею (а на это дело надо было порядка 12 часов), акустики докладывают: один пеленг! Другой! Третий! Дистанция около 8 миль. Это и вышел на меня «Эссекс» с десятком эсминцев. Оружие сразу они вряд ли бы применили, а вот ночной таран — это вполне могло быть. Потом выдали бы за простое навигационное происшествие. Ведь ходовых огней ни они, ни мы не включали. Я тогда: «Стоп зарядка! Срочное погружение!»

Едва нырнули метров на 17, как над головой — шум винтов эсминца. До его киля метров шесть было, не больше. Сразу — взрыв. С интервалами в минуту — еще два. Это были гранаты, что на международном своде сигналов означало приказание всплывать. Но первая граната рванула прямо над лодкой, и было полное впечатление, что нас атакуют глубинными бомбами.

Я решил до рассвета ни за что не всплывать, корабли ведь над нами, и ночью запросто может произойти столкновение. Начал уклонение. Так до утра и бегал самым малым — 1,5-2 узла. Энергию экономил. А в 8 утра батарея окончательно «села». Даже лампочки в отсеках едва светились. Или наверх — или тонуть. Дал «пузырь», чтобы обозначить свое место, — и рули на всплытие. Спереди, сзади, слева, по корме — эсминцы. Ближайший — в 50 метрах. С одного — «Бэрри» — снимают нас кинокамерой. Мы тогда головы в ограждении рубки попрятали, осматриваемся через иллюминаторы. Авианосец держался на горизонте, опасался наших торпед. В этаком эскорте малым ходом, форсированно заряжая батарею, все же идем к Кубе. Тогда один из эсминцев разворачивается, дает полный ход — и на таран. В нескольких десятках метров от нашего борта круто отворачивает, и отбойная волна окатывает нашу «букашку». Нервы испытывал. Дергаться мне было бесполезно, поэтому лишь приказал сигнальщику дать американцу семафор: «Прошу прекратить хулиганские действия!» Подумал еще, что могут пойти на абордаж. Поэтому приказал нижней вахте вооружиться автоматами и пистолетами. В случае, если бы не отбились, готов был даже затопить лодку.

Когда батарею зарядил — опять пошел на подводный прорыв к Кубе. И так до 27 октября, пока Хрущев и Кеннеди не договорились. Тогда только повернули домой.

— Но давайте вернемся к ядерному оружию. Не только ваш экипаж в те дни оказывался в критической ситуации. Вы исключаете, что на краю гибели какой-нибудь командир, допустим тот же Савицкий, мог бы, не дожидаясь приказа из Москвы, решиться снять замочек с того самого торпедного аппарата?..

— С технической точки зрения, мог. А практически… Наши ядерные торпеды предназначены только для поражения береговых объектов или крупных целей. Например, авианосцев. Дальность стрельбы при этом не превышала 15 километров. Но я уже говорил: свои авианосцы американцы на всякий случай держали от нас намного дальше. Так что смысла снимать замочек не было.

Ищенко Сергей

P.S.
Советская дизельная подводная лодка пр. 641 (предположительно Б-130) с ядерной торпедой на борту, у берегов США в дни «Карибского кризиса», осень 1962 года.
Следует заметить что экипаж лодки, под командованием Николая Александровича Шумкова, хорошо знал «как это делается» : ровно за год до «кубинского похода» Б-130 дважды выполнила стрельбу торпедами с «автономным специальным боевым зарядным отделением (АСБЗО)».
Стрельбы проходили в губе Чёрная, первая — 23 октября и вторая — «через четыре дня».
Всего осенью 1961 года Советский Союз провёл на Новой Земле 27 ядерных испытаний.
Оригинальная подпись: «Soviet submarine B-130 (2)».
ИСТОЧНИКИ:
1. — Мозговой А.Ф. «Кубинская самба квартета «Фокстротов». Советские подводные лодки в Карибском кризисе 1962 года.»
— М.: «Военный Парад», 2002
Фото: http://world.std.com/~ecrowley/cpc/history/russian_subs_top.html

