Пенсии при сталине

Содержание

Правильные слова Сталина про пенсии. Еще в СССР поняли, что нельзя повышать пенсионный возраст

Можно много рассуждать от том правильную ли политику вел Сталин по отношению к гражданам СССР или нет, но одно можно сказать точно — вот время правления Иосифа Виссарионовича страна сделала такой большой скачек вперед, какой вряд ли возможно сделать в современной России. Он после войны в течении двух лет поднял тяжелую промышленность, маштностроение и сельское хозяйство. Все то что сейчас Путин с Медведевым уничтожают под самый корень во благо Европе.

Фото — ПРОПАГАНДА ПРАВДЫ

Сегодня не много затронем тему пенсий и посмотрим почему же в СССР был выбран возраст выхода на пенсию в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

В 30-х годах прошлого века в СССР начали выплачивать первые пенсии. Тогда же был установлен и пенсионный возраст, но 55 и 60 лет выбрали не случайно. Выбор такого пенсионного возраста был научно обоснован биологическими возможностями человека. После 55 и 60 лет женщины и мужчины уже не могут работать нормально, так как организм не успевает восстанавливаться после рабочего дня за 8 часов сна, которые нормальны для человека в 30 — 40 лет. Поэтому организм пожилых людей начинает больше изнашиваться, происходит разбалансировка, которая может отрицательно сказаться на здоровье. Именно поэтому в СССР выбрали 55 и 60 лет.Почему врачи молчат об этом, народ превратили в рабов, все делается во благо чиновников сегодняшних. А чиновники работают в обстановке насилия своего народа и заботятся о тех же чиновниках.

Фото — ПРОПАГАНДА ПРАВДЫ

Что же касается Сталина, то он сказал — «пенсия — это зарплата за воспитание внуков и за сохранение преемственности поколений». И такой момент при Сталине стали снижать пенсионный возраст, чтобы молодежь шла на смену пенсионрам.Как тогда говорилось:» Молодым везде у нас дорога, старикам у нас почет и уважение». Но в Советское время если пенсионер, чувствовал свои силы, мог продолжать работать и при этом получал пенсию и зарплату. Сейчас же эта «зарплата» настолько мала, что многие пенсионеры сами начинают работать, так как денег не хватает даже на базовые потребности. О какой же тут преемственности поколений можно говорить, раз государство даже пожилым гражданам не может обеспечить достойную старость, а наоборот повышает пенсионный возраст. Выходит, что сейчас в это путинское время, выйдя на пенсию, большинство россиян понимают, что в чем мать родила их, в том «Отчизна — мать» и оставила их.Народ сегодня забыл, что они хозяева России, что власть и госдума обязаны выполнять его волю и для того они были избраны.Власть и госдума забыли, что государство — это люди.Власть обязана защищать право каждого из нас быть свободным.Власть обязано стремится создать условия для роста благосостояния каждого русского человека. Все тогда в СССР делалось во имя своего народа и для своего народа!.

Какой был пенсионный возраст для мужчин и женщин в Советском союзе?

Время идёт, законы меняются… Сегодня вопрос о повышении возрастной планки для выхода на пенсию стал особенно острой темой для россиян и граждан бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Давайте узнаем, какой был пенсионный возраст в республиках бывшего СССР и как он изменится в ближайшие годы уже в ныне действующих, самостоятельных государствах.

Слово «пенсия» в начале своего применения имело значение, близкое к понятию награды, привилегии или знаку расположения монарха. Гай Юлий Цезарь из своих средств платил состарившимся легионерам, Пётр I положил содержание по старости одним только морским офицерам.

В предреволюционной России тоже были пенсии, их платили чиновникам, жандармам, военным и прочим государевым людям. Из рабочих в эту категорию попадали только те, кто трудился на казённых заводах. Пенсионного возраста, или возрастного ценза как такового не было, а нужна была только выслуга лет:

  • за 35 лет работы на одном месте полагалась полная пенсия,

  • за 25 – половина.

И это только для лиц, имеющих право на пенсию.

Основная масса рабочих, крестьяне, прочие категории, которые такого права не имели, заботились о своей старости самостоятельно.

После революции, уже 1 ноября 1917 года, правительство большевиков в своём сообщении по поводу социального страхования объявило о намерении взять на себя заботу об обеспечении стариков, вдов и сирот. Однако до реального воплощения этого намерения прошло немало долгих лет.

Пенсионный возраст в сталинские времена

Только в 1928 году стали назначать пенсию по старости рабочим некоторых отраслей промышленности, потом это распространилось на всех рабочих, а до служащих очередь дошла в 1937 году.

Везде в мире возрастной ценз был высоким, около 70 лет.

На этом фоне возраст выхода на пенсию, введённый в СССР, оказался самым низким: это 60 лет для мужчин и 55 для женщин .

К этому времени колхозные артели на селе взялись за силу, и государство обязало их создавать фонды внутри своего хозяйства, предназначенные для помощи престарелым колхозникам.

Здесь были задействованы понятия и трудового стажа, и пенсионного возраста, но устанавливались эти критерии на местах самостоятельно.

Документ «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» был принят в 1930 году, а в 1932 были установлены такие параметры относительно стажа и пенсии по старости:

  • общий возраст выхода на пенсию был оставлен прежний;

  • в условиях тяжёлого труда мужчины (рабочие и служащие) могли выйти на пенсию в 55 лет, если работали в этих условиях не менее 25 лет; для женщин – 50 лет, при стаже в 20 лет;

  • на подземных работах, на вредных производствах и в горячих цехах – для мужчин выход на пенсию разрешался в 50 лет, при стаже в этих условиях не менее 20 лет, для женщин – 45, при стаже в 15 лет;

  • в то время было сложно и тяжело работать в текстильном производстве, и работницы могли тоже выйти на пенсию раньше, в 50 лет, если они отработали в этой отрасли не мене 20 лет.

Колхозники получали по-прежнему пенсии от колхозов, а специалисты и инвалиды ВОВ могли рассчитывать на государственную пенсию.

Пенсионная системе СССР при Хрущёве

Именно в этот период времени в пенсионной истории страны произошли важные перемены.

1. Завершение формирования пенсионной системы

Это произошло в 1956 году. Государство посредством закона, принятого Верховным Советом СССР, гарантировало своим гражданам материальное обеспечение в старости – пенсию.

В сущности, в законе подтверждались основные параметры, которые функционировали и раньше, но кое-что было добавлено. Так, был расширен список работ, которые давали право на более ранний выход на пенсию.

Сюда включили такие категории:

  1. Женщин, родивших 5 детей или более.
  2. Людей, проработавших в районах Крайнего Севера (при стаже в 15 лет) и приравненных к ним (при стаже в 20 лет);
  3. Некоторые категории инвалидов, в том числе инвалидов ВОВ.

Советская пенсионная система обходилась без Пенсионного фонда.

Взносы перечислялись предприятиями непосредственно в бюджет, из них же выплачивались пенсии.

Это было абсолютно логично для социалистического государства: поскольку оно взяло на себя обязанность обеспечить пенсионерам старость, то это делалось напрямую, безо всяких дополнительных затрат, перепоручений и переадресовок исполнения.

При социализме так принято – единые основания для получения пенсии, единые требования к стажу, единый порядок начисления пенсий.

Следует отметить, что в это время была введена минимальная пенсия, по сути дела, социальная, которая устанавливалась при недостаточном трудовом стаже или тем, кто вообще не работал.

Кроме того, за дополнительный стаж сверх обязательного полагались различные надбавки:

  • лишние 10 лет стажа, то есть, отработанные 35 лет для мужчин и 30 для женщин, давали прибавку к пенсии в 10%; такая же прибавка начислялась при непрерывном трудовом стаже в 15 лет и более;

  • если человек отработал лишние 10 лет, из них 25 лет на одном месте, то его пенсия увеличивалась на 20%.

В Советском Союзе не приветствовалась частая перемена работы. Считалось, что такой работник, раз он бегает с места на место, либо корыстен, либо безответственен.

На предприятии поощряли трудовые династии, которые воспринимали родное предприятие как второй дом, относились к нему с уважением, бережно и ответственно.

Также ценился стаж непрерывный, когда работник, меняя место работы, успевал это сделать в течение месяца. Эта тенденция отражена и в льготах для пенсии по стажу.

2. Пенсия колхозника

Прежняя практика, когда за пенсионное обеспечение отвечали колхозные артели, закончилась в 1964 году, именно тогда был принят Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов».

Обеспечивать старость колхозников теперь взялось государство, согласно общепринятым критериям.

Расчёт вёлся по другим формулам, в результате пенсия получалась ниже, чем для городских жителей.

При этом специальным постановлением Совмина СССР колхозам дали право дополнительно к государственной пенсии оставить в силе свои выплаты, те, которые они ранее начисляли членам колхоза.

Этот вопрос был передан на усмотрение на местах.

Пенсию не отбирали и не уменьшали у рабочих, которые шли работать после выхода на пенсию.

Однако специалист не имел на это право, он обязан был выбрать что-то одно – или пенсию, или зарплату.

Не распространялось это ограничение только на те области, где в таких специалистах ощущался недостаток.

Например, врачей часто не хватало, поэтому в медицине врачи-пенсионеры получали и то, и другое.

Благословенный брежневский застой

Роль советской пенсии как государственного пособия по старости сохранилась и при Брежневе. Страна развивалась, богатела, и можно было позволить себе перейти на пятидневку, поднять пенсии и зарплаты, ввести льготы ветеранам и прочее.

Во все эти годы шло постепенное выравнивание величины пенсии для колхозников, с тем, чтобы приблизить её к пенсионному обеспечению рабочих и служащих.

Какой был размер пенсии в СССР по годам? Узнайте в этой статье.

Пенсионный возраст в осколках Советского Союза

Россия, уцелевшая часть большой страны и её правопреемница, получила в наследство и пенсионную систему СССР. Осколки, бывшие союзные республики, уходя в самостоятельность и неизвестность, унесли с собой ту же систему.

«Пенсионный возраст в СССР для мужчин» «Пенсионный возраст в осколках Советского Союза»

Но что делать с социалистической системой в условиях резко наступившего капитализма?

Разумеется, преобразовывать, создавать заново, поскольку государство сняло с себя обязанность обеспечивать пенсионеров.

22 декабря 1990 года бы учреждён Пенсионный фонд России (ПФР), автономная внебюджетная система, которая и занялась вопросами обеспечения достойной старости населения.

Сама система пенсионного обеспечения РФ претерпела многие изменения, которые в основном были направлены на то, чтобы удешевить содержание собственных нетрудоспособных граждан.

Особенно актуальным в этом плане оказался пенсионный возраст, тем более, что в странах Европы он был существенно выше.

Поэтому руководители всех стран СНГ, за редкими исключениями, принялись укорачивать возраст дожития, иногда до парадоксальных ситуаций.

Например, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Туркменистане – 61-63 лет, она была зафиксирована в 2015 году. При этом на пенсию они могут выйти только в 62 года.

Вот таблица, в которой показан нынешний возраст выхода на пенсию, а также возраст дожития, то есть, количество лет, который человек проживает, закончив свою трудовую деятельность.

СтранаМужчины / Возраст дожитияЖенщины / Возраст дожитияТекущие изменения

Грузия

65 / 5

60 / 18

Армения

63 / 4

63 / 12

Эстония

63 / 8

63 / 18

С 2017 начнётся повышение до 63 лет к 2026

Латвия

62 / 6

62 / 16

С 2014 идёт повышение до 63 лет к 2020

Литва

62,5 / 5

60 / 19

С 2012 идёт повышение до 65 лет к 2026

Азербайджан

63 / 7

59 / 15

Казахстан

58 / 14

С 2018 начнётся повышение для женщин до 63 лет к 2027

Кыргызстан

Таджикистан

58 / 11

Молдова

62 / 4

Туркменистан

62 / -2

57 / 10

Украина

60 / 6

55,5 / 19

С 2011 идёт повышение для женщин до 60 лет к 2021

Беларусь

60 / 5,6

55 / 20,9

С 2017 начнётся повышение до 63 лет мужчинам и 58 женщинам

Россия

60 / 4,7

55 / 21,3

Узбекистан

55 / 17

Только Россия и Узбекистан пока держатся прежних значений пенсионного возраста. Украина и Беларусь, казалось бы, тоже были тверды, но в 2011 году на Украине запустили процесс увеличения пенсионного возраста для женщин, а теперь и Беларусь решила идти по стопам Украины.

Однако и в РФ с 2017 года увеличивается пенсионный возраст для отдельных категорий работников, а именно – чиновников, муниципальных и государственных служащих. Он возрастёт до 65 лет для мужчин и до 63 – для женщин, произойдёт это постепенно.

Между прочим, чиновники никогда не стремились рано выйти на пенсию, так что такое продление, надо думать, их не расстроило.

Но важен сам факт, прецедент, и, может быть, это первая ласточка для России.

Размер пенсии в Советском Союзе (СССР)

По сегодняшним меркам размер пенсии в СССР почти не отличался от тех, что получают нынешние пенсионеры в России.

СССР во многом сделал весомый вклад в политику современной России.

Именно во время существования сверхдержавы было создано всеохватывающее пенсионное обеспечение. Этот исторически важный закон был издан 14 июля 1956 года.

Согласно ему на заслуженный отдых имели право женщины с двадцатилетнем стажем работы и мужчины с двадцатипятилетней продолжительностью трудовой деятельности.

При этом завершали свою карьеру люди в том же возрасте, что и современные россияне: мужчины – в 60 лет, а женщины – в 55.

Для расчёта пенсионного оклада использовали 2 варианта:

  1. По желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней.
  2. За основу брался оклад человека, получаемый им за год до достижения пенсионного возраста.

Пенсия в 1980 годы

В 1980 году в Советском Союзе значительно выросло количество пенсионеров. Однако, это не помешало государству своевременно оплачивать им пенсию на том же уровне, с учётом инфляции, что и раньше. Средний размер пенсионного оклада в эти годы составил 67 рублей .

Размер пенсии в 1985 году

В 1985 году, благодаря инфляции и повышению уровня жизни, пенсия в СССР достигла своего пика, её средняя величина равнялась 72 рублям . При этом колхозники получали значительно меньшую сумму, чем городские жители. Их пенсия в среднем составляла 47 рублей.

Средняя пенсия

За весь период существования СССР размер среднего пенсионного обеспечения потерпел существенные изменения. Причиной этому была не только инфляция, но и существенный рост уровня жизни среди советских жителей.

И, если в начале 1970-х годов средняя пенсия составляла лишь 34 рубля , то к 1986 году, эта сумма возросла до 76 рублей . В целом, пенсионный оклад тех лет вполне соответствует денежной сумме, получаемой и современными пенсионерами.

Максимальная пенсия

В СССР максимальная пенсия составляла 120 рублей. На неё могли рассчитывать городские жители, работающие в сферах умственного труда: это инженеры, врачи и учителя. Естественно, её получали люди, проработавшие полный стаж.

Читайте о том, сколько сейчас получает бывший глава государства и руководитель КПСС в Советском Союзе Горбачёв Михаил Сергеевич.

Пенсионный возраст в России

Тема пенсионного возраста в настоящее время стоит очень остро.

Сейчас пенсионный возраст в РФ составляет 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно.

Правительство уже приняло решение с 2017 года повысить пенсионный возраст(поэтапно) у государственных гражданских служащих до 63 и 65 лет. Сейчас же обдумывается решение об увеличении возраста выхода на пенсию и для других граждан — Министерство финансов уже подготавливало некий план, который предусматривал, что граждане будут уходить на пенсию в 65 лет (как мужчины, так и женщины), но делаться это будет постепенно (на полгода или год ежегодно).

Тем не менее, это очень серьезное решение и в Правительстве оно будет обсуждаться еще долгое время, и, как говорят политики и аналитики, увеличение неизбежно .