В соответствии с планом «Анадырь» по оказанию помощи Кубе командование советского ВМФ предполагало развернуть в кубинском порту Мариэль 20-ю эскадру подводных лодок Северного флота контр-адмирала Л. Ф. Рыбалко (всего 11 подводных лодок, в том числе 7 проекта 629). Для заблаговременной разведки в район американской базы Гуантанамо была выдвинута лодка Б-75, капитана 2 ранга Н. И. Натненкова. С обострением обстановки 11 сентября 1962 года ВМФ СССР был приведен в повышенную боевую готовность. 1 октября 1962 г. в район Кубы вышел первый эшелон 20-й эскадры в составе четырех подводных лодок: Б-4 капитана 2 ранга Р. А. Кетова (старший на борту — командир 69-й бригады капитан 1 ранга В. Н. Агафонов), Б-36 капитана 2 ранга А. Ф. Дубивко, Б-56 капитана 2 ранга В. Г. Савицкого (старший на борту — начальник штаба бригады капитан 2 ранга В.А.Архипов), Б-130 капитана 3 ранга Н. А. Шумкова.
В районе Багамских островов три лодки, исчерпав энергетические возможности, при уклонении от противолодочных сил были вынуждены всплыть. При этом американцы демонстративно применяли глубинные бомбы, вели стрельбы из авиационных пушек и пулеметов, подавляли радиопомехами каналы связи и опасно маневрировали.
В то же время в рамках Карибского кризиса в Тихом океане действовала подводная лодка Б-88 капитана 2 ранга К. Киреева, Она находилась в непосредственной близости от Пёрл-Харбора и в поле поиска АУГ с авианосцем «Констеллейшн». Однако лодка обнаружена противником не была.
Таким образом, из шести подводных лодок три — Б-75, Б-4, Б-88 американцами обнаружены не были.
Основной причиной неудавшегося прорыва подводных лодок на Кубу явилось отсутствие достаточного опыта командиров в уклонении от противолодочных сил противника, а также ошибки, допущенные в управлении этими лодками со стороны командования. Так, в ходе развертывания подводным лодкам нарезались малоразмерные районы маневрирования и ожидания, без запасных районов, без широкого фронта прорыва к острову, без учета светлого и темного времени суток для выхода па связь и определения места и др.
В Москве очень болезненно отреагировали на неудавшийся прорыв подводных лодок на Кубу. «Я предпочел бы утонуть, а не всплывать» — сказав тогда первый заместитель министра обороны, маршал А. А. Гречко. Но американцы — прагматики, и более трезво оценивали эту ситуацию. Они поняли, с каким серьезным противником имели дело у своих берегов. Неправильные действия подводников и допущенные ошибки управлявшего им командного пункта командованием ВМФ были тщательно разобраны и учтены в будущем.

Взорвавшаяся подводная лодка Б-37 и Карибский кризис

В истории отечественного ВМФ России трагедия с подводной лодкой «Курск» является самой масштабной. Та катастрофа, произошедшая в 2000 году, побила печальный рекорд «коллеги» Б-37, продержавшийся тридцать восемь лет. Тогда, в январе 1962 года, трагедия унесла жизни семидесяти девяти человек, а более пятидесяти получили ранения. Капитана взорвавшейся подводной лодки Б-37, который выжил лишь по счастливой случайности, судил военный трибунал. А граждане СССР о произошедшей трагедии узнали спустя год.