Однако в июне 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заверила, что Правительство РФ не планирует повышать возраст выхода на страховую пенсию до 2018 года.

Во сколько лет уходят на пенсию?

Возраст, при котором гражданин может претендовать на пенсионное обеспечение, устанавливается государством. По достижению установленного законом возраста человеку назначается пенсия по старости.

Пенсия является компенсацией заработка или иных получаемых выплат, которые были утрачены человеком в связи с наступлением старости.

Действующим законодательством предусмотрены некоторые особенности при назначении пенсионного пособия по старости:

  • в зависимости от условий, в которых трудился будущий пенсионер назначение и выплата ему пенсионного пособия предусмотрены как на общих основаниях , так и досрочно ;

  • различной категории граждан, которым назначается пенсия, и с учетом источника ее финансирования пенсия по старости может быть страховой и государственной , в том числе социальной .

Выход на пенсию по старости

Выплата страховой пенсии по старости производится за счет страховых взносов, которые перечислял в пенсионный фонд работодатель за работника в течение его трудовой деятельности. Назначение страхового пенсионного обеспечения по старости регулируется законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» , в соответствии со ст. 8 которого возможно при соблюдении следующих требований:

  • с наступлением возраста 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин;

  • при имеющемся страховом стаже не менее 8 лет (требование ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет);

  • имеющаяся величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 11,4 (ИПК ежегодно увеличивается на 2,4 до размера 30).

Лицам, которые в силу ряда причин для установления страховой пенсии не наработали требуемый стаж , назначается социальная пенсия по старости, которая выплачивается из федерального бюджета.

Статья 11 закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»предусматривает назначение такой пенсии:

  • Гражданам народов Севера, признанных малочисленными, в возрасте 50 лет женщинам и 55 лет мужчинам, которые на день назначения пенсии постоянно жили в районах проживания этих народов.

  • Гражданам РФ при возрасте 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин, а также иностранцам и лицам, не имеющим гражданства,проживающим не менее 15 лет постоянно на территории РФ и которые достигли указанного возраста.

Государственное пенсионное обеспечение по старости полагается лицам, которые считаются пострадавшими в результате радиационных или техногенных катастроф. Пособие этим гражданам назначается при имеющемся у них страховом стаже не меньше 5 лет и с уменьшением возраста общеустановленного для назначения пенсии по старости, исходя из времени их проживания или работы в соответствующих условиях, а также от полученных повреждений здоровья.

Пенсия на Крайнем Севере и приравненных к нему районах

Людям, которые проживают в условиях Крайнего Севера (КС) и приравненных к нему районах, либо работали в таких районах ранее, пенсионное обеспечение может быть назначено раньше общеустановленного пенсионного возраста, с учетом имеющегося у них стажа и требуемой величины ИПК (в 2017 году не менее 11,4).

  • Лицам, которые отработали в северных условиях не менее 7 лет 6 месяцев, срок для назначения им пенсионного обеспечения за каждый календарный год работы в этих местах сокращается на 4 месяца .

  • Тем, кто работал и в районах Крайнего Севера, и в приравненных к ним районах, установление страховой пенсии происходит за 15 лет работы на Крайнем Севере и каждый год работы в приравненных к нему местах считается как 9 месяцев работы на Крайнем Севере.

Установление «северной» пенсии законом предусмотрено для следующих граждан:

Категория получателяВозраст, летСтаж работы на КС в годах, не менееСтаж работы в приравненных районах в годах, не менееСтраховой стаж в годах, не менее

Женщины с 2 и более детьми

Мужчины

Женщины

Мужчины

Постоянно проживающие и работавшие в качестве оленеводов, рыбаков, промысловых охотников

Женщины

При назначении страхового пенсионного обеспечения указанной категории получателей учитывается их стаж работы на Крайнем Севере или стаж работы в приравненных к нему местах.

Право на назначение пенсии досрочно

Помимо лиц, проживающих или работающих в северных условиях, право на досрочное назначение пенсионного обеспечения могут иметь и иные граждане. Федеральным законодательством предусмотрено назначение пенсионного пособия с уменьшением общеустановленного возраста следующей категории граждан:

  • при выполнении работ по определенным профессиям с вредными и тяжелыми условиями труда;

  • при определенных социальных условиях;

  • получившим статус безработного в предпенсионный период.

Граждане, которые заработали досрочную пенсию за работу в условиях Севера, при наличии необходимого стажа на определенных законом вредных и тяжелых видах работ для назначения пенсии по старости имеют право на дополнительное уменьшение пенсионного возраста.

При выполнении опасных для жизни и здоровья работ

Работникам, которые работали в условиях труда, относящихся к тяжелым и особо тяжелым, а также выполняли работы в особо вредных условиях, законодательством предусмотрена возможность льготного выхода на пенсию ранее общепринятого срока:

Условия трудаПолВозрастСтаж на соответствующих видах работСтраховой стаж

Тяжелые

Мужчины

12,5

Женщины

Особо тяжелые (подземные, горячих цехах)

Мужчины

Женщины

7,5

Перечень профессий, видов работ и условий труда, а также требования к возрасту, страховому и льготному стажу для досрочного назначения пенсионных пособий указаны в ст. 30 и 31 закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ » О страховых пенсиях «.

Уменьшение возраста выхода на пенсию отдельным гражданам

Гражданам с определенным социальным статусом, указанных в ст. 32 закона » О страховых пенсиях «, закреплена возможность выйти на пенсию по возрасту раньше положенного срока :

  • матерям с пятью и более детьми, воспитавшим их до 8 лет;

  • одному из родителей, опекунам инвалидов с детства, воспитавшим их до возраста 8 лет;

  • инвалидам в результате военной травмы и инвалидам 1 группы по зрению;

  • гражданам, относящимся к лилипутам и карликам.

Пенсионное обеспечение категории граждан при определенных социальных условиях устанавливается досрочно при наличии предусмотренных законом страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.

К этой же категории граждан законом относятся:

  • женщины с двумя и более детьми, проработавшие на Крайнем Севере от 12 лет или в приравненных к ним местах от 17 лет;

  • лица, которые отработали необходимый стаж на Крайнем Севере или в приравненных к нему районах;

  • граждане, постоянно проживающие на Крайнем Севере и работавшие оленеводами, рыбаками, охотниками на промыслах.

Пенсионное обеспечение безработных граждан

Гражданам, которые потеряли работу в связи с их сокращением или ликвидацией работодателя и встали на учет в службу занятости, пенсионное пособие может быть оформлено досрочно на период достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. Такое назначение происходит:

  • по предложению службы занятости и с согласия безработного;

  • в случае невозможности устроиться на новое место работы;

  • не раньше, чем за два года до наступления пенсионного возраста, включая досрочное назначение пенсии;

  • при наличии требуемого для назначения пенсии по старости страхового стажа и величины индивидуального коэффициента, и наличии необходимого размера льготного стажа для досрочной пенсии.

Досрочное пенсионное пособие безработным назначается и выплачивается в соответствии с статьей 32 закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» .

Назначение досрочной пенсии таким гражданам имеет некоторые нюансы :

  • в случае трудоустройства или получения дохода от иной деятельности, выплата пенсионного пособия безработным прекращается;

  • при увольнении или прекращении деятельности, приносящей доход, пенсионное обеспечение может быть восстановлено;

  • если безработный был государственным служащим, то к назначаемому ему пенсионному пособию может быть установлена предусмотренная законом о пенсионном обеспечении госслужащих пенсия за выслугу лет.

По достижению установленного законодательством пенсионного возраста получатели пенсионного пособия могут перейти на страховую пенсию по старости, для этого им заранее необходимо обратиться в орган Пенсионного фонда.

Повышение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Результатом последнего решения правительства по сокращению расходов на пенсионное обеспечение стало принятие закона о повышении возраста выхода на пенсию госслужащим. Действие закона распространяется на служащих государственных, муниципальных органов власти, а также на лиц, занимающих политические должности. Согласно принятому закону у этой категории граждан право на назначение пенсионного пособия по выслуге лет будет возникать :

  • у мужчин при достижении возраста 65 лет , у женщин в 63 года ;

  • при наличии минимального стажа работы в госорганах 20 лет .

Повышение возраста и минимального трудового стажа будет происходить постепенно , с 2017 года они будут увеличиватьсяежегодно на 6 месяцев .

Повысят ли возраст выхода на пенсию по старости?

Возраст выхода на пенсию в России ниже среднего уровня по сравнению с другими странами, при этом пенсионеры составляют около 30% населения нашей страны.

СтранаУровень пенсионного возрастаВозраст

Албания, Германия, Дания, Исландия, Италия, Норвегия, Финляндия

Высокий

от 66 лет до 69 лет для мужчин и от 63,5 до 69,5 лет для женщин

Австрия, Бельгия, Болгария, Испания, Кипр, Латвия, Нидерланды, Польша, Португалия, Хорватия, Эстония

Средний

от 61 года до 67 лет — мужчины и от 55 до 67 лет — женщины

Франция

Низкий

60 лет для мужчин и женщин

Турция

Низкий

60 лет для мужчин, 56 лет для женщин

Белоруссия, Россия, Украина

Низкий

60 лет — мужчины, 55 лет — женщины

Денег у нашего государства на выплату пенсионных пособий не хватает, поэтому в правительстве уже неоднократно обсуждался вопрос о повышении пенсионного возраста . Министерство финансов разработало план постепенного увеличения возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до достижения ими в итоге 65 лет . Но, поскольку это очень серьезный шаг, который может иметь негативные последствия, к нему нужно тщательно подготовиться. Окончательного решения по этому вопросу в настоящее время еще не принято, но оно неизбежно и рано или поздно это произойдет. Сейчас же Ольга Голодец сообщила, что до 2018 года данная мера применяться не будет.

Обращение за пенсией позже установленного срока

В целях экономии средств на пенсионное обеспечение, государство стимулирует граждан перенести оформление выплаты пенсионного пособия на более поздний срок .

В соответствии с законодательством при обращении за назначением пенсии позже наступления на нее права (после 55 лет женщинам или 60 лет мужчинам) к выплате устанавливаются специальные премиальные коэффициенты , увеличивающие размер пенсионного пособия.

В зависимости от отсрочки установления пенсионных выплат, может применяться повышающие коэффициенты к страховой пенсии (СП), представленные в таблице ниже:

Число лет, истекших со дня наступления права на назначение пенсии по старостиКоэффициент повышения к СП * По возрастуДосрочная

1,07

1,046

1,15

1,1

1,24

1,16

1,34

1,22

1,45

1,29

1,59

1,37

1,74

1,45

1,9

1,52

2,09

1,6

2,32

1,68

Помимо страховой пенсии повышающие коэффициенты применяются и к фиксированной выплате (ФВ) к ней:

Число лет, истекших со дня наступления права на назначение пенсии по старостиКоэффициент повышения к ФВ * По возрастуДосрочная

1,056

1,036

1,12

1,07

1,19

1,12

1,27

1,16

1,36

1,21

1,46

1,26

1,58

1,32

1,73

1,38

1,9

1,45

2,11

1,53

Заключение

Возраст выхода на пенсию российских граждан, установленный законом пока составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, кроме госслужащих, у которых с 2017 года возрастные требования будут постепенно на полгода в год увеличиваться . Законодательством охвачен большой круг граждан, имеющих право при достижении определенных условий оформить пенсионное пособие раньше установленного возраста .

С учетом количества граждан продолжающих трудиться после назначения пенсионного обеспечения, в целях экономии пенсионных средств, существует вероятность того, что правительство в ближайшие годы примет решение о повышении пенсионного возраста для всех категорий граждан, а также пересмотрит условия назначения пенсий досрочно. Агитируя и стимулируя граждан на оформление пенсионного пособия позже установленного срока, государство тем самым уже отодвигает в сторону увеличения возраст выхода на пенсию.

Пенсионный возраст после войны. Часть 3

Несмотря на массовую демобилизацию после окончания войны и возвращения в народное хозяйство миллионов бывших фронтовиков, неудержимо надвигалась новая демографическая катастрофа. Связана она была с огромными людскими потерями за годы войны. Эти потери до сих пор невозможно учесть в полном объеме. Официальные показатели были несопоставимы с истинными масштабами человеческой трагедии. Сначала были названы людские потери в количестве более 7 млн. человек, затем – 20 млн., а в 1990 году официально уточнили – свыше 27 млн. человек. Но и эти цифры не соответствуют реальной картине. Нет точных данных о рождаемости и смертности на временно оккупированных территориях, а также среди угнанных на работы в Германию. Не всегда учитываются показатели смертности во время послевоенного голода 1947 года, а это, по некоторым оценкам, примерно 1 млн. жизней. Продолжала работать репрессивная машина, хотя и на меньших оборотах. Поэтому при использовании статистических данных о продолжительности жизни в этот период нашей истории, на наш взгляд, надо всегда учитывать эти факторы и применять поправочные коэффициенты. Иначе ошибок не избежать.


Эти демографические «ямы» в нашей послевоенной истории повторяются с периодичностью в 18-20 лет, что примерно соответствует среднему возрасту погибших на войне и не успевших обзавестись детьми. Если последовательно прибавлять эти годы, начиная с 1945 года, то с точностью плюс-минус 1-2 года получим примерные периоды кризисных явлений в нашей экономике в результате волн демографических спадов. Конечно, математические и демографические расчеты дадут более точные результаты. По мнению демографа А. Вишнякова, предвоенная численность населения России была восстановлена только в 1956 году, через 11 лет после окончания войны.