Катастрофа

Подлодка Б-37 была построена и отправилась на базу в Северодвинск для прохождения испытаний в 1959 году. После этого дизель-электрическая субмарина, относящаяся к проекту 641, вошла в состав тридцать третьей дивизии подводных лодок Северного флота. А «прописали» ее в пункте базирования в военном порту Полярный. В 1960 году Б-37 приняла участие в учениях «Метеор», проходивших в Атлантическом океане.
Изначально подводная лодка «капризничала». То и дело возникали неполадки различной сложности. Но ее ремонтировали, доводя, что называется, до ума (четыре из семи аварий, случившихся на базе Полярный в течение года, произошли именно на Б-37). Но 11 января 1962 года случилась катастрофа — взорвался весь боезапас подлодки. Взрыв одиннадцати торпед был такой силы, что первый и второй отсеки были полностью уничтожены. Мгновенно погибли пятьдесят девять членов экипажа, находящиеся в тот момент на борту.
Взрыв погубил две подводные лодки
Досталось и подлодке С-350, располагавшейся неподалеку. Взрывной волной убило одиннадцать человек, а сама субмарина от полученных повреждений пошла ко дну. Также погибло еще четверо человек из других подводных лодок, один — из состава резервного экипажа № 154 и четверо — из состава береговой базы четвертой эскадры. В общей сложности семьдесят девять человек. А ранения различной тяжести получили еще пятьдесят два человека.
Из всей команды Б-37 выжить удалось лишь тринадцати морякам. Троих не было в момент взрыва на подлодке, еще трое спаслись самостоятельно, а десятерых вытащили через люк седьмого отсека. Не погиб и капитан второго ранга Анатолий Степанович Бегеба. Его взрывной волной отбросило с палубы в воду.
После взрыва Б-37 в считанные минуты затонула…
Причины трагедии
Утро одиннадцатого января было стандартным. Экипаж, как обычно, выстроился на поднятие военно-морского флага. Но вместо этого в Екатериновской гавани военного порта Полярный прогремел мощный взрыв.
Вскоре на место трагедии прибыла специальная высокая комиссия, которой предстояло разобраться в причинах гибели подводной лодки. Первая версия (она же и официальная по решению экспертов) заключалась в том, что во время погрузки одна из торпед получила механическое повреждение и этого никто из экипажа не заметил (либо же заметили и решили по-быстрому починить). Поэтому рядом с ней кто-то начал сварочные работы, использовав бытовую паяльную лампу. Из-за этого поврежденный снаряд сначала загорелся, а потом и взорвался. Затем произошла детонация и остального боезапаса.

Комиссия выдвинула несколько причин гибели Б-37
По другой версии, причиной взрыва стала халатность одного из вахтенных, который при перезарядке автомата случайно выстрелил в головную часть торпеды, которую в тот момент как раз загружали в первый отсек. Но никто из выживших не смог вспомнить, был ли выстрел или нет.
Третья версия заключалась в заводском дефекте торпеды. Но что это был за дефект и почему торпеда взорвалась — неизвестно.
Подлодки после подъема и демонтажа оторванных взрывом отсеков
Капитан подводной лодки рассказал комиссии о пожаре, который произошел незадолго до взрыва. Из-за чего произошло возгорание, Бегеба не знал. Поэтому его показания лишь добавили вопросов специальной комиссии.
Когда тела были подняты на борт базового тральщика, перед выжившими матросами поставили тяжелую задачу — опознать своих боевых товарищей. Погибших уложили на кусок брезента, растянутого прямо на корме. По воспоминаниям очевидцев, от вида изуродованных тел потерял сознание врач.
Работы по подъему обеих затонувших лодок заняли более трех недель. Примерно полтора года Б-37 с заглушкой вместо носовой части стояла у пирса. А в начале мая 1963 года ее вывели из состава Северного флота и отправили на утилизацию.
Трибунал
Гибель Б-37 привела в ярость тогдашнего Первого секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущева. Расследование причин катастрофы он взял под свой личный контроль. Поэтому, в ходе разбирательств многие высокопоставленные чиновники и военные были лишены своих должностей и званий, поскольку «не углядели».
Хрущев взял расследование под личный контроль
Конечно, крепко досталось и капитану погибшей подводной лодки. Под военный трибунал его отправил лично министр обороны СССР Родион Яковлевич Малиновский. Во время судебных разбирательств Анатолию Степановичу пришлось самостоятельно себя защищать, поскольку женщина-адвокат не разбиралась в тонкостях военной службы.
На состав военного трибунала давили «верхи» (ЦК КПСС, государственная комиссия, министр обороны, командующий Северным флотом, не сомневались в вине Бегебы), ведь им просто необходим был козел отпущения, а выживший капитан — идеальный вариант. Но судьи работали дотошно, стараясь во всем разобраться.
Из воспоминаний Анатолия Бегебы: «Государственная комиссия выдвинула более двадцати версий гибели лодки. В том числе и такую: в ходе погрузки торпед одну из них слегка помяли или поцарапали о причальные стойки. А потом подмарафечивали с помощью паяльника. Она и взорвалась. Спросили об этом и меня. Ответил примерно так. Когда я прибыл из отпуска на корабль, минер доложил: «Товарищ командир, мы приняли не боезапас, а мусор!». Стал разбираться, в чем дело.
Оказывается, все лучшее погрузили на лодки, которые ушли в Атлантику под Кубу, где начинался известный Карибский кризис. А нам — второму эшелону — сбросили просроченное торпедное старье, все, что наскребли в арсеналах. Хотя мы стояли в боевом дежурстве».
Судебный процесс занял несколько дней. И, что удивительно, несмотря на «рекомендации», трибунал оправдал капитана. А граждане СССР о трагедии узнали лишь спустя год. Да и то, в газетах об этом рассказали несколькими короткими предложениями.