Социальные невзгоды мирного времени
Помимо демографических, нарастали и социально-экономические последствия войны. В стране остро обозначилась проблема безработицы. Возвращающиеся домой фронтовики не могли устроиться в мирной жизни. Материальное положение даже работающих было тяжелым. К тому прибавилась засуха и последовавший голод во многих регионах страны. Денежная реформа 1947 года и одновременная отмена карточной системы на продукты и промышленные товары, даже при установлении единых цен, привели к росту розничных цен на разные группы товаров. Обмен денег в течение одной недели по конфискационным условиям привел к фактической потере накоплений многих граждан. С точки зрения улучшения финансовой ситуации в стране, удалось снизить инфляционное давление избыточной денежной наличности на рынок, не обеспеченный товарами. А с точки зрения населения такой подход привел к обеднению большой массы людей.
Среднемесячная зарплата в стране росла значительными темпами, начиная с 1940 года. Тогда она составляла 339 руб., а спустя 5 лет уже 442 руб. В 1950 году она еще раз существенно подросла – до 646 рублей. В последующем ее рост не превышал 10-15 руб. в год. Самые высокие зарплаты в 1950 году были у работников водного транспорта – 786 руб., в промышленности – 726 руб. и на железной дороге – 725 руб. А самые низкие зарплаты были в общепите – 231 руб. и в совхозах – 213 руб. Эти суммы брались в расчет при начислении пенсии.
Согласно постановлению Совмина СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 одновременно с денежной реформой и отменой карточной системы, предусматривалось снижение цен на основные продукты и товары. Новые цены были введены приказом министра торговли СССР от 14 декабря 1947 года с разделением территории страны на 3 ценовых пояса. Приведем для примера некоторые цены в рублях и копейках за 1 кг для 2-го пояса. По продовольствию: хлеб ржаной – 3 руб., а пшеничный 1 сорта – 7 руб.; сахар рафинад – 15 руб., мясо говяжье – 30 руб., сельдь каспийская бочковая – 20 руб., икра белужья, осетровая, зернистая – 400 руб. Промтовары обходились дороже: платье женское шерстяное – 510 руб., костюм мужской двойка полушерстяной – 430 руб., а шерстяной стоил уже 1400 руб. Полуботинки мужские обходились в 260 руб. Папиросы «Казбек» стоили 6 руб. 30 коп. за пачку. Часы наручные «Звезда» продавались за 900 руб., а фотоаппарат «ФЭД» стоил 110 рублей. Зарплаты и пенсии катастрофически не хватало. После проведенного в 1954 и 1955 годах бюджетного обследования семей рабочих ЦСУ СССР докладывало, что доля расходов на питание, одежду и оплату жилья составляла в доходе семьи рабочего 70 %, а остаток наличных денег часто равнялся нулю.
Во многом на ситуацию негативно влиял «социальный курс» Г.В. Маленкова, нацеленный на сокращение бюджетных соцрасходов. С января 1955 года значительно ухудшились условия выплат по больничному листку. Частично надо было оплачивать свое лечение, а за стационар платить полностью. В медучреждениях не хватало кроватей, лекарств и медперсонала, который работал с перегрузкой. Недостаточно было школ, столовых и детских садов. Во многом сказывалась нехватка помещений, что разрушила война. Было много ведомственных жилых домов, и потеря работы влекла за собой неизбежное выселение. Многие вынуждены были снимать «углы» и комнаты у частников, на что уходило до 50% зарплаты. Правда, плата за казенное жилье оставалась на уровне 1928 года и составляла не более 4,5% бюджета семьи. Но таких квартир в стране было мало.
Социальный накал в обществе несколько снизили смена политического курса после ХХ съезда партии и начавшаяся хрущевская оттепель. Тому способствовали и конкретные шаги по улучшению жизни пенсионеров.
Пенсионный социализм: госпенсия всем рабочим и служащим
Ситуацию исправил вступивший в силу с 1 октября 1956 года закон о госпенсиях. В нем впервые были объедены в единую систему все основные пенсионные направления. Льготные пенсии стали назначаться по степени вредности и опасности производств в соответствии со списками должностей и профессий №1 и №2.
Право на государственные пенсии получили: 1) рабочие и служащие; 2) военнослужащие срочной службы; 3) учащиеся вузов, техникумов, училищ и школ; 4) другие граждане, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей; 5) члены семей перечисленных лиц при потере кормильца.
Закон закрепил уже существовавшие возрастные параметры и требования к стажу при выходе на пенсию по старости: мужчины – 60 лет и 25 лет трудового стажа; женщины – 55 лет и 20 лет стажа.
Были установлены 3 вида пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Пенсии по новому закону выросли – по старости почти в 2 раза, а остальные примерно в 1,5 раза. Размеры пенсий по старости в 1956 году были установлены в пределах от 300 до 1200 рублей. Были введены надбавки за непрерывный стаж. Тогда же установили 2 варианта учета заработка для начисления пенсии – последние 12 месяцев работы или любые 5 лет подряд из 10 лет перед выходом на пенсию. При полном стаже (25 лет мужчины и 20 лет женщины) пенсия составляла не менее 50% от прежнего заработка. Однако при минимальной на середину 1950-х годов зарплате в 350 рублей назначалась пенсия в размере 100% от зарплаты. После денежной реформы 1961 года планка минимальной зарплаты была установлена в 50 рублей, а максимальной зарплаты – 100 рублей. Соответственно, в первом случае коэффициент замещения был максимальным — 85% и пенсия составляла 40 рублей. А при максимальной зарплате пенсия составляла 55 рублей. Разница между минимальной и максимальной пенсиями составляла всего 15 рублей. Так проводился в жизнь советский принцип социальной справедливости и пенсионного равенства. И работники тех лет с пониманием относились к такой пенсионной практике.
Впервые законом установили пенсии по старости при неполном стаже. Они рассчитывались в пропорции к фактическому времени работы. При этом пенсия не могла быть менее четверти от полной пенсии. Имевшим право на несколько пенсий по разным основаниям, пенсия назначалась только одна — по выбору пенсионера. Была введена норма – пенсия по старости назначалась только при достижении установленного возраста, даже если у работника уже был необходимый стаж.
Этот пенсионный закон в советское время изменялся и дополнялся 18 раз, но его основные нормы и положения оставались неизменными вплоть до начала 1990-х годов.
Как и прежде, пенсии кадровым военным и ученым назначались за выслугу лет отдельными постановлениями правительства. А вот пенсии писателям, композиторам и художникам с августа 1957 года стали назначать по общим правилам. В качестве заработка в расчет брался авторский гонорар. Поскольку страховые взносы за творческих работников не уплачивались, то пенсия шла из казны.
Старикам к станку у нас дорога
Закону установили обратную силу и за счет этого повысили пенсии почти 15 млн. пенсионерам. Однако новые пенсионные нормы не стимулировали пенсионеров работать дольше, поскольку в результате перерасчета общий доход снижался. Так, пенсионеру-льготнику шахтеру или сталевару выплачивалась лишь половина пенсии.
Пенсию по старости работающим пенсионерам платили в размере 150 рублей, если их заработок не превышал 1000 рублей. Пенсии, назначенные при неполном стаже, работающим пенсионерам не выплачивались вовсе. Такие условия оказались невыгодными. Число работающих пенсионеров уменьшилось почти в 2 раза за период с 1956 по 1962 годы. При этом неработающих пенсионеров по старости стало в 3 раза больше. Ситуация ухудшалась и в конце 1963 года работало уже менее 10% пенсионеров. Лишь после 7 лет раздумий власть изменила условия труда пенсионеров по старости. Принятое в 1964 году постановление разрешило брать на работу пенсионеров с гарантией выплаты всей пенсии или ее части сверх зарплаты. Стимул сработал. Число пенсионеров на производстве за один год выросло примерно в 3 раза.
В 1969 году установили «потолок» по доходам работающих пенсионеров — сумма пенсии и заработка не должна была превышать 300 рублей. На 1-м году пенсии по старости продолжали работать около 49%. Маленькие пенсии заставляли пенсионеров, которые сохранили трудоспособность, искать посильную работу или подработку. Забегая вперед, отметим, что в 1986 году трудилось уже 61% пенсионеров по старости. Этому способствовал и рост общей продолжительности жизни, которая с конца 1960-х годов превысила 70 лет.
Дождались пенсию в селе
Постановлением Совмина СССР от 4 августа 1956 года ввели в действие «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». В рамках нового пенсионного законодательства были введены нормы, определяющие размеры пенсий «постоянно проживающим в сельских местностях и связанным с сельским хозяйством». С декабря того же года пенсии по старости им начислялись в размере 85% от пенсий рабочим и служащим. К этой категории пенсионеров по старости относились те из них, кто постоянно проживал в селе. При этом пенсионер должен был как-то связан с сельским хозяйством — быть членом колхоза или иметь приусадебный участок от 0,15 га и более. Если приехал из города на отдых, к родным или на лечение на срок до 1 года, то пенсию не пересчитывали. С середины 1960-х годов были отменены перерасчеты пенсий при переезде пенсионера из города в село и обратно.
В принятой в октябре 1961 года программе партии было сказано, что пенсии по старости распространятся и на колхозников. В июле 1964 года впервые в российской истории был принят Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов». В его преамбуле отмечалось, что со временем пенсии колхозников сравняются с пенсиями рабочих и служащих. Правда, пенсионный возраст для сельчан был установлен на 5 лет выше: для мужчин 65 лет, для женщин – 60 лет. Спустя 4 года возрастные критерии колхозников уровняли с возрастом выхода на пенсию рабочих и служащих.