Военный трибунал оправдал капитана
В Морском соборе на Крюковом канале находится памятная доска с именами моряков, погибших во время взрыва. Она появилась благодаря усилиям Бегебы и Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников. Самого же Анатолия Степановича не стало в декабре 2002 года. Он похоронен на Серафимовском кладбище.

В середине 1950-х гг. в ЦКБ-18 (ныне — ЦКБ МТ «Рубин») был разработан проект большой ПЛ, на четверть века ставшей основной дизельной подлодкой в СССР. Корабли пр. 641 («Фокстрот») строились на заводах «Судомех» и «Адмиралтейский» (Ленинград) с 1958 г., частично на заводе № 402 (г. Северодвинск) в 1962 г. Головная ПЛ Б-94 заложена на заводе №196 («Судомех», г.Ленинград) 3 октября 1957 г. Спущена на воду 28 декабря 1957 г. при 64% готовности, завершила испытания 15 декабря 1958 г. и вступила в строй ВМФ 25 декабря 1958 г. Всего было построено 75 единиц (изначально планировалась постройка 160 шт).Главные конструкторы — Е. А. Егоров и З. А. Дерибин.
ПЛ этого проекта несли боевую службу в Средиземном море (Северный флот) и в западной части Индийского океана (Тихоокеанский флот), широко поставлялись в дружественные страны.
Большие противолодочные ПЛ проекта 641 Б («Танго») строились на заводе «Красное Сормово» с 1972 по 1982 гг. Всего построено 18 единиц. Главные конструкторы — З. А. Дерибин, Ю. Н. Кормилицин. При проектировании лодок значительно использовались технические решения пр. 641, хотя внешне это два разных корабля.
Принципиально новыми были:
— гидроакустическое вооружение;
— боевая информационная управляющая система;
— более совершенный навигационный комплекс,
Подводная лодка пр. 641 Б оказалась самой малошумной для своего времени. На ней были улучшены условия обитаемости: размещение офицеров в двухместных каютах, обеспечение всего личного состава спальными местами. Основные ТТХ субмарины приближались к прототипу. Водоизмещение несколько увеличилось, имелся электродвигатель экономического хода (140 л.с.), у последних единиц — буксируемые антенны.
В истории семьи значимый проект.Братан прослужил на ней большую часть своей профессиональной деятельности-Северный флот-Полярный и Лиинахамари..80-е годы ХХ века.Расцвет ВМФ СССР. Боевые службы по 13 месяцев на таких дизелюхах.
Лодки данного проекта составляли основу неатомного подводного флота страны на протяжении десятилетий.
Немного ТТХ лодки:
Двигатели:3 х двухтактных дизеля 37Д с газотурбонаддувом мощностью по 2000 л.с. (управление дизелями осуществляется из герметичного подотсека, для снижения загазованности).
Механика — три вала и три винта изменяемого шага.
Энергетика — аккумуляторы 46СУ, при достройке части ПЛ по модернизированному пр.641К заменены на аккумуляторы повышенной емкости 48СМ. Количество — 448 шт (4 группы по 112 шт).
Экипаж — 70 чел (в т.ч. 12 офицеров)