Однако оставались и пенсионные различия. Так, председателю колхоза пенсия назначалась при условии, что за последние 10 лет работы в колхозе, он не менее 5 лет был председателем. Механизатору надо было на этой должности отработать половину трудового стажа. А колхозным специалистам необходимо было иметь высшее или средне-специальное образование и трудиться по специальности. Единая пенсионная система для колхозников финансировалась за счет специального союзного фонда.
В целом уровень жизни сельчан постепенно повышался и приближался к городским показателям. Но до слияния города с деревней было еще очень далеко. Например, в секретной (!) на то время статистической таблице ЦСУ СССР от 5 октября 1953 года приводились данные о потреблении основных продуктов питания в семьях крестьян за разные годы. Если сравнить 1923-1924 годы с 1952 годом, то месячное потребление на 1-го человека снизилось по хлебу и хлебным продуктам на 3 кг, а также на 1 кг меньше шло на еду крупы и бобовых. По остальным продуктам рост в разных пропорция: молоко и молочные продукты – на 3 л больше, сало и растительное масло – на 100 г больше, мясо всякое – на 200 г больше, сахар и кондитерские изделия – на 300 г больше. За почти 30-летний период вряд ли это был значительный рост потребления. Может, поэтому и таблица стала секретной, хотя в ней никаких важных тайн не содержится.
В 1968 году все пенсионные параметры стали едиными для рабочих, служащих и колхозников. Это стало убедительной победой СССР и, пожалуй, единственным в мире успехом в построении столь масштабной, долговременной и социально ориентированной пенсионной системы.
Национальная пенсионная программа не ограничивается только финансовыми и социальными рамками. Бюджетная или демографическая балансировка при всей их значимости вне единого комплексного подхода не даст конечного ожидаемого результата и не сохранит стабильность пенсионной системы в долгосрочной перспективе. Пенсионные системы формируются с горизонтом применения на 30-50 лет и должны учитывать интересы того поколения будущих пенсионеров, которые только начинают свою трудовую деятельность.
Продолжение следует…

Советские пенсии: как было при Ленине, Сталине, Хрущеве

Пенсионная система существовала еще при царизме. Но сегодня мы хотим рассказать, как складывалась «судьба» пенсионных выплат после революции? И как выстроили схему, благодаря которой советские пенсионеры могли беззаботно жить, да еще и детям с внуками помогать?

В первые годы помогали инвалидам и сиротам

После революции советское правительство немедленно приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. Конечно, пенсионное страхование в то время уже не было в стране новинкой, однако в царской России рабочим не платили пенсии по старости и инвалидности, вызванной общим заболеванием. Их семьи ничего не получали и в случае потери кормильцах.

Все эти пробелы решила восполнить советская власть. Уже 1 ноября 1917 года было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании. В нем государство впервые взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. В то же время, в связи с тяжелым экономическим положением молодая страна тогда еще не могла ввести пенсионное обеспечение по старости. Шла гражданская война, и в первую очередь требовалось обеспечить пенсиями инвалидов-красноармейцев.

При Сталине старикам добавляли на жизнь родные

Когда наступил мир и жизнь в стране несколько наладилась, в 1928 году для рабочих и служащих ввели пенсию по старости. При этом был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: для мужчин — 60 лет, для женщин—55. Одновременно власти улучшили пенсионное обеспечение инвалидов и семей, лишившихся кормильца.

Тем не менее, пенсии оставались еще очень низкими примеру, в 1937 году инвалид 1-й группы получал 65 руб., 2-й группы — 45 руб., а 3-й группы — 25 руб. Для сравнения: студенческая стипендия в 1937 году равнялась 130 руб. в месяц и прожить на нее без дополнительного заработка было невозможно

Пенсии же по старости, судя по дошедшим до нас источникам, была лишь немного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) их «потолок» был 300 руб. при средней зарплате около 1200 руб. Иными словами, максимальная пенсия составляла лишь 25% средней зарплаты. Понятно, что прожить на такие деньги без поддержки родных престарелым людям было невозможно.

Хрущев дал пенсии колхозникам

Но, наконец, ушли в прошлое сталинские времена и советской державой стал руководить Никита Хрущев. С тех пор и началось процветание коммунистической пенсионной системы. В 1956 году в СССР была проведена пенсионная реформа, которая полностью отвечала интересам трудящихся, и размеры выплат для горожан — рабочих и служащих — были значительно повышены. Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Эта система почти в неизменном виде сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны советов:

  • пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин;
  • стаж, необходимый для назначения пенсии — 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин;
  • размер пенсии — половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни;
  • «потолок» пенсии — 120 рублей в месяц.

Также важно отметить, что рабочим разрешалось трудиться и после выхода на заслуженный отдых, при этом пенсия сохранялась. А вот занимать кресло специалиста и сохранять пенсию можно было лишь в сферах, где существовал кадровый голод, например, в медицине.

Если говорить о размере пенсий, то на первый взгляд, они могут показаться небольшими. Однако надо помнить, что в те времена государство дотировало низкие цены на хлеб, молоко, коммунальные услуги, проезд на городском транспорте и билеты в кино. Также бесплатно обеспечивались медицинские услуги. Поскольку, к тому же, пенсионерам не приходилось тратиться на детей и обзаведение предметами длительного пользования (мебель, телевизоры и холодильники в советских семьях служили десятилетиями), они нередко оказывались обеспеченнее взрослых детей. И, конечно, помогали своим потомкам, что благотворно отражалось на их моральном самочувствии, а значит, и на здоровье.

На заметку

В СССР были и привилегированные пенсионеры. Они получали так называемую персональную пенсию различного значения — районного, городского, областного, республиканского, общесоюзного. Ее размер определяло правительство. Исходя из некоторых источников тех лет, специалисты утверждают, что «потолок» таких пенсий даже для высших чиновников СССР не превышал 300 руб.

Анна Войтко

Когда ты молод и здоровье бьет ключом, не задумываешься о том, что наступит время, когда производственная деятельность окажется не по силам. В зрелом возрасте вопрос о содержании по окончании трудовых будней становится актуальным.

Впервые пенсионы зародились во времена Юлия Цезаря – так называлось содержание, выплачиваемое военным ветеранам. В царской России такие пособия также существовали. Начиная с Петра I, категории граждан, имевших пенсионное обеспечение, расширялись. К революции правом на получение государственного обеспечения по выслуге лет пользовались военные, жандармы, преподаватели, медики, инженеры, чиновники, рабочие казенных заводов. При назначении пособия учитывался только стаж непрерывной работы. Возраст значения не имел.

На заре становления Советской власти о пенсиях речь не шла. Только в 1918 году появилось содержание для инвалидов армии. Исторически сложилось, что пенсии в СССР, как и в других странах, начинались с военного сословия.

Пенсионная реформа в СССР

Когда в СССР стали платить пенсии? Обеспечение для определенных категорий граждан вводилось постепенно. Сначала военные, затем, в 1923, заслуженные большевики. Далее, пенсия в СССР стала предоставляться для работающих на рудниках и занятых ткачеством (1928 год). В 1937 году пособия стали получать рабочие и служащие городов.

В 1956 году, в результате проведенной Никитой Хрущевым пенсионной реформы, право на пособие получили все граждане советского государства. На основании этого закона упорядочивались правила выплат для пожилых граждан:

  • устанавливался определенный пенсионный возраст для выхода на пенсию в СССР;
  • определялись правила, по которым исчислялся размер пенсии;
  • утверждался порядок выплаты пенсий по льготным условиям.

Финансовое обеспечение осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12%.

Возрастные критерии

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

Принципы начисления пенсии

Пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в зачет мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

Средняя заработная плата в рублях Процент от заработной платы Размер пенсии
до 50 85 40
50 – 60 75 42,5
60 – 80 65 45
80 – 100 55 52
выше 100 50 55

Средняя заработная плата бралась в расчет до уплаты подоходного налога и иных вычетов. Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы:

  • За непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет – 10%.
  • За общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам – 10%.
  • За непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 – 20%.

Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.

Средняя пенсия в СССР выходила в районе 70 рублей.

Особые категории

Персональные пенсии

Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая – общесоюзного, республиканского и местного уровня. В эту касту попадали ученые, партийная номенклатура, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Военные

Всегда были самой льготной категорией. Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось. Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

Работники сельского хозяйства

До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды. Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно. После 1964 работники сельского хозяйства вошли в категорию лиц, получающих содержание от государства. Однако, размеры были значительно ниже. Средний размер в 1965 году составлял 12,5 рублей, и только в восьмидесятые приблизился к отметке 70. При этом колхозные выплаты не отменялись, таким образом крестьяне могли получать пенсию из двух источников, при условии, что хозяйство было богатым.

Инвалиды

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий:

  • травма на производстве или профессиональное заболевание – 110% для I группы, 100% для II, 65% для III;
  • общее заболевание – I группа 100%, II – 90%, III – 45;
  • военнослужащим срочной службы – I группа в размере 90 рублей, II – 70, III – 40;
  • учащиеся – I группа – 75 рублей, II – 50, III – 30.

Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

Элита

В Советском Союзе официально назывались «слуги народа», фактически это был чиновничий аппарат под названием «номенклатура». Попадание в список работников партийного аппарата автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий. Элита могла путешествовать за границу, обеспечивалась особыми товарами, жилищные условия отличались от доступных простому смертному, владела дачными участками, пользовалась машинами с личным водителем.

Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались – члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты – 400, секретари ЦК – 300 рублей.

Система начислений пенсий в СССР была сложной и громоздкой. Индексация не проводилась многие годы. Увеличилась численность граждан пожилого возраста. Пенсия в 1980 году зависела от пополнения бюджета за счет продажи ресурсов. Падение цен на нефть в середине восьмидесятых сыграло роковую роль с производством и социальными пособиями. Наступил другой мир, в котором обеспечение возрастных людей происходит по другому принципу.

«Этих денег хватит только на хлеб»

Советскую пенсионную систему сегодня принято поминать добрым словом. Впрочем, как и все прочие системы, внутри которых строилась жизнь советского человека в «старые добрые времена». Их вспоминают с ностальгией даже те, чей пенсионный возраст пока еще не наступил — вот, дескать, в СССР пенсионеры жили, а не выживали, не то что сейчас! Так ли это было на самом деле, разбиралась «Лента.ру».

«Бабушка работала очень мало, но жила в городе. У нее было четверо детей. Она получала, кажется, рублей 25 — в начале 1960-х. Бабушка покупала «с пенсии» 150 граммов докторской колбаски, просила ее нарезать, и мы с ней (мне было лет семь) съедали колбаску прямо возле магазина. Это было так вкусно, что лучше и не придумаешь», — рассказывает пенсионер Сергей Александрович в интервью газете «Новый пенсионер». Там же другие люди рассказывают о своих родителях: мама была колхозницей, в конце 60-х годов получала пенсию 12 рублей; мама работала на меховой фабрике, из-за прерванного стажа получала пенсию 30 рублей…

Теперь, когда заходит разговор о пенсиях, часто вспоминают именно советское время и советскую пенсионную систему. Дескать, пусть такого разнообразия продуктов на полках магазинов не было, и в очередях стоять приходилось, но пенсионеры не бедствовали, и на пенсию свою жили куда лучше нынешних, ведь те товары, которые можно было достать, пусть и отстояв несколько часов, стоили существенно дешевле.

Когда это было? Кто-то скажет, что в брежневские времена «благословенного застоя», кто-то поминает добрым словом Иосифа Виссарионовича, для кого-то этот период простирается вплоть до начала «проклятой» перестройки. Понятно, что тем, кто начал получать пенсию еще до распада СССР, сейчас в лучшем случае за 80, и судить они могут только о тех положительных и отрицательных сторонах пенсионной системы Советского Союза, с которыми столкнулись сами. Да еще сделаем скидку на то, что в те времена они были моложе, здоровее, а значит, видели мир в существенно более радужных тонах, нежели сейчас. Между тем пенсионная система СССР в том виде, в котором она существовала в 1980-х годах прошлого века, была принята вовсе не декретом большевиков в 1917 году.

Старикам здесь не место

Статус старика как уважаемого члена общества, прошедшего сложный трудовой путь, закрепился за советским пожилым человеком ближе к 1930-м годам. В первые же послереволюционные годы престарелые граждане — и прежде всего женщины — рассматривались, по словам историка Марии Ромашовой, как «идейно чуждые, отсталые, погрязшие в быту и разлагающие детей религиозным воспитанием».

«Старое было приравнено к вымирающему, и процесс вымирания не должен был занимать ничьего внимания. Молодость и старость перестали быть равно естественными биологическими явлениями, разными ступенями одной и той же человеческой жизни. Молодые явно не собирались стареть. Старость находилась под подозрением», — объясняет эту тенденцию литературовед Мариэтта Чудакова.

Действительно, пенсионная система, даже в своем рудиментарном виде, складывалась в СССР достаточно долго. В 1918 году декретом Совнаркома РСФСР право на социальные выплаты получили граждане, «лишенные основного заработка или его части вследствие утраты трудоспособности или безработицы». То есть тут речь шла либо о пособии по безработице, либо о пенсии по инвалидности.

В течение 1920-х годов постепенно появились и другие категории граждан, имеющих право на социальные выплаты. Так, в 1921 году на повышенные пенсии смогли претендовать «престарелые и инвалидные педагоги, имеющие заслуги в деле народного образования». Постепенно ввели пенсионное обеспечение для военных, потерявших трудоспособность во время боевых действий, а в 1929 году пенсии наконец получили определенные категории служащих. Это были работники горной, металлургической и электропромышленности, а также железнодорожного и водного транспорта. Тут же можно встретить знакомые цифры: пенсии назначались мужчинам 60 лет и женщинам 55 лет. При этом стаж первых должен был составлять 25 лет, а вторых — 20 лет.

Наконец, важной вехой в становлении пенсионной системы СССР стала статья 12 «Положения о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», утвержденная постановлением Совнаркома в 1930 году. Согласно ей работники всех госпредприятий могли претендовать на пенсионные выплаты по старости. Впрочем, важно понимать, что в то время СССР был преимущественно аграрной страной, но о государственных пенсиях для колхозников и крестьян речь не шла, хотя они составляли большую часть населения страны. Но уже в 1935 году в Конституции Советского Союза было закреплено право всех граждан страны на пенсионное обеспечение.

Каким же образом оно осуществлялось? Прежде всего стоит отметить, что никакого пенсионного фонда тогда в стране не существовало. Бремя создания социальных фондов возлагалось на каждое предприятие. В колхозах же правление сельхозартели должно было по общему решению создавать социальный фонд и кассу взаимопомощи.

Но тут следует понимать, что бюджет колхоза прежде всего распределялся на сиюминутные нужды, и чаще всего колхозные пенсионеры никаких денег не видели: их заменяли натуральные выплаты — зерно, сено, дрова и т.п. К тому же они не были обязательными, поэтому в сильных колхозах выплаты были, а в слабых старики зачастую оставались ни с чем.

Как пишет доктор исторических наук Татьяна Димони, изучение работы по ликвидации и предупреждению нищенства, проведенное районными отделами соцобеспечения Вологодской области в начале 1950-х годов, показало, что престарелые и больные люди, часто одинокие (как правило, старше 70 лет), были вынуждены «собирать куски». При этом в каждом районе области таких насчитывалось от десятка до полусотни человек.

Тем не менее уже в 1939 году в Большой советской энциклопедии было записано, что «только в СССР граждане пользуются материальным обеспечением в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности». Тут же приводится сумма, которая зарезервирована на эти выплаты в бюджете страны за 1938 год: 3,46 миллиарда рублей.

Но, как пишет в своей работе «Пенсионное обеспечение в СССР» доктор исторических наук Владимир Мамяченков, если провести нехитрые расчеты, при общем населении страны в 160 миллионов человек, приняв удельный вес пенсионеров за 15 процентов, средняя пенсия получится в размере 150 рублей (дореформенные деньги — 15 деноминированных рублей). «В то же время один метр шерстяной ткани стоил 87 рублей, пара сапог или ботинок — 50, метр шелка — 36, кубометр дров — 18, а пара тапочек — 11», — рассуждает он.

Несмотря на то, что в 1950-х годах ситуация в целом улучшилась, она оставалась крайне неудовлетворительной. Никакого способа в открытую жаловаться на низкие выплаты (или их отсутствие) у граждан не было, поэтому они изобретали достаточно интересные способы о них заявить. Мамяченков приводит пример, когда во время выборов депутатов Верховного Совета СССР 1954 года в урне был обнаружен бюллетень со следующим текстом: «Не разрешено до сих пор Положение о пенсиях. Размер пенсии установлен 90-155 рублей — эта сумма явно недостаточная при существующих ценах. Этих денег может хватить только на одного человека, и то только на хлеб, больше он ничем не сможет обеспечить свое существование».