Длина — 91,3 м Ширина — 7,5 м Осадка — 5,09 м (при нормальном водоизмещении) Водоизмещение надводное — 1952 тонны Водоизмещение подводное — 2475 тонн (встречается так же 2550 тонн) Запас плавучести — 26.8% Скорость надводная максимальная — 16.8 уз Скорость подводная максимальная — 16 уз Скорость подводная под РДП — 8-10 уз (по разным данным) Скорость подводная экономическая — 2 уз Дальность хода надводная (скорость 8.1 уз, усиленный запас топлива) — 30000 миль Дальность хода подводная под РДП (скорость 8 уз, усиленный запас топлива) — 17900 миль Дальность хода подводная (скорость 2 уз) — 400 миль Дальность хода подводная (скорость 16 уз) — 15.3 миль Глубна погружения предельная — 280 м Глубна погружения рабочая — 250 м Время погружения — 40 с Время непрерывного пребывания под водой — 575 часов Автономность — 90 суток Вооружение: 6 х 533 мм носовых ТА, боезапас 18 торпед. 4 х 533 мм кормовых ТА (400 мм ТА на ПЛ пр.И-641К), боезапас 4 торпеды. Торпедные аппараты рассчитаны на стрельбу до глубины 80 м. На ПЛ Б-156 носовые ТА оснащены опытной системой быстрой перезарядки.Боезапас (общий) — 22 торпеды типов 53-65М или 53-65К (включая управляемые по проводам) или 32 мины МДТ. ПУТС «Ленинград-641».
Оборудование: — пассивная ГАС шумопеленгования МГ-10 «Кола» / PIKE JAW (на головной ПЛ Б-94 устанавливалась ГАС «Тулома» — в серию не пошла);
— высокочастотная ГАС связи МГ-15 «Свияга» / TROUT CHEEK
— активно-пассивная ГАС пеленгации МГ-200 «Арктика-М» (расположена в нижней носовой части корпуса);
— станция обнаружения гидроакустических сигналов (ОГС) МГ-13 / МГ-13М «Свет-М» / FEZ (на некоторых ПЛ, антенна расположена над антенной ГАС «Свияга»).
— РЛС обнаружения надводных целей «Флаг» / SNOOP TRAY или «Буря», станция радио-технической разведки «Накат» / «Анкер» ? / STOP LIGHT (обнаружение работы РЛС противника), радиопеленгатор «Рамка» или «Завеса» и станция госопознавания «Хром-К» / QUAD LOOP, радиостанция ВЧ «Ива-МВ» с убирающейся (заваливающейся) антенной (установлена в ходе среднего ремонта на части ПЛ не ранее второй половины 1960-х годов). — Два гирокомпаса «Курс-5», лаг ЛР-2, эхолот НЭЛ-5, эхоледомер ЭЛ-1. Перископ командирский ПК-8.5, перископ зенитный ПЗНГ-8.
Несмотря на такое большое количество ПЛ данного проекта и беспощадную эксплуатацию в автономках во всех районах мирового океана серьезных катастроф было мало.Одна,с большим количеством жерв-погибло 122 человека- в 1962 г. — 11 января — у пирса в Полярном при взрыве торпед на ПЛ Б-37 пр641.( Пострадала и позже затоплена ПЛ С-350). Поднята 14 января 1962 г.Командир лодки-капитан 2-го ранга Анатолий Бегеба-оправдан в суде.(Снят с должности с переводом в Генштаб командующий Северным флотом адмирал Андрей Чабаненко).
Работы по подъему ПЛ Б-37 пр.641. Пирс №1, Полярный, Северный флот, лето 1962 г.
Дух службы в Лиинахамари в маленьком ролике 80-х гг.:
Славные были времена.Славные были корабли.Славные были моряки.
Многие из них уже не с нами.
Фото последней из пр641-Foxtrot- в составе ВМФ:
И на планете имеется несколько мемориалов-памятников ПЛ данного проекта.