Сбылись мечты народные

Закон о пенсиях был наконец принят в 1956 году. Он действительно существенно повышал пенсии в стране (в среднем на 81 процент) и устанавливал минимальную в размере 300 рублей, а максимальную — в размере 1200 рублей (то есть 30 и 120 рублей после деноминации). Но тут важно отметить, что все эти радости были доступны при наличии стажа 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. При его отсутствии или нехватке минимальная пенсия составляла 75 рублей (то есть 7,5 рубля), что, конечно, выглядело смехотворно.

И тут стоит учитывать, что многие женщины, состарившись и не имея стажа, буквально оказывались на содержании детей. «Они составляли многочисленный легион тех, кто воспитывал «нового советского человека», вопреки декларациям о необходимости общественного воспитания, нес на себе все домашние заботы, пока их взрослые дети трудились на производстве», — отмечает в своей работе Мария Ромашова.

Также немаловажно отметить, что закон 1956 года по-прежнему не касался колхозников — соответствующий законодательный акт был принят только в 1964 году. При этом трудиться им полагалось дольше других категорий граждан — до 65 лет мужчинам и до 60 лет женщинам, да и максимальная пенсия устанавливалась в размере не 120, а 102 рублей. «Но этот максимум так и остался недосягаемой мечтой сельских пенсионеров: в среднем размеры пенсий колхозников были просто мизерными», — пишет Мамяченков. Всего 12 рублей — столько обычно получали колхозные пенсионеры после принятия закона, а к 1985 году эта цифра едва доросла до 40 рублей.

Первые среди равных

При этом в обществе еще с 1920-х годов существовали привилегированные категории граждан, пенсия которых существенно превышала максимальную. Это были так называемые персональные пенсионеры — определенные люди, которые «внесли исключительный вклад в строительство советского государства». Люди, которые получали персональные пенсии, делились на персональных пенсионеров союзного, республиканского и местного значения. В 1977 году такие пенсии составляли 250, 160 и 140 рублей соответственно. Кроме того, существовали дополнительные выплаты партработникам с большим стажем, а также старым большевикам — ссыльным и политзаключенным Российской империи. Им были положены и особые льготы. Получали надбавку к пенсии и отставные военные. Круг этих персон, впрочем, был сильно ограничен, и заметного влияния на общую картину они не оказывали.

Заслуги, за которые назначали персональные пенсии, иногда были достаточно спорными. «Так, в 1961 году обком партии просил назначить пенсию республиканского значения некому М., работнику ГУЛАГа, который «…с 1942 года беспрерывно находится на партийной работе в системе исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД»», — пишет Мамяченков.

Конечно, и коммунистическая партия, и советская родина не обходили вниманием тех, кто ими руководил. Например, Никита Хрущев, отправленный на пенсию принудительно в 1964 году, с 1965 года получал пенсионные выплаты в размере 500 рублей в месяц. Партийные чиновники высокого ранга тоже зачастую выходили на заслуженный отдых с пенсиями, размер которых превышал выплаты персональным пенсионерам союзного значения.

* * *

Нельзя, впрочем, не отметить, что выплаты регулярно повышались, и к 1980-м годам средняя пенсия в СССР составляла около 70 рублей. Но тут важно понимать, что около четверти пенсионеров Советского Союза получали минимальную пенсию. А отечественные сапоги с искусственным мехом стоили 80 рублей, пальто женское — 111 рублей, не говоря уже о всяких излишествах вроде бытовой техники и электроники (которую надо было еще и достать).

При этом число граждан пенсионного возраста к концу советской эпохи быстро увеличивалось, а выплаты госпредприятий на социальные нужды оставались прежними — разницу покрывали государственные дотации. Множественность различных систем пенсионного обеспечения, общая неразбериха и непрозрачность системы только усугубляли ситуацию. В условиях нефтяного кризиса 1980-х годов социальные расходы государства вносили существенный вклад в дефицит бюджета страны. Огромной советской страны, которая в конечном итоге рухнула под весом этой и других проблем, нараставших как снежный ком.

Демографическая катастрофа отменит пенсионный возраст? Комментарий Семена Новопрудского

Пока россияне привыкают к будущему резкому скачку пенсионного возраста с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин, нарастающий демографический кризис может вообще отменить пенсионный возраст в России. Причем в недалеком будущем

Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Пока правительство Франции на фоне многодневной общенациональной забастовки решило приостановить пенсионную реформу, согласно которой французы выходили бы на пенсию не в 62, а в 64 года, в России Кремль вынужден был комментировать рекордную за 11 лет убыль населения.

За девять месяцев 2019 года, по данным Росстата, темпы вымирания населения в РФ достигли максимума с 2008 года. В этот период в стране родились 1,115 млн человек, а умерли — 1,325 млн. Даже несмотря на сокращение смертности (на 30,9 тысячи человек), темпы падения рождаемости оказались втрое выше (95 тысяч человек). В результате естественная убыль ускорилась на 36% относительно прошлого года, до 236,9 тысячи человек.

Приток мигрантов не спасает: за девять месяцев в Россию приехало лишь 193,2 тысячи человек. Население сокращается второй год подряд.

Естественная убыль наблюдается в 69 из 85 субъектов РФ, причем в каждом втором умирает в полтора-два раза больше людей, чем рождается. Десять регионов за последние 30 лет потеряли больше 20% жителей. Население Мурманской области сократилось на 34%, Сахалинской — на 31%, Архангельской — на 26%, Псковской — на 24%, Амурской — на 24%, Кировской — на 24%, Ивановской — на 22%, Тверской — на 22%, Тамбовской — на 21%, Костромской — на 20%, Смоленской — на 18%, Владимирской — на 16%, Рязанской — на 16%, Орловской — на 15%, Ярославской — на 14%.

Хотя, конечно, теоретически «китайцев хватит на всех», нарастающая демографическая катастрофа может иметь гигантские экономические последствия. Во-первых, в Россию приезжают в основном неквалифицированные мигранты и преимущественно из бывших советских республик Средней Азии, население которых в разы меньше российского. То есть качество кадров на рынке труда будет падать. Во-вторых, стремительно сближается количество россиян трудоспособного возраста и пенсионеров, потому что рождаемость практически не растет, а продолжительность жизни повышается и вряд ли будет падать в обозримом будущем. В-третьих, значительному количеству российских регионов грозит вымирание: большой вопрос, кто вообще будет осваивать и заселять эти территории. За последние 30 лет в России, по разным оценкам, исчезли от 30 тысяч до 35 тысяч населенных пунктов.

По свежему демографическому прогнозу ООН, к середине 2035 года россиян станет почти на 5 млн меньше, а к 2100-му население страны сократится на 20 млн человек, до 126,1 млн человек. Чтобы сохранить и развивать нынешнюю гигантскую территорию, россиянам с большой долей вероятности придется работать до последней физической возможности, вообще забыв про пенсионный возраст.

Даже если успехи цифровой экономики убьют некоторые профессии, нехватка рабочих рук и квалифицированных кадров в России выглядит практически неизбежной. На отмену пенсионного возраста будет работать и физическое отсутствие денег на гарантированные пенсии: слишком много будет пожилых людей и слишком мало людей трудоспособного возраста, которые отчисляют социальные взносы на государственные пенсии старикам при нынешней пенсионной системе.

При этом три четверти работающих россиян, согласно исследованию Райффайзенбанка, не откладывают деньги на старость. Так что на личную пенсию они тоже не заработали.

В мире вообще в последние годы много говорят об отмирании привычных пенсий по старости, которые появились в конце ХIХ века с легкой руки германского канцлера Бисмарка. В идеале их должен заменить безусловный (гарантированный) доход всем взрослым гражданам страны до самой их смерти. Но на него еще надо заработать.

Однако у России для постепенного исчезновения гарантированных пенсий и отказа от любого пенсионного возраста есть еще и собственные экономические и демографические основания. Что поделаешь, придется нам оставаться «вечно молодыми» и работать до последнего вздоха. Просто потому, что больше некому.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?